Как правильно воспитывать ребенка: секреты счастливых родителей.

Все родители, когда только узнают о том, что у них будет малыш, начинают придумывать, каким вырастет их ребенок, чем он будет заниматься. Когда ребенок появляется на свет, растет и не оправдывает надежд мамы и папы, кажется, приходит чувство глубокого разочарования ко всем – и к родителям, и к малышу. Чтобы такого не произошло с вами и вашим чадом, мы расскажем в этой статье, как воспитать ребенка счастливым, и от этого самому испытывать моральное удовлетворение.

Когда речь заходит о воспитании ребенка в вашей семье, то наверняка сразу же начинают проявлять активность мудрые бабушки и мамы. Они хотят научить вас, как правильно общаться и развивать ребенка, которого видят гораздо реже, чем вы.

Сразу же в таких случаях вам нужно абстрагироваться от всего, что вы слышите, если, конечно, совета у своих родных вы не лично попросили. Дело в том, что нет никакого общего принципа правильного воспитания. К каждому ребенку родители должны находить индивидуальный подход. То, что по отношению к одному ребенку применять можно, по отношению к другому – категорически нельзя. Логичнее – следовать советам профессиональных психологов, которые точно разбираются в том, как воспитать ребенка, чтобы он рос уверенным в себе, смышленым, счастливым и общительным:

  1. У вас дома всегда должна быть спокойная обстановка. Все члены семьи должны заботиться друг о друге и любить. В такой гармоничной и нежной атмосфере ребенку будет проще раскрыться и проявлять сущность, которая заложена в нем природой.
  2. Каждый родитель должен тщательно, в первую очередь, следить не за поведением ребенка, а за своим собственным, потому что малыш лишь отражает то, как ведете себя вы.
  3. Станьте личным примером для ребенка – правильно питайтесь, занимайтесь спортом, не ругайтесь, не выражайтесь при детях нецензурно, не сплетничайте. Важно постоянно находиться в хорошем настроении, чтобы ребенок принимал ваше поведение за норму и вел себя также.
  4. Никогда не спешите в принятии решений, как отреагировать на поведение ребенка. Есть случаи, когда крик или равнодушие могут закрепостить малыша. Чтобы этого не случилось, присматривайтесь внимательно к тому, что делает ваше чадо, что он требует от вас.
  5. Не требуйте ничего от ребенка – вы можете его только просить. Для некоторых малышей очень трудно понять, что от них хотят. Если малыш не выполнил то, что вы от него хотели – это не трагедия, а проявление характера и его темперамента, с которым вы должны считаться.

  1. Вы должны научить ребенка заботиться о себе самостоятельно. Но учить нужно на личном примере. Всегда хорошо выглядите, не допускайте нарушений режима дня. Для малыша должно стать нормой, что в определенный промежуток дня нужно заниматься важными делами, а в другое время позволительно развлечься, чтобы отдохнуть.
  2. Ваш ребенок должен знать границы дозволенного в поведении, и вы должны тоже ими себя ограничивать, чтобы ребенок привыкал, что есть вещи, которые ни под каким предлогом делать нельзя.
  3. Очень важно, чтобы вы воспринимали своего ребенка таким, какой он есть, а не старались его переделать, ориентируясь на чье-то чадо. Никто не знает, как воспитывать чужого ребенка, к каким методам прибегают его родители, чтобы он был правильным и хорошим. Задача каждой мамы – помочь ребенку раскрыть его собственные преимущества перед другими детьми, развить именно его таланты.
  4. Будьте последовательны в своих действиях. Если пообещали – выполните, если сказали – сдержите слово. Иначе малыш поймет, что все, что ему говорят родители – это неважно, потому что в любой момент их можно заставить передумать.
  5. Никогда не упрекайте ни в чем свое чадо – вы его воспроизвели на свет не для того, чтобы он стал для вас обузой, а чтобы иметь продолжение себя. Ваша задача – любить, заботиться и всем обеспечивать свое чадо, это и есть основы счастливого детства для каждого ребенка.

На просторах всемирной паутины вы можете наткнуться на множество книг, как воспитать ребенка. В них будут даваться полезные советы, но это не значит, что все они применимы по отношению именно к вашему малышу.

Вы должны руководствоваться в действиях исключительно индивидуальными особенностями своего крохи. Вот тогда он вырастет замечательным человеком, с добрым сердцем, открытой душой и множеством перспектив.

Как воспитать ребенка уверенным в себе?

Уверенность в себе – это одно из главных качеств, которым должен обладать каждый человек. Оно помогает нам добиваться поставленных целей, отстаивать собственную точку зрения и при этом всегда жить в гармонии с собой. Некоторые мамы и папы думают, что если они будут все время хвалить своего ребенка, то его самооценка от этого будет только повышаться. Но только иногда она может повыситься до такой степени, что чадо вырастет самовлюбленным эгоистом, не умеющим прислушиваться и уважать чужие мнения.

Мы поделимся с вами несколькими советами, как воспитывать ребенка, чтобы он вырос самоуверенным, но не самовлюбленным:

  1. Не хвалите ребенка оценочно. Если вы будете ему говорить, что он самый умный, самый красивый, то когда окажется, что он не такой на самом деле (ему об этом скажут, он это поймет сам), то у него начнется раздвоение личности. Он начнет сильно переживать из-за того, что не соответствует словам мамы, которая сама только верит в то, что говорит. Ребенок должен адекватно относиться к себе, объективно.
  2. Хвалите ребенка только за результат его работы и за хорошие поступки. Но всегда оставляйте ему зацепку, чтобы он не думал, что его отличное поведение – это предел для его развития.
  3. Не влияйте на своего ребенка, а направляйте его. Вы не должны обсуждать малыша, его личные черты характера с кем-то. Вы должны именно с ребенком обговаривать ситуацию, в которой у него что-то не получилось. Например, если он получил плохую отметку в школе, не надо его сразу за это ругать, лучше указать, что надо делать, чтобы такого больше не повторилось.

  1. Не оскорбляйте малыша за то, что он в чем-то ведет себя неуклюже. Лучше поощрите лишний раз. Это вселит в него уверенность, что ошибаться можно, главное – вовремя исправиться, сделать выводы, чтобы ошибки больше не повторялись.
  2. Предоставляйте ребенку право выбора в принятии решений. Не стоит ему указывать. Вы можете его попросить, а он уже сам решит, отвечать вам на просьбу или нет. Как правило, дети чувствуют, что родители нуждаются в его помощи, потому что уважают его, ценят, относятся как к равноправному члену семьи. Если у вас так, то малыш никогда не откажется выполнить просьбу, которая будет к нему адресована.
  3. Учите ребенка самостоятельности. Пусть он приходит к вам не спросить разрешения сделать что-то, пусть он просит вашего совета. Он научится к вам прислушиваться, но в то же время будет самостоятельно принимать решения.
  4. Во время обсуждения какого-то семейного вопроса обязательно интересуйтесь мнением ребенка. Он должен знать, что за него ничего не решат, что его точка зрения имеет такой же вес, как мнение папы и мамы. Вообще чаще разговаривайте с ребенком на разные темы. Отвечайте на его вопросы четко и правдиво.
  5. Не пытайтесь от ребенка откупиться. Некоторые родители из-за того, что недостаточно уделяют внимание своему чаду, покупают ему дорогостоящие брендовые вещи. Но этим они опускают самооценку своего ребенка. Настоящее счастье не может быть материальным. Рано или поздно малыш все равно поймет это и укажет вам на то, что вы недостаточно уделяли ему внимания.

  1. Благодарите своего ребенка за то, что он делает для вас. Если он будет слышать, что вы цените его поступки, он увереннее от этого будет себя чувствовать. Ребенок будет понимать, что у него есть чувство собственного достоинства, которое уважается самыми близкими для него людьми.
  2. Нельзя подвергать малыша гиперопеке. Он должен падать, сбивать коленки, есть холодное мороженое и валяться в песке, потому что это нормальный процесс адаптации ребенка к окружающему миру. Если вы всего этого его лишите, он будет не знать, как себя вести, если вдруг с ним случится что-то из того, что вы не проконтролировали, а это прямое следствие неуверенности в себе.

Учтите, что пытаться воспитывать ребенка возрастом до 1 года уверенным в себе, это бессмысленно, потому что его главная задача в этот период времени – расти и развиваться.

Также бессмысленно пытаться начинать такое воспитание, когда ребенку уже будет больше 10 лет. Начинайте воспитание в этом отношении, когда ваше чадо достигнет 3 лет.

Как воспитать успешного ребенка?

Успешной личностью не рождаются, а становятся. В процессе становления такой личности важную роль играет деятельность родителей. Они должны помочь ребенку освоить какие-то умения, вселить в него понимание важности института семьи в жизни и наличия хороших друзей рядом.

Мы поделимся с вами советами, как воспитать успешного ребенка:

  1. Начните заниматься с малышом как можно раньше. Сейчас очень популярны школы раннего развития, где проводятся занятия с детками с самого рождения. Конечно, не обязательно прямо с 1 месяца жизни пытаться научить ребенка считать, читать. Это лучше всего начинать делать, когда крохе исполнится 2,5 – 3 года.
  2. Не допускайте того, чтобы ребенку было скучно. Все занятия, которые вы с ним проводите, должны быть представлены для него в игровой форме, потому что именно игра для малыша – лучшая форма познания.

  1. Если у вашего малыша не получается что-то, вы не должны игнорировать его эмоции. Обязательно в спокойной интонации, без гонора пообщайтесь с малышом, объясните, что без ошибок ничего не получается достичь.
  2. Не говорите своему ребенку постоянно, что он маленький – это главное правило, как воспитать характер ребенка. Чтобы он вырос самостоятельным и ответственным, ведите себя с ним, как со взрослым, чтобы он понимал, что его мнение важно, что его «я» в семье уважают. Иначе он вырастет послушным наемным рабочим, но никогда не захочет занимать руководящую должность.
  3. Обязательно занимайтесь сложными дисциплинами со своим ребенком вместе. Если вы учите математику, учите с ним какие-то правила, ребенку важно чувствовать, что вы ему хотите искренне помочь.
  4. Старайтесь меньше запрещать ребенку делать то, что он хочет. Если ему интересен пульт от телевизора, дайте его ему. Пусть он понажимает на кнопки, разберется, что это за предмет. Вы помогите ему разобраться, как работает пульт и для чего он предназначен.
  5. Уделяйте больше внимания развитию воображения ребенка. Именно воображение помогает детям во взрослой жизни справляться с возникающими трудностями самостоятельно. Для этого обязательно развивайте малыша творчески – пусть он рисует, танцует, поет, играет на музыкальных инструментах.
  6. Учите ребенка, что нужно осознанно подходить к своим желаниям и мечтам. Они не должны быть фантастическими. Это поможет ребенку с детства усвоить, что мечты могут сбываться, если идти к ним, задавшись целью.
  7. Не давайте в руки своему малышу электронные гаджеты слишком часто. Пусть они воспринимают эти вещи, как игрушки, а не способы познания мира. Внушите ребенку, что лучше всего помогает разобраться во многих науках – книга. Читайте вместе с ним, обсуждайте прочитанное.
  8. Развивайте у ребенка ораторское мастерство. Он должен с детства научиться внятно и четко формулировать свои мысли и желания.
  9. Обращайтесь к своему малышу по имени. Не стоит злоупотреблять уменьшительно-ласкательными словами. Когда малыш вырастет, пойдет в школу, к нему там будут обращаться исключительно по имени, которое малыш должен любить, уважать и слышать его, чтобы выполнять то, что от него требуют педагоги.

  1. Сделайте в комнате ребенка «Стену достижений». Вешайте туда все его грамоты, похвальные листы, нарисованные им рисунки и многое другое. Когда ребенок будет на них смотреть, он начнет стремиться сделать что-то еще, чтобы пополнить свою копилку достижений.
  2. Не навязывайте своему ребенку друзей. Они могут вам не нравиться, но малыш должен сам разобраться, общаться с такими детьми, которые гуляют с ним во дворе, или нет. Если вы привьете ему правильные ценности, то, благодаря им, он быстро поймет, кто может быть ему другом, а кто нет. Разрешайте своему крохе устраивать дома посиделки с друзьями. Вы так разберетесь, как он умеет адаптироваться в обществе, как его воспринимают другие детки.
  3. Выбирая для ребенка учебное заведение, обратите внимание на уровень развития детей, которые в нем обучаются. Если вы не хотите, чтобы малыш вообще попадал под дурное влияние детей из неблагополучных семей в возрасте, когда у него формируется психика, то не отдавайте его в обычную школу или детский сад. Выберите то заведение, где малыш сможет чувствовать себя комфортно и будет иметь возможность всесторонне развиваться.
  4. Если ваш малыш родился с особенностями, не зацикливайте внимание ребенка на этом. Он должен понимать, что его особенность не должна мешать ему полноценно жить. Нельзя, чтобы вокруг этой особенности вращался весь мир. Научиться выживать в обществе, имея какой-то изъян, это сложно, но не проблема, если правильно себя подавать.

Учтите, что все вышеупомянутые правила можно применять не ко всем детям подряд. Если вы воспитываете 2 детей, то к каждому из них нужно будет подбирать свой подход, учитывая его тип темперамента и нервной системы.

Особенности воспитания мальчиков и девочек

При воспитании ребенка нужно учитывать не только его темперамент, но и половую принадлежность. Конечно, любого ребенка нужно любить, заботиться о нем и доверять ему. Только мальчикам и девочкам все это нужно в разной степени, потому что у них абсолютно неодинаковы физиологические и психологические потребности.

Мы поделимся с вами основными принципами, которыми желательно руководствоваться в процессе воспитания дочки и сына:

  1. Как воспитать ребенка-мальчика:
  • Если вы даете мальчику какое-то задание, не рассказывайте, что именно он должен сделать, чтобы он смог самостоятельно додуматься до этого.
  • С мальчиком бессмысленно долго ругаться. Если вы его наказываете, то ваша речь должна быть короткой, но понятной. Пусть ребенок учится думать над своим поведением и вести себя по-мужски.
  • Учитывайте, что мальчик не будет долго сидеть на одном месте, выполняя какое-то учебное задание, потому что он быстро истощится умственно.
  • Мальчики в раннем возрасте могут быть забияками, которые никогда не слушаются своих родителей. Но по мере взросления они становятся спокойнее и послушнее.
  • Мальчиков, достигших 5 лет, нужно развивать, раскрывая им азы точных наук.
  • Не заставляйте своего 7-летнего сына делиться с вами своими переживаниями. Если он захочет, то сам расскажет.
  • Не ругайте своего сына за агрессивность, которая может начать у него проявляться с 2,5 лет. Это нормальное явление в процессе психологического и физического развития ребенка.
  • В воспитании сына должен больше участия принимать отец, а не мать. Особенно это касается деток, достигших 5 лет. Именно папа прививает сыну любовь к спорту, физическому труду, умению работать и достигать поставленных целей.
  • Доверяйте своему сыну во всем, чтобы в нем выработался внутренний стержень. Не бегайте за ним, чтобы вытереть ему сопли или надеть шапку, не защищайте, когда он с кем-то ссорится, создавайте для него трудности, чтобы он самостоятельно учился с ними справляться.
  • Не помогайте сыну ни в чем. Особенно, когда он достигнет 6 лет. К этому возрасту он должен понять, что он должен помогать родителям и всем, кто нуждается в его помощи.
  • Показывайте сыну, чего он может добиться в жизни, говорите ему о том, что вы верите в то, что он справится со всем. Ваш сын должен стать мужчиной еще в детстве – вырасти не домашним животным с рогами, а мужественным человеком с крыльями, которыми он укроет от бед своих родных и близких людей.
  • Хвалите своего сына только по существу. Не критикуйте его, если что-то не получилось. Мальчик должен расти и знать, что ему всего надо добиться, выработать, получить своим трудом. Если он будет думать, что у него уже есть талант, будущее, красота, то стимула к действию у него не будет.

  1. Как воспитывать детей-девочек:
  • Если вы даете задание дочке, то сначала наглядно продемонстрируйте, как его нужно выполнить, чтобы получилось все правильно.
  • Если вы хотите наказать дочку, то ей сначала нужно конкретно объяснить, что она сделала не так, а только после этого объявить, чего она будет лишена за свой проступок.
  • Девочке нельзя позволять долго развлекаться, потому что она может эмоционально истощиться, а после этого не взяться выполнять ни одно дело.
  • Девочки могут быть послушными только в раннем возрасте, а в ходе взросления менять свой характер в худшую сторону.
  • Девочек, достигших 5 лет, нужно развивать, раскрывая им азы гуманитарных наук.
  • Не отворачивайтесь от своей 7-летней дочки, если он захочет вам рассказать какую-то животрепещущую историю из своей жизни. Девочке важно высказываться и советоваться.
  • В воспитании дочки большую роль играет личность мамы, которая становится для девочки примером во всем. Мама должна научить дочку выполнять домашнюю работу, быть красивой, уметь заниматься рукоделием, готовить еду.
  • Девочка должна с рождения быть окружена заботой, чтобы она знала, что должна вырасти не сильной женщиной, а любящей и нежной. Старайтесь защищать и ограждать ее от всего лишнего, не взваливайте на нее много обязанностей, ничего не заставляйте делать. Малышка должна научиться относиться к себе, как к драгоценности – ведь это для нее лучшая защита. Она тогда никому и никогда не позволит себя во взрослой жизни обидеть, потому что будет знать цену своего достоинства.
  • Чаще хвалите свою дочку, не переживая о том, что она может зазнаться. Так не произойдет. Наоборот, она начнет стремиться к тому, чтобы вы хвалили ее, еще и будет все для этого делать. Но вы не этим руководствуйтесь, а просто тем, что вы родили прелесть на этот свет. Поверьте, ваша гордость за дочь не поможет ей в жизни. Девочка должна расти и знать, что ее все должны любить не за то, что она отличница, а просто за то, что она родилась.

Но отметим, что даже если вы воспитываете 3 детей, и все они одного пола, то вышеперечисленные принципы нужно будет подстраивать под их психологические особенности.

Как воспитывать детей без наказания и криков?

Многие родители ошибочно считают, что если не наказывать своих детей, то они будут думать, что им все в этой жизни дозволено. Наоборот, этот метод воспитания ребенка без криков и наказаний дает возможность малышу лучше развиваться, делать ошибки и с ними самостоятельно справляться. Если вы накажите ребенка, то дадите ему понять, то он не может контролировать сам свое поведение, что это должны делать исключительно взрослые люди. Все равно малыш не научится чему-то, если вы его накажите, наоборот, он станет упрямым, мстительным и жестоким. Вместо того, чтобы сидеть в углу и думать о последствиях своего плохого поведения, он будет размышлять, как отомстить тому, кто его наказал.

Вместо того, чтобы наказывать чадо, попробуйте изменить тактику воспитания. Помните, что, когда ребенок вырастет, вы потеряете в его глазах всякий авторитет, и он все равно начнет проявлять свою сущность. Что же делать, чтобы показать малышу, что вы не довольны его поведением:

  1. Очень строго, но без крика, скажите ему, что такое поведение ребенка для вашей семьи неприемлемо.
  2. Просите малыша самостоятельно устранять последствия своего поведения. Разлил что-то, значит, должен взять и вытереть. Он поистерит, но если вы не отреагируете на его истерику, он все сделает. Проявите терпение и мудрость.
  3. Скажите ребенку, что вы очень страдаете, когда он так себя ведет. Возможно, что это его заставит изменить свое поведение.
  4. Не говорите, что накажите ребенка таким-то способом, если он сделает что-то плохое.
  5. Вместо долговременного стояния в углу попросите ребенка отправиться в свою комнату, чтобы подумать о своем поведении. Он должен находиться там в одиночестве ровно столько минут, сколько ему лет.

Воспитание ребенка – это ежедневный труд, который оказывается не по силе многим современным родителям. Но всегда можно все исправить. Проявляйте по отношению к своим детям все то, чтобы вы хотели, чтобы они и другие люди проявляли лично к вам. Не верьте стереотипам, не слушайте навязчивых советов. Будьте внимательны к ребенку, любите его, доверяйте ему и дружите с ним. Тогда вы вырастите доброго, счастливого и успешного человека.

Видео: «Особенности воспитания по типу темперамента ребенка»

Заниматься воспитанием детей - дело сложное, требующее много премного терпения. Делать это дело надо от души, изо дня в день, следуя одним и тем же принципам, иначе у Вас ничего не получится. Маленький ребенок, как и все живые существа, на начальной стадии своего развития особенно склонен к восприятию визуальных явлений. Многократное повторение одного и того же действия стимулирует сознание ребенка на копирование этой ситуации, а проще говоря - подражанию взрослым. Недаром малыши так любят повторять родителей, «грозя» пальчиком плюшевому мишке, который «не хочет есть кашу» или например, хлопая себя по животу при наступлении чувства сытости. Именно поэтому очень важно на самых ранних стадиях развития ребенка (примерно от 1,5 года жизни) начинать постепенно вводить в его жизнь маленькие, но очень необходимые правила.

Соблюдение этих правил поможет Вам и Вашему малышу побыстрее найти общий ритм жизни, тем не менее, не нарушая личного пространства друг друга. Вспомните свое негодование, когда Вам необходимо срочно ехать на работу, а ребенок совсем неторопливо завязывает шнурки. Или например, когда ребенок неохотно ходит в детский сад, сопровождая прощание слезами и попытками пойти вслед за Вами. Все эти примеры говорят в первую очередь о несвоевременном приучении ребенка к общепринятым правилам. Давайте рассмотрим, какие же самые важные ритуалы должен пораньше заучить любой малыш.

5 правил (ритуалов) по правильному воспитанию ребенка

1. Вовремя ложиться спать
Это правило превращается у многих почти в вечную проблему, тем более, когда в квартире постоянно царит веселье и шумные разговоры до утра. Помните, что маленький ребенок нуждается в полноценном сне до 9 часов в сутки, и именно ночью. Иначе на следующий день он будет капризничать, плохо есть, а то и вообще не захочет вставать утром. В 18 часов вечера ребенок должен быть уже переодет в спальный костюм и почистить зубы. В 20 часов вечера его пребывание соответственно перемещаться в детскую комнату, где рекомендуется заняться легкими, не активными играми, например, считать кубики или рассматривать книжку с картинками. Таким образом, Ваш малыш привыкнет соблюдать тишину в вечернее время. Что соответственно поможет ему быстрее заснуть, не реагируя на посторонние шумы. Не давайте на ночь тяжелых продуктов питания, как старый кефир, сырые овощи, фрукты, шоколад, бобы и т.д. Причиной бессонницы вполне может стать неправильное питание, которое вызывает у малышей брожение в животике.

2. Мыть руки
Кроме пользы гигиены, эта привычка формирует у ребенка чувство чистоплотного отношения к себе. Что конечно, скажется впоследствии на его внешнем и внутреннем развитии. Траурные «каемочки» под ногтями могут стать также причиной появления глистов, от которых будет впоследствии очень нелегко избавляться. Кроме этого, такой вид не делает ребенка привлекательным на фоне его более ухоженных сверстников, что уже изначально влияет на его положение в самом обществе. Приучите ребенка непременно мыть руки перед едой или после посещения туалета. Приобретите для него полотенце веселой расцветки, мыло в виде фигурок зайчиков или сердечек, а также купите маленький тазик только для его пользования, на котором Вы можете наклеить смешные фигурки, чтобы ребенок понимал, где только «его» вещи. Мытье рук по утрам и вечером считается абсолютно необходимой минимальной нормой каждодневной гигиены малыша. Многие маленькие дети также часто берут руки в рот, чем провоцируют у себя появление разнообразных неприятных инфекций.

3. Регулярно чистить зубы
Начиная с появления почти всех молочных зубов - необходимо настойчиво заняться введением привычки за ними ухаживать. Конечно, очень сложно объяснить малышу, что такое зубной врач и почему болят зубы. Однако в данном случае будет нелишним даже пойти на безобидный обман. Приобретите ребенку такую игру, в которую ему можно было бы играть, только если он почистит зубы. Покажите игру и скажите, что он может играть с ней, когда у него будет пахнуть изо рта зубной пастой. Почистите зубы сами и подуйте на малыша. Скажите при этом так: «мм.. свежее дыхание!!»... Когда малыш почувствует, как приятен запах зубной пасты, предложите ему также почистить зубы, после чего уже он должен «подуть» на Вас. Здесь конечно надо тоже «восхититься» тем, что у ребенка свежее дыхание.

Напомним, что очень важно усилить эмоции при поощрении или наказании, чтобы ребенок понял их истинный смысл. Так как в отличие от взрослого малыш не в состоянии задумываться над словами.

4. Класть все на свои места
Очень трудно вырабатываемая, но совершенно необходимая для Вас привычка. Во-первых, ребенок развивает чувство организованности, что скажется позитивно на протяжении всей его жизни. Как ее выработать? - Постепенно. Ребенка невозможно заставить делать то, что он не хочет. Но его можно мотивировать. Например, тем, что ему нельзя смотреть мультфильм или читать именно «эту» книжку, пока он соберет все кубики именно в «эту» коробку. Дети могут понимать не все слова, но они отнюдь не глупы. Ребенок сразу поймет, что его лишают удовольствия, если кубики останутся лежать на полу. Таким образом, в будущем он будет безо всяких напоминаний сам наводить порядок в своих игрушках, вещах и комнате.

5. Не брать вещи родителей
Чтобы это действительно стало реальностью, не достаточно убрать все с глаз долой. Здесь, кроме поощрений, к сожалению, надо применить и маленькие безобидные наказания. Например, не только убрать кубики в коробку, но и сложить все игрушки или постоять в углу. Почему поощрения здесь не уместны? Все очень просто. Привыкнув получать конфету за такое «хорошее» поведение, ребенок будет наоборот специально брать и прятать пудреницы, ключи, спички в самые необычные места с целью заработать лакомство. Развивайте с малых лет уважение к Вашей частной сфере родителя, чтобы и в будущем за собой его сохранить. Сделайте ребенку с помощью картона, ножниц и клея маленький шкафчик с дверкой. Разрисуйте его цветными фломастерами, подпишите кому он принадлежит. Предложите самому малышу класть туда любимые вещи и никогда не доставайте их оттуда лично. Сымитируйте ситуацию, как будто бы Вам понадобился плюшевый мишка из шкафчика, чтобы его «покормить». Попросите ребенка достать мишку из шкафчика и также положить его обратно. Со временем у него обязательство выработается чувство собственности, и он будет с удовольствием этим пользоваться.

Как воспитывать ребенка: практика

Теперь перейдем к ситуациям, где кроме Вас и Вашего малыша в происходящее замешаны третьи лица - дети или взрослые. Давайте разберем несколько повседневных ситуаций из практики и их проанализируем.

Ситуация 1. Вашего ребенка обижает другой ребенок
В таких случаях рекомендуется секундочку помедлить с защитой с Вашей стороны (если речь не идет о физических повреждениях конечно) и попытаться понять, как будет Ваш ребенок на это реагировать. Исходя из результатов такого теста, Вы будете в будущем либо не обращать внимания на подобные ситуации - если ребенок в состоянии сам постоять за себя, либо корректировать его поведение - если это не так. Не стесняйтесь дома преподнести ребенку несколько уроков по самозащите. Интеллектуальные разговоры в подобном возрасте мало помогут малышу.

Так как маленькие дети в силу незрелости своего мышления практически все решаю силой, принцип их всех действий построен на схеме «можно - нельзя». И плюшевого мишку в результате возьмет тот, у кого больше силы. Однако не надо воспитывать в этом случае и излишнюю агрессию. Просто покажите ребенку, что его игрушка - это его вещь и ее действительно можно с силой зажать в кулачке, а если надо и дать за нее сдачи. Особенно чувство лидерства проявляется у мальчиков. Их игры в основном шумные, полны резких движений, сводятся к тому, чтобы толкнуть, отобрать - завоевать и.п. Не пресекайте активность детей без нужды, особенно при посторонних. Всё это нужно делать спокойно и наедине.

Ситуация 2. Ваш ребенок обижает других детей
Подобные обиды, как правило, сопровождаются нанесением болевых ощущений сопернику. Если это происходит достаточно часто, Вам необходимо обратиться к детскому психологу. Тем не менее, в некоторых случаях ребёнок обижает детей в ответ – если они обидели его, а может и, основываясь на вашем поведении, то есть поведении родителей и иных родственников, если например его обижает старший брат или папа обижает маму.

Иногда дети бывают склонными к аутизму, как правило, делают это практически неосознанно. Так как они не знают, что соперник ощущает боль. Пронаблюдайте за реакцией малыша, когда он видит плачущих или смеющихся людей. Меняется ли его выражение лица при этом? Пытается ли он также предаться таким эмоциям. Если малыш сохраняет практически всегда одну и ту же нейтральную реакцию на разные эмоции - есть смысл действительно поинтересоваться таким явлением как аутизм. Аутичные детки по своей сущности являются совершенно здоровыми.

Однако их реакция на проявление внешнего мира может искажаться из-за недостаточного ощущения действительности. Они могут часто обжигаться об горячую сковороду, или идти через дорогу совершенно игнорируя автомобильное движение. Подобные отчуждения можно и нужно исправлять. С помощью специальных игр, которые как раз в состоянии порекомендовать логопед или детский психолог. Попытайтесь объяснить ребенку, что такое боль. Посадите плюшевого мишку на стул, сядьте сами и усадите рядом ребенка. Ущипните мишку, чтобы ребенок также повторил это действие. Затем попросите ущипнуть себя. После чего Вы должны непременно ущипнуть малыша. Когда ребенок щипает Вас - изобразите чувство боли на лице, сопроводите это горьким вздохом. Когда же он щипает мишку - «пожалейте» мишку, подуйте на его лапку, проявите сочувствие, чтобы ребенок также был вынужден последовать Вашему жесту соболезнования. Если случится так, что ребенок сам в реальной жизни испытывает неприятные ощущения, например при падении или повреждении, не забудьте выразить эмоции сочувствия. Именно так Вы покажите малышу, что такое соболезнование и чем оно отличается от радости.

Ситуация 3. Ребенок чувствует себя дискомфортно в кругу сверстников
При возникновении подобной ситуации необходимо четко выявить причину, почему это происходит. Если в группе детей присутствуют так называемые «дети-провокаторы», то не спешите записывать Вашего малыша в агрессоры. Внимательно присматривайтесь и прислушивайтесь к тому, как реагирует Ваш малыш на провокации со стороны излишне активных деток. Если он стремиться, избежать подобного общения только с одним товарищем по игре, то считайте, что Вам повезло. Принимать какие-либо меры будет неуместно, так как малыш должен познавать все чувства, также и обиды и расстройства и даже злобы. Иначе он будет совершенно не подготовлен к взрослой жизни.

Если же Ваш малыш сторониться в принципе всех детей в группе, рекомендуется немедленно сменить группу. Длительное пребывание в столь дискомфортных условиях способно серьезно травмировать психику маленького ребенка. Ощутив раз разочарование от общения со всеми сверстниками, он будет стараться и в будущем избежать контакта, что делает ребенка замкнутым, а значит - слабым. Как бы Вам не нравился воспитатель или садик - помните, что улыбка между взрослыми при встрече и забирании ребенка из садика не стоит и секунды раздумий, если Вашему малышу кажется дискомфортной его группа.

Кроме того, неуверенным в себе деткам рекомендуется предлагать групповые игры, где они не могли бы обойтись без компаньона по игре. Это может быть футбол, теннис, игра в прятки и т.п. Групповые игры именно со сверстниками очень важны для ребенка. Его мир находится на уровне его глазок, а это значит, что большие дяди и тети не будут ему интересны так как «вот эта маленькая девочка с бантиками», хотя она еще и не умеет говорить. В группе малыши вместе познают различные эмоции, в том числе и разочарование, утешение, радость, соперничество. Ограничивать ребенка в общении со сверстниками по этой причине очень не рекомендуется.

Итак, как Вы видите, воспитание малыша является делом достаточно кропотливым. Однако сайт хочет отметить, что не стоит забывать, мы несем наибольшую ответственность нашей жизни именно за наших детей. Не жалейте времени на своего ребенка, не отталкивайте его, даже если Вы очень заняты чтобы прислушиваться к его пока еще не внятным словам. Помните, что и Вы когда-то были совсем маленькими. Ошибки и пробелы в воспитании могут привести к очень негативным последствиям, исправить которые будет очень и очень сложно, если вообще возможно. Уделяйте всё возможное время детям, они это, повзрослев, оценят.

Так как же воспитать счастливого ребенка, какими правилами необходимо руководствоваться мамам? В этой статье мы разберемся со всеми сложными вопросами воспитания детей и рассмотрим комментарии ведущих психологов.

Кто такая хорошая мама

Верное осознание понятия «хорошая мама» – залог правильного воспитания своего дитя. Некоторым людям свойственно сводить это определение к той женщине, которая удовлетворяет буквально все капризы и желания, поощряет не самые лучшие поступки своего чада. Все эти действия со стороны мамы в той или иной степени губительны не столько чаду, сколько ей самой: это чудо может превратиться в зрелого мужчину или взрослую женщину, которые так и не захотят слезть с шеи мамы и папы, чтобы начать новую жизнь.

Что же на самом деле значит быть хорошей матерью? Прежде всего, стоит задуматься, как нужно воспитывать детей. Внимание к своему малышу, любовь, терпение и уважение – залог доверительных отношений между родителями и детьми. Ведь теплые чувства зарождаются отнюдь не от подаренных игрушек или гаджетов. Стоит проводить больше времени с малышом, чтобы он понимал, насколько ценен и важен своим родным.

К сожалению, современный ритм жизни и практически круглосуточная работа не позволяют маме полноценно проводить время с сыном или дочкой, тратить на него больше пары часов в сутки. Многие родители считают, что достаточно и того, что они финансово обеспечивают своих чад – ребенок сыт, обут, живет в тепле. Однако, так думать далеко не правильно. И если Вы собрались стать настоящей мамой, то придется приложить усилия. Нужно понять очень простую вещь: малыш вырастет счастливой личностью с адекватной оценкой мира и себя только в том случае, если мама будет заботиться об этом.

Как правильно воспитывать ребенка с рождения: возрастные особенности

Воспитание детей того или иного возраста существенно отличается: то ли вы требуете самостоятельности от годовалого младенца, то ли сюсюкаетесь с почти совершеннолетней девицей – и что же правильно? Давайте подробнее разберемся с возрастными особенностями.

Как воспитывать малыша до года: больше любви и ласки

Важно понимать, насколько важна любовь матери в этом возрасте. Казалось бы, существо совсем маленькое, что оно может осознавать? Психологи утверждают, что до года у маленького человечка закладывается очень значимый в дальнейшем фундамент доверия. Причем не столько к родителям, сколько к окружающему миру и людям в принципе.

Не переживайте, когда станете для малыша «ведьмой»: это произойдет в любом случае, так как это естественный момент. Когда Вы не сможете помочь малышу и почувствуете себя полностью беспомощной, не кричите, не вымещайте злость, просто смиритесь. Вспомните, что тяжело не только Вам. Единственное, чем Вы сможете помочь, – оттянуть этот момент настолько, насколько можно. И, конечно же, простите себя: нет всемогущих людей.

Кортизол – гормон, вырабатывающийся при стрессе для адаптации к изменившимся условиям, он очень вреден младенцам. А потому единственная стратегия воспитания из возможных в этом возрасте – просто любить свое чадо и оберегать от различных болезней.

Как надо воспитывать детей от года до трех: не поддавайтесь на провокации

Поведение ребенка в этом возрасте несколько меняется: многим кажется, что он старается сделать все, чтобы довести до ручки своих родителей. Очень часто дитя капризничает, ломает вещи, требует, закатывает истерики. И здесь многие родители совершают главную ошибку: они стараются буквально вбить в этого маленького человека, что делать исключительно нельзя, а что можно.

Еще одним важным кирпичиком в психическом здоровье малыша является воля, которая формируется в этом возрасте. Важно не подавлять полностью инициативу маленькой личности – это способствует его самостоятельности в принятии решений. Поэтому правильным решением в этом возрасте будет давать ему проявлять себя, но в рамках такого контроля, о котором ребенок бы никак не догадывался. Не ведитесь на его истерики, но и не шлепайте в случае очередной сцены. Наблюдайте и сохраняйте спокойствие.

Как правильно воспитывать детей от трех до пяти: оберегаем, но не мешаем развитию

В этом возрасте у детей формируется коммуникабельность: надо общаться не только с родителями, но и со своими сверстниками. А потому Вам стоит позаботиться о том, чтобы сына или дочки появилась маленькая компания друзей, это можно также организовать, отправив свое чадо в детский сад или ясли.
Помните, что именно сверстники помогут научиться подчиняться понятию «нельзя»: различные игры вводят правила, нарушение которых исключает малыша из действа. Такие роли помогут Вашему чаду научиться соблюдать нормы, по которым живет все общество.

Ваша важная задача на этом этапе развития: привить навыки общения, чтобы малыш смог осознать и принять социальные правила и нормы. И последнему он должен научиться самостоятельно: очень тяжело навязать это маленькому человеку.

Как нужно правильно воспитывать ребенка-школьника: простая психология и ласка

Этот раздел очень важен, так как затрагивает аспекты воспитания и подростка, с которым достаточно бывает справиться. И если первые 6-7 классов это чудо следует всем Вашим советам, радуется каждой отличной оценке, то внезапная перемена настроения и привычек не должна пугать родителей – хотя пугает и очень часто. Ребенок взрослеет и пытается понять, что такое настоящий мир и как ему в нем выживать.

Разрыв между поколениями больше прослеживается уже в старших классах. Гормоны и половое созревание тоже оставляют свой след на поведении: покладистый ребенок может обозлиться на весь мир. Каждый родитель хочет лучшего своему чаду, но помните, что чем сильнее вы настаиваете – тем сильнее получите противодействие. А потому важно спокойно относиться к решениям своего сына или дочери – пусть ошибаются, им надо набраться опыта и понять, насколько важно прислушиваться к мнению родителей.

Обратимся к советам специалистов, изучавших вопрос воспитания детей на протяжении многих десятилетий. Они выработали определенную структуру общения с чадом, позволяющую наиболее эффективно решать большинство конфликтов, не обесценивая чувства обеих сторон.

Как воспитать счастливого ребенка без криков и наказаний: взаимоуважение

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок любил и уважал Вас – относитесь к нему также. Многие психологи утверждают, что в детстве закладываются основы будущей самооценки. Как может личность, которую не замечали и обесценивали на протяжении многих лет, раскрыть свои таланты и стать выдающимся человеком?

Ко всему прочему, если человека в детстве «недолюбили», то он может возместить это и сам, став циником и эгоистом. Этот человек способен разрушить много чужих жизней, прежде чем осознает, насколько глубоко в детстве его ранили родители – это может быть месть всем людям на подсознательном уровне.
Помните, что если дитя будет чувствовать себя ценным и особенным, то по отношению к другим людям, и особенно к родителям он будет относиться также. В этом деле главное – знать меру.

Как выразить уважение к ребенку? Все просто: когда он просит о помощи, не отнекивайтесь, а отложите дела и помогите доделать модельку самолета. Или же вежливо попросите дождаться выходных. Дети помнят все: и особенно Ваше проявление любви к ним. Почитать сказку на ночь, помочь разобраться со сложным тригонометрическим уравнением или поболтать о парне, сидящем за соседней партой, – любое адекватное внимание расценивается как важность существования этого маленького как члена семьи.

Слова могут ранить, а могут подарить много теплых чувств: особенно слова любви. И именно ласка родителей – залог правильного воспитания детей. Но как же их не разбаловать? Как правильно выражать свою любовь? Во всем следует придерживаться меры.
Помните, что Ваша любовь является основой для формирования уверенности в себе. Она развивает способность ставить цели и добиваться их. Как выразить свою любовь? Это не всегда обязательно слова, это могут быть и жесты: погладить по голове, поцеловать в лоб, обнять просто так.

Мы уже затрагивали тему, когда родители считали, что содержать своего малыша финансово – самая важная вещь. Однако главнее этого стоит время, которое ставится выше денег. Да, вы можете занять его различными кружками и секциями, чтобы ребенок приходил домой и сразу же ложился спать. Однако всестороннее образование никогда не сможет заменить то, что дают родители, когда проводят время со своим чадом.

В подростковом возрасте эта проблема может обостриться: если не общаться, то пропасть между Вами и малышом будет только расти. Психология на вопрос, как воспитывать ребенка, в таком случае дает следующий ответ: основы следует закладывать еще в детстве.

Помимо всего прочего, сами родители становятся примером для детей в отношениях: они практически полностью копируют поведение своих мам и пап, чуть ли не повторяя же слова и выражения.

Как растить детей: давать ли свободу

Если слишком опекать своего малыша, контролируя каждый его шаг, то можно вырастить несамостоятельную личность, которая только и будет делать, что жить за Ваш счет и постоянно спрашивать Вашего разрешения по поводу и без него.

Не бойтесь давать свободу своему чаду: так он учится на ошибках, приобретая ничем не заменимый опыт. Именно свобода способна подарить Вашему маленькому человеку амбиции для решения непосильных задач.

Бывает и так, что мамы, слишком увлекшись опекой своего уже взрослого дитя, забывали про собственных мужей. Это один из важных аспектов освещаемого вопроса. При воспитании детей важно не забывать о семье и ее традициях, ценностях – ведь брак это союз пары людей, любящих друг друга и способных воспитать достойную личность.

Как нужно правильно формировать ребенка: самый важный совет психолога

Каждый родитель – пример для подражания. Вы для него целый нерушимый мир, решения которого не должны подвергаться сомнению. И вот почему. Предположим, Вы сегодня запретили гулять малышу на детской площадке. А на следующий день Вы резко меняете свой запрет, ничем его не обосновав. Чадо может подумать, что Вами можно манипулировать – и своими криками или слезами может изменить решение родителя.

Помните, что важно придерживаться выбранной Вами линии, чтобы формировать авторитет мамы или папы в глазах маленького человека.
Рассмотрев, как воспитывать маленьких детей, школьников-подростков, узнав основные советы психолога, можно сделать вполне простой вывод: малыша достаточно любить, ценить, уважать, проводить с ним как можно больше времени.

На ребёнка не менее сильно, чем содержание речи, действует тон, каким с ним разговаривают. Возбужденная, несдержанная речь, не говоря уже о грубых бранных выражениях, раздражает его, порождает вспыльчивость, капризы, упрямство, наносит душевную травму и, в конечном счете, портит характер ребенка. Родители, которые хотят, чтобы дети уважали их, сами должны с уважением относиться к их человеческому достоинству. На ребенка надо смотреть как на самостоятельную личность, с собственными чувствами, взглядами, мыслями. Надо быть ласковым без приторности, доброжелательным и приветливым, обращаться к малышу с добрым выражением лица. Тогда ребенок сам усвоит этот тон и будет сдержан и приветлив даже тогда, когда с ним случится какая-нибудь неприятность. Только спокойный человек, владеющий своим настроением и чувствами, может правильно ухаживать за ребёнком. Нервные родители воспитывают и нервных детей.

В семье, где умеют переживать трудности, не предаваясь унынию, где царит ровное, спокойное, доброе настроение, дети и физически, и психически развиваются лучше. В окружении весёлых, дружелюбных людей они сами становятся весёлыми и жизнерадостными.

Нетерпеливый и несдержанный ребёнок окружающим неприятен. Не нужно думать, что терпение необходимо только взрослому человеку, что сдержанность, выдержка — свойства возраста. Ребенок с самого раннего детства должен уметь стерпеть неудобство, физический дискомфорт (тесноту в автобусе, очередь в магазине) . Очень важно уметь терпеть усталость, не перебивать разговор взрослых, а спокойно дождаться своей очереди, без криков отказаться от понравившейся игрушки, если родителям не по средствам её купить. Каждое преодоление каприза должно быть поощрено, каждая победа над собой должна быть отмечена .

Не надо думать, что терпение делает человека в дальнейшем безынициативным и покорным. Наоборот, все исследования психологов показывают, что выдержанный, терпеливый, сосредоточенный ребёнок проявляет признаки лидера уже в детском саду, тогда как нетерпеливые нытики, плаксы, крикуны занимают низшие ступени в социальной иерархии.

Общение со сверстниками чрезвычайно важно для физического и умственного развития ребёнка. Уже к 2-3 годам ребёнок ощущает себя как личность, а к 4-5 годам чувствует себя элементом социальной структуры общества и вступает в разнообразные формы общения со сверстниками.

Старайтесь, чтобы ребёнок был задействован в как можно большем количестве, выражаясь языком психологов, «малых групп»: это не только детский сад, но и другие. Например, фигурное катание, художественный кружок, музыкальная школа и т.п. Это только поможет ему гармонично развиваться.

Одновременно с инстинктом социальным, с потребностью жить в обществе ребёнок осознает своё «Я». Ребёнку надо внушить мысль о том, что именно он имеет право на уважение к себе, и одновременно привить чувство ответственности перед коллективом. Однако всё это должно быть сделано в деликатной форме, чтобы не утратить доверительных отношений с сыном или дочерью.

Необходимо помочь ребёнку в правильной самооценке. Не нужно излишнего тщеславия ни в чём: ни в успехах, ни в одежде, ни в обладании игрушками. Вместе с тем не должно быть робости и неуверенности и у самих родителей, поскольку это «заразительно» для ребёнка.

Ссоры между детьми происходят по разным причинам: не поделили игрушки, кто-то хочет первым съехать с горки, просто оскорбили друг друга словами… Каждый случай требует очень внимательного разбора, у детей своя логика; с нашей, взрослой логикой там делать нечего. Если взрослый обрушится на ребёнка с наставлениями, что драться нельзя, что тот, кто ссорится, плохой, то он ничего не достигнет, кроме того, что ребёнок замкнётся в себе и доверительные отношения будут нарушены. Ставя перед ребёнком определённую задачу — потерпи, подожди — необходимо подробно объяснить ему, почему поступить надо именно так. И непременное условие — похвала за достигнутый результат. Выдержанный ребёнок вызывает положительную реакцию окружающих, ему будет легче учиться в школе. И сам он будет чувствовать себя комфортно.

Кража, воровство — применимы ли эти понятия к маленькому ребёнку? К сожалению, да. Вполне возможен такой случай, когда у вашего малыша вдруг обнаруживается вещь чужая, ему не принадлежащая. Ситуация эта весьма неприятная, сложная, требующая обдуманных решений, взвешенного, тактичного поведения.

Воспитание детей лучше всего начинать уже с первых недель его жизни. Начиная с рождения и до года – это время активного физического развития малыша, его адаптации к окружающей среде и приобретения опыта. Всего двенадцать месяцев понадобится крохе, чтобы научиться улыбаться, агукать, узнавать голоса родителей, различать интонации и реагировать на их настроение. В период младенчества родители уделяют основное внимание соблюдению режима питания и полноценному уходу, но о воспитании ребенка тоже нельзя забывать. Именно до года на подсознательном уровне закладываются основные привычки малыша, формируются его склонности и личностные особенности. Дальнейшее развитие ребенка во многом зависит от воспитания его до года. Условно в этом периоде обычно выделяют 4 этапа, каждый из которых охватывает три месяца.

  1. От рождения до трех месяцев.
  2. От трех до шести месяцев.
  3. От шести до девяти месяцев.
  4. От девяти месяцев до года.

Первый период

Первый этап длится с момента рождения ребенка и до исполнения трех месяцев. В этот период родители должны сформировать у малыша хорошие привычки и предупредить появление вредных, заложить основы общения, развить сенсорное восприятие. Также, в этот период родителям необходимо правильно организовать режим питания, это важно для нормального прибавления в весе и формирования привычки к режиму. В первые три месяца у малыша должны выработаться следующие привычки:

  • засыпать на улице без пустышки;
  • держать головку;
  • некоторое время проводить в кроватке, развлекая себя самостоятельно;
  • подавать признаки недовольства при необходимости замены подгузника;
  • засыпать без укачивания;
  • ориентироваться в пространстве, реагируя на звуки и свет.

Особое внимание необходимо обратить на гигиену малыша. Каждое утро должно начинаться с приветливой улыбки мамы и проведения гигиенических процедур. Они заключаются в умывании личика и ручек, смены подгузника и подмывания. Ежедневные процедуры будут формировать у малыша полезную привычку к чистоте. Недопустимо, чтобы остатки мочи или фекалий раздражали кожу ребенка, поэтому замена подгузников должна проводится каждые три часа. Поскольку детская кожа очень нежная, ее поверхность обрабатывается кремом или присыпкой.

Для формирования привычки держать головку малыша необходимо выкладывать на животик, даже если он выражает недовольство. Постепенно эта процедура войдет у него в привычку, мышцы шеи и спинки натренируются. С каждым днем он будет все больше времени проводить на животе и созерцать окружающий мир из другого положения.

Как выработать привычку разговаривать? Для того, чтобы ребенок начал агукать, с ним необходимо играть. Хорошо, что когда малыш будет слышать песенки и потешки. Каждое действие, которое связано непосредственно с ребенком, следует комментировать, рассказывать, как надеваются штанишки, кофточка, как меняется памперс. Беседуя со своим ребенком, следует улыбаться, таким образом будет закладываться культура общения.

Игрушки и игры в возрасте от 0 до 3-х месяцев

Для малышей до 3-х месяцев педагоги-психологи рекомендуют игрушки, развивающие сенсорику, слух, зрение и координацию движений:

  • Погремушки, колокольчики, бубенчики и т.п. Для развития слуха позвените погремушкой у одного уха крохи, затем у другого. Скоро малыш начнет поворачивать голову в сторону источника звука;
  • Яркие игрушки из разнообразных материалов , которые можно ухватить, погладить. Вначале их показывают малышу, поглаживают ими по телу ребеночка, вкладывают в ручку. Вскоре кроха сам начнет их хватать и уверенно удерживать;
  • Разнообразные мобили (карусельки), которые крепятся над кроваткой крохи. Игрушки располагают на небольшом расстоянии от глаз ребеночка (примерно в 15-20 см). ;
  • Браслет с колокольчиком , который можно надевать поочередно на разные ручки;
  • Воздушный шарик , который можно привязать к руке. В скором времени малыш поймет, что шарик движется благодаря движениям его руки;
  • Схематическое изображение человеческого лица . Груднички очень любят рассматривать подобные изображения. Если расположить картинку на небольшом расстоянии от глаз малыша (приблизительно в 25-30 см), ему будет интересно изучать ее, пока мамы нет рядом.

Второй период

Он длится с третьего по шестой месяц, в это время происходит активное сенсорное, слуховое и зрительное восприятие и развитие. Второй этап включает в себя подготовку малышка к будущей речи. Для этого ему можно включать музыку разных жанров, главное, чтобы она была легкой и мелодичной. Классика, детские песенки, современная эстрада, народные мотивы – подойдет все. Для того, чтобы малыш гулил, лепетал, пищал, его внимание нужно обращать и на другие звуки. Ребенка нужно знакомить с окружающим миром, привлекая его внимание к шелесту листьев, чириканью воробьев, шуму струящейся воды – в этом и заключается познание (к примеру: вот стучит дождь по подоконнику, вот птички чирикают, а вот тарахтит трактор и т. д. ).

Умственное развитие малыша этого возраста начинается с общения. Родители должны играть с ребенком, развивая его зрительное, тактильное и слуховое восприятие. Начинать занятия с ребенком следует в период активного бодрствования, когда ребенок весел и его ничего не беспокоит. В противном случае занятия не дадут ожидаемого результата. Ребенок должен получать удовольствие от занятий/игры, поэтому от нее следует отказаться, если малыш голоден, болен либо капризничает. В этот период закладываются основы нравственного и эстетического воспитания, которые малыш получает благодаря общению со взрослыми.

Радость и любовь, подаренная крохе, станут фундаментом для формирования нравственного и эстетического воспитания.

В ежедневном распорядке ребенка обязательно должны присутствовать массаж и зарядка. В этот период упражнения становятся более разнообразными и готовят малыша к . Рекомендуем посмотреть рубрику

Игрушки и игры в возрасте от 3-х до 6-ти месяцев

Для игр с малышом подойдут все игрушки, которые использовались в возрасте до 3 месяцев. К ним стоит добавить:

  • Прорезыватели и другие игрушки для жевания и сосания, ведь в это время у детишек начинают резаться первые зубки ();
  • Удобный для захватывания мячик. Уже в возрасте полгода карапуз может играть с ним, сидя в коляске или на руках у мамы;
  • Мягкие крупные кубики с различными картинками на гранях. Малыши с удовольствием хватают их, подбрасывают, рассматривают картинки;
  • Резиновые и матерчатые фигурки различных зверей . В этом возрасте полезно играть с малышом в игру «Кто как делает?». Показываем собачку и озвучиваем ее: «гав-гав» и т.п. Скоро малыш сам соответствующими звуками будет «называть» игрушку;
  • Полугодовалые детки обожают рвать бумагу , отдайте малышу старые журналы, пусть удовлетворит свое любопытство;

  • Занимательным будет для крохи пальчиковый спектакль . Наденьте пальчиковые игрушки на руки (их можно купить в отделе игрушек или изготовить дома) и устройте представление для малыша;
  • Кроха начинает познавать свое тело. Для этого нужно показывать маленькому и называть части тела : глазки, ушки, носик, ножки, ручки…

Третий период

Третий период в воспитании ребенка до года охватывает возраст от 6 до 9 месяцев. На этом этапе карапуз становиться непоседливым и любознательным.. У детишек этого возраста активность возрастает в разы. Поскольку малыши уже умеют ползать, садиться, пытаются вставать, а некоторые и ходить, самое время уделить внимание физической подготовке.

Предоставьте ребенку возможность свободно перемещаться по дому. Для этого необходимо максимально (убрать провода, бьющиеся предметы, бытовую технику). Все дети в это время стремятся изучить содержимое шкафов. Не препятствуйте малышу, просто уберите все опасные предметы и наполните шкафы игрушками и вещами, с которыми кроха может поиграть.

Для хорошей физической формы продолжаем заниматься зарядкой и массажем, включив новые движения и упражнения.

Не стоит ставить ребенка в ходунки, подобные приспособления для обучения ходьбе вредны для неокрепшего позвоночника. Все ЗА и ПРОТИВ ходунков описаны в . Решать только ВАМ. Споры по поводу ходунков не закончатся никогда.

На этом этапе можно начинать приучать ребенка к горшку, присаживая его после сна и кормления, перед прогулкой и после нее. Через некоторое время ребенку станет понятно, для чего это делается. Читаем очень полезную статью о том как правильно приучать к горшку —

Приблизительно с семи месяцев ребенка нужно приучать к мытью ручек перед приемом пищи. Спустя некоторое время кроха привыкнет к этой процедуре, и будет самостоятельно подставлять ручки под струю воды. Так вырабатывается понятие чистоплотности.

Надевая перед кормлением нагрудничек и сразу же меняя испачканную одежду на чистую, мама прививает привычку к аккуратности. Причем, каждое свое действие родители должны проговаривать и объяснять: в грязных вещах ходить некрасиво и неприлично, поэтому сейчас переодеваемся в чистое.

Приучайте малыша кушать с нагрудничком, объясняя, зачем нужен этот предмет. Перед едой мойте руки маленькому, это со временем перерастет в хорошую привычку.

После полугода у детей начинают прорезываться зубки. Для ухода за полостью рта необходимо приобрести для крохи специальную зубную щетку, предназначенную для детей до года, и приучать маленького зубастика ежедневно ей пользоваться.

Игровая деятельность для ребенка важна в любом возрасте, не исключая возраст до года. Так малыши познают мир. С шести месяцев уже можно показывать ребенку ладушки и колокольчик, комментируя каждое движение. С семи-восьми месяцев демонстрируют, как действуют простейшие игрушки: мячик катится, колеса у машинки крутятся, юла кружится на одном месте. В это же время можно начинать показывать части лица: носик, глазки, зубки, ушки, лобик. Конечно, понимание придет не сразу, вначале дети будут находить их у родителей и игрушек, а уж потом – у себя. Можно придумать простейшую песенку, под которую ребенок с удовольствием продемонстрирует свои знания. Заниматься с детьми этого возраста нужно каждый день.

На этом этапе необходимо для пресечения плохих поступков познакомить ребенка со словами «нет» и «нельзя» . Если ребенок во время игры дерется, нужно взять его ручки и проговорить слово «нельзя» с объяснениями (мне больно, мне неприятно). Причину пояснять необходимо для того, чтобы ребенок научился реагировать на запретное слово, в противном случае, он просто не будет его замечать.

На счет слова «нельзя» , посмотрите в видео:

Начиная с 6 месяцев, у ребенка активно развиваются первые речевые навыки. Читайте малышу стишки и потешки, рассматривайте картинки, разыгрывайте маленькие представления с игрушками, постоянно разговаривайте с ребенком доброжелательно и ласково, не искажая при этом правильное произношение слов.

Игрушки и игры в возрасте от 6-ти до 9-ти месяцев

Обратите внимание на новые развивающие игрушки:

  • Музыкальные центры , развивающие слуховое внимание и координацию движений. Часто такие игрушки озвучивают различных зверюшек, музыкальные инструменты и т.д. Покажите малышу, как нажимать на кнопки, он быстро освоит игрушку и подолгу будет с ней заниматься;
  • Музыкальные игрушки (дудочка, ксилофон, барабан) помогают развить координацию движений и слуховые представления;
  • Игровые центры для развития мелкой моторики . Ваш карапуз с удовольствием будет манипулировать различными по форме фигурками и изучать их;
  • Книжки из ткани, пластика, картона помогут сформировать понимание речи, мелкую моторику и познавательный интерес;
  • Игрушки для купания . Уточки, лодочки, рыбки – эти плавающие зверюшки развивают познавательные способности и моторные навыки ();
  • Практически все дети этого возраста с удовольствием играют на кухне с посудой . Поделитесь с малышом пластиковыми емкостями, ложками, поварешками, формочками.

Четвертый период

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года охватывает все сферы деятельности малыша: в этот отрезок времени он активно общается со взрослыми и пытается ходить самостоятельно. Поощряйте вашего карапуза, когда он сам встает на ножки. Водите ребенка, держась вначале за обе, а затем за одну руку. Наконец наступит момент, когда ребенок сможет удержаться несколько секунд в положении стоя без поддержки. Заинтересуйте его для этого игрушкой, которую нужно вложить в обе ручки. (). Нельзя запрещать ребенку подниматься там, где ему удобно, иначе он почувствует, что вставать на ножки запрещено в целом и перестанет предпринимать попытки.

Умственное развитие ребенка заключается в привитии навыка совершать действия с предметами. Нужно показать малышу как бить в барабан, катить машинку, дудеть в свистелку, брать и кушать яблочко и т.д. Театральное представление с напальчиковыми игрушками хорошо развивают воображение, память и речь ребенка, пусть они и являются простейшими.

Ближе к году ребенка знакомят с разными формами предметов, их размерами и материалом. Можно сортировать кубики с кубиками, а мячики с мячиками, искать только деревянные или пластмассовые предметы. Выбирать по соотношению проще, когда складывается пирамидка либо собирается матрешка. Как ребенок удивляется, когда внутри одной куколки оказывается еще одна, поменьше!

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Полноценное воспитание включает в себя тесное общение с малышом. Разговаривать с ребенком нужно постоянно, однако копировать его речь и сюсюкать не рекомендуется. Таким образом можно спровоцировать развитие дефекта речи, который потом придется исправлять с помощью логопеда. Малыш не должен думать, что искаженные звуки являются правильными, он должен слышать только чистую речь.

Воспитывайте в ребенке собственным примером и методом объяснения доброе отношение к близким людям, животным и окружающему миру. Хвалите и поощряйте добрые поступки, пресекайте негативные действия. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в семье, так стиль ваших отношений станет образцом для ребенка. Если во время игр ребенок начинает драться и толкаться, нужно без улыбки пресекать эти действия, используя слово «нельзя» . Запрет должен звучать строго и категорично, чтобы малыш обратил на него внимание и отнесся к этим словам серьезно. Следует помнить, что дети во всем копируют поведение взрослых людей, которые рядом. Иногда именно поведение родителей провоцирует на плохие действия в отношении других детей, поэтому прежде, чем вводить запрет, следует пересмотреть свое поведение.

Продолжайте занятия зарядкой, включив новые упражнения.

Для развития речи, памяти, внимания продолжайте читать с ребенком стихи (лучшими образцами будут сочинения А. Барто, К. Чуковского), играйте в пальчиковые игры, устраивайте мини-спектакли с пальчиковыми куклами, проводите музыкальные занятия.

Ближе к годовалому возрасту малыш должен показывать у себя различные части тела, делать «ладушки», махать «пока-пока», научиться играть с игрушками правильно (возить машинку, катать мяч, дудеть в дудочку и т.п.). Приучайте ребенка самостоятельно кушать сначала руками, а затем пользоваться кружкой и ложкой.

Игрушки и игры в возрасте от 9-ти до 12-ти месяцев

В последнем триместре из игрушек для развития крохи будут актуальны:

  • Пирамидки . К годовалому возрасту малыш уже может нанизывать кольца пирамидки, если ему показать, как это делать;
  • Кубики . Покажите маленькому, как можно построить из них башню, а затем развалить ее;
  • Заводные игрушки;
  • Матрешки;
  • Машинки будут полезны и мальчикам, и юным принцессам. С их помощью кроха должен научиться правильно играть с подобными игрушками;
  • Конь-качалка и машинка-каталка , в которой можно ехать, толкаясь ногами, будут способствовать физическому развитию;
  • Игрушки-каталки с длинной ручкой будут развивать координацию движений и навык ходьбы;
  • Отличным пособием для изучения различных частей лица и тела будет большая кукла (желательно, чтобы она была изготовлена из мягкого материала).

Определяющие принципы в воспитании ребенка до года

Зачастую молодые родители считают, что ребенок до года ничего не смыслит и не понимает. Это убеждение глубоко ошибочно, поскольку именно в это время закладываются основы воспитания, закрепляются плохие и хорошие привычки. Исходя из этого, в своем общении с малышом нужно руководствоваться следующими принципами:

  • воспитание ребенка должно ложиться на обоих родителей, поскольку именно в этот период формируется представление о семье. Безусловно, главным человеком в первые месяцы жизни ребенка является мама, папиной основной задачей становится посильная помощь – ведь мама должна набраться сил и передохнуть. Спокойная и счастливая мама – здоровый малыш!
  • очень важен тесный контакт ребенка с матерью. Раздражение, нежелание общаться, недостаточное внимание со стороны самого близкого человека может привести к недомоганию малыша, однако и приучать к рукам тоже не стоит;
  • с первых дней нужно, чтобы малыш слышал правильную и спокойную речь родителей, это развивает память и слух крохи;
  • предпосылки крепкого и здорового сна – это проветренное помещение, вечерняя прогулка и ванна с настоями лекарственных трав;
  • до года мама может спать вместе с ребенком, его сон от этого будет только крепче. Если же мама сама спит беспокойно, можно подождать, пока малыш крепко уснет, а потом отнести его в кроватку;
  • для правильного и полноценного питания подходит грудное молоко, после полугода требуется прикорм в виде овощных пюре и кашек;
  • физическое воспитание должно соответствовать возможностям детского организма. К примеру, присаживание не рекомендуются до трех месяцев, не следует помогать малышу садиться, поворачивать головку и вставать на ноги раньше времени – эти действия могут привести к патологии, поскольку кости и мышцы еще не окрепли;
  • после девяти месяцев у ребенка закладываются навыки поведения с посторонними людьми и неизвестными предметами, устанавливается крепкая связь с людьми, проводящими с ним большее количество времени. Приблизительно к 9-11 месяцам малыш начинает бояться чужих людей, он больше привязывается к тому, кого видит постоянно. К примеру, если за ребенком присматривает няня, она вполне может стать ему более близким человеком, чем родители.

«Важные мелочи» для воспитания

Чаще всего происходит так – до исполнения ребенку полутора лет родители больше всего озабочены его купанием, кормлением и пеленанием. Задумываться о воспитании им не приходит в голову, а меняется все лишь тогда, когда ребенок не хочет кушать или одеваться, хнычет и не выпускает ее из квартиры, хватаясь за подол. Ничего удивительного в этом нет – все черты характера в 3-4 года формируются уже с рождения, а значит, именно воспитание до года играет решающую роль. Кроме общей линии поведения родителей значительны и важные нюансы.

  • Уверенность
  • Грудное вскармливание

С грудным вскармливанием у молодых мам очень часто возникает много проблем.

«С моим первым ребенком я была уверена, что мне повезло, и никаких проблем у меня нет – ведь молока хватало, и все было замечательно. И только со вторым ребенком я поняла, что просто кормить ребенка недостаточно.»

Мамой формируется отношение ребенка к груди, его поведение, и в будущем отношение малыша к самой маме. При возникновении проблем с грудным вскармливанием, мама должна сразу же обратиться к консультанту. А еще лучше не ждать проблем, а просто сразу после рождения малыша пригласить консультанта домой.

  • Откладывание

У ребенка существует потребность быть с мамой постоянно, чаще он хочет находиться на ручках поблизости от груди. Необходимо приучать малыша к тому, что он может побыть какой-то период времени один, когда мама будет совсем рядом. Ближе к трем месяцам откладывание во время бодрствования становятся обязательным для будущего физического развития малыша. Таким способом развиваются моторные навыки, ребенок тренируется в переворачивании и ползанье. Лучше всего укладывать ребенка на спинку и класть рядом яркую игрушку. Если родители подвешивают сверху карусельку, то у ребенка не возникает потребности перевернуться и поползти – он будет просто лежать и смотреть вверх.

Бывают случаи, когда ребенок выражает бурный протест против откладывания. Конечно, вряд ли можно «разбаловать» ношением, но у мамы могут возникнуть такие дела, выполнение которых невозможно с ребенком на руках — вряд ли будет удобно переворачивать горячие котлеты или доставать запеченную курицу из духовки. Даже если мама использует , принять душ вместе с ребенком у нее вряд ли получится. Приучать кроху к откладыванию просто необходимо, иначе, повзрослев, он будет настолько активно возражать против удаления мамы, что это станет настоящей проблемой. Если прививать привычку малыша к самостоятельности постепенно, мама спокойно сможет оставить его на коврике и заняться неотложными делами, собственной гигиеной или приготовлением пищи.

Решает мама

Именно она решает, как лучше кормить малыша (лежа или сидя) и как держать его на руках. Конечно, ребенку больше нравится кушать, когда мама сидит, однако ночью это удобнее делать лежа. Малыш предпочитает, чтобы его носили столбиком, но если в данный момент маме удобнее держать его в позе колыбельки, то главной будет линия поведения мамы. Важнейшая потребность у ребенка – находится рядом с родным человеком, мамой, а какую позу она для этого выберет, решать именно ей.

Однако не всегда нужно проявлять строгость. Во время кормления можно разговаривать с малышом, пусть при занятии едой он услышит мамин ласковый голос. В этот момент недопустимо проявления грубости, даже если она направлена в сторону другого человека. Слишком громкий голос страшит кроху, он может стать нервным и капризным. Проявление любви и ласки в эти моменты формируют дальнейшее отношение к матери, а у мальчиков – в целом ко всем женщинам.

Поведение родителей

В первые месяцы своей жизни ребенок не может доступно выражать свои желания и потребности, однако, подобно губке, он впитывает в себя окружающую информацию. Огромная ответственность ложится на родителей, поскольку их поведение является определяющим в построении характера малыша. Все увиденное и услышанное в младенчестве откладывается в подсознании на всю жизнь, изменить и скорректировать эти воспоминания в будущем будет невозможно. Родители должны взять за правило самоконтроль и фильтрацию событий, происходящих вокруг собственного ребенка.


Постоянно нервничающая мама, разговаривающая на повышенных тонах, не должна удивляться, если через некоторое время точно такой же метод применит ребенок в разговоре с ней. Выпивающий и курящий отец, доносящий свои мысли с помощью мата, воспитает у ребенка в более сознательном возрасте ассоциативное поведение, а в дальнейшем – получит собутыльника.

Возраст ребенка до года считается своеобразным фундаментом, поэтому родителям стоит заранее задуматься о том, какое поведение выбрать. Совместное слушание музыки, веселые песенки, танцы с малышом на руках – эти моменты помогут в дальнейшем развитии малыша. Учеными доказано, что ребенок, которому рассказывали сказки и постоянно разговаривали, начинает говорить существенно раньше, чем детки, которым не уделяли должного внимания. А более раннее развитие речи положительным образом влияет на интеллектуальный уровень малыша.

Проблема бабушек и дедушек

К воспитанию ребенка до года часто привлекается старшее поколение, что в некоторых случаях разумно. Не всегда молодая мамочка в силах справится со свалившимися на нее проблемами в одиночку. Первое купание, первое пеленание после роддома, первое кормление в родных стенах – это маленькое испытание не только для ребенка, но и для его молодых родителей. Вот тут будет идеально, что на помощь могут прийти бабушки и дедушки.

Проблема возникает позже, и она заключается в расхождении взглядов на методы воспитания. Разговоры и ссоры по этому поводу могут разрушить любые хорошие отношения. Чтобы избежать этого, не стоит перекладывать слишком много на плечи бабушек, а если необходимо оставить их с ребенком – мягко, но уверенно изложить свои требования к питанию и режиму малыша. Не нужно забывать, что ответственность за дальнейшее поведение будет всецело лежать на родителях.

Главный принцип полноценного воспитания ребенка до года — участие в этом процессе обоих родителей. Именно в это время у малыша вырабатываются семейные привязанности, формируются представления об окружающей среде и близких ему людях. Несмотря на свою занятость, мама и папа ребенка должны постоянно находиться в режиме поиска новой информации, читать печатные издания, изучать психологические статьи, общаться на форумах и в жизни. Совершенствуясь, они смогут стать первыми и самым авторитетными людьми в жизни своего малыша.

  1. телеграм-канал