Богослужебные указания на 20. Богослужебные указания на завтра


Пятница. Мчч. Се́ргия и Ва́кха.

Прп. Се́ргия Обно́рского, Волого́дского чудотворца. Обре́тение мощей прп. Мартиниа́на Белоезе́рского (службу зри 12 января).

Служба мчч. Сергия и Вакха шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха.

Порядок чтений, согласно календарю:

На вечерне кафизма 15-я (которая не была прочитана на утрене четверга).

На «Господи, воззвах» стихиры мучеников, глас 6-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – мучеников, глас 4-й: «Се́ргий и Вакх…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Распина́ема Христа́...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Укрепи́ся Христо́вых му́ченик…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Что зри́мое виде́ние...».

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Кресто́м Сы́на Твоего́...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Кресто́м Сы́на Твоего́...».

Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и мучеников на 6.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – седален мучеников, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен мучеников, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры мучеников, глас 1-й и глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – мучеников, глас 3-й: «Коль добро́…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Ору́жие се́рдце Твое́ про́йде...».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава» – мучеников, глас тот же: «Ви́дящи дре́вле Це́рковь…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Егда́ Нескве́рная А́гница...».

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «От Де́вы возсия́вый...».

На часах – тропарь и кондак мучеников.

На Литургии блаженны Октоиха – 4 и мучеников, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь мучеников; кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест…».

В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь мучеников; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь мучеников; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак храма, кондак мучеников. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и мучеников.

Апостол и Евангелие – дня и мучеников.

Среда. Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Евста́фия и иже с ним. Мучеников и исповедников Михаи́ла, кн. Черни́говского, и боля́рина его Фео́дора, чудотворцев.

Прп. и блгв. кн. Ол е́ га Бр я́ нского .

Служба вмч. Евстафия шестеричная, совершается вместе со службой попразднства Воздвижения (А) . Приводим также порядок совершения службы вмч. Евстафия в соединении со славословной службой мчч. Михаила и Феодора и службой попразднства Воздвижения (Б) .

А. На вечерне кафизма 9-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 4-й – 3, и великомученика, глас тот же – 3. «Слава» – великомученика, глас 2-й: «Вторы́й И́ов…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Рук премене́ние…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Адама́нт душе́ю…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Кре́сте Христо́в…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь великомученика, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Каноны: праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и великомученика на 6.

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (великомученика).

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й; седален великомученика, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос великомученика, глас 2-й.

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен великомученика (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры великомученика, глас 4-й, глас 6-й и глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Воинствонача́лие ни́жняго…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Его́же дре́вле…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Я́коже Па́вел…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Глас проро́ка…».

По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

На отпусте 1-го часа: «…силою Честна́го и Животворя́щаго Креста…».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь великомученика. Кондак только праздника.

На Литургии блаженны праздника, песнь 8-я – 4 (со ирмосом), и великомученика, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь праздника, тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак праздника. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак храма. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и великомученика.

Апостол и Евангелие – дня и великомученика.

Задостойник праздника.

На отпусте: «…силою Честна́го и Животворя́щаго Креста…».

Б. На вечерне кафизма 9-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 4-й – 3, и великомученика, глас тот же – 3. «Слава» – мучеников, глас 6-й: «А́ще и тьма́ми благ…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь Дре́во яви́ся…», или праздника, глас 2-й: «Рук премене́ние…» (см. в службе великомученика).

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами; см. в службе великомученика). «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Добро́тою по́двиг свои́х…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Глас проро́ка Твоего́…», или праздника, глас 6-й: «Кре́сте Христо́в…» (см. в службе великомученика).

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава» – тропарь великомученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

На отпусте: «…силою Честна́го и Животворя́щаго Креста…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (единожды), тропарь мучеников, глас 4-й (единожды). «Слава» – тропарь великомученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), мучеников на 6 и великомученика на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Крест начерта́в…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос великомученика, глас 2-й; седален мучеников, глас 1-й. «Слава» – седален великомученика, глас 8-й, «И ныне» – седален праздника, глас тот же (см. в службе великомученика).

По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мучеников. «Слава» – светилен великомученика, «И ныне» – светилен праздника (см. в службе великомученика).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени в службе великомученика), и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Да весели́тся ра́достию…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Глас проро́ка Твоего́…» (см. на стиховне вечера в службе мучеников или на стиховне утрени в службе великомученика).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава» – тропарь великомученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

На отпусте: «…силою Честна́го и Животворя́щаго Креста…».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропари мучеников и великомученика читаются попеременно. Кондаки праздника и мучеников читаются попеременно. (Кондак великомученика не читается.)

На Литургии блаженны праздника, песнь 8-я – 4 (со ирмосом), и мучеников, песнь 3-я – 4.

На входе: «…Плотию распны́йся…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь праздника, тропарь мучеников, тропарь великомученика; кондак мучеников. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь мучеников, тропарь великомученика; кондак праздника, кондак мучеников. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь мучеников, тропарь великомученика; кондак храма, кондак мучеников. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святых .

Апостол – дня и святых (Еф., 233 зач.).

Евангелие – дня, мучеников (Ин., 52 зач.; под зачало) и великомученика (Лк. 106 зач.).

Задостойник праздника.

На отпусте: «…силою Честна́го и Животворя́щаго Креста…».

Пятница 1-й седмицы. Сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского.

Иконы Божией Матери, именуемой «Держа́вная». Свт. Арсе́ния, еп. Тверского.

Литургия Преждеосвященных Даров.

Примечание. Полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Держа́вная», может быть перенесена на субботу, 3 марта (ср.: Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава).

Календарные заметки:

Полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная», может быть перенесена на субботу, 3 марта.
По заамвонной молитве – молебный канон вмч. Феодору Тирону и благословение колива.

Порядок чтений, согласно календарю:

На утрене к первому Троичному припев: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, силою Креста Твоего сохрани нас, Господи». Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я.

Трипеснец состоит из 5-й, 8-й и 9-й песней.

Порядок пения канона при типе службы одного малого святого : 1-я песнь канона стихословится так же, как во вторник. 2-я песнь не стихословится. 3-я и 4-я песни стихословятся так же, как в понедельник. 5-я песнь стихословится подобно 1-й в понедельник.

По 3-й песни – седален сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.

6-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Возопи́х в скорби моей…» и до: «Храня́щии су́етная и ло́жная…» включительно. После этого стиха – 1-й тропарь канона Минеи. Далее: «Аз же со гла́сом хвале́ния…», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. На катавасию – ирмос канона Минеи.

По 6-й песни – кондак сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского, глас 3-й. (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.)

7-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Благослове́н еси, Господи, Боже оте́ц на́ших…» и до: «Благослове́н еси, ви́дяй бе́здны…» включительно. После этого стиха поется ирмос канона Минеи. Далее: «Благослове́н еси на престо́ле…», и 1-й тропарь канона Минеи. «Благослове́н еси на тве́рди…», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. 7-я песнь ирмосом не покрывается, но сразу стихословится 8-я песнь.

Примечание. Стихословие полностью 6-й и 7-й библейских песней в данном случае необходимо по той причине, что на утрене субботы 1-й седмицы предполагается стихословить библейские песни не в великопостной редакции, а по разделам Ирмология «Господеви поем» или «Поем Господеви», в которых 6-я и 7-я библейские песни полностью не исполняются, а, следовательно, на 1-й седмице поста были бы полностью исполнены не все библейские песни. Поэтому Типикон предлагает полностью стихословить 6-ю и 7-ю песни в пятницу (Типикон, гл. 49, пяток вечера 1-й седмицы, 2-е «зри»; гл. 48, 24 февраля, 9-я Маркова глава; гл. 48, 24 марта, 3-е и 4-е «зри»). В богослужении суббот 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста 6-я и 7-я библейские песни должны полностью (в великопостной редакции) исполняться на ряду на утрене. В пятницу 5-й и 6-й седмицы рекомендуется поступить так же, как и на 1-й седмице Великого поста .

Песни 8-я и 9-я стихословятся так же, как в понедельник.

К светильну первое окончание: «…силою, Господи, Креста Твоего, и спаси мя».

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Яко ви́де Тя распина́ема…». Прочее – как в понедельник.

Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник.

На 1-м и 9-м часах по пятницам в течение всей св. Четыредесятницы кафизмы не стихословятся. На 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я.

На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 7-й: «Возлюблю́ Тя, Господи…»; стих: «Бог мой, Помощник мой». 2-й прокимен, глас 6-й: «Господи, Помо́щниче мой и Изба́вителю мой»; стих: «Небеса́ пове́дают славу Божию…».

Подробное изложение порядка изобразительных см. 26 февраля (окончание изобразительных см. 28 февраля).

Порядок кондаков на изобразительных в храме Господском см. в среду, 28 февраля; в храме Богородицы и святого – см. в понедельник, 26 февраля.

Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с см. 28 февраля.

Примечание. На субботу, 3 марта, может быть перенесена с пятницы, 2 марта, полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (см. Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы).

Если в субботу 1-й седмицы (3 марта) будет совершаться служба вмч. Феодора Тирона из Триоди (вариант А ):

На вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров – кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен дня, глас 5-й: «Прииди́те, ве́рнии…» (дважды), мученичны Октоиха, глас 8-й – 4 (см. в пяток вечера: «Му́ченицы Госпо́дни…» (дважды), «Му́ченицы Твои́, Го́споди…» и «А́ще ка́я доброде́тель...») , и вмч. Фео́дора Ти́рона (из Триоди), глас 2-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Сосу́да употреби́в враг…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 5-й: «Услы́шит тя Господь в день печа́ли»; стих: «Защи́тит тя имя Бога Иа́ковля». Прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Вознеси́ся, Господи, силою Твоею…»; стих: «Господи, силою Твоею…»). «Да испра́вится молитва моя...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).

чин молебного пения

Примечание.

Иерей читает молитву над коливом

Примечание.

Если в субботу 1-й седмицы (3 марта) служба вмч. Феодора Тирона из Триоди будет совершаться в соединении с полиелейной службой в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (вариант Б ):

На вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров – кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди самогласен дня, глас 5-й: «Прииди́те, ве́рнии…» (дважды), стихиры Богородицы (иконы) – 4, и стихиры вмч. Фео́дора Ти́рона (из Триоди), глас 2-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Сосу́да употреби́в враг…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 5-й: «Услы́шит тя Господь в день печа́ли»; стих: «Защи́тит тя имя Бога Иа́ковля». Прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Вознеси́ся, Господи, силою Твоею…»; стих: «Господи, силою Твоею…») и чтение трех паримий Богородицы (иконы) (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»). «Да испра́вится молитва моя...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).

По заамвонной молитве иерей с диаконом исходят к уготованному на солее столу, на котором стоит блюдо с ко́ливом, и совершают чин молебного пения великомученику Феодору Тирону. Чтец – псалом 142-й: «Господи, услы́ши моли́тву мою…» . На «Бог Господь» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «Ве́лия ве́ры исправле́ния…». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…». Чтец – псалом 50-й. Во время псалма совершается каждение. По обычаю, диакон кадит о́крест стола с коливом и священнослужителей.

Примечание. Устав дает следующие указания относительно каждения: «...Псалом 50-й. И кадит священник коливо, и настоятеля, и лики, по чину» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера »).

По 50-м псалме – поется канон вмч. Феодора, глас 8-й, на 4 (без ирмосов). Певцы поют запевы: «Святый великому́чениче Фео́доре, моли́ Бога о нас» к двум первым тропарям канона, затем «Слава», «И ныне». Иерей, по обычаю, читает тропари канона.

По 6-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й.

По 9-й песни вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни: «Тя, Неискусобра́чную Ма́терь...».

Чтец: Трисвятое. По «Отче наш…» – возглас: «Яко Твое есть Царство...», и тропарь вмч. Феодора, глас 2-й: «Ве́лия ве́ры исправле́ния…». «Слава» – кондак вмч. Феодора, глас 8-й: «Ве́ру Христо́ву…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Я́коже Предста́тельство…». Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй».

Иерей читает молитву над коливом (ср.: Служебник, Чин благословения колива):

Вся соверши́вый сло́вом Твои́м, Го́споди, и повеле́вый земли́ многоразли́чныя прозяба́ти плоды́ в наслажде́ние и пи́щу на́шу, И́же се́менми три о́троки и Дании́ла, су́щия в Вавило́не, сластнопита́нных све́тльшия показа́вый! Сам, Всеблаги́й Царю́, и се́мена сия́ с разли́чными плоды́ благослови́ и от них вкуша́ющия освяти́, я́ко во сла́ву Твою́ и в честь свята́го великому́ченика Фео́дора Ти́рона сия́ предложи́шася от Твои́х рабо́в, и в па́мять во благочести́вой ве́ре сконча́вшихся. Пода́ждь же, Бла́же, благоукраси́вшим сия́ и па́мять соверша́ющим вся, я́же ко спасе́нию проше́ния, и ве́чных Твои́х благ наслажде́ние, моли́твами Пречи́стыя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, и свята́го великому́ченика Фео́дора Ти́рона, его́же и па́мять соверша́ем, и всех святы́х Твои́х. Я́ко Ты еси благословля́яй и освяща́яй вся́ческая, Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Безнача́льному Отцу́, со Единоро́дным Твои́м Сы́ном, и Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.

Певцы: «Аминь». «Бу́ди имя Господне…» (трижды). [«Слава, и ныне».] Псалом 33-й: «Благословлю́ Господа…». Отпуст по обычаю.

Примечание. «И вхо́дим в трапе́зу, вкуша́ем же вина́ и еле́а, ра́ди свята́го. Сие́ прия́хом в Ла́вре преподо́бнаго отца́ на́шего Са́ввы, и кинови́и преподо́бнаго Вели́каго Евфи́мия: но не твори́м сего́ ны́не за че́стность дне, оба́че яди́м варе́ние с сли́вами без еле́а, и арме́а: произволя́ющии же ядя́т сухояде́ние, я́коже и в сре́ду» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера »).

В 2019 году на субботу 4-й седмицы приходится предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом случае библейские песни на утрене в субботу 4-й седмицы будут петься не в великопостной редакции.

Данная рекомендация в текущем году относится также и к пятнице 4-й седмицы поста, поскольку в 2019 году на субботу 4-й седмицы приходится предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Ср.: Типикон, 24 марта, 3-е и 4-е «зри».

В службе Октоиха 1–7 гласов 1-й мученичен находится в 1-й группе стихир на «Господи, воззвах» (см. в Октоихе в пяток вечера); остальные три мученична – во 2-й группе стихир. В службе 8-го гласа расположение текстов иное: в 1-й группе стихир на «Господи, воззвах» даны 3 мученична, а четвертого мученична нет (2-я группа стихир не содержит мученичнов). Таким образом, при совершении службы Октоиха 8-го гласа следует петь мученичны 1-й группы стихир, повторяя первый из них: «Му́ченицы Госпо́дни...».

См. Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы.

Минея содержит две службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»: 1) «Пра́зднование Пресвяте́й Богоро́дице в честь чудотво́рныя Ея́ ико́ны, нарица́емыя “Держа́вная”», и 2) «И́на слу́жба явле́нию ико́ны Пресвяты́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы “Держа́вныя”».

В «Службах первой седмицы Великого поста» (М., 1984. С. 214) перед 142-м псалмом указывается возглас: «Благословен Бог наш...» и «Прииди́те, поклони́мся...» (3).


Понедельник. Попразднство Преображения Господня. Прмч. Домети́я. Обре́тение моще́й свт. Митрофа́на, еп. Воро́нежского (службу зри 23 ноября).

Прп. Пи́мена Многоболе́зненного, Пече́рского, в Ближних пещерах.

Прп. Мерку́рия Пече́рского, еп. Смоле́нского, в Ближних пещерах. Прп. Пи́мена, по́стника Пече́рского, в Дальних пещерах.

Служба прмч. Дометия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Преображения (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Митрофана, еп. Воронежского, в соединении со службой попразднства Преображения (Б) .

Порядок чтений, согласно календарю:

А. На великой вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 4-й – 3, и преподобномученика, глас 6-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Прообразу́я Воскресе́ние Твое́…».

Вход. Прокимен великий, глас 7-й: «Бог наш на Небеси́ и на земли́…», со стихами (по обычаю). Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Прииди́те, взы́дем на го́ру…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобномученика, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 7-й.

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и преподобномученика на 4.

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобномученика).

По 3-й песни – кондак преподобномученика, глас 6-й; седален преподобномученика, глас 8-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 7-й.

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Зако́на и проро́ков…».

По Трисвятом – тропарь преподобномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 7-й.

Отпуст 1-го часа: «Иже на горе́ Фаворстей...».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь преподобномученика. Кондак только праздника.

На Литургии блаженны праздника 1-го и 2-го канонов, песнь 1-я – 6 (1-го канона со ирмосом).

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь праздника, тропарь преподобномученика. «Слава» – кондак преподобномученика, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь преподобномученика; кондак праздника. «Слава» – кондак преподобномученика, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь преподобномученика; кондак храма. «Слава» – кондак преподобномученика, «И ныне» – кондак праздника.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и преподобномученика.

Апостол и Евангелие – дня и преподобномученика.

Задостойник праздника.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 4-й – 3 (см. в службе прмч. Дометия), и святителя, глас 8-й – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Святи́телей удобре́ние…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Прообразу́я Воскресе́ние Твое́…» (см. в службе прмч. Дометия).

Вход. Прокимен великий, глас 7-й: «Бог наш на Небеси́ и на земли́…», со стихами (по обычаю). Паримии святителя – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами; см. в службе прмч. Дометия), или стихиры святителя, глас 2-й (со своими припевами) . «Слава» – святителя, глас 5-й: «Сра́дуйтеся нам…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Прииди́те, взы́дем на го́ру…» (см. в службе прмч. Дометия).

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 7-й.

Отпуст (в открытых царских вратах): «Иже на горе́ Фаворстей...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 7-й.

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й (см. в службе прмч. Дометия).

По 2-м стихословии – седален святителя, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й (см. в службе прмч. Дометия).

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 8-й: «О всех сла́вных…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й (по выбору, см. в службе прмч. Дометия по 1-м или по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Митрофана…». Стихира святителя, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче…».

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Преображения: «Ли́цы изра́ильтестии…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 7-й; седален святителя, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Сокрове́нную мо́лнию...» (см. в службе прмч. Дометия).

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника (см. в службе прмч. Дометия).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 6-й – 3 (см. на стиховне утрени в службе прмч. Дометия), и святителя, глас 8-й – 3. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Благи́й и ве́рный ра́бе…», «И ныне» – праздника, глас 5-й: «Зако́на и проро́ков…» (см. в службе прмч. Дометия).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 7-й.

Отпуст: «Иже на горе́ Фаворстей...».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно.

На Литургии блаженны праздника 1-го и 2-го канонов, песнь 1-я – 4 (1-го канона со ирмосом), и святителя, песнь 6-я – 4.

На входе: «…преобрази́выйся на горе́…» (и до отдания, кроме воскресенья).

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя; кондак праздника. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя.

Апостол и Евангелие – дня и святителя.

Задостойник праздника.

Отпуст: «Иже на горе́ Фаворстей...».

В вечер двунадесятых Господских праздников совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.

См.: Типикон, 21 декабря (свт. Петра) и 11 января (прп. Феодосия); Минея общая, «Изъявление вкратце...».

Два канона праздника Преображения Господня в период попразднства поются попеременно: в первый день – 1-й, во второй день – 2-й и т. д.


Пятница. Прпп. Фомы́, иже в Мале́и, и Ака́кия, иже в Ле́ствице. Прп. Евдоки́и, в инокинях Евфроси́нии, вел. кн. Московской.

Вмц. Кириаки́и.

Служба прпп. Фомы и Акакия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел. кн. Московской, в соединении со службой Октоиха (Б) , и порядок совершения полиелейной службы прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел. кн. Московской (В) .

Порядок чтений, согласно календарю:

А. На вечерне кафизма 15-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: прп. Фомы, глас 1-й – 3, и прп. Акакия, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «А́гнца и Па́стыря...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Предстоя́щи у Дре́ва...».

По Трисвятом – тропарь преподобных (общий), глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобных (общий), глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная...».

Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), прп. Фомы на 4 и прп. Акакия на 4.

Примечание. О пении канонов в среду и пятницу см. Октоих, ч. 2, с. 653.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (прп. Акакия).

По 3-й песни – кондак прп. Акакия, глас 2-й; седален прп. Фомы, глас 4-й. «Слава» – седален прп. Акакия, глас тот же, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак прп. Фомы, глас 4-й.

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Пригвозди́хся у́бо...».

По Трисвятом – тропарь преподобных (общий), глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси гора́...».

На часах – тропарь преподобных (общий). Кондаки прп. Акакия и прп. Фомы читаются попеременно.

На Литургии вседневные антифоны.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь преподобных (общий); кондак прп. Фомы, кондак прп. Акакия. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест…».

В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь преподобных (общий); кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак прп. Фомы, кондак прп. Акакия. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь преподобных (общий); кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак храма, кондак прп. Фомы, кондак прп. Акакия. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.

Апостол и Евангелие – дня и субботы.

Б. На вечерне кафизма 15-я.

На «Господи, воззвах» стихиры прп. Евфросинии, глас 8-й и глас 2-й – 6. «Слава» – прп. Евфросинии, глас 5-й: «Ублажи́м ны́не…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «В Чермне́м мо́ри…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры прп. Евфросинии, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – прп. Евфросинии, глас тот же: «Вта́йне Бо́гу…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (по выбору), или, по традиции: «Все упова́ние мое́…» (см. прил. 2-е, «В четверто́к у́тра»).

На утрене

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны прп. Евфросинии (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и прп. Евфросинии на 6.

Примечание. В седмичные дни (кроме четверга), при совершении службы Октоиха в соединении со службой шестеричного или славословного святого, мученичны из 1-го канона Октоиха опускаются. В четверг 1-й канон Октоиха не содержит мученичнов.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

На Литургии

По входе – тропари и кондаки:

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и прп. Евфросинии.

В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры прп. Евфросинии, глас 8-й и глас 2-й – 8. «Слава» – прп. Евфросинии, глас 5-й: «Ублажи́м ны́не…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «В Чермне́м мо́ри…».

Вход. Прокимен дня. Паримии прп. Евфросинии – 3.

На стиховне стихиры прп. Евфросинии, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – прп. Евфросинии, глас тот же: «Вта́йне Бо́гу…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе́ но́ваго…».

По Трисвятом – тропарь прп. Евфросинии, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ра́ди...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь прп. Евфросинии, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ра́ди...».

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны прп. Евфросинии (по дважды).

Полиелей. Величание прп. Евфросинии и избранный псалом. Седален прп. Евфросинии по полиелее, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен прп. Евфросинии, глас 4-й: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, Бог Изра́илев»; стих: «В це́рквах благослови́те Бо́га, Го́спода от исто́чник Изра́илевых». Евангелие прп. Евфросинии. По 50-м псалме: «Слава» – «Моли́твами преподо́бныя ма́тере на́шея Евфроси́нии…». Стихира прп. Евфросинии.

Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и прп. Евфросинии на 8.

Примечание. Согласно указаниям Минеи, канон Богородицы заимствуется из Октоиха, из службы повечерия в четверг вечера 6-го гласа: «Приими́, Де́во...».

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален прп. Евфросинии, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос прп. Евфросинии, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен прп. Евфросинии (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры прп. Евфросинии, глас 2-й – 4 (каждая стихира – дважды). «Слава» – прп. Евфросинии, глас 8-й: «О, блаже́ннаго изволе́ния!..», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Арха́нгела Гаврии́ла...».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь прп. Евфросинии, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Иже нас ра́ди...».

На часах – тропарь и кондак прп. Евфросинии.

На Литургии блаженны прп. Евфросинии, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь прп. Евфросинии. «Слава» – кондак прп. Евфросинии, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь прп. Евфросинии; кондак храма. «Слава» – кондак прп. Евфросинии, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – прп. Евфросинии.

Апостол и Евангелие – дня, субботы (под зачало) и прп. Евфросинии.