В кошачьем сердце нет стыда. — Подписка по e-mail

Метки

Рубрики

  • ЧИСЛЕННИК (12620)
  • Дни рождения (10220)
  • Дни памяти (2046)
  • (1331)
  • (353)
  • КОТСКОЕ (11132)
  • Котоживопись (3300)
  • Котофото (1365)
  • Котоарт (900)
  • Котолитература (117)
  • Gif анимация (3)
  • ПИСАТЕЛИ, ПОЭТЫ (11024)
  • Василий Розанов (194)
  • Владимир Набоков (111)
  • Джейн Остен (83)
  • Сергей Довлатов (74)
  • Шарль Бодлер (71)
  • Айрис Мёрдок (57)
  • Михаил Булгаков (51)
  • Поль Верлен (51)
  • Луи-Фердинанд Селин (30)
  • Оскар Уайльд (28)
  • Ивлин Во (26)
  • Олдос Хаксли (22)
  • Хулио Кортасар (20)
  • Э. Т. А. Гофман (17)
  • Сигизмунд Кржижановский (14)
  • ХУДОЖНИКИ (8180)
  • СТРАНЫ (7580)
  • Франция (1943)
  • Англия, Ирландия (1882)
  • США (946)
  • Германия (900)
  • Скандинавия (344)
  • Италия (256)
  • Япония (254)
  • Испания (253)
  • Польша (245)
  • Австрия (219)
  • Латинская Америка (218)
  • Китай (141)
  • БИБЛИОТЕКА (7046)
  • Биографии, мемуары, дневники, переписка (1445)
  • Собрания сочинений (1276)
  • Литературные памятники (568)
  • ЖЗЛ (487)
  • Поэзия (301)
  • Словари, энциклопедии (133)
  • Исторические романы (129)
  • Библиотека поэта (119)
  • Библиография (105)
  • МСП (72)
  • Библиотека журнала «ИЛ» (62)
  • Зарубежный роман XX века (46)
  • Потаенная литература (46)
  • Жизнь животных (28)
  • Математика (1)
  • ФОТО (3484)
  • Фотографы (307)
  • #Мои фото (198)
  • Color (17)
  • #Мои коллажи (13)
  • ПОГОСТ (2888)
  • РУССКИЕ КЛАССИКИ (1681)
  • Федор Достоевский (1017)
  • Лев Толстой (154)
  • Александр Пушкин (85)
  • Николай Гоголь (62)
  • Антон Чехов (62)
  • Николай Лесков (61)
  • Иван Тургенев (60)
  • Николай Некрасов (47)
  • Михаил Салтыков-Щедрин (41)
  • Михаил Лермонтов (38)
  • Алексей Писемский (23)
  • Иван Гончаров (22)
  • Александр Островский (22)
  • Александр Герцен (21)
  • Павел Мельников-Печерский (15)
  • СКУЛЬПТУРА (1598)
  • НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ (1484)
  • Борис Пастернак (78)
  • Иосиф Бродский (67)
  • Александр Солженицын (46)
  • Герман Гессе (39)
  • Уильям Фолкнер (31)
  • Томас Манн (30)
  • Кнут Гамсун (29)
  • Ромен Роллан (26)
  • Иван Бунин (26)
  • Альбер Камю (19)
  • Анатоль Франс (18)
  • Уильям Голдинг (18)
  • Луиджи Пиранделло (16)
  • Михаил Шолохов (16)
  • Генрих Бёлль (14)
  • СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК (919)
  • Марина Цветаева (134)
  • Анна Ахматова (71)
  • Андрей Белый (49)
  • Александр Блок (41)
  • Максимилиан Волошин (38)
  • Зинаида Гиппиус (33)
  • Федор Сологуб (29)
  • Сергей Есенин (29)
  • Валерий Брюсов (26)
  • Осип Мандельштам (26)
  • Михаил Кузмин (25)
  • Николай Гумилев (24)
  • Дмитрий Мережковский (23)
  • Георгий Иванов (19)
  • Игорь Северянин (13)
  • СТИХИ (802)
  • ОТКРЫТКИ, МАРКИ (530)
  • ИСТОРИЯ, ЭТНОГРАФИЯ (498)
  • ЖУРНАЛЫ (431)
  • ФИЛЬМЫ (396)
  • ПРИРОДА (330)
  • СУИЦИД (287)
  • РЕЛИГИЯ (174)
  • АНТИЧНОСТЬ (136)
  • ТЕАТР (104)
  • Ё (8)
  • ВИДЕО (6)
  • БЕЗ РУБРИКИ (6)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Коты Марины Цветаевой

Коты Марины Цветаевой

Огромный кот возлежит на спине, чуть извернувшись, лапы - кверху, наслаждаясь сном, как только кошки умеют. Отрешенно. Самозабвенно.

Другого Сереженьку другая жена зовет. И будто раздается детский голосок ее маленькой дочери Али:

Мама, идемте в детскую! Посмотрите, как спит Кусака. Мама, Кусака! - кричала, вырываясь от няни, Аля, отбиваясь от няниных рук, не давая, переваливая в руки матери серого дымчатого кота. Люби¬мый, как все ее коты, Кусака - член семьи Марины Цветаевой. Сестре Анастасии она говорила о нем с восхищением:

Ася, это не кот, это чудо какое-то. Он все понимает.

Марина целовала в голову Кусаку, выгибавшего шею, как лебедь.

Дом профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева деревянный, на каменном основании; во дворе - сарай, колодец, деревья. Это был целый мир. Младшая сестра поэта, Анастасия Цветаева, вспоминает, что любимыми игрушками маленьких Марины и Анастасии Цветаевых были два рыночных (по 25 копеек) кота, которых купила детям няня,- больших, набитых соломой, обтянутых раскрашенным грубым ситцем. Но был и настоящий живой любимец - черный «бархатный» кот Вася, ленивый и достойный.

Видимо, в Трехпрудном переулке как-то прожил три дня под пальмами чужой рыжий кот, которого горничная, проходя, сняла с чужой форточки - тот сидел на ней, зевая. Прожил три дня, ушел и не вернулся. И это стало горем, потому что кота успели полюбить. Не ему ли посвящено вот это стихотворение?

Спи, мой кошачий голубок,

Мой рыжий с белым!

Ты - вся моя утеха,

О, бачки золотые! -

Да сохранит тебя Господь

«Мы вновь и вновь обегаем дом, взлетаем на антресоли, по нашей лестнице - когда-то мы увидим ее? Черный Васька, взъерошенный от объятий, тоже, как и мы, в дорожной лихорадке. Весь багаж обнюхан им поштучно. Кот напутствует вещи в иные края и дома. Сиротливо сидит на толстом соломенном заду тряпичный кот с давно затертой мордой, - давний любимый кот. Ему не позволили ехать».

Потом приходили от маленькой Марины Цветаевой письма к отцу с обязательной припиской: «Как Васька?»

И через годы любимый Васька проглянул в другом встреченном замоскворецком коте, когда Марина Цветаева искала вместе с мужем жилье в Замоскворечье. Вернувшись домой, бросилась к сестре:

Ася, какой кот! Точно сейчас из трубы вылез! Черный! И какой ласковый. Он так выгибал голову - противоестественно! Он ничего не замечал - он смотрел мне в глаза. И при такой ленивости такое достоинство! Котиное. как в трехпрудном Васе. Ася, как родной брат! Сережа от него увел меня за руку.

С мужем, Сергеем Эфроном, Марина Цветаева познакомилась в гостях у М.Волошина, в Крыму, на коктебельском берегу, 5 мая 1911 года. Они обвенчались в Москве, в церкви Рождества Христова в Палашах в январе 1912 года. С 1914 по 1922 годы Марина Цветаева с мужем снимала квартиру №3 на втором этаже двухэтажного дома №6 по Борисоглебскому переулку, где и жил тот самый Кусака - серый дымчатый кот. Сегодня в этом доме находится музей Марины Цветаевой, открытие которого было приурочено к 100-летию со дня рождения поэта.

Ариадна Эфрон, старшая дочь, первенец, родившаяся в Москве в 1912 году, вспоминает счастливые мгновенья их семейной жизни:

Счастьем была наша семейная сказка-импровизация, которую Марина и Сережа рассказывали мне перед сном, когда я себя хорошо вела, что случалось не каждый день. Это была длинная звериная повесть с приключениями и продолжением, начало ее терялось в юности моих родителей и в моем самом раннем, почти младенчестве, детстве. Сережа замечательно изображал Льва и Обезьяну, Марина - Кошку и Рысь. Лев был благороден, Рысь - непоследовательна и коварна. Издавна и нежно повелось: Марина звала Сережу Львом, Лёве, он ее - Рысью, Рысихой, сказочные эти клички подменяли подлинные имена, и так - до самого конца жизни.

Сергей Эфрон оставлял домашним записки с силуэтом льва, «львиные» рисунки, Марина Цветаева подписывала свои письма к мужу и дочери заглавной буквой «Р» и изображала росчерком. дикую кошку или только лишь ее ухо с кисточкой - чуткое ухо рыси.

И с Рысью дочь Ариадна могла быть на «ты», с Мариной - только на «Вы». Кошачье семейство: Лев, Рысь и котятки - две чудные девочки. Судьба одной, Али (Ариадны) Эфрон, - прекрасна и трагична; судьба другой, Ирины, - ужасна.

Маленькая Ирина, родившаяся в 1917 году, умерла от голода в 1920-м.

Сергей Эфрон в годы революции примкнул к Белому движению и вместе с остатками разгромленной Белой Армии эмигрировал за границу. Марина Цветаева последовала за мужем.

В 1925 году в Чехии у них родился сын Георгий. Кошачьей песней прозвучало его домашнее имя - Мур. Мать придумала, конечно:

Мур, бесповоротно. Борис - Георгий - Барсик - Мур.

Пока Марина Цветаева носила сына под сердцем, она звала его «царским именем» Борис - в честь поэта Бориса Пастернака, своего близкого друга. Когда сын родился (в феврале 1925 года), она назвала его своим любимым мужским именем - Георгий, именем святого Георгия Победоносца, покровителя Москвы. В одном из писем она писала о нем: «Святой Георгий - покровитель стад и волков. Оцените широту русского народа». Барсик, Мурзила - это кот, мурлыка, любимый зверь. Мур (сокращенное от Мурлыки) - домашнее имя сына Георгия. Так и осталось.

Близким людям, тем, кого она любила, Марина Цветаева давала кошачьи имена: Киска, Тигр, Кошечка. Друг Марины Цветаевой, поэт Максимилиан Волошин, напоминал ей льва или огромного теплого кота, о которого «всегда хотелось потереться, его погладить». Максимилиану Волошину посвящено стихотворение «Кошки»:

У нас в глазах не видно боли.

Но боль пришла - их нету боле:

В кошачьем сердце нет стыда!

Их обучать домашней роли?

Они бегут от рабской доли:

В кошачьем сердце рабства нет!

Как ни балуй в уютной холе,

Единый миг - они на воле:

В кошачьем сердце нет любви!

Люди, любившие и понимавшие кошек, были для нее своими. Марина Цветаева отмечала и ценила кошачьи черты в людях:

Наездник и вор при этом.

Не потому ли мой нрав бродяч

И волосы пахнут ветром.

Не однажды из-за угла

Он прыгал - как кошка - гибкий.

Кошки сопровождали по жизни Марину Цветаеву. И рядом с ними звучало слово «любовь». Любовью, самим этим словом «любовь», ее заразил Пушкин. И, конечно, с детства, с Трехпрудного переулка, она знала пушкинского Кота Ученого.

Марина Цветаева котов любила, «с неизменной нежностью, верностью и пониманием (даже почтением) относилась к собакам и кошкам, они ей платили взаимностью». Всегда искала котов глазами и душой. Следы кошачьи - в ее стихах. И кошки, пока были живы, любили и помнили ее с благодарностью. У кошек хорошая память и преданная душа.

Вчерашний вызываю сон,

Что это было? - Чья победа? —

Все дьявольски наоборот.

Что понял, длительно мурлыча,

Цветаева А. Воспоминания. Изд. третье, доп. - М.: Советский писатель, 1984.

Цветаева М. Сочинения, тт. 1, 2.- М.: Худ. литература, 1980.

Эфрон А. Марина Цветаева. Воспоминания дочери. Письма. ОГУП, Калининградское книжное издательство. ФГУИПП, Янтарный сказ, 2001.

Как повествует древняя легенда, кошка гуляет сама по себе. Возможно, именно поэтому кошке, ставшей символом независимости и самодостаточности, поклонялись во многих древних государствах. Древние мудрецы заметили, что если собака больше привязывается к хозяину, то для кошки важнее место ее обитания, а человек воспринимается лишь в качестве исполнителя ее царственных желаний.

Так или иначе, кошка уже почти десять тысяч лет живет с человеком, но по-прежнему остается загадочным созданием. Тем удивительнее видеть среди ранних стихотворений русской поэтессы Марины Цветаевой стихотворение с названием «Кошки» , да еще с посвящением Максу Волошину. Как известно, в 1911 году, когда появилось это стихотворение, Марина вместе с сестрой Алей гостила у Волошина в Коктебеле, где и познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном.

Что послужило поводом к созданию этого стихотворения? Возможно, какие-то внутренние переживания юной Цветаевой, уже познавшей в свои годы и силу любви, и горечь расставания, и тяжесть утраты. Трехчастное стихотворение «Кошки» удивляет строгостью построения: при кольцевой (опоясывающей) рифме последняя строка в каждом четверостишии почти целиком повторяется:

В кошачьем сердце...

А дальше последовательно упоминается стыд, рабство, любовь - казалось бы, несовместимые понятия. Даже не слишком искушенному в поэзии читателю становится ясно, что стихотворение, конечно, не о кошках. Вопреки всем законам связи между предложениями стихотворение начинается с местоимения 3-го лица они:

Они приходят к нам...

Кто они? Судя по названию, кошки. Но посвящение стихотворения мужчине, причем женщиной, явно указывает на какую-то скрытую ассоциацию. Возможно, поэтесса от лица всех женщин, «гуляющих сами по себе» , (при этом обладая уже собственным опытом любовных отношений), через аллегорический образ кошки , как это принято в баснях, пытается описать женские чувства.

Но боль пришла - их нету боле:
В кошачьем сердце нет стыда!

Действительно, женщина, эгоистичная, думающая только о своих желаниях, наверное, не захочет делить с мужчиной его боль - не будет вникать в его проблемы. Мужчина должен быть сильным и сам разбираться со своими трудностями, вот и нет стыда в кошачьем (читай, женском) сердце. Женщина создана для роскоши и неги. Ее нужно любить, ею нужно восхищаться, а не обременять своими проблемами.

Во втором четверостишии возникает другой образ женщины - Музы, ведь здесь звучит обращение к поэту:

Смешно, не правда ли, поэт,
Их обучать домашней роли.

Ту, которая вдохновляет поэта, служит его музой, невозможно сделать кухаркой или уборщицей, а ведь именно готовкой и уборкой больше всего занимается обычная женщина не из богемы. А постоянная забота о хлебе насущном и создании уюта для творческого человека действительно порабощает женщину. Не случайно в начале ХХ века это стали называть пошлостью и мещанством. Однако есть те, кто «бегут от рабской доли» , потому что «в кошачьем сердце рабства нет» .

Но оказывается, именно забота является настоящим выражением любви. Женщина, которая всегда рядом, которая поддержит в трудную минуту, будет с тобой «в горе и в радости, в богатстве и в бедности, в болезни и в здравии, пока смерть не разлучит» , по-настоящему любит. А та, которую «как ни мани, как ни зови, как ни балуй в уютной холе» , все равно уйдет, почувствовав себя вольной, т. е. ничем не обязанной, «ведь в кошачьем сердце нет любви» .

Доподлинно неизвестно, почему юная Марина Цветаева посвятила это стихотворение Максимилиану Волошину. Возможно, в его жизни была такая несчастная любовь, а может, сама Марина чувствовала в себе нечто подобное, потому что знала, как тяготит и пугает любовь мужчины, которому не можешь ответить взаимностью.

Важно другое: меняются времена, меняются нравы, но все так же мужчина ищет независимых, необузданных красавиц, которые, как кошки, гуляют сами по себе, и не замечает возле себя других, преданных и любящих. А после того, как сердце мужчины разбито, он бежит «зализывать раны» к той, которая его любит и ждет, чтобы потом, придя в себя, вновь отправиться на охоту за какой-нибудь очередной роковой красавицей.

  • «Мне нравится, что Вы больны не мной…», анализ стихотворения Марины Цветаевой
  • «Бабушке», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Молодость», анализ стихотворения Марины Цветаевой

Максу Волошину

Они приходят к нам, когда
У нас в глазах не видно боли.
Но боль пришла - их нету боле:
В кошачьем сердце нет стыда!

Смешно, не правда ли, поэт,
Их обучать домашней роли.
Они бегут от рабской доли:
В кошачьем сердце рабства нет!

Как ни мани, как ни зови,
Как ни балуй в уютной холе,
Единый миг - они на воле:
В кошачьем сердце нет любви!

Анализ стихотворения «Кошки» Цветаевой

Стихотворение «Кошки» было написано М. Цветаевой в 1911 г., когда она еще не подозревала о всех бедах и испытаниях, которые выпадут на ее долю. Оно посвящено близкому другу поэтессы — М. Волошину. До сих пор неясно, что хотела сказать Цветаева этим произведением.

На первый взгляд сюжет стихотворения юной поэтессы достаточно прост. Описывается загадочное поведение кошек, которые с древних времен считаются самыми независимыми домашними животными.
Но постепенно закрадывается вопрос: не являются ли кошки символом, за которым скрывается что-то другое? Многие исследователи творчества Цветаевой считают, что в образе кошек она воплотила свои представления о свободной и независимой женской натуре.

Неприятие обыденной жизни и чувство своей «непохожести» на остальных проявились у Цветаевой в достаточно раннем возрасте и впоследствии только усиливались. Фраза «в кошачьем сердце нет стыда!» вполне подходит для определения творческого эгоизма поэтической личности.

Вторая и третья строфа еще больше напоминают рассуждения поэтессы о самой себе. В 1911 г. Цветаева только в первый раз встретилась со своим будущим мужем. Но отказ от принятия «домашней роли» (приравниваемой к рабству) в полной мере проявился впоследствии. Брак был непрочным, поэтесса уходила и вновь возвращалась к мужу, заводила реальных и воображаемых любовников. Более того, она постоянно заявляла о своем негативном отношении к обыденной жизни, называя ее мещанством и пошлостью.

Цветаева, находясь в мире своих волшебных грез и фантазий, попросту была не способна создать домашний уют. Это тяга к резким ощущениям и перемене мест ярко выражена в строке: «Единый миг — они на воле».

В целом каждая строфа оканчивается эмоциональным заявлением об отсутствии в «кошачьем сердце» «стыда», «рабства» и «любви» (вероятно, привязанности). Такими качествами, судя по более поздним высказываниям Цветаевой, и должна обладать сильная творческая личность, которой она и мечтала стать.

Посвятив стихотворение «Кошки» М. Волошину, Цветаева, вероятно, поделилась с творческим другом своими сокровенными мыслями, аллегорически скрыв их за образом домашних животных.

Предварительный просмотр:

Люблю почитать перед сном хорошие стихи, чтобы ночью приходили цветные сны. Хотя,что говорить, ты и так все про меня знаешь. Помнишь, как учили наизусть. «В Париже», «Нине», «Пленница» Цветаевой. Но сегодня хочу написать тебе про ее особенный, на мой взгляд, стих «Кошки».

Оно написано в 1911 году. Представляешь, ей было всего девятнадцать, а она уже так писала о свободе. Да, темой стихотворения безусловно являются красивейшие грациозные животные, но за эти образом, я уверена, кроются более глубокие рассуждения о свободе. Не зря же именно кошки являются символом и олицетворением этого понятия, которое так актуально в годы ТОЙ России. Хотя, осмелюсь предположить, что эта тема могла быть выбрана Цветаевой и по другой причине, ведь, например, именно в 1911 году она знакомится со своим будущим мужем.

Думаю, ты согласна, что пора бы перейти и к структурно-идейной части произведения.

По первым двум строкам читатель еще не может предположить, о ком пойдет речь. Стихотворение начинается с личного местоимения «они».А кто это такие - _непонятно. Понятно лишь, что «они» появляются лишь тогда, когда нам хорошо: «У нас в глазах не видно боли»(А ведь не улыбка,не мимика, а именно глаза передают истинное настроение человека). Но стоит солнцу над головой померкнуть, ты не найдешь их. И поэтесса намеренно делает акцент. используя эллипсис. «Боль пришла –их нету боле». И следующая же строка. наконец, раскрывает о ком идет речь: «В кошачьем сердце нет стыда». Но чье сердце автор называет кошачьим? Может это словосочетание Цветаева использует как перифраз, описывая конкретного человека или образ с помощью описательного оборота?

Второй катрен открывается ироничными нотками, которые ускоряются (мы видим глагол «бегут») и увеличивают свое звучание, а к концу строфы буквально «рычат», благодаря аллитерации звука «р». Закрывает катрен риторическое восклицание. « ». Загадочные «они» никогда и никому не подчиняются.

Композиционно похожая и на первую и на вторую, завершительная строфа представляет собой финальный аккорд литературного этюда, его выводом. Глаголы «как ни мани», «как ни зови», «как ни балуй», построенные по принципу градации(климакса), подводят нас к выводу самого стихотворения, до которого остается еще одна важная строка: «Единый миг - они на воле». Воля! Вот оно-олицетворение души беспощадно грациозного животного. Без воли кошка не кошка…Именно поэтому «в кошачьем сердце нет любви». Именно эти лексическим повтором заканчивается каждый последующий катрен, замечаешь? И поэтесса делает акцент на том, что в сердце кошки нельзя увидеть ни рабства, ни стыда, ни любви. Три несокрушимых символа. А способна ли на такое наша душа, душа человека? Этот вопрос остается открытым…

Чувствую как глаза сладко слипаются, а сон мягко пробирается в комнату. Пора заканчивать, но стоит лишь с наслаждением закрыть веки, как перед глазами снова кошки, кошки, кошки и мучительный вопрос: «Что такое свобода?»

Коты Марины Цветаевой

Серый пушистый дымчатый зеленоглазый кот развалился на моем письменном столе. Кричу: «Сереженька, иди сюда, посмотри, как Атос спит!». Огромный кот возлежит на спине, чуть извернувшись, лапы – кверху, наслаждаясь сном, как только кошки умеют. Отрешенно. Самозабвенно.

Марина Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в Трехпрудном переулке в Москве в доме номер 8. Этот дом не сохранился, на его месте в конце двадцатых годов построен другой дом из красного кирпича с тем же номером 8. Старый дом профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева был деревянным, на каменном основании с большим двором с деревьями, колодцем, сараем. Для детей это был целый мир. Анастасия Цветаева, младшая сестра Марины, пишет в своих воспоминаниях, что любимыми игрушками маленьких Марины и Анастасии были два кота, которых няня купила девочкам на рынке. Коты были большие, обтянутые грубо раскрашенным ситцем, набитые соломой. Но был и настоящий кот Вася, живой любимец – черный «бархатный», вальяжный и – черный «бархатный», вальяжный и ленивый. Здесь же, в Трехпрудном переулке, как-то прожил три дня чужой рыжий кот. Горничная, проходя мимо, сняла его с форточки чужого окна, где он сидел, зевая. Кот прожил всего три дня на новом месте, потом ушел и не вернулся. И это стало горем, потому что к коту успели привыкнуть и полюбить:

Свернись в оранжевый клубок

Спи, мой кошачий голубок,

Мой рыжий с белым!

Ты пахнешь шерстью и зимой,

Ты – вся моя утеха.

Я к мордочке прильнула вплоть,

О, бачки золотые! –

Да сохранит тебя Господь

Семья Цветаевых временно уехала за границу в 1906 году. Пришлось прощаться с родным домом, с Москвой, с любимым котом Васей. А перед отъездом:

«Мы вновь и вновь обегаем дом, взлетаем на антресоли, по нашей лестнице – когда-то мы увидим ее? Черный Васька, взъерошенный от объятий, тоже, как и мы. в дорожной лихорадке. Весь багаж обнюхан им поштучно. Кот напутствует вещи в иные края и дома… Сиротливо сидит на толстом соломенном заду тряпичный кот с давно затертой мордой, — давний любимый кот. Ему не позволили ехать».

С Сергеем Эфроном, своим будущим мужем, Марина Цветаева познакомилась в Крыму, в гостях у Максимилиана Волошина. В январе 1912 года они обвенчались в Москве и с 1914 года по 1922 год снимали квартиру в Борисоглебском переулке. Там с ними жил пушистый дымчатый кот — Кусака. Сегодня в этом доме находится музей Марины Цветаевой, открытый к 100-летию со дня ее рождения.

Старшая дочь Марины и Сергея Ариадна Эфрон вспоминает их семейную жизнь:

«Счастьем была наша семейная сказка-импровизация, которую Марина и Сережа рассказывали мне перед сном, когда я хорошо себя вела, что случалось не каждый день. Это была длинная звериная повесть с приключениями и продолжением, начало ее терялось в юности моих родителей и в моем самом раннем, почти младенческом детстве. Сережа замечательно изображал Льва и Обезьяну, Марина – Кошку и Рысь… Лев был благороден, Рысь – непоследовательна и коварна…».

Так и повелось до самого конца жизни и сказочные клички заменили настоящие имена – Сергея звали Львом, Марину – Рысью, Рысихой. Получалось настоящее кошачье семейство – Лев, Рысь и две девочки Аля (Ариадна) и Ирина – котятки.

В годы революции Сергей Эфрон эмигрировал вместе с остатками Белой Армии за границу, Марина поехала за ним. Когда в 1925 году у них родился сын Георгий мать придумала ему домашнее «кошачье» имя – Мур, сокращенное от кота Мурлыки, любимого зверя. Марина придумывала кошачьи клички всем, кого она любила. Поэт Максимилиан Волошин в ее представлении связывался с огромным теплым котом, о которого «всегда хотелось потереться, его погладить». Ему посвящено стихотворение «Кошки»:

Они приходят к нам, когда

У нас в глазах не видно боли.

Но боль пришла – их нету боле:

В кошачьем сердце нет стыда!

Смешно, не правда ли, поэт,

Их обучать домашней роли?

Они бегут от рабской доли:

В кошачьем сердце рабства нет!

Как ни мани, как ни зови,

Как не балуй в уютной холе,

Единый миг – они на воле:

В кошачьем сердце нет любви!

Но это ранние стихи – со временем Марина начнет понимать, что у котов не равнодушное, а доброе и любящее сердце. Коты присутствуют во всех ее произведениях – на страницах прозы и в стихотворениях, так же как и в жизни ее всегда сопровождали кошки, которых она неизменно любила. И кошки, пока были живы, любили и помнили ее с благодарностью. Ведь у кошек преданная душа и хорошая память.

Под лаской плюшевого пледа

Вчерашний вызываю сон,

Что это было? – Чья победа? –

Кто был охотник, кто добыча?

Все дьявольски наоборот.

Что понял, длительно мурлыча,

«Кошки», анализ стихотворения Цветаевой

Так или иначе, кошка уже почти десять тысяч лет живет с человеком, но по-прежнему остается загадочным созданием. Тем удивительнее видеть среди ранних стихотворений русской поэтессы Марины Цветаевой стихотворение с названием «Кошки» . да еще с посвящением Максу Волошину. Как известно, в 1911 году, когда появилось это стихотворение, Марина вместе с сестрой Алей гостила у Волошина в Коктебеле, где и познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном.

Что послужило поводом к созданию этого стихотворения? Возможно, какие-то внутренние переживания юной Цветаевой, уже познавшей в свои годы и силу любви, и горечь расставания, и тяжесть утраты. Трехчастное стихотворение «Кошки» удивляет строгостью построения: при кольцевой (опоясывающей) рифме последняя строка в каждом четверостишии почти целиком повторяется:

В кошачьем сердце.

Они приходят к нам.

Кто они? Судя по названию, кошки. Но посвящение стихотворения мужчине, причем женщиной, явно указывает на какую-то скрытую ассоциацию. Возможно, поэтесса от лица всех женщин, «гуляющих сами по себе» . (при этом обладая уже собственным опытом любовных отношений), через аллегорический образ кошки . как это принято в баснях, пытается описать женские чувства.


В кошачьем сердце нет стыда!

Во втором четверостишии возникает другой образ женщины - Музы, ведь здесь звучит обращение к поэту:

Смешно, не правда ли, поэт,
Их обучать домашней роли.

Ту, которая вдохновляет поэта, служит его музой, невозможно сделать кухаркой или уборщицей, а ведь именно готовкой и уборкой больше всего занимается обычная женщина не из богемы. А постоянная забота о хлебе насущном и создании уюта для творческого человека действительно порабощает женщину. Не случайно в начале ХХ века это стали называть пошлостью и мещанством. Однако есть те, кто «бегут от рабской доли» . потому что «в кошачьем сердце рабства нет» .

Но оказывается, именно забота является настоящим выражением любви. Женщина, которая всегда рядом, которая поддержит в трудную минуту, будет с тобой «в горе и в радости, в богатстве и в бедности, в болезни и в здравии, пока смерть не разлучит» . по-настоящему любит. А та, которую «как ни мани, как ни зови, как ни балуй в уютной холе» . все равно уйдет, почувствовав себя вольной, т. е. ничем не обязанной, «ведь в кошачьем сердце нет любви» .

Важно другое: меняются времена, меняются нравы, но все так же мужчина ищет независимых, необузданных красавиц, которые, как кошки, гуляют сами по себе, и не замечает возле себя других, преданных и любящих. А после того, как сердце мужчины разбито, он бежит «зализывать раны» к той, которая его любит и ждет, чтобы потом, придя в себя, вновь отправиться на охоту за какой-нибудь очередной роковой красавицей.

Как повествует древняя легенда, кошка гуляет сама по себе. Возможно, именно поэтому кошке, ставшей символом независимости и самодостаточности, поклонялись во многих древних государствах. Древние мудрецы заметили, что если собака больше привязывается к хозяину, то для кошки важнее место ее обитания, а человек воспринимается лишь в качестве исполнителя ее царственных желаний.

Так или иначе, кошка уже почти десять тысяч лет живет с человеком, но по-прежнему остается загадочным созданием. Тем удивительнее видеть среди ранних стихотворений русской поэтессы Марины Цветаевой стихотворение с названием «Кошки», да еще с посвящением Максу Волошину. Как известно, в 1911 году, когда появилось это стихотворение, Марина вместе с сестрой Алей гостила у Волошина в Коктебеле, где и познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном.

Что послужило поводом к созданию этого стихотворения? Возможно, какие-то внутренние переживания юной Цветаевой, уже познавшей в свои годы и силу любви, и горечь расставания, и тяжесть утраты. Трехчастное стихотворение «Кошки» удивляет строгостью построения: при кольцевой (опоясывающей) рифме последняя строка в каждом четверостишии почти целиком повторяется:

В кошачьем сердце.

А дальше последовательно упоминается стыд, рабство, любовь - казалось бы, несовместимые понятия. Даже не слишком искушенному в поэзии читателю становится ясно, что стихотворение, конечно, не о кошках. Вопреки всем законам связи между предложениями стихотворение начинается с местоимения 3-го лица они:

Они приходят к нам.

Кто они? Судя по названию, кошки. Но посвящение стихотворения мужчине, причем женщиной, явно указывает на какую-то скрытую ассоциацию. Возможно, поэтесса от лица всех женщин, «гуляющих сами по себе», (при этом обладая уже собственным опытом любовных отношений), через аллегорический образ кошки, как это принято в баснях, пытается описать женские чувства.

Но боль пришла - их нету боле:
В кошачьем сердце нет стыда!

Действительно, женщина, эгоистичная, думающая только о своих желаниях, наверное, не захочет делить с мужчиной его боль - не будет вникать в его проблемы. Мужчина должен быть сильным и сам разбираться со своими трудностями, вот и нет стыда в кошачьем (читай, женском) сердце. Женщина создана для роскоши и неги. Ее нужно любить, ею нужно восхищаться, а не обременять своими проблемами.

Во втором четверостишии возникает другой образ женщины - Музы, ведь здесь звучит обращение к поэту:

Смешно, не правда ли, поэт,
Их обучать домашней роли.

Ту, которая вдохновляет поэта, служит его музой, невозможно сделать кухаркой или уборщицей, а ведь именно готовкой и уборкой больше всего занимается обычная женщина не из богемы. А постоянная забота о хлебе насущном и создании уюта для творческого человека действительно порабощает женщину. Не случайно в начале ХХ века это стали называть пошлостью и мещанством. Однако есть те, кто «бегут от рабской доли», потому что «в кошачьем сердце рабства нет».

Но оказывается, именно забота является настоящим выражением любви. Женщина, которая всегда рядом, которая поддержит в трудную минуту, будет с тобой «в горе и в радости, в богатстве и в бедности, в болезни и в здравии, пока смерть не разлучит», по-настоящему любит. А та, которую «как ни мани, как ни зови, как ни балуй в уютной холе», все равно уйдет, почувствовав себя вольной, т. е. ничем не обязанной, «ведь в кошачьем сердце нет любви».

Доподлинно неизвестно, почему юная Марина Цветаева посвятила это стихотворение Максимилиану Волошину. Возможно, в его жизни была такая несчастная любовь, а может, сама Марина чувствовала в себе нечто подобное, потому что знала, как тяготит и пугает любовь мужчины, которому не можешь ответить взаимностью.

Важно другое: меняются времена, меняются нравы, но все так же мужчина ищет независимых, необузданных красавиц, которые, как кошки, гуляют сами по себе, и не замечает возле себя других, преданных и любящих. А после того, как сердце мужчины разбито, он бежит «зализывать раны» к той, которая его любит и ждет, чтобы потом, придя в себя, вновь отправиться на охоту за какой-нибудь очередной роковой красавицей.

Сейчас смотрят:

Each person, the child or the adult, has dreams. I think that people who wouldnt dream of something in the life, simply dont happen. Dreams can be small and big, sbytochny and unrealizable, real and

Крестьянская тема всегда была особенно важна для творчества А.И. Солженицына. Крестьянами были его предки. Писатель считал крестьянство тем социальным слоем, в котором дольше всего сохранялись традици

Образ скупца и накопителя не нов в мировой литературе. Похожий тип изображен в драме - "Венецианский купец" В. Шекспира и в комедии "Скупой" Ж. Б. Мольера. К созданию образа Гобсека автора привели на

Война и мир. Том 3 Часть первая С конца 1811 года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году миллионы людей, считая тех, которые перевозили и кормили армию, дв

Я выбрал для раскрытия темы писателя Валентина Распутина, потому что считаю его творчество наиболее значительным в смысле нравственных исканий. Сам автор - глубоко нравственный человек, о чем свидетел

Своеобразной вершиной творчества Лермонтова, завершением краткого творческого пути поэта стал выход в свет его романа «Герой нашего времени». Многие исследователи отмечают, что в Григории Александ

Роман Булгакова «Белая гвардия» – одно из самых цельных и талантливых его произведений. Апокалипсическая тема расколотого мира выражена автором в этом произведении необыкновенно искусно. Одно из важне

Срочноооо нужен анализ стихотворения Марины Цветаевой "Кошки".

Ирина Донец (Сургутанова) Ученик (239), на голосовании 5 лет назад

Они приходят к нам, когда
У нас в глазах не видно боли.
Но боль пришла - их нету боле:
В кошачьем сердце нет стыда!

Смешно, не правда ли, поэт,
Их обучать домашней роли.
Они бегут от рабской доли:
В кошачьем сердце рабства нет!

Как ни мани, как ни зови,
Как ни балуй в уютной холе,
Единый миг - они на воле:
В кошачьем сердце нет любви!

Таврис Сол Ученик (189) 5 лет назад

Надежда Румянцева Гуру (2740) 5 лет назад

Цветаева пропагандирует (обосновывает) здесь а) свободные отношение между мужчиной и женщиной (если учесть непростые ее отношения с Волошиным). б) свободу поэта как творческой личности -- от вскякого рода условностей, в т. ч. от долга помогать ближнему (отказ прийти в "боли". Не вдаваясь в личные ее отношения с Волошиным, мы, современные читатели, не можем прнять такой позиции, объяснемой эгоцентричностью самого исторического времени (1911), тем более что в своем позденм творчесств Цветаева полностью опровергла эту позицию.

Слушать стихотворение Цветаевой Кошки

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Кошки

«Кошки» Марина Цветаева

Максу Волошину

Они приходят к нам, когда
У нас в глазах не видно боли.
Но боль пришла - их нету боле:
В кошачьем сердце нет стыда!

Смешно, не правда ли, поэт,
Их обучать домашней роли.
Они бегут от рабской доли:
В кошачьем сердце рабства нет!

Как ни мани, как ни зови,
Как ни балуй в уютной холе,
Единый миг - они на воле:
В кошачьем сердце нет любви!

Анализ стихотворения Цветаевой «Кошки»

Небольшое произведение было создано в счастливейшее лето 1911 г., когда молодая поэтесса гостила в Крыму у Максимилиана Волошина. Двух творческих людей связывали дружеские отношения, и Цветаева очень дорожила ими, считая Волошина, «дорогого Макса», своим наставником - деликатным, терпеливым и внимательным. В произведении, написанном на смерть старшего товарища, его образ получает наименование «вожатого душ», который даровал «подъем», бесценную моральную помощь окружающим людям. Посвящение Волошину предваряет и анализируемый текст.

Заглавие стихотворения выводит на первый план образ кошек, аллегорическая природа которого несомненна. Интересно, что в тексте лексема «кошки» не употребляется, зато в последней строке всех трех строф встречается словосочетание «кошачье сердце». Его обладатели названы нарочито неясно - «они», неопределенная группа людей.

Какими свойствами обладают те, чья суть сродни кошачьей натуре? Они непостоянны, стремятся избегать трудностей и серьезных обязательств, не любят ситуаций, когда требуется поддержка. Непригодность к «домашней роли» объясняется особенностями ценностных установок, в которых приоритетное место отводится свободе, независимости от личных связей. Сочувствие, привязанность, любовь, благодарность - понятия, чуждые людям-кошкам. Они трактуются как проявления «рабской доли», ограничивающие волю личности.

На другом полюсе своеобразной шкалы нравственности находится «мы», в которое включены героиня и лирический адресат-поэт. Автор не дает прямых оценок качествам представителей «своей» группы: предполагается, что читатель домыслит их самостоятельно, руководствуясь принципами изображения через отрицание. Однако некоторые намеки на психологический портрет все же присутствуют. Ясно выражено стремление к общению с обладателями кошачьих сердец, хотя и отсутствуют причины, мотивирующие такое поведение. Приголубить, приручить, одомашнить - таковы желания лирического «мы». Обозначена и самокритичная эмоциональная реакция на собственные попытки, заведомо обреченные на неудачу, - «смешно», нелепо, бессмысленно.