Развитие речи по теме фрукты. Занятие «Фрукты

Области: познавательная, речевая, социально-коммуникативная, физическая.

Цель: приобретение навыков лексико-грамматического оформления монологических высказываний с применением интеллектуальных карт.

Образовательные задачи: формировать определённые знания по теме: «Овощи-фрукты». Различать овощи и фрукты по форме, цвету, месту произрастания.

Развивающие: развитие навыков речевого общения, речевой коммуникации. Активизация словаря по теме. Формировать навыки построения предложений и связных монологических высказываний. Активизация восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций.

Воспитательные: воспитывать навыки контроля и самоконтроля. Оказывать помощь своим сверстникам по мере необходимости.

Предварительная работа: рассматривание овощей и фруктов, дидактическая игра: «Что, где растёт?», «Какой звук?», рисование с натуры «Корзина с фруктами и овощами», заучивание загадок, штрихование и раскрашивание в раскрасках.

Материал: интерактивная доска, предметные картинки, книга загадок, сюжетные картинки, мольберт, указка, корзина с овощами и фруктами, коробки с различными видами сока, кукла Незнайка, интеллектуальная карта «Овощи-фрукты», музыкальный центр.

1. Организационный момент .

Воспитатель приглашает детей. Дети встают около педагога.

(Звучит спокойная, тихая музыка.)

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем: «Назови овощ или фрукт». Надо назвать овощ или фрукт на заданную букву, которая будет открываться на мольберте. Кто правильно назовёт, тот может пройти к стульчикам и сесть (показываются по очереди буквы «А», «М», «К», «Б», «П», «Г», «Я» и дети называют овощи и фрукты с данными словами).

2. Введение в тему

(Активизация знаний детей по данной теме.)

Воспитатель: Молодцы, а теперь внимательно послушайте загадки.

Отгадывание загадок:

1. Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста.)

2. За кудрявый хохолок

лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая. (Морковь.)

3. Неразлучный круг подруг

Тянет солнцу сотни рук.

А в руках душистый груз

Разных бус на разный вкус. (Сад.)

4. Яркий, сладкий, наливной,

Весь в обложке золотой!

Не с конфетной фабрики –

Из далёкой Африки. (Апельсин.)

Чтение стихотворения «Чудо-огород» Ф. Гуринович.

Удивляется народ:

Что за чудо - огород?

Здесь редис есть и салат.

Лук, петрушка и шпинат.

Помидоры, огурцы

Зреют дружно - молодцы!

И картофель, и капуста

Растут на грядках густо-густо.

И все дружно говорят:

"Мы растём здесь для ребят.

За усердие и труд

Урожай весь соберут".

Беседа по вопросам:

Почему стихотворение называется «Чудо-огород?

Назовите овощи, которые зреют дружно на огороде? (показ слайдов).

Игра: «Что с чем рядом?» (сюжетные картинки на ориентировку в пространстве). Звучит тихая, спокойная музыка.

Воспитатель: Необходимо назвать где находится овощ или фрукт?

Что справа от помидора?

Что слева от морковки?

Что между грушей и яблоком?

Что между апельсином и яблоком?

Что после картошки?

Что рядом с лимоном?

Справа от огурца?

– Между луком и чесноком?

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, к нам пришёл гость. Кто это? (Незнайка).

Воспитатель: Правильно, наш гость Незнайка (кукла Незнайка).

Незнайка: Вы, ребята, такие молодцы, так хорошо отвечаете на вопросы. Помогите мне, я совсем запутался, что такое овощи и фрукты я понял, а вот как правильно называть то, что из них готовят? Поможете мне? Я придумал для вас тоже интересную игру «Скажи правильно». Дети : Конечно!

Незнайка задаёт вопросы и хвалит их за правильные ответы, если кто-то ответ ил неправильно, помогает им.

Капустный пирог испечем из чеснока?

Свекольный салат мы натрём из лука?

Морковную запеканку мы приготовим из картошки?

Гороховый суп сварим из редиски?

Огуречный салат нарежем из кабачков?

Картофельное пюре мы приготовим из моркови?

Незнайка: Отвечали правильно, а теперь предлагаю немного отдохнуть.

Разминка: «Яблоко» (Звучит музыка).

Вот так яблоко! (дети встали)

Оно (руки в стороны)

Соку сладкого полно (руки на пояс)

Руку протяните, (протянули руки вперёд)

Яблоко сорвите (руки вверх)

Стал ветер веточку качать (качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать (подтянулись)

И быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой)

Незнайка: Вот и поиграли. Мне пора уходить (прощается и уходит).

Воспитатель: Продолжаем весело играть. Сейчас на слайде будут показываться картинки, вы должны назвать лишнюю картинку и объяснить свой ответ. Если ответите правильно, то увидите красивый салют, если нет, то появится тучка. Подумайте, не торопитесь с ответом.

Игра: «Что лишнее?» (появляются слайды овощей и фруктов с картинками ).

3 . Речевая гимнастика

а) «Угадай звук, слово». В слове «сад» (огород, помидоры, огурцы, свёкла, горох, фасоль, кабачок, капуста, яблоки, персик) какой звук первый? Последний? Придумай слова на звуки «о», «к», «п» (ответы детей ),

б) «Спрячь слоги в ладошки».

(Дети вместе с воспитателем выхлопывают слоговую структуру слов

Цель: способствовать развитию связной речи.

Задачи:

  1. уточнить и закрепить слова по теме;
  2. закрепить навыки словообразования и словоизменения;
  3. помогать детям отвечать на вопросы по алгоритму.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько сегодня пришло к нам гостей, давайте с ними поздороваемся.

Ребята, а кто еще к нам пришел? (около доски на стульях сидят Мишка и Зайка, держат конверт) .

Да, это наши постоянные друзья. Ребята, посмотрите, они сегодня необычные, Мишка что - то приготовил нам в конверте (записки из волшебного сундучка) . Давайте его откроем и прочитаем.

Ребята, наши друзья предлагают нам поиграть, отгадать загадки. (демонстрируем рисунки которые нарисовали ребята с родителями)

  1. Круглое, румяное

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко)

(Повесить на доску картинку яблока и рассказать, какое оно и так со всеми фруктами) .

  1. Яркий, сладкий, налитой

Весь в обложке налитой!

Не с конфетной фабрики

Из далекой Африки (апельсин)

  1. Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар? (арбуз)

  1. Синий мундир,

Желтая подкладка

А в середине сладко (слива)

Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.

Ребята, как одним словом назвать яблоко, апельсин, арбуз, сливу? Что это? (фрукты) .

Ребята, где растут фрукты? (на деревьях) .

Как называются деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые)

Где растут фруктовые деревья? (в саду)

Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад) .

Молодцы!

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в сказочный фруктовый сад. На улице у нас сейчас какое время года? (поздняя осень) . А мы побываем в саду, где всегда бывает лето.

Ребята, кого мы пригласим с собой в путешествие? (М. и З.)

Ребята, вот мы и пришли в сад. Давайте присядем на травку.

Ребята, какие деревья растут в саду? (яблони, сливы, вишни, груши, апельсиновое дерево)

Какие фрукты растут на яблони, груши, вишни, сливе и т. д. ?

Молодцы!

Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Угощения» (игра с мячом)

Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и спрашивает: Сок из апельсина, какой? - апельсиновый», и так далее с каждым ребенком.

А теперь давайте потихоньку сядем на травку. Ребята, посмотрите внимательно, фрукты у нас все одинаковые? (нет)

Чем отличаются фрукты друг от друга? (форма, цвет, размер)

Какую форму имеют фрукты (круг, овал)

Ребята, какого цвета фрукты? (красные, желтые, синие, оранжевые и др.)

Как фрукты отличаются размером? (большие, маленькие) .

Ребята, наши друзья предлагают вам еще поиграть. Они хотят, чтобы вы сходили во фруктовый сад и рассказали, какие фрукты там растут, а поможет вам в этом волшебный домик (ответы на вопросы с использованием центрического алгоритма) .

А теперь давайте попробуем сварить сок из такого фрукта как алыча (дети повторяют за воспитателем чистоговорку) .

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Посадили алычу.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча

Вот поспела алыча.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Собираем алычу.

Чо-чо-чо, чо-чо-чо

Подставляй свое плечо.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи

Сварили сок из алычи.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча

Всем полезна алыча.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Где мы путешествовали?

Почему сад называется фруктовый?

Ребята, а где продают фрукты? (в магазине)

Ребята, вот какие Вы молодцы рассказали мне про фрукты, отгадали все загадки и сварили вкусный сок!

А теперь пришло время подкрепиться и попробовать Ваши любимы фрукты на вкус (фруктовые угощения) .

Подготовила Ульрих О.А.

Конспект фронтального занятия в старшей группе по лексической теме «Фрукты. Сад»

(Первый год обучения)

Программное содержание:

Цель: расширение и активизация словаря.

1. Учить образовывать от существительных прилагательные.

2. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

3. Учить согласовывать числительные с существительными.

4. Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах .
5. Развивать фонематическое восприятие, мышление.
6. Развивать координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи.
7. Развивать мелкую моторику.
8. Развивать зрительно-предметный гнозис.
9. Развивать плавный речевой выдох.


Оборудование: картинки с изображением фруктов, мяч, фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках, план-схема для составления описательного рассказа, муляжи или картинки фруктов для счета.

I . Организационный момент

1. Логопед: – Сядет тот, кто назовет фрукты.

Логопед: – Молодцы! Сейчас я буду выставлять на панно по одной картинке, а вы будете отвечать на вопросы Какой? Какая? Какое?

Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;

Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;

Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;

Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;

Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;

Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий;

Логопед: – Молодцы! Теперь поиграем с мячом.

II . Игра «Найди быстро ошибку» (с мячом)

2. Логопед: – Я буду произносить предложение и бросать вам мяч, а вы будете находить ошибку, исправлять предложение и бросать мне мяч обратно.

На дереве растут (красота) яблоки. Какие яблоки растут на дереве?

Мы собрали (богатство) урожай груш. Какой урожай мы собрали?

Мама купила дочке (сладко) персик. Какой персик купила мама?

Бабушка запрещает есть (грязно) фрукты. Какие фрукты запрещает есть бабушка?

В магазине купили (крупно) сливы. Какие сливы купили в магазине?

3. Логопед: – Ребята, хорошо выполнили задание. Возьмите по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.

(Дети дуют на фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках.)

Логопед: – Молодцы, ветер закончился. Положите фрукты в конвертик.

Теперь поиграем с пальчиками.

4. Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»

Палец толстый и большой Поочередно загибать палец,

В сад за сливами пошел. о котором рассказывается,

Указательный с порога а затем его разогнуть.

Указал ему дорогу.

Средний пальчик – самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

5. Составление описательного рассказа о фруктах по плану. (картинка)

Что это?

Какого цвета?

Где растет?

Какой формы

Какой на вкус?

Что из него можно приготовить?

1. Физминутка «Садовник»

Мы вчера в саду гуляли, Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали. «Выкапывают» яму и «сажают» в нее куст.

Яблони белили мы известью, белилами. Движения правой рукой вверх, вниз.

Починили мы забор, «Ударяют» молотком.

Завели мы разговор: В круг выходит один ребенок.

– Ты скажи, садовник наш,

Что ты нам в награду дашь?

– Дам в награду слив лиловых, Загибают по одному пальцу.

Груш медовых, самых крупных,

Спелых яблок, вишен целый килограмм.

Вот что вам в награду дам!

7. Игра «Какие ты видишь фрукты?»

Логопед: – Посмотрите на картинку и назовите какие фрукты вы видите.

8. Игра «Посчитаем фрукты»

Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.

Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

Логопед: – Все фрукты сосчитали, молодцы.

9. Игра «Что мы приготовим из фруктов»

Логопед: – Сейчас я буду называть фрукт, а вы будете отвечать что из него можно приготовить:
яблоко – яблочный сок, пирог, компот апельсин
слива – сливовый сок, варенье, компот арбуз

груша – грушевый сок, компот персик
ананас – ананасовый сок виноград

10. Игра «Доскажи словечко»

Спорим мы с братом доныне, Ох, обманщики вы, вруши,

Что же вкусней: арбуз или … не растут на елках…

Если мы в гостях у Наты- Спеет на ветке она горделиво,

Безопасные гранаты,Синяя с косточкой…

Не бросают их солдаты,

Ох, вкусны, сочны гранаты.

Гость тропический у нас Нужен сахара вагон,

Длиннохвостый … Чтоб с улыбкой съесть …

Конспект открытой образовательной деятельности по развитию речи

в старшей группе

тема : « Овощи и фрукты »

Подготовила логопед: Кривогузова О.П.

    закреплять в речи детей обобщающие понятия «фрукты» и «овощи»;

    учить классифицировать фрукты и овощи;

    развивать устную речь, активизировать тематический словарь;

    закрепить умение составлять рассказы описательного характера с опорой на картинно-графическую схему;

    учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;

относительные прилагательные от существительных;

    развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

Оборудование: муляжи овощей и фруктов, мяч, картинки с изображением фруктов и овощей, зеркала, изображения ведра и кастрюли.

Ход занятия

    Организационный момент (Разминка)

Утро настало.

Солнышко встало.
- Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
- Вставай, Большак!
- Вставай, Указка!
- Вставай, Середка!
- Вставай, Сиротка!
- И Крошка-Митрошка!
-Привет, Ладошка!
Все потянулись и проснулись.

    Артикуляционная гимнастика (Упражнения выполняются перед зеркалами)

«Улыбка», «Хоботок», «Лопата», «Иголочка», «Часики», «Укольчики»,

«Вкусное варенье».

    Сообщение темы занятия

Я подготовила для вас загадки. Слушайте их внимательно и постарайтесь отгадать.

(Муляжи фруктов и овощей раскладываются по тарелкам)

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали-

Не одну нашли, а десять!

Как ее названье, дети? (картошка)

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней… (помидора)

Оранжевый нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только оранжевый нос. (морковь)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (яблоко)

С оранжевой кожей

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно. (апельсин)

Этот фрукт на вкус хороший

И на лампочку похожий. (груша)

Посмотрите, что лежит в первой тарелке? Как назовем это, одним словом? (Овощи)

А что лежит на второй тарелке? Назовите, одним словом. (Фрукты)

Кто догадался, о чем мы будем сегодня разговаривать на занятии?

    Работа по теме занятия

Давайте вспомним, где растут овощи?

-Упражнение « Опиши овощ »

(Название, цвет, форма, вкус)

Что можно приготовить из овощей?

Как называется салат из моркови? (морковный)

А как называется салат из капусты, свеклы, огурца, моркови, тыквы?

Давайте выйдем на ковер и поиграем.

- Игра « Огород гнома »

Представьте, что мы попали на огород к маленькому гномику и овощи на его огороде, тоже очень маленькие.

Если у нас выросла картошка, то у него … (огурец, помидор, лук, капуста, чеснок, морковь).

ФИЗМИНУТКА

В огород пойдем,(дети идут по кругу )

Урожай соберем. (дети идут по кругу )

Мы моркови натаскаем («таскают»)

И картошки накопаем. («копают»)

Срежем мы кочан капусты («срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный. (показывают)

Щавеля нарвем немножко («рвут»)

И вернемся по дорожке. (идут на свои места)

А теперь расскажите, что вы знаете о фруктах. Где они растут? На чем?

Как называются деревья, на которых растут фрукты?

- Упражнение « Опиши фрукт ». Давайте поговорим о фруктах, какие они?

А теперь я предлагаю вам всем вместе дружно рассказать, о фруктах.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Мы с закрытыми глазами

Фрукты собирали.

Их потрогали, поели –

Сразу угадали.

Мягкий, сладкий был банан,

Очень кислый был лимон.

Сладкий, сочный апельсин

Нам попался лишь один.

Яблоко гладкое,

Хрустящее и сладкое.

И на вкус приятная

Груша ароматная.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «Душистые фрукты»

Душистые фрукты выросли в саду. Давайте понюхаем их аромат. Вдох, не поднимая плеч. Выдох: «А-а-ах!»

Заключительное задание: распределите овощи в ведро, а фрукты в кастрюлю.

    Беседа о пользе овощей и фруктов

Чтобы быть здоровым, умным, сильным, человек должен получать витамины с пищей. Если ребёнок получает этих витаминов мало, то он начинает часто болеть, теряет аппетит и плохо растёт.

А как вы думаете, в какое время года мы получаем витаминов больше всего? (летом и осенью). Почему?

Особенно богаты витаминами овощи и фрукты (угощение детей витаминами)

    Итог занятия

Разделы: Логопедия

Задачи:

  1. Расширять и активизировать словарь по теме.
  2. Учить образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными в роде и числе.
  3. Учить согласовывать существительные с числительными.
  4. Учить составлять простые осложнённые однородными членами предложения.
  5. Развивать мелкую и общую моторику, зрительное внимание, восприятие, логическое мышление.
  6. Воспитывать умение слушать и слышать учителя, уважительное отношение к отвечающему товарищу.

Оборудование: бассейн с фасолью, фрукты, муляжи фруктов, предметные картинки, две корзины, нож, изографы, цветные карандаши.

1. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовёт любой овощ.

2. Знакомство с темой.
Сейчас я вам загадаю загадки. Картинки на доске помогут их отгадать.

Я на лампочку похожа
И на Ваньку-встаньку тоже.
У меня румяный бок,
А откусишь – брызнет сок.
(Груша)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики –
Из далёкой Африки.
(Апельсин)

Апельсин, яблоко, груша – что это? (Фрукты)
- Какие ещё фрукты вы знаете? Назовите их.

3. Лексико-грамматическая работа.
(На столах детей бассейны наполненные фасолью)
(развитие мелкой моторики)
- Опустите руки в бассейн. Найдите, какие фрукты я там спрятала. Опишите фрукты, которые вы нашли по цвету, форме, на ощупь, на вкус.
(Дети достают фрукты рассматривают их, пробуют на вкус)
- Что у тебя?

Дети: У меня яблоко красное, круглое, гладкое, сладкое.
У меня груша жёлтая, гладкая, сладкая.
У меня апельсин оранжевый, круглый, шершавый, сладкий.
У меня лимон жёлтый, овальный, шершавый, кислый.
У меня слива синяя, круглая, гладкая, сладкая.

Дидактическая игра «Ёжик-садовник»
(К детям с двумя корзинами приходит ребёнок в костюме ёжика)

Ёжик: Эти фрукты я собрал для своих детей. И теперь не знаю, хватит их или нет. Помогите мне посчитать фрукты в корзинах.
Подойдите ко мне, и мы посчитаем, сколько фруктов в маленькой корзине.

Дети: В маленькой корзине два яблока.
В маленькой корзине два апельсина.
В маленькой корзине два лимона.
В маленькой корзине две груши.
В маленькой корзине две сливы.
- А теперь посчитаем, сколько фруктов в большой корзине.

Дети: В большой корзине пять яблок.
В большой корзине пять груш.
В большой корзине пять слив.
В большой корзине пять лимонов.
В большой корзине пять апельсинов.

Ёжик: Спасибо! Теперь я знаю, что фруктов хватит моим сыночкам, дочке и мне, и жене. Вас я тоже хочу угостить этими фруктами.
Из этих фруктов мы сможем сварить компот, сок, варенье. Давайте расскажем, как мы это будем делать.

Физкультминутка. (развитие общей моторики)
(Дети маршируют, образуют круг )

Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить, («крошат»)
Грушу будем мы рубить. («рубят»)
Отожмём лимонный сок, («отжимают»)
Слив положим и песок. («кладут)
Варим, варим мы компот. (приседают)
Угостим честной народ. (хлопают в ладоши)
(Н.В. Нищева)

Дидактическая игра «Что приготовим?»

А теперь расскажите, что мы будем варить из этих сочных, ароматных фруктов.
- Из груш сварим сок (какой?) грушевый.
- Из яблок сварим сок (какой?) яблочный
- Из слив сварим компот (какой?) сливовый.
- Из яблок сварим варенье (какое?) яблочное
- Из груш сварим варенье (какое?) грушевое.
- Из слив сварим варенье (какое?) сливовое

4. Работа с изографами (развитие зрительного восприятия, мелкой моторики)

Теперь вы многое знаете о фруктах. Поэтому успешно выполните моё следующее задание.
- Откройте тетрадь. Посмотрите. Что вы видите?

Дети: Мы видим фрукты: яблоко, грушу, лимон.

Обведите, а потом раскрасьте только грушу.

5 . Итог занятия.
- О чём мы сегодня говорили на занятии?
- Назовите, какие фрукты вы знаете?