Что нужно говорить малышу при беременности. Эмоциональное развитие плода и психологическая связь матери с ребенком

Раньше, когда говорили о беременности, о ребенке упоминали лишь как о плоде. А плод, он что – растет, развивается, шевелится… С конца 80-х г.г. о ребенке стали активно говорить как о человеке. Врачи иногда говорят не плод, а ребенок, психологи считают, что ребенок у мамы в животе еще не личность, но и рождается он не «чистым листом» – это тоже давно известно. Во многих центрах (а скорее всего во всех), где супружеским парам помогают подготовиться к рождению ребенка, большое внимание уделяют установлению контакта и общению с ним.

Отношение людей к этому очень разное: одни считают саму постановку вопроса полным абсурдом: «С кем там еще общаться?», другие каждый день поглаживают животик и так общаются с малышом, третьи утверждают, что чувствовали ребенка и общались с ним еще до зачатия.

Давайте же разберемся, можно ли общаться с ребенком до рождения, как это можно делать, и что это дает ребенку и будущим родителям.

Для того, чтобы ответить на вопрос «С кем там общаться?» достаточно обратиться к исследованиям внутриутробной жизни младенца, которые проводились различными специалистами в разных странах с самого начала ХХ века.

Сейчас доподлинно известно, что, начиная с 6 недель, можно зафиксировать мозговые импульсы ребенка, он начинает реагировать на свет. 10 – 11 недель – время, когда малыш начинает чувствовать прикосновение, тепло, вибрацию, боль, давление и не только чувствовать, но и реагировать. Если ощущение ему «не нравится» – он отстраняется или отворачивается. 18-20-недельный ребенок уже проявляет свой характер. Там, где «тихоня» слыша громкие звуки, пугается, более активный – может рассердиться. Мимика ребенка выражает удовольствие, гнев, крик, плач, появляется улыбка. Ребенок уже хорошо слышит и «запоминает» отдельные слова и фразы, различает голоса, имеет музыкальные предпочтения. Известно, что детям больше нравится мелодичная музыка, особенно любят малыши Моцарта и Вивальди. На шестом месяце развивается вестибулярный аппарат – это значит, что ребенок начинает различать положение своего тела в пространстве и переворачиваться. В это же время появляется вкус, а обоняние разовьется только к девятому месяцу.

Так что сомнений не остается – общаться есть с кем. Более того, это маленькое существо ждет общения, а иногда активно добивается. Очень часто приходится слышать от будущих родителей, что пока папа руку на живот не положит, ребенок не угомонится и маме заснуть вечером не даст. Детка может требовать вечернюю прогулку, купание перед сном или любимую песенку, а иногда душевный разговор.

И вот мы уже говорим о том, как общаться. Поскольку слух у ребенка развивается раньше всего, а к моменту рождения малыш уже может узнавать маму и папу по голосам и интонациям, то конечно, с ним можно разговаривать. Не просто мысленно общаться или что-то тихонечко нашептывать, а именно говорить.Одно исследование показало удивительную связь такого общения с развитием ребенка после рождения. В семьях, где ожидался ребенок, папы в одно и то же время дня должны были похлопывать по животу и говорить одни и те же слова: «Я твой папа!». Когда детки родились, то выяснилось, что они меньше плакали, дольше и внимательнее слушали, когда родители с ними разговаривали, и раньше начали говорить сами, чем те дети, с которыми родители до рождения не общались. А ведь это только эксперимент, в жизни общение может быть и более разнообразным и более эмоциональным. Расскажите ребеночку, как вы его любите и ждете, какой он у вас замечательный, умный, добрый, любящий и талантливый, что чувствуете в своем сердце нежность и теплоту, и как вы счастливы, что он пришел к вам. И еще многое, и многое, что вам захочется сказать ему от самого сердца.

Еще один прекрасный способ общения – это пение. Когда женщина поет, она соединяется со своими чувствами и эмоциями и переживает их гораздо полнее. И, конечно же, ребенок тоже ощущает более сильные импульсы от своей мамы – не только голос говорит ему теперь о любви и нежности, но и ее дыхание и все тело как бы пропитывается этими вибрациями.

Вы можете вместе слушать музыку. Малыш узнает, что нравится вам, а вы по его поведению вскоре начнете чувствовать, что нравится ему. Вкусы детишек очень разнообразны: одним нравится спокойная мелодичная музыка, другим – более динамичная, ритмичная музыка, третьи не прочь «потанцевать» и немного подвигаться в такт. Наверное, в этом они схожи с нами – у них разные вкусы, и они любят, чтобы музыка соответствовала настроению. Есть свидетельства, что ребенок может запоминать ту музыку, которая воспринималась мамой наиболее эмоционально. Например, описывался случай, когда один музыкант по памяти сыграл музыкальное произведение, которого прежде не слышал. Оказалось, что его мама, во время беременности исполняла это произведение, и это было единственное время, когда молодой человек мог его услышать. Эта музыка как бы звучала внутри него, было похоже, что он помнил ее всем телом.

Мы говорим об общении с ребенком до рождения. Но разве здесь речь не о воспитании? Ведь очевидно, что хороший музыкальный вкус, манеру разговора, тон и преобладающую эмоциональную окраску общения с людьми ребенок впитывает не только с молоком матери, но и гораздо раньше.

Образ жизни современной женщины часто бывает малоподвижным, особенно если работа связана с компьютером. Давно известно, что маленький человечек хорошо развивается, когда мама много двигается: ходит, совершает разнообразные движения, меняет положение тела. Все это способствует развитию мозга ребенка. Уже упоминалось, что во время беременности развивается вестибулярный аппарат ребенка, для этого и нужно движение. Когда мама ходит, ребенок ощущает покачивания, когда наклоняется – пространство ребенка тоже меняет положение, когда переворачивается – малыш тоже переворачивается. Все это готовит ребеночка к появлению на свет, ведь здесь, в условиях гравитации, очень важно уметь координировать свое тело, чувствовать верх и низ для того, чтобы научиться переворачиваться, ползать, а потом ходить. Делая упражнения, вы наверняка заметите, что одни из них ребенку нравятся, другие – не очень, и, выполняя их, вам придется приспособиться к малышу – когда-то делать чуть медленнее, может быть выбрать меньшую амплитуду движения, больше расслабиться и т.п. Все это тоже общение, потому что гимнастику вы делаете вместе.

С какого момента можно общаться с младенцем? А что говорят об общении в народе? «Друг сердечный», «сердцем чувствую», «сердечная связь»… Вот и ответ. Общаться можно еще до того, как ребенок начинает слышать, ощущать прикосновения и видеть, еще до того, как мы почувствуем его первые еле заметные движения.

С 18 дней бьется сердечко ребенка и отвечает на импульсы наших чувств и эмоций. В этом и парадокс, и объяснение того, что многие женщины чувствуют свое дитя в утробе еще до того, как появились какие-либо признаки беременности. Когда мы поем ребенку, говорим о своей любви и нежности к нему, когда кладем руку на живот, когда видим красивую природу или творения человеческих рук – наши сердца общаются, и устанавливается та самая сердечная связь, которая помогает родителям и дальше понимать своего ребенка без слов.

Итак, общение с ребенком до рождения безусловно для него и хорошо, и полезно. Но что оно дает нам, его будущим родителям?

Природа удивительно мудра: у нас есть целых 9 месяцев, чтобы привыкнуть и освоиться с мыслью о родительстве. Даже если беременность желанная и запланированная, даже если это не первый ребенок, все равно ничего нельзя знать наперед, все равно жизнь внесет свои коррективы. Время ожидания ребенка – это урок длиной в 9 месяцев – урок безусловной любви. Нам не дано знать наверняка, кто родиться – мальчик или девочка, каким будет этот ребенок – талантливым математиком, мудрым философом или веселым менестрелем, мы не знаем его характера, привычек и предпочтений, цвета глаз и волос, тембра голоса. И все-таки это уже наш ребенок – частичка нас обоих – мамы и папы, плод нашей любви. Общаясь с ним, мы учимся быть чуткими и внимательными, учимся понимать свои чувства и ощущения (ведь именно этот язык используют все новорожденные и все детки, особенно те, что не умеют говорить), мы учимся быть терпеливыми и открытыми, потому что беременность – это ожидание – таинство вынашивания и созревания нового человека. Иными словами у нас есть уникальная возможность развить в себе качества, нужные родителям, и приблизиться к тому, чтобы стать хорошими родителями именно для этого ребенка.

Для того, чтобы начать общение с ребенком, не нужно ждать того момента, когда вы возьмете его на руки. Современные исследования подтверждают оправданность подсознательного стремления родителей устанавливать связь с малышом задолго до родов: находясь в животике у мамы, ребенок не только слышит звуки, реагирует на свет, но и переживает эмоциональные состояния, подобные тем, которые испытывает его мама.

Перинатальные психологи уполномочены заявить…

Все большее развитие получает новая отрасль медицинской науки, которая изучает психологические особенности системы «мать-дитя» во время беременности и родов — перинатальная психология. Проводя многочисленные эксперименты, ученые, работающие на стыке медицины и психологии, установили, что у плода середины второго триместра (к 20-24 неделе) беременности уже развиты практически все органы чувств:

  • Он видит! При ярком свете, направленном на живот матери, ребенок щурится и отворачивается.
  • Он слышит! При звуках маминого голоса поведение плода изменяется (он либо замирает и прислушивается, либо начинает резвиться), приборы регистрируют в этот момент изменение волновой активности головного мозга ребенка; кроме того, при резких, неожиданных звуках он вздрагивает.
  • Ребенок ощущает прикосновение! При специальных исследованиях во время раздражения области вокруг рта плода волокнистой оптикой, он пытается ловить руками и даже сосать скользящий по нему луч.
  • Малыш чувствует вкус! Во втором триместре беременности он начинает глотать амниотическую (околоплодную) жидкость и по-разному реагирует на ее состав: если мамина пища была сладкой, то такой же вкус приобретает и водная среда, окружающая ребенка — в этом случае на личике плода возникает выражение, очень похожее на улыбку удовольствия. Ощущая горький вкус, ребенок кривится и перестает глотать околоплодную жидкость, видимо, стараясь избежать неприятного ощущения.

Рассказы о том, что новорожденные малыши успокаиваются при звуках музыки, которую их матери часто слушали во время беременности, не единичны. Наблюдения за формированием вкусовых предпочтений у деток второго года жизни также доказывают тот факт, что их отношение к тому или иному продукту во многом зависит от мамы: что она ела во время беременности с удовольствием, то и малыш, как правило, будет уминать за обе щечки без принуждения. Это ли не доказательство того, что общение — обмен информацией — между мамой и ребенком начинается задолго до родов!

Думай о хорошем — я могу исполнить!

На протяжении всей беременности между мамой и ребенком устанавливается теснейшая многоуровневая связь: они постоянно взаимодействуют друг с другом и оказывают друг на друга огромное влияние. Эта связь осуществляется через плаценту, одной из физиологических функций которой является обеспечение обмена веществ и информацией между мамой и малышом.

Малыш получает от мамы вещества, которые обеспечивают его питание и дыхание — белки, жиры, углеводы, кислород. А к маме поступают продукты его жизнедеятельности — ферменты, углекислота, продукты распада. В этом обмене задействованы также и гормоны — вещества, которые регулируют развитие плода и его связь с мамой. В первые 10 недель беременности мама является поставщиком гормонов, а с момента, когда плацента начинает функционировать как орган эндокринной системы, обмен гормонами начинает идти в обе стороны.

Существует зависимость между эмоциями и выработкой тех или иных гормонов, которые сопровождают их проявление. Например, когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны счастья» — эндорфины, а если мы огорчаемся, надпочечники вырабатывают «гормоны стресса» — катехоламины. Так как между мамой и ребенком через плаценту идет активный обмен веществами, то все эмоциональные переживания мамы «доходят» до малыша в считанные секунды: он практически синхронно с мамой улыбается или кривится. Да и сам малыш уже с десятой недели беременности также имеет возможность «сообщать» маме свои состояния.

Еще наши бабушки оберегали беременных мам от расстройств и тревог, а также окружали их красивыми вещами. Они верили, что от душевного состояния мамы, вынашивающей в животике ребенка, зависит и его здоровье, и душевное равновесие.

Современные исследования доказывают правильность этого интуитивного знания: мамы, сохраняющие спокойствие во время беременности, позитивно настроенные на роды, те, для кого ребенок был желанным и любимым, чаще рожают эмоционально здоровых детей. У мам, у которых преобладал отрицательный эмоциональный фон на протяжении всего периода вынашивания, которые не чувствовали привязанности к своему будущему ребенку, выше вероятность рождения детей с эмоциональными проблемами.

Не стоит беспокоиться, если вам не удалось уберечься от проявления негативных эмоций во время беременности. Наша повседневная жизнь невозможна без стрессов: их разумный уровень помогает еще не родившемуся малышу получить представление о всем разнообразии мира и проявлении человеческих эмоций, он учится адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды и рождается с ценным опытом выживания. Просто старайтесь «не зависать» на плохом и поддерживать позитивное отношение к жизни — и ваш ребенок, родившись, наверняка продемонстрирует такие же привычки!

Осваиваем азбуку общения

Получается, что еще не родившийся ребенок не только нуждается в заботливой маме, которая заботится о своем питании, вынашивая его, ведет здоровый образ жизни и готовится к встрече с ним. Немаловажным для его развития и благоприятного течения беременности является установление связи и взаимоотношений с будущими родителями. Ребенок больше всего нуждается именно в наличии эмоционального контакта, прежде всего с мамой, в ее чуткости и уверенности в безусловной любви к нему.

С момента зарождения новой жизни внутри вас помните, что любой приобретенный опыт — это путь, который вы проходите вместе с будущим сыном или дочкой. Пробуйте получать впечатления совместно с малышом: посещайте вернисажи, концерты, отправляйтесь на природу, рисуйте, рукодельничайте, пойте песни, танцуйте, ведите дневник. Поддерживайте постоянный диалог с малышом, особенно с момента, когда он устанавливает с вами обратную связь с помощью первых шевелений. Главный принцип: проживать любой опыт совместно. Если вы, например, положите на живот наушники с классической музыкой, а сами в то же время будете читать детектив, — это только разъединит вас.

Наблюдая за беременными родителями, можно часто заметить, как мама, ощущая шевеления и пиночки, пытается интерпретировать папе их значение: объясняет, что нравится, а что не нравится этому еще крохотному, но уже человеку. А папа, прикасаясь и поглаживая животик, вызывает снова «драчуна» на общение и ведет с ним занятные диалоги. Такой способ общения получил название гаптономия (от греч. hapsis — прикосновение + nomos — закон; буквально — «закон прикосновений»).

Методика установления контакта с младенцем внутри утробы была разработана еще в 70-х годах прошлого века. Она основана на доказанном факте, что плод в животе матери является маленьким разумным существом, способным на общение с людьми. Цель гаптономии — первое близкое знакомство и контакт родителей с их будущим ребенком при помощи прикосновений. Можно научить ребенка «выходить на связь» в определенное время или на определенные звуки. Главное, чтобы у мамы и папы был интерес к этому общению с малышом как к таковому, чтобы оно было самоценно для них.

Вот, к примеру, одна из методик общения, которая поможет вам лучше понять своего кроху, а также успокоить его при стрессовых ситуациях. Сначала мама наблюдает за шевелениями ребенка и отмечает то время суток, когда шевеления ощущаются сильней всего. Это будет время сеанса маминого общения. Нужно выбрать способ, с помощью которого она будет общаться с ребенком: это может быть поглаживание, похлопывание, легкое постукивание по животу либо как-нибудь еще. Можно одновременно с этим спеть песенку или продекламировать стихотворение, или просто поздороваться с малышом. Главное, чтобы «позывной» был всегда один и тот же.

В выбранное мамой время, дождавшись шевеления, она начинает тактильно-голосовое воздействие и повторяет его несколько раз с небольшими перерывами. Общаться с крохой таким образом надо примерно 10-20 минут ежедневно. Проведя несколько таких сеансов, можно заметить, что малыш начинает вам отвечать — толкается в то место, где вы в данный момент гладите живот. Через некоторое время, когда ребенок начнет четко отвечать на ваши воздействия, можно будет установить другое время для сеансов связи с уже папой.

Данная методика общения с крохой помогает родителям установить эмоциональную связь с ребенком в период беременности и учит понимать состояние ребенка по его движениям. А, кроме того, общение с ребенком до рождения способствует уменьшению у беременной женщины чувства усталости, беспокойства и страха, а также лучшему осознанию обоими родителями своей новой роли и гармоничному воспитанию ребенка.

Обучение до рождения возможно?!

Итак, доказано: после рождения малыши не только могут узнавать звуки, но и проявлять особую чувствительность к человеческой речи. Более того, они предпочитают осмысленную, связную речь произвольному набору слов. Американский ученый В.Кондон обнаружил способность новорожденного уже в первые дни жизни двигаться синхронно ритму речи матери. Это поразительно тонкое и точное совпадение действий не осознается не только ребенком, но и взрослым. Психологи сумели сделать это открытие только с помощью изощренной математической обработки записей и анализа их с помощью специальных технических средств. М.И.Лисина, крупный российский специалист по детской психологии, ответила на этот вопрос так: “Природа не бывает расточительна, а, следовательно, все, чем располагает ребенок, необходимо ему для выживания. Младенец не может существовать без взрослого. Поэтому ребенок должен установить контакт со взрослым, вступить с ним во взаимодействие». А возможности у него для этого есть, как мы убедились, задолго до рождения.

Уроки музыки

Ученые в настоящее время доказали, что прослушивание мамой во время беременности качественно структурированной музыки (классической, народной) укрепляет нейроны ребенка, способствует образованию тесной функциональной связи между полушариями головного мозга. В результате детки обладают большей способностью к обучению, к овладению чтением, иностранными языками. У них очень тонко развит музыкальный слух.

Причем далеко не всякую музыку детки любят слушать во время беременности. Некоторые авторы вызывают у них тревожное состояние (это, прежде всего, относится к Брамсу и Бетховену), а рок-музыка и вовсе воспринимается отрицательно, потому как низкие частоты действуют на нейроны ребенка разрушающе. Были случаи, и это опять же доказано, что во время прослушивания мамой рок-музыки на концертах малыши себя так активно вели, что не давали ей слушать и заставляли уйти. Самое лучшее, что маме стоит прослушивать в этот период — это музыка Моцарта, Вивальди, Листа.

Родная речь и иностранные языки

Беседы с ребеночком в животике формируют восприятие голоса матери, отца, других членов семьи. Частота звуковой волны языка, на котором происходило общение до рождения, наиболее близка для ребенка в период овладения речью, и, если мама в период беременности изучала иностранный язык или говорила на иностранных языках, то частоты этого языка будет включены в диапазон приемлемости. Малыш будет более обучаем иностранному языку впоследствии, когда он начнет заниматься им.

Беременность — самый удивительный период в жизни семьи, насыщенный открытиями и окутанный атмосферой предвосхищения чуда. Женщина вынашивает ребенка, и именно в это время определяется, какими качествами будет обладать будущий человек: будет ли он здоров, счастлив, уравновешен, талантлив… Мудрые традиции не зря предписывают нам окружать беременную маму заботой и любовью, красивыми вещами и гармоничными отношениями: чем комфортнее и спокойнее чувствует себя женщина, тем больший положительный потенциал накапливает ее малыш к моменту рождения.

Почти все будущие мамы мысленно устанавливают контакт со своим еще не родившимся ребенком. Они знают, когда он спит и когда бодрствует, чувствуют, оживлен ли он или остается совершенно спокойным. Это «вслушивание в себя» для многих женщин является бесконечно прекрасным переживанием. Ребенок в свою очередь реагирует на нежные мысли, ласковое обращение и игры радостным шевелением.

Многие, особенно папы, скептически относятся к таким занятиям, мол, ну что может понимать выпуклый животик? На самом деле, общение в утробе чрезвычайно полезно как для малыша, так и для членов семьи.

Это важно!

Разговор с животиком можно начинать с первых дней беременности, и просто необходимо с 14-16 недель. Исследования показали, что в этом возрасте кроха поворачивает голову к источнику звука, вздрагивает и закрывает личико при резких звуках.Общайтесь с животиком и ваш малыш вас услышит!

Но какую пользу способны принести беседы с малышом в животике ?

  • В огромном потоке звуков малыш, находящийсяв утробе матери, способен выделять знакомые голоса и различать интонации. Так, во время ссоры родителей, кроха в животике может вести себя тревожно. Спокойный голос матери или тихое пение, напротив, успокаивают.
  • После родов, слыша привычные голоса и звуки, знакомые песенки или музыку, младенцу проще справиться с послеродовым стрессом и почувствовать себя защищенным в новом большом мире.
  • Между будущей мамой и малышом протекает обмен не только веществ, но и эмоций. Испокон веков люди замечали, что яблоко от яблони недалеко падает. У спокойной мамы, как правило, рождаются уравновешенные и послушные детки. Если мама много нервничала и переживала во время беременности, то ребенок легко возбудим и гиперактивен. Тихое общение с малышом в животике и погружение в атмосферу любви к нему поможет отстраниться от житейских проблем.
  • Беседы папы с животиком полезны не только для малыша, но и для самого папы. Это помогает свыкнуться с ролью отца, и в дальнейшем быстрее преодолеть послеродовую депрессию, которая у мужчин встречается не реже, чем у женщин.
  • Существует мнение, что способность к овладению речью и изучению иностранных языков закладывается во внутриутробный период. Малыши в животиках уже способны различать фонетику речи, поэтому заниматься развитием будущих Ломоносовых можно начинать в утробе.

Приемы , которые помогут наладить общение с малышом в животике :

    • Язык движений

Животик растет, и вы все явственнее начинаете ощущать своего ребенка. Болтайте с ним и учитесь понимать его «язык» — язык движения . Малыш двигает ручками и поэтому возникает чувство «бабочек» в животе, а толчки и удары происходят от того, что он дрыгает ножками. Сосредоточьтесь на этих движениях, попробуйте разгадать, где ручка, где ножка. Поиграйте с ребенком, ведь малыши в утробе могут реагировать на прикосновения и поглаживания.

    • Игры с животиком

Игры с животиком не должны быть слишком активными и шумными. Прикосновения — нежные, голос – с ласковыми интонациями.

Топ ногой, топ другой (постучите пальчиками и по животу )

Я большой уже такой (широкими движениями сверху вниз погладьте живот )!

И шагают сами (пальцы «шагают» )

Ножки прямо к маме (погладьте живот по часовой стрелке ).

Как на этой на неделе

Прилетели две тетери ().

Походили-пощипали (слегка пощипайте кожу по часовой стрелке )

Походили-поклевали (постучите пальцами )

Посидели-посидели (очень легкие похлопывания )

И обратно улетели (круговые движения рукой по животу по часовой стрелке ).

Прилетят в конце недели

Наши милые тетери (поглаживания сверху вниз ).

Мы тетерок будем ждать —

Дадим им крошек поклевать (постучите пальцами ).

    • Беседа втроем

Приобщайте к играм и беседам папу. Сядьте с мужем на пол. Пусть он прислонится спиной к стенке. А вы устройтесь между его раздвинутыми ногами. Положите вместе руки на ваш живот. Мысленно сконцентрируйтесь на ребенке, пошлите ему нежные слова и чувства. И скоро вы сможете «услышать» его. Он прижмется изнутри к вашим рукам.

    • Проводник в ЕГО мир

Многим родителям интересно знать, как чувствует себя малыш в животике, все ли с ним в порядке, как он переворачивается, как бьется его сердечко. Для более тесного общения учеными изобретен электронный стетоскоп Graсo. Им целесообразно пользоваться со второго триместра. Прикладываете стетоскоп к животу, надеваете наушники и прислушиваетесь к таинственной жизни внутри животика.

Проведите эксперимент: говорите, играйте с малышом и с помощью стетоскопа наблюдайте реакцию. Скорее всего, малыш откликнется на ваши слова. При желании звуки можно записать и оставить на память первые моменты общения с ребеночком. Вот такое чудо техники. Кстати, пишут, что он абсолютно безопасен, а слушать можно всей семьей.

    • Мысленное путешествие

Сядьте или лягте поудобнее. Закройте глаза и расслабьтесь. Сделайте глубокий вдох и вслушайтесь в себя. Положите одну руку на лобковую кость, а другую – на крестец. Ваши руки охватывают теперь матку, а значит, и ребенка. Попытайтесь мысленно увидеть свое тело изнутри. Что бы вы себе не представили, — правильно. Насладитесь этим моментом и медленно возвращайтесь назад из вашего «путешествия» .

    • Есть контакт!

Существует интересная методика общения , которая поможет вам лучше понять своего малыша, установив эмоциональный контакт с ним.

Понаблюдайте за шевелениями ребенка и отметьте то время, когда они интенсивнее всего. Это и будет время контакта. Теперь выберите способ общения: поглаживание, похлопывание, легкое постукивание, на ваше усмотрение. Вначале можно поздороваться с малышом, а затем спеть песенку или прочитать потешку. Главное, чтобы «позывной» был всегда один и тот же.

В выбранное время дождитесь шевелений и начинайте тактильно-голосовое воздействие. Повторите несколько раз с короткими перерывами. Общайтесь с крохой таким способом около 10-20 минут ежедневно. После нескольких сеансов вы заметите обратную связь - малыш будет толкаться в то место, где вы в данный момент гладите живот. Спустя некоторое время, когда ребенок начнет регулярно отвечать на ваши действия, можно установить другой момент для сеансов связи, возможно уже с папой.

    • Уроки музыки

Учеными доказано, что прослушивание качественной музыки (классической, народной) во время беременности укрепляет нейроны ребенка, способствует лучшему развитию головного мозга. Внутриутробные уроки музыки развивают способности к обучению и музыкальный слух.

Главное, чтобы музыка нравилась будущей маме и вызывала у нее положительные эмоции, тогда позитив ощутит и ребенок. Привыкнув к определенному жанру музыки во внутриутробном возрасте, родившись, малыш наверняка разделит мамины предпочтения. Знакомые мелодии будут радовать и успокаивать. Важно не включать музыку слишком громко, так как резкий звук может испугать малыша.

    • Колыбельные, сказки, стихи

Читайте животику сказки, стихи или , напевайте колыбельные песенки .

У каждого литературного произведения есть свои ритм и мелодичность. Эти свойства сказок и стихов благотворно влияют на формирование речи ребенка еще в утробе матери. Ребенок слышит и впитывает, а после рождения узнает знакомые ему ритмы и мелодии сказок, которые слышал, еще находясь в животике.

Читая ребенку в период беременности, вы не только сможете научиться успокаивать малыша с помощью мелодичности текста сказок, но и посеете в малыше любовь к слушанию, что в будущем, несомненно, сослужит вам хорошую службу.

Колыбельные среди детских песенок вне конкуренции. Для исполнения колыбельных не нужны вокальные данные. Главное, чтобы песня вам нравилась, и вы пели ее с любовью к вашему крохе.

Перед сном или в минуты уединения, устройтесь поудобнее, положите ладонь на живот и тихонько напевайте. Скоро вы почувствуете, что ребеночек затихает от вашего пения и отвечает на него ласковыми шевелениями.

Прослушивание стихов, сказок и колыбельных дает отличные предпосылки для формирования речи и органов слуха. Это своеобразный урок лингвистики для вашего любимого пузожителя.

Таким образом, разговор с животиком — сплошная польза для всех членов семьи. Эмоциональный контакт и теплое общение с мамой в утробе способствуют гармоничному развитию ребенка, а также раннему внутриутробному воспитанию. У беременной разговор с любимым крохой сглаживает ощущения усталости, страха и беспокойства. И маме и папе общение втроем помогает лучше осознать их новые роли и морально подготовиться к рождению долгожданного малыша.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Представьте себе только, что сердечко Вашего малыша начинает биться уже на четвертой неделе беременности, а к шестой у него формируются органы чувств.

Вы можете не только ощущать присутствие в себе новой жизни, чувствовать шевеления крохи, но и общаться с ним.

Причем, он не только будет слышать свою маму, но и отвечать ей (конечно, пока еще не словами и звуками, а легкими толчками).

Для начала несколько дней понаблюдайте за поведением малыша . Определите, когда ребенок наиболее активен, любит ли он поспать подольше или же подымает маму в 6 утра. Выбирая время, ориентируйтесь на самые сильные толчки карапузика - это и будет лучшее время для разговоров. Например, каждый день в 20.00 вам нужно быть дома, расслабиться, сосредоточиться и не отвлекаться ни на что хотя бы на протяжении 15-20 минут. Время вашего общения каждый раз должно быть одним и тем же.

: «К шестому месяцу беременности ребенок не только слышит, но и дифференцирует внутренние звуки. Он переживает вместе с мамой, когда её сердце взволнованное бьется и сбивается ритм дыхания: тогда он затихает в предчувствии опасности. Такая связь (определенный звук и соответствующее ему эмоциональное и физиологическое состояние) закрепляется в памяти ребенка надолго» .

Способ общения

Вы можете начать общение с поглаживания животика, постукивания или легкого похлопывания. Выберите определенное место на животе, к которому каждый день будете дотрагиваться. Поглаживая будущего малыша, спойте песенку, говорите ему нежные слова. Важно, чтобы действия всегда были похожими . После нескольких таких вечеров Вы заметите, что кроха будет толкаться именно в то место живота, которое Вы гладите.

Так вы можете установить эмоциональную связь с малышом, научитесь понимать состояние своей крохи по его движениям. Общение с ребенком во время беременности помогает будущей маме избавиться от чувства усталости, страха и беспокойства и подготовиться к осознанным родам.

Желание, а не веяние моды

Сейчас многие идут на поводу у желания общественности, модных веяний или «потому что полезно». Не вздумайте! С ребенком так контакт не наладишь. Если Вы возьмете в руки женский роман, а малышу включите классическую музыку в наушниках, то это лишь разъединит вас. Попробуйте вместе получать впечатления : танцуйте, пойте, слушайте музыку. Можете и почитать, конечно, но лучше добрую сказку или интересную книгу (не детектив и не ужастик).

Жизнь прекрасна!

Всё, что малыш услышит до своего рождения - это его первые впечатления об этом мире. Даже небольшие ссоры родителей оставляют след в детской психике. Поэтому так важно, чтобы в отношениях было поменьше напряжения и побольше ласковых слов . Помните, что рядом с вами уже живет маленький член семьи, которому так важно слышать, как мама с папой любят друг друга. К тому же, с позитивными представлениями о мире кроха захочет легкой встречи с родителями, а это значит, что роды пройдут гораздо легче.

Мамочка Оксана с поделилась своей историей : «Когда я была беременна, то постоянно общалась со своим малышом. Я пела песенки, рассказывала, как прошел мой день, говорила, как мы его любим и ждем. Папа наш тоже гладил животик каждый вечер. В общем, мы были активными родителями еще до рождения нашего сыночка. Говорят, что, рассказывая ребенку о том, как хорошо по это сторону животика, роды пройдут легче, потому что он не будет бояться появиться на свет. Не знаю, это ли мне помогло, но мой бутуз родился настоящим богатырем в 4 кг, но роды прошли очень легко и быстро» .

Споем?

Музыка оказывает влияние на все системы и органы крохи: меняется частота его дыхания, тонус мышц, моторика желудка и кишечника. Конечно, под влиянием той или иной мелодии формируется эмоциональная сфера и чувство прекрасного, совершенствуются его интеллектуальные способности.

Для правильного развития малыша нужна правильная музыка . Это не обязательно классика, главное, чтобы мелодия нравилась его маме. Правда, есть одна маленькая подсказка: ребеночек просто обожает слушать детские голоса и не очень любит низкие звуки. Не забудьте во время наслаждения музыкой отключить телевизор, шумную технику, прилечь и прислушаться к поведению маленького слушателя внутри Вас.

Светлана Третьякова, пренатальный психолог : «Если сегодня времени на общение с ребенком нет, ему нужно обязательно сообщить ему, поглаживая живот. Пообещайте, что в следующий раз Вы обязательно пообщаетесь, ведь малыш уже привык к ежедневным «сеансам». Но помните, что чрезмерная дополнительная стимуляция может навредить ребенку. В частности, это касается мам, которые еще не научились понимать состояние крохи, не умеют определять, нравится ему или нет данный вид общения».

Только позитивные эмоции

Во время беременности нужно культивировать ощущение счастья и передавать его своему малышу. Китайцы утверждают, что в организме будущей мамы существует канал связи между её сердцем и сердечком крохи. Поэтому все эмоции передаются от мамы ребеночку, как позитивные, так и негативные.

Мы прекрасно понимаем, что беременная женщина - это буря эмоций, меняющаяся чуть ли не каждую минуту. Учитесь отвлекаться от плохих мыслей, переживаний, переключайте внимание . Ограждайте себя от раздражителей, оберегая своего малыша. Попробуйте - она хорошо расслабляет и открывает нужные «чакры».

Общение с ребенком до его рождения нужно как малышу, так и его родителям. Так малыш получает их тепло, ласку и заботу, понимает, что его здесь очень ждут и будут рады его появлению на свет.

Наслаждайтесь этим временем, ведь такое единение мамы с ребеночком продлится не так долго.

Во-вторых, можно посвятить время общению с собой, обращайте внимание на свои эмоциональные состояния: с чем они связаны. Это поможет вам настроиться на понимание эмоциональных реакций новорожденного, который не может прямо сказать, чего он хочет.

3. Тело скажет о многом

Обращайте внимание на свое тело: где обычно возникает напряжение и при каких обстоятельствах.

Источник фото: newyorker.com

Это важно как само по себе, так еще и потому, что общение с новорожденным в основном происходит на телесном уровне, и вам нужно будет по позе и напряжению тела ребенка понимать его состояние, успокаивать, находить удобную позу.

4. Общение про себя

И, конечно, с ребенком можно разговаривать про себя. Ребенок этого не услышит, но почувствует, как выровнялось мамино сердцебиение, замедлилось и стало более глубоким дыхание, более плавными стали движения и изменилось соотношение гормонов, которые получает от вас ребенок.

5. Общение вслух

Практики словесного общения с ребенком еще до его рождения существовали и существуют в разных культурах. В славянской традиции, например, в ожидании ребенка женщины адресовали малышу песни, стихотворные строки и молитвы. Это было обычным делом. Женщины не сомневались, что ребенок их слышит.

Теперь мы точно знаем, что уже к 16 неделе внутриутробного развития малыш воспринимает звуки на слух. На 26 неделе беременности малыш не только слышит, но и реагирует на услышанное. Это было доказано экспериментально: после рождения у ребенка наблюдалась реакция «узнавания» на стихи, которые ему были прочитаны еще в утробе - он начинал активно двигать ручками и ножками.


Источник фото: antiklusha.com.ua

В целом, дети хорошо воспринимают ритмичную речь. Малыш, конечно, слышит не так как все люди, ведь околоплодная жидкость приглушает все звуки. Но он уже может различить интонацию, тембр, еще до рождения он узнает голос своей мамы. В животе у мамы тоже много разных интересных звуков, ребенок никогда не находится в полной тишине. Малыш постоянно слышит мамино сердцебиение, журчание жидкостей, шум движения воздуха в маминых лёгких. Это как раз тот звук «шшшшшш», который не задумываясь потом использует мама, успокаивая своего уже рожденного малыша.

Кроме того, если мама успокаивается, разговаривая с ребенком (а мы часто успокаиваемся, когда пытаемся помочь кому-то, кто, как нам кажется, нуждается в поддержке больше, чем мы сами), до ребенка доходят мамины "успокоившиеся" гормоны, и ему тоже становится спокойнее.

6. Общаться можно ежедневно

По одной из методик альтернативной медицины, именуемой гаптономия, общаться с крохой нужно в одно и то же время ежедневно. Через некоторое время малыш сам будет выходить на связь в привычные часы. Если вам хочется общаться словами, но вы не знаете как начать, можно начать с простого «Привет, малыш».


Источник фото: imujer.com

Можно петь колыбельные, читать сказки или простыми словами рассказывать о том, что происходит вокруг. Ребенку в утробе можно рассказывать о том, как мама и папа его любят, о том, с каким нетерпением они ждут появление на свет своего долгожданного карапуза. Можно читать вслух свою любимую книжку или даже найти и почитать сказки, которые вы любили в своем детстве.

Здорово будет поговорить с ребенком перед предстоящими медицинскими процедурами, например перед УЗИ. И, конечно, стоит поговорить с ребенком перед родами. Расскажите простыми словами, что будет происходить, ведь ребенок такой же активный участник процесса, как и вы.

7. Конечно, общаться с малышом может не только мама

Кроха способен воспринимать папу или других людей, с которыми у родителей близкие отношения, например, своих старших братьев или сестер. Большое значение имеет общение с папой. Женщина в течение 9 месяцев и во время родов имеет неразрывную связь с малышом. Потому каждая мама после рождения может интуитивно понять ребенка.


Источник фото: medico.crimea.com

Папам сложнее адаптироваться к своей новой роли , потому что им не дано пережить те ощущения, которые свойственны женщинам. Если папа начнет регулярно общаться с малышом до рождения, то он быстрее свыкнется с ролью отца и у него привязанность к крохе разовьется еще до родов.

Александра Бутурлина, ведущая программы подготовки к родам и родительству «Беременная семья»
«Центра развития личности "Л-клуб".

А как вы общались с малышом до родов?