Стиляги в ссср. Мода ссср: что носили девушки в союзе? Вот к чему стремились стиляги

История субкультуры

Первые стиляги появились в конце 1940-х годов. Их движение стало протестом против стереотипов советского общества. Стиляг отличал цинизм суждений, подчеркнутая аполитичность, отрицание некоторых норм общественной морали того времени. Вернувшиеся из Западной Европы победители привезли множество так называемых «трофейных» журналов, украшений, одежды, обуви. Эти вещи, уже вышедшие из моды за рубежом, стали основой протестного гардероба для стиляг «из народа».

Первые стиляги появились в конце 1940-х годов




Появление термина «стиляга»

Впервые термин был использован в 1949 году в сатирическом очерке Д. Г. Беляева «Стиляга». Текст был опубликован в журнале «Крокодил» в рубрике «Типы, уходящие в прошлое». В очерке описывался школьный вечер, где появился «разодетый на иностранный манер» невежественный и тщеславный молодой человек, гордый своим нелепым пестрым нарядом и навыками в зарубежных танцах.

Впервые термин был использован в 1949 году



Он вызывает смех и брезгливую жалость у других студентов. Также в фельетоне представлена подруга стиляги Мумочка, «по виду спорхнувшая с обложки журнала мод». Очерк «Стиляга» и напечатанная в том же номере статья о безродных космополитах стали сигналом начала кампании против влияния Запада. Есть мнение, что сам термин «стиляга» пришел из музыкального языка: у джазовых исполнителей термин «стилять» означал «копировать чужой стиль игры». Существовало выражение «дуть стилягу» — то есть играть в подражательной манере.




Отношение общества к субкультуре

Начиная с 50-х годов, стиляги постоянно подвергались преследованиям

Начиная с 50-х годов, стиляги постоянно подвергались преследованиям. Представителей субкультуры регулярно высмеивали в прессе и прорабатывали на комсомольских собраниях, отряды дружинников преследовали их на улицах. Стилягам портили одежду и отрезали волосы. Их насильно отводили в милицию и фотографировали для обличительных статей. Краткими «просветами» в отношении к субкультуре стиляг были выставка работ Пабло Пикассо в 1956 году, приезд в Москву Кристиана Диора (Christian Dior) с моделями в 1959 году и, в первую очередь, фестиваль молодежи и студентов в 1957 году. В эти моменты преследования ослабевали, но позже начинались снова.





Угасание движения стиляг



Движение стиляг практически угасло к середине 1960-х

Движение стиляг практически угасло к середине 1960-х. Некоторые исследователи считают, что представителей субкультуры начала 60-х уже нельзя отнести к стилягам. Несмотря на исчезновение субкультуры, стилягами еще в течение десяти лет продолжали называть модников.



Представители субкультуры имели специфический внешний вид, особые манеры поведения, свой сленг и музыкальные предпочтения. Во многом предпочтения стиляг сформировали «трофейные» фильмы — «Судьба солдата в Америке», «Серенада Солнечной Долины», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Джордж из Динки-джаза», а также картины с Диной Дурбин.

Одежда


Первые стиляги носили мешковатые двубортные пиджаки пестрых расцветок

Первые стиляги носили мешковатые двубортные пиджаки пестрых расцветок, шляпы с широкими полями, яркие носки , выглядывающие из-под брюк , цветные шелковые или гавайские рубашки , свитера с оленями, остроносые ботинки на высокой подошве, галстуки с драконами, обезьянами, петухами.



Позднее наряд представителей субкультуры стал более элегантным: брюки-дудочки шириной 22 см — в противоположность советским 32-сантиметровым, джинсы , зонты -трости, узкие галстуки-селедки.


К 60-м годам в честь следования американской моде стиляги стали называть себя «штатниками». К тому времени среди представителей движения популярны были строгие плащи с верхней пуговицей, ратиновые пальто в английском стиле, костюмы из чистой шерсти, широкие серые пиджаки с платочком в кармашке, сшитые у портного шляпы «стетсон», американские солдатские ботинки и туфли с перфорированным носком.

Мужской гардероб стал квинтэссенцией протестного движения — девушки-стиляги не имели собственного стиля. Они копировали фасоны из прибалтийских или социалистических модных журналов: носили пышные и узкие юбки , брюки, яркие блузы с цветочным принтом , туфли с удлиненным носком.



Зажиточные стиляги покупали одежду у фарцовщиков или приезжих иностранцев

Зажиточные стиляги покупали одежду у фарцовщиков или приезжих иностранцев, а также заказывали пошив вещей из западных тканей, купленных в комиссионных магазинах. Стиляги из бедных семей часто шили плащи и брюки из брезента, наклеивали на ботинки так называемую «манную кашу» — подошвы из каучука или микропорки, которые затем гофрировали сбоку, и пр.



У представителей субкультуры были в почете особые «предметы роскоши» — заграничные авторучки, портсигары и зажигалки, а также американские игральные карты с девушками в стиле Pin-up.

Прическа и макияж

Стиляги 50-х носили начесанные и набриолиненные «коки» на лбу, а также тонкие усики-«мерзавчики».



Девушки-стиляги использовали больше косметики, чем простые советские женщины. Приветствовалась яркая помада, густо подведенные глаза. Модной прической был «венчик мира», для которого волосы завивались и укладывались вокруг головы, а к 60-м годам, благодаря фильму «Бабетта идет на войну» с Бриджит Бардо, невероятно популярной стала начесанная бабетта, которую носила главная героиня фильма.

Манеры


Стиляги имели особенные манеры движений

Стиляги имели особенные манеры движений, которые были представлены как «на редкость развязные». Пластика представителей субкультуры была осознанной и продуманной: высоко поднятая голова и свободная походка указывали на их принадлежность к движению, кроме того, диктовались костюмом и танцами. Стиляги из разных городов по вечерам прогуливались («совершали хил») по «Бродвею» — обычно центральной улице города (улица Горького в Москве, Невский проспект в Ленинграде). Важным элементом таких прогулок была демонстрация своих костюмов.

Сленг



Особый сленг стиляг складывался из английских заимствований

Особый сленг стиляг складывался из английских заимствований, переиначенных на русский лад, в сочетании с элементами музыкального жаргона. Также стиляги меняли свои имена на созвучные им иностранные.

Джакеток (англ. jacket) — пиджак.

Совпаршив — одежда и обувь советского производства или самодельная.

Соксы (англ. socks) — яркие носки, видные из-под брючины.

Таек (англ. tie) — галстук.

Трузера, траузера, траузерса (англ. trousers) — брюки.

Тренчкот (англ. trenchcoat) — плащ

Хэток (англ. hat) — шляпа.

Шузы, шузня (англ. shoes) — ботинки на высокой подошве.

Музыка


Главным атрибутом стиляг был саксофон, олицетворявший музыку свободных людей. Стиляги увлекались зарубежными танцами и музыкой — в первую очередь, джазом.

В 1950-е годы СССР был отделен практически от всего мира железным занавесом. В стране было запрещено всё, связанное с Западом. И именно в то время появился общественный «капиталистический» феномен - стиляги.

Кто такие стиляги? Предшественники современных хипстеров? Советская «золотая молодежь»?

В нашей статье подробно разберём эту яркую молодёжную субкультуру.

Стиляги отличались нарочитой аполитичностью, цинизмом в суждениях, безразличием к нормам советской морали, носили яркую, иногда нелепую одежду и проявляли особый интерес к западной музыке и танцам. Среди этих молодых людей было достаточно много детей партийных работников и чиновников различного ранга.

Появление стиляг в СССР припадает на послевоенный период. Подражание западному стилю прослеживалось у стиляг всего советского периода, это и выражалось в стиле одежды, своеобразному сленгу и интересе к зарубежной музыке.

Стильные танцы

В каждом крупном городе имелась относительно небольшая группа молодых людей, выделявшаяся из серой массы. Типичные однотонные скромные одежды советского образца не устраивали наиболее «образованных» студентов, из которых, в основном, и состояло движение стиляг.

Название субкультура получила от слова «стильный», и у них действительно был свой стиль. Юноши обычно носили узкие брюки, пиджаки с широкими плечами, гавайские рубашки, галстуки кричащих цветов и зонтики-трости. В обуви самым шиком считались ботинки на толстой каучуковой подошве. Девушки носили сильно приталенные платья в американском стиле, узкие юбки по колено и брючные костюмы.

Практически американские модники

Выходцы из интеллигентных семей имели доступ к заграничным товарам, привозимых родителями из-за «бугра». Столичные стиляги были более обеспеченными материалами для соответствия выбранному образу. Граждане, работающие в иностранных посольствах, дипмиссиях и отбывающие в заграничную командировку, могли привести с собой на родину одежду, обувь, музыкальные произведения, магнитофоны и другую продукцию зарубежного производства. За «железным занавесом» эти товары были долгое время в дефиците, и являлись объектами желаний и зависти.

Представители этой альтернативной культуры в других крупных населенных пунктов получали все необходимые для стиляжничества вещи из столицы или портовых городов, в которые заходили иностранные суда. Но в большинстве случаев, стиляги одевались в пошитые кустарным способом одежды. Они перекраивались из производимых советскими фабриками материалов.

Самые модные парни Москвы

Если необходимую одежду и можно было достать в готовом виде, то с обувью дела обстояли сложнее. Ботинки на толстой каучуковой подошве и туфли с заостренным носом в советских обувных магазинах не продавались. За границей такая обувь стоила дорого, и была по карману только детям номенклатурщиков. Советские стиляги сами добавляли несколько слоев к подошве произведенной в Союзе обуви. Так достигалась нужная высота подошвы, и придавался «неповторимый» стиль. Такие «шузы» можно было часто увидеть на представителях этой пестрой стильной культуры.

Многие стиляги сами перекраивали немногочисленные пестрые вещи советского образца, придавая им нужный фасон. Ширпотреб и барахолка также помогали создавать стильный имидж выделяющейся молодежи. Индивидуальный пошив одежды и обуви позволял всем желающим стать представителями этой «стильной» культуры.

Стильная парочка

Прически молодых людей подчеркивали принадлежность к заграничному стилю. Набриллионенный кок, начесанный густой чуб, длинные волосы выделяли стилягу-парня из толпы. Были в моде и аккуратно приклеенные или выращенные усы «мерзавчики», которые дополняли ненормативный внешний образ. Стильными прическами у подружек стиляг были «Бабетта» (как у Бриджит Бордо в одноименном фильме) и короткая стрижка «под француженку». Обязательной в макияже девушек была ярко-красная помада, что вызывало у сознательных представителей общественности резко негативную реакцию.

Девушкам-стилягам было труднее соответствовать выбранному полулегальному стилю. Нормы поведения и одежды для советской девушки отличались скромностью, а установленная нравственность вовсе не позволяла сделать шаг в сторону альтернативы. Юбки чуть выше колена рассматривались как развращенность, и тут же осуждались старшим поколением.

Рок-н-ролл, буги-вуги, фокстрот и другие зарубежные направления в музыке и танцев преобладали у стиляг. Аудиозаписи привозились из заграницы, а также нарезались специалистами кустарным способом, на рентгеновскую пленку. Но самим популярным и доступным было прослушивание иностранных радиопередач, в которых транслировалась нужная стилягам музыка.

Многие из стиляг были творческими личностями и делали себе одежду и аксессуары сами. Некоторые собственными руками создавали музыкальные инструменты или переделывали для исполнения джаза акустические гитары в электрические. А пластинки с любимой музыкой они тоже записывали сами - на старых рентгеновских снимках. Кроме стиля одежды и причесок, в субкультуре стиляг была очень важной музыка. Стиляги в основном слушали джаз и свинг, но их любимой песней была «Чаттануга Чу-чу» из саундтрека к фильму «Серенада солнечной долины».

Пластинки-малышки из рентгеновских снимков

Облаченные в яркие пестрые наряды стиляги делали местами своих тусовок центральные площади и улицы крупных городов. Прослушивание стильной музыки и танцы происходили на танцполах и в клубах. Советское стиляжничество стало прототипом для альтернативных молодежных течений в современной России.

Твист на картоне: бережём шузы

И хотя субкультура стиляг шла вразрез с коммунистической идеологией, мотивы этих молодых людей, как правило, были далеки от политики. Это была скорее эскапистская субкультура, а не группа культурных протестующих: стиляги по сути создали собственный красочный мир в условиях эгалитарного режима со множеством ограничений. Поведение стиляг было не столько протестом, сколько способом самовыражения. Поколение послевоенной молодежи уже не хотело бороться за коммунистические идеалы, молодые люди хотели свободы. Строй и общество при этом диктовали свои правила: «будь как все», «делай как все». Возможностей для проявления собственной индивидуальности практически не оставалось. Если ты, конечно, не собирался (или не мог) устанавливать трудовые рекорды.

Обложки западных журналов - предмета вожделения всех стиляг

Поскольку стиляги были, как правило, представителями золотой молодежи, они имели свободный доступ к западным журналам, музыке и фильмам. И это понятно: высокопоставленные родители готовы были сделать для своих любимых чад все, даже приоткрыть запретный занавес. Молодежь не только слушала западную музыку и танцевала «запрещенные» танцы, молодые люди подражали западным музыкантам во всем. Например, многие парни-стиляги делали себе прически в стиле Джонни Вайсмюллера, который снялся в серии фильмов о Тарзане.

Вот к чему стремились стиляги

Внешний вид, ценности и поведение стиляг находились в полном диссонансе с нормами советской морали, поэтому стиляги порой подвергались насмешкам и открытому негативу со стороны обычных людей.

Несмотря на то что субкультура стиляг была крайне провокационной, эта необычная молодежь не участвовала в каких-либо мероприятиях, которые были официально запрещены законом, а переодеваться и встречаться группами по интересам никто не запрещал. Чтобы решить эту проблему, власти начали пытаться выставить стиляг в качестве асоциальных, «чуждых человеческому обществу» элементов.

Иногда бывает просто необходимо внести яркие краски в свою жизнь. Ну а у кого этому учиться, если не у стиляг? Они, как никто другой, понимали смысл во всем ярком, но в то же время красивом. Стиляги умели жить на полную катушку, не задумываясь о том, кто и что о них подумает.

На территории нашей страны они появились в конце 40-х годов. Именно тогда перед ними открылась непосредственность и раскованность во всем американской молодежи. Советские модники называли себя «штатниками». То, как знаем их сейчас мы, как стиляг придумал один пародийный журналист. Ведь именно они умели выделяться среди обычной серой массы. Яркие, неожиданные стиляги стали лицом молодежи того периода.

Классические образы стиляг

Как мужчины, так и женщины, которые решили для себя одеваться по стиляжной моде, имели отличительные черты. Ну, если для первых обязательным был изысканный костюм, красочный галстук, то для представительниц прекрасного пола все немного усложнялось.

Отличительной чертой этого красочного стиля для них было наличие довольно-таки нескромного, по тем временам, платья. Оно должно было быть яркое, обязательно с веселым рисунком, который привлекал бы внимание. К тому же, девчонки выбирали наряды с открытым верхом и короткими рукавами. Что касается фасонов, то предпочтительными были два:

  • «цветок».

Названия эти фасоны платьев получили от форм, которые создавали при ношении. Платья первого фасона обтягивали бедра своей владелицы и к тому же еще и сужались к коленам. Второй тип характеризировался наличием пышной юбки, которая выходила из под тонкой талии. Тонкий стан визуально старались уменьшить с помощью широкого пояса. Именно он должен был выделить изящные изгибы. Стиляги советского времени дополнили его еще и большим бантом.

Цвет определяет всё

Принесли из тех лихих пятидесятых стиляги нам и цветовую палитру. Наиболее популярными как тогда, так и сейчас, среди поклонников этого стиля являются такие цветовые решения:

  • крупный горох;
  • яркие круги;
  • цветной принт.

Сегодняшние любительницы выделиться среди пастельных тонов тоже часто используют эти цвета. Но современные модницы часто отходят от слишком вычурных нарядов. Популярностью стали пользоваться и мягкие оттенки в сочетании с фасонами того периода.

Вместе с пышными юбками и легким бантом такой наряд придает своей обладательнице неповторимую воздушность, легкость и мечтательность. К тому же, можно быть уверенной, что он в любом случае обращает на себя внимание, что и было главной целью образа. Беспроигрышным вариантом считается однотонный низ и яркий верх либо наоборот. Это красиво и нежно.

Маленькие секреты ретро-стиля

Длина нарядов для девушек — поклонниц этого стиля в прошлом в основном не была выше колена, но вот в современном мире все больше актуальными становятся наряды именно коротких фасонов. Особенно шикарно смотрятся пышные юбки, которые немного короче гипюровых подъюбников. Последние, кроме того, что немного «выглядывают», должны еще и контрастировать по цвету, дополнительно обращая внимания на эту пикантную деталь.

Это классика стиля стиляг, но не предел. Существует еще масса вариантов, которые можно подобрать для подражания этой безбашенной молодежи. К примеру, можно одеть и укороченные брюки. Но выбирать их стоит ярких цветов и вместе с контрастным свитерком. Неплохо будут выглядеть и платья-макси с глубоким декольте. Главное правило – это отделение от обыденности и создание себе хорошего ретро-настроения.

Конечно, это платья не на каждый день. Менее яркие наряды можно носить чаще: на прогулку, на свидание. Прекрасно образ девушки-Стиляги подойдет для встречи Нового года. Но и, конечно, идеально он будет смотреться на тематической вечеринке, посвященной тем годам. Тогда уж можно оторваться по полной программе.

Образ Стиляги в деталях

Чем еще хороши платья стиляг, что они подходят практически всем девушкам, независимо от комплекции. Единственным условием лишь является не переборщить и не превратить себя в безвкусного попугая. Ни в коем случае не надевайте вместе вещи с разными рисунками, даже если они идеально подходят в остальном.

Аккуратно стоит подбирать и аксессуары. Можно использовать большую брошь либо крупные бусы, легкий ажурный шарф. К открытым платьям прекрасно подойдут длинные перчатки. Очень популярным аксессуаом был платок, повязанный на голову так, чтобы бант был сверху. Его цвет подбирают под другие аксессуары либо фактуру наряда. Часто девчонки тех годов одевали еще и гольфы, что придавало невинность образу.

Что касается обуви, сумочек, то можно спокойно выбрать яркие лаковые туфли и сумочку. Но всегда стоит помнить, что больше трех цветов лучше не использовать даже в самых ярких образах.

Макияж для создания образа Стиляги должен быть ярким. Черные стрелы, алые губы, румяна – все это акцентирует внимание на вас и подчеркнет индивидуальность.

Стиляги оставили нестираемый след в истории моды. Их образы до сих пор будоражат фантазии многих дизайнеров и модельеров. Так почему бы и нам немного не побаловать себя бесшабашностью того времени?

Молодежь при любом режиме стремится к самовыражению, и поэтому периодически возникают различные направления, отличающиеся по внешнему виду и мировосприятию от всех прочих социальных групп. Такими были стиляги. Годы сталинской эпохи вызвали возникновение движения молодежи, которая отстаивала свое право на свободу при помощи одежды, слов и музыки. Они не призывали к смене режима, они только хотели иметь право на свою индивидуальность в мире серости и безликости. Расскажем о том, что это за субкультура и чем отличается образ стиляги.

Происхождение субкультуры

Такое явление, как стиляга, - это результат действия целого ряда факторов. После октябрьского переворота 1917 года СССР находился в международной изоляции, и только после Второй мировой войны возобновляются контакты с иностранными государствами. Это приводит к тому, что в стране появляется прослойка людей, регулярно бывающих за границей, и их детей. Именно дети дипломатов и торговых работников и стали основой нарождающейся социальной группы золотой молодежи. Им хотелось подчеркнуть свою особенность, и для этого они избирают особый западный внешний вид, музыку и т. п.

Также на формирование культуры стиляг влияет нарастающий внутренний протест молодежи против серости жизни и нищеты. Это чувство подхлестывали трофейные вещи, фильмы, музыкальные произведения. Молодым людям хотелось после многих лет лишений праздника, яркости, необычности. Стиль одежды стиляг, их музыкальные вкусы, танцы стали вызовом регламентированию сферы частной жизни.

Этимология названия

Изначально представители этой субкультуры называли себя штатниками, так как брали пример во всем с Соединенных Штатов Америки. Но в 1949 году в популярном юмористическом журнале «Крокодил» появился фельетон «Типы, уходящие в прошлое». В нем описывалось новое социальное явление - поклонники западной культуры - как совершенно чуждое и вредное советскому обществу, там впервые и появилось слово «стиляги». Субкультура описывалась как некое извращенное поведение, недостойное советского человека. Яркая образность и едкость текста привлекли к нему внимание широкой общественности, и слово ушло в народ.

Постепенно изначальное наименование «штатники» исчезло из лексикона газет, людей и самих представителей движения. Есть версия, что слово «стиляги» происходило от слова "стиль" как самого главного, что отличало молодых людей этого движения от всех прочих. И даже есть предположение, что такое наименование пришло из джазового сленга. Так или иначе, в начале 50-х годов новый термин прочно закрепился за этим социальным движением.

Идеология движения

Стиляга - это человек, который исповедует западные принципы свободы самовыражения. Впрочем, приписывание этой субкультуре бунтарской идеологии является ошибочным. Молодые люди хотели, чтобы им позволили слушать ту музыку, которая им нравится, и танцевать так, как им вздумается. У этой субкультуры не было никакой прозападнической идеологии, которую пытались им приписать. Но так как США официально считались враждебным государством, то и превознесение американской культуры воспринималось как На самом же деле образ стиляги - это была лишь форма отстаивания свободы на свое мнение и вкус и не более того. Главным времяпрепровождением стиляг были прогулки и вечеринки. В Москве главным местом их променада была улица Тверская - «Бродвей».

Мода и костюм стиляги

Главным признаком стиляг является их внешний вид. Типичный образ представителей этого сообщества эволюционировал и изменялся, пока не сформировался «классический» вариант. состоял из узких брюк-дудочек, приталенного пиджака с широкими накладными плечами, яркого галстука и остроносых ботинок. При этом предпочтение отдавалось ярким расцветкам как способу противопоставления серой обыденности вокруг.

Особый предмет заботы каждого стиляги - прическа. Высокий начес на голове, кок, был обязательным элементом образа. Также костюм нередко дополнялся солнцезащитными очками, абсолютно чуждыми советскому человеку.

У девушек-стиляг вариантов костюма было больше. Обычно это было платье в с узкой талией, пышной юбкой и декольте. Позже появились еще облегающие платья и юбки, подчеркивающие фигуру. Обязательным элементом образа были туфли на небольшом изогнутом каблучке и маленькая сумочка.

Расцветки также приветствовались преимущественно яркие. Девушка должна была носить чулки - предмет небывалой роскоши. Поэтому те, кто не мог себе их купить, довольствовались тем, что рисовали шов прямо по голой ноге химическим карандашом. Девушки практиковали насыщенный макияж со стрелками на глазах и яркую помаду. На голове они возводили прическу в виде венца или украшали волосы лентой, ярким платком или ободком. Также девушки обязательно носили довольно крупную бижутерию: бусы, серьги, клипсы, браслеты.

Такие яркие молодые люди, конечно, сильно выделялись на общем фоне серости и бедности и поэтому привлекали много внимания. Модную одежду можно было привезти из-за границы, что было доступно только единицам, купить у фарцовщиков или сшить самим. В этой среде формируется целый круг портных, которые обшивают стиляг.

Музыка стиляг

Главным источником вдохновения эта субкультура считала американский джаз. Культовыми произведениями считались песни из фильма «Серенада Солнечной долины» в исполнении оркестра композиции Дюка Эллингтона, Эдди Рознера, Чарли Паркера, Бенни Гудмена. В СССР дипломаты и командированные специалисты привозили записи модной американской музыки, так в стране появился Элвис Пресли, Бадди Холли и другие музыканты в стиле рок-н-ролл.

В те времена стиляга - это был человек, хорошо разбирающийся в западном искусстве, особенно американском. Слушать такую музыку можно было только на квартирах или в заведениях, работающих для иностранных граждан (например, «Коктейль-холл» в Москве). Привозимые записи тиражировались на подпольных студиях, фонограмма наносилась на рентгеновские снимки, поэтому получила прозвище «музыка на костях».

Постепенно в этой среде формируется круг собственных музыкантов, играющих джаз и рок-н-ролл. Например, известный джазмен и саксофонист Алексей Козлов вырос именно из этой культуры.

Танцы стиляг

Эта культура также выражалась в собственных танцах, которые шли вразрез с общепринятыми стилями, модными были рок-н-ролл, фокстрот, чарльстон, буги-вуги. Стиляги в умении танцевать выражали собственное отношение к существующим регламентам и ограничениям. Показать свои умения можно было на танцплощадках, в кафе и даже просто на улице, где стиляги нередко устраивали «показательные выступления». В танце проявлялся тот общественный вызов, который стиляги посылали советской уравниловке.

Лексикон

Для обозначения своей особенности стиляги выработали собственный язык, который основан на адаптации лексем английского языка и сленга джазменов. Это был жаргон, который выполнял функцию деления людей на своих и чужих. В разных городах в речи стиляг были свои слова, чаще всего топонимы, но существовал лексический массив, характерный для всей субкультуры. Так, были слова для обозначения различных мест: "Бродвей" - он был в каждом городе свой, "Кок" ("Коктейль-холл"). Немало лексем обозначало людей разного сорта: чувак, чувиха, батоны, жлоб, фазер . Для наименования танцев и музыкальных стилей использовались привычные термины: рок-н-ролл, джаз, фокстрот, буги-вуги . Стиляги много слов из английского языка приспособили для называния предметов гардероба: соксы, таёк, хэток, шузы, джакеток .

Общественное порицание

В СССР стиляга - это асоциальный элемент, его инаковость рассматривалась как угроза общественному строю и морали советского человека. В конце 40-х годов в стране началась и эта субкультура стала отличной мишенью для выступлений комсомольско-партийных активистов. Существовали дружины, которые отлавливали стиляг, срезали им коки, рвали одежду.

В прессе стиляги 50-х годов стали любимым объектом для насмешек и порицания. Появилось немало карикатур и фельетонов, высмеивающих это движение. Для широких масс эти молодые люди представлялись как пустые копии западных образцов, им было отказано в патриотизме, вкусе, морали. Огромное количество стиляг по всей стране исключались из общественных организаций, увольнялись с работы. Все это приводило к тому, что изначально аполитичные стиляги начинали ненавидеть советскую власть и их протест начал приобретать политический подтекст.

Стиляги разных лет

Внутри этой субкультуры можно увидеть формальную идеологическую эволюцию. Стиляги, субкультура которых возникла в конце 40-х годов в СССР, сначала были группой людей, увлекающихся кино и музыкой США. Но в 50-х годах происходит кристаллизация стиля и оформление начального протестного движения. К концу 50-х многие представители этой субкультуры уже негативно относились к советской власти и втайне мечтали покинуть СССР.

Позже стиляги 60-х годов теряют свою острую противопоставленность общественным настроениям. Начавшаяся оттепель привела к широкой критике советского строя периода Сталина, и поэтому самовыражение стиляг уже не было таким ярким. Прекращаются преследования молодых людей, и постепенно направление сходит на нет, его заменяют новые

Значение субкультуры стиляг

Это общественное движение оставило большой след в советском обществе. Многие стиляги, годы потратившие на изучение американского искусства, костюма, языка, в последующие годы вошли в состав творческой интеллигенции страны. Социологи отмечают, что эта субкультура была первым значительным общественным движением, которое стало началом формирования многочисленных молодежных неформальных объединений: хиппи, панки, рокеры - все они так или иначе выросли из традиций стиляг. Кроме того, это движение сподвигло российских модельеров задуматься о создании молодежного стиля, о поиске новых форм, которые помогли бы преодолеть одинаковую серость советских людей.

Мы знаем, что мода имеет свойство повторяться. То, что было модным однажды, вернется на подиумы вновь. Давайте же подробно поговорим с вами о ретро, о стиле одежды родом из 60-х годов, а фото и наш небольшой ликбез отлично продемонстрируют Вам, как одевались модники и стиляги того времени.



Стиль одежды 60-х: основные модные тенденции

Стиль и мода 60-х — это новые веяния, вся палитра красок и полная неожиданность в модных тенденциях! Листая альбом со старыми фотографиями — восторгаюсь красотой модниц того времени: прическа взлохмаченная, пышная, стрижка аккуратная, волосы слегка завиты… Какая грация, какая элегантность! Говорят, глаза — зеркало души, и в шестидесятых весь акцент приходился именно на глаза. Знаменитые стрелки «бананы» и дорисованные карандашом веснушки украшали практически каждую стилягу! А ведь мы до сих пор рисуем эти стрелки!






Давайте на минуту телепортируемся на 50 лет и посмотрим одну из первых реклам модной одежды! Это просто прекрасно!

Что нравилось женщинам в те времена

«Мода сошла с ума!» — именно такими заглавиями пестрели журналы для модниц. Этот период отвергал все общепринятые нормы эпох предшественниц. Женская мода седьмого десятилетия прошлого века буквально подорвала все моральные и этические устои общества. Модельеры стали использовать яркие цвета и геометрические рисунки не только для женских моделей одежды, но и в мужских трендах. Серое, коричневое, все незаметное и скромное -ушло на задний план и женская одежда начала действительно украшать своих обладательниц, а не скрывать их достоинства. Посмотрите на фото ниже, какие экстравагантные наряды тогда носили женщины.

Фото подборка стильных девушек, 1960-е годы






Особенным спросом пользуются платья, конечно же, очень короткие (супер-мини). Раздельные костюмы носят все реже, а длинная юбка становится символом чопорности. Фасоны платьев настолько изысканы, что их хочется носить и сейчас, они стали абсолютным идеалом для всех мировых модельеров. Если вы ищете платье на вечеринку в стиле 60-х или просто хотите сшить себе эталонный наряд, посмотрите следующий видео фильм о вечерних и повседневных платьях в стиле ретро.

А что известные знаменитости?

Стиль шестидесятых широко использовали первые красавицы мира. Среди них была Жаклин Кеннеди, первая леди Америки, Твигги, звезда советских и иностранных подиумов Регина Збарская. На следующем видео можно посмотреть на фантастические кадры из прошлого, модный показ 1961 года с участием советской супермодели Regina Zbarskoi.

Как видите, именно к концу шестидесятых в моде проявляется демократизм, нет жестких правил и моральных устоев, все желающие могут проявить себя индивидуально.

Эта удивительная, испуганная девочка — Твигги, звезда и модный эталон молодежи.Глаза, как у Твигги — греза каждой красотки.


Жаклин Кеннеди выглядела поразительно стильно в то время. У неё был действительно «президентский» вкус.



В 1959 году выходит знаменитый фильм под названием «Бабетта идет на войну» с Бриджит Бардо в главной роли. Не одно зрительское сердце покорил внешний вид этой красавицы. Образец для подражания, образ «сексуального котенка» — ее небрежно-взбитая прическа с начесом, которая после выхода фильма стает суперпопулярной. Как раз Бриджит вносит в моду начес, появляясь на публике с разными прическами на его основе. Знаменитая бабетта Бардо – еще один символ гламурных шестидесятых. Между прочим, она актуальна для элегантных и стройных женщин даже в наше время. Именно Бардо внесла в моду также и глубокий вырез, оголявший плечи, короткие юбки в клетку и бикини!


Мужская мода 60-х гг прошлого века

Немногим раньше одежду четко можно было разделить на мужскую, женскую, повседневную, выходную и формальную. Теперь же появился новый вид одежды, который могли носить и мужчины, и женщины – это джинсы. Они считались одеждой унисекс. Но какие же элементы одежды всегда были исконно-мужскими? Давайте разберемся, что носили мужчины в это прекрасное время. Парни-стиляги не отставали от модниц-дам!



В эту пору модников мужчин можно было увидеть в элегантных костюмах. Брюки были чуть заужены, крой пиджака тоже отличался от прежних классических образцов. Стало модным ходить в пиджаках и брюках, разных по цвету и структуре ткани. В общем, мужской стиль походил на современный кэжуал.

Лондонская высокая мода

Франция всегда считалась законодательницей мод и до сих пор предлагала миру только элегантные платья, гламур, жемчуг, костюмы и перчатки. Но новаторство берет свое и постепенно титул модной столицы завоевывает Лондон, ведь там еще с конца 50 годов начали открываться магазины для модной молодежи. Именно благодаря этому улицы Кингс-Роуд и Карнаби-стрит стали самыми модными улицами мира.


Здесь в этот же период известным парикмахером Видалом Сассуном создается новый вид стрижек. Он работает над геометрическими стрижками, которые будут легки в укладке и уходе. Именно он создал знаменитый «боб» для актрисы Ненси Кван, и эта же стрижка через какое-то время покорила современных модниц и была на всех обложках модных журналов.

А это Нэнси Кван — была знаменитой актрисой, а вошла в историю благодаря прическе.

Лондон стал родиной знаменитой мини юбки, самой скандальной в мире одежды. Молодежь сразу подхватила эту новинку, тем самым бунтуя и отвергая стандарты прошлого времени. Юбки мини стали предметом сексуальной революции. Молодежь всего мира была покорена новым веянием, в дальнейшем названным «стиль Лондон».
Как хорошие новости — модные тенденции быстро разлетелись по всему свету. В других крупных городах и столицах, кроме Лондона, начали появляться стилисты, которые работали и создавали моду только для молодежи. В домах высокой моды катастрофически не хватает клиентов, и они вынуждены налаживать свои линии одежды, уже учитывая сменившиеся вкусы общества. Как одевалась молодежь – экспрессивно и дерзко, и это становится основной тенденцией и направлением стиля всех последующих эпох.


Очень рекомендуем посмотреть ретро видео, прогулка по Кингс Роаду, будто онлайн трансляция с далеких шестидесятых. Это потрясающая возможность посмотреть в прошлое, на этих необычных и задорных людей, которыми тогда были лондонцы! Приятного просмотра!

Американская мода, покорившая мир в 60е годы

Молодежные настроения, царившие во всем мире, не обошли стороной и Америку. Известный красавец-стиляга Элвис Пресли стал кумиром в Америке и за ее пределами. Его аккуратная, высокая челка хохолком стала настоящим вызовом обществу. Дизайнеры пошли еще дальше: Руди Гернрейх представил вниманию публики купальный костюм «без верха», ставший своеобразной бомбой.


Молодые люди производили на пляжах настоящий фурор, а открытые купальники стали еще одним символом сексуальной революции шестидесятых.

Мода СССР: что носили девушки в союзе?

«Серая и строгая» — так позже называли образцы женской одежды в Союзе. Но в 60-х годах мода в СССР, подключаясь ко всемирным настроениям, выплеснула наружу свой нерастраченный потенциал. Стиль одежды советских женщин и мужчин кардинально сменился: цветовая гамма стала более веселой, а фасоны – более современными и интересными. Все, что было в моде раньше: блеклые цвета, модели эпохи Второй Мировой и незаметные украшения — теперь считалось скучным и старым, молодежь начинала требовать перемен и даже шила себе одежду сама. Возникает огромный спрос на аксессуары и парфюмерию.


Узнать всю правду о моде того времени, можно из небольшого ролика дальше.

Так же Вашему вниманию представляется скандальный документальный фильм, как одевались простые люди в Советском союзе и каковой была цена за возможность выглядеть «не как все»… Глубокая ностальгия и удивление остается от просмотра этого видео.

Шестидесятые стали примером для подражания. Многие гении дизайнерских проектов и сейчас пользуются изюминками прошлого. Стиль ретро стал классикой, которая до сих пор завоевывает сердца модников и модниц.