Почему пасху празднуют в разное время. Почему пасха празднуется каждый год в разные дни

У большинства людей, особенно, которые не являются верующими и частыми гостями храмов, возникает постоянно вопрос: почему светлое Воскресенье Христово не имеет фиксированной даты? Почему нет конкретного дня и числа для его празднования? Ну что ж, будем искать ответы на эти вопросы.

Связь иудейской Пасхи и христианской

Еще с древности наша христианская Пасха была тесно связана с иудейской. Она, кстати, отмечается согласно лунного календаря, а не солнечного, как наша. Причина связи между этими двумя пасхами достаточно существенная: у иудеев этот праздник является подобием нашего Светлого Воскресенья по своему смыслу.


Иудейская Пасха считается праздником в честь освобождения еврейского народа от рабства под гнетом египтян, которое осуществилось в середине 13 века еще до нашей эры. Это событие было описано в книге Исход – это вторая часть Библии.

Согласно писанию, господь бог перед возвращением израильтянам спасения предупредил их, что в ночь в каждой семье умрет первенец. Это будет именно то наказание, которое поможет освободить евреев от рабства. Чтобы избежать такой кары, двери в дома евреев должны быть помазаны кровью ягненка, которого зарезали накануне. Считалось, что только эта жидкость способна спасти и избавить от смерти и сделать возможным освобождение от рабства. С тех самых пор, у евреев заведено на праздник Пасхи закалывать агнца.

Еврейский ягненок является прообразом Иисуса Христа, который жертвуя своей жизнью, спас человечество от проклятия, греха и смерти. Не случайно, наверное, распятие Христа совпало с празднованием иудейской Пасхи. Произошло это событие по еврейскому календарю в пятницу после дня весеннего равноденствия, в день, когда на небе можно наблюдать полный диск луны, то есть, полнолуние. А воскрес Христос на третьи сутки после своей смерти таким страшным образом, а, как известно, третьим после пятницы следует воскресенье. Вот именно по этой причине иудейская Пасха прочно связана с нашей православной.

Когда может праздноваться Пасха?

Иудейская Пасха является постоянным праздником, который всегда праздновали от 14 до 21 дня месяца нисана. 14 число – это первое полнолуние, которое наступило после дня, когда день практически равен ночи. Еще при жизни Иисуса Христа оно приходилось на 21 марта по юлианскому календарю. Поэтому затем и иудейский праздник стал переходящим и стал отмечаться в 1-е полнолуние после 21 марта, а христианская Пасха отмечалась в первое воскресенье после этого.

Первое полнолуние, если отсчитывать от дня весеннего равноденствия, может быть с 21 марта по 18 апреля. Если полнолуние, например, попадает на воскресенье, то и христианская Пасха также будет праздноваться через неделю в воскресенье.

Таким образом, Пасха может отмечаться в любой день, если придерживаться юлианского календаря. Согласно нашего летоисчисления, то этот промежуток времени составляет от начала апреля, примерно с 4 числа и до мая. Самое позднее – это 8 мая.

Но мы видим, что чередование празднования Светлого Христова воскресенья подчиняется достаточно сложным правилам, которые связаны с тем, что сложно согласовать солнечный и лунный календарь.

Самый минимальный промежуток времени, на протяжении которого празднование Пасхи может занимать все возможные даты, равняется 532 годам. После окончания этого периода времени даты опять начинают чередоваться в прежней последовательности.

Если у вас под рукой имеется лунный календарь, то можно самостоятельно с его помощью высчитать день празднования Пасхи. Для этого надо посмотреть, на какой день выпадает день, когда будет полная луна на небе после дня весеннего равноденствия. Именно так ведут подсчеты православные христиане и считают их верными.

Для большинства верующих христиан вовсе не важно, в какой день отмечается Пасха, самое главное, что это светлый праздник в честь победы Христа над смертью.

Добрый день! Скажите, пожалуйста, почему Рождество Христово имеет постоянную дату 7 января, а праздник Пасхи всегда выпадает на разные числа? С чем это связано? Огромное вам спасибо за все ваши советы и разъяснения! Надежда Николаевна.

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Здравствуйте, Надежда Николаевна!
Праздник Рождества, как и большинство других праздников, даты которых приходятся ежегодно на одно и то же число, называются неподвижными праздниками, поскольку отмечаются по общеупотребительному с древних времен в Европе солнечному календарю. Но на азиатском Востоке употреблялся лунный календарь, который имеет свой ритм и в разные годы непостоянен относительно солнечного.
Подробнее почитайте здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/Лунный_календарь
Пасха как избавление от египетского рабства, согласно установлениям древних евреев, должна была праздноваться с 14 на 15 число первого лунного месяца Нисана (Авива). Эта дата приходилась на полнолуние, следовавшее сразу после весеннего равноденствия. В этот же день был распят Господь наш Иисус Христос, согласно Евангелию от Иоанна (накануне субботы). А на третий день Христос воскрес – этот день стал называться воскресеньем. Соответственно, впоследствии на первом Вселенском соборе 325 г. было постановлено праздновать христианскую Пасху в первое воскресенье, следующее за полнолунием после весеннего равноденствия. Относительно обычных солнечных лет эта дата меняется, поэтому этот праздник, а также связанные с ним Вознесение и Пятидесятница называются подвижными праздниками.

С уважением, священник Филипп Парфенов.

Все праздники в календаре празднуются в определенное время. Только вот Пасха каждый год приходит по разному. Обычно, она наступает в воскресение марта, апреля и реже мая. И мы попробуем понять, почему пасха празднуется в разное время каждый год. Дело в том, что данная дата связана напрямую с еврейским календарем и с древними иудеями.

Почему дата Пасхи всегда разная?

Дело в том, что смерть Спасителя пришлась именно на старую Пасху того времени. Это был праздник, посвящённый нахождению евреями земли обетованной. Он напрямую был связан с Ветхим заветом.

При этом дата такого праздника отмечалась в первое полнолуние после дня весеннего равноденствия. Вообще, в то время многое было связанно именно с циклом движения луны. Например, каждое новолуние — это было начало нового месяца.

А так как лунный цикл всегда разный, то древний праздник, как и многие другие даты, вечно смещался. Поэтому наш праздник невольно привязался к тогдашнему летоисчислению и стал переходящим.

Когда именно празднуется Пасха?

Если говорить просто и понятно, то наша с вами Пасха должна праздноваться чуть позже, чем первое полнолуние после весеннего равноденствия. Принято делать так: вычисляется, когда будет первое полнолуние после равноденствия, и ближайшие выходные делаются именно праздничными.

При этом если первое полнолуние выпадает на воскресение, то Пасха – это следующее воскресение. Ведь наш Спаситель только умер при полной луне после равноденствия. А вот воскрес он только через пару дней. Поэтому нельзя, чтобы полная луна была позже или во время Пасхи.

По новому стилю, данный праздник может приходиться на период от 22 марта и до 8 мая. При этом такой цикл равен 532 года. То есть с момента прихода спасителя, уже сменилось несколько циклов всех возможных дат данного торжества.

Дата Пасхи в других странах

У католиков и протестантов принято использовать Григорианский календарь для того, чтобы вычислять дату Воскрешения Иисуса. Поэтому у них все немного смещается. В странах Запада промежуток, когда происходит такое празднование, составляет 22 марта — 25 апреля.

Но иногда их отсчеты и наши совпадают. Тогда Пасха празднуется одновременно. Но это бывает редко.

Вообще сложно сказать, совпадает ли точно рассчитываемый день с тем днем, когда Спаситель реально воскрес. Но это не главное. Ведь такой праздник должен объединять сердца и делать людей немного добрее.

Сам Господь призывал каждый год устраивать в честь него специальный ужин с целью освобождения от грехов. Да и само слово «Пасха» переводится, как избавление или очищение.

04.03.2017 22:26:57 Михаил

Всё-равно непонятно. Иисуса Христа казнили в определённый конкретный день, на третий день Он воскрес также в определённый конкретный день. А празднуется этот день в разные дни. И причём тут календари?

07.03.2017 8:15:43 Священник Василий Куценко

Дело в том, что в раннехристианскую эпоху существовало две разных традиции празднования Пасхи. Первая традиция - малоазийская. Согласно этой традиции Пасха праздновалась 14 авива (нисана) (также, как и иудейская Пасха). Вторая традиция - римская. Римские христиане праздновали Пасху в первое воскресенье после 14 авива (нисана). Если христиане, следовавшие первой традиции были в своем большинстве выходцами из иудаизма, то христиане Рима были обращены из язычества и связь с иудейскими традициями не была для них так важна. Возникает вопрос - какая из этих традиций более правильная? Ответ - обе в равной мере. Потому что обе они были освящены апостольским авторитетом и имели самое раннее происхождение.

Впоследствии между христианскими общинами Рима и Малой Азии возник спор о дате празднования Пасхи, но единого мнения достигнуто не было. Затем этот вопрос был поднят на Первом вселенском соборе в г. Никее, в 325 г. Отцы собора постановили праздновать Пасху в одним и тот же день для всех христиан согласно римской (и александрийской) традиции.

08.03.2017 10:40:20 Михаил

В "Житиях святых" 23 февраля(8марта н.с.) есть такое:"..По поводу различия между малоазийскими и западными церквами в понимании и праздновании Пасхи епископы Смирнский и Римский не согласились отступить каждый от своего местного обычая, т. е. св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии, а Аникита признавал, наоборот, правильным утвердившееся на западе понимание Пасхи, как годового праздника Воскрешения Христова и празднование ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния.". Почему же не послушали прямого ученика апостолов, а пошли на поводу у кого-то?

09.03.2017 23:10:57 Священник Василий Куценко

Я лишь еще раз кратко отмечу основные аспекты проблемы:

1. В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа, есть лишь призвязка к иудейской Пасхе: Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить (Мк. 14, 1); в первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим (Мк. 14, 12); и как уже настал вечер,-- потому что была пятница, то есть [день] перед субботою,-пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета (Мк. 15, 42-43); по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца (Мк. 16, 1-2).

2. Дата иудейской Пасхи - 14 нисана (авива) вычислялась по лунному каледарю. Но возникает вопрос - 1) насколько точен был этот календарь? и 2) можем ли мы с полной уверенностью утверждать, что 14 нисана (авива), празднуемое асийскими христианами во II в. (именно в это время и возник спор о дате праздника) выпадало на то же самый период года, что и во время земной жизни Христа (здесь нужно учитывать, что Иерусалим и храм были разрушены, и традиция высчитывания даты Пасхи могла быть утрачена)?

3. И Рим и асийские церкви настаивали на апостольском происхождении своей традиции (не следует забывать, что Рим - город апостолов Петра и Павла).

4. Разность традиции свидетельствовала о разном осмыслении и выделении различных аспектов празднования Пасхи в разных христианских общинах. Но еще раз повторю, что обе этих традиции были правильными. Но исторически общепринятыми стали именно римская и александрийская. Согласно этим традициям христианская Пасха должна праздноваться всегда в воскресный день.

10.03.2017 17:28:00 Михаил

1."В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа". Осмелюсь заметить, что в Евангелии нет точной даты и Рождества, и Преображения. Ещё раз напомню:" св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии."

2."В то, что Спаситель умер в пятницу и воскрес, соответственно, в воскресенье, жители планеты привыкли верить с самого детства. Однако лишь два румынских астронома задумались над тем, что до сих пор не известна точная дата смерти Иисуса. Они вплотную занялись этим вопросам.

Долгое время ученые Национальной обсерватории Румынии Ливиу Мирчеа и Тибериу Опройу изучали Библию. Именно она была источником основных посылок. В Новом Завете указано, что Иисус умер в день после первой ночи полнолуния, после дня весеннего равноденствия. В Библии также говорится о том, что во время распятия Христа произошло солнечное затмение.

На основе этой информации была задействована помощь расчетных астрологических программ. По движению планет в период между 26 и 35 годами нашей эры видно, что в эти годы полнолуние приходилось на следующий день после весеннего равноденствия всего два раза. Первый раз это было в пятницу 7 апреля в 30 году нашей эры, а второй раз — 3 апреля 33 года. Из этих двух дат выбрать легко, так как солнечное затмение случилось в 33 году.

Получившийся результат вполне можно назвать сенсационным открытием. Если верить Новому Завету и расчетам астрономов, то Иисус Христос умер в пятницу 3 апреля примерно в три часа дня, а воскрес 5 апреля в четыре часа по полудни".

3.Рим, конечно, город апостолов Петра и Павла. Но это не помогло ему не стать тем, что он представляет сейчас.

4.Как могут быть правильными две такие разные традиции? И всё-таки непонятно, почему Рождество, Преображение, Крещение - это опеделённые постоянные дни, как и должно быть по логике. А распятие и Воскресение - переходящие, хотя это тоже были определённые и конкретные дни?

10.03.2017 18:54:38 Священник Василий Куценко

Михаил, еще раз рекомендую ознакомиться с работой В.В. Болотова. Он очень подробно объясняет, почему именно возникла разница в традициях римских и асийских христиан, и какой смысл та и другая церковная община вкладывала в праздник Пасхи.

Более подробно отвечу лишь на Ваш вопрос о том, как две разных традиции могут быть одновременно правильными: следует учесть, что в раннехристианский период вполне могло существовать подобное разнообразие, сейчас нам это может казаться странным, но в те века - это было нормой. Например, сейчас Православная Церковь совершает только три литургии - свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста и Литургию Преждеосвященных Даров. Сейчас - это норма. Но в древности - церковная община соврешала свое евхаристическое последование. И это тоже было нормой.

По поводу переходящих и непереходящих праздников - даты праздников возникли далеко не в апостольский период и на протяжении истории мы можем наблюдать, как даты тех или иных праздников могли варьироваться, как на Востоке, так и на Западе. Например, довольно долгое время Рождество и Крещение составляли один праздник, продолжением которого было Сретение. Некоторые христианские общины праздновали Благовещение накануне Рождества Христова. История праздника Преображения также довольно сложная и интересная.

Древние христиане скорее акцентировали символическую сторону события, а не настаивали на исторической точности. Ведь даже традиция асийских христиан праздновать Пасху 14 нисана (авива) не является исторически точной. 14 нисана - первый день иудейской Пасхи, а судя по Евангелиям Христос умер и воскрес не в сам пасхальный день. Но древние христиане видели здесь важную символику - ветхозаветная Пасха заменяется новозаветной, Бог, освободивший Израиль из рабства, теперь освобождает весь род человеческий. Еще раз повторю, что все это очень подробно описано у В.В. Болотова.

11.03.2017 13:05:05 Михаил

Да мне понятно, почему возникла разница в традициях, в календарях, в полнолуниях и равноденствиях. Мне непонятно, почему вообще стали привязываться к этим полнолуниям, равноденствиям, когда произошло событие, которого не могли не заметить: трёхчасовое затмение солнца? Дионисий Ареопагит ведь заметил и известно, когда заметил и когда он жил. Это был конкретный день. И трёхчасового солнечного затмения больше никогда не было. Да и не могло быть по всей земле. Почему этот день не взяли за основу? Вот что мне не понятно.

07.04.2019 17:12:47 sapajja

Кто Вам сказал, Константин, что на Благовещение можно гадать? И ересь, кстати, это искажение христианского учения - то есть нечто возникающее в русле богословия. А гадания - это просто бесовское, не совместимое с церковной христианской жизнью ни на Благовещение, ни в какой другой день.

07.04.2019 21:17:21 Лев

Да уж, Константин, это грубое суеверие! Грех он остается грехом и в особо чтимые дни. Это суеверие придумали для того, чтобы гаданиями и другими нечестивыми вещами осквернить праздник. Грех всегда грех и добродетель всегда добродетель. Нельзя же сказать, что сегодня Благовещение и я не буду мыть пол, мол нельзя, но зато проведу этот день не в молитве, а в праздности или того хуже в пьянстве. Эти запреты на домашние дела условны, их установила Церковь, чтобы многотрудные крестьяне освобождались от своих работ, чтобы иметь возможность участвовать в длительных праздничных богослужениях, а это во спасение души!

25.04.2016

Существуют праздники, с датами которых все ясно и понятно: Новый год, например, или Рождество. И сто лет назад, и через век вперед мы будем отмечать их в строго определенное время. А вот Пасха почему-то празднуется каждый год в разные дни и выбивается из стройных рядов. В чем причина этого явления? Оказывается, Пасха «привязана» не к солнечному, а к лунному календарю.

Первое весеннее полнолуние следует за днем весеннего равноденствия, а Пасху нужно отмечать в первый же воскресный день после полнолуния. Лунный календарь несколько иной, чем солнечный. Так, длится «лунный год» всего 354 дня, а периоды полной луны наступают каждые 29 дней. Естественно, каждый год первое полнолуние будет приходиться на разные даты. Обычно равноденствие приходится на 21 марта, поэтому Пасха не может прийти к нам раньше 4 апреля, как не может и задержаться на срок позднее 8 мая.

Празднование Пасхи имеет древние традиции, поначалу связанные вовсе не с воскрешением Христа, а с некоторыми обычаями, обрядами, существовавшими у скотоводов и земледельцев. Затем свою Пасху стали отмечать иудеи, таким образом закрепив в памяти народной день освобождения евреев от владычества Египта. Эта Пасха широко отмечалась в ночь с 14 на 15 число первого лунного месяца. Бытовал обычай приносить в честь события жертву: закалывать и готовить молоденького агнца (ягненка), которого семья съедала целиком.

Позже представление о Пасхе в мире изменилось. Начало переменам положил Христос. На Тайной вечере он предсказал, что будет принесен в жертву людям, что ему суждено перенести страшную казнь. Он как бы подменил собой в сознании людей жертвенного агнца. В период первого полнолуния был распят Христос, а на третий день после трагедии он воскрес. День этот стали называть воскресеньем, и с тех пор Пасху празднуют в первое воскресенье, следующее за первым весенним полнолунием.

Интересно, что церковь в последнее время, ощущая неудобство такой «плавающей» даты, делает попытки закрепить за Пасхой какой-нибудь определенный день, чтобы христиане всего мира отмечали большой праздник совместно в одно время. Так, в 1997 году на саммите Всемирного совета церквей было внесено предложение закрепить за Пасхой второе воскресенье апреля. Православный мир должен был подготовиться к реформе, намеченной на 2001 год. Однако, достичь консенсуса в этом вопросе не удалось, и Пасха по-прежнему отмечается в разные дни каждый год.

Возможно, это и правильно: есть древние традиции, изменение которых требует длительной кропотливой работы с сознанием людей. Не исключено полное неприятие нового и даже протест. Может быть, лучше оставить все как есть. Пусть люди знают: в нашем постоянно колеблющемся неустойчивом мире есть все-таки что-то надежное, что было и будет всегда. И пусть мы по-прежнему будем праздновать Пасху в разные весенние дни каждый год. Сущность светлого радостного праздника от этого не меняется.