Если он холоден. Почему мужчины скрывают свои чувства и эмоции? Что делать, если все произошло на расстоянии

Известно, что среднему человеку очень трудно различать лица людей, принадлежащих к другим расам. Европейскому мальчишке кажется, что все негры похожи как близнецы, а для африканского ребенка все белые- на одно лицо. И это при том, что дети обычно имеют прекрасную память на лица.

В чем же дело? А дело в том, что узнавание возможно только в том случае, если в памяти хранится достаточное число эталонных фрагментов опознаваемого объекта, в данном случае, - лиц. Если же подходящих эталонов недостаточно и они грубы, тонкие отличия попросту не фиксируются, а объекты не различимы. К примеру отличить хорошую копию картины от оригинала могут только эксперты, а для оценки сортов чая, кофе, вин и т. д. привлекают дегустаторов.

Причина проблем, возникающих при запоминании лиц, обычно та же, что и при любых других трудностях с запоминанием: отсутствие интереса, ограниченный банк эталонов и неотработанность процедур, соответствующих данной задаче.

Как и всегда в подобных случаях, следует, прежде всего, отчетливо поставить цель и решиться потратить на данную проблему некоторое время и энергию. Если человек не испытывает в чем-то серьезных затруднений, если не стремится к результату всей душой, то лучше и не браться - успехи будут заведомо невелики.

Следующий шаг - создание банка эталонов, позволяющих увидеть запоминаемое лицо не «в общем», а в деталях, которые как раз и нужны при припоминании. Для этого следует взять несколько фотографий различных людей и последовательно рассмотреть на всех одну черту лица, затем перейти к другой и т.д. Например, глаза, брови, рот, нос, подбородок, волосы, уши, форму черепа, прическу, особые приметы и др. Постарайтесь в каждом случае описать словами найденные сходства и различия. Если вы плохо запоминаете лица, то, скорее всего, вы испытаете настоящие муки в поисках подходящих слов, преодолевая свое косноязычие. Чем хуже память на что-либо, тем беднее и активный словарный запас, относящийся к этой области. Проявите терпение, и уже через неделю тренировок вы будете вознаграждены.

Третий шаг является продолжением второго: потренируйтесь в поисках подходящих данному человеку кличек, например, Лиса; Артист; Репка; Утка; Дюймовочка и т.п. Речь, конечно же, не о том, чтобы кличка была обидной, а о том, чтобы она отражала какие-то наиболее характерные особенности, черты человека, по которым его можно сразу представить. Сравнивать человека можно с чем угодно: с другими людьми, животными, деревьями, рыбами, предметами и явлениями, важно лишь, чтобы это был достаточно яркий образ. Чем неожиданнее и точнее полученное сравнение, тем прочнее вы запомните данное лицо.

Если вы почувствуете к этому вкус, то к изучению лиц можно добавить изучение фигур, осанок, поз, походок, жестикуляции, реакций на фрустрирующие факторы разной силы, особенностей голоса, Манеры говорить, словарного запаса, мимики и т.д.

Дейл Карнеги в своей книге «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» приводит следующий пример человека, обладавшего замечательной памятью на лица. «Насколько мне известно, вы знаете по имени десять тысяч человек», - сказал Карнеги. «Нет, ошибаетесь, - возразил Джим Фарли - я могу назвать по имени пятьдесят тысяч человек».

Эта способность помогла Фарли водворить в Белый дом Ф. Д. Рузвельта. Фарли твердо запоминал полное имя собеседника, состав его семьи, характер занятий и политические симпатии и при следующей встрече с этим человеком, пусть даже год спустя, мог, хлопнув его по плечу, спросить, как поживает его семья и детишки, и справиться о штокрозах, растущих в его саду. Во время избирательной кампании каждый из тысяч и тысяч этих людей получили от Фарли личное письмо, чем были крайне польщены.

Здоровый человек плохо запоминает имена лишь по той причине, что мало этим интересуется и не дает себе труда достаточно сосредоточиться на этой проблеме. Между тем возможные алгоритмы запоминания очень просты. Опишем один из них.

1) Консолидация информационного банка.

Выпишите для начала около 20 наиболее часто встречающихся, на ваш взгляд, мужских имен. Например:
Александр (Саша); Алексей (Леша); Анатолий (Толя); Андрей; Борис (Боря); Валерий (Валера); Василий (Вася); Виктор (Витя); Владимир (Володя); Владислав (Влад); Геннадий (Гена); Денис; Дмитрий (Дима); Иван (Ваня); Игорь; Константин (Костя); Леонид (Леня); Максим; Микаил (Миша); Николай (Коля); Олег; Павел (Паша); Петр (Петя); Роман (Рома); Сергей (Сережа); Юрий (Юра).

Эти имена встретятся примерно в 90% случаев, когда вам понадобится запоминать имена. Собственно консолидация заключается в том, чтобы с каждым из этих имен сопоставить несколько (возможно больше) людей, его носителей. Это могут быть друзья, знакомые, просто знаменитые люди. Лучше всего напротив каждого имени записать фамилии или другие признаки, позволяющие быстро их различать. Затем нужно потренироваться в быстром припоминании лиц этих людей. Надо добиться того, чтобы при упоминании любого из этих имен в вашем воображении практически мгновенно всплывало хотя бы два-три лица людей, носящих это имя.

Естественно, то же самое следует проделать и для двадцати наиболее часто встречающихся женских имен. Выберите из приведенных ниже имен двадцать или, если считаете нужным, дополните их другими и обработайте по той же схеме, что и двадцать мужских.

Алена, Алина, Алла, Анна, Валентина, Вера, Виктория, Галина, Евгения, Екатерина, Елена, Зинаида, Инна, Ирина, Карина, Ксения, Лилия, Любовь, Людмила, Марина, Мария, Надежда, Наталья, Оксана, Ольга, Раиса, Светлана, Татьяна, Юлия, Яна.

2) Алгоритм обработки нового имени.

А) Проверяем, относится ли данное имя к нашему банку имен. Если да, то сопоставляем внешность, характер, другие особенности данного человека с одним-двумя «эталонными». Это и есть операция привязки к базовой системе. В результате такой обработки нового имени оно в нужный момент всплывет в памяти без всяких усилий. Вскоре, уже через две-три недели тренировок, алгоритм начинает работать автоматически, то есть перестает требовать сознательных усилий.

Б) Если данное имя не принадлежит к банку имен, следует поискать какие-либо близко звучащие имена или слова и соотнести характеристики обладателя имени с подобранным эталоном. Этот метод несколько более медленный, чем первый, и не подлежит полной автоматизации.

Он, в частности, может быть использован при запоминании фамилий и иностранных слов. Одновременно пополняется и банк эталонных имен.

Владимир Богомолов в книге «Момент истины» подробно описывает напряженную работу памяти русских контрразведчиков в августе 1944 года в момент «прокачки» и последующего задержания группы особо опасного фашистского диверсанта Мищенко. Приводим выдержки из этого описания со значительными сокращениями. Уверен, что анализ потока мыслей профессионалов принесет вам и пользу, и удовольствие. Обратите внимание, что изучение лица, как, впрочем, и все остальные операции протекают строго по схеме, лишь с небольшими отклонениями. При одновременном выполнении нескольких действий все операции должны быть хорошо автоматизированы!

TAMAHЦEB...Паша рассчитал все с точностью до полуметра, и, зная по опыту, как это трудно, мысленно я ему аплодировал.

Они остановились прямо перед засадой, и я мог разглядеть всех троих - от бедер и выше.

За плечами у старшего лейтенанта и лейтенанта были вещевые мешки, набитые, судя по округлым очертаниям, чем-то мягким, впрочем, это еще ни о чем не говорило: рации обычно тоже обертывают в плащ-палатки и в запасную пару белья.

У капитана было хорошее лицо - сильное, уверенное, но не наглое. И сам он был какой-то спокойный, несуетливый, уверенный - мне такие нравятся.

Второй, старший лейтенант, напоминал мне отчасти балаклавского амбала - Башку, портового пьянчугу, который, подвыпив, брал глиняные кувшины за ручку и разбивал их о свою голову, к удовольствию таких же, как и он, придурков. Башка был, пожалуй, приземистее и выглядел, разумеется, иначе, но в лицах у них было немало схожего, и этого старшего лейтенанта я для себя уже окрестил «амбалом».

Третий же, лейтенант, был по виду как из-под штампа - типичный молоденький командир взвода, какой-нибудь «связь кончаю», - я почему-то еще подумал, что если они агенты, то он, скорее всего - радист.

Кто они - это должен был теперь в считанные минуты без ошибки определить Паша. ...Проверяя и оценивая документы, он должен мысленно прокачать установочные данные всех троих и признаки их словесных портретов по тысячам розыскных ориентировок. При этом он обязан все время фиксировать детали и оттенки их поведения, фиксировать игру вазомоторов и нервные реакции, чтобы тотчас уловить слабину, беспокойство и в случае чего подать нам условный сигнал. ...При этом...он должен с первой и до последней секунды быть в маске, бутафорить: изображать этакого простоватого службиста, из деревенских, бдительного, но недалекого тугодума...

При этом он должен прокачать всех троих на левшу, что тоже отнюдь не просто. ...При этом, если потребуется, он должен до предела обострить ситуацию... При этом он должен при каждой возможности качать их на косвенный. ...При этом... Есть еще, пожалуй, еще десяток «при этом» - того, что он должен, обязан, и я-то прекрасно знал: в такие минуты от напряжения даже у самых крепких волкодавов спина становится мокрой...

АЛЕХИН. ...Кто они и как оказались в лесу?.. Зачем?.. Морщи лоб и шевели губами...

(Пропущено две страницы текста, с описанием проверки документов, косвенными вопросами, уточнения- ми, проверками на леворукость и другими нюансами, не относящимися к нашей теме. - Авт.). ...Это южнорусский говор!..

Елатомцев Алексей... Качай его, качай!.. Если они агенты, то он наверняка старший... Он опытнее и больше шансов, что уже проходил по розыску...

Рост... выше среднего... Телосложение... среднее... плотное... Лицо... овальное, чистое... Лоб... средний... прямой... Брови... дуговые... Нос... средний... прямой-Глаза... голубые... Волосы... светлые... Уши... овальные... с выпуклым противокозелком... Шея... мускулистая... средняя... Плечи... прямые... чуть вислые... Все прямое, все среднее... Невесело!..

Особенности... Говорит с южнорусским акцентом... И, пожалуй... кривоватые ноги... Южнорусский говор!.. Быстрее!..

Коновалов?.. У Коновалова утиный нос... Головатенко?.. Татуировка на кисти левой руки... Яковлев Иван?.. Короткая верхняя губа... Мазанов?.. Пойман!.. Степаков?.. Высокий, худой, с выступающим кадыком... Шимко?.. Брюнет!.. Федулов?.. Брови извилистые... Елисеев?.. Иваницкий?.. Сердюк?.. Нетребин?..

Васин... Васин?.. Тот постарше... Барыльников?.. Скошенный лоб и оттопыренные уши... Калмыков?.. Сутуловатый, с двумя оспинами вправо от носа -Хорошо они держатся... Или это свои, или у них много раз проверяли документы, и они уверены в полной надежности... Быстрее!.. Южнорусский говор и слегка кривые ноги!.. Думай!.. Думай быстрее и не молчи!..

А еще какие-нибудь документы у вас есть? - спросил Алехин. (Далее продолжается проверка документов и неспешный благожелательный разговор. Одновременно - напряженная мысленная прокачка. - Авт.). Глаза с прищуром! Быстрее!.. Кошевой?.. Глаза карие... Алексеев?.. Сросшиеся брови, противо-козелок вогнутый... Ревякин?.. Полынин?.. Мищенко?.. Мищенко?! Южнорусский говор... кривоватые, как у кавалеристов, ноги... глаза с прищуром... Неужели Мищенко?! Словесный портрет... пожалуй... Но тот, наверно, все же внушительней... Мищенко - девятьсот пятого... Ему тридцать девять... А этому?.. Тридцать пять?.. Сорок?.. Неужели Мищенко?! Быстрее!..

Полное использование памяти подразумевает наличие возможности запоминать большую часть полученной информации. Сегодня существует большое количество способов, которые позволяют улучшить память. Известно, что такие техники использовали еще в Древней Греции.

Самые лучшие ораторы никогда не читали по листочку, а всю нужную информацию держали в голове. Сегодня это также во избежание неприятных сюрпризов.

Запоминать лица и имена человеку приходится в течение всей жизни, но именно эта информация плохо откладывается в голове. Чтобы поработать над этим и исправить ситуацию есть несколько техник , правил и рекомендаций , при соблюдении которых вы уже через некоторое время заметите, что ситуация изменилась в лучшую сторону..

    перед встречей задайте себе вопрос: «Как их могут звать?»;

    обратите внимание на манеру произношение своего имени собеседником;

    вспомните ассоциации связанные с именами;

    прислушивайтесь к разговору других, они рано или поздно произнесут нужное имя;

    соотносите зрительный образ с именем;

    если вы обменялись визитками, иногда вспоминайте образ человека, смотря на него.

Эти несложные правила помогут вам легче запоминать имена людей, которые встречаются на пути.

Ниже приведены несколько техник, которые разработаны для улучшения памяти человека.

Как запомнить человека?

Когда людей знакомят первый раз, достаточно маленький процент может имя нового человека, если знакомство происходит сразу с несколькими персонами , процент понижается еще больше. Науке известно, что мозг человека лучше воспринимает новую информацию, когда она связана с определенными ассоциациями . Поэтому для запоминания лучше начать тренировать свою память, попробуйте запомнить следующее:

    соотнесите имя с любым известным явлением;

    ассоциируйте какую-то особенность внешности и именем;

    запечатлите отличительные особенности;

    эмоциональные ощущения при встрече;

    запах человека;

    определите степень важности;

    если есть возможность, «запишите», процесс знакомства, подключив механическую память;

    события, которые произошли, когда вы были вместе.

Как запомнить имя человека?

Чтобы вести активную жизнь нужно запоминать имена людей , особенно тех, которые в будущем могут пригодиться. Ведь из-за путаницы имен могут не только ухудшиться , но и сорваться важные переговоры.

Истории известны много великих людей, которые умудрялись знать всех своих подчиненных не только по имени, но и помнили много информации о каждом из них. Сегодня существует несколько методик , которые могут протянуть руку помощи, тем, кто хочет запоминать имена всех окружающих людей.

Правило №1. Знакомство решает все

Чтобы запомнить новое имя, повторите его несколько раз вслух, таким образом, оно точно отложится в памяти. Чтобы не вызвать в это время неоднозначной реакции, просто задайте несколько вопросов человеку, в каждом употребляйте его имя.

Правило №2. Закон бейджика

Попробуйте представить новое имя на бейждике, просто зрительно создайте его образ. Зафиксируйте эту надпись в памяти и в моменты разговора смотрите на воображаемый условный знак.

Правило №3. Украшаем именем лоб

Немного странная, но действенная рекомендация. Когда вы узнали имя, напишите его визуально на лбу знакомого. Чтобы запечатлеть надпись выберите любой шрифт или необычный предмет для письма. Чтобы вспомнить имя вам нужно будет просто посмотреть на лоб и память его подскажет.

Метод социального этикета

При запоминании лиц достаточно часто возникают трудности из-за того, что имя никак не связано с человеком. Раньше была прямая ассоциация с деятельностью каждого жителя, теперь имена выбирают случайно учитывая личные предпочтения. Исследователь Тони Бьюзена изобрела метод социального этикета , который гарантирует простой выход из ситуации, когда вас представили сразу нескольким людям.

Этот метод предъявляет всего два требования:

    заинтересованность в людях;

    вежливость.

Настоящие правила разработаны для того чтобы облегчить людям процесс знакомства и запоминания друг друга.

Правила как запоминать людей

Это совсем не значит, что их все нужно использовать постоянно, просто выберите себе наиболее подходящие и пользуйтесь в удовольствие:

Кто из нас не попадал в ситуацию, когда имя представившегося человека влетало в одно ухо и в сразу же вылетало в другое даже не оставив следа в нашей памяти? Думаю, что с этой проблемой сталкиваются очень многие люди. Но при этом мы все прекрасно знаем, что обращаясь к человеку по имени (особенно в деловых отношениях), мы увеличиваем свои шансы на успех. Будь то выгодная деловая сделка или просто хорошее обслуживание в ресторане.

Основная проблема состоит в том, что наш мозг и так перегружен информацией, а с запоминанием имен дело обстоит еще сложнее. Потому что при этой операции мозг должен проделать гораздо больше работы, чем, например. при запоминания лица или голоса. Визуальная память гораздо лучше и долговременнее. Так что еще лучше будет, если прочно свяжите внешность человека с его именем.

1. Настройтесь на знакомство. Расслабьтесь, и обязательно избавьтесь от страха, что вы снова не запомните имя собеседника. Особенно это касается деловых встреч с новыми партнерами. У вас наверняка будет пару свободных минут перед встречей. Используйте их для расслабления.

2. Наблюдайте . Знакомясь с человеком смотрите ему прямо в глаза. Вас наверняка раздражают собеседники, которые при разговоре с вами начинают смотреть в другую сторону или себе под ноги. Во-первых, вы произведете впечатление крайне невежливого человека, во-вторых, не сможете запомнить лицо собеседника и привязать его к имени. Постарайтесь найти во внешности человека яркие, нестандартные черты. Это могут быть густые брови, ямочки, яркие глаза. У каждого человека есть такие черты и если вы будете внимательны, то убедитесь в том, очень и очень разные.

3. Слушайте. Сосредоточьтесь на том, как звучит имя человека. Не думайте о том, как бы его запомнить. Просто слушайте внимательно.

4. Попросите повторить имя. В этом нет ничего стыдного. Лучше вежливо попросить повторить имя, чем потом сесть в лужу, так и не вспомнив имя собеседника или, что еще хуже, назвав его чужим именем.

5. Уточните произношение. После знакомства, повторите имя вслух. Например «Владислав, очень приятно с Вами познакомиться». Если имя сложное или иностранное, то лучше спросить, правильно ли вы его произносите.

6. Обменяйтесь визитками. Обмен визитками также помогает запоминать имя и лицо нового знакомого. У японцев обмен визитками считается одним из важнейших социальных ритуалов, а они плохого не посоветуют.

7. Упоминайте имя в разговоре. Тут все просто. При обращении к собеседнику говорите «Конечно, Павел, я с вами согласен/а» вместо «Конечно, я с вами согласен/а». Это улучшает запоминание имени и добавляет вам плюсик в вашу карму в глазах собеседника.

8. Отлучаясь, проверяйте себя. Отойдя за напитком или в по другой причине, проверьте, хорошо ли вы запомнили имя нового знакомого. А также сведения о его личности. Это поможет выстроить вокруг него ряд ассоциаций, которые во много раз повысят вероятность вспоминания имени при следующей встрече.

9. Прощаясь, повторите имя . Во-первых, это вежливо. Во-вторых, это закрепит информацию в вашем мозгу. Так вы совместите два аспекта запоминания — первичность и новизну, соединив начальный и финальный моменты периода заучивания.

10. Постарайтесь связать имя и внешность с помощью фотографии. Конечно, не все согласятся быт сфотографированы вами на мобильный телефон для карточки. Да и при деловой встрече это неуместно. Но если новое знакомство произошло в дружеской компании на вечеринке, то просьба сфотографировать для контакта в телефоне может быть прекрасным завершением вечера и закреплением новых дружеских отношений.

11. Не торопитесь. Из-за ощущения неловкости при новом знакомстве, многие торопятся поскорее завершить этот процесс. Особенно это касается случаев, когда новых знакомых больше, чем 1. Не спешите. Постарайтесь обратиться хотя бы по разу к новым знакомым, назвав каждого по имени.

12. Превратите знакомство в игру. Для себя, конечно. Таким образом вы задействуете правое полушарие, которое отвечает за вашу творческую часть. В этом случае будет задействовано большее количество ассоциативных связей, которые являются основой хорошей памяти. У детей, в отличии от взрослых, память на имена и лица гораздо лучше просто потому, что они неосознанно применяют все принципы запоминания.

13. Примените принцип «Плюс один». В среднем при знакомстве человек запоминает имена и лица двух-трех людей из тридцати. Попробуйте запомнить на одного человека больше.

И в конце хочется еще раз напомнить самое главное — не переживайте, лучше переспросить несколько раз, как зовут собеседника, чем ошибиться и назвать его чужим именем. Перестаньте думать о том, как запомнить имя, расслабьтесь, будьте внимательны к внешности и к голосу, включите ассоциации. Как можно чаще повторяйте имя нового знакомого в беседе и обменяйтесь визитками.

В жизни каждого из нас бывают неприятные ситуации, связанные с трудностями узнавания человека, припоминания его имени или обстоятельств, при которых вы с ним познакомились. В принципе, это понятно: имя человека, если это не «Соколиный глаз» или «Быстрая тропа», безлико и характеристикой человека не является. И это просто нормально, что мы иногда путаем знакомого человека с кем-то другим. Нормально, но неудобно, а иногда и просто ни к чему… Такие ситуации могут привести к неуверенности в поведении, а бывает, и к неприятным последствиям.

Уменьшить количество такого рода ошибок памяти или вовсе их избежать помогает тренировка процесса запоминания лиц. Этот метод можно разделить на несколько этапов. Сначала мы знакомимся с характерными чертами, свойственными всем лицам. Восприняв лицо в целом, в дальнейшем его необходимо выделить из множества других лиц. Для этого установите характерные черты: выпуклый или вогнутый профиль, прямой или курносый нос, большие или маленькие глаза. Знание общих и особых характерных черт помогает их запоминать.

Предлагаем схему, включающую в себя десять определяющих черт человека, для каждой из которых приводится по три характерных индивидуальных признака.

Пользуясь этой схемой, потренируйтесь в запоминании лиц по следующей методике.

1. В течение нескольких секунд внимательно посмотрите на лицо в целом и затем изучите его в строгом соответствии со схемой. Определите форму головы.

2. Хорошо запомните первую характерную черту, повторив её несколько раз про себя.

3. Запомнив таким образом первую характерную черту, продолжайте в соответствии со схемой изучать характерные черты лица, пока не запечатлеете в памяти их все.

4. Установите, имеет ли лицо особые признаки, и запомните их.

5. Представьте лицо по памяти, вспомнив все его характерные черты. Лицо можно и нарисовать по памяти.

6. Сравните представленное вами лицо с действительным.

7. Установите отличительную черту, которая связывает данное лицо с тем, что вам известно об этом человеке, с какими-нибудь сведениями, с ситуацией, качествами, работой или местом (например, «весёлый инженер из Костромы»).

У предложенной методики есть ряд недостатков, делающих её не очень удобной и эффективной. Обратите внимание на то, что в основе успешного запоминания здесь лежит аналитическая работа при восприятии лица. Нам, однако, важно не просто запомнить лицо вообще, а запомнить лицо определённого человека, конкретной личности, неповторимой в своей целостности. В этом смысле в реальных жизненных ситуациях, когда мы знакомимся не с фотографией, а с человеком, всё зависит от того, как мы его воспринимаем. Нередко оказывается, что для запоминания важны не столько присущие человеку черты, сколько то, что мы увидели в нём.

«У каждого есть своё представление, скажем, о Гоголе. Но если бы могло случиться так, что мы увидели бы его в жизни, то заметили бы много черт, не совпадающих с нашим представлением о нем. И именно эти черты свежо и сильно врезались бы в память… Мы привыкли представлять себе Гоголя несколько унылым, мнительным и флегматичным. Поэтому мы сразу заметили бы те его качества, которые далеки от этого образа, - блеск глаз, живость, даже некоторую вертлявость, смешливость, изящество одежды и сильный украинский акцент» (Паустовский К. Золотая роза).

Рассматривая процесс формирования первого впечатления о другом человеке, А. А. Бодалев включает в него чувственный, логический и эмоциональный компоненты. При этом восприятие (а значит, и запоминание в нашем контексте) определяется не только особенностями внешнего облика воспринимаемого человека, но и ситуацией, в которой происходит восприятие, а также собственными личностными характеристиками воспринимающего и его прошлым опытом, сформированным в общении с Другими людьми. При восприятии и запоминании человека (в отличие от его фотографии) особое значение приобретает не только физический облик, но и такие характеристики, как мимика, жестикуляция, голос, речь, походка, поза и даже расстояние, на котором находится воспринимаемый нами человек.

Конечно, происходит в этом случае и анализ характерных черт в портрете человека, выделяются опорные признаки. При описании внешнего облика воспринимаемых людей группой из 50 взрослых испытуемых на первом месте оказались такие свойства как рост (83 % описаний) цвет глаз 75 %), волос (73 %), мимика (66 %), лицо (64 %), нос (59 %).

Однако целостное восприятие человека является первичным и доминирующим при запоминании. В этом смысле представляется небезынтересной и такая рекомендация.

Запоминая человека, знакомясь с ним, задайте себе вопрос, требующий целостной оценки личности воспринимаемого и устанавливающий ваше отношение к нему. Например: «Доверил бы я этому человеку воспитание своего ребёнка?», или «Пошёл бы я с ним в поход в одной лодке?», или «Можно ему дать почитать редкую книгу из моей библиотеки?». Вопросы могут быть различными, всё зависит от вашего взгляда на людей и мир, от системы ценностей в структуре вашей личности.

И всё же мы ввели метод тренировки запоминания лиц в эту книгу. Во-первых, он повышает эффективность запоминания. В 1974 году в журнале Общества германо-советской дружбы были опубликованы данные, свидетельствующие об улучшении запоминания лиц при апробации этого метода на студентах Московского и Берлинского университетов. Во-вторых, что не менее важно, метод создаёт у нас установку на внимательное, осознанное, активное и небезразличное восприятие людей, с которыми мы знакомимся.

При запоминании лиц целесообразно связывать лицо с именем данного человека. Имена вообще труднее запоминать. Они в известном смысле индифферентны и достаточно часто повторяются. Не случайно, что редко встречающиеся имена запоминаются лучше. Кроме того, разговаривая с человеком, мы, как правило, смотрим на него и видим его достаточно длительное время, вследствие чего впечатление о нем всё больше углубляется.

Имя же человека мы чаще всего слышим только один раз, когда нам его представляют. Имя не повторяется и быстро вытесняется из памяти другими впечатлениями. В конце концов закрепить в памяти такое индивидуально-образное впечатление, как лицо, куда проще, чем такую символическую информацию, как имя.

1. Воспринимайте имя как можно более точно. Это не оговорка. Всё дело в том; что большая часть случаев незапоминания имён связана с тем, что просто-напросто нечего запоминать. Вам протягивают руку, произносят что-то, понятно, что имя, но какое? С фамилией это бывает ещё чаще. Не стесняйтесь переспросить. И кроме того, старайтесь услышать.

2. Информация воспринята. Вы услышали имя. Чётко. Внятно. Не останавливайтесь на этом. Необходимо повторять имя примерно 20 секунд после восприятия, иначе оно в памяти не зафиксируется.

3. Воспринятое имя необходимо представить образно.

Это можно сделать несколькими способами. Во-первых, имя можно записать. Во-вторых, его можно связать с образом человека, его характерными чертами в лице, поведении или какими-нибудь другими признаками. В-третьих, имени можно придать смысловое значение (например, человека с фамилией Круглое можно ассоциировать с тем или иным предметом круглой формы, но ассоциация должна быть максимально точной, чтобы не повторилась знаменитая ситуация с «лошадиной фамилией»). Наконец, если вам нужно запомнить несколько имён, вы можете воспользоваться ассоциативным методом.

4. Не гнушайтесь повторить имя вслух. Человек, чьё имя вы запомните, не обидится, если вы будете знать, как его звать-величать.

Упражнение.

Выберите (допустим, из газеты) несколько лиц и опишите их в соответствии с предложенной схемой. Сохраните портреты и описания, спустя некоторое время убедитесь, что, обратившись к описанию, вы можете точно идентифицировать лицо.

Тренируйтесь в типизации лиц, когда вы едете в общественном транспорте, на работе, в магазине. Через некоторое время вы заметите, что применение схемы занимает у вас несколько секунд, а запоминание лиц стало намного лучше.

При восприятии лиц задавайте себе вопрос, направленный на оценку данного человека и вашего отношения к нему.

Выпишите из газеты несколько имён, запомните их, применив один из предложенных методов. Проверьте результаты запоминания, например, через неделю. Используйте как объект тренировки имена, которые вам приходится запоминать в повседневной жизни.