Работы из соломы. Особенности плетения поделки из соломы своими руками

Сегодня глубокой ночью завершила свой очередной проект - создание топиария (дерева счастья) из "кукурузных" роз. То есть роз, сделанных из талаша, или листьев от початка кукурузы.

Листья кукурузы

Для проекта использовала листья талаша трех цветов, проволоку, орешки липы, торфяной горшочек, бамбуковую палочку, клей. Листья талаша взяла натуральные с кремово-коричневатой расцветкой, отбеленные в перекиси водорода и окрашенный в луковой шелухе.

Основание для роз

Для сборки лепестков роз использовала липовые орешки, укрепленные на прочной оцинкованной проволоке. Это - моя находка. На орешках липы прекрасно собираются цветы, потому что они являются для мастера той точкой опоры, к которой прижимаются лепестки розы при склеивании. В самом деле: зачем мне покупать заготовки для роз из пенопласта, когда стоит только посмотреть под ноги во дворе?

Формовка лепестков розы
Из листьев кукурузы навырезала лепестков роз (все знают, как это сделать, не буду писать про "велосипед".

Способ формовки лепестков - мое решение. Если Вы где-то уже встречали такой способ, дайте мне ссылку, чтобы я знала. И так, форму лепесткам роз придаю с помощью термопистолета. Пока ничего лучше не придумала. Этот процесс состоит у меня из двух операций: сначала заворачиваю край лепестка, потом делаю в нем углубление.

Первая операция самая трудная и опасная, потому что делается это в руках. Требуется большая ловкость рук и скорость работы, чтобы не получить травму. На указательный палец левой руки кладу лепесток, сверху - наконечник термопистолета, и, прежде, чем термопистолет сожжет мне палец, большим пальцем левой руки заворачиваю верхний край лепестка вокруг наконечника термопистолета. То есть, чтобы сделать один лепесток, надо изловчиться не обжечь указательный и большой палец левой руки.

После завершения первой операции кладу лепесток с завитым краем на толстый мягкий коврик и кончиком термопистолета формирую углубление в центре лепестка. Это уже не опасно, надо только стараться не промахнуться мимо лепестка, чтобы к пистолету не прилип коврик. Не призываю вас делать также, просто опережаю вопросы "Как?" Сумеете сделать лучше и безопасней - будет отлично.

Углубление делаю в сторону, противоположную стороне закручивания края лепестка. Получаю вот такой лепесток. Так формую каждую заготовку лепестков. Только у первых внутренних лепестков и заворот края лепестка. и углубление делаю в одну сторону.

Потом начинаю процесс сборки лепестков на заготовку из липового орешка, опять же, с помощью термопистолета.. Здесь нет ничего такого, что отличало бы этот процесс от многочисленных мастер-классов по изготовлению роз, имеющихся в Интернете. В результате выходит вот примерно такая розочка.

Сборка роз на основание топиария

Твердая проволочная ножка используется для накалывания розы в шар-основание топиария.

После того, как розу приколола, поворачиваю ее туда-сюда вокруг оси, чтобы найти лучшее положение на основании. Когда нахожу такое, немного вытаскиваю розу из шара обратно, добавляю к ее основанию клея. Затем правой рукой аккуратно беру розу за ее середину, внутри которой сидит крепкий орешек, и крепко прижимаю к основанию топиария, пока клей не схватится. "Точка опора", или орешек липы внутри розы, не дает ей в процессе прижимания сломаться или смяться.

В промежутки между крупными розами вставила мелкие бутончики, листочки, завиточки из листьев кукурузы, окрашенных луковой шелухой. Получилось вот такое "вкусное", сливочно-шоколадное деревце, достойное украшение для хорошей кухни, витрины кондитерского магазина или кафе. Глядя на него, так и хочется заказать или налить себе чашку кофе, какао или чая, и выпить с чем-нибудь вкусненьким. Наверное, и счастье, которое оно принесет, тоже будет приятным.

(На дворе - глубокая осень, в доме темно и вечером и днем, потому снимать пришлось на балконе, так что фон, может быть. и не самый лучший)

Вид снизу

Шар-основание для топиария

Кстати, об основании топиария. Шар для него я тоже сделала из листьев кукурузы. Тонкие, не очень красивые полоски кукурузных листьев сложила в пучок, перевязала его в середине крепким шпагатом, как делают при изготовлении помпонов. Потом смочила листья водой и еще влажные сваляла в руках в шар. Завязала его в кусок от старых колгот и высушила в течение ночи возле батареи. Утром немного поверху укрепила кое-где клеем, где листья норовили отойти от заданной формы. Потом насадила его на бамбуковую палочку от палочек для суши, и укрепила в горшочке в растворе алебастра.

Горшочек

Для горшочка взяла торфяной горшочек для рассады. Пропитала его акриловой грунтовкой, потом покрыла белой водоэмульсионной краской. Поверхность алебастра прикрыла сушеными кукурузными "волосами", которые очень напоминают мох или сухую траву под деревом. Хотела, чтобы моей проект был максимально сделан из природных или близких к ней материалов.

Спасибо всем, кто заглянул, ... и пусть все будут счастливы!

Для плетения пригодна только солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого. Стебли срезаются у самой земли и сразу же связываются в снопы.

Если заготовленная солома зеленая, ее необходимо просушить в закрытом проветриваемом помещении. Если же такую солому просушить на солнце, золотистый оттенок усилится. После просушки солому необходимо почистить. Сперва удаляют узлы, листья же могут пригодиться. Разрезанные и очищенные соломины сортируют по длине и толщине, связывают в пучки. Часть же соломы оставляют неразрезанной – она потребуется при изготовлении скульптуры или для спирального плетения.

Перед началом работы соломинки длиной 10–30 см заливают кипятком и держат их некоторое время, чтобы они стали мягкими и эластичными. Не следует замачивать количество материала, превышающее дневную норму. Если по окончании работы осталась солома, ее необходимо просушить. Замоченную солому заворачивают в целлофан или плотную влажную ткань.

Чтобы соломка приобретала серебристый оттенок либо более яркий и чистый цвет, а также лучше окрашивалась, ее необходимо отбелить. Но следует обратить внимание на правила безопасности при работе с отбеливающим раствором. Прежде всего следите, чтобы раствор не попадал в глаза, для защиты рук наденьте резиновые перчатки.

Для отбеливания можно использовать таблетки гидропирита (на 1 л воды 6 таблеток) или перекись водорода с аммиаком (на 1 л воды 150 г 15 %-ной перекиси водорода и 20 г аммиака (или нашатырного спирта). Предназначенную для отбеливания соломку кладут на дно эмалированной или стеклянной посуды, заливают раствором и прижимают сверху. Спустя 6 ч промывают солому несколько раз чистой водой, чтобы удалить все частицы отбеливателя.

Отбеленная солома становится более мягкой и равномерно окрашенной. Но если отбелить ее до белого цвета, мягкость и декоративность, наоборот, утратятся.

С целью увеличения цветовой палитры материала солому красят с использованием натуральных, анилиновых красителей, либо прокаливая ее.

Коричневые и темно-коричневые оттенки соломы получаются в результате довольно длительного выдерживания под горячим утюгом соломенных лент. Делается это следующим образом: на большую стопку газет раскладывают соломенные ленты, а на них ставят горячий утюг (или можно взять толстый картон, положить на него соломенную ленту и просто прогладить ее утюгом). Насыщенность оттенков зависит от температуры нагрева утюга и от того, сколько времени соломенные ленты нагреваются таким способом. Можно также прокалить соломку в печи или духовке, но при этом надо внимательно следить за тем, чтобы она не соприкасалась с огнем и не загорелась.

Серебристо-белый оттенок получается у соломы в результате опускания ее в отбеливатель (перекись водорода или персоль). В растворе персоли можно кипятить. Кипячение соломы в растворе питьевой соды придаст ей желто-золотистый, а в марганцовокислом калии – розоватый оттенки. Чтобы придать соломке золотисто-коричневый цвет, ее нужно прокипятить в отваре чешуи лука; свекольный отвар придаст бордовую окраску. Можно придать соломке бурый, бордовый, красный или другой цвет. Отвар ревеня придаст ей буро-зеленый цвет, а подмаренник – красно-бордовый. Хотя растительные краски имеют мягкие, приглушенные тона, они отличаются естественной красотой и высокой светостойкостью.

При покраске соломки можно использовать и анилиновые красители, предназначенные для тканей. Соломка, окрашенная ими, имеет яркий, насыщенный цвет, усиливающий блеск природного материала. Но в отличие от растительных красителей анилиновые сильно выгорают под открытыми лучами солнца, поэтому изделия, окрашенные анилином, нельзя ставить в месте, на которое попадают прямые лучи солнца.

После окрашивания соломку тщательно промывают холодной водой и просушивают.

Красивые темно-золотистые и коричневые оттенки соломки можно получить, прокалив ее в печи или духовом шкафу. Соломины, распластанные в ленту, достаточно только прокалить горячим утюгом.

Инструменты для работы с соломкой

Для поделок с соломой понадобятся такие инструменты и приспособления:

1. Клей ПВА или обойный клей для клейки деталей.

2. Кисточка для приклеивания больших деталей, пластиковая тоненькая (диаметром не более миллиметра) палочка или спица для нанесения малого объема клея.

3. Простой карандаш и фломастеры.

4. Анилиновые красители.

5. Пластилин.

6. Нитки и иголка, леска, ленты.

7. Ножницы разного вида: не тугие и с прямыми концами, полукруглые.

8. Нож с коротким, заточенным под углом лезвием.

9. Две тряпочки. Одна абсолютно сухая, а вторая немного влажная.

10. Калька для приклеивания соломенных лент.

11. Шишки и семена.

12. Пинцет для взятия и удержания мелких деталей.

13. Пуговицы.

14. Проволока для изготовления каркаса.

15. Пресс для выравнивания изделий.

При работе с соломкой необходимо придерживаться следующих несложных правил :

1. Работать лучше всего у низкого стола (на уровне колен), поскольку большая часть работ осуществляется на весу.

2. Рабочее место должно быть чистым, хорошо освещенным.

3. Рабочее место можно оборудовать полками или коробками для хранения инструментов, материалов, заготовок.

4. На столе должно находиться только самое необходимое: слева – коробка с соломкой, брусок, рисунки, шаблоны; справа – скальпель, нож, кисти, баночка с лаком, ванночка с губкой, пропитанной водой, карандаш, линейка, угольник, циркуль, рейсмус.

Свет на работу должен падать с левой стороны.

Солома - простой и доступный материал, из которого можно делать различные поделки. Изготовление изделий из соломы - исконное занятие народного творчества. Из нее делали игрушки, корзины, шкатулки, картины, аппликации, кухонную утварь и многое др. В настоящее время поделки из соломы пользуются большой популярностью среди любителей хэнд-мейд.

Поделки из соломы: заготовка

Сырьем для работы служат ровные отрезки серединной части стеблей. Листья Вам помогут создать фон изделия, а коленца срезают. Из стеблей формируют соломенные ленточки, которые и применяют для поделок. Материал можно красить в любые цвета, используя анилиновые краски для ткани.

Народными средствами можно придать материалу благородные оттенки. Так, с помощью горячего утюга Вы запросто поменяете цвет соломы на коричневый, а перекись водорода добавит серебристо-белый оттенок. При кипячении в марганцовке материал приобретет нежно розовый цвет, а раствор пищевой соды делает его желто-золотистым.

Существует 2 способа изготовления соломенных лент: горячий и холодный. Если Вы воспользуетесь холодным способом, достаточно разрезать стебли вдоль и пригладить их кольцами ножниц. Холодный способ помогает полоскам оставаться блестящими и эластичными надолго.

Горячий способ включает в себя предварительное распаривание стеблей соломы при температуре 80 градусов. После кипячения стебли разрезают вдоль и проглаживают горячим утюгом. Ленточки получаются широкими и блестящими, полностью готовыми к работе.

Что можно сделать из соломы?

Цветок

Вам понадобится:

  1. Солома;
  2. Ткань фиолетового или другого цвета;
  3. Нитки в тон ткани;
  4. Желтая ленточка;
  5. Проволока;
  6. Тонкая бумага;
  7. Тонкий картон;
  8. Клей ПВА;
  9. Ножницы;
  10. Широкая емкость;
  11. Аммиак 10 процентов - 1 ч. л.
  12. Гидроперит - 9 таблеток;
  13. Вода - 500 мл.

Инструкция по плетению цветка из соломы:

  • Приготовьте раствор, смешав в емкости гидроперит, аммиак и воду. Положите соломку в широкую емкость и залейте приготовленным составом. Оставьте на 6 ч: несколько раз перемешивайте материал, чтобы равномерно отбелить.
  • После отбеливания, тщательно промойте. Для цветка Вам понадобится 10 трубочек соломки. Разрежьте их ножницами вдоль волокон и разверните руками. Используя горячий утюг, прогладьте полоски с внутренней стороны, чтобы выпрямить.
  • Наклейте полоски на тонкую бумагу, используя ПВА. Плотно прижимайте, чтобы не было видно просветов. Используя скалку, прокатите приготовленный пласт.
  • Из картона сделайте трафарет, наложите его на пласт. С обратной стороны нарисуйте 12 листиков и вырежьте.
  • Намажьте каждый вырезанный листик клеем и приклейте к нему ткань. Возьмите нитки, обработайте их клеем и приклейте к краям каждого листика. Дайте композиции высохнуть, потом, вырежьте.
  • Из картона вырежьте кружок, диаметром 1 см и приклейте к нему 6 листиков. Дайте высохнуть. С обратной стороны приклейте оставшиеся листики и опять подождите высыхания.
  • Проколите середину цветка в двух местах и привяжите к проволоке. Обмотайте ленточкой проволоку. Цветок готов! Чтобы создать букет, сделайте несколько цветов, завяжите красивой ленточкой и поставьте в вазу.

Соломенная кукла

Нарежьте соломку на одинаковую длину. Согните пополам. С помощью проволоки или бечевки сформируйте голову, не забыв просунуть в узел зубочистку или шпажку.

Разделите тело на 2 части, перевяжите его веревкой и вставьте руки из соломы. Сплетите руки косичкой или обмотайте соломкой.

Концы рук можно привязать к поясу, определив талию соломенной куклы или оставить их свободными. Кукла из соломы готова.

Плетение из соломы

Златогривый конь

Для работы Вам понадобится только солома, бечевка и проволока.

  • Конь собирается из 3-х соломенных снопиков. Один сноп туго скрутите около торцевого среза, закрепив проволокой. Оставьте свободными два длинных конца. Перегните соломинки через проволочное кольцо в противоположную сторону. Следите, чтобы концы оказались внутри пучка соломы. Перевяжите пучок бечевкой и загните верхнюю часть дугой - это будет основа для головы и шеи.
  • Теперь приступите к выполнению гривы. Она собирается из отдельных соломин. Каждой обогните шею коня и переплетите веревочкой, сделанной из соломки. Когда грива будет полностью готова, возьмите новый пучок и обогните его вокруг туловища коня, перетянув бечевкой.
  • Отступите небольшое расстояние, перетяните пучок еще раз бечевкой, обозначив туловища коня. Оставшуюся часть соломенного жгута разделите на 3 части - это будут задние ноги и хвост. Согните 2 части жгута под прямым углом к туловищу и перевяжите бечевкой недалеко от торцевых срезов.
  • Разделите пополам первый пучок соломы так, чтобы концы проволоки оказались посередине каждой половины - это будут передние ноги. Колени обозначают, перекручивая середину ног бечевкой и полосками соломы. Торчащие концы проволоки обрежьте или загните так, чтобы их не было видно. Аккуратно согните ноги, чтобы создать впечатление движения.
  • Возьмите несколько соломинок и закрутите их с помощью ножниц или отвертки. Прикрепите хвост к туловищу коня.
  • Заключительным этапом выполнения изделия является отделка фигурки: перевяжите места с бечевкой соломенными полосками. Златогривый конь готов! Его можно подарить ребенку или другу, который ценит хэнд-мейд.

Картины из соломы

Картины из соломы получаются особенно красивыми и оригинальными. Смастерить подобную работу не сложно, главное следовать основным правилам.

Вам понадобится:

  1. Соломка;
  2. Ножницы;
  3. Картон;
  4. Клей;
  5. Утюг;
  6. Кисточка.

Инструкция по выполнению картин из соломы:

  • Для изготовления любой картины нужен эскиз. Возьмите цветные карандаши и на альбомном листе набросайте образец будущей поделки.
  • Перед выполнением картин, подготовьте солому горячим или холодным способом. Приготовьте картон - это будет основой картины. Используя карандаш, нарисуйте на картоне контуры деталей.
  • Вырежьте необходимые кусочки из соломки по размерам деталей картины. Покройте тыльную сторону соломы клеем и плотно приложите к картону в нужное место. Главное, не спешите, чтобы не испортить изделие. Подождите, пока деталь хорошо приклеится к картону. Поступите так с каждой деталью, пока не получится задуманная картина. Теперь разукрасьте ее красками и поставьте за стекло.

Картина «Бабочка»

Вырежьте из соломенной пластинки крылья, туловище бабочки и детали рисунка на крыльях. Следите, чтобы пара крыльев была симметричной. Голову и усики вырежьте из одной широкой соломенной полоски.

Нарисуйте картину на картоне и приклеивайте каждую соломенную деталь к нужному месту. Сначала лучше приклеить крылья, разместив на них узоры. Сверху разместите туловище, голову и усики. Используя краски, разукрасьте свою бабочку.

Картина «Белка»

Вырежьте из соломенной пластинки детали белки: голову (круг), туловище (треугольник), хвост (большой овал), уши (маленькие треугольники). Приклейте детали к картонке, создавая белочку: сначала туловище, потом хвост, голову и уши. Глаза и рот вырежьте из широкой пластинки.

Солома - идеальный материал для создания поделок. Вы получите не только массу удовольствия, но и красивые оригинальные изделия. Создавайте из соломы картины, корзинки, шкатулки, игрушки, сумки и др. Вы можете украсить соломенными фигурками свой дом или подарить родным или друзьям на какой-нибудь праздник. Наверняка они оценят такой необычный подарок!

Мастер-класс по изучению различных техник обработки соломки

Мастер - класс рассчитан для педагогов дополнительного образования, учителей технологии, воспитателей детских садов.

Назначение мастер-класса:

1. педагогам для изучения с детьми различных техник обработки соломки;

2. для использования в оформлении праздников, для изготовления подарков.

Конспект мастер - класса «Соломенная скульптура»

Тема: «Вязание соломенной куклы»

Цель: Познакомить учителей, педагогов и воспитателей с соломенной скульптурой, как одним из видов обработки соломки.

Задачи:

Познакомить педагогов с технологией подготовки соломки к плетению и изготовления соломенной куклы.

Обучать последовательности изготовления соломенной куклы (женской или мужской фигуры).

- Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

Воспитывать художественный и эстетический вкус.

Материалы и инструменты: распаренная соломка, ножницы, шпагат, подкладные листы, разовые тарелочки, салфетки, лоскутки ткани

Ход мастер-класса:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил .

Работа с соломкой - художественный ручной труд - оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и других психических функций ребенка, инициирует способность к самостоятельному творчеству. Красивые поделки, игрушки, сделанные своими руками, помогут детям приобрести первые трудовые навыки, развивать фантазию, творческое мышление, трудолюбие, терпение и усидчивость. И не надо бояться, что это хлопотное дело, любое дело хлопотное, оно этого стоит.

Итак, по мере наших сил мы превратимся в творцов-мастериц - соломенной скульптуры.

I этап. Вначале даю историческую справку:

Плетение из соломки объемных фигур - кукол, животных, птиц - уходит своими корнями в далекое прошлое.

Исследователь русской крестьянской игрушки Н. Церетели подчеркивал, что в России в конце XIX - начале XX века соломенную куклу делали везде, где выращивали хлеб. Взрослые делали их для своих детей как обереги. Такие куклы не имели лица, и, следовательно, они считались предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, безвредным для ребенка. Вместе с тем основное значение соломенной куклы - игра, развлечение, забава не только для детей, но и взрослых. Куклы из соломы называют «стригушками» потому что, пучок соломы, из которых их связывают, понизу ровно подстригают.

Соломенные куклы - «стригушки» столетней давности можно увидеть в Русском музее в Санк-Петербурге, в Государственном музее игрушки в Сергиевом Посаде под Москвой.

Соломенные куклы лаконичны и условны в передаче женского и мужского облика. Их выразительность - в конструктивности пластики, рожденной простым и рациональным способом выполнения фигурки. Чаще всего куклы сделаны только из одного пучка соломы. Происхождение приемов скручивания, перегибания пучка соломы коренится в трудовых навыках по уборке урожая. Так женщины скручивали перевясло из пучка соломин, которыми обвязывали сноп колосьев. Русское народное название процесса изготовления кукол - «вязать кукол» , «навяжут кукол» - также ассоциируется с вязанием снопов.

На протяжении веков соломенная кукла была связана только с крестьянской культурой. Её изготовление ограничивалось рамками деревни, крестьянской семьи и в отличие от производства деревянных и глиняных игрушек не приобрело промыслового характера.

Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь. Стали темой для творчества многих современных мастеров и художников.

Из соломки можно изготовить различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря её свойству гнуться и сохранять заданную форму.

II этап. Обзор приёмов.

Рассмотрим наиболее простые, традиционные для народных соломенных игрушек конструктивные приемы выполнения соломенных кукол:

1. Кукла из одного пучка соломы. Пучок из 50-70 соломин перекручивают по центру в жгут, сгибают пополам и его концы меняют местами так, чтобы в середине жгута свернулась петля. Пучок туго перевязывают нитками. Чтобы подравнять концы соломин, пучок сжимают рукой и низ подстригают ножницами. Получившаяся кукла-игрушка условно передаёт женскую фигуру в длинном сарафане

2. Из одного пучка соломы можно выполнить куклу - игрушку с условно обозначенными руками. Пучок соломы перевязывают вверху, получается голова куклы. От основного пучка соломы отделяют два небольших пучка по 15-20 соломин для рук, переплетают их косичкой в три пряди, выгибают полукругом, присоединяют к пучку-туловищу, туго перетянув ниткой по линии талии

3. Кукла из двух пучков соломы: первый пучок-туловище, второй пучок-руки, который вставляется в пучок-туловище, предварительно разделенный на две части, одна из которых, приходящаяся на грудь выгибается. После чего части пучка- туловища соединяются и крепко перетягиваются ниткой по линии талии

4. Мужскую соломенную фигурку можно связать также как и женскую, из двух пучков, лишь с той разницей, что из пучка предназначенной для юбки, изготавливаются ноги

5. Соломенный ангел. Каркас изготавливается также как и каркас женской фигуры, только в одну из соломин предназначенных для рук вставляют проволоку для того чтобы в последствии придать рукам согнутое положение. Для крыльев берут 6-8 соломин, перевязывают их в центре и закрепляют сзади под небольшим пучком соломы. Каркас также перетягивают по линии талии

6. Кукла из нескольких пучков соломы. Голова и руки куклы выполняются приемом, описанным в пункте 3, юбка изготавливается из отдельного пучка соломы, она вставляется внутрь пучка-туловища и соединяется с ним перевязкой по линии талии

7. Еще один прием изготовления куклы из нескольких пучков соломы. Голова и руки куклы выполняются приемом, описанным в пункте №3. Для юбки стебли соломы сшиваются в верхней части пучка, таким образом, что при развороте юбки она имеет вид веера. Юбку оборачивают прошивкой вокруг талии куклы и связывают с туловищем

Если решили научиться созданию оригинальных поделок своими руками, то можно начать с плетения соломки. Появляется желание смастерить что-то неповторимое, что заинтересует и привлечёт внимание гостей. Кому-то хочется сменить обстановку дома или квартиры, добавить в интерьер изюминку. Настенные украшения или сувениры, купленные в магазине, не доставят столько удовольствия, сколько сделанные собственноручно поделки из соломы. С натуральным материалом приятно и полезно работать, он украсит интерьер. Преображение помещения подойдёт к любому стилю.

Старинные поделки

Сухие стебли - поделочный материал, незаменимый при плетении из соломки для начинающих. Из него делают множество экспонатов. В Древней истории главным занятием было рукоделие . Из соломы делают:

В давние времена изготовление таких предметов было способом заработать на жизнь, сейчас этим занимаются, как хобби. Кстати, такое увлечение и сейчас приносит прибыль. Многие рукодельницы изготавливают изделия под заказ за большие деньги.

Подготовка материала

Для рукоделия лучше использовать ржаную солому. Стебелёк ржи длинный, в сравнении с остальными злаковыми растениями и прочный. Вымоченная соломка пластичная и мягкая. Пшеничный материал тоже применяют для плетения, но он грубее, короче и толще, чем ржаной.

Заготавливается ржаная солома с конца июля до начала августа , в этот период колосок начинает созревать:

Перед изготовлением поделок сухую соломку замачивают или запаривают. Нужное количество материала опускают в ёмкость с водой. Для свежей соломки хватит полчаса в воде 20 градусов. Давнишний материал заливают горячей водой и устанавливают гнёт, держат до эластичности, но недолго, чтобы материал не потемнел.

Распаренные стебли оборачивают полиэтиленом, чтобы они не высыхали во время рукоделия. Если после завершения работы осталась влажная соломка её высушивают и используют позже.

Техника и виды плетения

Перед работой нужно потренироваться на бумажных трубочках. Известны четыре вида плетения из ржаной соломки:

  • прямое плетение;
  • спиралевидное;
  • плоские косички;
  • объёмные плетёнки.

Спиралевидная плетёнка

Принцип работы заключается в том, что закрученный жгутик обвивается прочной нитью, лентой, корешком, лыком, берестой и выкладывается по спирали тугими завитками. Толщина жгутика зависит от габаритов будущего изделия, форма придаётся во время плетения. Жгут сворачивают по спирали, увеличивают объём в высоту, если нужно, сужают или расширяют его. Изделия из спирального плетения получаются цилиндрические или шарообразные.

Поделку любого размера начинают плести от середины дна. Пучок тонких стебельков обматывают крепкой верёвкой, сворачивают в тугое колечко. Обвивают кольцо нитью и постепенно накручивают оставшуюся часть жгутика. С каждым оборотом иголку продевают под следующий виток верёвки на предыдущей спиральке. С ростом диаметра круга, между витками нити расстояние увеличивается, и потому, чтобы шаг между витками был равномерный, проделывают холостые обороты нити вокруг жгутика.

Чтобы улитка из жгута получалась прочной, её постоянно скручивают в одном направлении. Следят, чтобы жгут был одной толщины, это контролируют пластмассовой или другой трубкой. В конце работы над каждой улиткой, конец жгута подрезают, чтобы он переходил к тонкому кольцу. Точно так же обматывают нитью - и соединение станет незаметным.

Для плетения ажурного просвета в сосуде или ручках жгут обматывают ленточкой на 7 см и прикрепляют к предыдущей линии, образовывая дугу. Последний спиральный завиток обвивают лентой и, возвращаясь обратно, заделывают просветы. Если для обматывания используют тонкие нити, то работают деревянным челноком вместо иголки. Его изготавливают самостоятельно из твёрдых пород дерева яблоня, груша. На челноке должно быть много бечёвки, при плетении это даёт возможность беспрерывно обвивать жгут соломы.

Спиральные жгуты разного диаметра, уложенные горизонтально, могут выступать в роли ковриков и подставок. Если изготавливают корзину или вазу, то во время плетения на очередном круге увеличивают или уменьшают виток жгута. Для цилиндрического сосуда одинаковые жгуты наращивают вверх по вертикали. При расширении или сужении сосуда увеличивают или уменьшают количество витков соломенного жгута.

Прямые переплёты

Процесс прямого плетения похож на работу ткацкого станка. Для поделки из соломки для начинающих мастеров понадобятся распластанные или сплющенные ленточки соломы. Распаренную соломину рассекают вдоль длины стебля лезвием и разглаживают обухом ножа. Манипуляцию повторяют, пока соломенная лента не станет прямой. Последовательность действий:

Придавив грузом, просушивают плетёнку. Чтобы получилось диагональное плетение, нужно горизонтальные соломенные ленты перекладывать через две вертикальных, а не через одну, и сдвигать плетение в каждом ряду на одну соломинку. Полотно плетёнки при прямом плетении создаёт игру света и тени, подчёркивает фактуру и узор. Такие полотна подходят как фон для салфеток, картин, панно.

При плоском плетении соломенные ленты различаются по плотности, узору, ширине от этого возрастает возможность изготовления необычного экземпляра. Прочность, пластичность и внешний вид полотна зависит от количества соломинок, их толщины и способов плетения. Соединяя плоские полотна, изготавливают декоративные предметы и предметы быта. По количеству соломинок изделия делят на 2, 3, 4-концовки. Самым широким полотном считается плетёнка с одиннадцатью концами.

Плоская отделочная плеть

Для выполнения плоской плети понадобится 4 стебля, которые прочно связывают с одного конца. Два оставляют в середине за основу, двумя другими оплетают края. Под основные соломины заводят одну соломинку, а затем вторую. Первую укладывают сверху основы, притягивают второй и заводят в обратную сторону поверх основы. На другой стороне, первую соломинку снова притягивают второй. Продолжают остальную работу. Ширина готовой плети будет зависеть от количества и толщины соломинок в основе.

Витая косичка

Для плетения спиральной косички закрепляют жгут так же, как и для плоской, и начинают плести. Правую соломину продевают между левой и двумя основными. Второй соломиной обводят конец первой и кладут поверх ядра. Конец просовывают в образовавшуюся петлю справа. Полученный узелок стягивают и продолжают плести. Каждый раз первая и вторая соломины меняются местами. Теперь вторую соломину подводят между первой и основой, а первой, обводят конец второй, и продевают в петлю справа. Тоже затягивают узел.

Плеть будет закручиваться в одну сторону. Для добавления длины к старой соломине приплетать новую. Для ядра выбирают не очень эластичные соломины, а для боков нужны высокопластичные. Тест на пластичность довольно прост: взять вымоченную соломину и завязать узлом. Если узел круглый, без трещин и сколов, то годится поделки из соломки своими руками.

Соломенные цветы

Очень красиво из соломки получаются цветы. Они непохожие с настоящими, но станут украшением любого интерьера и по праву могут называться цветами.

Материал для работы:

Изготовление поделки:

Чтобы собрать букет из нескольких цветов, повторяют все шаги.

Ёлочные игрушки из соломки

Если включить фантазию, то из ржаной соломки на основе квадратов и многоугольников можно создавать ёлочные игрушки. Принцип плетения геометрических фигур одинаков и потому достаточно научиться плетению квадрата.

Работу начинают с каркаса. Две соломенные палочки располагают крестообразно и крепко связывают между собой. Одновременно прикрепляют соломенную ленту. Ей последовательно обвязывают палочки крестовины - получается первый завиток квадрата, продолжают выполнять обвивание стоек крестовины до конца. Окончив плетение, кончик заделывают под соломинку с противоположной стороны.

Форма будущего многоугольника зависит от формы крестовины : для шестиугольника понадобится крестовина из трёх соломин, а для восьмиугольника - из четырёх. Каркас можно сделать из медной проволоки, потому что он оплетается соломкой и проволоки не видно. Конструкция будет крепче, и её можно использовать для стенок шкатулок. Применяют соломенные ленты разного цвета, в переплетении они подчеркнут натуральную красоту изделия.

Соломенная корзиночка

Сделать корзину из соломы очень просто. Главное, определиться с формой и размерами будущей корзинки. Чтобы облегчить плетение из соломы, для начинающих мастеров за основу можно взять обувную коробку. Дно коробки послужит днищем корзины. Стебли соломы приклеивают к картону и начинают плетение. Все стебли поднять, кроме одного. Оставшимся соломинкой аккуратно обвивать вертикальные. Для наращивания оплёточного стебля, берётся следующая соломина, прикладывается к первой и смазывается клеем ПВА. Готовую корзинку украшают лентами. Ручку для корзинки сделать из витой косички.

Кокетливая шляпка

Из четырёх соломин плетётся лента-коса. Приклеивая следующие соломины, добавляется длина, так как лента нужна 15 метров для среднего размера шляпки 57 см. Плетёную косу увлажняют небольшими участками.

В процессе сшивания шляпки: важно выделить поля, донышко и тулью. Сшивают шляпку с донышка. Хорошо увлажнённую косичку, загибают на 6 см от конца, сшивают согнутый конец иглой с ниткой. Шить с изнаночной стороны, чтобы с лицевой стежки были мелкие, незаметные. Ленту изгибают ещё раз и снова прошивают. Донышко сшивают вкруговую, по спирали. Хорошо увлажнённая плетёнка не будет трескаться при сшивании, а шляпке легко придать любую форму.

От донышка плавно переходят к стенкам шляпы. От стенок к полям переходят образуя прямой угол. Примерная ширина полей - 10 см. Для придания формы и выравнивания неровностей используют горячий утюг. Конец ленточки пришивают несколькими стежками. Лишнее отрезают.

Внимание, только СЕГОДНЯ!