Когда начинать воспитывать ребенка? Когда начинать воспитывать.

Широко известна старая притча. К мудрецу пришли мать и отец, у которых родился малыш и которому исполнилось всего пять дней от роду. Родители новорожденного задали мудрецу вопрос: «Скажи, пожалуйста, когда нам начать воспитывать своего ребенка?» На что мудрец ответил: «Вы опоздали ровно на девять месяцев и пять дней...»

Наверное вы достаточно часто задаете себе вопрос: «Когда же надо начинать воспитывать малыша?» «С момента его рождения», — утверждают основатели методик раннего развития ребенка и народная мудрость («Воспитывать ребенка надо, пока он поперек лавки лежит»). А вот и нет. Оказывается воспитывать можно и нужно еще до рождения.

Более ста лет назад ученые обратили внимание на тот факт, что в мозге новорожденного имеется определенный процент атрофированных нейронов. Была выдвинута гипотеза, что эти нейроны атрофировались вследствие их невостребованности в период внутриутробного развития плода. В то же время су-ществовала достоверная научная информация о том, что число нервных клеток головного мозга в значительной степени определяет уровень интеллектуального развития, психической зрелости ребенка. В связи с этим в последние десятилетия сначала в Европе, а затем и в США возникли идеи о целесообразности воспитательного процесса в дородовый период жизни человека с целью сохранения и развития наибольшего количества нейронов головного мозга.

В конце 70-х гг. XX в. появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины — дородовое воспитание. С созданием новой медицинской аппаратуры (ультразвук, волоконная оптика, гидрофонные акустические системы аудиозаписи) появилась возможность проводить наблюдения за поведением и состоянием плода.

В 1982 г. японские ученые с помощью гидрофона определили, что внутриутробно ребенок слышит все, что происходит как внутри мамы, так и вокруг нее. При этом все звуки носят приглушенный характер, теряя до 30 % своей громкости. Наиболее громким оказался шум работы материнского сердца.

Известный американский ученый Станислав Гроф выделил четыре «базовые ступени» дородового периода. Первая из них связана с внутриутробным развитием плода. Различные осложнения, стрессы, неправильное поведение или питание — все, что может вызывать у матери различные негативные переживания, закладывается в бессознательное будущего ребенка.

Остальные три ступени приходятся на сами роды. Сначала это некое предчувствие «изгнания из рая», потом испытание огромными физическими и психическими нагрузками, предельной борьбы за жизнь и, наконец, выход в воздушную среду — триумф, победа жизни. По Грофу, естественное, правильное прохождение всех этих этапов адаптирует ребенка к существованию вне матери, дает ему необходимую после блаженства «рая» закалку, формирует жизненную стойкость. В то же время какие-то сбои могут оказать и отрицательное влияние. Например, есть данные, что дети, рожденные с использованием наркоза, имеют склонность в трудных ситуациях обращаться к наркотикам.

Поэтому наиболее продвинутые западные и отечественные ученые утверждают, что воспитывать ребенка нужно начинать с момента его зачатия. Более того, даже момент зачатия может влиять на дальнейшее развитие ребенка.

Действительно, подготовка к зачатию немаловажный фактор в формировании ребенка. Современные медицинские и психологические исследования показали, что приготовления и настроения родителей перед зачатием непосредственно вли-яют на течение беременности и внутриутробное развитие ребенка. Желанный и долгожданный ребенок, тем более зачатый не случайно, заранее программируется на счастье. Такие люди, когда вырастают, становятся успешными в любой сфере, которую выберут, а также в личной жизни.

Андрэ Бертин, президент Французской национальной ассоциации пренатального (дородового) воспитания, пишет: «При совокуплении мать и отец испытывают достаточно сильные ощущения и чувства, генерируя мощное поле, которое заставляет вибрировать каждую клеточку их тела, включая гаметы, образующие при слиянии зародыш. Эта вибрация имеет исключительно важное значение. Давайте рассмотрим два экстремальных случая.

1. Представим себе пару, которая в один из субботних вечеров после хорошей выпивки, ссоры, а может быть, и драки ищет примирения в спальне. Они сильно рискуют создать существо, предрасположенное к похотливости и насилию, поскольку ему передаются вибрации родителей.

2. На противоположном конце шкалы расположим пару, совершающую половой акт, испытывая глубокое чувство любви друг к другу и полностью осознавая важность переживаемого момента. До этого они читали, рассматривали различные работы по искусству, слушали хорошую музыку, что повлияло на качество их вибраций, которые стали намного сильнее тех, что были присущи им от природы. Данная пара имеет все шансы на рождение ребенка, не обла-дающего пороками. Народная мудрость гласит, что дети любви — прекрасные дети. Когда наступает посевная, садовники отбирают семена и готовят почву. Думающие люди, желающие зачать ребенка, убедятся в качестве «семян», постараются подготовить почву наилучшим образом, то есть будут вести здоровый образ жизни и достигать определенного психологического настроя».

Исходя из вышесказанного можно сделать выводы, что уже до зачатия вы, родители, должны готовиться.

Вы знаете, что в начальный период развития — в первую треть беременности — у плода закладываются не только физиологические, но и психические особенности. Поэтому внутриутробным воспитанием пора заниматься не когда плод начинает «толкаться», а когда будущая мать обнаруживает, что беременна. Самое главное в этот период — мир и покой в семье и, как минимум, дружеские отношения будущих родителей. Ребенок, вынашиваемый в атмосфере любви и добро-желательности, испытывает, как выражаются перинатальные психологи, «опыт рая», что очень положительно сказывается на всей его дальнейшей жизни.

Формировать духовный мир ребенка можно начинать в до-родовый период, тем более что в этот период информация наиболее прочно «укладывается на полочках». Для этого вам самим нужно выбрать из большого списка, что слушать, что пить, что есть, на что смотреть и чем заниматься.

Известно, что звук и цвет имеют определенные физические свойства и способны влиять на человека. Они влияют на эндокринную и сосудистую систему матери и ее ребенка. Звуки же влияют и на формирование интеллектуальных способ-ностей плода. А значит, вы сами можете сформировать ту картину мира своего ребенка, дать ему те способности и возможности, которые посчитаете нужными для его дальнейшего будущего.

Большинство людей, решая иметь ребенка, воображают, что их возможности ограничиваются лишь физическим свершением всего для этого необходимого, а все остальное — конституция ребенка, его характер, способности, достоинства и не-достатки — зависит от случая и от воли Божьей, о которых у них нет никакого представления. Но поскольку люди слышали о законах наследственности, они не сомневаются, что их чадо и физически и нравственно будет похоже на своих родителей, своих бабушку и дедушку, дядю или тетю. Но они не думают, что могут что-то сделать, чтобы способствовать или помешать этому сходству, или вообще выбирать что бы то ни было для воплощения в этом ребенке. Как раз в этом они и ошибаются. Вы, родители, можете воздействовать на ребенка, которого собираетесь завести.

Большинство матерей не имеет представления о том, какое влияние оказывают их внутреннее состояние, духовное развитие, окружение, среда обитания на ребенка, которого они носят в своем чреве. Заботиться о нем они начинают после его рождения, ищут врачей, воспитателей, учителей и т. д. Но когда ребенок родился, он уже сформировался и все определено! Приверженцы дородового воспитания утверждают, что подсо-знание человека обладает долговременной памятью, поэтому дородовой опыт очень сильно влияет на его будущую жизнь.

Итак, ученые доказали, что так называемое дородовое воспитание играет немаловажную роль в последующем психическом и интеллектуальном развитии малыша. Было выяснено, что воспитательный процесс в дородовой период жизни ре-бенка помогает сохранить и развить у него наибольшее количество нейронов головного мозга. Как показывают медицинские исследования, у детей, с которыми мамы «занимались» до родов, показатели по здоровью и психомоторному развитию первого года жизни выше, чем у обычных новорожденных.

Главная ваша задача, ваша цель воспитания до родов — заложить в ребенке основу высоких качеств, способностей и потенциальных возможностей, которые он сможет развить в последующем, повлиять на его вкусы и пристрастия.

Основной принцип, на котором строится воспитание ребенка до его рождения, — малыш, находящийся в тесной эмоцио-нальной связи с вами, способен воспринимать самую разно-образную информацию, и даже способен к обучению.

Вы должны знать, что дети, прошедшие дородовое обучение:

Рождаются физиологически более зрелыми.

Легче приспосабливается к окружающей среде при рождении (рождаются с открытыми глазами, меньше кричат, лучше едят, хорошо спят).

Значительно реже болеют на первом году жизни.

Снижается вероятность появления у них хронических заболеваний в течение нескольких следующих лет.

Возрастает показатель грудного вскармливания младенцев.

Быстрее развиваются физически и психически (имеют больший объем внимания, памяти и др.).

Как правило, обладают более высоким IQ.

Раньше достигают этапов развития, имеют лучше выражен-ные творческие способности, у них выше уровень готовности к школе.

Воспитанием ребёнка следует заняться ещё до появления его на свет. Не секрет, что голос мамы положительно влияет на неродившегося малыша. Поглаживая животик, слушая мелодичную музыку, вы тем самым готовите своего ребёночка для контакта с внешним миром. Хорошо, если и папа включается в воспитание вместе с мамой, малышу не придётся знакомиться с их голосами после того, как он родится.

Если вы не делали этого, будучи беременной, и общение с ребёночком началось лишь после его рождения, то не расстраивайтесь. Воспитывать никогда не поздно, начинайте общаться с первых минут его пребывания вместе с вами. Конечно, не нужно начинать учить его уму разуму и читать художественную литературу для поднятия его интеллекта. Читайте сказки, помогайте маленькому привыкнуть к этому миру. Ребенок должен чувствовать, что родители готовы защищать и оберегать его от всех неожиданностей.

Своей заботой и любовью вы даёте младенцу чувство уверенности. Малыш должен чувствовать, что когда он проголодается, то его накормят, если ему будет холодно, немедленно наденут тёплые вещи. Отношение с мамой для малыша является самым важным в его жизни, это главное в воспитании.

Специалисты доказали, что тесный контакт с матерью просто необходим, от этого дети становятся более счастливыми. Важно кормление грудью, так ребёнок меньше подвержен инфекционным заболеваниям и более спокоен. Формирование личности зависит от того, как вы воспитываете детей, в строгости или любви. Строгое воспитание не даёт хороший результат, а наоборот, может вызвать неадекватную реакцию вашего чада. Как только ваш малыш научится ходить, не спешите сажать его в манеж, пусть исследует пространство, в котором он находится. Для него ведь всё новое, интересное. Поиграйте с ребёнком, показывая ему новые игрушки, расскажите какого они цвета, формы и так далее.

На прогулке, дома или в гостях, проговаривайте каждый свой шаг, расскажите всё, что видите на пути, это очень важно. Общением вы не только помогаете ребёнку знакомиться с окружением, но и пополняете его словарный запас в дальнейшем, расширяете его кругозор. В настоящее время специалистам-психологам приходится много работать, чтобы выяснить те или иные моменты воспитания. Но они твёрдо убеждены, что воспитание начинается ещё до рождения малыша, и ваша теплота, любовь и ласка помогут вашему малышу стать полноценной личностью нашего общества.

Похожие статьи:

Нужно ли ребёнку соблюдать режим (8300 Просмотров)

Раннее детство > Режим крохи

Наверняка вопрос, вынесенный в заголовок статьи, кому-то покажется риторическим, однако, не всё так однозначно, попробуем разобраться: В вопросах режима, как и во всём, что имеет отношение к воспитанию и развитию...

Адаптация ребенка в условиях детского сада (8242 Просмотров)

Дошколята > Детский садик

В этой статье мы коснемся процесса адаптации ребёнка к детскому саду. Согласно социологической энциклопедии слово "адаптация" (от латинского слова adaptare – приспособление), означает процесс, в ходе которого личность...

Особенности развития ребенка от года до трех лет (9215 Просмотров)

Раннее детство > Воспитание ребенка

В семье появился малыш. Радость какая!!! Теперь появятся новые заботы, хлопоты не только по правильному уходу за ребенком, но и по его обучению всему, что может пригодиться в жизни. Раннее детство от года до трех лет...

Однажды к психологу пришла женщина и задала вопрос:

Подскажите, а с какого возраста нужно начать воспитывать ребенка?

Сколько ему сейчас? – спросил психолог.

Так вот, вы опоздали ровно на 2,5 года.

Эта короткая, но очень поучительная история касается практически каждой мамы. Наши родители с самого нашего рождения мечтали сделать из нас полноценных личностей. А теперь и мы, сами, будучи родителями, задумались, как воспитать замечательного ребенка?

Единых правил в воспитании не существует. В каждой нации, культуре, родовой общине и отдельно взятой семье есть свои традиции воспитания, которые неизменно копируются и передаются через поколение. Иными словами, то воспитание, которое вложили в нас с вами – это последствия того, как воспитывали наших пра-прабабушек и дедушек. Однако современные мамы все чаще ищут прогрессивные пути решения вопроса воспитания в ребенке сильной и самостоятельной личности. В связи с этим вопрос как правильно воспитать ребенка, требует тщательного рассмотрения.

Как не надо воспитывать детей?

Начнем с отрицательных примеров. К сожалению, все поколения родителей совершали те или иные ошибки, пытаясь на собственном примере взрастить новое поколение. Давайте разберем эти ошибки, чтобы никогда их не совершать.

Как нельзя воспитывать детей:

  1. Запомните – ваш ребенок, это отдельно взятая личность. Не ждите, что он станет таким же как вы, и не требуйте этого от него. Достаточно массы примеров того, как родители, не реализовавшие свои жизненные планы, разрушили судьбы собственных детей.
  2. Не вымещайте усталость, обиды и раздражение на своем ребенке. В итоге вы рискуете получить депрессивную личность, неуверенную в себе и несостоявшуюся в жизни.
  3. Не смейтесь над страхами своего ребенка и не пугайте его сами. Навсегда забудьте фразы типа: «Будешь себя плохо вести, отдам тебя вон тому дяденьке». То, что взрослым кажется смешным, для ребенка - настоящая трагедия. Чтобы не вырастить в собственном доме неврастеника, учите своего ребенка не бояться и уметь бороться со страхами.
  4. Не запрещайте ребенку заниматься тем, что ему нравится. Пусть это будет конструктор, кружок юного механика или что-то такое, что никак не вяжется с вашими представлениями о том, каким должен быть ваш ребенок. Не забывайте, что он – отдельная личность со своими интересами, и вы не вправе диктовать ему свои условия.
  5. Не критикуйте. Если вместо поддержки и укрепления веры в себя, вы будете в пух и прах разносить ребенка критикой и недовольством, в итоге вы рискуете получить серую личность с огромным комплексом неполноценности.

На тему «как не надо» существует огромное количество примеров. И лучше, если вы никогда с этими примерами не столкнетесь. Намного важнее на первых этапах развития вашего чада найти ответ на вопрос как воспитать ребенка без наказания и сделать из него настоящую личность?

Формирование личности человека - процесс долгий, повлиять на него можно до тех пор, пока человеку не исполнится 23 года. Однако основа всего воспитания закладывается до четырех лет. Как правило, все, что вы успели вложить в ваше дитя до четырехлетнего возраста, в итоге получите в егозрелом возрасте.

Чтобы обеспечить своим детям психологическое здоровье, вам необходимо полностью удовлетворить детскую потребность в игре с взрослыми:

  1. С малышами от года до 1,5 занимайтесь предметными играми (погремушки, мягкие игрушки, матрешки, игры с лопаткой в песочнице).
  2. В период от 1,5 до 3 лет более подходящими будут ролевые игры (уложить куклу спать, покормить маму и т.д.).
  3. Дети от 3 лет и старше с удовольствием примут сюжетно-ролевые игры (игра в больницу, в магазин, поход в гости к игрушкам и т.п.).

Огромную роль в правильном воспитании малышей играет дисциплина. Здесь вам помогут знания, как воспитать ребенка без крика:

И наконец, самый главный секрет, как правильно воспитать ребенка – каждый день внушайте вашему чаду веру в себя. Он нуждается в вашей поддержке каждую минуту своего жизненного пути. Запомните фразы: «Я в тебя верю», «Я горжусь тобой», «Ты сможешь», и тогда, слыша их от самых родных и любимых людей, ваш ребенок вырастет сильной, уверенной в себе и целеустремленной личностью.

С рождения мы рассказываем малышу все, что происходит вокруг, пытаемся объяснить, что можно делать, а чего не стоит. Но можно ли назвать это полноценным воспитанием? Если нет, то когда начинать воспитывать ребенка? Попробуем разобраться.

Воспитание ребенка до года

Итак, психологи говорят, что воспитание детей начинается с самого рождения. В таком маленьком возрасте малютка должен почувствовать любовь и тепло родителей, а также родных людей, окружающих его. Именно поэтому с рождения нужно разговаривать с малышом, рассказывать о доме, в котором вы живете, о людях, которых встречаете во время прогулок и тому подобное. Важным этапом воспитания до года является . Многие говорят, что это совершенно не нужная вещь, ведь карапуз еще ничего не понимает. Однако психологи придерживаются другого мнения: именно сказки создают тесный контакт между мамой и малышом.

Воспитание ребенка от года до трех

Это период, когда начинает формироваться . Малыш хорошо различает людей, понимает настроение родителей и их тон голоса (строгий, нейтральный и добрый), знает место, где находятся те или иные предметы. В возрасте от года до трех лет воспитание сводится к обучению ребенка быть самостоятельным и вежливым. Найти любимую игрушку, отнести ее мамы или папе, сложить игрушки в мешок - это все первые проявления самостоятельности. Не пытайся помочь малышу, пусть он сам пытается все делать. Насколько это возможно.

Также не забывай, что дети, как обезьянки, копируют поведение своих мам и пап. Поэтому, если хочешь вырастить вежливого ребенка, : здоровайся с людьми и уважительно к ним относись, благодари, извиняйся, если того требует ситуация (даже перед своим крохой).

Воспитание ребенка от трех лет и старше

Вот здесь начинается самое интересное. Одни родители считают, что ребенка нужно держать в строгости, ведь так чадо привыкнет к порядку и уважению в семье. Другие - стремятся отдать всю родительскую любовь и заботу, таким образом, балуя малышей. Стоит придерживаться золотой середины. Малыш должен знать: родители бывают и добрыми, и недовольными, за хорошие поступки - похвалят, за плохие - могут и отругать. Если тебе удастся держать баланс, тогда ты станешь для своего ребенка, в первую очередь, другом, а потом родителем.

Ни один психолог не даст четкого ответа на вопрос, почему в неблагополучной семье, где родители пьют и дерутся, а единственным методом воспитания являются регулярные побои, вырастают нормальные люди.

Многие дети, выросшие в подобных условиях, повзрослев, берут на свои плечи содержание пьяниц-родителей, при этом создают крепкие семьи и души не чаят в собственных детях. И наоборот, в благополучной, обеспеченной всем необходимым семье, где царит любовь, вырастают эгоисты.

Идеального метода воспитания, четко придерживаясь которого можно воспитать счастливого, любящего взрослого человека не существует. Иначе все люди вокруг были бы идеально воспитанными. Тем не менее детская психология как наука в состоянии дать ответ на большинство вопросов родителей, связанных с воспитанием.

Как воспитать гармоничную, сильную и счастливую личность?

Многие взрослые, которые еще сами не имеют детей, думают, что в воспитании малыша нет ничего сложного. Как часто многие из нас, глядя на кричащего и капризничающего в магазине ребенка, думали, что, в отличие от его спокойных родителей, быстренько нашли бы управу на маленького вымогателя. Или, наоборот, видя, как мама шлепает или кричит на свое чадо, думали, что она неуравновешенная истеричка, напавшая, на «маленького ангелочка».

Правда в том, что судить со стороны дело неблагодарное и понять что чувствует родитель можно лишь став им . Невозможно заранее предугадать свою реакцию в той или иной ситуации. Каждая ситуация индивидуальна, каждый малыш и его родитель уникальные, не похожие ни на кого личности. Любящие мать и отец должны интуитивно чувствовать своего ребенка и находить индивидуальный подход к нему. Они могут пользоваться основными принципами правильного воспитания, при этом менять их под себя.

Основные принципы воспитания

Многие психологи говорят о том, что воспитывать нужно не ребенка, а себя. Как можно учить своего отпрыска пунктуальности и порядку, если мама постоянно опаздывающая неряха. Будет ли кроха уважать старших вообще и своих родителей в частности, если видит, как отец повышает голос на бабушку? Паре, ставшей родителями, необходимо тщательнее следить за своим поведением , так как бесполезно требовать от ребенка того, чего сами взрослые выполнить не в состоянии.

В том случае, если отношения в семье гармоничные, присутствует любовь, уважение и нежность - можно рассчитывать на то, что малыш разовьется в сильную и уравновешенную личность. К сожалению, только любовь и уважение в семье еще не являются гарантией того, что ребенок воспитывается правильно. Необходимо помнить об основных психологических принципах правильного воспитания:

Как правильно воспитывать ребенка в зависимости от возраста

Формирование человеческой личности процесс продолжительный и может длиться до 21−23 лет . Но основные качества личности и характера, основы воспитания, закладываются в ребенка до 5 лет.

Каждый период взросления крохи требует индивидуального подхода. Взрослым необходимо учитывать все нюансы взросления и становления личности своего чада. Поэтому важно заранее узнать на что и в какой период обращать больше внимания, если родителей интересует вопрос о том, как воспитывать ребенка правильно.

Как воспитывать ребенка до одного года

Первые основы воспитания, родители могут закладывать уже через неделю после рождения малютки. Маме с папой необходимо будет придерживаться следующих, довольно простых и приятных для любящих родителей действий:

Воспитание годовалого малыша

По достижении малышом возраста 1 года, процесс физического и психологического развития ускоряется еще больше. Границы интересов ребенка начинают существенно расширяться, постепенно, он начинает смотреть на мир по-другому . Этот период может сопровождаться частыми капризами малыша, на которые не стоит реагировать резко. Это действительно важный этап в развитии личности.

Чтобы успешно преодолеть этот период и продолжать дальше правильно воспитывать кроху, стоит придерживаться таких принципов:

  1. В возрасте 11−12 месяцев, кроха уже начинает понимать, что делать позволено, а что нет. Уже в этот период взрослые должны четко выстроить систему поощрений и запретов.
  2. Во время детских капризов, кричать и злиться не только бессмысленно, но и вредно. Поэтому в такие моменты внимание малыша необходимо отвлекать на что-то другое.
  3. Стараться выбирать такие игры, в которых ребенок и родители взаимодействуют вместе.
  4. Если карапуз пытается предпринимать самостоятельные действия, стараться не препятствовать этому.

Как правильно воспитывать малыша до трех лет

В возрасте от 2 до 3 лет, для ребенка проходит очень важный этап становления личности. Это именно то время, когда малыш проходит свой первый психологический кризис, который еще называют «кризис трех лет».

Лучшим методом воспитания в этот период является игра . Для правильного поведения с ребенком и воспитания нужно:

Как воспитывать ребенка в 4−5 лет

В промежуток между 4 и 5 годами, поведение малыша становится все более осознанным . Это уже отдельная личность, к интересам и желаниям которой взрослые должны относиться с пониманием и даже уважением. Процесс воспитания становится все более сложным, поэтому родителям необходимо взаимодействовать с ребенком еще более активно, чем прежде и придерживаться таких правил:

  1. Это наилучший период для творческого развития малыша. Маме с папой стоит рисовать со своим чадом, заняться пением, рукоделием или лепкой.
  2. Дети всегда, а особенно в этом периоде, должны чувствовать активное участие и поддержку родных.
  3. В возрасте 5 лет малыши начинают более осознанно воспринимать нормы общественного поведения, поэтому взрослым важно научить кроху как себя вести в той или иной ситуации.
  4. На бесконечные «почему», родителям нужно отвечать без раздражения и с улыбкой. Иначе, ребенок может замкнуться в себе и его любознательность сменится безразличием.

Воспитание детей от 6 лет и старше

Чем старше становится ребенок, тем с большим количеством людей он взаимодействует. Круг общения малыша расширяется, у него появляются учителя, больше друзей. Постепенно авторитет родителей начинает уменьшаться . К «переходному возрасту» родительский авторитет почти минимален, в то время, как влияние и авторитет друзей находится на максимальном уровне.

Жестко ограничивать в чем-то свое чадо или запрещать общение с друзьями контрпродуктивно. Можно добиться обратного эффекта, когда остатки родительского авторитета и доверия будут полностью уничтожены.

Самым важным моментом в общении, в это время, становится доверие. Очень важно сохранять гармоничные отношения в семье, для чего следует придерживаться следующих принципов:

  1. Если у ребенка возникла проблема, например, в школе, не ругать его, а попробовать найти выход вместе.
  2. Всегда интересоваться успехами и делами.
  3. Привлекать детей к совместным делам.
  4. Поддерживать желание быть самостоятельным и свободу выбора.
  5. Не нарушать личное пространство.

Самые распространенные воспитательные методы

Далеко не все родители, например, из-за занятости на работе или в силу врожденной черствости характера, способны чутко чувствовать своего ребенка. В таких семьях не практикуется гибкий подход к воспитанию. Взрослые, в общении со своим ребенком используют проверенные временем, но далеко не всем малышам подходящие методики воспитания.

Метод физических наказаний

Самый спорный метод воспитания детей. Большинство психологов сходится во мнении, что применять силу по отношению к собственному отпрыску способны лишь ущербные, закомплексованные личности . Они не в состоянии объяснить малышу чего от него хотят, злятся и вытесняют свою злобу на более слабом человеке.

Несмотря на это, некоторые родители могут и сейчас отшлепать непослушного карапуза и не видят в этом ничего плохого. А многие взрослые, которые получали в детстве от родителей «воспитательные подзатыльники», даже благодарны им за это и уверенны, что именно такой метод воспитания сделал из них настоящих людей.

Метод не пререкания

Такой метод подходит только очень терпеливым родителям. Вся его суть заключается в умении спокойно, твердо и без лишних эмоций настоять на своем. Когда ребенок капризничает и на все увещевания взрослых кричит «не хочу» или «не буду», необходимо четко и аргументировано объяснить почему «будет» и почему «надо».

Такой метод требует поистине ангельского терпения от взрослых . Зато кроха поймет, что все его капризы не приведут к желаемому результату и скушать кашу или лечь спать пораньше все-таки придется.

Метод «раз, два, три»

Лучше всего данный метод действует на маленьких детей. Как только малыш начинает делать что-либо недозволенное, взрослые должны начать считать. До этого, конечно, необходимо объяснить чаду, какое наказание его ждет, если на счет «три» он не прекратит нежелательные действия.

Маме и папе нужно быть готовым к тому, что их отпрыск сперва обязательно проверит их решительность и, скорее всего, с первого раза ослушается. Наказание должно последовать незамедлительно, тогда малыш поймет, что родители настроены серьезно. Скорее всего, в следующий раз, при начале подсчета, негативные действия прекратятся малышом сразу же.

Метод подкрепления

Этот метод очень хорошо работает как в дошкольном, так и школьном возрасте. Если ребенок сделал что-то правильно или совершил хороший поступок его обязательно следует похвалить. Причем сделать это можно также в присутствии родных или гостей. Даже на небольшие победы малыша нужно обращать внимание и хвалить. Но следить за тем, чтобы не перейти грань и похвала не переросла в восхваление.

В том случае, если был совершен проступок, ребенку следует объяснить почему такое не должно повторяться в будущем . О негативных поступках своего чада должны знать только родные, на всеобщее порицание их выносить не стоит.

Метод убеждения

Суть этого метода основана на обычной беседе. Взрослым стоит контролировать ее ход и следить за тем, чтобы это был разговор «на равных», но ни в коем случае, не нравоучения.

В случае проступка малыша, кто-то из родных должен пригласить его на разговор, во время которого наставления и угрозы недопустимы . Ребенку нужно спокойным тоном объяснить почему-то, что он сделал плохо и подкрепить свои доводы примерами из жизни. Беседу необходимо подвести к тому, чтобы малыш самостоятельно сделал правильные выводы.