Цитаты о воспитании и воспитателях. Цитаты макаренко

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. Воспитание и воспитатели

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого. Воспитание и воспитатели

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Воспитание и воспитатели

Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать? Воспитание и воспитатели

Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, все равно в чем - в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости. Воспитание и воспитатели

Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение. Воспитание и воспитатели

Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали. Воспитание и воспитатели

Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания. Воспитание и воспитатели

Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. Воспитание и воспитатели

Всякое несчастье всегда преувеличено. Его всегда можно победить. Горе, несчастье, беда

В нашем обществе деловитость становится достоинством, которое должно быть у всех граждан, оно делается критерием правильного поведения вообще. Дело, деятельность

В каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов отдельных членов коллектива. Дисциплина, порядок

Дисциплина в нашем обществе - это явление нравственное и политическое. Дисциплина, порядок

Никогда дружба невозможна без взаимного уважения. Дружба, друзья

Тот, кто способен относиться к женщине с упрощенным бесстыдным цинизмом, не заслуживает доверия как гражданин: его отношение к общему делу будет так же цинично, ему нельзя верить до конца. Женщины, мужчины

Ничто так человека не учит, как опыт. Знания, ученье, любознательность

Что такое честность? Честность есть открытое, искреннее отношение. Нечестность есть тайное, спрятанное отношение. Искренность, правдивость, честность

Внешность имеет большое значение в жизни человека, и трудно представить себе человека грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками. Красота, совершенство

Любовь - это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности. Любовь

Любовь должна обогащать людей ощущением силы, и она обогащает. Любовь

Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым - это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству. Любовь

Храбрый не тот, который не боится, а тот, который умеет подавить свою трусость. Другой храбрости и быть не может. Мужество, героизм, доблесть

Мораль буржуазного мира - это мораль жадности, приспособленной к жадности. Нравственность, мораль

Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше. Общество, классы, коллектив

В нашем обществе точное выполнение обязанностей - нравственная категория. Ответственность, долг

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит - и историю мира. Родители, дети

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Родители, дети

Дети - это живая сила общества. Без них оно представляется бескровным и холодным. Родители, дети

Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут. Родители, дети

Как раз те родители, которые плохо воспитывают своих детей, и вообще те люди, которые отличаются полным отсутствием педагогического такта, - все они слишком преувеличивают значение педагогических бесед. Родители, дети

Концентрация родительской любви на одном ребенке - страшное заблуждение. Родители, дети

Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Родители, дети

Обычно говорят: я - мать и я - отец, все отдаем ребенку, жертвуем ему всем, в том числе и собственным счастьем. Самый ужасный подарок, какой только могут сделать родители своему ребенку. Надо ставить вопрос так: никаких жертв, никогда, ни за что. Наоборот, пусть ребенок уступает родителям. Родители, дети

Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Смысл жизни

Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть. Смысл жизни

Необходимым аксессуар счастья - это уверенность, что живешь правильно, что за спиной не стоит ни подлость, ни жульничество, ни хитрость, ни подсиживание, ни какая-нибудь другая скверна.

Большая воля - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но умение заставить себя и отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля - это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ.

Цитаты А. С. Макаренко

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, все равно в чем — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости.

Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение.

Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали.

Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания

Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом.

В нашем обществе деловитость становится достоинством, которое должно быть у всех граждан, оно делается критерием правильного поведения вообще.

В каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов отдельных членов коллектива.

Дисциплина в нашем обществе — это явление нравственное и политическое.

Никогда дружба невозможна без взаимного уважения.

Тот, кто способен относиться к женщине с упрощенным бесстыдным цинизмом, не заслуживает доверия как гражданин: его отношение к общему делу будет так же цинично, ему нельзя верить до конца.

Ничто так человека не учит, как опыт.

Что такое честность? Честность есть открытое, искреннее отношение. Нечестность есть тайное, спрятанное отношение.

Внешность имеет большое значение в жизни человека, и трудно представить себе человека грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками.

Любовь — это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.

Любовь должна обогащать людей ощущением силы, и она обогащает.

Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым — это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству.

Храбрый не тот, который не боится, а тот, который умеет подавить свою трусость. Другой храбрости и быть не может

Мораль буржуазного мира — это мораль жадности, приспособленной к жадности.

Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше.

В нашем обществе точное выполнение обязанностей — нравственная категория.

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира.

Дети — это живая сила общества. Без них оно представляется бескровным и холодным.

Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.

Как раз те родители, которые плохо воспитывают своих детей, и вообще те люди, которые отличаются полным отсутствием педагогического такта, — все они слишком преувеличивают значение педагогических бесед.

Концентрация родительской любви на одном ребенке — страшное заблуждение.

Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

Обычно говорят: я — мать и я — отец, все отдаем ребенку, жертвуем ему всем, в том числе и собственным счастьем. Самый ужасный подарок, какой только могут сделать родители своему ребенку. Надо ставить вопрос так: никаких жертв, никогда, ни за что. Наоборот, пусть ребенок уступает родителям.

Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного.

Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.

Необходимым аксессуар счастья — это уверенность, что живешь правильно, что за спиной не стоит ни подлость, ни жульничество, ни хитрость, ни подсиживание, ни какая-нибудь другая скверна.

Если я буду так поступать, чтобы все, остальные были счастливы, тогда и я буду счастлив.

Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры.

Право на труд в нашем обществе — это не только право на заработок, это, прежде всего, право на творчество, право на участие в социалистическом строительстве, в решении государственных задач.

Самая трудная вещь — требование к себе.

Большая воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но умение заставить себя и отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля — это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ.

О воспитании

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего, люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. А. С. Макаренко.

Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени. А.С. Макаренко.

Истинная сущность воспитательной работы... заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. А. С. Макаренко.

Нет ничего труднее, как перевоспитать человека плохо воспитанного. Ян Коменский.

Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя. Английская пословица.

Если человек загадывает на год, он сеет хлеб. Если человек загадывает на десятилетия, он сажает деревья. Если человек загадывает на века, он воспитывает детей. Японская мудрость.

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно. А. С. Макаренко.

Молодость всегда красива если она правильно воспитывается, правильно живет, правильно радуется. А. С. Макаренко.

Наши дети – это наша радость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. А.С. Макаренко.

Можно быть как угодно ласковым с ребенком, шутить с ним, играть, но, когда возникает надобность, надо уметь распорядиться коротко, один раз, распорядиться с таким видом и в таком тоне, чтобы ни у вас, ни у ребенка не было сомнений в правильности распоряжения, в неизбежности его выполнения. А.С. Макаренко.

Мудрый совет В. А. Сухомлинского - беречь " детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний".

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким,- и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают что для него нужны врожденная способность и умение, то есть навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания... К. Д. Ушинский.

Помните, что дети ваши будут обходиться с вами также, как вы обходитесь со своими родителями. Фалес.

Орудием и посредством воспитания должна быть любовь, а целью - человечность. В. Белинский.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку самому развернуться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет, как человеку, с полным признанием его личности. Лесгафт.

Матери жестоко ошибаются, перенося все свои заботы о воспитании на ласковый уход. Говорят, что у великих людей были замечательные матери. Это значит, что великие люди, кроме ласковых слов, слышали от своих матерей еще и другие. В этих- то других словах и заключается весь секрет. Шелгунов

Воспитание ребенка - это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений - тяжкий переживаний, усилий, бессонных ночей и много, много мыслей... Януш Корчак.

Будь самим собой и присматривайся к детям тогда, когда они могут быть самими собой. Присматривайся, но не предъявляй требований. Тебе не заставить живого, задорного ребенка стать сосредоточенным и тихим, недоверчивый и угрюмый не сделается общительным и откровенным, самолюбивый и своевольный не станет кротким и покорным. А ты сам? Если не обладаешь внушительной осанкой и здоровыми легкими, ты напрасно будешь призывать галдящих ребят к порядку. Но у тебя добрая улыбка и терпеливый взгляд. Не говори ничего: может быть, они сами успокоятся? Дети ищут свой путь. Януш Корча.

Воспитатель, который приходит со сладкой иллюзией, что он вступает в этакий маленький мирок чистых, нежных, открытых сердечек, чьи симпатии и доверие легко снискать, скоро разочаруется. И вместо того чтобы винить тех, кто ввел его в заблуждение, и себя самого, что поверил, он будет дуться на детей, подорвавших его веру в них. А разве они виноваты, что тебе показали заманчивые стороны работы и скрыли шипы? Януш Корчак.

Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Л. Н. Толстой.

Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не исправляясь от своих недостатков, но даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях. Л. Н. Толстой.

Семейное воспитание должно быть чуждо всякой искусственности, оно должно быть должно быть вполне органическою деятельностью, развитием всех ценных свойств воспитательных возрастов; оно должно быть осторожным и мягким даже и по отношению и к тем свойствам, которые неудобны самим детям (например, детская пугливость), ввиду того, что это есть свойство, а недостаток, нужно давать детям переживать все свойства возрастов. П. Ф. Каптерев.

Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей. А. С. Макаренко.

Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ребенку. Эмерсон.

Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его. К.Д. Ушинский.

Воспитатель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело. А. П. Чехов.

Овейте душу ребенка героизмом и поэзией, этим вы воспитаете в нем самоотверженное, нежное сердце. Побольше рассказов о героях - людях и героях - народах, побольше поэзии, музыки... П.П. Блонский.

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. и от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, как человеком станет сегодняшний малыш. В. А. Сухомлинский.

Два правила я бы дал для воспитания: самому не только жить хорошо, но работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей личной жизни от детей. Лучше, чтобы знали про слабые стороны своих родителей, чем то, чтобы они чувствовали, что есть у их родителей скрытая от них жизнь и показная. Все трудности воспитания вытекают от того, что родители не только не исправляясь от своих, но даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотят не видеть этих недостатков в детях. в этом вся трудность и борьба с детьми. Дети нравственно гораздо проницательнее взрослых, и они - часто не высказывая и даже не сознавая этого - видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков - лицемерие родителей, и теряют к ним уважение и интерес ко всем их поучениям. Л. Н. Толстой.

Ребенок умеет любить того, кто его любит, и его можно воспитывать только любовью. Ф. Э. Дзержинский.

Лишь любовью к детям и истинным общением с детской душой возможно создать счастливое человечество. Л. Н. Толстой.

Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать себя человеком в лучшем смысле этого слова. В. П. Вахтеров.

Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить. Л.Н.Толстой.

Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего, состояния рода человеческого. Э. Кант.

Если вы хотите воспитать ум вашего ребенка, воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму... Если мы хотим извратить этот порядок, то произведем скороспелые плоды, в которых не будет не зрелости, ни вкуса и которые не замедлят испортиться: у нас будут юные ученые и старые дети. Ж.- Ж. Руссо.

Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком. Ж. - Ж. Руссо.

Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека. В. А. Сухомлинский.

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговаривает, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. А. С. Макаренко.

Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во - первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль и поперек и чтобы, во - вторых, между воспитателем и воспитанником существовало полное доверие. Д. И. Писарев.

Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью. А. П. Чехов.

Легко правильно следовать за тем, кто правильно идет впереди. Я. А. Коменский.

Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и не величина городов, не обилие урожая, а облик человека воспитываемого страной Р.У. Эмерсон.

Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. В суровости и принуждении есть нечто рабское, и я нахожу, что то, чего нельзя сделать с помощью разума, осмотрительности и умения, никак нельзя добиться силой. М. Монтье.

Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее. В.А.Сухомлинский.

Процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников - в единстве их идеалов, интересов, стремлений, мыслей, переживаний. В. А. Сухомлинский.

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. В. Даль.

Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать? А.С. Макаренко.

Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце. В. А. Сухомлинский.

Путь воспитания: чтобы вошло в привычку, в быт то, что кажется трудным. И оно пойдет само собой. А. Ухтомский.

Для того, чтобы воспитание детей было делом успешным, надо чтобы воспитывающие люди, не переставая воспитывали себя. Л.Н. Толстой

Воспитание - должно просветить сознание человека, чтобы перед глазами его лежала ясно дорога добра. К. Д. Ушинский.

Воспитание - есть воздействие на сердце. Л. Н. Толстой.

Воспитать человека - значит показать ему перспективные дороги, которые ведут к завтрашней радости. А. С. Макаренко.

Истинное воспитание состоит не столько в наставлениях, сколько в убеждениях. Ж. - Ж. Руссо.

Воспитывают, в конечном счете, не добро, не любовь, не надзор, не педагогические приемы наши и даже не труд сам по себе - воспитывают человеческие отношения, плюс желание самовоспитываться. Ю. Шрейдер.

Настоящее воспитание невозможно, если не пробудился в человеке встречный процесс - самовоспитание. В. А. Сухомлинский.

Главная цель воспитания - научить думать. Сознательно человек должен пройти четыре ступени воспитания: обрести дисциплину, получить навыки труда, научиться вести себя и стать моральным. Отсутствие дисциплины превращает человека в дикаря. И. Кант.

Цель воспитания - подготовить человека, всегда думающего об общей пользе, активного участника в "гражданских" делах. Если не иметь общих целей, то остается хлопотливая сумятица отдельных личностей с личными узенькими заботами о своем кармане, о своем брюшке или о своих забавах. Н. Чернышевский.

Родители часто путают понятия "воспитание" и "образование" и думают, что они дали ребенку воспитание, когда они заставили его изучить столько - то предметов. Отсюда столь частое разочарование родителей в своих детях в последующие годы. А. Г. Рубинштейн.

П редставители ЮНЕСКО признали, что он - один из четырех наиболее знаковых авторов, определивших способ педагогического мышления в XX веке, наравне с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори . Речь идет об Антоне Семеновиче Макаренко (1888 - 1939).

Много лет проработав воспитателем в созданной им же колонии для несовершеннолетних правонарушителей, а затем руководителем трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского, Макаренко везде старался использовать придуманный им метод воспитания молодежи с трудным прошлым. И, надо сказать, этот метод доказал свою эффективность. Одним из воспитанников Макаренко был Семен Калабалин, в будущем - сподвижник и продолжатель дела своего учителя.

Знаменитый педагог выступал против строгого полулагерного режима для детей и пропагандировал повышение социальных требований и уважения к воспитанникам. Основные тезисы своего способа воспитания и примеры из практики Антон Макаренко изложил в знаменитой «Педагогической поэме », которая и в наши дни не утратила своей актуальности. Ее изучают не только будущие учителя, но также психологи и управленцы.

Мы отобрали 15 мудрых цитат из этого легендарного труда:

Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место.

Когда человек получает жалованье, так у него появляется столько идей, что их некуда девать. А когда у него нет денег, так у него одна идея: у кого бы занять? Это же факт.

Сколько десятков веков живут люди на свете, и вечно у них беспорядок в любви! Ромео и Джульетта, Отелло и Дездемона, Онегин и Татьяна, Вера и Сильвестров. Когда это кончится? Когда, наконец, на сердцах влюбленных будут поставлены манометры, амперметры, вольтметры и автоматические быстродействующие огнетушители? Когда уже не нужно будет стоять над ними и думать: повеситься или не повеситься?

Педагог должен знать свой предмет по-настоящему хорошо, и тогда его будут уважать и слушаться, даже если он резкий человек. Но каким бы вы добреньким ни были, хоть кормите их конфетами, если вы своего предмета не знаете - вас и в грош не будут ценить. Вы будете вечно объектом насмешек и издевательств. Вам будут готовить всякие подвохи и каверзы - и все из-за отсутствия уважения.

Я пришел к тезису, который исповедую и сейчас, каким бы парадоксальным он ни казался. Нормальные дети или дети, приведенные в нормальное состояние, являются наиболее трудным объектом воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей тактики.

Только тот, кто в детстве потерял семью, кто не унес с собой в длинную жизнь никакого запаса тепла, тот хорошо знает, как иногда холодно становится на свете, только тот поймет, как это дорого стоит - забота и ласка большого человека, человека - богатого и щедрого сердцем.

Педагогика, как известно, решительно отрицает любовь, считая, что «доминанта» эта должна наступать только тогда, когда неудача воспитательного воздействия уже совершенно определилась.

Харьковские мудрецы, настаивая на «постепенном проникновении», собственно говоря, сидели на старых, кустарной работы, стульях: хорошие мальчики будут полезно влиять на плохих мальчиков. А мне уже было известно, что самые первосортные мальчики в рыхлых организационных формах коллектива очень легко превращаются в диких зверенышей.

Инициатива придет тогда, когда есть задача, ответственность за ее выполнение, ответственность за потерянное время, когда есть требование коллектива.

Мир казался мне чудесным сиропом страшно сложного состава: вкусно, увлекательно, а из чего он сделан - не разберешь, какие гадости в нем растворены - неизвестно. В такие минуты нападают на человека философские жучки, и человеку хочется поскорее понять непонятные вещи и проблемы.

Если у человека есть семья, которую нужно кормить, если его работа сопровождается заработком, человеку легче заставить свои мускулы работать, преодолевая и боль, и усталость, иногда и отвращение.

В деле перевоспитания нет ничего труднее девочек, побывавших в руках. Как бы долго не болтался на улице мальчик, в каких бы сложных и незаконных приключениях он ни участвовал, как бы ни топорщился он против нашего педагогического вмешательства, но если у него есть - пусть самый небольшой - интеллект, в хорошем коллективе из него всегда выйдет человек. Это потому, что мальчик этот, в сущности, только отстал, его расстояние от нормы можно всегда измерить и заполнить. Девочка, рано почти в детстве начавшая жить половой жизнью, не только отстала - и физически, и духовно, она несет на себе глубокую травму, очень сложную и болезненную.

Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит интересная линия: от примитивного удовлетворения каким-нибудь пряником до глубочайшего чувства долга.

Формы бытия свободного человеческого коллектива - движение вперед, форма смерти - остановка.

Я утверждал также, что нельзя основывать все воспитание на интересе, что воспитание чувства долга часто становится в противоречие с интересом ребенка, в особенности так, как он его понимает. Я требовал воспитания закаленного, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива.

П редставители ЮНЕСКО признали, что он - один из четырех наиболее знаковых авторов, определивших способ педагогического мышления в XX веке, наравне с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори . Речь идет об Антоне Семеновиче Макаренко (1888 - 1939).

Много лет проработав воспитателем в созданной им же колонии для несовершеннолетних правонарушителей, а затем руководителем трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского, Макаренко везде старался использовать придуманный им метод воспитания молодежи с трудным прошлым. И, надо сказать, этот метод доказал свою эффективность. Одним из воспитанников Макаренко был Семен Калабалин, в будущем - сподвижник и продолжатель дела своего учителя.

Знаменитый педагог выступал против строгого полулагерного режима для детей и пропагандировал повышение социальных требований и уважения к воспитанникам. Основные тезисы своего способа воспитания и примеры из практики Антон Макаренко изложил в знаменитой «Педагогической поэме », которая и в наши дни не утратила своей актуальности. Ее изучают не только будущие учителя, но также психологи и управленцы.

Мы отобрали 15 мудрых цитат из этого легендарного труда:

Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место.

Когда человек получает жалованье, так у него появляется столько идей, что их некуда девать. А когда у него нет денег, так у него одна идея: у кого бы занять? Это же факт.

Сколько десятков веков живут люди на свете, и вечно у них беспорядок в любви! Ромео и Джульетта, Отелло и Дездемона, Онегин и Татьяна, Вера и Сильвестров. Когда это кончится? Когда, наконец, на сердцах влюбленных будут поставлены манометры, амперметры, вольтметры и автоматические быстродействующие огнетушители? Когда уже не нужно будет стоять над ними и думать: повеситься или не повеситься?

Педагог должен знать свой предмет по-настоящему хорошо, и тогда его будут уважать и слушаться, даже если он резкий человек. Но каким бы вы добреньким ни были, хоть кормите их конфетами, если вы своего предмета не знаете - вас и в грош не будут ценить. Вы будете вечно объектом насмешек и издевательств. Вам будут готовить всякие подвохи и каверзы - и все из-за отсутствия уважения.

Я пришел к тезису, который исповедую и сейчас, каким бы парадоксальным он ни казался. Нормальные дети или дети, приведенные в нормальное состояние, являются наиболее трудным объектом воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей тактики.

Только тот, кто в детстве потерял семью, кто не унес с собой в длинную жизнь никакого запаса тепла, тот хорошо знает, как иногда холодно становится на свете, только тот поймет, как это дорого стоит - забота и ласка большого человека, человека - богатого и щедрого сердцем.

Педагогика, как известно, решительно отрицает любовь, считая, что «доминанта» эта должна наступать только тогда, когда неудача воспитательного воздействия уже совершенно определилась.

Харьковские мудрецы, настаивая на «постепенном проникновении», собственно говоря, сидели на старых, кустарной работы, стульях: хорошие мальчики будут полезно влиять на плохих мальчиков. А мне уже было известно, что самые первосортные мальчики в рыхлых организационных формах коллектива очень легко превращаются в диких зверенышей.

Инициатива придет тогда, когда есть задача, ответственность за ее выполнение, ответственность за потерянное время, когда есть требование коллектива.

Мир казался мне чудесным сиропом страшно сложного состава: вкусно, увлекательно, а из чего он сделан - не разберешь, какие гадости в нем растворены - неизвестно. В такие минуты нападают на человека философские жучки, и человеку хочется поскорее понять непонятные вещи и проблемы.

Если у человека есть семья, которую нужно кормить, если его работа сопровождается заработком, человеку легче заставить свои мускулы работать, преодолевая и боль, и усталость, иногда и отвращение.

В деле перевоспитания нет ничего труднее девочек, побывавших в руках. Как бы долго не болтался на улице мальчик, в каких бы сложных и незаконных приключениях он ни участвовал, как бы ни топорщился он против нашего педагогического вмешательства, но если у него есть - пусть самый небольшой - интеллект, в хорошем коллективе из него всегда выйдет человек. Это потому, что мальчик этот, в сущности, только отстал, его расстояние от нормы можно всегда измерить и заполнить. Девочка, рано почти в детстве начавшая жить половой жизнью, не только отстала - и физически, и духовно, она несет на себе глубокую травму, очень сложную и болезненную.

Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит интересная линия: от примитивного удовлетворения каким-нибудь пряником до глубочайшего чувства долга.

Формы бытия свободного человеческого коллектива - движение вперед, форма смерти - остановка.

Я утверждал также, что нельзя основывать все воспитание на интересе, что воспитание чувства долга часто становится в противоречие с интересом ребенка, в особенности так, как он его понимает. Я требовал воспитания закаленного, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива.