Где учили офицеров морской пехоты. Подготовка командных кадров для морской пехоты вмф ссср

ПОДГОТОВКА КОМАНДНЫХ КАДРОВ ДЛЯ МОРСКОЙ ПЕХОТЫ ВМФ СССР.

Ю.В.Ермаков, научный сотрудник Военного института (УНО)

В.Т.Поляков старший научный сотрудник Военного института (УНО), кандидат военных наук

Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации

Аннотация: В статье на основании обширного круга архивных материалов автор произвел краткий обзор системы военного образования Морской пехоты, сложившейся после Великой Отечественной войны в ВМФ СССР. Рассмотрены основные специальные Планы, Программы военного училища и офицерских курсов. В статье сохранена стилистика изложения архивных материалов.

Общая фаза канадской армии

После базовой подготовки вы посетите школу пехоты в Учебном центре боевых действий в Гагетауне, штат Нью-Брансуик. Вы получите пособие по лидерству, которое вы получили во время базовой подготовки офицеров, а также приобретете навыки, необходимые для всех солдат боевого оружия, включая более совершенные методы обучения. оружие, маневры кампании и тактику раздела.

Основной курс офицера разведки предлагается в Канадской силовой школе военной разведки в Кингстоне, Онтарио. Этот курс длится примерно шесть месяцев и позволит вам приобрести практические навыки и теоретические знания в области интеллекта и изучить стратегический анализ, оценку угроз и поддержку разведывательной деятельности. Акцент делается на лидерстве, администрации, письменном выражении, устных презентациях, а также теоретических аспектах разведывательных операций и их исполнении. Вы также научитесь контролировать и направлять секцию разведки во время тактических операций.

Annotation: The author gave an overview of the military education Marine Corps based on many archival materials after of the Great Patriotic war in the Naval fleet of the USSR. The article considered basis plans, programs of military schools and officer training.

Для подготовки офицеров Морской пехоты, пулемётных и местных стрелковых частей ВМФ в октябре 1941 г., на основании решения НК ВМФ, в г.Москве были сформированы Курсы офицерского состава МП, со сроком обучения от 4-х до 10 месяцев. На этих Курсах проводилась переподготовка и доподготовка офицеров, не имеющих военного и военно-морского образования.

У вас может быть возможность приобрести специализированные навыки с помощью лекций или обучения без отрыва от работы, в том числе. Вы также можете работать в следующих контекстах: человеческий интеллект, контрразведка, разведка целевого выбора и многие другие.

Эта квалификация и квалификация офицера требуются до любого задания. Программа регулярного обучения сотрудников Сил. Кадеты-офицеры, которые учатся в других канадских университетах, обычно проходят курс обучения в течение обычного учебного года и участвуют в дополнительной военной подготовке летом. Платные исследования. Эта торговля доступна на условиях неполного рабочего дня в следующих условиях: военно-морской флот, военно-воздушные силы и армия.

Ввиду того, что в период 1941 г. и до начала 1943 г. МП в основном привлекалась к решению задач по сухопутной обороне ВМБ и участвовала в боевых действиях на сухопутных направлениях, выполняя общие со стрелковой пехотой задачи, учебные планы и задачи Курсов ничем не отличались от Планов и Программ аналогичных сухопутных училищ и курсов.

Служить в резервных силах

Эта возможность для неполного рабочего времени доступна в Первичном резерве в некоторых местах по всей Канаде. В целом, члены Резервной Силы выполняют неполный рабочий день в воинской части своего сообщества и могут служить в школе или на гражданской службе. Они оплачиваются во время их обучения. Они не подлежат военным назначениям или переездам. Тем не менее, они могут добровольно перейти на другую базу или развернуться в Канаде или за рубежом в военных миссиях.

Сотрудники разведки могут служить с Королевским военно-морским флотом Канады, канадской армией или Королевскими военно-воздушными силами Канады. Их задача - предоставить военную разведку для поддержки операций, планирования и принятия решений. Эта работа оказывает влияние на военную и национальную безопасность, а также на политические и общественные отношения правительства.

Военно-морская и десантная подготовка до конца 1943 г. проводилась только в порядке краткого ознакомления курсантов и слушателей, и её объём начат увеличением только в 1944 г., когда МП начала активно участвовать в десантных операциях, как самостоятельных, так и проводимых совместно с Сухопутными войсками.

На основании опыта войны, главным образом на основании опыта большого количества десантных операций всех видов, проведенных как Советскими ВС так и ВС других стран, возникла необходимость реорганизации МП, и главным образом, пересмотра объема, целей и задач боевой подготовки её в целом и подготовки офицеров в частности.

Инструкция по резервным силам

Члены Резервной Силы получают тот же уровень подготовки, что и их коллеги по регулярной силе. Обычно они начинают свое обучение со своей домашней единицей, чтобы обеспечить соответствие основным профессиональным военным стандартам. После базовой подготовки офицеров подразделение будет обеспечивать дополнительную подготовку для приобретения специализированных навыков. Сотрудники разведки проходят подготовку около шести месяцев в Канадской силовой школе военной разведки в Кингстоне, Онтарио, для получения квалификации.

В марте 1944 г. по приказанию НК ВМФ адмирала флота Кузнецова Н.Г. при управлении Береговой обороны ВМФ было созвано совещание офицеров МП. На совещание были вызваны командиры соединений и частей МП со всех действующих флотов, представители ВМА, центральных управлений и Курсов офицерского состава.

Совещание признало необходимым в корне пересмотреть организацию, вооружение и комплектование МП, пересмотреть систему боевой подготовки всей МП, усилив морскую и десантную подготовку. Одновременно совещание признало необходимым создать особое Военное училище.

Как правило, члены Резервной группы работают по совместительству в своем доме, вечером и в выходные, согласно графику. Тем не менее, они могут также выполнять свои услуги, удерживая штатные должности в определенных единицах за определенные периоды, в зависимости от характера выполняемых задач. Они получают 85 процентов от обычной заработной платы, имеют право на разумные льготы и могут иметь право участвовать в пенсионном плане.

Начало вьетнамского корпуса морской пехоты простирается до периода французского колониального господства в Индокитае. И, обсуждая, должен ли речной флот попадать под юрисдикцию армии или флота, французский вице-адмирал Филипп Аубойно впервые пришел с предложением о создании вьетнамского корпуса морской пехоты.

Закрывая совещание офицеров МП, НК ВМФ адмирал флота Кузнецов выводы и решения совещания одобрил и дал соответствующие указания по реализации предложений совещания.

С марта 1944г. по март 1945г. вопрос о создании училища изучался в соответствующих управлениях Главного морского штаба и с апреля 1945г. начата подготовительная работа по формированию училища. Приказом Народного комиссара ВМФ от 6 апреля 1945г. генерал-майор б/с Денисевич Николай Юлианович был утверждён в должности начальника училища. Училище МП было включено в систему Военно-Морских учебных заведений с подчинением во всех отношениях начальнику ВМУЗ ВМФ.

Комплектование училища постоянным составом

Впоследствии американцы взяли на себя обязательства французов по предоставлению военной техники вьетнамским вооруженным силам. Первые вьетнамские морские пехотинцы первоначально происходили из рядов и батальонов французских колониальных коммандос, которые после того, как Вьетнам был разделен на Женевской конференции по южным и северным параллелям, отправились на юг-вьетнамскую сторону. Вьетнамские морские пехотинцы были завербованы добровольцами и прошли подготовку в штаб-квартире Тью-Дюка, расположенном недалеко от Сайгона.

При училище созданы Курсы офицерского состава (КОС) МП с тремя отделениями: отделение командиров батальонов;

отделение начальников штабов батальонов;

отделение командиров рот.

При этом задачи училища были сформированы на основании опыта Великой Отечественной и 2-й Мировой войн, а также опыта предыдущих войн готовить кадровых офицеров флота, имеющих специальную десантную подготовку, могущих занять должности младших офицеров в частях МП, командовать усиленным взводом в десантных операциях, уметь производить погрузку и выгрузку войск и войсковых грузов как в порту, так и в условиях необорудованного берега, уметь управлять десантно-высадочным судном (десантным ботом, катером, шлюпкой) в прибрежном районе моря. Уметь вести бой при высадке, главным образом в первом броске, и вести бой в условиях противодесантной и сухопутной обороны ВМБ и другого берегового объекта, выполнять общие обязанности общевойскового офицера по обучению бойцов и своего подразделения. Курс обучения определён был в 3 года.

Работа американских консультантов пронизала все аспекты обучения южно-вьетнамских морских пехотинцев, будь то обучение в одиночку, рост числа, логистика или полевые операции. Вьетнамские морские пехотинцы получили отличную репутацию боевой силы, особенно по сравнению с обычной южно-вьетнамской армией. Вместе с армейскими рейнджерами и парашютистами морские пехотинцы сформировали элитарное ядро ​​южно-вьетнамских национальных достижений правительства Сайгона, которые были предназначены для достижения военного успеха и разрешения кризисных ситуаций.

Задача КОС при училище: дать офицерам МП возможность совершенствовать свои знания, систематизировать свой боевой опыт, изучить опыт войны и получить морскую и десантную подготовку, необходимую в современных десантных и противодесантных действиях. Курс обучения определён в 11 месяцев.

Ввиду того что, что училище, в основном, должно было производить свою боевую подготовку на местности, то предполагалось проводить подготовку в условиях, наиболее близких к действительным, причём, практику на местности предполагалось проводить повседневно, а следовательно оставление училища в районе Москвы было не целесообразным. Заместитель Народного комиссара ВМФ адмирал флота Исаков, дал указания разместить училище в восточной части Финского залива, рекомендовав размещение его в районе с.Лебяжье — Форт Краснофлотский (Красная Горка) на южном берегу Финского залива, где условия позволили бы с наименьшими затратами разместить личный состав и учебные помещения в имеющемся там казарменном городке частей Береговой обороны КБФ.

Батальон провел два месяца, расчесывая и искал Вьетконга в Ангун, самой южной провинции Южного Вьетнама. Каждый четвертый батальон был назначен на каждый батальон, а старые вооружения тяжелого оружия были отменены. В то же время Корпус морской пехоты вместе с вновь собранными подразделениями армейских десантников стал общими резервами Вооруженных Сил Республики Вьетнам, и все наземные операции этих сил находились непосредственно под юрисдикцией Генерального штаба. В составе общего резерва военно-морская пехота часто использовалась для поиска и борьбы с Вьетконгом в особо опасных или трудных местах.

Местность в этом районе позволяла иметь вблизи от казарм учебные поля и полигоны. Плавсредства предполагалось размещать в районе бухты Батарейная или в Орниенбауме, т.е. на удалении от 16 до 20 км от казарм училища.

Начальник ВМУЗ вице-адмирал Степанов с таким размещением не согласился, считая необходимым разместить училище в городе, а не в селе, для того чтобы курсанты и слушатели могли иметь возможность пользоваться культурными учреждениями города. По настоянию вице-адмирала Степанова училище было назначено к размещению в г. Выборг, хотя в Выборге казарменно-квартирный фонд не мог без крупных затрат удовлетворить потребностей училища.

Для пребывания в экипаже для морских пехотинцев был принят темно-зеленый берет. Военная помощь и консультационная группа позволили американским консультантам сопровождать вьетнамских морских пехотинцев даже до ожесточенных боевых событий. Когда майор Кхан узнал, что был предпринят государственный переворот, он вытащил двух морских пехотинцев в Сайгон, где он объединил свои силы с другими морскими войсками вокруг Президентского дворца. В течение нескольких часов, казалось, был конфликт между подразделениями хангов и мятежными морскими пехотинцами из батальона.

Размещение в Выборге позволяло иметь плавучие средства в непосредственной близости от казарм (1000-1500 м), но зато учебные поля и полигоны иметь в расстоянии 10-15 км от казарм. Это сказывалось на учебном процессе и всей жизни училища, так как ежедневно 10-12 автомашин были заняты перевозкой курсантов и слушателей.

В период с апреля по 24 июня 1945г. Организационно-строевое управление ГМШ ВМФ разрабатывало штаты и табели училища и 13 июля 1945г. состоялось решение НК ВМФ по формированию училища. 27 июля приказом НК ВМФ утверждён штат училища, а циркуляром начальника ГМШ от 3 августа объявлено о расформировании КОС МП и сформировании на их базе училища МП. Одновременно заместителем НК ВМФ адмиралом Левченко было дано распоряжение о начале производства ремонтно-восстановительных работ в городке № 1 по Крепостной улице дом 26. Работы исполняло 34 строительное ИУ ВМФ (начальник инженер-подполковник Подольских, работы к началу периода обучения не были выполнены даже на 1/3).

Когда эти новые подразделения были мобилизованы, Генеральный штаб приказал вьетнамскому флоту и морским пехотинцам провести операцию против войск Вьетконга в лесу Умин, расположенном на южной оконечности Южного Вьетнама. Морские пехотинцы были развернуты главным образом потому, что цель была недоступна на суше. Эта жестокая военно-морская операция выявила недостатки южно-вьетнамских военно-морских сил: у неопытных моряков были проблемы с навигацией, поэтому они не успели прибыть на посадку, а морские пехотинцы, опираясь на уже устаревшие французские карты, медленно продвигались к внутренним путям.

Организация училища предусмотрена штатом 45/546. Всего в училище должно было быть 600 чел. курсантов и 50 чел. слушателей КОС.

Курсанты организационно сводились в роты по 100 чел., каждая рота состояла из 4-х взводов-учебных групп.

На 1-й младший курс подлежало приёму ежегодно 250 чел. (50 чел. набиралось на случай отсева). Каждый курс имел две учебные роты.

Однако с аналогичными проблемами большинство южно-вьетнамских вооруженных сил столкнулись с началом коммунистического конфликта. Частое развертывание морских пехотинцев на неподвижные охранные задачи повредило неодобрение советников США и их имиджа морской пехоты, в отличие от нападения элитного кластера. Несмотря на эти разногласия, Генеральный штаб продолжал развертывать морские пехотинцы вокруг столицы.

В декабре Вьетконг захватил город Бинь-Гия, расположенный к востоку от Сайгона. Вьетнамским армейским рейнджерам вместе с морскими пехотинцами из батальона было поручено восстановить город. Это было достигнуто без враждебной оппозиции. Остальные три батальонные компании вышли из города к месту крушения вертолета, но большая группа коммунистических боевиков штурмовала эту колонну на резиновой плантации. В конце дня было мертвое большинство офицеров, в том числе командир батальона. Когда Вьетконг окончательно отошел, батальон потерял 60%.

Помимо курсантских подразделений, для обеспечения учебного процесса и проведения практических занятий в училище были и кадровые подразделения: а) Учебно-десантный дивизион (штат 52/512) в составе:

  • одной самоходной десантной баржи (типа «Zibel»);
  • два десантных тендера (Ладожских);
  • 8 десантных ботов (проекта 165), из них в строю были 8 десантных ботов и один тендер.

Кроме того, в дивизионе должны быть следующие плавучие средства:

Все советники США в борьбе пострадали. Подобная судьба имела и батальон рейнджеров, действующий недалеко от Вьетконга. В течение двадцати четырех часов два батальона элитных правительственных подразделений были практически уничтожены. Битва за Бинх Гиа была самым худшим поражением южно-вьетнамских морских пехотинцев во время войны во Вьетнаме; Батальон был эффективно ликвидирован как эффективная боевая сила. После трех дней поиска павших солдат было найдено более сотни тел дружелюбных солдат.

Хотя в командовании союзников никто не знал точное количество вражеских истребителей, которые стояли против джи-вьетнамцев в Бинь-Гие, было очевидно, что это была гораздо большая сила, чем когда-либо встречал джи-тах. Южный вьетнамский генеральный штаб заказал совместную операцию десантников и морских пехотинцев, чтобы найти и уничтожить эту вражескую дивизию. После десятимильного марша морские пехотинцы вторглись в сторону батальона Вьетконга, который был вдоль дороги. С наступлением темноты Вьетконг ушел и оставил 63 мертвых.

6 моторных катеров; 8 барказов гребных; 6 катеров гребных; 10 шестивёсельных ялов. Из всего этого налицо были только 10 ялов.

Принятые в иностранных флотах десантно-высадочные средства в училище так и не поступили.

Имевшиеся в составе учебного дивизиона средства не обеспечивали полностью морскую и десантную подготовку, ввиду их малой мореходности (до 4-х баллов) и тихоходности не более 6-и узлов.

В ноябре батальон совершил высадку из американского флота, в котором также участвовало меньшее количество морских пехотинцев США. Уорда, который командовал Консультативной группой ВМС США. Национальные стратегические резервы, за исключением тактически необходимых исключений, обычно не участвовали в прямой борьбе.

Разница между высшей точкой прилива и оттоком составляет примерно три с половиной метра; приливная вода создает сильные течения, которые очень опасны для движения пехоты. Даже лодки могут маневрировать здесь только во время прилива и оттока, а во время течения блоки практически удаляются пешком.

б) Учебный артиллерийский дивизион в составе:

  • двух артиллерийских батарей (8 орудий калибра 76мм);
  • истребительно-противотанкой батареи (4 орудия);
  • зенитной батареи (2 МЗА-37г.);
  • пулемётно-зенитного взвода (3 ДШК).

Материальная часть дивизиона была укомплектована состоящими на вооружении в МП флотов образцами вооружения. В целом учебный артиллерийский дивизион вполне обеспечил подготовку курсантов и слушателей КОС училища.

Вьетконг использовал систему сигнальных колонных сетей для обеспечения раннего предупреждения о приближении южных вьетнамских подразделений. Совместные операции американцев и южных вьетнамцев начались вскоре после прибытия в провинцию Американской кавалерийской дивизии, состоящей из густонаселенной прибрежной равнины и огромных, неиспользуемых сельскохозяйственных и малонаселенных районов дальше от побережья, с другой. За исключением побережья, этот район находился под сильным влиянием Вьетконга.

Наиболее важные сельскохозяйственные районы провинции были вдоль дороги № 1 под контролем правительства южновьетнамцев, и регион Вьетконг хотел воспользоваться этим, чтобы привести к развертыванию американских и южных вьетнамских солдат в Бинь-Диньху.

в) Учебная бронетанковая рота в составе:

  • танковый взвод (два Т-34-85, два Т-34-76);
  • взвод автобронемашин (две лёгких БА-64, одна БА-10).

БА-10 и Т-34-76 ввиду их неудовлетворительного состояния использовались в учебных целях как макеты.

В целом существовавший парк обеспечил подготовку в вопросах действий штурмовых групп, разведки, погрузки и выгрузки на десантные средства.

г) Учебная батарея самоходных орудий в составе:

  • два огневых взвода (4 СУ-76).

Фактически имелось только две СУ-76, при этом батарея смогла полностью обеспечить учебный процесс.

д) Учебная автотракторная рота в составе:

  • 59 различных автомобилей (фактически имелось 24);
  • 6 амфибий (4 малых «Форд», 2 больших «Джимиси»);
  • 4 трактора (имелся только 1).

Неукомплектованность автотранспортом затрудняла обучение и приводило к преждевременному выходу машин из строя.

Имуществом связи, химическим вооружением, равно как и инженерно-сапёрной техникой училище было укомплектовано согласно положенных норм.

Для проведения практических занятий в поле слушателей КОС и офицеров постоянного состава, а также на случай выполнения оперативных заданий из состава училища формировался усиленный батальон МП. Такая организация себя полностью оправдала и позволила провести ряд учений, как с курсантами и слушателями, так и опытного порядка.

Учебный процесс училища и внутренний распорядок был организован на основаниях, принятых во всех ВМУЗ, с изменениями вызванными специфичностью училища (большое количество занятий на местности).

Все проходимые по курсу учебные дисциплины были объединены в следующие циклы:

Цикл общетактической подготовки:

тактика пехоты; тактика морской пехоты; понятие об общей тактике сухопутных войск; связь (организация и умение использования); служба штабов и боевое управление; изучение тактики других родов войск; военная топография и топографическое черчение.

Цикл военно-морской подготовки:

морская практика; кораблевождение; тактика и боевые средства ВМС; военно-морская история; военно-морская география.

Цикл огневой подготовки:

стрелковая подготовка; материальная часть стрелкового оружия; управление огнём стрелковых и пулемётных подразделений; сведения по баллистике; материальная часть миномётов; материальная часть артиллерии; действия при орудиях и миномётах и стрельба из них; управление огнём миномётных и артиллерийских подразделений.

Цикл инженерной подготовки:

самоокапывание и маскировка; фортификация; разграждение и постановка инженерных заграждений на берегу и в воде; форсирование водных преград; подрывное и минное дело; устройство колонных путей; инженерное оборудование районов.

Цикл общевойсковой подготовки:

строевая подготовка; общевоинские уставы ВС и понятие об организации ВС; войсковое хозяйство.

Общеобразовательный цикл:

математика (алгебра, геометрия и тригонометрия); физика; иностранный язык; русский язык факультативно.

Цикл физической подготовки:

физическая подготовка; рукопашный бой; спортивно-массовая работа.

Цикл социально-экономический.

Отдельные дисциплины:

автомобильное дело; военно-химическая подготовка; конное дело; санитарная подготовка.

Начальники курсов и КОС, как и командиры учебно-кадровых подразделений, непосредственно подчинялись начальнику училища.

На время выходов в поле, на отрядные учения и на случаи вызова училища по боевой тревоге, училище формировало батальон МП. Командиром батальона назначался начальник старшего курса при нём из состава преподавателей формировался штаб.

Комплектование училища постоянным составом

Училище по штату должно было иметь в постоянном составе –124 офицера. К началу учебного процесса в 1945-46г. было назначено в училище 64 офицера, не прибыло из назначенных 5 офицеров (50% некомплект).

До конца своего существования училище всегда было в некомплекте по офицерскому составу и в 1947г. некомплект составлял 24%.

Большие трудности в комплектовании постоянным офицерским составом, особенно преподавателями циклов вызывались, с одной стороны одновременным, вместе с формированием училища МП, ещё 4-х училищ ВМС (связи, минно-торпедного, механиков флота и Черноморского военно-морского), с другой стороны – отсутствием в составе офицерских кадров ВМФ нужных офицеров сухопутных специальностей и специалистов МП.

Тем не менее, офицеры преподаватели, впервые столкнувшиеся с педагогической работой, благодаря своему добросовестному отношению к делу со своей задачей справились, что показывают результаты экзаменов курсантов и слушателей КОС.

Рядовым и сержантским составом училище комплектовалось до дня его переформирования. Всего по штату в училище, без учебно-десантного дивизиона, должно было быть – 212 старшин, сержантов и рядовых. К началу учебного процесса 1945-46г. прибыло – 121 чел. Комплектовался кадровый старшинский, сержантский и рядовой состав по нарядам УПК ВМФ из состава КБФ (откуда должна была прибыть основная масса) и частично отделом кадров ВМУЗ.

В августе 1945г. был начат приём кандидатов в курсанты училища.

В курсанты было приказано принимать на общих, как и для других Военно-Морских училищ, основаниях, т.е. лиц с образованием не ниже 10 классов.

Ввиду того, что контингент с образованием 10 классов поступал недостаточно, заместителем наркома ВМФ вице-адмиралом Абанькиным разрешено принимать кандидатов с образованием не ниже 7 классов, при условии сдачи экзаменов по математике, физике и русскому языку.

Кандидаты в курсанты училища начали прибывать с конца июля 1945г., причём первыми прибыли 16 чел. из г.Кулябяки Горьковской области, в последующем начали поступать кандидатами курсанты, окончившие Бакинское Военно-Морское подготовительное училище, но не выпущенные из БВМПУ распоряжением вице-адмирала Степанова, как участвовавшие в коллективном нарушении дисциплины («тёмная» т.е. самовольное избиение вора). Означенные кандидаты в последующем оказались лучшими курсантами училища, как по дисциплине так и по успеваемости.

В последующем комплектование курсантов производилось с действующих флотов и фронтов. Не служивших в Вооружённых силах всего было – 48 чел., т.е. поступивших непосредственно из гражданских учебных заведений и РВК.

В 1945г. всего было принято кандидатов 327 чел., из них зачислено на 1 курс 238 чел.(впоследствии переведено на 2 курс 208 чел., выпущено из училища с присвоением звания лейтенант 23 сентября 1947г.- 190 чел.). Из числа принятых непосредственно участников войны и имеющих правительственные награды –118 чел.

Состав курсантов набора 1945г. С образованием: 10 классов — 99 чел.; 9 классов — 105 чел.; 8 классов — 42 чел.; 7 классов — 12 чел.

Из них служило в МП, на кораблях и береговых батареях – 116 чел., в других видах ВС – 29 чел., прибыло из Военно-Морских подготовительных училищ – 51 чел., из РВК – 42 чел.

День училища установлен 9 октября — день развёртывания Курсов офицерского состава МП ВМФ в 1941 г.(указания начальника ВМУЗ).

22 сентября 1945 г. Училищу передано было войсковое Красное Знамя Курсов офицерского состава МП ВМФ (циркуляром начальника ГМШ ВМФ

от 3.8.1945 г., о чём сделана запись в знамённой грамоте 22 сентября начальником ВМУЗ ВМФ вице-адмиралом Степановым). фото курсант Добрынин Н.И. у знамени училища


Прохождение учебного процесса.

Занятия проводились по планам и программам, утверждённым начальником ВМУЗ ВМС и согласованным начальником БО ВМС. Занятия проводились в основном из расчёта 50% времени на теоретические и 50% на практические занятия. На местности (суше и на море) проводились все занятия по тактике МП и общей тактике, морской практике, кораблевождению, инженерной подготовке и стрелковой подготовке. Занятия проводились ежедневно, не взирая на состояние погоды.

1 июля 1946г. теоретический курс и практические занятия по плану были окончены полностью. С 16 июля по 26 августа курсанты набора 1945 года и слушатели КОС участвовали в летнем практическом походе, проводимом методом подвижного лагеря (впервые за всё время существования ВМУЗ) на море и на суше. За означенный период времени, с курсантами отработаны подготовка командира отделения и помощника командира взвода МП. Проработаны все виды боевой деятельности сухопутных войск в масштабе отделение — усиленный взвод МП. Слушатели КОС отработали на местности соответствующие разделы программы. Всего курсантами и слушателями училища пройдено походным порядком пешком свыше 250 км и мототранспортом свыше 100 км. На море пройдено около 560 миль с выполнением в среднем 12 высадок первого броска, диверсионных, разведывательных и тактических учебных десантов на Ладожском озере и Финском заливе.

Переходы морем и высадка десанта производились в условиях 4-5 бального состояния моря на десантных ботах проекта 165.

В августе 1946г. произведены две показные высадки первого броска десанта для слушателей Высшей Военной Академии ВС им. К.Е.Ворошилова на пляже Малые Ижоры (южный берег Финского залива). За отличное выполнение этих высадок училище получило благодарность от начальника Главного Морского Штаба.

С августа 1946г. начат набор кандидатов в курсанты. Кандидаты в основном, прибывали из числа не принятых в другие ВМУЗ. Всего было принято 228 чел.

Состав курсантов набора 1946г. С образованием: 10 классов — 44 чел.; 9 классов — 159 чел.; 8 классов — 15 чел.; 7 классов — 5 чел.

Из них служило в МП, на кораблях и береговых батареях – 28 чел., в других видах ВС – 71 чел., прибыло из РВК – 124 чел.

Весь сентябрь курсанты набора 1945 года (2-й курс) училища были в отпуске.

Новый учебный год 1946-47г. начат 1 октября, в составе 1-й курс – 228 чел. и 2-й курс- 208 чел., по утверждённым планам и программам.

Приказом начальника ВМУЗ из состава училища был выделен 2-х ротный батальон, в составе 203 курсанта и 7 офицеров, для участия в Октябрьском параде войск Ленинградского гарнизона. Батальон начал подготовку к параду за счёт учебного времени с 10 октября, убыл в Ленинград 29 октября, принял участие в параде 7 ноября и был удостоен благодарности за отличную строевую подготовку от командующего Ленинградским военным округом генерал- полковника Гусева (приказ №117 от 6.12.1946г.). В Выборг батальон вернулся 9 ноября.

В октябре 1946г. был произведён первый выпуск КОС в числе 48 офицеров.

Помимо учебного процесса училище несло гарнизонные, караульные и патрульные наряды. За отличное выполнение караульной службы офицеры и курсанты училища неоднократно удостаивались поощрений от начальника гарнизона г.Выборг (командующего 23 армии и 30 гв.стрелкового корпуса).

С декабря 1946г. начат новый набор слушателей КОС МП при училище, принято с флотов 47 офицеров и с 1 января 1947г. начат учебный год.

В январе на заседании Главного военного совета ВМФ Сталин неожиданно предложил освободить от должности Главкома ВМС Н.Г.Кузнецова. Как следствие было принято ряд непонятных решений по сокращению военных училищ. На основании директивы ГШ ВС СССР от 1.4.47г. училище МП подлежало расформированию.

Решением зам.ГК ВМС вице-адмирала Абанькина курсанты набора 1945г. за счёт увеличения учебной нагрузки должны были окончить полный курс училища к 1 октября 1947г.(вместо августа 1948г.), а курсанты набора 1946г. расписаны по другим Военно-Морским специальным училищам, списаны в экипаж, а невоеннообязанные возвращены по месту жительства родителей.

Во исполнение указанного выше решения с курсантами набора 1946г. пройдено обучение по полному курсу 1 года обучения и по выдержанию годовых экзаменов переведены на 2-й курс 198 чел., с переводом на 2-й курс:

Краснознамённого училища Береговой обороны -27 чел.;

Высшего Краснознамённого инженерно-технического училища -24 чел.;

Военно-Морского технического минно-торпедного

артиллерийского училища -16 чел.;

Института Лесгафта (Морской факультет) -3 чел.

на 1-й курс:

Интендатского училища ВМФ -29 чел.;

Военно-Морского политического училища -7 чел.;

Военно-Морского пограничного училища МВД -1 чел.

на 2-й курс:

Краснознамённого Ленинградского пехотного училища

им.С.М.Кирова -17 чел;

Военно-Морского авиационного училища — 2 чел..

Списано в 1-й Балтийский флотский экипаж для прохождения дальнейшей службы как не выдержавшие переводные испытания и не пожелавшие продолжать обучение в военных училищах –39 чел.

Возвращено по месту жительства родителей не призывного возраста –30 чел.

Курсанты набора 1945г. переведены на 3-й курс, и с ними продолжено обучение.

С 1 по 25 июля 3-й курс училища вместе с КОС выступил в учебный практический поход в район Койвисто, острова Биорк, Батарейной бухты. Училищу распоряжением командующего войсками Ленинградским военным округом от 15.6.47 г. был придан стрелковый батальон и танковый взвод 45-й гвардейской СД, для практики курсантов и для проведения показной высадки десанта в районе бух. Батарейная, для слушателей Высшей Военной академии им.Ворошилова, которая с отличными результатами была произведена 12 июля 1947г..

Помимо курсантов училища и приданного батальона 45 сд в учении принимали участие корабли бригады шхерных кораблей 8-го ВМФ.

За время летней практики 1947г. с курсантами отработаны:

  • действия усиленного взвода МП во всех видах сухопутного боя;
  • действия усиленного взвода МП в диверсионном и разведывательном десанте;
  • действия усиленного взвода МП в штурмовой группе 1-го броска десанта и ряд других задач.

Курсанты получили навыки в управлении отделением и взводом, при фактическом выполнении командных должностей, слушатели КОС решали на местности с войсками тактические задачи по учебному плану.

Всего 3-й курс помимо ежедневных практических занятий на местности, прошёл походным порядком 600 км по суше и 750 миль по морю.

С 28 августа курсанты училища приступили к сдаче государственных экзаменов. Принимала госэкзамены комиссия назначенная приказом начальника ВМУЗ от 11.8.47г.

Результаты экзаменов оказались следующими:

Допущено к экзаменам – 190 чел.(из них один экстерном);

Выдержало испытания:

по первому разряду — 31 чел.;

по второму разряду — 39 чел.;

по третьему разряду — 120 чел.

Из них с отличием – 2 чел., Добрынин Н.И. и Андрианов.

Акт государственной экзаменационной комиссии утверждён ГК ВМС адмиралом Юмашевым 18 сентября 1947г. Окончившим училище присвоено звание «лейтенант» приказом ГК ВМС от 18.9.47г.

Приказом ГК ВМС от 20.9.47г. назначены для прохождения дальнейшей службы в МП и другие части ВМС: на СФ — 19 чел.; 8 ВМФ — 20 чел.; 4 ВМФ — 5 чел.; ЧФ — 9 чел.; 5 ВМФ — 75 чел.; 7 ВМФ — 45 чел..

В части непосредственно подчинённые центральным управлениям в том числе и ВМУЗ -17 чел.

Производство в офицеры, вручение офицерских погон и холодного оружия (кортиков), аттестатов об окончании училища произведено в г.Выборге 23 сентября 1947г.

отделение командиров батальонов — 16 чел.;

отделение начальников штабов — 10 чел.;

отделение командиров рот — 18 чел..

Окончившие КОС офицеры приказом ГК ВМС от 2.10.47г. расписаны по месту службы и убыли 7.10.47 по флотам.

Училище имело на 3 октября 1947г. партийную и комсомольскую организации в составе: 126 членов ВКП(б) и 9 кандидатов в члены ВКП(б); 49 членов ВЛКСМ.

Партийная и комсомольская организации училища принимали активное участие во всех политических мероприятиях, проводимых в г.Выборге.

В училище была развёрнута спортивная работа, причём физическая подготовка была устремлена в части развития у курсантов выносливости, ловкости, решительности и общей закалки. За время существования училища курсанты добились высоких результатов, имея ряд первенств по разным видам спорта, а именно:

в 1946г. по ВМУЗам –лыжи, фехтование, коньки;

по Выборгу – по плаванию;

в 1947г. по ВМУЗам – лыжи;

по Ленинградской области – по лыжам;

по г.Выборгу – лёгкая атлетика, футбол.

Среди спортсменов училища имелись чемпионы:

— чемпион Северной зоны РСФСР и Ленинградской области по штанге- Поморцев;

— чемпион Ленинградской области по лёгкой атлетике –Клинин, по плаванию -Антонов, по штанге –Запороженко;

— чемпион и рекордсмен ВМС по стрельбе –Хорин.

Большое внимание в спортивно-массовой работе уделялось водным видам спорта (плаванию, гребле, парусному спорту), стрельбе, владению холодным оружием и лыжам.

Во время зимнего периода обучения как 1945-46гг., так и 1946-47гг. производились неоднократные выходы в поле как на лыжах, так и пешим порядком с ночёвками под открытым небом и в шалашах. Зимой 1946-47г. курсанты набора 1945г. провели 2-х недельный зимний лагерь с отрывом от места постоянного расквартирования на 50 км.

Научно-исследовательская работа училища

Училище, помимо задачи подготовки офицерских кадров для МП, имело указание на проведение научно-исследовательской работы по организации, вооружению, боевой деятельности и боевой подготовки МП.

Отдельными офицерами преподавателями в период существования училища выполнены следующие работы:

  • Конспект по истории МП –майор Носов (в 1955 году по этой теме защитил кандидатскую диссертацию);
  • Основы теории стрельбы из пехотного оружия –подполковник Полеводин;
  • Курс стрельб МП- майор Пендеев;
  • Сборник методических разработок по огневой подготовке для командиров пулемётных взводов- майор Пендеев;
  • Специальные физические упражнения для МП;
  • Подьемно-штурмовые приспособления для МП –капитан Симаков;
  • Инженерные части МП и инженерные части усиления- подполковник Конторович.

Кроме перечисленных работ офицеры училища участвовали в составлении «Соображений по организации МП», в рецензировании проектов: «Наставления по совместным действиям СВ и ВМФ», «Наставления по боевой деятельности МП».

Коллективом офицеров цикла общетактической подготовки подготовлен «Сборник конспектов по тактике МП».

Руководство училищем со стороны высших инстанций и помощь оказываемая ему свыше

Училище было включено в общую систему ВМУЗ ВМС. Руководство училищем осуществлялось на общих основаниях принятых в системе ВМУЗ. Управление береговой обороны (БО) ВМС (начальник генерал-майор береговой службы Мушнов) в руководстве училищем участия не принимало, ограничиваясь только «согласованием» учебного плана, учебных программ училища и КОС.

Все учебные планы и программы, за исключением планов и программ по социально-экономическому циклу, составлялись в самом училище, без какой либо помощи или указаний со стороны УВМУЗ и УБО ВМС.

Это положение объясняется тем, что в аппарате УВМУЗ, кроме одного инспектора общевойсковой подготовки полковника Кашникова, офицеров сведующих в боевой подготовке и боевой деятельности МП и СВ, не было. Указания УВМУЗ сводились, главным образом к планированию учебного процесса, к наблюдению за внутренним порядком и организацией службы. Указаний же по содержанию преподаваемых дисциплин, их объёма, действительной проверки содержания преподаваемых дисциплин за все 2 года существования училища не было. При этом было проведено 6 проверок и инспекций училища, но организации учебного процесса опять таки не касались.

За 2 года существования училища был проведён ряд ответственных учений, как плановых, так и опытных:

  • 5 месячный практический учебный поход на суше и на море в 1946г.;
  • 20 дневный практический поход в 1947г..

Несмотря на неоднократные запросы командования училища о высылке представителей ВМУЗ на все эти учения кроме полковника Кашникова никто никогда не прибывал. При этом начальник ВМУЗ вице-адмирал Степанов в период с июля 1945г. по январь 1947г. был в г.Выборге 6 раз, из них в училище 4 раза, уделяя ему не более 2-х часов в приезд, при этом на занятиях в поле и на море не побывал ни разу. Начальник политотдела ВМУЗ генерал-майор б/с Юдин был в училище 2 раза.

Фактически только два раза за 2 года училище всесторонне инспектировалось и получало всесторонние указания. Все же остальные посещения вышестоящих начальников носили односторонний характер. Это являлось следствием того, что училище МП равно как и вся МП в целом являлись новым родом войск в системе ВМС, незнакомыми и непривычными для большинства офицеров ВМУЗ.

Управление БО ВМС при существующей системе организации, когда училище ему ни в коей мере не подчинено, не имело формального права его

контролировать, а инициативы само в этом отношении не пыталось проявить.

Училище, несмотря на ряд трудностей которые ему пришлось за два года своего существования преодолеть, несмотря на ряд ошибок, совершённых его командованием со своей задачей справилось. Произведён выпуск 190 офицеров МП и переподготовка 92 офицеров МП на КОС.

Второе рождение училища Морской пехоты ВМС

Летом 1951г. после выступления на заседании Главного военно-морского совета Н.Г.Кузнецов был назначен Военно-Морским министром. Как и прежде, он уделил особое внимание проблеме подготовки и воспитания кадров для ВМС.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР №3028-1424 от 18 августа 1951г., объявлен и введён в действие штат 4/134- кадра (орггруппы) училища Морской пехоты ВМС.

Штатом предусмотрено:

адмиралов(генералов) –1; офицеров -3; старшин -1; матросов -1;

в/наёмных -1.

Директива ГОУ МГШ ВМС N Орг./10/2249/ от 19.12.51г.

Приказом ВММ (Военно-Морского Министра) СССР от 28.02.52г. к 1 августа 1952г. в г.Выборге сформировать Училище Морской пехоты численностью переменного состава 1200 чел., со сроком обучения 3 года.

1 июля 1952г. директивой ГОУ МГШ № Орг/10/22568 введён в действие штат училища МП ВМС № 4/212.

1 марта 1955г. директивой ГШ № Орг/4/69250 от 27.12.1954г. училище было переведено на новый штат N 91/401.

Постоянное место дислокации училища: г.Выборг угол Путейской –Кривоносова дом 8/2 (почтовый адрес: г.Выборг, в/ч 20213).

Начальник училища генерал-майор Мурашов Павел Александрович назначен приказом ВММ СССР от 9.6.52г.

Задачи училища по подготовке:

а) офицеров для занятия должностей командиров стрелковых и пулемётных взводов в морской пехоте и в пулемётно-артиллерийских частях, численностью переменного состава -900 чел.;

б) офицеров для занятия должностей командиров взводов полевой артиллерии и командиров миномётных взводов в морской пехоте и пулемётно-артиллерийских частях, численностью переменного состава –300 чел..

  • командиров стрелковых взводов -100 чел.;
  • командиров миномётно-артиллерийских взводов –50 чел.

1952-1953 учебный год

  • стрелково-пулемётному – 97 чел.;
  • артиллерийско-миномётному – 75 чел. Всего –172 чел.

— 4 стрелково-пулемётного профиля;

— 3 артиллерийско-миномётного профиля.

Первый курс закончил учебный год с оценками:

отлично 31 чел.;

хорошо 61 чел.;

посредственно 75 чел.. Всего – 167 чел.

Приказом начальника училища 22.8.53г. переведено на второй курс:

  • стрелково-пулемётного профиля – 94 чел.;
  • артиллерийско-миномётного профиля – 73 чел.

1953-1954 учебный год

На первый курс училища зачислено по профилю:

  • стрелково-пулемётному – 106 чел.;
  • артиллерийско-миномётному – 53 чел. Всего –159 чел.
  • стрелково-пулемётному – 95 чел.;
  • артиллерийско-миномётному – 73 чел. Всего –168 чел.

Слушателей КОС было зачислено 26 чел.

Сформировано 13 учебных классов:

— по 4 класса стрелково-пулемётного профиля на 1-м и 2-м курсе;

— артиллерийско-миномётного профиля 2 класса 1-го и 3 класса 2-го курса.

Первый и второй курсы в 1954 год закончили с оценками:

отлично — 47 чел.;

хорошо — 86 чел.;

посредственно — 173 чел.;

плохо — 2 чел.

Слушатели КОС сдали государственные экзамены с общей оценкой –хорошо.

Приказом начальника училища 21.8.54г. переведено на второй курс:

  • стрелково-пулемётного профиля – 100 чел.;
  • артиллерийско-миномётного профиля – 51 чел.

переведено на третий курс:

  • стрелково-пулемётного профиля – 85 чел.;

— артиллерийско-миномётного профиля – 63 чел.

1954-1955 учебный год

На первый курс училища зачислено по профилю:

  • стрелково-пулемётному – 76 чел.;
  • артиллерийско-миномётному – 26 чел. Всего –102 чел.

На втором курсе училища числилось по профилю:

  • стрелково-пулемётному – 100 чел.;
  • артиллерийско-миномётному – 51 чел. Всего –151 чел.

На третьем курсе училища числилось по профилю:

  • стрелково-пулемётному – 85 чел.;

— артиллерийско-миномётному – 63 чел. Всего –148 чел.

10-18 марта 1954 года проведена инспекторская проверка училища, под руководством начальника инспекции ВМУЗ контр-адмирала Никитина.

По результатам работы были даны указания:

— командованию училища решительно пересмотреть работу по улучшению дисциплины, организации службы и наведению уставного порядка в училище;

— направить работу всех циклов на решение главной задачи, поставленной Министром обороны по обучению боевым действиям войск в условиях применения атомного оружия и других новых средств борьбы;

— обратить особое внимание на качество лекций, добиваясь их высокого идейного и научно-теоретического содержания.

В период с 12 по 19 марта 1955г. офицерами управления ВМУЗ под руководством зам.начальника ВМУЗ контр-адмирала Богуславского проведена инспекторская проверка училища: качества обучения курсантов, состояния организации службы, порядка, воинского воспитания и дисциплины, качества учебного процесса и партийно-политической работы.

По сравнению с проверкой марта 1954г. по некоторым дисциплинам несколько улучшилось качество учебного процесса, созданы и оборудованы несколько кабинетов по основным дисциплинам, повысилась успеваемость курсантов.

Наряду с этим имелся ряд существенных недостатков:

  • состояние учебного процесса в целом в училище остается на низком уровне;
  • организация и планирование учебного процесса поставлены «неудовлетворительно». Качество проведения занятий отдельными преподавателями продолжает оставаться низким и не отвечает предъявляемым требованиям подготовки офицеров МП.
  • методическая работа находится на низком уровне. Успеваемость курсантов выпускного курса учебного батальона невысокая. Работа по написанию учебных пособий организована крайне слабо.
  • состояние организации службы в курсантских подразделениях продолжает оставаться на низком уровне, а в кадровых подразделениях «неудовлетворительное».
  • воинский порядок в училище не отвечает требованиям приказов МО и ГК ВМС.
  • состояние воинской дисциплины не отвечает требованиям МО. Имеют место грубые нарушения воинской дисциплины.
  • строевая подготовка личного состава остается на низком уровне.
  • партийно-политическая работа улучшилась, однако уровень её ещё не соответствует предъявляемым требованиям.

В период с 6 по 10 июня 1955г. офицерами управления ВМУЗ под руководством зам.начальника ВМУЗ контр-адмирала Богуславского провели проверку организации службы, внутреннего порядка, состояния воинской дисциплины, хода учебно-лагерного сбора командиров рот и начала учебной практики курсантов и сделали следующие выводы.



-Вот и встретился я со своей юношеской мечтой! - Невольно вырвалось у меня, когда переступил порог КПП Дальневосточного высшего военного общевойскового командного училища (военного института) имени Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского.
Четверть века назад, при выборе своей дороги в жизни, как и многие севастопольские ребята, мечтал стать офицером морской пехоты. Даже послал письмо в Благовещенск, где к тому времени уже почти двадцать лет из взвода морской пехоты ДВВОКУ выпускались «черноберетные» лейтенанты. Ответ пришел стандартный, на отпечатанном под копирку листе, где говорилось, «во взвод морской пехоты отбираются только лучшие по физической подготовке, воинской дисциплин и по знаниям курсанты». Без лишних слов поняв, пробиться в элиту флота будет практически невозможно, отправился в Ленинград, где и поступил в училище, выдержав конкурс 14 человек на место…
С полгода назад, в Интернете нашел официальный сайт Дальневосточного ВВОКУ. Направил сообщение модераторам, что в июле планирую наведаться в город на Амуре и по возможности посетить альма-матер легендарных наследников «полосатых дьяволов». Ответ был утвердительный, начальник училища генерал-майор Владимир Грызлов даже порекомендовал примерную дату моего приезда. Ведь летом предстояло участие офицеров и курсантов в совместных российско-китайских военных учениях, да и отпуска, как говорят, также никто не отменял.
-Для нашего училища взвод морской пехоты всегда был на особом положении. – Так начался наш разговор с генерал-майором В. Грызловым. – Отбор в «черные береты» проходил по высшим критериям. Для Благовещенска морские пехотинцы всегда были чем-то сродни морской душе Амура, всегда пользовались настоящей любовью. Ведь как говорят сами ребята: воздушный десант он только летает и прыгает с парашюта. А мы – в трех стихиях, в небе, на море и на земле. Даже выполняем в училище программу прыжков с парашютами. Нынешний выпускник-лейтенант ушел в морскую пехоту с восьмью прыжками в активе. Причем в плане подготовки наш ввуз способен к самому что ни на есть многопрофильному обучению, вплоть до горной подготовки. Кстати, сейчас на Кавказе группа офицеров и курсантов горного взвода совершает восхождения на высочайшие вершины России.
Морская форма поначалу выглядит здесь несколько непривычной. Но вскоре выясняется, те офицеры, такие как подполковник Евгений Сивоволов, кто пришел служить из частей морской пехоты, приказом начальника училища получили право продолжать носить флотскую форму.
Курсанты взвода морской пехоты даже внешне находятся на привилегированном положении. Ведь им разрешено носить знаменитый символ морской гвардии – легендарный черный берет. Причем, важно удержать свою привилегию блестящими, не ниже, достижениями в спорте, учебе, дисциплине. Ведь за малейшее нарушение для будущего офицера - морского десантника уже многие году действует самое жестокое наказание: запрет на право ношения черного берета. И единожды став на стезю службы Отечеству на море в подразделениях первого броска, юноше надо делом доказывать свою высочайшую профессиональную пригодность.
Военно-морская составляющая училищных традиций присутствует буквально на каждом шагу. Первокурсникам, при первом знакомстве со своей альма-матер, с гордостью говорят о том, что из восьми Героев России – пятеро выпускались из взвода морской пехоты. Возле березок, весь в цветах при входе в казарму находится посмертный памятный бюст Героя России выпускника, морского пехотинца, генерал-майора Евгения Кочешкова. Черноморец, Герой России подполковник Владимир Карпушенко также закачивал эту известную на всех флотах кузницу кадров морских десантников.
Старший преподаватель тактики морской пехоты полковник Тарас Филиппов с гордостью показывает в сторону нависшей над городом телевизионной вышке. Год назад один из курсантов – «черных беретов» на День Военно-морского флота забрался на высоту птичьего полета и водрузил на ней Андреевский флаг.
С недавних пор в программу обучения будущих офицеров морской пехоты ввели морскую практику в дальних походах. Так в прошлом году 20 курсантов на учебном корабле «Перекоп» совершили переход вокруг Европы из Новороссийска в город на Неве. Босфор и Дарданеллы, Гибралтар и Ламанш, Португалия и Норвегия, таков оказался моряцкий «ценз» для парней в тельняшках с берегов Амура. Для нынешних выпускников лейтенантов Юрия Борисова, Владимира, Безбородова, Олега Улина, Константина Скоробогатова, для младшего сержанта Александра Решетникова, курсантов Михаила Кравцова, Дмитрия Питещенко поход вокруг Европы стал незабываем, помог еще раз определить свое место на качающейся палубе корабля. Ведь на переходе морем десант живет по корабельным правилам. В Лиссабоне лихие русские «черные береты» показали португальцам, нет, не приснопамятную «кузькину мать», а выступление по рукопашному бою. Кстати, демонстрационная группа рукопашного боя – своеобразная визитная карточка командира части морской пехоты, выпускника ввуза на Дальне Востоке. Такова дань заложенным еще в стенах училище традициям.
-Недавно мы с курсантами взвода побывали учебном центре морских пехотинцев Южной Кореи, – рассказывает старший преподаватель тактики морской пехоты полковник Тарас Филиппов. – Понятно, там все создано по образцу и подобию «старшего брата», корпуса маринс США. Впрочем, на учебно-материальную базу и на полигоны нас не пустили, разговор ограничился посещением музея, экскурсией по столовой и жилым помещениям. Несомненно, было приятно почувствовать ту искреннюю любовь и уважение, которые испытывают корейцы к нам, русским. Они говорят так – ваши «Варяг» и «Кореец» погибли, сражаясь за нашу свободу против японских оккупантов. И подвиг русских моряков бережно хранится в сердцах простых жителей Страны Утренней Росы, как корейцы называют свою родину.
Вместе с тем, морская душа – «черные береты» - Амура, похоже, становятся частью его славной истории.
В нынешнем году состоялся первый набор курсантов в количестве 10 человек в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище для подготовки по специализации «морская пехота». Данное решение принято в соответствии с новой концепцией Мобильных Сил России. Вместе с тем насколько оправдан данный подход к подготовке офицеров, если рассмотреть его как с позиций традиций, опыта преподавания суровой морпеховской науки именно на базе Дальневосточного ВВОКУ. Начальник Дальневосточного высшего военного общевойскового командного училища им. Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского генерал-майор Владимир Грызлов на вопрос корреспондента «Красной звезды» ответил, что не в его правилах обсуждать приказы вышестоящего командования.
Вместе с тем, на мой взгляд, необходимо более тщательно еще раз взвесить все «за» и против подобного решения. Ведь речь идет не о механическом перемещении отдельно взятого учебного подразделения, пусть и выпестовавшего в своих рядах пять героев России. Речь идет о качестве подготовки офицерских кадров для рода сил Военно-морского флота России в условиях, когда интенсивность боевой подготовки и дальних походов в Мировом Океане нашего ВМФ в последние годы только возрастает. Морская пехота непременно участвует во всех флотских учениях, антитеррористические группы из числа «воинов трех стихий» находятся на всех кораблях и судах флота во время всех боевых служб. И, по мнению ряда военных специалистов, первый специализированный набор в нынешнем году курсантов для морской пехоты в Рязанском высшем воздушно-десантном командном дважды Краснознамённом училище (военном институте) имени генерала армии В. Ф. Маргелова может получить непрофильную подготовку.
Отдельный взвод морской пехоты в училище на каждом курсе был создан еще в середине 60-х годов прошлого века. В него отбирались только лучшие курсанты. Первый из сорока одного его официальных выпусков офицеров для морской пехоты состоялся в 1968 году. Всего же за почти полувековую историю существования специализированного взвода более тысячи его курсантов пополнили офицерский корпус элиты отечественного Военно-морского флота. Один лишь учебный взвод дал современной армии и флоту России, задумайтесь, пять Героев России.
Морской десант весьма многокомпонентный, или как стало модным говорить в последнее время, модульный, род сил Военно-морского флота России». В ее бригадах находится место артиллеристам и танкистам, связистам и специалистам инженерных войск. Ранее в течение десятилетий в частях морской пехоты сложился паритет между выпускниками Рязанского ВВДКУ и Дальневосточного ВОКУ. Лейтенантами воздушно-десантного училища комплектовали преимущественно десантно-штурмовые, парашютно-десантные, разведывательно-диверсионные подразделения. Выпускники ДВВОКУ направлялись же в отдельные батальоны морской пехоты (ОБМП) в составе полков и бригад морской пехоты.
Данное разделение в комплектовании офицерами парашютистами-десантниками и морскими пехотинцами различных подразделений морской пехоты было связано с особенностями вооружений и тактики боевого применения. Необходимость готовить офицеров для морской пехоты именно по профилю Дальневосточного ВОКУ, была связано с тем, что на вооружении батальонов морской пехоты находится весьма схожая с мотострелковыми частями техника и вооружение. Они более мощные по своим огневым возможностям и броневой защите, чем у воздушных десантников. А при высадке десанта на побережье именно батальоны морской пехоты взламывают глубоко эшелонированную противодесантную оборону противника, как это делают в условиях обычного сухопутного боя мотострелки. Оттого и в штате этих «тяжелых» подразделений весьма схожее вооружение с тем, что принято у мотострелков – боевые машины пехоты, бронетранспортеры.
Фактически первый набор курсантов для морской пехоты в Рязанском воздушно-десантном училище рискует быть обречен на непрофильную подготовку. Ведь необходимой базы для подготовки на ту технику и вооружение, на которой им предстоит служить, РВВДКУ пока не располагает. Впрочем, данный недостаток при соответствующих затратах материальных, денежных средств и времени вполне устраним. Только зачем огород городить? В Благовещенске же ведь за почти полвека подготовки морских пехотинцев сложилась необходимая база для их полноценного обучения. Даже обязательные по программе занятия с курсантами по устройству корабля и борьбе за живучесть есть возможность проводить в Благовещенске на катерах бригады пограничных кораблей на Амуре.
Плюс, немаловажен другой фактор, климатический. В Амурской области сезонные температурные перепады достигают амплитуды от минус 40 до плюс сорока по Цельсию. Причем, погода здесь по-настоящему дальневосточная, с высокой влажностью, постоянно меняющаяся, примерно с такой приходится сталкиваться военным морякам во время выполнения задач боевой службы. И для морских пехотинцев, постоянно несущих так называемые «верхние» вахты важно получить привычку переносить именно такой климат. Как пример, приведу опыт первого в истории современного российского флота выхода морского десанта на боевую службу в Средиземное море в октябре 2001 года на БДК «Цезарь Куников». Вначале, при переходе проливами Босфор и Дарданеллы, погода радовала не по-осеннему теплым солнцем. Но уже через две недели, по возвращению в базу, при прохождении тех же проливов зарядил мокрый снег с дождем. И нетрудно представить, с какими перепадами температур приходилось сталкиваться экипажам кораблей и, особенно, морпехам, во время недавних дальних походов в Южную Америку и Индийский океан.
Вообще, возникает некий логический парадокс. Отчего-то ни один здравомыслящий начальник не допускает даже мысли о том, что офицеров-мотострелков возможно качественно подготовить на базе воздушно-десантного училища. Но при этом считается допустимым учить морских пехотинцев для подразделений с весьма сходным по вооружению с мотострелками профилем во вне всяких сомнений славном РВВДКУ.
Мнение офицеров - морских пехотинце относительно обучения морских пехотинцев разделяет и командование Военно-морского флота. Как следует из официального письма заместителя командующего ВМФ России адмирала Александра Татаринова, «выпускники Дальневосточного высшего военного общевойскового командного училища хорошо зарекомендовали себя на флоте, полностью отвечают требованиям флота к офицерам морской пехоты. Но решение о продолжении подготовки офицеров для морской пехоты на базу ДВВОКУ не находится в компетенции Военно-морского флота России».
Хочется надеяться в данной ситуации, что почти полувековой опыт, традиции дальневосточной кузницы офицерских кадров в деле подготовки офицеров для «войск трех стихий» - так иногда называют морской десант – не окажутся забытыми и отправленными в архив. Все-таки немного в наших ввузах взводов, которые могут похвастаться пятью Героями России, своими выпускниками.
Александр Чеботарев, «Красная звезда»
Фото автора и Александра Григорьева