Размер страховой пенсии по старости. Фиксированный базовый размер трудовой пенсии Федеральный базовый размер пенсии

В последнее время внимание большинства граждан приковано к пенсионной реформе и сопутствующим ей темам. Поводом стало увеличение возраста для выхода на заслуженный отдых. Мы расскажем о размере базовой пенсии на 2018 год, а также о других важных моментах.

Из чего состоит пенсионное пособие в РФ?

Пенсия в нашей стране рассчитывается из двух составляющих:

  • Базовая;
  • Страховая.

Сейчас появилась третья составляющая, которая называется накопительной, но она актуальна только для нынешнего работающего населения, поэтому в данном контексте мы не будем её рассматривать.

Страховая часть зависит от трудового стажа и количества отчислений, производимых в течение времени, когда данное лицо работало. В итоге накопленная сумма делится на примерную продолжительность жизни пенсионера, чтобы ежемесячно выплачиваться равными долями.
Базовая пенсия имеет такое название, потому что она является общей основой для любого жалования. Это фиксированный оклад, на который может претендовать гражданин при достижении определённого возраста. Некая гарантия, позволяющая прокормить себя в старости.

Какой источник у базового оклада?

Ключевая часть средств поступает за счёт отчислений организаций. С 2005 года взнос равен 20%, а до этого он составлял 28%. Однако сумма отчислений не сказывается на базовой пенсии, потому что государству необходимо обеспечить минимальным содержанием всех пенсионеров, а не только тех, у кого были высокие заработные платы в период трудовой деятельности.

Претенденты на назначение пенсионного обеспечения:

  1. Граждане, утратившие кормильца. Это могут быть несовершеннолетние лица, люди с ограниченными возможностями. Также определённый оклад полагается вдовам военнослужащих, чьи мужья погибли при исполнении. Но это иная категория, на которую большее влияние оказывают изменения военных пенсий.
  2. Инвалиды, чья недееспособность подтверждена необходимыми документами.
  3. Лица, у кого на попечении находятся иждивенцы, которые не могут прокормить себя сами.

Фиксированный базовый размер (ФБР) составляет определённый оклад пособия, который может изменяться в зависимости от причины выплаты.

Отличается ли величина пособия для разных категорий?

Законодательный акт под номером 400 гласит, что сумма базовой выплаты рассчитывается в зависимости от категории, а также ряда других условий. Условиями являются практически те же самые параметры, которые определяют категорию, влияющую на тип пенсионного жалования. Добавляется лишь одна причина. Это северный стаж, который увеличивает величину, а также позволяет раньше выйти на заслуженный отдых.

Соответственно, уже очевиден тот факт, что выплаты отличаются. Например, в жалование при потере кормильца включается всего 50% от основной доли, а при наличии лиц на попечении ключевую роль играет их число.

Претендентами на максимальное пособие становятся:

  • Граждане, трудившиеся в Северных регионах;
  • Лица с первой группой инвалидности;
  • Люди, достигшие 80-летнего возраста.

Минимальный оклад равен 2402,5 рубля, а максимальный составляет 21622,98 рубля. При этом средний ФБР колеблется от 6500 рублей до 19000 рублей.

Какие нужны документы для подачи заявления на выплату пенсии?

Для этого необходим пакет документов, который подаётся в Пенсионный фонд по месту жительства:

  1. Паспорт гражданина;
  2. Трудовая книжка, содержащаяся всю информацию о местах и периодах работы;
  3. Справка об инвалидности, если таковая имеется;
  4. Свидетельство о браке;
  5. Свидетельства рождения детей;
  6. Справки о текущем заработке, составе семьи и месте жительства.

Больше документации необходимо, если причиной обращения в ПФ становится утрата кормильца или наличие иждивенцев. Тогда потребуется информация о доходах, подтверждающих отсутствие прожиточного минимума по региону.

Как перерассчитывают базовую долю?

Причиной для перерасчёта могут быть определённые условия:

  • Достижение 80-летнего возраста;
  • Появление ограничений трудовых возможностей, связанных со здоровьем;
  • Наличие трудового стажа на Севере;
  • Потеря кормильца, сказавшаяся на доходе;
  • Появление или увеличение числа лиц на содержании.

В одном из этих случаев гражданин подаёт заявление, в котором объясняется ситуация с указанием причины. Также требуется ряд документов, доказывающих правдивость слов. Причина по старости рассматривается сразу после достижения 80 лет. Если заявление основывается на негативных изменениях в здоровье, то необходимо подтверждение медицинской комиссии. Основная причина - это изменение категории инвалидности.

Бывают случаи, когда степень инвалидности уменьшается, что тоже сказывается на сумме выплат. Размер денежных средств снижается после первого числа того месяца, когда решение вступило в силу. Вынесенные вердикты, влияющие на сумму, можно попытаться оспорить, но результат достигается достаточно редко. Таким образом, это станет тратой времени и нервов.

Какой размер базовой пенсии в 2018 году?

Законодательный акт под номером 400 устанавливает фиксированный оклад по всей стране.
С первого февраля текущего года количество денежных средств было изменено. Причиной послужила инфляция год назад, уровень которой достиг отметки в 5,4%. Следовательно, именно на этот процент был произведён перерасчёт окладов.

«В настоящий момент минимальная базовая часть равна 4 805,11 рубля. Всего 16 лет назад сумма составляла какие-то 450 рублей в месяц, что мало даже по тому времени. Однако ежегодно пенсия проходила через индексирование, дойдя до этого числа. Конечно, размер небольшой, но, опять же, есть надежда на индексацию, хотя это происходит маленькими шагами».

Базовая доля по старости гарантируется всем гражданам Российской Федерации, кто протрудился более пяти лет на официальном месте работы.

«Важный момент заключается в том, что размер пенсионного пособия не может быть ниже прожиточной нормы по месту жительства. Например, в Москве минимальной суммой для проживания считается 10670 рублей. В Санкт-Петербурге минимум ниже приблизительно на тысячу - 9617,90 рубля».

Размеры пособия для разных категорий граждан на 2018 год

Инвалиды первой группы получают фиксированный оклад, величина которого составляет 9610,22 рубля. Гражданам со второй категорией гарантирован минимальный базовый порог в 4805,11 рубля. Людям с третьей группой инвалидности полагается половина от минимума, а это 2402 рубля. Возможны дополнительные надбавки, если инвалидность не является единственным условием для получения пенсии. Например, в прошлом человек трудился в северном регионе. В таких случаях сумма подсчитывается индивидуально.

Лица, имеющие недееспособных лиц на попечении, получают оклад, зависящий от ряда условий. Главное из них - это количество. Разумеется, необходимо подтверждение нетрудоспособности. Подобное не касается только детей, потому что ситуация очевидна из-за возраста. Иждивенцы могут быть, как на полном, так и на частичном содержании.

Выплата людям, работавшим в северных районах, варьируется в пределах от 7207 рублей до максимальной величины базового жалования, равной 21622,98 рубля. Индивидуальные предприниматели могут претендовать на пенсию, если в период своей трудовой деятельности они переводили взносы в Пенсионный Фонд России. Таким образом, этот период отчислений засчитывается в качестве рабочего стажа. Поэтому гражданам гарантируется та же самая пенсия по старости, что и другим категориям.

Чиновники могут получать даже два жалования за свою деятельность. Первое жалование полагается именно за выслугу, а второе основано на страховой составляющей. Базового оклада в таком случае не существует. Размер пенсии зависит от зарплаты в рабочий период, а зарабатывают чиновники достаточно много, чтобы обеспечить себе достойную старость за счёт страховой части.

Что полагается работающим пенсионерам?

В 16 статье федерального закона под номером 400 говорится о том, что трудящимся гражданам полагается минимальный базовый оклад. Однако не проводится ежегодное индексирование, что основано на постановлении под номером 385. Индексация станет доступна после ухода с работы.

Базовые пенсии для бывших военных

Отдельно стоит отметить военнослужащих, чья пенсия рассчитывается несколько иным образом. Для этого существуют специальные нормативные акты:

  • Постановление 4468-1 от 12 февраля 1993 года;
  • Закон под номером 941, вышедший в том же году, но уже в сентябре.

Военная пенсия на данный момент составляет 72,23% от текущей заработной платы действующих военных. Однако и в этой категории есть минимальный порог для базового пособия, равный всего лишь 3771 рублю.

Возможны прибавки за личные достижения при исполнении, за выслугу лет, за боевые ранения, за несение службы в военный период, а также за число нетрудоспособных лиц на содержании.

С какого возраста доступна пенсия по старости на сегодняшний день?

«На 2018 год возраст остаётся прежним, который составляет 55 лет - для женщин, а для мужчин - 60 лет».

Также оформить пенсионное жалование можно досрочно, если на это есть причины. Например, уже упомянутый северный стаж или труд на вредном производстве. Если речь зашла о возрасте, то нельзя не упомянуть, что в августе текущего года вышла новая пенсионная реформа, повышающая порог уже в 2019 году.

В планах правительства сдвинуть возраст в течении ближайших 10-15 лет до 65 у мужчин и до 63 у женщин. Разумеется, это всё вызвало массу вполне оправданного людского недовольства, учитывая тот факт, что в России не такая уж и длинная средняя продолжительность жизни.

). Она представляет собой фиксированную величину , устанавливаемую государством и независящую от суммы уплаченных страховых взносов.

Пенсионная реформа в России в 2015 году

Для граждан, достигших пенсионного возраста и получающим пенсионное обеспечение, но , увеличение не предвидится.

Установление в увеличенном размере

Существует ряд категорий граждан, которым минимальная часть начислений выплачивается в увеличенном размере. К ним относятся инвалиды, северяне, пенсионеры 80-летнего и более возраста и граждане, имеющие иждивенцев.

  • К выплате по инвалидности при работе в РКС их ФВ увеличивается на 50%, а при осуществлении трудовой деятельности в приравненных к таковым районам - на 30%.
  • При достижении 80 лет назначенная выплата увеличивается в 2 раза.
  • При наличии нетрудоспособных иждивенцев ФВ увеличивается на 1660,97 рублей на каждого нетрудоспособного (до 3-х человек). При наличии стажа в РКС доплата повышается в 1,5 раза, а при наличии стажа в приравненных районах к КС - в 1,3 раза.

Также проживающим в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях выплата устанавливается в увеличенном размере на районный коэффициент .

Страховая пенсия без фиксированной выплаты

Однако страховое пенсионное обеспечение таким гражданам устанавливается без учета суммы фиксированной выплаты .

Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 года N 400-ФЗ , для получения средств эти пенсионеры должны соответствовать следующим критериям:

  • иметь определенную суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов (16,2 в 2019 году);
  • иметь выплату за выслугу лет или в связи с инвалидностью от государства;
  • не менее 10 лет в 2019 году, с последующим увеличением на один год ежегодно до 15 лет;
  • достижение - 55,5 лет для женщин и 60,5 для мужчин.

Коэффициент повышения при позднем выходе на пенсию

Согласно пенсионному законодательству застрахованное лицо, чтобы увеличить , может самостоятельно определить дату назначения пенсии. Обратиться за ее назначением стало выгодно в более позднем возрасте , поскольку к страховой пенсии и фиксированной выплате теперь применяются повышающие коэффициенты.

Размер повышения за счет премиальных коэффициентов при обращении за выплатой позднее наступления пенсионного возраста зависит от количества лет, на которые гражданин отложит уход на пенсию.

Количество лет, дающих право на повышающие коэффициенты, определяются с момента возникновения права на выплату до дня ее назначения, но не ранее, чем с 1 января 2015 года.

Правом на увеличение пособий посредством премиальных коэффициентов имеют право воспользоваться и застрахованные лица, которые уже получают пенсию. В этом случае им необходимо подать заявление об отказе получения уже начисляемой страховой пенсии. По истечении запланированного срока, который должен составлять не менее 12 месяцев , начисление будет восстановлено по заявлению застрахованного лица, а к выплате будут применены повышающие коэффициенты. Увеличение зависит от количества лет, на которое отложено получение пособия, которое регулируется приложениями и закона «О страховых пенсиях» .

Полное разъяснение касательно фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (в дальнейшем ФБР) содержится в ст. 14 Закона о пенсиях. Согласно его положениям, для инвалидов первой группы и людей старше 80 лет предусмотрена двукратная сумма ФБР. Таким образом, с 2010 года для обычных получателей пенсии по старости ежемесячная сумма равна 2562 руб., а для выше указанных категорий пенсионеров- 5124 руб.

Помимо этого, когда на иждивении пенсионера есть нетрудоспособные члены семьи, начисляется повышенная сумма ФБР, будь то трудовая пенсия по старости либо по инвалидности. Вне зависимости от вида пенсионного обеспечения, установлен одинаковый порядок вычисления данного показателя. То есть, при расчете трудовой пенсии по инвалидности и по старости, учитываются одинаковые категории иждивенцев, на каждого из которых предусматривается увеличение ФБР на 854 руб. Однако, общая сумма не может превышать 2562 руб.

Для жителей Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, фиксированный базовый размер страховой части для 3 категорий пенсий - по старости, по инвалидности, по потере кормильца, возрастает на районный коэффициент. Он устанавливается Правительством в зависимости от места жительства, на весь срок проживания этих лиц в обозначенной местности. Если человек переезжает в иной район Крайнего Севера либо приравненную к нему местность, где приняты другие районные коэффициенты, определение ФБР осуществляется с учетом коэффициента, действующего на новом месте жительства. В случае переезда на новое место проживания за границу Крайнего Севера районный коэффициент в расчет не берется.

Гражданам, получающим пенсию по старости, которые продолжительное время работали на Крайнем Севере либо приравненных к нему районах, а также имеющие страховой стаж не меньше 20 лет (женщины) и 25 лет (мужчины), предусмотрен увеличенный ФБР. Если календарный стаж работы пенсионера на Крайнем Севере (с учетом работы в приравненной к нему местности) составляет 15 лет и больше, обычный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (в частности установленный с учетом возраста 80 лет либо инвалидности I группы и иждивенцев) умножается на коэффициент 1,5, а в случае наличия стажа не меньше 20 лет - на 1,3.

Если гражданин претендует на повышение ФБР на районный коэффициент по причине проживания в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним областях, а также на увеличение данного показателя в связи с продолжительной работой в этой же местности, он может выбрать между повышенной суммой ФБР с учетом длительности работы на Крайнем Севере или других, приравненных к нему районах, либо увеличением фиксированного базового размера на соответствующий районный коэффициент.

В 2015 году были внесены изменения в пенсионное законодательство по которым
расчет ФБР будет проводиться с учетом длительности страхового стажа. Также с 2015 года размер ФБР будет увеличиваться на 6% за каждый страховой год если на день назначения пенсии общий стаж превышает 25 лет у женщин и 30 лет у мужчин.

Если страховой стаж меньше требующегося срока, тогда ФБР будет уменьшен на 3% за каждый страховой год, который недостает до необходимых 25 лет для женщин и 30 лет для мужчин. Переход к уменьшению показателя по причине отсутствия достаточного стажа будет происходить постепенно. Стоит отметить, что такой порядок не распространяется на лиц, претендующих на досрочное пенсионное обеспечение, и у которых снижение ФБР вообще не предусмотрено.

Первоначально, с начала 2015 года длительность страхового стажа, при котором снижается величина ФБР, составляет 9 лет и каждый год будет увеличиваться на 1 год до достижения 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин. Таким образом, в 2015 году ФБР будет уменьшен если у человека, выходящего на пенсию, нет 9 лет стажа, в 2016 - нет 10 лет стажа, 2017 году - 10 лет и т.д.

Лицам, начавшим получать пенсию до начала 2015 года, установление ФБР в зависимости от длительности стажа, будет проводиться с 1 января 2015 года. При этом, в учет берется продолжительность страхового стажа, который был приобретен на момент достижения лицами 55-летнего возраста для женщин и 60-летнего возраста для мужчин. Подсчет стажа, срок которого повлияет на уменьшение либо увеличение ФБР, выполняется разными способами.

Страховой стаж, при котором размер ФБР будет уменьшен, включает в себя все, засчитываемые в стаж, периоды деятельности, в соответствии со статьями 10, 11 Закона о пенсиях. В частности это:

  • трудовая деятельность, осуществляемая на территории государства, если за данный период были уплачены взносы в отечественный Пенсионный фонд;
  • трудовая деятельность, осуществляемая на территории иных государств, которая предусмотрена российскими законами либо международными договорами, или при внесении в Пенсионный фонд страховых взносов;
  • прохождение службы в отечественных Вооруженных силах или другой приравненной к ВС службы;
  • получение пособия по временной нетрудоспособности;
  • уход за ребенком до достижения им полуторагодичного возраста. Однако, в общей сложности срок не должен превышать 3 года;
  • получение пособия по безработице;
  • переезд для трудоустройства в другое место по направлению службы занятости;
  • участие в оплачиваемых общественных работах;
  • нахождение под стражей, отбывание наказания в местах лишения свободы, ссылка граждан, которые были незаконно привлечены к уголовной ответственности либо необоснованно репрессированы и в дальнейшем реабилитированы;
  • уход за лицом старше 80 лет, инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом;
  • проживание супруга (и) военнослужащего контрактника в районах где у них не было возможности трудоустроиться. Однако в общей сложности этот период не может превышать 5 лет;
  • проживание за рубежом супруги (а) работника российских дипломатических учреждений и других представительств РФ. Однако, максимальный срок не может превышать 5 лет.

В страховой стаж, при котором увеличивается ФБР, входят периоды деятельности, предусмотренные рядом положений Закона о трудовых пенсиях и Федеральным законом No 18-Ф3. К таковым периодам относится:

  • срочная служба в ВС РФ;
  • уход за ребенком до достижения им полуторагодовалого возраста, но не больше 3 лет;
  • уход за лицом старше 80 лет, ребенком-инвалидом, инвалидом 1 группы;
  • проживание супруги (а) военнослужащего контрактника в районах, где отсутствует возможность трудоустроиться, но не больше 5 лет;
  • проживание за рубежом супруги (а) сотрудника дипломатических учреждений и других иностранных представительств РФ, но не больше 5 лет.

Краткое обобщение порядка установления ФБР с примерами

1. Лицу, которое выходит на пенсию по старости, длительность стажа, учитываемого при определении ФБР, будет определяться в день назначения пенсионного обеспечения. В случае перерасчета ФБР, страховой стаж, приобретенный после оформления пенсии (если пенсионер продолжал работать), не учитывается, даже когда первоначально установленная сумма ФБР была сокращена по причине отсутствия достаточного стажа.

2. Лицу, выходящему на досрочную пенсию, устанавливается обычный размер ФБР. При достижении 60-летнего возраста для мужчин и 55-летнего возраста для женщин, данный показатель будет пересмотрен с учетом длительности стажа, который был приобретен на момент наступления указанного возраста. В том числе учитывается стаж, заработанный после назначения пенсии. Для граждан, вышедших на досрочную пенсию, изменение суммы ФБР за стаж свыше 25 лет у женщин и 30 лет у мужчин может выполняться только в сторону увеличения.

3. Лицам, оформившим пенсию по старости до 2015 года, ФБР в дифференцированном размере исходя из длительности стажа, будет установлен с начала 2015 года с учетом страхового стажа, который имелся на момент достижению этими лицами возраста 55 (женщинам) и 60 лет (мужчинам) соответственно. Это также относится к гражданам, вышедшим на пенсию позже указанного возраста, и пенсионерам «досрочникам».

Стоит отметить, что при установлении суммы ФБР в зависимости от длительности страхового стажа нужно обратить внимание на некорректность принятой редакции ст. 14 Закона о пенсиях. При буквальном прочтении создается впечатление о невозможности увеличения либо уменьшения суммы ФБР с учетом размера стажа определенным категориям граждан. Однако это не соответствует действительности. Изменение ФБР производится согласно п. 2 статьи 14 Закона о пенсиях.

Таким образом, ежемесячная сумма ФБР составляет 4 тыс. руб. В случае наличия иждивенца, сумма возрастает до 5333,33 руб., поскольку на 1 иждивенца дополнительно положено 1333,33 руб. в месяц.

Допустим, что пенсионеру-мужчине положено увеличение ФБР на 18%, т.к. продолжительность его стажа составляет 33 года, то есть на 3 года больше необходимого минимума. Произведем расчет общей суммы ФБР.

1. 4000 руб. + 18% = 4720 руб.

2. 4720 руб. + 1333,33 руб. (сумма на 1 иждивенца) = 6053,33 руб. - общая положенная сумма ФБР.

У 80-летней женщины страховой стаж составляет 26 лет. Если для обычных лиц ФБР составляет 4 тыс. в месяц, то такой категории пенсионеров (достигших 80 лет) ежемесячно положено 8 тыс. руб. Произведем расчет общей суммы ФБР.

1. 4000 руб. + 6% (+6% за каждый год свыше 25 лет стажа) = 4240 руб.

2. 8000 руб. - 4000 руб. = 4000 руб. - это фактическое увеличение обычного ФБР за достижение 80 лет.

3. 4240 руб. + 4000 руб. = 8240 руб. - общая положенная сумма ФБР.

Пенсионер-мужчина имеет 15 лет работы на Крайнем Севере и 31 год стажа. В этом случае ФБР равен 6 тыс. руб. Произведем расчет общей суммы ФБР.

Согласно проведенной пенсионной реформе, установлено, что с 1 января 2002 года выплачиваемая нынешним пенсионерам и формируемая пенсионерам будущим трудовая пенсия по старости, выплачиваемая государством, состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Накопительная часть есть только у более молодых возрастов, а для остальных пенсия, таким образом, состоит из базовой и страховой. Что же это такое - базовая часть пенсии?

Базовая часть пенсии - всем понемногу и поровну

Итак, согласно проведенной пенсионной реформе, установлено, что с 1 января 2002 года выплачиваемая нынешним пенсионерам и формируемая пенсионерам будущим трудовая пенсия по старости, выплачиваемая государством, состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Накопительная часть есть только у более молодых возрастов, а для остальных пенсия, таким образом, состоит из базовой и страховой. Что же это такое - базовая часть пенсии?

Базовая часть является самой маленькой составляющей нашей пенсии. С 1 января 2002 года она была установлена первоначально в размере 450 рублей в месяц. Эта сумма полагается всем лицам, достигшим пенсионного возраста и имеющим минимальный трудовой стаж в 5 лет. Для инвалидов, лиц старше 80 лет и имеющим нетрудоспособных иждивенцев устанавливаются несколько повышенные ставки базовой пенсии. Базовая часть в принципе объединила в себе минимальную пенсию, прежние компенсационные надбавки и доплаты. Основная ее функция - обеспечить некую базовую социальную гарантию. Отсюда и название.

Хотя базовая часть формально финансируется за счет взносов работодателей (до 1 января 2005 года из 28% единого социального налога, уплачиваемого в Пенсионный фонд - 14%, то есть половина, шла на базовую пенсию, а с 1 января 2005 года это будет 6% из общей сниженной ставки в 20%), но фактически выплачивается из федерального бюджета и не зависит от конкретной величины собранных взносов. Государство взяло на себя обязательство в любом случае обеспечить этот минимум и объявило, что постарается постепенно довести его размер до уровня прожиточного минимума пенсионера.

Так что базовая пенсия все–таки тоже понемногу растет и за три года изменилась до 660 рублей. Законом предусмотрено, что ее размер ежегодно индексируется государством с учетом темпов роста цен (инфляции) в пределах средств, выделенных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете ПФР. Совсем недавно в декабре Госдума приняла в окончательном чтении бюджет Пенсионного фонда РФ на 2005 год. В нем предусмотрено, что базовая пенсия с 1 апреля будущего года должна возрасти до 695 рублей, а с 1 августа - до 719 рублей.

Конечно же, базовой пенсии пока далеко до прожиточного минимума, но в любом случае это не та часть, на которую стоит внимательнее смотреть будущим пенсионерам. Куда важнее вторая составляющая - страховая.

Страховая пенсия - можно сосчитать самому

Страховая часть пенсии играет роль механизма, позволяющего уйти от всеобщей уравниловки и привязать размер трудовой пенсии к размеру заработной платы и стажу. То есть она напрямую зависит от того, сколько за весь трудовой период за данного человека было уплачено в Пенсионный фонд страховых взносов. Вся эта совокупность взносов называется расчетным пенсионным капиталом. Он формируется за счет части взносов, уплачиваемых работодателем (выше мы уже писали, что половина идет на базовую часть, вторая же часть в основном идет на страховую, и немного и не для всех на накопительную). Размеры этих взносов подлежат персонифицированному учету и записываются за каждым застрахованным лицом в виде так называемого пенсионного капитала.

Что касается взносов на страховую часть пенсии, то они пошли по новой системе на счета граждан с 1 января 2002 года. Их размер можно увидеть в так называемых “письмах счастья”, которые уже второй год рассылает Пенсионный фонд. Для того чтобы примерно посчитать размер своей будущей страховой части пенсии, важно определить еще один параметр. Дело в том, что как–то государству следовало учесть и оценить начальный размер взносов граждан до начала пенсионной реформы, чтобы к ежегодным взносам приплюсовать “стартовый” пенсионный капитал. Задача эта была непростая, так как учет был еще не очень хорошо налажен, в эпоху скачков инфляции зарплаты различались год от года в разы и т.д.

Для застрахованных лиц, имеющих продолжительный трудовой стаж, хорошую зарплату, стартовый пенсионный капитал может составлять 100–300 тыс. рублей. Для молодого же поколения, которое не успело вдоволь поработать до 1 января 2002 года, стартовый капитал по существу равен нулю, и нужно ориентироваться на страховые отчисления последних трех лет и будущие отчисления.

Итак, сосчитаем свой пенсионный капитал к моменту выхода на пенсию. Для этого берем стартовый капитал, к нему приплюсовываем страховые взносы, указанные в “письме счастья” за 2002 и 2003 год, и, наконец, приплюсовываем ожидаемый размер взносов. Для простоты расчета последнего параметра рекомендуем взять вашу нынешнюю официальную зарплату, умножить ее на число месяцев, которые вам осталось работать до наступления пенсионного возраста. И от полученной суммы взять 14% (ставка взносов для лиц старше 1967 года рождения) или 8% (для лиц моложе 1967 года). Теперь чтобы определить примерный размер страховой части пенсии, разделите полученный размер своего пенсионного капитала на 228 (для выходящих на пенсию до 2013 года несколько меньше). Что такое 228? Это число месяцев в 19 годах. Дело в том, что государство, оценив текущую демографию, посчитало, что в среднем Пенсионному фонду придется платить пенсию в расчете на одного человека 19 лет. Считается, что мужчины, дожившие до 60 лет, живут в среднем по статистике еще 13,5 лет, а женщины еще 22,6 года. Критики считают, что эти показатели завышены (средний возраст умирающих мужчин в России всего 59 лет), но уточним, что речь идет о “возрасте дожития”. То есть здесь в расчет не идет статистика детской смертности, смертности в работоспособном возрасте и т.п.

Итак, делим сумму пенсионного капитала на 228 и получаем примерный размер вашей ежемесячной страховой части пенсии. Скорее всего, полученный результат очень и очень многих не впечатлит. Для примера - ежемесячная страховая часть пенсии выходящего на пенсию гражданина, имеющего стаж в 25 лет и среднюю пенсию в 10 тысяч рублей, составит 1850 рублей в месяц. Чтобы за счет страховой части пенсии обеспечить себе высокую пенсию, надо иметь высокую официальную зарплату (зарплата в “конвертах” лишает работника заработанного пенсионного капитала) и быть уверенным, что в будущем Пенсионный фонд сумеет обеспечить ваши права реальными выплатами.

Дело в том, что капитал, учитываемый в страховой части индивидуального счета, не настоящий - это права. Поясним - взносы, поступающие за вас, лишь записываются, а реальные деньги идут в бюджет Пенсионного фонда на выплату страховой пенсии нынешним пенсионерам. Таков механизм условно–распределительной системы. На сумму ваших прав в будущем, исходя из возможностей бюджета в тот момент, начислят реальную сумму, которая будет оплачиваться из взносов будущих поколений. Она может быть больше или меньше в зависимости от демографической и экономической ситуации.

Следует упомянуть, что пенсионный капитал, который учитывается на индивидуальном счете так же, как и базовая часть, подлежит индексации. Исходя из уровней инфляции. Обычно он должен индексироваться, если размер инфляции превысил уровень в 6% за квартал, полугодие и год. Отсюда и индексация страховой части пенсии для нынешних пенсионеров. Если говорить о следующем годе, то точные цифры сейчас называть рано, но если говорить о планах, за 2005 год, как и за 2004, пенсии в среднем должны вырасти на 230-250 рублей. Напомним, что сейчас средняя пенсия по возрасту (базовая плюс страховая) составляет 2020 рублей. Безусловно, это очень мало.

Пенсии должны накапливаться

Понятно, чтобы базовая и накопительная часть пенсии неуклонно росли, нужен приток денег в Пенсионный фонд. Но не исключен и даже неизбежен вариант, что государственный фонд будет испытывать дефицит для обеспечения текущих выплат. Это приведет к тому, что придется как в старые времена прибегать к помощи госбюджета либо идти на обратное повышение ставки взносов, либо на увеличение возраста выхода на пенсию. Уже стали появляться разговоры о том, что стоит повысить к 2023 году возраст выхода на пенсию для женщин до 60 лет, а мужчин до 63. Вряд ли это выход.

Чтобы как–то выправить ситуацию, российское правительство, проводя пенсионную реформу, заложило в государственную систему еще один механизм - накопительный. О нем мы поговорим подробно в следующей нашей статье. Так же как и о добровольном дополнительном пенсионном обеспечении, которое на фоне государственного пенсионного обеспечения может стать реальной возможностью повышения будущей пенсии.

Статья подготовлена при содействии НПФ "Интеррос-Достоинство"

Согласно новому пенсионному законодательству, вступившему в силу с 1 января 2002 г., трудовая пенсия российского гражданина будет состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Право на последнюю имеют только более молодые возрастные группы - мужчины 1952 г. рождения и моложе, женщины 1957 г. рождения и моложе). Базовая пенсия, по сути, представляет собой государственное пособие по старости, назначаемое всем застрахованным в системе государственного пенсионного обеспечения по достижении ими пенсионного возраста (мужчинами - 60, женщинами - 55 лет). Второе кроме достижения пенсионного возраста условие назначения базовой пенсии - наличие не менее пяти учтенных в системе пенсионного обеспечения и оплаченных страховых лет. Только в этом случае по новому законодательству у государства возникают обязательства по выплате базовой части пенсии, которые оно обязано выполнять независимо от того, прекратил застрахованный работать или нет.
Размер базовой пенсии будет утверждаться ежегодно в законе о федеральном бюджете вместе с указанием объема финансовых ресурсов, которыми должны быть обеспечены необходимые объемы выплат.
Источником финансирования базовой пенсии является федеральный налог, собираемый налоговыми органами в федеральный бюджет. По нормам, утверждаемым законами о федеральном бюджете и о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на тот или иной год, собранные таким образом средства перечисляются в бюджет ПФР и становятся источниками финансирования выплат базовой части пенсии. В настоящее время механизмом, обеспечивающим сбор и поступление средств на эти цели, является единый социальный налог.
Страховая часть пенсии формируется и финансируется в рамках системы государственного пенсионного страхования, ядром которой является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Источник финансирования страховой части пенсии - страховой платеж, собираемый налоговыми органами и перечисляемый в бюджет ПФР. Страховые платежи персонифицированы и осуществляются в интересах конкретных застрахованных и фиксируются в качестве пенсионных обязательств государства перед ними на их личных счетах. Поступившие средства идут после этого на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, на личных страховых счетах будет происходить накопление не самих средств, а обязательств государства перед гражданином.
Размер страхового платежа для мужчин старше 1952 г. рождения и женщин старше 1957 г. рождения установлен в размере 14% от размера их заработной платы. Для мужчин, родившихся в интервале от 1953 г. до 1967 г., и женщин - от 1958 г. до 1967 г. он составляет 12%. И, наконец, для тех, кто родился после 1967 г., тариф платежа предусмотрено в период с 2002 г. по 2006 г. снижать по одному проценту в год - с 11% в 2002 г. до 8% в 2006 г.
В отличие от базовой части пенсии, которая ни в коей мере не связана с тем, сколько зарабатывал пенсионер до выхода на пенсию, страховая часть непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного. Чем выше размер заработной платы, тем выше страховые платежи с нее и, следовательно, тем выше размер будущей пенсии.
Страховые платежи поступают на лицевые счета граждан и суммируются там. Полученный объем накопленных прав (пенсионный капитал) регулярно индексируется в том же темпе и в те же периоды, что пенсии нынешних пенсионеров. Это тоже обеспечивает прирост пенсионного капитала. К моменту выхода на пенсию образовавшаяся сумма пенсионных обязательств окончательно выверяется и делится на средний расчетный период нахождения на пенсии - новым законодательством он установлен как 228 выплатных месяцев. Получившаяся величина и составляет размер ежемесячной страховой выплаты будущего пенсионера, которая будет по нормам закона повышаться путем индексации.
В отличие от базовой части, которую государство обязано выплачивать после достижения работником пенсионного возраста, страховую часть пенсионер по своему выбору может получать в полном или частичном размере, а может вообще отказаться от ее получения.
Накопительная часть пенсии, по сути, является разновидностью страховой. Она финансируется за счет части страхового тарифа, выделяемой для более молодых возрастных групп из 14%-процентного страхового взноса. Но в отличие от страховой части средства, направляемые на накопление, будут не расходоваться на выплату текущих пенсий, а инвестироваться в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода, зачисляемого на личные счета граждан и позволяющего в итоге увеличить размер их пенсий.
Размер тарифа накопительных отчислений для разных возрастных групп различен. Для мужчин, родившихся в интервале от 1953 г. до 1967 г., и женщин - от 1958 г. до 1967 г., на накопление выделяется 2% из 14% страховых платежей, которые перечисляет в их интересах работодатель. Для тех же, кто родился после 1967 г., законом предусмотрено постепенное повышение накопительных отчислений с 3% в 2002 г. до 6% в 2006 г.
Накопительные отчисления будут поступать на специальную часть лицевого счета застрахованного. Начиная с 2003 г. граждане, имеющие в составе лицевого пенсионного счета накопительную специальную часть, смогут принимать решения об инвестировании своих пенсионных накоплений (которые, впрочем, будут по правовому статусу оставаться в федеральной собственности) в те или иные виды активов, предлагаемые государственными агентами и управляющими компаниями. А с 2004 г. они могут направлять накопительные средства и в проекты, осуществляемые негосударственными пенсионными фондами.
На первом этапе пенсионной реформы у россиян, выходящих на пенсию, в ее составе будут только две части: базовая и страховая. Первые пенсионеры, у которых в составе пенсии будет и накопительная часть, появятся только в 2012 г.
В.Вьюницкий
Советник председателя
правления Пенсионного фонда
Российской Федерации
Подписано в печать
22.01.2003
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 4

Обязательно ли фиксировать нарушения Закона о ККМ в акте проверки в случае участия в процессе проверки предпринимателя или руководителя предприятия или можно сразу же составлять протокол об административном правонарушении? »