Новорожденный торопыжка или недоношенный ребенок. Недоношенный ребенок: особенности состояния и этапы выхаживания

Ребёнок считается недоношенным, если он появился на свет раньше, чем через 37 недель после зачатия. Причин для рождения ребёнка раньше положенного срока может быть множество:

1. Социальные и биологические факторы.

1.1. Возраст родителей (слишком молодые или пожилые).

1.2. Как ни банально это не звучит, но, всё же, факт остаётся фактом: многие мамы с вредными привычками и/или пренебрегающие медицинским осмотром и рекомендациям врачей во время беременности рожают раньше срока.

1.3. Риск рождения недоношенного ребёнка в разы выше у одиноких женщин. Это обусловлено психологическими, эмоциональными и социально-бытовыми факторами.

2. Аборты, которые предшествовали данному зачатию.

3. Частые роды, период между которыми составляет менее двух лет.

4. Различные болезни родителей.

5. Патологическое течение беременности.

6. Аномалии в развитии половой системы женщины.

7. Многоплодие.

В любом случае, не стоит отчаиваться, ничего особо страшного в рождении недоношенного ребёнка нет, а шансы вырастить его полноценным человеком очень велики, стоит лишь приложить немного старания и терпения в первые годы жизни малыша.

Всего различают 4 степени недоношенности, опираясь на вес недоношенного ребенка и его рост

1 степень. Ребёнок родился на сроке 35-37 недель, а вес недоношенного составляет от 2001 грамма до двух с половиной килограммов.

2 степень. Срок: 32-34 недель, а вес от 1501 грамма до двух килограмм.

3 степень. Срок: 29-31 недель, вес - от 1001 грамма до полутора килограмм.

4 степень. Срок беременности менее двадцати девяти недель, а вес малыша менее одного килограмма.

Сложность выхаживания ребёнка зависит от степени недоношенности. Чем она выше - тем сложнее. Следует учитывать, что основная проблема недоношенных детей - это не низкий вес, как некоторые считают, а недостаточный уровень развития жизненно важных органов и систем организма. Другими словами, ребёнок, рождаясь раньше, просто не успевает «дозреть» для жизни за пределами утробы.

Для новорождённых, появившихся на свет раньше времени, характерны некоторые внешние признаки.

Особенности недоношенных детей и их признаки

1. Малые размеры. Маленький рост прямо пропорционален степени недоношенности.

2. Отсутствие подкожно-жирового слоя. Недоношенные дети не выглядят истощёнными. Внешняя истощённость присуща детям с гипотрофией второй-третей степени.

3. Низкий мышечный тонус, вялость, слабый крик, отсутствие чувства голода. То есть, адинамия.

4. Телосложение непропорционально, большая голова и маленькие короткие конечности.

5. Большой и распластанный живот с явным расхождением прямых мышц.

6. Преобладание мозгового черепа над лицевым.

7. Податливость черепных костей.

8. Мягкие ушные раковины.

9. Мягкий пушной волосяной покров, который располагается, в основном, на спине и плечах также входит в особенности недоношенных детей.

10. Пустая мошонка у мальчиков и зияние половой щели у девочек, то есть, большие половые губы не перекрывают малые.

11. Отсутствие набухания грудных желёз.

12. Экзофтальм (пучеглазие).

13. Слабая развитость ногтей. Ногти могут не доходить до кончиков пальцев.

По отдельности, эти признаки не могут служить показателем недоношенности. Слишком большое количество факторов влияют на зрелость ребёнка и функциональные возможности организма новорождённого. Не стоит ориентироваться только на вес малыша после рождения. Основными критериями, определяющими особенности каждого отдельно взятого новорождённого, являются причины преждевременных родов, степень недоношенности, возраст и вес ребёнка.

Рождение недоношенного ребёнка и первые недели жизни

В родильном зале... Одежда для недоношенных детей в первые моменты жизни

Врачи, работающие в родильных залах знают, что акушерскую помощь недоношенным детям нужно оказывать бережно, чтобы не травмировать ребёнка и случайно не оказать давление на череп малыша. После отделения от матери, ребёнка, появившегося на свет раньше срока, переносят на загодя подготовленный, согретый до нужной температуры, пеленальный стол, которые освещается лучами электрического рефлектора. Все манипуляции с малышом проходят с соблюдением осторожности, чётко и быстро. После этого, ребёнка заворачивают в стерильные тёплые пелёнки, а в одеяла помещают согретые переносные кувезы, затем доставляют в специальную палату для малышей, появившихся на свет раньше времени. Одежда для недоношенных детей, чаще всего, состоит из мягких фланелевых кофточек с длинными рукавами и капюшоном. На голову одевается шапочка, а на ноги - тёплые носки.

Далеко не все дети, которые родились раньше «обычного» срока, попадают в отделение родильного зала, специализирующегося на выхаживании недоношенных детей. Во время принятия решения о необходимости помещения недоношенного ребёнка в отделение интенсивной терапии или реанимации, врачи учитывают не только срок беременности, в момент которого произошло рождение, но и пропорциональное соотношение роста и веса, наличие пороков развития, врождённых аномалий, проблем с дыханием, и множество других факторов. Если мнение специалистов сходится на том, что состояние новорождённого не представляет угрозы его здоровью, то ребёнка выписывают домой в обычные сроки.

Если необходима реанимация...

Если жизненно важные системы организма ребёнка слишком слабо развиты, например, недоношенный ребёнок не в силах самостоятельно дышать, то даже в этом случае есть шансы выжить у малыша! В таких случаях, ребёнок попадает в отделение детской реанимации сразу же после рождения. Здесь малыши находятся в специальных кувезах, которые представляют собой закрытые прозрачные купола с колпаками и четырьмя отверстиями для различных лечебных манипуляций, находящихся с разных сторон по две штуки. Все эти кувезы оборудованы аппаратами для искусственной вентиляции лёгких.

В инкубаторе постоянно поддерживается определённая температура, так как опасность для малыша - это не только переохлаждение, но и перегрев, и определённая влажность воздуха, примерно, 60%, что обусловлено избеганием риска высыхания слизистых оболочек. В редких случаях, в кувезах устанавливаются водяные матрасы, цель которых состоит в поддержании условий, в которых находится малыш, максимально близких к условиям амниотической жидкости. При помощи многочисленных датчиков, недоношенный ребёнок связан с автоматическими системами наблюдения, которые контролируют все процессы его жизнедеятельности, и, при необходимости, подают сигнал тревоги врачам. Реанимационные процедуры состоят не только из искусственной вентиляции лёгких и кормлением через зонд. Дети, рождённые преждевременно, подвержены опасности развития осложнений, подавляющее большинство которых можно предотвратить и даже вылечить!

Когда ребёнок получает возможность самостоятельно дышать, и, когда отпадает необходимость в вентиляции лёгких, начинается следующий этап выживания, обычно, проводящийся в палатах интенсивной терапии новорождённых. Здесь так же имеются кувезы, но, в отличии от кувезов, находящихся в отделениях реанимации, они не оснащены аппаратами для искусственной вентиляции лёгких. Но, тем не менее, в этих кувезах так же поддерживается необходимые температура и влажность. В палате интенсивной терапии малыш содержится до тех пор, пока не будет в состоянии обходится без дополнительной подачи кислорода и самостоятельно поддерживать температуру тела.

Кормление недоношенных детей в инкубаторе

Те малыши, у которых слабовыражен или вообще отсутствует сосательный рефлекс, получают, в первые несколько недель, подогретое материнское молоко, в которое, иногда, добавляют специальные добавки, через зонд. Зонд представляет собой тонкую трубку, которая вводится непосредственно в желудок малыша.

Особенности развития недоношенного ребёнка после рождения

В зависимости от срока беременности, при котором при котором случились роды, малыш обладает определёнными особенностями развития.

Если недоношенный ребенок родился ранее 29-и недель с момента зачатия

Дети, рождённые в такой срок отличаются малым весом, который составляет менее килограмма. Отличительной чертой такого ребёнка является отсутствие дыхательных, глотательных и сосательных рефлексов. Именно поэтому жизнеобеспечение производится при помощи специальной медицинской аппаратуры. Часто, ребёнок, рождённый в такой срок, не умеет плакать и проводит большую часть времени во сне, а из-за слабого мышечного тонуса, движения его вялы и редки. Внешние отличия недоношенных детей от детей, рождённых в срок, заключаются в красно-фиолетовом цвете кожи со складками, лануго (пушок, который покрывает лицо и тело малыша), отсутствии ресниц и закрытых глазах. По причине отсутствия слоя подкожного жира, ребёнок внешне кажется худеньким, но не истощённым. Истощение - это признак гипотрофии. Дети, рождённые до истечения срока в 29 недель подвержены рискам различных осложнений и могут столкнуться с проблемами в воспитании и обучении в дошкольном возрасте. К счастью, случаи рождения детей в такие сроки очень редки.

Недоношенный ребенок 29 недель

Внешне очень похож на ребёнка, рождённого на более ранних сроках. Однако, есть существенные отличия: его вес больше, а вероятность последующих осложнений ниже. Зачастую, таких детей помещают в инкубатор с постоянной температурой и влажностью, а также, с обеспечением подачи дополнительного кислорода.

Недоношенный ребенок 30 недель

Ребёнок может быть вскармливаем грудным молоком через зонд. Проявляются первые движения, даже могут быть случаи, когда ребёнок схватит за палец взрослого.

Недоношенный ребенок 31 недели рождения

Некоторые дети уже умеют плакать и открывать глаза, а движения более интенсивны, чем у детей, рождённых в более ранние сроки. Но, тем не менее, такие малыши всё ещё находятся в зоне риска и нуждаются в наблюдении врачей.

Недоношенный ребенок 32 недели

Как правило, может дышать самостоятельно, а его вес составляет, в среднем, свыше полутора килограмм.

Недоношенный ребенок 33 недели

Может вскармливаться грудью или из бутылочки, если, конечно же, нет проблем с дыханием новорождённого.

Недоношенный ребенок 34 недели

Имеют более высокие шансы на выживание, а их вес составляется более двух килограммов. Возможных проблем со здоровьем становится меньше, а общее состояние новорождённого лучше.

Недоношенный ребенок 36 недель

Вес приходит постепенно приходит к оптимальным показателям, а возможные риски здоровью составляют такие недуги, как: желтуха и плохая терморегуляция, что относительно легко лечится без последствий для дальнейшей жизни.

Недоношенный ребенок 36 недель обладает относительно крепким здоровьем, и, как правило, его выписывают домой в кратчайшие сроки.

Особенности недоношенных детей в различные периоды времени после выписки из больницы

Относительно доношенных детей, дети, родившиеся раньше срока имеют несколько замедленное развитие психических, эмоциональных и моторных навыков.

Развитие недоношенного ребенка по месяцам(общая информация)

Недоношенный ребёнок с массой тела до одного килограмма.

Ребенок начинает сосредотачиваться на источниках звука и внимания в возрасте 2х-3х месяцев.

Способность самостоятельно садиться появляется после 9 месяцев.

Первые шаги появляются после 14 месяцев.

Недоношенный ребёнок с массой тела от килограмма до 1500 г.

Ребенок начинает сосредотачиваться на источниках звука и внимания в возрасте 2-2,5 месяцев.

Способность удерживать голову в вертикальном положении появляется в возрасте трёх-четырёх месяцев.

Ребенок начинает совершать перевороты со спины на живот в 6-7 месяцев, а с живота на спину в 7-8.

Способность самостоятельно садиться появляется после 8 месяцев.

Самостоятельно вставать ребенок начинает в возрасте 11-12 месяцев.

Первые шаги появляются после 14 месяцев жизни.

Первые слова ребенок начинает произносить после года жизни.

Недоношенный ребёнок с массой тела от 1500 г. до 2х килограмм.

Ребенок начинает сосредотачиваться на источниках звука и внимания в возрасте 1,5-2 месяцев.

Способность удерживать голову в вертикальном положении появляется в возрасте двух месяцев.

Ребенок начинает совершать перевороты со спины на живот в 5-6 месяцев, а с живота на спину в 6-7

Способность самостоятельно садиться появляется после 7 месяцев.

Самостоятельно вставать ребенок начинает в возрасте 9-10 месяцев.

Недоношенный ребёнок с массой тела от двух до двух с половиной килограмм.

Ребенок начинает сосредотачиваться на источниках звука и внимания в возрасте 1-1,5 месяцев.

Способность удерживать голову в вертикальном положении появляется в возрасте полутора- двух месяцев.

Ребенок начинает совершать перевороты со спины на живот в 5-5,5 месяцев, а с живота на спину в 6-7

Способность самостоятельно садиться появляется после полугода жизни.

Самостоятельно вставать ребенок начинает в возрасте 9 месяцев.

Первые шаги появляются после 11 месяцев жизни.

Первые слова ребенок начинает произносить после 11 месяцев.

Развитие недоношенного ребенка по месяцам(справедливо для первых степеней недоношенности)

Недоношенный ребенок 1 месяц

Ребёнок набирает массу и поднимает голову.

Недоношенный ребенок 2 месяц

Ребёнок, лёжа на животе, учится удерживать голову в горизонтальном положении.

Недоношенный ребенок 3 месяц

Попытки фиксировать взгляд на одной точке, развитие мимики.

Недоношенный ребенок 4 месяц

Малыш уже умеет улыбаться, фокусирует взгляд и держит голову в вертикальном положении без особых на то усилий.

Недоношенный ребенок 5 месяц

Малыш поворачивает голову на звуки, появляются движения руками и ногами в ответ на обращение родителей и издаёт пока что невнятные звуки.

Недоношенный ребенок 6 месяц

Дети захватывают подвешенные игрушки, находят невидимые источники звуков и начинают лепетать.

Недоношенный ребенок 7 месяц

Происходит бурное психическое и эмоциональное развитие. Ребёнок уже умеет отличать близких от чужих, берёт в руки различные предметы, лепечет. Появляется разнообразное длительное гуление.

Недоношенный ребенок 8 месяц

Развиваются движения в горизонтальном положении. Дети начинают переворачиваться на живот со спины и обратно. Начинают ползать и пытаться сесть.

Недоношенный ребенок 9 месяц

Ребёнок начинает произносить отдельные слоги, пытается повторять за взрослыми. Предпринимаются попытки встать. Спокойно садится, держась за барьер.

Недоношенный ребенок 10 месяц

Расширяется набор манипуляций с предметами, ребёнок уже может стоять, опираясь на барьер.

Недоношенный ребенок 11 месяц

Психоэмоциональное и моторное развитие начинают совершенствоваться.

Недоношенный ребенок 12 месяц

Ребёнок, относительно уверенно, стоит. Испытывает сильный интерес к окружающей обстановке, реагирует на взрослых, активно манипулирует с предметами.

Навыки самостоятельности при приёме пищи, такие как держание ложки, хлеба, манипуляции с ложкой, у недоношенных детей начинают появляться в возрасте от полугода до десяти месяцев. Навыки опрятности - с девяти месяцев до года.

Уход за недоношенными детьми в домашних условиях

Недоношенный ребёнок имеет целый ряд особенностей и требует особых условий для своего полноценного развития. Такие условия можно без особого труда создать в домашних условиях, следует только соблюдать несколько рекомендаций.

Во-первых, уход за недоношенными детьми заключается в температурном режиме

Недоношенному ребёнку, в домашних условиях необходимо создать оптимальные температурные условия. Температура воздуха должна составлять 22-25 градусов по Цельсию. Проветривание помещений должно проводится каждые три часа по пятнадцать-двадцать минут. Возле ребёнка, непосредственно под одеялом, которым он укрыт, следует поддерживать температуру в двадцать восемь-тридцать два градуса по Цельсию. Часто, особенно в зимнее время года, возникает потребность в дополнительном обогреве новорождённого. Для этого удобно применять резиновые грелки с горячей (60-65 градусов) водой. Следует помнить, что нельзя применять для обогрева малыша электрические приборы. В соответствии со степенью недоношенностью и температурных условий в помещении, можно использовать от 1й до 3х грелок. Грелки оборачиваются в ткань (полотенца, пелёнки или в специальные мешочки) и помещаются под одеялом в ногах и поверх одеяла по бокам на расстоянии ладони взрослого человека от ребёнка. Для постоянного наблюдения за температурой и для удобства в целом, можно положить термометр рядом с ребёнком.

Важно не подкладывать грелки под ребёнка, по избежании ожогов и класть её сверху, так как это затруднит дыхание. Также нужно менять грелки поочерёдно каждые полтора-два часа и следить за тем, чтобы ребёнок не оставался без подогрева даже на короткие периоды времени. Лицо новорождённого всегда должно быть открыто.

К концу первого месяца малыш начнёт самостоятельно «держать» температуру тела, и, в итоге, можно будет полностью отказаться от искусственного обогрева. Измерения температуры тела ребёнка должно производится два раза в день, утром и вечером, если, конечно же, врач не давал иных указаний. Измерение температуры тела производится без раздевания малыша.

Одежда для недоношенных детей

Малыша, который родился с массой тела свыше двух килограмм, не нужно укутывать. Его одевают точно также как и доношенных младенцев. Дети, чей вес меньше двух килограмм, нуждаются в намного большем количестве вещей. Наиболее оптимальной является одежда для недоношенных детей, которая состоит из таких элементов, как трикотажные чепчики, трикотажные кофточки с капюшоном и зашитыми рукавами, ползунки и подгузники. Ребёнка, одетого таким образом, следует заворачивать в байковое одеяло, укладывать в шерстяной конверт и укрывать сверху фланелевым одеялом. К концу первого месяца следует постепенно отказываться от одеяла и конверта. Следует помнить, что тугое пеленание стесняет дыхание малыша, что категорически противопоказано. Для равномерности дыхания всеми участками лёгких новорождённого, необходимо регулярно переворачивать малыша с одного бока на другой.

Купание недоношенного ребёнка

Малышей, чья масса тела при рождении была меньше полутора килограмм, не следует купать в первые две-три недели нахождения дома. Детям, чья масса тела при рождении была выше 1500 грамм, купание разрешается проводить через 7-10 дней. В первые три месяца жизни ребёнка, купание проводится в кипячёной воде. Температура в комнате, где производится купание, должна составлять двадцать пять градусов по Цельсию, а температура воды - 38 С.

Питание недоношенных детей. Методы кормления

Грудное вскармливание.

Питание недоношенных детей при помощи зондов, использующих инфузионные насосы.

Порционное питание при помощи зонда (пища вводится шприцом)

Смешанное или искусственное вскармливание, используя специальные смеси для недоношенных детей.

Кормление недоношенных детей

Когда дети смогут самостоятельно питаться грудью мамы, то следует обеспечить им наиболее комфортное кормление недоношенных детей.

Ребёнку часто бывает трудно удержать сосок во рту. В таком случае, самым эффективным положением малыша на руках будет положение «из под мышки» или «колыбель», когда ребёнок расположен вдоль предплечья, а рука мамы поддерживает ребёнка за плечи.

Если ребёнок заглатывает воздух, то стоит принять положение полулёжа, например, подложив под спину несколько подушек.

Чтобы малыш удерживал сосок, можно использовать так называемый метод «рука танцора», который заключается в поддержании мамой щёк и подбородка малыша.

Прогулки

Во время прогулок следует соблюдать осторожность, так как резкие перепады температуры могут неблагоприятно сказаться на здоровье малыша. Недоношенных детей, которые родились с массой тела более полутора килограмм, разрешается выносить на прогулки с двухнедельного возраста при температуре воздуха за окном в 25-26 градусов по Цельсию. Первая прогулка не должна быть продолжительной, всего десять-пятнадцать минут, затем продолжительность можно увеличивать каждый раз на 10-20 минут, доводя тем самым до одного-полутора часов. В осеннее и весеннее время года, при температуре ниже десяти градусов по Цельсию, разрешается гулять с грудными детьми возрастом от одного месяца и с массой тела от двух с половиной килограмм. Если температура воздуха ниже восьми градусов, разрешаются прогулки с детьми при достижении ими возраста двух месяцев и массы тела свыше 2800 грамм.

Ребёнок очень сильно зависит от матери, причём, не только от её физического здоровья, но и от психологического состояния. Для того, чтобы ребёнок нормально рос и развивался, необходимо создать ему благоприятные условия, а чтобы их создать, в первую очередь, нужно начать с самой мамы. Самое главное - это не отчаиваться и смотреть в будущее с оптимизмом. Даже когда ребёнок родился недоношенным и его отправили в детскую палату, мама всё равно может о нём заботится и ухаживать за ним. Материнская забота положительно скажется не только на здоровье ребёнка, но и на психологическом состоянии родителей. Существует несколько простых, но крайне эффективных правил, которые помогут всей семье.

Во-первых, маме следует проводить с малышом как можно больше времени. Даже зрительный контакт с ребёнком благоприятно скажется на психологическом состоянии матери.

Немаловажную роль играет и тактильный контакт, простые материнские прикосновения очень важны для недоношенных детей.

Пожалуй, самым важным фактором является минимизация стрессов. Конечно, рождение недоношенного ребёнка приносит массу неприятных ощущений и стрессов, но нужно научиться с ними справляться, и только тогда ваш малыш вырастит здоровым и счастливым.

Важно сохранять грудное молоко. Кстати, отсутствие стрессовых ситуаций весьма облегчит сохранение лактации. Даже если малыш слишком слаб, чтобы сосать грудь, попробуйте предложить кормить его именно грудным молоком, а не смесью через зонд.

Участвуйте в уходе за своим малышом. Спросите у неонатолога, какие действия вы можете выполнять по уходу. Это может быть кормление, пеленание или что-нибудь ещё. При возникновении каких-либо вопросов, всегда можно обратиться к персоналу за помощью. Всё это позволит преодолеть подавленное состояние, улучшит настроение мамы, и, конечно же, благоприятно скажется на ребёнке.

Согласно современному определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), недоношенным считается ребенок, рожденный на сроке беременности до 37 полных недель и имеющий все признаки незрелости, о которых мы расскажем ниже. Рост и вес недоношенных младенцев, естественно, как правило, меньше роста и веса детей, родившихся в срок, однако на сегодняшний день массу тела и рост относят к условным критериям недоношенности, поскольку многие доношенные дети в силу ряда причин могут иметь массу тела менее 2500 г и рост менее 45 см. Есть две крайности в отношении к недоношенному ребенку: некоторые склонны считать его уменьшенной копией ребенка, родившегося в срок, другие вовсе отказывают ему в праве называться человеком и считают чуть ли не зародышем, волей судьбы очутившимся вне материнской утробы. И то и другое неверно. Недоношенные дети, конечно же, дети, но - особенные, нуждающиеся в особенном отношении и особенном уходе. К примеру, 24-недельный недоношенный ребенок в норме должен был бы еще 16 недель провести в матке, где плацента обеспечивает его питанием и кислородом, избавляя от необходимости самостоятельно есть и дышать; температура постоянная; он защищен от всяческих травм и повреждений; сила тяжести никак не ощущается; его нервной системе не приходится реагировать на сильные раздражители (зрительные, слуховые, тактильные). Лишившись этого привычного и комфортного окружения раньше срока, малыш вынужден по мере сил приспосабливаться к новой, в общем-то враждебной, среде обитания. Понятно, что без помощи врачей это в большинстве случаев невозможно.

Андрей Степанов
Неонатолог, к.м.н.

Шансы выжить

С 1979 года российское здравоохранение исходит из мировых стандартов, принятых ВОЗ, согласно которым потенциально жизнеспособными считаются дети, родившиеся с массой тела более 500 г при сроке беременности не менее 22 недель. Отметим, что прогноз есть прогноз, а не гарантия и не приговор: некоторые недоношенные дети внезапно умирают, несмотря на благоприятные прогнозы, другие - выживают наперекор мрачным оценкам. Японскими учеными описан даже случай успешного выхаживания ребенка, родившегося с массой 396 г, причем по истечении некоторого времени он не уступал сверстникам ни в психическом, ни в физическом развитии! Несомненно одно: шансы недоношенного малыша выжить увеличиваются с каждым прожитым днем.

Как выглядит и ведет себя недоношенный ребенок?

Внешний вид и поведение новорожденного недоношенного ребенка, конечно же, зависят от его гестационного возраста (числа полных недель беременности к моменту рождения). Телосложение недоношенного ребенка весьма своеобразно. Голова относительно велика, черепные швы часто открыты, малый и боковой роднички имеют большие размеры. Сами кости черепа податливы. Подкожно-жировая клетчатка развита слабо. Часто кожа недоношенного ребенка покрыта пушковыми волосами, ногти могут быть недоразвиты. Ушные раковины мягкие, пупочное кольцо расположено низко. У мальчиков яички могут быть не опущены в мошонку, а у девочек недоразвиты половые губы.

Рефлексы у недоношенных детей слабы и угасают очень быстро, а у глубоко недоношенных часто отсутствуют жизненно важные - глотания и сосания. Мышечный тонус, как правило, снижен. Вследствие незрелости центра терморегуляции, недоношенные не могут поддерживать температуру тела, поэтому они легко охлаждаются и не реагируют подъемом температуры на инфекционные заболевания. Дыхательная, пищеварительная, сердечно-сосудистая, нервная и другие системы у них недоразвиты (по сравнению с доношенными младенцами) и имеют ряд особенностей, которые определяют течение заболеваний у этой группы детей. Зрительная система созревает примерно между 22 и 34 гестационного возраста. Поэтому поначалу недоношенные малыши проводят очень мало времени с открытыми глазами и не фокусируют взгляд. К 30 неделям гестационного возраста они уже реагируют на яркий свет, моргая или зажмуривая глаза, а при мягком освещении открывают глаза, рассматривают окружающие предметы и фокусируют на них взгляд, правда, фокусировка взгляда занимает у них больше времени, чем у доношенных детей и взрослых.

Что ждет недоношенного ребенка сразу после рождения

Не все дети, рожденные раньше «официального» срока непременно попадают в отделения, специализирующиеся на выхаживании недоношенных. Принимая решение о необходимости помещения родившегося раньше срока малыша в отделение реанимации или интенсивной терапии новорожденных, врачи учитывают не только его гестационный возраст, но и соотношение масса/рост, наличие проблем с дыханием, врожденных аномалий или пороков развития, заболеваний, особенно инфекционных, и многие другие факторы. Если, по мнению врачей, состояние новорожденного не представляет угрозы его жизни и здоровью, ребенка выписывают домой, снабдив маму всеми необходимыми рекомендациями по уходу за ним.

Первый этап выхаживания - детская реанимация . В случае значительной незрелости жизненно важных систем новорожденного (например, если недоношенный ребенок не в состоянии самостоятельно дышать), он сразу после рождения попадает в отделение детской реанимации. Здесь малыши лежат в специальных кувезах, закрытых прозрачными колпаками с четырьмя отверстиями - по два с каждой стороны (для лечебных манипуляций). Все кувезы снабжены аппаратами искусственной вентиляции легких. Дети, у которых отсутствует или слабо выражен сосательный рефлекс, первые несколько недель получают пищу (оптимально - подогретое материнское молоко, иногда со специально подобранными добавками) через назогастральный зонд. В кувезе поддерживается постоянная температура (ведь опасность представляет не только переохлаждение, но и перегрев) и влажность воздуха (около 60%), чтобы у ребенка не высыхали слизистые оболочки. Иногда кувезы снабжены водяными матрасами, которые приближают условия к пребыванию в амниотической жидкости. С помощью многочисленных трубок и проводов ребенок подсоединен к мониторам, капельницам и другим аппаратам, контролирующим его пульс, температуру и дыхание, регулярно проводящим анализы крови, вводящим необходимые лекарства и выполняющим множество других важных функций. Если показатели, регистрируемые этими приборами, опасно отклоняются от нормы, раздается сигнал тревоги. Реанимационные процедуры не ограничиваются искусственной вентиляцией легких и подачей пищи через зонд. Дети, родившиеся преждевременно, подвергаются опасности развития различных осложнений, большинство из которых при современном развитии неонатальной реанимации можно предотвратить или вылечить. Приведем лишь один пример. В легких, как известно, происходит важнейший для человеческой жизни процесс - газообмен: кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ - из крови в воздух. Отвечают за это крохотные пузырьки, оплетенные сетью капилляров, - альвеолы. Так вот, вещество, противодействующее спадению альвеол в легких во время выдоха, так называемый сурфактант, образуется лишь на 22-24 неделе беременности, и глубоко недоношенные дети нуждаются во введении искусственно синтезированного сурфактанта. Таких примеров можно привести множество, однако подробное описание всех процедур, проводящихся с недоношенными детьми в отделении реанимации, займет слишком много места и едва ли будет понятно и интересно людям, далеким от медицины.

Второй этап выхаживания - интенсивная терапия новорожденных. Когда ребенок в состоянии самостоятельно дышать и отпадает необходимость в искусственной вентиляции легких, начинается второй этап выхаживания, который обычно проводится в отделении интенсивной терапии новорожденных. Здесь недоношенные дети тоже помещаются в кувезы. В отличие от отделений реанимации, отделения интенсивной терапии не оборудованы аппаратами искусственной вентиляции легких. Тем не менее, здесь обеспечивается дополнительная подача увлажненного и подогретого кислорода в кувезы, а также оптимальный влажностный и температурный режим. Ребенок находится в кувезе до тех пор, пока не сможет самостоятельно поддерживать температуру тела и обходиться без дополнительной подачи кислорода. Сегодня считается доказанным тот факт, что во время пребывания в стационаре недоношенному ребенку необходимо общение с матерью. Малыш должен слышать материнский голос, чувствовать ее тепло, что достигается при помощи так называемого метода кенгуру . Этот метод выхаживания недоношенных детей впервые был применен в тех бедных и слаборазвитых странах, где по чисто экономическим причинами не было средств обеспечить всех недоношенных детей кувезами, оснащенными всем необходимым для поддержания постоянной температуры оборудованием. Суть метода состоит в том, что ребенок выхаживается, находясь в непосредственном контакте с кожей матери - у нее на груди и животе. Мама надевает свободную, расстегивающуюся спереди одежду, на ребенка надет подгузник (и, может быть, шапочка). Малыш помещается между грудями, одежда застегивается во избежание потери тепла. Температура ребенка контролируется медсестрой или мониторами. Исследования показали, что материнское тепло прекрасно согревает ребенка и температура его тела поддерживается на должном уровне. Дыхание также становится более правильным и стабильным, равно как и сердцебиение и насыщение крови кислородом. Мало того, кожа ребенка заселяется микрофлорой матери, что способствует процессам выздоровления. К этому методу выхаживания можно перейти, когда при относительно удовлетворительном состоянии ребенок все еще нуждается в искусственной терморегуляции и наблюдении за сердцебиением и дыханием.

Третий этап выхаживания - катамнестическое наблюдение. Относительная нормализация основных жизненно важных функций организма не всегда, к сожалению, означает, что недоношенный ребенок окончательно сравнялся со сверстниками в психо-физическом развитии. Сейчас во многих городах России открываются кабинеты катамнестического наблюдения за детьми, родившимися с экстремально низкой массой тела. Катамнезом в медицине называется информация о больном, собираемая после окончания первоначального наблюдения (в данном случае - после выписки из отделения интенсивной терапии или выхаживания недоношенных). Конечно же, в катамнестических кабинетах проводится не только наблюдение за детьми, но и планомерная коррекция выявленных у них отклонений. Методы такой коррекции - тема для отдельного разговора 1 .

Ребенок дома

Разумеется, выписывая ребенка домой, врач даст маме все необходимые рекомендации по дальнейшему уходу за ним. Мы же в рамках статьи ограничимся только самыми общими соображениями.

  • Вам придется и дома поддерживать определенный температурный режим - в комнате ребенка должно быть около 22-23° С. Хотя к моменту выписки терморегуляция ребенка обычно уже работает, ему все равно приходится тратить много собственной энергии на обогрев своего тела, поэтому вы должны создать ему комфортные условия, иначе все калории, извлеченные из с трудом добытой пищи уйдут на поддержание температуры тела, а не на прибавку в весе. Но не забывайте - ребенка можно и перегреть, что не менее опасно.
  • Стерилизуйте бутылочки и соски, которыми вы пользуетесь для кормления ребенка. Постарайтесь, чтобы хотя бы в первое время ребенок не контактировал со всеми родственниками и друзьями, которым не терпится вас навестить, - его сопротивляемость инфекции слаба, а болеть ему вовсе незачем.
  • Кормите ребенка часто, не волнуйтесь, если он подолгу остается у груди, - недоношенные дети сосут не так активно, и им надо дать время, чтобы насытиться. Если вы видите, что ребенок устал, прервите кормление, дайте ему немного отдохнуть, докормите сцеженным молоком. Обязательно посоветуйтесь с врачом, не нужно ли ребенку дополнительно к вашему грудному молоку получать специальную смесь, содержащую все необходимые ему вещества и поливитамины. Существуют такие добавки, которые растворяются в грудном молоке и снижают риск развития витаминной недостаточности у недоношенного ребенка.
  • Прикорм можно начинать только с разрешения врача. Обычно прикорм вводят, когда ребенок весит 6-7 кг, съедает в сутки около 1000 мл грудного молока или смеси, однако при необходимости прикорм назначают и раньше.
  • Не пугайтесь, если ребенок с первых же дней не начнет стремительно прибавлять в весе. Первые две недели ребенок обычно даже теряет в весе, прибавлять же, как правило, начинает с третьей-четвертой недели. В среднем прибавка в весе за неделю недоношенного ребенка поначалу составляет 100-200 г. На третьем или четвертом месяце он удвоит свой вес (доношенный ребенок удваивает вес на пятом месяце), а утроит на шестом (доношенный ребенок - только в конце первого года).
  • Не стоит терзать себя чувством вины из-за того, что ребенок родился раньше срока и в связи с этим проявлять чрезмерную осторожность, чересчур баловать малыша. Недоношенный ребенок - действительно существо необычное и требующее особого к себе отношения. Лучше всего проконсультироваться с хорошим детским психологом, методистом, владеющим навыками разнообразных развивающих игр и методик. Именно они позволят вам создать наиболее благоприятную среду для гармоничного развития ребенка и компенсировать все те трудности, с которыми вашему крошечному сынишке или дочурке пришлось столкнуться, едва придя в этот мир. Медицинская практика свидетельствует, что при должном уходе и правильно подобранном курсе реабилитации даже глубоко недоношенные дети догоняют своих сверстников по основным психо-физическим параметрам к 1,5-3 годам.

Дежурный персонал гинекологии паниковал. Вечером у них родилась «заливка» - был сделан аборт женщине на сроке 26 недель по социальным показаниям. Молчащий плод завернули в пелёнку и выложили за окно - не бежать же в морг ночью? Несостоявшаяся мама ушла сразу после аборта - у неё пятеро погодков дома ждали. И вдруг, в тёмной-тёмной тишине, за окном раздался плач. Жалобный, писклявый. Медсестра и санитарка, крестясь, подошли к окошку - свёрток шевелился...

Не буду томить, расскажу сразу продолжение истории. Природа наделила новорождённых детей небывалой жизнестойкостью. Холод заставил кроху сделать первый вдох и закричать. Медсестра дрожащими руками достала свёрток, развернула и положила на пеленальный столик.

Кроха пищал, шевелил тоненькими ручками и ножками, и весил всего 800 граммов. Женщины в белых халатах как заворожённые смотрели на это чудо.

Но «чудо» перестало шевелиться, кричать и дышать. Вздохнув, санитарка снова замотала его в пелёнку и выложила за окно. Была ночь. Спать не хотелось. Женщины напряжённо прислушивались и вдруг... да-да, снова - писк! Тут уже был вызван дежурный педиатр, который стал колдовать над крохой, не желавшим покидать этот свет. Ребёнок выжил. А когда ему исполнилось 4 месяца и он набрал вес 2,5 кг вдруг прибежала его мать. Жила она на дальнем хуторе и слухи о «выжившей заливке» дошли до неё не сразу. Обняла, прижала к груди, плакала. Рассказала, что решилась на аборт под влиянием стресса - муж потерял работу, а детей и так уже много. Не могла потом простить себе этой слабости, молилась. В общем, история эта с хорошим концом. «Крохе» сейчас уже много лет и он, единственный из всех детей семьи, закончил институт, вернулся в родные места агрономом и очень помогает родителям. Уникальна эта история ещё и тем, что глубоко недоношенный ребёнок выжил без кювеза и неонатолога.

Какие дети - жизнеспособные?

Понятия «жизнеспособность» и "живорождённость" различаются.

Понятно, что дети, рождающиеся преждевременно на дому, в обычном роддоме и современном перинатальном центре имеют совершенно разные шансы на выживание. А это уже момент юридический, затрагивающий понятия «неоказание помощи» и «умышленное убийство».

С юридической точки зрения: «жизнеспособность - состояние, при котором развитие тканей, органов и систем новорожденного обеспечивает его самостоятельную жизнь вне утробы матери».

С точки зрения медиков: живорождённый - плод, проявляющий хотя бы один признак жизни: сердцебиение, дыхание, пульсация пуповины, движения мускулатуры.

Ранее жизнеспособными считались детки, которые родились в 28 и более недель, имели вес килограмм и более, а рост - 28 см. Детей, рождённых на более раннем сроке и с меньшими росто-весовыми показателями считали нежизнеспособными и регистрировали в ЗАГС только в том случае, когда они выживали.

С 1993 года ситуация изменилась. Жизнеспособными считаются дети, рождённые на сроке не менее 22-х недель, весящие не менее 500 граммов и имеющие рост от 25 см.

Среди появившихся на свет преждевременно различают детей:

  • с экстремально низкой массой (0,5 -1,0 кг);
  • с очень низкой массой (1,01 - 1,5 кг);
  • с низкой массой (1,51 - 2,5 кг).

Детей с очень маленьким весом называют теперь «потенциально жизнеспособными».

Процент выживаемости детей на разных сроках рождения

Этот фактор во многом зависит от условий, но даже усреднённая статистика говорит о том, что медицина развивается и врачи спасают жизни всё большему количеству детей с очень маленьким весом.

Спасают ли врачи детей с очень низким весом?

Да, в нашей стране спасают. Это определено приказом МЗ РФ № 372 от 28.12.95: "Если отмечается даже один признак живорождения, ребёнку необходимо оказать как первичную, так и реанимационную помощь". Если о преждевременных родах известно заранее, то малыша в родзале должен встречать неонатолог, организующий своевременное лечение и, при необходимости, транспортировку крохи в специализированное лечебное учреждение.

В других странах - другие законы. Так, в Англии ребёнка с массой тела от 500 до 999 граммов будут спасать лишь тогда, когда на этом настаивают его родственники. Объясняется это просто: затраты большие, а выживаемость низкая. Кроме того, среди выживших детей с экстремально низким весом у многих отмечается серьёзная патология, требующая дальнейшего дорогостоящего лечения.

Знаете ли вы, что детей, родившихся с весом 1 кг, регистрируют в органах ЗАГС сразу, а с весом 500-999 граммов - только после того, как они проживут семь дней?

Почему рождаются недоношенные дети?

Причин множество. Наиболее значимые:

  • недостаточность шейки матки (если вовремя не наложили шов);
  • анатомические особенности матки;
  • инфекции у матери;
  • пороки развития плода.

Чаще преждевременные роды бывают у слишком юных беременных и тех, кто рожает после 35 лет, заядлых курильщиц и тех, кто пристрастился к алкоголю.

Недоношенный и незрелый - одно и то же?

Нет, это разные состояния.

  • Недоношенный ребёнок - родившийся раньше срока.
  • Незрелый ребёнок может быть рождён на любом сроке, однако его органы и системы ещё недостаточно созрели для того, чтобы он мог жить самостоятельно.

При этом почти всегда недоношенный ребёнок является незрелым. Но не каждый незрелый - недоношенный. Незрелые доношенные дети нуждаются в адекватной медицинской помощи так же, как и недоношенные.

Признаки недоношенности:

  • морщинистая кожа красного цвета;
  • всё тело покрыто волосками (лануго) и обильной сыровидной смазкой;
  • слабый крик, напоминающий писк;
  • прерывистое дыхание с тенденцией к апноэ (остановке дыхания при малейшей нагрузке);
  • несовершенная терморегуляция - кроха легко перегревается и переохлаждается;
  • снижение и даже отсутствие сосательного рефлекса;
  • тонкие ушные раковины и пальчики, фактически «просвечивающиеся»;
  • зияющая половая щель у девочек, отсутствие яичек в мошонке у мальчиков.

Мои дети родились доношенными и зрелыми. А ваши?

— дети, родившиеся в сроки от 28 до 37 недель внутриутробного развития и имеющие массу тела ниже 2500 г, длину 45 см и менее. В зависимости от массы тела при рождении различают 4 степени недоношенности: I степень — недоношенные, родившиеся с массой тела 2001—2500 г; II степень — с массой 1501—2000 г; III степень — с массой 1001—1500 г, IV степень — 1000 г и менее. Жизнеспособными считают недоношенного с массой тела при рождении более 500 г, сделавшего хотя бы один вдох. Частота рождения недоношенных детей в различных регионах нашей страны составляет от 6 до 14%.

Этиология . Наиболее частые причины недоношенности: истмико-цервикальная недостаточность, пороки развития матки, экстрагенитальная патология, инфекционные болезни у беременной; патология плода (пороки развития, антенатальная патология, врожденные болезни), патология беременности и родов (токсикоз, иммунологическая несовместимость беременной и плода, преждевременная отслойка плаценты, преждевременное излитие околоплодных вод), а также такие факторы, как профессиональные вредности, возраст беременной моложе 20 и старше 35 лет, вредные привычки (алкоголизм, наркомания, курение).

Анатомо-физиологические особенности . Морфологические признаки. Телосложение недоношенного ребенка непропорциональное, голова относительно большая (1/3 длины тела), мозговой череп по размерам преобладает над лицевым. Кости черепа податливы, швы и малый родничок чаще открыты, ушные раковины мягкие. Пупочное кольцо расположено ближе к лобковому симфизу. Кожа тонкая, подкожная клетчатка практически отсутствует (рис. 1), кожа обильно покрыта первородным пушком — лануго (рис. 2), ногтевые пластинки не доходят до кончиков пальцев. У девочек большие половые губы не прикрывают малые, в связи с чем половая щель зияет, у мальчиков яички не опущены в мошонку (рис. 3).

Функциональными признаками недоношенного ребенка являются сниженный мышечный тонус, вялость, слабый крик или писк, недостаточная выраженность или отсутствие глотательного и сосательного рефлексов. Число дыхательных движений варьирует от 36 до 82 в 1 мин, дыхание поверхностное, неравномерной глубины, отмечается удлинение отдельных вдохов и выдохов, респираторные паузы различной продолжительности, судорожные дыхательные движения с затрудненным выдохом (так называемые гаспсы).

Частота сердечных сокращений 140—160 уд/ мин, артериальное давление 75/20 мм рт. ст. Любой раздражающий фактор вызывает учащение сердечных сокращений и повышение АД. В первые дни жизни отмечается функциональное закрытие фетальных коммуникаций (артериального протока и овального отверстия), анатомическое закрытие этих образований происходит лишь на 2—8-й неделе жизни. В течение этого периода может отмечаться сброс крови как слева направо (как правило), так и справа налево (реже) — синдром транзиторного кровообращения. Клинически он проявляется цианозом нижних конечностей у части совершенно здоровых новорожденных. Н.д. склонны к гипотермии, что обусловлено снижением теплопродукции и повышением теплоотдачи Низкая теплопродукция обусловлена незначительным поступлением энергии с пищей, ограничением липолиза, бурого жира, количество которого у недоношенных детей составляет приблизительно 2% от массы тела, что значительно меньше, чем у доношенного. Высокая теплоотдача связана с относительно большей поверхностью кожи (около 0,15 м2 на 1 кг массы тела, тонким слоем подкожной клетчатки.

Емкость желудка в первые 10 дней у недоношенного ребенка составляет 3 мл/кг, умноженное на количество дней. Так, у ребенка 3 дней жизни, родившегося с массой 1500 г, емкость желудка составляет 3х1, 5х3=13,5 мл. Это определяет малый объем назначаемого питания в первые дни жизни. Объем выделяемого желудочного сока у них почти в 3 раза меньше, чем у доношенных сверстников, рН на высоте пищеварения достигает 4,4—5,6. Ферментовыделительная функция кишечника снижена, о чем свидетельствуют низкая концентрация энтерокиназы, щелочной фосфатазы, лактазы, до 21/2 мес. отсутствуют панкреатические ферменты (амилаза, липаза, трипсин) или содержание их резко снижено.

Эндокринные железы к моменту рождения недоношенного ребенка структурно дифференцированы, однако их функциональные возможности в период адаптации к новым условиям окружающей среды ограничены.

Функциональными особенностями почек у Н.д. являются низкий объем клубочковой фильтрации (19,4 мл/мин?м2), пониженная канальцевая реабсорбция воды (95,9—96,4%), почти полная реабсорбция натрия, слабая реакция на введение осмодиуретиков, несовершенство почечной осморегуляции и поддержания кислотно-щелочного равновесия. Суточный диурез к концу первой неделижизни колеблется от 58 до 145 мл, частота мочеиспускании составляет 8—13 раз в сутки.

Выраженность врожденных рефлекторных реакций зависит от степени недоношенности. Преобладание подкорковой деятельности проявляется склонностью к хаотичным движениям и общим вздрагиваниям. Это объясняется морфологической и функциональной незрелостью ц.н.с. Так, при рождении отмечается сглаженность борозд коры большого мозга, слабая дифференцировка серого и белого вещества, относительно бедная васкуляризация подкорковых зон. Характерна также быстрая истощаемость процессов высшей нервной деятельности. В цереброспинальной жидкости Н.д. — выраженная ксантохромия, высокий цитоз (до 80 клеток в 1 мкл) преимущественно лимфоцитарного характера.

Особенности адаптации к новым условиям окружающей среды . Укорочение периода внутриутробного развития и связанная с этим морфологическая и функциональная незрелость многих жизненно важных органов и систем определяют особенности течения периода адаптации к условиям внеутробной жизни, оказывают существенное влияние на уровень перинатальной заболеваемости и смертности. Понятие «зрелость» тесно связано с понятием «гестационный возраст» — истинный возраст ребенка с момента зачатия до рождения. Знание гестационного возраста позволяет оценить характер внутриутробного развития плода. Его можно установить как в антенатальном, так и в постнатальном периоде. В антенатальном периоде сведения о гестационном возрасте получают путем исследования амниотической жидкости, состав которой отражает степень развития отдельных систем организма плода. Особенно важное значение имеет степень зрелости дыхательной системы; ее устанавливают на основании содержания в альвеолах сурфактанта. Снижение его приводит к развитию респираторного дистресс-синдрома (см. Дистресс-синдром респираторный новорожденных). Определяют также размеры плода с помощью ультразвукового исследования с последующим расчетом по специальным таблицам.

В постнатальном периоде гестационный возраст рассчитывают по шкале Дубовича, которая включает оценку состояния новорожденного на основании 11 соматических признаков (табл. 1). Каждый из признаков оценивается в баллах от 0 до 4. Полученная сумма баллов соответствует определенному сроку беременности. Точное знание гестационного возраста позволяет разделить недоношенных на две группы: соответствующие по развитию сроку беременности и отстающие в развитии (по отношению к сроку беременности); дифференцированно подойти к решению вопроса о методах выхаживания, профилактики и лечения патологических состояний у недоношенных детей.

Перинатальная и неонатальная смертность и заболеваемость у новорожденных «малых для срока» в 3—8 раз превышают таковые у детей, родившихся в срок с нормальной массой тела. Чем меньше гестационный возраст ребенка, тем напряженнее и дольше протекает процесс адаптации к условиям внеутробной жизни. Клинически он характеризуется синдромами нарушения мозгового кровообращения I—II—III степени, дыхания, желтушным и отечным; частота выявления этих синдромов колеблется от 67 до 100%. Чаще имеет место сочетание синдромов, каждый из которых усугубляет течение другого. К концу первых — на вторые сутки жизни появляется желтуха, интенсивность которой нарастает к 5—8-м суткам жизни и сохраняется до 2—3 нед. Почасовой прирост билирубина у недоношенного ребенка не должен превышать 1,7 мкмоль/л. Корреляций между интенсивностью желтухи и степенью гипербилирубинемии, так же как между последней и вероятностью поражения ядер головного мозга непрямым билирубином, нет. Н.д. склонны к отекам подкожной клетчатки, а на фоне развития патологических состояний (например, переохлаждение) может отмечаться склерема и (или) склередема. Возможно появление физиологической эритемы, которая характеризуется интенсивностью окраски кожи; токсическая эритема (см. Эритема токсическая новорожденных) обнаруживается редко. Транзиторная лихорадка не наблюдается, но при нарушении режима выхаживания возможна гипертермия вследствие перегревания. Половой криз, мочекислый инфаркт встречаются значительно реже, чем у доношенных и степень их выраженности более слабая. Транзиторный дисбактериоз отмечается у недоношенных детей, не получающих грудного молока, а также у находящихся на антибактериальной терапии. В связи с незрелостью сурфактантной системы легких у Н.д. отмечается высокая частота развития пневмопатий-ателектазов, болезни гиалиновых мембран, отечно-геморрагического синдрома (см. Дистресс-синдром респираторный новорожденных). Неблагоприятное течение антенатального периода, приводящее к внутриутробной гипоксии, осложнения в родах, дефицит витамина К у недоношенных детей способствуют возникновению у них внутричерепных кровоизлияний, причем их частота увеличивается пропорционально уменьшению гестационного возраста. В связи с ограничением функциональных возможностей эндокринной системы у Н.д. чаще отмечаются надпочечниковая недостаточность, транзиторные гипотиреоз и гипопаратиреоз. Для Н.д. характерен физиологический метаболический ацидоз, с 4—5 сут. жизни появляются разнонаправленные реакции кислотно-щелочного равновесия: внеклеточный ацидоз и внутриклеточный алкалоз. Нормализация кислотно-щелочного равновесия происходит замедленно, и при любом повреждающем воздействии легко возникает метаболический ацидоз. Для Н.д. характерны сдвиги в электролитном составе сыворотки крови — гипокальциемия, гипо- или гипермагниемия, уровень натрия выше, чем у доношенных детей, и составляет 140—155 ммоль/л. В первые 3—4 дня жизни сохраняется гипогликемия в пределах 2—2,5 ммоль/л. Только к 2-недельному возрасту уровень глюкозы стабилизируется на уровне 3 ммоль/л.

Особенности физического и нервно-психического развития . Потеря массы тела у недоношенных детей в первые дни жизни составляет 5—12% по отношению к массе тела при рождении, масса тела восстанавливается к 12—14-м суткам жизни. Средняя прибавка массы тела у Н.д. с относительно благоприятным течением периода адаптации за первый месяц жизни зависит от степени недоношенности (при недоношенности I—II степени — 250—350 г, при III—IV степени — 180—200 г). В дальнейшем интенсивность увеличения массы тела возрастает: к 3 мес. она удваивается; к 5 мес. — утраивается, к 1 году — увеличивается в 4—10 раз. Окружность головы в первые 3 мес. жизни увеличивается на 11/2—3 см ежемесячно, в дальнейшем на 1—11/2 см в 1 мес. и к 1 году становится больше на 12—19 см. На первом году жизни Н.д. растут более интенсивно, чем доношенные дети (ежемесячная прибавка в росте составляет 2,5—4 см). Однако за первый год жизни рост увеличивается на 25—44 см и достигает к 1 году в среднем 73 см, т. е. несколько отстает от роста доношенных детей. Лишь приблизительно к 2—3 годам почти все дети, родившиеся раньше срока, догоняют своих доношенных сверстников по основным параметрам физического развития (массе тела и росту), а в возрасте 8—10 лет различий по указанным показателям физического развития между этими группами детей, как правило, вообще нет. У детей с I—II степенью недоношенности зубы прорезываются с 6—9 мес., а с III—IV степенью недоношенности — с 8—10 мес.

Особенности нервно-психического развития Н.д. определяются характером течения антенатального и постнатального периодов, объемом корригирующей терапии, проводимой в этот период. В связи с полиморфизмом факторов, оказывающих патологическое действие в антенатальный и постнатальный периоды развития плода и новорожденного, у Н.д. могут наблюдаться неврологические изменения различной степени выраженности. К основным синдромам следует отнести; вегетососудистые расстройства, астеноневротические состояния, гипертензионно-гидроцефальный и судорожный синдромы (рис. 4), детский церебральный паралич.

Интеллектуальное развитие Н.д. не всегда коррелирует со степенью выраженности неврологической патологии. Это указывает на необходимость более внимательного дифференцированного подхода к этим детям как невропатологов, так и детских психиатров. Медико-педагогическую коррекцию необходимо проводить исходя из средних показателей нервно-психического развития. Для Н.д. характерно значительное запаздывание, по сравнению с доношенными сверстниками, становления статических и моторных функций: пытается удержать голову лежа на животе в 2—4 мес., хорошо удерживает голову вертикально в 4—6 мес., переворачивается на живот, устойчиво стоит при поддержке в 6,5—7 мес., переворачивается с живота на спину в 7—81/2 мес., сам садится и ложится, встает, держась за барьер, в 9—12 мес., самостоятельно стоит в 11—13 мес. У недоношенных детей отмечается также задержка становления речи,как лепетания, так и фразовой: начало гуления — в 31/2—5 мес., подолгу гулит с 51/2—71/2 мес.; начало лепетания — в 61/2—8 мес., подолгу лепечет в 8—10 мес., громко произносит слоги в 91/2—12 мес., повторяет различные слога за взрослыми с 10—121/2 мес., произносит первые слова в 11—141/2 мес. Нередко может отсутствовать аппетит, отмечаются повторные срыгивания и рвота, нарушается ритм сна и бодрствования.

Задержка психического развития ребенка, родившегося раньше срока, может усугубляться нарушением функции сенсорных органов. Так, патология органа зрения (миопия различной степени выраженности, астигматизм, косоглазие, глаукома) встречается у 21—33% недоношенных детей; у 3—4% Н. д. обнаруживается тугоухость различной степени; снижение слуха может нарастать за счет частых повторных острых респираторных вирусных инфекций и других заболеваний (например, отита, аденоидов II—III степени). С возрастом клинические проявления психоневрологических симптомов могут исчезнуть или претерпевают редукцию, оставаясь к 4—7 годам лишь в виде легких резидуально-органических знаков поражения ц.н.с. Однако возможно и их неблагоприятное течение с формированием стойких и сложных психопатологических синдромов.

Особенности ухода . Температура воздуха в палате, где находятся Н.д., должна быть 25°, влажность 55—60%. При необходимости для выхаживания используют закрытые кувезы (рис. 5). Температура в кувезе зависит от массы тела ребенка и составляет 34,8—32°. В первые дни жизни влажность поддерживается в пределах 90—95%, с 3—4-го дня ее постепенно снижают, доводя до 50—60% к концу 1-й недели. Уровень оксигенации подбирают индивидуально. Перевод недоношенного ребенка в другие стационары должен осуществляться специальной машиной, снабженной кувезом с подачей кислорода и всем необходимым оборудованием для проведения реанимационных мероприятий. Выписка детей из стационара производится при достижении ребенком массы тела 2500 г. Детей с энцефалопатией целесообразно переводить в специализированное отделение реабилитации.

Вскармливание . Сроки первого кормления зависят от состояния ребенка, гестационного возраста; оно проводится через 6—9 ч, если ребенок родился в сроки от 32 до 37 нед., и через 12—36 ч, если ребенок родился в срок менее 32 нед. В последнем случае с первых часов жизни детям парентерально вводят 10% раствор глюкозы. Дети с массой тела более 1800 г могут быть приложены к груди, детей с массой тела менее 1800 г вскармливают через соску, а при отсутствии сосательного и глотательного рефлексов через зонд. Физиологическая кратность кормлений 7—8 раз в сутки, а глубоконедоношенных III и IV степени недоношенности — 10 раз. Количество молока, необходимое для кормления в первые 10 дней жизни, вычисляется по формуле: 10 ккал х масса тела (кг) х сутки жизни. До 14 сут. жизни ребенок получает 100—120 ккал/кг, к 1-му месяцу и старше (до 1 года) — 135—140 ккал/кг. Потребность в белках при естественном вскармливании 2,5 г/кг, при смешанном и искусственном 3,5—4 г/кг. Соки вводят с 14-го дня жизни. Суточная «ость в жидкости определяется возрастом ребенка, составляя в первые двое суток 30 мл/кг, на третьи сутки — 60 мл/кг массы, на 4—6-е сутки — до 80 мл/кг, 7—8-е — 100—200 мл/кг, к 2-недельному возрасту — 140—160 мл/кг. Докорм Н.д. при смешанном и искусственном вскармливании осуществляют адаптированными молочными смесями «Семилак», «Детолакт», «Линолакт» и кисломолочными — «Малютка», «Малыш». Используют также смеси «Биолакт», «Наринэ». Коррекцию дефицита белка проводят добавлением необходимого количества цельного кефира, а после 4 мес. жизни — творога. Перевод на смешанное вскармливание осуществляют постепенно с 3—31/2—4 мес. Последовательность введения того или иного вида прикорма та же, что и у доношенных детей — овощное пюре, каша, мясо-гаше и т.д. (см. Грудной ребенок).

Особенности течения различных болезней . Чаще у Н.д. отмечаются пневмония, рахит, анемия, сепсис. Пневмония развивается, как правило, на фоне пневмопатии, в связи с чем необходимо выявление факторов риска, свидетельствующих о внутриутробной инфекции. Для пневмонии не характерна гипертермия, физикальные данные скудные, симптомы дыхательной недостаточности и токсикоза нарастают постепенно и особенно выражены при бактериально-вирусной природе заболевания.

Клинические проявления рахита у Н.д. могут отмечаться уже с 11/2—2 мес.; при этом характерны костные изменения — выраженность лобных и теменных бугров, утолщение концов ребер (четки), расширение нижний апертуры грудной клетки, в возрасте 2—3 мес. появляется гарисонова борозда, нарушается время и порядок прорезывания зубов. Несколько позже, чем у доношенных, отмечается грубая деформация трубчатых костей, рахитический горб. Для глубоко-недоношенных детей характерно острое течение рахита, при котором начальный период очень быстро переходит в период разгара болезни. Быстро нарастают симптомы поражения ц.н.с. и других систем. Подострое течение рахита характеризуется медленным и постепенным развитием заболевания с преобладанием симптомов остеоидной гиперплазии. Нередко отмечается рецидивирующее течение рахита, что может быть связано с частыми заболеваниями, нерациональным питанием, нарушением ухода и режима.

Анемия у Н.д. в первые 2—3 мес. жизни (ранняя анемия) обусловлена повышенным гемолизом эритроцитов, функциональной недостаточностью кроветворного аппарата. Развитие анемии у Н.д. старше 3 мес. (поздняя анемия) носит почти всегда железодефицитный характер. Важное значение имеет также дефицит белка, витаминов, микроэлементов. Клинические проявления анемии определяются степенью ее тяжести.

Для Н.д. характерна высокая частота гнойно-септических заболеваний, причем с уменьшением гестационного возраста вероятность развития сепсиса повышается; при этом основным этиологическим фактором является грамотрицательная условно-патогенная микрофлора; процесс вялотекущий. Наряду с септицемией часто выявляют септикопиемию (гнойный менингит, остеомиелит, язвенно-некротический энтероколит).

Профилактику рахита у Н.д. начинают с 8—10 сут. жизни. Назначают спиртовой раствор витамина D (0,5% раствор эргокальциферола в спирте); 1 мл раствора содержит 200 000 ME, 1 капля — около 4000 ME витамина D. Назначают по 1 капле 2 раза в день. Курсовая профилактическая доза составляет 250 000 — 300 000 ME. Контроль за содержанием кальция в организме осуществляют с помощью пробы Сулковича 1 раз в 10 дней. Профилактика анемии не отличается от таковой у доношенных.

В комплексе профилактических мероприятий особое место принадлежит лечебной физкультуре, закаливающим процедурам. Матери всех Н.д. должны быть проинструктированы о необходимости постоянного проведения лечебной физкультуры (5—7 раз в день) перед кормлением по 5—10 мин, которую при отсутствии противопоказаний необходимо начинать в возрасте 3—4 нед. В возрасте 4—6 нед. начинают проводить массаж передней брюшной стенки. Купание здоровых Н.д. начинают с 2-недельного возраста; температура воды 36° с последующим постепенным снижением ее до 32°. Прогулки с Н.д. в теплый весенне-осенний период и летом осуществляются с 2—3-недельного возраста, а с глубоко недоношенными детьми — с 2-месячного возраста. Зимой прогулки разрешаются в возрасте не менее 3 мес. при температуре не ниже 7—10°.

Медицинское обслуживание недоношенных детей в поликлинике . Участковый педиатр проводит осмотр Н.д. 1 раз в 2 нед. в первом полугодии и 1 раз в месяц во втором полугодии жизни. Невропатолог осматривает ребенка, родившегося раньше срока после выписки из стационара, а в дальнейшем в зависимости от характера клинических проявлений со стороны ц.н.с. от 1 до 3 раз в квартал в течение первого года жизни. В каждом конкретном случае решается вопрос о целесообразности госпитализации ребенка в специализированное отделение реабилитации. Консультативные осмотры офтальмолога проводят 1 раз в 3 мес., оторино-ларинголога — 1 раз в 6 мес., хирург и ортопед осматривают всех Н.д. в возрасте 1 и 3 мес. Во втором полугодии жизни необходима консультация логопеда и детского психиатра.

Профилактические прививки целесообразно проводить на втором году жизни после консультации педиатра и невропатолога, для прививок используют ослабленные вакцины.

При выявлении при оценке физического развития у ребенка, родившегося недоношенным, дефицита роста требуется консультация эндокринолога, дефицита массы тела — гастро-энтеролога. Во все возрастные периоды (1—3 года, 4—5 лет, 6—8 лет) необходима оценка психофизических показателей здоровья, что позволяет решить вопрос о гармоничности развития ребенка, адекватности проводимой медикаментозной, психологической и социально-педагогической коррекции. Очень важно оценить возможности ребенка при поступлении его в школу. При наличии противопоказаний для обучения в общеобразовательной школе дается заключение о направлении его в специализированную школу.

Недоношенными называют детей, родившихся на сроке до , начиная от даты последней менструации, и имеющих массу тела ниже 2500 грамм. Существует 4 степени недоношенности в зависимости от гестационного возраста и массы ребенка при рождении:

I степень – недоношенные дети, рожденные на 35-37 неделе с весом при рождении 2000-2500 грамм;

II степень – недоношенные дети, рожденные на 32-34 неделе с весом 1500-2000 грамм;

III степень – глубоко недоношенные дети, рожденные на 29-31 неделе с весом 1000-1500 грамм;

IV степень – экстремально недоношенные дети, рожденные до 29 недели с весом меньше 1000 грамм.

Конечно же, для таких детей прибавка в весе – это один из определяющих факторов физического развития и здоровья ребенка . Хорошая прибавка в весе может быть обеспечена только при налаженном полноценном питании ребенка, удовлетворяющем его энергетическим затратам, когда малыш получает все необходимые ему питательные вещества, микроэлементы, защитные комплексы. Трудности же с кормлением могут возникнуть вследствие незрелости желудочно-кишечного тракта ребенка, низкой ферментативной активности, непринятия желудком пищи, отсутствия глотательного и сосательного рефлексом. В зависимости от проблемы врачи кормят ребенка через зонд, применяют парентеральное питание, когда питательные растворы вводятся ребенку внутривенно.

Самое лучшее – это грудное молоко матери . Учеными доказано, что молоко подстраивается под потребности ребенка, потому молоко женщины, родившей раньше срока, имеет свой уникальный состав, адаптированный под недоношенного младенца. Пока малыш не может сосать грудь, его кормят сцеженным молоком, после того как кроха научится сосать и глотать (обычно, когда он набирает 1,6 кг, проявляются эти рефлексы) его постепенно переводят сначала на частичное, а затем на полное грудное вскармливание. При невозможности кормить грудью ребенка переводят на донорское молоко или специальную адаптированную смесь для недоношенных детей. Показатели прибавки в весе определяют качество и полноценность питания, необходимость введения или отмены докорма.

Для недоношенных малышей доктора делят на 3 основных этапа, которые отличаются по потребности ребенка в питании и наборе им веса.

На 1-м этапе новорожденный не набирает, а теряет вес . Это физиологическая особенность всех детей, но если доношенный ребенок обычно теряет 5-6% веса, то недоношенный – с весом более 1,5 кг – 10%, а глубоко недоношенный с весом до 1,5 кг – 15%. Длится этот период обычно первые 7 дней от рождения. Несмотря на то, что в этот период объем питания минимален, он должен обеспечивать организм крохи всеми необходимыми питательными веществами.

На 2-м этапе добиваются постоянной прибавки в весе, хотя бы на уровне внутриутробного периода . Когда состояние ребенка стабилизируется, он может самостоятельно сосать грудь или бутылочку, достиг веса 2,5 кг, мать с ребенком выписывают из отделения для недоношенных детей. Прибавка в весе за неделю должна составлять 125-200 грамм в зависимости от веса ребенка при рождении. Расчет прибавки ведется так: + 15 гр/кг ежедневно.

На 3-м этапе вес ребенка нормализуется, длится период до года (для глубоко недоношенных детей дольше). Задача родителей в этом периоде обеспечить ребенка полноценным питанием с достаточным количеством калорий и всех питательных веществ, которые нужны для роста ребенка, ведь недоношенному малышу нужно более интенсивно развиваться, чтобы догнать сверстников. Обычно если малыш родился на 1 месяц раньше срока, то он догоняет в развитии сверстников к 1 году, на 2 месяца раньше срока – к 2 годам, и на 3 месяца – к 3 годам соответственно.

Ниже приведем таблицу прибавки веса для недоношенных детей в зависимости от возраста и степени недоношенности .

Таблица дает приближенный результат для детей, которые находятся на полном , цифры могут отличаться, как в большую, так и в меньшую сторону. Ежемесячно ребенок должен быть обследован педиатром, который даст оценку физическому развитию и здоровью ребенка. Корректировка питания, расчет нормы докорма, рекомендации по введению прикорма, витаминных добавок должны проводиться только врачом.

Рассчитать примерный набор веса недоношенного ребенка до года в режиме онлайн

Укажите вес ребенка при рождении (г)

Укажите рост ребенка при рождении (см)

Недоношенный ребенок

Возраст, мес Прибавка в весе Вес вашего ребенка
1 600
2 800
3 800
4 750
5 700
6 650
7 600
8 550
9 500
10 450
11 400
12 350