Состав числа 9 занятие в подготовительной группе. Конспект занятия по математике для подготовительной группы " в королевстве числа девять"

Воспитатель 1 квалификационной категории ГБОУ Школа Марьина Роща имени В. Ф. Орлова. Новосядлая Надежда Павловна Г. Москва

Цели: закрепить знания детей о составе числа 9.

Задачи:

Образовательная:

  • закрепить знания детей о составе числа 9 из двух меньших чисел, понимание взаимосвязи между частью и целым, порядковый счет, пространственные отношения (налево, направо) .
  • Закрепить умение выполнять действия, используя числовой отрезок.

Развивающая:

Воспитательная:

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи.

Материалы к занятию:

  1. демонстрационный материал
  2. корзина для раздаточного материала
  3. раздаточный материал – шоколад + карамель (картинки)
  4. карточки с числовыми выражениями;
  5. 2 магнитные доски + магниты
  6. набор цифр на разном фоне (на каждого)
  7. шнурки цветные (синельная проволока на каждого)
  8. ориентиры - синего, желтого и зеленого цвета.
  9. «пропуска» - карточки

Дидактический материал: презентация.

Ход занятия:

Дети входят в зал. Воспитатель собирает детей около себя.

Любите ли вы сладкое?

Что из сладкого вы любите больше всего?

Знаете ли вы, где делают конфеты?

(Выслушиваются все ответы детей) .

Ребята, сегодня к нам в гости придет сказочный герой. А кто, вы узнаете, если правильно отгадаете загадку:

Все девчонки и мальчишки

Полюбить его успели.

Он – герой веселой книжки,

За спиной его пропеллер.

Ответ: Карлсон

Слайд №1. Правильно, Карлсон. Он идет в гости и просит помочь ему собрать коробки конфет для его друзей.

Для этого он приглашает всех ребят на кондитерскую фабрику.

Чтобы пройти на кондитерскую фабрику надо предъявить пропуск.

Посмотрите Карлсон уже приготовил для вас пропуска.

(В середине зала стоит стол, на нем лежат карточки вперемешку) .

Но не все карточки подходят, выбрать надо только те, на которых нарисованы 9 конфет. Пожалуйста, выбирайте.

Дети подходят к столу, выбирают нужную карточку. Карточки лежат вперемешку. Воспитатель – проверяет «пропуска» .

Садятся на свои места.

Перед детьми лежат большие контейнеры и маленькие с раздаточным материалом.

Ребята, Карлсон просит собрать коробку конфет так, чтобы у каждого были и шоколадки и карамельки. Но всего обязательно 9конфет.

Дети выполняют задание разными вариантами.

Спрашиваю:

Сколько шоколадок? Сколько карамелек? Всего 9.

Эдик, пожалуйста, выйди к доске и покажи как ты это сделал.

Кто еще выполнил задание таким вариантом? (ответы детей)

У кого другой вариант?

На магнитной доске прошу желающих выложить свой вариант. (Демонстрационный материал) -

1). Выбери вариант

2). Сколько получилось?

3) Подбери крышку.

Назови части. (1, 8) Целое. (9)

Илья, сколько ты взял шоколадок? (2) .

А карамелек? (7)

А всего? (9)

Верно, выложи на доске.

Назови части. (2, 7) . Целое (9) .

Посмотрите сколько коробок конфет мы собрали разными вариантами.

Выбери правильную крышку, которая подойдет к твоей коробке.

Посмотри на записи, что интересного заметили в этих равенствах? (Во всех равенствах части разные, а целое одинаковое) .

Какой мы сделали вывод? (число 9 можно получить по-разному) .

Молодцы! Хорошо поработали. Карлсон приглашает вас отдохнуть. Выходите на середину ковра.

Физкультминутка. Слайд № 5

Ребята, Карлсон приготовил вам сюрприз. Он придумал на что похожа цифра 9. (на червячка) Слайд № 6.

Он и вам принес цветных червячков. (Коробка с цветной синельной проволокой) .

А вы сможете, с их помощью выложить цифру 9.

Дети выполняют задание.

А другие цифры вы можете выложить? (да) . Выкладывают цифры разные.

Молодцы! Хорошо получилось!

Ребята, а вы сами хотите превратиться в разные цифры? Хотим.

Слайд № 7 Игра «Живые цифры»

На столе лежат цифры разного цвета вперемешку. Дети берут цифру на выбор. (цифры 1-9) .

Посмотрите у вас фон цифр разного цвета, это значит, что у вас будет 2 (3) команды, команда желтых, команда зеленых, команда синих.

Впереди стоят цветные ориентиры. Пока звучит музыка дети гуляют кто с кем хочет, а как только музыка остановится вы должны выстроиться в 2 (3) команды. Каждая команда должна выстроиться в шеренгу у своего ориентира. Нужно выстроиться по порядку: каждая цифра на своем месте.

Верно ли вы встали?

Вика, ты какая цифра? (5) Сделай шаг вперед, назови цифры своих соседей. (Ответ)

Спрашиваю у другой команды.

Хорошо поиграли, повеселились. Совсем забыли, Карлсону пора на праздник. Поможем ему, покажем дорогу?

Садитесь на стульчики.

Слайд № 8: домики.

Посмотрите, Карлсон сейчас на крыше домика №1 – это кондитерская фабрика.

Прежде, чем идти на праздник надо нарядно одеться. Домик его находится на крыше №4. Подскажите:

Сколько крыш пролетит Карлсон до своей крыши? (3)

В какую сторону? (направо)

Карлсон переоделся, теперь ему нужно забрать на праздник Малыша.

Будьте внимательны, Малыш живет в доме №6.

Сколько крыш Карлсону надо пролететь от своего дома до дома Малыша? (2)

В какую сторону? (направо)

Ребята, он вдруг вспомнил, что забыл закрыть входную дверь у себя дома, придется вернуться. Дверь нельзя оставлять открытой.

Подскажите Карлсону: сколько крыш он должен пролететь, чтобы вернуться к своему дому? (от №6 до №4, (2 налево) .

Закрыл дверь и теперь они могут лететь на праздник. А праздник проходит в доме №9

Сколько домов надо пролететь Карлсону от своего дома до дома №9.

Правильно! Молодцы, ребята, спасибо.

Итог занятия.

Где вы сегодня побывали?

Чем мы занимались на шоколадной фабрике? (собирали коробки конфет)

Смогли вы собрать коробки конфет?

А какие знания нам помогли? (мы умеем считать, знаем как можно получить число 9)

Что было самым интересным?

Вы молодцы! У вас все получилось потому, что вы очень дружные и сообразительные ребята.

Ребята, Карлсон оставил вам сладкие подарки.

Звучит музыка, раздаю подарки.

Конспект занятия

по математике

Состав числа девять для детей подготовительной группы

Цель:

Сформировать понятие составлять число из двух меньших чисел.

Задачи:

    закрепить/повторить состав числа девять из двух меньших чисел;

    продолжать учить увеличивать числа в пределах двадцати на единицу;

    закрепление прямого и обратного счёта;

    развивать логическое мышление, слуховую память и внимание.

5. продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Участники:

Педагог и дети.

Форма проведения совместная деятельность.

Продолжительность: 30 минут

Дидактический наглядный материал:

    цветные круги (на каждого ребёнка по 9 штук)

    игрушка медведь в спортивной форме (для сюрпризного момента)

    карточки с цифрами от 0 до 9

    20 картинок с изображением барашков (у 15 барашков на майках написаны цифры)

    палочки счетные (на каждого ребёнка)

    тетрадь в крупную клетку, карандаш (на каждого ребёнка)

    таблица с кругами для счёта.

1. Ребята к нам в гости пришёл мишка. Но это не простой косолапый, это медведь спортсмен. И вот какую игру он нам предлагает.

Игровое упражнение «Составим команду спортсменов».

У детей наборы кругов одного цвета. Воспитатель читает стихотворение.

На каждое названное животное дети кладут на стол по одному кругу.

Бег – прекрасная игра.

Ускоритель – номера.

Приготовились. На старт!

Первым номером гепард!

Номер два. Ну и ну!

Скачет антилопа гну.

Страус – третий. Он в галопе

Не уступит антилопе!

А за ним быстрее ветра

По четвёртой скачет зебра.

Номер пятый – лев бежит.

Семь. Легко бежит гиена.

Есть характер у спортсмена!

Номер восемь. Лошадь мчится.

А девятая – волчица.

Мы на этом кончим счёт.

Победителям почет!

А. Усачев

Воспитатель уточняет у детей: «Сколько всего кругов? Как разделить девять спортсменов на две команды?»

2. Воспитатель показывает таблицу с кругами и просит детей перечислить варианты раскладывания числа 9 на два меньших.

Воспитатель предлагает детям составить число 9 из двух меньших чисел. Дети в пустые клеточки дорисовывают нужное количество кругов и рассказывают, как они составили число 9 на два меньших чисел.

Воспитатель делает вывод: «число девять можно составить по разному (Перечисляет все варианты). Девять кругов тоже можно по разному разделить на группы (перечисляет все варианты).

3. Игровое упражнение «На зарядку становись».

На доске 20 картинок с изображением барашек. У 15 животных на майках написаны цифры.

Воспитатель предлагает детям дать номера остальным спортсменам (от 16 до 20). При этом воспитатель уточняет, какая цифра обозначает количество десятков и единиц, и вместе с детьми пересчитывает спортсменов. Затем читает стихотворение:

Двадцать спортсменов бегут на зарядку,

Но не желают бежать по порядку.

Последний, случается, первым придёт-

Такой вот бывает неправильный счёт.

4. Физкультминутка «Делаем зарядку»

Воспитатель читает стихотворение и показывает карточки с цифрами. Дети в соответствии с текстом дети выполняют движения столько раз, сколько показывает цифра на карточке.

Сколько зайчиков у нас,

Столько и подпрыгнем раз.

Сколько палочек до точки,

Столько встанем на носочки.

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки.

5. Дидактическая игра «Волшебные палочки».

Воспитатель предлагает детям с помощью счётных палочек построить геометрическую фигуру квадрат. Затем разделить квадрат на два равных треугольника, на два прямоугольника, на четыре одинаковых квадрата.

Пока дети выполняют задание воспитатель читает им стихотворение.

Треугольник и квадрат

Жили - были два брата -

треугольник с квадратом.

Старший - квадратный,

Добродушный и приятный,

младший - треугольный,

вечно недовольный.

Стал распрашивать квадрат:

" Почему ты злишься, брат?"

Тот кричит ему! " Смотри,

Ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре.

Квадрат ответил:" Брат!

Я же старше, я квадрат".

И сказал еще нежней:

" Неизвестно - кто нужней!"

Но настала ночь и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал: " Приятных

Я тебе желаю снов!

Спать ложился - был квадратным,

А проснешься без углов!"

Но на утро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он - нет квадрата.

Онемел... Стоял без слов.

Вот так месть!

Теперь у брата

Восемь маленьких углов!

6. Игровое упражнение «Рисуем план расположения спортсменов на площадке».

У детей тетради в крупную клетку в которой в начале строки нарисованы два квадрата с интервалом в одну клетку. Воспитатель предлагает от последнего квадрата отсчитать одну клетку и нарисовать квадрат. Дети рисуют квадрат до конца строчки.

Воспитатель оценивает правильность выполнения задания и рисует под строчкой улыбающееся солнышко (если задание выполнено правильно) или неулыбающееся (если задание выполнено неправильно)

7. Подведение итогов.

Ребята, чем мы сегодня занимались?

Состав какого числа мы сегодня повторили?

Кто приходил к нам в гости?

Что мы выкладывали из палочек?

Татьяна Никитина
Конспект НОД в подготовительной группе «Состав числа 9»

Состав числа 9”

Возрастная группа : подготовительная группа (6 -7 лет)

Цель :

Обобщить и систематизировать знания детей по теме «Состав числа 9 »

Задачи :

Образовательные :

1. Закрепить представления о составе числа 9 , навыки счёта в пределах 10

2. Закрепить счет порядковый и обратный в пределах 10

3. Формировать навык полных ответов на вопросы.

4. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги;

Развивающие :

1. Развивать логическое мышление, умение выполнять графический диктант.

2. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности.

3. Развивать слуховое и зрительное внимание, память.

Воспитательные задачи :

1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку выполнять задания сообща;

2. Умение радоваться своему успеху и успеху своего товарища.

Материал и оборудование : числовой ряд с цифрами от 1 до 10; картинки диких животных (заяц, белка, волк, медведь, леопард, рысь, лось, ёж, лиса, домики «Сравнение чисел» , счетные палочки, простые карандаши по количеству детей, листы бумаги (тетради) для графического диктанта.

Ход НОД:

Чтение стихотворения

По удобнее садитесь,

Не шумите, не вертитесь.

Все внимательно считайте,

А спрошу вас – отвечайте.

Вам условие понятно?

Это слышать мне приятно.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет. Дети слушают воспитателя

Умение слушать

Совместная деятельность Работа с числами , отгадывание загадок, сравнение чисел, решение задач, написание графического диктанта

Загадки 1. Устный счет

Посчитайте до 10, обратно.

Посчитайте от 3до 9, от 5 до10, от 6 до 1, от 10 до 5.

Какое число стоит между числами 3 и 5 , 7 и 9, 1 и 3.

Молодцы, все справились с заданием.

2. Игровое задание «Соседи числа »

В. Я называю число , а вы его соседей. Назови соседей числа 3 ;) соседей числа 5 ;) соседей числа 7 ;) соседей числа 9 .

Отгадайте загадки.

Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их. На доске одновременно выставляются картинки отгаданных животных.

1. Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

2. Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

3. На спинке иголки

Длинные и колкие.

А свернётся в клубок -

Ни головы нет, ни ног. (Ёжик)

4. На овчарку он похож,

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

5. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

6. Зимой беленький,

А летом серенький.

Никого не обижает,

А всех сам боится. (Заяц)

7. У меня роскошный хвост,

А характер мой непрост -

Я коварна и хитра.

Глубоко моя нора. (Лиса)

8. Когда он в клетке, то приятен.

На шкуре много чёрных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко,

Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)

Как одним словом можно назвать этих животных

А сколько их?

Загадывает еще загадку

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами кисти-рожки. (Рысь)

Выкладывает на доску изображение лисы и спрашивает у детей, сколько всего животных? (9) Как мы получили число 9 ? 8+1=9.

Из каких двух чисел состоит число 9 ? Давайте с помощью счетных палочек заполним домик. Отсчитайте 9 палочек. В одной квартире уже живут 6 жильцов, сколько нужно заселить в другую квартиру, чтобы получилось число 9 ?

8 и 1; 8 и 7; 5 и 4; 5 и 4; 3 и 6; 6 и 3; 2 и 7.

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать

И на место тихо встать.

4. Сравнение чисел.

Ребята вам нужно сравнить числа с количеством точек и поставить знаки «больше» , «меньше» или (=)

Молодцы! Хорошо справились.

А сейчас мы с вами будем решать «Веселые задачи» . Слушайте внимательно!

1. Посадила мама в печь

Пироги с капустой печь.

Для Наташи, Коли, Вовы

Пироги уже готовы,

Да еще один пирог

Кот под лавку уволок.

Да еще из печки пять

Маме нужно вынимать.

Если можешь, помоги -

Сосчитай-ка пироги! (9)

2. Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек.

«Приходите все на чай!»

Сколько чаек, отвечай! (9)

4. Все ли здесь цыплята, дети,

Шесть на грядке, три во ржи.

Сколько их всего, скажи?

5. Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди : Сколько мишек впереди? (5)

6. В зоопарке было 4 медведя и 3 барана. Сколько диких животных было в зоопарке?

7. На берёзе росло 5 яблок. 3 яблока упали на землю. Сколько яблок осталось на берёзе? (нисколько, на берёзе яблоки не растут)

8. Петух снёс яйцо. Кому оно достанется? (никому)

Молодцы ребята!

Смотрите, ребята перед вами лежит еще один листочек в клеточку, сейчас вы под мою диктовку вы будете писать графический диктант. Слушайте внимательно.

Отступи 2 клеточки сверху и 5 клеток слева. Поставь точку и начинай рисовать. Дети считают

Называют числа соседи

Дети отгадывают загадки, отвечают на вопросы воспитателя

Ответ : дикие животные

Выполняют физкультминутку.

Сравнивают числа

Дети решают задачи

Выполняют графический диктант Развитие внимания, памяти

Рефлексия Беседа Ребята что мы сегодня с вами узнали? Покажите мне цифру «9» на что она похожа? Давайте в своих тетрадях пропишем цифру 9. Дети беседуют с воспитателем Закрепление полученных знаний

Открытый конец Наше занятие окончено давайте соберём тетради ….

Публикации по теме:

Конспект НОД для детей в возрасте от 5 до 6 лет «Число и цифра 7. Состав числа 7» Программное содержание: познакомить с числом и цифрой 7, с составом числа 7; закрепить знание геометрических фигур: треугольника, квадрата,.

Конспект НОД по ФЭМП «Состав числа 5» Тема: «Образование числа 5» Цель: познакомить детей с составом числа 5 из единиц. Задачи: 1. Научить детей составлять число 5 из единиц,.

Тема: «Состав числа три» Задачи: 1. Сформировать у детей представление о составе числа 3, учить составлять число три из двух меньших чисел.

Конспект образовательной ситуации «Состав числа семь» Цель: 1) сформировать представление о составе числа 7; 2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;.

Конспект ОД по ФЭМП в подготовительной группе «Состав числа пять» Тема: Состав числа пять Цель: познакомить детей с составом числа пять из двух меньших чисел; упражнять в счете в пределах 10; учить называть.

Познакомить с составом числа 9, закреплять умение называть число на «один больше», на «один меньше», называть «соседей» названных чисел, закреплять названия дней в неделе, местоположение «слева от меня», «справа от меня», повторить названия геометрических фигур, составить фигуры из 8 равнобедренных треугольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по ФЭМП в подготовительной группе

Тема: Состав числа 9

Задачи:

Обучающие: Познакомить с составом числа 9, закреплять умение называть число на «один больше», на «один меньше», называть «соседей» названных чисел, закреплять названия дней в неделе, местоположение «слева от меня», «справа от меня», повторить названия геометрических фигур, составить фигуры из 8 равнобедренных треугольников.

Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу, воспитывать интерес к математическим знаниям.

Развивающие: Развивать смекалку, воображение, образное мышление.

Ход занятия

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

Потому что в этот час,

Математика у нас.

1.Сегодня, ребята к нам пришло много гостей, давайте с ними поздороваемся и познакомимся. (Дети стоят в кругу и называют, кто стоит справа (слева) от тебя.)

а) назови число на 1 больше

б) назови число на 1меньше

в) назови соседей числа …

г) «Я начну, ты продолжай дни недели, называй 3 дня вперед».

3.Молодцы ребята, значит вы готовы к путешествию. Отправимся мы сегодня к королеве всех наук –к математике.

А каким же транспортом мы доберемся в ее царство, узнаете если по порядку соедините цифры. Начинаем с цифры 1, какая следует дальше…(Дети по очереди соединяют цифры)

На чем же мы отправимся?

Давайте начнем обратный отсчет 10…1

Заведем мотор и полетим.

Совершим мягкую посадку (сели за парты).

4.Появляется королева

Здравствуйте ребята, я рада вас видеть в своем королевстве. У нас сегодня есть цифра именинница, угадайте какая:

«Что за цифра акробатка,

Если на голову встанет, то шестеркой она станет»

Это цифра 9 (Ставит цифру на подставку)

Давайте ее рассмотрим: цифра 9 – это есть перевернутая 6, наверху рисуй кружок, вниз –дугу наискосок.

Ребята, давайте в воздухе пропишем эту цифру.

И сегодня королева Математики научит вас составлять число9 из двух меньших чисел. Давайте рассмотрим таблицу и запомним все способы состава числа 9.

Дети повторяют за воспитателем 1 и 8, а вместе 9 и т.д.

Молодцы, а теперь королева проверит, как же вы запомнили состав числа 9.

5.Поиграем в игру «Засели домик»

6.Молодцы ребята, а сейчас я проверю как вы умеете самостоятельно работать. Для этого возьмите пеналы и полоски. За хорошую работу я приготовила всем сюрприз.

Задание: выберите 2 любых способа, как можно составить число 9 из двух меньших чисел.

Королева проверяет и дети из волшебной шкатулки достают по 1 геометрической фигуре (называют ее).

7. Физминутка

8. – У меня есть друг, он охраняет мое королевство, кто это отгадайте:

«Машет радостно хвостом

Когда идет хозяин в дом

У нее удел таков

Дом хранить от чужаков» (собака)

Молодцы отгадали. Давайте проверим, правильно ли вы ее отгадали. Надо внимательно слушать меня. Возьмите листок в клетку. У вас на листке есть красная точка. Я буду говорить в какую сторону, и на сколько клеток провести линию, не отрывая карандаш от бумаги. Итак начали.

9.Ребята, какое сейчас время года? (зима)

Кто-то к нам торопится. Отгадайте загадку:

«Появился во дворе

Он в холодном декабре

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой

К ветру зимнему привык

Наш приятель … (снеговик)

Здравствуйте ребята. А вы любите зиму. За что? (ответы детей)

А я вам принес зимние веселые рифмовки. Давайте отвечать все дружно.

а)Белая береза стынет от …(мороза)

б) С неба падают зимою и кружатся над землею, легкие пушинки, белые… (снежинки)

в) Мы не ели, мы не пили, бабу снежную… (лепили)

г) На льду погасли огоньки, снимаю я свои …(коньки)

д) Я расчищу снег ребята, только мне нужна…(лопата)

е) Встали дети в хоровод, скоро праздник…(новый год)

Я вам что то принес, отгадайте загадку:

К нам на самый Новый год

Гостья из лесу придет

Вся зеленая в иголках

И зовут ее все …(елка)

(вешает рисунок с елкой)

Елку нам принес снеговик, но что-то на ней не хватает (игрушек). Загрустили снеговик и королева, но мы знаем, что Новый год - это волшебный праздник, и мы с вами тоже волшебники и сделаем игрушки из треугольников.

Упражнение «Снег идет»

У каждого из вас по 8 треугольников, вы должны сделать игрушку используя все треугольники, прикладывая их друг к другу.

а) сделаем домик

б)сделаем бабочку

в) сделаем бантик

г) сделаем парусник

д) сделаем рыбку

е) сделаем самолет на котором скоро отправимся обратно в детский сад.

Королева математики и Снеговик очень обрадовались, что у них в гостях такие умные, смышлёные дети, что они так любят математику.

Итог занятия

Давай те вспомним, что же мы сегодня делали (считали, называли соседей числа, дни недели, познакомились с составом числа 9, составляли фигуры из 8 треугольников, повторяли геометрические фигуры, отгадывали загадки, графический диктант.)

А на прощанье давайте украсим елку вашими геометрическими фигурами.

Нам пора обратно в детский сад завели моторы и полетели.


Гульнара Марварова
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Число и цифра 9»

Тема : Число и цифра 9

Цель : Знакомство с числом 9 , его составом, написанием цифры 9 .

Задачи :

Обучающие : формировать знания о составе числа , умение писать цифру , считать в пределах 9;

Развивающие : развивать наблюдательность, зрительную слуховую память, внимание, логическое мышление, математическую речь;

Воспитывающие : воспитывать активность, уважение друг к другу, дисциплину, самостоятельность, желание вести здоровый образ жизни.

Ход занятия

I. Организационный момент. Устный счет.

Мы сегодня отправимся в путешествие, а куда - узнаете позже. Но для путешествия нам нужны знания.

Игра «Вместо одной цифры – две »

Повторим, как можно получить 8, 7, 6.

А теперь проверим самых смекалистых

*Из-за куста торчали 6 ушек. Сколько зайчиков там спрятались?

*Из будки торчат хвостики всех щенков. Сколько щенков в будке, если мы видим 7 хвостиков?

*У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 спереди, 2 сзади. Сколько ног у животного?

Я, смотрю, вы готовы в дальнее путешествие.

II. Работа по инструкции. (работа в тетрадях)

Лети, лети, лепесток, через запад на восток…

Вели, чтобы ребята попали в Королевство, где все перевернуто. Долетаем до цифры , которая может переворачиваться, и возвращаемся обратно.

Прилетели к цифре …шесть . Зачем? Ведь мы уже ее выучили

III. Цифра 9 .

Не удивляйтесь! В этом королевстве все перевернуто. А если цифру шесть перевернуть , то получится… Это цифра девять , которая уже заждалась, когда мы с ней познакомимся!

Послушайте про нее стихи.

Вот какая цифра есть –

Перевернутая шесть.

(Ф. Даглараджа)

Девять, как и шесть, вглядись.

Только хвост не вверх, а вниз.

(Г. Виеру)

Цифра девять , иль девятка, -

Цирковая акробатка :

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

(С. Маршак)

Написание цифры

-Цифра 9 состоит из 2 элементов : небольшого овала и большого правого полуовала. (работа в тетрадях)

Физминутка

Побежали скорее в лес,

Там послушаем рассказ.

Помахали мы крыльями,

Покружились над полями.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише-тише,

Деревцо все ниже – ниже.

А теперь, мы оказались в лесу. Посмотрите сколько деревьев.

Что это за деревья? (елки)

Все ли они одинаковые?

-Чем различаются : формой, цветом, размером?

Сколько маленьких елочек? Больших?

Сколько всего получилось?

А что больше 8 или 9?

Какое составим выражение?

Значит 9 – это. ?

Положи перед собой 9 палочек. Как ещё можно получить 9 ?

2+7 = 9 3+6=9 4+5 = 9

Повторим ещё раз 9 – это….?

Физминутка

Мы к большой лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через веточки, пенечки.

IV -Что вы видите на лужайке?

Ой, кто-то пищит. Просит нас освободить его.

Дорожка завалена камнями. Чтобы их убрать нужно решить примеры на камнях. (все примеры на состав числа 9 и только один пример на состав числа 7 ).

Посмотрите, кого освободили? (лисенка)

Какой пример был лишним? (6+1) . Почему?

Ребята, лисенок ходит в лесную школу. И ему задали домой головоломку. Помогите ему.

Сосчитай сколько квадратов?

А сколько надо добавить, чтоб было 9?

V. Итог :

Ну, все нагулялись. Возвращаемся домой.

Посмотрите, какие подарки из леса у нас (грибы, шишки, яблоки)

Расположи, так дары леса, чтоб рядом одинаковых предметов не было.

Сколько всего предметов?

А как можно получить 9?

Понравилось вам наше путешествие?

Следующее занятие будет еще интереснее, вас ожидает сюрприз…