Сочинение Образ Аси тургеневской девушки (по повести Тургенева Ася). Образ "тургеневской девушки" в повести "ася" Тургенев ася образ тургеневской девушки

Образ тургеневской девушки в повести Ася сочинение

План

1. “Ася” - повесть И. С. Тургенева.

2. Образ “тургеневской девушки” в повести Ася

2.1 Характер Аси

2.2 Отношения девушки с братом.

2.3 Отношения Аси с господином Н. Н.

3. Вывод.

И. С. Тургенев - замечательный писатель и хороший психолог. В своей повести “Ася” он выводит неповторимые человеческие образы. Они живые, реалистичные, со своими достоинствами и недостатками. Повесть раскрывает перед читателем историю о несчастной любви прекрасной девушки и недостойного ее избранника. Автор подробно описывает, как познакомились главные герои, как зарождалось нежное чувство в их сердцах и как было разбито невинное девичье сердце.

Ася - молодая девушка, путешествующая с братом. Она - дочь богатого барина и крепостной женщины. Такое двусмысленное положение в обществе наложило определенный отпечаток на поведении главной героини. Ася вспыльчива, но ненадолго, немного не уверенная в себе, ранима и чувствительна, добрая и искренняя. Она порывиста, но естественна и благородна. Девушка умеет красиво рисовать и понимать прекрасное. Она не получила должного воспитания, поэтому и можно объяснить её столь неординарный характер.

Странные непростые отношения связывают девушку и ее сводного брата. Он относится к ней свысока и как-то отчужденно, но с любовью и сочувствием. По началу Ася боялась и избегала брата. Но потом, видя его нежные чувства и самоотверженное поведение, привязалась к своему новому родственнику всей душой. “Нет, я никого не хочу любить, кроме тебя, нет, нет, одного тебя я хочу любить - и навсегда”, - с жаром и сквозь слезы признается она Гагину.

Встреча с господином Н. Н. пробуждает в Аси непонятные ей чувства. Раньше она ни к кому не испытывала романтической любви. Разобравшись в своем сердце, девушка привязывается к своему избраннику и не стыдится своей любви. Не в силах скрывать своих чувств, героиня повести первая открывается любимому. Хотя он отвечает ей взаимностью, первая мысль, что приходит ему на ум, была: "Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!" Как видно, молодой человек не может оценить прекрасные качества своей возлюбленной, не может пойти наперекор светских обычаев, женившись на девушке сомнительного происхождения, не может бороться за свою любовь... Понимая все это, Ася находит в себе силы покинуть навсегда свою первую любовь. Главный герой сам наказан за свою нерешительность. Он пишет: “Я знавал других женщин - но чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось”.

Трагичный образ Аси - это образ “тургеневской девушки”, непорочной, скромной, возвышенной, одновременно обладающей неимоверной силой воли и чрезвычайной смелостью. Она умеет любить и жертвовать, её чувства возвышаются на фоне нерешительности и трусости господина Н.Н. Ася восторгает читателя душевной красотой и чистотой, искренностью.

В этой статье мы рассмотрим образ "тургеневских девушек". Это словосочетание можно услышать довольно часто, но вот что оно обозначает? Для ответа на этот вопрос придется вспомнить Но сначала заметим, что современницы очень любили автора. У него было больше почитательниц, чем у любого другого русского писателя. Попробуем разобраться, чем же Иван Сергеевич заслужил такую любовь?

Личная трагедия и отношение к любви

Образ "тургеневских девушек" сложился благодаря своеобразному мировоззрению писателя. Во многом он обязан своему появлению отношению Тургенева к любви. Писатель всю свою жизнь питал безответную страсть к Полине Виардо, известной французской певице. Это чувство помешало Ивану Сергеевичу жениться, он даже пошел на дипломатическую службу, чтобы быть ближе к предмету воздыхания. Но все было напрасно - Виардо была замужем и любила супруга.

Эта любовная неудача отразилась на мировоззрении Тургенева. Он перестал верить в то, что чувство может сделать человека счастливым. Для писателя любовь стала непреодолимой силой, которая легко ломает даже самую стойкую личность. В этом можно убедиться на примере судьбы Базарова. Тургенев был уверен в том, что, столкнувшись с чувством, человек не сможет остаться прежним - любовь перемелет его. В ней автор видит обреченность, неотвратимый фатум.

Героини

Образ тургеневской девушки является неким воплощением рока, который призван разрушать жизни - познав любовь, герой обречен на гибель духовную и физическую. Его персонаж либо умирает, как Базаров, либо угасает, как Павел Петрович Кирсанов, который безответно был влюблен в княгиню Р. После того как она умерла, он теряет внутреннюю силу, существует по инерции.

Исходя из сказанного, можно было бы предположить, что женщина, обрекающая мужчину на смерть, должна иметь нечто демоническое. Но Тургенев не позволяет себе взвалить всю ответственность на героиню. Наоборот, он создал практически идеальный образ женщины, какой не удавалось создать ни одному русскому писателю. Имена этих совершенных барышень:

  • Елена Стахова («Накануне»);
  • Зинаида («Первая любовь»);
  • Наталья Ласунская («Рудин»);
  • Лиза («Дневник лишнего человека»);
  • Ася из одноименного произведения;
  • Лиза Калитина («Дворянское гнездо»);
  • Вера («Фауст»).

Что касается романа «Отцы и дети», то не подходит на роль "тургеневской барышни". Скорее к ним можно причислить Фенечку и Катю.

Образ "тургеневских девушек": характеристика

Героини писателя разные, но у них есть и общие черты.

Все "тургеневские девушки" очень женственны. Они могут быть и не красивы на первый взгляд, но в них есть что-то особенное. Его героини «не от мира сего» - очень романтичны, много читают, впечатлительны, живут в своем мире. Показательно в этом отношении описание Натальи («Рудин»): «оставалась неподвижной… задумывалась… опускала руки… на ее лице отражалась работа мыслей… она чувствовала сильно и глубоко, но тайно».

Тургеневская девушка очень нравственна и безукоризненно добродетельна. Самое важное для нее - быть честной перед собой и не пойти против совести. Только тогда она может быть счастлива. Со стороны может показаться, что такие героини беспомощны и слабы, но это совершенно не так. В них заключена большая сила, которую дает им чувство нравственного долга. Сломить такую героиню невозможно, если она приняла решение, то уже не изменит его.

"Тургеневские барышни" могут легко принести себя в жертву, но только ради любимого человека. В этом снова проявляется их внутренняя сила. Часто духовной потенциал таких героинь намного выше, чем у любого героя-мужчины. Из-за их необычного характера судьба "тургеневских девушек" складывается очень необычно. Например, Елена из «Накануне» отправляется на войну, Марианна из «Нови» оказывается в самом центре революционных событий, Лиза Калитина («Дворянское гнездо») находит успокоение только в монастыре.

Героиня Тургенева обязательно чему-то служит. Это может быть любимый мужчина, высшая идея, а подчас и то, и другое. При этом в ней уживаются совершенно противоречивые черты характера, например, трезвость ума и упрямство, порывистость.

Итак, мы разобрали основные характеры персонажей. Ниже можно будет увидеть план. Образ "тургеневской девушки" по нему будет гораздо легче проанализировать. Мы же для примера возьмем Асю.

Внутренняя сила

Писатель создает новый женский образ. В его героинях ничего не остается от прекрасных дам Средневековья, которые считались идеалом. Такие женщины были покладисты, смиренны и ждали действий от мужчин. Образ "тургеневской девушки" в повести или романе совершенно не такой. От нее можно ожидать, что она сама займет место рыцаря и спасет своего возлюбленного от всех бед. Поэтому назвать такую барышню безвольной и слабой - непоправимая ошибка. Просто разглядеть ее потенциал сразу не удается. При этом героини Тургенева остаются верны себе, они всегда внутренне цельны, их не раздирают противоречия и сомнения. Вот, для примера, описание Лизы Калитиной: «проникнута чувством долга… с сердцем кротким и добрым… она любила одного Бога нежно, восторженно, робко».

Лиза Калитина

Рассмотрим образ "тургеневских девушек" на примере героини романа «Дворянское гнездо». Лиза Калитина предстает обычной провинциальной барышней, которая во всем подчиняется матери и целыми днями музицирует. В будущем ей предрекали хорошую партию, то есть завидного жениха. Приняв эту судьбу, она могла бы прожить такую же жизнь, как и многие ее ровесницы. Однако обыкновенна Лиза только на первый взгляд. Особенность героини подчеркивает сам автор. Он знакомит читателя с каждым героем, расписывая его прошлое, но Лизу нужно понять, разгадывая характеристики, которые дают ей другие. И при этом надо учесть, что окружающим не сразу удается понять девушку. Так, Лаврецкий составляет о ней совершенно после первого знакомства неверное суждение. Лишь со временем ему удается разгадать Лизу и выяснить, что у них много общего. Единственное, что их отдаляет, - это вера в Бога: Лиза убежденная христианка, а Лаврецкий атеист. Девушка очень пылко рассуждает о свое вере, забывая обо всем на свете.

Любовь Лизы

Образ "тургеневской девушки" очень невинен. Это неопытное создание, мало знакомое с реальной жизнью. Именно поэтому Лиза не сразу понимает, что полюбила Лаврецкого. О своей привязанности она узнала, только осознав, насколько много общего у нее с возлюбленным.

Примечательна сцена объяснения между молодыми людьми. На протяжении всего разговора Лиза молчит. Но писатель передает ее чувства через движения, мимику и жесты. Герои счастливы. И только после этой сцены Тургенев рассказывает нам о прошлом Лизы, что дает ключ к пониманию ее характера.

Приняв свое чувство, героиня уже ни в чем не сомневается. Но появление жены Лаврецкого, которая оказывается жива, разрушает ее счастье. Она считает это наказанием и видит один для себя выход - уход в монастырь. Но и в этом решении девушка верна себе. Совершить этот поступок велит вера в Бога.

Образ "тургеневской девушки" в повести «Ася»: план

Чтобы облегчить себе процесс анализа персонажей, можно составить общую схему рассуждений. Выглядеть она будет следующим образом:

  1. Краткая характеристика произведения: название, тематика и проблематика.
  2. Общая характеристика главной героини.
  3. Подробное рассмотрение ее черт и поступков.
  4. Ответить на вопрос, повлияло ли детство и воспитание на становление личности.
  5. Отношения героини с возлюбленным.
  6. Сюжетная развязка и подведение итогов.

Повесть «Ася»

Теперь попробуем, пользуясь нашим планом, разобрать образ "тургеневской девушки". «Ася» была написана в 1857 году. Эта повесть рассказывает о девушке, рожденной от связи барина и крестьянки. Писатель не раз видел судьбы таких детей, поэтому тема была ему близка и понятна.

Теперь перейдем к описанию Аси. Она предстает типичной "тургеневской барышней". Девушка не особенно красива, зато миловидна, грациозна, в ней много личностного обаяния и неповторимости. Вот какой описывает ее сам автор: «было нечто особенное в ее смугловатом крупном лице… с маленьким тонким носиком, светлыми глазками, детскими щечками». В ее облике много светлого и даже детского. На героя она произвела при первой встрече странное впечатление - слишком много резкого и стремительного было в ее жестах и поступках.

Как обычно, "тургеневская девушка" открывается не сразу. Вскоре становится ясно, что ее поведение можно объяснить прошлой жизнью. Несмотря на свой возраст, она понимает двойственность своего положения, и эта двойственность передалась ее характеру.

Чувства Аси

Образ тургеневской девушки в повести «Ася» очень ярок. Особенно это проявляется в тот момент, когда героиня осознает, что на нее обратил внимание рассказчик. Начинаются встречи, они разговаривают, и мужчина понимает, насколько духовно богата Ася. Девушка раскрывается все больше, становится ясно, что она свято уверена в том, что человек способен совершить все, что угодно, было бы желание. При этом Ася романтична и деятельна, ей нужно занятие, она не может спокойно сидеть на месте. Любовь придает ей новые силы, делает ее счастливой, окрыляет.

Но счастью не суждено было сбыться - главный герой не распознал любви, побоялся мнения света и отказался от героини. Именно поэтому оставляет его до конца дней несчастным и не дает другой семьи и любви Тургенев. Ася (образ "тургеневской девушки" безупречен) предстает идеалом, который был предан самым близким человеком.

Поэтичный женский образ

Иван Тургенев прекрасно видел и глубоко анализировал противоречия в психологии либеральных людей, к которым причислял и себя. В повести «Ася» автор раскрывается как художник и психолог, показывая слабости дворянского либерального общества. История, рассказанная в произведении, была во многом близка самому Тургеневу, поэтому писал он «горячо, чуть не со слезами».

Главная героиня повести по имени Ася является самым поэтичным женским образом Тургенева. Она – самобытная личность: гордая, прямолинейная, пылкая. Ася удивляет «дикостью» своего нрава и необычной внешностью. Но самой сильной ее стороной является благородство души.

При этом Ася имеет не совсем «благородное» происхождение. Ее матерью была крепостная крестьянка, а отцом – богатый помещик. Она рано поняла, что находится на перекрестке разных миров. Она многое переняла у крестьян – их простоту и наивность. Но так же она уже отличалась от них образованностью, глубиной размышлений. Однако настоящей светской барышней Ася так и не стала, ей было чуждо лицемерие этого мира. Все это привело к противоречивости образа девушки.

Ася – яркий пример тургеневской девушки

Ася – яркий пример тургеневской девушки, с которыми ее сближает чистота души, честность, пылкость натуры, способность на подвиг.


Кадр из фильма

В образе главной героини своеобразно раскрыта идея долга. Ее требования к жизни кажутся одновременно простыми и великими. Из-за этого она представляется многим странной и даже неестественной. Ася считает обычную жизнь людей своего круга не интересной, потому что в ней нет места подвигу, о котором она мечтает. Деятельная, благородная жизнь – вот что ей по душе. Однажды, наблюдая за богомольцами, героиня говорит, что могла бы пойти с ними. Она прекрасно понимает, что эти люди во многом себе отказывают, но живут во имя благородной цели. Ася хочет прожить так, чтобы после себя оставить след. Но она понимает, как этого трудно достичь, поэтому ее настроение так часто меняется.

Ася не была подвластна светским правилам, потому что выросла среди крестьян. Но соприкоснувшись с новым миром, поняла, что обычная жизнь не для нее. Девушка мечтает встретить такого же человека, как она, который поможет ей совершить что-то важное.

Ася в восприятии главного героя

Образ Аси показан в повести посредством восприятия главного героя – господина Н.Н. От его имени написано произведение. Рассказчик предается воспоминаниям, когда был молод и странствовал по свету. Особенно он запомнил свой визит в Германию, где встретил Асю. На одном студенческом мероприятии герой познакомился с нею и ее братом Гагиным. Она кажется ему загадочной. Лицо наполовину прикрыто шляпкой, темные светлые глаза. Самобытность девушки пробуждает в герое любовь. Но он слишком разумен, чтобы признать это. Героине всего 17 лет, она имеет дикий нрав и сомнительное происхождение – все это не вкладывалось в стереотипы о хорошей жене в светском обществе.

Образ девушки, созданный автором для вдохновения

Ася в первый раз испытывает чувство любви к мужчине. Он ей кажется необыкновенным героем, который способен на высокие свершения.

Ася хочет понравиться господину Н.Н., но не знает, как правильно себя вести. Поэтому она ведет себя весьма странно: то резвится, как ребенок, то по-философски грустит. И все-таки героиня решает поступить просто и прямолинейно, что и свойственно ее характеру, — она признается в любви герою. Но он колеблется с ответом. Нерешительность господина Н.Н. раскрыла Асе глаза. Она осознала, что ошиблась в своем герое. Возлюбленный оказался безвольным человеком, не способным ответить на искренние чувства. Поэтому Ася не колеблется и уезжает. Ей не нужен такой нерешительный человек.

Образ первой любви, воплощенный в образе Аси, навсегда останется в памяти главного героя, как и образ тургеневской девушки навсегда запомнится читателям. Он удивителен своей внутренней красотой и силой. Тургеневская девушка была создана, чтобы вдохновлять и сводить с ума. Иван Тургенев раскрыл миру замечательный образ девушки.

тургеневская девушка ася повесть образ

Каждый писатель создает в своих произведениях особенные образы, которые привлекают читателя своей неповторимсостью. Некоторые из них забываются, а другие остаются в памяти читателей надолго. И.С. Тургенев воплотил в нескольких своих произведениях образ, навсегда вошедший в мировую литературу как «тургеневская девушка». В романе «Рудин» «тургеневская девушка» - Наталья Ласунская, в «Дворянском гнезде» - Лиза Калитина. Ну и, конечно, в первую очередь вспоминается Ася - героиня одноименной повести.

«Тургеневская девушка» отличается от других особенным романтическим образом, который проявляется и в ее внешности. Она может быть приятной, миловидной, она может быть разной.

«Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами», - так описывает И.С. Тургенев Асю.

Это необычное сочетание: «черные, светлые глаза» сразу обращает на себя внимание читателя. Впоследствии, в течение всей повести глаза героини то словно бы «освещаются» изнутри, то вновь становятся темными, словом, постоянно меняются, как и «ее лицо, самое изменчивое лицо».

Ася - особенная девушка, непохожая на других. В пансионе она приобрела отличное образование, но но не подошла «под общий уровень», не сдерживая свой характер, она держалась в стороне от остальных девиц и учителей. Они не могли понять ее дерзкого, но в то же время очень ранимого характера. Некоторые считали ее высокомерной, а некоторые слабой и беспомощной, но все равно не могли разгадать индидивидуальность романтичной девушки.

Гагин объясняет это ее происхождением: «Ей надо было либо прислуживаться, либо дичиться». Как бы то ни было, пансион Ася покинула, будучи все такой же чудной и проказницей.

Воспитанная матерью, державшей ее в строгости, затем отцом, ничего ей не запрещавшим, а также французскими романами, Ася в итоге стала обладательницей очень непосредственного и противоречивого характера.

Она любит играть разные роли, любит чувствовать себя разной - то прилежной домохозяйкой, то сорвиголовой, то нежной и хрупкой девушкой. Она старается продемонстрировать свою независимость от чужого мнения, на самом же деле ей очень важно, что думают о ней окружающие.

При всей своей любви к актерству Ася - сама естественность. Она совершенно не умеет скрывать свои чувства, они проявляются через смех, слезы, даже через цвет лица. Она охотно принимает искусственные обличья, но и не менее охотно сбрасывает с себя маску, становится очень милой и простой.

Яркое качество, которое полностью характеризует Асю, - это искренность. Она не может жить по-другому и не терпит проявлений неискренности в других людях. Возможно это качество и сыграло свою определенную роль в ее жизни. Отношения людей зачастую не всегда строяться на честности и справедливости, а для Аси это играло гланую роль. И эта особенность ее характера создавала тот образ «тургеньевской девушки», который обращает на себя внимание читателя.

Именно поэтому она покидает господина Н., уезжает, поскольку не встречает в нем ответного чувства. У всех «тургеневских» девушек похожая судьба. Они влюбляются, искренне и пылко, но не находят в избраннике ответного чувства. Господин Н., покоривший Асю, не способен на яркий порыв, не способен решиться «жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом...».

Нежный образ Аси навсегда остался в памяти Н., так же как образ «тургеневской девушки», нарисованный писателем, навсегда остается в памяти читателя. Он поражает своей красотой, искренностью, чистотой. Он вдохновляет и сводит с ума, этот милый образ Аси, Лизы, Натальи.

Образ тургеневской девушки.

«Когда я перевернул последнюю страницу повести И. С. Тургенева "Ася", у меня появилось ощущение, что я только что прочел стихотворение или услышала нежную мелодию» - так отзываются многие об этой повести. Я с ними полностью согласна. Это прекрасная история любви, но, к сожалению, с печальным концом - возлюбленные расстались. Первая любовь Аси закончилась трагично.

Главная героиня Ася – это ярчайший образ в литературе. Миловидная девушка семнадцати лет со «смуглым кругловатым лицом, небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она грациозно сложена, но не вполне еще развита».

Жизнь Аси складывалась трагическим образом: она дочь помещика и крепостной. Поэтому она застенчива и не умеет вести себя в светском обществе. Рано потеряла мать, а через несколько лет еще и отца. Это заставило ее рано задуматься о смысле жизни и разочароваться в некоторых вещах.

Но она не разлюбила жизнь, более того она хотела оставить свой след в истории. « Дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» - говорит она. Ася стремится к чему-то особенному, к деятельной жизни, к совершению подвига. Она тонкая, романтическая натура, которой чуждо все обыденное и суетное. Не зря она хочет летать, как птица. Ей нравится романтические рассказы и легенды. А своим кумиром она считает Татьяну, героиню романа «Евгений Онегин».

Главная ее особенность - это непостоянство, загадочность и странность. Именно поэтому Н. Н. восклицает: «Что за хамелеон эта девушка!». Сначала она лазает по стене, как коза, поливает цветы на стенах, сразу после этого ведёт себя, как благовоспитанная барышня, шьёт и опять выказывает своё ребячество. Ася открытая, пылкая, благородная и непосредственная натура.

В этом произведении ее впервые охватывает такое чувство как любовь. Она полностью отдается этому ощущению. Любовь окрыляет ее и полету нет преград. Ася не умеет скрывать свои чувства или притворяться, и поэтому она первая, подобно пушкинской Татьяне, признается в любви Н. Н. Но его эти вести пугают и он не осмеливается связать свою жизнь с такой необычайной девушкой. Импульсивная и искренняя любовь Аси разбивается об робкую симпатию Н.Н., его нерешительность и боязнь противостоять общественному мнению. Обвинения Н.Н. глубоко ранят трепетную душу Аси, и она с Гагиным покидает город.

Я считаю, что образ Аси затронул каждого. Ее странное поведение, сила, с которой она влюбилась в Н.Н., поражает нас, а судьба Аси, та драматичность, с которой она рассталась с Н.Н., заставляет нас посочувствовать. Но меня изумляет ее отношение к жизни, те цели, которых она хочет добиться, то, что она стремиться достичь чего-то в жизни.