Если ребенок плохо разговаривает в 3 года. Развитие речи в возрасте трех лет: поможем ребенку начать общаться

Психологи и педагоги не устанавливают чёткие временные рамки, когда малыш должен активно разговаривать. Некоторые детки пополняют словарный запас, высказывают мнение на любую тему уже к двум годам, зачастую надоедают родителям навязчивыми расспросами. «Рот не закрывается», – измученного вздыхают мамы и папы.

Иногда возникает другая проблема: ребёнок не говорит в 3 года. «Что делать?» – спрашивают родители. В чём причина отказа от общения со сверстниками и взрослыми? В каком возрасте нужна помощь специалиста? Давайте разбираться.

Когда ребёнок должен начать разговаривать

Ознакомьтесь с ориентировочными показателями развития речи. При заметных отклонениях от сроков не медлите, обращайтесь к специалистам.

Особенности:

  • у большинства деток речь активно развивается к году. Если в 5–6 месяцев это было «агуканье», в 6–8 месяцев – отдельные слоги, то к 11–12 месяцам речь усложняется. Вначале слова состоят из повторяющихся слогов (ба – ба, ма – ма, би – би, па – па) или односложные (дай, на, ам, гав);
  • в 1,5–2 годика словарный запас расширяется, появляются слова из нескольких слогов, словосочетания, простые фразы. Карапуз уверенно называет знакомых людей, описывает некоторые явления, предметы и действия («Маша хочет кушать», «Дай мне чашку»). Заметная задержка развития речи должна насторожить, но паниковать не стоит. Лучший выход – визит к логопеду;
  • в 3 года речь неплохо развита, ребёнок должен описывать картинку простыми фразами, интересоваться окружающим миром, задавать вопросы взрослым. Чем подробнее (в разумных пределах, без нужных поучений и нотаций) родители отвечают, тем богаче кругозор у ребёнка;
  • в 4 годика дошкольник должен осмысленно строить сложные предложения, составлять рассказ по картинке, описывать предметы, явления, события, происходящие вокруг.

Односложные ответы не побуждают к новым вопросам, зачастую, это мягкий намёк: «Отстань», «Не спрашивай больше», «У меня нет желания тебе всё объяснять». Чем чаще вы будете отмалчиваться, сквозь зубы произносить малопонятные слова, фразы, тем реже сын или дочка будут задавать вопросы. Помните: недостаток общения с родителями зачастую делает отношения в семье более прохладными.

Почему ребёнок не говорит: вероятные причины

Чаще всего проблема развивается под воздействием нескольких факторов. Нередко к врождённым аномалиям добавляется неправильное поведение родителей, нежелание общаться с малышом на достаточном уровне.

Если вы заметили, что дочка или сын мало разговаривают, подумайте: ребёнок не может произнести определённые звуки (слова) или просто не хочет общаться, предпочитает отмалчиваться. Возможно, существуют неврологические нарушения, требуется медицинская помощь. Иногда детки комфортно себя чувствуют без произнесения лишних фраз, отвечают короткими словами. При отсутствии поощрения со стороны родителей малыши вряд ли будут произносить длинные тирады или размышлять о чём-то интересном.

Основные причины:

  • родовые травмы. К сожалению, в процессе тяжёлых родов у крохи иногда повреждаются отдельные участки головного мозга. Такие детки требуют особого внимания со стороны родителей и врачей. В большинстве случаев отклонения заметны на первом году жизни. Обязательное условие – постоянное наблюдение за развитием новорождённого. Кроме педиатра, родители должны регулярно показывать кроху детскому неврологу для контроля мозговой деятельности;
  • проблемы со слухом. Внимательные родители уже с первого месяца жизни малыша обратят внимание на первые признаки нарушений. Врождённая глухота или частичное снижение слуха появляются из-за негативного воздействия на плод во время беременности. Иногда причиной патологии становится наследственная предрасположенность;
  • детский аутизм. С каждым годом деток, живущих в «своём мире», становится всё больше. Аутист, зачастую, – это нормальный ребёнок, но полностью погружённый в себя. Ему просто не требуется общение с окружающими, малыш не страдает, не торопится говорить. Проблемой аутизма занимается психолог, детский невролог и психотерапевт. Не менее важна роль родителей;
  • нехватка внимания, дефицит речевого общения. Некоторые родители не знают, что воспитали «молчуна» сами. Нежелание разговаривать с ребёнком, постоянные окрики, вредные слова и фразы «Помолчи, я устал», «Что за чушь ты говоришь», «Потом поговорим», «Не приставай с глупыми вопросами» и тому подобные высказывания отбивают у деток желание разговаривать. Ребёнок, тихонечко сидящий в углу, никому не мешающий – идеальная картина для многих родителей. На самом деле, психологи предупреждают об опасности «ухода в себя», задержке речевого развития, скованности, проблемах в будущем;
  • отказ от «живого» общения. Многие родители по причине усталости (лени/непонимания важности контактов с ребёнком) заменяют совместное чтение книг, разучивание стихов, песенок, душевный разговор телевизором, компьютером, планшетом. Современные гаджеты увлекают малыша, разгружают родителей, которым не нужно отвечать на бесконечные «Почему?» Психологи быстро «вычисляют» деток, с которыми мало занимались. Нехватка живого общения отрицательно сказывается на эмоциональном развитии малыша, задерживает речевое развитие.

Совет родителям! Вы нашли сходство с ситуациями, которые часто происходят у вас дома? Вы понимаете, что мало общаетесь с малышом? Главное: признать ошибки, понять, что проблема существует, как можно скорее обратиться за помощью к психологу и логопеду.

Больше всего родителей волнует ситуация, если ребёнок совсем не говорит в 3 года. В такой ситуации важна своевременная помощь врача. Если вам не удаётся найти подход к молчуну, посетите опытных специалистов.

Для решения проблемы потребуется консультация у нескольких врачей:

  • отоларинголога;
  • логопеда;
  • психолога;
  • детского невролога;
  • психотерапевта.

Коррекция нарушений речевого развития зависит от факторов, спровоцировавших проблему. Если слабая речь – это последствие родовой травмы, доктор назначит специальные препараты для нормализации мозгового кровообращения, порекомендует терапевтические методики, снижающие негативное воздействие неврологических нарушений. Обязательны занятия с логопедом, психологом, посещение детского развивающего центра.

Если ребёнок не хочет говорить из-за «педагогической запущенности», придётся изменить отношение к общению. Чем скорее взрослые поймут важность общения с сынишкой или дочуркой, тем скорее наладится речь. Постепенно уйдёт смущение, малыш избавится от «скорлупы», в которую он спрятался по вине родителей.

Взрослые должны искренне интересоваться делами малыша, побуждать к вопросам на любые темы и, конечно, находить ответы. Выгода от изучения нового, интересного материала есть для всех сторон – кругозор расширяется не только у деток, но и у родителей.

О причинах развития железодефицитной анемии у детей написано странице.

Полезные советы:

Ещё несколько полезных советов:

  • стимулируйте развитие речевых навыков. Вместе смотрите мультики, читайте книжки, рассматривайте картинки, водите деток на выставки. Задавайте вопросы о прочитанном, увиденном, старайтесь добиться развёрнутых ответов, продолжайте логическую цепочку. Не давите на малыша, если он не настроен на обсуждение;
  • многие специалисты советуют отдать малыша в садик. Дошкольники в 3 годика всё повторяют друг за другом. В детском коллективе разговорится даже самый упрямый «молчун». Обязательно объясните воспитателю проблему, попросите не давить на ребёнка: пусть маленький человечек сам захочет общаться. Существует немало примеров, когда, буквально, через неделю-другую после начала хождения в садик, малыш начинал активно говорить. Для успеха «предприятия» обязательно узнайте, как подготовить ребёнка к посещению детского сада;
  • детки плохо произносят отдельные звуки? Малыш стесняется насмешек из-за неправильного произношения, предпочитает отмалчиваться или отвечает коротко: «Да», «Нет», «Хорошо» и так далее? Обратитесь к логопеду. Регулярные занятия со специалистом, закрепление полученных знаний дома постепенно устранят проблему. Если малыш поймёт, что он может чётко произносить слова и фразы, то стеснение уйдёт, улучшится речь.

Теперь вы знаете причины и методы решения проблемы, если ребёнок мало или плохо говорит в 3 года. Обязательно проконсультируйтесь у специалистов, измените стиль общения с дочкой или сыном. Терпение и любовь к ребёнку помогут исправить ситуацию.

Что делать, если ребенок не говорит в 3 года? Видео — советы родителям:

21 КОММЕНТАРИИ

  1. Снежана
  2. Анастасия
  3. Анастасия

Становление речи у детей - очень сложный процесс, зависящий от множества факторов, и какой-то определенной даты, когда ребенок должен начать заговорить, нет. Но если к трем годам малыш упорно хранит молчание, не может связно излагать мысли, его словарь крайне беден, то пора бить тревогу.

Итак, что же «запирает» речь у маленьких детей? Специалисты выделяют 15 основных причин. По своему происхождению их можно разделить на 3 большие группы.

Физиологические причины отсутствия речи

  1. Нарушения слуха . Когда из процесса развития выпадает один из анализаторов, формирования речи резко затормаживается или останавливается совсем, страдает интеллект. Если ребенок не слышит речь взрослых, с трудом ее разбирает, не слышит себя, то и говорить он не будет. Нарушения слуха могут быть врожденными или возникнуть после тяжелой болезни. Малыша нужно обязательно показать неврологу и отоларингологу. Даже если ребенку поставили диагноз «тугоухость», не расстраивайтесь. Сейчас существует немало эффективных методик лечения и обучения слабослышащих детей, которые дают хорошие результаты.
  2. Наследственность . Если развитие ребенка соответствует возрасту, все хорошо, кроме речи, то возможно дело в незрелости нервной системы, которая передается генетически. Расспросите родственников, в каком возрасте заговорили их дети, они сами. Скорее всего, это произошло позже 3 лет. В этом случае нужно просто еще немного подождать.
  3. Неразвитые органы речи, слабый челюстно-лицевой мышечный аппарат . Причины различны: раннее отлучение от груди, слишком короткая уздечка языка, гипотонус мышц и т. д. Определить недоразвитие органов речи можно по следующим признакам: ротик постоянно приоткрыт, из него постоянно течет слюна, твердая пища часто вызывает рвоту. Кроме того, при аномалиях речевого аппарата ребенок не может четко произнести звуки и слова.
  4. Задержка умственного развития , вызванная тяжелыми генетическими заболеваниями (синдром Дауна), внутриутробными вирусными инфекциями (например, краснухой), энцефалитом и т. д.
  5. Неврологические отклонения , спровоцированные гипоксией, родовыми травмами, перенесенной инфекцией и рядом других факторов. Если дело в недоразвитой сенсомоторной сфере, то «запустить» речь помогут регулярные занятия с логопедом и грамотно назначенное лечение.

Развитие речи следует начинать как можно раньше. Как только вы заметили признаки недоразвития, сразу же проконсультируйтесь со своим педиатром. Он направит малыша на консультацию к неврологу, отоларингологу и , назначит необходимые исследования, в зависимости от причины отсутствия речи.

Социальные и психологические причины

Если обследование не выявило никаких отклонений здоровья, то родителям и педагогам следует обратить внимание на социальные и психологические факторы отсутствия речи.

  1. В семье много детей одного возраста . Позднее появление связной отчетливой речи у близнецов, тройняшек, погодков - скорее норма, чем аномалия. Согласитесь, когда у тебя есть интересные собеседники, которые прекрасно понимают и говорят на твоем «птичьем» языке, зачем еще общаться со взрослыми?!
  2. Плохая обстановка в семье . Постоянные ссоры, крики, скандалы родителей, физические наказания, уход отца или матери - не самая лучшая почва для развития ребенка. В таких семьях дети чувствуют себя ненужными, забитыми, виноватыми в проблемах родителей. Они молчат скорее из страха привлечь внимание и быть наказанными.
  3. Ребенок предоставлен сам себе . Чтобы малыш заговорил к 2-3 годам, с ним необходимо много заниматься: развивать мелкую моторику, логическое мышление, фантазию, петь детские песенки, читать художественную литературу, делать артикуляционную гимнастику. Создайте ему базу для хорошей речи.
  4. Телевизор . Да, детские телеканалы с мультфильмами нон-стоп, игры в телефоне и планшете - настоящее спасение для уставших мамы и папы, но такой «досуг» оставляет малыша наедине с самим собой, делает его безучастным зрителем, которому нужно только нажать кнопку. Ему абсолютно не с кем разговаривать, его речь не востребована, словарь не пополняется новыми словами. Такие дети хорошо воспроизводят отдельные фразы из мультиков и передач, но совершенно теряются, когда нужно сконструировать предложение самостоятельно, могут не понять обращенную к ним речь.
  5. Гиперопека . Когда взрослые начинают говорить с ребенком на его лепетном языке, предугадывают желание и настроение по изгибу бровей, хорошего здесь мало. Малышу просто не нужно ничего говорить, он все получит и без слов.
  6. Билингвизм . Если в семье говорят на смеси языков, особенно, если они сильно отличаются друг от друга по фонетике и грамматике, то малыш находится в замешательстве: какой язык главный? Он плохо понимает значения слов, разделяет языки, и до 4 лет такие дети говорят хорошо крайне редко.
  7. Негативное отношение к речи . Когда ребенок теряет интерес к слову, а родители настаивают на его частом повторении, он может замолчать в знак протеста. То же самое может произойти, если родители смеются над неправильным произношением, ударением или употреблением слова, предъявляют завышенные требования.
  8. Стресс, испуг . Случается и так, что ребенок, делающий неплохие успехи в речи, надолго замолкает, пережив сильное потрясение, например, смерть или уход одного из родителей, насилие, стихийное бедствие, аварию и т. д.
  9. Родители слишком быстро говорят, много громких звуков вокруг . Да-да, именно так. Малыш просто не успевает разобрать слова, усвоить их из-за быстрого темпа речи (а уж если один из родителей плохо выговаривает звуки, то и сложность задачи возрастает), ему мешает постоянно включенный телевизор или радио. Как ни странно, здесь друг речи - тишина.
  10. «Больничный» синдром раньше был редким явлением, но сейчас встречается все чаще. Если ребенок долго находится на лечении в больнице, особенно с рождения, он оторван от сверстников, окружающего мира, мама постоянно нервничает, сильно напряжена и не может заниматься с ним полноценно при всем желании. Такие дети начинают говорить позднее сверстников.

Устранить психологические и социальные причины отсутствия речи, легче, чем физиологическом. При грамотном подходе, правильно выстроенных занятиях со специалистами, ребенок быстро наверстывает упущенное время.

Увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии в нынешнее время является неутешительной тенденцией. Все чаще можно встретить родителей, которые обеспокоены тем, что ребенок не хочет говорить или говорит с явным отставанием от нормы. Когда малыш еще совсем кроха, то, безусловно, каждый из взрослых живет с надеждой, что в будущем все изменится. Но, если ребенок достиг трехлетнего возраста, а данная проблема не исчезла, то ожидать «чуда» уже неразумно. Здесь пора серьезно задуматься над тем, что мешает малышу заговорить.

Первое, что должны сделать родители – это убедиться в том, что у ребенка нет дефектов слуха, и его центральная нервная система находится в норме. Это позволит в дальнейшем более точно определить основную причину задержки речевого развития и найти правильные пути к ее устранению.

Достаточно часто можно услышать мнение, что, как только малыш пойдет в детский сад и начнет общаться со своими сверстниками, то он обязательно заговорит. Ведь дома не всегда у родителей есть возможность вовлекать его в постоянное общение, а в саду, чтобы играть и дружить с детками, ребенок будет вынужден заговорить. В принципе, это утверждение отрицать нельзя. Но, как показывает практика, так происходит не всегда. Хоть словарный запас и увеличивается в некотором роде, но четких и понятных слов может так и не появиться, а общение жестами и звуками по-прежнему будет на первом месте.

Так почему же ребенок 3 лет не говорит, если в целом он абсолютно здоров и у него нет отклонений в умственном развитии? Разве общение не является основой для успешного становления речи?

Основываясь на многочисленных исследованиях ученых (логопедов, дефектологов, невропатологов) можно с уверенностью заявить, что нет, не является. Разговаривать с ребенком, читать книжки, разучивать чистоговорки, стишки и т.д., безусловно, необходимо. Но главный аспект кроется не здесь.

Что делать, если малыш не хочет говорить

Чтобы малыш вовремя заговорил и, более того, захотел говорить, практически с первых дней жизни ему нужно развивать мелкую моторику пальцев рук (не следует путать с развитием общей моторики). Доказано, что если двигательные навыки пальчиков развиты согласно возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы и, соответственно, наоборот.

Многим специалистам, чтобы понять, говорящий перед ними ребенок или нет, достаточно провести небольшой эксперимент-игру (назовем ее «Покажи пальчик»). Малыша просят показать сначала один пальчик, затем два и три, при этом демонстрируют ему, как это необходимо делать. Если движения пальчиков изолированные, то всё в норме, если же возникают определенные трудности – есть напряжение в пальцах или они, наоборот, вялые, малыш показывает их все вместе – то на лицо явные проблемы с речью. Поэтому родители, которые столкнулись с тем, что ребенок не хочет говорить или не может, должны запомнить, что в первую очередь необходимо работать над развитием движений пальчиков рук и стремиться, чтобы они стали свободными и ловкими. Только в этом случае речь будет развиваться успешно и соответственно возрасту.

Для этого с ребенком нужно играть в любые пальчиковые игры , начиная с 6-7 месячного возраста, делать массаж на ручках, а в 3 года малыш обязательно должен сам застегивать пуговицы или хотя бы пытаться это сделать. Кроме этого, очень полезными для него будут различные шнуровки, завязывание и развязывание на лентах, шнурах или тесемках узелков. Нанизывание на нитку бусин или пуговиц, перебирание ручками крупных деревянных бус, игры во вкладыши и с пирамидками. Даже самые простые забавы – разрывание бумаги или газеты на мелкие кусочки, а также скатывание шариков из пластилина, являются не менее эффективными в развитии мелкой моторики пальцев рук. Ведь при этих энергичных движениях участвуют все пальчики, а это очень важно.

Также родителям, у которых ребенок 3 лет плохо говорит, следует помнить, что разговаривать с ним нужно на нормальном и понятном языке, никакого сюсюканья и лепета, не повторять детские «словечки» и постоянно исправлять ошибки в его речи. А при использовании ребенком жестового общения нужно делать вид, что ничего непонятно, и добиваться от него произношения слов, а то и коротких предложений. Конечно же, бить тревогу о том, что малыш не говорит, следует, не дожидаясь трехлетнего возраста, когда проблема уже может достаточно глубоко укорениться. В силу этого, наряду со всеми утешительными доводами близких и знакомых, что со временем малыш будет, что «воробышек чирикать», все же уделяйте его пальчикам достаточно много внимания. Ведь именно они помогают ребенку заговорить.

Тагиева Ирина специально для сайта

На детской площадке мамы только и успевают хвастаться достижениями своих малышей. У одной уже стишки наизусть рассказывает, у другой чуть ли не книжки читать начал, а у третьей, страшно сказать, – даже иностранные слова запоминает. И это такой-то кроха, которому еще и трех лет не исполнилось. Вы в этом щебетании участия не принимаете, наоборот, стараетесь избегать всяческого общения с другими родителями. Вам стыдно и неловко, ведь ваш ребенок не то что стихи еще не рассказывает – он даже говорить до сих пор не начал. И это в его три года! В общем, вы чувствуете горечь и обиду, а еще вам очень жалко своего молчаливого кроху. Вам хочется ему помочь, но вы не знаете как. И это бессилие вас угнетает.

Почему ребенок-трехлетка молчит

В настоящее время дети-молчуны встречаются гораздо чаще, чем еще каких-то пару десятков лет назад, равно как и гиперактивные дети. Спросите: какая между ними связь? Ответим: самая прямая. Чем активнее ребенок, тем больше соблазнов он находит в окружающем мире, тем меньше он себе оставляет возможностей изучать этот мир вербально. Как свидетельствует современная статистика, сегодня многие дети начинают говорить ближе к трем с половиной годам, так что трехлетний рубеж не показатель. Впрочем, это не повод расслабляться. Наоборот, вы четко должны знать все причины, по которым ваш малыш может молчать.

  • Физиологические особенности развития ребенка . Это могут быть проблемы со слухом, или задержка общего развития, вызванная недоношенностью, или наследственная предрасположенность к задержке речи. Покажите малыша доктору. Путь он вынесет свой вердикт, после которого вы сможете либо начать лечение или даже готовиться к хирургическому вмешательству, благодаря которому сегодня даже глухонемые от рождения дети начинают слышать и, соответственно, говорить, либо, если с физиологией малыша все в порядке, вы сосредоточитесь на решении проблем психологических и социальных.
  • Недостатки воспитания . Вы слишком любите своего ребенка. Нет, это не плохо, наоборот, так и должно быть. Только вот ваша любовь лишает ребенка самоопределения. Вы бросаетесь к малышу по первому его зову, вы стараетесь предугадать все его желания, вам хочется, чтобы ему в этом мире было хорошо, уютно и комфортно. Спрашивается – зачем ему говорить, если у него и так все в порядке? Гиперопека в данной ситуации приносит исключительно вред. Если ребенок знает, что его в любом случае поймут с полуслова, зачем ему стараться произносить это слово целиком? Отсутствие мотивации будет тормозить процесс речевого развития.
  • Психологическая травма . Ребенок чувствует, что он неинтересен взрослым. В его жизни происходят какие-то перемены – переезд, болезнь, разлука с родителями. Может быть, в его семье нездоровая психологическая атмосфера – скандалы, разговоры на повышенных тонах. Мало ли причин, по которым ребенок может замкнуться в себе и не желать открываться окружающему миру. При таких условиях сложно ждать от него речевых достижений.
  • Недостаток внимания . Бывает так, что семья вполне благополучная и спокойная, только вот методы воспитания по отношению к малышу в ней применяются такие же – тихие. Усадить ребенка перед телевизором, занять его внимание современным гаджетом, обложить малыша мягкими игрушками – к таким приемам прибегают многие современные родители. Только в этом случае получается, что взрослые и малыш существуют сами по себе. С кем при таких обстоятельствах ребенку разговаривать?

Еще бытует мнение, что ребенок должен развиваться в среде своих сверстников, мол, стоит только отдать его в детский сад, как проблема задержки речи начинает решаться сама собой. В этом утверждении есть доля истины, но только доля, потому как надеяться на чудо по имени «само собой» не стоит. Лучше все-таки, разобравшись в возможных причинах молчания ребенка, приступить к активному решению проблемы.

Что может помочь ребенку заговорить?

Допустим, вы с ребенком уже посетили отоларинголога, дефектолога, психолога и даже психиатра. На ваше счастье, доктора не обнаружили в развитии малыша никаких патологий. Значит, настал черед ваших личных активных действий. Итак, что может помочь ребенку заговорить?

  • Активное присутствие рядом с ребенком взрослых . Активное – это значит не просто следить, чтобы с маленьким человеком ничего не случилось, чтобы он был сыт и одет, это значит все время с ним разговаривать. Постоянное общение – вот ключ, который может открыть перед ребенком двери в мир слов. Покажите ему пример, общаясь с ним и друг с другом полными, законченными фразами. Читайте ему книжки, включайтесь в его игры, чтобы имитировать различные речевые ситуации, пойте ему колыбельные.
  • Правило «действие плюс слово» должно стать основополагающим . Пусть практика угадывания желаний ребенка по его жестам навсегда останется в прошлом. Дайте ему понять, что без слов его чаяния не осуществятся. В крайнем случае – сами проговаривайте все, что вы делаете, и называйте все, что даете ребенку в руки.
  • Правильные игрушки . Долой телевизор, телефон, планшет и прочие технические забавы 21 века. Детские механические игрушки, которые сами едут, сами говорят, сами поют песни – тоже долой. Ребенок сам должен активно включаться в процесс игры, а не быть ее сторонним наблюдателем. Поэтому выбираем кубики и пирамидки, не игнорируем самые обычные машинки, не сторонимся простых кукол.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук . Все специалисты утверждают, что чем меньше развиты у ребенка двигательные навыки пальчиков, тем сложнее ему говорить. Поэтому в любое свободное время завязывайте с ребенком узелки, нанизывайте бусинки, перебирайте четки, лепите из пластилина или даже просто рвите бумагу. Все это пойдет только на пользу будущему оратору.
  • Не опускаться на речевой уровень ребенка . Не сюсюкать и не коверкать слова, наоборот – общаться с ним нормальным языком, четко проговаривая каждое слово.

Безусловно, универсальных рецептов не существует. Развитие каждого ребенка – процесс сугубо индивидуальный. Кто-то начинает общаться уже в полтора года, а кому-то для становления речи и трех лет не хватает. Конечно, для того чтобы разговорить молчуна, потребуется немало терпения. Но однажды он вознаградит ваши усилия. И тогда вы с гордостью сможете рассказывать о достижениях своего ребенка не только на детской площадке.

Первые фразы ребёнка становятся запоминающимися моментами в жизни. Помимо этого, развитие речи является подтверждением нормального психологического и физиологического развития малыша. Однако все чаще в нашем мире фиксируются случаи, когда ребята не овладевают умениями коммуникации даже до школьного возраста. Почему такое происходит? Что делать, в случае если малыш в три года не говорит? Мы дадим ответ на данные и прочие вопросы, затрагивающие опоздания речевого развития.

Механизм развития речи

Часто родители задают вопрос о том, в каком же возрасте детки начинают разговаривать? Процесс развития речи наступает практически с появления на свет и заканчивается приблизительно в 4 года, если ребёнок уже может произносить все звучания родимого языка, а, кроме того, составлять фразы и создавать складные предложения. Позднее происходит модернизация существующих коммуникативных умений и увеличение словарного запаса. В специальной литературе выделяют такие этапы развития речи:

Почему ребенок в 3 года не разговаривает?

Почему есть задержка в развитии речи у малыша? Причины такого состояния можно разбить на следующие категории:

  • физические (нарушение слуха, патологии артикуляционного аппарата, болезни ЦНС);
  • психологические;
  • недостатки обучения (педагогические).

Так, в случае если малыш в три года слабо разговаривает , необходимо провести исследование ребёнка на существование разных болезней. С целью установления факторов ЗРР имеются разные исследования и диагностические технологии, что применяют, опираясь на возраст деток и анамнез.

Ребёнок не говорит в 3 года? Почему? Причины могут иметь также и психологический характер. Плохая ситуация в семье, частые размолвки, невежливое взаимодействие старших с ребёнком, наказания могут послужить причиной к тому, что ребёнок «замкнётся» в своём уютном мире. В этом случае потребность в коммуникации с окружающими у крохи уменьшится либо совершенно пропадёт. Неправильное развитие также может послужить причиной к этому, что малыш просто не будет нуждаться в общении.

Исполняя все желания ребёнка по первому призыву, не предоставляя малютке шанса лично постигать мир и высказывать собственное мнение, не в меру внимательные отец с матерью оказывают собственному чаду медвежью услугу . Ребята, пребывающие под чрезмерной опекой старших, не видят надобности в общении - ведь их и так хорошо понимают. Притом, чем старше малыш, тем труднее урегулировать сложившуюся проблему.

Что такое ЗРР?

Если ребенок 3 года не разговаривает , эксперты могут установить нерадостный диагноз - ЗРР (задержка речевого развития). Самостоятельно установить подобную проблему неосуществимо, так как для этого необходимо многокомпонентное исследование. Так, эксперты осуществят исследования и тесты для установления физиологических патологий, расценят объем словаря, выговаривание, реакции на внешние раздражители, обусловят психическое состояние крохи. При обнаружении каких-либо тяжёлых отклонений диагноз ЗРР медики могут установить даже годовалому малышу. Если в период обследования были доказаны ненормальные отличия в развитии малыша в таком случае эксперты информируют родителей о задержке психоречевого развития (ЗПР).

Когда необходимо бить тревогу?

Многие отец с матерью, если их ребенок не разговаривает в 3 года, поясняют это тем, что ближайшие родные крохи тоже поздно произнесли собственные первые фразы и «ничего, как-то выросли». К сожалению, такого рода случай говорит только лишь о том, что у ребёнка есть генетическая склонность к ЗРР . Необходимо помнить, что чем ранее начать коррекцию речи, тем выше успех такой работы.

Поэтому раннее выявление признаков и своевременное обращение к профессионалам может напрямую сказаться на последующей жизни ребёнка. В случае если малыш до 4 лет не разговаривает, факторами для призыва к доктору могут становиться следующие условия:

  • травма ребёнка (в том числе наследственная);
  • выявление признаков патологии ЦНС, генетических болезней;
  • недостаток у грудничка реакции на звучания, у полуторогодовалого ребёнка - словоподражания, у старших ребят - слов и складной речи.

К каким медицинским работникам обращаться?

Родители жалуются: «Ребёнку 3 годика - и он не разговаривает». Что же делать в таком случае? В первую очередь нужно установить причину состояния . Для этого понадобится прибегнуть к таким специалистам, как:

Основные способы устранения ЗРР

На сегодняшний день в нашем государстве задержку развития речи лечат при помощи разных способов. Например, это такие методы:

  • медицинский;
  • педагогический;
  • коррекционный.

Медицинский метод

При постановке ЗРР довольно часто назначается лекарственное лечение . Используют препараты для активации речи и полушарий мозга - «Кортексин», «Нейромультивит» и прочие. При обнаружении заболевания психики, назначаются медикаменты, исправляющие это положение. Также для возбуждения «речевых центров» доктор может назначить физиотерапию.

Педагогический метод

У отца с матерью появляется проблема о том, как обучить малыша говорить в 3 года? Можно употреблять педагогические способы устранения. В первую очередь необходимо уделить внимание процедурам для формирования мелкой моторики. Так как исследованиями была подтверждена связь между перемещениями пальцев рук и активацией головного мозга, что отвечают за разговор. В коррекционной работе используют много разных интересных игр, сориентированных на формирование мелких движений , к примеру, такие как:

К педагогическим способам, кроме упражнений для формирования мелкой моторики, причисляют следующие методы:

  • театрализованные выступления;
  • инсценировка сказок;
  • разучивание стихов, произведений фольклора;
  • составление повествований по сюжетным иллюстрациям и прочие.

Родители жалуются: «Ребёнку 3 года, слабо разговаривает. Что делать?» В этом случае педагогический способ является более действенными для решения такой трудности. Однако вот, если ребёнок говорит фразы себе под нос и плохо выговаривает звуки, то здесь понадобится профессиональная поддержка логопеда либо дефектолога.

К такой группе способов формирования речи причисляются логопедические и коррекционные занятия . Это намеренно разработанные мероприятия, нацеленные на предотвращение обнаруженного недостатка. Ведутся подобные занятия грамотными логопедами либо дефектологами. Отмеченные эксперты используют разные методики коррекции речи в связи от возраста, диагноза и уровня ЗРР, в частности, такие как:

Роль семьи в формировании речи малыша

Несмотря на разнообразие профессиональных способов, главную роль в формировании речи малыша играет обстановка в семье . Ежедневное взаимодействие родных взрослых с крохой, бесспорно, существенно повысит результативность специальных средств коррекции. Вот несколько простых советов для отца с матерью:

  1. Ещё до появления на свет крохи общайтесь с ним, пойте песенки, делитесь позитивными чувствами.
  2. Обучитесь внимательно обращаться к попыткам годовалого ребёнка высказывать собственные мысли словами, поддерживайте его.
  3. В случае если малыш в 3 года не разговаривает - рассказывайте ему в этом случае сами, описывайте все, что увидели, что делаете, чувствуете.
  4. Провоцируйте малыша к разговору в любых ситуациях.
  5. Установите такие домашние устои, как чтение сказки пред сном, разучивание прибауток в период умывания, проведение утренней гимнастики в стихах.
  6. Предлагайте ребенку игры для развития моторики.
  7. Никак не ограничивайте контакт малыша с иными ребятами.

Как обучить малыша говорить в 3 года?

Если малыш не разговаривает в 3 года - это не приговор, а причина подумать над факторами подобного состояния. При оперативной организации коррекционной работы, а, кроме того, подходящем воздействии семьи, ребёнок вполне может догнать собственных сверстников по степени речевого развития, становится активным коммуникативным соучастником социума. Полезные рекомендации:

Теперь вы знаете причины и способы решения трудности, в случае если дитя мало либо плохо говорит в 3 года. Непременно проконсультируйтесь у профессионалов, поменяете образ общения с дочкой и сыном. Терпение и любовь к малышу могут помочь поправить обстановку.