Внимание! Детская агрессия! Игры и другие занятия, как коррекция агрессивного поведения. Вот что нужно делать, если ребенок проявляет агрессию

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Особенно важным является агрессивность в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно принять современные корригирующие меры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Особенно важным является агрессивность в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно принять современные корригирующие меры.

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А.А. Реан, в готовности к агрессии.

Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» - появляется в момент опасности, носит оборонительных характер и затухает, как только опасность снижается, и «злокачественная» - представляет собой жесткость и разрушительность, возникает спонтанно и связана со структурой личности.

А. Басс и А. Дарки выделяют 5 видов агрессии:

  • физическая (действия против кого-либо);
  • раздражение (вспыльчивость, грубость);
  • вербальная (угрозы, крики, ругательства);
  • косвенная (сплетни, злобные шутки, топание, выкрики в толпе);
  • негативизм (манера поведения).

На становление агрессивного поведения ребенка могут оказывать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга; стиль воспитания в семье – агрессивное поведение является отражением тех отношений, которые ребенок наблюдает дома. Если родители часто применяют физические наказания, то ребенок знает, что мама или папа бьют его, чтобы добиться послушания. Следовательно, ребенок привыкает к тому, что, если нужно получить что-то от человека, его надо ударить. Со временем такие дети могут стать практически неуправляемыми, не реагирующими на просьбы и уговоры – только на повышенный тон или физическое воздействие. Повсеместная демонстрация сцен насилия в кино и на экранах телевизоров, нестабильная социально экономическая обстановка, индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.), социально-культурный статус семьи и т.п. так же оказывают влияние на становление агрессивного поведения ребенка.

Агрессивное поведение детей проявляется как:

  • стремление привлечь внимание окружающих. Например, ребенок не выделяется среди сверстников умением петь или рисовать, но если он разрушит замок из песка, который дети строили вместе с воспитателем, его непременно заметят, и будут говорить о происшествии весь день. Рецепт здесь только один: действия и слова взрослых должны постоянно убеждать ребенка в том, что его любят не за что-то, а несмотря ни на что;
  • защита от окружающего мира (лучшая защита от нападения – это нападение). Такое поведение свойственно детям, чьи родители не имеют четкой стратегии в воспитании и могут по-разному оценивать поступки своего ребенка в зависимости от своего настроения, наличия рядом посторонних людей. В таком случае, ребенок знает, что от людей можно ожидать всего, что угодно, не доверяет окружающим и поэтому ведет себя агрессивно – на всякий случай;
  • удовлетворение потребностей в чем-либо (самоутверждение);
  • разрядка, снятие напряжения, направленные как на других, так и на себя (аутоагрессия). Одна из причин аутоагрессии – строгий запрет на проявление агрессии по отношению к другим людям. Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на сильных и могущественных взрослых, особенно на родителей, любовь которых он боится потерять.

Большинство исследователей агрессивности приходят к выводу, что это явление приобретенное, а, следовательно, поддается коррекции. Задача взрослых - создать наилучшие условия для роста и развития ребенка, уменьшив тем самым вероятность усвоения и закрепления агрессивных моделей поведения. Кроме этого необходимо научить детей навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому нужно уделить особое внимание. Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и, разумеется, психологов. Их роль особенно возрастает, когда ребенок воспитывается в неблагополучной семье, не способной создать необходимые условия для нормального развития ребенка.

Чтобы существенно снизить агрессивность ребенка, необходимо педагогам и родителям, воспитывающим ребенка, обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.). Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня нарисовал лучше, чем вчера; быстрее убрал игрушки и т.д.). Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить.

Больше обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и в детском саду. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей агрессивности ребенка.

Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат. Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.

Лучший способ контроля и предотвращения агрессии – показывать ребенку личный пример уравновешенного, сдержанного поведения!


Слово "агрессия" (от лат. aggressio) означает нападение, приступ. В русский язык сначала попало прилагательное "агрессивный", затем пришло существительное "агрессия", последним из этой группы терминов вошло в употребление слово "агрессор", которое означает "зачинщик, тот, кто нападает".

Из этой статьи вы узнаете чем вызвана агрессивность у детей дошкольного возраста, ее проявления.

Проявления агрессии у детей

Если открыть психологический словарь, то в нем можно найти такое определение данному термину. Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Формы проявления агрессии у детей

Психологи отмечают, что существует две формы агрессии:

Доброкачественная агрессия - это настойчивое, не враждебное, самозащитное поведение. Оно проявляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность устранена, исчезает и проявление этой формы агрессии. Доброкачественная агрессивность у детей дошкольного возраста может обнаруживаться с первых месяцев жизни ребенка. Этот вид агрессии необходим для нормальной адаптации малыша к окружающей среде, помогает ему познавать мир, самоутверждаться.

Злокачественная агрессия - это враждебное, злобное поведение, которое причиняет боль другим людям. Конечно, гнев, ярость, желание отомстить тоже могут быть средством самозащиты, но они тем не менее приносят страдание и боль окружающим. Злокачественная агрессия может возникнуть спонтанно. Эта форма агрессии не проявляется сразу после рождения, она активизируется в случае причинения ребенку боли или каких-либо неприятных переживаний, ощущений. Иногда же мы можем заметить, что ребенок получает удовольствие от того, что причиняет боль другому.

Уже к концу первого года жизни ребенок может испытывать враждебность к кому-либо. Так, малыш, которого мама хочет оставить одного в манеже, бросает игрушки, кричит, сердито смотрит на маму. Такая агрессия вызвана дискомфортом, который испытывает ребенок. Это и есть причина, вызвавшая агрессивное поведение.

Помимо доброкачественной и злокачественной психологи выделяют физическую и вербальную агрессивность у детей дошкольного возраста.

При физической агрессии ребенок бросает в других предметы, кусает, бьет, толкает, щипает кого-то (взрослых, детей, животных).

При вербальной агрессии ребенок обзывает детей, взрослых, яростно спорит, выкрикивает какие-либо обидные слова, фразы, иногда повторяя какую-нибудь угрозу много раз подряд.

Агрессия может носить скрытый характер или, напротив, проявляться открыто.

Причины агрессии у детей

Результаты многих исследований говорят нам о том, что у большинства детей дошкольного возраста дружелюбное отношение к окружающим существенно преобладает над агрессивным.

В то же время нередко можно наблюдать проявления агрессивности и агрессивного поведения в дошкольном возрасте. Чаще всего они бывают в форме вербальной (выраженной словами) агрессии: прямой (оскорбления в адрес сверстников) или косвенной (в виде жалоб и агрессивных фантазий) вербальной агрессии. Отмечены и случаи проявления прямой (битье сверстников) и косвенной (ломанье чужих игрушек) физической агрессии.

Сложившаяся в младшем возрасте агрессивность детей может сохраняться и в последующие, уже взрослые годы жизни. И хотя проявления агрессии не носят в старшем дошкольном возрасте массовый характер (в одном из исследований устойчивые формы агрессии выявлены у 31 из 115 детей), ее возможные тяжелые последствия приковывают пристальное внимание родителей, педагогов и психологов.

Чем вызвана агрессивность у детей дошкольного возраста?

Среди множества факторов, способствующих развитию агрессивности и агрессивного поведения, можно выделить две основные группы.

Первую из них составляют внутренние факторы, к которым обычно относят особенности нервной системы, темперамента (эмоциональность, импульсивность, тревожность), некоторые личностные черты, установки и т. п.

К другой группе относят внешние факторы: социальное воздействие, влияние окружающей среды и конкретной ситуации.

Сложилось устойчивое убеждение, что первая группа причин агрессивности у детей имеет большее значение в процессе становления агрессивного поведения. Следует сказать, что сегодня отсутствуют убедительные доказательства этого весьма распространенного мнения. Пожалуй, этому способствует существующая путаница между понятиями «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение». А значит, сперва следует разобраться в том, что представляют собой агрессивность и агрессивное поведение.

Причины агрессивного поведения ребенка

Известно, что агрессивность в меньшей степени свойственна тревожным и эмоционально чувствительным детям. Считается, что проявление агрессивности сдерживается страхом наказания (неодобрения). Решающее влияние на проявление или блокирование агрессивности оказывает ситуация. Поэтому в определенных условиях даже очень мягкий и кроткий ребенок может проявить агрессивность.

Наблюдая за поведением разных детей, легко заметить, что некоторые из них заводятся, что называется, с пол-оборота, другие же оказываются весьма терпимыми к различным провоцирующим агрессивность факторам. Дети (как и взрослые) отличаются верой в свою способность влиять на последствия своих действий. При этом одни дети полагают, что все, что происходит с ними, зависит от них и они контролируют ситуацию, другие, напротив, уверены в своем бессилии как-то повлиять на происходящее с ними. Первых в психологии принято называть интерналами, а вторых – экстерналами, саму же способность контролировать события – локусом контроля.

Исследования показали, что уровень агрессивности связан с локусом контроля. Оказалось, что интерналы более склонны к проявлению агрессивности в ответ на внешние стимулы агрессии, в то время как экстерналы в ответ на внешние стимулы, провоцирующие их собственную агрессию, не давали адекватной реакции. По-видимому, такое поведение объясняется убеждением экстерналов в том, что они не способны влиять на саму ситуацию.

Проявления агрессии у детей

Как проявляется агрессивность детей?

Агрессивность – это личностная черта, обусловленная особенностями нервной системы человека, его темперамента, эмоциональной сферы, тревожностью и т. п. Чаще всего мы отвечаем агрессивностью в ответ на возникшую угрозу (реальную или кажущуюся). Можно уверенно сказать, что проявление человеком агрессивности в «умеренной дозе» является необходимым условием эффективной деятельности в некоторых профессиях: военном деле, спорте, некоторых видах медицинской деятельности и т. д. Отсюда следует, что само понятие «агрессия» неоднозначно и с точки зрения своих последствий (к примеру, непреднамеренное убийство при попытке защитить себя вряд можно отнести к собственно агрессивному поведению), и с точки зрения корней, ее питающих (биологические и психологические механизмы). Поэтому агрессивность детей можно считать проявлением «доброкачественной», по определению Эриха Фромма, агрессии.

Что же касается агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, то следует определить его как преднамеренное, сознательное, целенаправленное поведение с целью нанесения ущерба другому человеку. Используя терминологию Э. Фромма, можно сказать, что агрессивное поведение – это проявление «злокачественной» агрессии в форме жестокого поведения в отношении других людей.

При анализе любого поведения, в том числе и агрессивного, нужно иметь в виду, что само поведение зависит от двух факторов: личностных особенностей человека и ситуации, в которой он находится. Поэтому сами по себе личностные свойства – это одна из предпосылок поведения. С этой точки зрения агрессивность как свойство личности – это всего лишь одна из возможных предпосылок.

Игры с агрессией у ребенка

Следует отметить, что сегодня детскую игру «подталкивают» к агрессивности и некоторые игрушки. Они становятся все более натуралистичными (посмотрите, например, на некоторые куклы, роботов). Атрибутика так называемой «взрослой жизни» тоже все более вливается в мир детский. Например, некоторые детские персонажи даже в мультфильмах общаются между собой совсем не по-детски.

Нельзя оградить ребенка от реальности, нельзя не выпустить во двор, невозможно перессориться со всеми родителями «плохих» детей. Но можно постепенно учить ребенка быть психологически устойчивым, не «всеядным». И это тоже происходит в игре.

Какие игрушки должны быть у ребенка?

В доме, где растет малыш, обязательно должны быть «добрые» игрушки – с приятными лицами («мордочками»). Пусть, например, добрая лисичка поухаживает за своими лисятами. Пусть и волк проявит заботу о лисичке. А родителям в поведении «кибера» можно отыскать и добрые намерения, если сильно потрудиться. Попробуйте спросить у ребенка, почему «кибер» такой? Добрый он или злой? Если он добрый, то почему он мешает другим ребятам играть? А если злой, то рано или поздно от него отвернутся все дети, и не только в игре.

Иными словами, современность требует разборчивости прежде всего от взрослых, чтобы они могли определять, где есть польза для ребенка.

Поскольку агрессивное поведение ребенка – это сознательно планируемый целостный поведенческий акт, то его совершение требует от индивида развитых механизмов регуляции. К ним относят познавательные механизмы, механизмы саморегуляции, в том числе развитую эмоционально-волевую сферу, сферу мотивов, наконец, самосознание, включающее Я-концепцию и самооценку.

Поэтому, когда мы говорим об агрессивности и агрессивном поведении дошкольника, нужно всегда иметь в виду степень развития всех этих параметров. Очевидно, что неразвитость познавательной сферы, произвольной регуляции поведения, Я-концепции, в целом самосознания препятствует проявлению агрессивного поведения как преднамеренного с целью нанесения ущерба. Поэтому, характеризуя агрессию в раннем и младшем дошкольном возрасте, следует, скорее всего, иметь в виду агрессивность ребенка, нежели собственно агрессивное поведение. В то же время поскольку дошкольный возраст – это возраст активного развития познавательных возможностей ребенка, становления системы мотивов, его Я-концепции, это не исключает возможности проявления агрессивного поведения. Поэтому имеет смысл охарактеризовать особенности проявления как агрессивности, так и собственно агрессивного поведения дошкольников, а также условия, способствующие их становлению, возможные модели агрессивного поведения, усваиваемые ребенком в дошкольном возрасте.

Почему кусаются дети?

С целью получить желаемое маленькие дети кусаются, дерутся и царапаются. Подобное поведение характерно для детей двух - трехлетнего возраста. В качестве примера мы остановимся на кусании, однако все представленные рекомендации относятся к любой форме физического насилия со стороны ребенка.

Если маленький ребенок кусается в приступе злости, говорит о том, что он не получает желаемого. Это вовсе не значит, что он желает причинить кому-то боль, просто малыш не знает, как ему выразить накопившуюся злость. Укусив, он на некоторое время успокаивается, поскольку точно уверен, что такой поступок не останется без внимания.

Многие родители приходят в ужас от подобных действий и инстинктивно шлепают ребенка, промывают ему рот с мылом или даже кусают его в ответ, чтобы «показать, каково это». Однако подобными действиями выдаете малышу понять, что родители тоже могут вести себя неразумно и терять контроль в трудных ситуациях. Вы обязаны повести себя как взрослый и здравомыслящий человек, чтобы ребенок видел в вас «хорошего босса», который может справиться с его неразумными поступками.

Из-за чего ребенок кусается и щипается?

Если ваш ребенок кусается, крайне важно предотвратить подобные поступки в будущем. Возьмите его на руки и отнесите подальше от окружающих. Твердо скажите: «Ты никогда не должен кусаться!» Можете добавить такой комментарий: «Кусаться - плохо и некрасиво. Ты делаешь людям больно, и я не позволю тебе так поступать, как бы сильно ты ни злился. Будешь сидеть рядом со мной, пока не успокоишься». Если из-за детского проступка вы нервничаете и не можете сидеть рядом с малышом, лучше отведите его в комнату и возьмите «тайм-аут».

Когда малыш успокоится, спросите, понимает ли он, что кусаться нельзя, и твердо заявите, что вы не потерпите подобного поведения. Попросите извиниться и признать, что он поступил неправильно и больше никогда так не сделает. Если ребенок все еще злится, предупредите, что придете позже, возможно, к тому времени он передумает. Повторяйте эти действия до тех пор, пока не добьетесь от ребенка желаемого поведения, после чего крепко обнимите его и скажите что-нибудь ободряющее: «Я люблю тебя и знаю, ты никому не хотел причинить боль. Можешь теперь пойти поиграть, но помни: не кусаться. Если что-то или кто-то тебя разозлит, можешь громко покричать, но кусаться нельзя».

С О Д Е Р Ж А Н И Е Стр.

Введение …………………………………………….. 3-4

I раздел Теоретическая часть

1 Происхождение агрессивности …………………… 5-11

2 Ситуативные предпосылки агрессивности ………. 12-13

3 Развитие агрессивности в детском возрасте ……… 14-17 4 Социализация агрессивности в детском возрасте … 18-22

II глава. Проблемы психического здоровья в

дошкольном возрасте

1 Термин психического здоровья …………………… 23-24 2 Психическое здоровье в дошкольном возрасте ….. 25-29

II раздел. Практическая часть

1 Описание методик (тестов) ………………………… 30-34

Заключение …………………………………………… 35

Библиография ……………………………………….. 36


Введение

Экологическая катастрофа, алкоголизм и социально-экономические катаклизмы, происходящие в последние годы в нашем обществе, привели к резкому увеличению различного рода соматических, нервных и психических заболеваний у детей различных возрастов. Эти болезни являются одной из основных причин недисциплинированности и неуспеваемости школьников, а в некоторых случаях - преступлений. В настоящее время тема агрессии постоянно находится в поле зрения многих психологов, ученых и практиков. Проверка уровня интеллектуального развития и готовности шестилеток к школе показала, что 21% из них имеют явные признаки тех или иных нервно-психических отклонений в своем развитии, у 27% выявлен низкий или ниже среднего уровень развития интеллекта и лишь 52% детей в состоянии легко усвоить программный материал первого года обучения. Эти дети требуют особого подхода к себе как в школе, так и дома. Но для этого необходимо иметь четкое представление о возможных психических отклонениях в развитии детей, уметь их распознавать и организовать психокоррекционную работу. Можно с уверенностью сказать, что тема агрессии в дошкольном возрасте, не потеряет своей актуальности и в будущем, т.к. первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического и нравственного развития. И от того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

Следует отметить, что сама по себе тема “детской агрессивности” долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны и представляют собой главным образом обзор зарубежных исследований. Хотелось бы отметить тех исследователей, кто изучал проблему детской агрессивности. Это И.А. Фурманов, А.И. Захаров, В.Ф. Сафин и другие.

Целью данного исследования является выяснение, что представляет из себя агрессия в дошкольном возрасте и почему так важно вовремя ее предупредить.

Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:

1) изучение литературы;

2) определить методы исследования. Выбор методов и методик осуществлялся по тому, насколько данная методика определяет степень агрессивности у детей. Так как методик несколько, то можно быть более уверенным, что данные результаты будут наиболее высокими.

а) “Несуществующее животное”; б) “Дом, дерево, человек”; в) “ Кинетический рисунок семьи”, г) Тест руки; д) Методика Басса-Дарки;

3) изучить происхождение агрессивности;

4) определить ситуативные предпосылки агрессивности;

5) рассмотреть развитие агрессивности в детском возрасте, а так же социализацию агрессивности.

Предмет исследования: агрессия в дошкольном возрасте. Объектом исследования является ребенок дошкольного возраста.

Практическое значение исследования очень велико. Чем больше люди будут знать об агрессии, тем эффективнее будет помощь нашим детям.

Структура курсового исследования. Работа состоит из введения, двух разделов (теоретической части и практической части), двух глав, заключения и библиографии.


I раздел. Теоретическая часть

I глава. Агрессия в дошкольном возрасте

1 Происхождение агрессивности

Под агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда (ущерба) другому человеку или самому себе. Ребенок также может проявлять агрессивность против животных или материальных объектов.

Агрессивность детей может проявляться в нанесении ударов кулаками родителям и незнакомым, а также в том, что ребенок мучает животных, разбивает посуду, портит мебель, рвет тетради, книги братьев и сестер, кусается, забрасывает сверстников камнями и т.д. Нередко агрессивность детей направляется на самого себя: они рвут свою одежду, наносят себе раны, головой бьются о дверь и т.д.

1. В теории, объясняющей природу агрессивности, существует три отличных друг от друга подхода. Все они отражают воззрения и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного времени.

Теория влечений

(психоэнергетическая модель)

Одним из основоположников этой теории, без сомнения, является З. Фрейд. Он считал, что в человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт смерти. Первый рассматривался как стремления, связанные с созидательными тенденциями в поведении человека: любовью, заботой, близостью. Второй несет в себе энергию разрушения, его задачей является “приводить все органически живущее к состоянию безжизненности”. Это злоба, ненависть, деструктивность.

Возникновение и дальнейшее становление агрессивности у З. Фрейда связывается со стадиями детского развития. В частности, отмечается, что фиксация на оральной стадии развития может привести к формированию таких агрессивных черт характера, как наклонность к сарказму и сплетням. Фиксация на анальной стадии может привести к формированию упрямства, иногда переходящего в упрямство, к которому легко присоединяется наклонность к гневу и мстительности.

Взгляды З. Фрейда во многом разделялись и другими психологами, рассматривающими агрессивный компонент мотивации как один из основополагающих в поведении человека.

Новое звучание эта тема получила благодаря работам одного из основоположников этологии К. Поренца, который утверждал, что агрессивный инстинкт много значил в процессе эволюции, выживания и адаптации человека. Но стремительное развитие научно-технической мысли и прогресс обогнали естественно текущее биологическое и психологическое созревание человека и привели к замедлению развития тормозных механизмов агрессии, что неизбежно влечет периодическое внешнее выражение агрессии. Иначе внутреннее напряжение будет накапливаться и создавать “давление” внутри организма, пока не приведет к вспышке неконтролируемого поведения (принцип выпускания пара из паровозного котла).

Впрочем, следует отметить, что “психогидравлическая модель” К. Лоренца в основном базируется на часто неоправданном переносе результатов исследований, полученных на животных, на человеческое поведение. Другим слабым местом теории инстинктов является предопределенность способов управления агрессией: считается, что человек никогда не сможет справиться со своей агрессивностью. И поскольку накапливающаяся агрессия непременно должна быть отреагирована, единственной надеждой остается направление ее по нужному руслу. Например, сторонники теории инстинктов считают, что наиболее цивилизованной формой разрядки агрессии для человека является конкуренция, различного рода состязания, занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях.

Однако большинство психологов не разделяют такого фатального взгляда на человеческое поведение. Во-первых, хотя ими и не отрицается, что человеческая агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические корни, но осуждается ограниченность представлений о природе человека как о чем-то низменном. Во-вторых, расходятся мнения и в отношении того, является агрессия инстинктом или же она лишь поставляет энергию, позволяющую “Я” эффективно осуществлять “принцип реальности”, преодолевать препятствия на пути к удовлетворению других влечений. Поэтому считается, что агрессивность - это сила, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к окружающим или самому себе и с которой он пытается удовлетворить свои инстинкты. Агрессия является механизмом, благодаря которому эти инстинктивные тенденции направляются на другие объекты, и в первую очередь на людей, в основном, с целью их покорения или завоевания.

Впоследствии даже многие психоаналитики отошли от “жестких схем” фрейдовой концепции и стали рассматривать не только биологическую, но и социальную сторону агрессии. Например, согласно А. Адлеру, агрессивность, является неотъемлемым качеством сознания, организующим его деятельность. Агрессия понимается в более широком контексте напряжение противостоящих начал: жизни и смерти, субъекта и объекта, туша и антитезиса, любви и войны. Универсальным свойством живой материи является соревновательность, борьба за первенство, стремление к превосходству. В сознании заложены интенция триумфа. Однако эти базовые влечения становятся аутентичными только в контексте правильно понятого социального интереса. Агрессивность или, выражаясь словами А. Адлера, “Агонизирующее” сознание порождает различные формы агрессивного поведения от открытого до символического, каким, например, является хвастовство, цель которого состоит в символической реализации собственного могущества и превосходства. Это связано с тем, что агрессивный инстинкт включает в себя женский нарциссический компонент, требующий признания и преклонения. Агрессивность, вплетаясь в контекст культуры, приобретает и другие символические формы (ритуал, обряды), а также иные виды социальной активности. Более того, по А. Адлеру, высокое контр принуждение, т.е. ответная агрессия, является естественной сознательной или бессознательной реакцией человека на принуждение, вытекающей из стремления каждого индивида ощущать себя субъектом, а не объектом. Антитезой насилия, понимаемого как злоупотребление властью, в индивидуальной психологии является “категорическая ненасильственность”.

В отношениях между людьми проявляются самые разные качества их личности. Некоторые из них мешают взаимопониманию. Одно из них - агрессивность.

Агрессивность - это черта личности, которая выражается в стремлении к наступательным или насильственным действиям, направленным на нанесение ущерба или на уничтожение объекта наступления.

  1. Природа агрессивности.

Агрессивность свойственна и животным, и людям. Это врождённое качество. Древнему человеку, как и животным, агрессивность помогала выжить. Позже появились правила поведения, позволяющие людям мирно существовать. Но агрессивность продолжает дремать в каждом. Когда и в какой форме она может выплеснуться, зависит от обстоятельств. Некоторые люди умеют её подавлять. Другие остаются агрессивными, но проявляют агрессию более тонко: через словесные оскорбления, злословие. Третьи проявляют агрессию открыто, в том числе и физическую.

  1. Виды агрессии.

- Физическая: нападение и причинение физических страданий другому существу;

- раздражение: готовность к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости при малейшем возбуждении;

- вербальная: угрозы, крики, ссоры, ругательства;

- косвенная: сплетни, злобные шутки, битьё кулаками по столу, топанье;

- негативизм: отвергание общепринятых правил;

Обида, зависть, ненависть к окружающим.

  1. Направленность агрессии:

На окружающих людей вне семьи (сверстников, врачей, педагогов);

На близких людей без проявления агрессии вне семьи;

На животных - кошек, птиц, насекомых;

На себя - своё тело или личность: выдёргивание волос, сдирание кожи, кусание ногтей, отказ от еды в подростковом возрасте;

На внешние объекты - поедание несъедобного, порча имущества, разрушение предметов;

На символические или фантазийные объекты: коллекционирование оружия, увлечение компьютерными играми агрессивного содержания.

  1. Цели агрессивного поведения:

Причинение боли жертве, её страдания;

Месть за перенесённое страдание;

Причинение ущерба;

Власть над другим человеком. Для примера: когда я спросила мальчика из подготовительной группы, почему он любит играть в террористов, он ответил, что он, имея ещё и оружие, может сделать с человеком всё, что хочет, а он - ничего;

Получение материальных благ;

Разрядка, разрешение внутреннего конфликта;

Самоутверждение;

Защита от реальной или воображаемой угрозы;

Привлечение внимания.

В дошкольном возрасте агрессивное поведение может проявиться в швырянии и порче предметов и игрушек, вызывающем поведении, а в младшем школьном возрасте - в драках, насмешках и ругательствах в адрес одноклассников.

Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей.

Мы привыкли считать, что агрессия несёт исключительно отрицательный заряд. Но в ней кроется и положительный потенциал. При правильном воспитании у ребёнка могут сформироваться такие положительные качества как целеустремлённость, желание самоутвердиться и отстоять свою позицию. Можно предположить, как сложится дальнейшая жизнь агрессивного человека: неприятности и конфликты в семье и на работе. Отсюда нелюбовь окружающих. Такому человеку трудно найти своё место в жизни.

Работая психологом в школе, я сталкивалась со случаями, когда подростки не хотят жить. У них был выявлен повышенный уровень агрессивности. Замечено было, что у них существовали проблемы в семье. Отсюда возникает вопрос: а правильно ли мы воспитываем своих детей? Чем раньше мы задумаемся об этом, тем лучше.

  1. Причины агрессивного поведения.

- Врождённые факторы . Это родовые травмы, нарушения внутриутробного развития, травмы и заболевания головного мозга (опухоль, эпилепсия, шизофрения). Из числа подростков, совершивших убийства, 12% были невменяемы.

- Окружающая среда .

- Воспитание в семье .

Многое в семье зависит от матери. Многие лица с криминальным прошлым не были привязаны к матери в младенческом возрасте. Напротив, младенцы, надёжно привязанные к матерям, позже проявляют больше дружелюбия и готовности к сотрудничеству.

Жестокое обращение и халатное отношение к своим родительским обязанностям приводит к к сильным страданиям младенца и формируют у него склонность к вспышкам гнева, а затем - трудности в социальной адаптации. Агрессивные дети часто вырастают в семьях, где мало интересуются развитием ребёнка и предпочитают наказание заботе и терпеливому объяснению. Если ребёнок чувствует себя незащищённым, то в его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребёнок прибегает к защитно- агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления страха может стать направление агрессии на себя (аутоагрессия): саморазрушительные фантазии, робость, идеи самонаказания.

«Спасибо родителям, что лупили - нормальным человеком вырос». Это часто приходится слышать от взрослых, которые бьют своих детей. Но гораздо чаще нормальные люди из забитых детей в таких семьях не вырастают, потому что боль, унижение - плохие воспитатели. На Востоке говорят: воспитывать битьём - всё равно, что носить воду в дырявом кувшине. Как ни старайся, всё равно прольётся.

Побои, нанесённые в детстве, никогда не забываются. Если ребёнок научится подчиняться, то его психика будет надломленной. Он будет безвольным, жестоким, озлобленным, научится хитрить, изворачиваться, сваливать вину на других. Ещё хуже, когда выросшие дети берут в руки топор или нож и мстят обидчикам за жестокое обращение.

Выявлено, что жестокое обращение с детьми вызывает у них повышение уровня агрессивности, а недостаточный присмотр за детьми- асоциальную направленность.

Причиной агрессивности у детей является социальная запущенность, судимость и плохое поведение родителей, частая смена ими работы, наличие друзей с отклоняющимся поведением.

7. Как наказывать детей?

Наказание будет эффективным, если оно последовательно, адекватно поступку и сопровождается доброжелательным объяснением. В качестве наказаний могут быть использованы лишение поощрений, временная изоляция от сверстников, а не демонстрация враждебного отношения.

  1. Советы родителям

Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или «разорвать» портрет его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.

Показывайте ребёнку пример положительного поведения. Не допускайте в нём вспышек гнева или нелестные высказывания в адрес друзей, строя планы мести.

Пусть ваш ребёнок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать и пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.

Документы для скачивания:

Агрессивное поведение дошкольников. Причины и коррекция.

Виды агрессивного поведения

Проявления агрессии: агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте приобретает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессии, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы.

Наиболее часто наблюдаются прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий (позову бандитов, они тебя побьют) до прямых оскорблений (толстуха, дурак, нытик). У некоторых проявляется физическая косвенная и прямая агрессии.

Среди агрессивных детей отчетливо выделяются 3 группы. Различаются они по внешним поведенческим проявлениям (частота и степень жестокости действий), психологическим характеристикам (уровень интеллекта и произвольность), уровнем развития игровой деятельности, социальным статусом в группе сверстников.

Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников. Обычно они чрезвычайно ярко выражают свои эмоции – кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи. Агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. В общем психическом развитии ребенка имеется некоторое отставание. Его обостренная потребность во внимании и признании со стороны сверстников не может реализоваться через традиционные формы. В качестве средства самоутверждения используются агрессивные действия.

Вторую группу составляют дети, которые используют агрессивную форму поведения как норму при общении со сверстниками. Их агрессивные действия – форма достижения конкретной цели. Положительные эмоции испытываются в момент достижения результата, а не в момент проявления агрессии. Вторая группа, в отличии от первой, не стремится привлечь к себе внимание. Среди проявлений форм агрессии, чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая не отличается особой жестокостью. Ориентир делается исключительно на свои желания, эмоции сверстников игнорируются.

В третью группу входят дети, для которых желание нанести вред другому – самоцель. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение другим. Дети третьей группы в основном используют прямую вербальную и физическую агрессию. Причем действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием. Так, безо всякой видимой причины, ребенок может схватить другого за волосы и бить головой об стену, или столкнуть с лестницы и с удовольствием наблюдать как жертва кричит и плачет. Обычно выбираются более слабые жертвы. Совершенно отсутствует при этом чувство вины или раскаяния. Норма и правила поведения открыто игнорируются. Для детей этой группы особо характерны обида, мстительность.

Причины агрессии дошкольников.

На формирование агрессивности у ребенка влияют 4 момента:

1)негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие);

2)терпимость матери к проявлениям агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым (поощрение такого поведения);

3)суровость дисциплинированных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);

4)индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).

Доминирующей причиной появления агрессивного поведения – отношение родителей к своим детям.

Рекомендации для родителей: значение игры в жизни ребенка велико. Некоторые игры негативно влияют на его психику, вызывают агрессию. Поэтому очень важно правильно выбирать игрушки своим детям и учить в них играть.

Современные дети смотрят телевизор гораздо чаще. Родители, занятые работой и домашними делами, часто усаживают ребенка перед экраном, чтобы не мешал. Дети до 8 лет подражают действиям других: родители, герои, сверстники. Чрезмерная демонстрация на телевидении сцен насилия не только стимулирует временное ситуативное повышение агрессивности, но и способствует закреплению моделей агрессивного поведения.

Т.о., на агрессивное поведение влияет то, как родители воспитывают, общаются, что покупают и разрешают.

Коррекция агрессии.

Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях:

Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;

Обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;

Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;

Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.

Как перевести гнев в мирное русло:

Шаг первый: озвучить состояние ребенка. Это очень важно, ведь ребенок учится распознавать свои эмоции при условии, что взрослый ему их называет. Если ребенок явно на что-то или на кого-то разозлился, то важно сказать ему, что вы видите его состояние: «По-моему, ты злишься на что-то».

Шаг второй: присоединиться к чувствам ребенка. К сожалению, очень часто мы обходим этот момент и сразу начинаем давать советы, нравоучения. Дело в том, что только присоединившись к чувствам ребенка мы помогаем ему от них освободиться, успокоиться. Когда ребенок сердится, он часто говорит о том, как хотел бы отомстить обидчику. В таких случаях следует говорить, что вы понимаете сильные эмоции ребенка: «Чувствуется, что ты зол и готов доставить обидчику много неприятностей» и т.п. Такими комментариями вы, с одной стороны, показываете ребенку, что действительно готовы выслушать и помочь, а с другой – расширяете его представления о том, что конкретно задело и стало причиной агрессии.

Шаг третий: помочь ребенку выразить гнев адекватным способом. Агрессию ребенок в той или иной форме должен выместить, он не сможет долго сдерживаться. Понятно, что драка, укусы, плевки, ругань – это запрещенные приемы. Однако важно, чтобы было произведено реальное действие. Можно попросить ребенка звуком или движением выразить злость, которую он испытывает в данный момент. Пусть это будет вопль, рычание, топанье ногами, биение подушки, швыряние мягких кубиков в стену. Рекомендуется нарисовать свой гнев, а потом лист скомкать или разорвать. Хорошо, если взрослый сделает тоже самое вместе с ребенком. Если удастся действительно искренне позлиться, то ребенок быстро успокоится.

Шаг четвертый: обсудить случившееся. Теперь стоит в спокойном тоне обговорить все.

Игры и занятия с детьми для снятия агрессии.

1.Купить подушку цилиндрической формы, придумать ей простое имя (Бобо, Жужу). Когда у ребенка появится желание подраться, кусаться, толкнуть кого-то или стукнуть, надо объяснить, что детей и взрослых нельзя стукать. Но вот есть Бобо, который будет рад подраться.

2.Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком и глиной. Хорошо снимает напряжение лепка из глины и пластилина.

3.Подвижные игры. Учите ребенка снимать напряжение через направленную игру: догонялки, прыгалки, зарядку. Эти занятия снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции.

4.Релаксация, расслабление. После снятия излишней напряженности, положите ребенка «поспать», «поплавать на надувном матрасе» - обеспечьте состояние покоя. Пусть это будет даже всего одну минуту.

5.Можно чередовать движение и покой. Это научит ребенка произвольно контролировать свое поведение, а значит и эмоциональное состояние.

6.Выражение своего гнева через рисунки.

Агрессия аутичных детей:

Самоагрессия. Возникает при ломке привычного стереотипа, например, изменение привычной обстановки в комнате, смене педагога, запрещение обычно дозволенного действия. Возникает самоагрессия чтобы заглушить дискомфорт. В такой ситуации бессмысленно обращаться к ребенку с уговорами, запретами, пытаться отвлечь его – все это лишь усиливает его напряжение и может ужесточить самоагрессию. Вместе с тем, надо ее срочно купировать, т.к. она может быть опасной. Если это возможно, следует просто восстановить измененный стереотип. Однако часто, изменение, которое так не понравилось ребенку бывает вынужденным (заболел педагог, сломалась любимая игрушка). Кроме того, взрослый не всегда может понять, что именно так расстроило ребенка.

Наиболее действенным оказывается следующий метод работы: взрослый начинает переживать ребенку, голося вместе с ним, обозначая простыми подходящими словами его состояние (ой-ой-ой, какая беда). В такой ситуации перенасыщения отрицательным эффектом ребенок почти всегда успокаивается.

Агрессия по отношению к окружающим объектам и людям.

Циклические агрессивные разряды . Это наиболее грубые проявления агрессии, обрушивающиеся на игрушки и другие предметы, привлекшие внимание ребенка. Например, девочка со словами «дай куклу», берет ее в руки, но почти сразу же кидает в стену. Потом снова «дай куклу» и кидает в стену. Подобное поведение связано с повышенной пресыщаемостью ребенка, доставляющее ему ощущение выраженного дискомфорта и провоцирующее желание уничтожить объект. Справиться с такими агрессивными разрядами очень сложно, лучше просто не использовать или прятать те предметы, которые вызывают у ребенка данное поведение.

Импульсивные агрессивные действия , направленные на окружающих людей. Это навязчивое стремление дергать за волосы, раздирать руку, вдавливаться подбородком в плечо взрослого. Если подобные действия при общении со взрослым усиливаются, необходимо пытаться перебить их достаточно интенсивным более адекватным взаимодействием: крепко обнять ребенка или прижимая к себе, покачать. Не следует бояться обилия тактильных контактов. Когда эта ситуация отработана многократно и ребенок каждый раз в ней получает поддержку взрослого, частота и интенсивность данной формы агрессии значительно снижается.

Агрессия по отношению к близким . Может возникать в ситуации особого напряжения, дискомфорта, запрета. Особенно часто страдает мать, с которой ребенок находится в состоянии аффективного симбиоза. Агрессивные разряды, направленные против матери, являются формой самоагрессии. Поскольку ребенок не может отделить ее от себя, так выражается его самоагресии.

Генерализованная агрессия. Провоцируется сенсорными стимулами. Ребенок может разбрасывать мозаику или кубики, разливать воду, хлопать дверцами шкафа, сбрасывать игрушки с полок и так далее. Если пытаться его в этот момент переключить, может нарастать напряжение, и действия только усиливаются. Однако их нельзя игнорировать, так как ребенок застревает на них, сильно возбуждается и растормаживается. Необходимо по возможности подключаться к ним, проигрывать их вместе с ребенком, интерпретируя их как позитивные, придавая им яркий эмоциональный смысл. Например, рассыпание мозаики можно проигрывать как салют, разливание воды, как море. Вместе с тем следует быть очень осторожным при подборе материала, с которым предстоит работать, чтобы не спровоцировать подобное поведение.