План-конспект урока на тему: «Формирование социально-бытовых навыков". Курсовая работа: Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

«Консультационно-методический центр «Развитие»

Развитие социально-бытовых навыков у детей с аутизмом.

Развитие навыков самообслуживания и бытового поведения представляет для аутичного ребенка особую проблему. Сложность его обучения социально-бытовым навыкам в большой степени связана с нарушениями контакта, трудностью произвольного сосредоточения и страхами. Иногда аутичный ребенок при случайных обстоятельствах может научиться довольно сложному действию самостоятельно, но крайне редко это получается у него через подражание другому человеку. Однако и в этом случае овладение навыком бывает сцеплено с конкретной ситуацией, и крайне затруднен его перенос в другую ситуацию. Часто ребенку мешают также нарушения тонкой моторики, мышечного тонуса, общая моторная неловкость. В связи с нарушениями социального поведения крайне трудно организовать саму ситуацию обучения. Аутичный ребенок может не выполнять инструкции, игнорируя их, убегая от взрослого или делая все наоборот. В то же время, если в норме дети часто овладевают многими умениями, подражая взрослым, действуя путем проб и ошибок, то аутичному ребенку требуется специально организованное обучение и многократное, совместное со взрослым проживание повседневных бытовых ситуаций. Неуспех может вызвать стойкий протест такого ребенка против повторной попытки неудавшегося действия. Поэтому крайне важно организовать ситуацию успеха, не спешить с усложнением задачи, обеспечить поддержку и постепенное предоставление самостоятельности, чтобы у него возникло ощущение безопасности и уверенности в собственных силах. Необходимо также отметить, что трудности в адаптации аутичного ребенка к быту семьи, его отказ что-то сделать часто связаны со страхами. Ребенок может бояться ходить в туалет из-за шума спускаемой из бачка воды, заходить в ванную из-за звуков в трубах, мыться, если вода однажды попала ему в глаза, одеваться, так как в прошлом испугался узкого воротника свитера, идти гулять, потому что боится соседской собаки или лифта. Негативизм может быть преодолен, если близкие понимают, что-стоит за отказом ребенка; терпеливо ободряют его, подчеркивая какой он уже большой и сильный; дают ему возможность освоиться в пугающей ситуации. Можно объяснить, почему шумит вода, рассказать, как она идет к нам из реки и убегает в море, дать поэкспериментировать с краном. Можно научить ребенка пользоваться гибким шлангом, самому регулировать поток воды при мытье, помыть голову кукле. Можно вместе покататься на лифте. Ребенку можно помочь в преодолении страха, если дать ему возможность почувствовать себя хозяином ситуации: «Мы идем гулять, а бедная собачка там, за дверью, лает – слышишь, это ей гулять хочется, жалко ее, правда? Ничего, собачка, придут твои хозяева, и ты погуляешь». Под эти слова ребенок легче пройдет мимо пугающей его двери, а в следующий раз он сможет уже спокойно пройти, «пожалев собачку». Часто в отношениях между аутичным ребенком и его родителями существует опасность гиперопеки. Боясь потерять установившийся контакт, опасаясь деструктивного поведения со стороны ребенка или экономя время, родители нередко сами одевают и раздевают ребенка, угадывая его малейшее движение или настойчивый жест, дают ему предмет, который он может достать и самостоятельно. В норме дети в возрасте трех лет часто стараются отстоять свою самостоятельность, протестуя против вмешательства взрослого. Аутичный ребенок, будучи неуверенным в успехе, напротив, старается привлечь помощь взрослого, легко становится зависимым от его поддержки и подсказки. Поэтому крайне важно создать у него ощущение успеха, силы и как можно раньше начать подключать его к наиболее легким операциям, подчеркивая, как у него хорошо и ловко все получается, какой он сильный, как быстро одевается, аккуратно ест, чисто умывается и т. п.

Сложность обучения аутичного ребенка бытовым навыкам состоит в том, что привычные ситуации и домашние предметы являются первыми объектами, на основе которых строятся контакты с ним. Поэтому, если контакт с глубоко аутичным ребенком только складывается и еще очень хрупок, нужно свести к минимуму свои требования, радуясь уже тому, что ребенок согласен быть рядом, потихоньку подключая его к действиям как пассивного участника и отмечая, «как хорошо ты это делаешь сам, и я тебе помогаю». Важно, чтобы поначалу просьбы, обращенные к ребенку, касались приятных для него действий. В этом случае похвала за выполнение просьбы может связаться с приятными для ребенка ощущениями и в дальнейшем способствовать формированию установки на выполнение инструкции. Прежде чем требовать что-либо, необходимо понимать, что именно ваш ребенок сможет выполнить. Если вы чувствуете, что ваша просьба не по силам ребенку, переключите его внимание на более легкую и приятную задачу, не доводя его до протеста и крика, и порадуйтесь результату, восхититесь «как замечательно он все сделал». Для успешного овладения бытовыми навыками и (что представляет для аутичного ребенка особую проблему) их самостоятельного использования необходимо, чтобы конкретная повседневная ситуация приобретала для ребенка особую значимость. Важно построить его день, опираясь на привычные, любимые им дела, так, чтобы обучение навыку или его самостоятельное выполнение стали закономерной и необходимой «ступенькой» к удовольствию. Например, если ребенок любит гулять, то при обучении одеваться можно заранее помечтать, «куда мы с тобой пойдем, после того как ты так ловко и красиво оденешься». Потом посмотреть в зеркало: «Как ты хорошо оделся, теперь мы с тобой можем в наш парк пойти, сможем долго по всем нашим любимым местам гулять, всех навестить» и т. п. Уборка со стола после обеда может стать необходимым условием, чтобы «мы вместе с мамой смогли сесть почитать любимую книжку» и т.д. Аутичные дети чувствуют себя спокойнее, в большей безопасности и лучше регулируют свое поведение, если существуют четкий распорядок дня, семейные привычки и традиции. Некоторые дети сами с рождения устанавливают постоянный режим дня и требуют его неукоснительного выполнения: прогулка должна происходить всегда в одно и то же время, по одному маршруту, еда – только в определенный час и т. п. При этом очень трудно убедить такого ребенка изменить установленный порядок. Он может закапризничать, если ему предлагается что-то неожиданное, пусть даже и приятное. Часто это раздражает близких, связывает их активность. Однако, как говорилось выше, необходимо дорожить стереотипными способами поведения ребенка, так как они являются опорой для его дальнейшей социализации. Ребенок легче примет новое, если взрослые заранее обговорят с ним возможные варианты, подготовят его к изменению существующего порядка. Можно сказать ребенку: «После завтрака, если будет ясная погода, пойдем гулять, а если пойдет дождь, будем играть в кубики». После завтрака его просят посмотреть в окно: «Ну как, что будем делать?» Если в семье еще не сложился постоянный режим дня, то требуется установить удобный для всех, но неукоснительно соблюдаемый порядок основных домашних дел (еда, прогулка, сон, занятия и т. д.). Ребенку в усвоении общего распорядка дня могут помочь фотографии (или картинки), изображающие, как он ест, готовится ко сну, спит, читает на диване с мамой, одевается, гуляет и т. п. Эти фотографии, по мере завершения очередных действий, можно последовательно сменять. Можно завести и «альбом-расписание» с такими фотографиями. Такая зрительная организация поможет структурировать повседневную жизнь не только детям, но отчасти и их родителям. Перед началом очередных активных действий ребенок вместе со взрослым заглядывает в расписание: «Посмотрим, что мы сейчас будем делать». Подобное расписание также дает возможность вносить в обычный порядок действий что-то новое. Непривычное действие, событие легче принимаются ребенком, если они заданы извне и включены в контекст привычного расписания. Взрослый может «объединиться с ребенком», обсуждая расписание: «Я понимаю, что тебе не хочется сейчас убирать тарелки со стола, но это то, что мы с тобой должны сделать по нашему расписанию, а потом, смотри-ка, мы сможем пойти в парк». Конечно, следует остерегаться вставлять в расписание то, что вызовет явный протест, до того, как ребенок привыкнет к расписанию и будет охотно его выполнять. Поэтому хорошо, если сначала расписание будет состоять из приятных и нейтральных для ребенка занятий, а более проблемные ситуации послужат лишь неизбежными ступенями при переходе от одного дела к другому. Аутичному ребенку нередко бывает очень трудно ждать, если желанное событие откладывается; часто само слово «подожди» вызывает негативную реакцию. Это связано с несформированностью представления о времени, с тем, что ребенку непонятно, насколько откладывается удовольствие. В этом случае «зрительная организация» дня в виде расписания может прояснить ситуацию. Можно также вообще не произносить слова «подожди», а сказать, например: «Мы обязательно почитаем вместе после того, как я почищу картошку, а пока ты можешь посидеть, порисовать рядом со мной» (при этом нужно приготовить для него карандаши и лист бумаги). Таким образом, акцент переносится с тягостного ожидания на приятную активность. Некоторых детей можно подключать к деятельности взрослого с помощью мелких поручений: бросить в кастрюлю и помыть очищенную картошку, принести «забытую» на видном месте приготовленную для стирки рубашечку, подобрать укатившийся моток ниток при шитье и т. п. Благодаря таким, иногда спонтанным, иногда специально организованным, мелким поручениям ребенок, «крутясь» около мамы, не просто «мешается под ногами», но и потихоньку включается в бытовую ситуацию, которая приобретает для него новый эмоциональный смысл – совместного со взрослым дела. Наряду с временной организацией дня важен также ритм занятий. Аутичный ребенок может очень недолго выдерживать ситуацию активного взаимодействия. Иногда он способен вступать в контакт на короткие промежутки времени, самостоятельно дозируя продолжительность и насыщенность своего взаимодействия с другими. Обучение, совместная деятельность могут занимать вначале очень короткое время – скажем, 1–2 минуты, но необходимо, чтобы действие было завершено и чтобы ребенок сразу испытал успех (поэтому особенно важно определить доступную для него задачу). Когда взрослый действует руками ребенка, он должен делать это быстро и уверенно, чтобы поскорее завершить действие. Важно эмоционально обыграть удачу: «Ты так быстро одел свои ботинки! Топ-топ, обутые ножки побежали по дорожке». Во время обыгрывания удачи взрослый находится впереди ребенка, облегчая этим зрительный контакт с ним и заражая его своей радостью от успеха. Уменьшению тревожности, упорядочению поведения аутичного ребенка способствует не только времення, но и пространственная организация его жизни. Важно организовать пространство вокруг ребенка таким образом, чтобы ему стало ясно, где он занимается со взрослым, где он одевается, где ест, где удобнее порисовать, где посмотреть книжки или построить железную дорогу, а где он может попрыгать и побыть один. Если есть такая возможность, можно организовать специальный уголок для ребенка на кухне, чтобы близкому было легче уделять ему внимание во время занятий по хозяйству. Организацию мест обучения различным навыкам можно рассмотреть на примере одевания. Одеваться удобнее на стульчике, чтобы ребенок не мог развалиться в нем как в кресле, или на диване. Важно, чтобы ему легко было нагнуться к своим ботинкам, чтобы взрослый мог помогать ему, стоя сзади или сбоку. Необходимо продумать, как лучше разложить вещи и в каком порядке, чтобы ребенку не нужно было вставать за очередным предметом и возвращаться обратно. То, что взрослый стоит позади ребенка, дает последнему ощущение, что он что-то делает сам, и в то же время рассчитывает на помощь взрослого в случае своей неудачи. Вначале взрослый действует руками ребенка, крепко их удерживая, затем постепенно ослабляет поддержку, будучи готовым оказать ее вновь, чтобы предупредить наступление аффективного «взрыва» из-за неуспеха. Важно отмечать комментарием, что ребенок просто терпеливо ждет или помогает взрослому одеть себя, позволяет действовать «совместно с ним»: «Мы вместе одеваемся, ты так мне помогаешь!» Затем руками ребенка взрослый, к примеру, начинает подтягивать колготки вверх и, по мере увеличения активности и самостоятельности ребенка в выполнении данного действия, освобождает его руки, лишь подталкивая их вверх. При этом ребенка следует хвалить за мельчайшие самостоятельные движения: «Ты сам одеваешься, сам подтянул чулок». Чтобы не происходило пресыщения похвалой, сохранялась ее ценность, желательно меньше хвалить за те действия, которые стали уже автоматическими, и переносить свое внимание на те операции, которые еще требуют освоения. Например, вначале близкие радуются и всячески поощряют ребенка, когда он с их помощью или самостоятельно просовывает руки в рукава, однако когда ребенок уже свободно делает это сам без напоминания, можно постепенно ограничиться ласковым похлопыванием по плечу или спокойным «Хорошо», а запас любимых поощрений оставить на процесс застегивания пуговиц. Со временем накапливается большой арсенал подкреплений (похвал, тактильных, пальчиковых и двигательных игр, песенок, игрушек, лакомств и т. п.), которые можно гибко использовать. Необходимо тщательно продумать схему действий, чтобы повторялись одни и те же шаги при обучении навыку, и все взрослые могли учить ребенка одинаково. Прежде чем начать обучение, желательно познакомить с данной схемой родственников, проверить доступность всех необходимых материалов и определить последовательность действий. Например, при умывании надо найти удобное место для мыла, зубной щетки, проверить, какой рукой лучше держать щетку. Эти детали, не имеющие часто значения для нас или для обычных детей, могут оказаться критическими при обучении аутичного ребенка – моторно неловкого, с трудностями произвольного сосредоточения. Когда ребенок освоит необходимые моторные навыки в целом, взрослый может занять более пассивную позицию, отступив в сторону, но не забывая радоваться его успеху и игнорируя неуспех. Многие аутичные дети резко отрицательно реагируют на слово «нет», которое часто непроизвольно вырывается у взрослого при неверном действии ребенка. Более продуктивный выход из этой ситуации состоит в том, что взрослый формулирует еще раз то, что ребенку нужно сделать, не фиксируясь на ошибке. Вообще многие специалисты считают, что при обучении бытовым навыкам важно предупреждать ошибку ребенка, направляя его по верному пути. Нередко отмечают быстро появляющуюся зависимость от словесной подсказки: ребенок, казалось бы, отлично зная последовательность действий, ждет инструкции, чтобы перейти к следующему шагу. Поэтому желательно максимально ограничить свою речь во время выполнения действий, которые должны в дальнейшем стать самостоятельными. В то же время, перед началом бывает важно напомнить ребенку, что он будет сейчас делать, а в конце подчеркнуть его достижения. Не стоит пытаться научить ребенка всему сразу, лучше сначала сосредоточиться на одном, наиболее доступном ему навыке, лишь очень постепенно подключая его к наиболее простым операциям в других бытовых ситуациях. Близких не должно раздражать и огорчать то, что ребенку, казалось бы уже усвоившему необходимый навык, еще долго будет требоваться внешняя организация. Процесс освоения аутичным ребенком необходимых бытовых навыков является длительным и постепенным и требует большого терпения от взрослых. ...

  • Елена Ростиславовна Баенская,Ольга Сергеевна Никольская,Мария Михайловна Либлинг,Игорь Анатольевич Костин,Мария Юрьевна Веденина,Александр Владимирович Аршатский,Оксана Сергеевна Аршатская Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение Синдром детского аутизма

    Документ

    ... развитие его самостоятельности. А без усвоения бытовых навыков социально неприспособленными остаются даже самые интеллектуально развитые дети . Ребенок с аутизмом ...

  • Исторический экскурс Причины умственной отсталости. Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу Особенности развития познавательной сферы

    Контрольные вопросы

    Направлена на развитие двигательных навыков и умений, обеспечивающих школьную и социально -бытовую адаптацию детей . Коррекция... слепоглухоте и других отклонениях в развитии . Проявления аутизма у детей с органическим поражением ЦНС имеют менее...

  • Праведникова Н. И., Татарова И. Н., Черепанова И. В., Шейнкман О. Г. К медико-психолого-педагогическому обследованию детей с аутизмом

    Литература

    ... детям с аутизмом , разработанному в рамках проекта «Распространение опыта профилактики социального сиротства и инвалидности детей с аутизмом ... развитие 6.3.5.3.1. Задержка 6.3.5.3.2.Искажение 6.3.5.3.3. Другое 6.3.5.4. Развитие социального ... бытовым навыкам ...

  • С рождения начинается социализация младенца. Активность проявляется в первых эмоциях малыша (улыбка, агуканье) как реакции на общение с родными. А уже в пятимесячном возрасте мамино дитя позитивно реагирует на пребывание в кругу семьи оживлением и смехом. К году использует мимику, жесты и осмысленное звукоподражание для установления контакта и выполняет несложные элементарные правила поведения, ориентируясь по словам «можно», «нельзя».

    На втором году малыш доброжелательно, заинтересованно относится к окружающим, устанавливает контакты в определенных ситуациях (туалет, прием пищи). Он понимает смысл слов-требований «надо», «не надо» и действует сообразно этим указаниям, выполняет поручения взрослых («положи игрушку на место», «принеси куклу»), тем самым подчиняясь новым требованиям.

    Трехлетний ребенок активен в ситуативно-деловом общении, помогает взрослым, приучаясь беречь результаты труда (в том числе коллективного). Он стремится к позитивной оценке своих действий окружающими – это свидетельствует о том, что навыки у детей формируются правильно, идет становление самооценки.

    Младшие дошкольники рады общению со взрослыми, ведь оно носит познавательный для них характер. Со сверстниками у них формируются партнерские отношения. Они внимательны к эмоциям окружающих и своим собственным, иногда даже пытаются сдерживать свой гнев и злость. Взрослые развивают у малышей адекватную самооценку, воспитывают чувство уважения к себе и окружающим. Дети приобретают гибкость в социальном поведении: мирятся, улыбаются, смотрят в глаза. Они пытаются сдерживать ситуативные желания (а я хочу!).

    Социальные и бытовые навыки детей этого возраста дополняются формированием оценочно-контрольных действий при выполнении бытовых поручений: «Убери игрушки», «Отнеси книгу», «Поставь чашку». Дети умеют умываться, пользуясь мылом, мыть руки, вытираться полотенцем и без напоминания класть мыло, вешать полотенце на место.

    Малыши правильно и в определенной последовательности одеваются, раздеваются, складывают одежду на лицевую сторону. Они самостоятельно замечают и устраняют непорядок в одежде, своевременно пользуются носовыми платками, салфетками, туалетом и соблюдают правила приема пищи, используя необходимые столовые приборы. Ребенок хочет быть хорошим, слышать одобрение взрослых, чувствовать уверенность в своих силах.

    Дети среднего дошкольного возраста уже способны адекватно оценить результативность своих поступков для других и самого себя, хотя более объективны в оценке окружающих. Они дружелюбны и стремятся к положительным и безопасным действиям в быту: поддержании чистоты, порядка, личной гигиены.

    Дошкольники совершенствуют свои бытовые навыки по уходу за одеждой, обувью, тщательней одеваются, помогают убирать в доме, даже пылесосить, подметать пол и вытирать пыль. Они участвуют в сервировке стола, мытье посуды, самостоятельно ремонтируют игрушки, книги, ухаживают за комнатными растениями, проявляют заботу о младших в семье.

    Аккуратность и опрятность дети приветствуют как необходимость для их здоровья, они самостоятельны в самообслуживании. Ребята осознают доброжелательное отношение к себе, замечают смены настроения у других, проявляют внимание и сочувствие. Они адекватно высказываются о собственных чувствах в данный момент, стараются не повторять поступки, получившие негативный отклик окружающих. Хозяйственно-бытовой труд организуется взрослым в виде поручений.

    Предварительно с ребенком следует обсудить предстоящую работу, оценить ее важность, рассказать о том, что дошкольнику надо сделать, чтобы результат был достигнут. Необходимо учить малыша обращать внимание на состояние игровой зоны, видеть необходимость труда, включаться в процесс по собственной инициативе.

    Ребенок стараться аккуратно повесить одежду в шкаф, сложить игрушки, убрать посуду, найти нужную вещь, выполнять другие простые бытовые операции. Взрослый обращает внимание на качество выполнения, своевременность, хвалит за положительный результат.

    Старшие дошкольники понимают свое социальное соответствие в партнерских отношениях с однолетками. Их социальные и бытовые навыки позволяют им оценивать свои и чужие действия более аргументировано, избегать импульсивности. Дети и при отсутствии контроля должны делать мелкие покупки, участвовать в приготовлении пищи: перебирать и мыть овощи, фрукты, помогать лепить пирожки, пельмени.

    Они заботятся о животных, присматривают за младшими детьми, умеют отвечать на звонки по телефону, находят себе полезные дела, испытывая при этом моральное удовлетворение. Дети руководят своим поведением, стараясь общаться и действовать, не мешая другим.

    В этом заслуга мудрых взрослых, которые их воспитывают, радуются успехам детей, объясняют их права, помогают занять достойное место в системе отношений с ровесниками и взрослыми.

    Включая ребенка в активную и полную жизнь в семье (совместные прогулки, постоянные бытовые поручения, подготовка к праздникам), взрослые должны научить ребенка не только внешне проявлять вежливость, но и быть заботливым, внимательным, понимать настроение близких, т.е. учить ребенка делать добро.

    ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    УДК 373.018.1 ББК 74.90

    Н. Л. Климон

    Влияние семьи на формирование социально-бытовых навыков

    у дошкольников

    В статье рассматривается значение семьи в процессе формирования социально-бытовых навыков у дошкольников. Представлен их перечень, диагностический инструментарий для исследования уровня развития указанного параметра в зависимости от возраста. Описаны результаты исследования социально-бытовых навыков у детей, посещающих массовые группы детского сада.

    In this article is considered the value of family during creation of social skills for preschool age children. Their enumeration, diagnostic toolkit for research of a level of development of the indicated factor represented depending on age. The outcomes of social skills research for children, visiting mass groups of a children"s garden are circumscribed.

    Ключевые слова: Семья - Родители - Дошкольный возраст - Социальнобытовые навыки - Перечень навыков - Уровень развития навыка - Программы развития и воспитания детей в детском саду.

    Key words: Family - Parents - Preschool age - Social skills - Enumeration of skills - Level of development of skill - Development program and education of children in a children"s garden.

    В современном обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Происходит это по многим причинам, среди которых необходимо отметить: ухудшение демографической ситуации в стране, усложнение образовательных задач, приоритетность семьи как ближайшего социального окружения в развитии, воспитании и социализации детей.

    Семья как институт воспитания важен тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, именно в ней он растет, развивается, постигает жизненный опыт, готовится к вступлению во взрослую жизнь. Семья - одна из важнейших ценно-

    стей, созданных человечеством за всю историю своего существова -ния. Она возникла значительно раньше классов, наций и государств, в недрах первобытнообщинной формации. Роль семьи связана с производством и воспроизводством населения, воспитанием детей, а также передачей им трудовых навыков, традиций, формированием индивидуального и социального сознания.

    Существуют различные функции семьи. В рассматриваемом нами аспекте интересны воспитательная и хозяйственно-бытовая.

    Воспитательная. Семья - первая и наиболее естественная форма человеческих отношений в обществе. Она является главной и незаменимой средой, наиважнейшим аспектом человеческой жизни. В семье ребенок совершает свои первые шаги на пути нравст -венного, эстетического, духовного освоения мира. В семье происходит не только воспитание, но и самовоспитание ее членов. Семейный коллектив оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена семьи, в течение всей жизни.

    Хозяйственно-бытовая. В семье ребенок получает первые трудовые навыки: овладевает навыками самообслуживания, оказывает посильную помощь взрослым в ведении домашнего хозяйства .

    Изначально в семье закладываются духовно-нравственные основы человека, формируются нормы поведения, раскрываются его индивидуальные особенности.

    Дошкольный возраст - это один из главных периодов физического, психического и социального роста в жизни ребенка, формирование которого как личности происходит под воздействием окружающего его мира, в котором главную роль играет семья. Опыт дошкольника, приобретенный в своей семье, является единственным критерием его отношения к социальной среде.

    Далеко не последнюю роль в структуре социальной адаптации дошкольников играет умение оперировать всем спектром социально-бытовых навыков, необходимых в самообслуживании и повседневной деятельности.

    Развитием у ребенка потребности в чистоте и опрятности, умении выполнять элементарные требования гигиены, культурно вести себя во время еды, соблюдать порядок в одежде, в своем детском уголке и другими подобными вопросами изначально занимается семья.

    Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также формирования умений выполнять действия по подражанию и по словесной инст -рукции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

    Формирование этих навыков способствует процессу социализа -ции ребенка, то есть вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, где будет чувствовать себя полноценным его членом. Овладение разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни (в самообслуживании, хозяйственно-бытовой сфере и в других видах деятельности), их совершенствование состоит не только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослого. У него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям.

    Особенности развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте заключаются в следующем:

    Формируется осознание необходимости выполнять бытовые навыки, исходя из их личной и общественной значимости;

    Происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности;

    Формируются и усложняются культурно-гигиенические навыки, ребенок начинает соблюдать их по собственной инициативе;

    Складываются первые бытовые привычки.

    Концепция дошкольного воспитания указывает, что семья дает ребенку главное - то, что не может дать никакой другой социальный институт, - личностную связь и исходное единство с родными.

    Изначально в семье дошкольник, наблюдая за поведением взрослых в повседневной жизни, овладевает социально-бытовыми навыками. Например, помогая родителям в домашних делах, подражая им и действуя путем проб и ошибок, пытается проявить свою самостоятельность, старается сделать все сам. Самостоятельность, в свою очередь, нередко улучшает общую организацию поведения. Именно родители дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.

    Формирование социально-бытовых навыков необходимо начинать с самого раннего возраста.

    С момента рождения ребенка родители заботятся о чистоте его тела, одежды, постели, посуды (всего того, с чем он соприкасается). По мере того как малыш подрастает, расширяется круг его обязанностей, однако только правильного ухода за ним становится недостаточно.

    Необходимо добиваться, чтобы ребенок постепенно сам овладевал элементарными социально-бытовыми навыками. Вначале это делается с помощью взрослых, а затем все более самостоятельно. Ежедневно упражняясь, ребенок с каждым разом выполняет эти навыки все увереннее и правильнее .

    При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки.

    Ребенок старшего дошкольного возраста способен к элементарному самообслуживанию и выполнению простейших обязанностей по дому и в детском саду.

    Многие социально-бытовые навыки, усваиваемые в дошкольном возрасте, постепенно превращаются в привычки. Сначала, например, ребёнок учится мыть руки, в частности мыть их и перед едой, постепенно же это входит в привычку: он начинает испытывать потребность в выполнении этого действия каждый раз, когда надо садиться за стол для еды.

    Развивая социально-бытовые навыки, родители пользуются словом, воздействием на ребенка личным примером, поощрениями, разъяснениям, советами. Вместе с этим необходимо грамотно сочетать словесные указания с правильной организацией окружающей среды. Создавать ребенку дома такие условия, которые способствовали бы формированию необходимых навыков. При этом необходимо учитывать возрастные особенности. Нельзя требовать от ребенка того, что ему не по силам, но вместе с этим необходимо давать ему возможность выполнять то, что ему доступно.

    Проведя анализ программ развития и воспитания детей в детских садах «Кроха», «Детство», «Развитие и воспитание в детском саду» , рекомендованных Министерством образования и науки РФ, необходимо отметить, что од-

    ной из главных задач перечисленных программ является охрана и укрепление здоровья детей, формирование двигательной и гигиенической культуры.

    Признавая достоинства программ, необходимо отметить, что в содержании уделено большое внимание каждому возрастному этапу дошкольного детства, в конце которого, выделены уровни освоения программы в зависимости от возраста, приводятся показатели развития детей в каждой возрастной группе, выделены приоритетные задачи развития, решаемые в процессе ведущей деятельности.

    К сожалению, недостаточно четко в используемых программах разведены понятия «гигиенические навыки», «навыки самообслуживания», которые смешиваются с трудовыми навыками и хозяйственно-бытовым трудом.

    Оценка уровня развития социально-бытовых навыков несколько субъективна. В связи с этим, на основе анализа вышеуказанных программ нами был разработан перечень основных социально-бытовых навыков, которые должны быть сформированы у дошкольников от трех до шести лет и объективный способ их оценки (табл. 1).

    Для оценки навыков нами разработана четырехбалльная шкала:

    0 баллов - навык не выполняется;

    1 балл - выполнение навыка значительно затруднено, замедленно;

    2 балла - навык выполняется с небольшими затруднениями;

    3 балла - навык выполняется без затруднений;

    С целью изучения уровня сформированности социальнобытовых навыков у детей, посещающих массовые группы детского сада, проведено исследование на базе дошкольного образовательного учреждения (комбинированного типа) № 5 Выборгского района Санкт-Петербурга.

    Количество испытуемых, посещающих детский сад, составило 148 детей в возрасте от 3 до 7 лет. Все дети - жители Санкт-Петербурга. Количество детей, принимавших, участие в исследовании в зависимости возраста и пола представлено в табл. 2.

    Перечень социально-бытовых навыков, формируемых у дошкольников разных возрастных групп в соответствии с программами дошкольного воспитания

    Возраст Социально-бытовые навыки

    3 года Самостоятельно умывается, моет руки

    Чистит зубы

    Пользуется расческой

    Пользуется носовым платком

    Самостоятельно ест, правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой

    Умеет наливать в чашку и тарелку молоко, воду

    Самостоятельно одевается и раздевается

    Умеет застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки

    Умеет застегивать и расстегивать молнию

    С помощью взрослого завязывает и развязывает шнурки

    Свободно поворачивает дверную ручку

    Открывает и закрывает кран с водой

    Убирает с помощью взрослого игрушки

    4 года Самостоятельно ест

    Правильно пользуется столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом)

    Самостоятельно пользуется салфеткой

    Самостоятельно вставляет и завязывает шнурки

    Сервирует стол, убирает и моет посуду после еды

    Вытирает пыль, подметает пол, убирает игрушки

    С помощью взрослого убирает постель после сна

    5 лет Практически все делает самостоятельно

    Осваивает приемы чистки обуви

    Осваивает приемы элементарной первой помощи при травмах (смазывает йодом, перебинтовывает палец)

    Самостоятельно убирает постель после сна

    6 лет Умеет вдевать нитку в иголку

    Умеет пришивать пуговицы

    Умеет поливать цветы

    Умеет сеять мелкие и крупные семена

    Мальчики умеют пользоваться столярными инструментами (молотком, пилой, отверткой)

    Девочки стирают, гладят кукольное бельё

    Умеет мыть игрушки, выполнять их мелкий ремонт, а так же книг, одежды для кукол

    Распределение детей по возрасту и полу

    Возраст 3 года 4 года 5 лет 6 лет Всего

    Пол Абс, чел. % Абс, чел. % Абс, чел. % Абс, чел. % Абс, чел. %

    Жен. 10 6,8 19 12,8 30 20,3 12 8,1 71 48,0

    Муж. 14 9,4 27 18,2 22 14,9 14 9,5 77 52,0

    Итого 24 16,2 46 31,0 52 35,2 26 17,6 148 100,0

    Среди испытуемых: мальчиков - 77 человек (52,0%), девочек -71 человек (48,0%).

    Диагностика уровня развития социально-бытовых навыков у детей, посещающих массовые группы детского сада, проводилась в начале учебного года. Каждый навык оценивался индивидуально в разных возрастных группах. Все группы размещены в хорошо оборудованных игровых комнатах с различными игровыми зонами и дидактическим материалом, необходимым для проведения диагностики.

    Уровень сформированности социально-бытовых навыков у детей по возрастным категориям представлен на рис. 1.

    3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

    Рис. 1. Гистограмма уровня сформированности социально-бытовых навыков у детей, посещающих массовые группы детского сада по возрастным категориям

    В результате анализа и статистической обработки полученных данных было выявлено следующее.

    Статистический вес уровня социально-бытовых навыков в младшей возрастной группе (возраст детей 3 года) составил 57,6 %. Это свидетельствует о хорошем начальном уровне исследуемого параметра у детей, которые недавно начали посещать детский сад. Следовательно, именно родители сыграли значительную роль в этой подготовке. Среди обследуемых детей нет тех, кто не смог выполнить предложенные навыки. У 9 детей, что составило 38,5 %, отмечено значительное затруднение в выполнении навыков. С небольшими затруднениями смогли выполнить навыки 13 человек (54 %). И только 2 ребенка (8 %) смогли выполнить навыки без затруднений. Особые затруднения у детей данной группы вызвало выполнение следующих социально-бытовых навыков: завязывание и развязывание с помощью взрослого шнурков, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок. Возможно, это связано с тем, что в настоящее время в одежде и обуви для застегивания используются так называемые «липучки». И одно из основных требований воспитателей для родителей детей, поступающих в детский сад, обувь без шнурков и одежда с минимальным количеством пуговиц и кнопок.

    В средней группе (возраст детей 4 года) отмечено небольшое повышение уровня сформированности социально-бытовых навыков, что составило 64,3 %. Это можно объяснить тем, что в дошкольном образовательном учреждении в данной возрастной группе проводится регулярная работа по совершенствованию имеющихся и раз -витию новых социально-бытовых навыков, а так же продолжается их совершенствование в домашних условиях. Аналогично предыдущей группе в этой возрастной категории не зафиксированы дети, которые вообще не смогли выполнить навыки. Только у одного ребенка выполнение навыка значительно затруднено. У большинства детей (41 человек - 89 %) отмечено выполнение навыков с небольшими затруднениями. Выполнить все навыки без затруднений смогли только 4 человека (9 %).

    Затруднения у детей средней группы также вызвало умение вставлять, завязывать и развязывать шнурки. Большинство детей не умеют убирать постель после сна с помощью взрослого. Возможно, это связано с тем, что родители выполняют этот навык дома

    вместо ребенка и не предполагают того, что именно в этом возрасте необходимо его формировать.

    В следующей возрастной группе (старшая группа - дети 5 лет) наблюдается тенденция к снижению показателей исследуемого параметра (47,3 %). Уровень сформированности социально-бытовых навыков данной группы существенно ниже показателей младшей группы. Возможно, это объясняется тем, что, во-первых, появляются новые виды социально-бытовых навыков, которые необходимо освоить на этой возрастной ступени. Во-вторых, родители передают свои полномочия в развитии вышеуказанных навыков воспитателям, считая при этом, что именно они в дальнейшем должны обеспечивать процесс обучения.

    Анализируя результаты вышеуказанной группы, необходимо отметить, что среди детей нет тех, кто не смог бы выполнить пред -ложенные навыки. У большинства из них (32 человек - 61,5 %) зафиксировано выполнение навыков со значительными затруднениями. С небольшими затруднениями навыки смогли выполнить 14 человек (27 %). По сравнению с другими группами увеличивается количество детей, которые смогли выполнить навыки без затруднений (6 человек - 11,5 %). В данной возрастной группе возникли сложности в выполнении навыков оказания элементарной первой помощи при травмах. На наш взгляд закладывание данного навыка должно происходить именно в семье, где ребенок проводит большую часть времени.

    В подготовительной группе, где осуществляется совершенствование имеющихся социально-бытовых навыков, наблюдается тенденция повышения уровня сформированности социально-бытовых навыков (85,7 %). В этой группе также не зафиксированы дети, которые вообще не смогли выполнить навыки и дети, у которых выполнение навыков значительно затруднено. Существенно уменьшается количество детей, выполняющих навыки с небольшими затруднениями (10 человек - 38 %) и увеличивается количество тех, кто выполняет навыки без затруднений (16 человек - 62 %). Умение сеять семена и выполнять мелкий ремонт игрушек, одежды вызвали наибольшее затруднение у детей подготовительной группы. При этом большинство из них вообще не имело никакого пред -ставления о данных навыках.

    К сожалению, анализ полученных данных свидетельствует о том, что на практике дети в дошкольном образовательном учреждении не в полном объеме овладевают социально-бытовым навыкам, представленными в программе. В большинстве случаев наблюдается низкая мотивация, как родителей, так и ребенка (родителям проще все делать самим, это займет меньше времени). Это в свою очередь приводит к опеке и помощи со стороны родителей, что значительно затрудняет дальнейшую социальную адаптацию ребенка.

    Полученные результаты исследования послужили основанием для следующих выводов: у большинства детей вызывают трудности выполнение тех навыков, элементарные основы которых должны формироваться родителями. Воспитатель в детском саду должен только продолжать их развитие. К сожалению, современные программы развития и обучения детей в детском саду в большинстве своем нацелены на развитие в первую очередь познавательных способностей ребенка, что должно способствовать успешной подготовке к школе. Развитию социально-бытовых навыков в детском саду уделено меньше времени, в связи с чем возрастает роль семьи в их формировании.

    В связи с этим родителям необходимо:

    1. Стать для ребенка личным примером в реализации социально-бытовых навыков.

    2. На начальном этапе развития любого навыка осуществлять регулярное повторение в одном и том же порядке одних и тех же действий, под постоянным наблюдением.

    3. Подключать детей с самого раннего возраста к бытовой деятельности с помощью мелких поручений: мыть картошку, приготовить вещи для стирки, помогать сервировать стол и другое.

    4. Поддерживать единство требований со стороны взрослых, окружающих ребенка.

    5. Предоставлять ребенку возможность выполнять действия самостоятельно, даже если на это уходит много времени.

    6. Строить взаимодействие на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи.

    7. Поощрять ребенка за выполненный навык и стимулировать его к дальнейшим действиям.

    8. Обращаться к воспитателю за необходимой информацией по вопросам формирования социально-бытовых навыков у детей разных возрастных групп.

    В заключении следует отметить, что семья - это единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому именно родителям в первую очередь, необходимо уделять внимание ежедневной работе по развитию социально-бытовых навыков у дошкольников. В свою очередь, овладение их максимальным набором будет способствовать психомоторному развитию ребенка в соответствии с возрастом, его самостоятельности и приобретению уверенности в различных жизненных ситуациях.

    Список литературы

    1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /

    B. Логинова, Т. Бабаева и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.

    2. Леви-Гориневская Е.Г. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей / Е.Г. Леви-Гориневская // Библиотека молодой матери. -1954. - № 3. -

    3. Кроха: Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений / Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др. - М.: Просвещение, 2007.

    4. Развитие и воспитание в детском саду / под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 2009.

    5. Шилов И.Ю. Фамилистика (Психология и педагогика семьи). Практикум / И.Ю. Шилов. - СПб., Петрополис, 2000.

    Каждому возрасту присуще развитие определенных практических навыков, и не нужно заставлять ребенка что-то делать раньше времени. Какие навыки нужно формировать в дошкольном возрасте? Какие качества необходимо привить уже с малых лет? Как помочь ребенку легко адаптироваться в современном социуме? В этой статье вы найдете ответы на все эти вопросы и узнаете, как нужно формировать практические навыки у детей дошкольного возраста.

    Практические навыки - автоматизированные действия человека, основанные на навыках, приобретенных на личном опыте (ходить, говорить, писать и другие). Без практических навыков, которые приобретаются преимущественно в процессе подражания взрослым, невозможна полноценная жизнь и адаптация ребенка к социальным условиям. Именно поэтому очень важно, чтобы родители не просто рассказывали ребенку как правильно делать то или это, но и показывали все на собственном примере.

    Отметим, что каждому возрасту присуще развитие определенных практических навыков, и не нужно заставлять ребенка что-то делать раньше времени. Какие навыки нужно формировать в дошкольном возрасте? Какие качества необходимо привить уже с малых лет? Как помочь ребенку легко адаптироваться в современном социуме? В этой статье вы найдете ответы на все эти вопросы и узнаете, как нужно формировать практические навыки у детей дошкольного возраста .

    Итак, какие же практические навыки нужно формировать у дошкольников?

    Коммуникативные навыки

    Общение - главное инструмент, формирующий личность и способствующий ее реализации в социуме. Умение общаться в различных ситуациях, понимать собеседника и демонстрировать гибкость поведения - вот те задачи, которые стоят перед детьми этого возраста.

    Активными помощниками детей дошкольного возраста при формировании коммуникативных навыков выступают родители и воспитатели.

    Пути развития коммуникативных способностей:

    • Стимулировать здоровый интерес к окружающим собеседникам (детям и взрослым).
    • Находить решение конфликтных ситуаций.
    • Справляться с негативными эмоциями при неудачном общении.
    • Отыскивать возможности постоянного контакта с детским коллективом.

    Одной из ведущей деятельности этого возраста является игра. В ней дети обучаются общению и подчиняются общим правилам игры. В таких забавах корректирующая роль отводится воспитателю. Под его руководством дети учатся планировать и обговаривать свои действия, приходить к общим результатам.


    Трудовые навыки

    Образование трудового навыка в дошкольном возрасте способствует становлению человека в обществе. Начинается оно с семейных отношений и трудовых поручений. Самообслуживание и бытовые задания формируют самостоятельность у детей . Ребенок должен сначала научиться выполнять какой-то элемент работы, а потом и весь процесс целиком. При этом задания должны соответствовать возрасту ребенка.

    Если малыш не хочет трудиться - не принуждайте. Личным примером покажите ему всю значимость трудовой деятельности. Не наказывайте трудом, иначе ребенок будет ассоциировать его с чем-то плохим. Пусть разрешение трудиться и будет той самой долгожданной наградой.

    Развитие трудового навыка имеет место и в детском коллективе. Здесь формируются физические и волевые усилия. В детской группе воспитатель помогает сформировать следующую деятельность:

    • организация работы;
    • сбор всего необходимого для труда;
    • уборка рабочего места по окончанию занятий;
    • очистка инструментов и распределение их по местам.

    В группах постарше все этапы работы делятся между участниками трудовой деятельности. Умение договариваться, распределение ролей, оказание помощи, согласование совместной деятельности, советы и замечания - вот те основные навыки, которые формируют трудовую личность.

    Культурно-гигиенические навыки

    К таким навыкам относится повседневная деятельность, формирующая основу жизни. Большая роль в этом отводится подражанию деятельности родителей. Культурно-гигиенические навыки начинаются с элементарных вещей:

    • гигиена рук после прогулки и перед едой;
    • водные процедуры и чистка зубов утром и вечером;
    • полоскание рта после приема пищи;
    • опрятность одежды;
    • порядок среди игрушек в комнате;
    • культура приема пищи.

    Научить ребенка совершать все эти элементарные действия самостоятельно - задача каждой семьи. Таким образом формируется: настойчивость, организованность, выдержка, самостоятельность, дисциплинированность.


    Двигательные навыки

    Формирование двигательных навыков осуществляется последовательно: знание, как выполнять движение, переходит в умение и впоследствии - в навык. Для решения задачи развития двигательных навыков целесообразно применение игры или подражания.

    Этапы формирования:

    • Выполнения упражнений с помощью воспитателя.
    • Самостоятельное осуществление задач при помощи специальных предметов (мячей, гимнастических палок, лестниц и другое.)
    • Зрительная ориентация.

    Физические качества (ловкость, сила, умение, гибкость, выносливость) являются составляющими понятия двигательных навыков.

    Социально-бытовые навыки

    На каждом этапе роста ребенка происходит формирование социально-бытовых навыков :

    • Новорожденный - улыбка, смех, мимика, жесты, звукоподражание.
    • Малыш (2 года) - понимание слов «не надо» и «надо», выполнение элементарных поручений взрослых.
    • Ребенок (3 года) - общение согласно ситуации, помощь взрослым, стремление к позитивной оценке.
    • Младший дошкольник (4-5 лет) - партнерские отношения со сверстниками, познавательное общение со взрослыми, развитие самооценки, гибкость поведения.
    • Старшие дошкольники (6 лет) - совершение сложных бытовых обязанностей и мелких социальных поручений.

    Совместные прогулки, подготовка к праздникам, бытовые задания - все это включает детей в активную семейную и социальную жизнь. Задача взрослых объяснить такие понятия, как вежливость, добро, понимание близких, забота.


    Графомоторные навыки

    Готовность ребенка к школе определяется степенью развития мелкой моторики. Она стимулирует развитие связанности речи, внимания, памяти и логического рассуждения.

    Формирование навыка графомоторики начинается с младенчества. Массаж пальчиков осуществляется для детей до года. Стихотворные тексты с упражнениями применимы для малышей 1-3 лет. Умение застегивать пуговицы, мелкие кнопки, замки и завязывать шнурки способствует развитию моторики пальцев в младшем дошкольном возрасте. Координация движения и развитие мелкой моторики с помощью обучения элементам письма осуществляется в возрасте 6 лет и является подготовкой к школе.

    Этапы формирования:

    • 1-2 года – удержание двух предметов в одной руке, листание книги, собирание пирамидки;
    • 2-3 года – нанизывание предметов, игра с глиной и песком, открывание ящиков и крышек, рисование пальцами;
    • 3-5 лет – складывание бумаги, рисование мелками, шнурование ботинок, лепка пластилином;
    • 5-6 лет – усовершенствование мелкой моторики.

    Зрительное восприятие и координация, а также графическая активность способствуют формированию навыка письма.

    Творческие навыки

    Развитию креативности мышления и индивидуальности подхода к решению различных ситуаций способствуют творческие навыки. Они персональные для каждого ребенка. При проявлении первых признаков необходимо создать благоприятные условия для их развития.

    Существует немало развивающих методик:

    Игры. Они должны учитывать возрастные особенности ребенка и осуществлять полезные функции (конструктор, мозаика).

    Окружающий мир. Сюда входят рассказы о растениях и животных, ответы на вопросы малыша, описание окружающих вещей на улице и в доме, пояснение элементарных процессов.

    Лепка. Начинать можно с простейших задач: шариков, палочек и колечек, постепенно переходя на более сложные элементы.

    Рисование. Изучайте вместе форму и цвет, используйте самые разнообразные материалы (краски, карандаши, фломастеры и т.д.).

    Музыка. Колыбельные на ночь, детские песенки и классическая музыка помогут развитию образного мышления и памяти.

    Стимулом для развития творческого навыка является личный пример и регулярная похвала родителей.

    Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

    Введение

    Глава I. Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

    Глава II. Значение социально-бытовых навыков в воспитании ребенка

    § 1. Формирование социально-бытовых навыков в рамках трудового воспитания

    § 2. Развитие социально-бытовых навыков как средство нравственного воспитания

    § 3. Классификация социально-трудовых навыков

    Глава III. Формирование социально-бытовых навыков в условиях детского сада

    § 1. Формирование умения самостоятельно есть и пить

    § 2. Формирование умение самостоятельно одеваться

    § 3. Формирование умения самостоятельно умываться и приводить себя в порядок

    Заключение

    Библиографический список


    Введение

    Дошкольный возраст – это значительный период в жизни детей, так как от рождения до школы они проходят очень большой путь развития. Это период не только физического роста, но и психического, социального. Формирование ребенка как личности происходит под воздействием окружающего его мира, и особенно значительную роль в этом играют детский сад и семья. Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место . Формирование у ребенка социально-бытовых навыков осуществляется по большей мере в рамках именно трудового воспитание. Формирование этих навыков способствует процессу социализации ребенка, т.е. вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, и поэтому будет чувствовать себя полноценным его членом. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности и т.д. совершенствование умений и навыков состоит не только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослого. У него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Именно поэтому организация в рамках дошкольного учреждения формирования социально-бытовых навыков так важна в общем процессе обучения и воспитания детей.


    Глава I . Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

    Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

    С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

    Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности, произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

    У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.

    В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

    Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

    Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

    Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

    Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

    Задачи развития и воспитания:

    1. Развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены.

    2. Обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности.

    3. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.

    4. Обогащение опыта самопознания дошкольников.

    5. Обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества.


    Глава II . Значение социально-бытовых навыков в воспитании ребенка

    § 1. Формирование социально-бытовых навыков в рамках трудового воспитания

    За время пребывания в дошкольном учреждении у ребят должны быть развиты необходимые физиологические и психологические предпосылки, физическое здоровье, выносливость, самостоятельность, целеустремленность. Содержание трудового воспитания определено программой и включает в себя:

    1) ознакомление с трудовой деятельностью людей, имеющее решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда в жизни общества;

    2) организация практической трудовой деятельности детей, в процессе которой постепенно формируются их трудовые навыки и умения, воспитываются положительные нравственные качества.

    Радость труда - одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей - важная задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и т. д. . В дошкольных учреждениях Российской Федерации воспитатели проводят большую работу по формированию у детей первоначальных трудовых умений и навыков, в том числе и социально-бытовых, нравственному воспитанию их в процессе трудовой деятельности. Они понимают, что главная задача заключается в том, чтобы использовать все возможности и условия для совершенствования трудового воспитания маленьких детей.

    В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает развитие социально-бытовых навыков, связанных с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате и на участке. Этот труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно-бытовом труде, как правило, сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помочь товарищу. Эти дети активно включаются в различные виды хозяйственно-бытового труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценить результаты труда своего и товарищей.

    В процессе труда активизируются физические силы и умственная деятельность детей. Воспитатели помогают каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе.

    Наряду с достижениями в трудовом воспитании детей в дошкольных учреждениях есть еще много проблем и нерешенных вопросов. Нередко еще воспитатели в старших группах, организуя совместную трудовую деятельность детей, сами выполняют большую часть работы: поливают растения, чистят клетки животных, готовят корм, мастерят игрушки. А детям остаются лишь отдельные поручения - принеси, подай, помоги, подержи, что, естественно, не вызывает у них интереса к трудовому процессу.

    Если дети постоянно получают недостаточную трудовую нагрузку, они привыкают трудиться без напряжения, без усилий. И когда ребенок попадает в ситуацию, в которой нужно выполнить более сложное задание, он оказывается не в состоянии мобилизовать свои силы и довести начатое дело до конца. Неудача же в свою очередь вызывает отрицательное отношение к труду.