Павел гумеров священник. Подготовка к таинству святого Крещения

Главное правило брака: «Блаженнее давать, нежели принимать»

Здравствуйте, дорогие друзья. Тема, которой посвящена наша сегодняшняя встреча, - решение вступить в брак. Ко мне, как к любому священнику, довольно часто приходят люди, которые хотят создать семью. И это замечательно. Семья - одно из самых прекрасных творений Божиих. «Нехорошо быть человеку одному» (Быт. 2: 18), - говорит Господь. И мы выполняем заповедь Божию, когда хотим создать семью, вступить в брак.

Думаю, каждому человеку, который не хочет принять монашество, то есть сугубо послужить Богу в монашеском чине, нужно, конечно, задумываться над созданием семьи. Но довольно часто получается, что люди не могут создать семью, и не всегда это женщины. Известно, что женщины более ориентированы на семью, желание создать семью у них, как правило, сильнее, чем у мужчин, особенно в современном мире, - но женщин у нас в России больше. И как ни странно, не только женщины остаются одинокими, не могут годами найти свое семейное счастье, но и мужчины: ко мне приходили мужчины 30-40 лет, у которых не было видимых каких-то препятствий к созданию семьи. Это были люди, состоявшиеся в жизни, хорошо воспитанные, с очень приятными внешними данными, работающие, получившие хорошее образование… Но они говорили, что не могут никак определиться - не могут найти ту единственную девушку, с которой они бы прошли по жизни. Или как-то у них не получается общение с противоположным полом.

Конечно, причины этому могут быть разные. Мужчина 30-40 лет, казалось бы, имеет все условия, все данные для создания семьи. Но часто бывает причина в самом человеке - причина внутренняя. Человек внутренне не готов к семейной жизни, он неправильно понимает семейную жизнь. Он, может быть, не имел опыта такого, примера своих родителей: был воспитан матерью-одиночкой или его отец не занимался семьей; а может быть, в семье он видел какие-то конфликты, неурядицы, которые сейчас мешают ему сформировать правильное представление о том, как должна выглядеть настоящая семья. Это некая незрелость, о которой говорит митрополит Антоний Сурожский, написавший много замечательных книг о семейной жизни; и хотя сам он не был человеком семейным, но имел очень большой духовнический опыт.

Семья - это в первую очередь служение друг другу

Люди, к сожалению, не очень понимают, что семья - это в первую очередь служение, это желание давать человеку свою любовь: «Блаженнее давать, нежели принимать», как сказано в Деяниях святых апостолов. Это большой труд во имя другого человека - желание сделать его счастливым, а не только получить от него какое-то «простое женское счастье» или «простое мужское счастье».

Само общество, в котором мы живем, многие называют обществом потребления, обществом гедонизма. У нас всё ориентировано на потребление, на развлечение людей, и люди, часто воспитанные в семье неполной, не имеют опыта служения другому человеку: надо, чтобы всё крутилось вокруг них. Главой той семьи, в которой этот человек вырос, был даже не мужчина, даже не жена, а ребенок - он сам, вокруг которого строилась жизнь этой семьи. И такой человек либо ищет женщину, которая так же будет ему служить, а не он ей, либо просто вообще не ориентирован на то, что в браке нужно серьезно трудиться.

Наши беседы, надеюсь, помогут людям найти семейное счастье, найти ответы на какие-то важные для них вопросы, подготовиться к семейной жизни… И эти беседы, конечно, в первую очередь ориентированы на тех людей, которые хотят создать семью, которые еще не создали ее, но и семейным людям будет интересно эти беседы послушать, чтобы разобраться в каких-то важных вопросах, противоречиях, которые они имеют в своей семейной жизни.

Самые близкие люди

Что говорит Священное Писание, Библия о создании семьи? Мы уже вспоминали заповедь: «Нехорошо быть человеку одному». Так что семья - это творение Божие. Как говорил блаженный Августин, «это осколок, остаток рая на земле». Мы знаем, что рай на земле создать невозможно. То, что нам предлагали коммунисты, - это утопия. И такие попытки заканчиваются обычно концлагерем: обязательно появляются люди, которые хотят жить лучше, что-то себе урвать, и они начинают других угнетать. Почему возможно иное в семье? Потому что строится семейная жизнь не на принципах какого-то совместного дела, бизнеса или на угнетении одного человека другим, а на принципах любви. При любви как раз и возможно найти рай и мир в душе, найти рай в отдельно взятом семейном сообществе.

Священное Писание нам также говорит: «Да будут двое в плоть едину… Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (ср.: Мф. 19: 5-6). Человечество было сразу создано как совокупность семей, таких ячеек общества, в которых жизнь людей строится на принципах любви, и в браке они должны стать единой душой и единым телом. Почему апостол Павел в Послании к Ефесянам, которое читается в Таинстве венчания, называет брак тайной: «Тайна сия велика есть» (Еф. 5: 32)? Потому что брак, даже если он не венчанный, но заключающийся по закону, - это всегда тайна. Представьте себе: два человека разного воспитания, из разных совершенно семей (то есть они не должны быть кровными родственниками по определению), мужчина и женщина - изначально два очень разных существа - встречаются и становятся самыми близкими, ближайшими родственниками - такими, что ближе и не бывает! Даже ближе, чем дети и родители, потому что дети и родители - это первая степень родства, а мужчина и женщина в браке, муж и жена - это нулевая степень родства. Ближе и не придумаешь. Даже наши светские, совершенно не церковные законы содержат некие моменты, говорящие о том, что муж и жена - это самые близкие родственники. Это касается, например, наследственных и иных каких-то имущественных моментов. И тайны этой близости современные люди, к сожалению, часто не понимают. Они считают, что если парень с девушкой любят друг друга, этого достаточно, и не нужно каких-то формальностей, начинаем жить вместе, и этой «огромной любви хватит нам двоим с головой», так что вот это и есть брак. Нет, это никакой не брак, и это никакая не семья. Потому что семья - это когда два человека становятся единым целым, ближайшими, самыми близкими, родными друг другу людьми. И друг перед другом, и перед Богом, и перед законом.

Когда брак невозможен

Какие существуют препятствия к заключению брака? Действительно, не каждый человек может создать семью - не в силу тех причин, о которых я говорил вначале, а в силу неспособности к семейной жизни или ее невозможности. Во-первых, это наличие уже существующего брака. Человек, который находится в браке, не может создать новую семью: он не свободен. Закона о многоженстве у нас в России не существует - даже в традиционно исламских регионах у нас многоженство запрещено. Человек может создать семью только с одним человеком.

Правила церковные запрещают браки с иноверными

Есть и правила, касающиеся именно христиан. Многие люди, особенно девушки, хотят создать семью с человеком другой веры - другой христианской конфессии или даже вообще другой религии, например с мусульманином. Есть такая проблема, очень часто встречающаяся. Правила церковные категорически запрещают такие браки. Например, 72-е правило VI Вселенского Собора говорит, что сочетаться браком ни в коем случае нельзя не только с человеком иноверным, а даже человеком инославным, то есть с тем, кто не является православным христианином, исповедует какую-то ересь, но при этом называет себя христианином. До эпохи Петра I в России вообще не венчали, не заключали браки с инославными - с католиками, протестантами и прочими неправославными христианами. При Петре было прорублено «окно в Европу», в Россию хлынул поток иностранцев, которые приехали служить и работать, и появилась проблема смешанных браков. При некоторых условиях было разрешено заключать такие супружеские союзы. Какие же это условия? Супруги должны венчаться только в Православной Церкви и детей воспитывать согласно православной традиции, даже если муж - глава семьи - был, например, лютеранином. И такие браки появились, повторю, только с XVIII века, с петровского времени.

Какие возрастные ограничения налагаются на православных христиан? Те же самые, которые определены законами нашего государства. Если люди достигли брачного возраста, принятого в государстве - их можно венчать. В 1830 году Святейший Синод Русской Православной Церкви принял постановление, согласно которому брачный возраст для мужчины - 18 лет, для девушки - 16 лет. В кавказских регионах был установлен несколько иной возраст.

Родство является препятствием для вступления в брак. Брак категорически запрещен в любой степени прямого родства как по восходящей, так и по нисходящей линии: родители, дети, дедушки, бабушки и проч. Что касается боковых ветвей: братьев, сестер, дядь, теть, племянников, двоюродных, троюродных сродников и проч., - запрет вступать в брак до четвертой степени родства включительно. Если степень родства пятая, то обычно берется благословение епархиального архиерея, и тогда возможно вступление в брак. Но в современном мегаполисе подобные ситуации встречается крайне редко. Учитывать родство приходится чаще в сельской местности, где родственники живут недалеко друг от друга.

О родстве духовном, в которое мы вступаем, когда становимся крестными чьих-то детей… Такое родство также связывает человека, и в некоторых ситуациях браки не разрешаются. Например, мужчина, ставший крестным ребенка женщины, не может с этой женщиной сочетаться браком, если она овдовеет. Здесь нет связи через кровное родство, через брак, но эти люди связаны узами родства духовного.

Недееспособность, вызванная болезнью, тоже является препятствием к заключению брака. Если человек в силу психического заболевания не может совершать какие-то юридические действия (а брак - это не только духовное установление, но и дело государственное), он не может вступать в брак. Также если есть и физическая неспособность к браку, к супружеской жизни. Речь при этом идет не о неспособности к деторождению, потому что деторождение - это не единственная цель брака, а именно о неспособности к супружескому сожительству.

Старше, младше…

Что касается разницы в возрасте между женихом и невестой, то канонами это не обговаривается. Браки, как мы знаем, заключаются между разными возрастными категориями, но я, исходя из своего священнического опыта, считаю, что оптимально - это когда супруги либо ровесники, либо между ними разница не более пяти лет, причем когда мужчина старше на 5 лет. Потому что если женщина старше на 5 лет, это все-таки чревато всевозможными негативными последствиями. Известно, что мужской организм медленнее стареет, репродуктивная функция у мужчины тоже гораздо дольше сохраняется. Когда между мужем и женой разница, например, в 10-15 лет, пока они молоды, это не сильно сказывается: 20 и 35. Но чем дальше, тем больше появляется искушений, и многие люди, духовно не крепкие, да даже и духовно крепкие, на этом могут споткнуться. Поэтому запрета нет, но есть все-таки здравый смысл.

О чем стоит задуматься

Я хотел бы перейти к вопросам, которые наиболее часто задают в связи с этой темой - вступление в брак, создание семьи.

- Что должно быть главным при принятии решения вступить в брак? И нет ли риска подойти слишком рационально к вопросу брака? Ведь если всё заранее рассчитывать, продумывать, то получается, будто мы какой-то товар приобретаем, например, выбираем мобильный телефон, сравнивая параметры, функции, цену, качество…

Естественно, в браке нужно избегать такого подхода. Но вступать в брак просто потому, что нам этот человек понравился, потому что возникла какая-то вспышка чувств, искра между нами пробежала, совершенно не думая о том, отвечает ли этот человек качествам, которые необходимы в семейной жизни, не думая о том, каким он будет отцом, какой она будет матерью для наших детей, - конечно же, нельзя. Особенно для человека, который собирается принять священство, например. У нас в семинарии был такой случай: один юноша собрался вступать в брак с девицей, но одноклассники видели, что девица - совершенно светский человек, не готовый стать женой священника, матушкой, и дружно отговаривали его от этого шага. Он все же женился. И вышло весьма печально, потому что через какое-то время, причем довольно скоро, они расстались. И человек сейчас мучается: он не может жениться второй раз - он принял священный сан, - хотя он и не виноват в том, что брак их распался: жена сама его бросила… И он не стал священником, остался диаконом - и из-за этого, может быть, тоже.

Какие качества мы должны в первую очередь видеть в нашей будущей половинке? Это - готовность, как я уже говорил, к вступлению в брак. Это - семья избранницы/избранника. Нужно обращать внимание, из какой семьи вышел этот человек. Если у него есть какие-то проблемы во взаимоотношениях с родственниками, это может и на нашем браке также сказаться. Об этом мы будем более подробно говорить во второй нашей беседе.

Конечно же, у каждого свои требования, свои критерии выбора спутника жизни. Но мы, как существа рациональные, от Бога имеющие разум, должны все-таки серьезно подумать, сами себе представить, какими качествами должен обладать избранник/избранница, отец или мать будущих детей.

Влюбленность - не любовь !

- Влюбленность и любовь - как их не перепутать? Важно ли в самом начале ждать искренней любви?

Вступать в брак на волне эмоций, только потому, что человек понравился, что ты влюблен/влюблена, - не стоит

Кратко скажу: влюбленность и любовь - это, несмотря на их внешнее сходство, очень разные чувства. Влюбленность изучена медицински очень серьезно. При влюбленности, при этой эйфории человек летает, как на крыльях, чувствует, словно у него «бабочки в животе», имеет другие какие-то чисто телесные ощущения… У него меняется даже состав крови. Если показать ему фотографию любимой девушки и взять экспресс-анализ крови, выяснится, что у него повышен уровень определенных веществ. Мы знаем, что на поведение человека очень влияют гормоны. Мозгом вырабатываются дофамин, серотонин - «гормоны радости», у женщин - окситоцин, у мужчин - тестостерон. Гормональный фон у человека меняется, и он заставляет его испытывать эйфорию, как легкие естественные наркотики. Если влюбленному человеку сделать МРТ, выяснится, что определенные центры мозга у него работают совершенно по-другому. Естественно, любой здравомыслящий человек понимает, что в браке - 10-15-25-50 лет - это всё продолжаться не может. В браке наступает другое, то, что называется любовью. Любовь - это чувство единства с близким человеком, когда его боль становится нашей болью, радость нашей радостью, когда ты готов для этого человека чем-то жертвовать, когда ты не можешь без него жить - не просто потому, что тебе приятно с ним находиться, а когда ты действительно готов отдавать: «Блаженнее отдавать, нежели принимать».

- Обязательно ли венчаться? А вдруг в будущем брак распадется - что вполне может быть? Не лучше ли все-таки подождать?

Я думаю, для людей православных тут ответ однозначен. Этот вопрос задают обычно люди, у которых одна половинка не особо церковная. Если говорить о православных христианах, то их брак должен быть венчан, освящен Православной Церковью - это совершено понятно. Но если одна половина не готова пока к венчанию, то, думаю, тащить и принуждать ее к венчанию не следует.

На этом я хотел бы попрощаться до нашей следующей встречи, пожелать всем мира, радости, любви. Храни вас всех Господь!

– В чем основные причины разводов сегодня?

– Причина в нетерпеливости современного человека. Мы знаем, что семейная жизнь – это терпение. Главной причиной разводов является также недостаток общения, внимания друг к другу.

Обычно развод совершается не так спонтанно: стукнуло в голову, и пошли разводиться. Люди не понимают, что брак – великая ценность, не видят этого в своем союзе, в своих отношениях. Они считают: есть машина, ее можно поменять, есть жена – можно поменять. И второе – это отсутствие терпения.

До революции это было служением. Это был очень серьезный проект: когда люди друг другу служили, когда людям надо было выживать. Люди должны были обеспечить себе жизнь в нашем суровом, очень тяжелом климате, которая зависела от урожая, неурожая, от того, пошлет Господь засуху или плодородный год. Обеспечить себе пенсионный фонд в качестве детей. Потому что если ты не воспитаешь, не научишь их работать, почитать отца и мать, то тебя никакое государство не накормит потом. Муж должен был беречь жену. Есть такое выражение – «Любить жену как лошадь». Если человек был безлошадный, он считался самым нищим и бедным крестьянином. И опять же, слова апостола Павла: мужья, берегите своих жен, как свое тело.

– Вы говорите: брак – это всегда риск. Как его минимизировать?

– Действительно, риск существует всегда. Вступление в брак тоже связано с риском. Даже при идеальных стартовых условиях, когда и семья и родители очень хорошие, люди православные, церковные, охраняли девство, чистоту до брака, хотят жить по заповедям Божиим, у них есть опыт родительский – риск и у них есть.

Вы считаете, что семья – это когда два человека сняли квартиру, живут вместе, делят постель, у них общая касса? Ничего подобного. И государство называет это сожительством, семьей это не считает Церковь, но женщины считают! Кольца даже себе покупают. Хотя на самом деле большинство мужчин не считают их женами. У нас поэтому больше замужних, чем женатых. 80% женщин считают, что они замужние, 90% мужчин считают, что они не женаты. То есть на самом деле это игры в семью.

Первое, что я хочу посоветовать. Брак – это родство очень серьезное, и нужно его рассматривать так: независимо от того, какое у меня настроение, самочувствие, ушла любовь или не ушла, все нужно делать для сохранения и спасения семьи.

Второе, что я хочу сказать: нужно обратиться к нашим ценностям, которые изложены в Библии и Евангелии. У нас такая четкая иерархия: на первом месте стоит мой ближайший родственник, затем мои родители. Сначала ты должен решить проблемы с женой, ее утешить и успокоить, потом уже заняться своими родителями.

Третье, что можно посоветовать: семейная иерархия, которая тоже подзабыта, особенно в странах, где развит феминизм, супруги рассматриваются как равноправные партнеры. Очень большая проблема – это инфантилизм мужской, отсутствие мужского начала. В этом виноваты женщины, жены – своим поведением, до жен мамочки человека баловали, все за него делали, никакое решение не давали принять. Мужчины перестают быть мужчинами, если к ним не относиться как к мужчинам.

Папа как тень отца Гамлета

– Вы сегодня упоминали одну из причин разрушения семьи: насилие. Что происходит с ребенком, который постоянно видит скандалы в семье?

– Конечно, это очень влияет. Дело в том, что мы даже не осознаем, насколько психотравмы детские на нас могут повлиять потом. Дети должны расти в атмосфере любви, их нужно всячески ограждать даже от неласковых слов, упреков, колкостей по отношению друг к другу. Ясно, что человек так же будет относиться к своей жене, как папа относился к маме. Пример отца очень сильный и очень серьезный, это самый главный человек в твоей жизни, он бессознательно будет на тебя влиять всю жизнь, как тень отца Гамлета, будет все время за тобой ходить.

– Бывает ли такое, что в созданной семье один из супругов является более зрелой личностью?

– Это часто бывает. Конечно, более благоприятный вариант, когда жена незрелая. Все-таки, бывает, что жена страдает инфантилизмом, она была единственным ребенком в семье, а муж из многодетной семьи. Это нормально, муж берет ее под опеку, занимается ее воспитанием, становлением как личности. Они в процессе учатся многому.

Когда жена более зрелая, а муж из семьи неполной, воспитывался матерью-одиночкой, не получил должного воспитания, примера, тоже можно серьезно повлиять. Что может сделать жена? Задача жены – поощрять мужа, хвалить его. Когда он начинает первые робкие шаги делать, помогать ему: у тебя все получится, все ты сможешь.

Когда жена живет только жизнью мужа

– Когда человек вступает в брак, он часто теряет индивидуальность. Как сохранить себя, свои способности и таланты в семье?

– Тут речь идет о чем? О том, что они растворяются друг в друге. Сильный муж, успешный – и жена начинает жить его жизнью. Или, например, он писатель или художник, а она всю жизнь посвящает только ему.

Есть несколько вариантов. Если люди до этого были очень общительными, а сейчас они общаются друг с другом и никто им особо не нужен вне их маленького мирка – он, она и дети – ничего плохого в этом нет. Это часто происходит.

Другое дело, когда человек действительно начинает терять себя. Например, муж является человеком искусства, который еще страдает завышенной самооценкой, считает себя великим. Он считает, что жена должна оставить все. Например, у меня были примеры, что он поэт, бард, музыкант, и супруга у него имеет актерское образование, и он, видимо, хотел, чтобы она полностью в нем растворилась. А у нее тоже были свои творческие амбиции, ей это очень не нравилось, и из-за этого у них серьезные конфликты получались. Я думаю, что если два человека – такие яркие личности, нужно дать возможность каждому развиваться.

Не надо бояться психолога

– В семье, которая находится на грани развода, как должны вести себя родители?

– Если такая ситуация случилась в семье, родители не должны ничью сторону принимать. Они должны молиться о семье, если не получается помочь. Стараться обоих супругов поддерживать, постараться им внушить: мы любим вас обоих, вы оба нам дороги, мы очень переживаем за вас, готовы вам помочь, посодействовать, если вы захотите. И очень хорошо, когда они супругам друг про друга рассказывают что-то хорошее. Не так, как бывает: мама рассказывает сыну, какая у него плохая жена, ее видели там-то, она в том-то не помогает, не заботится. Понятно, что это не любовь никакая, это эгоизм, ревность, самолюбие материнское.

– Часто ли вам приходится направлять пары к психологу?

– Я очень часто отправляю к психологам. Священник обладает возможностью сугубо за человека молиться, у него другие средства для решения семейных проблем. У священника есть и очень серьезные минусы – например, хронический недостаток времени. Любой серьезный конфликт требует не единоразового посещения, а работы достаточно серьезной, разговора около часа или полутора часов, и редкий священник обладает таким количеством времени. Поэтому священник подчас выполняет роль такого участкового терапевта. Каждый священник, думаю, должен направлять к психологу, он не должен этого бояться. Очень хорошо, когда у него есть знакомые специалисты, в которых он уверен. Потому что и психологи разные бывают.

– Как духовник в Школе семьи, какие задачи вы решаете, какие семьи к вам могут прийти?

– На сайте центра есть все координаты. Расположен он очень удобно, на Охотном ряду. Телефон доверия там бесплатный, по нему можно получить первичную консультацию, помощь. У нас немало было совместных проектов. Самое главное – это семейная школа. Раз в год мы читаем курс лекций, раздаем книги, пособия, диски, все это записываем, потом в интернет выкладываем. Есть возможность индивидуально с людьми позаниматься, помочь в решении каких-то вопросов.

При нашем храме Петра и Февронии в Марьино работают психологи из этого центра. Мы читаем лекции на важную тему: такой «курс молодого бойца» для тех, кто хочет создать семью. Некоторые создают после этого семью, разрешают семейные проблемы.

Священник Павел Гумеров

Беседы о семье и браке

«Семейное счастье»

Введение

Беседа I. Что такое любовь?

Беседа II. Жизнь в браке. «И будут двое одна плоть»

Беседа III. Семейная иерархия. Кто глава семьи?

Беседа IV. Он и она. Почему мы разные.

Беседа V. Семейные конфликты

Беседа VI. Кризисы семейной жизни

Беседа VII. Родители и дети

Новый член семьи

Полюбите детей

«Мы его не понимаем!»

Детские кризисы

Учимся понимать своих детей

Беседа VIII. Переходный возраст

Беседа IX. Родители наших половинок

Беседа Х. О счастье.

Введение

В основе семейной жизни православного христианина должны лежать три слагаемых: Первое и самое главное: любовь и правильное понимание этого понятия, потому что далеко не все знают, что такое настоящая любовь. Второе – это правильное понимание целей и задач семейной жизни. И третье – правильная семейная иерархия. На этих трёх, так сказать, «китах» строится семейная жизнь. Я сказал, что так должна созидаться жизнь православных христиан, потому что для нас всё то, что сказано в Священном Писании и предании Церкви является непреложной истиной, но вообще-то всё, что изложено в Библии относительно жизни человека вообще и семейной жизни в частности, относится в равной степени ко всем людям. Законы человеческого естества заложены от Бога в каждого индивидуума вне зависимости от цвета кожи, эпохи в которой он живёт, или местных обычаев установленных в данной стране. То, что некоторые люди отошли от Бога и истинного понимания смысла жизни, не отрицает единства Божественного замысла обо всём человечестве. Священное Писание дано всем народам на все века и времена. Если бы это было не так, тогда существовали бы отдельные Библии для эскимосов, негров, европейцев и других народов.

Но вернёмся к трём «китам». Почему так важно, чтобы в семейной жизни присутствовали все три этих компонента? Потому что неправильное понимание или отсутствие одного из них обязательно приведут к проблемам в семейной жизни. Допустим, что супруги имеют любовь, правильно понимают цели и задачи семейной жизни, но у них неправильно выстроена иерархия семьи: жена взяла на себя несвойственную ей функцию главы семьи. При такой расстановке сил неизбежны конфликты. Или другой пример. Иерархия правильная, но супруги не имеют истинной любви, неправильно понимают, что такое любовь. Они принимают за любовь эротическое влечение или собственный эгоизм. Пока они только радуют друг друга – им хорошо вместе. Но как только начнутся испытания, такой союз долго не протянет. Возможен и третий вариант. Муж и жена, действительно имеют любовь. С иерархией тоже порядок. Муж – глава семьи, жена – помощница мужа. Но всё равно им будет трудно, если они не пришли к согласию по главному вопросу: как строить свою семейную жизнь. У каждого из них свои представления и понятия о том, какой должна быть семья. Или они вообще не задумывались о том, что же они хотят от брака и друг от друга.

Павел Гумеров (1974, Уфа) — священник.

В 1984 принял Святое Крещение вместе с родителями, братом и сестрой. Вся семья отца Павла проживала тогда уже в Москве. (Отец отца Павла впоследствии был рукоположен в священники, а в 2005 году принял монашеский постриг с именем Иов. Ныне он является насельником Сретенского монастыря в Москве).

В 1991 поступил в Московскую Духовную Семинарию в городе Сергиев Посад, которую окончил в 1995. В том же году поступил в Московскую Духовную Академию. В 1996, учась в Академии, принял священный сан. В этом же году, указом Святейшего Патриарха Алексия, назначен штатным клириком в храм святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище г. Москвы. 14 декабря 2012 назначен настоятелем строящегося храма святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Марьино. С 29 марта 2014 года постоянно служит в этом храме.

Священник Павел Гумеров пишет книги и статьи, записывает диски, выступает с лекциями, проводит семинары и беседы на темы семьи и брака, нравственного богословия. Также по благословению священноначалия поет в хоре духовенства Московского Петропавловского благочиния. Женат, имеет двоих сыновей.

Отец Павел является автором книг: «Малая Церковь», «Он и она», «Семейные конфликты. Профилактика и лечение», «Вечная память» (в соавторстве с иеромонахом Иовом), «Дом христианина. Традиции и святыни» (в соавторстве с иеромонахом Иовом), «Православная аскетика, изложенная для мирян», «Таинство причащения», «Три кита семейного счастья», «Ключи от семейного счастья», «Гражданский брак». Начало семейной жизни или блудное сожительство?«, «Владимир Высоцкий: трагедия русской души», «Закон Божий. Новая книга» (в соавторстве с иеромонахом Иовым (Гумеровым) и священником Александром Гумеровым).

Книга «Три кита семейного счастья» признана Издательским Советом Московской Патриархии лучшей книгой для молодежи 2012 года и награждена дипломом 1 степени.

Несколько книг отца Павла переведены на сербский и румынский языки.

Книги (7)

Беседы о семье и браке

В основе семейной жизни православного христианина должны лежать три слагаемых.

Первое и самое главное: любовь и правильное понимание этого понятия, потому что далеко не все знают, что такое настоящая любовь.

Второе — это правильное понимание целей и задач семейной жизни.

И третье — правильная семейная иерархия. На этих трёх, так сказать, «китах» строится семейная жизнь.

Вечная память

Уход человека из жизни — всегда тяжелое испытание для близких. Как пережить боль утраты? Как правильно подготовить усопшего к погребению? Как проводить в последний путь? Как поминать потом?

В книге, один из авторов которой (священник Павел Гумеров) служит в храме свт. Николая на Рогожском кладбище, вы найдете подробные указания обо всех деталях православного погребения, а также пастырские советы и слова поддержки. В приложении помещены утешительные письма свт. Феофана о часе смертном и молитвы, которые в Православной Церкви принято читать, провожая ближнего в путь всея земли.

Малая Церковь. Жизнь семьи в современном мире

Книга посвящена современной семье.

Ее автор ведет беседы с молодежью о том, как строить современную семью, чтобы она была нравственно здоровой, долгожизненной и счастливой. Автор специально обращается к современной жизни и подробно говорит о том, как защитить семью от тех опасностей, которые так разрушительно действуют на семью.

Две последние части книги посвящены одной из самых болезненных тем нашего общества — воспитанию детей.

Он и она. В поисках супружеского согласия

Зачем Господь создал мужской пол и женский? Что ждет женщина от мужчины и мужчина от женщины? Как им прийти к взаимопониманию и любви? Как достичь мира и согласия в браке, который назван Церковью Тайной Божией, Таинством соединения «двух существ в одно нераздельное существо», — по словам свт. Иоанна Златоуста.

Обо всем этом читатель узнает из книги «Он и она. В поисках супружеского согласия».

Православная аскетика, изложенная для мирян. О борьбе со страстями

Книга отца Павла Гумерова призвана помочь православному христианину в его борьбе со страстями и греховными привычками.

Ваша помощь сайту и приходу

ВЕЛИКИЙ ПОСТ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (11) В помощь прихожанам (3 694) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (309) Буклеты, памятки и листовки (133) Видеофильмы, видеолекции и беседы (970) Вопросы священнику (414) Изображения (259) Иконы (542) Иконы Божией Матери (105) Проповеди (1 026) Статьи (1 791) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (156) Любовь, брак, семья (76) Материалы для воскресной школы (413) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (43) Дидактические материалы (73) Игры (28) Изображения (43) Кроссворды (24) Методические материалы (47) Поделки (25) Раскраски (12) Сценарии (10) Тексты (98) Повести и рассказы (30) Сказки (11) Статьи (18) Стихи (29) Учебники (17) Молитва (512) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (385) Новости (280) Новости Кинельской епархии (105) Новости прихода (52) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (80) Основы православия (3 785) Библия (786) Закон Божий (802) Миссионерство и катехизация (1 395) Секты (7) Православная библиотека (483) Словари, справочники (51) Святые и Подвижники благочестия (1 772) Блаженная Матрона Московская (4) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (98) Храм (160) Церковное пение (32) Церковные записки (9) Церковные свечи (10) Церковный этикет (11) Церковный календарь (2 467) Антипасха (6) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (14) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (7) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (8) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (4) Пост (458) Радоница (8) Родительская суббота (32) Страстная Седмица (28) Церковные праздники (692) Благовещение (10) Введение во храм Пресвятой Богородицы (10) Воздвижение Креста Господня (14) Вознесение Господне (17) Вход Господень в Иерусалим (16) День Святого Духа (9) День Святой Троицы (35) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (129) Покров Пресвятой Богородицы (20) Праздник Крещения Господня (44) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (15) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (118) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (23) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (17) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (150) Елеосвящение (8) Исповедь (34) Миропомазание (5) Причащение (24) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (34) Паломничество (241) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (35) Православное радио (66) Православный журнал (34) Православный музыкальный архив (170) Колокольные звоны (11) Православный фильм (95) Притчи (102) Расписание богослужений (60) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (111) СМИ о приходе (23) Суеверия (37) Телеканал (374) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (245) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Прмц. Евдокии (ок. 160–170).

Прп. Мартирия Зеленецкого (1603). Мчч. Нестора и Тривимия (III). Мц. Антонины (III–IV). Мчч. Маркелла и Антония. Прп. Домнины Сирийской (ок. 450–460).

Сщмчч. Василия Никитского, Петра Любимова, Иоанна Стрельцова, Вениамина Фаминцева, Михаила Букринского пресвитеров, прмч. Антония Коржа, прмцц. Анны Макандиной, Дарии Зайцевой, Евдокии Архиповой, Ольги Жильцовой, Александры Дьячковой, Матроны Макандиной, мч. Василия Архипова, мц. Надежды Аббакумовой (1938); сщмч. Александра Ильенкова пресвитера (1942); сщмч. Василия Константинова-Гришина пресвитера (1943).

На 6-м часе: Ис. II, 11–21. На веч.: Быт. II, 4–19. Притч. III, 1–18.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Преподобный Мартирий Зеленецкий

Преподобный Мартирий Зеленецкий , в миру Мина, происходил из города Великие Луки. Родители его, Косма и Стефанида, умерли, когда ему не было еще десяти лет. Воспитывал его духовный отец, священник городского Благовещенского храма, и мальчик все более и более прилеплялся душой к Богу.

Овдовев, его наставник принял иночество с именем Боголеп в Великолукском Троице-Сергиевом монастыре. Мина часто посещал его в обители, а затем и сам принял там постриг с именем Мартирий. Семь лет неослабно трудились Господу учитель и ученик в одной келлии, соревнуя друг другу в подвигах труда и молитвы. Инок Мартирий нес послушания келаря, казначея и пономаря.

В это время Матерь Божия впервые проявила Свое особое попечение о преподобном Мартирии. В полдень он задремал на колокольне и увидел на огненном столпе образ Пресвятой Богородицы Одигитрии. Инок с трепетом приложился к нему, горячему от столпа огненного, и проснувшись, еще ощущал этот жар на своем челе.

По духовному совету преподобного Мартирия тяжело больной инок Аврамий ходил на поклонение чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери и получил исцеление. Преподобный проникся горячей верой в заступление Богоматери. Он стал молить Царицу Небесную, чтобы Она указала, куда ему укрыться для прохождения подвига совершенного безмолвия, к которому стремилась его душа. Преподобный тайно удалился в пустынное место за 60 верст от Великих Лук. Как пишет сам преподобный в своих записках, "в той пустыни принял я великие страхования от бесов, но я молился Богу, и бесы были посрамлены". В письме к старцу Боголепу преподобный просил благословения на пустынножительство, но духовник посоветовал Мартирию вернуться в общежитие, где он был полезен братии. Не дерзая ослушаться и не зная, как поступить, святой Мартирий отправился в Смоленск на поклонение чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии и чудотворцу Авраамию (память 21 августа). В Смоленске святому явились в сонном видении преподобные Авраамий и Ефрем и успокоили его возвещением, что ему Господом назначено жить в пустыне, "где Бог благословит и Пресвятая Богородица наставит".

Тогда преподобный направился к Тихвинской обители, уповая, что там Матерь Божия разрешит окончательно его недоумения. И действительно, инок Аврамий, который в благодарность Матери Божией за исцеление навсегда остался в той обители, поведал ему о сокровенной пустыни, над которой ему было видение сияющего Креста Господня. Получив на этот раз благословение старца, преподобный Мартирий взял с собой две малые, одинаковой меры иконы - Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы Тихвинской - и отправился в пустынь, именовавшуюся Зеленой, ибо она возвышалась красивым зеленым островом среди лесистой топи.

Жестоко, многоболезненно было житие преподобного в этой пустыни, но ни холод, ни лишения, ни дикие звери, ни козни врага не смогли поколебать его решимости претерпеть испытания до конца. Он поставил часовенку в прославление и благодарение Господа и Пречистой Богородицы, в которой вновь удостоился увидеть во сне образ Богоматери, на этот раз - плывущий по морю. Справа от иконы явился Архангел Гавриил и пригласил инока приложиться к образу. После колебаний преподобный Мартирий вступил в воду, но образ стал погружаться в море. Тогда преподобный взмолился, и его тотчас волна перенесла с образом на берег.

Пустыня освятилась жизнью отшельника, и в нее стали приходить многие, не только, чтобы назидаться словом и примером преподобного, но и для водворения вместе с ним. Умножившееся братство учеников побудило преподобного построить церковь во Имя Живоначальной Троицы, куда он поставил и свои моленные иконы. Во свидетельство благодати Божией, почившей на обители преподобного Мартирия, инок Гурий сподобился видеть над церковным крестом сиявший на небе Крест.

Так было положено начало Троицкому Зеленецкому монастырю - "Зеленой Мартириевой пустыни". Господь благословлял труды преподобного, и благодать Божия видимо воссияла на нем самом. Далеко распространилась слава о его прозорливости и даре исцелений. Многие именитые новгородцы стали посылать приношения в обитель. На средства благочестивого боярина Федора Сыркова была построена теплая церковь, освященная в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в память о той, первой церкви в Великих Луках, откуда он мальчиком начал свой путь к Богу.

От Пречистой Богородицы преподобный продолжал получать благодатные подкрепления. Однажды в тонком сне Матерь Божия Сама явилась ему в келлии, на лавке, в большом углу, где стояли иконы. "Я глядел, не отрываясь, на Ее святой лик, на очи, исполненные слез, готовых капнуть на пречистое лицо Ее. Встал я ото сна и был в ужасе. Зажег свечу от лампады, чтобы посмотреть, не сидит ли Пречистая Дева на месте, где я видел Ее во сне. Подошел я к образу Одигитрии и убедился, что воистину явилась мне Богородица в том образе, как изображена Она на иконе моей", - вспоминал преподобный.

Вскоре после этого (около 1570 года) преподобный Мартирий принял в Новгороде от архиепископа (Александра или Леонида) священство. Известно, что в 1582 году он был уже игуменом.

Позже Господь даровал Зеленой пустыни еще более богатого благотворителя. В 1595 году в Твери святой Мартирий исцелил умирающего сына бывшего Касимовского царя Симеона Бекбулаговича, помолившись пред своими иконами Живоначальной Троицы и Тихвинской Божией Матери и возложив образ Пресвятой Богородицы на грудь больному. На пожертвования благодарного Симеона были построены церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Иоанна Златоуста - Небесного покровителя исцеленного царевича Иоанна.

В 1595 году царь Феодор Иоаннович дал монастырю жалованную грамоту, утвердив основанный преподобным монастырь.

Достигнув глубокой старости и приготовляясь к смерти, преподобный Мартирий ископал себе могилу, поставил в ней своими руками сделанный гроб, и много плакал там. Почувствовав близкое отшествие, преподобный созвал братию и умолял своих чад о Господе иметь непоколебимую надежду на Пресвятую Живоначальную Троицу и всецело возложить упование на Матерь Божию, как и он всегда уповал на Нее. Приобщившись Святых Христовых Таин, он дал братии благословение и со словами: "Мир всем православным", - в духовном веселии почил о Господе 1 марта 1603 года.

Преподобный был погребен в ископанной им самим могиле близ церкви Богоматери, а затем его святые мощи покоились под спудом в церкви Пресвятой Троицы, под подвальным храмом в честь святого Иоанна Богослова. Бывший инок Зеленецкого монастыря, митрополит Казанский и Новгородский Корнилий (+ 1698), составил службу и написал житие преподобного Мартирия, использовав личные записки и завещание преподобного.

Тропарь преподобному Мартирию Зеленецкому

От ю́ности, Богоблаже́нне, Христа́ возлюби́в,/ оте́чество оста́вил еси́/ и, всех мирски́х мяте́жей уклони́вся,/ в ти́хое приста́нище пречестны́я оби́тели Богома́терни дости́гл еси́;/ отню́дуже уве́дев непрохо́дную пусты́ню,/ крестови́дною заре́ю пока́занную,/ жела́тельне ю́ обре́л еси́,/ и, в ней всели́вся,/ и́ночествующих собра́л еси́,/ и сих уче́ньми свои́ми, я́ко ле́ствицею восхо́дною на Не́бо,/ трудолю́бно тща́лся еси́ возводи́ти к Бо́гу,/ Ему́же моли́ся, Богому́дре Марти́рие,// дарова́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: С юности, в Боге блаженствующий, Христа возлюбив, ты оставил Отечество и от всей мирской суеты удалившись, в тихом пристанище досточтимой обители Богоматери ты оказался, оттуда увидев непроходимую пустыню, крестовидной зарей указанную, нашел ее подходящей, и в ней поселившись, монашествующих собрал и их своим учением, как лестницей восходящей на Небо, в неустанном труде старался ты приводить к Богу, Ему же молись, Богомудрый Мартирий, даровать душам нашим великую милость.

Кондак преподобному Мартирию Зеленецкому

Оте́чества, преподо́бне, и всего́ мирска́го мяте́жа уклони́тися возжеле́л еси́,/ и, в пусты́ню всели́вся,/ та́мо во блаже́ннем безмо́лвии жесто́кое житие́ показа́л еси́,/ и ча́да послуша́ния и смире́ния в нем возрасти́л еси́./ Сего́ ра́ди, дерзнове́ние стяжа́в ко Святе́й Тро́ице,/ е́же моли́тися, Богоблаже́нне, о нас, ча́дех свои́х, и́хже собра́л еси́,/ и о всех правове́рных, да зове́м ти:// ра́дуйся, о́тче Марти́рие, безмо́лвия пусты́ннаго люби́тель.

Перевод: Отечества, преподобный, и всей мирской суеты удалиться ты пожелал и в пустыне поселился, там, в блаженном безмолвии, трудную жизнь явил и детей послушания и смирения [монахов] в ней вырастил. Из-за того обрел дерзновение [смелость, решительное устремление] молиться Святой Троице о нас, детях своих, которых ты собрал, и обо всех верующих, призываем тебя: радуйся, отец Мартирий, безмолвия пустынного любитель.

Молитва преподобному Мартирию Зеленецкому

О, па́стырю до́брый, наста́вниче наш, преподо́бне о́тче Марти́рие! Услы́ши е́же к тебе́ ны́не приноси́мое моле́ние на́ше. Ве́мы бо, я́ко ду́хом с на́ми пребыва́еши. Ты у́бо, преподо́бне, я́ко име́я дерзнове́ние ко Влады́це, Иису́су Христу́, Бо́гу на́шему, и ко Пречестне́й Богома́тери, бу́ди хода́тай и моли́твенник те́плый о оби́тели сей, ю́же возгради́л еси́, и о нас, недосто́йных рабе́х, живу́щих в ней, ея́же ты просвети́тель сый и нача́льник, богосо́бранному твоему́ бра́тству помо́мощник и засту́пник, я́ко да твои́м предста́тельством и моли́твами невреди́мы на ме́сте сем пребу́дем; от бесо́в же и злых челове́к ненаве́тованны и от всех бед и напа́стей свобо́дни сохрани́мся. Всем же отвсю́ду приходя́щим во святу́ю оби́тель твою́ и моля́щимся тебе́ с ве́рою и покланя́ющимся ра́це моще́й твои́х, о е́же изба́витися от вся́кия ско́рби, боле́зни и напа́сти, ми́лостивне поспеши́, дарова́ти же правосла́вным мир, тишину́, благоде́нствие и изоби́лие плодо́в земны́х; и о всех нас те́плый предста́тель ко Го́споду и помо́щник душа́м на́шим бу́ди, е́же отпусти́тися согреше́ниям на́шим и моли́твами твои́ми, свя́те, изба́витися нам ве́чнаго муче́ния и сподо́битися ца́рствия со все́ми святы́ми, да сла́ву, благодаре́ние и поклоне́ние возсыла́ем еди́ному Бо́гу, в Тро́ице сла́вимому, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

14 марта. Великий пост. Изучаем Священную евангельскую историю. Встреча Девы Марии и Елисаветы

Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

Продолжаем изучение Священной евангельской истории. В прошлой программе мы говорили о Благовещении Деве Марии. Речь в нашей программе сегодня пойдет о встрече Марии и Елисаветы, которую описывает евангелист Лука.

1.39. Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,

1.40. и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

1.41. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,

1.43. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

1.45. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

1.46. И сказала Мария: величит душа Моя Господа,

1.47. и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,

1.48. что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;

1.49. что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;

1.50. и милость Его в роды родов к боящимся Его;

1.51. явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;

1.52. низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;

1.53. алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;

1.54. воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,

1.55. как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

1.56. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

(Лк. 1, 39–56)

Данный отрывок, преисполненный радости, раскрывает один из удивительнейших моментов евангельской истории. Если до этого описания двух женщин шли параллельно, то теперь они соединились. Мария, узнав от ангела о беременности своей родственницы, спешит к ней. Слово «встав» с греческого языка означает «поспешность». И у этой поспешности есть две причины. В первую очередь Мария с радостью спешит поздравить Елисавету с ее чудом зачатия сына, а также удостоверится в словах ангела, ибо беременность Елисаветы служила в его устах доказательством благой вести о рождении от Марии Сына Божия.

Трудно представить, что женщина в те времена могла путешествовать в одиночку, тем более на такое большое расстояние, из Галилеи в Иудею, занимавшее три или четыре дня, но евангелиста Луку интересует только Мария, и он, по всей видимости, опускает всякие подробности.

Из текста Евангелия от Луки мы узнаем, что Захария и Елисавета жили в одном из городов горной части Иудеи, но более точного местоположения не указано, хотя, по преданию, это селение располагалось в Эйн-Кареме на месте Горненского женского монастыря.

Посещение Марией Елисаветы – это чудесное изображение двух женщин: пожилой, которая после долгого отчаяния наконец забеременела, и молодой, которая забеременела намного раньше, чем того ожидала. Здесь мог бы возникнуть некий внутренний конфликт: Мария могла бы ощущать гордость, Елисавета – обиду. Но ничего такого не происходит. Напротив, нам становятся известны интересные подробности: Иоанн, за три месяца до своего рождения, прыгает от радости во чреве Елисаветы, услышав голос Девы Марии. Происходит удивительная встреча Христа и Его предтечи еще до момента их рождения.

Елисавета исполнилась Святаго Духа (Лк. 1, 41). Данным выражением в Священном Писании обозначается дарование пророческого слова. Елисавете было открыто, что она видит не только свою юную родственницу, но ей было даровано собственными глазами увидеть мать Мессии – Самого Христа, еще скрытого во чреве Девы Марии.

Перед нами еще одно чудо: если беременность Елисаветы была видна (так как шел уже шестой месяц), то сама она никак не могла бы догадаться о том, что произошло с Марией, если бы ей не было открыто Духом Святым. Именно в этом Духе Елисавета произносит свое пророческое благословение: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! (Лк. 1, 42).

Более точный перевод этой фразы должен звучать как «благословеннейшая между женами», ведь нельзя сказать, что Мария была в числе прочих женщин, получивших благословение у Бога, таких как Сара, Ревекка или сама Елисавета… Марии даровано то, что не получит ни одна из женщин, – честь стать Матерью Сына Божия.

Свое пророческое благословение Елисавета заканчивает словами: И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа (Лк. 1, 45). Блаженна, то есть счастлива, а счастлива, потому что уверовала. В книге Бытие (Быт. 15, 6) мы читаем, что вера Авраама в рождение обещанного Богом сына вменена ему в праведность. Для апостола Павла такая вера открыла доверие Богу, пожелавшему спасти людей. Именно такая вера, которая проявила себя в полном доверии Богу, и сделала Марию блаженной.

На пророческое благословение Елисаветы Мария ответила гимном, посвященным Богу. Эта песнь Девы Марии стала одним из главных гимнов Церкви. Его поют практически за каждым богослужением и в полумраке монастырских храмов, и в величественных соборах.

Весь гимн Девы Марии сплетен из слов и речений, почерпнутых из разных библейских текстов, особенно псалмов. Перед нами прекрасный образец поэзии, проникнутый горячей верой, благоговением и целомудренной сдержанностью.

Мария возвеличивает Господа в духовной радости, и причина этой радости в том, что призрел Он на смирение Рабы Своей (Лк. 1, 48). В этих словах Мария выражает осознание своей малости и незначительности в сравнении с могущественным Богом. Она благодарит за Его ничем не обусловленную милость, которая дается не за заслуги, а по великой любви и доброте Божией.

ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 48). После рождения Асира, сына Иакова, которое описывается в 30-й главе книги Бытие, Лия воскликнула: блаженною будут называть меня женщины (Быт. 30, 13). Как схожи две эти фразы, но разница в том, что Деву Марию будут ублажать не только женщины, но и все роды, то есть все поколения людей.

что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его (Лк. 1, 49) – под «величием» понимается рождение Сына Божия, Мессии, Спасителя мира.

и милость Его в роды родов к боящимся Его (Лк. 1, 50) – этот стих почти дословно повторяет 17-й стих 102-го псалма: Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, где под «боящимися Бога» подразумеваются те, кто чтят волю Божию.

явил силу мышцы Своей (Лк. 1, 51) – «мышца», или в иных переводах – «рука», означает могущество Божие.

рассеял надменных помышлениями сердца их (Лк. 1, 51), то есть обратил в бегство противящихся воле Божией, приведя в смятение все их коварные замыслы.

низложил сильных с престолов, и вознес смиренных (Лк. 1, 52). Бог могущественнее земных владык, которые чаще всего сознательно или бессознательно противятся Богу, полагаясь на свои власть и силу. Возможно, о них и говорит Дева Мария, называя их «надменными» в предыдущем стихе.

алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем (Лк. 1, 53), буквально: голодных насытил, а богатых отправил ни с чем. Эта фраза очень перекликается с Нагорной проповедью Спасителя.

воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость (Лк. 1, 54). Под Израилем стоит понимать верных Богу людей, тех, кто последуют рожденному Христу и к кому Он придет на помощь, освобождая от греховного рабства, являя милость.

как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века (Лк. 1, 55), иными словами: вспомнив о милости, обещанной нашим праотцам, Аврааму и его потомкам навеки. Наверное, и тут должно понимать «потомков Авраама» как духовных наследников его традиции, более нежели потомков по плоти.

Заканчивается сегодняшний отрывок, дорогие братья и сестры, указанием евангелиста Луки о том, что Мария пребыла у Елисаветы в течение трех месяцев. То есть до того момента, когда Елисавета родила своего сына. Возможно, Мария была свидетелем и обрéзания и наречения имени будущему Крестителю, но Лука об этом умалчивает, как, впрочем, и о дальнейших отношениях Марии с Елисаветой после того, как Мария вернулась к себе в Назарет.

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

СТАРЫЕ, НО НЕ ОДИНОКИЕ СО ХРИСТОМ: Слово на Сретение Господне

С имеон и Анна – два старых человека – не видели себя одинокими, потому что жили Богом и для Бога. Мы не знаем, какие жизненные скорби и старческие недуги у них были, но для человека, любящего Бога, благодарного Богу, подобные испытания и искушения никогда не заменят самого главного – радости Сретения Христа....

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 9:07 мин. Размер 8.34 Mb)

Иеромонах Никон (Париманчук)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.