Консультация (младшая группа) на тему: Почему ребенок не играет с детьми в детском саду. Почему ребенок ни с кем не общается в детском саду

Детская игра имеет важное и огромное значение для развития малыша. Через игру все дети учатся общаться друг с дружкой, они познают, что такое коллектив, как вести себя в нем.Рассмотрим варианты,почему ребёнок не играет с детьми в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему ребенок не играет с детьми в детском саду.

Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с №65 «Буратино» Грушецкая О.Г.

Зачастую сами родители не задумываются над тем, что детская игра имеет важное и огромное значение для развития малыша. Имеется в виду не банальное катание машинки за веревочку, а именно ролевые игры. В большей степени занятость, а иногда и лень, не дает ребенку возможность проявить фантазию, воображение, перед глазами у него не было примера коллективной игры.


Причины замкнутости малыша

Как часто можно увидеть, как родители, чтобы их чадо не приставало к ним, дают ему разнообразные игрушки, которые прыгают, мигают, бегают. На какое-то время ребенок увлечен, но это увлечение быстро проходит, и тогда родители снова бегут в магазин за покупкой нового развлечения. А между тем ребенок не развивает свой внутренний мир, ему не надо не о чем думать, ведь игрушка сама может думать и делать за него.

Эта ошибка родителей начинает проявлять себя позднее, когда ребенок не играет с детьми в детском саду. Он, попав в коллектив, не знает как вести себя в игре, что от него требуется. А через игру все дети учатся общаться друг с дружкой, они познают, что такое коллектив, как вести себя в нем. Да, и адаптация ребенка к садику в этом случае проходит гораздо сложнее.

Когда ребенок отказывается играть в саду со сверстниками, надо постараться выяснить причину. В этом возрасте они еще не умеют лукавить, поэтому при хорошем контакте ребенка со своей мамой можно легко узнать, в чем тут дело.

Возможно, что ребенку страшно или он очень стесняется. И тут родителям надо помочь своему малышу преодолеть робость. Заставлять не надо, надо рассказать ему обо всех преимуществах коллективной игры, и может быть, даже включиться и самим в это занятие, чтобы ребенок увидел на вашем примере, что это здорово.

Стоит принять во внимание и индивидуальные характеристики своего ребенка, может вы рано забили тревогу, ведь у каждого даже взрослого человека есть свой ритм вхождения в коллектив.

Причиной может стать и меланхоличный склад характера вашего малыша. Такие люди лучше всего чувствуют себя в тихой и спокойной обстановке, избегая шумных компаний. Тогда родителям надо больше играть с малюткой, чтобы ребенок отвыкал от игры в одиночестве.

Принимает срочные меры

Особенно насторожить должно нежелание играть не только с другими детьми, но и с близкими, даже с родителями. В этом случае говорят о признаках развития аутичности. Вам срочно к специалисту!

Когда ребенок наотрез отказывается играть в саду, а предпочитает только игры с родителями, ребенка надо немного подтолкнуть. Возможно, вы мало гуляли с ним на детских площадках. Надо наверстать. При чем старайтесь посещать разные игровые площадки, чтобы ребенок видел, что где-бы не находились дети, они всегда вместе и им это очень интересно.

Самое хорошее поощрение общительности это разрешение ребенку приглашать сверстников к себе домой, возможно, дети подружатся, и вашему малышу не будет так страшно на игровой площадке.

Для развития общительности хорошо записаться в кружок или секцию. Но заставлять его не нужно. Посетив несколько детских занятий, пусть он сам выберет, где ему нравиться и что ему нравиться.

Конечно, если перед родителями встает такая проблема, что ребенок отказывается от коллективных игр, то от них требуется много терпения и труда. А если причина состоит в том, что вы сами не уделили этому должного внимания, то наступило время все исправить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассматривание натюрморта с детьми в детском саду, для педагогов детского сада.

Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу изменчивости природы....

Использование методов арт-терапии и сказкотерапии для работы с детьми в детском саду

Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности. Сеансы сказкотерапии помогут вам понять, что при...

Вопрос психологу:

Сыну 2 года и 2 месяца. До двух лет был активным, общительным ребенком: гулял на детских площадках, менялся с детьми игрушками, ходил за ручку, посещал 2 развивающихся центра. Был жизнерадостный, доброжелательный, любопытный и общительный. В 1 год 11 месяцев пошли в сад. Ребенок сад воспринял на ура. Очень нравилось, ходил без слез, с первых дней стал оставаться. Пошли в сад в начале лета (первые из группы), первое время воспитатель занималась практически только им водила везде за ручку и все они делали вместе. Но стали приходить другие дети. Воспитатель стала меньше внимания уделять моему ребенку, больше общаться с новенькими, а моего старалась приучить к самостоятельности. В результате ребенок стал играть один. Один сидит в песочнице, один играет на ковре с игрушкой, один рисует, ... . Все один одинешенький. С другими детьми не общается. Когда воспитатель пытается привлечь его к общим играм, то отказывается (наблюдает за игрой, но сам не идет). Воспитатель говорит, что для такого возраста такое состояние ребенка - это норма, что в таком возрасте дети все играют по одному (мол они самодостаточные), говорит, что надо подождать хотя бы пол годика и дети начнут кучковаться и появятся друзья. Возможно это и так, но заметила новую проблему. Ребенок не только в саду не играет с детьми, но и стал отказываться играть на детских площадках. Не за что не идет туда, где другие дети! Берет меня за руку, кричит и уводит подальше от детских площадок. А еще совсем недавно это были излюбленные места и там были у нас друзья. Теперь выходя на улицу, он даже не хочет идти во двор: мы просто гуляем по проспекту (рассматриваем машины), по магазинам, а если заходим во двор, то сразу тянет к подъезду. Не идет ни в песочницу, ни на горку, ни на качели!!! Возможно его кто-то из детей обидел в саду и он теперь боится детей? Как это исправить? Как помочь ребенку начать общаться и ничего не бояться? Как научить его защищаться, а не ретироваться? Не хотелось бы чтобы он замкнулся и стал одиночкой. Мы с папой очень общительные и коммуникабельные люди. Помогите нашему малышу.

На вопрос отвечает психолог Прасканова Екатерина Вадимовна.

Здравствуйте, Julia!

Вариантов в вашей ситуации может быть несколько, конечно, нужно подробнее узнавать.

1. Возможно у ребенка состоялся неприятный контакт в садике (может отняли что-то дети, может в песочнице толкнули, может воспитательница так старалась сделать из двухлетнего ребенка самостоятельную личность, что перестаралась).

2. Возможно просто ребенку дискомфортно в большом коллективе. Тогда это нормально, что ребенок не желает быть в гуще событий, а уединяется, отключается от происходящего, таким образом защищаясь. Не нужно его заставлять и не нужно давить, это может усугубить ситуацию. Дайте ему привыкнуть, присмотреться.

3. Возможно это действительно просто особенность возраста (ведь ребенок познает мир, осваивает, учится быть самостоятельным). Ничего в этом страшного нет, необходимо просто переждать и помочь пережить это ребенку. Не акцентируйте внимание на этом так сильно.

Как можно помочь ребенку?

Попробуйте приглашать в гости друзей или друга сына, пусть дети сами организуют себе игру, а на своей территории ребенку будет комфортнее. Потом вы сходите в гости. Проговаривайте всё с ребенком ("сейчас придет Петя и вы сможете поиграть в машинки, покажешь ему новый самолет?" или "сейчас придем к Пете и он тебе покажет свой конструктор, сможете построить дом").

Ребенок не играет? Садитесь и начинайте играть сами, играйте с другим ребенком и ненавязчиво пригласите в игру своего сына (не так "ах, не хочешь играть, тогда я с другим ребенком поиграю").

Ребенок привыкнет, присмотрится и если этому не уделять грандиозного внимания ("смотрите все, наконец-то, соизволил"), то подойдет и включится тогда, КОГДА БУДЕТ ГОТОВ.

Здравствуйте, уважаемые специалисты!
Моей дочери 3,8 года, и у нас проблемы с адаптацией и социализацией в детском саду. В садик дочка пошла 2 месяца назад. Фактически ходит всего 1 месяц — были болезни, сад закрывали на ремонт. Пошла в сад с большой неохотой изначально. Все время до садика с ней сидела я, совмещая воспитание дочери и фриланс. Намеренно в сад до трех лет ее не отдавала — хотела, чтобы подросла. Понятное дело, я не ожидала, что она побежит с огромным удовольствием из-под маминого крылышка в общество незнакомых ей людей. Но и того, что у нас есть сейчас, я тоже не ожидала. В общем, основные тревожащие меня моменты:
1. Ребенок ничего не рассказывает про сад. на любые вопросы, даже простейшие, отвечает фразой: «Давай только не про сад!», «Я не хочу говорить про сад». Из разговоров с другими мамами знаю, что дети довольны, что их не обижают, что воспитатели адекватные (не орут, не бьют, не наказывают). Сама же дочка никак в разговоре вообще не хочет упоминать садик. Списываю на адаптацию, но очень хочу помочь. не знаю как. совершенно не могу понять, с какой стороны к ней подойти.
2. Ребенок ни с кем не общается в саду. Разговариваю с воспитателем, спрашиваю, как и что там. Она говорит, что дочь либо одна сидит рисует, либо берет игрушки и сама занимается с ними. Она стала избегать детей вообще. Не могу сказать, что она была гиперобщительной прежде. Она скорее застенчивая, скромная, вечно держащаяся за мою юбку. Но дети постарше ей всегда были интересней ровесников и деток младшего возраста. Теперь же она старается вообще уйти туда, где нет детей. Меня это пугает. Просто пугает.
3. Ребенок в последнее время стал постоянно есть. У нее совершенно стандартная комплекция — рост 105, вес 16,5. и раньше за ней такого не замечалось. Теперь же она не реже, чем каждые 10 минут бегает на кухню или говорит, что хочет есть. При этом у нас 3 основных приема пищи и 2-3 промежуточных. Что это? Стресс заедает?
Уважаемые специалисты, я совершенно растеряна. Меня пугает ее состояние. может, у вас найдется для нашей семьи какой-то дельный совет? Как помочь ей?
Суважением,
Наталья

Ответ психолога theSolution:

Ваша дочка испытывает сильное чувство страха.

Это чувство страха приводит к тому, что у нее парализуется познавательная активность — именно поэтому она уединяется, не общается с другими детьми, предпочитает играть одна. Склонность к застенчивости и привычка «вечно держаться за вашу юбку» говорит о том, что она не чувствует себя в безопасности. Такое очень типично для невротических реакций.

Самое главное, что вам нужно понять про невротические реакции — это то, что человек (что ребенок, что взрослый) блокирует свою познавательную активность при малейшей, даже мнимой угрозе своей безопасности. Проще говоря, такой человек будет сидеть тихо и в одиночестве с большей вероятностью, чем пойдет на риск познания чего-то нового. И с этим необходимо считаться: повышенная потребность в безопасности, страх активности, страх новизны - это реальность. Проблема эта психологического характера, то есть имеет условно-рефлекторную природу.

Источники невротических реакций

Такое возможно если девочка видит пример похожего поведения в собственной семье.
Проанализируйте, пожалуйста, поведение всех членов семьи, участвующих в воспитании девочки. Кто привык ругать себя за ошибки и неудачи? Кто склонен реагировать страхом на все новое, склонен излишне печься о своей безопасности и блокировать познавательную активность в стрессовой ситуации? Кто чрезмерно обидчив и остро реагирует на критику, склонен к повышенному чувству вины и стыда, стремится ли стать «правильным, хорошим и идеальным»? Кто сравнивает вслух или мысленно себя с другими людьми? Чьи действия направлены на то, чтобы заслужить «одобрение безупречно хорошим поведением»? Кто ругает себя за ошибки и имеет слишком много «правильных» установок «как НАДО жить идеально»?

Если вы узнаете в этом свою собственную модель поведения, то может быть так, что девочка просто вас копирует. Наиболее оптимальным выходом - это разумеется, убрать невротические реакции в себе с помощью психотерапии. Тогда девочка скопирует более зрелые модели поведения. Таким образом, вам желательно будет заняться развитием собственной личности, с тем чтобы убрать в себе привычку к пугливости.

Фотобанк Лори

Психологи называют совместные игры наиболее простым и удобным способом развития ранней социализации личности. Этот урок непременно надо пройти, чтобы сделать шаг к умению самостоятельно общаться с самыми разными людьми, находить с ними общий язык, . Не зря же некоторые счастливцы с гордостью говорят: «С моим лучшим другом мы познакомились в песочнице, и до сих пор мы не разлей вода». Почему ваш ребенок не желает взаимодействовать с другими детьми? Вот несколько вероятных причин:

У него еще не выработался такой навык. Это самая простая и

распространенная причина. До сих пор он общался в основном с собственными родителями, и другими взрослыми людьми (дедушками, бабушками, тетушками, нянями), которые всячески опекали чадо, подыгрывали ему, хвалили за любой пустяк. Сейчас другое дело: ребенок – равный среди равных, и находится в социуме на общих основаниях.

Совет: не форсируйте события, вполне возможно, что ребенку просто нужна «параллельная комфортная зона». Сделайте перерыв в пару недель, а потом вновь ведите чадо на приглянувшуюся детскую площадку.

Врожденный темперамент. Так, ребенок-холерик сам жаждет быть в центре внимания, игры с другими детьми ему необходимы как воздух. Сангвиник, как правило, относится к новым знакомым доброжелательно – если сам и не проявляет инициативы, то охотно дает увлечь себя в общий «хоровод». А вот маленькие флегматики или меланхолики не очень охотно идут на контакт, и подвигнуть таких ребят к активному общению – задача не из легких.

Совет: научно доказано, что особенности темперамента проявляются не одинаково ярко на протяжении всей жизни. Вполне возможно, что, пообвыкнув в новой для себя среде и присмотревшись к новым лицам, ваш флегматик или меланхолик втянется в общие развлечения. Проявите терпение и такт, а еще постарайтесь сами сблизить чадо с другими детьми.

Особенности характера : кто-то чрезмерно стеснителен, кто-то с младенчества очень разборчив (не желает общаться со всеми подряд), кто-то легко обижается, впечатлителен и возбудим. А кто-то просто жадничает, и не хочет делиться с другими детьми своими игрушками или вниманием взрослых.

Совет: именно вы, как никто, можете определить личностные особенности собственного ребенка. Побудьте какое-то время беспристрастным наблюдателем. Определите, из-за чего адаптация малыша идет не так гладко, как хотелось бы. Станьте «играющим тренером», деликатно помогающим ребенку решить его .

Фотобанк Лори

Начните с себя, честно ответив всего на несколько довольно простых вопросов.

Вопрос 1. Умею ли я взаимодействовать с другими людьми, и всегда ли мое поведение адекватно?

Если вы отдаете себе отчет, что картина далека от идеальной, для начала хотя бы последите за своим тоном. Если в вашей речи, в том числе и при общении с ребенком, частенько звучат командные нотки, от этого надо избавляться. Дети – прекрасные имитаторы, фразы типа «Иди-ка быстро сюда и немедленно выкинь эту гадость», ваше чадо обязательно включит в свой лексикон. И другим детям это точно не понравится.

Вопрос. 2. Не слишком ли назойливо я пытаюсь контролировать ситуацию?

Мамочки-наседки постоянно вмешиваются в детские развлечения, чтобы их любимое чадо не пострадало. Запомните: немедленного вмешательства требуют только действительно опасные для здоровья и жизни ситуации. Все другие, в том числе и конфликтные, происшествия на детской площадке, могут решать сами дети. Это бесценный опыт.

Вопрос 3. Не чересчур ли многого я требую от своего малыша?

Может, у вашего ребенка нет желания играть, потому что все свободное время вы учите с ним английский и осваиваете азы компьютерной грамотности? Конечно, современное общество требует от детей ранних интеллектуальных успехов. Вы можете загружать детсадовца занятиями и развивающими играми, которые сами по себе хороши, но абсолютно не предполагают взаимодействия в коллективе.

Вопрос 4. Не тороплю ли я события?

В любом воспитательном процессе важна постепенность. Возможно, вы сбились с ног, впервые устраивая образцовый день рождения для своего ребенка, и пригласили в гости всю детвору из окрестных домов. Но в итоге праздник не задался: подарки вручены, торт съеден, приглашенные клоуны выступили, гости разбежалась, а ваш ребенок так и остался в одиночестве. Поймите: одноразовой акцией делу не поможешь, надо предоставить ребенку возможность встречаться с другими ребятами в вашем доме на постоянной основе, способствовать выработке навыков совместной игры в привычном для них месте, и, конечно, относиться миролюбиво к детским шалостям.

Как еще помочь ребенку?

На помощь тем родителям, чьих детей никак «не принимают в компанию», придут коммуникативные игры.

На общении не настаивайте, но если пойдет к детям на площадку - поощряйте. Его можете не заставлять играть, а сами попробуйте поиграть с другими детьми. Займитесь с ним каким-то интересным делом, которое привлечет других детей. Мы зимой лепили снежные фигурки и красками их разукрашивали. Я специально из дома брала 2-3 кисточки, чтобы желающие могли присоединиться.

Игры для развития речи. Необходимы тем детям, которые стесняются разговаривать с малознакомыми людьми. Рассказывайте малышу интересные истории, сказки, читайте стихи – но не монотонно. Сопровождайте свою речь мимикой, активными жестами, меняйте интонацию и разговаривайте разными голосами. Словом – актерствуйте. Малыш должен почувствовать, что свои мысли и чувства можно выражать самыми разными средствами – даже пантомимой. Потом попросите его изобразить полюбившегося героя, пересказать заинтересовавшую сказку. Поддерживайте интригу повествования, сопереживайте. Вполне возможно, что, увлекшись, ребенок начисто забудет о своем смущении, и очень скоро станет среди других детей главным рассказчиком.

Игры для развития эмоциональности. Для того чтобы уметь расположить к себе людей, необходимо распознавать и понимать чужие эмоции. У некоторых людей такие способности заложены с генами, а кого-то этому надо учить. Возможно, у вашего ребенка «эмоциональная глухота», и он просто не понимает, когда кому-то рядом грустно и обидно. Потому он и не может наладить отношения со сверстниками. Но все поправимо: для начала прослушайте с ребенком его любимую песенку, попросите определить, радостная она или не очень, быстрая или спокойная, и какие чувства вызывает. Постепенно переходите к более сложным, незнакомым малышу композициям. Например, отрывкам из классики – коротеньким, чтобы малыш не потерял интерес. Ровно те же упражнения можно проделать с картинками из книг, репродукциями картин (соответствующим возрасту ребенка), или с героями любимых мультфильмов.

Я считаю, что современные родители слишком переживают за своих детей. Из-за этого переживания они ограничивают ребенка в общении с окружающим миром и замыкают его на себе. Из-за того что дети с рождения не привыкли общаться со сверстниками, воспитателями и любыми другими людьми они, пугаются и закрываются, когда попадают в реальный мир. Им проще «дружить» с компьютером или телевизором, чем находить общий язык с одноклассниками. Первая драка, безответная любовь, ссадины и синяки - непременные составляющие становления личности, и чем раньше это произойдет, тем быстрее ваш ребенок адаптируется во внешнем мире. Например, дети, которые ходили в ясли и детский сад, в разы лучше воспринимают аниматоров чем те, которых воспитывала мама в домашних условиях. Лично мое становление прошло в футбольной команде, куда меня отдали в 4 года. В чисто мужском коллективе, где нет мамы и папы, действительно формируется личность мальчишек

Анатолий Никитин

Игры для физического развития ребенка. В этом нет ничего странного: давно доказано, что человек, находящийся в хорошей спортивной форме, уверенно владеющий своим телом, чувствует себя более раскованно. А значит, ему легче общаться с людьми и он меньше смущается. Занимайтесь с ребенком не только обычной зарядкой (которую он может и не любить), но еще и физическими упражнениями в игровой форме. Например, танцуйте вместе с малышом, плавайте, прыгайте на батуте, бегайте с мячиком и наперегонки. Предложите ему изобразить кошку, мартышку или слона – пускай копирует их позы, звуки, походку.

После того как перечисленные этапы пройдены, пора приступать к «полевым испытаниям». Приведите малыша на площадку, затейте командную игру и посмотрите, как ваш ребенок будет взаимодействовать со сверстниками. Пусть не с первого раза, но у него обязательно все получится.

Здравствуйте, хотела проконсультироваться по поводу ребенка. Нам 2,6 года. ходим в сад с июня месяца. Заметила, что сын не играет с детьми, а держиться в стороне, воспитатель говорит что больше времени проводит с ними рядом. Во дворе тоже с детьми общаться не хочет наотрез. Как мне поступать в данной ситуации? не навредит ли бездействие сейчас в дальнейшей его жизни? Как научить его дружить?

Здравствуйте, Евгения.

Возможно, у вашего сына еще не проявился социальный интерес, и пока общение с мамой или игры с самим собой ему предпочтительнее. Понаблюдайте за ним. Как он реагирует, когда к нему обращаются другие дети, не боится ли, не стесняется ли. Показывайте своим примером, как можно общаться, разговаривайте с детьми и со взрослыми на площадке, дома обсуждайте деток из садика и с площадки: кого и как зовут, кто чем занимался сегодня. Что он делал и с кем играл. Вероятно, что ближе к 3-м годам интерес все же проявится. Если же вас по-прежнему будет что-то настораживать, или ребенку будет сложно в коллективе, будут страхи или другие переживания, лучше в таком случае обратиться на прием к детскому психологу .

С уважением, Анна.

Зиновьева Анна Сергеевна, психолог в Санкт-Петербурге

Хороший ответ 3 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Евгения.

Дело в том, что ваш ребенок еще не готов к полноценному общению с детьми в силу своего возраста. Как правило, в этом возрасте дети играют не вместе, а рядом.

От года до трех лет ведущий вид деятельности -предметно-манипулятивный. На этом этапе ребенок овладевает действиями с различными предметами. Манипуляции с предметами служат для ребенка способом налаживания межличностных контактов.

От трех до семи лет ведущий вид деятельности - ролевая игра. Благодаря игровым приемам ребенок стремится к самостоятельности, примеряет на себя роль взрослого и моделирует их в межличностных отношениях. Поэтому нужно способствовать большему общению ребенка с другими детишками. Это важный этап развития, т.к. за ним следует учебная деятельность, и ребенок должен как следует к ней подготовиться и проиграть различные жизненные сценарии.

С уважением.

Хороший ответ 2 Плохой ответ 2

Евгения, здравствуйте.Цель любого воспитания ребенка в том, чтобы в жизни он стал самостоятельным человеком, ведь жизнь тогда счастливой становится.

" нам 2.6 года, ходим в сад с июня месяца.."-Евгения, даже в этом предложении видно, как вы чрезмерно опекаете ребенка и пока не готовы отделиться от него.

В этом возрасте у ребенка должны быть наработаны некоторые навыки (самостоятельно кушать, уверенно держать ложку,самостоятельно умываться,Уверенно и много говорить,надевать обувь на "липучках,самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице и т.д.)

Если ребенок не достаточно самостоятельный для его возраста, в группе других детей он будет испытывать стресс.

Поощряйте его больше, хвалите за любое желание сделать что то самостоятельно.

С уважением, Ольга Чемерис.

Чемерис Ольга Валентиновна, психолог Костанай

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0