Русские календарно-обрядовые праздники осеннего цикла и их художественные элементы. Старинные русские обряды

Фиксировал начало осени запрет на купание : "Вот с Ильина дни вот уж не купа ютцы. Всё говорили...: "Олень в воду напи сал уж, уже нельзя купа тце "" ; "Купаться, ви[ди]шь, ковда оли нь си кнет в воду, дак нельзя" (Мод., Плотичье, КЦНТК: 135-14) .

Как в любой другой значимый праздник, в Ильин день, а нередко еще и последующие два-три дня не работали, чему способствовал и обычай ходить в гости и на гулянья в деревни, в которых справлялся тот или иной праздник: "Ильин день второ ва [августа], дак вот пятница [перед Ильиным днем]... И не робо тали было. Хоть сколько роботы на поле, и не робо тали некогда . Заветная пятница! Все боялись" (Мод., Кортиха, ШТНК: 079-22) ; "Ильин день - праз[д]ник праз[д]новали. Большой праз[д]ник. Наря дныи ходили - пере[о]дева лись [в праздничную одежду]. Праздник большой в Ильин день... Так друг-то к дружке ходили [в гости]" (Мод., Попчиха, ШТНК: 085-29) .

Несмотря на то, что уборка урожая была делом нелегким, как и любая другая крестьянская работа, она вызывала у женщин и девушек только самые положительные эмоции. Этому немало способствовали и частушки, которые во время жатвы пелись на специальный "долгий" напев (№№ 53-58): "Реже на[до] и с таким, с голосом тонким, и с выносом таким" (Никол., Петрово, КЦНТК: 082-24) ; "На жатве так вот пели, таким тоном - долго , протя жныим" (Дуб., Цампелово, 081-16) ; "У миня мама как уйдёт, <...> вот я и распоюсь. Дак рада до темна жать" (Уст., Кормовесово, КЦНТК: 088-67) . Разумеется, в исполнявшихся на поле частушках присутствовали и жатвенные мотивы:

Жала рожь высокую,
Вязала колосиноцкой.
Из-за подружки дорогой
Россталась с егоди ноцкой
(Уст., Романьково, ОНМЦК: 003-16)

[Рожь зелёная] густая -
Почему не ле стная?
Сейчас любовь не интире сна,
Дальше - неизвестная.
(Никол., Петрово, КЦНТК: 082-22)

Рожь зелёную не жнут,
И мокрую не вяжет-то.
Про миня про молоду
Чёво , чёво не скажут-то.
(Никол., Петрово, КЦНТК: 082-21)

Собранный урожай вывозили в специальные помещения с печками - овины, где его сушили, а затем на расположенном рядом гумне молотили: "Тоже приспособление было такие: "гумно " называлось или "ладонь" - под кры шой. Там очень ровный пол глиняный. Вот развязывали снопы и настилали: один ряд, а потом другой ряд. И вот ходят и ударяют [цепом, молотилом] по этим колосьям. И они должны угадывать, што бы ни одно ва раза дво ё враз не ударили" (Залес., Залесье, КЦНТК: 112-05) КЦНТКпод

Важнейшим событием не только жатвы, но всего годового цикла крестьянина-земледельца были дожинки. Поэтому, конечно же, они обставлялись целым рядом ритуалов, одним из которых, сохранявшихся наиболее долго, было почитание последнего снопа : "Обеза тельно, ковда конча етцы [жатва], кладём в угол снопик такой небольшой. <...> Это самый последний снопо к завя жошь и принесёшь домой" (Уст., Романьково, ОНМЦК: 003-007) ; "Дожина ём - сноп приносим сюды [= в дом]. <...> Это ишшо единоли шно жили, дак вот: "Пожина льница, - гов[ор]ят, - у миня , конч илась". Пожина льница. Пожина льной сноп в углу стоит" ; "Приносили такую небольшую... - снопо чик овса. Овёс посли дний шёл. Рожь - раньше, яч мень раньше жали, а овёс последний. И вот с овса несут небольшой такой снопо чик - сделают оккура тненькой, симпатич ненькой - и поставят ёво под образа" .

Пожилые исполнители еще помнят и изготовление пожинальницы в виде антропоморфного существа: "[Последний сноп] или бабушкой [нарядят], или шапку оденут, <...> на пере жнёй угол поставят, и стоит в пере днём углу" (Никиф., Даниловское, КЦНТК: 089-07) .

Принос пожинальницы домой сопровождался символическим выгоном из дома насекомых - тараканов, блох, мух: "Мама идёт, этим снопоч ком машет:

Тараканы, мухи, блохи,
Уходите все вон!
Вы лето летова ли,
Нам зиму зимовать. -

Сходит везде:

Тараканы, мухи, блохи,
Уходите все вон с дома!
Вы летом летова ли,
Нам зиму зимовать. -

<...> Она идёт, везде маха ёт потихоньку так, оккура тненько, и пригова риваёт. <...> Это потому "лето [летова ли]", што лето целое дома-то мало находишься, всё в поле, в поле: то сенокос, то жатва, то посевная, то уборка... - и всё на поле. А зимой нич ово [не делают] - скотину уберут да опять на печ ку. Вот поэтому - "вы лето летова ли"" (Уст., Кузьминское, КЦНТК: 083-37) .

Последний сноп стоял в переднем углу избы до Покрова. А в Покров, день, в который обычно заканчивалась пастьба , его во дворе делили по всей имеющейся в хозяйстве скотине - закармливали скотину на зиму : "Мама утром встаёт, берёт пожина льницу из угла , где образа ... и несёт в хлев. Ло шаде даст - ча сточку скормит, коровушкам, теляткам. Эту пожина льницу обязательно нужно скормить скотине" (Уст., Кузьминское, КЦНТК: 083-37) . "Это мы закармливали их: ...там овцы, дак овца м, корова, дак корове, - всем [делили]. Это как уж на место [= на зиму скотина встаёт]. <...> Пожина льница - это закармливаем мы скотину... Небольшой снопо к так и стоит до са мово Покро ва" (Уст., Романьково, ОНМЦК: 003-007) .

Празднование дожинок и закармливание на зиму скотины продолжалось и в колхозное время: "А в колхозе пожина льница: пива навари т придсида тель. До люшки даст - там ково -то заколет. Молочка даст. Война шла, бедно жили-то. Ну, покормят нас. Это называлась "пожина льница"" (Дуб., Линева Дуброва, КЦНТК: 079-74) ; "Это овёс жнём, и гов[о]рят: "Это надо корове загове тцы, - ну, по пя сточке [дадим]. Хоть и в колхозе. Э сли я дояркой [работаю], дак из колхо знова поля последнюю горсть возьму - скормим. [Это] закармливают коров к зи ме - вот так называлося. Вот осенью закармливают... Обшественную коровушку [надо] накормить: принесла последнюю горсть, [взяла на поле] где дожинают бабы, и накормила ие . Это гов[ор]ят: "Закормила я коровушку сево дни овсом"" (Там же, КЦНТК: 079-74) .

Специальные обряды совершались раньше и при завершении уборки льна. Одним из таких обрядов было выстилание льна кружком - "зеркалом" или "солнышком", как это здесь называлось: "Когда кончишь поле-то стлать, и вот на конце-то и [делали "солнышко"]... штоб лён бели лсы" (Уст., Деметьево, КЦНТК: 088-33) . В старину изготовление "солнышка" сопровождалось кувырканием женщин на выдерганном льне: "Я-то уж советская, дак постелем [лён], да и драка домой. Старухи которые, [те] делали "со лнышок"... - как солнышко ходит вот кругом. И говорит [старуха]: "Ты не сделала, Анна, солнышка-та?" Я говорю: "Ни чёрта не сделала. У миня биле е ва шова будет". Вот так. А другая старуха: "Да надо бы, надо бы, - го[вор]ит, - сделать-то".

Они и кувыркались [с приговором]:

Кукури ку-намани ку,
Потеряла Манька си ку.
Кукури ку на лицё,
Отдала дружку кольцё. -

Да и побежит. Старуха уж это [делала], ста рей которая миня . Кувыркалась кве рьху ногам. Ноги кве рьху. Кувы рнётцы кве рьх ногам: "У миня , - го[вор]ит, - лён бе лой бу дёт. <...> Сте лём лён-то. Ко нч им это всё. Бабы говорят: "Я покувыркалась сево дни, што бы у миня на полосе лён-то [лучше выбелился]". Это раньше..." (Дуб., Линева Дуброва, КЦНТК: 079-74, 75) .

Мяли лен там же, где до этого обмолачивали зерно, на гумне. На по мочи, как правило, собирали девушек и женщин: "На[д]о позвать там баб семь-восемь - мнём лён. Изомнём. А на второй день зовёт нас жо - трепа ть" (Дуб., Линева Дуброва, КЦНТК: 079-76) ; "Раньше мялкой мяли [лен]... девки. По мочь делают девки... Все вми сте на ладо не соберу тцы... И я мяла то жё коне шно - лет двина дцеть, тринадцать, пятнадцать [было] - мяла льни во всю . Полотно-то надо обработать. Там изомнём, там тре плём, - всё молодёжь. Ну, старухи заведуют ладо нью-то... А как же! А [то] я наделаю дело в-то - изомну -ту не так. Надо погледе ть, штоб он измят был. <...> [Песни тут не поют]. Помни -ко попробуй, вот волокно-то запеха й вот в мялку-ту, да: хоп, хоп, хоп... Тут не до пе сён, как рот те сён. <...> [А когда] бабка сде ла[е]т стол вечером, напоит пивом, дак поём и пля шом - лён мяли" (Там же, КЦНТК: 079-76) .

Окончание уборки и обработки урожая крестьяне старались приурочить к престольным праздникам, которые осенью справлялись в каждой деревне: "Ковда всё на полях уберут... - Бог оро дицын день - товда всё с полей уберут, и в этот день гуляли" (Залес., Залесье, КЦНТК: 112-01) ; "[Дмитриев день] - ч ётвё ртово октября - ч ово -то у нас престол, в деревне праздник у нас... Как вроде уж урожай убера ли, дак вот гуляли... два-три дня. Гуляли, веселились... Святой Дми трей - именинник, дак вот [столы] накрывали, гуляли, веселились" (Мод., Попчиха, ШТНК: 083-27) .

ВОЗДВИЖЕНЬЕ. В Воздвиженье, по народным представлениям, змеи свиваются в клубки и уползают на зимовку: "В Вздви женье в лес не ходим. Нельзя ходить в лес. Там змеи собера ютцы, - говорят, - в куч и. Хто дак и верно говорят, што пришёл в лес да так и убежал - змеи куч ам" ; "[Мужик пришел в лес. Там] как змеи-то да куч ам. <...> В это Вздви женьё собера ютцы змеи в о[д]нно место на зимовку. <...> В Вздви женье нельзя ходить в лес никак" (Никиф., Волосово, КЦНТК: 084-12) .

Выделяется Воздвиженье и тем, что в этот день, как и в некоторые другие важнейшие праздники народно-православного календаря, нельзя работать: "В Вздви женье овины не сушат, бани не топят, в лес не ходят. [Если будешь работать] - тоже привиде нье како ё-то" (Мод., Слуды, КЦНТК: 136-07) .

Первые Осенины – это праздник, который отмечается 14 сентября. К этому дню крестьяне уже собрали урожай с полей. Наступило время, когда нужно поблагодарить Мать-Землю за её щедрые дары. Во всех домах пекли пироги, замешанные на муке из недавно собранного урожая. С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы. Этот праздник соединяет два праздника: духовный и земной. По своей духовной природе – это праздник «Рождество Пресвятой Богородицы», а по земной сути — праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями. По народному календарю в этот день начинается золотая осень, которая продлится до 14 октября.

Осенины встречают у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. В старые годы существовал обычай угощения новобрачными своей родни, почему 8 сентября называлось ещё «Поднесеньев день». К новобрачным сходились все родные и знакомые. Сегодня у нас с вами праздник под названием Осенины. С 21 сентября считалось, что всякому лету — Аминь. Осень вступила в свои права. По сути это религиозный праздник астрономического осеннего равноденствия. В земледельческом календаре славян этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. По народной традиции начинались капустницы, девичьи вечеринки, когда молодежь ходила из дома в дом рубить капусту. Осенины первая встреча осени. В этот день полагалось “вытереть” с помощью двух дощечек “новый” огонь и с этим чистым огнем начинать засидки, или посиделки. Подметили: если Семен — день ясен, то все Бабье лето будет теплым, да и зиму надо ждать теплую.

Народное название дней памяти святых Параскев, которых в православной традиции насчитывается четыре. У восточных славян особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. В народном сказании, приуроченном ко дню Воздвижения, по-своему раскрывается смысл праздника. Церковному богослужению присвоено в этот день особое «величание»: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный». В народном осмыслении церковный праздник Покрова Богородицы предстает далеко оторванным от христианской легенды. Кузьминки (Кузьмодемьянки) — девичий праздник, отмечаемый по всей России девушками в осенний день памяти Кузьмы и Демьяна — 1/14 ноября.

Корейские осенние традиции

После Рождества наступали так называемые святые дни, длившиеся до Крещения, во время которых было принято ходить по домам и славить Иисуса Христа молитвами и песнопениями. Одним из самых значительных праздников лета был Иван Купала или Иванов День, названный в честь Иона Крестителя и отмечавшийся в день с 6 на 7 июля, в летнее солнцестояние. Только с его наступлением древние славяне могли есть яблоки с нового урожая, обязательно освященные в церкви. Одни из самых почитаемых праздников осени, пришедшим к древним славянам из Византии, был Покров день, отмечаемый 14 (1) октября. В этот день накрывались столы с угощениями, приносились дары убогим и сиротам, обязательно было посещение церковной службы, начиналась пора свадебных торжеств.

Осеннее равноденствие приходится на 22 сентября, иногда 23. День и ночь в это время становятся равны. Испокон веков этому дню придавали мистическое значение многие народы. Проводят древний обряд буддийского праздника Хиган. Японцы в этот день готовят еду только из растительных компонентов: бобов, овощей.

Православный мир празднует Святки - две недели зимних каникул

Полные закрома и свободное время давали людям возможность и отдохнуть.

Рождество Богородицы (8.09 ст.ст/21.09 нов.ст.). В этот день вспоминают Симеона Столпника – основателя столпничества. Это день связан с окончанием работ в полях и началом зимы. Считается в народе девичьим праздником и покровом свадеб.

Праздник отмечают хождением в гости, широким хлебосольством. 18/06, что примерно через 9 месяцев после этого праздника. Спасаясь от змей, можно прочитать стишок. Руси Осень изображали в виде маленького сухонького мужичка. ОСЕНЬ: А вы знаете, ребята, что в народе эти месяцы называли по-другому? Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель.

Так, в Израиле 19 сентября проходит Суккот. Евреи в этот день совершают обряд вознесения лулава.

Осеннее равноденствие у славян

День осеннего равноденствия у славян был одним из основных праздников. Овсень – название божества в мифологии, которое отвечало за смену времен года, поэтому осенью его благодарили за плоды и урожай. Обрядом на осеннее равноденствие были проводы богини Живы в Сваргу – небесное царство, которое закрывалось в зимний период. Часто наши предки использовали деревья в осенних обрядах и праздниках.

Яркие и оптимистичные народные праздники — прекрасная база не только для морального и физического расслабления, но и источник самовыражения, возможность духовного единения, рождения сплоченности. Но насколько лучше провести народное гулянье с красиво одетыми людьми, хороводами и песнями, с традиционными игрищами или тайными гаданиями.

В Юрьев день отмечали полное успокоение от осенних трудов. Коляда имеет исконно языческое происхождение и связана с зимним солнцестоянием. С 6 января и до самой Масленицы в старину продолжались Свадебные недели.

При видимо благополучном результате жатвы „оспожинки“ справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. У поляков в этот день было принято делать первый посев озимых: высевают несколько горстей ржи из колосьев, освящённых в венке на Обжинки. Чехи, моравы и словаки освящали в костёле пшеницу для посева или освящали букетики первых колосьев; и то и другое украшали цветами. По словацким поверьям, в этот день змеи уходят в землю - до Юрия. Верили, что какая погода будет на Рождество Богородицы, такая потом продержится ещё четыре недели.

21 января отмечается Просинец — Середина Зимы — считается, что холод начинает спадать и возвращается по велению Богов в Земли славян Солнечное тепло. Славят Небесную Сваргу. Название праздника «Просинец» происходит от «про-сиять», что означает возрождение солнца. 16 февраля. отмечаются Именины Кикиморы — день, когда люди творят обереги дому. У христиан на эту дату приходился день Маремьяны Праведной, прозванной в народе Меремьяной-Кикиморой. 22 марта проводят вторые Заклички Весны (Богини Живы), творимые с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых в народе «ярилиным плешами». Главным яством великого праздника Масленицы является блин — в славянской языческой традиции символизирующий Солнце. 16 — 22 апреля Русалии — с наступление тепла по высокой воде начинают свои игрища русалки. Поэтому в русской народной традиции день Ярилы Вешнего также известен как Юрьев день – день «волчьего пастыря».

22 октября Осенние Деды, 27-й День от Овсеня. 26 октября Мокоша Смещается на 8-ю пятницу от Рожаниц. 1 ноября. День Сварога. 4 декабря праздник Зари (Ушас и Весты). 23 декабря — Святой Вечер. Сочельник. Праздники лета — это праздники культа рождения, урожая и защиты этого урожая от различных напастей.

Празднуются в России и религиозные праздники. Они также являются народными, потому что православную веру невозможно отделить от ценностей, которыми богата культура страны.

В декабре людям уже можно было отдохнуть от тяжелых работ и стоило подумать о более приятной весенней подготовке к новым делам. Любили наши предки 25 декабря (Спиридон-солнцеворот). В ночь на него по их верованиям сходили к людям их предки в образе духов- святок. Желавшие хозяевам всех земных благ. Если же те были скуповаты и не благодарили певунов, то могли получить на праздник и злое пожелание. Все дни недели Масленицы со своим именем и обрядами. Во многих деревнях традиция все еще существует, фигурки зовутся жаворонками, из-за желания увидеть именно эту птаху. Да, и праздник часто носит название Жаворонки. Прося снисходительности и мягкой зимы. Радовались и благодарили природу, если в этот день поля были заснежены.

1. Систематизировать и обогатить знания детей о праздниках и традициях русского народа. Вечером на Рождество все отправлялись в церковь, народ во главе со священником совершал крестный ход. Его обязательным атрибутом был рождественский фонарь. Крещение считалось в народе особым днем, который может принести счастье. На Руси их всегда любили, они способствовали сближению людей, укреплению родственных связей.

Сохранились праздники, которые мы продолжаем соблюдать, привыкнув к ним, даже не раздумывая об их происхождении. А ведь существуют праздники, которые вновь применимы и в нашей современной жизни. Возрождаются древние славянские традиции с их неповторимым этническим багажом. По окончании хоровода, женщины приносили кувшины браги и угощали девушек. На Руси в Семенов день (1 сентября) бывали постриги и сажание на коня. Этот древний обряд совершали в одних семьях с каждым сыном, в других – только первенца. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами и после обедни служили молебны. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё». В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Таких «челобитных кур» содержали особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали.

Наши предки верили, что веселье и сытость рождают особую энергетику. Они, пройдя сквозь временные пласты, органично влились в правила христианских празднеств. Православная Церковь в особые дни запрещает прихожанам работать, ругаться и скорбеть.

Обряды и обычаи – часть культуры каждого народа, будь то огромная нация или малочисленное сообщество. Предлагаем вам познакомиться с осенними обрядами, историей их возникновения и сутью. Традиции, связанные с наступлением осени, в разных странах интересны и разнообразны.

Существуют еще праздничные дни, когда народ не просто отдыхает, но веселится, танцует и поет, совершает ритуальные действа, связанные с тематической составляющей. В чем их отличие и единство, когда они зародились и как празднуются сегодня?

Русские народные праздники не только красивы и веселы, они наполнены смыслом и духовностью, тематическое содержание каждого несет идейную нагрузку, что особенно важно для молодежи. Атмосфера общности, единого корня и приобщение к народным сакральным ценностям способствуют формированию национальной гордости и патриотизма.

Сбор винного урожая

Осенние праздники у белорусов схожи с осенними обрядами и праздниками у других славянских народов. В дожинки проводили один из главных осенних обрядов. Аналогично Осенинам в Беларуси отмечали праздник сбора урожая – богач. Символом праздника считался лубок с зерном и свечой внутри. Дзяды означает «деды», «предки».

В Европе традиционными считаются праздники сбора виноградного урожая.

Считалось, что в этот день надо провести первый покос, тогда и сена будет вдоволь. Если шел дождь, то ждали богатого сбора меда. Афиноген знаменовал собой начало жатвы. Первый сноп хранили в избе как оберег. В этот день проводили магические обряды для хорошего приплода и от падежа скота. Лошадей купали, расчесывали им гриву, угощали отборным сеном и овсом, освобождали от любой работы.

Овсяный каравай разламывали на такое количество частей, которое было равно количеству присутствующих на ритуале. Этим хлебом по возвращению домой кормили скот - это должно было привлечь в дом материальный достаток. На Осенины обязательно устраивалась большая трапеза, в которой принимали участие все жители села. Обязательными атрибутами праздничного стола была кутья из крупы и меда, хлеб, блюда из молока.

Этому дню относятся следующие приметы: «Иван постный пришел, лето красное увел», «Иван постный — осени отец крестный», «С постного Ивана не выходит мужик без кафтана». Успенский пост, он же — споженки; по созвучию и совпадению времени смешивается со спожин­ками — осенины, именинный сноп, окончание и празднование конца жатвы). 21 сентября — осенины, вторая встреча осени. Продолжали уборку лука, начатую днем раньше. В деревнях Воздвижение связано с окончанием уборки урожая, это третья встреча осени, первые зазимки. Эти дни называли рас­путица, кисельница, октябрь — грязник. В быту Покров связывают с окончанием полевых работ, сбором последних плодов, с первыми заморозками и снежным покровом земли. Покров традиционно является временем привлечения женихов и свадеб. Среди других примет о погоде выделялись еще и такие: «Дмитров день перевоза не ждет», «Дмитрий на снегу — весна поздняя».

Велесень — седьмой месяц ведославного года, первый месяц осени, посвящённый богу Велесу. Девять домов Майи. Прежде чем родить Коляду, Майя прошла девять знаков Зодиака, побывала в девяти небесных домах: дом Майи (Девы), дом Велеса (Весы), в день Велеса — рябинкина собирали рябину. Память о Златогоре и Бусе. В этот же день поминают бога ветров Стрибога и его птицу Стратим (страуса). Старинный рецепт был такой: «Для излечения порчи у детей надо сходить на заре на три озера или на три ключа, молча, не оглядываясь. Праздник подведения итогов сельскохозяйственного года. С Покрова начинают играть свадьбы.

Славяне-земледельцы началом года считали сентябрь – месяц, когда собирали урожай. Крестьяне проводили обряд прославления Рода и Рожаниц, приносили жертвы предкам и прославляли семейное благополучие. Осенины 14 сентября в языческом календаре называли Змейником осенним – пора змеиных свадеб. Например, надо было при помощи двух сухих дощечек высечь огонь. Этим огнём окуривали землю. Также полагалось возносить благодарение земле за урожай.

Есть еще несколько названий праздника — Аспожок, Спасов или Аспосов день — троякое производное от слов Спас, Госпожа и пожни — после жатвы. Аспосовой зовется и вся эта неделя. 9 декабря – Юрьев день. Юрий холодный. Вот тебе, бабушка и Юрьев день!» — стали говорить в народе после его отмены царём Борисом Годуновым.

Люди поклонялись небу и просили его напоить землю для хорошего урожая. Языческим богам приносились богатые жертвы, возносились молитвы и благодарения, ритуальными танцами люди старались привлечь их благосклонность. Боясь прогневить их суетой и недостаточным вниманием, древние славяне готовились к ритуалам заранее и отводили для этого не только целые дни, но иногда целые недели, если вопрос был уж очень важным.

Дмитровскую субботу всегда проводили торже­ственно: ходили на могилы и служили там панихиды, устраивали богатые угощения. На 27 ноября — день Николая Угодника, Николы зимнего, холодного. Раньше во многих местах России с Николина дня справляли так называемую никольщину.

Оглянуться в прошлое и вернуть в настоящее

Первый перелом произошел в 988 году, когда князь Владимир окрестил Русь. Это эпохальное по значимости деяние изменило календарь и характер языческих обрядов. Когда ремесленничество и мануфактура стали основой благополучия горожан, еще дальше в тень отступили народные праздники и обряды, тесно связанные с земледельческим календарем. В этот сложный период смены эпох язычество отодвинулось в самые отдаленные части России.

Сегодня народные праздники России в их естественном виде — экзотика. Только в сельских глубинках, которые еще не поглощены массовой урбанизацией, можно отыскать живой фольклор. Люди с удовольствием берут участие в красочном действе, которое имеет под собой исключительно исторически подлинную основу.

Уже где-то с Ильина дня, а где-то с Успеньева во многих поселениях начинали водить осенние хороводы. Стоит отметить, что хоровод – самый древний из танцев русского народа, корнями уходит в обряды поклонения богу Солнца. Обновляли огонь, тушили старый, добывали новый. С этого же времени вся деятельность на поле заканчивалась и начинались работы в доме и во доре, на огороде. В этот день не ходили в лес, потому что считалось, что змея может утащить.

Календарная обрядность, возникнув в глубокой древности, отражала мировоззрения народа, она изменялась в соответствии с развитием общества. Славяне не создали собственных гадательных систем, но «свято место пусто не бывает»: у них был свой способ предвидения будущего. Формирование и утверждение в быту новых праздников и обрядов у народов нашей страны рассмотрела Л. А. Тульцева. В настоящее время практические потребности выдвинули задачу развития современных календарных праздников русских с учетом тех особенностей, которые появились в новом регионе. В настоящее время большинство обычаев и традиционных действий, связанных с осенней обрядностью, ушло в прошлое. В некоторой мере прежние обрядовые действия удерживаются в играх детей тех семей, где старшее поколение рассказывает об этом молодым.

В 4 веке мать императора Константина Великого нашла Крест и Гроб Господень. Многие тогда желали увидеть это чудо. Так и был установлен праздник Воздвижения. В третий день ноября праздновали «Казанскую».

Воздвижение тепло сдвигает, а холод надвигает. Воздвижение осень зиме навстречу двигает. На Воздвижение птица в отлет двинулась.

Еще Гоголь писал: «Какой русский не любит быстрой езды?» И сегодня в гулянья очень популярна разудалая езда на санях, запряженных русской тройкой!

Слово «мать» свято для каждого человека, но именование Божией Матери — еще святее… Божию Матерь открылась всем нам и даруется Жизнь вечная — Христос.

Конец февраля — начало марта — Масленица. Дата начала праздника «плавает», она связана с лунным календарем, начинается за 8 недель до первого весеннего полнолуния.

Традиционные осенние праздники русского народа

24 сентября – Федора-Обдирала. Две Федоры в гору – одна осенняя, одна – зимняя, одна с грязью, другая – со стужей. В этот день совершали обряд под названием «свадьба и похороны Кузьмы-Демьяна».

Проделанная работа завершена составлением программы «Праздники и обряды русского народа, как часть факультативного курса Народное творчество», и подборкой дидактического материала. Троица Троицкие игры и песни. Репродукция картины Рублева «Троица».

В девятнадцатом веке этот праздник отмечался повсеместно у славян, только в разное время, в основном в зависимости от климата. Например, последний сноп жали молча, а потом женщины катались по жниве с определенными словами-песнями. Этот обряд называли «завиванием бороды».






Обжи́нки день народного календаря славян и обряд завершения жатвы. К середине августа заканчивается жатва хлебов, отсюда и название праздника. Обжинки характерна прежде всего для восточно- и западно-славянской традиции; у южнах славян праздник окончания уборки хлебов смещён на период обмолота зерна




Выжанка На исходе лета в хозяйстве, где осталось ещё не убранное поле, его дожинают толокой (добровольнами помощниками). Последний сноп жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него. По старинному обычаю на сжатом поле оставляют небольшую часть несрезаннах колосьев, связывая их лентой завивают «бороду»




Осени́на день народного календаря восточнах славян, выпадающий на 21 сентября. Праздник посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу за собраннай урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям. В некоторых местах отправляются поминки по мёртвым, как в Дмитриевскую субботу.


Возжигание огня Считалось, что с 21 сентября наступает конец лету и осень вступает в свои права. Про этот день говорили: «Всякому лету аминь». Встреча осени в некоторых местностях отмечается обновлением в избе огня: старый огонь гасят и зажигают новый, который добывают ударами кремня или трением дерева.


Почитание женщин Рано утром женщина и девушки выходили к берегам рек, озёр и прудов встретить матушку Осенину овсянам хлебом и киселём. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг её поют песни. После сего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот.


Похорона мух В этот день в некоторых местах проводится обряд «похорона мух». Пойманную муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых и Земли на время наступающей зимы.



В осеннем цикле самое важное место занимают обряды, посвященные началу и окончанию уборочных работ и сбора плодов. По народным поверьям боги не всегда охотно расставались с дарами земли. Поэтому перед началом сбора фруктов, овощей и злаков в их честь устраивались моления.

Первым осенним праздником был яблочный спас. В этот день каждый хозяин брал яблоки для осв щения в церковь, а потом в своем доме совершал моление в честь покровителя яблонь, чтобы тот сохранил зеленые яблоки от бури и ураганов, от мышей и зайцев, чтобы яблоки уродились сладкие и их было много. Затем все садились за стол и ели яблоки, отделяя кусочки для умерших предков.

Устраивались моления и в честь богинь земли - Мода авы, поля -- Пакся авы, плодородия - Норов авы. Им молились перед началом жатвы, прося их благополучно провести ее, чтобы не порезать руки серпом, чтобы не получить солнечный удар. После окончания жатвы проводили «тарваз озкс» - моление серпа. Пакся ава, по верованиям мордовского крестьянства, жила во ржи. Оставив в стороне восхода солнца полоску несжатой ржи, связывали колосья вместе, под ними стелили белое полотенце с хлебом и солью на нем, серпы втыкали в землю у этого клочка, сами садились на последний сноп, и старшая из женщин благодарила хозяйку поля за урожай:

Милостивая мать поля,

Дала ты нам зерна,

Не обижая наши сердца,

Колосья ржи полны

Серебряным, золотым зерном

После молитвы старшая из женщин навертывала колосья на серп и вырывала их с корнем. Зерна с этих колосьев скармливали курам, чтобы у них было много яиц.

Одним из самых торжественных, многолюдных и архаичных обрядов осеннего цикла был большой трехдневный праздник «велень озкс» - сельское моление. По-другому его называли «паронь пандома» - буквально: плата за добро. На нем выполнялось множество ритуальных действий: зажжение родовых свечей -- «штатолов»,проведение обрядовой трапезы, пение молитвенных песен -- «пазморот», приношение жертвы божествам и т.д., чтобы заручиться благоволением покровителей, добиться от них содействия в получении необходимых благ .

Руководили этим молением выбранные старики -- «озатя». Они благодарили богов за хороший урожай, за дождь и солнце, просили сохранить собранный хлеб от пожаров, от грызунов, от гниения. В благодарность они отламывали от каждого кушанья по кусочку и зарывали их в землю, бросали в воду или вешали в специальном туеске на дерево - для богов. После этого все приступали к общему обеду.

Примерно через неделю после велень озкса устраивали семейное моление, в котором принимали участие и замужние дочери. Оно посвящалось домовому Керень шочконь (м.) и покровительнице дома и двора Куд-Юрт аве (э.). Для них резали две овцы - черную и белую, варили пиво. Все кушанья ставили на стол и просили у покровителей дома здоровья и благополучия для хозяев, благодарили их за помощь. Затем всех присутствующих обносили пивом и едой, которую клали на горбушку хлеба. Часть еды отделяли под порог -- домовому и в подпол -- Куд--Юрт аве .

Иногда в начале осени проводили озим озкс (моление озимых). Его обязательно делали, если озимые плохо всходили. Устраивали это моление прямо на поле. В жертву Пакся аве приносили корову или двух овец. Ее молили защитить хлеб от ветра, града, мороза и сильной жары.

В начале октября праздновался Покров. Этот праздник считался женским. Мордовки проводили обряд «покров баба». На каждой улице одна из женщин надевала вывернутую шубу, обувала худые лапти, на шею вешала пучок пеньки, из пеньки же делала бороду, садилась верхом на палку, брала в руки веник и так ходила из дома в дом. Войдя в дом, она плясала и пела, веником проводила по стенам и потолку комнаты, как бы выгоняя тараканов и сверчков:

О чем поет покров баба?

О чем пляшет покров баба?

Об овине, о двух,

О двух хвостах белок,

О блохе, прицепившейся к платью,

О клопе, прилипшем к стене

Таким образом, одной из целей этого обряда было уничтожение насекомых, но она не единственная. Покров баба высказывала пожелание женить сына. В каждом доме женщине давали пирог, за который она благодарила: «Пусть уродится хлеб, чтоб на будущий год еще больше был пирог».

Так же, как и при проведении других мордовских обрядов, исполнение покров бабы разрешало несколько задач: семейно-бытовых и аграрных.

Начиная с Покрова в мордовских селениях проводился праздник, который был своеобразным ритуалом перехода девушек в старшую молодежную группу. Назывался он «Тейтерень пия кудо» - девичий дом пива. Название его отражало как основной состав участников-девушек, достигших брачного возраста, так и основное угощение - пиво, которое варилось из собранных продуктов в специально нанятом доме. В больших населенных пунктах нередко было несколько таких изб.

Проводился праздник в течение семи - десяти дней. Задолго готовились к празднику: варили брагу, вкусную еду, вышивали подарки к будущей свадьбе, учились причитывать, осваивали искусство многоголосного пения, составляли к предстоящим вечерам отдельные программы для стариков, молодых женщин, молодежи, изготавливали костюмы и реквизит для персонажей народных представлений (Покров Баба, Адямот, Казаки и т.д.) .

«Девичий праздник» как бы завершал весенне-летний цикл молодежных гуляний, во время которых молодые и их родители присматривали будущих супругов. Для тех, кто не успел этого сделать, данное празднество было хорошим шансом наверстать упущенное перед зимним свадебным сезоном.

Тема брака присутствовала на всем протяжении праздника. Так, в один из дней девушки разыгрывали свадебный ритуал, причем в роли «невесты» выступала одна из девушек, первый раз пришедшая в «девичий дом».

С темой брака тесно переплеталась тема плодородия, которая присутствовала здесь, как и в других традиционных праздниках мордвы. Тем более, что основные участницы праздника - зрелые девушки, будущие матери, олицетворяли репродуктивные силы природы. Поэтому их обрядовые действия имели, по народным поверьям, особую силу. Так как праздник «Тейтерень пия кудо» проходил после окончания основных полевых работ, то его участницы часто исполняли песни и припевки, в которых отражена забота об урожае. Перед началом праздника руководительницы праздника -- «Отоманки» или «Покшкеть» ездили на озимое поле, где благодарили богиню плодородия Норов аву за собранный урожай и просили не оставлять людей своими милостями в будущем.

Спасибо тебе за урожай хлебов, Спасибо за богатство ржаного поля.

Помоги уродиться хлебам и на будущий год, Подними поля наши и в следующее лето

Девушки также ходили по утрам провожать за околицу стадо, желая скоту уберечься от хищников и принести своим хозяевам больше молока, шерсти и т.п.

Не последнюю роль играли в «девичьем празднике» и развлекательные моменты. Это было настоящим зрелищем с музыкой, песнями, танцами, играми, ряжением. Оно собирало множество зрителей, которые и сами принимали участие в веселье.

В конце октября проходило семейное моление в овине. Хозяин и его жена приносили в жертву Авын аве - держательнице овина, курицу или красного петуха за то, чтобы она помогла им благополучно обмолотить собранный хлеб, не сжечь его при сушке. По наступлении морозов хозяева молились Мороз ате - старику Морозу. Для него варили кисель из овса, ржи или гороха и выставляли его на окно. «Старика» просили принять угощение и не бить озимые посевы. На этом осенние земледельческие ритуалы заканчивались.

Итак, осенние земледельческие обряды и праздники мордвы также отличались большим разнообразием.

Славянская культура очень богата на обряды, обычаи и традиции.

Славянские обряды не устают поражать своим многообразием, интересной смысловой составляющей и красотой исполнения. Многие из них дошли до наших дней, многие мы практикуем в быту, и вовсе не догадываемся, насколько глубокую они имеют историю.

Осеннее равноденствие – это значимый праздник. В дни осеннего равноденствия славяне издревле устраивали праздники урожая. Ведь работы в поле уже прекратились, урожай уже фактически был собран, и можно было позволить себе немного передохнуть, прежде чем хозяйки начнут готовить запасы к зиме, хозяева – утеплять дом, жилище домашнего скота и хозяйственные помещения, а юноши – отправятся наниматься в рекруты.

В эти дни и традиции предписывали устраивать пиры, ярмарки, игры, шуточные кулачные бои. Вечерами крестьяне отправлялись друг к другу в гости, приглашали домой родственников, готовили многообразные блюда, проводили вечера в беседах.

Осеннее равноденствие хоть и имело для крестьян большое значение, празднование его и сопровождающие праздник были на Руси не так распространены. И этому была простая причина.

Осень для славян являлась порой увядания, замирания жизни. Осенью активность природных жизненных сил фактически сходила на нет. Потому взаимодействие с этой энергией не всегда приносило плоды, ведь наиболее активной взаимосвязь с природой становилась, когда та пробуждалась. Потому пик, когда набирали свою силу, чаще всего приходился на весну. И потому осеннее равноденствие не всегда активно праздновали.

Но обряды, проводимые в осеннее равноденствие, все же существовали. Одним из таких обрядов был обряд «Гнездо».

Обряд этот был весьма прост по исполнению, но у славян считался одним из наиболее действенных.

Проводила обряд чаще всего молодая женщина. Проводиться обряд должен был в дни осеннего равноденствия. На рассвете женщина отправлялась в лес, на поиски пустого гнезда. Перед тем, как зайти в чащу, обязательно нужно было поклониться Хозяйке леса, иначе обряд, скорее всего, не сулил ничего хорошего. Найти пустое гнездо не всегда было очень просто. И иногда женщинам подолгу приходилось бродить в лесной чаще в поисках.

Гнездо у славян являлось символом домашнего очага защиты и уюта. Все это помогало обрести семье найденное хозяйкой гнездо. Его женщина с осторожностью несла в дом и оставляла в красном углу, рядом с другими талисманами и оберегами.

Иногда к Хозяйке леса обращались люди, отчаявшиеся обрести семью. Они просили дать им такое гнездо, чтобы этот талисман помог им в обретении семьи, домашнего очага и уюта. Но к Хозяйке леса нельзя было обратиться просто так. Нужно было пообещать ей что-то взамен, дать «обет».

Обеты у славян – это отдельная и очень интересная тема, об обетах мы поговорим с Вами в других статьях.