Экология семьи, формирование здорового образа жизни.

Лидия Викаренко
Воспитание навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Основная цель дошкольного образования – развитие ребенка при сохранении здоровья . Здоровье определяет степень жизнеспособности , устойчивости организма к соответствующей среде обитания, возможности реализовать свои биологические и социальные функции. Поэтому воспитание у детей мотивации здорового образа жизни необходимо формировать именно с детства, тогда забота о собственном здоровье , как основной ценности, станет естественной формой поведения.

Согласно существующей статистике 60% детей поступающих в школу имеют функциональные нарушения, а 45% не готовы к обучению и освоению программы школы. Вот почему в настоящее время, возникает необходимость, . Решение данной проблемы целесообразно начинать с дошкольного возраста , когда закладываются основы отношения к окружающему миру и его ценностям. На этом этапе развития жизненные установки еще недостаточно прочны, а нервная система отличается особой пластичностью.

Проблемам формирования здорового образа жизни посвящено большое количество разно – аспектных исследований :

Есть понимание здорового образа жизни , как особой формы жизнедеятельности , определяемой как биологическими, так и социальными факторами, среди которых значительное место занимают семья и ДОУ;

Обоснована необходимость интеграции различных подходов к здоровью и проблеме формирования здорового образа жизни у дошкольников и т . д.

Однако, система воспитания навыков здорового образа жизни не выступала предметом специальных исследований, а именно :

В программах для ДОУ в значительной мере прослеживается реализация образовательной функции , а потенциал воспитания снижен и ограничен методически;

Не достаточно раскрыты пути включения ребенка в процесс воспитания навыков здорового образа жизни ;

Должным образом не используется потенциал взаимодействия педагогов и родителей, от которого в значительной степени зависит воспитание навыков здорового образа жизни у детей .

Поэтому, считаю очень важным воспитывать у детей навыки здорового образа жизни .

Говоря о здоровье , мы используем определение, которое предлагает Всемирная Организация Здравоохранения – «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…».

Важность этой проблемы состоит в том, что в настоящее время многочисленные внешние и внутренние факторы в большей степени отрицательно влияют на здоровье наших детей .

Перед началом работы мною была изучена литература по физическому и валеологическому воспитанию дошкольников ; задачи, средства, пути решения проблемы укрепления здоровья детей дошкольного возраста . Так же определила цели и задачи своей дальнейшей работы в данном направлении :

Формировать правильную осанку и развивать все группы мышц, укреплять дыхательную мускулатуру;

Содействовать профилактике плоскостопия;

Создавать психо – эмоциональный климат в группе;

- воспитывать привычку к здоровому образу жизни через художественную литературу, беседы и занятия;

Развивать культурно – гигиенические навыки ;

Приобщать родителей к воспитанию привычек здорового образа жизни у детей через различные формы работы.

Работу, по воспитанию навыков здорового образа жизни , начала с просвещения родителей, поскольку семья является основой развития ребенка. Я использовала такие формы работы как : беседы, консультации, консультации – практикумы, физкультурные мероприятия, совместные игры детей и родителей , а так же оформляла папки – передвижки с полезной информацией (см. приложение) .

Разработала перспективный план занятий, бесед, консультаций для родителей, физкультурные мероприятия по воспитанию навыков здорового образа жизни у детей и укреплению их здоровья . Составила комплексы утренней гимнастики, гимнастики после сна и закаливающие мероприятия (см. приложение) .

Именно эти формы работы я решила применить для достижения поставленной цели и задач.

В начатой мной работе не обошлось без трудностей. Некоторые дети отказывались выполнять утреннюю зарядку. В таких случаях я не принуждала их, а предлагала посмотреть, как занимаются другие дети, как это весело и интересно. Если утренняя зарядка проводилась на улице, то привлекала родителей выполнить несколько упражнений, после чего ребенок становился заниматься вместе с ними. Лучше всего утренняя зарядка проходила на открытом воздухе и в хорошо проветриваемой группе.

Больше всего трудностей в выполнении упражнений возникло у Самвеляна Артема, в силу того, что он крупный мальчик и немного не поворотлив. Критари Дима, Привалов Всеволод, Порозова Ева и Пашинская Настя часто отказывались выполнять упражнения говоря, что «у меня не получится, я не смогу, я не хочу заниматься…» . С этими детьми я занималась индивидуально. В следующий раз, эти дети выполняли все упражнения правильно и им самим становилось интереснее, и веселее заниматься. Они с удовольствием выполняли все упражнения. В данных случаях индивидуальный подход помог достичь тех результатов, которые устраивали меня и радовали детей .

Индивидуальную работу старалась проводить в игровой форме, с использованием физкультурного инвентаря и без него. Большое внимание уделяла индивидуальной работе на прогулке. Большое предпочтение отдавала подвижным играм с небольшими подгруппами детей . Такие игры на воздухе способствовали тренировке носового дыхания, улучшению разных отделов легких, углублению выдоха и улучшения дыхания в целом. Использовала игры на разную двигательную активность детей : высокой, средней и малой подвижности (см. приложение, а так же игры, которые лечат.

В результате проведения лечебных подвижных игр, не только укрепляли здоровье детей , но и способствовали всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию; формировали необходимые навыки и умения , координацию движения, физические качества (ловкость, выносливость, меткость и т. д.) (см. приложение) . Игры, проводимые на свежем воздухе, закаливают организм и укрепляют иммунную систему детей .

Во время игр часто возникали неожиданные смешные ситуации. Это вызывало искренний смех у детей . Непринужденная веселая атмосфера «увеличивала» совместное общение детей в радости , заботе и дружбе.

При организации физкультурных занятий широко использовала общеразвивающие упражнения, которые активизировали разные группы мышц и улучшающие кровоснабжение внутренних органов.

Особую роль отдавала упражнениям, направленным на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры и опорно – двигательного аппарата. Для тренировки правильного дыхания детям были предложены наиболее доступные естественные движения – ходьба и бег.

Дыхательная гимнастика проводилась и после сна в сочетании с другими упражнениями (см. приложение) . Для выполнения таких дыхательных упражнений большое значение имело исходное положение рук : руки на поясе – способствовали созданию благоприятных условий для вентиляции легких; положение или движение рук на уровне головы и выше – содействовали активизации дыхательной функции мышц нижней части грудной клетки и диафрагмы.

В гимнастику после сна включала игровые упражнения («велосипед» , «крокодильчик» , «лодочка» , «кошечка – собачка» и др.). Детям очень нравится выполнять гимнастику в стихотворной форме.

В завершении гимнастики после сна дети проходят по дорожкам здоровья , с целью профилактики плоскостопия у детей . Такие дорожки были изготовлены при помощи родителей (пришивали пуговицы на следы, приносили крышечки, каштаны и т. д.) .

Эффективным средством укрепления здоровья детей , снижения заболеваемости, повышения уровня работоспособности и воспитания навыков здорового образа жизни - явилось закаливание.

Солнце, воздух и вода – факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к воздействию окружающей среды. Закаливание это не только обтирание или обливание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации и дополнительного времени : нахождение детей в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне (с разрешения родителей, активные занятия физкультурой на площадке.

Хорошим средством укрепления здоровья детей стало закаливание водой. В летний оздоровительный период дети с удовольствием купались в бассейне. С радостью играли в игры с водой. В группе дети мочили ножки в воде с морскими камушками (пройдя по дорожке – здоровья ) . Каждый день на участке бегали в трусиках, босиком (закаливание солнцем и воздухом) . С этот период соблюдался и питьевой режим.

О различных видах закаливания, методах и приемах, о систематичности и непрерывности их использования рассказывала на консультациях для родителей.

Большое значение в работе с детьми по воспитанию навыков здорового образа жизни имели занятия , беседы, дидактические игры, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы о теле, правилах ухода за ним, о витаминах, здоровье , правильном питании.

Дети изучали свое тело и старались сделать все , чтоб быть здоровыми и сильными . Но главная роль в воспитании навыков здорового образа жизни отводилась родителям.

Так же в воспитании навыков здорового образа жизни у детей воспитывалось с помощью привлечения родителей к участию в разнообразных спортивно - оздоровительных мероприятиях , которые проводились с детьми.

О Днях здоровья , спортивных праздниках и развлечениях оповещала родителей заранее, сообщала не только о дате проведения мероприятия, но и о его содержании, о том, как подготовить ребенка к этому дню.

Участвуя в таких мероприятиях, родители имели возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку, физические качества с тем, как развиты другие дети.

Веселая здоровая атмосфера этих праздников передавалась и взрослым, способствовала пробуждению у них интереса к общению со своими детьми, к повышению внимания к здоровью ребенка .

За время проведения данного эксперимента из моих наблюдений видно, что :

- разнообразие форм работы с родителями положительно воздействуют на развитие у детей навыков здорового образа жизни ;

Все формы, методы, приемы работы с детьми дали возможность больше узнать о своем здоровье , способах защитить его от болезней, укрепить и повысить уровень физической активности;

С помощью игр, упражнений и физкультурно – оздоровительных мероприятий создавали положительный психо – эмоциональный климат в группе;

Способствовали формированию правильной осанки, развивали все группы мышц и правильную дыхательную активность.

Считаю, что данный эксперимент по воспитанию навыков здорового образа жизни у детей нужно применять в работе с детьми всех возрастов .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Ухудшения здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. Анализ психолого–педагогической литературы позволяет нам предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Необходимо организовать школьную деятельность так, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми.

1. Теоретические основы формирования культуры здорового образа жизни младших школьников.

  1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни».

По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов».

В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психическое здоровье - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения.

Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Признаками здоровья являются:

специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

показатели роста и развития;

функциональное состояние и резервные возможности организма;

наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%, то состояние здоровья лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% - от наследственных факторов, на 20% - от состояния окружающей среды. А остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления, как и индивидуального, так и общественного здоровья. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

1.2. Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) младшего школьника.

Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что 40 % психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. Именно поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека.

В основе формирования здорового образа жизни лежат такие его составляющие как научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек.

Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. С одной стороны, их нервная система еще далеко не зрелая и предел истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны - новые условия жизни, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка физическим и психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением, ломка старых стереотипов поведения и деятельности и создание новых предъявляют повышенные требования ко всем физиологическим системам. Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам.

Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена.

С возрастом соотношение отдельных компонентов режима по времени меняется, более продолжительными становятся учебные занятия, менее продолжительными прогулки. Могут появляться новые виды деятельности, например, сейчас достаточно распространена трудовая деятельность школьников во внеурочное время.

Однако главным в распорядке дня должно быть разумное чередование умственной и физических нагрузок и труда и отдыха, при этом всякая деятельность, как интеллектуальная, так и физическая, по характеру и длительности должна быть посильной для ребёнка, не превышать пределов его работоспособности, а отдых - обеспечивать полное функциональное восстановление организма

Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого возрастного периода является овладение всеми доступными движениями, испытание и совершенствование своих двигательных способностей и тем самым приобрести более широкую власть, как над собственным телом, так и над внешним физическим пространством.

Двигательные умения и навыки имеют большую образовательную ценность, поскольку основой их является творческое мышление. Так же в младшем школьном возрасте развитие двигательных качеств особенно тесно связано с восприятием. Дети становятся более внимательными, наблюдательными и дисциплинированными, у них укрепляется воля, вырабатывается характер.

Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания младшего школьника. В основе рационального питания лежат 5 принципов: регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие.

Одним из компонентов формирования здорового образа жизни у младших школьников является отказ от вредных для здоровья привычек, среди которых мы можем назвать курение, алкоголь, наркоманию и токсикоманию, а также чрезмерное увлечение компьютером. Компьютер – это наше настоящее и будущее, он дает возможность перенестись в другой мир. Вместе с тем очень часто дети в своем увлечении компьютером начинают отвергать реальный мир, где им грозят негативные оценки и есть необходимость что-то менять в себе. В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с воздействием компьютера на детей, организацией учебной и игровой деятельности в процессе освоения им компьютера.

В общении с компьютером существуют не только плюсы, но и минусы, которые могут привести к негативным последствиям. Связаны они с неправильной организацией в семье деятельности ребенка.

В возрасте 6-8 лет дети очень любопытны и стремятся подражать взрослым, в 9-10 лет считают себя взрослыми и стремятся к завоеванию авторитета среди товарищей. Это основные мотивы, почему младшие школьники начинают курить. И хотя они знают, что курение вредит здоровью, но эти знания не осознаны ими.Поэтому взрослым необходимо рассказывать ребёнку, что на детский организм никотин воздействует в 10-15 раз сильнее, чем на организм взрослого. К летальному исходу могут привести 2-3 сигареты, выкуренные подряд. Люди, начавшие курить с 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, кто стал курить после 25 лет. Губительная для здоровья привычка и употребление алкоголя. Всего за 8 секунд он достигает клеток головного мозга, вызывая его отравление - опьянение. Поэтому пьяный человек теряет контроль над своим поведением, говорит и делает то, на что не решился бы в трезвом состоянии. По данным некоторых исследований, к 9-10 годам половина мальчиков и треть девочек уже знают вкус спиртных напитков. Причём по собственному желанию попробовали лишь 3,5 % из них. Приобщиться к наркотикам ребёнок может в раннем возрасте. Известны случаи токсикомании (вдыхание клея, лака) среди детей 7-8 лет. Младшие школьники, как правило, наркотики не пробуют, но интересуются их действием, способами употребления, а информацию о последствиях употребления всерьёз не воспринимают. В младшем школьном возрасте закладывается первое эмоциональное отношение к наркотикам, и если первая информация, полученная от кого-то из детей (во дворе, в школе), положительная, то у ребёнка может возникнуть желание попробовать их. Поэтому важно как можно раньше, ещё в дошкольный период, формировать у детей однозначно отрицательное отношение к наркотикам. Токсикомания - один из самых опасных видов наркомании. Уже в течение первых недель снижаются умственные способности, слабеет концентрация внимания. Полностью деградирует сфера эмоций. Под действием токсинов происходит распад мозговой и нервной ткани и поражение центральной нервной системы.

Следует отметить еще один компонент, который мы считаем особо важным в формировании ЗОЖ младшего школьника – это пример педагогов и родителей. В силу своих возрастных особенностей младший школьник испытывает большое доверие к взрослым. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют огромное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка об окружающей его действительности. Пример имеет огромное значение в воспитании младшего школьника. Пример – это персонифицированная ценность. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни младшего школьника был наполнен множеством примеров ЗОЖ. Стандарты поведения, полученные в семье, кажутся нам самыми правильными и важными. Строгая система ценностей может помочь детям отказаться от пагубных привычек. Не существует единых стандартов воспитания, но ваш ребенок будет наблюдать, как семейные ценности влияют на ваш образ жизни, и станет перенимать ваши стандарты поведения.

Стремление быть здоровым, красивым, успешным в работе тоже является семейной ценностью. Как хорошо, когда в семье все бодры и энергичны, полны жизненных сил, с интересом проводят свободное время, дружно справляются с домашней работой, увлекаются спортом! В семье должно царить убеждение, что свое поведение надо контролировать всегда. Пример в этом подают в первую очередь родители, разговаривая со своими детьми. Какие бы проступки ни совершили дети, в обращении с ними мы должны придерживаться правил эффективного общения. Если мы умеем контролировать себя, наши дети в любой ситуации тоже сумеют отдавать отчет своим поступкам.

Между тем, если у родителей недостаточно развита культура ЗОЖ (нарушение режима дня, отсутствие гимнастики и закаливания, недостаточная двигательная активность, превышение гигиенических норм просмотра телепередач, низкий уровень культуры питания, употребление алкоголя и курение), то влияние семьи в формировании ЗОЖ младшего школьника сведено к минимуму.

Таким образом, ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, регулярное качественное медицинское обслуживание, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а также пример семьи и педагогов.

При использовании всех этих факторов создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Одним из важных факторов в развитии ЗОЖ младших школьников являются сформированные у них представления и понятия, расширяющие знания детей о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни.

1.3 Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.

Итак, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека.

Здоровый образ жизни создается и в семье, и в школе. Под общим контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная активность, закаливающие процедуры, нервные нагрузки, психологический климат дома, в школе и в классе, взаимоотношения родителей и детей, учеников и учителей, виды и формы досуга, развлечения и интересы.

Неправильно организованный труд школьников может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни.

Человек, умеющий со школьной поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.

Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания ЗОЖ формируются в ходе уроков и внеклассной деятельности. В ходе развития представления о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, играм, проектной деятельности детей. Одним из важных приемов формирования знаний о здоровом образе жизни мы считаем практические занятия. Рассмотрим самый эффективный метод деятельности – игра. Игра – это самый эффективный вид деятельности, позволяющий дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, раскрывается огромный потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Подвижная игра создает благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и представлений. Постоянно сравнивая и уточняя впечатления, полученные от действий в окружающей среде, ребенок приучается к наблюдательности, осознает взаимосвязь между предметами в окружающей его среде. В играх совершенствуются приобретенные в упражнениях знания о направлении движений, местоположений и взаимоположении предметов. В упражнениях и подвижных играх с элементами соревнования воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества как личность, как целенаправленность, устремленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность; развитие фантазий, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел практически. Младший школьник приучается по-новому смотреть на обычное, знакомое. Все это необходимо им в его, будущей деятельности.

Таким образом, в работе направленной на формирование знаний о ЗОЖ у младших школьников любые методы работы с детьми, занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов и др., важны для освоения знаний о здоровом образе жизни. Формы организации учебного процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки – путешествия, уроки – КВН, праздники, игры, викторины и др. Эффективность формирования знаний о ЗОЖ в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.

2. Обобщение опыта по данной проблеме

Для формирования здорового образа жизни ребенка школьного возраста главное - это комплексность воздействия.

То есть каждым учителем должна быть создана комплексная система социально-педагогической работы по формированию навыков здорового образа жизни, состоящая из следующих блоков:

Социально-психологический,

Базовое образование,

Внеклассная работа и досуг.

Работа по формированию у ребят навыков здорового образа жизни должна носить систематической характер, к сожалению, следует отметить, что во иногда она носит эпизодический характер. Необходимость постоянной работы по формированию здорового образа жизни обусловлена всё более ухудшающимся как индивидуальным, так и общественным здоровьем детей.

Наиболее важно создание команды, осуществляющей профилактическую программу. При этом большую роль играет личность организатора и руководителя. В превентивном обучении и воспитании необходимо учитывать, что они склонны слушаться тех, кого любят и уважают. Активность и эрудированность педагога, а также его умение вызвать доверие, уважение и интерес учащихся способствуют повышению эффективности данной работы.

Формирование навыков здорового образа жизни должны происходить и на уроках, являясь закреплением занятий на классных часах.

На уроках эта работа должна происходить интегрировано через различные предметы (музыка, физическая культура, изобразительное искусство, и т.д.) в течение учебного года с использованием разных форм урока (ролевые игры, дискуссии, кооперативное обучение), что значительно повышает эффект работы по формированию ценностных установок к здоровью, т.к. информация передаётся как учителем, так и самими учащимися, а для класса она становится более значима. На уроках физической культуры в младших классах целесообразно опираться на межпредметные связи: с природоведением (в таких вопросах, как закаливание, требования к одежде ученика, работе мышц, режим дня и др.); математикой (измерение длины и высоты прыжка, дальности метания, скорости и продолжительности бега и т. д.); музыкально-ритмическим воспитанием (занятие под музыку); изобразительным искусством (красота движений, поз) и др.

Для работы в школе могут быть внедрены специальные программы превентивного образования “Полезные привычки”, «Полезные навыки», которые направлены на овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, формирование здоровых установок, навыков ответственного поведения, социальной и личностной компетентности.

Неотъемлемой частью системы формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни является внеклассная работа и дополнительное образование, т.к. данная профилактика должна быть частью всей системы воспитания.

Ежегодно в школе может проводится неделя – акция “ Мы – за здоровый образ жизни”, в течение которой реализуется комплекс мероприятий с использованием разных форм, соответствующих возрасту детей:

Единый классный час,

Библиотечная выставка,

Конкурс плакатов,

Спортивные соревнования,

- “круглые столы”,

- “пятиминутки здоровья” (старшеклассники – младшим) и т.д. с привлечением различных специалистов.

Ребята, как показывает практика, активно участвуют во всех мероприятиях, что, несомненно, повышает эффективность формирования навыков здорового образа жизни.

Позитивную роль играет физкультурно-оздоровительная работа, реализуемая через уроки и внеклассные мероприятия (спортивные секции, соревнования), а также через дополнительное образование в детско-юношеской спортивной школе.

Школа и родители должны быть партнёрами. В школах должна проводиться работа с родителями по формированию в семье ценностного отношения к здоровью, где предоставляется информация по вопросам, влияющим на их собственное здоровье и здоровье детей. Цель предоставления этой информации состоит в том, чтобы помочь понять влияние определённого поведения на их детей. Формы проведения данной работы может быть разной: индивидуальные консультации, тематические родительские собрания, уроки для родителей (в рамках программ “Полезные привычки, навыки, выбор”), тренинги, конференции..

Самостоятельным направлением является профилактическая работа с педагогическим коллективом, которая имеет информативный и обучающий характер, с целью повышения компетентности в вопросе формирования установок и навыков здорового образа жизни, а также ценностного отношения к своему здоровью, т.к. педагоги являются реальными значимыми другими лицами для учащихся и берут на себя частичное выполнение профилактических обязанностей. Это семинары, педсоветы, заседания научных кафедр и научно-методического совета гимназии, индивидуальные консультации.

В современной школе реальный путь сохранения здоровья школьника заключается в установлении баланса между образовательной средой школы, в которой воспитывается и обучается ребенок, и физиологическими процессами детского организма, характерными для конкретной возрастной группы, при обеспечении особенностей физиологического развития школьника с организацией педагогического процесса в школе, прежде всего на уроках.

Обеспечение этого баланса возможно только на основе единства усилий всех педагогов школы, особенно - учителей физической культуры, медицинской службы, психологической службы, родителей, службы валеологического мониторинга, необходимых для реализации условий по сохранению и развитию здоровья ребенка.

Заключение.

Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, выполняемых оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности. Основное содержание процесса формирования здорового образа жизни младших школьников, должны составлять комплексные оздоровительные мероприятия (оптимально организованный режим дня, систематические занятия физическими упражнениями, рациональное питание, медико-профилактические мероприятия), направленные на сохранение, укрепление здоровья и повышение работоспособности младших школьников, а также мероприятия направленные на профилактику вредных привычек. Наибольшей эффективности можно ожидать лишь тогда, когда мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Таким образом, основные задачи педагога, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, заключается в том, чтобы подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.

В заключении, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж.Руссо хочется сказать: “Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.


Татьяна Кубло
Воспитание здорового образа жизни с ранних лет.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ С РАННИХ ЛЕТ »

Основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к здоровому образу жизни . Ранний возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни человека , в формировании его личности. Известно, что 40 процентов психологических и физических заболеваний взрослых, закладывается в детском возрасте. В настоящее время забота о своем здоровье , воспитание культуры здорового образа жизни становиться очень актуальной. Плохая экология, некачественные продукты питания – оказывают на здоровье человека негативное влияние. Поэтому с раннего детства нужно приучать детей вести здоровый образ жизни . Родители являются для своих детей лучшим примером для подражания и от их привычек, образа жизни во много зависит здоровье ребенка .

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.

Большую роль в формировании здорового образа жизни играет рациональное питание. В основе его лежит регулярность, разнообразие и удовольствие от приема пищи. Еда должна быть как здоровой , так и вкусной, обеспечивать все потребности организма. Детям нужно объяснять, что не здоровая пища – не полезная . Чипсы, газировка, покупные сухарики и многие другие сильно любимые детьми продукты, но далеко не полезные наносят вред здоровью . Их употреблять нужно в минимальных количествах.

Правильное питание - одно из главных условий для нормального роста и развития ребенка.

РЕЖИМ ДНЯ.

Важен и необходим. Правильно спланированный режим дня, с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья ребенка , является основой для сохранения здоровья .

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.

Младший дошкольный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Малоподвижный образ жизни является причиной многих заболеваний. Частые простуды, излишний вес, нарушение осанки и многие другие заболевания.

Ребенок, получающий достаточно физических нагрузок, крепок и вынослив, его тело гармонично развивается. Родителям нужно обязательно выделять время для ежедневных прогулок с детьми, отдавать предпочтение подвижным играм, выезжать всей семьей на природу.

ЗАКАЛИВАНИЕ.

Способствует увеличению сопротивляемости организма заболеванием

и неблагополучным воздействиям внешней среды. Закаленные дети реже болеют и их иммунная система работает сильнее.

При закаливании есть свои правила, которые не следует нарушать. Это регулярность закаливающих процедур, правильный подбор и дозировка процедур, положительные эмоции. Нарушив эти правила, вы потеряете весь положительный эффект.

От того какая осанка выработается у ребенка, зависит состояние многих внутренних органов. Сколиоз - боковое искривление позвоночника –приводит к серьезным нарушениям общего состояния организма. В раннем детстве осанка легко поддается различным воздействиям внешней среды,

как положительным, так и отрицательным. Одним из наиболее эффективных путей профилактики в состоянии позвоночного отдела является плавание.

КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ.

В приобщении детей младшего возраста к здоровому образу жизни .

С раннего возраста надо учить детей умываться перед сном, мыть руки после возвращения с улицы и перед едой, не пить сырую воду, правильно сидеть за столом, пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены. Дети должны носить удобное белье, одежду и обувь, не стесняющую их движения.

Наше здоровье зависит от образа жизни , который мы ведем.

Прививание навыков здорового образа жизни , правильное питание является одним из важнейших составляющих дальнейшего гармоничного развития и будущего взросления вашего ребенка.

(консультация для педагогов)

Воспитание основ здорового

образа жизни у дошкольников .

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

Основные компоненты здорового образа жизни.

1.Рациональный режим.

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья . Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:


  • Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании). Крепкий сон - залог гармоничного развития, один из важнейших элементов человека, а особенно ребёнка. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате которой формируется мозг, развивается тело. Нужно постараться в максимальной степени соблюдать ритм сна и бодрствования.

  • Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

  • Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.

  • Формирование культурно-гигиенических навыков.

  • Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

  • Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении.

2.Правильное питание.

В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Основные принципы рационального питания:


  • Обеспечение баланса

  • Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.

  • Соблюдение режима питания.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям над рекомендовать придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении.

3.Рациональная двигательная активность .

Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

Средства двигательной направленности:


  • Физические упражнения;

  • Физкультминутки;

  • Эмоциональные разрядки;

  • Гимнастика (оздоровительная после сна) ;

  • Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;

  • Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.
Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.

Основными условиями формирования двигательной культуры являются:


  • Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.

  • Развитие воображения при выполнении двигательных действий.

  • Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.

  • Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.

В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы. Как правило, в детском саду здоровый образ жизни реализуется в частности регулярными физическими нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными практически в любом дошкольном учреждении. Не должны стать исключением и выходные дни.

Кроме и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.
4.Закаливание организма.

Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма.


5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.

Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.

Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.

Что же касается отношений в детском саду, то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена. Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы.

Для развития психологически полноценной личности следует использовать все возможные способы: творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции; общение со сверстниками.


6. Соблюдение правил личной гигиены
Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением.

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме , не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку, ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации, дефекации и т.д.

Приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.

Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

Обучение организовывать не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.

Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников

Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Реализация данного направления обеспечивается:


  • направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);

  • комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;

  • созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;

  • формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.
Задачи работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников

  1. Формировать представления о том, что быть здоровым –хорошо, а болеть- плохо; о некоторых признаках здоровья

  2. Воспитывать навыки здорового поведения

  3. Любить двигаться

  4. Есть побольше овощей и фруктов

  5. Мыть руки после каждого загрязнения

  6. Быть доброжелательным

  7. Больше бывать на свежем воздухе

  8. Соблюдать режим.

  9. Помочь овладеть устойчивыми навыками поведения

  10. Развивать умение рассказывать о своем здоровье, о здоровье близких

  11. Вырабатывать навыки правильной осанки

  12. Обогащать знания детей о физкультурном движении в целом

  13. Развивать художественный интерес.