Нужно объяснить малышу. Не забывайте о правилах поведения

Каждый родитель несет ответственность за своего ребенка.Не все можно предусмотреть заранее, но вести воспитательные беседы на разные темы с ребенком следует обязательно, тем самым, предупреждая неприятности и обучая ребёнка.

"Береги честь смолоду" – гласит народная пословица

Эта пословица для ребенка, прежде всего, о его честности. Насколько ребенок честен с вами? Ровно на столько, на сколько Вы смогли выстроить с ним доверительные отношения. Да, ребенок начинает врать в первую очередь дома своим родителям, потому, что им не доверяет или боится сказать правду. Знает, что его никто не постарается понять, простить, принять таким, каким он есть - его просто накажут.

Прежде чем говорить с ребенком о честности, следует подумать о своей реакции на проступки ребенка. Если ваша реакция всегда шумно-активная, агрессивная, в осуждающем ключе, то вести беседы о честности с ребенком и не следует заводить. Детское вранье само не рассосется, оно имеет обыкновение прогрессировать и принимать патологические свойства. А вырастить вечно врущего человека никто никогда не желает.

Не кричите на ребенка, даже если он тысячу раз не прав, завоевывайте его доверие и авторитет.

Доверительные отношения с ребенком – это труд взрослого родителя. Прежде всего, следует искоренить страх ребенка перед родителями за свои проступки. Проступки следует обсуждать, вместе делать выводы и исправлять последствия. Беседа с ребенком ведется, исходя из опыта и объема знаний ребёнка, учитывая его мнение.

Взрослые знают, что ошибаются все, и знают, как ошибки можно исправить. Ребенок должен получить урок исправления ошибки, сделать поучительный вывод из ситуации. Когда ребенок сможет доверять родителям, с ним возможны беседы о чести, достоинстве и неправде. Обратите внимание на то, что ребенок иногда просто фантазирует и поговорите об этом тоже.

Есть такая мудрая пословица – «Повинную голову меч не сечет», она, конечно, предназначена для родителей. Пришел ребенок к вам, признался – будьте добры, примите его смелый шаг, как благородный поступок. Отнеситесь к такому признанию как к признаку доверительных отношений со своим ребенком. Как к заслуге вашего воспитания. Спокойно прореагируйте, похвалите за признание и решайте вместе, как исправить ситуацию. Обсудите варианты дальнейших действий, как можно было бы избежать подобных неудобных ситуаций.

Объясните своему любимому ребенку:

Честному человеку жить легче, у него нет страха разоблачения.

Честному человеку всегда доверяют и его уважают.

Честный человек – это порядочный человек.

Ложь всегда обнаруживается и чаще в самые неприятные моменты.

Ложь – причина неуважения и недоверия к человеку.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31 г. Лениногорска»

муниципального образования « Лениногорский муниципальный район»

Республики Татарстан

Конспект совместной деятельности с детьми направлено на формирование представлений воспитанников о правилах поведения, принятых в обществе, о таких понятиях, как «честность», «совесть», «порядочность» и противоположных им понятий «обман», «корысть».

Тема: Поговорим о честности .

ВВоспитатель:

г. Лениногорск 2017г.

Тема: Поговорим о честности.

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.

Интеграция образовательных областей: Познание, социализация, коммуникация.

Цель: Закрепить понятия: добро, честность, отзывчивость, бескорыстие. Формировать понятия «хорошо – плохо», что такое ложь. Коррекция связной речи, развитие слухового внимания, фонематических процессов, формировать умение самостоятельно строить свои высказывания, фразу, согласовывая слова в предложении. Воспитывать желания быть добрым, честным, отзывчивым, бескорыстным человеко

Задачи:

Формировать представления о правдивости (нельзя обманывать, брать чужие вещи);

Способствовать развитию связной речи, активизации словаря посредством инсценировок;

Способствовать формированию знаний о современном этикете, воспитанию культуры поведения в отношениях с разными людьми.

Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявление у детей любознательности, знание детьми правил этикета и культуры поведения в обществе, умение работать в коллективе.

Предварительная работа.

1. Чтение-обсуждение рассказа: Л. Толстой «Косточка»

2. Беседы: «Честность», «Правдивость».

4. Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций.

Материалы и оборудование: Учебно-методический комплект

для специалистов дошкольного образования и родителей: «Пословицы и поговорки (стр. 8), чтение корейской сказки «Честный мальчик», (стр. 10) и организации бесед с детьми из рабочей тетради по формированию антикоррупционного мировоззрения детей старшего дошкольного возраста задание № 5 « Честный мальчик», плоскостное изображение сердца; разноцветные квадратики по количеству детей, клей, плакат с изображением солнца.

Ход

1. Ритуал приветствия «Доброе утро». Предложить детям встать в круг, взяться за руки и вместе сказать: «Доброе утро!» шепотом, обычным голосом, прокричать.

2. Беседа «Честность»

Что такое честность? Трудно ли быть честным? Что вы испытываете, когда вас обманывают? Приходилось ли вам обманывать? Что вы при этом чувствовали?

3. Послушайте пожалуйста пословицы и поговорки о честности.

    Честное здравствование сердцу на радость.

    Честных почитай, а гордых презирай.

    Честное дело не таится.

    Честный спит крепче.

    Не в силе честность, а в правде.

    Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.

    Честность всего дороже.

    Где правда, там и счастье.

    Раз солгал – навек лгуном стал.

    Соврешь не помрешь – да впредь не поверят.

    У лжи короткие ножки.

    Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

    Жизнь дана на добрые дела.

    Честные глаза вбок не глядят.

4. Игра «Сердечко честности». Дети встают в круг и получают от воспитателя по одному цветному квадратику. Педагог дает одному из детей вырезанное «сердечко честности», разделенное на клеточки по количеству детей. Получивший сердечко, рассказывает о своем честном поступке, а затем наклеивает цветной квадратик в клеточку. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе «рождается сердечко честности»

Ребята, какое качество человека противоположно честности? (Обман, ложь)

Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла с мальчиком.

5. Зачитывание детям сказки « Честный мальчик».

Вопросы и задания к сказке:

- Что произошло бы, если бы мальчик сказал старику, что

золотой или серебряный топоры принадлежат ему?

- Кем был старик из озера, и почему он решил испытать

мальчика на честность?

- Были ли в вашей жизни случаи, когда честность помогала

вам в трудную минуту?

- Какой волшебный совет вы дали бы человеку, который

хочет стать честным? Например: когда хочется кого-то обмануть,

надо вспоминать глаза своих друзей; каждое утро надо смотреть на

себя в зеркало и говорить самому себе правду и т.д.

56 А теперь я вам предлагаю поработать на листочках, соединив ли-

нией изображение мальчика с правильным, по вашему мнению.

6. Беседа с детьми по итогам выполнения задания.

Итог.

Воспитатель показывает детям «Солнышко правдивости» без лучиков, вешает его на доску и обращается к детям, что если им захочется кого-нибудь обмануть они должны вспомнить о солнышке и стараться поступить честно. Затем вместо обмана нарисовать солнышку лучик.

В конце недели можно посчитать по солнечным лучикам, сколько раз Солнышко правдивости помогло детям быть честны ми.

Если поинтересоваться у мам и пап, стараются ли они воспитать в своих детях честность, все, не задумавшись ни на минуту, ответят: «Да, конечно». Правдивость входит в перечень качеств, которые родители с ранних лет стремятся привить подрастающему поколению.

Но тогда почему малыши так часто лгут? У кого они учатся этому? Сегодня мы попробуем в этом разобраться и заодно узнаем, как вырастить честного ребенка.

Воспитание честного человека является довольно непростой, но важной задачей. Взрослые не всегда понимают, как следует реагировать на детский обман, да и дисциплинарные меры воздействия почему-то не решают проблему.

Для того чтобы заручиться доверием ребенка, родителям необходимо на собственном примере помочь ему осознать, что такое правдивость.

Детская честность и ложь – особенности возраста

По мнению психологов, малыши начинают лгать взрослым примерно к трем годам. В это время у детей проявляется так называемый кризис трехлетнего возраста и начинает проявляться самостоятельност ь.

Однако родители по-своему понимают детскую независимость, путая ее с ответственностью, и торопятся наделить ребенка различными поручениями и обязанностями.

Для деток же самостоятельност ь означает совсем другое – возможность решать и делать все самим. Поэтому они пытаются управлять мамой и папой, иногда с помощью обмана.

К старшему дошкольному возрасту (пять-шесть лет) детки уже понимают, как важно быть честными, и все же часто привирают. В этом возрасте многие малыши обладают хорошо развитым воображением, вот почему на участившиеся запреты родителей отвечают вымыслом.

К восьми-девяти годам ребенок уже отлично видит, где проходит граница между фантазией и неправдой. Кроме того, он полностью осознает, как важно быть честным человеком и что лгать плохо. Главная причина нечестности в этом возрасте – боязнь наказаний и недоверие к взрослым.

Родители, столкнувшись с очередной ложью, считают, что сделали все возможное, чтобы воспитать в малыше искренность. Но так ли это на самом деле?

Практические шаги по воспитанию честного ребенка

Специалисты советуют направить все свои усилия не на исправление пороков, а на не допущение их возникновения. Предлагаем несколько рекомендаций, которые помогут воспитанию честности у детей.

1. Не навешивайте ярлыков

Ни в коем случае не стоит называть малыша обманщиком, вруном или лжецом.

Подобная недальновидность может привести к тому, что дети со временем начнут соответствовать этому определению. Для родителей лучшим выходом станет беседа с ребенком.

Скажите, что вам не нравится обман, то есть поведение малыша, а не он сам. Твердо, но спокойно объясните: «Я не уверена, что твои слова правдивы. Мне тоже иногда бывает страшно говорить правду о том, что я сделала. Поэтому я тебя понимаю, но жду честности с твоей стороны».

2. Не провоцируйте детскую ложь

Это правило означает, что не стоит задавать вопросов, которые повлекут вранье и неправду. Например, это могут быть такие вопросы-ловушки, как:

  • «ты уже сделал уборку в своей комнате?» – это создает малышу повод для обмана. Лучше скажите: «Я вижу, ты еще не убирался в детской». В этом случае вам не придется поощрять ребенка выкручиваться и придумать оправдание;
  • «ты сейчас говоришь правду?» – на подобный вопрос даже взрослые ответят положительно, чего уж говорить про детей. Попробуйте начинать разговор с других слов: «У меня такое чувство, что ты о чем-то умалчиваешь. Не бойся, ведь тебе за правду ничего не грозит».

3. Узнайте, почему дети обманывают

Причин детской лжи множество. Это может быть:

  • страх перед наказанием;
  • з авышенные родительские требования;
  • развитое воображение;
  • желание победить любой ценой.

Если малыш жульничает во время игр, а после категорически отрицает обман, не стоит читать ему нотации. Сначала следует подтолкнуть его признаться: «Я знаю, что ты очень хотел бы победить». Затем расскажите, как можно честно выигрывать, а также побеседуйте о важности честного поведения и соблюдения игровых правил.

4. Хвалите за правду

Всякий раз, когда ваш отпрыск честен с вами, обязательно хвалите его. Малыш почувствует гордость, если услышит от родителей фразу: «Ты молодец, что говоришь правду. Я рада, что ты так себя ведешь».

Постарайтесь объяснить, что поступать хорошо и порядочно нужно потому, что это правильно, а не из-за желания получить награду. Поэтому не стоит материально поощрять детей за честность – это приведет к обратному эффекту.

5. Не забывайте о правилах поведения

Безусловно, ваше желание воспитать честного человека похвально, однако стоит объяснить, что есть такие слова (пусть и правдивые), которые способны обидеть других людей. Поэтому просите малыша благодарить за проявленное внимание, даже если подарок, который подарила бабушка или тетя на день рождения, ему не пришелся по душе.

6. Популяризуйте честность

Читайте детям сказки, смотрите вместе мультики, слушайте аудиорассказы, в которых обман и лгуны показаны только с негативной стороны, а истина всегда побеждает неправду.

Перед тем как поставить новый мультфильм, просмотрите его и задумайтесь, что он может дать вашему ребенку. К сожалению, многие родители недооценивают влияние подобной видео- и аудиопродукции на формирование личности подрастающего поколения.

7. Введите единые требования

Психологи отмечают, что самые искушенные манипуляторы воспитываются в тех семьях, где родители не умеют договориться о соблюдении единых правил.

Малыш уже в четыре годика прекрасно понимает, что нужно сказать маме или бабушке, если не получилось договориться со строгим папой. Единые требования и безусловность их выполнения помогут предотвратить нежелательное детское поведение.

Вы рискуете воспитать отпетого лжеца, если самое популярное слово в вашем родительском словаре «нельзя». Малыш начнет защищаться от запретов, придумывая все новые объяснения: «Мне бабуля разрешила взять конфеты» (хотя бабушка ничего подобного не говорила).

Постарайтесь уменьшить число запретов, оставьте лишь те, которые связаны с безопасностью и соблюдением распорядка дня. Ребенок, почувствовав себя более свободным, правда, внутри рамок, научится быть ответственным. Следовательно, ему не придется вас обманывать.

9. Подавайте положительный пример

Лучший способ воспитать честного человека – быть самому искренним по отношению к ребенку.

Подумайте, как воспримет малыш ситуацию, когда вы ссылаетесь на болезнь, чтобы не идти в гости, называете меньший возраст крохи, чтобы сэкономить на билет в парк развлечений. Не удивляйтесь, если детская честность также будет относительной.

Если все же ребенок стал свидетелем вашей лжи, не стесняйтесь признаться, что совершили ошибку, обманув кого-то. Объясните, что подобные ситуации случаются в жизни с каждым, но следует их избегать и быть честным с другими людьми.

Думаете, как вырастить из малыша честного человека? Все не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Будьте образцом для детей, старайтесь находить правдивые ответы, конечно, учитывая возраст ребенка. Не ругайте за честные признания, и тогда детям не придется вам лгать.

Другая информация по теме


  • Ночной сон грудных детей и детей постарше

  • Когда ребенок начинает сидеть? Основные стадии развития этого умения

  • Маленький драчун или что делать, когда ребёнок дерётся

Надежда Куманеева

Тема: Поговорим о честности.

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, художественно-театральная.

Интеграция образовательных областей: Познание, социализация, коммуникация, музыка.

Цель: Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками через театрализованную деятельность.

Задачи:

Формировать представления о правдивости (нельзя обманывать, брать чужие вещи);

Способствовать развитию связной речи, активизации словаря посредством инсценировок;

Способствовать формированию знаний о современном этикете, воспитанию культуры поведения в отношениях с разными людьми.

Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявление у детей любознательности, знание детьми правил этикета и культуры поведения в обществе, умение работать в коллективе.

Предварительная работа.

1. Чтение-обсуждение рассказов: В. Драгунский «Тайное становится явным», Л. Успенская, М успенский «Это я виноват», В. Сухомлинский «Как мальчики мед съели», Л. Толстой «Косточка», корейская сказка «Честный мальчик».

2. Беседы: «Честность», «Правдивость».

3. Заучивание и толкование пословиц:

Где правда, там и счастье.

Раз солгал – навек лгуном стал.

Соврешь не помрешь – да впредь не поверят.

У лжи короткие ножки.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Жизнь дана на добрые дела.

4. Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций.

Материалы и оборудование: Костюмы и декорации для инсценировки «Сказки про зайца» (стр. 120, Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. - М. :ТЦ Сфера, 2009, плоскостное изображение сердца; разноцветные квадратики по количеству детей, клей, музыкальное сопровождение.

1. Ритуал приветствия «Доброе утро». Предложить детям встать в круг, взяться за руки и вместе сказать: «Доброе утро!» шепотом, обычным голосом, прокричать.

2. Беседа «Честность»

Что такое честность? Трудно ли быть честным? Что вы испытываете, когда вас обманывают? Приходилось ли вам обманывать? Что вы при этом чувствовали? Какие пословицы вы знаете о честности?

3. Игра «Сердечко честности». Дети встают в круг и получают от воспитателя по одному цветному квадратику. Педагог дает одному из детей вырезанное «сердечко честности», разделенное на клеточки по количеству детей. Получивший сердечко, рассказывает о своем честном поступке, а затем наклеивает цветной квадратик в клеточку. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе «рождается сердечко честности»





Ребята, какое качество человека противоположно честности? (Обман, ложь)

Я предлагаю вам посмотреть историю, которая произошла с зайцем.

4. Инсценировка «Сказки про зайца»






Беседа после инсценировки:

Ребята, кто из героев сказки вам больше понравился, почему?

Кто в этой сказке поступил не честно?

Как лиса и медведь догадались, что заяц их обманул?

Почему заяц не понравился?

5. Педагог предлагает детям выражением лица показать: боль (когда заяц притворялся, что ему больно, веселье, испуг зайца (когда лиса предложила его вылечить).

Итог.

Воспитатель показывает детям «Солнышко правдивости» без лучиков, вешает его на доску и обращается к детям, что если им захочется кого-нибудь обмануть они должны вспомнить о солнышке и стараться поступить честно. Затем вместо обмана нарисовать солнышку лучик.


ЧЕСТНОСТЬ И ПРАВДИВОСТЬ

занятие с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Цель: дать представление детям о чести, честности; вызвать желание быть честными и правдивыми, противостоять лжи.

Задачи: 1) разучить пословицы о правде, объяснить их смысл; 2) продолжать развивать фразовую речь детей.

Словарь: правда, правдивость, честность, ложь, обман.

Оборудование: кукла, верёвка, иллюстрации жестов, деревья «добра» и «зла».

Предварительная работа:1.Разучивание инсценировки « Обезьянки.».2. Чтение рассказов В. Осеевой « Что легче?», В. Драгунского « Тайное всегда становится явным», Н. Носова « Фантазёры», быль Л. Толстого « Лгун». 3. Дидактическая игра «Оцени поступок)

ХОД ЗАНЯТИЯ

        1. Интеллектуальная разминка:

        1 Назови времена года. 2.Какое время года идет после весны (лета, осени, зимы)? 3.Какое время года было перед летом (зимой, весной, осенью)? 4. Назови летние месяцы (зимние, весенние, осенние).

            2. Дидактическое упражнение « Назови противоположное слово.»: Хороший-(плохой), злой -(добрый), весёлый - (грустный), честный- (лживый).

        Воспитатель: Ребята, кто может сказать, что такое правда, а что такое ложь?

            Ответы детей.

            3. Инсценировка « Обезьянки.»

            На полянке прыгают, резвятся, играют три обезьянки. Но вот им стало скучно и они решили подшутить над своим папой:решили сделать вид, что увидели крокодила и очень испугались. Стали кричать, звать на помощь. Услышал их крики папа и бросился их спасать. Но когда он прибежал на полянку, дети-обезьянки расхохотались- папа был такой смешной! Ничего не сказал им папа, покачал головой и убежал в лес. Но обезьянкам не было стыдно. Наоборот. Прошло немного времени, и они опять начали кричать испуганными голосами: « Крокодил! Крокодил! Спасите! Спасите!». И опять прибежал их папа, ведь он так любил своих детей и не мог допустить, чтобы с ними случилась беда. Стремительно появившись на поляне, он увидел только весело хохочущих обезьянок, никакого крокодила не было и в помине. Рассердился папа, погрозил грозно кулаком и ушёл.

            Обезьянки так громко хохотали и кричали, что разбудили крокодила, который дремал в реке неподалёку. Услышав шум, крокодил тихо выполз на берег и направился прямо к обезьянкам. Вот тут-то по- настоящему испугались обезьянки и стали звать на помощь. Папа услышал их голоса, но подумал, что они опять шутят, и никуда не пошёл. Что же произошло дальше?

            Ответы детей .

            Воспитатель: Вот видите, к чему может привести ложь? Как в народе говорят- « Раз солгал- навек лгуном стал». Обезьянки сами себя наказали, не надо было обманывать, не случилась бы беда. Ребята, хотите узнать, что может быть с теми, кто говорит неправду, лжёт? Я предлагаю игру « Паутина». Главный герой - кукла. Каждый из вас будет говорить от её имени и передавать другому. Всякий раз, когда кукла солжёт, мы будем обматывать её паутиной (верёвкой). Например, « Я сегодня перепрыгнул через пятиэтажный дом...».

            Проводится игра. В конце игры кукла оказывается замотанной верёвкой.

Воспитатель: Когда человек часто говорит неправду, ложь опутывает его так, как верёвка опутала нашу куклу. Человек становится неспокойным, ему тяжело жить. Как вы думаете, ребята, что нужно сделать такому человеку, чтобы освободиться от пут?

Ответы детей:

В конце ответов воспитатель подводит итог: чтобы освободиться, человек должен попросить прощения у того, кому он солгал, сказать правду. Нужно это сделать как можно скорее.

4, Разучивание пословиц о правде

Воспитатель последовательно называет пословицы и предлагает детям объяснить, как они понимают их содержание. При необходимости воспитатель уточняет и добавляет высказывания детей.

      С правдой весь свет пройдёшь.

      Правда и истина не умирают.

      Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

      В правде сила.

      Когда у вруна загорелся дом, никто не поверил

      Победишь не силой, а правдой.

          5.Физкуль тминутка

    • Руки к солнцу подставляйте, с солнцем в прятки поиграйте.

      Солнце светит нам с утра! Раз, два! Раз,два!

      К солнцу тянется трава. Раз, два! Раз, два!

      Раз, два, три, четыре! Пусть сияет солнце в мире!

6, Дидактическая игра « Сад.»

Воспитатель: Ребята, мы попали с вами в сад, в котором растут два дерева: одно радует глаз зелёной листвой, а другое пугает чёрными, корявыми ветвями.Посмотрите, под деревьями лежат листья с написанными словами. Надо прочитать слова и развесить листья на деревья. Помогите мне это сделать.

Дети читают: ложь, истина, правда, добро, зло, честность, обман, клевета, правдивость. Получилось два дерева с набором слов.

Воспитатель: Как бы вы назвали эти деревья? Под каким деревом вам хотелось бы отдохнуть? За каким деревом вам хотелось бы ухаживать.

Ответы детей.

…........7, Решение проблемных ситуаций.

Ситуация 1. По улице шел мальчик, и у него из кармана выпал фонарик. Вы шли сзади и увидели это. Как бы вы поступили?

Ситуация 2. Наташа была одна в комнате. Она убирала со стола и случайно разбила мамину любимую вазу. Ваза упала и разбилась. Что делать? Сознаться? Промолчать? А может сказать, что вазу разбил кот Васька? А как бы поступили вы? Бывали у вас подобные ситуации? Как поступали вы?

Воспитатель: Да, ребята, ложь - это очень плохо. А теперь я задам вам сложный вопрос. А как же понимать такое выражение: « Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»?

Ответы детей.

Сказка - это выдумка, фантазия. То, что происходит в сказке, в жизни никогда не случается. От этой выдумки никому не может быть плохо, больно. Так что сказки нужно придумывать. Я предлагаю провести конкурс на лучшего выдумщика, лучшего сказочника.

Одни дети придумывают невероятные истории,а другие- выбирают самую невероятную и награждают победителя.

        8 Работа в тетрадях.

        Написать слова: правда, ложь, обман, правдивость,честность.

        Итог занятия.