Метод семейной генограммы. Генограмма семьи может помочь

Бывает, что никакая логика не объясняет, почему происходит то, что происходит. Такое бывает, если человек продолжает жить по сценариям и программам, заложенным его предшественниками, предками. Чтобы разобраться, какая именно программа прошлого влияет на сегодняшний день, надо построить генограмму. И сегодня статья о том Как составить генограмму.

  • Женщина обрекает себя на страдания.
  • Удача обходит стороной.
  • Усилия и труд никак не приносят дохода.
  • По жизни преследует ощущение недосказанности, неопределенности.
  • При отличном здоровье никак не получается зачать детей.

Генограмма — это карта отношений нескольких поколений семьи. Семейное древо, или родословная, дополненная фактами. В генограмме указываются данные о жизни и смерти, здоровье, важных событиях и потрясениях, клятвах и преступлениях. Все события, помыслы и идеи, оказывающее влияние на образ мышления, чувства- всё должно найти место в генограмме.

Как составить генограмму

К фактам относятся знания, которые точно известны и проверяемы – например, дата рождения, фамилия, имя, отчество, место жительства, место работы, должность и т.п. Факты обладают самой высокой степенью достоверности. Для получения фактов, можно, по возможности, расспросить своих родственников, которые могут что-то знать. Информацию о погибших и пропавших без вести на войне, репрессированных родственниках можно найти в архивах. Некоторые архивы свободно доступны через Интернет, и, при желании, Вы можете попробовать найти информацию о своих родственниках прямо со своего компьютера. (* Адреса online архивов можно узнать в службе поддержки.)

2. Легенды.

Во многих семьях существуют рассказы, истории, мифы и легенды о предках, которые передаются от поколения к поколению.

3. Семейные ценности (артефакты).

Любые предметы, которые передаются по наследству, от поколения к поколению. Предметы, которые несут потомкам память о предке, обладавшем ими. Например, это могут быть драгоценности, медали, бабушкин самовар, фотографии, документы, книги – у каждой семьи что то свое.

4. Воспоминания.

К воспоминаниям можно отнести воспоминания о каких-либо событиях, происходивших с членами семьи. Например, это могут быть какие-то зрительные образы, или любимая мелодия детства, или ощущение блаженства, запах свежескошенного сена, вкус парного молока, бабушкин грибной суп или что-то еще, о чем люди хоть что-то помнят и могут рассказать.

5. Предположения и домыслы.

Клиент сам может иметь, или составить, какие то представления о своих предках. Например, если он знает, что кто-то из предков был купцом, то в исторических книгах можно почитать о том, как жили купцы. По возможности, можно посетить музей, посмотреть быт того времени и сформировать предположение о том, как приблизительно жил этот купец — предок. Необходимо так же отметить, что вся информация о каждой системе за все время ее существования может быть получена из информационного поля. Поле существует всегда, независимо от нас и наших знаний о нем. Даже если клиенту ничего не известно о своих предках – поле все равно есть, и данные из него могут быть считаны, например с использованием метода семейных расстановок. Все эти знания могут быть полезны при составлении генограммы.

Как составить генограмму

Для начала, Вы можете изобразить обычные символы людей — круги или квадраты. Сделайте это для стольких членов семьи, сколько сочтете необходимым.

Медицинские сведения. При помощи генограммы можно исследовать повторяющиеся семейные сценарии — например, повторяющиеся семейные болезни. Идея поиска повторяющихся сценариев состоит в том, чтобы не упустить из поля зрения факт, который периодически повторяется в вашем роду в нескольких поколениях. Вы можете проследить историю семейных заболеваний. Такие заболевания как алкоголизм, диабет, сердечные заболевания, болезни поджелудочной железы, заболевания печени, некоторые другие заболевания иногда передаются генетически.

Эмоциональные паттерны. Обратите внимание, какие чувства испытывает каждый человек из вашей семейной системы к себе, к другим людям и к жизни. Некоторые могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными, а другие — страдать от различных фобий, депрессий, ревности и негативизма, иметь крутой суровый нрав. Эмоциональные паттерны можно выявить, задавая вопросы такого плана: “Какие пять слов, по вашему мнению, могут лучше всего описать этого родственника?”

После этого можно сравнить то, как вы видите этого родственника Вы с тем, как его видят другие люди. Кто-то из членов семьи может сказать: Большую часть времени (70%) он был злым, сердитым, неразговорчивым», другой добавит, что «Он плохо контактировал с людьми, конфликтовал и был несчастным человеком.» Такой подход может помочь увидеть и преодолеть “унаследованные” паттерны.

Динамика внутрисемейных отношений. С помощью генограммы можно проследить, как члены вашей семейной системы относятся (или относились) друг к другу. Например, можно уточнить у родителей: «Какие отношения были у бабушки и дедушки, у дяди и тети и т.п.» Семейные отношения, например, могут быть отдаленными, близкими или враждебными, замкнутыми или открытыми, осуждающими или исследовательскими, манипуляционными или ищущими компромисс.

С помощью генограммы можно увидеть, как члены вашего рода на протяжении нескольких поколений обходились с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто принимал решения, чье слово значило больше, а чье меньше. Всю эту информацию можно схематично изобразить на генограмме.

Система семьи. Вы можете попытаться выяснить, каким образом работает ваша семейная система, как ее разные части работают вместе, или как это у них не получается. Можно заметить, существуют ли какие-нибудь особые группы (коалиции), которые держатся вместе и не дают туда доступа другим, или особые роли, предписанные определенным членам семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или «проблемные» люди?

Семейные верования, ценности. Хотите Вы того, или нет — члены вашей семьи передают вам свой опыт и свои верования. Это происходит в любой сфере жизни семьи: как растить детей, как обходиться с подростками, когда и на ком жениться, сколько надо иметь детей, как следует зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой, трагедией, как стареть и как встречать смерть. Обратите особое внимание на ваши семейные верования. Скорее всего, они очень похожи на то, во что сознательно или бессознательно верите вы. Они диктуют вам, как надо жить, чтобы выжить. Они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала, если они дисфункциональны, надломленны или незрелые.

Ваша семья и общество. Будет очень хорошо, если Вы посмотрите на то, какой видит себя ваша семья, будучи частью общества. Как ваш род представляет себя обществу? С какими другими системами он себя отождествляет? И как обычно общество отвечает вашей семье? Составление генограммы начинается с того человека, который хочет ее построить, т.е. если я захочу составить свою генограмму, то начну ее с себя, затем перейду к своим родителям, затем – к моим бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам, и так далее. Все зависит от того, сколько у меня есть информации о своих предках.

Пример генограммы

Для составления генограммы существуют определенные правила и символы. Обычно, мужчин обозначают квадратами, а женщин – кругами, возле которых можно указать дату рождения человека, дату его смерти (если он уже умер). Линиями между значками обозначаются отношения между людьми – вступление в отношения, в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд, разрыв, развод.

Схематично можно указать характер отношений между теми или иными членами рода — близкие, конфликтные, и т.п. Для собственной генограммы Вы можете использовать как стандартные обозначения, так и свои.

Строить генограмму можно на листах различного формата, но гораздо удобнее использовать компьютерные программы, разработанные специально для работы с генограммами. В созданный файл генограммы Вы в любой момент можете внести новую информацию, что-то изменить, подкорректировать.

«Понятия о семейных отношениях, функционально-ролевой структуре семьи, психологическом здоровье семьи, родительских позициях, семейной диагностике, семейной психотерапии прочно вошли в повседневный язык психологии. Семья выступает в разных «ликах» в зависимости от масштаба рассмотрения. С одной стороны, различим образ конкретной, реально существующей семьи, состоящей из разных, «живых» людей с их иллюзиями, надеждами, особенностями характера. С другой - семья рассматривается и как малая социальная группа, и как структурная единица современного общества» .

Рассматривая семью в масштабах психологии, можно увидеть, что представители различных подходов, направлений и школ по-разному подходят к вопросу изучения семьи, в том числе работы с семьёй.

Для наглядности, кратко изложим концепции двух подходов:
психоанализа и системной семейной терапии.

Начнем изложение с точки зрения психоаналитического подхода .

В психоанализе семья рассматривается, как правило, с точки зрения ее нуклеарной организации, включающей в себя мать, отца и детей. Основным объектом осмысления являются отношения между ребенком и родителями, анализируемые под углом зрения доэдипальных стадий развития и эдипова комплекса, а также проявления амбивалентных чувств и переживаний, возникающих у ребенка при его общении с сестрами и братьями.
З. Фрейд (1856-1939) уделял значительное внимание раскрытию существа эдипова комплекса, последствий проявления нежных и враждебных чувств ребенка в семье по отношению к его родителям, семейного романа невротиков, формирования Сверх-Я .

В системной семейной терапии действия специалиста ориентированы на работу со всей семьёй.

Важно понять с самого начала, что человек при этом подходе не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система, именно она - объект психотерапевтического воздействия .
Классическая системная психотерапия сфокусирована на информационно-коммуникативном функционировании социальных групп, семьи прежде всего. Элементы системы связаны друг с другом через взаимодействие всякого рода, и любое взаимодействие несет информацию системе как об отдельных элементах, так и обо всей системе в целом .

Различия во взглядах и методах психологической работы с семьёй подразумевают использование инструментария, характерного определённому подходу, однако возможен интегративный стиль работы. Психоаналитики, системные семейные терапевты, гештальт-терапевты и представители других подходов могут придерживаться в собственной практике инструментария, как относящегося к культивируемому ими подходу, так и заимствовать из других школ, направлений и подходов. Инструментом, который может быть использован в работе с семьёй представителями различных психологических подходов, является генограмма.

«Генограммы показывают семейную информацию графически» .

Методика позволяет посредством построения схемы, отражающей историю расширенной семьи на протяжении трех и более поколений, показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение; как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства и др. влияют на актуальные поведенческие паттерны. Генограмма даёт возможность получить целостную картину жизни семьи, рассматривая все феномены и события семейной жизни в интегральной, вертикально направленной перспективе .

Стоит добавить, что при работе с генограммой характерна фокусировка. То есть, какие именно возможности генограммы использовать в работе с клиентом и на чем акцентировать фокус внимания в работе - остается на усмотрение специалиста. Для одних специалистов генограмма может остаться на уровне компактного изображения людей в виде символов, а для других специалистов стать активно работающим инструментом в психологической практике. Далее будут предложены два варианта использования генограммы при работе с семьёй.

1). Первый вариант, ориентированный на сбор информации , является наиболее распространенным и чаще всего используется в системном подходе, когда необходимо записать информацию о семье и, задав определённые вопросы, выстроить гипотезу. В нашем случае генограмму предлагается использовать в любом подходе, соответственно, какие вопросы задавать для того, чтобы выстраивать гипотезы, остается на усмотрение специалистов.

Генограмма состоит из символов, рассмотрим основные обозначения :

Обозначение эмоциональных отношений между членами семьи


Структурные особенности метода «Генограмма»


Дополнительные характеристики семьи (по детям)


  • Любая значимая информация о членах семьи (семье в целом) зарисовывается и/или записывается на генограмме в месте, выбранном самим специалистом в соответствии с конкретными обстоятельствами. То есть, специалист самостоятельно принимает решение о том, куда заносить сведения о здоровье, симптоме, работе, образовании, социальном статусе, титулах, достижениях и т. д.

Описанный вариант работы, ориентированный на сбор информации о семье с дальнейшим построением гипотез, является наиболее распространенным в работе специалистов, взаимодействующих с семьями. Для реализации генограммы на практике в представленном варианте специалисту необходимо освоить основные символы, обозначения, структурные особенности генограммы и интегрировать данные знания с основным подходом, которого придерживается специалист в собственной работе.

Интеграция генограммы с применяемым в практической деятельности подходом позволит ставить необходимые вопросы, осуществлять высокотехнологичное интервью по сбору информации и выстраивать гипотезы по работе со случаем.

2). Второй вариант использования семейной генограммы может применяться для диагностики, где посредством коммуникации специалиста и клиента расширяются сведения о семейной системе.

Предлагаемый вариант способствует проведению семейной терапии, когда клиент посещает психолога в одиночку. Согласно теории семейных систем М. Боуэна:

семейная психотерапия является семейной не потому, что на терапевтической сессии присутствует несколько человек, а потому, что терапевт определённым образом формулирует проблему .

Рассмотрим данный вариант работы поэтапно:

  • 1 шаг.
    Специалист предлагает клиенту самому составить «семейное дерево». Рекомендуется называть клиенту предстоящую работу («семейное дерево», «карта семьи», «родословная») и минимизировать использование профессиональных терминов («генограмма», «геносоциограмма», «фокусированная генограмма»)..
  • 2 шаг.
    Специалист инструктирует, что нужно будет рисовать свою семью и родственные связи в виде символов.
  • 3 шаг.
    Специалист знакомит клиента с основной символикой. Предлагаемой символики достаточно для начала работы по составлению «семейного дерева» (генограммы).

  • 4 шаг.
    Составление генограммы. Когда клиент начинает составлять генограмму, задачей специалиста является наблюдение за процессом и сопровождение, так как клиент по ходу работы может задавать вопросы
    (например: Можно ли изобразить отца, если родители развелись?
    Изображать ли дедушку, если он умер?
    ).

Подход клиента к составлению генограммы и некоторые зарисовки позволяют выстраивать гипотезы для дальнейшей работы. Рассмотрим на примерах генограмм, включающих два поколения.

1. Чем больше символ (фигура), обозначающий члена семьи, тем большую значимость этот член семьи имеет для клиента. И наоборот, чем меньше символ, обозначающий члена семьи, тем меньшую значимость он имеет для клиента (Рис. 1).

2. Если кто-либо из членов семьи не попал на генограмму, это может свидетельствовать о конфликтных, негативно окрашенных отношениях либо об отсутствии контакта с данными членами семьи (Рис. 2).

3. Вертикальное расположение членов семьи на одной горизонтали подчеркивает иерархические особенности. Тот член семьи, который занимает доминирующее положение, может быть зарисован выше других (Рис. 3).

Размер символов, исключение кого-либо из семьи, вертикальные особенности - это лишь часть параметров, которые могут дать сведения об отношении клиента к семейным процессам и видении семейной системы. На сегодняшний день специалисты активно включают семейную генограмму в работу, используя её как проективную методику, позволяющую осуществить диагностику.

Первый вариант применения семейной генограммы, ориентированный на сбор информации, когда специалист осуществляет сбор необходимых для работы сведений,
и второй вариант, когда семейная генограмма используется как проективная методика - оба служат практическим инструментом при проведении психологического консультирования, так как и тот и другой варианты способствуют организации процесса коммуникации между клиентом и специалистом.

Список использованной литературы:

  1. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А. Я. Варга, Т. С. Драбкина. - СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
  2. Варга, А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. (2-е изд. стереотипное) / А. Я. Варга. - М.: Когито-Центр, 2012. - 182 с.
  3. Лейбин, В. М. Краткий психоаналитический словарь-справочник / В. М. Лейбин. - М.: Когито-Центр, 2015. - 192 с.
  4. Олифирович, Н. И. Терапия семейных систем / Н. И. Олифирович, Т. Ф. Велента, Т. А. Зинкевич-Куземкина. - СПб.: Речь, 2012. - 570 с.
  5. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика / под ред. К. Бейкер, А. Я. Варги. - М.: Когито-Центр, 2012. - 496 с.
  6. Черников, А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А. В. Черников. - М.: Независимая фирма «Класс», 2012. - 208 с.
  7. Шнейдер, Л. Б. Семья: оглядываясь вперед / Л. Б. Шнейдер. - СПб.: Питер, 2013. - 368 с.

Генограмма - история твоего Рода

Каждый из нас, хочет он того или нет, является потомком своего Рода, членом семьи своих предков, элементом собственной семейной системы. Принадлежность к семейной системе - один из очень важных и значимых ресурсов человека, повышающий успешность и эффективность его жизни. Ощущение любви и поддержки от своих предков, ощущение принадлежности к своему Роду, ощущение силы своего Рода, дает человеку огромный жизненный ресурс, называемый «любовью рода».

Человек, по каким-то причинам оторванный от своего рода, напоминает дерево без корней. Он часто чувствует себя одиноким, не может быть достаточно успешным, уверенным в себе и эффективным. Если он не получает любовь и силу Рода в достаточной степени, то он не может передать эту силу дальше - своим детям. Именно поэтому, в семьях аристократов почитается за честь глубокое знание своей семейной истории - родословной. Знание своих корней, знание и почитание каждого предка придает потомкам особый ресурс - жизненную силу - любовь рода.

Ребенок рождается на свет благодаря своим родителям - маме и папе. В нем соединяются два огромных рода - род матери и род отца. И в случае, если ребенок принимает и уважает своих родителей, он получает сто процентов силы своего рода. Если же кто-то из родителей по каким то причинам оказывается не принят ребенком, то ребенок тем самым лишается половины жизненной силы - силы своего Рода. Если ребенок не принимает отца, то он лишен 50% мужской силы, а если не принимает мать - то 50% женской силы. И, вследствие этого, прерывается поток любви, и у человека могут возникать те или иные жизненные проблемы и затруднения.

Родители дают ребенку самое ценное - его жизнь. Свою жизнь этот конкретный реьенок не мог бы получить никаким иным образом при других обстоятельствах ни от кого другого. Даже если бы кто-то из родителей был немного другой, то родился бы кто то очень похожий на него, но это был бы уже не он, а совсем другой ребенок! Глубинное осознание этого факта обычно помогает человеку принять своих родителей.

Для того, чтобы восстановить прерванный поток любви рода и обрести радостное, усиливающее чувство принадлежности к своей семейной системе, своему Роду, своему «родовому дереву» эффективно используется метод семейной расстановки по Хеллингеру .

Согласно подходу Берта Хеллингера, каждый человек является частью определенной семейно-родовой системы. Будучи частью системы, человек включен в некоторое системное семейно-родовое взаимодействие, оказывающее значительное влияние на всю его жизнь и судьбу. Это взаимодействие может быть структурно описано категориями и порядками общей теории систем. Внутри каждой семейно-родовой системы действуют определенные законы, по которым она живет и развивается. Эти законы одинаковы для всех семейных систем. Берт Хеллингер назвал их «порядками любви».

Один из законов семейной системы - «порядок принадлежности». Каждый член системы имеет право на принадлежность к ней. Никто не должен быть исключен, независимо от его поступков, жизненных принципов и т.п. Никто не забыт. Система одинаково помнит всех, кто к ней принадлежит (или принадлежал), и четко определяет место каждого. Каждый важен для системы - без него не родились бы его дети и все в роду было бы по-другому.

Если кто-то из членов системы по каким-то причинам был исключен из нее - забыт, очернён или сознательно вычеркнут, то кто-либо из потомков этой семейной системы может повторять его судьбу, нести его чувства, жить его жизнью - замешать исключенного человека, даже если это произойдёт спустя несколько поколений. Это вызвано стремлением системы к целостности, возмещению и гомеостазу. Любая система стремится к равновесию и выживанию.

В семейной системе незавершенные процессы прошлого неосознанно вовлекают ныне живущих членов в то, что было давно. Это работает закон уравновешивания системы, подчиняясь которому потомки должны завершить дела, незавершенные их предками: «доделать», «догоревать», «прожить» что-то и за кого-то. Если в семье кто-либо был забыт и лишен своего права принадлежности системе (пропавший без вести дедушка, абортированный ребенок, репрессированный или убитый родственник), кто-то другой из семейной системы займет его место и будет жить как он, напоминая об исключенном. Произойдет «переплетение», проекция или замещение судеб - т.е. кто-то из ныне живущих потомков исключенного будет связан («переплетен») с ним и его судьбой. При этом, он сам может иметь тяжелую судьбу, с трудом осознавать свое «Я», свои действия, свои потребности и желания (следствие - неадекватное поведение), жить за другого, есть за другого (следствие - избыточный вес), работать за другого (следствие - гиперактивность, трудоголизм).

Таким образом, ничего не подозревающий потомок оказывается в переплетении с судьбами своих предков, о которых он скорее всего ничего не знает. Сам того не осознавая, он живет не свою жизнь, решает чужие жизненные задачи.

Для решения этой проблемы необходимо восстановить право принадлежности к семье исключенных из нее членов - т.е. снова принять их в систему, восстановив, тем самым, целостность, порядок, гармонию и поток любви.

Работать с семейной историей позволяет генограмма - графическая запись информации о семье, схематичное изображение семьи в нескольких поколениях. Иногда генограмму называют «геносоциограмма». Ее составление и исследование является одним из методов психотерапевтической коррекции семейных взаимоотношений (семейной психотерапии).

Генограмма является увлекательным методом познания себя через историю своей семьи. Она позволяет наладить контакт со своими предками, увидеть и осознать свою позицию в системе. При составлении генограммы может обнаружиться какой-либо исключенный из системы или забытый предок. Построение контакта с ним позволит избежать переплетений для потомков.

Составление генограммы основано на знании клиентом семейной системы - своих предков, родственников и людей, значимых для его семейной системы. И чем больше знаний, тем точнее генограмма и лучше контакт с предками.

К знаниям о семейной истории можно отнести следующие категории:

1. Факты . К фактам относятся знания, которые точно известны и проверяемы - например, дата рождения, фамилия, имя, отчество, место жительства, место работы, должность и т.п. Факты обладают самой высокой степенью достоверности. Для получения фактов, можно, по возможности, расспросить своих родственников, которые могут что-то знать. Информацию о погибших и пропавших без вести на войне, репрессированных родственниках можно найти в архивах. Некоторые архивы свободно доступны через Интернет, и, при желании, Вы можете попробовать найти информацию о своих родственниках прямо со своего компьютера.

(* Адреса online архивов можно узнать в службе поддержки.)

2. Легенды . Во многих семьях существуют рассказы, истории, мифы и легенды о предках, которые передаются от поколения к поколению.

3. Семейные ценности (артефакты) . Любые предметы, которые передаются по наследству, от поколения к поколению. Предметы, которые несут потомкам память о предке, обладавшем ими. Например, это могут быть драгоценности, медали, бабушкин самовар, фотографии, документы, книги - у каждой семьи что то свое.

4. Воспоминания . К воспоминаниям можно отнести воспоминания о каких-либо событиях, происходивших с членами семьи. Например, это могут быть какие-то зрительные образы, или любимая мелодия детства, или ощущение блаженства, запах свежескошенного сена, вкус парного молока, бабушкин грибной суп или что-то еще, о чем люди хоть что-то помнят и могут рассказать.

5. Предположения и домыслы . Клиент сам может иметь, или составить, какие то представления о своих предках. Например, если он знает, что кто-то из предков был купцом, то в исторических книгах можно почитать о том, как жили купцы. По возможности, можно посетить музей, посмотреть быт того времени и сформировать предположение о том, как приблизительно жил этот купец - предок.

Необходимо так же отметить, что вся информация о каждой системе за все время ее существования может быть получена из информационного поля. Поле существует всегда, независимо от нас и наших знаний о нем. Даже если клиенту ничего не известно о своих предках - поле все равно есть, и данные из него могут быть считаны, например с использованием метода семейных расстановок.

Все эти знания могут быть полезны при составлении генограммы.

Генограмма семьи представляет собой своеобразное родословное дерево, или генеалогическое древо, на котором могут быть отражены не только члены семьи, но и отношения, которые были между ними.

С помощью специалиста, или самостоятельно, можно составить и проанализировать генограмму по следующим направлениям:

Семейное (генеалогическое) дерево.

Генеалогическое древо показывает, кто от кого произошел.

Возможно, вас удивит тот факт, что если взять от вас 7 поколений вверх, беря в расчет только прямых предков - родителей и их родителей, без учета их братьев и сестер, то на генограмме получится 127 человек.

Не волнуйтесь, если вы по какой-то причине не знаете кого-то из них. Для начала, Вы можете изобразить обычные символы людей - круги или квадраты. Сделайте это для стольких членов семьи, сколько сочтете необходимым.

Медицинские сведения.

При помощи генограммы можно исследовать повторяющиеся семейные сценарии - например, повторяющиеся семейные болезни. Идея поиска повторяющихся сценариев состоит в том, чтобы не упустить из поля зрения факт, который периодически повторяется в вашем роду в нескольких поколениях. Вы можете проследить историю семейных заболеваний. Такие заболевания как алкоголизм, диабет, сердечные заболевания, болезни поджелудочной железы, заболевания печени, некоторые другие заболевания иногда передаются генетически.

Эмоциональные паттерны.

Обратите внимание, какие чувства испытывает каждый человек из вашей семейной системы к себе, к другим людям и к жизни. Некоторые могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными, а другие - страдать от различных фобий, депрессий, ревности и негативизма, иметь крутой суровый нрав.

Эмоциональные паттерны можно выявить, задавая вопросы такого плана: “Какие пять слов, по вашему мнению, могут лучше всего описать этого родственника?”

После этого можно сравнить то, как вы видите этого родственника Вы с тем, как его видят другие люди.

Кто-то из членов семьи может сказать: Большую часть времени (70%) он был злым, сердитым, неразговорчивым», другой добавит, что «Он плохо контактировал с людьми, конфликтовал и был несчастным человеком.»

Такой подход может помочь увидеть и преодолеть “унаследованные” паттерны.

Динамика внутрисемейных отношений.

С помощью генограммы можно проследить, как члены вашей семейной системы относятся (или относились) друг к другу.

Например, можно уточнить у родителей: «Какие отношения были у бабушки и дедушки, у дяди и тети и т.п.»

Семейные отношения, например, могут быть отдаленными, близкими или враждебными, замкнутыми или открытыми, осуждающими или исследовательскими, манипуляционными или ищущими компромисс. С помощью генограммы можно увидеть, как члены вашего рода на протяжении нескольких поколений обходились с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто принимал решения, чье слово значило больше, а чье меньше.
Всю эту информацию можно схематично изобразить на генограмме.

Система семьи.

Вы можете попытаться выяснить, каким образом работает ваша семейная система, как ее разные части работают вместе, или как это у них не получается.

Можно заметить, существуют ли какие-нибудь особые группы (коалиции), которые держатся вместе и не дают туда доступа другим, или особые роли, предписанные определенным членам семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или «проблемные» люди?

Семейные верования, ценности.

Хотите Вы того, или нет - члены вашей семьи передают вам свой опыт и свои верования. Это происходит в любой сфере жизни семьи: как растить детей, как обходиться с подростками, когда и на ком жениться, сколько надо иметь детей, как следует зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой, трагедией, как стареть и как встречать смерть.

Обратите особое внимание на ваши семейные верования. Скорее всего, они очень похожи на то, во что сознательно или бессознательно верите вы. Они диктуют вам, как надо жить, чтобы выжить. Они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала, если они дисфункциональны, надломленны или незрелые.

Ваша семья и общество.
Будет очень хорошо, если Вы посмотрите на то, какой видит себя ваша семья, будучи частью общества. Как ваш род представляет себя обществу? С какими другими системами он себя отождествляет? И как обычно общество отвечает вашей семье?

Составление генограммы начинается с того человека, который хочет ее построить, т.е. если я захочу составить свою генограмму, то начну ее с себя, затем перейду к своим родителям, затем - к моим бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам, и так далее. Все зависит от того, сколько у меня есть информации о своих предках.


Пример генограммы

Для составления генограммы существуют определенные правила и символы. Обычно, мужчин обозначают квадратами, а женщин - кругами, возле которых можно указать дату рождения человека, дату его смерти (если он уже умер). Линиями между значками обозначаются отношения между людьми - вступление в отношения, в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд, разрыв, развод. Схематично можно указать характер отношений между теми или иными членами рода - близкие, конфликтные, и т.п. Для собственной генограммы Вы можете использовать как стандартные обозначения, так и свои.

Строить генограмму можно на листах различного формата, но гораздо удобнее использовать компьютерные программы, разработанные специально для работы с генограммами. В созданный файл генограммы Вы в любой момент можете внести новую информацию, что-то изменить, подкоректировать.

Что делать с полученной генограммой?

Можно пригласить профессионального художника, который красиво изобразит ваше родословное дерево на бумаге, или холсте. Получившаяся картина должна занять достойное почетное место в вашем жилище.

Встречайтесь со своими родственниками, беседуйте о своих предках, обсуждайте историю своей семьи. И, со временем, Вы составите собственную генограмму. И это особое знание придаст Вам гордость, уверенность в себе и силу своего Рода.

Генограмма

Одним из самых простых, но содержательных и довольно распространенных инструментов сбора информации о семье является генограмма.

Генограмма [Черников А. В., 1998] представляет собой форму графической семейной родословной, на которой особым образом - с помощью специальных знаков - записывается информация о членах семьи по крайней мере в трех поколениях.

Генограмма, в отличие от других форм консультативно-терапевтических записей, которые ведет психолог, позволяет постоянно вносить добавления и корректировку при каждой встрече с семьей. Это может делать как психолог, так и клиент. Она дает возможность терапевту и клиенту держать в голове большое количество информации о членах семьи, их взаимоотношениях и ключевые события семейной истории.

Генограмма не является тестом и не содержит клинических шкал. Но она является инструментом сбора информации о проблемной семье, т.е. выполняет ту же функцию, что и тесты. Генограмма была введена Муррэем Боуэном и служит для анализа семейной истории с позиции системной теории. Список используемых в генограмме стандартных символов представлен ниже (рис. 15, 16).

На генограмме рядом с теми лицами, к которым она относится, может коротко помечаться и другая важная информация: имена, образование, род занятий, серьезные заболевания, место жительства на настоящий момент и т.д.

Для клиента нарисовать с первого раза генограмму своей семьи на листе бумаги- даже если перед ним лежат условные знаки - является практически нерешаемой задачей. Поэтому, как правило, генограмму составляет психолог или психолог с активным участием членов (члена) семьи.

В любом случае на материале генограммы проводится подробное интервью.

Рис. 15. Основные обозначения генограммы семьи

Приемная дочь, с обозначенной датой рождения (вверху) и датой приема в новую семью (внизу)

Проживание в одной квартире (женщина, ее двое детей от первого брака, ее мать и второй муж)

Генограмма трех поколений: супруги, их родители и дети. В примере показано, что супруги имеют двух детей: мальчика 8 лет и девочку 5 лет, родившихся в 1988 и 1991 гг. Жена-единственный ребенок в семье, муж имеет младшего брата. Дети обозначаются по старшинству слева направо

Рис. 16. Типы взаимоотношений

По мнению А. В.Черникова [Черников А. В., 1998], интервью по генограмме обычно включает в себя следующие вопросы:

1. Состав семьи . Кто живет вместе с вами? В каких они родственных отношениях? Были ли у супругов другие браки? Есть ли от них дети? Где живут остальные члены семьи?

2. Демографическая информация о семье : имена, пол, возраст, стаж брака, род занятий и образование членов семьи и т.д.

3. Настоящее состояние проблемы. Кто из членов семьи знает о проблеме? Как каждый из них видит ее и как реагирует на нее? Имеет ли кто-нибудь в семье подобные проблемы?

4. История развития проблемы. Когда проблема возникла? Кто ее заметил первым? Кто думает о ней как о серьезной проблеме, а кто склонен не придавать ей особого значения? Какие попытки решений были предприняты, кем и в этих ситуациях? Обращалась ли семья раньше к специалистам и были ли госпитализации? В чем изменились взаимоотношения в семье по сравнению с тем, какими они были до кризиса? Видят ли члены семьи проблему как изменяющуюся? В каком направлении: к лучшему или к худшему? Что случится в семье, если кризис будет продолжаться? Какими видятся взаимоотношения в будущем?

5. Недавние события и переходы в жизненном цикле семьи : рождения, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, болезни членов семьи и т.д.

6. Реакции семьи на важные события семейной истории. Какова была реакция семьи, когда родился определенный ребенок? В честь кого он был назван? Когда и почему семья переехала в этот город? Кто пережил тяжелее всего смерть члена семьи? Кто перенес легче? Кто организовывал похороны?

Оценка прошлых способов адаптации, особенно реорганизаций семьи после потерь и других критических переходов, обеспечивает важные гипотезы о семейных правилах, ожиданиях и паттернах организации.

7. Родительские семьи каждого из супругов. Живы ли родители клиента? Если умерли, то когда и от чего? Если живы, то чем занимаются? На пенсии или работают? Разведены ли они? Были ли у них другие браки? Когда они встретились? Когда поженились? Есть ли у клиента братья или сестры? Старшие или младшие и на сколько? Чем занимаются, находятся ли в браке и есть ли у них дети?

Терапевт может далее задавать такие же вопросы про родителей отца и матери. Целью является сбор информации по крайней мере о трех-четырех поколениях, включая поколение идентифицированного пациента. Важной информацией являются сведения о приемных детях, выкидышах, абортах, рано умерших детях.

8. Другие значимые для семьи люди : друзья, коллеги, учителя, врачи и т.д.

9. Семейные взаимоотношения. Есть ли в семье какие-либо ее члены, прервавшие взаимоотношения друг с другом? Есть ли кто-нибудь, кто находится в серьезном конфликте? Какие члены семьи очень близки друг к другу? Кому в семье этот человек доверяет больше всего? Все супружеские пары имеют некоторые трудности и иногда конфликтуют. Какие типы несогласия есть в паре клиента? У родителей клиента? В браках братьев и сестер клиента? Как каждый из супругов ладит с каждым ребенком?

Терапевт может задавать специальные циркулярные вопросы (см. п. 3.4). Например, он может спросить у мужа: «Как вы думаете, насколько близки были ваша мать и ваш старший брат?» - и затем поинтересоваться о впечатлениях на эту тему его жены.

Иногда полезно спрашивать, как присутствующие на встрече люди были бы охарактеризованы другими членами семьи: «Как ваш отец описал бы вас, когда вам было тринадцать лет, что соответствует возрасту вашего сына сейчас?» Целью таких циркулярных вопросов является обнаружение различий во взаимоотношениях с разными членами семьи. Обнаруживая при этом отличающееся восприятие у разных членов семьи, терапевт попутно вводит новую информацию в систему, обогащая семью взглядами на саму себя.

10. Семейные ролы. Кто из членов семьи любит проявлять о других заботу? А кто любит, когда о нем много заботятся? Кто в семье выглядит волевым человеком? Кто самый авторитетный? Кто из детей более послушен родителям? Кому сопутствует успех? Кто терпит постоянно неудачи? Кто кажется теплым? Холодным? Дистанцированным от других? Кто больше всех болеет в семье? И т.д.

Терапевту важно обращать внимание на ярлыки и клички, которые члены семьи дают друг другу («супермать», «железная леди», «домашний тиран» и т.д.). Они являются важными ключами к эмоциональным паттернам в семейной системе.

11. Трудные для семьи темы. Имеет ли кто-нибудь из членов вашей семьи серьезные медицинские или психиатрические проблемы? Проблемы с физическим или сексуальным насилием? Употребляют ли наркотики? Много алкоголя? Когда-либо арестовывались? За что? Каков их статус сейчас? И т.д.

По мнению А.В.Черникова, в сочетании с генограммой в консультативно-терапевтической работе наиболее удобно использовать список важных событий семейной истории (см. ниже методику «Семейные стрессоры») или методику «Линия времени», в которой семейные события фиксируются на временной оси, символизирующей историю семьи (также см. ниже методику «Линия жизни семьи»).

Генограмма — это графическая запись информации о семье (классически и клинически — в трех поколениях), ее составление и исследование является методом семейной психотерапии.

Объяснение

Генограмма представляет собой структурированную диаграмму системы внутрисемейных взаимоотношений в 3-4 поколениях. Предложена Мюррей Боуэн в 1978г. (Bowen,1978) в рамках межпоколенного подхода в семейной терапии. Цель ее — показать как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются по поколениям и как события подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства членов семьи влияют на современные поведенческие образцы, а также на внутрисемейные диады и треугольники.

Генограмма позволяет психотерапевту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в некоей интегральной вертикально-направленной перспективе.

Генограмма позволяет психотерапевту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в некоей интегральной вертикально-направленной перспективе. Иногда она высвечивает то, что являлось тайной для некоторых членов семьи, вытаскивая «скелеты из чулана». Данный подход имеет много общего с традиционными подходами к сбору данных по истории семьи. Его главной отличительной особенностью является структурированность и схематизированность. Техника предполагает, как правило, участие расширенной семьи клиентов. Генограмма использует для иллюстрации специфики внутрисемейных взаимоотношений символы, которые наряду с другими данными используются для изображения взаимоотношений членов семьи и их позиций в семейной системе. Такая диаграмма представляет собой как бы карту семьи.

Когда собраны данные об именах, возрасте каждого члена семьи, времени женитьб, смертей, разводов, рождений, можно приступать к сбору других важных фактов о функционировании семейной системы — таких, как частота и качество контактов, эмоциональные разрывы, факторы, приводящие к конфликтам и тревожности, уровень закрытости-открытости семейных подсистем и семьи в целом. Семейные сценарии, ценности, правила, мужские и женские стандарты поведения также могут быть выявлены в ходе интервью на основе этой техники.

Процедура

Цель методики — получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой рутинный метод сбора информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения. Она как правило проводится в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Предполагается, что членам семьи данная информация интересна, и им любопытно узнать подробности о своих близких родственниках.

Предъявление симптома

Беседа обычно начинается с предъявляемого семьей симптома: кто является его обладателем, когда он впервые возник и каково было его клиническое развертывание. Причем физические, эмоциональные и социально-дезадаптивные симптомы рассматриваются как проявление дисфункциональности семейной системы эмоциональных взаимоотношений. А поведение носителя симптома отражает то, как тревожность проявляется и преодолевается в данной семье. Временные рамки первичного проявления и последующих усилений симптомов могут быть связаны с другими событиями жизни семьи, такими, как например смерть ближайшего родственника.

Генограмма использует для иллюстрации специфики внутрисемейных взаимоотношений символы, которые наряду с другими данными используются для изображения взаимоотношений членов семьи и их позиций в семейной системе.

Описание семейной истории

Затем начинается описание семейной истории, начиная со времени, когда родители встретились — и вплоть до настоящего момента. Здесь существенны возраст супругов, точная дата их первой встречи, чем они занимались в те времена, когда были женихом и невестой, собственно свадьба, что случилось до рождения первого ребенка, влияние порядка рождения детей на их физические и психологические особенности. В каких географических точках семья жила и когда именно переезжала в другое место — все это очень важно. Особенно, если переезды были на очень близкое или очень далекое расстояние от родительской семьи. Данные о здоровье, образовании и профессиональной карьере каждого из родителей также собираются на данном этапе беседы. Далее обсуждается история расширенной семьи, как со стороны матери, так и со стороны отца. Здесь как минимум необходимо узнать о братьях и сестрах матери и отца, об эмоциональной атмосфере в их родительских семьях, о том, чем занимаются все члены семьи в настоящее время. Точные даты событий, произошедших в родительской семье важны потому, что они могут коррелировать с событиями в нуклеарной семье.

Физические и эмоциональные границы

Психотерапевт использует беседу на основе социограммы для того, чтобы проговорить вопросы о физических и эмоциональных границах в данной семье, о закрытости и открытости ее субсистем, о разнообразии или ограниченности образцов взаимоотношений между членами семьи и средств общения между ними. Такие содержательные факторы как культурная, этническая и религиозная принадлежность, социоэкономический уровень, то, как семья взаимодействует с метасемейным контекстом — сообществом — тоже принимаются здесь во внимание.

Символика

По мере поступления информации она фиксируется в специальных символах. Каждый психотерапевт может использовать удобную для него символику, но общепринятыми обозначениями являются следующие: генограмма семьи — своего рода родословное древо, но с несколько иной системой записей и иными целями. Мужчины здесь обозначаются квадратами, женщины — кругами. У этих кругов и квадратов отмечаются даты рождения и смерти (если человек умер). Линиями между значками обозначаются даты вступления в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд-разрыв- развод. Характер отношений между теми или иными членами рода — близкие, конфликтные, противоречивые — также можно обозначить линиями разных начертаний (двойные, ломаные и пр.). Как, впрочем, и причину конфликта — например, если супруги конфликтуют из-за своего ребенка.

Использование генограммы семьи

Генограмма содержит в себе громадное количество информации, представленной в схематическом виде на небольшом пространстве. Это позволяет охватить всю семейную историю единым взглядом. В процессе работы на основе данной техники, члены семьи получают возможность самоидентификации, узнают о том, что действительно происходит в их семье, о своих исторических корнях и о том, как эти корни влияют на современное состояние отношений в семье. Работая с генограммой, можно помочь семье разрушить эмоциональные разрывы, дисфункциональные треугольники и альянсы, снизить тревожность, т.е. произвести позитивные изменения в семейной системе. Кроме того, генограмма представляет собой мощное диагностическое средство, которое может
применяться под углом зрения конкретных теоретических ориентаций данного профессионала.

Литература:

1. Черников А.В. Системная семейная терапия. Классика и современность. Москва. Независимая фирма «Класс». 2005г.
2. Анн Анселин Шутценбергер Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. Москва. Издательство Института психотерапии. 2005 г.