Стишки для самых маленьких от 3. Детские стихи маленькие для самых маленьких

Идёт бычок, качается

Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Как на нашем на лугу

Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу,
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.

Андрей-воробей

Андрей-воробей,
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек
Из-под палочек.
Не клюй песок,
Не тупи носок!

Мишка косолапый

Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает,
Песенку поёт.
Вдруг упала шишка -
Прямо мишке в лоб!
Мишка рассердился
И ногою - топ!

Идёт коза рогатая

Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт -
Забодает, забодает!

Идёт коза рогатая

Идёт коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто маму не слушает?
Кто кашу не кушает?
Кто отцу не помогает?
Забодает! Забодает! Забодает!

Балалайка, балалайка!

Балалайка, балалайка!
Ну-ка, песенку сыграй-ка!
Топ-топ-топотушки,
Пляшет зайка у ворот,
Ходят ушки на макушке,
Глазки смотрят в огород.

Ладушки, ладушки

Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки!
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб да ложки!
Ой, ладушки-ладушки
Ой, ладушки-ладушки,
Испечём оладушки!
На окно поставим,
Остывать заставим.
А остынут - поедим
И воробушкам дадим.

Если в доме нет сластей

Если в доме нет сластей,
Не зови к себе гостей,
Веселиться невозможно
Без конфет и без пирожных.
Подарил мне папа льва!
Подарил мне папа льва!
Ох, и струсил я сперва!
Я два дня его боялся,
А на третий - он сломался!

Водичка, водичка

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Еду-еду к бабе, к деду

Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке,
По ровной дороженьке
На одной ноженьке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг... в яму
Бух!

Наша деточка в дому

Наша деточка в дому,
Что оладушек в меду:
Сладка да румяна,
Не найдёшь изъяна!

К нам пришел Дед Мороз
Будем веселиться,
Будем петь и плясать,
С музыкой кружиться.

Елочка, ты елка,
Елка просто диво,
Посмотрите сами,
Как она красива!

Праздник мы встречаем.
Елку наряжаем,
Вешаем игрушки.
Шарики, хлопушки.

Елочка, елочка,
Вот она какая,
Стойная, красивая,
Яркая, большая.

Дед Мороз танцует с нами,
Веселит сегодня всех,
И под елкой раздаются
Прибаутки, шутки, смех!

Елку в праздник нарядили
Весело до слез!
Кто подарки нам приносит?
Это Дед Мороз!

Я веселый Дед Мороз,
К вам пришел сегодня,
Я подарки вам принес
В праздник новогодний!
Крикнем громко все УРА!
Подарки раздавать пора!

Засверкай огнями, елка,
Нас на праздник позови,
Все желания исполни,
Все мечты осуществи!

Краснощёкий и плечистый
Добрый дедушка Мороз!
Всё украсил в снег пушистый
И подарочки принёс!

Кто пришел?
Что принес?
Знаем мы:
Дед Мороз,
Дед седой,
С бородой,
Он наш гость дорогой.
Он нам елку зажжет,
С нами песни споет.

Он к бровям моим прирос,
Он залез мне в валенки.
Говорят, он - Дед Мороз,
А шалит, как маленький.

Праздник мы встречаем,
Елку наряжаем,
Вешаем игрушки,
Шарики, хлопушки.

За окном снежинок стая,
Тоже водит хоровод.
Попрощавшись с годом старым,
Мы встречаем Новый год.

Дед Мороз прислал нам елку,
Огоньки на ней зажег.
И блестят на ней иголки,
А на веточках – снежок!

Из-под ёлочки мохнатой
Машет лис пушистой лапой:
«Вот он – Дедушка Мороз!
Он и снег с собой принёс!»

Мама елку украшала,
Аня маме помогала;
Подавала ей игрушки:
Звезды, шарики, хлопушки.

Елка наряжается –
Праздник приближается.
Новый год у ворот,
Ребятишек елка ждет.

Выбрал папа елочку
Самую пушистую.
Елочка так пахнет –
Мама сразу ахнет!

Скоро, скоро Новый год!
Скоро Дед Мороз придёт.
Он подарки нам разносит
И стихи читать нас просит.

Дети водят хоровод,
Хлопают в ладоши.
Здравствуй, здравствуй.
Новый год! Ты такой хороший!

Скоро Дед Мороз придет,
Нам подарки принесет,
Яблоки, конфеты,
Дед Мороз, ну где ты?

Дед Мороз идёт на праздник
В красной шубе, в валенках,
Он несёт с собой подарки
Для детишек маленьких!

Новый год – карнавал,
Серпантин-яркий свет,
Даже взрослым прислал
Он из детства привет!

Та-та, два кота
Два пушистых хвоста,
Серый кот в чулане, все усы в сметане,
Рыжий кот полез в подвал
И мышонка там поймал.

А-ту-ту,
А-ту-ту,
Пять зубов у нас во рту.
А годок пройдет,
Будет полон рот.
Попадет морковь на зуб –
Хруп-хруп,
Хруп-хруп!
Попадет капустка,
И ей не будет спуска.
И в орехах знаем толк –
Щелк, щелк!
Щелк, щелк!

Вот лягушка на дорожке.
У нее озябли ножки.
Значит,ей нужны
Теплые штаны,
Суконные,зеленые
В крапинку!

По тропинке по лесной
Ежик шел к себе домой,
Вез корзину яблок красных
И грибочков разных,разных.
Это все к зиме припас
Еж хозяйственный у нас.

Мышка в кружечке зеленой
Наварила каши пшеной.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.
Всем по ложечке досталось-
Ни крупинки не осталось!

Едет едет паровоз
Две трубы и сто колес
Две трубы и сто колес
Машинист лозматый пес.

Валенки-валенки,
Невелички-маленьки,
На резвые ножки
Нашему Сережки.

Ай ту-ту-ту-ту-ту-ту
Не вари кашу круту,
Вари жиденьку,
Корми Митеньку.

Колокольчик голубой
Поклонился головой
Колокольчики цветы очень вежливы,
А ты?

Кто мяукнул у дверей?
Открывайте поскорей
Киске холодно зимой
Хочет кисонька домой.

ХЛЮП-ХЛЮП

Хлюп-хлюп ручками,
полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится,
Машенька помоется,
Причешется, оденется

ВСЕ СПЯТ

Жучка тявкнула во сне,
Хвостиком вильнула.
Котик, серенький коток,
Спит у ножки стула.
В мягком кресле у окна
Бабушка уснула.
Мишка тоже стал зевать.
Не пора ли Маше спать?

Я купила кошке
новые сапожки
расчисала ей усы
сшила новые трусы
только как их одевать?
хвостик некуда девать!

Что у хрюшки Мани
Спрятано в кармане?
Спрятано там мыльце,
Чтоб умыть им рыльце.

Этот пальчик в лес пошел
Этот пальчик гриб нашел
Этот пальчик чистить стал
Этот пальчик жарить стал
Этот пальчик взял и съел
От того и потолстел.

Содержание статьи:

Все дети любят, когда родители читают им стишки, тогда они чувствуют себя любимыми, их воображение насыщается яркими образами. Поэзия помогает малышам развивать интеллект, мышление, тренировать память. Дети с раннего возраста чувствуют ритм речи, умеют определять интонацию. Малыши изначально познают окружающий мир через слух, внимательно прислушиваясь к интонации речи родителей.

Существует большое количество тематических стишков для малышей 2 – 3 лет. Повторяя и заучивая их, дети тренируют мозг, пополняют словарный запас, что позволит им в будущем выражать свои мысли легко и непринужденно. Это положительно отразиться на успеваемости детей в школе и общем их развитии.

Роль стишков в развитии детей 2 – 3 лет

Педагоги советуют читать детям стихи уже с раннего возраста. Младенцы с 1 месяца жизни с удовольствием слушают рифмованные мелодичные строки. Если родители будут сопровождать декламацию игрой с помощью фигурок или игрушек, то будет развиваться ассоциативное мышление. А когда кроха немного порастет, то с удовольствием будет разучивать стишки вместе с вами.

Поэзия очень важна для общего развития. Это связано с тем, что поэтическая речь отличается от разговорной, в ней присутствуют яркие образы, она зрелищна, красочна, богата фонетически, воспринимается ребенком, как песня. Легкие стишки для детей 2 – 3 лет содержат простые запоминающиеся рифмы, поэтому малышам легко будет выучить произведения.

Повторение и заучивание стихов отлично тренирует мозг. Например, логические развивающие игры стимулируют левое полушарие, а заучивание простых произведений активирует оба полушария.

Ни для кого не секрет, что ребенку, который с раннего возраста учит стишки, намного проще усваивать школьную программу, они более интеллектуально развиты, чем их сверстники.

Особенности выбора стишков для младших дошкольников

Малыши 2 – 3 лет могут выучить 2 – 3 стишка за месяц. Более развитые дети способны выучить еще больше произведений. Дети в 2 года быстрее запоминают поэзию, насыщенную существительными, глаголами, конкретными образами, с динамичным развитием сюжета.

Чтобы выбрать правильный стишок для младшего дошкольника, нужно руководствоваться следующими правилами:

Подбирайте короткие стишки для детей, идеально подойдут четверостишья.
Выбирайте произведения с простым, четким ритмом.
Отдавайте предпочтение стишкам с простыми, понятными образами.
В произведения должны отсутствовать описания и созерцания.
Сюжет должен быть ярким и динамичным.

Развивающие стишки для детей 2 – 3 лет должны быть интересными и простыми, чтобы, слушая их, ребенок представлял картинку-образ. Главными героями могут быть игрушки, дети, животные, тогда кроха будет понимать смысл произведения и ему будет проще его воспринимать. Четверостишья с веселым ритмом, четкими рифмами и игровыми действиями идеально подходят для младших дошкольников.

Если стих подобран правильно, то ребенку будет проще его запомнить. А если во время заучивания обыграть действия, то вы привлечете интерес малыша и значительно облегчите процесс запоминания.

При выборе произведения нужно учитывать психологические особенности возраста и тип эмоциональности ребенка. Подвижным ребятам будет проще запомнить стишки с веселым ритмом, а спокойным детям – неторопливые, плавные четверостишья.

Если ребенок плохо воспринимает рифму и слог, то необходимо срочно наверстать упущенное, так как в школьном возрасте у него возникнут проблемы в школе. Чтобы избежать проблем, нужно тщательно подобрать для него произведения, которые вызовут в нем эмоциональный отклик.

Лучшие стишки для детей 2 – 3 лет

Младшим дошкольникам можно предложить следующие стишки для заучивания:

Дождик, капай веселей,
Не жалей водички.
Чтобы травка проросла,
Чтоб запели птички.

Мишка, мишка – шалунишка,
Разодрал на клочья книжку!
Я тебя за это, мишка,
Угощать не стану пышкой.

Солнце в небе ярко светит,
Улыбается всем детям.
Я на крышу заберусь,
Солнцу тоже улыбнусь!

Киска бантиком играла,
Тихо лапками катала,
Убегала, догоняла:
«Мяу! Мяу! Я устала!»

Стишки-потешки – это жанр устного народного творчества. Эти произведения не только рассказывают, а и выполняют. Они помогают детей понимать человеческую речь, и выполнять действия, движения, жесты, о которых говориться в сюжете. Эти веселые стишки отлично развивают речевой слух, учат различать близкие по звучанию звуки, слышать ритмичность, плавность речи, ее выразительность, интонацию.

Потешки для детей 2 – 3 лет:

Творог-творог-творожок,
Ням-ням-ням – как вкусно!
Творог-творог-творожок,
Белый, как капуста!
В ротик-ам! – и творожок
Как снежинка тает,
Творог-творог – наш дружок!
Зубки укрепляет.

Ой-ее-ее-ечки!
Спал Медведь на коечке.
Свесились с кроватки
Две босые пятки.
Две босые, две смешные,
Ой, смешные пятки!
Увидала Мышка,
Мышка – шалунишка,
Влезла на кроватку,
Хвать его за пятку!

Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей –
Умывайся веселей!

Во время чтения потешек, показывайте ребенку различные жесты или другие действия, и предлагайте повторять за вами.

Я букетик соберу
И мамуле подарю.
С праздником, моя родная,
Ты одна у нас такая:
Самая красивая,
Самая любимая,
Ласковая, нежная,
Как цветок подснежника.

Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя!

Мамина улыбка
Вносит счастье в дом,
Мамина улыбка
Нужна везде, во всем!
Осенние стишки можно на праздник осени:
Здравствуй, осень! Как дела?
Ты надолго к нам пришла?
Приготовила уж краски,
Чтоб одеть деревьям маски?

Осень я люблю за то,
Что пора носить пальто,
И сапожки одевать,
Чтоб по лужам погонять!

Дождь льет с самого утра,
Льет, как будто из ведра,
И как крупные цветы
Распускаются зонты.

Ребенок с удовольствием выучит новогодний стишок для Деда Мороза:

Новый год! Новый год!
В гости елочка придет.
Дед Мороз и зайки
Принесут подарки.

Щеки красные и нос –
Это Дедушка Мороз!
Добрый Дедушка Мороз
Мне подарочки принес!

Дед Мороз, открой мешок,
Расскажу тебе стишок.
Ты игрушку мне подаришь,
Без подарка не оставишь!

Если у малыша есть проблемы с произношением того или иного звука, исправить ситуацию помогут логопедические стишки :

Ветер елками шумит,
Ежик наш домой спешит,
А навстречу ему волк,
На ежа зубами «щелк»!
Еж иголки показал,
Волк со страху убежал.

Кукушка кукушенку купила капюшон,
Надел кукушенок капюшон,
Как в капюшоне он смешен!

Злые крысы грызли крышу,
Но пришел котенок рыжий.
Крысы в дыры убежали
И от страха там дрожали.

Эти стишки помогают научить ребенка выговаривать шипящие, а также звук «р». Существует много стишков, которые помогут тренироваться выговаривать разные звуки или закрепить достижения, если малыш говорит чисто.

Мало кто из родителей знает, что колыбельные можно заменить на детские стишки для засыпания. Их тоже относят к жанру русского народного творчества. Такие произведения помогут малышу перейти на спокойный лад и уснуть.

Стишки на ночь детям 2 – 3 лет:

День закончен, мы устали.
Глазки закрываться стали.
Очень хочется уснуть
И в подушку нос уткнуть.
Сладко спать под одеялом…
Подоткнула его мама,
Погладила вихор сыночка:
- Спи, родной, спокойной ночи!
Положи ручки под щечку,
Сладко спи всю эту ночку.
Сны тебя пусть не пугают.
- Спи, мой милый, баю-баю!
Ах, как хорошо поспать!
Завтра будет день опять.
Завтра будем все сначала
Пов-то-рять!

Глазки спят и щечки спят у усталых малышат.
Спят реснички и ладошки,
Спят животики и ножки.
И малюсенькие ушки
Сладко дремлют на подушке.
Спят кудряшки, ручки спят,
Только носики сопят.

Поэзия воспитывает у ребенка особое, трепетное отношение к литературе. Позволяет с ранних лет привить понимание красоты слова, мелодии и ритма.

Методы разучивания стишков

Педагоги выделяют несколько методов заучивания стихов по типу восприятия:

Визуальный. Для запоминания текста используют картинки, рисунки, мнемонические таблицы, игрушки.

Слуховой. Запоминание происходит со слухо-речевой опорой на рифму, нужно несколько раз повторить текст, выделять каждую строку интонацией.

Двигательный. Во время заучивания можно использовать движения, жесты, мимику, пальчиковые игры.

Логический. Ребенок пересказывает стишок своими словами, потом включает в пересказ авторские слова. Сложные для понимания фразеологические обороты нужно объяснить малышу.

Выбираем один из наиболее подходящих методов и учим стишок с ребенком.

Выучить стишок для ребенка 2 – 3 лет не так уж и сложно, родители должны действовать по такому плану:

Поговорите с малышом, настройте его на восприятие поэзии. Затроньте эмоционально-образную память ребенка, покажите ему игрушку, рисунок или предмет, созвучный теме стишка.

Выразительно прочитайте стих 4 – 5 раз, объясняя отдельные трудные для понимания строки.

Предложите крохе повторить четверостишье за вами.

Если у ребенка слабая память, то подскажите ему жестами, словами, договорите строчку за него.

Сопровождайте прочтение стиха игрой. Например, под слова стишка для сна пусть малыш укачивает игрушку.

Предложите крохе продекламировать стих любимой игрушке.

Педагоги утверждают, что обычно дети 2 – 3 лет запоминают стих после 8 – 10 повторений. При этом форма повторения должна отличаться. Например, первый раз можно просто выразительно прочитать текст, потом использовать игрушку, далее показать картинки и т. д.

Чтобы ребенок быстрее выучил стишок, нужно, чтобы он имел эмоциональный отклик в его душе. Персонажи должны ему понравиться, чтобы младший дошкольник с радостью о них рассказывал.

Как видите, читать стишки детям нужно с раннего детства. Это поможет развить у него правильную, осмысленную, красивую речь, обогатить его внутренний мир и общее эмоциональное мировоззрение. Изучая стихи с ребенком 2 – 3 лет, вы поможете ему всесторонне развиваться, лучше усваивать учебный материал в школе.

Заучивание стихов наизусть с детьми дошкольного возраста – это одно из направлений развития ума, нравственности, эстетического восприятия поэзии. Стихи воздействуют на малыша силой образов, упругостью ритма, мелодичностью, увлекают его в страну звуков.

При изучении детьми стихов необходимо добиваться следующих задач:

  • оживлять внимание и интерес ребенка к произведению;
  • вызывать желание запомнить его;
  • помогать в осмыслении сложных моментов;
  • оказывать поддержку в запоминании;
  • учить ребенка выразительной декламации.

Существует несколько методов заучивания стихов по типу восприятия, их описание в таблице.

Название метода Какие средства используются
Визуальный метод Используются наглядные пособия: картинки, детские рисунки, мнемонические таблицы, игрушки.
Слуховой метод Слухо-речевая опора на рифму, многократное повторение стиха, припоминание, интонационная выразительность.
Двигательный метод Сопровождение заучивания движениями, жестами, мимикой, использование пальчиковых игр.
Логический метод Пересказ стишка своими словами, при повторном пересказе включение авторских слов, разъяснение сложных для понимания фразеологических оборотов.

Способы разучивания стихотворений с детьми разного возраста имеют отличительные особенности. Разберем подробную методику.

В среднем ребенок этого возраста способен выучить 2-3 стишка в месяц. Более развитые дети могут выучить больше. Малыши в 2 года быстрей заучивают стишки с большим количеством существительных и глаголов, с конкретными образами и динамичным развитием.

Правила выбора стишков для детей этой возрастной группы следующие:

  • малый объем стиха и короткие строки;
  • простой и четкий ритм;
  • простые и понятные малышу образы;
  • отсутствие описаний и созерцания;
  • яркая динамичность действия.

Прислушиваясь к звучанию стихов, дети должны легко представлять их содержание в виде картинки-образа. Это могут быть стихи про игрушки, детей, животных, понятные по смыслу, простые и доступные для детского восприятия. По величине они не более четверостишия, с веселым, танцующим ритмом, четкими, хорошо запоминающимися рифмами и присутствием игровых действий.

Все эти особенности значительно облегчают малышам процесс запоминания, малый объем стихов не сложен для многократного повторения, обыгрывание действий добавляют интерес, привлекают внимание двухлетнего ребенка.

Всеми этими свойствами обладают народные прибаутки: «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Кошкин дом», «Гуси-гуси» и многие другие. Они по форме, языку и содержанию соответствуют критериям, предъявляемым к поэзии для малышей этого возраста.

Помимо подбора по психологическим особенностям возраста ребенка, существует еще подбор по типу его эмоциональности. То есть стишок должен соответствовать типу темперамента малыша.

Например, подвижным детям подойдут для заучивания стихи с веселым ритмом, детям спокойного темперамента – неторопливые, плавные четверостишия. А большим скромникам понравится побывать на месте главного героя стиха, услышать, как их собственное имя произносится другими детьми.

Особое внимание надо проявить к ребенку, плохо воспринимающему рифму и слог. В старшем возрасте с этой его особенностью вряд ли будут считаться. Поэтому на раннем этапе развития надо помочь малышу тщательным подбором стишков, которые вызовут у него эмоциональный отклик.

Последовательность разучивания стишков с малышами

Процесс запоминания стихов не прост: воспитатель должен хорошо ориентироваться в том, какими способностями обладает ребенок. Один усваивает все быстро и прочно, другой медленно, а забывает быстро, третьему ребенку необходимо проговорить стишок вслух.

Методика запоминания стихов похожа на обучение пересказу, ребенок точно также учится воспроизвести прослушанный текст. Последовательность заучивания следующая.

  1. Подготовительная беседа с ребенком, настраивающая на восприятие поэтического слова. В ней нужно затронуть эмоционально-образную память малыша: рассмотреть игрушку, рисунок, предмет, созвучный теме стихов.
  2. Далее выразительно продекламировать стих, повторяя его 4-5 раз и разъясняя его смысл в целом и отдельные трудные для понимания места.
  3. Затем детям предлагается повторить четверостишие целиком, причем сначала это делает более способный малыш. Чтобы дети могли выразить свою индивидуальность, необходимо исключить проговаривание стихов хором.
  4. На следующем этапе занятия стишок повторяет ребенок с более слабой памятью. Педагог может подсказывать слова, подбадривать малыша жестами, словами, разрешает договаривать строчку другим детям.
  5. Малышам этого возраста трудно долго сидеть неподвижно на одном месте, поэтому прочтение стиха должно сопровождаться игровым действием. Например, под слова колыбельной ребенок укачивает куклу, под стишок про лошадку имитирует езду верхом, стих «Флажок» можно сопровождать движением с флажками.
  6. Чтобы многократное повторение не наскучило детям, следует использовать игровые моменты. Например, предложить одному ребенку встать за ширму и угадать, кто читает стишок, или попросить малыша помочь выучить потешку незадачливому Петрушке.
  7. В конце занятия лучше вызвать ребенка, выразительно читающего стих. Для поддержания внимания малышей только что выученный стишок предлагается рассказать любимой игрушке: зайчику, мишке, кукле.
  8. Выученные четверостишия можно прочитать на семейном или детском празднике, это станет завершающим этапом в разучивании стихотворения.

Видео -стихи классиков с 2-х лет

Замечено, что дети запоминают стих после 8-10 раз повторения, но на разных занятиях, причем форма повторения должна меняться. Можно читать стишок по ролям, предлагать детям применять его в игре, прочитать на празднике.

Приемы и средства произвольного запоминания стишков

Психологи различают произвольный и непроизвольный способ запоминания. Не произвольное запоминание происходит без усилий воли ребенка, в процессе игры или занятия, направленного на другие цели. Произвольный способ требует определенной умственной работы малыша.

Этому необходимо учить, так как двухлетний ребенок еще не умеет прилагать усилия для запоминания. Для этого применяется прием повторения и припоминания.

1. Повторение. Для разучивания потешки малыша просят обратиться к солнышку со словами: «Солнышко-солнышко, загляни в окошечко!» Сначала потешку произносит взрослый, потом предлагает ребенку ее повторить. Нужно обязательно ободрить малыша словами: «Как быстро ты запомнил стишок!»

2. Припоминание. В следующий раз можно попросить ребенка: «Давай вспомним, как мы солнышко звали?» Если малыш вспомнил, обязательно похвалите его, если затрудняется, подскажите слова.

Видео — как правильно учить стихи. Стихи с движением.

Чтобы развивать у маленьких детей навык повторения и припоминания, необходимо всегда поощрять их усилия. Ведь иногда случается, что дети не хотят повторять и запоминать стихи. Для активизации этих навыков используются следующие средства:

  • стишок должен иметь эмоциональный отклик у детей, нравиться им, его персонажи должны полюбиться, чтобы дети с радостью ждали встречи с ним;
  • эмоциональная эмпатия с воспитателем может побудить детей выполнять его задание, чтобы порадовать его, получить от него одобрение.

Для создания такого атмосферы выразительно читайте стихи, передавая свои истинные чувства, расположите детей к абсолютному доверию, выказывая доброжелательное, справедливое отношение к ним. Дети, особенно застенчивые и робкие, нуждаются в искренней заинтересованности воспитателя в их успешном развитии. Им нужна убежденность, что у них все получится, которую транслирует им взрослый.

В стишке малыша всегда привлекает мелодичность и ритмичность, часто только этот факт заставляет его стараться запомнить полюбившийся стишок. Чтобы малыш смог увидеть связь жизненных явлений и слов стихотворения, нужно указать ему на это.

Начинается теплый дождь, и воспитатель вместе с малышами радостно приговаривает: «Дождик, дождик, кап да кап, ты не капай часто так!»

Подул ветерок и раскачал ветви деревьев, обратите внимание детей на это, прочитав с ними стишок: «Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо». Стишок для лучшего запоминания можно сопроводить движениями рук.

Стихи предпочтительней заучивать в хорошем позитивном настроении. Бывает, что ребенку просто хорошо от доброй внимательности взрослого. Заученный в этот момент стишок становится «якорем» прекрасного настроения и надолго врежется в память малыша.

Заучивание стихов с помощью мнемонических таблиц и пальчиковых игр

Прекрасным подспорьем в заучивании стихов служат мнемонические таблицы. С их помощью дети задействуют для запоминания зрительную память и могут последовательно рассказывать стишок, опираясь на картинки – подсказки.

Еще интереснее, когда картинки рисуются прямо на глазах у детей, содержание стишка оживает. Дети постарше могут и сами принять участие в раскрашивании картинок или создании своих стихотворных образов. Приведем примеры удачных мнемонических таблиц:


Очень эффективным является способ запоминания потешек с помощью пальчиковой гимнастики.

Строчки стихов Сопровождающие жесты и движения
1 Жил зайчишка – длинные ушки.
Заморозил носик зайка на опушке.

Заморозил носик – заморозил хвостик

И поехал зайчик греться к деткам в гости.

Сложить кулачок, отставить ушки – указательный и средний пальчики.
Сжать и разжать пальцы обеих рук, потереть кончик носа.

Сжать и разжать пальчики обеих рук, погладить спинку.

Покрутить воображаемый руль, поклониться друг другу.

2 Свежая водичка Моет Тане личико,
Сашеньке – ладошки,Пальчики – Сережке.
Моющие движения. Погладить щечки.Потереть ладошки.
Помассировать каждый пальчик,

Как бы «снимая» перчатки.

3 Ежик маленький замерз, в клубочек свернулся.Солнышко пригрело – ежик развернулся! Сжать пальчики в кулачок (ежик спрятал иголочки).
Выпрямить пальчики (ежик развернул свои колючки).

Заучивание стишков вносит неоценимый вклад в развитие малыша: расширяет его кругозор, укрепляет память, обогащает словарный запас, формирует речь, учит выразительности, правильному произношению, владению дыханием и правильной расстановке смысловых ударений.

- У жирафа много пятен,
Он наверно неопрятен?
- Все необходимые
Пятнышки родимые!

Напишите цифру пять! -
А совята: «Ух», - опять.
- Нарисуйте девять мух! -
А совята снова: «Ух!»

Ёжик носит не футболки,
Не рубашки, а иголки!
И в шкафу закрыт на ключик
У него запас колючек.

Какие яркие цвета,
Вокруг такая красота!-

Всё это думала, а вслух
Сова сказала только:
- УХ.

Струиться за кисточкой
Радужный след,
Пишу акварелью
Весёлый портрет:
Кружочки, крючки и знаки.
- А чей?
- Да, Каляки-Маляки!
Папа смеётся:
- Что же,
Очень даже похоже!

Человечек мой бумажный -
Две черты, кружок, овал;
По листку шагает важно,
Сам его нарисовал!
Настоящим получился -
Ручки, ножки, голова;
Жаль, пока не научился
Повторять за мной слова!

Поливаю я из лейки
Огуречные семейки,
Баклажаны, кабачки,
Перца красного стручки.
По дорожкам и тропинкам,
По листочкам и травинкам
Всюду скачет озорной
Дождик ласковый ручной!



Паучиха подобрела,
Быть злодейкой надоело,
Распустила паутину -
Ниток полная корзина,
И связала паучаткам
Новый шарфик и перчатки,
А малышке мошке
Кофту на застежке!

Пони ходят не спеша,
Гривой шёлковой шурша,
Потому что пони –
Малыши-тихони!

Рог один у носорога.
- Это мало или много?
- Носорогу в самый раз,
Чтоб боднуть легонько нас!

Раз колючка, два колючка,
Нагребу колючек кучку -
И готово блюдо
Лакомке верблюду!

У лягушек все слова
Начинаются на "КВА",
И кончаются на "КВА"
У лягушек все слова!

Какая сочная трава! -
Любуясь, думала Сова.



Заверну телёночка
В теплую пелёночку.
- Му, - мычит он виновато:
- Мне пелёнка маловата!



ХОРОШО СЛОНУ В МОРОЗ

Изучаем мы ботинки:
Вот шнурки посерединке,
На подошве каблучок,
А вот это язычок!
Осторожно, словно кошку,
Гладит сын башмак ладошкой
И хохочет: " Караул!
А меня башмак лизнул!"

Отыскали пистолет
Серенькие мышки,
Отобрать хотят обед
У кота, плутишки:
- Пиф-паф, пиф-паф!
Мы шутить не станем,
Кот Василий, ты не прав!
Поделись сметаной!
А не сдашь кормушку
Мы прикатим пушку!

Мери ела, ела, ела,
Воот тааакой живот наела,
И огромные бока,
Стала Мери велика!
Потолстела Мери,
Не проходит в двери.
Доедая бутерброд,
Гладя свой большой живот,
Пожалела Мери:
- Похудели двери!

Не коли нас,ёжик, лучше
Объясни с чего колючий?
- Спинку в клей я окунул
И под елочкой уснул.
И от той пушистой елки
На спине моей иголки.

Камбала, камбала!
Как дела? Где была?
Не сказала, уплыла.
Невоспитанной была?
Просто рыба камбала!



Вот вам книжки и тетрадь! -
Говорит совятам мать.
- Посчитайте-ка до двух! -
А в ответ совята: «УХ!»

Хорошо слону в мороз -
Можно гольф надеть на нос.
Если гольф короткий,
Подойдут колготки!

У меня два шарика,
И большой, и маленький.
Первый круглый и воздушный,
А второй – щенок послушный.
Если мы гуляем вместе,
Не сидят они на месте -
Шарик рвется из ладошки,
Шарик гонится за кошкой.
«Бах-бабах», - вдруг кто-то хлопнул.
Так какой же шарик лопнул?

Лейка, воду не жалей-ка,
Клумбы, грядочки полей-ка!
Дождик прыгает по грядкам
Поливает по порядку:
Тыкву, репу, кабачки,
Перца красные бочки;
Закричал горох: сюда!
Ой. закончилась вода.

Снеговик улегся спать
В белоснежную кровать.
Он на снежную подушку
Положил свою макушку,
А на снежную перину
Из шаров из снежных спину.
Снега намело немало -
Вот готово одеяло.
Пес лохматый не поймет,
Снеговик был, стал сугроб.

Наконец-то, воскресенье!
Мы идем на представленье.
На арене иностранки -
Цирковые обезьянки,
Кувыркаются и скачут
И хвостами ловят мячик,
По канату – тонкой струнке,
Ловко бегают игрунки,
Циркачи такие крошки -
Их арена на ладошке!

Но для того чтобы стихи для заучивания лучше усваивались детками 3 и 4 лет, нужно чтобы ребенку это было не в тягость. Когда ребенок заучивает стихотворения наизусть то тем самым у него развивается речь, тем более если ваше чадо еще не умеет читать.

Произведения описывающие погодные условия или времена года очень характерно окрашивают происходящие процессы. В связи с этим ребенок, слушая и разучивая такие стишки расширяет свой кругозор и увеличивает свой словарный запас.

Весна прекрасная пора, в это время зеленая травка появляться под подтаявшим снегом, у деревьев появляются почки, по утрам начинают петь птички. Описание весны способствует развитию образного мышления. Очень хорошо ее описывает А. Пушкин, С. Есенин, С. Маршак, А. Майков, Ф. Тютчев и многие другие.

Попробуйте разучить такие произведения как «Весна идет» А. Барто, «Весенняя гроза» Ф. Тютчев, и другие.

Хорошо описывающие сезон осени стихотворения А. Плещеева, особенно «Осень», «Скучная картина» и «Осенняя песенка».

«Будь человеком» стихотворение С. Михалкова, которое затрагивает очень важные моменты жизни. Такие поучительные произведения помогают в воспитании маленьких людей, развивают в них чувство сострадания и справедливости.

В день Победы в сердцах тепла,
Грусти легкой и гордости сильной,
Много радости, счастья, добра,
Неба чистого, светлого, мирного.

С Днем Победы поздравляем,
Мира, солнца и любви.
Чтобы люди на планете
Быть счастливыми могли!

С Днем Победы, светлых дней прекрасных,
Чтобы жизнь спокойною была,
Чтоб всегда светило солнце ясно,
И не нарушала мир война!

С Днем Победы!
Пусть будет удача,
Мир, добро и надежда, и вера.
Ведь Победа та так много значит,
Пусть хранит она мир непременно.

Поздравляю с Днем Победы!
Прочь умчатся пускай беды.
Счастья, мира и тепла,
Жизнь спокойной чтоб была.

С праздником Победы! Это светлый день.
Пусть войны нас больше не коснется тень!
Всем желаю в мире до конца дней жить,
Память о победе в сердце сохранить.

Желаю жить под мирным небом,
Не знать всех ужасов войны.
Я поздравляю с Днем победы.
Как хорошо, что в мире мы!

В день Победы мира в мире,
Чтоб любовь, добро царили.
Чтоб все люди славно жили,
Чтоб все всегда дружили.

Бушует май, цветет сирень,
Победы день к нам мчится,
Пусть больше тени той войны
К нам в дверь не постучится!

И снова весна, и 9-го Мая
По улицам люди с улыбкой идут.
С Победой друг друга они поздравляют,
От праздника радости солнечной ждут!

С Днем Победы!
Пусть уйдут все беды.
Мира вечного
И счастья бесконечного.

Вспомним подвиг наших дедов
В этот славный день Победы,
Будем мирно жить, прекрасно,
В радости, достатке, счастье.

С Днем Победы поздравляем вас!
С праздником торжественным и ясным!
И желаем от души сейчас,
Чтобы каждый день ваш был прекрасным!

Улыбки с долей грусти на устах,
Воспоминаний, как сражались деды.
Пусть город будет утопать в цветах,
В прекрасный праздник День Победы.

Сегодня звук Победы - гром салюта,
Пусть будет вечно на планете мир,
Пускай счастливыми становятся минуты,
Пока солдат российский наш не победим.

Пусть не будет войны в целом свете,
Пусть без страха растут наши дети,
Пусть спокойно состарятся деды.
Поздравляю вас всех с Днем Победы!

Слава защитникам нашей страны,
Пусть никогда не будет войны,
Пусть день Победы об этом напомнит,
Мирного неба, добра и здоровья.

Победа нам досталась тяжело,
И горечь той беды на век осталась,
Желаю всем, чтоб счастливо жилось,
И никогда война не повторялась!

Желаем в самый светлый День Победы,
Чтоб в мире больше не было войны!
И то, за что погибли наши деды
Сберечь сегодня мы опять должны.

Память сегодня сердечно почтим,
Пусть никогда не будет войны,
Пусть мир живет во всем и всегда,
Счастья, здоровья, улыбок, добра.

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (петух).

Он сидит послушный очень,
Лаять он совсем не хочет,
Шерстью он большой оброс,
Ну конечно это - (пёс).

Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно это - (утка).

У меня есть к вам вопрос -
Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит?
Хрюкая и жиром заплывая,
Подскажите мне друзья -
Как зовут её - (свинья).

Каждый вечер, так легко,
Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут её - (корова).

Он кудрявый очень, очень,
Стать шашлыком совсем не хочет,
Среди ярок - великан,
Как зовут его - (баран).

Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт,
Ну конечно это - (кот).

Он твердит одно - га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это - (гусь).

Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его - (индюк).

В клетке целый день сидит,
И под нос себе твердит,
Но услышав двери скрип,
Он кричит "Филипп-Филипп",
Кеше пить быстрее дай,
Кто же это - (попугай).

Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его - (медведь).

На Дюймовочке решил жениться,
Девочку спасла лишь птица,
Зерном он набивает рот,
Ну конечно это - (крот).

Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её - (пчела).

Верёвка по земле ползёт,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Потому что Я - (змея).

Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это - (волк).

Любит красную морковку,
Грызёт капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой - (заяц).

Как по морю-океану,
Рыба-рыбища плывёт,
И к огромному фонтану
Подплывать нам не даёт!
От него волна бежит,
Ну конечно это - (кит).

Он серый, большой,
На четырёх столбах,
Посмотришь на него,
И скажешь только, ах!
Хобот кверху поднимает,
Всех из фонтана поливает,
Мне скажите, кто же он?
Ну конечно это - (слон).

Серая шубка, мех серебристый,
Очень красивая, хвостик пушистый,
Если вам немного повезёт,
Орешек из руки у вас возьмёт.
А от вас летит как стрелка,
Ну конечно это - (белка).

По тропинке в лесу,
Я большое яблоко несу,
На иголки я похож,
Звать меня конечно - (ёж).
Огромная кошка по лесу скачет,
В ушках серёжки она не прячет,
Ей не скажешь слова - брысь,
Потому, что это - (рысь).

Царь зверей раскатисто рычит,
Всех зверей собрать спешит,
На камень грациозно сев,
Скажите, кто же это - (лев).

В зоопарке выше клетки,
Чья-то голова торчит,
Бананы срывает с высокой ветки,
О длинной шее своей молчит.
Кличка у него "Пиф-Паф",
А зовут его - (жираф).

Каждый вечер спать ложусь,
В комнате один я не боюсь.
Засыпаю сладко я,
Под пенье птицы - (соловья).

В лесу на ветке она сидит,
Одно "ку-ку" она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
"Ку-ку" то там то тут,
Как птицу эту зовут? - (кукушка).

Гнездо под крышей - ловко строит,
Птенцов своих постоянно выводит,
Перед дождём очень низко летает,
Эту птичку, каждый ребёнок знает,
За ней мы любим, наблюдать,
Эту птичку (ласточкой) звать.

3 полезные подборки для родителей трех и четырехлеток:

Вашему малышу всего три или четыре годика - тогда ему непременно нужно читать стихи. Какие? Да самые простые стишки про таких же деток. Это небольшие веселые стихотворения настраивают малышей на общение, учат их самостоятельно одеваться, делиться игрушками, дружить и играть.

Давай будем одеваться.
- Я сама! Я сама!
Пойдём, будем умываться.
- Я сама! Я сама!
Ну, идём, хоть причешу я.
- Я сама! Я сама!
Ну, давай, хоть накормлю я.
- Я сама! Я сама!
(И. Муравейка)

Кто умеет утром сам
Просыпаться по часам?
- Я умею по часам
Просыпаться утром сам!
- Я умею на кроватке
Простыню расправить гладко
И у скомканной подушки
Кулачком задвинуть ушки.
- Я сегодня утром рано
Умывалась из-под крана!
Я сама теперь умею
Вымыть личико и шею.
(А. Кузнецова)