Сценарий занятия по гражданскому воспитанию "мы все такие разные, но у нас много общего". Правила толерантного общения

по Культуре добрососедства на тему

«Каждый из нас особенный, но у нас много общего».

Учитель – Шушеначева В.В.

02.12.13

Цель: познакомить детей с понятием «взаимодействие». «конструктивное взаимодействие». Учить распознавать и преодолевать трудности, возникающие при общении. Показать, что индивидуальность каждого не исключает общность группы.

Оборудование: конструктор, пластилин, набор для аппликации (на усмотрение учителя).

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами вспомним, что мы понимаем под словами «друг», «враг», «взаимодействие», «конструктивное взаимодействие».

2. Мозговой штурм: «друг», «враг», «взаимодействие», «конструктивное взаимодействие». (учитель записывает на доске высказывания детей, затем обобщает записанное).

    Знакомство с понятием «разрушающее взаимодействие» (на примере несовместимых конструкторов «лего» и др.).

    Что такое «конструктивное взаимодействие» (опора на понятия «конструктор», «конструировать»).

    Практическая отработка навыка конструктивного взаимодействия (работа с конструктором, аппликация, лепка и т.д. в парах и малых группах).

    Подведение итогов.(чему научились)

Запись на доске

1. Когда лучше делать дело вместе?

2. Подбери (вспомни) пословицы и поговорки о совместном труде.

3. Придумай и запиши сам(а) пословицу или поговорку о совместном труде.

Игра- тренинг «Панно дружбы»

1. Каждый ребенок приносит три личные вещи, которые ему необходимы и которые он обычно носит с собой в школу.

Ребята, мы должны составить необычную картину, а «нарисуем» мы ее предметами, которые вы принесли. Игра состоит из трех частей. Во время каждой из них вам нужно будет положить в середину круга по одному предмету.

2. Дети, с предметами в руках, садятся на стулья по кругу. Один за другим они встают, выходят в середину круга, молча показывают один из трех принесенных предметов и кладут в центр. Порядок выхода детей произвольный: каждый сам решает, в какой момент и какой предмет он выложит перед группой.

3. По окончании первого этапа все поднимаются со своих мест и рассматривают составленное панно. Затем каждый садится на новое место.

4. Второй и третий этапы проходят так же, как и первый. Участники дополняют панно с помощью других принесенных ими предметов. После каждого этапа дети в течение нескольких минут рассматривают коллективный «шедевр».

5. Подведение итогов:

Понравилась ли вам наша «картина»?

Что по «картине» можно сказать о нашем классе?

Как можно назвать нашу «картину»?

Давайте придумаем сказку по этой картине.

Работа в группах

    Подбери синонимы к слову «дружить».

    Подбери синонимы к слову «враг».

Игра- тренинг «Танец рук»- работа в парах

3.1. Объединить детей в пары (детей желательно объединить таким образом, чтобы в паре оказались ребята, которые либо совсем не общаются между собой, либо их общение затруднено. В таком случае, эффективность данного упражнения будет более высокой.)

3.2. Ученики, объединенные в пары, располагаются таким образом, чтобы находиться друг от друга на расстояния вытянутой руки.

3.3. Дети закрывают глаза и опускают голову на грудь. Руки и кисти расслаблены и опущены по бокам. Потом оба партнера открывают глаза, и каждый смотрит на пол между собой и партнером.

3.4. Учитель говорит примерно следующее: «Представьте себе, что вы куклы в кукольном театре. К вашей правой руке прикреплен шнур. Пусть шнур приподнимает вашу руку так, чтобы она покачивалась между тобой и товарищем где-то на высоте плеч.» дети выполняют действие.

3.5. «Теперь представьте себе, что ваша правая рука – дракон. Пусть он покружит в пространстве между тобой и товарищем. При этом его движения согласованы с действиями другого дракона». Дети выполняют действие в течении 10-15 секунд.

Обсуждение:

    Что вы чувствовали во время упражнения?

    Легко ли было его выполнять?

    Если трудно, то почему?

    Можно ли одним словом охарактеризовать, что происходило? (вывести на понятие «взаимодействие»)

    Когда легче выполнять упражнение, когда мы в ссоре или в дружбе? (подвести к выводу, о том, что ссора мешает нам взаимодействовать слаженно, тогда, когда это особенно важно. Попросить детей привести примеры ситуаций, в которых успех зависит от слаженности действий (например: командные соревнования, строительство и т.д.).

4. Слово учителя: «Ребята, только что мы с вами научились работать в парах без слов. А теперь, мы попробуем работать без слов в командах.»

5. Упражнение «Сложите шерстяное одеяло» (работа с этим упражнением допускает использование реальной ткани, если есть такая возможность. В этом варианте упражнения можно ввести соревновательный момент. Вероятнее всего, победит та группа детей, которая смогла быстрее и успешнее согласовать свои действия. В таком случае вывод будет очевиден и очень показателен: согласованность, терпение, взаимоподдержка помогают достичь успеха.)

Подведение итогов урока

    Что мы сегодня делали на уроке?

    Какие качества необходимы для успешного выполнения работы в команде?

    Важны ли были при выполнении задания пол, национальность и т.д.? (вывести детей на вывод о том, что важным в данной ситуации является желание и умение работать вместе и достигать успеха)

    Если мы относимся к человеку как к врагу, помогает ли нам это при выполнении совместных дел?

  1. Развитие понимания многообразия и индивидуальности всех граждан нашего государства, т.е. сходств и различий между людьми нашей страны.
  2. Подчеркнуть, почему эти различия хороши и важны для нас как отдельных индивидов, обладающих собственными чертами.
  3. Акцентировать внимание на общих чертах, характерных для всех граждан нашей страны.
  4. Способствовать воспитанию гражданственности и гражданского долга.

Ход занятия

1. Вводная беседа:

– Ребята, сегодня мы поговорим с вами о том, что все мы такие разные, но, в то же время, у нас есть и много общего. Послушайте отрывок из песни “Мы твои рядовые, Россия” (слова И.Шаферана, музыка С.Туликова).

<…>
Мы живем на огромной Земле,
Даже внешне друг друга не зная.
Кто шагает в твой цех по Москве,
Кто растит урожай на Алтае,
Кто спускается в угольный штрек,
Кто ведет пароходы морские,
Но одно нас связало навек:
<…>

Перед Родиной все мы равны,
Мы твои рядовые, Россия!

– Ребята, обратите внимание на пословицы, которые сегодня украшают наш кабинет. Сколько замечательных пословиц и поговорок существует, и все они несут определенный смысл, может чему–то учат нас, ведь недаром их называют народной мудростью. Давайте подумаем, какая мысль объединяет все эти пословицы.

“Все мы люди, все человеки”
“Что ни человек, то и Я”
“И я и он такой же человек”
В лесу лес неровен, в миру люди”
“Человека под стать и масть не подберешь”
“На стан, на облик нет образца”
(Даль В.И. Пословицы русского народа)

2. Актуализация темы:

– Мальчики и девочки, попробуйте написать на приготовленных для вас карточках свое ИМЯ. Раскрасьте свое имя цветными карандашами, оформите его так, как вам хочется. Вы можете украсить его дополнительными деталями, а можете нарисовать вокруг него свои любимые вещи, изобразить милые сердцу места и края и т.д. (с целью организации наиболее эмоционально комфортной и творческой обстановки, снятия напряжения можно включить фоновую музыку)

1. После выполнения творческого оформления карточек со своими именами учитель рассаживает всех в круг и просит каждого показать свое “имя” и рассказать о своих любимых вещах. Далее учитель задает перечисленные ниже вопросы с целью развития понимания детьми их сходств и различий. Дети высказываются по мере готовности. Главная задача педагога – обеспечить эмоциональную защищенность каждого выступающего (не допускать оценивание и негативные высказывания детей по поводу чужих работ).

  • Что вы узнали о других ребятах в ходе этого задания?
  • Что вы знали о них до этого?
  • Когда каждый представлял свою работу, услышали ли вы что–то, что может подходить и для вас? Может, вы любите одинаковые вещи, а может разные?

2. Далее учитель просит детей представить себе ситуацию, что на земле все люди одинаковые, похожи и душой и внешностью друг на друга как “две капли воды”. Это задание может вызвать большой интерес, многим захочется высказаться, важно внимательно выслушать идеи ребят. Учителю необходимо выделить наиболее интересные идеи, раскрывающие сущность данного проблемного вопроса, резюмировать высказывания, подвести итог дискуссии и отметить, что наши различия полезны и необходимы.

3. Преподаватель просит детей сгруппировать разложенные на столе фотографии по очевидным признакам. На столах можно разложить фотографии, вырезки из газет, журналов, репродукции картин.

– Ребята, теперь нам предстоит поработать в командах по 4–5 человек (для сокращения времени на распределение по командам можно использовать отработанные “разбивки”: на розданных всем участникам карточках написаны названия разных городов, произнося вслух “свой город”, каждый участник ищет свою команду). Каждая команда получает набор карточек с фотографиями разных людей нашей большой страны. Сгруппируйте картинки по общему признаку. Например, мальчики и девочки, цвет волос, возраст, род занятий, увлечения.

После выполнения задания учитель организует небольшую дискуссию, задает наводящие вопросы: “Что было общим для детей на картинках, а что было различным?”. Преподаватель подводит детей к мысли, что, несмотря на то, что мы все (люди нашей многонациональной страны) такие разные и неповторимые, у нас есть много общего. Часто на первый взгляд разные люди встречаются, знакомятся, узнают постепенно друг о друге, находят что–то общее (интересы, увлечения, хобби, общие взгляды, жизненные ценности и т.д.), что сближает их. Но каждый из них остается при этом индивидуальностью, потому что очень важно “сохранить свое лицо, “не раствориться в другом”.

– Послушайте стихотворение Л.Рыжовой “Будем знакомы”.

Я тебя вчера
Еще не знала –
Мы сегодня
Повстречались тут.
– Здравствуй! –
Смело ты сказала.
– Здравствуй.
Как тебя зовут?
Имя на имя –
И будто давно мы
Любим с тобою
В танце кружить
Будем знакомы?
Будем знакомы!
Будем знакомы –
Будем дружить.

3. Правовой практикум:

– Каждый из нас не только человек, но и гражданин своей страны. Каждый гражданин и просто человек действительно имеет и сохраняет свою уникальность, неповторимость и особенность. Каждый из нас имеет свои собственные особенности характера, поведения, свой собственный образ мыслей и многое другое, но есть что–то, что нас объединяет. Это то, что мы являемся гражданами Российской Федерации. Каждый гражданин имеет свои права и обязанности, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Давайте посмотрим на права из Конвенции о правах ребенка. Какие права говорят о сходствах детей? Какие права говорят об их различиях?

Работа организуется в микрогруппах по 4–5 человек (если предыдущая разбивка была успешной, можно попросить детей образовать те же команды). У каждой команды на столе должен находиться сокращенный вариант Конвенции о правах ребенка или резюме прав, определенных Конвенцией о правах ребенка . После того, как каждая команда выскажет свое мнение, выдвинет аргументы и найдет подтверждение своих мыслей в имеющихся документах, возможна небольшая дискуссия. Учитель, опираясь на высказывания детей, подводит их к мысли, что всех граждан объединяет соблюдение и признание общих прав, т.к. все рассматриваемые права основаны на общности потребностей всех людей, не смотря на то, что мы такие разные. Таким образом, соблюдение и признание прав – это гражданский долг каждого из нас.

4. Гражданский практикум: “Ярмарка нарядов”

Материалы:

  • Большой лист цветной бумаги
  • Надпись: “Это Мы”
  • Вырезанные из белой плотной бумаги силуэты дымковской игрушки (количество заготовок соответствует количеству участвующих детей)
  • Краски
  • Кисти

Организация пространства:

Ход мероприятия

Учитель обращает внимание детей на сходство заготовленных силуэтов дымковской игрушки, что все игрушки похожи друг на друга. Интересуется у детей, имеют ли они представление о том, что представляет собой дымковская игрушка. В ходе обсуждения учитель отмечает, что у каждой игрушки есть и сходство и различие. Это различие будет заметно, когда каждый из детей создаст свой собственный наряд для игрушки, придаст ей определенный характер, внешние и внутренние особенности. Таким образом, при общем, объединяющем их сходстве, будет на лицо единственные и уникальные особенности, созданные руками детей. Игрушка будет иметь неповторимый облик, выражающий ее особенный внутренний мир, сохраняя общее с другими, т.к. игрушки выполняются в единой технике и росписи. Задание для каждого ребенка заключается в том, что он должен доработать силуэт игрушки, затем нарисованная игрушка прикрепляется к общему листу бумаги (каждый ребенок самостоятельно выбирает место расположения своей игрушки на общем листе в ходе коллективного обсуждения). Учитель демонстрирует всем участникам получившуюся “ярмарку нарядов”, отмечая достоинства каждой игрушки. В конце занятия необходимо обобщить сказанное в ходе работы и обратить внимание детей, что сходства и различия нужны и важны для каждого из нас как для настоящих граждан своей страны. Таким образом, проводя параллель между дымковской игрушкой и каждым из нас как гражданином своей страны.

Список литературы

  1. Первые шаги: начальный курс обучения правам человека. М., 2003.
  2. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. Ярославль, 2004.

Мужчины, поверьте, большинство вещей, которые вы считаете характеристиками сугубо сильного пола, мы, женщины, - понимаем, принимаем и даже любим!

1) Мы тоже смотрим на женщин оценивающим взглядом.
2) У нас тоже есть любимое дело, в котором мы хотим добиться успеха.
3) Мы тоже не любим криков, истерик и слез. И если бы вы никогда нас не обижали, то и не видели бы наших слез.
4) Мы тоже считаем нас, женщин, слабым полом. И мы будем пользоваться этой слабостью, чтобы вы чувствовали себя сильными и могучими.
5) Мы тоже боимся слова "люблю".
6) Нам тоже не нравится целоваться с избытком помады на наших губах.
7) Мы тоже любим иногда помолчать. И, на самом деле, мы умеем слушать, даже если одновременно занимаемся своим маникюром.
8) У нас тоже кроме сердца есть еще и мозги. Причем извилин в них, как установили ученые, столько же.
9) Мы тоже обожаем быструю езду (правда, только когда за рулем - вы).

10) Нам тоже хочется спать после секса.
11) Нам тоже нравится посидеть за бутылкой пива с подругой, покурить и поговорить. И не обязательно о шмотках. Для нас тоже существуют более интересные и глобальные вещи.
12) Мы тоже терпеть не можем грубой критики и упреков. И не надо говорить, что все ссоры всегда начинаем мы.
13) Мы тоже балдеем, когда нам делают это там.
14) Мы тоже понимаем, что секс и любовь - это не одно и то же.
15) Мы тоже любим играть в компьютерные игры типа стратегий и RTS.
16) Нам тоже не нравится убирать, стирать и мыть посуду. Но просто это нужно делать.
17) Мы тоже любим смотреть бои Кличко и эротические фильмы. Особенно, когда вы пытаетесь комментировать то, что происходит на экране.
18) Мы тоже не знаем, что подарить любимому человеку на праздник.
19) Мы тоже умеем дружить и ценим настоящую дружбу.

20) Нам тоже иногда нравятся фильмы ужасов, только не когда мы пытаемся уснуть.
21) Мы тоже не любим, когда нас контролируют и когда нам не доверяют. И мы не будем просматривать сообщения на вашем мобильном, если вы тоже пообещаете не делать этого.
22) Мы тоже любим, когда для нас готовит любимый человек. И если даже получится не особо вкусно, то не обязательно кушать приготовленное. Но сам факт - приятен.
23) Да, мы тоже любим деньги, но это не является основным критерием при знакомстве с вами. Просто наличие денег делает сильный пол еще более сильным и уверенным в себе - вот эти качества нас и привлекают.
24) Мы тоже бываем заняты, и не обязательно своей прической или шопингом.
25) Вы любите командовать. Мы тоже любим, когда вы это делаете.
26) Мы тоже любим, когда вы гладите нам спинку. А ещё лучше - животик...
27) Мы тоже любим читать, и не обязательно дамские романы.
28) Мы тоже не любим бриться, тем более что у нас площадь "оголения" побольше вашей.
29) Нам тоже нравятся песни Цоя и Высоцкого. Но если у вас нет голоса, то лучше не пойте нам их песни, особенно под расстроенную гитару.

30) Нам тоже не нравятся обещания. Тем более пустые.
31) Мы тоже не в восторге, когда у нас месячные.
32) Нам тоже хочется прыгнуть с парашютом. Мы просто боимся.
33) Нам тоже нравится наша свобода.
34) Мы тоже не любим пустые слова и разговоры "ни о чем".
35) Нам тоже нравится "кофе в постель".
36) Мы тоже сплетничаем. И тоже иногда преувеличиваем и приукрашиваем наши достижения. И ваши - тоже.
37) Мы тоже хотим иногда побыть наедине с собой. И это не значит, что нам с вами скучно или что вы нам надоели.
38) Мы тоже вас любим, но первыми об этом не скажем.
39) Мы тоже хотим зарабатывать много денег, но абсолютно не стремимся зарабатывать больше вас.
40) Мы тоже любим, когда вы в форме и на животике у вас кубики.
41) Мы, как и вы, тоже разные, и не любим, когда нас обобщают.

У нас много общего с первыми учениками

Очень легко критически оценивать первых учеников и даже не верить рассказам Марка об их явной неспособности видеть то, что так очевидно для нас. Понять их нам помогут три вещи. Во–первых, большинство из нас не были воспитаны в сильной монотеистической вере, как иудеи. У нас собственные трудности с пониманием Божественности Христа, однако нет тех проблем, с которыми сталкивались иудеи, когда им нужно было поверить в Человека, появившегося среди них в образе Иисуса.

Во–вторых, мы читаем евангельскую историю, обладая значительным преимуществом, - мы знаем о конце этой истории и о дальнейшем развитии христианского учения. У нас нет бремени сомнений, как у них, когда будущее пугало их своей неизвестностью - «сможем ли мы выстоять до конца?» и «как долго это продлится?» или «что будет, если оппозиция действительно усилится?». Им приходилось жить с этим. Они даже не могли себе представить, что дела пойдут настолько плохо и, в то же время, хорошо, как оказалось впоследствии. Наше огромное преимущество - знание о кресте и воскресении.

В–третьих, мы часто узнаем в них себя. Мы можем быть праведными, когда Бог приходит к нам во Христе по знакомым дорожкам (даже когда эти дорожки сотворены чудом), если они понятны и убеждают нас. Как великолепно раздавать хлеб толпе, зная, с какой малости начал Иисус. У многих из нас есть собственный опыт столкновения с подобными событиями. Но можем ли мы представить себя там, среди ночи, когда яростный ветер грозил опрокинуть лодку, а грести было так тяжело, когда собственная жизнь была под угрозой, а мимо по водам проходила неясная фигура?

Многие христиане прошли через опыт подобного рода. Такое случается, когда на нас обрушиваются неприятности или беды, когда близкие друзья причиняют нам боль, когда одолевают болезни и одиночество или нас обступает духовная пустыня. Тогда Учитель, щедро раздающий хлеб толпам людей, превращается в туманную фигуру в штормовом море и «хочет миновать нас». В такие моменты очень легко испугаться и вскричать. Но цель подобных переживаний - добиться противоположного эффекта. Они нацелены на укрепление нашей веры, они показывают нам, что мы растем, они являются сигналом, удостоверяющим, что Иисус доверяет нам, зная, что мы выдержим любой шторм. Теперь уже нет необходимости постоянно держать нас за руку, потому что Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа, Который кормит Свой народ, успокаивает шторм и ходит по воде, никогда не покинет и не оставит нас. В этом смысле самые темные дни, сквозь которые лежит наш путь, могут принести нам и самую высокую степень внутреннего озарения.

Из книги Основы здорового питания автора Уайт Елена

Пропаганда принципов санитарной реформы первыми адвентистами Рукопись 27, 1906:763. Когда в Батл-Крике в 1864 г. проходила ярмарка, наши собратья взяли с собой три или четыре кухонные плиты и показывали людям, как можно готовить вкусные и питательные блюда, не используя мясо. Нам

Из книги Слова: Том I. С болью и любовью о современном человеке автора Старец Паисий Святогорец

Там, где много хлопот, - много духовных "радиопомех" - Геронда, не было ли Вам жаль оставлять келью, на восстановление которой Вы потратили столько сил, и переселяться в другое место? - Раз я оттуда ушел, значит, для этого была какая-то серьезная причина. - И везде Вы

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Что означают слова Евангелия «И будут последние первыми и первые последними»? иеромонах Иов (Гумеров)Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф. 19: 30). Господь здесь выражает мысль, что земное положение человека (богатство, общественное положение, звания,

Из книги Над Евангелием автора (Грибановский) Михаил

XXV. "Есть так называемые боги или на небе или на земле, так как есть много богов и господ много, но у нас один Бог Отец, из Которого все и мы для Него" 1Кор.8:5–6 Нелепо и безрассудно спрашивать, есть ли вообще Бог, и нужно ли в Него веровать. Все эти вопросы и связанные с ними муки

Из книги Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги Сборник статей автора Штайнзальц Адин

Что у них общего? Сама идея сопоставления хасидизма и психоанализа может показаться экстравагантной. Хасидизм - религиозное еврейское мистическое движение с соответствующими внутренними мотивами и специфическими внешними проявлениями; психоанализ - научная теория,

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Последние будут первыми (Марк 9: 33–35) Иисус спросил их: «Скажите, о чем это вы говорили по дороге?». От стыда ученики не знали, что сказать, потому что по дороге они спорили о том, кто из них важнее. Тогда Иисус сел, собрал их вокруг себя и сказал: «Кто хочет быть первым, тот

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

7. Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце. 8. Если человек проживет и много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что будет - суета! 9. Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

12. А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг - конца не будет, и много читать - утомительно для тела. Указав на высокое значение произведений мудрых, писатель в то же время предостерегает своего ученика от злоупотребления книгами, как от

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

30. Многие же будут первые последними, и последние первыми. (Мк. 10:31; Лк. 13:30 - в другой связи). Смысл этого стиха объясняется дальнейшею притчею о работниках в

Из книги Книга Числа из Торы автора Мельников Илья

Глава 15 1. Продолжение прощальной беседы Христа с учениками: взаимные отношения между Христом и Его учениками, отношение учеников друг к другу и к миру В 15-й главе содержится вторая утешительная речь Христа к ученикам, заканчивающаяся в 16-й главе 11-м стихом. Здесь Господь

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

8. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. Чтобы побудить учеников к совершению добрых дел (плода), Христос говорит им, что они прославят через то Отца Его и станут в полном смысле учениками Христа. Очевидно, Христос знает, что

Из книги Сравнительное богословие. Книга 6 автора Коллектив авторов

30. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. 31. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. Здесь Иоанн дает первое заключение к своему Евангелию. Он замечает, имея в

Из книги автора

Кому дано много, много спросится (20:2-13) Кадес был оазисом с достаточным количеством воды, но на этот раз, войди в него, израильтяне обнаружили, что он высох. Жажда заставила израильтян наступать на Моисея в своей обычной манере. Они укоряли его за то, что привел их из Египта

Из книги автора

Возлюби много, чтобы и дано было тебе много Предупреждаю, до меня дошли слухи, что некоторые из вас празднословят, собираясь по вечерам, беспечно предаются шуткам; это – пятно на делающего и на допускающего. Каждый из вас вставляет свое шутливое слово, и начатый одним