Конспект занятия на тему «Зима. План-конспект занятия (средняя группа) на тему: Интегрированное занятие "Зимушка-зима" в средней группе

Группа: средняя Тема: «Зимушка-зима» (27.11.– 03.12.)

Цель: Расширять представления детей о зиме. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении людей зимой.

Закрепить знания о свойствах снега и льда.

Итоговое мероприятие: Рисование по замыслу. Дата проведения итогового мероприятия: 03.12.

Дата, день недели

Организация развивающей среды

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Понедельник 28.11.

Утро:

Утренняя гимнастика.

Упражнять Остапа и Ульяну в раскатывании пластилина прямыми движениями.

Обучающая ситуация «Собираемся на прогулку» -формировать у детей навыки самообслуживания, учить одеваться самостоятельно, в определенной последовательности; активизировать в речи и уточнить названия предметов одежды.

Творческая мастерская: лепка на треугольнике белой бумаги " Ёлочка" - закрепить представление о новогоднем празднике; закрепить умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями.

1.Мир музыки (по плану муз.рук-ля)

2.Изодеятельность «Зимний пейзаж» КЗ с.118. Ц: систематизировать знания о зиме. Уметь передавать в различных видах детской деятельности.

Прогулка

Наблюдение за метелью – продолжать знакомить с зимними явлениями в неживой природе; познакомить с новым понятием « метель». Загадка про метель: лечу, кручу, на весь мир ворчу.

П/игра " Мы топаем ногами".

Инд. работа с Вероникой и Артемом закрепить прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Д/ игра « Кто (что) летает?»

П/игра « Зайка серый» - продолжать учить детей выполнять игровые действия в соответствии с текстом игры, организовывать игру при помощи воспитателя.

Самостоятельная двигательная деятельность - помочь детям вспомнить, в какие игры они играли в последнее время, побуждать детей поиграть в знакомые "зимние" игры:; развивать координацию движений, ловкость, учить соблюдать правила безопасности.

Загадывание загадок о зиме- продолжать формировать представления детей о сезонных изменениях в природе, отмечать признаки зимы.

Учить Владу и Вову складывать салфетки.

Упражнение Аккуратная причёска» - продолжать формировать у детей к.г.н, навыки самообслуживания, учить пользоваться индивидуальной расчёской, контролировать свой внешний вид с помощью зеркала.

С/р игра " Детский сад" - предложить детям обыграть различные ситуации, участниками которых являются дети, воспитатели, родители.

Прогулка

Наблюдение за снегопадом. П/Игра «Самолеты» Д/Игра «Веселый язычок» с детьми Вовой С. И Остапом.

Метание снежков в вертикальную цель поочередно правой и левой рукой.

Опыт «Первые заморозки» Ц: показать зависимость воды от температуры воздуха.

Ответственный за проведение итогового мероприятия: воспитатели.

Дата, день недели

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Вторник 29.11.

Утро:

Утренняя гимнастика.

Доброжелательная встреча детей, приветствие, осмотр, получение необходимой информации от родителей

Беседа об опрятности - формировать к.г.н., обсудить с детьми почему необходимо содержать свою одежду и обувь в чистоте; формировать осознанное отношение к своему внешнему виду, воспитывать стремление быть опрятными.

Д/игра « Какого цвета?» - закрепить основные цвета с Вероникой и Миланой.

Д/игра " Было, будет" - обсудить с детьми значение слов " сегодня", " вчера", " завтра", учить правильно использовать эти понятия в речи, выбирать нужное слово, заканчивая различные фразы воспитателя; формировать грамматический строй речи.

Труд: уход за комнатными растениями - учить детей определять потребность почвы во влаге на ощупь, удалять отмершие части растений; учить осуществлять наблюдение в процессе работы, развивать познавательный интерес.

Выпуск папки-раскладушки для родителей на тему: «Зимние травмы».

1.Математика «Льдинка. Снежинка. Сосулька» стр.118. К.З. Ц: упражнять в определении формы предметов, в сравнении предметов по количеству и размеру.

2.Физическое развитие (по плану муз.рук-ля)

Прогулка

Наблюдение за снегирями - продолжать знакомить с многообразием зимующих птиц; учить замечать характерные особенности строения птиц: размер, окраску. разный цвет оперения на различных участках тела; вспомнить названия птиц, прилетающих на участок. П/игра " Совушка"

Закреплять с Вовой и Камилем представление о частях суток, их характерных особенностях, последовательности.

Д/игры " Третий лишний" (птицы), " Кто (что) летает?"

Ситуативный разговор " Почему нельзя на улице кричать"

Труд: подкормка птиц.

Самостоятельная творческая деятельность - учить детей самостоятельно выполнять постройки из снега, реализовывать свой замысел, объединяться в творческие группы.

Вечер

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Чтение рассказа Г. Скребицкого " Кто как зимует?" - расширять кругозор детей, учить детей отвечать на вопросы по тексту, рассказывать, что и о ком они узнали из рассказа; поддерживать интерес к чтению.

Д/игра " Расскажи, кто какой" - обогащать речь детей прилагательными - определениями, развивать связную речь (Полина и Артем)

П/игра " Затейники" - учить детей придумывать разнообразные движения, чётко выполнять установку на то, что нельзя повторять показанные другими движения, точно повторять движения водящего, обогащать двигательный опыт.

Трудовые поручения: протираем стулья - учить выполнять его последовательно, аккуратно; воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.

Прогулка

Наблюдение за красотой зимнего пейзажа. Игра «Придумай сам» с Вероникой и Кирой.

Упражнение «Лепим снежки» Ц: учить скатывать комочки из ваты.

П/игра «Ловишки» Ц: развивать ловкость.

Дата, день недели

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Среда 30.11

Утро:

Утренняя гимнастика.

Доброжелательная встреча детей, приветствие, осмотр, получение необходимой информации от родителей. Познакомить детей с первым зимним месяцем «декабрь».

Беседа о снеге «Какой снег?» (белый, пушистый, прозрачный, рассыпчатый, липкий).

Вспомнить с Вовой и Полиной стихотворение И. Сурикова " Зима" - развивать память, интонационную выразительность речи.

Практическое упражнение " Учимся пользоваться носовым платком" - обсудить с детьми, как нужно действовать при кашле и чихании (прикрывать рот платком, отворачиваться в сторону от находящихся рядом людей), как правильно пользоваться носовым платком.

Настольно-печатная игра " Лото" по теме " Зима" - учить детей подбирать картинки в соответствии с заданной логикой, соотносить изображения на карточках с картинками; развивать логическое мышление, зрительное восприятие; формировать умение сравнивать.

Индивидуальная беседа с родителями вновь прибывших детей о адаптации ребёнка в детском саду.

1.Развитие речи «Зимние зарисовки» стр.117. К.З. Ц: учить описывать зиму, составлять рассказ по картине, анализировать действия героев литературного произведения.

Прогулка

Наблюдение за земляным покровом - развивать умение устанавливать связи между временами года и состоянием растений. Поговорка: снег земле - кормилице - тёплый кожух; мать кормит детей, как земля людей. П/игра " Самолёты"

Упражнение " прыжки через ров" - упражнять Остапа и Милану в выполнении прыжков на двух ногах через линию

П/игра " Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем" - учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо); развивать воображение, учить придумывать загадки-пантомимы. Зимняя забава " Берегись, заморожу"

Труд на участке: помощь дворнику в уборке снега.

Самостоятельная игровая деятельность - продолжать учить детей самостоятельно организовывать свой досуг, выбирать игры, договариваться о взаимодействии.

Вечер

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Чтение стихотворения Л. Завальнюка "Времена года" - учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы воспитателя о приметах зимы.

Рассматривание иллюстраций с изображением разных времен года.

Упражнять Ульяну и Беляла в умении выстригать предметы по контуру; учить правильно пользоваться ножницами.

Д/игра " Кто я?" - учить детей составлять загадки-описания. в которых загаданный объект нужно узнать по внешнему виду, одежде; активизировать в речи детей понятия, связанные с названием, деталями и свойствами предметов одежды.

Трудовые поручения: реставрация книг - предложить детям выбрать книги, нуждающиеся в ремонте, предположить, что произошло с этими книгами; повторить правила обращения с книгой4 организовать работу по ремонту книг.

Прогулка

Наблюдение за деревьями и кустарниками под снегом.. Беседа о зиме с Владой и Антоном.

Д/Игра «Где, что можно делать?»

П/Игра «Ловишки» Ц: развивать ловкость.


Дата, день недели

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Четверг 1.12.

Утро:

Утренняя гимнастика.

Доброжелательная встреча детей, приветствие, осмотр, получение необходимой информации от родителей. Рассматривание картин о зиме - учить детей внимательно рассматривать, рассказывать о том, что изображено на картине, учить узнавать и называть зимние явления.

Учить Владика и Азизу строить башню, выкладывать детали конструктора вертикально.

Дежурство на занятии: подготовка рабочего места - учить детей готовить рабочее место в соответствии с содержанием занятия.

Настольно-печатная игра " Собери картинку" - учить детей собирать картинку по образцу; развивать зрительное восприятие, воображение.

1.Социальный мир «Белый снег пушистый в воздухе кружится» стр.116. К.З. Ц:учить называть признаки зимы, описывать зиму, сравнивать ее с осенью.

2.Мир музыки (по плану муз.рук-ля)

Прогулка

Наблюдение за снегом - уточнить представления о свойствах снега: белый, холодный, рассыпчатый, мягкий, покрывает весь участок. Примета6 дым от трубы идёт вверх - к морозу. Загадка про снег: идёт, а ног нет; лежит, а постели нет; лёгкий, а крыши ломит. П/игра " Зайка" - развитие ловкости, быстроты.

Разучить с Полиной и Камиля загадку о зиме - развивать у детей память.

Д/игра " Зима или осень?"

Напомнить детям о том, что нельзя кушать снег - формировать желание беречь своё здоровье.

Труд: сгребание снега в кучки.

Самостоятельная деятельность детей:

Игры со снегом

Игры по интересам

Катание на санках, буранах

Вечер

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Чтение и инсценировка р.н.с " Два Мороза" - продолжать знакомить с произведениями русского народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать своё отношение к услышанному. Конструирование из бумаги. Тема: «Будка для собаки». Продолжать учить детей складывать лист пополам, аккуратно работать с клеем.

Учить Артема К. после сна самостоятельно одевать колготки.

Д/игра " Что сначала, а что потом?" - актуализировать представления детей о порядке следования различных явлений, времён года. событий в жизни человека, учить формулировать ответы на вопросы развёрнуто, отвечать полными предложениями, развивать логическое мышление, фантазию.

Работа в уголке сенсорного развития: рисование на манке " Волшебные узоры" - познакомить детей с техникой рисования на манке; развивать мелкую моторику рук, способствовать реализации творческих проявлений, формировать интерес к изобразительному творчеству.

Прогулка

Наблюдение за поведением птиц у кормушки. Игра « Что это за птица?»

Д/Игра «Какое время года?»

П/Игра «Птички и кошка»


Дата, день недели

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Пятница 2.12.

Утро:

Утренняя гимнастика.

Доброжелательная встреча детей, приветствие, осмотр, получение необходимой информации от родителей.

Беседа «Крепкие зубы»- рассказать детям о правилах ухода за зубами: пояснить необходимость чистить зубы утром и вечером, после каждого приема пищи- обязательно полоскать рот водой.

Учить Мехди Сравнивать предметы, находить в них сходства и различия.

Наблюдение за работой дежурных " Полив комнатных растений" - способствовать развитию самостоятельности, желания брать на себя повседневные трудовые обязанности.

Самостоятельная игровая деятельность: игры с мозаикой " Зимние узоры" - учить детей выкладывать изображения зимних узоров по образцу; развивать зрительное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Выпуск памятки для родителей на тему: «Профилактика гриппа и ОРВИ»

1.Природный мир «Как живут растения зимой?» Ц:знакомить детей с жизнью растений зимой.

2.Физическое развитие (по плану физ.рук-ля)

Прогулка

Наблюдение за погодой - упражнять в определении состояния погоды; воспитывать любовь к природе и заботливое отношение к растительному и животному миру; уточнить и конкретизировать представления о зиме; учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе. Поговорка: береги нос в большой мороз. П/игра " Ловишки" - развивать ловкость, быстроту.

Упражнять Камиля в умении подбирать определения, соответствующие данному предмету, явлению: зима какая? - белоснежная, холодная, снежная и т. д.

Зимняя забава " Найди снеговика". Д/игра " Бывает - не бывает - развивать память, мышление, быстроту реакции.

Самостоятельная игровая деятельность - учить детей организовывать совместные игры, формировать дружеские взаимоотношения.

Вечер

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Рассматривание альбома «Одежда»- активизировать в речи детей и уточнить обобщающее слова по теме «одежда», названия предметов одежды, ее деталей.

Знакомство с поговорками и пословицами, загадывание загадок о зиме.

Ц: пополнение словарного запаса.

Упражнение " Здесь горошек, там фасоль" - учить Милану и Остапа выбирать и рассортировывать в разные баночки фасоль и горох; развивать мелкую моторику.

Трудовые действия - продолжать учить детей убирать игрушки на своё место, воспитывать бережливость, поощрять инициативу, взаимопомощь.

Творческая мастерская: рисование на свободную тему - стимулировать у детей желание отображать знакомые образы при помощи бумаги, красок, карандашей, восковых мелков, применять освоенные техники.

Прогулка

Наблюдение за снежинками.

Упражнять на в прыжках на двух ногах Камиля, Милану. Ходьба обычным шагом и скользящим в чередовании.

П/Игра «Дети и волк» Ц: развивать ловкость.


Тамара Полуян

МКОДУ Верхнедобринский дс.

ПРОЕКТ «Зимушка –зима » .

средней группе )

Кочетова Мария Николаевна.

2016-2017 год.

Тип проекта :творческо-исследовательский

Продолжительность : 2 месяца

Участники проекта :

дети средней группы , воспитатель, библиотекарь, специалист природного парка «Щербаковский» и родители.

Актуальность : Дети в недостаточной степени имеют представление о характерных явлениях зимней погоды; о свойствах снега, почему ведут себя по-разному животные и птицы. Дети не видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Не умеют составлять описательный рассказ, так как у них бедный словарный запас прилагательных и глаголов. Не умеют видеть красоту зимнего пейзажа.

Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представления детей о зиме, свойствах снега, природных явлениях, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.

Цель проекта ;

Расширить представление детей о времени года зима, закрепить характерные признаки, развить связную речь, наблюдательность.

Задачи проекта :

1. Закрепить знания детей, о зимних явлениях природы : мороз, снег, иней, гололед, метель, вьюга, пурга и т. д.

2. Развивать связную речь, побуждать детей к словесному описанию изменений в природе в зимнее время года, наблюдательность, память, внимание, слуховое восприятие, мышление, способность чувствовать красоту природы каждого.

3. Учить сравнивать разные временагода, отмечая характерные признаки каждого.

4. Расширить и углубить знания детей о лесе и его обитателях животных и птицах, об одежде людей в разное время года.

5. Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам как к живому объекту, бережное отношение к птицам желание помогать им в зимних условиях, уважение к чужому труду.

6. Закрепить знания о зимних развлечениях, забавах.

7. Учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.

8. Развивать интерес к элементарному проведению исследовательских операций.

Предполагаемые итоги реализации проекта :

1. Умение называть зимние природные явления,

2. Знание о свойствах снега, зачем люди надевают теплую зимнюю одежду,

как и где зимуют животные и птицы .

3. Участие в зимних забавах (катание на санках, катание с горки, игры в снежки, снежная карусель, кто быстрее, кто дальше и т. д.).

6. Умение рассказывать по картине,описывать ее.

7. Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости, доброжелательности.

Предварительная работа.

Подбор методической литературы, игр, сказок, рассказов, стихотворений, картин, иллюстраций. Рассматривание репродукций.

Социально-коммуникативное развитие.

Беседы : «Первый снег» , «Приметы зимы» , «Одежда людей зимой» , «Звери и птицы зимой» , «Зимние игры и забавы» .

Загадки о зиме :Лечу, кручу, на весь мир ворчу (метель) .

Он всегда на что-то злится и всегда, когда сердит,

детворе румянит лица, а всех старых- молодит (Мороз)

Снег на полях, лед на водах,

вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой) и т. д.

Пальчиковые игры : «Птички» , «Кормушка» , «Снежок» , «Снеговик» .

Дидактические игры :

«Оденем куклу на прогулку» , «Закончи предложение» , «Назови три предмета» , «Не зевай» , «Где и как зимуют звери , «Что сначала, что потом» , «Когда это бывает» , «Угадай по следу» .

Экскурсия в библиотеку. Презентация на тему «Волшебница зима» .



Экскурсия в офис природного парка «Щербаковский» . Презентация на тему «Звери и птицы зимой» .



Познавательное развитие.

Наблюдения за погодой, ветром, небом, зимним солнцем, метелью (из окна, за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, легкий, летает, хрустящий, кружится, сверкает, тает, липкий, мокрый, сугробами, птицами (воробей, синицы, галки, голуби, за прохожими, как одеты, за деревьями,за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, характерными, для зимы; иней, снег, гололед, метель, рассматривание следов на снегу.

Опыты : «Куда девается снег» , «Разноцветные сосульки» ,«Определение чистоты снега» , «Замерзание воды» , «Почему тает снег» .


Речевое развитие.

Рассматривание сюжетных картин «Зима в лесу» , «Зимние забавы» , «Собираемся на прогулку» , «Дети на празднике елки» .



Игры и упражнения на формирование общих речевых навыков : «Погреться на морозе» , «Снежинки летят» , «Вьюга» , «Дует ветер» , «Снегири» , «Снежок» , «Снежная баба» , «Снеговик» , «Зимние забавы» .

Чтение сказок : «Лисичка-сестричка и серый волк» , «Зимовье» , «Зимняя сказка» , «Снегурочка» , «Рукавичка» .

Прослушивание ауди записи сказок «Морозко» , «Снегурочка» , песен «Зимушка хрустальная » , «Пришла зима» , «Едут санки» .

Разучивание стихотворений : «Птичьи гнезда опустели» , «Если снег идет» .

Художественно-эстетическое развитие.

Аппликация : «Снеговик» , «Зима» .


Лепка : «Снегурочка» , «Зайчик у елочки» .


Конструирование : «Горка» , «Ледяной домик лисички» .

Физическое развитие

Подвижные игры «Я- Мороз красный нос» , «Ворона и собачка» , «Снег кружится» , «Снежинка волшебная» .


Игровые упражнения «Снежинки кружатся» , «Поймай снежинку» , «Снежинки просыпаются» .

Скольжение по ледяным дорожкам». Игра в снежки. Катание с горки на санках.


Работа с родителями :


Оформление папок-передвижек для родителей :

1.«Зима пришла» , «Игры на прогулке» , «Давайте поиграем» , «Развиваемся играя» , «Читаем дома вместе» , «Учимся наблюдать» .

2. Мастер класс для родителей «Рисуем зимний лес» (свеча и гуашь) .

3. Участие в пошиве зимней кукольной одежды

4. Консультация «Одеваем детей по сезону» .

5. Изготовление кормушек для птиц.

ПРОДУКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

1. Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме «Зима» ;

2. Пополнить картотеку дидактическими играми по развитию знаний у детей о зимнем времени года;

3. Подбор рассказов о животных и птицах зимой;

4. Изготовление кормушек для птиц.

5. Зимние забавы - на прогулке

6. Выставка рисунком на зимнюю тематику.

7. Художники о зиме.

8. Пошив зимней одежды для кукол.

9. Оснащение уголка «Зимнее время года» .


Программное содержание:

  1. Сформировать у детей обобщенное представление о зиме как время года. Уточнить представление о жизни растений и животных в это время года.
  2. Учить находить слова для описания красоты природы, время действия.
  3. Упражнять умственные умения детей объяснять, сравнивать, рассуждать, делать выводы, высказывать свое мнение.
  4. Закреплять умение правильно строить предложение, при ответе на вопросы. Уметь рассказывать о зиме и ее явлениях в стихах, пословицах, загадках.
  5. Знакомить с народными приметами, пословицами.
  6. Развивать творческую активность, логическое мышление, память.
  7. Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Демонстративный материал: Иллюстрации о зиме, иллюстрации о диких животных, иллюстрации о зимующих птицах. Игрушка снежный комочек, конверт с письмом, ведерко со снегом.

Оборудование: фланелеграф, магнитофон, столы, стулья, мяч.

Словарная работа

Активизация словаря: вьюга, метель, снегопад, оттепель, иней, ночлег, логово.

Пассивный словарь: белокоса, белолица, скакуны, символика года

Предварительная работа

  1. Подготовка детей: наблюдение на прогулке, рассматривание иллюстраций, беседы о зиме, зимних месяцах, рисование на тему «Зима», чтение стихов, сказок, загадок, заучивание пословиц и поговорок о зиме.
  2. Подготовка педагога: подбор материала к занятию – иллюстрации, заучивание пословиц и поговорок.

Методические приемы:

Наглядные: рассматривание иллюстрации о зиме, диких животных, зимующих птицах, зимних забавах детей.

Словесные: чтение стихов, загадок. Название народных примет, поговорок о зиме, вопросы, ответы детей.

Игровые: игровые ситуации

Ход занятия

1.Вводная часть

Сегодня мы отправимся в путешествие по нашим знаниям о зиме, хотите?

Дети

Воспитатель: Скажите, в какое время года бывают глубокие снежные сугробы?

Дети

Воспитатель: Сейчас какое время года?

Дети: Зима

2.Основная часть

Воспитатель: Давайте посмотрим на картинки о зиме и скажем, что мы видим?

Дети

Воспитатель: Посмотрите какой красивый зимний лес. Он похож на сказочный лес – чем покрыты ветви деревьев?

Дети

Воспитатель: В какую погоду образуется инеи? В оттепель, ветреную, вьюжную, морозную?

Дети: (Думают и отвечают)

Воспитатель: Подумайте, скажите, как можно назвать зиму, какая она?

Дети: Зимушка, чародейка, царица снегов, волшебница, снежная королева

Воспитатель: Молодцы, много назвали, красивых слов о зиме вспомните, и скажите, какая зимой бывает погода?

Дети: Зимой погода бывает снежная, вьюжная, морозная, солнечная, холодная, теплая и т.

Воспитатель: Посмотрите, а на этих картинках, какая погода нарисована?

Дети

Воспитатель: Как вы догадались, что солнечная погода?

Дети: На снегу видно тень от деревьев

Воспитатель: Молодцы, правильно заметили и ответили (сюрпризный момент)

Воспитатель: Ой, посмотрите, нам что – то несут

Няня: Вот возьмите, это вам передали

Воспитатель: Спасибо, ребятки посмотрим, что это за письмо необычное с сюрпризом: что там интересно? (развязывает узелок, а там волшебный комочек) посмотрите, это волшебный комочек. Кто же нам его прислал? Чтобы узнать, нужно загадку отгадать. (см приложение 5 «Загадка о зиме №1)

Дети: Зима!

Воспитатель: Правильно, зима. Неужели это письмо с сюрпризом прислала зима? Давайте почитаем письмо.

«Дорогие ребятки!

Я – волшебница Зима

Много снега намела

С вами я в снежки играла

И на санках всех катала

Бабу снежную лепила

Долго я у вас гостила

Но пора мне собираться

И на Север возвращаться

Мой комочек берегите

Путь дорожку укажите

Буду ждать его я здесь, на севере

С новостями от вас всех

Помогите волшебному комочку вернуться на Север 4

Воспитатель: Ребята поможем Волшебному комочку вернуться на Север?

Дети

Воспитатель: Для этого нужно выполнить задания, которые ждут нас впереди. Давайте посадим Волшебный комочек на полянку у елочки, вот сюда.

Ребенок читает загадку:(см приложение 5, загадка № 2)

Воспитатель: О какой царице говорится в загадке?

Дети: Это зима

Воспитатель: Что это за тройка скакунов прилетела?

Дети: Это зимние месяцы

Воспитатель: Сколько всего зимних месяцев?

Дети: Три месяца

Воспитатель: Молодцы, первое задание выполнили. Наш волшебный комочек доволен. Вспомним с вами пословицы и народные

Дети индивидуально называют пословицы (см приложение 5)

Воспитатель: Молодцы, много назвали пословиц и народных примет. Послушайте такую пословицу «В зимний холод всякий молод» Как вы это понимаете.

Дети: Зимой надо тепло одеваться, больше двигаться, если будешь стоять – озябнешь

Воспитатель: Правильно ответили. И ещё с одним заданием справились. Зима – время зимних забавы игр для детей. Назовите, какие зимние забавы вы знаете?

Дети: Катание на санках, ледянках, катание на коньках и лыжах. Строят снежные постройки, лепят снеговиков, играют в снежки, хоккей.

Воспитатель: И ещё знаю, что вы любите играть в снежки. Давайте покажем Волшебному комочку, как мы играем. Игра в снежки

Воспитатель: Поиграли, отдохнули, садитесь и скажите мне – В какую погоду можно лепить снежные комочки (снежки)?

Дети: В тёплую погоду

Воспитатель: Каким бывает снег в тёплую погоду?

Дети: Снег бывает липкий, мокрый, тяжёлый, обманчивый

Воспитатель: (Предлагаю посмотреть на снег) Подойдите все сюда и посмотрите, что это?

Дети: Снег

Воспитатель: Этот снег я принесла с прогулки, он такой же как на улице или изменился, чем? Можно ли сейчас вылепить снежные комочки? Почему?

Дети: Снег изменился, стал липким, потому что в группе тепло, из него можно лепить комочки (воспитатель лепит снежный комочек)

Воспитатель: Вот и ещё задание выполнили. Хорошо рассказали о свойстве снега. Садитесь на стульчики. Зима тёплое или холодное время года?

Дети: Холодное

Воспитатель: Какие птицы прилетают к нам только на зиму, а весной улетают туда, где зима и холод?

Дети: Это птицы – снегири и свиристели

Воспитатель: Скажите, какие животные живут в лесу?

Дети: называют индивидуально

Воспитатель: Это дикие животные, все они живут в лесу?

— Как же зимуют звери в лесу?

— Кто где находит себе ночлег и жильё? Давайте представим, что мы в лесу

(предлагаю фланелеграф и фигурки животных и деревьев). Вот посмотрите, это лес, а это его жители – звери. Игра «Как и где зимуют дикие звери»

Воспитатель: Молодцы, хорошо отвечали и правильно расположили все фигурки животных.

Воспитатель: Зима приносит холод не только людям, но ещё и животным. Давайте вспомним про лес. В лесу много деревьев. Все они зимой без чего?

Дети: Без листьев

Воспитатель: Но есть деревья, которые и летом и зимой бывают зелёными? Какие это деревья?

Дети: Это ели и сосны

Воспитатель: Почему они зелёные?

Дети: Потому что у них не листья, а хвоя. А хвою деревья не сбрасывают на зиму.

Воспитатель: Правильно. Каких вы знаете зимующих птиц?

Дети: (Перечисляют)

Ну, вот и я, Волшебный комочек узнали, чем вам нравится зима. Волшебному комочку понравилось, как вы занимаетесь. Но смотрите, что-то он приуныл, наверное, ему жарко стало.

Воспитатель: Молодцы были все, мне понравились ваши ответы. Волшебному комочку пора возвращаться на Север, а наше занятие закончено.

Конспект интегрированного занятия по родной природе, развитию речи и рисованию в средней группе, тема: «Пришла зима»

Программное содержание:

Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека.
Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением.
Обогащать активный словарь детей.
Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа.
Совершенствовать умение рисовать гуашевыми красками.
Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение.
Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.

Оборудование:

Репродукции картин с изображением зимней природы, аудиозапись пьесы «Декабрь. Святки» («Времена года» П. И. Чайковского), оборудование для рисования, по две плоские счетные палочки на каждого ребенка.

Ход занятия:

Ребята, совсем недавно деревья сбросили последнюю листву и стояли голые, часто шли дожди. В какое время года так было? Осенью. Какая именно пора осени? Поздняя осень. А что сейчас изменилось в природе? (Ответы детей). Какое время года пришло на смену осени? Зима. Послушайте стихотворение о зиме.

Чтение стихотворения «Зимняя песенка»

Вот зима пришла
Серебристая,
Белым снегом замела
Поле чистое.

Днём с детьми на коньках
Всё катается,
Ночью в снежных огоньках
Рассыпается...

В окнах пишет узор
Льдом-иголочкой
И стучится к нам во двор
С свежей ёлочкой.
(Р. А. Кудашева)

Какой период зимы описан в стихотворении? Какое слово вам подсказало ответ? Что значит «зима стучится к нам во двор с свежей елочкой»? Почему зиму часто называют серебристой?

Дидактическая игра «Зимние слова»

Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой. (Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи).

Зимние загадки

Отгадывание зимних загадок.

Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице...
(мороз)

С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек
Что всегда холодный...
(снег)

Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой.
(лыжи)

Не сосите, сорванцы,
Ледяные леденцы!
Сам глотаю я пилюльки,
Потому что ел...
(сосульки)

Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает...
(снеговик)

Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим...
(лед)

Он и добрый, он и строгий,
Бородой до глаз зарос,
Красноносый, краснощекий,
Наш любимый...
(Дед Мороз)

Динамическая пауза «В декабре»

(«Новогодний хоровод», сл. Н. Соловьевой, муз. Г Струве)

Белые – белые

В декабре – в декабре
(Повороты туловища влево-вправо, руки в стороны)

Елочки – елочки
(Руки подняли вверх, потянулись)

Во дворе – во дворе
(Наклоны туловища влево-вправо, руки на поясе)

Кружится – кружится
И поет – и поет
(Кружимся на месте)

Праздничный – праздничный
Хоровод – хоровод.
(Хлопки в ладоши)

Скользкие – скользкие
В декабре – декабре
(Имитация скольжения ногами)

Горочки – горочки
Во дворе – во дворе.
(Приседания)

Звонкие – звонкие
В декабре – в декабре
(Махи руками)

Песенки – песенки
Во дворе – во дворе.
(Прыжки на месте)

Кружится – кружится
И поет – и поет
(Кружимся на месте)

Праздничный – праздничный
Хоровод – хоровод.
(Хлопки в ладоши)

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Дети, Незнайка писал письмо, в котором хотел рассказать о том, что такое зима, да, как обычно, все перепутал. Помогите исправить ошибки, допущенные Незнайкой в письме.

«Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы. Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – Маминому дню. Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах. Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима – чудесное время года!»

Ребята, а вы согласны с последним предложением из незнайкиного письма: «Зима – чудесное время года!». Объясните почему. Расскажите, за что вы любите зиму.

Составление творческих рассказов на тему «За что я люблю зиму»

Зима богата на праздники. Как вы понимаете это выражение? Какие бывают зимой праздники?

День Святого Николая

В одной из легенд говорится, что Святой Николай ввел в обычай дарить подарки на Рождество. Сам он дарил подарки тайно и долгое время никто не знал, от кого дети и бедняки получают игрушки, лакомства и золотые монетки. Потому, наверное, Святой Николай и сейчас приходит в дом невидимкой - детишки, которые весь год были послушными, утром находят подарки у себя под подушкой.

Под подушку загляни –
Там подарочек найди,
От святого Николая
Милость пусть придет большая!

В праздник этот чудеса
Открывают нам глаза,
Чтобы счастливы мы были
И друг друга чтоб любили.

Новый год

Новый год, наверное, самый замечательный и любимый праздник. К нему долго готовятся, ждут подарков, все заняты приготовлением сюрпризов. Новый год - ожидание волшебства, тайны и счастья.

Новый год - праздник, который отмечают многие народы. По календарю Новый год наступает, когда заканчивается последний день года и начинается первый день следующего года.

Стоит, колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придет
Под Новый Год -
Ребята будут рады.
Хлопот веселых
Полон рот:
Готовят ей наряды.
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник? ...
(Новый год)

После Нового года будет еще много праздников в январе и феврале, но о них мы поговорим позднее, а сейчас взгляните, как увидели и изобразили зиму художники. (Показ).

Рассматривание одной из картин

Из чего нам понятно, что изображена зима?
Что изобразил художник?
Что на картине изображено близко к нам, а что – на отдалении?
Какого цвета краски использовал художник?
Нравится ли вам эта картина?
Какие мысли и желания возникают у вас, когда вы глядите на эту картину?

Давайте сами попробуем нарисовать картину на зимнюю тему. Но сначала подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Лыжники»

Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем.

Указательный и средний пальцы поставить на счетные палочки.

Не отрывая средний и указательный пальцы от «лыж»- счетных палочек, ребенок «едет» скользящими движениями по столу.

Утром на лыжах кататься пошли,
Быстро до леса на лыжах дошли.
Время к обеду – весь лес обошли.
Дружно на лыжах домой мы пришли.

Рисование «Забавные снеговички»

Попробуйте нарисовать снеговика. Только такого, чтобы отличался от других. Конечно, ваши снеговики будут и похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из … чего? Сколько нужно снежных шаров для снеговика? Какого размера эти шары и как расположены? Что может служить снеговику головным убором? Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику? А что дать ему в руки? Какое выражение лица может быть у снеговика?

Не только художники с помощью красок и карандашей могут изображать зиму. Музыканты изображают зиму с помощью звуков. Вы будете работать под музыку Петра Ильича Чайковского. Пьеса называется «Декабрь. Святки». (Можно использовать Пьесу «Декабрь» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди).

Задачи:

Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека.

Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением.

Обогащать активный словарь детей.

Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа.

Совершенствовать умение рисовать гуашевыми красками.

Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение.

Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.

Познакомить с правилами безопасности в зимнее время года.

Интеграция : Познание. Коммуникация. Социализация. Музыка. Художественная литература. Безопасность. Изобразительная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

в средней группе на тему

«Здравствуй зимушка-зима!»

Задачи:

Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека.

Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением.

Обогащать активный словарь детей.

Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа.

Совершенствовать умение рисовать гуашевыми красками.

Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение.

Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.

Познакомить с правилами безопасности в зимнее время года.

Интеграция : Познание. Коммуникация. Социализация. Музыка. Художественная литература. Безопасность. Изобразительная деятельность.

Ход занятия:

Ребята кто мне подскажет, какое время пришло на смену осени? А что изменилось в природе? (Ответы детей). Зима. Какие зимние месяцы к нам приходят? Говорят, что зимой природа засыпает.День становится короче, ночь- длиннее. Послушайте стихотворение о зиме.

Чтение стихотворения «Зимняя песенка»

Вот зима пришла

Серебристая,

Белым снегом замела

Поле чистое.

Днём с детьми на коньках

Всё катается;

Ночью в снежных огоньках

Рассыпается.

В окнах пишет узор

Льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор

С свежей ёлочкой.

(Р. А. Кудашева)

Что значит «зима стучится к нам во двор со свежей елочкой»? Почему зиму часто называют серебристой? Кто рисует узор на наших окнах?

Дидактическая игра «Зимние слова»

Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой. (Снежинка, ёлка, Новый год, санки, лед, жара, коньки, рукавички, ромашки, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, мандарины, загорать, сосульки, трава, снегопад, ручьи, сугробы, лыжи).

Зимние загадки

Отгадывание зимних загадок.

«Все его зимой боятся – Больно может он кусаться. Прячьте уши, щёки, нос, Ведь на улице. » (мороз)

«С неба он летит зимой, Не ходи теперь босой, Знает каждый человек, Что всегда холодный. «(снег)

«У избы побывал – всё окно разрисовал, у реки погостил- во всю реку мостил»(мороз)

«Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? »(зимой)

«Зимой и летом одним цветом? » (ёлка)

«С неба – звездой, в ладошку –водой»(снежинка)

«Под ногами у меня Деревянные друзья. Я на них лечу стрелой, Но не летом, а зимой» (лыжи)

«Не сосите, сорванцы, Ледяные леденцы! Сам глотаю я пилюльки, Потому что ел. (сосульки)

«Он из снега одного, Из морковки нос его. Чуть тепло, заплачет вмиг И растает. » (снеговик)

«Он когда-то был водой, Но сменил вдруг облик свой. И теперь под Новый год На реке мы видим. » (лед)

«Он и добрый, он и строгий, Бородой до глаз зарос, Красноносый, краснощекий, Наш любимый. » (Дед Мороз)

Динамическая пауза «Мороз»

"Вот так холод, вот мороз, больно щиплет нос. " - хлопают в ладоши, трут их друг о друга.

"Чтоб согреть его скорей надо потереть сильней. " - трут нос кончиками пальцев.

"Будем ножки согревать, прыгать и скакать. " - подпрыгивают на месте.

"Очень холодно стоять, ножки стали замерзать " - хлопают по ножкам, трут их.

Действия соответствуют тексту песни.

«Нам пора бежать бегом, нам нельзя идти пешком … »

«Чтобы ручки согревать будем ими мы махать… »

«И в ладошки будем бить и локтями шевелить… »

«Мы на месте не стоим, мы бежим, бежим… »

«Чтоб согреется поскорей надо нам бежать быстрей»

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Дети, Незнайка написал письмо, в котором хотел рассказать о том, что такое зима, да, как обычно, все перепутал. Помогите исправить ошибки, допущенные Незнайкой в письме. Дети стоят полукругом, лицом к преподавателю.

«Первый зимний месяц называется сентябрь. Когда наступает зима, становится очень холодно люди одевают теплую одежду: шубы, панамки, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы. Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – Маминому дню. Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах. Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима – чудесное время года! » Ребята, а вы согласны с последним предложением из Незнайкиного письма: «Зима – чудесное время года! ». Объясните почему. Расскажите, за что вы любите зиму.

Ребята, посмотрите к нам в гости пришел снеговичок Лесовичок, он приехал к нам издалека, из деревни «Морозовка»

Деревни этой сказочной

На картах мира нет.

Живёт в ней самый праздничный

И самый лучший дед

Снегирь зарёю розовой

Летает у окна…

Древняя Морозовка-

Родная сторона!

Ребята, я приехал к вам по поручению Деда Мороза, чтобы рассказать о правилах безопасности в зимнее время года. Дед Мороз написал специально для детей правила поведения зимой, чтобы вы не замерзали и всегда были здоровы:

Надевать рукавички, шапку, застегивать все пуговицы нужно еще до выхода на улицу. Поскольку холодный воздух может проникнуть под одежку;

Нельзя оставаться на улице когда метель или очень сильный мороз и ветер;

Нельзя грызть сосульки и есть снег. Поскольку снег очень грязный в нем могут быть опасные вещества, микробы. Да и можно запросто простудиться;

Нельзя прикладывать язычок к металлу;

Нужно ходить посередине тротуара, подальше от крыш домов. Ведь с крыши дома может упасть большая глыба снега вместе с сосульками;

Когда на тротуаре сплошной лед, ходить нужно маленькими шагами, наступая при этом на всю подошву;

Нельзя стоя кататься на санках, а на лыжах и коньках кататься нужно только в специально отведенных местах;

Если на горке много детей, нельзя толкаться и драться. А если горка расположена рядом с дорогой, или рядом много деревьев или забор, то для игры лучше подыскать другое место;

Снежки лепить небольшие, кидать их не очень сильно, а кидать в лицо вообще запрещено!

Составление творческих рассказов на тему «За что я люблю зиму»

Зима богата на праздники. Как вы понимаете это выражение? Какие бывают зимой праздники? Какие зимние виды спорта вы знаете?

Новый год

Новый год, наверное, самый замечательный и любимый праздник. К нему долго готовятся, ждут подарков, все заняты приготовлением сюрпризов. Новый год - ожидание волшебства, тайны и счастья. Новый год - праздник, который отмечают многие народы. По календарю Новый год наступает, когда заканчивается последний день года и начинается первый день следующего года:

Мы открываем календарь.

В нём первый, белый, лист- Январь.

Второй- Февраль. Бушует вьюга.

Ещё во всю метёт метель.

И вдруг, как будто птицы с юга,

Спешит к нам Март, за ним –Апрель.

Порхает бабочкою Май.

Весна прошла. Пойди –поймай!

Июнь. Июль и Август –это

Листы волшебной книги лета.

А следом –словно листопад –

Сентябрь, Октябрь, Ноябрь летят.

Осыпалась с дождями осень.

И в тёмном небе Декабря

Снежинок лёгкий вальс уносит

Последний лист календаря.

Кружит весёлый хоровод.

Вот и ещё промчался год.

(А. Усачёв)

Давайте сами попробуем нарисовать картину на зимнюю тему. Но сначала подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Лыжники»

Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы поставить на счетные палочки. Не отрывая средний и указательный пальцы от «лыж»- счетных палочек, ребенок «едет» скользящими движениями по столу

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро до леса на лыжах дошли.

Время к обеду – весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

Рисование «Забавные снеговики»

Попробуйте нарисовать снеговика. Только такого, чтобы отличался от других. Конечно, ваши снеговики будут и похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из … чего? Сколько нужно снежных шаров для снеговика? Какого размера эти шары и как расположены? Что может служить снеговику головным убором? Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику? А что дать ему в руки? Какое выражение лица может быть у снеговика? Не только художники с помощью красок и карандашей могут изображать зиму. Музыканты изображают зиму с помощью звуков. Вы будете работать под музыку Петра Ильича Чайковского. Пьеса называется «Декабрь. Святки».

Молодцы! Давайте покажем снеговичку Лесовичку, каких сказочных снеговиков вы нарисовали (просмотр рисунков) .