Тематическая неделя досвидание лето в старшей группе. Ежедневное планирование недели «До свидания, лето!» (средняя группа)

Внеклассное мероприятие на тему: «Золотая осень в произведениях русских писателей»

Цели:

Расширить знания учащихся о русских писателях;

Ознакомить учащихся с текстами произведений русских писателей и поэтов об осени;

Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, учить понимать настроение, мысли поэта;

Научить школьников различать периоды осени на основе поэтического и прозаического текста;

Развивать творческое мышление

Оборудование: презентация к уроку, карточки с текстами стихотворений и прозы, музыка

П. Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песня», концерт А. Вивальди «Осень». Литературные

произведения (А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной» и др.)

музыкальные произведения (П. Чайковский из цикла «Времена года» «Октябрь. Осенняя песня», 2-я часть концерта для скрипки с оркестром, А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года)

Просмотр видеоролика об осени.

О каком времени года мы посмотрели сюжет?

Учитель

В русской суровой северной природе есть трогательная прелесть, необыкновенно близкая нашему сердцу. Наши нескончаемые луга, покрытые изумрудной зеленью, удивительно хороши, в нашей родной природе есть что-то такое, что слышится в стихотворном слоге, что поется в народной песне, что отзывается в сердце каждого.
В свое время русский философ И. А. Ильин писал: «Два солнца ходят по русскому небу – солнце природное, дающее нам бурную весну , каленое лето , прощальную красавицу-осень и строго-грозную, но прекрасную белую зиму , и солнце духовное, дающее нам весной – праздник светлого Христова Воскресения, зимой – обетованное Рождество и духовно бодрящее Крещение».
Каждое время года восхитительно в пейзаже русской природы, вызывает восторг или щемящую грусть, но в любом случае чувство благодарности за увиденное.

На сегодняшнем занятии мы узнаем, как в произведениях русских поэтов, писателей, художников, композиторов представлено прекрасное время года - осень.

Вот какой видит осень поэт, писатель и наш с вами земляк И.А. Бунин. Он родился 22 октября 1870 года в г. Воронеже и там проживал до трехлетнего возраста. Когда мальчику исполнилось 3 года, семья переехала в свое имение в с. Озерки (теперь это Елецкий р-он).

Стихотворение И.А. Бунина «Листопад» прочитает … (Читает ученик наизусть)

Листопад

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Большая часть поэзии Бунина – это лирика родных мест, мотивы деревенской жизни, тонкая живопись природы. Бунин – мастер необычайно точных и тонких зарисовок природы.

Чтение учителем отрывка из рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки.»
“...Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками... Потом бабьим летом паутины много село на поля... Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет... И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок. В поредевшем саду видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой”. Здесь живут мещане-садовники, снявшие сад в аренду. “В праздничные же дни около шалаша - целая ярмарка, и за деревьями поминутно мелькают красные уборы”. Все приходят за яблоками. Подходят мальчишки в белых замашных рубашках и коротеньких порточках, с белыми раскрытыми головами. Идут по двое, по трое, мелко перебирая босыми ножками, и косятся на лохматую овчарку, привязанную к яблоне.

"Ядреная антоновка - к веселому году". Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился... Вспоминается мне урожайный год…»

Вот уже 6-ой год подряд в старинном русском городе Ельце проходит фестиваль «Антоновские яблоки», который связан с жизнью и творчеством великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. В основе праздника лежат произведения писателя, в которых создан образ русской провинциальной жизни.

Осень – любимое время года великого русского поэта А.С. Пушкина. «Осень подходит. Это любимое мое время-здоровье мое обыкновенно крепнет-пора моих литературных трудов настает…»

«Болдинская осень» 1830 г. стоит особняком в творчестве поэта. В 1830 году Пушкин приехал в Болдино в самом начале осени и прожил здесь три месяца – с сентября по ноябрь. Это была самая удивительная осень в его жизни. Поэт привык много работать в осеннюю пору – с ее приходом всегда появлялось счастливое ощущение крепнущих сил и творческой легкости. Но то, что произошло в Болдине той осенью, было неожиданно для него самого. Так ему не писалось никогда и нигде. Осеннее затворничество, чувство уединенности от внешнего мира, ощущение полной свободы, даже здешняя природа – спокойные ландшафты с плавными перекатами холмов под огромным куполом неба – все способствовало особому творческому настрою души.

Стихотворения А.С. Пушкина читают дети (наизусть)

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Сейчас мы послушаем стихотворение Константина Бальмонта и Федора Тютчева

Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Федор Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальны,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

Послушайте миниатюру Н.И. Сладкова «Золотой дождь». (Чтение учителем)

ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели – и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.

Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет – сорвется лист. Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит – закружится пестрый смерч. А если тяжелый косач с лету вломится в ветви – хлынет сверкающий водопад. По колено в листьях деревья стоят. Елочки листьями украсились. Папоротники под листьями пригрелись. Грибы под деревьями спрятались. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.

Шумит золотой дождь.

Вопросы по содержанию прослушанного текста :

Какое чувство вызывает это описание?

Какие слова изображают листья как живые существа?

Какие слова-краски использует Н.И. Сладков, чтобы показать разноцветье осени?

Какие слова передают звуки падающих листьев?

И. Токмакова «Опустел скворечник…» : (читает ученик)

Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

Работа над содержанием стихотворения:

1. Какое явление осени описывает поэт? 2. С кем сравнивает поэт листья?

3. Чем похожи листья и птицы?

4. Какое настроение создает это стихотворение?

Поэты пишут стихи словами, выражая свои чувства, любовь к родной земле, природе, а художники создают свои картины красками.

Знакомство с картиной И. Левитана «Золотая осень» и др.

Какие краски использовал пейзажист, чтобы воссоздать осень? (Желтые, красные, багряные, голубые, розовые )

Красота осеннего дня передана с помощью цвета, цветовой гаммы.

Какие чувства вызывает картина? (Ответы детей)

Послушайте произведение П.И. Чайковского «Времена года. Осень».

Петр Ильич Чайковский в своем произведении передал тишину осени, задумчивость природы. Октябрь, середина осени. Это не ранняя, пышно убранная и нарядная осень, а другая - с опадающей листвой, унылая, грустная, с тихим плачем осеннего дождя.

А теперь в роли художников выступите вы. Какой видите вы осень, покажите на своих картинах. (Дети рисуют осень)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Учитель

О каком времени года мы говорили на уроке?

Какое описание осени вам понравилось больше всего?