Как возникает эдипов комплекс. Проявление Эдипа у мальчиков и девочек

Эдипов комплекс – это бессознательное или редко – осознанное стремление ребёнка к родителю противоположного пола, имеющее сексуальный характер. И связанное с этим двойственное чувство по отношению к родителю того же пола, что и ребёнок. Данное явление описал Зигмунд Фрейд, и оно стало одним из ключевых понятий в психоанализе.

Многие понятия Фрейд описывал, основываясь на своём опыте и своих переживаниях, трансформируя и обобщая их. Таким же образом он заметил и специфические переживания по отношению к своим родителям.

Позднее он обобщает их, считая, что стремление мальчиков к матери имеет скрытый сексуальный подтекст. Отец же, в этом случае, воспринимается как соперник. Ревность, возникающая в ситуации, когда объект желания оказывается в сексуальных отношениях с соперником, вызывает первые ранние невротические переживания, которые в последствии могут стать причинами серьёзных неврозов.

Вообще же название Эдипов комплекс было позаимствовано из жизни древнегреческого царя Эдипа, который, не зная правду, убил своего отца – царя Лая и женился на своей матери Иокасте.

Особенности Эдипова комплекса у мальчиков

По мнению создателя классического описания, комплекс Эдипа проявляется во влечении к матери, имеющем сексуальную природу, и в соперничающем отношении к отцу, как сексуальному партнёру матери. Но, понимая неравенство сил, мальчик старается скрыть такие проявления. И важнейшим наказанием со стороны отца, которого боится мальчик, это кастрация.

Именно страх кастрации формирует в психике ребёнка инстанцию Супер-Я (Супер-Эго), которая постепенно искореняет инцестуозные стремления и заставляет соотносить себя с отцом.

Особенности Эдипова комплекса у девочек

У девочек первые сексуальные влечения также проявляются к маме, но уже к трём годам они обнаруживают у себя отсутствие пениса. Зависть к пенису обуславливает их стремление к отцу и враждебность к маме, как к сопернице. Компенсация этой зависти, у девочек формируется стремление рожать.

Многие психологи склонны также называть женский вариант – комплексом Электры. Автором такого названия был Густав Юнг, использовавшей имя дочери микенского царя, которая отомстила своей матери за убийство своего папы. Хотя сам Фрейд никогда не вводил такого понятия. Более того, из-за разногласий с Юнгом считал такое название «ненужным».

Почему эдипов комплекс различается у женщин и мужчин?

В соответствии с этим, и можно выделить основные различия в становлении и формировании комплекса у мальчиков и девочек. Так, движущей силой у представителей мужского пола является страх кастрации, тогда как женщины проявляют зависть к пенису.

Кроме того, многие психологи говорят о разной природе ответной материнской и отцовской любви. Мужчины склонны любить своих детей «за что-то». Материнская любовь без оценок и существует только потому, что существует ребёнок. Поэтому, «выбирая» отца, ребёнок любого пола стремится работать над собой, достигать и постигать.

Предпочитая привязанность к матери и отстраняясь от отца, ребёнок становится сверх податливым. Это, кстати, демонстрируют и мифы. Электра собирается для мести и достигает успеха, тогда как Эдип теряет рассудок.

Как развивается и трансформируется

Зигмунд Фрейд считал, что превращение ребёнка во взрослую личность происходит как раз благодаря переживанию такого явления как Эдипов комплекс. Мальчик, испытывая страх кастрации, образует Супер-Эго, вырабатывая моральные авторитеты и то, что мы называем «совесть». Он начинает дистанцироваться от матери и подражать отцу.

Таким образом, научаясь «быть мужчиной» и происходит нормально разрешение комплекса к шести годам. Если же отец проявляет мягкость, а мать начинает выделять сына больше, чем мужа, значимость ролей у ребёнка смешивается. Чувство вины по отношению к отцу вызывает невротические переживания, а излишняя привязанность к матери провоцирует настоящие «показательные выступления» в подростковом возрасте и невозможность перестать быть «маменькиным сыночком», переживая фиаско в длительных отношениях с женщинами.

Девочки же переживают зависть к пенису и винят мать в том, что его у них нет. Но, постепенно видя, что отец предпочитает мать, начинают подражать ей. Нормальное разрешение такого конфликта Фрейд видит в идентификации девочки со своей матерью, как следствие – более спокойное отношение с отцом и возникновение компенсаторного желания иметь впоследствии детей.

Если отец по каким-то причинам выделяет девочку больше, чем жену, то девушка может попасть в ситуацию неразрешённого комплекса. Идеализация отца и близкие отношения не позволяют заводить прочные семьи, ведь «такого как папа» второго быть не может. Кроме того, у них могут быть психологические проблемы с деторождением. А также происходят ужасные конфликты с матерью во время гормонального взросления. Девушка склонна всячески выставлять мать в неприглядном свете: высмеивать её возраст, вес, манеру одеваться и т.д.

Отсюда можно выделить основные этапы комплекса:

  • возникновение первых переживаний в возрасте 2-3 лет;
  • импульсивное проявление сексуальных переживаний и переживаний ненависти и соперничества;
  • возникновения соответствующего страха;
  • становление Супер-Эго и начала идентификации себя с родителем того же пола;
  • разрешение комплекса или, наоборот, его неполное разрешение.

И, таким образом, главная опасность кроется в недостаточно чётком разграничении ролей в семье. Если ребёнок осознаёт, что между отцом и матерью может «влезть ещё кто-то», то впоследствии такому ребёнку сложно сохранить свои отношения со своим спутником жизни. Поэтому, если ребёнок начинает высмеивать отца или проявлять к нему агрессию, не стоит его ругать, но стоит настойчиво демонстрировать иерархию.

Кстати, на любые нелестные замечания что по отношению матери, что по отношению к отцу, лучшим ответом будет один: «Ты прав (права), но мама (папа) любит меня и таким (такой), а ещё мы оба очень любим тебя». Чем больше вы будете «жалеть» ребёнка и скрывать проявления своих отношений, тем сложнее малышу будет пережить этот период.

И самым неподходящим вариантом будет «временный» раздельный сон супругов. Малыш не в полной мере понимает, что такое интимные отношения, но усваивает право супругов на них. Вы же не хотите прятаться всю жизнь?

Эдипов комплекс и современная наука

Наибольшей критике в настоящий момент, конечно, являются взгляды Фрейда на вариант женского комплекса. Причём критику высказывают как яркие феминистки, так и женщины-психологи, старающиеся менее категорично подходить к постулатам. И главным объектом критики является описанная Фрейдом «зависть к пенису».

Кейт Миллет и Джульет Митчелл заявляют, что подобное изобретение было возможно только мужчиной и только в контексте фаллоцентричной культуры. Данные сторонницы феминистических взглядов считают, что в такой теории выявляется лишь мужской взгляд на ценность данного органа, тогда как для женщины никакой ценности он не представляет. Ряд психологов так же отмечает тот факт, что странно настолько переживать про отсутствие той части тела, которой никогда у тебя не было, и ценность которой сложно понять.

Так же психологи, более склонные к психофизиологическим течениям критикуют возможность самой сексуальности у детей, гормональное развитие которых сильно отличается от половозрелых людей.

В этом же контексте стоит вспомнить мнение Б. Малиновского, наблюдавшего за дикарями Тробриановых островов. Он говорил, что в их культуре воспитанием детей (мальчиков) занимается брат матери, а не отец. Таким образом сексуальных отношений между значимым мужчиной и матерью нет, но проявления, подобные комплексу Эдипа присутствуют. Он объясняет это не сексуальным влечением и ревностью, а соперничеством и стремлением «проверить на прочность» авторитет.

Таким образом, современные психологи стремятся рассматривать комплекс Эдипа в более широком понимании, чем чистое сексуальное стремление. Так же несколько скептично воспринимается зависть пениса у девочек. Тем ни менее, проявление описанных Фрейдом поведенческих моментов имеет место, следовательно полностью теория не отбрасывается.

Коррекция и психотерапия

В случае с Эдиповым комплексом не совсем уместно говорить про «лечение», поскольку сам комплекс рассматривался Фрейдом как необходимый этап развитие личности. Скорее всего можно говорить про коррекцию поведения в случае не полного прохождения всех этапов данных переживаний. А также вмешательства психолога в случае, если такие переживания уж слишком навязчивы из-за особенностей личности самого ребёнка (например, в случае навязчивых кошмарных снов с монстрами, великанами и огромными зверями).

В иных, самых распространённых случаях, можно предложить:

  • обратить внимание на понятие доверия и адекватного общения, то есть стоит объяснять различия между отношениями взрослых и отношением к ребёнку, иначе дети будут додумывать свою «ненужность» и протекание комплекса будет усугублено;
  • не обделять ребёнка вниманием со стороны обоих родителей, так как повышенная ревность может возникать из-за занятости матери; кроме того, невозможность вовремя от неё дистанцироваться может быть следствием незаинтересованности и невнимательности отца.

Психотерапия рассматривает Эдипов комплекс как отправную точку возникновения ряда неврозов, поэтому целесообразно обратится к психотерапевту в ситуациях сильных эмоциональных переживаний на фоне невозможности наладить длительные отношения с противоположным полом, а также в случае навязчивых и пугающих снов.

«Эдип, о котором пойдет речь, – герой древнегреческой мифологии, ставший символом определенного этапа развития нашей сексуальности, – объясняет Ж.-Д. Назьо. – Это сексуальное желание, о котором мы привыкли думать как об атрибуте взрослого, переживается маленьким ребенком в возрасте трех-пяти лет. Оно направлено на родителей. Почему именно на них? Да просто потому, что они рядом! Невинный ребенок наделяет их сексуальностью, вовлекает их в свои фантазии и беззастенчиво копирует их взрослое сексуальное поведение».

Эдипов комплекс соотносится с той фазой психического развития, во время которой мы учимся сдерживать свои порывы и отказываться от неисполнимых желаний через усвоение запретов, в том числе на инцест. Это необходимый этап, преодолев который мы впоследствии сможем любить, создавать пару, строить семью. А если мы так и не смогли пережить ту нашу самую первую любовь – к папе и маме, – эдипов комплекс создает для нас большие эмоциональные сложности. Ведь ни один потенциальный партнер не выдерживает сравнения с папой или мамой – такими, какими мы их видели в детстве.

Эдипов комплекс у мальчика

«Овладеть» матерью – такова главная бессознательная эдипова фантазия маленького мальчика. Еще одна самая известная фантазия, относящаяся к этому периоду, – «убить отца». Эдипов комплекс – это «война» отцов и сыновей, в которой последние стремятся самоутвердиться. В конце концов эти желания внушают ребенку чувство вины, его начинает мучить бессознательный страх кастрации, как его называет Фрейд. Этот страх в своих крайних проявлениях даже может привести к формированию неврозов и фобий. Он же позволяет мальчику понять, что можно, а чего нельзя, и освобождает его от инцестуозных фантазий. Соперничество с отцом и страх перед ним приводят к тому, что мальчик начинает идентифицироваться с отцом и в результате отказывается от матери.

Елена Ратнер

Механизмы сексуальной идентификации

«Проживая эдипову фазу, ребенок приобретает основу своей будущей сексуальности, – объясняет Ж.-Д. Назьо. – Он обретает то, что впоследствии заставляет мужчину выбирать маскулинный тип поведения, а женщину – фемининный. И это при том, что существует множество женщин, которые выбирают мужской тип, и наоборот. Понятия маскулинный и фемининный обозначают два основных способа выбирать объект любви и испытывать сексуальное желание, но частных случаев тут такое множество, что невозможно дать портрет типичного мужчины или типичной женщины».

Эдипов комплекс у девочки

Парадоксальным образом совсем маленькая девочка, так же как и мальчик, хочет обладать матерью. Однако в возрасте между тремя и пятью годами она вдруг обнаруживает, что у мальчика есть пенис. Тогда начинается болезненный период, во время которого девочка чувствует себя несовершенной. Кто-то лишил ее чего-то по-настоящему ценного, и этот кто-то, думает она, – ее мать! Так заканчивается идиллия с матерью, и девочка обращается к отцу. Сначала для того, чтобы быть такой же сильной, как он, что, конечно, невозможно. Затем – надеясь быть желанной ему: «Я выйду замуж за папу». Речь идет о бессознательной фантазии: она не знает точно, чего хочет, и, конечно, не собирается переходить к реальным действиям. В своем поведении она начинает подражать матери, которую, с одной стороны, ненавидит как соперницу, а с другой – считает идеалом, восхищается ее женственностью и мечтает быть как она, чтобы понравиться папе. Чтобы добиться взрослой женственности, девочка отказывается от своих запретных фантазий.

Маскулинный тип

Мужская сексуальность задается эдиповой фантазией мальчика о том, чтобы «овладеть» своей матерью. Мужчина гордится своим половым органом, способным проникать. Но в его бессознательном сохраняется детский страх кастрации, из-за которого мужчина «больше боится физической боли и постоянно обеспокоен тем, чтобы доказывать свою маскулинность, утверждает Ж.-Д. Назьо. «Мужчина боится потерять власть, которой, как ему кажется, он обладает благодаря пенису. Надо, наконец, сказать со всей определенностью: мужчина труслив и уязвим из-за постоянного болезненного внимания к своему телу. Любой рискованный поступок вызывает у него страх быть уничтоженным, а неудача часто ассоциируется с увечащим его унижением».

Самое страшное для мужчины – это другой человек, которого невозможно удовлетворить и который навязывает свою волю. Такая ситуация оживляет его детские страхи. Однако в бессознательном взрослого мужчины сохраняются также воспоминания о детских фантазиях фемининного типа, о том, как он пассивно отдавался удовольствию, которое доставляли ему родители. Такие «остаточные явления» – это женская сторона личности, и ее можно обнаружить даже у самых вирильных мужчин. Поэтому мужчина предпочитает любить, а не быть любимым. Однако, влюбившись по-настоящему, он боится стать зависимым, а это очень мучительное переживание для того, кто испытывает потребность чувствовать себя сильным.

Если мать одинока

Если мать растит ребенка одна, как возможен эдипов комплекс? «Самое важное – чтобы ребенок не становился единственной любовью ее жизни, – отвечает Ж.-Д. Назьо. – Если у женщины нет партнера, то достаточно иметь серьезные интересы и увлечения. Отец – это третий (человек, занятие, идеал), на которого направлено желание матери и который, следовательно, встает между ней и ребенком и позволяет ему обособиться».

Фемининный тип

Женская сексуальность проявляется обычно в желании отдаться, в отличие от мужского желания обладать. Она связана с бессознательной фантазией маленькой девочки о том, чтобы стать сексуально привлекательной для своего отца. Во взрослом возрасте эта мечта трансформируется в потребность быть необходимой мужчине. Поскольку очень рано она поняла, что с ней «что-то не так», женщина может быть не уверена в своей внешности и ценности.

Эти сомнения заставляют ее чувствовать себя «неполной», «незаконченной», постоянно сравнивать себя с другими женщинами. Слабость и сила заботят ее не в первую очередь; для нее главное – быть кому-то необходимой. И, хотя ей неведом страх кастрации, характерный для мужчин, она тоже боится – быть покинутой. «Ей нечего терять, кроме любви мужчины, – уверяет Ж.-Д. Назьо, – любовь для нее – предмет постоянного поиска, потребность, которую она стремится удовлетворять снова и снова». Тем не менее бессознательно некоторые женщины «застревают» в том периоде, когда они завидовали пенису мальчика и силе отца. Тогда они реагируют на ситуацию от противного, решая, что им «это» не нужно, они и так гораздо сильнее мужчин!

Стоит нам влюбиться или почувствовать желание, как притаившийся в нас ребенок эдиповой фазы оживает вновь. Это из-за него мы склонны воспроизводить одни и те же любовные схемы. Но его же мы должны благодарить за то, что каждый раз любим как в первый.

Об этом

  • Зигмунд Фрейд. «Я и Оно». Азбука-классика, 2007.
  • «Ключевые понятия психоанализа». Б&К, 2001.

Современные ученые-психологи и психоаналитики широко используют термин «эдипов комплекс», который изучает взаимоотношения детей и родителей. Исследования помогают выявить новые закономерности в развитии личности и вылечить такие болезни, как истерия и невроз.

В мифе рассказывается о юноше Эдипе, который после разгадки загадки Сфинкса убил собственного отца Лая и женился на матери, не ведая этого. Судьба ребенка была предсказана еще в младенчестве.

Похожая мифологическая история связана и с героиней Электрой, которая хотела убить родную мать. Фрейд применял свою теорию и для мужчин, и для женщин, но сегодня в противовес эдипову комплексу введено понятие комплекса Электры.

Эти легенды легли в основу теории и были использованы для объяснения притяжения детей к родителю противоположного пола, причем бессознательного, изучения становления внутреннего «Я», а также «сверх-Я»

Что такое Эдипов комплекс в теории Фрейда

Если рассматривать более подробно это понятие, то в трудах Фрейда можно найти такое утверждение: это группа неосознанных побуждений, враждебные чувства по отношению к отцу или матери с целью «устранения» родителя не своего пола.

Выражается в том, что маленький мальчик всячески льнет к маме, старается быть заменой папе и может даже проявить открытую агрессию, соперничать с отцом. Девочка же привлекает к себе папино внимание и соперничает с матерью и другими сестрами, если они есть в семье. При этом она менее агрессивна, но более услужлива.

Фрейд считал эдипов комплекс нормальной стадией развития человеческой сексуальности, которая начинает проявляться с пяти лет. Длится период вплоть до полового созревания. Во время процесса развивается и психика ребёнка. При неправильном поведении у детей могут зарождаться психические отклонения, которые в дальнейшем сложно излечиваются уже во взрослом периоде жизни.

Зигмунд Фрейд отмечал, что зачастую неврозы и истерии во взрослом состоянии могут быть следствием неправильного поведения родителей при развитии здоровой сексуальности ребенка.

Процесс сексуального созревания австрийский психиатр разделял на стадии:

  • оральную, при которой ребенок пьет грудное молоко, соприкасаясь с грудью матери и полностью сконцентрирован на себе. Если в этот период младенец недополучит материнской любви, он будет замкнутым и грубым;
  • анальную, когда малыш учится ходить на горшок и контролировать свои физиологические процессы вплоть до 3 лет. Например, когда родители ругают малыша за то, что не дотерпел до горшка, они закладывают в него сдержанность в будущем;
  • фаллическую, которая является начальной стадией эдипова комплекса. Малыш в пять лет начинает понимать половые различия мальчиков и девочек и тянется к родителю противоположного пола, оттесняя «соперника»;
  • латентную, при которой человек осознает свое «Я» и «сверх-Я», помимо своих потребностей. Начинает развиваться в 6-12 лет, сталкивается с социумом. Зарождаются новые социальные потребности;
  • генитальную, являющуюся пиком полового созревания и протекающую до конца жизни.

По мнению Фрейда, абсолютно каждый проходит данные стадии. И если взаимоотношения родителей и детей построены верным образом, мать и отец живут счастливо, демонстрируя положительные образы ребенку, процесс становления сексуальности пройдет довольно быстро и не зародит психические заболевания у будущей личности.

Как для мальчиков, так и для девочек характерны следующие признаки эдипова комплекса.

  1. Чрезмерная капризность. Ребенок требует нахождение родителя не своего пола рядом. Иначе отказывается кушать, спать, играть.
  2. Нежелание общаться со сверстниками. Девочка будет настаивать на частой игре с отцом, а мальчик – на помощи матери. При этом происходит отказ от игры с одногодками.
  3. Трудность с прощанием. Малыш не захочет отпускать любимого родителя на работу. Будет плакать и даже истерить.
  4. Раздражительность. Ребенок может вести себя агрессивно и даже отвечать на вопросы взрослого очень зло.

Мама проводит с ребенком большую часть времени. На фаллической стадии мальчик начинает бессознательно испытывать к ней влечение и пока не может провести грани между разными видами любви.

Именно тогда начинает проявляться раздражительность, ребенок постоянно плачет, если мама уделяет внимание папе, а не ему. А в отношении отца возникает агрессия. Отец для него становится бессознательным соперником, которого нужно устранить.

Если отец не отнесется с пониманием к проявлению такого рода любви, не будет пытаться построить диалог, в итоге данная стадия не завершится, и процесс перейдет в эдипов комплекс у взрослых мужчин.

У девочек

Девочки мало проявляют агрессии. Они на данной стадии копируют поведение мамы, учатся угождать и именно тогда закладывается образ будущего мужа, которому девочка готовит еду, за которым моет посуду, всячески ублажает.

Если отец сформирует у девочки негативный образ, в дальнейшем будущая женщина испытает сложности с выбором партнера и формированием доверия к мужчине в целом.

Значимость понятия в психоанализе

Эдипов комплекс носит временный характер в становлении личности и половом созревании, по мнению Зигмунда Фрейда. Авторитет родителей подрывается и перемещается в бессознательное детской психики. Он становится первым звеном в становлении «Сверх-Я», которое в дальнейшем формирует чувство вины. Оно вызывает сильнейшие невротические расстройства в дальнейшем. И поддаются лечению только с помощью курсов психоанализа.

По мнению психоаналитиков, люди, которые прошли стадию эдипова комплекса с отклонениями, начинают часто болеть, ударяются в религию и часто критикуют общество за его несовершенство, из-за чего сами сильно страдают. Им присуще излишнее морализаторство, осуждение.

Теория психоанализа и развитие понятия эдипова комплекса получило широкое развитие в трудах Карла Юнга, а также ряда других известных ученых, исследовавших взаимоотношения полов и развитие сексуальности с младенчества до зрелости.

Основная масса психиатров расширяла понятие. Некоторые в целом отказывались от данного термина и опровергали его существование, связывая раздражительность и капризность с дурным воспитанием.

Особенности подхода к комплексу Эдипа

У Карла Юнга

Карл Юнг был учеником Фрейда, но теорию своего учителя он отрицал, создав свое учение, основанное на архетипах, которые представляют собой мысленные представления. Они появляются в течение жизни и наполняются эмоциями.

Юнг выделял коллективное бессознательное, а также архетип матери, который является общим для всего человечества. Помимо этого, архетипа ученый выделил архетип Персона, Тень, Самость, Анима и Анимус.

  1. Персона связана с нашими социальными ролями и тем, какими мы являем себя миру с уникальным характером и способом самовыражения.
  2. Тень – материал, вытесненный сознанием на уровень неосознанного (желания, переживания).
  3. Анима и Анимус – женское и мужское начало, идеальные представления о мужественности и женственности, сформированные в результате общения с противоположным полом.
  4. Эго – центр всего сознания.
  5. Самость – порядок, целостность личности, которое объединяет и сближает сознательное и бессознательное.

У Альфреда Адлера

Ученый подчеркнул, что в нормальных условиях ребенок уже к 6 годам проявляет интерес к отцу и маме. Определенный уход в сторону, влечение может быть связано лишь с внешними воздействиями, когда малыш проводит больше времени с одним из взрослых. Эдипов комплекс при этом Адлер считает проявлением обычной капризности.

У Эриха Фромма

Фромм в целом соглашался с Зигмундом Фрейдом и считал, что развитие сексуальности действительно начинается с детства. Однако конфликт с отцом не связан с соперничеством за мать, а выступает сигналом о желании свободы и самостоятельности, независимости. Отец пробует подчинить сына, наталкиваясь на сопротивление. И это никак не связано с «войной» за мать.

В этом, по мнению Эриха Фромма, и выражается эдипов комплекс.

Насколько научен термин «эдипов комплекс»

Ученые много спорят о том, является ли комплекс Эдипа проявлением сексуального стремления к матери или же это борьба за свободу. Многие психотерапевты используют этот метод в своей работе и достигают успехов.

Важно отметить, что именно это стало отправной точкой для создания теории психоанализа, которая проверена клинически и помогает излечить множество неврозов.

Последние практики показали, что простые разговорные практики без применения медикаментов или гипноза не столь эффективны, поэтому разрабатываются новые методики работы психотерапевтов. Большую роль при этом сыграли исследования головного мозга человека.

Заключение

В заключение стоит отметить, что труды Фрейда были исключительными. Изучение развития человека и его отношений с родителями и другими людьми до сих пор продолжается и помогает в борьбе с болезнями нового века – стрессами, истериями, неврозами и другими психическими отклонениями.

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.