Что делать если боишься идти школу. Страх ходить в школу
Даже на каникулах меня пугают мысли, что в школе учитель накричит или поставит плохую оценку. Стараюсь меньше думать о первом сентября, но с каждым днем боюсь все больше. Обычно, когда получаю двойку, всегда становится грустно, только о ней и думаю остаток дня. Как обрести уверенность и не бояться ходить в школу?
Вероника, 12 лет
Не забывайте, что плохую оценку можно исправить. В следующий раз вам удастся показать более высокий результат, если подготовитесь, выучите то, в чем раньше были пробелы. Иногда оценки для того и нужны, чтобы увидеть, что удалось усвоить, а над чем еще нужно поработать. Плохая оценка не делает вас хуже. Это не клеймо, она не определяет, какой вы человек. Нам не всегда удается получать хорошие отметки по всем предметам. У каждого свои сильные и слабые стороны, одни предметы идут лучше, другие - хуже.
Единственное, о чем говорит плохая оценка, - о необходимости проработать упущенный материал. Не переставайте общаться с друзьями, не замыкайтесь, просите помощи, если необходимо. Не стесняйтесь уточнять, что не ясно, у учителей и тех, кто хорошо понимает предмет. Учиться и спрашивать не стыдно. Постарайтесь не просто забыть о плохой оценке, а сделайте так, чтобы она помогла вам в будущем.
Объясняя материал, учитель не должен на вас кричать. Если он часто повышает голос и поэтому вам страшно идти в школу, расскажите родителям. Можно обратиться к школьному психологу.
За время летних каникул мы всегда отвыкаем от обычного ритма, и возвращаться в школу не хочется. Но это ощущение обычно быстро проходит - ведь в школе вас ждут не только контрольные работы, но и друзья, которых вы не видели летом.
Задайте вопрос эксперту online
Нынешние программы для учебных заведений бесперебойно обновляются и видоизменяются. Материал непрост и школьники могут попросту его не воспринимать. Довольно часто случается так, что ребенок слушает начитанную информацию, а вот понять ее не в силах, поэтому разбирать пройденный в школе материал приходится уже дома. Если в начальных классах еще можно понять о чем идет речь, то в старших - это уже непросто. Таким образом, ребенок начинает бояться учебного заведения, поскольку домашнее задание не выполнено, учителя ставят двойки, а родители отчитывают за них. Психика подростка не выносит такого стресса и появляется боязнь школы, от которой нужно избавляться в срочном порядке.
Страх школы может возникнуть вследствие неспособности ребенка освоить учебный материал
Что такое боязнь школыБоязнь ходить в школу называется дидаскалейнофобия, она характерна только школьникам и появляется исключительно в момент занятий. По существу понятие дидаскалейнофобии дословно расшифровывается, как «боязнь школы». Формально такая фобия не сразу может заявить о себе в полном объеме. Часто родители воспринимают нежелание ходить на учебу, как лень, желание погулять или же заняться чем-нибудь иным, только не учебным процессом. Но именно в эти моменты не нужно отворачиваться от проблемы, необходимо со всей ответственностью отнестись к ней и отыскать реальную причину прогулов уроков. Особенно сильно это проявляется в начальной школе, т.к. ребенок еще полностью не приспособился к обучению и требованиям, а большие нагрузки без семейной поддержки могут привести к появлению фобии
Ошибка родителей состоит в том, что они считают фобию проявлением сразу во всех сферах жизни ребенка, а боязнь появляется именно в конкретном случае. Если устранить раздражитель, то и боязнь проходит сама собой. Пренебрегать такие проявления у подростка нельзя. Чем длительнее не уделяется время и внимание к проблеме, тем более сильно она врастает в сознание. Позже она может перерасти в сильнейшую озлобленность, которая связана с паническим состоянием и депрессивностью.
Признаки и симптомы наличия фобииСамое полное и точное описание боязни школы описал Херсов. Он считал, что проблемы начинаются с сомнительных жалоб на учебное заведение или же с ее принудительного посещения. Позже это перерастает в полный отказ идти в школу, не принимая во внимание уговоры со стороны родителей. Чем ближе время идти в учебное заведение, тем сильнее меняется поведение и настроение ребенка. Многие дети говорят, что у них есть желание посещать школу, но в необходимый момент у них ничего не выходит из-за панических атак.
Родителям следует забить тревогу при появлении такого рода симптомов:
- припадки асфиксии;
- прерывающееся дыхание;
- слишком частый пульс и сердечный ритм;
- сильное потовыделение;
- озноб и содрогание;
- ребенок становится бледнее, появляется упадок сил, который может привести к потере сознания.
Кроме вышеперечисленного, у подростка может появиться подташнивание, головокружение и кишечные колики.
Удивительно, что при наличии данной болезни может возникнуть появление боязни перед припадками самой боязни у ребенка. К тому же чем старше ребенок, тем сильнее могут быть такие проявления.
Дети могут в такие минуты метаться по помещению, его поведение будет паническим или же он длительное время находится без движения. Такие признаки сложно приурочить к капризам и следует уделить им должное внимание.
Асфиксия — один из признаков фобии
Причины проявления боязниГлупо думать, что проявления страха перед походом в школу могут появляться вследствие одной стрессовой ситуации, которая произошла в учебном заведении. В большинстве случаев, это затянувшийся процесс, где школьник подвергается постоянному влиянию негативных факторов, которые сразу не устранить:
- издевательства от одноклассников, которые педагоги игнорируют;
- жестокость по отношению к ребенку;
- насмешки;
- бесконечные угрозы от старшеклассников;
- большая занятость и сильные нагрузки (физические и умственные);
- психологические упреки с боку преподавателей.
Существуют нестандартные симптомы дидаскалейнофобии. Случается так, что фобия наступает, когда школьник испытывает панику, думая, что с родителями может случиться неприятность, в момент его отсутствия. Может быть, что ссоры среди родных и неурядицы настолько западают в голове у школьника, что в школе он не может от них освободиться, стремясь за родственников разрешить их сложности, поэтому не желает посещать учебное заведение. При любых обстоятельствах, школа - это главный период социализации школьника, поэтому страх школы необходимо преодолевать.
Загруженность в школе может быть одной из причин расстройства
Как преодолеть страх перед походом в школуЧаще всего школьник не имеет возможности до конца понять, как именно проявляется дидаскалейнофобия, как ее побороть и навсегда устранить, что же в самом деле мешает ему посещать учебное заведение. Исходя из этого, помощь профессионала необходима. В этих случаях следует обратиться за помощью к профессионалам в этой сфере. Первым делом, это детские психологи, которые могут постепенно определить все причины такого поведения у ребенка. Психолог может объяснить, каким образом избавиться от давления со стороны одноклассников или препятствовать им. Обучит и изменит взгляды на мир школьника, чтобы он смог взглянуть на проблему с иной стороны и устранить ее самостоятельно. Если ребенок сильно боится за родителей, то профессионал сможет объяснить ему, как поступать, когда родных нет рядом.
Комплексно с работой психолога, школьнику назначают определенные антидепрессанты, лечебную физическую культуру или же иные упражнения, которые отвлекут ребенка от проблемы. Физкультура сможет помочь ребенку преодолеть неуверенность в собственных силах.
Если натиск исходит со стороны семьи, то важно провести беседы с родственниками. Близкие люди обязаны пересмотреть свое отношение к собственному чаду и постараться решить проблему, не вмешивая ребенка в нее.
Большинство родителей, когда слышат от специалистов, что их ребенок боится школы, выдыхают с облегчением - проблема не настолько серьезна. Только это начало сложного психологического заболевания, которое может перерасти во что-то большее. Если вовремя не заняться устранением этой беды, то ребенок и вовсе не пожелает посещать школу, вплоть до суицидальных наклонностей или побега из дома. Это произойдет не сразу, но доводить до этого не стоит. Любой испуг можно искоренить, отыскав его и устранив. Дидаскалейнофобия не исключение, если вы прибегнете к помощи высококвалифицированного специалиста в данной области. Именно он сможет дать нужные советы:
Перевести ребенка на обучение в домашних условиях. Это необходимо и важно, поскольку ребенок должен обладать необходимыми знаниями.
Не ругать его за некоторые слабости - возмущение родных людей только усугубит ситуацию. Только при помощи терпения и участливости можно справиться с психологическими проблемами школьника.
Ребенка необходимо поддерживать, даже если он получил плохую оценку. Нужно продемонстрировать, что ничего в этом страшного нет, все можно исправить путем лучшей подготовки пройденного материала.
Небольшая памятка родителям! Чтобы данная фобия была устранена, родителям стоит начать с себя, только родные люди помогут школьнику устранить боязнь. В кругу семьи должна быть благоприятная атмосфера, доверие и взаимопонимание.
Близкие люди обязаны проявить внимание и терпение, не предъявлять ребенку обвинения во всех его неудачах. Победив страхи постоянно быть виновным перед родителями, у дитя появится уверенность в опоре и защите. В школе он будет находить общий язык с теми детьми, которые будут принимать его таким, какой он есть, а всем своим неприятелям научится оказывать сопротивление. Ему будет интересно ходить на учебу. Важно донести до ребенка, что для всех он не будет идеальным, а это означает, что не всегда следует прислушиваться к всеобщему мнению.
Если же вы обратили внимание на то, что поведение ребенка схоже с вышеописанными симптомами, то примите необходимые меры, задумайтесь о микроклимате в семье. Следует провести анализ собственного поведения, поскольку довольно часто дети копируют поведение своих близких. Исходя из этого, нужно подавать пример детям исходя из собственного поведения, и это поможет им добиться небывалых высот и преодолеть массу сложностей. Необходимо много общаться с ребенком, узнавать о его проблемах и не давать ему замкнуться в себе.
Боязнь школы и нежелание туда ходить все чаще встречается у детей. Почему ребенок боится школу?
Не все, но многие родители проходят через страх ребенка перед школой. Вроде чадо так ждет, когда пойдет в первый класс. Так готовится. А потом - бац! - желание пропадает, и начинаются капризы, истерики, уговоры. Это может произойти как в первый день, так и в любой другой посреди учебного года.
Такая страшная школаНаконец вы вместе со своим чадом дождались 1 сентября. Праздничное настроение, белые кофточки, пиджачки, банты, портфели и букеты всюду радуют глаз. Первая линейка, первый урок, первые знакомства. Все лучше, чем вы могли представить.
Но проходит пара дней, и неожиданная гроза врывается в вашу тихую гавань. Ребенок начинает закатывать истерики, не желает ходить в школу, и никакие уговоры не действуют. Это может быть тихим плачем с мольбами в глазах и просьбами никогда больше не водить его в такую страшную школу. А может вылиться в громкий бунт с выбросом эмоций и ненависти.
Вы не узнаете ребенка. Не понимаете, что могло произойти. Сначала пытаетесь узнать причины у самого первоклассника, но это не всегда приносит плоды. Тогда самое время явиться за объяснениями к учителю. Конечно, бывают случаи, когда действительно что-то произошло в школе. Тогда это проще решить. Можно повлиять на ребенка и успокоить его. Но что делать, например, когда нет никакой видимой причины?
Ваше чадо не может указать на конкретные причины, да и учитель не заметил ничего плохого. Именно такая ситуация обычно сильно расстраивает и мучает. Откуда берется страх и почему ребенок боится идти в школу? Как влиять, помогать, исправлять, если не видишь, что именно нужно исправить? Ответ дает тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Ощущение защищенности - основа жизниНи для кого не секрет, что самую главную роль в жизни ребенка играют родители. Их внутреннее состояние и поведение (особенно мамы) полностью отражается в ребенке как в зеркале . С самого рождения и до школы ребенок является одним целым со своей мамой. Если она спокойна и уверена в завтрашнем дне, не мучается страхами, депрессиями, плохими состояниями, то и ребенок полностью уверен, что он в безопасности.
Если мама сама в нехорошем состоянии, путь даже с улыбкой на лице, то бесполезно ждать от ребенка спокойствия и уверенности. Раз мама нервничает, значит, и ему угрожает опасность. Большинство страхов у детей отсюда родом.
Такое стрессовое состояние останавливает психическое развитие ребенка. Как бы вы ни развивали его кружками и секциями, он не будет готов к школе психически. Водить его к психологу или врачу тоже бесполезно. Они не смогут дать того, что зависит только от вас. Если дома нет защиты и спокойствия, то в школе еще страшнее - там нет родителей.
И наоборот, если ребенок ощущает постоянную защиту и спокойствие от мамы, он уверен, что все хорошо. Нет напряжения, нет стрессов - значит, бояться не нужно. Такой первоклассник спокоен и уравновешен. Он знает, что мир не враждебен. Ему ничего не угрожает, ведь мама спокойна, пусть она и не всегда рядом.
Ощущение защищенности и безопасности нужно ребенку с самой первой минуты после рождения и до окончания школы - как минимум! Это самое главное условие, которое практически гарантирует, что ваш ребенок будет избавлен от необоснованных страхов. Меньше вероятности, что ребенок будет бояться школу.
Ранжирование в детском коллективеЕсть еще одно важное условие для быстрой и безболезненной адаптации к школе - детский сад. С трех лет человек начинает воспринимать себя частью коллектива. Ему необходимо найти свое место в нем - без участия родителей. Самый лучший возраст для этого - от трех до шести. Как раз время детского сада. Социализация обязательно должна произойти в этом возрасте.
Научившись взаимодействовать с другими детьми, поняв свою роль в обществе, ребенок будет чувствовать себя уверенно. К походу в первый класс он будет полностью адаптирован и готов морально. Естественно, с таким ребенком проблем в школе будет меньше либо их не будет совсем.
Если ваше чадо не посещало детский сад, то вся социализация начнется именно в первом классе. Это несет определенные проблемы. Возраст уже упущен, отрыв от мамы еще тяжелее, а большинство детей уже его прошли. У таких деток чаще всего и возникает испуг при попадании в большой коллектив, с которым приходится оставаться один на один.
Но даже если ваш ребенок не был в детском саду, сильно привязан к маме и резко ощутил весь ужас перемен при походе в первый класс, ему можно и нужно помочь как можно мягче пройти процесс адаптации. И точно понимая причины проблем, это сделать намного проще.
Ребенок боится школу: причиныСтрах у детей не появляется на пустом месте . Для этого есть вполне четкие причины, которые возникают в зависимости от свойств ребенка, заданных природой. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана помогает разобраться, какие свойства заложены в вашем ребенке и чего может бояться именно он.
Выделим основные группы причин, почему у ребенка может пропадать желание ходить в школу, чего он может бояться:
1. Страх чем-то выделяться, обращать на себя внимание, быть не как все и из-за этого стать изгоем.
2. Страх что-то неправильно сделать, не успеть доделать; что его не похвалят, поругают, будут смеяться.
3. Страх, что все кругом кричат и бегают, нет спасительной тишины, к которой он привык дома.
Каждая группа может включать какой-то один страх или сразу несколько. Есть и дети, для которых все вышеперечисленное - не проблема. Если же с вашим ребенком происходит «что-то не то», самое время разобраться, что именно.
Необходимо и учитывать, что младшие школьники еще не имеют достаточных культурных ограничений, они нередко бывают жестокими по отношению к однокласснику, который чем-то выделяется. Это может быть необычное имя, изъян во внешности. Насмешки и игнорирование неизбежно приведут к нежеланию идти в школу.
Страх быть не как всеВыделяться, отличаться не хочет ни один маленький ребенок, дети хотят быть как все, чтобы не стать изгоем . Но чаще такой страх присущ детям со зрительным вектором. Эти детки изначально рождаются с чувством страха как базовой эмоцией. При правильном развитии страх за себя перерастает в свою противоположность - любовь к другим и чувственность. А пока страх - это естественно; важно знать, как на него реагировать.
Дети со зрительным вектором, не ощущая защищенности от мамы и не имея навыка социализации, первыми становятся объектами травли. Более слабые физически, часто плачут, реагируют эмоционально на каждую мелочь, им жалко всех и всегда.
Им страшно идти в школу. В то же время ими движет желание общаться, познавать что-то новое, быть в коллективе. Без эмоций и эмоциональных связей они себя не мыслят. Поэтому противоречие - и страшно, и хочется - это про них.
Такого первоклассника нужно поддерживать в стремлении получить порцию общения, узнать что-то новое, увидеть то, чего он еще не видел. Просто необходимо поощрять его делиться с новыми друзьями чем-то вкусным и помогать во всем тем, кто нуждается в помощи. Он получает от этого процесса необычайное наслаждение. Оно заложено природой, поэтому будет очень кстати. Кроме того, для детской стайки ребенок, способный делиться, помогать бескорыстно, будет самым желанным для общения. К нему будут притягиваться окружающие, он никогда не будет изгоем, и это касается всех детей.
Страх быть обсмеяннымОн бывает только у детей с так называемым анальным вектором. От природы это самые послушные дети, привязанные к маме, которая является для них идеалом. Они медлительны, очень основательны и не любят переключаться с одного дела на другое, не доделав первое. Для них похвала - самое важное. Они же склонны обижаться и не терпят насмешек в свой адрес. Опять же, при правильном развитии эти качества превращаются в самые положительные.
Такого ребенка категорически нельзя торопить. Никогда и ни в чем. Необходимо давать ему время доделать все до конца. Потом обязательно похвалить, но в меру. Перехвалить тоже нельзя. Он сразу почувствует подвох. Ни в коем случае нельзя смеяться над ним и высмеивать, если что-то не получается. Иначе обида может остаться в памяти на всю жизнь. А память у таких детей самая лучшая.
При походе в школу ребенка с анальным вектором нужно поощрять за особую тягу к знаниям, а она точно будет, если он развивается без задержек; хвалить за хорошие оценки, за чистоту и аккуратность тетради. Ему особенно нужна поддержка. Можно подсказать ему, что будет нелишним объяснять непонятное своим одноклассникам, помогать им разобраться в чем-то.
Очень хорошо было бы поговорить с учителем, чтобы старался меньше дергать и торопить такого ученика. Ну, и постоянная поддержка родителей - самое важное для неторопливого ребенка.
Если громкие звуки на перемене вызывают ужасВ каждом коллективе обязательно есть ребенок (или даже не один), который привык стоять в сторонке, не участвует в беготне, а при криках закрывает ушки руками. Это обладатель звукового вектора. Его часто считают не от мира сего. Но он более, чем нормален. Именно он может бояться школы по причине шумной обстановки в классе.
Ребенок со звуковым вектором - интроверт. Он не выносит больших компаний и громких звуков. Ему тяжело привыкнуть к школе и влиться в коллектив. В потенциале такой ребенок самый гениальный. Он всегда старается постичь смысл, очень тонко слышит звуки, часто имеет абсолютный музыкальный слух, склонен к науке. Он может стать выдающимся ученым или музыкантом.
Но это опять же - в потенциале. Для этого ему необходимо находиться в тишине. Хотя бы дома.
Ребенку со звуковым вектором нужно создавать дома абсолютную тишину. На него нельзя кричать и даже повышать голос. Именно тихую речь и шепот он способен услышать лучше всего . Ни в коем случае нельзя унижать его смыслами, обзывать глупым или бестолковым, говорить, что из него ничего не выйдет. От этого ребенок теряет способность слышать, думать, воспринимать. Он уходит в себя и отключается от мира.
Психология, которая дает результатыВ наше время чаще всего дети рождаются с несколькими векторами. Соответственно, и свойства сочетаются в них разные. Именно из этого нужно исходить при подготовке ребенка к школе.
«… я сейчас понимаю, что у нее не было ощущения защищенности и безопасности, что все мои зрительные страхи самым непосредственным образом влияют на нее, причем с самого рождения. Но в то время я нашла единственную причину такого поведения. Школа! 1 класс, стресс, пройдет. На том и успокоилась. В это время жена моего брата начала слушать лекции по СВП и периодически намекать, что мне бы тоже неплохо было бы хотя бы почитать, а лучше послушать и ради себя, и ради семьи и т.д…
… Постаралась сосредоточиться на ребенке, толком не понимая, как это делать. Для начала «внедрила» еще один обязательный ежедневный ритуал. Перед сном я приходила к ней в комнату, ложилась рядом, и мы с ней разговаривали на все интересующие ее темы. Ей это очень нравилось, она ждала этого весь вечер. Она делилась со мной какими-то моментами из школьной жизни, я рассказывала ей о своей…»
Оксана М., юрист, Пенза
«…я уже ощутила быстрые и невероятные перемены в сыне. Про свои результаты, а они тоже есть, я напишу отдельно. Тренинг проходила я - а результат видела в нем! Только здесь, на тренинге, я поняла, насколько мы связаны. Это поразительно! Он раньше меня ловил то, что Юрий давал мне!
Он внезапно успокоился. Перестал спрашивать, все ли у меня хорошо. Делать навязчивые движения (ритуалы), плакать без причин. Но самое главное - он начал снова воспринимать учебную информацию на слух!..
…И вдруг он начал готовиться к урокам…
А потом он стал носить одну за другой пятерки. Видя его состояние, я решила не давать ему таблетки, которые мы периодически пили на протяжении этого времени…
…Сегодня, когда я пишу этот отзыв, до конца учебного полугодия осталось три дня, и мой сын заканчивает его отличником!..»
Юлиана Г., учитель в музыкальной школе, Ульяновск
Тяжело привыкать к учебе после каникул, а впереди такая длинная третья четверть! Поневоле загрустишь. А у тревожных детей вновь появляются уснувшие было проблемы. И одна из них — школьные страхи, которые часто усиливаются из-за перемены жизненного ритма, нагрузки, болезней.
Школа для детей — основной социум. С ней связана масса обязанностей и желаний. Неудивительно, что здесь концентрируется и большинство страхов. Один ученик неуверен в себе и опасается поднять руку, другому трудно общаться с одноклассниками. Нередко возникает страх перед проверочной работой, и довольно часто школьники, особенно младшие, боятся учителя. Тревоги бывают разные, и зависят они от характера ребенка и его психологической защиты.
Сам по себе страх не всегда однозначно вреден. Он избавляет нас от излишнего риска, помогает адаптироваться к ситуации. Но порой тревога становится постоянной и сильно осложняет жизнь. Тогда необходимо обратить серьезное внимание на эмоциональное состояние ребенка и задуматься о причинах его ухудшения.
Страх или волнение?Слово «боюсь» для детей не всегда означает страх. Так ребенок может называть и другие ощущения: «Мне не хочется», «Я волнуюсь». Помогите сыну или дочери понять свои чувства. «Когда это действительно школьный невроз, его проявления (депрессия или агрессия) усиливаются в период учебы, — объясняет Татьяна Авдулова, доцент кафедры возрастной психологии МПГУ. — Если в каникулы состояние улучшается, ребенок увлеченно обсуждает разные темы, но при этом отторгает все, что связано со школой, — это повод внимательно присмотреться к ситуации».
Кто чаще боитсяПроще всего свалить проблемы на излишне придирчивого учителя. Так бывает, конечно, но чаще причины гораздо глубже. Важно обратить внимание на отношения дома. Тревога, как росток, который попадает в подготовленную почву, развивается, когда снижена психологическая защита. Она формируется в семье.
Тревожная «рассада»:1. Постоянное родительское недовольство. Тогда ребенок вечно ждет неприятностей, возникает неуверенность в себе. Такие дети могут бояться всего.
2. Завышенные требования. Повышенная требовательность лишает ребенка комфорта: его не понимают даже в семье. Появляется чувство неполноценности. Людмила Аншакова, психолог: «Дети боятся того, за что их могут наказать. Тем не менее возникает желание нарушить запрет, и получается замкнутый круг. Образ родителей в школьных дверях или другая авторитетная фигура (учитель) выглядит пугающе. Появляются специфические страхи (закрытых дверей)».
3. Гиперопека. Детям, не привыкшим самостоятельно принимать решения, непросто в коллективе сверстников.
Практика 1. Если страшно идти в школуТак часто бывает после каникул или болезни. Предложите сыну или дочери договориться с кем-то из одноклассников и пойти в школу вместе.
2. Если страшно поднять руку и выйти к доскеЧасто родители уговаривают ребенка не бояться и тем самым фиксируют страх. «Разумнее сосредоточиться на конкретной причине: ты опасался, потому что плохо выучил или точно не знал ответ?» — комментирует Людмила Аншакова.
3. Страх ответить неправильноУчите управлять тревожной ситуацией: «У тебя есть возможность подготовиться (выучить урок, подумать, как себя повести)». Чаще тренируйте выступления на публике. От третьего лица выступать легче. Поиграйте, будто говорит не сам ребенок, а тот, кого он изображает.
4. При волненииОбъясните детям, что это позитивное чувство, которое подстегивает действие. Волнение можно умерить простыми приемами — глубоко подышать, обдумать первую фразу.
5. Перед контрольнойНе преувеличивайте ее значение («Тебе нужно выспаться, ведь завтра контрольная!»). Переведите событие в разряд рядовых («Такие проверки в жизни бывают постоянно»).
6. Если ученик боится учителяБывают, конечно, случаи, когда разумнее сменить учителя, но прежде есть смысл поработать с ситуацией. В любом случае объясните ребенку смысл школьных требований: это не произвол учителя, а стремление выполнить общие правила. Проиграйте разные ситуации: ребенок становится учителем, а кто-то из родителей — учеником.
7. При неуверенностиРодительский контроль должен быть не пошаговый, а итоговый. Допустим, просим купить хлеб, но не говорим, какой именно и в каком магазине.
8. При сложностях в общенииПриглашайте в гости одноклассников, придумывайте интересные мероприятия. Старайтесь, чтобы в новой компании или в новом месте ребенок оказывался не один, а с кем-то из знакомых людей.
9. Для всех ситуацийСправиться с тревожностью и испугом помогают закаливание, четкий режим дня, прогулки перед сном. А если с наступлением темноты страхи усиливаются? «К концу дня накапливается физическая усталость, и тогда тревоги уходят на второй план, — объясняет психолог Людмила Аншакова. — Родители рядом, организм уже немного расслаблен, ничего не произошло. В результате страхи затуманиваются».
10. Анатомируем страхиПроговариваем или рисуем. Изображение можно посадить в клетку, замазать или вообще порвать. Главное — вынести эмоции на поверхность, не держать их в себе.
Кто вообще больше боится школы, родители или дети? Как относиться к детским страхам и что сделать, чтобы ребенок почувствовал себя увереннее и спокойнее? Вот несколько психологических приемов и книги, которые помогут детям преодолеть дидаскалейнофобию.
Да-да, это настоящее название настоящей фобии! Таким словом называется страх детей перед школой. Конечно, фобия в полном смысле этого слова, особенно такая экзотическая, встречается довольно редко. Но неприятное чувство при мысли о том, что «скоро в школу», знакомо многим - и детям, и их родителям. Пока одни школьники с нетерпением ждут «Дня знаний», чтобы увидеться со своими приятелями и погрузиться в насыщенную школьную жизнь, другие тоскуют и боятся.
Иногда причина страха - переход в новый статус (первоклассника или ученика средней школы) или в новое учебное заведение. Воспоминание о неприятных школьных историях, обидах, насмешках, о предвзятом преподавателе и, тем более, о буллинге тоже может отравить первые дни сентября. Тяжело идти в школу тем, кто много проболел в прошлом году и чувствует себя неуверенно. Или, наоборот, родители так замучили летом ребенка дополнительными занятиями, что никакой жажды знаний к сентябрю уже не осталось. А некоторые дети за лето, увы, не успели забыть ощущения постоянного стресса, невыносимых нагрузок и усталости, которые у них связаны с учебой в школе.
Что делать, чтобы ребенок меньше переживал из-за школы?Вот что советуют психологи:
Чтобы у вас под рукой всегда были интересные и разнообразные задания, мы подготовили подборку книг издательства Clever из коллекции “К школе готов!” . В ней есть тренажеры для обучения чтению и множество веселых заданий с наклейками для разного возраста. Есть викторина отличника для тех, кто идет в первый или второй класс, и сборник олимпиадных задачек по математике. Книги отлично подойдут для будущих первоклашек и школьников младших классов.
Авторский курс подготовки к чтению Ирины Мальцевой (4-6 лет). Здесь есть опыт известного педагога, игровая форма подачи, подробные пошаговые инструкции для родителей. Дети не только быстро выучатся читать, но и расширят свои представления о мире.
— новая обучающая книжка серии «Суперзнатоки». Маленькую книжечку можно брать с собой в дорогу, чтобы не скучать. Детям предлагается раскрасить сложные предметы по образцу, разгадать секретный код и узнать имена животных. Так можно в игре освоить всю программу старшей группы детского сада и почувствовать себя настоящим супергероем, готовым сразиться с неведомыми трудностями первого школьного года.