Символдрама — кататимно-имагинативный метод при алкоголизме и наркомании. Символдрама или «сновидения наяву» как направление современной психотерапии

План
Введение


3. Описание метода


Выводы
Список литературы

Введение

Символдрама (известная также как Кататимное переживание образов (КПО), метод «сновидений наяву» и Кататимно-имагинативная психотерапия) – это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать кататимно-имагинативную психотерапию как «психоанализ при помощи образов». Из известных на сегодняшний день примерно пятнадцати направлений психотерапии, использующих образы, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу.

Зачем детям и подросткам нужна психотерапия? Так думают большинство родителей, и даже многие специалисты – учителя, школьные психологи, врачи. Для нас все еще непривычно, что многие проблемы, постоянно возникающие в нашей повседневной жизни. может помочь решить специалист-психотерапевт. Это и стрессы, неотъемлемые спутники современной жизни, и обычные трудности в учебе, и трудности во взаимоотношениях со сверстниками, и многое, многое другое. Родители часто обеспокоены рассеянностью своего ребенка, жалуются на плохую концентрацию его внимания в школе и дома. Учителей часто беспокоит агрессивное поведение детей. Среди проблем, с которыми наиболее часто обращаются к врачу, можно выделить различные навязчивые состояния, тики и ритуалы, ночное недержание мочи (энурез), а также самые разнообразные страхи и фобии. Нередко встречаются и различные психосоматические расстройства. В подростковом возрасте часто, особенно у девочек, возникают различные нарушения питания, вплоть до анорексии (отсутствие аппетита), ведущей к истощению.

Во всех этих случаях необходима помощь психотерапевта. Квалифицированный специалист-психотерапевт может помочь преодолеть заикание, справиться с различными психосоматическими расстройствами, обрести уверенность в себе и своих силах, даже избавиться от угрей и бородавок. В этих случаях хорошо себя зарекомендовала психотерапия по методу символодрамы, с помощью которой становится возможным работать с глубинными, скрытыми от сознания переживаниями, учитывая одновременно сложную динамику осознаваемых и неосознаваемых психологических механизмов защиты и сопротивления.

1. Использование символдрамы в психотерапии детей и подростков

Психотерапевтические методики работы с детьми и подростками ориентируются, прежде всего, на различные игровые техники и методы разговорной психотерапии. При помощи игры психолог, работающий с ребенком раннего возраста, дошкольником и ребенком младшего школьного возраста, получает самую разнообразную информацию о бессознательных конфликтах, страхах и невротических установках ребенка. В игре часто отражается социальная ситуация, в которой развивается ребенок, а также взаимоотношения ребенка с особо значимыми для него взрослыми. В ходе игры ребенок может находить решения своих проблем, часто даже не прибегая к вербальному толкованию.

Тем не менее, в использовании игровой психотерапии существуют определенные ограничения, связанные, с одной стороны, с возрастными границами, а с другой, с определенными психическими структурами.

В работе с более старшими детьми и подростками игровая психотерапия теряет свою эффективность, и более важное значение приобретает разговорная психотерапия. При этом в значительной мере теряется присущая игровой психотерапии эмоциональная составляющая. В разговорной психотерапии зачастую остается нераскрытой глубинная бессознательная проблематика. Вступающие в действие психологические механизмы защиты и сопротивления скрывают важные бессознательные и предсознательные конфликты и страхи.

Также и другие психотерапевтические техники, хорошо зарекомендовавшие себя в работе со взрослыми пациентами, например, работа со сновидениями или метод свободных ассоциаций, оказываются в основном малоэффективными в работе с детьми, прежде всего в возрасте примерно от 8 лет до конца подросткового возраста. Эти трудности становятся еще более ощутимыми в работе с детьми с различными акцентуациями характера, особенно с шизоидной структурой личности или с чрезмерно интеллектуализированными детьми. У таких детей образуется так называемая «броня характера», за которой часто скрывается утонченная впечатлительность и «мимозовая» чувствительность.

В этих случаях хорошо себя зарекомендовала психотерапия по методу символодрамы, с помощью которой становится возможным работать с глубинными, скрытыми от сознания переживаниями, учитывая одновременно сложную динамику осознаваемых и неосознаваемых психологических механизмов защиты и сопротивления.

Лучше всего применение методов символдрамы зарекомендовало себя при работе с детскими фобиями. При этом эффективным оказалось постепенное пошаговое «деконди-ционирование» (снятие условнорефлекторных зависимостей), напоминающее методы поведенческой терапии.

Явных противопоказаний для применения символдрамы в случае эмоционально обусловленных нарушений поведения детей и подростков нет. Психика ребенка находится еще в постоянном развитии. Поэтому возможные нарушения еще не окончательно закрепились и поддаются коррекции. Следует, однако, быть осторожным при ярко выраженных приступах страха и тяжелых депрессивных состояниях. Противопоказанием для применения символдрамы в целом является:

  1. Недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85.
  2. Острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния.
  3. Церебрально-органические синдромы.
  4. Недостаточная мотивация, даже в случае простой, глубоко не проникающей психотерапии.

Как и при работе со взрослыми пациентами, сложности применения символдрамы возникают, если у ребенка наблюдаются яркие шизоидные или ярко выраженные навязчивые особенности личности. В случае работы с запущенными или делинквентными (с криминальным поведением) детьми вопрос о применении символдрамы должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально. В целом можно сказать, что символдрама в данном случае тем более показана, чем сильнее выражены невротические составляющие в структуре личности. Индивидуально должен решаться вопрос о применении символдрамы и в случае заикания. Как правило, при заикании показано сочетание различных методов психотерапии, например, гипноза и символдрамы. В то же время, определенные формы заикания легко снимаются при помощи символдрамы. Уже после проведения первого пробного сеанса символдрамы становится видно: усиливается ли заикание или, наоборот, ослабевает. Решая вопрос о показании или противопоказании символдрамы необходимо всякий раз учитывать уровень развития ребенка в настоящий момент. На определенных фазах развития особенно благоприятно сказывается свойственная символдраме контролируемая регрессия.

В то же время бывают периоды, когда контролируемая регрессия противопоказанна. Принимая решение о начале психотерапии по методу символдрамы, необходимо учитывать динамику внутри семьи ребенка. При этом должны быть соблюдены следующие предварительные условия. Родители должны быть готовы к продуктивному сотрудничеству с психотерапевтом. В отдельных случаях, особенно в случае работы с более старшими детьми, может быть достаточно, если родители, по меньшей мере, не будут противодействовать психотерапии. Актуальные конфликты внутри семьи, которые собственно и могли вызвать нарушения в поведении и состоянии ребенка, должны быть не столь велики, чтобы свести на нет достигаемые в ходе психотерапии улучшения. Важно также, чтобы в результате занятий с психотерапевтом за ребенком не закрепился внутри семьи ярлык «больного» или «ненормального». Проведение символдрамы должно основываться на наличии готовности ребенка и его способности к представлению образов. Как показывает опыт, способность ребенка к представлению образов проявляется тем сильнее, чем в большей степени он был способен с самого раннего детства играть с куклами, а также участвовать в ролевых играх. Наконец, при обсуждении противопоказаний нужно учитывать уровень образования психотерапевта, его умение и опытность. В символдраме психотерапевт также полностью включается во все происходящее. От его установки и искусства ведения, его клинического и собственного опыта, а также от его чувствительности и владения эмпатией зависит успех психотерапии.

2. Символдрама, ее преимущества

Символдрама (известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов (КПО) или метод «сновидений наяву») – это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать кататимно-имагинативную психотерапию как «психоанализ при помощи образов».

Название метода происходит от греческих слов «ката» –«соответствующий», «зависящий» и «тимос» – одно из обозначений «души» (в данном случае имеется ввиду «эмоциональность») На русский язык название метода можно перевести как «эмоционально-обусловленное переживание образов».

Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором, доктором медицины Ханскарлом Лейнером (1919-1996).

Понятие «кататимный» ввел в немецкоязычную психиатрическую литературу Н W Maier в 1912 г для обозначения зависимости от эмоций и аффектов Понятие «имагинативный» происходит от латинского слова «имаго» – «образ».

Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, «картины» на заданную психотерапевтом тему (мотив).

Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию.

Концептуальная основа метода – глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.

Из известных сегодня около пятнадцати направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу.

В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития (теория объектных отношений М.Кляйн, эго-психология А.Фрейд, психология «Я» X.Хартманна и «Self-Psychology» X.Когута и их последующая разработка в трудах Ш.Ференци, М.Балинта, Э.Эриксона, Р.Шпитца, Д.В.Винникотта, М.Малер, О.Кернберга, И.Лихтенберга).

Оставаясь на принципиальных психоаналитических позициях, много общего метод имеет с теорией архетипов и коллективного бессознательног К.-Г.Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения.

С феноменологической точки зрения, можно проследить параллели этого метода в детской игровой психотерапии, в психодраме Я.Морено и Г.Лёйц и в элементах гештальт-терапии по Ф.Перлсу. В техническом плане символдраме близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К.Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии, например, по И.Вольпе.

Тем не менее, символдрама – это не комбинация из смежных психотерапевтических методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии. В символдраме успешно соединились преимущества богатого спектра психотерапевтических техник, занимающих полярное положение в мире психотерапии: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии, гуманистической психологии, аутотренинга.

3. Описание метода

Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. В работе со взрослыми пациентами и подростками для этого используется техника, близкая к двум первым ступеням аутогенного тренинга по Й.Х. Шульцу. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости последовательно в различных участках тела. В работе со многими детьми даже и это часто бывает излишним. Достаточно попросить ребенка лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться.

Предварительным условием проведения психотерапии является, само собой разумеется, установление в ходе одной или нескольких предварительных бесед доверительных отношений между пациентом и терапевтом, а также сбор данных о пациенте (анамнез).

После достижения пациентом состояния расслабления (что можно проконтролировать по характеру дыхательных движений, дрожанию век, положению рук и ног) ему предлагается представить образы на заданную психотерапевтом в открытой форме тему – стандартный мотив.

Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения.

Участие психотерапевта внешне выражается в том, что через определенные промежутки времени при помощи комментариев типа «да», «угу», восклицаний типа «Вот как!», повторения описаний пациента, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа он сигнализирует о том, что внимательно следит за ходом развития образов пациента.

Чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности пациента, необходимо свести до минимума суггестивное воздействие психотерапевта. В частности, вопросы психотерапевта должны быть открытыми, так как уже в самом вопросе могут быть некоторые элементы внушения. Например, вместо того, чтобы спросить: «Дерево большое?» – или – «Далеко ли это дерево?», – что уже предполагает определенное ожидание ответа, следует спрашивать: «Какого размера дерево?» или «На каком расстоянии находится это дерево?»

Длительность представления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива. Для подростков и взрослых пациентов она составляет в среднем около 20 минут, но не должна превышать 35 -40 минут. Для детей длительность представления образов колеблется в зависимости от возраста ребенка от 5 до 20 минут.

Курс психотерапии состоит, как правило, из 8-15 сеансов, в особо сложных случаях достигая иногда 30-50 сеансов. Однако существенные улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что (для сравнения – курс психоанализа требует не менее 50 сеансов, составляя обычно от 100 до 300 и даже 500 сеансов. Поэтому КПО считается краткосрочной психотерапией) иногда даже один-единственный сеанс может избавить пациента от болезненного симптома или помочь разрешить проблемную ситуацию.

Частота сеансов составляет от 1 до 3 сеансов в неделю. Так как метод символдрамы оказывает глубокое эмоциональное воздействие и требует времени, чтобы пережитое в ходе сеанса прошло сложный процесс внутреннего психологического прорабатывания, проводить сеансы ежедневно и, тем более, несколько раз в день не рекомендуется. Также не рекомендуется проводить сеансы реже, чем раз в неделю.

Символдрама проводится в индивидуальной, групповой форме и в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей. Символдрама может быть также составной частью семейной психотерапии.

Символдрама хорошо сочетается с классическим психоанализом, психодрамой, гештальт-терапией, игровой психотерапией.

4. Стандартные мотивы символдрамы в работе с детьми

Характерной особенностью символдрамы является предложение пациенту некоторой темы для кристаллизации его образной фантазии – так называемого мотива представления образа. Этим символдрама отличается, например, от метода активного воображения Ж. Г. Юнга, в котором предполагается спонтанное развитие образа, и от техники классического психоанализа, где аналитик принципиально не должен ничего «давать» пациенту. С психологической точки зрения, символдрама – это проективный метод.

Однако, в отличие от всех известных проективных методов, для символдрамы характерна (эта особенность КПО эффективно используется в ряде случаев, когда «пробуксовывает» классический психоанализ, что позволяет считать симолдраму прикладным методом современного психоанализа) независимость от какой бы то ни было заданной материальной структуры. Благодаря этому в воображаемых образах непосредственно отражаются глубинные психические процессы, проблемы и конфликты, что позволяет называть кататимные образы «мобильной проекцией». При этом воображаемые образы характеризуют типичные признаки работы сновидения и первичного процесса по 3. Фрейду, прежде всего, смещение и сгущение.

Мотивы, используемые в символдраме, были выработаны в ходе долгой экспериментальной работы. Из множества возможных мотивов, наиболее часто спонтанно возникающих у пациентов, были отобраны такие, которые, с диагностической точки зрения, наиболее релевантно отражают внутреннее психодинамическое состояние и, в то же время, обладают наиболее сильным психотерапевтическим эффектом.

В качестве основных мотивов символдрамы для детей и подростков Лёйнер предлагает следующие:

  1. Луг, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;
  2. Подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта;
  3. Следование вдоль ручья вверх или вниз по течению;
  4. Обследование дома;
  5. Встреча со значимым лицом (мать, отец, братья и сестры, кумир, учитель и т.д.) в реальном или символическом облачении (в образе животного, дерева и т. п.);
  6. Наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса;
  7. Лодка, появляющаяся на берегу пруда или озера, на которой ребенок отправляется покататься;
  8. Пещера, которую сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее выйдет символическое существо, и в которую, по желанию ребенка, можно также войти, чтобы в ней побыть или чтобы исследовать ее глубины.

Наряду с перечисленными мотивами в последние годы широко используются также три следующих дополнительных мотива:

  • наблюдение и установление контакта с семьей животных – с целью получить представление о проблемах в семье ребенка, а также провести их коррекцию;
  • получение во владение надела земли, чтобы что-нибудь на нем возделать или построить;
  • представление себя примерно на 10 лет старше.

Для подростков можно предложить также мотив:

  • собственная машина;
  • мотоцикл.

Кроме того, в плане психодиагностики особенно эффективными оказались следующие мотивы: дерево, три дерева, цветок.

В определенных случаях используются специфические мотивы символдрамы:

  • представление реальной ситуации в школе или дома;
  • воспоминания из прошлого опыта;
  • представление последней сцены из ночного сновидения и продолжение его развития в сновидении наяву под контролем психотерапевта;
  • интроспекция внутренностей тела (путешествие вглубь своего тела);
  • представление определенных предметов, имеющих особое эмоциональное значение, например, игрушки, любимой куклы, плюшевого мишки или другой мягкой игрушки.

Все мотивы имеют, как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. В то же время существует определенное соответствие между каждым конкретным мотивом и некоторой проблематикой. Можно говорить об отнесенности конкретных мотивов к определенной проблематике и стадии детского развития, а также об особой эффективности некоторых мотивов в случае определенных заболеваний и патологических симптомов.

5. Техника проведения психотерапии с ребенком

Прежде всего необходимо установить эмоционально-личностный контакт между ребенком и психотерапевтом. При этом особо важное значение придается беседе с ребенком о его радостях и заботах. В то же время внимание ребенка не должно отвлекаться на посторонние предметы, в частности, на игрушки. Поэтому сеанс символдрамы желательно проводить в другой комнате, а не в той, где проводится игровая психотерапия. Желательно, чтобы помещение было слегка затемнено. шторы при этом должны быть наполовину прикрыты (полностью закрывать не следует, иначе это может вызвать у ребенка тревогу). Делать это нужно заранее, до прихода ребенка, так как в его присутствии это может вызвать у него беспокойство. Обстановка должна казаться ребенку вполне нормальной.

Существенное отличие психотерапии детей и подростков от работы со взрослыми пациентами заключается также в принципиально иной эмоциональной установке психотерапевта.

Она характеризуется тем, что требует от психотерапевта:

  1. большей активности, жизненности и бодрости чувств;
  2. полного доброжелательности и радости отношения к ребенку, которое он очень хорошо чувствует;
  3. готовности и способности воспринимать позитивные чувства, которые может вызывать в психотерапевте ребенок;
  4. психотерапевт ведет себя так, как будто он уже хорошо знает ребенка, но долго не видел его и поэтому теперь очень рад его приходу.

Работая с детьми младшего школьного возраста (от 6 до 9 лет), предпочтительно проводить сеанс, сидя в удобном кресле с достаточно высокой спинкой, чтобы ребенок мог удобно облокотить голову. Эта поза лучше соответствует особенностям моторно-двигательной активности данного возраста, когда дети даже с закрытыми глазами совершают непроизвольные движения руками или ногами. Кроме того, в таком положении они не столь сильно подвергаются страху предстать «на растерзание» психотерапевту, как в более беззащитном положении лежа. В отличие от работы со взрослым пациентом, в работе с ребенком психотерапевту предпочтительно сесть не напротив, а параллельно, рядом с пациентом. Сидеть при этом следует лицом не к окну, а в сторону темной части комнаты.

Следующим важным условием проведения с ребенком сеанса символдрамы является его понятное и приемлемое для ребенка обоснование. Например, ребенка можно спросить, знает ли он интересную «игру полета фантазии с закрытыми глазами». Обычно ребенок отвечает: «Нет». Таким образом у него удается пробудить любопытство и создать мотивацию для проведения сеанса символдрамы. В работе с более старшими детьми и подростками психотерапевт может спросить, не хочет ли ребенок пройти интересный тест, в котором нужно представлять в воображении определенные образы. Как правило, в этом возрасте дети с удовольствием выполняют различные тесты.

В работе с детьми еще в большей степени, чем в работе со взрослыми, необходимо индивидуально настраиваться на каждого пациента. Голос и интонации психотерапевта должны быть не столько нейтрально-размеренными и равномерными, как этого требуют условия объективности психодиагностики, а в большей степени соответствовать эмоциональному настрою ребенка. Например, работая с ребенком с серьезным голосом и сдержанными манерами поведения, психотерапевт тоже должен вести себя более сдержанно, а работая с приветливо-открытым и радостным ребенком, соответственно, быть более открытым и веселым. Есть только два эмоциональных тона, которым психотерапевт следовать не должен: страх и ярость (грессивные импульсы в целом).

Вывод

Таким образом, символдрама детей и подростков имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами психотерапии:

  1. Символдрама в определенном смысле закрывает пробел между игровой и разговорной психотерапией детей и подростков, компенсируя их недостатки и эффективно используя их преимущества.
  2. Символдрама позволяет ребенку разобраться со своими конфликтами и проблемами на символическом уровне. Тем самым можно обойтись без интеллектуального разбора собственных проблем, к которому ребенок может быть еще не готов.
  3. Благодаря особой пластичности метода символдрамы, с творческим использованием рисования, удается хорошо варьировать его применение, сочетая и дополняя им другие методы психотерапии. Символдрама может использоваться и как основная форма терапии, и в комбинации с другими формами, прежде всего с игровой психотерапией, что позволяет существенно динамизировать терапевтический процесс и сделать важные диагностические выводы о ходе лечения.
  4. Символдрама может использоваться как в форме индивидуальной психотерапии, так и в форме психотерапии пар, когда психотерапевт одновременно работает с ребенком и одним из родителей. Хорошо себя зарекомендовала и семейная психотерапия по методу символдрамы.
  5. Часто образы ребенка и особенно их отражение в рисунке в значительно большей мере раскрывают глаза родителям на процессы внутреннего развития и специфические проблемы их ребенка, чем другие формы беседы и убеждения.

Список литературы

  1. Обухов Я. Л. Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. – М.: Эйдос, 1997.
  2. Лёйнер, Ханскарл. Кататимное переживание образов: Основная ступень; Введение в психотерапию с использованием техники сновидений наяву; Семинар: Пер. с нем. - М.: Эйдос, 1996. - 253 с., схемы.

Семинар А1 «Введение в основы символдрамы» ( 30 акад. часов)

Этот семинар знакомит участников с основными техниками символдрамы. Семинар включает в себя теоретическую часть, знакомящую с историей создания метода, его теоретическими основами и местом в ряду других направлений психотерапии. Детально рассматривается структура психотерапевтического сеанса по методу символдрамы , разбираются показания и целесообразность индивидуальной, групповой психотерапии или психотерапии пар. Освещается система подготовки специалистов по методу символдрамы. Отдельная лекция посвящается психоаналитической этике. Рассматриваются вопросы отношений между пациентом и терапевтом в психоанализе и психоаналитической терапии, аналитические границы, сексуальные и несексуальные нарушения границ, этика и терапия, этика и супервизия, этический кодекс, этический комитет.

Во время практической части участники делятся на малые группы, где каждый последовательно выступает как психотерапевт, пациент и наблюдатель, после чего каждый раз следует обсуждение результатов и подробный разбор в общей группе. В ходе семинара прорабатываются стандартные мотивы символдрамы: луг, ручей и дерево , а также тест цветок и мотив сосуд. Отдельное занятие посвящено интерпретации символики чисел и цвета.

Семинар А2 « Основная ступень символдрамы » ( 30 акад. часов)

Этот семинар продолжает знакомить участников с основными техниками символдрамы. В ходе семинара прорабатываются стандартные мотивы символдрамы: гора , дом и опушка леса , а также техника работы с ночными сновидениями. Демонстрируется возможность использования символдрамы в работе с парой мужчины и женщины и парой ребенка и родителя. Прорабатывается шестишаговая техника интерпретации содержания образа, рисунка или сновидения пациента.

Семинар В1 «Символдрама – углублённое прорабатывание основной ступени» ( 30 акад. часов)

Семинар дает более объемное представление о действующих принципах символдрамы на основной ступени, знакомит со специальными мотивами основной ступени символдрамы, происходит детальное прорабатывание техники психотерапевтического ведения пациента по образу, прорабатывается техника ведения предварительной беседы и последующего обсуждения. Прорабатываются стратегии завершения курса психотерапии, разбирается работа З.Фрейда «Анализ конечный и бесконечный». Прорабатывается мотив «Узелок в дорогу» как возможность завершения курса психотерапии. В малых группах подробно прорабатывается мотив «Опушка леса» как основная техника экстренной краткосрочной психотерапии. Определяется место и возможности супервизий в работе психотерапевта. Отдельное занятие посвящено символдраматической технике работы с ночными сновидениями. Особое внимание на этом семинаре уделяется техникам работы с проблемами в отношениях мужчины и женщины (прорабатываются мотивы «Два берега», 3 формы мотива «Подарок», 5 форм мотива «Животное, растение, камень»), разбираются стратегии беседы с пациентом на тему его интимно-сексуальной жизни, критерии определения половой конституции по Г.С. Васильченко.

Семинар В2 « Интенсивная проработка основной ступени символдрамы« ( 30 акад. часов).

Семинар продолжает углубленное прорабатывание основной ступени символдрамы и посвящен теме судьбы и проработке проблем с идентичностью в психотерапии. Символическое обращение к внутренним ресурсам и осмыслению идентичности со своим родом. Обращение к месту силы . Протагонистский сеанс и его разбор.

Интегрирующие мотивы основной ступени символдрамы, направленные на проработку собственной идентичности: «Строительство дома », «Старинная мастерская по изготовлению сосудов ». Два протагонистских сеанса, работа в малых группах и её разбор.

Итоговый коллоквиум.

Семинар С1 «Символдрама – основы техники средней ступени» ( 40 акад. часов).

Семинар для психотерапевтов, имеющих опыт работы по методу символдрамы. Участники изучают технику символдрамы средней ступени: конфронтация символов, усиление конфликта, контакт глаза в глаза, фокусировка на теме конфликта. Прорабатываются основные мотивы средней ступени (2 формы мотива «Значимое лицо в реальной форме», «Корова», «Слон», 3 формы мотива «Куст розы», «Автостоп», «Плодовое дерево», «Дикая кошка», «Лев», «Идеал Я»). Отрабатывается более гибкий стиль ведения. Факультативная программа: мотивы «Дикая кабаниха», «Змея», «Ведьма».

Факультативная программа: мотивы «Дикая кабаниха», «Змея», «Ведьма».

Предварительные условия: посещение семинаров А1, А2, В1 и В2, прохождение собеседования, практический опыт работы по методу символдрамы (минимум представление одного случая на супервизии), начало прохождения учебной психотерапии по методу символдрамы у обучающего терапевта (минимум 10 сеансов), хорошее знание рекомендованной литературы (Лёйнер Х.: Кататимное переживание образов. М., 1996; Лёйнер Х.: Основы глубинно-психологической символики, Журнал практического психолога, 1996, № 3, 4; Обухов Я.Л.: Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. — М., 1997; Обухов Я.Л.: Символдрама и современный психоанализ. – Харьков, 1999; Обухов Я.Л. Символдрама. Введение в основную ступень. – Ростов-на-Дону: «ООО «Мини Тайп», 2005).

Особенности символдрамы средней ступени. Необходимость ее отделения от основной и высшей ступени символдрамы в ходе обучения Кататимно-имагинативной психотерапии. Требования к психотерапевту для работы по технике средней ступени: клинический опыт работы с техникой основной ступени символдрамы, тонкое чувствование пациента (эмпатия), опыт работы с возможными аверсивными реакциями пациента, умение уверенно, конструктивно и быстро с ними справляться, хорошее владение техниками основной ступени символдрамы. Основные техники символдрамы средней ступени: фокусировка конфликта, контакт глаза в глаза, ассоциативный метод, аналитическое прорабатывание, работа с переносом и контрпереносом. Показания и противопоказания для символдрамы средней ступени. Практическое упражнение в группе. Работа с мотивом значимое лицо. Положительные и отрицательные значимые лица. Представление значимого лица в реальном виде и в символическом форме. Техника “контакт глаза в глаза”. Протагонистский сеанс: представление значимого лица в реальном виде с последующим “контактом глаза в глаза”. Упражнение в малых группах. Разбор упражнений в малых группах. Техника “контакт глаза в глаза” — продолжение. Представление себя значимым лицом. Представление значимого лица в символической форме. Корова как символический образ матери. Слон как символический образ отца. Блок мотивов средней ступени для проработки сексуальных проблем: автостоп для женщины, куст розы для мужчины, куст розы для женщины, плодовое дерево. Автостоп как индикатор особенностей сексуального поведения у женщины, работа с проблемами доверия. Куст розы как индикатор особенностей сексуального поведения у мужчины и показатель способности к решительным действиям. Куст розы для женщины – обращение к «анимусу». Две формы упражнения куст розы для женщины. Плодовое дерево в работе с проблемами сексуального влечения. Теории агрессивности, используемые в символдраме. Блок мотивов средней ступени для работы с проблемами агрессивности: лев, дикая кошка. Показания для их использования. Дикая кошка в работе с потребностью в самоутверждении (по Х. Когуту), для ресурсной подпитки и в работе с проблемами анимы. Мотив «Идеал Я» в работе с проблемами идентификации, Сверх-Я и интеграции личности.

Семинар С2 «Символдрама средней ступени – ассоциативный метод » ( 20 акад. часов). (Ведущий: Я.Л. Обухов-Козаровицкий)

Количество участников: не более 20; участников просят иметь материал для рисования.

Семинар для психотерапевтов, имеющих опыт работы по методу символдрамы. Участники изучают технику средней ступени символдрамы: ассоциативный метод. Отрабатывается стиль ведения пациента по образу в соответствии с принципами нулевого структурирования.

Предварительные условия: посещение семинаров А1, А2, В1, В2 и С1, прохождение собеседования, практический опыт работы по методу символдрамы (минимум представление одного случая на супервизии), начало прохождения учебной психотерапии по методу символдрамы у обучающего терапевта (минимум 10 сеансов), хорошее знание рекомендованной литературы.

Особенности символдрамы средней ступени. Основные техники символдрамы средней ступени: фокусировка конфликта, контакт глаза в глаза, ассоциативный метод, аналитическое прорабатывание, работа с переносом и контрпереносом. Показания и противопоказания для символдрамы средней ступени. Практическое упражнение в группе: «молчаливый образ» на мотив «винтовая лестница, ведущая к золотому зеркалу в тёмном подземелье» и его разбор. Четыре основные символдраматические стиля ведения пациента по образу: 1) учебный, 2) протективный, 3) конфронтационный, 4) ассоциативный. Сравнение работы со стандартными мотивами (предложение стандартного мотива как ядра кристаллизации и проекции конфликта; использование режиссёрских принципов смягчения напряжения и интеграции конфликтного материала; опора на положительный и анаклитический перенос) и ассоциативного метода. История создания ассоциативного метода. Дискуссия 1960 г. Разбор случая пациентки Х. Лёйнера. Показания и противопоказания использования ассоциативного метода. Протагонистский сеанс и его разбор. Возможности и преимущества ассоциативного метода. Упражнение в малых группах. Разбор упражнений в малых группах. Метод свободных ассоциаций классического психоанализа и ассоциативный метод символдрамы: общее и различия. Методы символдрамы «прожить и выстрадать», «пробных действий». Вербально-ассоциативные «отклонения» от представления образов, их особенности, виды и способы работы с ними. Формы протекания ассоциативного процесса по Х.Лёйнеру: 1) сказочно-лирическая форма; 2) ассоциативные пассажи, отыскивающие конфликтный материал; 3) ассоциативные пассажи со спонтанной возрастной регрессией; 4) вербально-ассоциативные «отклонения»; 5) фрагментированная форма протекания образных ассоциаций; 6) способствование ассоциативному раскрытию личности. Клинические примеры. Особенности работы с возрастной регрессией. Развёртывание ассоциативных векторов: 1) тематический вектор; 2) вектор временной решётки (работа с прошлым, настоящим и будущим). Модификация ассоциативного метода – наблюдение поведения.

Семинары по теории и практике психоанализа и глубинно-ориентированной психологии

Т 1 Введение в клиническую и психоаналитическую диагностику и практику. Предварительное интервью. Психологические защиты. Начало психотерапии. Средняя часть психотерапии. Завершение психотерапии. Постаналитические отношения. Основы психоаналитического процесса (30 академ. часов).

Первый контакт с потенциальным пациентом. Содержание первого телефонного разговора. Место и время приема. Обстановка кабинета. Как структурируется первая встреча. Этический кодекс МОО СРС КИП. Предварительное интервью: цели и содержание. Представление пациента о своих проблемах. Представление пациента о психоаналитической психотерапии. Оценка перспектив рабочего альянса – продолжительность и итоги предварительного интервью. Первоначальное предъявление пациентом проблемы («жалоба»). Наиболее типичные формы жалоб. Выработка сеттинга. Понятие психоаналитического контракта. Тема оплаты и порядка ее внесения. Позиция пациента. Частота и продолжительность встреч. Тема сроков психотерапии и критериев ее успешности, телефонные контакты и отношения за рамками аналитического процесса. Начало психотерапии. Определение целей и проработка альтернатив. Взаимодействие пациента и психотерапевта. Функции «Я » пациента и понятие рабочего альянса . Обучение и информирование пациента. Во что пациент должен быть посвящен. Трудности начала психотерапии с различными категориями пациентов. Переход к средней части психотерапии. Средняя часть психотерапии. Завершение психотерапии. Постаналитические отношения. Психоанализ и психоаналитическая психотерапия. Показания и противопоказания к психоанализу и психоаналитической психотерапии. Структурные изменения как основная цель психоанализа и психоаналитической психотерапии.

Т 2 Основные психоаналитические теории в символдраматической практике (30 академ. часов). З. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер, М. Кляйн, Д.В. Винникотт, О. Кернберг, Х. Когут.

Т 3 Теория объектных отношений. Теория привязанности. Символизация и интерпретация в символдраме (20 академ. часов).

Т 4 Психодиагностика по ОРD: общее представление и подробно оси I, II, III, IV (60 академ. часов).

Семинар знакомит с последним достижением современного психоанализа — Операционализированной психодинамической диагностикой (OPD), разработанной ведущими психоаналитиками Германии в 1992-1996 гг., а также с её более современной версией OPD-2 (2006 г.). Создание OPD — это ответ психоаналитиков на неудовлетворенность чисто дескриптивно-феноменологической классификацией в МКБ-10 и DSM-IV, а также существующей психоаналитической диагностикой. В OPD разработаны чёткие критерии для оценки состояния пациента по пяти осям: ось I – переживание болезни и предпосылки для лечения ; ось II – отношения (в том числе перенос и контрперенос); ось III – внутренний конфликт ; ось IV – ; ось V – психические и психосоматические нарушения (связь с МКБ-10 и DSM-IV). Постановка диагноза по критериям OPD – обязательное требование для написания итоговой дипломной работы, рассматриваемой на экзамене для получения квалификации «психотерапевт по методу символдрамы » в структуре Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО). В практической части семинара демонстрируется работа OPD в Кататимно-имагинативной психотерапии. Участники семинара учатся определять структурный уровень развития личности (хорошо интегрированный, умеренно интегрированный, мало интегрированный и дезинтегрированный) по шести критериям: самовосприятие, саморегуляция, ведущие механизмы защиты, восприятие объекта, коммуникация и привязанность. Подробно разбираются стратегии проведения психотерапии на каждом уровне. В рамках семинара проводятся супервизии, в ходе которых определяются основные конфликты и уровень развития личности пациента.

Т 5 Работа с переносом и контрпереносом в аналитическом процессе и символдраме. Работа с сопротивлением и механизмы защиты (20 академ. часов).

Виды переноса и контрпереноса ; признаки переноса в психотерапии по методу символдрамы; методы прорабатывания переноса; общая теория возникновения и развития психических и психосоматических заболеваний; исцеление или улучшение через понимание и позитивный опыт отношений; центральная роль переноса , контрпереноса и сопротивления в аналитическом процессе и символдраме; принцип нейтральности (эквидистанция к ОНО , Я и СВЕРХ-Я , а также правило абстиненции ); поддерживающие и помогающие отношения как основа психотерапевтического процесса (по Woller/Kruse); триада областей отношений по L. Luborsky: актуальные психотерапевтические отношения (работа с переносом и контрпереносом), актуальные отношения за пределами психотерапии, ранние отношения; прорабатывание Центральной темы конфликта отношений (ЦТКО) по Х. Хеннигу; превербальные репрезентации (по D. Stern): генерализированные репрезентации интеракций (Representation of Interaction that have been Generalized – RiG).

Механизмы защиты. Сопротивления. Сеттинг. Определение, взаимозависимость психотерапевтической задачи и сеттинга. Психотерапевтический аспект сеттинга, создание «аналитического третьего» как «переходного пространства». Кушетка. Вопрос оплаты. Пять базовых техник психотерапии: суггестия, абреакция, манипуляция, разъяснение, интерпретация. Два типа инсайта. Понятие психоаналитической нейтральности. Интерпретация как процесс психотерапии. Способы получения и обработки информации. Свободные ассоциации – фундаментальное правило психоанализа. Формы вопросов в психоаналитической практике: фактические, Эго-ориентированные, объект-ориентированные. Эго-синтонное и Эго-дистонное присоединение. Молчание. Техники работы с аналитическим материалом: слушание, прояснение, конфронтация, интерпретация, аналитическое прорабатывание.

Работа с сопротивлением . Работа с «фиксированными образами ». Когда необходимо аналитическое прорабатывание? Показания для применения техники аналитического прорабатывания.

Т 6. Введение в аналитическую психологию К.-Г. Юнга (20 академ. час.). Психоанализ и аналитическая психология: сходства и различия. Роль личностных особенностей З. Фрейда и К‑.Г. Юнга и специфики их взаимоотношений. Понятие архетипа . Архетип и комплекс . Отщепление комплекса . Структуры идентичности : эго и тень . Индивидуальное и коллективное бессознательное . Практические методы аналитической психологии. Активное воображение . Творчество. Работа со сновидениями: понятие амплификации .

Т 7 Неврозы. Психосоматические заболевания. Клинические и психоаналитические аспекты (40 академ. часов).

Понятие невроза. Истоки формирования невротической личности в раннем детстве. Невроз как «неоконченные дела детства». Невротический конфликт и психическая защита. Психический конфликт и психические защиты при неврастении, истерии и неврозе навязчивых состояний (у детей и взрослых). Дисгармоническое раннее семейное воспитание как следствие невротизма родителей. Нуклеарная семья и проблема формирования вертикальных и горизонтальных связей у ребенка. Неврозогенная семья. Неблагоприятные особенности личности родителей. Три типа раннего дисгармонического семейного воспитания – отвергающее, гиперсоциализирующее, эгоцентрирующее. Формирование у ребенка преневротических радикалов личности. Клиника невротических расстройств. Акцентуации и психопатии.

Влияние акцентуаций на направленность невротической динамики. Истерический невроз. Неврастения. Обсессивно-фобический невроз. Ипохондрический невроз. Невроз страха: определение, клинические проявления. Позиция «от» и «к». Страх и тревога. Депрессивный невроз. Психо-вегетативный синдром. Психосоматические переключения. Особенности психосоматических расстройств у детей. Психосоматика и материнская депривация.

Т 8 Пограничные личности расстройства. Психозы. Клинические психоаналитические аспекты (20 академ. часов).

Т 9 Мифы, сказки, фантазии в символдраматической практике (30 академ. часов).

Психоаналитический разбор сказок, отражающих конфликты оральной, анально-садистической, фаллически-эдипальной, латентной, пубертатной стадий («О курочке рябе», «Репка», «Колобок», «Буратино», «Волшебная лампа Аладдина», «Аленький цветочек», «Три поросенка», «Синяя борода», «Красная шапочка», «О Гензеле и Гретеле», «Дюймовочка» и др.). Психоанализ сказки в работах Б. Бетельгейма. Разбор архетипа «Великой Матери » по Э. Нойманну. В.Я. Пропп об исторических корнях волшебной сказки. Использование сказки в психодиагностике и психотерапии. Практические упражнения: кататимный поход в сказку . Упражнения в малых группах и их разбор.

Т 10 Теория и практика групповой психотерапии в символдраме. Супервизия, интервизия, балинтовская группа (30 академ. часов).

Семинар знакомит с теорией и практикой групповой символдрамы, открывая новые возможности использования этого высокоэффективного метода психотерапии. Дается классификация направлений и видов групповой психотерапии, особенно подробно обсуждаются особенности групповой психодинамической психоаналитически ориентированной психотерапии. Разбираются внешние рамки (оптимальное количество участников в группе, продолжительность одного группового занятия, частота и общее количество занятий, селекция участников группы) и внутренняя структура (принцип минимального структурирования, правило свободных вербальных интеракций, правило конфиденциальности, правило избегания социальных контактов за пределами группы) психоаналитически ориентированной групповой психотерапии. Разбирается развитие групповой структуры в курсе групповой психотерапии по методу символдрамы. Подробно разбираются задачи и действия психотерапевта. Прорабатываются фазы групповой психотерапии по методу символдрамы (5 фаз группового занятия по Л. Коттье-Бирнбахер). Обсуждаются основные мотивы групповой символдрамы. Разбираются теоретические концепции психоаналитически ориентированной групповой психотерапии: «социо-динамическая формула» Р. Шиндлера (ролевые позиции альфа, бетта, гамма, омега); сегментная модель П. Куттера (3 уровня группы – уровень сознательных интеракций, уровень отношений переноса и контрпереноса, уровень анаклитически-диатрофического единства; 4 вида переноса – невротический перенос, нарциссический перенос, перенос расщепления, психотический перенос). Развитие групповой идентичности в соответствии с восмью психосоциальными кризисами по Э. Эриксону (доверие-недоверие, самостоятельность-сомнение и стыд, инициатива-чувство вины, радость достижения-чувство неполноценности, идентичность-диффузия ролей, интимность-изоляция, продуктивная способность-стагнация, интеграция Я -отчаяние). Анализ механизмов эффективности групповой психотерапии, «целебные факторы» по И.Д. Ялому (интерперсональное научение, катарсис, кохэсия, понимание), неспецифические факторы эффективности психотерапии («change agents») по Т. Карасу (аффективное переживание, когнитивное освоение и регуляция поведения). Факторы эффективности психотерапевта по М.А. Либерману (эмоциональная активация, заботливость и покровительство, создание когнитивных рамок отношений, исполнительные и организаторские функции) Типы психотерапевтов («отец», «харизматический лидер», «социальный инженер») и их эффективность. Пять фаз развития групповой динамики (незрелые архаические имагинации с доамбивалентными свойствами, более зрелые имагинации с амбивалентными и амбитендентными свойствами, эдипальные имагинации, латентные и подростковые имагинации, зрелые имагинации). Психотерапия по методу символдрамы в работе с парой ребенок-родитель и мужчина-женщина. Основные показания и противопоказания. Прорабатываются мотивы психотерапии пар: «Представить себя животными и пойти друг к другу в гости », «Озеро », «Нелегальный переход границы и пронос контрабанды », кататимный поход в сказку .

Метод символдрамы относится к психотерапевтическим методикам, получившим государственную поддержку во многих странах мира. Символдрама особенно эффективна при депрессивных состояниях, к которым, безусловно, относится зависимость от наркотиков и алкоголя. Название «символдрама» — психотехника активного воображения, происходит от symbolon — условный знак, образ, drama – действие.

Символдрама при алкоголизме и наркомании

Существующий сегодня метод кататимно-имагинативной психотерапии (символдрама) разработан психотерапевтом профессором Х. Лёйнером на основании работ К. Юнга, известен и широко используется с конца прошлого века в Германии, Австрии, Голландии, России, странах СНГ.

Кататимное переживание образов, метод «сновидений наяву» представляет собой фантазирование в состоянии расслабления при помощи образов на тематику, предложенную психотерапевтом.

Символдрама объединила методы классического психоанализа и поведенческую психотерапию, глубинный анализ Юнга, гуманистическую психологию и аутотренинг. Психотехника сочетается с психодрамой, игровой психотерапией. Используются методы самовнушения.

Роль психотерапевта заключается в общем направлении работы воображения, помощи больному в виде вопросов. Работа с подсознанием, не контролируемым разумом, позволяет доктору выявить основные проблемы, страхи клиента.

Кому помогает метод

Метод используется для лечения взрослых и детей. Он широко применяется на Западе для работы с детьми раннего возраста, школьниками.

С помощью этой методики клиентам предоставляется возможность:

  • осознать собственные бессознательные конфликты;
  • найти в ходе психотерапии способы защиты, нейтрализации подавленных проблем;
  • восстановить в памяти, осознать страхи раннего детства.

Этот способ психотерапии хорошо адаптирован к отечественным условиям. Эмоционально-образный способ решения внутренних конфликтов как нельзя лучше соответствует ментальности россиян, действует эффективнее многих рациональных аналитических психотехник.

Символдрама позволяет выявить истоки невроза, которые часто уходят корнями в детские страхи, душевные травмы, эффективна при лечении:

  • психосоматических заболеваний;
  • невротических состояний;
  • депрессии;
  • алкогольной, наркотической зависимости;

Метод символдрамы применяется при лечении наркомании и алкоголизма, используется во время ремиссии. Метод эффективен на этапе социализации, дает возможность взаимодействия больного с родными, друзьями, способствует восстановлению разрушенных связей.

Действенность этого способа психотерапевтического лечения выявляется не только в отношении лиц, страдающих зависимостью. Данная психотехника позволяет решить проблему созависимости.

Нередко именно поведение созависимого служит ключом, способным изменить течение болезни, найти мотивацию для избавления от алкогольной или наркотической зависимости.

Методика имеет свои противопоказания. Этим способом нельзя лечить людей, страдающих:

  • шизофренией;
  • эпилепсией;
  • олигофренией.

На видео применение символдрамы при реабилитации зависимых лиц:

Базовые техники

Символдрама основана на том, что все внутренние конфликты имеют в своей основе эмоциональное переживание, и, выявив эмоцию, оказывающую деформирующее влияние на психоэмоциональное состояние пациента, врач получает возможность разрешить проблему.

Методика охватывает три направления работы с клиентом:

  1. с настоящим психоэмоциональным состоянием;
  2. с прошлым клиента, травмирующим его подсознание;
  3. с будущим пациента, создавая предпосылки для личностного роста, воздействуя на подсознание.

Роль психотерапевта сводится к роли наблюдателя, воздействие доктора на пациента стараются свести к минимуму. В вопросах не присутствуют элементы внушения, которые предоставляют возможность клиенту согласиться или опровергнуть мнение доктора.

Например, при описании цветка не спрашивают: «Красный цветок или желтый?» Вместо этого врач спросит: «Какой окраски цветок?» Вопрос не должен предоставлять выбор, содержать подсказку.

Предложенные образы пациенты интерпретирует по-своему. Так, один и тот же мотив, например, «дерево» вызывает в воображении разные образы, соответствующие общему состоянию человека, его настроению в текущий момент.

В зависимости от индивидуальных особенностей, пациент может представить в воображении:

  • высокое мощное дерево с густой кроной посреди леса;
  • одиноко стоящее деревце с облетевшей осенней листвой;
  • цветущую яблоню.

Образы приходят из подсознания, удивляя иногда самого человека неожиданными деталями. Так, на верхушке может сидеть ворон, у основания ствола может оказаться яма, а за деревом может спрятаться неведомый зверь.

В этих деталях, возникающих при проработке образов, проявляются детские страхи, неразрешенные конфликты, забытые на уровне сознания обиды, продолжающие жить в подсознании уже взрослого человека.

Методику используют для индивидуальных и групповых сеансов. Символдрама позволяет работать в различных вариантах – парами, с детьми, родителями.

Основные образы

Основные положения для развития образной фантазии — специально отобранные мотивы, наиболее соответствующие проблематике, вызвавшей внутренний конфликт.

Основатель метода Х. Лёрнер предлагал следующие образы:

  • подъем в горы с обзором открывающейся панорамы;
  • следование по течению ручья или против него;
  • обследование жилого помещения;
  • наблюдение за лесной опушкой, описание встречи с неизвестным существом, вышедшим из леса.

Каждый мотив используется для решения определенной проблематики.

Для подростков особое значение приобретают проблематики:

  • проблемы личностной оценки;
  • социализации;
  • идентификация идеального «Я».

При работе с детьми эффективны образы:

  • воображение себя через 10 лет;
  • наблюдение за семейством животных.

Эти образы в символдраме помогают врачу составить мнение о характере отношений в семье, выявить факторы, травмирующие психику.
Лекция о работе с образами в символдраме и их значение:

Проведение сеансов

Улучшение пациент ощущает уже после первого сеанса, а после курса лечения, состоящего из 8-15 сеансов, наступают существенные положительные изменения в душевном состоянии.

Длительность сеанса составляет около часа, включает:

  1. предварительную беседу;
  2. упражнения для расслабления;
  3. собственно психотерапию, состоящую в переживании предложенных образов;
  4. обсуждение.

Для закрепления результата пациенту предлагается вести дневник, создавать при помощи рисунков, скульптурной лепки из глины, пластилина образы, предложенные психотерапевтом.

Беседа

На первом этапе нарколог проводит беседу с пациентом, знакомится с дневником, рисунками клиента, чтобы получить полное представление о состоянии больного.

Расслабляющие техники

При проведении сеанса используются расслабляющие приемы. Чтобы подготовить взрослых, подростков к сеансу, применяется аутотренинг. Детям, для того, чтобы выполнить упражнение, обычно, достаточно просто лечь на кушетку и закрыть глаза.

Психотерапия

Пациенту предлагается представить образ, рассказать о своих переживаниях. Участие психотерапевта проявляется в виде направляющих коротких комментариев, соответствующих ситуации, уточняющих вопросов, не влияющих на свободное самораскрытие клиента.

Каждый мотив соответствует определенному состоянию, которое, по мнению психотерапевта, представляет центральную проблему для пациента.

Длительность сеанса собственно психотерапии составляет около 20 минут. Время «сновидений наяву» (имагинаций) зависит от возраста, состояния здоровья клиента.

Обсуждение

Этот этап особенно актуален при работе с группой при лечении алкоголизма, наркомании, созависимости. Помогает закрепить установки на трезвость, мотивировать пациента на продолжение лечения, полное освобождение от зависимости и созависимости.

При тяжелых депрессиях, вызванных употреблением наркотиков, алкоголя, лечение может продолжаться в течение нескольких лет.

Личное появление в ходе сеанса неприятных нам людей, а также проявление наших страхов и травм во плоти, всегда вызывает сопротивление. Поэтому символдрама учит работать с ними в образе символов, метафор. Так естественно работает физиологический сон, «показывая» нам переведённые на язык правого полушария события нашей жизни.

Однако, для того чтобы научиться глубокой релаксации и визуализации, необходимой для символдрамы, нужно начинать с малого. В предыдущей статье, посвящённой символдраме, мы говорили о том, что любой сеанс начинается с небольшой разминки - вхождения в образ луга. Но прежде чем приступить к полноценной визуализации, нужно проработать самый простой мотив - мотив «ЦВЕТОК». Не бойтесь экспериментировать, представить себе цветок в состоянии даже пациенты с тяжёлыми нарушениями.

Мотив «Цветок»: Пошаговая инструкция визуализации

  1. Представьте себе тот цвет, который в данный момент соответствует Вашему эмоциональному состоянию.
  2. Представьте себе, как этот цвет начинает пульсировать, то сжимаясь, то увеличиваясь в размерах, высвобождая пространство для фона другого цвета.
  3. Представьте себе цвет фона, на котором пульсирует и переливается первоначальный цвет. Какой он? В конце этого этапа у Вас уже есть предварительный размытый образ «цветка» на некоем фоне.
  4. Пульсирующий цвет начинает менять очертания и приобретает форму - это и будет форма Вашего цветка. Обратите внимание на центр этого пульсирующего цветового сгустка - он должен иметь другой цвет. Какой он? От этого центра во все стороны разбегаются лучи, разделяя Ваш цветок на лепестки. В конце этапа у Вас уже появляется сформированный цветок, у которого есть сердцевина и лепестки.
  5. Образ цветка, созданный Вами, формируется дальше, он приобретает глубину, трёхмерность, так создаётся - чашечка. Загляните вглубь чашечки цветка. Что Вы там видите? Каков запах? Что чувствует Ваш нос?
  6. Отойдите от цветка далеко-далеко, увидьте его маленьким, на придуманном Вами фоне. Как выглядит цветок издалека? На что он похож? Есть ли у него название?
  7. Где растёт Ваш цветок? Есть ли у него стебель, листья, корни? В какой почве Вы его разместили? Цветок может вполне как бы «зависать в воздухе», будучи совершенно абстрактным и не иметь связи с почвой.
  8. Что Вы видите рядом с образом цветком? Что его окружает? Есть ли вокруг него животные, насекомые, люди? Не угрожает ли что-нибудь цветку? Если да, то как Вы его защитите? Вы можете пересадить его в более безопасное место, можете окружить защитой в виде забора или садовой ограды...

Итак, любое препятствие, которое возникает в ходе визуализации, это проблема, вытащенная на поверхность из подсознания. Начинайте «работать» с препятствием и устранять его, пока Вы «там» - это будет иметь сильнейший терапевтический эффект «здесь».

Сеанс символдрамы всегда заканчивается так:

  1. Вы с силой сжимаете и разжимаете кулаки и пальцы ног.
  2. Делаете несколько энергичных движений руками и ногами.
  3. Хлопаете в ладоши.
  4. С силой зажмуриваетесь и широко раскрываете глаза.

В конце сеанса символдрамы нарисуйте (подробно или схематично, но быстро!) тот цветок, который у Вас получился и отложите рисунок в сторону. Вы вернётесь к этому рисунку на следующем сеансе, через несколько дней, когда будете работать с цветком во второй раз. Оцените тогда своё предыдущее состояние и начинайте новый сеанс визуализации. Скорее всего Вы начнёте представлять себе уже совсем другой цветок. После окончания второго сеанса так же зарисуйте то, что у Вас получилось. А через несколько дней сравните рисунки. Вы должны увидеть положительную динамику.

Мотив «Цветок»: Признаки нормы и отклонения от нормы в ходе визуализации

Отклонения от нормы:

  1. Искусственные цветы, особенно ярких, вызывающих окрасок
  2. Цветы из железа, стали, чёрные цветы и тому подобные фантастические сюжеты.
  3. Цветы, вызывающие страх, отвращение и гадливость у самого же пациента.
  4. Невозможность сосредоточиться на одном цветке, постоянное изменение его формы, быстрая смена образов нескольких цветов.
  5. Быстрое увядание представленного цветка, опадание листьев и лепестков.
  6. Цветок как бы висит в воздухе, не имея почвы.

У многих, кто работает с образом цветка, может возникнуть одна из распространённых проблем: сознание не в силах сконцентрироваться на одном цветке, образы постоянно сменяют друг друга. Тогда нужно мысленно дотронуться пальцем до выбранного цветка и начать тактильно его обследовать. Как правило, после этого фиксируется один выбранный образ.

Признаки нормы:

Яркие, естественных тонов, настоящие цветы, которые легко узнаются - ромашка, роза, колокольчик и т.д. Признаком нормы и очень богатого воображения также считается цветок-гибрид, смесь двух настоящих цветов. Признаком нормы считается цветок, который вызывает радость у того, кто его воображает, находящийся в заполненном ландшафте, не зависающий в «пустоте».

После того, как у Вас, наконец, получится полноценная визуализация по мотиву «Цветок», Вы можете заметить, что некоторые проблемы, давившие на Вас подспудно, вышли наружу и перестали Вам досаждать.

Однако, Цветок - это всего лишь тренировка способности вашего воображения к визуализации. Настоящее решение проблем обусловлено столкновением Вас с самыми близкими Вам архетипическими сюжетами. Для кого-то это будет подъём на гору и панорама, открывающаяся с горы, для кого-то встреча с Существом на опушке леса, а для кого-то - обследование дома.

Образ цветка заменяет в символдраме традиционную медитацию на пламя свечи, которую, в отличие от символдрамы проводят в реальности и с открытыми глазами.

Если Вам трудно сосредоточиться, начните с этой классической медитации - медитируйте на свечу, и вскоре из её пламени к Вам будут приходить образы. А первым из них, вероятней всего, окажется образ цветка.

Запомните, без развитого навыка визуализации, любая практика позитивного мышления остаётся словами, написанными на бумаге.