Духовно-нравственное воспитание личности. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

    духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ).


патриотизм

  • патриотизм

  • социальная солидарность

  • гражданственность

  • семья

  • труд и творчество

  • наука

  • традиционные российские религии

  • искусство и литература

  • природа

  • человечество


  • Закон «Об образовании» (2007 г.), устанавливающий приоритет духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

  • Поручение Президента РФ (2.09.09) и Распоряжения Председателя Правительства РФ (11.09.09).

  • ФГОС начального общего образования.

  • Примерные программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях начальной и основной школ.


  • Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

  • Комплексный учебный курс дифференцируется по модулям: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы будистской культуры», «Основы иудейской культуры», «Традиционные религии России», «Основы светской этики». Предметное содержание курса должно соответствовать образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям обучающихся на ступени начального общего образования, иметь примерно одинаковую структуру и направленность , отражающую важнейшие основы религиозных культур и светской этики, связанные с духовно-нравственным развитием и воспитанием.

  • Обучающие по своему желанию и с согласия родителей (законных представителей) выбирают для изучения один из модулей.

  • Название и состав предметов предметной области будут уточнены по итогам апробации в субъектах Российской Федерации в 2010-1011гг.


  • «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура, Основы религиозных культур и светской этики»

  • «В рамках учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики с IV класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики»


  • Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в 2010 году в 19-ти субъектах Российской Федерации, а с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов:

  • - основы православной культуры, - основы исламской культуры, - основы буддийской культуры, - основы иудейской культуры, - основы мировых религиозных культур - основы светской этики

  • для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)



    В соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р,приказываю: 1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889 и от 3 июня 2011 г. № 1994. 2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2012 года.

  • Заместитель Министра

  • М.В. Дулинов


  • Шесть модулей: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры»,«Основы иудейской культуры», «Основы исламской культуры»,«Основы буддийской культуры»

  • Модуль выбирается родителями или лицами, их замещающими. Можно изменить выбор модуля и переходить к изучению другого по желанию родителей и обучающихся. Предмет без оценок. Рассчитан на 34 часа, первые урок/ два – общие, последние четыре – заключительные общие.

  • 4 класс – 1 час в неделю.





Общая педагогическая цель

  • Общая педагогическая цель – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России (закреплена ФГОС).

  • Цель предмета - формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.


  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


  • 1. Соответствие УМК требованиям к реализации курса ОРКСЭ (соответствие по количеству часов, отводимых на каждый модуль, наличие дидактических материалов по каждому модулю).

  • 2. Состав УМК (наличие учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей, методических рекомендаций для учителя, книги для родителей, программы курса по модулям, мультимедийных приложений).

  • 3. Соответствие содержания УМК содержанию предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».


  • 4.Разработанность методики преподавания ОРКСЭ в УМК (соответствие возрастным особенностям детей, реализация системно-деятельностного подхода).

  • 5.Ориентированность УМК на достижение результатов (личностных, метапредметных, предметных).

  • 6. Реализация культуроведческого подхода в УМК.

  • 7. Воспитательный потенциал УМК.

  • 8. Объем дидактических материалов.

  • 9.Направленность на консолидацию (межмодульные связи).


  • Состав УМК комплексного учебного курса ОРКСЭ

  • 1. Программа курса

  • 2. Учебные пособия для учащихся по каждому модулю

  • 3. Книга для учителя

  • 4. Книга для родителей

  • 5. Электронные приложения по каждому модулю


6 модулей 34 часа :

  • УМК издательства «Просвещение» состоит из 6 модулей , каждый из которых рассчитан на 34 часа :

  • 1) основы православной культуры (30 уроков, 96 с.),

  • 2) основы исламской культуры(30 уроков, 80 с.),

  • 3) основы буддийской культуры (30 уроков, 80 с.),

  • 4) основы иудейской культуры (30 уроков, 96 с.),

  • 5) основы мировых религиозных культур (30 уроков, 80 с.),

  • 6) основы светской этики (30 уроков, 64 с.).

  • Все модули нового предмета соединяются 4 общими тематическими блоками :

  • 1) Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.);

  • 2) Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.).

  • 3) Традиционные религии и этика в России (13 ч.);

  • 4) Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.).


  • Первый урок называется - «Наш дом – Россия».

  • На нем присутствует весь класс, ведет его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы.

  • Обучающиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое «духовность», «традиция», «нравственные ценности», какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества.

  • На первом уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определенный модуль), при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - сходные нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.


  • Предусматривает разделение учащихся по группам для изучения избранного модуля.

  • В ходе изучения второго блока учащиеся должны получить системные знания о культуре православия, культуре ислама, культуре буддизма, культуре иудаизма, других мировых религий, а также о светской этике.

  • Второй блок завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.


  • Продолжается раздельное обучение

  • Духовно-нравственное воспитание личности.

    Ушакова Надежда Николаевна,

    заместитель директора по ВР

    МОУ "СОШ №16"

    г. Подольска

    Московской области

    г. Подольск


    Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина.

    В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores - нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом) .

    В.И. Даль толковал слово мораль как "нравственное ученье, правила для воли, совести человека". Он считал: "Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного". "Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало , к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести".

    С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С. И "Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами".

    Сухомлинский считал, что "незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает".

    Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России , о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

    Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

    Во-вторых, в современном мире подросток живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

    В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

    В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения , утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

    Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

    Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

    Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная деидеологизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

    Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

    Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление , представление о школе как учреждении, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем - и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом - человеческого развития обучающегося. Обучение - только один из компонентов личностного развития. Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

    Итак, духовно-нравствнное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации

    Духовно-нравственное развитие осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно - смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

    Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

    Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

    Воспитание гражданственности, патриотизма уважения к правам, свободам и обязанностям человека

    Ценности: любовь к своему народу, своему краю, России, свобода личная и национальная, доверие к людям.

    Воспитание нравственных чувств и этического сознания

    Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

    Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

    Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

    Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

    Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

    Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании школьников учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.


    Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский,

    Н.А. Сорокин различают несколько аспектов:

    Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса - единство действий всех учащихся.

    Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.

    В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.

    В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.

    Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно.

    Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.

    В разные возрастные периоды личного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья. В дошкольном детстве к воздействию семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации.

    С развитием новых коммуникационных технологий и ростом количества средств массовых коммуникаций, а также относительная свобода в выборе и подаче материала увеличило роль этого фактора социализации.

    Начиная с подросткового возраста, большую роль в развитии личности играет общение со сверстниками, друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени.

    По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается и увеличивается разносторонность воспитательных воздействий на личность ребенка.

    Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени, его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс.

    Формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми . Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

    Из этого следует, что суть нравственно воспитанной личности состоит не только в усвоенных ее знаниях, идеях, опыте общественного поведения, но и в совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности. При организации процесса нравственного воспитания следует отдать предпочтение объективным отношениям, в которые включаются учащиеся в различных видах деятельности и общения. Эти отношения составляют истинный объект педагогической деятельности.

    Список использованной литературы :


    1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. М., 1979

    2. .Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. Минск, 1988.

    3. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., 1979.

    4. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. М., 1994.

    5. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания в школе. М., 1980.

    6. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника.М., 1985.

    7. Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. СПб., 1998.

    8. Нравственное воспитание личности школьника. Под ред. Колдунова Я.И. Калуга, 1991.

    9. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания. Под ред. Каирова И.А., Богдановой О.С.М., 1998.

    10. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности . Итоги социологического исследования. М., 1999.

    11. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника. Под ред. Г.Н. Филонова. М., 2000.

    Педсовет: «Духовно-нравственное воспитание личности школьника через организацию внеурочной деятельности».

    Цель : мотивация деятельности педагогического воспитания в современных условиях.

    Повестка дня

      Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях

      Основы нравственности у младших школьников и школьников подросткового периода.

      Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла.

      Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности.

    Ход педсовета

    1. Система образования пока еще не вышла из полосы реформ. Остаются не только нерешенные, но вовсе еще и не поставленные проблемы. К таким проблемам, в первую очередь, относится духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений. Постановка этой проблемы связано с резким падением духовного здоровья российского общества. Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии и т.д.). Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство.

    Необходимо сразу пояснить, что в настоящее время теоретические разработки понятий «духовность», «нравственность» отличаются неясностью и противоречивостью. Не разработана также государственная программа духовно-нравственного воспитания и лишь «нащупываются», определяются научно-теоретические и методические подходы к постановке этого направления в педагогике, хотя обобщение исторического опыта и анализ современной жизни общества может подсказать пути и способы воссоздания в новых формах духовно-нравственного воспитания россиян.

    В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность». Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д.
    Духовность также тесно связана с национальной идеей процветания и защиты современной России, без нее невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в системе образования.

    Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные. Мы считаем, что нравственность отражает общечеловеческие ценности , а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией.

    Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.

    Исходя из приведенных положений, можно заключить, что духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов, а также качеств патриота и защитника Родины.

    В широком плане духовно-нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства.

    Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания

    Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

    Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.

    В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.

    В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

    Внеурочная деятельность. Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, игр и т.д., - а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика - организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре.

    Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. - организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика - педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения и морального выбора. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.

    Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление, представление о школе как учреждение, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем - и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом - человеческого развития обучающегося. Обучение - только один из компонентов личностного развития. Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

    Итак, духовно-нравствнное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации

    Духовно-нравственное развитие - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

    Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

    Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

    Воспитание гражданственности, патриотизма уважения к правам, свободам и обязанностям человека

    Ценности: любовь к своему народу, своему краю, России, свобода личная и национальная, доверие к людям.

    Воспитание нравственных чувств и этического сознания

    Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

    Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

    Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

    Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

    Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

    Внеурочная деятельность осуществляется с помощью входящих в нее следующих компонентов: традиционные школьные дела, планирование школьных дел и праздников, фестивали, конкурсы разного уровня. Все мероприятия, включенные в план воспитательной работы школы, построены на массовом участии школьников и направлены на разностороннее развитие личности ребенка. Сценарный план традиционных мероприятий составляется таким образом, чтобы в них могли принять участие как можно больше учащихся, педагогов и родителей.

    Личностные характеристики выпускника:

    любящий свой народ, свой край и свою Родину;

    уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

    любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

    готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

    доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

    выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

    2 . Основы нравственности у младших школьников.

    (выступление учителей начальных классов)

    3. Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла.

    (выступление учителей - предметников)

    4.Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности.

    (выступления классных руководителей)

    Проект решения педагогического совета

    «Духовно-нравственное воспитание личности школьника через организацию внеурочной деятельности»

    Классным руководителям сформировать пакет документов по проблеме духовно – нравственного воспитания (педагогические карты классов, дневники наблюдений «группы риска», банк данных родительских ресурсов, методические материалы для проведения классных часов, родительских собраний), рекомендовать его к использованию в последующие годы в процессе воспитательной работы и презентовать свой опыт работы на семинарах, м.о. классных руководителей, педсоветах.

    Каждому учителю определить свои эффективные методы и приёмы духовно – нравственного воспитания средствами своего предмета. Обобщить опыт работы на методических объединениях, семинарах, педсоветах.

    Классным руководителям продолжить разработку воспитательных систем классов и рассматривать их на методическом объединении классных руководителей.

    1.Воспитание может быть рассмотрено как:

    • Общественное явление, воздействие общества на личность
    • Специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса
    • Целенаправленное управление процессом развития личности
    • Все ответы верны

    2. Деятельность педагогов, ориентированная на реализацию целей образования в условиях педагогического процесса:

    • Воспитательная работа
    • Воспитательная система
    • Воспитательное мероприятие
    • Система воспитательной работы

    3. Создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом является ведущей целью:

    • Гуманистического воспитания
    • Гуманитарного воспитания
    • Демократического воспитания
    • Поликультурного воспитания

    4. Согласно отечественной психолого-педагогической традиции, личность - это явление, которое:

    • Присуще человеку от рождения и неизменно на протяжении всей жизни
    • Проявляется в ходе онтогенетического развития
    • Характеризует индивидуальность человека
    • Свойственно лишь избранным людям

    5. Свобода личности, формируемая в процессе духовно-нравственного воспитания - это:

    • Уход от власти низменных потребностей, выбор высших ценностей и стремление к их реализации
    • Удовлетворение всех имеющихся потребностей
    • Отсутствие потребностей, следование за обозначенными авторитетным лицом целями
    • Никогда не реализуемая потребность

    6. Социализация в широком значении характеризуется как:

    • Взаимодействие человека и общества
    • Приспособление человека к требованиям общества
    • Развитие и саморазвитие человека
    • Общественное воспитание

    7. К микрофакторам социализации (факторам, оказывающим непосредственное влияние на человека),выделенным в теории воспитания А.В. Мудриком относятся:

    • Космос, общество, государство и др.
    • Телевидение, город, поселок и т.п.
    • Семья, группа сверстников и пр.
    • Генетика, физиология человека

    8. Создание условий для приспособления к жизни в социуме, преодоления или ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально созданных для этого организациях это:

    • Социальное воспитание
    • Диссоциальное воспитание
    • Коррекционное воспитание
    • Семейное воспитание

    9. Установите соответствие принципов гуманистического воспитания с их содержанием (в таблице уже все установлено):

    1. Принцип соединения воспитания с трудом

    1. Социальное и интеллектуальное содержание труда, его нравственная направленность, труд как источник радости и удовлетворения

    2. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности

    2. Обращать внимание на положительные стороны человека, а не на его недостатки

    3. Принцип увлечения детей перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости

    3. Необходимо помочь ребенку наметить перспективы его личностного роста и соотнести их с перспективами развития коллектива

    4. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему

    4. Как можно больше требований и как можно больше уважения одинаково направленных на всех обучающихся и на самого педагога

    10. Установите соответствие принципов гуманистического воспитания с их содержанием (в таблице уже все установлено):

    1. Принцип связи воспитания с жизнью

    1. Включение обучающихся в общественно-полезную деятельность, ознакомление с текущими

    событиями

    2.Принцип согласования требований образовательного учреждения, семьи и общественности

    2. Единство требований, предъявляемых обучающимся

    3. Принцип сочетания прямых и непрямых

    управленческих действий со стороны педагога

    3. Каждое воздействие педагога является воздействием на коллектив, а через него на личность

    4. Принцип эстетизации детской жизни

    4. Эстетическая обстановка, создание продуктов эстетического характера самими детьми, эстетическое просвещение

    11. Гражданско-патриотическое воспитание ориентировано на:

    • Внутреннюю свободу личности
    • Уважение к государственной власти
    • Гармоничное проявление культуры межнационального общения
    • Все ответы верны

    12. Трудолюбие может быть сформировано у детей, если:

    • Работа, которую необходимо выполнить детям, прописана в программных документах образовательного учреждения
    • Работа, которую необходимо выполнить, задается взрослым, который сам не желает трудиться и не участвует вместе с детьми в процессе выполнения трудового задания
    • Работа, которую необходимо выполнить, приносит детям увлеченность и перспективу «завтрашней радости»
    • Работа, которую необходимо выполнить, предъявляется исключительно в форме требования взрослого

    13. Формирование эстетического вкуса и преобразовательной эстетической деятельности детей возможно в условиях:

    • Пристального внимания к природной привлекательности ребёнка
    • Повышенных требованиях к эстетике одежды и внешнему виду детей
    • Эстетически оформленного места жизни ребенка, созданного взрослыми
    • Эстетически оформленного места жизни ребенка, идентификацией ребенка с этим местом и активным посильным участием в поддержании его эстетической привлекательности

    14. Методы воспитания - это:

    • Способы профессионального взаимодействия педагога и детей с целью решения воспитательных задач
    • Техника и логика построения процесса воспитания
    • Формы организации детской активности
    • Наборы приемов воспитания

    15. Современный национальный воспитательный идеал определяется:

    • Конституцией Российской Федерации
    • Законом Российской Федерации об образовании
    • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
    • Федеральным Государственным Образовательным Стандартом общего образования

    16. В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:

    • Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей
    • Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности
    • Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок
    • Ориентацию в сфере религиозной культуры и светской этики

    17. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет роль педагога, прежде всего как:

    • Источника информации
    • Медиатора
    • Фасилитатора
    • Воспитателя

    18. Знание теоретических концепций воспитания (к примеру, теория коллектива А.С. Макаренко, теория воспитательных систем Л.И. Новиковой, теория воспитывающего обучения И. Гербарта и др) относится к:

    • Методологическому уровню знания
    • Методическому уровню знания
    • Теоретическому- уровню знания
    • Технологическому уровню знания

    19. Духовно-нравственное развитие личности - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление

    • Ценностно-смысловой сферы личности
    • Эмоционально-волевой сферы личности
    • Когнитивной сферы личности
    • Деятельностной сферы личности

    20. Духовно-нравственное воспитание личности - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися

    • Гуманистических ценностей
    • Общечеловеческих ценностей
    • Базовых национальных ценностей
    • Общенациональных ценностей

    В статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Перечислены методы нравственного просвещения, даны некоторые рекомендации педагогам.

    «Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников»

    Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

    Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. С точки зрения федерального государственного образовательного стандарта, процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

    Духовно-нравственное воспитание - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под«духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

    Традиционными источниками нравственности являются:

    Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

    Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

    Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

    Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

    Труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

    Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

    Традиционные российские религии (учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах);

    Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

    Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

    Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

    Сейчас в педагогической науке используют термин духовно-нравственное воспитание. Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

    Духовно-нравственное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей общества.

    Зачем же в современном мире нужно духовно-нравственное воспитание? Развитие человека и его восхождение к высшему уровню ду-ховности обусловливается сформированностью и развитостью душевности, ценностных ориентации, духовных идеалов, интересов, потребностей и включенностью личности в творческую, духовно насыщенную жизнь и деятельность. Задача духовного воспитания - научить школьника избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом. Таким образом, духовное воспитание представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей для её внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный и интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности.

    Духовно-нравственное воспитание имеет свои специфические цели. Они определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания - формирование нравственно устойчивой цельной личности. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.

    В работе классного руководителя важное место занимает духовно-нравственное просвещение, способствующее развитию и совершенствованию нравственных понятий и представлений подростков, углублению содержания их нравственных знаний. Одним из наиболее распространенных методов нравственного просве-щения является этическая беседа. Специфика ее заключается в том, что она проводится в форме занятий с подростками по решению и обсуждению поведенческих задач - ситуаций с нравственным содержанием. Известно, что процесс осознания поступков начинается с анализа тех обстоятельств, при которых этот поступок совершен. В ходе анализа выясняются мотивы поступка, причины, которые вызвали поступок. Здесь школьники должны уметь ответить на вопрос, почему тот или иной поступок имел место. Для этого необходимо уметь видеть характер участников ситуации, определить те качества, которые они проявили в данных условиях. Далее поступок на основании проведенного анализа должен быть оценен с точки зрения принятых норм и правил морали. В размышлении над поступком полезно подвести школьников к предвидению других возможных способов поведения. С этой целью педагогу необходимо предложить подросткам несколько вариаций такой ситуации, при которой школьники все время задумываются над вопросами: а если бы происходило вот это, а если бы тот или иной участник ситуации повел бы себя так-то.

    Умение анализировать, оценивать, предвидеть поступки, со-вершать правильный моральный выбор приходит, конечно, с опытом. Но задача воспитания в том и заключается, чтобы ускорить, активизировать формирование опыта, раскрыть в более ранний, но доступный для этого период потенциальные возмож-ности ребенка. В этом и состоит основное назначение этих спе-цифических этических бесед.

    Материалом для таких бесед служат разнообразные жизнен-ные ситуации с нравственным содержанием, доступные для осмысления учащимися того или иного возраста. Каждая из ситуаций должна заключать в себе нравственную проблему (задачу), разрешить которую и предстоит школьникам.

    Развитие нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками;

    Развитие опыта нравственного поведения;

    Корректировка нравственных качеств личности школьников.

    Формировать в школьниках такие качества как: толерантность, взаимопонимание, патриотизм, гуманистическое мировоззрение, культуру общения

    Периодически проводить часы нравственности

    Развивать командные чувства у ребёнка

    Учить уважать чужое мнение

    Уменьшить количество трудных, самостоятельных заданий

    Развивать у подростка чувство эмпатии по отношению к другим людям

    Воспитывать как социально активного, здорового человека.

    Некоторые направления и формы воспитательной деятельности:

    Классные часы по теме “ Государственные символы Российской Федерации ”.

    Уроки России.

    Уроки толерантности.

    Классные часы, посвященные памятным и героическим событиям истории России и подвигам людей.

    Уроки Мужества.

    Уроки нравственности.

    Встречи с интересными людьми.

    Научно-практические конференции.

    Путешествия по родному краю (экскурсии).

    Чтение и анализ притч, басен, рассказов. Такая работа служит способом использования положительного примера в воспитании.

    Встреча с ветеранами, членами Кавалеров ордена Александра Невского, которые на своём примере рассказывают детям о необходимости в любви к своей Родине, к матери, к человеку, к друг другу. Здесь важна заключительная часть урока, когда ребятам предоставляется возможность пообщаться с ветераном, задать вопросы. Слова ветеранов о любви к Родине, к матери, к человеку живы и доступны. В школе могут проводиться праздники: День знаний, день пожилого человека, день единения и согласия, День Конституции, день толерантности, Рождество Христово, День Защитника Отечества, Масленица, День Победы.

    Работа с родителями:

    1. беседы, консультации по проблеме духовно-нравственного воспитания.
    2. проведение тематических родительских собраний.У учащихся появляется возможность сознательно управлять своим поведением, стремиться к воспитанию у себя качеств, которые соответствуют их моральным взглядам и убеждениям. Мы должны с самого раннего возраста прививать нашим детям традиции своей культуры, уважение к другим людям, основы духовности и нравственности.
    3. Такую целенаправленную деятельность надо осуществлять во имя будущего счастья наших детей, во имя будущего России.
    4. Важность данной темы обусловлена тем, что сегодня стало очевидным отсутствие у многих российских граждан ясно выраженной системы ценностных приоритетов, объединяющих их в единую историко-культурную и социальную общность. За утратой нравственных ценностей как следствие к судьбе своей страны. Такое положение дел привело к острой необходимости позитивного влияния на духовную сферу общества, стремление возродить национальную идею России, изменить сознание граждан.
    5. Таким образом, в заключении можно сделать следующие выводы. Духовно-нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.