Можно ли наказывать. Наказывать ли детей? Можно и нужно ли наказывать детей? Как правильно наказывать ребёнка

Многие согласятся с тем, что одним из наиболее интересующих вопросов родителей является вопрос по поводу наказания детей: можно ли это делать, и если да, то как правильно и т.п. Конечно, детки взрослея, не всегда ведут себя как ангелочки, беспрекословно слушаясь родителей и старших, довольно часто своим поведением наши чада приводят нас в полное замешательство, которое требует адекватной и правильной реакции. Как поступать в таких ситуациях, как себя вести - попробуем разобраться в этой статье.
  • Норма или нет?

    Согласно статистике, психологи утверждают, что 100% родителей, которые непосредственно используют по отношению к своим детям физическое наказание, таким образом, компенсируют свое бессилие. Случается это в большинстве случаев потому, что родители не знают как вести себя в данной ситуации и на детях возмещают свое раздражение. Впоследствии родители испытывают чувство вины за то, что у них не получилось разрешить сложившуюся ситуацию мирным путем и в итоге они сделали больно своему малышу.

    99% родителей уверены, что с помощью физического воздействия на ребенка, они пытаются сформировать у него определенные нормы поведения, то есть показать, таким образом, как плохо он поступает и что так не стоит поступать. По сути, физические замечания ничему не учат детей, используя данный метод, родители только лишь показывают, что они сильнее, и что с помощью силы могут заставить ребенка делать то, что ему было велено.

    Стоит отметить, что наказание порождает у ребенка страх. Следовательно, в результате этого ребенок может испугаться и сразу перестать вести себя плохо, но, к сожалению, это только видимость того, что оно принесло положительный результат.


    Если после наказания внимательно понаблюдать за ребенком, то можно заметить, что Ваше чадо будет стараться найти способ, чтобы свести счеты со своим обидчиком. Это может проявляться в том, что он станет приносить плохие оценки, дразнить своих братьев и сестер, портить какие-то вещи или не выполнять свои домашние обязанности, данный перечень может быть довольно большим.

    Частые физические замечания в итоге могут привести к воспитанию трудного ребенка. Случается это непосредственно в результате того, что ребенок не может ответить родителям, и соответственно, начинает проявлять агрессию по отношению к своим сверстникам и к тем, кто послабее его. Помимо этого ребенок может расценить наказание как нелюбовь родителей и перестать любить самого себя.

    Психология физического наказания

    Физическое замечание не способствует развитию навыков у ребенка, которые предполагают ответственность за свои поступки. К сожалению, в таком случае у ребенка сформировываются такие нормы поведения, при которых провинившийся ребенок пытается выйти из данной ситуации невиновным. Такое развитие событий не способствует развитию и непосредственно совершенствованию их собственных моральных принципов.

    В тех случаях, когда Вы используете физическое наказание за ту или иную провинность, ребенок становиться слишком упрямым, либо уступчивым, и не редко даже мстительным. Таким образом, ребенок не понимает, какой он должен был извлечь урок для себя, его в данный момент будут интересовать, как же свести счеты со своим обидчиком.

    Естественно, проказы ребенка могут быть разными, и нередко родителям довольно сложно держать себя в руках, так как в данном случае уже приходится иметь дело не только с капризами, но и в большей степени со своими эмоциями. В таком случае, выход может быть только один, а именно: научиться сдерживать свои эмоции и адекватно оценивать ситуацию. Успокоившись и проанализировав, возможно Вы сделаете выводы, что ребенок на самом деле не виноват и его не за что наказывать, так как ситуации бывают разные.

    Следует отметить также, что прямой противоположностью поведения, которое контролируется влиятельной личностью, является непосредственно самоконтроль, который в свою очередь основывается на ориентировках и ценностях самого ребенка. Таким образом, ребенок учится отвечать за свои поступки сам и ведет себя таким образом, как считает это необходимым.

    В результате физического замечания проявляются и такие побочные эффекты, как заниженная самооценка, либо же поведение, которое основано на чувстве страха, это в том числе и чувство обиды на человека, на любовь которого Вы рассчитывали и т.д. Стоит также отметить тот факт, что физическое наказание делает ребенка в некоторой степени недоверчивым, а также толкает на утаивание своих ошибок.

    В некоторых случаях взрослые сами виноваты в том, что ребенок ведет себя плохо, происходит это в результате того, что в семье нет одного общего мнения о правилах поведения. В первую очередь взрослым необходимо договориться между собой, о том, что можно, а что нет.

    Довольно часто случается так, что взрослые слишком заняты и дети начинают капризничать или приобретать вредные привычки, именно для того, чтобы обратить на себя их внимание.

    Многие согласятся с тем, что иногда наказания бывают незаслуженными, к примеру, ребенок не съел все, что ему положили. В данном случае ругать ведь не за что, у ребенка просто плохой . Либо же родители наказывают ребенка за то, что он отстает в от своих сверстников, здесь тоже нет повода, так как у каждого ребенка свой темп развития, и он не может выйти за эти границы.

    Но в то же время и безграничная снисходительность родителей и потакание всем детским прихотям, не позволяет избежать конфликтов, наоборот, делает их неизбежными. В таком случае, у детей просто не сформировывается представление о границах того что можно и что нельзя, соответственно это приводит к неуважительному и эгоистичному отношению к другим людям. Но это также не значит, что следует прибегать к физическим наказаниям.



    Как избегать применения физического наказания?

    Для того, чтобы избежать физического наказания своего чада, можно прибегнуть к помощи нескольких принципов, которые описал американский педиатр Д. Добсон, опираясь на предложенные принципы, родители могут сформулировать правильное наказание для своего ребенка.

    В первую очередь Вам необходимо установить границы дозволенного, а уже потом требовать их непосредственного исполнения. Сначала Вы должны сами определиться с тем, что Вы хотите, а чего не хотите. И поставить свое чадо в известность того, что приемлемо в его поведении, а что запрещено. Именно при таком условии ребенок будет воспринимать наказание как акт справедливости. То есть, если Вы не установили правил, то нет смысла требовать их непосредственного исполнения.

    Следует научиться отличать детскую безответственность и своеволие. В первую очередь это означает то, что ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный поступок. В том случае, когда ребенок просто забыл выполнить ту или иную Вашу просьбу или не понял то, что Вы от него требовали, не стоит наказывать малыша, так как нельзя предъявлять к ребенку, к его непосредственному интеллекту и памяти такие же требования как к взрослым. Детская безответственность - это абсолютно не то же самое, что взрослое непослушание, дети требуют более терпеливого отношения.

    Если поведение ребенка вызывающее, то в таком случае отвечать ему на это следует решительно и уверенно. В том случае, когда ребенок проявляет неповиновение, и когда идет на открытый конфликт, Вы в свою очередь должны уверенно и решительно принять этот бой. Так как беспомощность со стороны взрослого лишает его авторитета в глазах ребенка.

    Когда конфликт будет окончательно исчерпан, следует объяснить и утешить ребенка. В любой ситуации ребенок очень тяжело переносит наказание. В такие моменты он испытывает покинутость, растерянность и свою вину. Как срок наказания малыша закончится, необходимо с ним помириться. Обнимите его, расскажите, как сильно Вы его любите, и то, что Вам очень неприятно было это всё делать.

    Не следует требовать от ребенка невозможного. Родители всегда должны быть уверенны в том, что ребенок может исполнить то, что они от него требуют. Не стоит ругать его за то, что он поломал какую-то вещь, которую Вы сами ему дали поиграть. В таком случае наказание может послужить причиной неразрешенного внутреннего конфликта малыша.

    Всегда руководствуйтесь любовью. Естественно, что в любом воспитательном процессе не избежать ошибок, промахов и конфликтов. Здоровые отношения с ребенком в первую очередь строятся на теплоте, любви, и искренней заботе. Именно они и смогут оправдать необходимость дисциплины и строгости.

    Что же касается непосредственно самого наказания, то наиболее действенный способ, который признают психологи – это отказ от удовольствий. К примеру, если в семье принято ходить на выходных в зоопарк, на аттракционы, цирк и т.п. То, в таком случае, заранее предупредите ребенка, что в случае его вины, развлечение отменяется.

    Еще одним из действенных методов является игнорирование. Не стоит забывать о том, что для большинства детей самым важным является внимание родителей. Стоит также отметить, что в большинстве плохие поступки совершаются детьми по причине того, что они хотят быть замеченными. В таких случаях ребенка стоит предупредить о том, что если он еще раз так поступит, Вы не будете с ним разговаривать до тех пор, пока он не извинится и не осознает вины. Естественно, ребенок захочет проверить, действительно ли так будет, как Вы сказали, и, убедившись в этом, перестанет совершать этот поступок.

    Этот метод будет не подходящим в том случае, если Ваше чадо толкает кого-то или бьет, то в таком случае с ним необходимо провести разъяснительную беседу, и объяснить, почему нельзя так поступать. В том случае, если малыш это проигнорирует, можно поставить его в качестве наказания в угол.

    Правила наказания детей

    Стоит также помнить о том, что перед тем как Вы будете наказывать ребенка, его следует об этом предупредить, что после того, как он будет делать плохие поступки, всегда будет следовать наказание, таким образом, Вы дадите ребенку шанс исправиться. Не забывайте, что ребенок всегда должен знать, за что его ругают.

    Детей стоит наказывать за дело, в таком случае они не обижаются, но если же вы вспылили из-за того, что ребенок просто попался Вам под горячую руку, то в таком случае следует перед ним извиниться.

    Когда родители постоянно кричат на ребенка, он привыкает к этому и это уже не воспроизводит на него никакого впечатления, он может начать кричать на своих сверстников, вместо того, что бы общаться с ними спокойно.

    Психологами было выделено несколько характеристик касающихся правильного наказания ребенка.

    1. Наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку ни психологического ни физического вреда.
    2. Нельзя откладывать наказание на потом, оно должно идти сразу же за проступком.
    3. Наказывать стоит тому родителю, с которым случился конфликт у малыша.
    4. Если ребенок наделал много шкоды, наказание должно быть одно и сразу за все.
    5. Если Вы пообещали наказать ребенка, то обязательно сделайте это, так как пустые угрозы приводят к тому, что у ребенка возникает чувство вседозволенности.
    Главное, всегда необходимо разделять ребенка и поступок. Плохой не ребенок, а его поступок.

    Нельзя наказывать ребенка во время приема пищи или игр, перед сном и в том случае, если ребенок старался сделать что-то хорошее, но у него это по каким-то причинам не получилось.

    Следует также отметить один довольно важный аспект, перед тем как приступить к наказанию ребенка, подумайте, по какой причине Вы решили это сделать. Проанализируйте, не делается ли это со зла, не руководствуется ли местью или обидой, или может это вызвано чувством Вашей беспомощности. После этого успокойтесь, остановитесь и постарайтесь переосмыслить сложившуюся ситуацию и Вашу реакцию. Задайте себе вопрос: «Чему же на самом деле я хочу в данный момент научить своего ребенка?»

    Сделать это необходимо в первую очередь для того, чтобы ребенок знал, что он наказан потому, что он вел себя плохо, и виноват в этом только он. Он должен понимать, что Вы сожалеете о том, что пришлось прибегнуть к наказанию, что это не доставляет Вам никакого удовольствия, но в случае сложившихся обстоятельств по другому поступить Вы не можете. И если ребенок не хочет быть наказанным ему необходимо следить за своим поведением и вести себя хорошо.

    Это довольно сложной и кропотливый процесс, поэтому относиться к этому стоит со всей ответственностью, так как в данном случае формируется характер, личность малыша, и если навредить ему в данный момент, то в дальнейшем он может иметь проблемы с психикой. Если Вы не знаете, как поступить в той или иной ситуации, и у Вас просто опускаются руки, а ребенок все также продолжает Вас не слушать, обратитесь к детскому психологу, он поможет Вам разобраться в этой сложной ситуации.

  • Еще на свет не появился ни один ребенок, который бы с рождения знал, как следует правильно себя вести. Только родители могут и должны с пеленок объяснять малышу, что такое хорошо, а что такое плохо.

    Сами взрослые определяют границы дозволенного для своего ребенка. Одни позволяют своему ненаглядному малышу делать все, что ему заблагорассудится, лишь бы он не плакал. Другие же, наоборот, - постоянно одергивают ребенка по поводу и без. Какую бы сторону вы ни выбрали, никогда не надо впадать в крайности, определенно, ни к чему хорошему это не приведет.

    Но никто не оспорит тот факт, что каждый родитель стремится быть своему ребенку, в первую очередь, другом, желательно, лучшим, а лишь потом – учителем, наставником и т.д.

    Итак, если вы утвердительно отвечаете на вопрос, наказывать ли детей, но не знаете, можно ли бить ребенка, то эта статья именно для вас. В этом деле главное – не перестараться и не перегнуть палку.

    Ведь наказание должно быть:

    соизмеримым . Например, если малыш случайно пролил стакан с соком на пол, нет никакой необходимости его лупить или ставить в угол;

    своевременным . Если ребенок поступил плохо, то наказать его стоит сразу же после содеянного, не следует откладывать в долгий ящик. Иначе малыш может просто не понять, за что конкретно он должен понести наказание. К примеру, если ребенок толкнул или ударил кого-то на детской площадке, тут же отведите его в сторону и поясните ему, почему так делать не надо;

    справедливым . Если ребенок отказывается делать уроки, то будет вполне логично не отпустить его гулять с друзьями.

    Прежде чем решиться наказать своего малыша, нужно учитывать все особенности его характера и его страхи. Ведь неправильно подобранные методы воздействия на ребенка могут пагубно сказаться на его психике, и тогда вы не добьетесь желаемого эффекта, а только усугубите ситуацию. Например, если малыш панически боится темноты, то будет просто кощунственным запирать его в темной кладовке.

    Наказывать ли детей физически?

    Тоже нет необходимости, потому что вы можете нанести непоправимый вред психическому здоровью ребенка. Вполне вероятно, что ребенок станет озлобленным, мстительным и перестанет вам доверять.

    К каким же гуманным и действенным методам стоит прибегнуть родителям, наказывая детей?

    1. Всем малышам, без исключения, требуется много внимание и постоянно. Каждый ребенок любит, когда мама с папой с ним играют, читают книги, гуляют, в общем, весело проводят время вместе. Одним из самых оптимальных способов проучить непоседу – это полностью игнорировать его. Ни один ребенок не способен долго выдержать такое. Не пройдет и пяти минут, как проказник все осознает и извиниться.

    2. Лишить ребенка удовольствий за нехороший поступок или неправильное поведение. Например, не дать ему посмотреть любимый мультик или не разрешить поиграть на компьютере. Если ребенок кусается, а ему всего годик от роду, то если просто спустить его с рук, ребенок очень быстро поймет: не кусаться – мама возьмет на руки и нежно прижмет, кусаться – никаких маминых объятий.

    3. Самый лучший способ воспитания – это объяснять и наглядно показывать ребенку причинно-следственные связи , исходя из его собственного опыта. Например, если малыш не будет на улице делиться игрушками, то он быстро усвоит, что с ним никто не захочет играть. Если ему заблагорассудиться побегать по лужам, сопли и плохое самочувствие ему будут обеспечены на следующий же день. А горячий утюг любопытному ребенку обязательно оставит свой отпечаток в виде ожога. Дети, которые с малых лет учатся анализировать все свои действия, вырастут очень самостоятельными и сообразительными.

    4. Многие гуманные педагоги, когда их спрашивают, наказывать ли детей, рекомендуют вербальное наказание. То есть они полагают, что малышу следует все объяснять в доступной форме и говорить, что он неправильно поступает и что так делать нельзя. Но далеко не все психологи согласны с тем, что этот метод работает. Его стоит применять только в тех ситуациях, когда ребенок провинился совсем чуть-чуть, например, запачкал одежду или вытащил все вещи из шкафа. Конечно, в таких случаях ни о каком серьезном наказании не может быть и речи. Но и без внимания такие поступки не стоит оставлять. А вот спокойно поговорить с ребенком, вместе бросить одежду в стиральную машинку и собрать на полочки все разбросанные вещи будет очень даже верным решением.

    5. Старый дедовский способ наказания – поставить в угол. Пусть ненадолго, всего на минут пять. В детстве время идет очень медленно, и всего пару минут малышу покажется целой вечностью. Таким образом можно «убить двух зайцев» сразу: ребенок будет наказан и, постояв на одном месте, быстро успокоится, если он был возбужден.

    6. Если малыш не слишком впечатлительный, то ему можно пригрозить Бабкой Ежкой или Бабайкой. Опять же, вы останетесь хорошей и доброй, а наказывать вроде как будет третье лицо. Но невинный метод может породить в ребенке страхи, перерастающие в неврозы. От которых потом довольно сложно избавиться. Поэтому наблюдайте за малышом, каким образом он будет реагировать на ваши угрозы о приходе Кощея Бессмертного или Бабы Яги – доводить дело до истерики у ребенка явно не стоит. Кстати, можно напомнить малышу, что подарки под елкой на Новый год Дедушка Мороз оставляет только послушным детям.

    Вероятно, ни у кого не должен стоять вопрос: наказывать ли детей. Без наказаний и поощрений ребенку будет довольно трудно освоить все правила поведения. Вот только подойти к этому вопросу необходимо со всей серьезностью, учитывая все индивидуальные особенности ребенка.

    Кстати, в Финляндии принято наказывать не провинившегося ребенка, а его любимую игрушку. Дети гораздо тяжелее переживают, когда в угол ставят их плюшевых друзей, и запоминают такие уроки на долгое время.

    Но самый лучший способ научить малыша поступать правильно – это пример его родителей. Именно взрослым стоит поступать так, как они бы хотели, чтобы поступал их карапуз. Но главное – любите своего ребенка, а любовь, как известно, творит чудеса.

    Одни мамы и папы применяют физическое воздействие, другие подолгу игнорируют своих отпрысков или ставят их в угол, третьи лишают обещанных привилегий, четвёртые вообще оставляют серьёзные проступки без последствий.

    Где находятся пределы допустимого воздействия и за какие провинности необходимо наказывать детей? Многие психологи убеждены, что воспитывать ребёнка без наказаний невозможно, однако они должны учитывать его возраст и тяжесть проступка.

    Специалисты советуют помнить важные правила воспитания детей, которые следует принимать во внимание при выборе наиболее эффективного и щадящего метода дисциплинарного воздействия.

    Оправданно ли наказание детей?

    Ребёнка, которого мамы и папы избивают за любую провинность, постоянно угрожают отдать Бабайке или страшному волку, на несколько часов оставляют в углу или тёмной комнате, часто и подолгу бойкотируют, можно, без сомнения, назвать несчастным.

    Подобные методы воспитания в дальнейшем наверняка аукнутся понижением самооценки, чувством недоверия к окружающему миру, недолюбленностью.

    Можно сказать, что подобные дисциплинарные методы, применяемые некоторыми родителями, нельзя отнести к воспитанию, по сути это обычная жестокость.

    Однако и абсолютная вседозволенность – тоже не лучший вариант. Если у подростка или ребёнка помладше возникнет убеждённость, что ему всё дозволено и ничего ему за это не будет, то не произойдёт разграничение поступков на плохие и хорошие.

    Очень частый вопрос родителей звучит следующим образом: как вести себя, если . Этой теме посвящена отдельная статья детского психолога.

    Выходит, что наказание всё же необходимо, однако это понимание не уберегает родителей от ошибок. Почему-то подросшие дети начинают припоминать, как на них кричали при всех, шлёпнули незаслуженно ремнём или поставили в угол «просто так».

    Наказание должно быть эффективным — важно, чтобы поведение подростка изменилось в лучшую сторону и он понял, что поступать так совершенно непозволительно.

    К сожалению, большинство детей не совершают что-то не потому, что понимают тщетность или недальновидность своего поступка, а оттого, что боятся поимки и соответствующего наказания.

    У адекватного наказания, согласно мнению психологов, имеется несколько важных задач, среди них:

    • исправление опасного либо нежелательного детского поведения;
    • контроль над определёнными прежде границами дозволенного;
    • поддержка родительского авторитета;
    • возмещение причинённого ребёнком ущерба;
    • предотвращение нежелательных поступков в будущем.

    Таким образом, большинство экспертов склоняется, что наказывать всё же необходимо. Осталось только понять, с какого возраста это делать, за что и как «карать», и каким образом продемонстрировать ребёнку, что родители его по-прежнему любят.

    Как свидетельствует возрастная психология, малыши младше двух лет не могут улавливать связь между своим неправильным поведением и дисциплинарными мерами со стороны родителей.

    К примеру, японские родители вообще не наказывают детей до трёхлетнего возраста. До этого периода крохам разрешается буквально всё. Но после исполнения 3 лет жизнь ребёнка строго регламентируется, в том числе вводятся и наказания за проступки.

    Несмотря на возрастные особенности, уже в жизни младенцев должны появляться строгие и чёткие запреты, которые, однако, не следует подкреплять телесными наказаниями. Например, ребёнку нельзя бить маму или совать пальчики в розетку.

    Детей одного — двух лет также не стоит наказывать. В этом возрасте родителям лучше применять простое отвлечение, переводя внимание ребёнка на другой предмет или явление. Также следует объяснять нежелательность того или иного поведения, интонационно выделяя слова «нет» и «нельзя».

    Чтобы «возмездие» оказало положительный эффект, нужно, вне зависимости от возраста ребёнка, соблюдать некоторые правила:

    1. Соблюдайте последовательность . Наказание должно следовать за одни и те же поступки. Также не следует игнорировать детское непослушание, даже если вам некогда или вы не знаете, как вести себя в этом случае.
    2. Учитывайте тяжесть проступка . Небольшое баловство или впервые совершённый проступок должны заслуживать только предупреждения. За плохое поведение (злостное или умышленное) должна последовать серьёзная реакция.
    3. Ограничивайте длительность наказания . Всегда сообщайте продолжительность дисциплинарной меры, иначе ребёнок вскоре потеряет взаимосвязь между нарушением и ограничением, которое длится целый месяц.
    4. Действуйте спокойно . Прежде всего необходимо успокоиться, а уже затем подходить к выбору наказания. В ином случае возможно применение неадекватных мер.
    5. Согласуйте решение с супругом . Для исключения манипуляций нужно согласовывать все правила, ограничения и наказания с мужем или женой.
    6. Демонстрируйте позитивный пример . Чтобы ребёнок вёл себя правильно, нужно показывать образцы желаемого поведения. Вежливость, честность приветствуются.
    7. Учитывайте особенности ребёнка . Например, меланхолика нужно наказывать менее строго (или по-другому), чем сангвиника. Также следует учитывать и возраст нарушителя.
    8. Наказывайте ребёнка наедине . Это хвалить нужно прилюдно, а вот наказание должно касаться только вас и ребёнка. Подобная уединённость нужна, чтобы не травмировать детскую самооценку.
    9. Разработайте ритуал примирения . Полезно будет выработать особый обряд, который ознаменует окончание наказания. К примеру, можно читать стихотворение, сплетать мизинцы. Последний вариант, кстати, даже полезен для здоровья.

    Ещё одна важная и актуальная информация, которая объясняет то, почему . Это нужно знать всем родителям!

    Наказание – только небольшая и не самая значимая часть воспитания детей. Необходимо обязательно вознаграждать ребёнка за хорошие поступки, поощряя тем самым такие черты характера, как доброта, вежливость, трудолюбие.

    Конструктивные методы наказания ребёнка

    Итак, основные правила применения дисциплинарных мер воздействия известны. Теперь осталось разобраться, как правильно наказывать ребенка и какие лояльные методы наказания можно включить в свой родительский арсенал.

    1. Лишение привилегий . Этот метод особенно подходит для подростка. В качестве наказания можно использовать ограничение доступа к компьютеру или телевизору.
    2. Исправление совершённого . Если ребёнок намеренно разрисовал столешницу фломастером, вручите ему тряпку и моющее средство – пусть исправляет свой проступок.
    3. Тайм-аут . Маленького «хулигана» отсаживают в отдельное помещение на несколько минут (одна минутка на каждый год). В комнате не должно быть игрушек, ноутбука, мультиков.
    4. Извинение . Если ваше чадо кого-либо обидело, нужно заставить его извиниться и по возможности исправить ситуацию. Например, нарисовать рисунок вместо разорванной картинки.
    5. Игнорирование . Подойдёт больше для маленьких детей, однако слишком часто применять этот метод нельзя. Откажитесь от общения с вредничающим ребёнком, выйдите из комнаты.
    6. Получение негативного опыта . В некоторых ситуациях нужно разрешить ребёнку сделать то, чего он хочет. Естественно, нужно следить, чтобы ребёнок не навредил себе.
    7. Ограничение общения с ровесниками . В случае серьёзного проступка стоит на короткий срок ввести «комендантский час», ограничив общение ребёнка с приятелями.
    8. Наделение обязанностями . В ответ на проступок родители назначают ему «общественные работы». Это может быть внеочередное мытьё посуды, уборка в гостиной и т.д.

    Не стоит забывать и об ещё одном эффективном методе – порицание и осуждение. С учётом возраста и тяжести проступка родители рассказывают о том, почему детское поведение неправильно и какие неприятные чувства оно вызвало.

    Знание, как правильно наказывать ребёнка, действительно важно. Однако необходимо понимать, что в вопросах выбора дисциплинарных мер существуют и определённые табу.

    Неправильное поведение взрослых может привести к протестам, трудностям в учёбе, замкнутости и нежелании детей общаться с собственными родителями. Обиды могут перейти и в будущее.

    Каких же крайностей стоит избегать при назначении наказаний? Специалисты советуют отказаться от нескольких перегибов:

    1. Унижение . Выбранная дисциплинарная мера никоим образом не должна унижать достоинство ребёнка. То есть нельзя говорить, что он дурак, бестолочь и пр.
    2. Вред здоровью . Речь идёт не только о порке, но и о таких жестоких методах воспитания, как приседание, обливание холодной водой, принуждение к голоданию. Нельзя также ставить детей на коленки в угол.
    3. Одновременное наказание за несколько ошибок . Правильный принцип: одно «прегрешение» – одно наказание. Лучше всего наказать за самый тяжкий проступок.
    4. Публичное наказание . Как уже было отмечено, наказание на публике наносит психологическую травму подростку или вредит его репутации в детском коллективе.
    5. Необоснованный отказ от наказания . Будьте последовательны: если уж решили принять меры, выполняйте обещание. Иначе вы рискуете потерять авторитет.
    6. Отсроченное наказание . Нельзя заставлять ребёнка ждать, мучиться из-за ожидания неминуемой «кары», представлять, что его ждёт. Это своеобразное моральное издевательство над детьми.

    Помимо этого, нельзя применять ограничения и наказания в качестве мести или превентивной меры. Важно подходить к этому процессу крайне взвешенно и продуманно. Ведь главная задача – улучшить поведение ребёнка, а не испортить с ним отношения.

    Вероятно, ни один вопрос родительских методов воспитания не вызывает такого бурного обсуждения, как телесное воздействие на ребёнка. Многие специалисты выступают категорически против такой дисциплинарной меры, однако некоторые родители её всё равно применяют.

    Обычно матери и отцы в качестве оправдания приводят следующий аргумент: «Меня же родители лупили, и ничего – вырос не хуже остальных».

    Дополнительно приходят на ум многочисленные русские поговорки и пословицы, которые одобряют порку. Мол, бей дитя, пока оно поперёк лавки помещается…

    Однако противники физических наказаний приводят другие доводы, выглядящие, пожалуй, более «железобетонными». Помимо того, что наказание ребенка ремнём – это больно и обидно, следует помнить и о вероятных результатах подобного метода воспитания.

    Так, следствием использования телесного воздействия может быть:

    • нанесение травмы ребёнку (из-за чрезмерного применения силы);
    • психологические травмы (страхи, пониженная самооценка, социофобия и т.д.);
    • агрессивность;
    • стремление бунтовать по любому поводу;
    • стремление отомстить;
    • испорченные детско-родительские отношения.

    Таким образом, отцовский ремень – не лучший способ воспитания детей. Жестокость обязательно даст о себе знать, пусть даже проблемы проявятся не сейчас, а в отдалённой перспективе.

    Более подробно о том, и к каким плачевным последствиям может привести родительская жестокость, читайте в статье детского психолога.

    Многие специалисты убеждены, что стоит разграничивать жестокость и лёгкое физическое воздействие на ребёнка с целью прекратить нежелательное поведение.

    В качестве примера можно привести такую ситуацию, когда испуганная мать в сердцах шлёпает своего маленького ребёнка, выбежавшего на оживлённую дорогу и едва не попавшего под колёса транспортного средства. Считается, что такое телесное воздействие не унижает детей, а привлекает внимание.

    В качестве вывода

    Наказание – метод неоднозначный, поэтому мнений и суждений о возможности и желательности его применения существует множество. Следует подвести краткие итоги вышесказанного и озвучить самые важные и полезные мысли.

    1. Идеального ребёнка не существует. Малыш – это личность, у которой есть желания, не всегда совпадающие с требованиями родителей. Результатом этого противоречия и является наказание.
    2. Детей младше 2 — 3 лет не имеет смысла наказывать, поскольку они ещё не понимают взаимосвязь между своим поступком и родительским воздействием.
    3. Важно учитывать возможные причины непослушания, иногда знание мотивов приводит к отказу от применения наказания.
    4. Нельзя наказывать детей за стремление познать окружающий мир, за желание помочь или неосторожные поступки. А вот злонамеренные действия должны быть наказаны.
    5. Все вопросы, касающиеся мер дисциплинарного воздействия, нужно согласовать со всеми членами семьи.
    6. Лучше использовать конструктивные методы воздействия на ребёнка, которые должны помочь исправить детское поведение.
    7. Следует отказаться от физических наказаний (по возможности), угроз, оскорбительных действий. Осуждать нужно проступок, а не личность ребёнка.

    Вопрос, как наказать ребенка за непослушание или серьёзный проступок, должен решать самостоятельно каждый родитель. Самое важное в такой ситуации – выбрать максимально конструктивный метод, который поможет изменить детское поведение.

    Однако перегибать с дисциплинарными мерами не следует Лучше всего объяснять ребёнку без криков и наказаний, почему его поведение неправильно и как нужно вести себя в той или иной ситуации. Родительский совет, произнесённый с уважением, обязательно будет услышан детьми.

    Наказывать ли ребенка?



    Воспитывая ребенка, многие родители задумываются о том, можно ли его наказывать. И это правильно, ведь наказание играет очень большую роль в становлении будущей личности.

    Наказывать, несомненно, нужно, и причина такого решения объективна: маленький ребенок познает мир, он еще не понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. Грамотное наказание - это способ показать ребенку, в чем он не прав и как поступать не стоит. Вопрос в том, что понимать под таким наказанием.

    Как нельзя наказывать ребенка

    Нельзя использовать три варианта наказания:

    • Физическое наказание - времена, когда "меня в детстве пороли ремнем, и ничего, нормальным человеком вырос" давно прошли. В любом случае, это просто само по себе недопустимо и жестоко;
    • Наказание громким криком и руганью - так вы только запугаете ребенка, особенно если он очень маленький: он ничего не поймет и не запомнит, кроме вашего гнева;
    • Оскорбление, особенно прилюдно - такое наказание ломает самооценку ребенка, это сильный удар по психике, ведь в такой момент он ощущает себя очень плохим, ничего не стоящим человеком. Помните, что дети очень впечатлительны.

    Маленький ребенок принимает на веру все слова родителей о себе - по сути, самых близких и любящих его людей. Он не может, как взрослый опытный человек, распознать вашу неправоту, понять, что какие-то слова сказаны сгоряча, необдуманно, что причина ваших криков - плохое настроение и т. д. Более того, это отложится у него в подсознании, а потом будет влиять на него в течение всей жизни. В детстве родители закладывают фундамент личности ребенка. Любое слово, любой их поступок по отношение к ребенку, особенно до пятилетнего возраста, имеет очень большое значение. Вот почему многие комплексы взрослого человека родом из детства.

    Если часто и много наказывать ребенка неправильно, из него вырастет человек с нездоровой психикой, например, забитая, с низкой самооценкой девушка или жестокий по отношению к другим парень.

    Как можно наказывать ребенка

    Теперь рассмотрим, какие меры можно предпринять для наказания ребенка. Для начала нужно разобраться, виноват ли ваш ребенок, особенно если ссора произошла в компании детей. Если виноват ваш ребенок, нужно на понятном языке объяснить ему, в чем его вина. Разговаривайте с ребенком строго, но не повышайте голос. Объясните, что он сделал не так и почему. Поставьте ребенка на место того, кого он обидел. Убедитесь в том, что он вас услышал и понял.