Всемирный день такси. День таксиста: дата, история, интересные факты

МОСКВА, 16 сен - РИА Новости. Федеральная служба охраны (ФСО) в пятницу отмечает 130-ю годовщину со дня основания.

"Шестнадцатого сентября 2011 года исполняется 130 лет со дня создания государственной охраны России. В этот день в 1881 году именным императорским указом был назначен на должность "Главного Начальника Охраны" генерал-майор Свиты Его Императорского Величества Петр Александрович Черевин", - приводит официальный сайт ФСО слова директора службы Евгения Мурова.

Он также отметил, что этим актом завершилось правовое оформление специальной службы охраны в России и сформировалась новая система обеспечения безопасности первых лиц государства.

Глава ФСО подчеркнул, что одно из основных качеств офицеров службы - "ответственность за порученное дело". "Всегда быть готовым дать адекватный ответ на любые вызовы времени, в том числе и террористические, - эта тяжёлая и почетная обязанность тех, кто служит сегодня в государственной охране. Этим качеством обладали наши ветераны, оно присуще сотрудникам сегодняшнего дня", - сказал Муров.

"Сегодня мы можем с гордостью утверждать: сотрудник государственной охраны - это профессия, воплотившая в себе лучшие традиции отечественных специальных служб, востребованная и престижная в современной России", - отметил глава ФСО.

По словам Мурова, сейчас "Служба располагает сплоченным, нацеленным на качественное выполнение служебных обязанностей коллективом, состоящим из настоящих профессионалов и патриотов нашей Родины". "Сегодня на пути потенциальных и реальных угроз стоит надёжная, высокопрофессиональная государственная охрана - федеральное ведомство, эффективно выполняющее самые сложные и ответственные задачи", - добавил он.

По его словам, за прошедшие 130 лет подразделениями специальной службы охраны России обеспечена безопасность многих важнейших государственных мероприятий. "Их количество исчисляется многими тысячами, но можно говорить о стабильно высоком уровне их проведения, даже в самые драматические и критические моменты отечественной истории", - отметил Муров.

Он напомнил, что на рубеже XX - XXI веков государственная охрана России претерпела существенные изменения. В 1991 году было создано Главное управление охраны Российской Федерации - самостоятельная специальная служба. С 1996 года функции государственной охраны осуществляет Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) - ведомство, которое обеспечивает безопасность деятельности и охрану Президента РФ, других высших лиц государства и иностранных гостей самого высокого ранга. В начале XXI века в службе впервые появилось высшее учебное заведение - Академия ФСО России в Орле. В 2004 году в состав ФСО РФ вошла Специальная связь России, образовав Службу специальной связи и информации.

Как сообщил РИА Новости руководитель центра по связям с общественностью и прессой ФСО России Сергей Девятов, в связи с юбилеем в субботу в Кремлевском Арсенале откроется выставка "130 лет государственной охране России". "Выставка будет охватывать все этапы истории федеральных органов Государственной охраны", - сказал он. На экспозиции будут продемонстрированы уникальные архивные фотографии на Собственного Его Императорского Величества конвоя и архивные фотографии Его Императорского Величества полка. Кроме того на выставке будут продемонстрированы уникальные старинные гравюры.

Помимо исторических экспонатов, на выставке будут представлены современные фотографии, на которых запечатлена боевая и служебная подготовка сотрудников ФСО. Также будет продемонстрирован набор геральдических знаков ФСО и ее подразделений. Кроме того, в рамках экспозиции посетителям будет показан 20-минутный фильм об истории и современности Государственной охраны.

Перед началом выставки будет продемонстрирован развод пеших и конных караулов.

По указу президента России, 7 августа 2004 года Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) структурно вошло в состав Федеральной службы охраны ФСО, и на этом основании именно 7-го августа в нашей стране отмечается День службы специальной связи и информации ФСО РФ. Речь идёт о профессиональном празднике представителей федеральной структуры, обеспечивающей так называемую правительственную связь.


Если говорить об истории службы спецсвязи и информации, то принято считать, что своё начало она берёт в конце 20-х – начале 30-х годов прошлого века. В это время начала формироваться так называемая ВЧ-связь, которая занималась налаживанием системы передачи информации между различными органами ОГПУ при Совнаркоме СССР. Со временем линиями специальной связи стали пользоваться и гражданские структуры – чаще всего речь шла высших чинах органов власти.

В военное время специальная связь была использована и для обмена информацией между Ставкой и командованием армий и фронтов. Отбор контингента для работы на объектах специальной связи вёлся самым тщательным образом, ведь представители этого контингента в конечном итоге практически ежедневно имели дело со сверхсекретной информацией, исходящей от высшего руководства, а потому были на особом счету в органах государственной безопасности. В личном деле человека, претендовавшего на работу в структурах ВЧ-связи, не должно было быть ничего, что бросало бы хоть какую-то тень и могло бы послужить объектом для возникновения сомнений относительно надёжности такого специалиста.

В 1943 году созданное Управление войск правительственной связи СССР возглавил Павел Угловский. Биография Павла Угловского при ознакомлении с ней вызывает немалый интерес.

Уголовский (1902 г.р.) получил по тогдашним меркам достаточно обширное образование, закончив и церковно-приходскую школу, и так называемую школу второй ступени и курсы телеграфистов. Кстати, наличие ЦПШ в биографии Павла Угловского в будущем нередко вызывало вопросы со стороны сотрудников спецструктур, однако в конечном итоге факт обучения его в церковно-приходской школе препятствием для карьерного роста в системе спецслужб не стал. В биографии Павла Угловского есть занимательный эпизод, когда в возрасте 23 лет он окончил курсы военного голубеводства, после чего возглавил опытную военную голубеводческую станцию в погранокруге ГПУ БССР.

Кстати, о военном голубеводстве и его значении в довоенное и военное время в СССР. Сегодня может показаться, что сам термин «военное голубеводство» - это некая историческая шутка, но на самом деле никаких шуток. Голуби использовались в Красной Армии вплоть до окончания Великой Отечественной войны не только для передачи корреспонденции, но и для сбора информации об определённых объектах при наличии закреплённого мини-оборудования. Голубь мог нести небольшую фотокамеру, масса которой не должна была превышать трети от его собственной массы. В 1934 году вышло даже особое наставление по голубиной связи РККА.

В архивах Минобороны хранятся фото голубей, которых активно использовали для фотосъёмки местности. Каждая подготовленная для целей спецсвязи и несения спецоборудования птица ценилась, как принято говорить, на вес золота. Такие голуби получали особый рацион. Среднее время их службы в рядах спецструктур составляло 12-15 лет. В военное время оно порой сокращалось до нескольких месяцев.

Павел Угловский, имея за плечами весьма разнообразный послужной список, в январе 1943 года получил в ведение работы по обеспечению телефонной спецсвязи между Ставкой Верховного Главнокомандования, командованием фронтами и армиями. Он лично руководил формированием первых подразделений правительственной связи. Фактически первым этапом, когда были задействованы эти подразделения, стала Курская битва.

В 1966 году был открыт и вуз, в котором начали готовить специалистов спецсвязи. Речь идёт о формировании Военно-технического училища КГБ СССР. Оно было открыто в городе Багратионовске Калининградской области на базе военного городка 95-го погранотряда и 1-го корпуса Высшего пограничного командного училища. Через 6 лет после своего открытия ВТУ КГБ СССР было переведено в Орёл и переименовано (преобразовано) в Орловское высшее военное командное училище связи (ОВВКУС), в котором подготовку проходили офицеры, уже имеющие высшее военное образование. При этом подготовка офицеров в Багратионовске по специальностям, связанным с правительственной связью, велась вплоть до 1975 года.

Распад СССР не мог не отразиться на военном вузе. 24 декабря 1991 года в стране было образовано ФАПСИ при президенте РФ, а в августе 1992 года на самом высоком уровне было принято решение о реорганизации ОВВКУС. Новое образовательное учреждение получило название Военного института правительственной связи. В ноябре 2004 года вуз получил название, которое носит и сегодня - Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации.

В настоящее время перед представителями службы специальной связи и информации ФСО РФ ставится широкий спектр задач: от организации надёжной системы связи на самом высоком уровне до обеспечения бесперебойной работы программного и аппаратного компонентов такого рода деятельности. Эта же служба занята в противодействии технической разведке, создании условий для защиты информации государственной важности.

«Военное обозрение» поздравляем всех причастных с профессиональнымпраздником!

16 сентября 2006 года исполняется 125 лет государственной охране России. Именно в этот день 125 лет назад было создано первое в российском государстве специальное ведомство, которое отвечало за обеспечение государственной охраной высших должностных лиц. Система государственной охраны в ряде ее важнейших компонентов существовала задолго до образования самостоятельной службы. Функции охраны выполняли в более раннее время рынды, затем - дворцовые стрельцы, потом - гвардейские армейские полки, императорский конвой, а также дворцовые гренадеры.

Создание ведомства, ответственного за государственную охрану, во многом было вынужденной мерой. Именно отсутствие координации и централизованного подчинения различных служб, отвечающих за охрану первых лиц государства, и привело к убийству императора Александра II. Лишь после этого трагического террористического акта в руководстве России возникло устойчивое понимание необходимой консолидации всех сил и средств в борьбе с террором, создания единой структуры, обладающей как полномочиями, так и возможностями предотвратить революционный террор против императора и членов его семьи, способной обеспечить безопасность первых лиц государства как в местах их постоянного пребывания, так и во время поездок по стране и за рубеж. Первым руководителем собственной Его Императорского Величества охраны был назначен генерал-майор свиты П.А. Черевин. Указ правительствующего Сената об этом назначении был подписан 3 сентября 1881 года - по новому стилю 16 сентября. В состав Собственной Его Императорского Величества охраны до марта 1917 года входили: гвардейская пехотная рота (в дальнейшем Собственный Его Императорского Величества сводный пехотный полк); собственный Его Императорского Величества конвой; дворцовая полицейская команда (в последствии Дворцовая полиция, куда входила секретная часть); железнодорожная инспекция (преобразованная в 1-й железнодорожный полк); рота (впоследствии батальон) дворцовых гренадер (выполнявшие не только отдельные охранные, а зачастую, и представительские функции). Вплоть до революционных событий 1917 года государственная охрана успешно справлялась с возложенными на нее обязанностями по охране российского императора и членов августейшей семьи.

Старая система государственной охраны в 1917 году была полностью демонтирована. При этом некоторые технические службы, в частности, бывший императорский гараж, 1-й железнодорожный полк и ряд других достались Временному правительству и продолжили свою работу.

С приходом к власти советского правительства началось становление новой системы государственной безопасности, которая в большей или меньшей степени обеспечивала государственную охрану высших руководителей Всероссийского Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров. Практически сразу же для обслуживания руководителей рабоче-крестьянского правительства были привлечены сотрудники бывшего царского гаража. Аналогичная ситуация сложилась и с обеспечением железнодорожных перевозок.

Ряд функций государственной охраны в период гражданской войны, особенно во время поездок руководителей советского государства на фронт, были возложены на структуры Красной армии.

Неоднократные террористические акты против первых лиц советской власти привели к тому, что была воссоздана в рамках ВЧК (а позднее ГПУ-ОГПУ) система государственной охраны. 26 ноября 1920 года в соответствии с постановлением Президиума ВЧК было создано специальное отделение, перед которым были поставлены задачи по организации и осуществлению охраны руководителей государства и проводимых мероприятий с их участием. В 1930 году Специальное отделение было упразднено и его функции передали в Оперативный отдел ОГПУ.

В 1934 году был образован Наркомат внутренних дел, куда вошли подразделения упраздненного ОГПУ, в том числе и структура по обеспечению охраны первых лиц партии и государства.

Работу по охране высших должностных лиц государства, дипломатического корпуса и иностранных гостей, а также обеспечение порядка на наиболее значимых общественных мероприятиях (парады, демонстрации, съезды) осуществлял в то время Оперативный отдел Главного управления государственной безопасности НКВД СССР.

28 ноября 1936 года образован самостоятельный Отдел охраны ГУГБ НКВД СССР (с 25 декабря 1936 года - 1-й отдел ГУГБ НКВД СССР). Для обеспечения безопасности государственных деятелей во время поездок по стране и во время отдыха на периферии существовали Первые отделы местных УГБ НКВД СССР. В 1938 году 1-й отдел ГУГБ возглавил начальник личной охраны И.В. Сталина старший майор госбезопасности Н.С. Власик.

В феврале 1941 года в составе вновь образованного Наркомата государственной безопасности СССР был создан самостоятельный 1-й отдел, который вскоре после начала войны с Германией, перешел в состав объединенного НКВД СССР. Отделом руководил комиссар государственной безопасности 3 ранга Н.С. Власик.

Во время войны (апрель 1943 года) было образовано 6-е Управление (охраны) НКГБ СССР, которое возглавил комиссар государственной безопасности А.К. Кузнецов.

В 1946 году было создано два управления охраны в новом Министерстве государственной безопасности. Управление №1, которое возглавлял генерал-майор А.К. Кузнецов, осуществляло личную охрану И.В. Сталина. Управление №2 МГБ СССР обеспечивало безопасность других руководителей СССР и обеспечивало безопасность охраняемых объектов (генерал-лейтенант Н.С. Власик, затем - генерал-майор Д.Н. Шадрин).

25 декабря 1946 года оба Управления охраны, а также Управление Коменданта Московского Кремля были объединены в ГУО МГБ СССР во главе с генерал-лейтенантом Н.С. Власиком и с апреля 1952 года возглавляемым министром государственной безопасности СССР С.Д. Игнатьевым.

14 марта 1953 года для обеспечения охраны руководящих кадров партии и правительства было создано 9 Управление (в составе объединенного МВД СССР).

В марте 1954 года был образован КГБ СССР, в структуру центрального аппарата которого и вошло 9-е Управление охраны руководителей партии и правительства. В таком виде оно существовало и исполняло свои функции до 1990 года.

Комендатура Московского Кремля

Следует отметить, что сразу же после ноябрьских событий 1917 года на основе военных подразделений (в том числе и Красной гвардии) были сформированы структуры по выполнению отдельных функций государственной охраны. Всем известна комендатура Смольного с комендантом П.Д. Мальковым.

В марте 1918 года руководители Советского государства переехали в Москву. Центральные органы власти и управления разместились в Московском Кремле, охраняла который комендатура, возглавляемая тем же Павлом Мальковым. До января 1936 года Комендатура Московского Кремля не входила в систему органов безопасности Советского государства, а подчинялась военному ведомству - на правах сектора Московского военного округа. 28 января 1936 года произошла передача Управления коменданта Московского Кремля из состава Народного комиссариата обороны СССР в состав НКВД СССР.

Важно отметить, что Управление коменданта Московского Кремля и отделы (управления) государственной охраны были самостоятельными органами государственной охраны, не подчиненными друг другу, что не мешало им тесно сотрудничать и взаимодействовать в организации мероприятий по обеспечению государственной безопасности.

14 марта 1953 года была утверждена новая структура МВД СССР, где было создано 10-е Управление (Управление Коменданта Московского Кремля), а 18 марта 1954 года, в связи с образованием КГБ при СМ СССР, 1-е Управление (УКМК) вошло в структуру Центрального аппарата Комитета госбезопасности. 25 июня 1959 года приказом КГБ при СМ СССР были утверждены новые штаты и структура 9-го Управления Комитета госбезопасности, в состав которого вошло бывшее 10-е Управление (Управление коменданта Московского Кремля).

В 1990-1991 годах была создана служба охраны Президента СССР, которая стала правопреемником 9-го Управления КГБ СССР.

В 1991 году органы государственной охраны объединились в рамках Государственного управления охраны (ГУО) Российской Федерации.

В 1993-1996 годах в сфере государственной охраны в качестве самостоятельного федерального ведомства существовала Служба безопасности Президента Российской Федерации (СБП России), которую возглавлял генерал-лейтенант А.В. Коржаков. В июле 1996 года руководителем СБП России был назначен Ю.В. Крапивин, после чего Служба безопасности Президента Российской Федерации была объединена с Федеральной службой охраны Российской Федерации.

27 мая 1996 года был принят закон Российской Федерации «О государственной охране», в соответствии с которым была создана Федеральная служба охраны РФ, а 2 августа 1996 года утверждено Положение о Федеральной службе охраны Российской Федерации.

22 марта таксисты всего мира отмечают свой профессиональный праздник - Международный день таксиста. Именно в этот день в 1907 году на улицах Лондона появились первые автомобили, оснащенные специальными счетчиками.

Согласно историческим данным, специальные повозки для извоза горожан появились еще в Древнем Риме. По мере развитияДень таксиста цивилизации, обществу всегда требовались люди, обеспечивающие их персональную доставку к месту назначения. Колесницы и кареты, кэбы и фиакры – извозчики были неотъемлемой частью любого города. С появлением автомобилей, оснащенных счетчиком-таксометром, профессия получила свое нынешнее название – водитель такси.

И в жару, и в слякоть, и в морозные дни – услуга перевозки пассажира может понадобиться в любой момент. Раньше в каждом государстве был свой день для чествования работника транспортной сферы. А сейчас Международный день таксиста празднуется во многих странах. В том числе и в России. Услуга такси является очень востребованной в наши дни. Опознавательным знаком является автомобиль желтого цвета с шашкой на крыше, благодаря чему его легко узнать.

Какой ты, таксист-профессионал?

Исходя из многовекового опыта частного извоза, можно выделить качества, которые обязательно присущи таксисту-профессионалу. Настоящий таксист должен быть смелым и выносливым, ответственным, потому что эта профессия является одной из самых опасных в мире. Неизвестно, с какой целью пассажир садится в такси: доехать до места назначения или же ограбить и угнать машину. Нередки также случаи, когда неизвестные под видом клиентов наносили тяжкие повреждения водителям такси. Именно поэтому таксист должен уметь постоять за себя и свое или казенное имущество, дать достойный отпор.

В то же время, водитель такси отличатся не только хорошим умением управлять автомобилем, но иметь терпение, быть приветливым и психологически готовым к разным ситуациям. Ведь к услугам таксистов прибегают люди разных социальных слоев, кого-то придется выслушать, а кому-то и дать совет, стать «жилеткой», если это будет необходимо. Не все пассажиры садятся трезвыми или в хорошем настроении. Работник транспортных перевозок должен уметь ориентироваться на местности, знать названия всех улиц, по которым он осуществляет извоз.

День таксиста в наши дни

Сегодня день таксиста – это праздник не только мужчин, но и женщин, ведь профессия пользуется большой популярностью среди людей обоих полов. Люди этой профессии очень непохожи между собой. Что же заставляет людей садиться за руль в качестве таксиста? Садясь в такси, можно услышать множество рассказов, как многие пришли в эту профессию.

В России водители такси начали свою деятельность еще до революции. В нашей стране регулярное движение машин такси началось 21 июня 1925 года, так что таксисты могут по праву отмечать свой профессиональный праздник дважды. День таксиста – день, когда чествуют людей, которые работают по праздникам и выходным, в ночные смены, в любых погодных условиях. Сегодня для того чтобы воспользоваться услугой такси, достаточно отправить сообщение или совершить звонок. Все больше обретают популярность интернет-такси, когда сделать заказ можно даже без телефона, на сайте в режиме он-лайн.

В наше время каждый хотя бы раз в жизни воспользовался такси: услуга широко распространена как в мегаполисах, так и в небольших городах. Отчего неудивительно, что у столь обширной братии шоферов есть свой профессиональный праздник - День таксиста. Хотите узнать о нем побольше? Представляем вам краткую экскурсию в мир профессии.

Появление праздника

День таксиста - праздник международный. По всему миру он традиционно отмечается 22 марта. В эту дату, только более столетия назад, в 1907 году на улицах английской столицы впервые появились автомобили со счетчиками, водители которых за определенную плату могли доставить пассажира куда угодно. В пределах Лондона, конечно.

Кстати, откуда же произошло слово "такси", "таксист"? Дело все в тех же счетчиках, их название было "таксиметр". Это составное слово, состоящее из французского "такс" - "плата", "такса", и греч. "метрон" - "мера измерения". Отсюда и сам транспорт стали со временам коротко и понятно называть такси, а шоферов - таксистами.

Исторические факты

Мы уже так привыкли к тому, что машины таксистов окрашены в желтый цвет, что считаем это некой исторической традицией. Однако те первые такси Лондона выделялись не солнечным, а красным и зеленым цветами на фоне остального транспорта.

Желтый цвет стал характеризовать такси несколько позже, это случилось благодаря американцу Д. Хертцу, основателю Hertz Corporation. Предприниматель принимал подержанные авто в счет платы за новые, а их видавшие виды кузова перекрашивал в позитивный маскирующий желтый. Машины Хертца были легко заметны на улицах, привлекали к себе внимание спешащих по делам горожан. Поэтому его опыт быстро переняли владельцы других такси-компаний.

А что же с шашечками - характерным шахматным рисунком, по которому мы распознаем такси? Считается, что этот символ стал широко распространен в 20-х гг. прошлого века в США. Находчивые таксисты позаимствовали его у гоночных соревнований - знак тем самым говорил о невиданно быстром перемещении из пункта А в пункт Б.

День таксиста в России

В нашей стране такси появились, лишь чуть отстав от Лондона, в том же 1907 году. По историческим свидетельствам, в 1912 году российский таксопарк насчитывал уже 230 автомобилей. Такси не только "ловили" на улицах, перевозчиков обслуживала специальная диспетчерская служба. В 1917 году парк таксомоторов, увы, прекратил свое существование - надвигалась Октябрьская революция.

Возобновлено таксомоторное обслуживание населения было только 21 июня 1925 года, в Москве. Поэтому столичные шоферы считают Днем таксиста в России в 2017 году и 21 июня, и 22 марта. Такой вот праздник дважды.

Какая она - работа таксистом?

День таксиста - это день представителя одной из самых трудных профессий. Шофер весь день работает с людьми, а не все пассажиры спокойные, приятные в общении и доброжелательные. Поэтому здесь надолго остаются трудиться только водители с крепкими нервами.

Таксист - шофер-профессионал. Он должен назубок знать пункты ПДД, правил эксплуатации машины. А также хорошо ориентироваться в городе: знать, где объехать пробку, как добраться до малоизвестного адреса, как по паре ориентиров догадаться, где ждет его пассажир. В наше время работу таксистов значительно упростили навигаторы, однако им до сих пор трудно поспорить с чутьем профессионала.

Работа на таксомоторе и чрезвычайно опасна. И дело не только в риске на дороге: таксист в течение дня возит с собой всю выручку, да и его автомобиль может стать привлекательным для злоумышленников. Прогресс и здесь помог водителю: находясь в странной или опасной ситуации, он по рации может сообщить диспетчеру заранее оговоренное слово или предложение-шифр. Сотрудник отследит местоположение машины по навигационной системе и вызовет помощь.

В День таксиста предлагаем вам узнать немного нового о таксомоторах в разных странах.

  • Южная Корея . По статистике в этой стране самое дешевое такси в мире! При этом цена не сказывается на качестве: обслуживают пассажиров только авто премиум-класса.
  • Япония . Такси не выделяются "вкусными" ценами, но зато поражают сервисом: мини-бар, видеодвойка, кондиционер. А сам таксист - это почти что автомобильный швейцар, всю дорогу заботящийся о комфорте пассажира.
  • США . Здесь вы не только не посидите на переднем сидении, но и будете ограждены от водителя специальной прозрачной перегородкой с небольшим окошечком.
  • Израиль . Такси в этой стране нужно искать не по желтому, а по белому цвету. В отличие от всего другого населения, таксисты выходят на работу и в религиозные праздники.
  • Германия . Желаете покататься на Mercedes E-class - добро пожаловать на немецкую землю! Здесь практически все такси - дизельные машины этой модели.
  • Греция . Хотите узнать, что такое осликовое такси? Тогда вам на Фиру (о. Санторини). Кстати, ваш транспорт будет и вашим водителем.
  • Англия . На родине такси вы так же, как и в Америке, будете отделены от водителя перегородкой и размещаться на заднем сидении. Зато ваш багаж, согласно правилам, будет на переднем месте.

Заказав таксомотор 22 марта, не забудьте о поздравлении с Днем таксиста. Поверьте, это станет причиной хорошего настроения для водителя на весь день!