Примеры гендерного неравенства во всем мире. Гендер и ты: как общество конструирует половые различия

Равенство полов (эгалитарность) - феминистская трактовка равенства предполагает, что мужчины и женщины должны иметь равные доли в социальной власти, равный доступ к общественным ресурсам. Равенство полов не является тождеством полов, тождеством их признаков, характеристик . Говорить о тождестве не позволяет, как минимум, различная роль в воспроизводстве.

Термин эгалитарность (в данном случае синоним термина равенство полов ) претерпел как минимум четыре этапа трансформации. Первичной была идея абсолютного равенства между людьми как образца социально-справедливого общества. Историческое развитие показало, что такая концепция утопична. И если существовали "общества равных", то это равенство достигалось при общем понижении социального статуса его членов в рамках деспотичной распределительной системы ценой потери индивидуальности личности, устанавливалось так называемое "равенство в несвободе", равенство на низком уровне человеческого развития, равенство в удовлетворении минимальных потребностей при подавлении желания расширить круг потребностей и уничтожении ярких личностей в обществе. Идеи подобного "уравнивания " женщин и мужчин также имеют печальные примеры реализации. Вовлечение женщин в тяжелые виды труда, "двойное бремя" нагрузки на женщин, появление "соломенных" сирот - брошенных детей (когда в молодой и немолодой Советской Республике детей сдавали в ясли с первых месяцев их жизни). И самое примечательное - массовая попытка женщин сломать свою женскую идентичность , приняв мужское поведение и мужские правила игры за равенство с мужчинами. И это притом, что равенство в оплате труда мужчин и женщин так и не наступило. Равенство, таким образом, трактовалось как подгонка под мужской тип характера, тип профессий, тип образа жизни, что привело к нелепым результатам в силу существующей разницы между мужчинами и женщинами.

Вторым этапом в понимании термина равенство было осознание необходимости равенства прав всех граждан демократического общества. Реализация этого безусловно прогрессивного принципа общественного развития показала его несостоятельность и слабость с точки зрения осуществления прав отдельных маргинальных (см. Маргинальность ) групп (женщин, национальных меньшинств и т. д.).

Отсюда возникновение третьего этапа трактовки эгалитарности в общественном развитии. Равенство прав граждан соизмерялось теперь с равенством возможностей к осуществлению этих прав. Появляются концепции позитивной дискриминации и равного старта . При существовании (гендерной) дискриминации в обществе равные права не предоставляют равных возможностей дискриминируемой группе (женщинам). Система привилегий для такой группы позволяет "уравнять шансы", предоставить равный старт дискриминируемой и не дискриминируемой группам. Создание и реализация такой системы называется позитивной дискриминацией .

В развитие понятия равенства феминистки внесли существенный вклад на каждом этапе становления этого термина. Однако ощущение "недосказанности" в концепции равенства с точки зрения построения общества, свободного от гендерной дискриминации, присутствует и в последней трактовке эгалитарности. Мы продолжаем действовать в рамках "мужского" общества, в котором женщин подгоняют под эталон (норматив) мужских черт характера, сфер деятельности, профессий. "Мужские" нормы присутствуют как в образцах лидерства и управления, так и в образцах большинства окружающих нас вещей и предметов, рассчитанных на среднестатистического человека мужского пола.

Четвертым этапом в развитии понятия эгалитарность должно стать признание равенства самоценности, самоощущений, самоидентификации мужчин и женщин наряду с соблюдением равенства прав мужчин и женщин . Самоценность женщин (анормальной группы с точки зрения патриархатного общества) должна быть признана обществом. Это снимет проблему иерархии различий мужчин и женщин. Ценны и "мужские", и "женские" черты характера, сферы деятельности. Ценны все: матери, жены, отцы, мужья, работники и работницы, медсестры и доктора, и т. д. Ценность личности, принадлежащей к определенной социальной группе, должна признаваться не только в декларируемых лозунгах, но и быть оценена реальной общественной мерой - платой за тот или иной труд индивидов того или иного качества. Например, проблема профессиональной сегрегации по признаку пола должна решаться не путем (или не только путем) внедрения женщин в ранее "неизведанные" профессии, но и посредством адекватного, равноценного признания "женских" профессий и "женских" сфер деятельности. При таком подходе отпадает необходимость в системе льготного режима для определенных социальных групп, в заботе о равенстве возможностей.

Это сложный путь развития общества, но примитивизация общественных отношений до сей поры приносила человечеству одни разочарования. Безусловно, "законам, созданным людьми, должна... предшествовать возможность справедливых отношений" (Монтескье). Сегодня остаются открытыми вопросы: "Каковы критерии возможности осуществления эгалитарности в смысле равенства самоценности женщин и мужчин? Какой этап развития общества соответствует установлению гендерной самоценности - его экономическое процветание или социальная зрелость? Какой тип общественного развития - демократические или иерархические структуры? Ускорит ли этот процесс наличие критических, форс-мажорных факторов - экологические, политические, национальные кризисы, войны? Какой фактор окажет подавляющее влияние - социокультурный или национальный (историческая склонность к эгалитарности указанного рода)?"

Ясно одно: понимание эгалитарности как самоценности личности с ее "мужскими" или "женскими" чертами характера, присущими ей сферами деятельности - шаг вперед в построении эгалитарного общества на новом витке развития.

В заключение - схема этапов в развитии понимания сути эгалитарности:
равенство > равенство прав > равенство прав и равенство возможностей > равенство прав и равенство самоценности, самоидентификации.

Sex equality (англ.)

Литература:

Калабихина И. Е. Социальный пол: экономическое и демографическое поведение. Москва, 1981.
Стариков Е. Общество-казарма: от фараонов и до наших дней. Новосибирск, 1996.
Gender-based analysis. Canada, 1996:
Tuttle L. Encyclopedia of feminism. New York, Oxford, 1986.


И. Е. Калабихина

[

Мультимедиа, 14:17 23.01.2018

© РАПСИ

Неравенство мужчин и женщин в сфере труда. Инфографика

В США подняли вопрос о наличии проблемы притеснения прав белых мужчин на работу. Поводом стал иск в Верховный суд округа Санта-Клара штата Калифорния, поданный инженером Джеймсом Деймором. Ранее он лишился работы в Google после публикации «манифеста против равноправия» полов в IT-индустрии.

РАПСИ изучило статистику, касающуюся вопроса нарушения равенства женщин и мужчин в праве на работу в сфере информационных технологий и допуска к руководящим постам. Мы подготовили для читателей инфографику по всему спектру проблемы, из которой предлагаем сделать собственные выводы.

К жалобе Деймора присоединились несколько его бывших коллег. Истцы просят суд обязать Google прекратить дискриминацию белых мужчин, а также выплатить им компенсацию за необоснованное увольнение.

Нынешняя политика Google направлена на уравнение числа женщин и мужчин. По словам истца, результатом этого становится ряд преференций для женщин, как при приеме на работу, так и в продвижении по службе. В то же время, сами женщины считают себя притесняемыми в IT-сфере, где их численность непропорционально низка.

Из графиков видно, что большинство женщин в ведущих IT-компаниях работают именно программистами, а не в числе обслуживающего персонала.

Интересно, что процентное соотношение сотрудниц в этих компаниях превышает долю женщин среди выпускниц по профильным специальностям.

Согласно федеральной статистике США за 2015 год.

В феминистских кругах принято считать, что причина такого гендерного дисбаланса в том, что для технических специальностей искусственно создается образ специфически мужских профессий. Решить эту проблему предлагалось рекламой перспектив технического образования среди женщин, а также гендерными квотами на приемы в профильных вузах.

Однако, как показывает актуальная социология, проблема все-таки несколько в иной плоскости: не в препятствиях при поступлении в технические вузы, а скорее в непреодолимых личных предпочтениях, свойственных разным полам.

Исследование британского Королевского химического общества и Центра ресурсов для женщин в 2015 году.

По мнению исследователей, за время подготовки к защите докторской диссертации значительное число женщин приходит к трем выводам: академическая работа непривлекательна, для достижения успеха придется преодолеть непропорционально большое количество препятствий и опасения необходимости пойти на слишком большие жертвы.

Объективность оценки научным сообществом достижений женщин позволяет оценить распределение Нобелевских премий. С одной стороны, количество женщин среди ее лауреатов настолько низко, что позволяет говорить о дискриминации. С другой стороны, выразительное распределение лауреаток по гуманитарным и техническим специализациям иллюстрирует объективность гендерного дисбаланса в IT и других технологических компаниях.

Женщины-руководители

Отдельного рассмотрения заслуживает гендерное равноправие на руководящих постах, где гуманитарное или техническое образование специалиста не имеет такого принципиального значения.

В последние годы многие компании начали вводить квоты на минимальное число женщин среди руководителей. Несмотря на то, что эта практика приняла массовый характер уже более 5 лет назад, экономисты до сих пор не могут прийти к сколь-либо единообразной оценке последствий этого шага.

Исследование Университета Мичигана 2011 года показало, что рынок плохо отреагировал на введение квот для женщин. Акции норвежских компаний упали, поскольку приход в советы директоров менее квалифицированных специалисток ухудшил результаты работы. «Квота привела к менее опытным советам, увеличению кредитного плеча и ухудшению качества приобретенных активов», - говорится в исследовании.

В то же время существует множество докладов, показывающих рост производительности в компаниях с женщинами.

В исследовании Catalyst 2011 года говорится, что компании, где руководящие посты занимает 19-44% женщинам, имели чистый доход в процентах от выручки на 16% выше, чем гомогенно мужские компании.

Впрочем, другие исследователи пришли к выводу, что лучшая производительность компаний с членами женского совета не обязательно означает, что именно гендерные квоты привели к позитивным результатам. Как показывают детали исследования, зачастую попросту компании, которые являются финансово успешными, имеют больше возможностей для предоставления женщинами руководящих постов. Профессора в Высшей школе бизнеса Стэнфордского университета и Эдинбургского университета изучили две тысячи фирм и обнаружили, что более крупные компании с более крупными советами с большей вероятностью будут добавлять женщин.

Исследовательский институт Credit Suisse обнаружил, что в кризисные времена особенно важно наличие женщин на руководящих постах. В годы рецессии, с 2008 по 2012, цены акций компаний, в которых, по крайней мере, один член правления женского пола, были в среднем на 26% выше, чем у «мужских» компаний. «Больший баланс на борту приносит меньше волатильности и большей сбалансированности в течение цикла», - считают исследователи.

Последний аргумент вызывает скепсис, поскольку социологические опросы показывают дискомфорт представителей обоих полов от гендерного квотирования. Помимо того, что в таких компаниях более распространена скептическая оценка профессионализма женщин, принятых для соблюдения минимальной нормы, так еще и замечен рост межполового напряжения, агрессии и подозрений в агрессии в таких коллективах (примером чему, в частности, может быть как иск Деймора, так и готовящиеся иски его коллег женского пола).

Согласно исследованию The Elephant in the Valley, 90 % опрошенных работниц компаний Силиконовой долины сталкивались с сексизмом на рабочем месте. В то же время 84% работающим там женщин коллеги предъявляли претензии в том, что те ведут себя «агрессивно» (что также можно назвать обратным сексизмом).

Отдельного внимания, как в отношении руководящих постов, так и рядовых сотрудников, заслуживает тема равной оплаты труда. Интересно, что в отличии от других гендерно-трудовых проблем, примера эффективного решения этого вопроса не предоставляет ни одна развитая страна.

Примером равноправия считается Швеция. В 2017 году Швеция отказалась вводить 45% квоту для женщин в советах директоров, поскольку их количество и так составило 32%. Однако даже там существует разница в зарплатах.

Впрочем, возможно, причина этого только лишь в том, что размеры оплаты труда оцениваются не совсем конкретно, без учета объема и сложности сделанной работы.

На данный момент, самым востребованным способом приведения к единому знаменателю зарплат мужчин и женщин являются методы позитивной дискриминации.

В странах Евросоюза, где нет законов о позитивной дискриминации, число женщин — членов советов директоров (выборка по 734 компаниям) сейчас составляет 23%, в то время как в 2007 году их было лишь 11%. В странах, которые утвердили квоты для бизнеса на государственном уровне, эти цифры оказываются выше: 44% в Исландии, 39% в Норвегии, 36% во Франции и 26% в Германии.

Однако, действительно ли в квотах дело - или причина в гражданском менталитете жителей этих стран? Самое большое количество женщин среди топ-менеджеров - в России, где практически нигде нет квот. Около 40% руководящих постов в компаниях в России занимают женщины, согласно результатам исследования американской аудиторской компании Grant Thornton.

Возможно, один из секретов такого успеха России на ниве гендерного равноправия сокрыт в том, что в нашей стране одни из самых высоких показателей по разводам в мире. Это позволяет женщинам больше времени уделять карьере, а также зачастую вынуждает становиться кормильцами семьи.

Статистически в России распадается больше половины браков. Так, если сопоставить данные Росстата по количеству заключенных браков и разводов, то окажется, что в 2016 году распалось 61,7% браков.

Интересно, что страны-лидеры по количеству женщин на руководящих должностях, а также по другим показателям гендерного равноправия в сфере труда, одновременно занимают последние места по критериям распространенности традиционных семей.

В Литве и Эстонии количество женщин, которые занимают руководящие посты, составляет 41% и 42% соответственно. Латвия является единственной европейской страной, в которой большая часть, или 53% руководителей — женщины.

Одновременно, Эстония лидировала, а Латвия входила в пятерку европейских стран по числу детей, рожденных вне брака. Другие три места в лидирующей группе занимают еще три страны-лидера по числу женщин-руководителей: Швеция, Дания, Франция.

Самая небольшая разница в зарплатах руководителей зафиксирована в Румынии (5%) и Словении (12,4%). Другими словами, чтобы уравнять зарплаты - статистика показывает, что надо просто их снизить.

Более серьезной причиной для критики гендерных квот является их сфокусированность на верхушках компаниях. Возможно, большее количество женщин успешно проходили бы карьерную лестницу, если бы основное внимание уделялось их комфорту женщин на более низких постах - в частности, инфраструктурной поддержки сотрудниц-матерей.

Судьи и запреты на работу

Согласно докладу Всемирного банка, в прошлом году в 155 странах в мире были законы, ограничивающие право женщин заниматься некоторыми видами трудовой деятельности.

Больше всего ограничений на работу у женщин в России. В президентском постановлении № 162 перечисляется в общей сложности 456 профессий и видов деятельности, которые в России женщинам запрещены. в частности: сантехник; водитель бульдозера или водитель определенных типов машин, используемых в строительстве; машинист локомотива и помощник машиниста; пожарный; плотник, столяр, лесоруб; рыбак; профессиональный водолаз; забойщик скота; трубочист.

А также другие «тяжелые специальности и виды работ, которые могут быть травмоопасны и нанести вред здоровью», или же могут ослабить репродуктивные способ.

В завершение хочется отметить приятную деталь, особенно близкую для РАПСИ. Согласно данным «Журнала исследований социальной политики», Россия - один из мировых лидеров по числу женщин среди российских судей - 66%. Выше в мире этот показатель только в Нидерландах - 75%. Для сравнения: в Канаде, США и Англии - 25-30%. Возможно, это одна из причин гуманности нашего правосудия.

Абсолютное большинство женщин уверены, что равноправия полов в России нет, но далеко не все считают, что оно им так уж необходимо

​Гендерная социология

Недавно Левада-центр провел исследование: как жители России относятся к равноправию полов. ​​Большинство как россиян, так и россиянок полагают, что полного равноправия нет, разница в отношении к гендерному вопросу проявляется в нюансах.

Вот несерьезный пример: самым важным праздником для себя считают 8 Марта 10% мужчин и 25% женщин, а 23 Февраля — 17% мужчин и 4% женщин. А всерьез надо говорить о том, что две части общества различаются уже в оценке самой социальной проблемы гендерных различий. С тем, что возможностей добиться продвижения по службе больше у мужчин, согласны 49% мужчин и 53% женщин, противоположное мнение решаются выразить 7% и 4% соответственно. То есть уверенность, что у мужчины больше шансов добиться продвижения, несомненно господствует.

Чтобы женщины имели «полностью равные права с мужчинами», считают «важным» и «очень важным» 51% мужчин и 75% женщин. Возражают, что это «неважно» или «не слишком важно», 40% мужчин и 21% женщин. Ясно видно стремление женщин сделать этот вопрос хотя бы предметом обсуждения, а возможно, и решения. Среди мужчин такой интерес распространен гораздо слабее. Это дает основания подозревать, что скрыто существует и интерес противоположный, желание сохранять гендерную асимметрию.

Это подозрение усиливают данные об ответах на вопрос о том, надо ли, чтобы «женщины занимали высшие государственные посты наравне с мужчинами». Этого хотели бы 50% мужчин и 78% женщин. Вообще участие женщин в политике среди мужчин одобряют 66% и не одобряют 30%, среди женщин одобряют 86% и не одобряют 12%. Хотели бы, чтобы в России в ближайшие 10-15 лет президентом стала женщина, 44% женщин, но вдвое меньше мужчин (21%).

Все эти примеры говорят об одном — о наличии серьезного конфликта в нашей культуре в целом. То есть это не «вековечный конфликт между мужским и женским началом, заложенный в нас самой природой». Это — конфликт нашей современной культуры. Как противоречие между «мужской» и «женской» позициями, он раскалывает мужское сознание, не оставляет единым и женское. Из приведенных данных видно, что немало мужчин считают справедливой «женскую» точку зрения на проблему, но есть и женщины, которые присоединяются к «мужской».

При этом «мужская» точка зрения — дискриминационная, исключающая, в этом смысле партикуляристская. А «женская» может быть прочитана как уравнительная, в этом смысле как продолжение «мужской». В нашей культуре есть ее примеры — выражение «мужик-баба» нередко используется как похвала.

Женщины в России живут дольше мужчин. Доля пенсионеров среди женщин в два раза больше, чем среди мужчин. Поэтому одиноких женщин в стране вдвое больше, чем одиноких мужчин. Частично этим объясняется и то, что женщин, заявляющих, что для них половая жизнь отсутствует — 33%, тогда как среди мужчин об этом сообщают в 2,5 раза реже (13%).

Российские мужчины и женщины по-разному осваивают реальность. Есть, например, актуальная тема религиозности: к православным себя относят 84% женщин и 73% мужчин. То, что женщины более религиозны, известно издавна. В советских поколениях оба пола равно были вне религии. Со вторым пришествием православия в Россию эта гендерная особенность восстановилась.

А вот вопрос не культа, но отношения к важным общенациональным символам. К Сталину у мужчин чаще встречается отношение положительное, нежели отрицательное (44% и 34% соответственно), а у женщин — наоборот (37% и 42%). С отношением к фигуре Путина все иначе. В широко известном вопросе об «одобрении/неодобрении в целом деятельности Владимира Путина на посту президента РФ» многократный перевес позитива демонстрируют оба гендера, но женщины устойчиво опережают в этом мужчин. В марте среди мужчин такое одобрение высказали 77%, а среди женщин — 84%.

Неравный мир

В интернет-дискуссиях на гендерную тему равноправие полов, как правило, обсуждают женщины. И с женщинами. Мужчины этой темы касаются редко, это «не их тема». Как правило, мужчины участвуют в таких дискуссиях, если речь идет о женщинах-политиках, причем нередко для них это повод заявить себя с сексистских позиций. Так, неадекватность (с их точки зрения) неких заявлений или законопроектов, поступающих от кого-либо из женщин-депутатов Госдумы, они объясняют тем, что у нее наверняка «проблемы с личной жизнью». Если же женщина-политик молода и хороша собой, но ее идеи им тоже представляются неприемлемыми, то ее карьеру и само появление на политическом поле объясняют связями с мужчинами из высших эшелонов власти. Если речь идет о женщинах — крупных политиках из других стран, то здесь реакции могут варьироваться от «восхищен, в том числе как мужчина!» до повторения идей о том, что «и у них в политику идут неудачницы в главном». А «главное» — это красота, семейная жизнь и дети. Иногда и неженственность может в мужских глазах выступать как достоинство. Об Ангеле Меркель или Маргарет Тэтчер могут сказать в порядке похвалы: «Она — единственный мужик среди баб вокруг нее». Так или иначе, отношение к женщине-политику вне ее гендера для мужчин-участников невозможно. Хоть легкий, но заметный отсыл к тому, что это именно женщина, присутствует практически всегда.

Что касается женщин, то гендерная тема — одна из самых популярных в их дискуссиях в интернете, особенно на семейных форумах, которые являются почти на 100% женскими. Если обсуждают женщин-политиков, участницы дискуссий настроены по отношению к ним не менее критически, чем мужчины. Они еще строже оценивают их внешний вид и тоже зачастую связывают их политические позиции с личной судьбой. Впрочем, среди участниц немало и тех, кто готов восхищаться женщиной-политиком не ввиду ее позиции, а просто за то, что она, будучи женщиной, смогла достичь такого высокого поста. (Правда, среди российских женщин-политиков практически ни одна их восхищения не вызвала.)

Но гораздо чаще дискуссии касаются не далеких и высоких сфер политики, а повседневной жизни: отношений в семье и на работе. И хотя все участницы имеют высшее образование, одни женщины ориентированы на более современные ценности, другие — на традиционалистские.

В советское время все понимали невозможность для семьи жить на одну зарплату мужа. Женщина должна была выходить на работу. И пропаганда всячески расхваливала «участие женщин в общественно-полезном труде наравне с мужчинами», поэтому возможность не работать, сосредоточиться только на семейных ролях большинством женщин даже не обсуждалась. В перестройку, когда началась демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, государство изменило свою риторику. Теперь утверждалось, что главное для женщины — это семья и дети.

Современным женщинам от этих двух эпох остались и установка на выход в мир из семейного узкого круга, и установка на ценность семьи и детей. Поэтому часть участниц пишут, что работа, карьера для них играют огромную роль, такую же или почти такую же, как для мужчин. Им также кажется, что гендерное равенство обязательно предполагает финансовую независимость, особенно в современной ситуации, когда половина браков заканчивается разводами. Другие же считают, что сама идея гендерного равенства искусственна, что сила женщины не в конкуренции с мужчинами, что роль жены и матери более важна для женщины. Как для мужчины природой заложено быть добытчиком, так для женщины — обеспечивать ему семейный уют и тепло, заботу и внимание. Есть и третий подход, он предполагает, что женщина может выйти из семейного круга и работать, но только для своего собственного развития или просто удовольствия. Сторонницы такого подхода тоже негативно настроены по отношению к идее равенства мужчин и женщин, поскольку такой подход не выгоден самой женщине. Ее должны любить, обеспечивать, холить и лелеять.

Судя по нашим исследованиям, абсолютное большинство женщин уверены, что равноправия полов в России нет, но далеко не все думают, что оно им необходимо. Да, гендерные стереотипы могут мешать карьере. Это важно для тех, кто ориентирован на карьеру, но и тут далеко не для всех. Во всяком случае женщины этим обстоятельством возмущаются довольно редко, преимущественно на форумах феминисток. Гораздо чаще пишут о том, что женщина может решить многие проблемы своей карьеры, используя свое женское обаяние, либо просто сменив место работы на то, где ей предложат более высокую позицию.

Но для большинства женщин карьерный рост все-таки вторичен по сравнению с семейной гармонией. Или: карьерный рост важен и возможен, но не до самых высоких позиций. Там, как им кажется, для женщин начинаются проблемы, там идет дискриминация. Гораздо чаще гендерная проблематика обсуждается в ином ключе: как добиться желаемого (как в семье, так и на работе) с помощью чисто женских свойств, женской мудрости и женской хитрости. («Мы не хотим бороться за свои права, вступать в конфронтации, мы хотим добиваться своего, используя те качества, которыми наградила нас природа».)

Не только принципы феминизма, но и сам термин «феминизм» вызывают резко негативные реакции как у мужчин, так и у женщин на массовых площадках в российском интернете. А чего не встретишь на этих площадках — это позиции, что все мы граждане, что у всех равные права и обязанности.

Проблема неравенства полов в разных культурах является весьма значимой и заслуживающей внимания. Общая модель во всем мире такова – мужчины обладают более высоким статусом и властью по сравнению с женщинами. Однако эта общая тенденция в разных культурах имеет свою специфику (Rosaldo, Lamphere, 1974).

Уровень несправедливости, фиксирующий неравенство полов, лучше всего иллюстрируется рядом показателей: «женщины составляют половину населения земного шара, на их долю приходится две трети от общего рабочего времени, они получают одну десятую от общей доли мировых доходов и владеют одной сотой общемировой частной собственности» (Frankenhaeuser, Lundberg, Chesney, 1991,стр.257).

В чем причина этих различий? На этот счет существует много теорий (для обзора см. Gailey, 1987). Однако доводы и рассуждения, подтверждающие правильность этих теорий, противоречивы. Появление подобных теорий во многом было инспирировано марксисткой идеологией, чем фактами. Вероятно, в каждой теории содержится зерно правды, но реальность такова, что убедительной теории пока не создано. Не смотря на это, ниже приводимое объяснение представляется наиболее разумным вариантом ответа на этот вопрос. Мы обсудим эту проблему более детально в 5-ой главе. Сейчас только кратко обозначим некоторые положения.

Культуры различаются по степени неравенства полов. Даже в тех культурах, где идеал равенства декларируется открыто (например, в континентальном Китае), реальная практика далека от этого идеала. Тенденция к равенству между мужчинами и женщинами сильнее выражена в обществах с общинным укладом, чем в развитых стратифицированных обществах (Etienne, Leacock, 1980; Lebra, 1984). В общинных сообществах, скорее всего, существует иерархия взаимозаменяемости и взаимодополняемости мужских и женских ролей. В стратифицированных обществах сильнее выражена тенденция, чтобы женщина «знала свое место».

Социально-экологическое неравенство культур и неравенство полов коррелируют друг с другом, а эксплуатация по признаку пола зачастую согласуется с экологической эксплуатацией.

Например, в тех регионах Африки, где жители не исповедуют ислам, статус женщины в сравнении со статусом мужчин, был намного равноправнее до тех пор, пока к ним не пришли завоеватели- колонизаторы (Etienne, Leacock, 1980). В условиях колонизации существовала эксплуатация, а уровень неравенства по признаку пола увеличился. Кроме этого, религиозные инстанции зачастую способствовали сохранению неравенства, проповедуя жесткие религиозные догмы (Iglitzin, Ross, 1976), а также самим содержанием религиозной иерархии, в которой доминировали мужчины. Исламская и католическая религиозные конфессии особенно склонны поддерживать у своих верующих принцип неравенства полов (там же, 1976).

В каких сферах мужчины и женщины относительно равноправны по отношению друг к другу? Одним из показателей неравенства полов является процентный уровень безграмотности среди женщин. В целом, предпочтительно, чтобы этот показатель был одинаковым для мужчин и женщин, как в случае со скандинавскими странами и Швейцарией. Во многих развивающихся странах необразованных женщин гораздо больше, чем мужчин. Даже в Соединенных Штатах женщины не достигали уровня образованности мужчин вплоть до 1970-х годов!

Другим показателем равенства является процентное соотношение женщин, занимающих руководящие позиции. Во всем мире этот показатель намного меньше 50-ти процентов (с 48-и процентами в Швейцарии и 28-и – в Австрии). В большинстве остальных стран эти показатели еще ниже. В Соединенных Штатах этот показатель составляет 17%, в исламских странах так же очень низок. В Южной Корее он составляет 2%, в Ганне -3%.

Следующим показателем является процентное соотношение уровней доходов мужчин и женщин. Триман и Росс (Treiman, Ross, 1983) составили обширный статистический сборник по индустриально развитым странам. Согласно этим данным, наилучшее соотношение по этим показателям занимает Германия (где женщины получают 74% от зарплаты мужчин) и скандинавские страны (Швеция – 69%, Финляндия – 68%, Норвегия- 63%, хотя в Дании – только 57%). В большинстве стран западной Европы зарплата женщины составляет около двух третей от зарплаты мужчины. Данные по Соединенным Штатам, представленные в этом докладе, составляют 57%. Заметим, что это средние показатели, и картина по разным профессиям отличается от среднего в зависимости от места работы, региона, этнической группы, возрастной группы и т. д. Тем не менее, в целом, уровень зарплаты женщин ниже, чем у мужчин. С другой стороны, во всем мире уровень смертности у мужчин выше, чем у женщин. В Северной Ирландии соотношение этих показателей 9 к 1. В США – 3.3 к 1, хотя в Дании он составляет 1.1 к 1. Мужчины так же чаще гибнут в автомобильных катастрофах. В Чили этот показатель составляет 4.8 к 1, в Соединенных Штатах – 2.7 к 1. Исландия является в этом отношении исключением, где это соотношение составляет 1 к 1. Опять же, эти цифры отражают средние показатели, и сохраняется тенденция, что мужчины занимаются более опасными видами деятельности, чем женщины.

Гендерное неравенство

Характеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группы (в данном случае - мужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе. Гендерное неравенство было осознано исследователями в социальных и гуманитарных науках благодаря возникновению понятия гендер в 1980 году как основы феминистской концепции (Joan Scott). Концептуализация гендера пролила свет на процесс социального конструирования мужественности и женственности как оппозиционных категорий с неодинаковой социальной ценностью.

Поскольку активное подавление сходств и конструирование различий требует социальной власти, проблема доминирования оказывается центральной в гендерной теории. Гендер вместе с расой и классом является иерархической структурой для предоставления как возможностей, так и угнетения и эффективной структурой идентичности и солидарности (Ferree). Различия в конструктах "мужское - женское" характеризуют взгляды исследователей, которые социальное в человеке конструируют через биологическое (см. например, теорию функционализма или концепцию В. А. Геодакяна). Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам (для типичного мужского поведения характерны активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способности к творческой деятельности, рассудочность; для женского - пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и устремления к достижению, а также большая эмоциональность и социальная уравновешенность). Сохраняя неизменными базисные психоаналитические парадигмы, К. Хорни обращает внимание на то, что девочка растет, осознавая, что мужчина для социума имеет "большую цену" и в человеческом, и в духовном плане, и, таким образом, причину комплекса маскулинности у женщин следует искать в надиндивидуальных, культурных факторах.

Основываясь на теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера, К. Гуинчи рассматривает мужчин и женщин как социальные группы, обладающие различным социальным статусом. Высокостатусные группы чаще всего оцениваются в терминах компетентности и экономического успеха, а низкостатусные - в терминах доброты, добросердечия, гуманности и т. п. По мнению автора, все позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость) - типичная компенсация за отсутствие достижений в "силовой позиции". Как у членов низкостатусной группы, у женщин по сравнению с мужчинами меньше развито чувство идентификации со своей группой, они склонны переоценивать мужские достижения и достоинства и недооценивать свои, перенимая точку зрения более высокостатусной группы - мужчин (Репина). Подтверждение этим положениям можно увидеть в данных многих исследований, например, П. Голдберг обнаружила известную долю предубежденности женщин против самих себя в сфере научной деятельности; студентки колледжей более высоко оценивают статьи, подписанные мужчинами, чем женщинами (Агеев).

Считается, что исследования Е. Маккоби и К. Джаклин, Дж. Манн и А. Эрхарда, С. Бем произвели своеобразную революцию в психологии и способствовали возникновению "новой психологии пола". Проанализировав более 1600 исследований психологических половых различий, Е. Маккоби и К. Джаклин пришли к выводу, что, по существу, нет фундаментальных врожденных различий в психологических особенностях мужчин и женщин, те же различия, которые имеются у маленьких детей, по крайней мере недостаточны, чтобы обосновать традиционное неравенство половых социальных ролей (Клецина. С. 15).

Понятие гендерное неравенство особенно активно используется в социологии (проблемы разделения труда, асимметрии занятости и т. д.).

Gender inequality (англ.)

Литература:

Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.

Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.

Воронина О. А. Женщина в мужском обществе // Социологические исследования. 1982. N 2. С. 43-50.

Геодакян В. А. О структуре эволюционирующих систем // Проблемы кибернетики. Вып. 25. М., 1972.

Клецина И. С. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998.

Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. 1987. N 4.

Социальная психология: Хрестоматия / Составители: Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. М., 1999.

Теория и история феминизма: Учебное пособие. Харьков, 1996.

Ferree Myra Marx. Феминизм и семейные исследования. Гендерные тетради. Выпуск второй: Спб. филиал Института социологии РАН. СПб, 1999. С. 71-106.

© Н. К. Радина


Тезаурус терминологии гендерных исследований. - М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты . А. А. Денисова . 2003 .

Смотреть что такое "Гендерное неравенство" в других словарях:

    Гендерное неравенство … Термины гендерных исследований

    Права человека в Исламской Республике Иран - Ситуация с правами человека в Иране подвергается критике как со стороны иранцев, так и со стороны международных правозащитных организаций, активистов, писателей и неправительственных организаций. Генеральная Ассамблея ООН и Комиссия по правам… … Википедия

    Феминизм - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

    Феминист

    Феминистское движение - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия

    Феминистка - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия

    Мужской шовинизм - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия