Дети матерятся: что делать? Почему дети матерятся? Как отучить ребенка материться? Ребенок ругается матом: возможные причины и решение проблемы.

Так или иначе, нецензурная брань присутствует в жизни каждого современного человека – как взрослого, так и маленького. Если мы не сквернословим сами, то слышим непотребные слова от кого-то другого в обиходе или по телевизору, читаем их в газетах, журналах или книгах. Поэтому, к сожалению, нет ничего удивительного в том, что однажды мы можем услышать от нашего ребенка матерное слово или даже целое бранное предложение. И если мы – нормальные родители, то, скорее всего, в этом случае мы испытаем целую гамму всяческих чувств – от удивления до шокового состояния.

С одной стороны – это вполне нормальная реакция всякого адекватного родителя. С другой стороны – толку от такой реакции немного. Скорее всего, от этого наше дитя нецензурно изъясняться не перестанет. Поэтому, услышав от ребенка мат, крайне важно задуматься над поисками ответов на два вопроса: почему он матерится и что делать, чтобы отучить его от этой пагубной привычки?

Причины, по которым ребенок ругается матерными словами

Обыкновенные, обиходные слова дети обычно употребляют осознанно. Если, например, малыш произносит слово «яблоко» или словосочетание «хочу пить», то он имеет в виду именно то, о чем говорит. Что касается бранных слов, то дети их произносят неосознанно и машинально, так как не понимают, что именно они означают и с какой целью произносятся. К слову, взрослые так же, матерно выражаясь, обычно не задумываются над истинным смыслом и целью тех слов, которыми они бранятся: в этом и заключается коварство и разрушительное воздействие на человеческую психику нецензурной брани.

Однако могут быть причины, при которых дети могут материться вполне осознанно, стараясь с помощью мата добиться каких-то конкретных и важных для себя целей:

  • Ребенок матерится, пытаясь таким способом обратить на себя внимание взрослых. Причем, тем самым он может требовать для себя не только положительной реакции от взрослых, но даже и отрицательной. Обычно это случается тогда, когда взрослые по каким-либо причинам не уделяют малышу должного внимания, и он начинает себя чувствовать ненужным и брошенным. В этом случае, чтобы отучить ребенка браниться, необходимо уделять ему больше времени, играть вместе с ним, разговаривать, читать ему сказки и смотреть вместе с ним мультфильмы – то есть, всячески давать малышу понять, что он – очень нужен и ценен взрослым, которые его окружают;
  • Матерясь, ребенок тем самым пытается подражать другим детям, с которыми он общается в детском саду, в школе, на улице, в спортивной секции и т. д. Подражание сверстникам, а тем более, старшим товарищам заложено в детской природе и является важным условием детского развития. Понятно, что такое подражание может приносить как пользу, так и вред. Когда малыш, наслушавшись своих товарищей, начинает изъясняться нецензурными выражениями, запрещать ему общаться со сверстниками (как это пытаются делать многие родители) не нужно, поскольку это бессмысленно. Полностью оградить ребенка от общения невозможно. В этом случае важно понять, что, скорее всего, таким образом ваш сын или дочь пытаются утвердиться в коллективе ровесников, доказав им свой «авторитет» и свою «значимость». В большинстве случаев повышение собственного авторитета с помощью матерщины свидетельствует о том, что у ребенка не хватает уверенности в себе, его мучает комплекс собственной неполноценности. Следовательно, родителям надо постараться вселить в своего сына или дочь уверенность. Для этого, опять же, ребенку необходимо уделять как можно больше времени, тонко и незаметно внушая ему необходимые истины и правила поведения, которые помогут малышу приобрести настоящий, а не фальшивый авторитет у сверстников;
  • Многие дети выражаются нецензурной бранью назло или в отместку родителям или другим взрослым людям, которые их окружают (воспитателю, учителю, тренеру, соседу и пр.). Иначе говоря, таким образом они бунтуют против несправедливого, как им кажется, отношения к ним самим и их интересам. Большей частью в этом бывают виновны сами родители и другие взрослые, обзывающие детей всяческими обидными эпитетами или применяющие в качестве воспитательного аргумента телесные наказания. Детская психология такова, что подобные эпитеты (не говоря уже о телесных наказаниях) ребенок воспринимает как собственную ненужность для родителей и других взрослых. Поэтому взрослым надо всячески стараться не допускать в общении с детьми никаких бранных эпитетов и телесных наказаний, объясняя им с помощью других слов и правильного тона, в чем именно они неправы;
  • Взрослые, окружающие ребенка, сами матерятся. Это – одна из основных причин того, что и малыш рано или поздно начнет нецензурно браниться. Он берет слова из родительского репертуара, и вставляет в свой лексикон. Выход в данном случае прост: чтобы никогда не слышать матерщины из детских уст, взрослым надо самим не ругаться матерными словами;
  • У ребенка просыпается интерес к собственному телу и физиологии. Зачастую именно по этой причине дети начинают выражаться нецензурно. Тем более – именно на эту тему в настоящее время можно найти множество «комментаторов» и «специалистов» – как среди сверстников, так и в интернете и телевизоре. Причем, значительная часть таких «специалистов» изъясняется именно с помощью матерщины либо – в словесных оборотах, весьма близких к нецензурной лексике. Наслушавшись или начитавшись подобных «комментариев», дети воспринимают их как истину, и сами начинают изъясняться подобным образом. Ругать их в этом случае – очень опасно, так как у ребенка может сформироваться извращенное представление о подобных вещах. Гораздо разумнее понять, что такой интерес у детей – это процесс естественный, и говорить о нем следует не матерными оборотами, а вполне нормальными словами. И, разумеется, объяснить это ребенку.

Это – лишь основные, то есть, наиболее часто встречающиеся причины, по которым дети начинают употреблять в разговоре матерные слова. Устраняются такие причины, в первую очередь, благодаря спокойной, дружественной и любящей атмосфере в семье, где растут и воспитываются дети.

Детский возраст и матерщина

Житейская практика показывает, что дети могут материться в любом возрасте – начиная с двух лет, когда они только научились произносить свои первые слова, и заканчивая подростковым возрастом. Впрочем, причины, по которым они произносят нецензурные слова в том или ином возрасте, различны:


  1. Если малышу 2-3 года, то нехорошие слова он произносит неосознанно. В этом возрасте ребенок только учится говорить, слыша слова от кого-то постороннего, запоминая их, повторяя и обычно не понимая их сути и значения. Поэтому, скорее всего, нецензурное слово он также где-то услышал и запомнил.
  2. 4-5-летние дети могут ругаться вполне осознанно и с далеко идущими умыслами. Большей частью они употребляют нецензурную лексику, чтобы родители или другие взрослые обратили на них внимание.
  3. Начиная с 5 лет и заканчивая подростковым возрастом, дети обычно ругаются, стараясь таким способом обозначить и утвердить собственное «я». Особенно, если им кажется, что родители и другие взрослые посягают на их независимость и не принимают во внимание их мнение, которое детям в этом возрасте представляется исключительно ценным и правильным.
  4. Подростки могут выражаться нецензурными оборотами по нескольким причинам. Одна из причин заключается в том же, отчего матерятся и 4-5-летние дети. То есть, если подросткам кажется, что родители не обращают на них внимания, они могут добиваться родительского внимания с помощью матерщины. Утверждение собственного «я» в глазах взрослых – еще одно объяснение, почему дети подросткового возраста выражаются нецензурно. Третья причина нецензурных ругательств у подростков – попытка утвердить собственное «я» среди своих сверстников.

Если ребенок растет нормально (то есть, в хорошей семье и при этом у него нет никаких проблем с психикой), то обычно он «перерастает» возрастные периоды и перестает материться. Родителям это надо знать. Конечно, пассивно ожидать, пока у сына или дочери само собою пропадет желание изъясняться матерной лексикой, не следует. Наоборот, надо всячески помогать им избавляться от скверной привычки, учитывая при этом, что в некоторых случаях малыш может употреблять матерные выражения и по другим причинам:

  • Некоторые дети в силу своих психологических особенностей или воспитания не умеют выражать накопившиеся в них отрицательные эмоции в общепринятых «рамках», и способны эмоционально разряжаться лишь посредством матерщины;
  • Если ребенок застенчивый и робкий, то он может материться, чтобы преодолеть свою робость и неуверенность перед другими людьми, житейскими проблемами, всяческими переменами и т. д. Кстати, к такому же способу прибегают и неуверенные в себе взрослые. Закомплексованным людям, независимо от того, дети они или взрослые, обычно представляется, что матерщина в их устах делает их самостоятельными и могущественными.

Какова бы ни была причина того, что дети начали изъясняться нецензурными словами, главная задача всякого адекватного родителя – постараться, чтобы его ребенок в самое короткое время избавился от этой дурной привычки.

Главные родительские ошибки

Стараясь отучить детей ругаться матом, родители зачастую вольно или невольно допускают множество ошибок. Апробированная многими веками и множеством поколений житейская практика ясно говорит о том, чего именно нельзя делать, отучая сына или дочь от пристрастия к сквернословию:


  • Применять . Обычно такой способ не исправляет положение, а лишь усугубляет его. Наказанный ребенок может продолжать материться – теперь уже исключительно родителям назло и в знак протеста. Ни в коем случае нельзя шлепать детей по губам, заставлять лизать мыло, сыпать в рот соль или перец! Таким образом у ребенка понизится самооценка, и его будут преследовать ночные кошмары! Также есть риск, что малыш станет ;
  • Запрещать употреблять матерщину, используя свое родительское положение (вроде «Чтоб я больше от тебя этого не слышал!» или «Сказано – нельзя, значит – нельзя!»). Обычно такие безапелляционные запреты результата не достигают по причине особенностей детской психологии. Детям нужно подробно и аргументированно объяснять, отчего именно нельзя употреблять бранные слова и к чему это может привести;
  • Ни в коем случае не радоваться и не смеяться, слыша, как ребенок матерится, и тем более не пытаться переводить в шутку произнесенные малышом неприличные слова. Это может привести к тому, что он подумает, будто его сквернословие родителям приятно, и по этой причине станет материться чаще;
  • Упрекать и стыдить детей в присутствии посторонних. Это может вызвать в ребенке озлобленность, он замкнется или ожесточится и может ругаться еще больше;
  • Устраивать ребенку «партизанские допросы» на тему о том, «где ты это услышал» или «кто тебе сказал такое плохое слово» . Вероятней всего, он и сам не знает или не помнит, где и от кого он впервые услышал непотребное слово. Зато родительское пристрастие может оттолкнуть от вас юного матерщинника, и тогда наладить с ним дальнейший контакт будет во много раз труднее;
  • Материться самим родителям – хоть в присутствии детей, хоть в их отсутствии. Необходимо соблюдать золотое родительское правило: то, чего нельзя делать детям, не может быть позволено и родителям. Иначе ребенок, видя родительское лицемерие, перестанет уважать отца с матерью, что почти наверняка приведет к тому, что он станет сквернословить еще больше;
  • Стараться сделать так, чтобы дети были изолированы от внешнего мира. Во-первых, в современных условиях это практически невыполнимо. Во-вторых, такая изоляция, даже если бы она и могла быть осуществимой, к желанному результату, скорее всего, не приведет. В результате ребенок почти наверняка утратит правильное представление о том, что такое хорошо, а что – плохо, и по этой причине объяснить ему, почему нецензурная брань – это плохо, практически будет невозможно.

Нельзя говорить детям о том, что матерные слова можно употреблять только взрослым. Ребенок поймет вас так: если можно материться только взрослым, значит, надо побыстрее вырасти. А что для этого надо? Ругаться как можно громче и чаще.

Все перечисленное вовсе не означает, что родители никак не должны стараться отучить своих детей от сквернословия. Это будет неправильно как с педагогической, так и с психологической точки зрения. Всякое родительское самоустранение ребенок почти наверняка воспримет как сигнал о том, что ничего скверного он не делает и, больше того, что ему все позволено. Следовательно, он продолжит совершенствоваться в своем пагубном «мастерстве», и очень скоро достигнет весьма печальных результатов.

Как добиться, чтобы ребенок не ругался нецензурными словами

Чтобы добиться успеха в столь непростом деле, необходима специальная родительская тактика. Проще всего отучить от матерщинной брани 2-3- летнего сквернослова. Не надо делать трагедии, если малыш вдруг произнес нехорошее слово. Случайно услышав, запомнив и повторив какое-то бранное выражение, он в силу своей детской памяти через самое короткое время о нем забудет. А вот если в его присутствии повторить это слово несколько раз, то тогда наверняка он его прочно запомнит, слово войдет в его обыденный лексикон, и в этом случае искоренить его будет намного труднее.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

К детям, чей возраст старше, применима несколько иная тактика. Здесь желательно придерживаться следующих неукоснительных правил:

  • Если матерится ребенок дошкольного возраста, нужно постараться объяснить ему, что бывают хорошие слова, а бывают – плохие. С помощью хороших слов общаются хорошие люди, а с помощью плохих – плохие. Мама и папа малыша всегда говорят хорошими словами и никогда – плохими. Если их сын (или дочь) будут произносить плохие слова, то мама и папа очень огорчатся и даже – заболеют. Другие люди, услышавшие, как сын (или дочь) ругаются, также могут огорчиться и заболеть. К этому можно добавить, что и сам ребенок в случае употребления плохих слов также может заболеть;
  • В том случае, если нецензурно изъясняется школьник доподросткового возраста, необходимо помочь ему сформировать здоровую самооценку. Такому любителю матерщины нужно объяснить, что брань не делает человека личностью. Если ребенок хочет формироваться как личность, то он может попробовать себя в спорте, в искусстве, в науке и прочих полезных сферах человеческой деятельности;
  • Чтобы отучить от брани подростка, полезно привести ему в пример некий авторитет. Именно в подростковом возрасте дети обычно решают, «делать жизнь с кого», и потому с охотой могут брать пример с кого-то, кто может быть для них образцом для подражания. Идеальный вариант – если таким авторитетом могут быть сами родители;
  • В любом возрасте не надо оставлять ребенка в одиночестве. У всякого нормального человека одиночество вызывает страх, растерянность и неуверенность, попытаться избавиться от которых проще всего посредством матерщины. Когда родители всегда находятся рядом со своими детьми, то в этом случае у детей возникает намного меньше желания употреблять нецензурные слова;
  • Родителям всегда нужно знать, с кем общаются их дети. Конечно, подбирать им друзей по собственному, родительскому вкусу – это не выход. Всякий ребенок – личность, и потому у него могут и обязаны быть свои пристрастия и право выбирать себе друзей. Однако корректировать круг общения своего ребенка родители не только вправе, но и обязаны. Возможно, кого-то из знакомых своего сына или дочери лучше будет деликатно удалить, а кого-то, наоборот, пригласить к ребенку в гости. Полезно будет, если время от времени родители будут общаться с теми, с кем водит дружбу их дочь или сын;
  • Одно из самых важных правил – научить ребенка правильно и адекватно выражать свои эмоции – как положительные, так и отрицательные, стараясь при этом объяснить, что брань – это вовсе не выражение эмоций, а нечто гораздо более постыдное и скверное;
  • Всякий раз, как малыш употребил бранное слово, нужно дать ему понять, что сквернословие не красит человека. При этом родителям необходимо как можно громче извиниться перед посторонними за ругательство, произнесенное их сыном или дочерью, чтобы ребенок мог понять и осознать, что отцу или матери за него стыдно. Кроме того, полезно предупредить юного сквернослова, что хотя родители его и любят, однако до тех пор, пока он не прекратит нецензурно ругаться, они не смогут его взять с собой ни в какое приличное место;
  • Необходимо принимать меры к тому, чтобы ребенок меньше смотрел телевизор. Кроме того, важно знать, по каким именно сайтам в интернете любит путешествовать их отпрыск. И если эти сайты – предосудительного или сомнительного содержания, то надо деликатно и вместе с тем настойчиво убедить сына или дочь посещать другие сайты, с более полезным содержанием.

Совет детского психолога: как отучить ребенка от плохих слов

Все дети – разные. У каждого – свой неповторимый характер и индивидуальные психологические особенности. И потому может так случиться, что те меры, о которых говорилось выше, при всем родительском старании все же не принесут должного результата. Отчаиваться не стоит. Наоборот, надо применить дополнительные меры, чтобы отучить наследника от привычки сквернословить:

  1. Зачастую бывает, что малыш выражает нецензурными словами какие-то собственные эмоции. Это может быть радость, испуг, восхищение, недоумение. В этом случае родителям надо стараться, чтобы словарный запас ребенка пополнился, и в первую очередь, именно теми словами и фразами, с помощью которых эмоции можно выражать без всякой матерщины.
  2. Чтобы пополнить словарный запас малыша, следует читать ему книги и учить вместе с ним детские стихотворения. Лучше, если это будут не современные стихи, а произведения детской советской классики, в которых практически невозможно встретить бранное или двусмысленное слово. Кроме того, можно также специальными программами для детского обучения. Раздобыть в настоящее время такую программу не составит никакого труда.
  3. Очень хорошо помогают пополнить словарный запас мультфильмы. Но, разумеется, не современные «бегалки» и «стрелялки» с их примитивными воплями и таким же содержанием, а – классические советские мультфильмы. В большинстве таких мультиков их герои говорят прекрасным, образным, понятным и доступным всякому нормальному ребенку языком, в котором нет даже намека на какую бы то ни было нецензурщину. Необходимо объяснять малышу, что и ему самому нужно говорить так же красиво и правильно, как говорят мультяшные герои.
  4. Бывает так, что ребенок сам спрашивает у родителей, что означает услышанное им бранное слово. В этом случае очень важно, как родитель себя поведет. Самая правильная линия поведения – не ругать ребенка за произнесенное слово, не допытываться, от кого он его услышал, ничем не выражать своего смятения и неудовольствия. Гораздо разумнее постараться спокойно объяснить, что это – плохое слово, что употребляют его – скверные люди, а поскольку ребенок – замечательный и родители его очень любят, то будет замечательно, если малыш никогда больше такое слово произносить не станет.

Конечно, может случиться и так, что никакие родительские усилия и старания так и не смогли отучить ребенка от привычки выражаться нецензурными словами. Это бывает очень редко, но все же – бывает. В таком случае может быть полезен строгий родительский запрет. Причем, это должен быть не голословный запрет, а, так сказать, запрет с подтекстом.

Например, юному матерщиннику можно запретить встречаться с друзьями до тех пор, пока он не перестанет ругаться. Или – не позволять ему пользоваться компьютером. В арсенале всякого родителя найдется немало запретительных средств. Можно также посоветоваться с детским психологом: не исключено что у сына или дочери какое-нибудь заболевание психиатрического свойства. Но в большинстве случаев отучить детей от сквернословия – задача вполне выполнимая.

С форумов

Мерит: Наши дети не в вакууме находяться, дома не материшься — так на улице, в школе, да и по телевизору матов наслушаются. Тут ничего не поделаешь. Увы, это проблема общества в целом, а не отдельного ребенка. Я думаю, маленьких лучше не трогать (не акцентируешь внимание — нет интереса для ребенка), детям постарше (лет 5 -10) можно объяснить, что эти слова плохие, ну а с подростками уже ничего не сделаешь, хотя можно попытаться втолковать ему, что в семье и публично это говорить не стоит, а с друзьями да за закрытыми дверями пусть общаются как хотят.

Olgabel: Многие дети проходят «матершинный» период.
У меня ребёнок очень любил такие слова вставлять, причём всегда по делу и по смыслу. Помню, сидит сын на ковре (возраст что-то около 3-х лет), сооружает какую-то сложную конструкцию, тишина, очень увлечён. Неверное движение, вся конструкция рушится. «Пи***ц». Всего одно слово сказал, но с такой законченной интонацией! (ржу) Я его не ругала вообще, просто не обращала внимания. Прошло само. Самое интересное, что мы с мужем не материмся, тем более выше озвученное слово не употребляем. Где подхватил — загадка?

goroshka: Моему сыну сейчас 1.11 мес., ругается уже осознанно, я не акцентировала на этом внимание, но врач сказала, что нужно ругать, говорить что это очень плохо, и не в коем случае не смеяться!

marta2018: если матерится маленький — не обращать внимания. Поругается и перестанет. А если школьного возраста — то явно проблемы не с ребёнком, а с семьёй. И надо не ребёнка наказывать, а подумать, какие именно факторы привели к тому, что он матерится: чаще всего это ругань родителей или попадание в соответствующую компанию. И одно, и другое — вина взрослых, а не ребёнка. Боритесь с причинами, а не со следствием. Причем борьба с компанией — это дать хорошую альтернативу, а не тупо «ещё раз увижу с Толяном — из дома не выйдешь!».

Felina: Хаха, а я тоже в детстве матом ругалась)) вот именно в таком возрасте (4 года). Благо я далеко не первый ребенок, родители это уже проходили. Эти слова до того пренебрежительно игнорировали, что мне очень скоро стало неинтересно. Ведь значение я не понимала, это как на китайском что-то сказать. Сама не понимаю и другие сделали вид, что не поняли. Пару раз повторила и прошло. Забыла эти словосочетания до подросткового возраста))

Читаем также:

Видео от любящих мам: если ваш ребенок матерится

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Впервые услышав ругательства от ребенка, многие удивляются, так как всегда следят за своей речью и полагают, что в семье подобные выражения неприемлемы. Источников пополнения лексикона у ребенка очень много: детский сад, телевизор, улица, другие взрослые. Маленький ребенок быстро и легко усваивает нецензурную лексику и грубые слова, особенно если те сопровождаются эмоциональными проявлениями, например, мимикой и жестами. В этом смысле похожи: их внимание привлекают яркие необычные люди и их высказывания. не удастся за один день, однако сделать это можно деликатно и без давления на чадо.

Почему дети ругаются

Так называемые бранные слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребенка. При этом дети разных возрастных групп имеют свои причины и мотивацию для употребления этих выражений.

Ребенок 2 лет ругается

Ребенок двух-трех лет использует ненормативные выражения неосознанно. В этом возрасте дети не понимают смысл употребляемых ими бранных слов. Они говорят так, как говорят окружающие их люди, речи которых они подражают.

Ребенок 4 лет ругается

Дети в возрасте от трех до четырех лет могут использовать запрещенные слова вполне осознанно, понимая, что этого делать нельзя. Чаще всего они стараются таким образом привлечь к себе внимание родителей, предпочитая наказания и ругань мамы и папы его отсутствию. Некоторые дети намеренно используют «крепкие» выражения для того, чтобы вызвать реакцию взрослого и прояснить его отношение к своему поведению. Употребление бранных слов также может быть способом шантажа родителей. Так, заметив, что новые слова, не нравятся маме с папой, ребенок может обещать «предкам», что больше не будет их употреблять. Но только в том случае, если они купят ему новую игрушку или отведут на выходных в зоопарк.

Кто-то использует ругательства для того, чтобы оскорбить и унизить собеседника, кто-то - для того, чтоб добавить речи экспрессивности и весомости, кто-то - просто желая казаться своим в определенной компании. Некоторые ругань матом считают полностью неприемлемой, другие не находят в этом ничего особенного и воспринимают ее просто как часть народной культуры. Однако в подавляющем большинстве случаев и те, и другие соглашаются, что для детей ругательства неприемлемы. Во все времена и во всех культурах дети всегда ассоциируются с чем-то светлым и чистым, а непристойная брань даже самыми ярыми ее почитателями не позиционируется как что-то чистое.

Однако так как дети живут не в строгой изоляции, а в социуме, матерная брань проникает и в их разговоры. К сожалению, в последнее время родители всё чаще сталкиваются с тем, что ребенок ругается матом в школе. Что делать в таком случае? Важно понимать причины этого явления, побуждения, подтолкнувшие ребенка использовать крепкие выражения, и цель, которую он хочет этим достичь. Тогда можно своевременно, мягко и грамотно скорректировать поведение малыша.

Первый шок

Итак, малыш только-только научился говорить. Он еще с трудом выговаривает некоторые слова. И тут наряду с умиляющим лепетом отчетливо звучит матерное слово или выражение. Родители в шоке! Далее события развиваются по одному из накатанных сценариев. Первый: ребенка ругают и строго-настрого запрещают впредь произносить такие слова. Второй: за первым шоком следует сперва нервный смешок, а потом и вполне полноценный искренний хохот. Ну надо же! Такой маленький, а туда же! Как прикольно! В интернете легко можно найти множество видеороликов с материалом о том, как дети ругаются матом. Приколы такого рода пользуются огромной популярностью. А выставляют своих чад на всеобщее обозрение чаще всего сами же родители.

Скорая помощь

Почему же совсем маленький ребенок ругается матом? Что делать родителям? Очень важно помнить, что в возрасте двух-трех лет ваш малыш просто не может понимать значения этих слов. Просто дети схватывают всё на лету и стараются тут же использовать. А вот в этот момент стоит задуматься о том, откуда вообще малыш услышал такие слова. Если в вашей семье принято использовать или, пусть в редких случаях, но всё же допустимо, то будьте готовы к тому, что рано или поздно ребенок последует вашему примеру. Поэтому в первую очередь стоит следить за чистотой собственной речи.

Кроме того, матерные выражения маленький ребенок может услышать от старших братьев и сестер или их друзей, гостей, на прогулке или из телевизора. Проанализируйте и оградите малыша от опасности «заразиться» неприятными для вас словами. В случае, если вы услышали от двухлетнего карапуза брань, просто проигнорируйте её. Ни в коем случае не реагируйте бурно! Особенно пагубен в этом случае смех. Ведь, поняв, что доставил вам радость, малыш будет снова и снова пробовать вызвать эту реакцию. Если же не обратить внимания, велика вероятность, что ребенок просто забудет непонятное для него слово. Однако помните, что этот подход эффективен исключительно с детьми двух-трех лет. Когда ребенок растет, меняется его восприятие. Надо менять и подходы.

Попытки манипуляции

В возрасте трех-пяти лет маленький ребенок ругается матом уже осознанно. Естественно, он еще не понимает полностью значения используемых слов. Но то, что эти слова - плохие, он уже осознает. Интересно, что использование ругательств может быть сигналом о том, что ребенок отчаянно пытается хоть как-нибудь привлечь к себе внимание родителей. Механизм этого явления достаточно прост, а логика поистине детская.

Представьте простую повседневную ситуацию: родители полностью поглощены заботой о своём малыше - тем, чтоб качественно накормить, вовремя уложить спать, красиво одеть и купить хорошие развивающие игрушки. Но вот на то, чтобы уделить малышу достаточно личного времени, сил, как правило, уже не остаётся. «Иди поиграй», «посмотри телевизор», «малыш, мама устала….». И ребёнок уходит. Но желание внимания остается. И вот однажды, произнеся новенькое словечко, он получает такое желанное внимание! В особо запущенных случаях ребенка не остановит даже то, что это будет бурная реакция и даже наказание. Главное, он теперь чувствует, что мама и папа интересуются им.

Прояснение ситуации

Как и в случае с совсем маленькими детьми, тут важно не реагировать слишком бурно. Можно поинтересоваться, где ребенок услышал такие слова. Так как к этому возрасту круг общения расширяется, источником может оказаться друг в садике или сосед. Внимательно посмотрите на реакцию. Ожидает ли ребенок особого отношения к сказанному? Может, он всё ещё просто не понимает значения слов? Или же ребенок ругается матом уже осознанно, понимая, что это какие-то особенные выражения?

Сядьте и спокойно, а главное - прямо и уважительно объясните значение этих слов. Скажите, что их используют для того, чтобы обидеть другого. А разве хорошие мальчики и девочки хотят обижать своих друзей? Ну а если другие детки говорят такое, то, наверное, они еще совсем маленькие и глупенькие. И сами не знают, что говорят. А глупости повторять за другими не стоит. Папе и маме это не нравится.

И, конечно же, постарайтесь проводить с ребенком больше времени. Намного легче вложить в него хорошее сейчас, чем искоренять плохое потом. Не забывайте, что в этом нежном возрасте дети не просто быстро усваивают всю поступающую информацию. Происходит формирование личности, в котором вы можете и должны принимать самое непосредственное участие.

Проблемы начальных классов

В младших классах ребенок ругается матом чаще всего для того, чтобы завоевать авторитет среди сверстников. Но иногда это может происходить и как попытка насолить родителям. В этом возрасте ребенок уже полностью осознает, что подобные обороты речи родителям не нравятся. И с его стороны это может быть своеобразной местью за отказ что-то купить или за наказание.

Ещё причина может крыться в реакции самих родителей на действия ребенка. Если дети слышат в свой адрес слова «глупец», «негодяй», «тупица», то и для того, чтобы насолить родителям? они станут использовать ту же модель поведения. И, конечно же, не станут проверять свой лексикон на предмет цензуры.

Учите думать о смысле слов

Задумываясь над тем, матом, всегда начинайте с анализа своего отношения, своего способа общения. И не только с самим ребенком, но и с супругом, и с другими членами семьи. Исключите словесные обиды из своих разговоров и старайтесь не смотреть, хотя бы при детях, те фильмы и сериалы, где подобный стиль общения выставляется безобидным, забавным и остроумным.

А услышав из уст школьника нецензурную речь, попросите его объяснить значение этого слова. Почему он использовал его в этом предложении? Какая тут связь? А нужно ли оно там? А почему именно его? Будьте абсолютно спокойны. Пусть ребенок видит, что не достигает желаемого шокирующего эффекта, а, наоборот, выглядит глупым несмышлёнышем.

Попытки завоевания признания

В возрасте 10-11 лет часто ребенок ругается матом в школе, копируя поведение либо сверстников, либо кумира, будь то актер, спортсмен или даже один из вымышленных персонажей. Таким способом он пытается получить признание своих друзей и выделиться из толпы. Психологи считают, что, применяя в речи бранные слова, дети дают выход нереализованной энергии. Поэтому, по их мнению, те, кто посещает спортивные секции, занимаются каким-то хобби или имеют дополнительные внеклассные занятия, менее склонны к употреблению матерных выражений. Однако эти данные спорные, поэтому считать дополнительную нагрузку панацеей было бы не очень мудро.

Важность проницательности

Корректируя поведение и речь ребенка, важно понять, почему именно ребенок ругается матом. Если ваш сын или дочь кому-то подражают, попробуйте мягко указать на другой пример. И сделать это важно без перегибов. Поймите, что именно привлекает ребенка. Отвага? Смекалка? Популярность? Тут важна проницательность. Поняв, что нравится ребенку, подберите более достойный пример. Это потребует времени, но оно того стоит.

А что, если дело в желании украсить свою речь? Сделать её выразительной и яркой? Покажите, что использование брани только обедняет разговор. Просто проанализируйте вместе, о чем свидетельствуют нескончаемые добавления матерных выражений. Да просто о том, что у человека бедный словарный запас. Подчеркните, что, выражаясь грамотно и ёмко, можно выгодно выделиться своей речью.

Подростковые проблемы

Сложнее всего, конечно, с подростками. Если, понимая, почему дети ругаются матом, сравнительно легко устранить эту проблему, то с подростками легких путей ждать не приходится. Они ощущают себя вполне взрослыми и самостоятельными и часто просто бунтуют против системы, против устоявшихся правил, стремясь доказать собственную независимость и индивидуальность.

Однако стоит объяснить, что вы как родитель имеете полное право устанавливать правила в своем доме. И подросток обязан им подчиняться. Родители могут запретить употреблять брань в своем присутствии. Кроме того, не лишним будет рассказать и о происхождении подобной речи. А заодно и поинтересоваться, действительно ли ваш сын или дочь хочет, чтобы его ассоциировали с преступной средой. Это может подействовать отрезвляюще.

Чего делать не следует

Если ребенок ругается матом, никогда не реагируйте слишком бурно. Не устанавливайте немотивированные запреты. Обязательно объясните, почему вы не хотите слышать брань из уст ребенка. Также не вводите двойных стандартов. Если ругаться нельзя никому, то и вас это тоже касается. И было бы правильно не отчитывать ребенка на глазах у других. Выясните всё наедине. Проявляйте уважение к чувствам сына или дочери. Тогда вы с полным основанием сможете ожидать, что и они станут проявлять уважение к вам.

Мат настолько стал частью нашей культуры, что подчас уже не вызывает ни возмущения, ни неодобрительный замечаний. Мат упрощает выражение эмоций и аргументацию. Но так ли непобедима эта экспансия.

Слово, оно состоит из звуков. И как-то получается, что одни звуки кажутся нам приличными, добрыми и мелодичными, а другие отвратительными, неприятными и неприличными. Проходя мимо ванной вам может резануть слух нежный голосок вашего ребенка, звонко чеканящий: бля, бля, бля. Казалось бы, это ужасно. Где ваша кроха могла набраться таких гадостей? Но если посмотреть, чем же занят ребенок, то может оказаться, что он просто играет в любимого лягушонка, который с характерным звуком "бля" прыгает по воде.

Кто виноват?

Зачастую, причина детского мата - равнодушие родителей. Ведь если родители заняты своими делами, а ребенок нуждается в их внимании, то нет лучшего способа как громко и желательно в большой аудитории сказать что-то неприличное, нецензурное. И совершенно неважно, что родители начинают кричать, возмущаться, отчитывать или даже наказывать ребенка. Цель его достигнута - все внимание родителей приковано к нему. Когда ребенок понимает, что таким образом может управлять взрослыми, эта ситуация будет повторяться и повторяться. Ребенок может даже не понимать смысл сказанного слова, но видит какую реакцию оно вызвало.

Очень плохо, когда в семье отец и мать меняются ролями. Мать занимается воспитанием, а отец пассивно наблюдает за этим со стороны и не вмешивается в процесс. ОТЕЦ, как глава семьи, отвечает за всех. Он - главный добытчик, закон и порядок, непререкаемый авторитет, на который равняются дети. Роль Матери - это внимание, забота, нежность и любовь. Из-за пассивной роли отцов, роль лидеров в подрастающем поколении заняли сверстники. И такое равнение на себе подобных не повышает уровень развития. В итоге детям труднее адаптироваться во взрослом мире, предъявляющему взрослые требования к их подростковому уровню развития.

Если без мата нельзя, значит либо человек психологически застрял в подростковом возрасте. Либо искусно встроил мат в свою языковую систему. Такие люди пишут книги, стихи и песни. Иного матершинника и послушать приятно и полезно. А иногда человек вроде и обычные слова говорит, а слушать гадко и отвратительно. И дело здесь не в мате в частности, а в культуре речи в целом.

Иногда мы сами не замечаем, как у нас вырываются бранные словечки. А потом удивляемся, и откуда малыш принес эти слова. Так что подумайте заранее, что вы будете кричать, когда в очередной раз попадете молотком по пальцу. Чтобы не обогатить словарный запас своего ребенка новым "грязным" словом.

Почему дети используют мат?

Дети, используя мат, обходятся всего лишь десятком слов, употребляя их в анекдотах, в настенной письменности, в игре. При этом каждый возраст имеет свои причины и мотивацию для употребления эти выражений.

Так, дети двух - пяти лет используют жаргон неосознанно, поскольку речевое подражание свойственно младшему возрасту наравне с другими видами деятельности.

В возрасте пяти - семи лет основной движущей силой является бунт против того "как принято, как надо". При этом матерные слова дети употребляют осознанно, прекрасно зная и понимая что этого делать нельзя.

В период с восьми до двенадцати лет дети понимают, где можно, а где нельзя ругаться. Жаргон используется среди ровесников для самоутверждения, из желания влиться в коллектив и стремления казаться взрослее. Школьники, матерясь, копируют манеру поведения старшеклассников, таким образом приобщаясь к миру взрослых. Так они чувствуют себя увереннее. Некоторые взрослые сторонятся матершинников, и дети, замечая это, думают, что так можно заставить себя уважать и бояться.

К двенадцати - четырнадцати годам подростки как правило употребляют жаргон в основном для выхода эмоций или в анекдотах. Мат исчерпывает себя, т.к. перестает удовлетворять культурные потребности ребенка.

Издревле считали, что мат это не оскорбление, а защита. Поэтому подростки так сильно ругаются матом. Для них мир еще слишком враждебен. И они, как могут, пытаются от него защититься, а лучший способ защиты, как известно - нападение. За изощренной бранью подростки пытаются скрыть свои слабости, и казаться сильнее, жестче и неприступнее. С точки зрения психологии агрессия является необходимым звеном духовной эволюции. Поэтому прохождение данного этапа развития является хорошим знаком того, что ребенок развивается нормально. Детям, не выплеснувшим подростковую агрессию и не прошедшим данный этап развития это грозит проблемами в будущем. Из таких детей вырастают тираны и диктаторы. Так что будет гораздо лучше, если ребенок наругается и выплеснет агрессию в этом возрасте. И будет расти и развиваться дальше, узнавая, что можно, а что нельзя, и мат постепенно изживет себя.

Что делать?

1. Постарайтесь, чтобы матерные слова и жаргонизмы вообще не звучали в присутствии и ближайшем окружении ребенка с самого его рождения.

2. Если бранное слово все-таки слетело с уст малыша, то в первый раз постарайтесь сделать вид, что вы ничего не слышали и понаблюдайте как будет реагировать ребенок. В случает, если ребенок уже понимает смысл сказанного слова, то он будет ждать от вас какой-то реакции, и не дождавшись повторит провокацию. Или решит, что слово обычное и в нем нет ничего такого, после чего потеряет к нему интерес и забудет о нем. В противном случае, когда ребенок не ожидает от вас никакой реакции, то, вероятнее всего, слово это он просто где-то "подцепил". И если не акцентировать на нем внимание, то словечко также и отцепится.

3. Если ребенок сказал нецензурное слово при посторонних, самое главное - сохранить спокойствие. Конечно, трудно сдержаться, не отреагировать и не наказать ребенка. Ведь вам, именно вам, и стыдно, и обидно, и хочется оправдаться. Приложите усилие, сделайте вид, что ничего страшного не произошло, это лишь досадная случайность. Скажите что-нибудь в роде "ну да, бывает", улыбнитесь и смените тему разговора. А уже потом, когда остынете, поговорите с ребенком.

4. Если ребенок сам попросил вас объяснить значение слова, постарайтесь спокойно и доступно все объяснить. Расскажите ему, что это слово ругательное, значит то-то, и говорят его, когда хотят кого-то обидеть, поэтому говорить его нельзя.

5. Если мат все-таки появился в детской речи, поговорите с ребенком, спросите его, что значат эти слова. Пусть расскажет вам или нарисует, объяснит значение. Возможно малыш и сам не знает, что говорит. Здесь можно пойти на хитрость и попытаться преобразовать нецензурное слово до близкого по звучанию и значению обычного слова, как бы поправляя ребенка. Если такой возможности нет, то объясните ребенку что они значат. И скажите, что слова эти очень обидные и говорить их нельзя.

6. Если ребенок кричит, злится и проявляет агрессию, родители должны показать ребенку, что они понимают и принимают его чувства, как бы говоря "Я знаю, сейчас тебя что-то рассердило, и тебе это неприятно и хочется ругать". Нельзя просто запретить выражать свой гнев. Необходимо научить ребенка, как реагировать на раздражители, как проявлять негативные эмоции без мата и грубых слов.

7. Если жаргонизмы уже закрепились в речи ребенка, то можно дать ему почитать словарь ненормативной лексики или что-то подобное. Ведь если чего-то много, оно доступно и не наказуемо, то быстро надоедает.

8. Если ребенка приобщили к мату более просвещенные сверстники, воздержитесь от брани и оскорблений как в адрес ребенка так и его друзей. Это только усугубит противостояние. Лучше тактично и убедительно объяснить ребенку что мат - это не только неприлично, но и некрасиво и по-детски, и как показатель его развития недостойно его как человека.

Если ребенок мотивирует свою брань тем, что "все остальные тоже ругаются", попробуйте объяснить ребенку, что нецензурная лексика - это какая же зависимость как курение и алкоголь. И как никотин разрушает легкие, так и мат обедняет словарный запас и восстановление будет сложным и мучительным. Что мат это вовсе не показатель взрослости, а обычная пагубная привычка.

Сложнее, если ребенок ровняется на "звездного кумира". Желание материться пропадает само, когда ребенку встречается более культурный и авторитетный образец для подражания.

9. Наконец, если же ребенок не принимает объяснений, продолжает ругаться матом и делает это непроизвольно, то лучше обратиться к специалисту (например нейропсихологу).

Чего делать нельзя.

Нельзя запрещать ребенку ругаться матом как раз теми самыми словами, которые вы ему запрещаете. Будьте последовательны. Если уж вы говорите ребенку, что НЕЛЬЗЯ РУГАТЬСЯ МАТОМ, это значит, что ВСЕМ нельзя, а не только ему. Иначе придется еще и ответить на вопрос "почему тебе можно, а мне нельзя" и т.д.

Ни в коем случае нельзя стыдить ребенка, тем более на людях. Это может нанести ему тяжелую психологическую травму.

Не надо обобщать. Если уж вы так хотите отчитать ребенка, то отчитывайте за что-то конкретное, не делая из мухи слона. Ведь то, что он сказал одно плохое слово еще не делает его маньяком-рецидивистом.

Нельзя просто запретить ругаться матом ничего не объясняя. Запрет только порождает ответную реакцию и не приводит к положительному результату .

Немного истории.

Матерный жаргон уже давно закрепился и в фольклоре, и в разговорной речи, и даже в литературе. Выражение "вашу мать" дало название целому языковому пласту, определив его как мат. Пласту довольно емкому, образному и эмоциональному. Достаточно двух - трех слов, чтобы все стало понятно. Однако все богатство матерной лексики в речи не используется, употребляются в основном лишь несколько существительных, столько же образованных от них прилагательных, также не более десяти глаголов, отглагольных форм и наречий. Очень редко можно встретить большое разнообразие и изобретательность в этой форме словесности.

Мат - это древнее явление, присущее многим народам. У восточных славян существовал языческий культ плодородия, вера в мистическое единение земли и неба. С помощью мата язычники отпугивали нечистую силу. Во время языческих свадебных обрядов пели так называемые "корильные песни", содержащие оскорбления жениха, дабы супруге не пришлось ругать его в семейной жизни. Также считали, что матюги помогают от порчи и от сглаза.

Славяне успешно пользовались матом не только в языческих обрядах. Так, одна славянка сообщает в берестяной записке, датированной VII веком, своей подруге, что их общая знакомая выходи замуж, поэтому подруга срочно должна вернуть долг в две гривны. Чтобы подруга лучше поняла важность сообщения, славянка кроет должницу матом, который с VII века нисколько не изменился.

Запреты на "грязные" слова появились с принятием христианства. Так же как и запреты на языческие культы и обряды. В IV веке Иоанн Златоуст говорил: "Ежели кто матерными словами ругается, тогда у Престола Господня Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отымет и Сама отступает, и который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает, понеже мать свою ругает и горько ее оскорбляет. С тем человеком не подобает нам ясти и пити, аще не отстанет от онаго матерного слова".

В Советском союзе мата не было также как и секса. Впервые "культурный" мат появился в фильме Киры Муратовой "Астенический синдром". Так началось проникновение мата в кино, в театр, в литературу и на эстраду.

Во всем мире русский мат считается самым крепким и смачным. Финны или поляки, например, используют именно русский мат, когда хотят выругаться по-настоящему. Особенность русского мата в том, что основной акцент делается на "грязности" понятий, связанных с половой жизнью. В то время как в испанcком мате, например, самое страшное оскорбление - тупица, то есть связано с умственными способностями.

Но несмотря на все вышесказанное мат исчезает, потому что к нему привыкли. И по мнению ученых может скоро исчезнуть. Возможно, его заменить новый матерный язык.

Рано или поздно в каждой семье родители внезапно слышат мат от своего ненаглядного малыша. Для взрослых, которые воспитывали кроху с желанием сделать из ребенка интеллигентного, воспитанного человека — это событие становится настоящим шоком. Родители не могут понять, почему ребенок ругается матом.

Ведь малыша оградили от детей из неблагополучных семей, дома все разговаривают правильным русским языком. Как бы не старались родители оградить кроху от негативного влияния внешнего мира, это не возможно. Мама гуляет с малышом в парке, едет в автобусе, идет в магазин. Несмышленыш ходит в детский сад или секции, кружки по интересам. Вокруг ребенка идет обыкновенная жизнь, люди общаются и разговаривают так, как они привыкли.

К сожалению, нецензурные выражения достаточно широко распространены в обществе. Необычное слово, произнесенное с ярко выраженной интонацией, обязательно привлечет внимание маленького человечка, ведь ему нравятся новые яркие предметы, слова. Любящие родители, услышав мат из уст такого крохотного, воспитанного чада, пытаются понять: откуда малыш набрался таких слов и как отучить кроху от мата.

Дети разных возрастных групп имеют свои причины для использования ненормативной лексики. Услышать нецензурную речь несмышленыш может на улице и дома. В некоторых семьях употребление нецензурных выражений в разговоре стало нормальной практикой, естественно ребятня из таких семей свои познания охотно продемонстрирует другим детям в детсаду или на детской площадке в парке, во дворе дома.

Даже воспитанный интеллигентный человек, облившись кипятком или уронив тяжелый предмет на ногу, стукнув нечаянно молотком по пальцу, невольно выругает, выплескивая негативную эмоцию. Родители в пылу ссоры не всегда контролируют выражения, которые применяют. Бутуз как губка впитывает все новые словечки, даже не понимая, что они обозначают.

Задача родителей не оградить ребенка от мата. Это не в их силах. Взрослые могут повлиять на то, останутся ли в лексиконе маленького человечка нецензурные выражения или ребёнку удастся привить культурную, грамотную речь.

Психоэмоциональное созревание карапуза всегда индивидуально, но психологи выделили несколько временных границ, в которых у непоседы выявляются разнообразные причины для мата:


Ребенок, который в подростковом возрасте не ругается матом, в настоящее время это нонсенс. Ругаются мальчики, девочки. Разговор среди подростков чаще всего происходит с использованием нецензурной лексики. Чтобы не прослыть «белой вороной», пользоваться уважением среди ровесников, для повышения самооценки, вот почему подростки используют мат.

После 14 лет у большинства детей мат остается только выразителем эмоций, а также для рассказывания анекдотов. Ненормативная лексика уже не доставляет радости своей новизной. В коллективе подростков уже не так ценится умение ругаться, для лидерства в коллективе и уважения сверстников большой запас матерных выражений уже не является достаточным.

Наоборот, если ребенок матерится, не умея по иному высказать свою мысль, это уже служит показателем маленького словарного запаса подростка, неумением использовать навыки коммуникативности. Большая часть детей уже определяется со своими интересами: спорт, книги, танцы. Постоянно матерящемуся подростку уже не рады и его сверстники.

Чтобы не произошло отторжение ребенка от социума, если родители уже не справляются своими силами, необходимо лечение психолога. Грубость, агрессивность, нецензурная лексика, не всегда проходят сами по себе. Необходима совместная работа родителей, педагогов, чтобы помочь подростку преодолеть кризис переходного возраста.

Мат часто используется подростком и как средство защиты. Для детей окружающий мир все еще непонятен, несет в себе много угроз, представляет опасность. Лучшая защита — это нападение. Эти слова несмышленыш слышит с раннего детства. Попытка защититься от враждебности окружающих, это еще одна причина почему дети ругаются матом.

Ошибки родителей

Нельзя привить любовь к грамотной речи упреками, скандалами. Очень часто взрослые совершают ошибки, которые только усугубляют проблему. Ребенок ругается матом — что делать с таким чадом, как правильно вести себя с подростком помогут простые советы.


Не стоит устраивать истерики, пытаться изобразить «мировую трагедию», из-за того, что кроха стал ругаться матом. Взрослым необходимо спокойно, без присутствия чада, обсудить допущенные ошибки в воспитании крохи. Выработать единую позицию, цель которой отучить несмышленыша материться.

Отучаем кроху материться

Подходить к вопросу, как отучить ребенка ругаться матом, стоит взвешено, комплексно используя советы специалистов, понимание психологии собственного чада. Родителям не стоит устраняться от решения проблемы, перекладывать ее на воспитателей, педагогов.