Надо ли учить ребенка вежливости? Что делать, если ребенок употребляет плохие слова.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ВЕЖЛИВОСТИ

Вежливый, воспитанный ребенок – гордость родителей и радость окружающих. Такой малыш всегда поблагодарит за малейшую услугу, поможет по мере сил и, уж конечно, никогда не закричит и не устроит истерику!

Для того, чтобы научить ребенка вежливости, нужно приложить немало усилий. Да и понятия о вежливости у всех родителей разные. Каковы же базовые универсальные правила, которые помогут любому родителю научить ребенка вежливости?

Правила поведения в обществе

Чтобы научить ребенка вежливости, необходимо, прежде всего, сформировать у него представление о базовых правилах поведения в обществе.

Примерно с 2 лет ребенка уже можно знакомить с этими правилами. Например, малыш должен знать, что в театре во время спектакля нужно вести себя тихо, не шуршать фантиками и не играть с музыкальными игрушками. В магазине или поликлинике нужно спокойно идти по коридору в место назначения, а не бегать, кричать и ползать по полу. Играя в песочнице, нельзя отбирать игрушки у партнеров по игре, драться или задирать других детей.

Если базовые правила поведения в обществе не привить ребенку с раннего детства, потом будет очень сложно наверстать упущенное и научить ребенка вежливости. Если Вы не хотите, чтобы Ваш малыш стал невоспитанным подростком, а затем и взрослым – начинайте учить ребенка вежливости с раннего возраста.

Вежливое общение с окружающими

Наверное, каждый из нас видел такую картину: на день рождения или какой-то другой праздник малышу преподнесли прекрасный подарок. Счастливый именинник, вместо того, чтобы сказать «спасибо», хватает этот подарок и начинает спешно его распаковывать.

Обескураженная мама недоуменно спрашивает: «Что надо сказать, Петя?». Рассердившийся Петя бурчит что-то вроде «спасибо» и продолжает возиться с подарком. Как Вы думаете, мама Пети сможет научить ребенка вежливости такими методами?

Да, Петя поблагодарил за подарок, но он сделал это не потому что посчитал нужным, а потому что его заставили. Но обучение ребенка вежливости должно проходить по совсем другому сценарию. Именно родители должны быть примером вежливости и приличного поведения в обществе для своего ребенка. Мама Пети должна была сама поблагодарить гостя за подарок, а Петя спустя какое-то время с удовольствием за ней повторил бы. Не в этот – так в другой раз.

Чтобы научить ребенка вежливости, следите за своим поведением. Если Ваша цель – добиться, чтобы малыш благодарил за подарки и услуги – говорите «спасибо» сами. Пусть ребенок слышит Ваше общение с окружающими и постепенно понимает, что это нормально. Чтобы научить ребенка вежливости, можно также обращать его внимание на общение других людей друг с другом – причем, здесь должен быть как отрицательный пример, так и положительный. Естественно, каждую ситуацию необходимо сопровождать соответствующими комментариями.

Частой является и другая ситуация. Малыш, прося что-то у родителей или сверстников, коротко говорит: «Дай!». Как научить ребенка вежливости и употреблению слова «пожалуйста» в таких случаях? Необходимо сформировать у малыша установку: вежливые слова «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т.д. необходимы в повседневной жизни. И начать нужно со слова «нельзя». Наряду с тем, что нельзя трогать горячее, прыгать с пятого этажа, засовывать пальцы в розетку, должно быть нельзя обижать других людей.

«Тебе было бы приятно, если бы с тобой разговаривали так грубо, как ты разговариваешь с окружающими? Наверное, нет. Так зачем же ты сам обижаешь других людей?» - вот каким должен быть разговор с ребенком.

Чтобы научить ребенка вежливости, Вы должны добиться того, чтобы малыш сам захотел произносить все вышеперечисленные слова. Истинная детская вежливость – в глубинном понимании смысла и цели вежливого обращения. Тут не подойдет классическая зубрежка «вежливых слов». Малыш просто не должен позволять самому себе общаться с окружающими невежливо.

Имеет смысл разграничить стиль общения ребенка со взрослыми и со сверстниками. Если в общении со сверстниками можно употребить некоторые «своеобразные» выражения – в разговоре со взрослыми это должно быть табу.

Маленькие дети часто перебивают друг друга и взрослых, встревают в разговор, что тоже является проявлением невежливости. В этом случае не нужно грубо одергивать малыша – ведь с Вашей стороны это также будет невежливо. Лучше скажите: «Я хотела бы закончить. Давай, я договорю, что хотела, а потом ты обязательно выскажешься».

Желая научить ребенка вежливости, не отвечайте грубостью на грубость, не говорите постоянно ребенку, что он невыносимый, грубый и невежливый. В этом случае малыш на самом деле будет изо всех сил стараться вести себя так, чтобы соответствовать Вашим характеристикам.

Научить вежливости ребенка раннего возраста с помощью пространных объяснений достаточно тяжело. Специально для этого психологи советуют заинтересовать малыша в употреблении «волшебных слов». Сделать это можно с помощью обычной игры – например, «Путешествие в Страну Вежливости», где малышу будут предложены различные игровые ситуации, в которых нужно будет тренировать употреблять те или иные «волшебные» слова. По ходу игры ребенку будет легче запомнить и сами слова, и причину их употребления. Спустя некоторое время употребление «волшебных» слов просто войдет в привычку у ребенка.

Как научить ребенка чуткости?

Пытаясь научить ребенка вежливости, очень важно научить его чуткости. Простого знания и умения применять «волшебные» слова в повседневной жизни недостаточно. Ребенок должен чувствовать другого человека и понимать, что ощущает этот человек в связи с какими-то поступками ребенка.

Например, стандартный пример конфликта в песочнице. Два мальчика (скажем, Коля и Андрей) не поделили солдатика и Андрей толкнул Колю. Коля расплакался и начал прогонять Андрея из песочницы. Андрей подбежал к маме и пожаловался на то, что Коля не хочет с ним играть. Мама, не разобравшись в ситуации, лишь отрешенно сказала: «Ну, пойди поиграй с Сережей. Он как раз вынес новую машинку».

В этом случае мама допустила роковую ошибку, по сути убедив Андрея в том, что что бы не чувствовал Коля – его вины здесь нет. Неудивительно, если в следующий раз Андрей снова допустит подобную ситуацию, мотивируя это тем, что он всегда прав, а чувства других его не касаются.

Пытаясь научить ребенка вежливости, необходимо дать ему понять, что каждый человек бывает не прав. И нужно уметь просить прощения за свои неверные поступки. Причем извинение не должно говорить о том, что ребенок плохой. Извинение – это лишь показатель того, что он не прав и сожалеет об этом. И совсем необязательно, что человек, перед которым Ваш ребенок извиняется, потом будет относиться хуже к нему.Научите ребенка чуткости

Чуткости можно научить ребенка, объяснив ему, почему нужно уступать место в общественном транспорте пожилым людям, почему нужно делиться конфетами с домочадцами и т.д. Фразы могут быть такими:

- «Бабушкам и дедушкам тяжело стоять, у них болят ножки»,

- «Конфеты, наверное, вкусные – мама и папа тоже хотят попробовать. Не хочешь угостить нас?».

Еще несколько эффективных способов научить ребенка вежливости:

Показывайте ребенку мультфильмы, в которых вопросам вежливости уделяется особое внимание,

Подбирайте книжки, которые учат вежливости, и обращайте внимание ребенка на эти моменты,

Следите за своим поведением: в Вашей семье все должны обращаться к друг другу в доброжелательном тоне, употребляя вежливые слова и проявляя чуткость друг к другу,

Хвалите ребенка, когда он поступает правильно и проявляет вежливость в то или иной ситуации,

Напоминайте ребенку о том, для чего нужна вежливость – ведь в цивилизованном мире жить намного приятнее, чем в том, где все друг с другом ругаются.

(2 голоса : 5 из 5 )

«Вежливый человек всегда в безопасности, грубый же окажется в беде»

(из сочинений японских воинов)

Обязательным условием нормальной жизни в обществе - поддержание оптимальных отношений между его членами и стремление избежать конфликтов. Это становится возможным, только признавая право каждого человека на внимание и уважение путём соблюдения правил вежливости.

К сожалению, в обществе нередко проявление резкости, грубости, неуважения к другим людям. Нормы приличного поведения часто пренебрегают, хотя установить взаимовыгодные и гармоничные отношения в социуме без вежливости установить чрезвычайно трудно.

Что такое вежливость и её значение?

Вежливостью называют черту характера, относящуюся к категориям «нравственности» и «поведения».

Человеку, наделённому этим качеством, свойственно:

  1. умение тактично и уважительно контактировать с людьми;
  2. способность находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях;
  3. искусство слушать противоположную точку зрения.

Понятие «вежливость» в разных культурах имеет разное содержание. То, что в одних странах считается странным или грубым, в других считают проявлением вежливости. Это своеобразный инструмент, с помощью которого люди чувствуют себя комфортно, находясь в обществе и контактируя друг с другом.

Чтобы это произошло подрастающему поколению необходимо объяснять, что такое хороший тон, . С помощью специальных упражнений необходимо сделать так, чтобы вежливость для детей была естественной.

Она хорошо дополняется деликатностью, являющейся врождённым качеством, которому, к сожалению, научиться нельзя, но приблизиться, изучив правила вежливости детей, можно. Кроме родителей и педагогов, этому с успехом способствуют собственные старания обучающего и вдохновляющие примеры.

Критерий, по которому можно определить, насколько вежлив человек, можно по умению не ставить людей в неловкое положение. Находясь в обществе, каждый поступок и желание неизбежно, прямо или косвенно, отражается на других.

Поэтому всегда между желаниями и возможностями должна быть установлена граница. Для её укрепления существует самооценка и собственная установка не причинять зла и неудобств другим.

С чего начинать?

Первое, чему должен научиться ребёнок, это слова: «спасибо», «пожалуйста» и «простите» («извините»), и ситуации, когда их применение уместно. К примеру, словом «спасибо» принято благодарить, и означает это слово то, которым мы говорим человеку «спаси Бог» за то, что он совсем не обязан был сделать. «Пожалуйста» означает «подарить, потому что любишь» (от др.-рус. «жаловати»), произнося это слово, мы признаём свободную волю другого. Словом «простите» или «извините» мы просим прощения.

Эти слова должны употребляться свободно, автоматически, естественно, в противном случае, они звучат невежливо, с нотками хамства, неуважения и вражды.

Такое поведение характерно для детей подросткового возраста. Своими поступками он сознательно или бессознательно стремится доказать окружающим, что уже не ребёнок. При этом требует к себе уважительного отношения и неприкосновенности своего личного пространства. Любое вторжение он расценивает как крайнее неуважение.

Опытные педагоги считают, что такое поведение - результат недостатка внимания и равнодушия со стороны авторитетных для него людей. Отсюда грубость, в ответ - конфликт, словесная перепалка. У подростка возникает повод проявить самостоятельность, и он хлопает дверью. Вот знакомая для многих ситуация.

Единственный выход из создавшегося положения - проявить уважение к ребёнку и признать его «взрослым». В результате выяснения отношений он должен понять, что быть взрослым - это ответственность. Например, скажите ему: «я не буду трогать твою одежду, но ты должен следить за тем, чтобы она была в порядке»; «я не буду заходить в твою комнату, но ты теперь должен сам мыть пол и вытирать пыль».

Осторожно апеллируйте к кумирам ребёнка, не спекулируйте на его чувствах к той или иной знаменитости.

Приемлемо только ненавязчивое упоминание о лучших качествах его героя. Поинтересуйтесь его биографией. Негативные моменты жизни звезды хорошо бы разобрать по косточкам и обсудить с ребёнком, в чём была ошибка, которая привела к негативным последствиям, и что он при этом потерял.

Бывают ситуации, когда оценку поведения вашего ребёнка даёт посторонний человек. В этом случае оптимальным вариантом будет придерживать двух принципов:

  • родители всегда находятся на стороне своего ребёнка;
  • сдержанность, что означает не ввязываться в конфликт и не обострять отношения с третьим лицом.

Что делать с детской непосредственностью?

Необходимо знать, что она происходит от недостатка самосознания. После любого проявления, таких как, показ на кого-то пальцем и громкое обсуждение внешнего вида постороннего человека, рассказ о домашних делах в гостях, нужно поговорить с ребёнком и обсудить ситуацию.

Попросите его представить, что он тоже может оказаться в неудобной ситуации.

Например, мама с такой же непосредственностью расскажет о его секретах или он в среде авторитетных людей будет осмеян без причин. Спросите, как бы он чувствовал себя в подобной ситуации.

Когда кроха, лепечет первые слова, родители очень счастливы. Первые «мама», «дай», «хочу» воспринимаются, как должное, и окрыленные родители бросаются исполнять все прихоти, еще очень маленького, но требовательного малыша. Это естественно. Через 2-3 года крики в магазине «мама, купи» сопровождаются ультразвуком «аааа…». И это уже назревает проблема.

Вежливость с пеленок

Когда рождается малыш, все внимание уделяется ему. Атмосфера в семье, общение, внимание: это все кроха впитывает, «как губка». Первая нежность, ласки должны смешиваться с улыбкой и вежливыми словами «спасибо», «пожалуйста». Еще не говорящий, но впитывающий ребенок, растет в любви и заботе.

Когда мамочка просыпается, говорит папе «доброе утро» и целует его, поверьте, это останется в привычке и у вашего ребенка. Малыш, проснувшись, тоже должен услышать первые слова «Доброе утро» от всех членов семьи. Вечером «спокойной ночи». Если таких милых правил в семье нет, то и ребенок не будет знать о них. Откуда ребенок возьмет первые правила вежливости, как не в семье?

Умные слова чешского педагога Яна Амоса Каменского гласят:

«Что касается вежливости, то родители могут обучать ей настолько, насколько сами в этом обучены»

Так что, уважаемые мамочки и папочки, если хотите воспитать вежливого ребенка, научитесь быть вежливыми сами.

Учим вежливости «нехочух»

Некоторые детки проявляют нежелание быть ласковыми, сострадательными и вежливыми. Характер не перепишешь, а ребенок начинает его проявлять уже с пеленок. Наблюдая за такими детками, можно первые позывы к агрессии увидеть с малых лет, когда они специально обзывают других детей, бьют, мучают животных. Конечно, воспитывать таких детей сложно, еще сложнее научить их вежливости.

Деткам-агрессорам необходимо в два раза больше уделять любви и ласки. Возможно, где-то было упущение, и ребенок стал проявлять свое недовольство непослушанием.

Серьезные случаи следует обсуждать с психологом, а мы в поговорим об обычных «непослушайках».

Как воспитать вежливого ребенка из грубияна?

1. «- Андрюша, скажи спасибо тете за конфету.

— Не хочу.

— Андрюша, как тебе не стыдно, тебя как учили? Бессовестный, тетя подумает, что ты не вежливый!

— Не хочу! Не буду!»

Думается, знакомая ситуация. Настаивать, давить, упрекать ребенка ни в коем случае нельзя! Мальчик захочет сам сказать тете спасибо, если все будет происходить в более мягком тоне. Упреки и со стороны самого родного человека — это очень больно для малыша, поэтому он будет чаще проявлять свое негодование.

2. «-Андрюша, что надо сказать тете за конфету?

— вспоминай, что надо сказать?»

Бесконечные вопросы, «что надо сказать» могут неосознанно наталкивать детей на стену, и говорить нужные слова ребенок не захочет. Не вынуждайте ребенка произносить «другие» слова, как в анекдоте. На бестолковый вопрос «что надо сказать» ребенок отвечает «дай еще». Конечно, это намек на тонкое чувство юмора у вашего малыша.

3. В автобусе ваш ребенок не желает уступать место старушке, толкается, грубит, отворачивается к окну. Неприятная ситуация.

Уступать место старшим, больным, беременным, этот закон должен быть прописан в воспитанных семьях. Школьник должен понимать, что такое уважение к старшим, ведь об этом говорят еще и в школе.

Пример из жизни

Молодая мамочка едет в автобусе с сыном лет пяти. Мама сидит, а сын стоит, хотя мест в автобусе пустых много. На предложение посадить мальчугана на свободное место, ее СЫН ОТВЕТИЛ: « я- МУЖЧИНА, могу и постоять». В автобусе раздались аплодисменты.

Такого сына надо не просто родить, его надо ! «Нехочухи», которые не уступают место в автобусе, не извиняются за проступок, это вызов миру взрослых. Переубедить, заставить таких детей не получиться.

Упражнения, которые помогут воспитать вежливого ребенка

  • Можно показать пару примеров из жизни, как хорошо и приятно делать добро и быть вежливым.
  • Рассказывать больше красивых историй, о порядочности, вежливости. Подведите ненавязчиво итог, как это в жизни пригодится.
  • Маленьким читать сказки на эту тему, либо придумать самим сказку, где герои напомнят малышу его самого. Проведите грань, между грубостью и вежливостью.
  • Во время общения с ребенком чаще улыбайтесь и смотрите ему в глаза. Благодарите за все, что он делает правильно, приласкайте и похвалите.

Нельзя махать рукой на ребенка, если он пару раз отказался извиниться или поблагодарить. Все приходит с годами, и, возможно, когда мальчик (девочка) вырастет, вспомнит мамину сказку и сам захочет стать внимательным и обходительным. Давайте сделаем наших детей вежливыми – все в наших руках!

Любой взрослый хоть немного, но взаимодействует с маленькими детьми: у кого-то уже есть свои малыши, кто-то учит их уму-разуму в садике или школе, а кому-то просто изредка приходится с ними общаться.

Далеко не все дети радуют взрослых своей вежливостью и воспитанностью. Кто-то забывает говорить «спасибо» и «пожалуйста», кто-то не вкладывает в эти слова столько чувств, сколько хотелось бы взрослым, кто-то и вовсе общается со взрослыми как на равных, совершенно не ощущая дистанции.

Кого больше всех волнует детская воспитанность? И как научить ребенка вежливости, если он упорно не видит в ней смысла?

Вежливый вектор

– Машенька, что нужно сказать? – наклоняется мама к дочке, которой только что вручили подарок.

– И это все? – не задумавшись, спросило чадо.

Некоторым взрослым очень нравится рассказывать детям о вежливости, учить их быть воспитанными, вежливыми, культурными. Обязательно уметь пользоваться «волшебными» словами к месту, а также правильно подбирать слова и интонацию для общения со взрослыми и детьми (ведь это должны быть разные слова!).

Таким взрослым (а обычно они сами – весьма воспитанные люди) очень приятно разговаривать с вежливым ребенком. Встретив такого малыша, они невольно делают вывод о том, что родители – молодцы, и свое чадо правильно.

Если же на их пути встречается «невоспитанный» ребенок, который не здоровается с ними и не говорит «спасибо», скромно потупив взор, который называет их на «ты» и не меняет тона в разговоре (ощущая себя с таким взрослым на равных), им становится внутренне неуютно, некомфортно, и вообще пропадает охота общаться с таким ребенком. Не воспитывали его родители, не уделили внимания изучению правил вежливости для детей!

Почему я акцентирую ваше внимание на родителях, тогда как речь должна идти о детях? Потому что именно мы, взрослые, решаем, что прививать своим детям, что требовать от них. И некоторых из нас вопросы детской вежливости волнуют больше, чем остальных.

Этому есть объяснение. Согласно Юрия Бурлана, самыми вежливыми, воспитанными, часто извиняющимися (по поводу и без) людьми являются обладатели анального вектора . Их внутренняя потребность в справедливости (что-то вроде «око за око») выливается в непреодолимое желание обязательно благодарить словом «спасибо» и рассыпаться в извинениях при появлении чувства вины. Можно сказать, что такая вежливость восстанавливает их внутреннее равновесие, и это для них совершенно нормально.

Однако свои личные ощущения о том, что есть нормально, мы, не осознавая этого, переносим на других. В результате появляются требования к другим (в том числе к детям) этим требованиям соответствовать.

Взрослые с анальным вектором любят давать уроки вежливости для детей, полагая, что это умение – быть вежливым – окажется важным, полезным, приятным для каждого человека. Но это не так: мы все разные, и детям с другим набором векторов может быть непонятно, зачем употреблять эти слова, чтобы общаться с другими.

Как научить ребенка вежливости?

Быть вежливым и воспитанным в нашем мире необходимо, так как вежливость – это составная часть доброжелательности, и она присутствует во всех языках . Мы используем вежливые слова, чтобы не задеть чувства другого, чтобы смягчить смысл слов, которые нам кажутся резкими или прямолинейными, чтобы попросить о чем-то другого так, чтобы ему не трудно было согласиться. Да и просто для того, чтобы выглядеть воспитанными.

Однако детям, которые воспринимают мир как созданный специально дня них, сложно понять смысл всех этих хитростей и уловок, заключенных в словах. Для малышей слова – это просто слова, и настоящей благодарности в детском «спасибо» дождаться не так просто.

Прежде, чем озадачиваться вопросом, как научить ребенка вежливости, стоит понять следующее. У детей с разным набором векторов может быть совершенно разная потребность в вежливых словах, как и способность учиться этой самой вежливости.

Ребенок с анальным вектором, как вы уже могли догадаться, быстро поймет смысл всех ваших притязаний. У него есть внутренняя потребность быть послушным ребенком, слышать похвалу от окружающих, а позже появится и необходимость ощущать внутренний баланс благодаря простым словам «спасибо», «пожалуйста» и «извините». Кстати, именно таким ребятишкам адресованы стихи о вежливости для детей, рассказы и целые книги, написанные авторами с анальным вектором.