Сценарий открытия выставки моя родословная. Внеклассное мероприятие «Дерево держится корнями, а человек семьей

Сценарий творческого проекта «Моя семья – моя родословная».

Задачи:

Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к родителям, взаимопонимания и терпимости в отношениях взрослых и детей.

Формировать у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

Развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы, воспитание у учащихся интереса и любознательности, открытости, положительных эмоций; чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью; сплочение классного коллектива.

Воспитывать ответственное отношение к порученному делу, учиться выполнять совместно общее дело; воспитание духовных потребностей: любовь и уважение к окружающим.

Ход мероприятия:

Ведущий: Уважаемые родители, дети и гости, сегодня мы собрались, чтобы устроить отдых вам и забыть повседневные заботы и хлопоты. Чувствуйте себя уютно, как дома, ведь вы находитесь во втором доме ваших детей – школе. Я рада видеть вас в нашем классе.(Представление гостей)

Детям предлагается разгадать ребус: 7 я.

Семья - что это такое?

Ребята, как вы понимаете, что такое семья? (Высказывают своё мнение.)

Рассмотрите схему - объяснение понятия "семья". (Рассматривают схему и объясняют.)

Ведущий: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.

Чтец: В семейном кругу мы растём

В семейном кругу все корни твои.

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём.

Основа основ – родительский дом.

Анализ сочинений на тему «Традиции моей семьи».

Семейная традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому.

Прочитав сочинения детей, узнала, что каждый ребёнок гордится своей семьей, дети пишут, что семейные традиции сближают всех родных и делают семью дружной и крепкой. У многих семей традиция – это семейные праздники: дни рождения, Новый год, 1 сентября, когда все собираются за одним столом и поздравляют друг друга. Также дети отмечают и то, что в семье учат правилам этикета. Об этом написали в своих сочинениях: Сибиряков В., Попова К., Гагарин Н., Перевощиков А., Балтачева С., Мутных С., Брылякова А., Дряхлова В., Меньшикова С., Буторин И., Кутявина В. Во многих семьях любят животных и природу, поэтому выезжают всей семьёй в лес. Такие прогулки объединяют взрослых и детей. Написали в своих сочинениях Коньков Д., Анохин И., Дьяконов И., Ушакова Ю.

Ашихмин Егор написал о том, традицией в его семье стало, то, что по выходным они стряпают, он очень любит выпечку бабушки, аромат её булочек и пирожков распространяется по всему подъезду и бабушка любит угощать соседей.

Данил Бабинцев написал о том, что вот уже несколько лет они с папой в Крещение купаются в проруби.

А вот в семье Журавлёвых поистине настоящая традиция. Их традиции по бабушкиной линии уже несколько десятков лет. Все получили музыкальное образование. Даниил будет четвёртым поколением, закончившим музыкальную школу по классу фортепьяно.

Семья Русских Егора большая: трое детей, папа и мама. Каждый год на протяжении 13 лет ко Дню Победы эта семья своими руками изготовляет подарки, рисуют открытки и во время парада дарят эти сувениры ветеранам.

Что такое родословная?

Ведущий: Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость и интерес к истокам собственной родословной - это две ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, от истории своей семьи. Семейная память важна для воспитания чувства гордости свой род.

Для чего люди составляют родословные?

А как вы думаете, для чего люди составляют родословные?

Семейная история (родословная) поможет взглянуть на себя со стороны. А, может быть, вы узнаете что-то такое, что поможет возгордиться вам своей семьёй.(Высказывания детей)

Человек растёт и задумывается над вопросом: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?» издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается. Вот и мы с вами попытались составить свои родословные. Сейчас мы услышим рассказы семей о своей родословной, о родственниках, которыми можно гордиться.

1 конкурс – «Родословное древо. (родители и дети защищают свои творческие работы).

Песня «Потолок ледяной». (Исполняет Меньшикова Софья)

Чтобы не было скучно, нужно чередовать конкурсы «Семь нот» и «Семь раз отмерь». Ведущий: Наши семьи не только музыкальны, но могут похвастаться своим рукоделием, умением создавать красивые и полезные вещи, необходимые в хозяйстве или просто приносящие в наш дом тепло. Эти предметы делают наш дом уютней, непохожим на другие дома. "Семь раз отмерь" - следующая страничка нашего мероприятия.

Стихотворение «Что может быть семьи дороже?»

(Читает Мутных Саша).

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно,

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно вчетвером!

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже,

На этой сказочной земле!

Песня Бременских музыкантов (поёт Калабин Даниил)

Внимание, газета! Конкурс «Вкуснятина».

КОНКУРС “ДОМ МОЕЙ МЕЧТЫ”

Ведущий: Друзья, вы задумывались, почему так говорят:

“Мой дом – моя крепость”?

Команды отвечают.

– Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно. Сегодня на празднике каждая семья может построить дом своей мечты. Пусть ваша семья превратится в строительную бригаду. Предлагаю каждой команде набор кирпичей. Раздает конверты с “кирпичиками”. Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом. На четырех кирпичах у вас уже написаны слова “здоровье”, “любовь”, “понимание”, “улыбка”. Остальное надо подписать. Придумайте, какие кирпичи возьмете для строительства своего чудесного дома. Крыше можно дать свое название. Итак, приготовьтесь к защите своего проекта.

Стих «Семья» (читает Сибиряков Владик)

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Подведение итогов, чаепитие.


Древо жизни

(сценарий семейного праздника)

Цели:


  1. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива.

  2. Сформировать у учащихся элементарные представления о родословной семьи, познакомить со значением слов «родословная», «род», «поколение», «фамилия», рассмотреть происхождение имён и фамилий.

  3. Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
Оформление: раскидистое дерево с листочками, семейные проекты «Моя семья», Гербы семей, шары, рисунки «Мой дом! Моя семья!»

Плакаты:


  • «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

  • «Когда семья вместе, так и душа на месте»

  • «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому.»
Музыкальное оформление: песни «Родительский дом», «Изгиб гитары жёлтой…», «Мы желаем счастья вам!»

Предварительная подготовка:

1.Составление учениками генеалогического дерева своей семьи.

2.0формление фотовыставки« Загляни в семейный альбом».

3.Сочинения учащихся «Моя семья», «Династии», «Наши имена»,

« Семейные традиции», родителей «Мой ребенок».

4. Поиск старинных документов и вещей для конкурса

«Семейная реликвия»

Ход праздника:

Ведущий: Здравствуй, ребята, уважаемые гости Сегодня мы с вами поговорим о ваших чувствах к вашей семье, к вашим родителям, о том, что вы знаете о истории своей семьи, семейных традициях, родословной. Вы познакомитесь с наиболее распространёнными традициями русского народа.

Ведущий : В семейном кругу мы с вами растем,

Основы основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ - родительский дом.

Исполнение песни «Родительский дом»- дети вместе с родителями.

С чего начинается любая семья?

Ведущий: Со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся самыми родными и близкими. У ваших пап и мам до этой встречи были свои семьи, в которых они росли. Их мамы и папы стали теперь вашими бабушками и дедушками. У них тоже были свои родители, братья, сёстры. Это ваши прадедушки и прабабушки.

Так что же такое «семья»? (Ребята стараются сами ответить)

Ведущий: А когда родилась ее величество семья?

(Сценка Разговор Адама и Евы).

Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе 7 вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?»

И Ева тихо ответила: «Я!»

«Кто их воспитает, царица моя?»

И Ева снова ответила: «Я!»

«Кто пищу сготовит, о радость моя?»

И Ева снова ответила: «Я!»

«Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приголубит?

Украсит жилье?

«Я, я – снова вторила Ева, - Я, я... »

С этой поры родилась семья.

Ведущий: Сколько же их этих родственников, давайте считать.

А. Кардашова

«1,2,3,4»

Кто живет в большой квартире?

Четверо мужчин.

Живет в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка,

И Миха, папин сын.

Еще красавица живет

С родными неразлучно.

Один из них ее зовет

Своей любимой внучкой,

Дочкой дорогой

Зовет ее другой,

А третий - милой Машей

И хозяйкой нашей!

И называет мамой

Мужчина самый младший.

Ведущий: А кто живет в вашей семье?

Им мы посвящаем эти стихи:

1.Любимые наши,

Бабушки и дедушки, мамы и папы!

Желаем мы вам дорогие здоровья,

Чтобы не было причины грустить.

И в полном здравии, конечно,

До свадьбы правнуков дожить.

2. Я с бабушкой своею

Дружу давным давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки.

Мне все приятно в ней,

А бабушкины руки

Люблю всего сильней.


    Стала бабушка старой,
От ходьбы она устает.

Храбрым летчиком стану скоро я,

Посажу ее в самолет.

Не тряхну ее, не качну ее,

Отдохнет она наконец.

Скажет бабушка: «Ай да внучек мой!

Ай да летчик мой! Молодец!»


    За все, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Мы благодарны нашим дорогим дедам.


  1. От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.

Мы любим ее, как хорошего друга,

За то, что у нас с нею все сообща,

За то, что нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть у родного плеча.

6.За то, что без утайки и прямо

Мы можем доверить ей сердце свое,

И просто за то, что она - наша мама,

Мы крепко и нежно любим ее.

7.Наши папочки не хуже

Могут кашу, щи варить.

И для дома все, что нужно,

Могут быстро смастерить.

8.Папа может, папа может

Все что угодно.

Плавать брассом, спорить басом,

Дрова рубить.

Папа может, папа может

Быть кем угодно,

Только мамой, только мамой

Не может быть.

9.Наши папы - мастера,

Машинисты, доктора...

Одним словом - удальцы!

Наши папы- молодцы!

10.В праздник наш такой желанный

Что же вам еще сказать?

Разрешите всем сейчас нам

Вам здоровья пожелать!

Не болейте! Не старейте!

Не сердитесь никогда!

Вот такими молодыми

Оставайтесь навсегда!

Ведущий: Сколько хороших слов было сказано в адрес членов вашей семьи, а особенно в адрес бабушек, которые из-за большой любви к вам даже иногда делают уроки за вас. Сейчас для вас мы покажем пару таких бабушек.

Сценка «Бабушки и внуки».

Две старушки.

1-я.Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?

2-я: Да что ты, я еще уроки не сделала...

1-я: Какие уроки? Ты что в детство впала? Ты же 100 лет назад школу кончила!

2-я: Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.

1-я: Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.

2-я: Правда? Это ты их так балуешь?

l-я: Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.

2-я: О, действительно строго.

l-я: Так, что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой.

2-я: Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм-гм... »

У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том... »

l-я: Так, хорошо.

2-я: «оо И днем и ночью пес ученый... »

l-я: Какой пес? Какой пес?

2-я: Ну, я не знаю какая у него порода.

l-я: Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот!

2-я: А-а, поняла-поняла! Я тогда сначала: « У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том и днем и ночью кот ученый... »

2-я: ... с авоськой ходит в гастроном.

l-я: С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?

·2-я: Ой, ну какая же ты, подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.

2-я: Ее уже назвали.

2-я: Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки...

Ведущий: Ребята, а в ваших семьях ваши бабушки помогают вам с уроками?

(ответы учащихся)

Ведущий: Семья это сложный организм, недаром же она называется « семь я». Ведь в семье каждый из нас имеет множество воплощений. Кем может быть в семье женщина?

Ответы детей.

Кем может быть в семье мужчина?

Ответы детей

Правильно

А в ваших семьях кто вы? - Ответы детей

Ведущий: Вот, сколько важных ролей мы выполняем. В каждом из нас можно найти одновременно характерные черты всех наших предков: нос мамин, подбородок бабушкин, характер папин и т. п.

При подготовке к данному уроку вы писали мини-сочинение о своей семье. Я предлагаю вам послушать самые лучшие сочинения.

(учитель зачитывает 2 сочинения учащихся и 2 сочинения родителей)

Исполнение песни «Изгиб гитары жёлтой…»

Ведущий: В языке русского народа жили и живут слова, обозначающие степень родства. А каких родственников вы знаете?

Конкурс «Кто это?» Конкурс ребусов.

Конкурс пословиц «Все дороги ведут к дому».

Как вы думаете, ребята, все семьи одинаковые? (ответы учащихся)

Они все разные, они отличаются друг от друга обычаями, традициями, которые передаются из поколения в поколение. Что такое традиция?

Человек рождается на свет, растет, задумывается «Кто я? Откуда мои корни?»

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную - генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в семьи. Вы работали и с толковым словарем русского языка, должны были найти значение слова «родословная». Что означает это слово?

(ответы учащихся)

В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево.

Знать свою родословную очень важно, потому, что она – связь прошлого, настоящего и будущего.

А можете ли вы назвать имя своей прабабушки? Знаете ли вы откуда она родом?

Вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, их у нас не

5000 исторических имен, как у Александра Сергеевича Пушкина. А самое роскошное дерево получилось у Филимонова Алексея, нам хотелось бы услышать о том, как ты работал?

Дам вам совет - не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Это станет вашей хорошей семейной традицией.

Ведущий: А теперь я хотела бы поговорить о следующей традиции. До сих пор в старых деревенских домах на стенах висят фотографии всех членов семьи - это близкие и дальние родственники. А в центре этого ряда, на видном месте увеличенные портреты отца и матери.

Сейчас фотографии хранятся в семейных альбомах, в которых фотографии близких и дальних родственников, всех тех, кто дорог вам. Вот и мы оформили выставку «Загляни в семейный альбом». Как вы думаете почему? Собирать и хранить семейные фотографии - это еще одна традиция. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта важна.

Во время войны и других ситуациях, люди покидая свой дом, берут самые ценные вещи, среди которых были не только фотографии дорогих людей, но и различные семейные реликвии.

На столе оформлена выставка « Семейные реликвии».

(Из коробки достаются различные семейные реликвии, о которых дети и родители рассказывают).

Ведущий: И так, ребята, мы поговорили с вами о семье, её традициях, родословной, семейных реликвиях, но издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности.

Я предлагаю вам создать общий образ семейного герба.

Для этого, вам нужно подумать каким может быть герб семьи?

Как вы его представляете?

Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?

Что может быть в гербе?

(возможные ответы учащихся)

Родители и дети представляют и защищают свои семейные гербы.

Ведущий: И так, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас?

Правильно, семья!


  1. Это близкие и родные люди.

  2. Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.

  3. Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.

  4. Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.
В заключении нашего мероприятия, мы хотели бы вам раздать памятки, в которых говорится какими вы должны быть в своей семье (памятка в виде сердца появляется на слайде и учитель раздаёт такую же памятку детям и родителям).

Ведущий: В заключении нашего мероприятия, я предлагаю всем вместе исполнить песню: « Мы желаем счастья вам».

Приложение

КОНКУРС «КТО ЭТО?»

1.Брат жены - шурин.

2.Брат мужа - деверь.

3.Сестра мужа - золовка.

4. Мать жены - теща.

5.0тец жены - тесть.

6.Мать мужа - свекровь.

7.7. Отец мужа - свекор.

8.Дочь брата или сестры - племянница.

9. Брат отца или матери - дядя.

10.Родители мужа и жены - сваты.

КОНКУРС «ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ К ДОМУ... »

1.ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ - НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ.

2.СВОЯ ХАТКА - РОДНАЯ МАТКА.

3. ТВОЙ ДОМ - ТВОЯ ВОЛЯ.

4.В ГОСТЯХ ХОРОШО - А ДОМА ЛУЧШЕ.

5.ДОМА И - СТЕНЫ ПОМОГАЮТ.

6. МОЙ ДОМ - МОЯ КРЕПОСТЬ.

7.СЕМЬЯ В КУЧЕ - НЕ СТРАШНА И ТУЧА.

8. ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ - ТАК И ДУША НА МЕСТЕ.

9. НА ЧТО И КЛАД, - КОЛИ В СЕМЬЕ ЛАД.

2017г.
Цели:
 воспитание чувств гордости за свою семью, уважения к родителям;
 воспитывать уважение к труду взрослых;
 развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;
 формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;
 сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочение
семей;
 изучение семей учащихся;
 формирование представлений детей об исследовательской деятельности.
Подготовительная работа:
 родительское собрание на тему «Уроки семейной любви».
 сочинения учащихся на темы: «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Имена,
которыми я горжусь».
 составление и оформление генеалогического древа своей семьи;
 конкурс рисунков «Моя семья»;
 выпуск газеты «Узнай меня!»;
 подбор пословиц и поговорок о семье;
 составление ребусов о семье;
 поиск старых вещей, документов, фото, хранящихся в семьях;
Оборудование: аудиотехника и фонограмма песни «Родительский дом» (из
репертуара Л. Лещенко); гербы древних родов; сок «Моя семья».
1.Организационный момент
(На доске ребусы о семье, составленные детьми)
Ход классного часа
­Давайте разгадаем ребусы, которые составили ребята.
­На какую они тему?

(Семья)
Всё начинается с семьи…
Призывный крик ребёнка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы…
Всё начинается с семьи…
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть…
Всё начинается с семьи…
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться!
Всё начинается с семьи…
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб о нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
­Сегодня мы поговорим о семье, рассмотрим генеалогические древа ваших семей.
­Вы расскажете о своих предках, чем они занимались, о традициях и обычаях своей
семьи, от кого и какие черты характера вы унаследовали, кем вы гордитесь и т.д.
2.Моя родословная

Никто из нас не свалился с Луны. Все мы ­ ветви и листья огромного и переплетенного

общечеловеческого дерева.
­Человек рождается. Растет. Задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?».

Каждому человеку очень важно знать свою родословную. Всех, кто жил до нас
называют предками, а тех, кто будет жить после нас – потомками.
­ Что такое родословная? (Перечень поколений одного рода.)
­ Что такое род? (Ряд поколений, происходящих от одного предка.)
­ Кто такой предок? (Древний родственник по роду.)
Дети отвечают.
­Вместе с родителями вы составили свое родословное дерево.
­Выполняя эту работу, вы узнали много нового и интересного о своей семье, родных,
предках.
­При оформлении генеалогического древа проявили творчество, фантазию.
­Давайте посмотрим выставку ваших работ.
Славная вещь – родословное дерево. Но если присмотреться к нему, то можно
заметить одну несообразность. Выходит, что из ребёнка вырастают мама с папой, а из
них – бабуши и дедушки. Странная получается картина. Как же исправить эту
странность? Очень просто. Перевернём рисунок вверх ногами. Тогда дерево
превратиться в корень – в большой разветвленный корень, из которого и вырос ребёнок.
И недаром, когда хотят похвалить человека, говорят: « У него крепкие корни». Значит,
такой человек родился в хорошей дружной семье, и семья его воспитала.
Дам вам совет: не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих
детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих
родственниках, передавайте документы из поколения в поколение, пусть это станет
вашей доброй семейной традицией.
Много интересного можно узнать о своих дальних предках, но все же каждому из
вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы
называете своей семьёй. Семья – это группа родственников, живущих вместе. Сколько
же их, этих родственников? Давайте считать.
Кто живет в большой квартире?
Четверо мужчин.
Живет в квартире дедушка,
И папа, и прадедушка,
И Миха, папин сын.
Ещё красавица живет
С родными неразлучно.
Один из них её зовет
Своей любимой внучкой,
Дочкой дорогой
Зовёт её другой,
А третий – милой Машей
И хозяйкой нашей!
И называет мамой
Мужчина младший самый.
­ А сколько человек живёт в вашей семье?
Я хотела бы убедиться, что вы знаете своих родственников и то, кто кому кем
приходится.
­ Лера, кто тебе Оля? (сестра)

­ Дима, кто ты для мамы? (сын)
­ Денис, кто тебя называет сыном? (мама, папа)
У меня такая мама –
Все завидуют, я знаю!
Ты зайди сегодня в гости –
Мама нынче выходная...
Позовет к столу нас мама,
Скажет нам: садитесь, дети!
Там с тобою мы увидим,
Что всего вкусней на свете.
Там пирог разлегся важно,
Он с румяными щеками,
Брови сахаром сверкают
Под изюмными глазами.
Мы запьем пирог чудесный
Свежим чаем золотистым,
А потом мы всю посуду
Перемоем чисто­чисто.
Так мне хочется на маму
Быть во всем, во всем похожей!
И моя подруга шепчет:
"И мне тоже, и мне тоже!"
Наши папочки не хуже:
Могут кашу, щи сварить.
И для дома все, что нужно,
Могут быстро смастерить.
Наши папы ­ мастера,
Машинисты, доктора...
Одним словом ­ удальцы!
Наши папы ­ молодцы!
­ У Нины Ивановны есть внучка. Кто она? (бабушка)
­ Лиза, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
Я с бабушкой своею
Дружу давным­давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
Мне все приятно в ней,
А бабушкины руки
Люблю всего сильней.
А у бабушки моей ­ волосы седые,
А у бабушки моей ­ руки золотые.
И в заботах целый день рук не покладает:
То на спицах вяжет шарф, то носки латает.
Ни одной минуты нет у нее свободной.
Я без дела не сижу, помогаю тоже,
Потому что на нее быть хочу похожей.

Основа основ – родительский дом.
5.Семейные реликвии
­Человек живет, пользуется какими­либо вещами, которые ему дороги, связаны с
каким­либо событием в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы
продолжаем ее хранить, как память о близких людях. Это – история семьи, история
народа, история Отечества.
(Рассказы детей о семейных реликвиях)
6. Семейный альбом
А сейчас попутешествуем по семейным альбомам. В каждой семье сохранились
старые фотографии и сегодня мы их видим. Что же вы можете рассказать о тех, кто на
них изображён?
Рассказы о фотографиях.
­Много интересного узнали мы о ваших родственниках.
7.Конкурс рисунков детей о семье.
8.Вспомним детство
­Мы подготовили газету «Узнай меня!», в которой разместили фотографии ребят в
раннем детстве.
­Узнали ли вы своих одноклассников?
9. Наша классная семья
Мы с вами говорили о ваших семьях, но есть ещё одна семья, которая появляется
у вас тогда, когда вы приходите в школу – это ваша классная семья. Мы с вами тоже
имеем своё имя – название, свои традиции, маму.
А ещё моя семья­
Класс! Ведь это ясно же!
А учительница наша­
Наша « мама классная»!
Мы замечаем не всегда,
Как много нам забот
И терпеливого труда
Учитель отдает.
Помните об этой семье и никогда её не подводите.
Давайте все впишем свои имена одной нашей семьи в родословное дерево нашего
класса
Частушки
Шире улица раздайся

Мы по ней сейчас идём
И семейные частушки
Про себя мы пропоём
Мама с папой и сестрёнка
Вот и вся моя родня,
Ох, спасибо, дорогие.
Что вы есть все у меня…
­ Кто в семье послушный самый?
Нам скажите прямо.
­ Ну, конечно, вам ответим.
Это ­ наша мама.
­ Мама смотрит так сердито,
Ведь я ем без аппетита.
Будто вот от этой каши
Всё зависит счастье наше.
У меня семья большая
Мама, папа, брат и я.
Мы друг друга уважаем
Прямо скажем – мы друзья.
Папа может на белазе
Уголь целый день возить.
А придя с работы, дома
Телевизор починить
Мама вяжет руковички
Я плету ей две косы.
Мы с ней буд­то бы сестрички,
Как две капельки росы.

Баба Зина – чемпион
В кулинарном спорте
Всех сразил «наполеон»
Сто слоев ведь в торте
Деда очень уважаю,
Смело вам могу сказать!
Очень трудные задачи
Будем вместе мы решать
Про себя мы рассказали
Наши семьи просто класс!

Мы счастливые ребята
Посмотрите­ка на нас
Семейные конкурсы
1. Конкурс «Кто это?»
Вопросы:
1. Брат жены. (Шурин.)
2. Брат мужа. (Деверь.)
3. Сестра мужа. (Золовка.)
4. Сестра жены. (Свояченица.)
5. Мать жены. (Теща.)
6. Отец жены. (Тесть.)
7. Мать мужа. (Свекровь.)
8. Отец мужа. (Свекор.)
9. Дочь брата или сестры. (Племянница.)
10. Брат отца или матери. (Дядя.)
11. Сестра отца или матери. (Тетя.)
12. Жены двух братьев. (Свояченицы.)
13. Мужья двух сестер. (Свояки.)
14. Матери жены и мужа. (Сватьи.)
2. Конкурс художников.
Дети рисуют на доске по заданию.
Нарисуйте круг большой,
Сверху маленький такой,
На макушке ушка два ­
Это будет голова.
Нарисуем для красы
Попышней ему усы.
Вот пушистый хвост готов
Ты красивей всех котов!
­ Вы убедились, какие ваши дети прекрасные художники.
3. Конкурс «Музыкальный».
Угадать – о чем или о ком поется в песне и пропеть всем вместе 1 куплет.
1. Если с ним ты вышел в петь. (Друг).
2. Она все лежит да на солнышко глядит. (Черепаха.)
3. Представьте себе: зелененький он был. (Кузнечик.)
4. Он ничего не проходил, ему ничего не задавали. (Антошка.)
5. Они бегут неуклюже. (Пешеходы.)
6. Он бежит, качается. (Голубой вагон.)
7. Рисунок мальчишки. (Солнечный круг.)
8. С нею весело шагать по просторам. (Песня.)
9. От нее станет всем теплей. (Улыбк
4. Конкурс «Пословицы».

(а у матери ­ сердце).
(как земля людей).
(чем родная матушка).
При солнышке тепло… (а при матери добро).
Мать кормит детей…
Нет лучше дружка…
У, детины заболеет пальчик …
Дом вести... (не бородой трясти).
Не красна изба углами... (красна пирогами).
В гостях хорошо... (а дома лучше).
Объясните значение пословиц:
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Согласную семью и горе не берет.
Дружная семья и землю превращает в золото
Учитель: Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говорит пословица «Не
надобен и клад, коли в семье лад»
Сценка «Мир в семье всего дороже».
Дейcтвyющие лицa: Автор, Дед, Бабка, Внучка, Курочка Ряба.
Автор.
Жили­были Дед и Баба.
Жили, не тужили.
Сухарь чаем запивали,
Один раз в месяц колбасу жевали.
И все ладно бы, да Курочка­невеличка
Взяла и снесла яичко.
Яичко не простое,
Яичко золотое.
А теперь по нашим ценам
И вообще оно бесценно.
На семейный, на совет:
Собрал Внучку с Бабкой Дед.
Дед. Так и так. Такое дело.
Что с яичком этим делать?

Может, скушать? Иль продать?
Иль на доллары сменять?
Может, чтоб упали стены,
Центр музыкальный купим современный?
Бабка. Что ты, дед?! Побойся Бога!
Музыка не стоит много!
Лучше купим телевизор,
Пылесос или транзистор
Иль возьмем телегу мыла,
Чтобы в доме чисто было.
Внучка. Может, купим мне духи?
Обалдеют женихи!
Иль французскую помаду?
Я ей тоже буду рада!
Автор. Начался тут сыр да бор
И житейский шумный спор.
То не се, да то не так.
Дед. Ты балда!
Бабка. А ты дурак!
Автор. Начался такой скандал ­
Свет такого не видал!
Только Курочка молчит,
Около стола стоит.
Курочка. Ну, никак не ожидала
Стать причиною скандала.
Чтобы это прекратить,
Надо мне яйцо разбить.
Автор. Подошла она тихонько
И, крылом взмахнув легонько,
Яичко на пол уронила,
Вдребезги его разбила!
Плачет Внучка, плачет Баба...
Внучка и Бабка.
Что наделала ты, Ряба?
Автор. Дед не плакал, как ни странно,
Вывернул с дырой карманы.
Дед. Нету денег, ну и что же?!
(Вместе) ­ Мир в семье всего дороже!
Учитель. ­ Да, мир и дружба в семье всего дороже.
Ведущий. Спасибо всем, кто пришел сегодня к нам. Доброго здоровья и успехов во
всех начинаниях нашим любимым мамам, папам, бабушкам и дедушкам.
В праздник наш, такой желанный,
Что же вам еще сказать?
Разрешите всем сейчас нам
Вам здоровья пожелать!

Не болейте! Не старейте!
Не сердитесь никогда!
Вот такими молодыми
Оставайтесь навсегда!
Мы вам желаем от души,
Чтобы были дела хороши,
Чтобы в дом не стучалась беда,
Чтоб грусть не пришла никогда.
Желаем счастья и добра,
Желаем теплых, светлых дней,
Здоровья, что всего важней.
10.Подведение итогов классного часа
­Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов
вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.
­Когда­нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и ваши потомки
будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.
­Мы гордимся членами наших семей, которые при жизни делали добро другим
людям.
­Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!

Общешкольное мероприятие посвящено изучению родословной, что требует большой подготовительной работы: изучения истории своего рода, составления "Древа жизни", написания сочинений о своих бабушках и дедушках. Такая работа воспитывет в детях любовь и уважение к своему роду, семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Галиуллина Гузэль Кабировна , учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ СОШ с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан

Общешкольное мероприятие «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»

1 вед .

Кем был твой прадед. Кем твой дед?

О чем они мечтали?

Каким был скромный их обед?

Что в будни надевали?

Каким был род занятий их?

К чему они стремились?

Что вызвало бы дружный смех?

И как они женились?

Какие испытания им

Достались на веку?

Как до Парижа дед дошел

В башкирском том полку?

И, если все узнаешь ты,

Изучишь древний род,-

Полюбишь Родину свою,

Полюбишь свой народ.

2 вед.

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о шежере. Что же это такое? Что вы узнали об этом на уроках культуры Башкортостана, родного языка?

(Ответы учащихся.)

Итак, шежере означает «родословная». А каково его происхождение?

3 вед.

С древнейших времен у многих народов сложился обычай изустной передачи, а позже письменной фиксации родов и племен. На этой основе возникли европейские хроники, скандинавские саги, славянские летописи, а также памятники тюркских и других восточных народов в виде шежере – родословных.

Башкирские шежере – своеобразные письменные памятники, относящиеся к 15-18 векам и к более ранним периодам. В эти записи башкиры вносили имена предводителей своих родов, включали сведения об исторических событиях, имевших место при том или ином родоплеменном вожде, о жизни и быте народа.

4 вед.

Шежере - это первый рукописный памятник, созданный самим народом о своей истории. Если иметь в виду, что письменные памятники каждого народа создавались на фольклорной основе, то можно предположить, что шежере появились в виде легенд и преданий о пророках и отдельных личностях, известных истории. Говоря иначе, шежере - это устно - поэтическое творчество, бытующее в письменной форме. В первое время шежере, видимо, как и все традиционные формы башкирского фольклора, из поколения в поколение передавалось в устной форме.

5 вед.

Патриархально-родовые отношения предписывали знание и почитание своих предков. По традиции каждый башкир должен был знать свою родословную, по крайней мере, до седьмого колена. Сведения о наиболее авторитетных старейшинах и значительных событиях в жизни рода хранились в памяти людей, эта незаписанная история передавалась из поколения в поколение изустно. Позднее, с распространением среди башкир письменной культуры, шежере получили свое письменное оформление.

6 вед.

Шежере, как и тамга (родовой знак), птица и дерево, считалось необходимым атрибутом, т.е. необходимым, постоянным признаком рода (племени). Своим шежере башкиры очень дорожили. Оно хранилось, как правило, у самых уважаемых старожилов аула, его потеря считалась большим позором, о местах его хранения знали лишь несколько человек.

Во времена Золотой Орды и позднее борьба башкир за сохранение патриархально- родовых отношений и своей самостоятельности превратила шежере в полуофициальный документ.

После присоединения башкирских племен к Русскому государству и получения ими грамот от Ивана Грозного на земельное владение шежере приобретали часто характер юридического документа.

7 вед.

Есть разные типы шежере. Одни дают лишь перечень имен. Другие перемежаются упоминанием важных событий, на фоне которых изображается история рода. Этот тип шежере является наиболее ценным историко-литературным памятником. Лучшие образцы этого жанра представляют собой неповторимое, национально-самобытное явление письменной литературы.

Башкирские шежере носят энциклопедический характер: они содержат различные сведения по истории и быту народа и отдельных родов, описание обычаев и нравов, юридических и морально-этических норм, образцы народного творчества.

Шежере – по-арабски – дерево – произведение, дополняемое и расширяющееся. Подобно дереву, оно отпускает все новые и новые ростки и ветви. За несколько поколений шежере дополняются, однако начальные части сохраняются в первозданном виде. Внесение изменений в то, что написано предками и аксакалами, считалось недопустимым.

8 вед .

С 16 века в значительных по объему шежере чаще появляется подробное описание исторических событий. Фиксация увиденного или услышанного не превращает шежере в сухой летописный материал. По своему характеру они тяготеют скорее к исторической повести, в них налицо оценка деяний рода, отношений к истории народа в целом. Вместо пересказа событий составитель шежере облекает их в красочную литературно-художественную форму, при недостатке материала прибегает к домыслу и фантазии. Таким образом, во многих шежере документальность сочетается с художественностью, факт с вымыслом. Таковы, например, объёмистые шежере родов Юрматы, Мин, Бурзян, Кипчак, Табын, являющиеся в какой-то мере художественным отражением истории башкир, образца их жизни, межродовых отношений.

Этот тип шежере демонстрирует переплетение стилей исторического сочинения и художественного повествования.

9 вед.

Отдельные шежере охватывают довольно большой исторический период. Например, шежере рода Айле содержит трактовку событий, начиная с древнейших времен до 18 века, включая период господства Золотой Орды. В кипчакских шежере эпоха кипчакских объединений и последующие события 14 - 16 веков отражены в тесной связи с историей башкир. Стремление осветить историю башкир в единстве с историей родственных народов, показать их мирные отношения с соседями и совместную борьбу за свободу придают шежере патриотическое и интернациональное звучание.

10 вед.

В древности, когда шежере передавалось из уст в уста, целям быстрого запоминания и длительного сохранения его в памяти наиболее соответствовала форма исполнения в виде кубаира. В дальнейшем в связи с письменным оформлением и превращением в полуофициальный

документ, за шежере закрепляется исключительно прозаическая форма.

Башкирские шежере - это уникальный памятник духовной культуры народа. Учитывая это, правительство РБ 10 мая 2006 года приняло постановление, по которому рекомендовано ежегодное проведение народного праздника "Шежере байрамы".

11 вед.

В наше время возрождается интерес к родословной, большинство людей стремятся хорошо знать историю своего народа, помнить имена своих предков до шести-семи поколений.

Каждый из нас получил задание составить дома шежере с помощью родителей. Что у нас получилось, мы видим по рисункам. Давайте послушаем некоторых ребят.

О своей родословной рассказывает…

12 вед.

Как вы видите, ребята, шежере можно представить в нескольких формах. Некоторые из нас сделали в форме таблицы (демонстрация шежере...

), некоторые в виде лучиков (…), а большинство - в виде дерева.

Каждый из вас – вершина своего дерева, его молоденькая веточка. А ваши родители, бабушки и дедушки – это могучие стволы и корни вашего семейного дерева.

Из старинных шежере можно узнать самые разнообразные и интересные исторические сведения о своих предках.

Давайте послушаем, что вам еще удалось узнать о своих предках?

(Чтение сочинения Гибазетдиновой Алсу, Хуршудян Лилит.)

13 вед.

Итак, шежере - это родословная рода. Чтобы написать родословную, мы должны знать о своей семье. А семья не может существовать отдельно от общества, страны. Семья – это часть общества. Общество, страна как большая семья. В нашей стране проживают люди разных национальностей. И каждый народ старается сохранить любовь к родному краю, к родной литературе, к родной речи.

А это начинается с самого малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Поэтому каждый из вас должен стремиться к тому, чтобы получше изучить свою родословную, гордиться своими предками.

14 вед.

В семейном кругу мы с вами растем,

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем.

Основа основ - родительский дом.

15 вед.

Здравствуй, семья! Какое красивое слово! Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя нарекли именем. А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий! Например, слово «семья» можно разделить на два слова - «семь» и «я». И тогда оно как будто говорит нам: «Семья - это семеро таких же, как я». И правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядсм, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и занятия. А когда же родилась ее величество семья? Оказывается, давно. Когда-то о ней не слыхала земля, но..

16 ведущий, ученик и ученица читают по ролям стихотворение.

Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?»

И Ева тихо ответила: «Я!»

«Кто их воспитает, царица моя?»

И Ева снова ответила; «Я!»

«Кто пищу сготовит, о радость моя?»

И Ева снова ответила: «Я!»

«Кто платье сошьет? Постирает белье?

Меня приголубит? Украсит жилье?»

«Я, я - снова вторила Ева, - я, я...»

С этой поры и родилась семья!

17 вед .

Поздравляю тебя, семья! У тебя давние и глубокие корни. У тебя высокая крона, устремленная в будущее.

18 вед.

Почитать родителей - значит: в детстве - их слушать, в молодости - с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться. Если заповедь эта исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды! Бывает, что по одному человеку о всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.

Стихотворный монтаж в исполнении учеников.

1 ученик

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты внук,

За то, что ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож...

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

2 ученик

Там, где дружная семья,

От счастья кружится голова!

Там, где дружная семья,

Лица светятся улыбкой,

Словно звездочки горят!

Там, где дружная семья,

Спорятся отлично все дела!

Там, где дружная семья,

Удач тропинка пролегла!

3 ученик

Волшебный символ жизни - семья,

В нем капелька Отчизны, в нем - я,

В нем мама, папа, братик, сестра,

В нем маленький квадратик двора.

В нем - солнце, и березка, и дом,

В нем все тепло смеется кругом.

Семь нот волшебных песни, семь фраз.

Чтоб солнца свет чудесный не гас,

Смеялись громко дети земли,

Продолжить род священный могли.

4 ученик

И в этот праздник счастья всех нас

Мы поздравляем прямо сейчас,

Пусть крелкой будет наша семья –

Иначе жить на свете нельзя!

Семья - поистине высокое творенье.

Она заслон надежный и причал.

Она дает призванье и рожденье.

Семья для всех - основа всех начал. Звучит песня «Родительский дом»

Заключительная часть.

1 ученик

И у учителей, и у наших родителей, ребята, главная забота, чтоб мы выросли хорошими людьми. И для этого они прикладывают все силы. Любовью и терпением наших родителей достигается семейное согласие, непрестанным трудом - достаток и благополучие. Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить!»

2 ученик .

Да, семья – это дом. Это свято. Семья – это мама и папа, бабушки и дедушки, дети. Это любовь и забота. Труд и радость, несчастье и печали, привычки и традиции.

3 ученик .

Род- это одна большая семья. У каждого рода есть свое начало.

Откуда род берет свое начало?

Коль хочешь, чтоб фамилия звучала,

С любовью посмотри в родные лица

Узнай побольше, будет чем гордится.

4 ученик.

Помни землю свою и предков.

Чтоб не оказаться в ряду безродных.

5 ученик

Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о семье, о своих предках. Для этого мы написали сочинения, разучили песни, полдготовили выставку фотографий. Надеемся, после этого праздника вы больше заинтересуетесь своими корнями, больше будете уважать и почитать своих предков, ведь они- наши корни. А теперь приглашаем вас спеть с нами песню «Как здорово,что все мы здесь сегодня собрались».


Семейная родословная

Родительское собрание - праздник

Школа МБОУ «Пригородная СОШ»

Класс 2- а

Учитель Козлова Наталья Николаевна

Ход мероприятия

Вступительная часть

Звучит фонограмма песни «Родительский дом»

Всё начинается с семьи...

Призывный крик ребёнка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы...

Всё начинается с семьи...

Умение прощать, любить и ненавидеть,

Уменье сострадать и сложность в жизни видеть...

Всё начинается с семьи...

Сергей Шарин:

Перенести печаль и боль утрат,

Опять вставать, идти и ошибаться.

И так всю жизнь!

Но только не сдаваться!

Всё начинается с семьи...

Основная часть

Если вам плохо, если трудно, если вас обидели - кто вас приласкает, приголубит, поймёт и утешит? Конечно же, ваши мамы, бабушки, папы, родные и близкие вам люди - семья. Когда мы с вами беседовали, вы говорили, что семья является для человека самым важным в жизни. А как вы думаете, ребята, все ли семьи одинаковые? (ответы детей)

Они все разные, они отличаются друг от друга не только количеством детей, но и интересами, обычаями, привычками, традициями, которые передаются из поколения в поколение.

Человек рождается на свет, растёт, задумывается: « Кто я? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную - генеалогическое древо. Эта традиция сейчас возвращается в семьи.

Вообще, составление и ведение родословной издавна являлось частью традиционной культуры многих народов России. Когда земли и имущество стали передавать по наследству, ведение родословной стало очень актуальным. Поэтому чаще всего ее составляли высшие слои общества. Однако родословную старались вести во всех семьях, независимо от их сословной принадлежности. Крестьяне, ремесленники, казаки бережно относились к родословной. Владевшие грамотой записывали ее, например, на оборотной стороне старинных семейных икон, неграмотные передавали память о своих предках устно, как сказки, былины или пословицы.

Вы оформляли свои родословные в виде дерева. Посмотрите на это дерево, оно олицетворяет ваш род — с одной стороны кроны — прародители по маминой линии, а с другой — по папиной. Знаете, почему именно дерево стало основой вашей семейной родословной? Потому что оно имеет корни — это ваши предки — и ветви — это молодые поколения. Корни — это те, от кого пошел ваш род.

На самом верху ребёнок, ниже его родители (мама и папа), ещё ниже родители родителей (ваши бабушки и дедушки), корни - самое старшее поколение.

Вот мы с вами тоже попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 имен, как у А. С. Пушкина, но и наши листочки на деревьях говорят о большой проделанной работе. Послушаем выступление Шарина Сергея о его родословной.

Выступление Шарина Сергея о его родословной.

Славная вещь - родословное дерево. Когда хотят похвалить человека, говорят: «У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в хорошей дружной семье, и семья его воспитала честным, порядочным, уважающим своих родных, заботящимся о них.

Многие из вас составляли родословные. Дам вам совет: не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение, пусть это станет вашей доброй семейной традицией.

Кроме этого, можно составить родословную летопись, или, как ее называют, роспись. Например, как у Киркиж Вероники. Летопись можно оформить в виде свитка с печатью. В росписи можно изложить основные сведения о каждом из членов рода, рассказать о его достоинствах и достижениях. Сведения, которые включают в родословное описание, представляют собой рассказы о том, где человек воспитывался, какое образование получил, где жил и в какие годы, указываются места работы или службы, звания, должности. Если какой-либо представитель рода участвовал в войнах, сражениях, то необходимо пояснить, где и когда это происходило. Важно также указать, имел ли он награды. Дополнением к росписи могут быть фотографии и портреты. Они обязательно должны быть подписаны: кто на них изображен, когда и где. Роспись можно приклеить к ватману с «генеалогическим деревом» и хранить в семейном архиве.

Много интересного можно узнать о своих дальних предках, но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы называете своей семьёй. Семья - это группа родственников, живущих вместе. Сколько же их, этих родственников? Давайте считать.

Даня Аброщенко:

Кто живет в большой квартире? Четверо мужчин.

Живет в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка,

И Миха, папин сын.

Ещё красавица живет

С родными неразлучно.

Один из них её зовет

Своей любимой внучкой,

Дочкой дорогой

Зовёт её другой,

А третий - милой Машей

И хозяйкой нашей!

И называет мамой

Мужчина младший самый.

Сколько человек в этой семье вы насчитали? (5 человек) Почему? Кто они?

Игра «Узнай родственников»

Надо собрать пары карточек, например: дедушка - это папин папа.

Надписи на листочках: «Бабушка, мамина мама», «Бабушка, папина мама», «Дедушка, мамин папа», «Дедушка, папин папа», «Тетя, мамина сестра», «Дядя, папин брат», «Мама», «Папа», «Двоюродные братья, тетины дети», «Дядя, тетин муж», «Троюродная сестра, дочь двоюродного брата», «Племянники, дети брата или сестры» и т. д.

Я хочу обратиться к нашим гостям и узнать, как они знают своих родственников.

1. Брат жены. (Шурин.)

2. Брат мужа. (Деверь.)

3. Сестра мужа. (Золовка.)

4. Сестра жены. (Свояченица.)

5. Мать жены. (Теща./

6.Отец жены. (Тесть.)

7.Мать мужа. (Свекровь.)

8.Отец мужа. (Свекор.)

9.Дочь брата или сестры. (Племянница.)

10.Брат отца или матери. (Дядя.)

11.Сестра отца или матери. (Тетя.)

12.Жены двух братьев. (Свояченицы.)

13.Мужья двух сестер. (Свояки.)

14.Матери жены и мужа. (Сватьи.)

С родственными связями разобрались.

Есть одна ниточка, связывающая все поколения, - это мать, мама. Что может быть на свете дороже мамы? Сейчас мы послушаем рассказы, которые дети составили, выполняя проект «Профессии»

Бойкова Вера

Стихотворение о маме

У меня такая мама -
Все завидуют, я знаю!
Ты зайди сегодня в гости -
Мама нынче выходная...
Позовет к столу нас мама,
Скажет нам: садитесь, дети!
Там с тобою мы увидим,
Что всего вкусней на свете.
Там пирог разлегся важно,
Он с румяными щеками,
Брови сахаром сверкают
Под изюмными глазами.
Мы запьем пирог чудесный
Свежим чаем золотистым,
А потом мы всю посуду

Перемоем чисто-чисто.
Так мне хочется на маму
Быть во всем, во всем похожей!
И моя подруга шепчет:
"И мне тоже, и мне тоже!"

Выступление Рудницой Русланы «Моя мама - медсестра»

Выступление Саркисовой Мйи «Моя мама - зооинженер»

Выступление Логуновой Жасмины «Моя мама - швея»

Выступление Синицына Романа «Моя мама - повар»

А что мы знаем о наших папах? Кто они? Какие они?

Ворсина Эля

Стихотворение о папах

Наши папочки не хуже:

Могут кашу, щи сварить.

И для дома все, что нужно,

Могут быстро смастерить.

Наши папы - мастера,

Машинисты, доктора...

Одним словом - удальцы!

Наши папы - молодцы!

Выступление Синицына Романа «Мой папа - художник»

Выступление Горевой Ксении «Мой папа - спасатель»

А у ваших родителей есть родители? Как вы их называете? Дети: Бабушки и дедушки. Верно. Послушаем стихотворения о них.

Васина Лера и Иванова Катя:

У бабушки и дедушки все время интересно:

Мы с дедом чиним лестницу и напеваем песню,

Мы с бабушкой на кухне стряпаем оладушки,

А после в огороде цветы сажаем с бабушкой.

У бабушки и дедушки, что хочешь разрешается.

Здесь на диване прыгаем, подушками кидаемся.

А бабушка и дедушка на нас не обижаются,

Они и не ругаются, а только улыбаются.

Остаться бы у бабушки, у дедушки б остаться,

Но папе с мамой скучно, и надо возвращаться.

А в воскресенье снова приехать в этот дом,

Где бабушка нас встретит любимым пирогом.

Семёнова Ксения:

Стихотворение о бабушке

А у бабушки моей - волосы седые,

А у бабушки моей - руки золотые.

И в заботах целый день рук не покладает:

То на спицах вяжет шарф, то носки латает.

Ни одной минуты нет у нее свободной.

Я без дела не сижу, помогаю тоже,

Потому что на нее быть хочу похожей.

Вы помогаете бабушкам, бабушки - вам. В нашей сценке бабушки тоже помогают своим внучатам.

Сценка « Бабушки и внуки»

Две старушки (Лисицына Софья и Горева Ксения)

1. Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?

2. Да что ты, я ещё уроки не сделала...

1 .Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты ж сто лет как школу кончила!

2. Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат. Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.

1.Правда? Это ты их так балуешь?

2.Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.

1..О, действительно строго.

2.Так что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой. Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм - гм... « У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том...»

1.Так, хорошо.

2.И днём и ночью пёс ученый...

1. Какой пёс?

2.Ну, я не знаю, какая у него порода.

1.Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот!

2.А-а! Поняла-поняла! Я тогда сначала: « У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том; и днём и ночью кот учёный...»

2.С авоськой ходит в гастроном.

1.С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?

2.Ой, ну какая же ты, подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.

нашу честь какую - нибудь единицу назовут?

1. Её уже назвали.

1.Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки.

Дедушки - тоже самые близкие ваши друзья. О своём дедушке нам расскажет Федотов Максим.

Выступление Федотова Максима "Мой дедушка"

И про бабушек вы рассказывали в своих проектах. Мне очень понравилось, как вы хорошо о них отзывались. Послушаем рассказ Лисицыной Сони о её бубушке.

Выступление Лисицыной Софьи «Моя бабушка»

Ребята, в своих работах вы использовали фотографии из семейных альбомов. Как вы думаете, почему, зачем? Собирать и хранить семейные фотографии - это семейная традиция. Фотографии надолго оставляют память о дорогих людях, о важных событиях в семейной жизни. Алёна и Эля расскажут нам о своих семьях по фотографиям работ «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья».

Выступление Филатовой Алёны «Моя семья»

Выступление Ворсиной Эльвиры «Моя семья»

А какие ещё семейные традиции есть у вас в семье, поделитесь с нами, расскажите. (Ответы детей и родителей).

Семейные традиции - это и оформление семейного альбома, и совместные обеды, чаепития, походы, праздники, семейные чтения. Семейные альбомы относятся к семейным реликвиям. Наверное, в каждой семье существуют такие предметы, которые передаются из рода в род, от прабабушки к бабушке, от матери к дочке. Какие предметы могут относиться к семейным реликвиям? (Ответы детей и родителей). Женя нам расскажет о такой семейной реликвии, как дедушкины награды.

Выступление Невровой Евгении «Дедушкины награды»

Музыкальная пауза.

Ученики исполняют частушки.

1. Мы веселые ребята,

Мы частушки вам споем.

Коль понравятся куплеты,

Мы еще их пропоем.

2. Дорогие наши мамы,

Мы всегда гордимся вами,

Умными, спокойными.

Будем вас достойны мы.

3. Наши папочки веселые

Ну а если надо будет,

Могут «яблочко» сплясать.

4. Папа пишет сочиненье,

Дед решает уравненье -

Все с уроками сидят.

Вот семейный наш подряд!

5. Баба Зина - чемпион,

B кулинарном спорте

Всех сразил «наполеон»

Сто слоёв ведь в торте.

6. Любит музыку мой папа,

От него не отстаю;

Он играет на гармони,

А я песенки пою.

7. Деда очень уважаю,

Смело вам могу сказать!

Очень трудные задачи

Будем вместе мы решать.

8. Мама с папой и братишка

Вот она моя родня

Ох, спасибо, дорогие

Что вы есть все у меня

9. Мы частушки вам пропели,

Больше делать нечего.

Мы пойдем, а вы сидите

До другого вечера.

Творческая работа «Родословное дерево класса»

Мы с вами говорили о ваших семьях, но есть ещё одна семья, которая появляется у вас тогда, когда вы приходите в школу - это ваша классная семья. Мы с вами тоже имеем своё имя - название, свои традиции, маму. Давайте все впишем свои имена одной нашей семьи в родословное дерево нашего класса. Возьмите по яблочку и впишите свои имена и фамилии. Приклейте своё яблочко к нашему дереву. Корни нашей яблони - это ваши родители. Помните и об этой семье, никогда её не подводите.

Торжественные награждения.

За этот год у нас в школе прошло очень много интересных конкурсов, выставок, проектов. Вы были их участниками. Самые активные участники сейчас будут награждены грамотами и медалями.

(Награждения за участи в жизни школы)

Заканчивается учебный. Вы переходите в 3 класс. В связи с этим вам вручаются свидетельства об окончании 2 класса.

(Вручение свидетельств об окончании 2 класса)

Сегодня мы говорили о семье, о самых дорогих каждому из нас людях.

Есть у нас в русском языке такое выражение «Иван, не помнящий родства». Как вы думаете, кого так называют? (Дети высказывают свои предположения)

Верно, Иваны, не помнящие родства, — это те, кто забывает своих предков, те, кто не уважает и не знает истории своего народа. Стыдно быть таким «Иваном». Но мы-то с вами не такие. Поэтому мы продолжим составлять наше «генеалогическое дерево». Будем чтить семейные традиции, хранить реликвии и передавать их из поколения в поколение.