Путешествие в зимний лес. Конспект занятия на тему: «Путешествие в зимний лес

Формирование познавательной активности и творческого воображения у детей. Воспитывать любовь к природе, культуру общения, взаимопомощь. Формировать у детей представления о зимнем лесе посредствам ИКТ – технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия с использованием ИКТ в старшей группе по теме:

« Путешествие в зимний лес». ФГОС.

Тема: « Путешествие в зимний лес»

Цель : Формирование познавательной активности и творческого воображения у детей. Воспитывать любовь к природе, культуру общения, взаимопомощь. Формировать у детей представления о зимнем лесе посредствам ИКТ – технологий.

Задачи:

  1. Образовательные: обобщение, уточнение и расширение представлений, знаний детей о зиме, диких животных, птиц. Воспитывать любовь к деревьям. бережное отношения к ним.
  1. Развивающие: активизация словаря по теме, развитие памяти, внимания, фонетического восприятия, свободно пользоваться простыми предложениями, закрепить умения охотно вступать в речевое общение, задавать вопросы и отвечать на них

3 . Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, доброжелательности.

Предварительная работа : виртуальная экскурсия в природу по зимнему лесу, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы (С. Михалков « Жадный заяц», Г. Снегирь « Медвежонок»). Занятия по лепке. Дидактические игры: « Охотник». « Когда это бывает», « Кто чем питается?»

Словарь : декабрь, январь, февраль, снегопад, вьюга, метель, пушистая, легкая, мягкая, снежная и т.д. Названия диких животных, зимующих птиц.

Используемый материал : , картинки зимующих птиц, образцы коры деревьев, ветки осины, ели, шишки. Музыкальное сопровождение Вивальди « Зима». П.И. Чайковский « Времена года», презентация « Зимний лес»

Оборудование: Ноутбук, видеопроектор, экран, презентация: « Зимний лес».

Ход занятия

В группе устроена выставка на тему: « Зимушка – зима»

1. Организационный момент:

Дети садятся в круг на коврике. Начнем наше занятие необычно: давайте поздороваемся друг с другом прикосновением руки, а теперь улыбнемся друг другу. У всех хорошее настроение? Давайте начнем наше занятие.

Воспитатель открывает презентацию « Зимний лес», дети внимательно смотрят на экран. (Слайд 1)

  1. Сегодня мы отправимся с вами в зимний лес. Но чтобы очутиться там, нам надо отгадать загадку, ведь нам нужно на чем - то туда отправится, а на чем?! В этом нам поможет загадка: (Слайд № 3)
  1. Деревянных два коня.

Вниз с горы несут меня,

Я в руках держу две палки,

Но не бью коней- их жалко,

А для ускоренья бега,

Палками касаюсь снега. (Лыжи)

Отвечают дети.

  1. Воспитатель : Правильно, ребята в лес мы отправимся на лыжах. (Слайд 4). Посмотрите на экран, там у нас лесная поняна.

Давайте согреем руки (дети выполняют упражнение на дыхание)

(чтение стихотворения) « Зимушка – зима»

Заколдован невидимкой дремлет лес под сказкой сна,

Словно белою косынкой повязалась сосна…

Ой, смотрите, снегопад, и снежинки к нам летят.

На деревьях, на карнизах,

Кружева да бахрома,

Это значит на снежинках

Опустилась к нам зима.

О каком времени года говорится в стихотворении?

Дети:

В стихотворении говорится о зиме.

Воспитатель:

Верно, зима вокруг и в лесу тоже зима. Ребята, что мы можем сказать о лесе зимой? Какой он?

Дети:

Зимний лес.

Давайте вспомним тех, кто живёт в лесу. Посмотрите на экран, там подсказка вам..(Слайд 5-6)

Дети:

Звери, птицы. (называют зверей, птиц)

Воспитатель: (Слайд 7)

А сейчас поиграем в игру и в этом нам поможет наш экран «Какая, какой»

Волк (Какой?) – злой, голодный, серый

Медведь (Какой?) – большой, сильный, бурый

Лиса (Какая?) – хитрая, осторожная, рыжая

Заяц (Какой?) – трусливый, маленький, серый, белый

Белка (Какая?) – запасливая, юркая.

Воспитатель:

Молодцы, с животными определились, описали каждого из них. А с другим заданием сможем справиться?

Дидактическая игра « Кто где живет?»

В дупле живет …(белка),

В логове живет… (волк),

Под кустом дрожит …(заяц),

Зимой в берлоге….(медведь),

В норе …(лиса),

В хатке под водой …(бобр).

Физминутка «Снежок» (Слайд 9)

Снег сегодня шел с утра (руки вверх – вниз)

Рада снегу детвора (хлопают в ладоши)

Снег на ветках, на дорожках (руки вверх, руки вниз - присесть)

На носу и на ладошках (показывают нос и ладошки).

Дети идут под музыку и приходят в лес (звучит музыка Вивальди «Зима»).

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

Воспитатель:

Зима – очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушку и подкармливать птиц)

Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. (Слайд 10)

Воспитатель:

А сейчас поиграем с пальчиками. (Слайд 11)

Пальчиковая игра «Прогулка»

Раз -два- три-четыре-пять

(разгибаем по -очереди пальчики, сжатые в кулак),

Мы пошли во двор гулять

(указательными и средними пальцами изображаем «человечка» и шагаем).

Бабу снежную лепили

(имитируем лепку снежка),

Птичек крошками кормили

(складываем пальцы щепоткой),

С горки мы с тобой катались

(указательным пальцем одной руки проводим по ладони другой),

А еще в снегу валялись

(поворачиваем ладони то внешней, то внутренней стороной).

Все в снегу домой пришли!

(отряхиваем руки)

Суп поели

(изображаем, как подносим ложку ко рту),

Спать легли

(прикладываем сложенные ладони к щеке)

Воспитатель :

А теперь надо возвращаться в детский сад. Понравилось Вам в лесу? О каких птицах, животных мы сегодня говорили? С какими звуками работали? Я довольна вашими знаниями и поведением в лесу! Вы настоящие друзья природы. Надеваем лыжи, встаем на лыжню и друг за другом и отправляемся в детский сад (дети имитируют ходьбу на лыжах под зимнюю музыку).

Сюрпризный момент:

Вот мы и вернулись в наш Детский сад № 11, вы наверное устали, значит теперь самое время подкрепится. (Дети получают конфеты).


Нина Мазур
Интегрированное занятие «Путешествие в зимний лес»

Образовательная область : «речевое развитие, художественная литература, коммуникация, двигательная деятельность, социализация, художественно- эстетическое развитие, исследовательская деятельность.

Группа : общеобразовательной направленности для детей от 4до 5 лет.

Воспитатель : Мазур Нина Дмитриевна

Первой квалификационной категории.

Тема : «Путешествие в зимний лес »

Место проведения : группа №10

Цель : Расширять представления детей о признаках и приметах зимы, об особенностях диких животных в зимнее время года .

Задачи :

Образовательные :

1. Вспомнить и закрепить знания детей о жизни животных в зимнем лесу .

2. Расширять знания детей о времени года зима.

3. Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя.

4. Закрепить умение проводить исследовательскую деятельность, работать в группе.

5. Словарь : Учить подбирать определения к заданным словам.

Развивающие :

1. Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность речи.

2. Развивать познавательный интерес детей , внимание и память.

3. развивать интерес к выполнению заданий.

4. Развивать творческое воображение у детей.

Воспитательные :

1. Воспитывать интерес к повадкам зверей .

2. Воспитывать у детей любовь к животным.

3. Воспитывать речевое общение детей друг с другом и воспитателем.

4. Воспитывать желание беречь живую природу и воспитывать любовь к окружающему миру.

здоровьесберегающие :

1. Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Принципы воспитания : 1. Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

2. Создание положительного эмоционального подъёма.

3. Воспитание через взаимодействие.

4. Воспитание через творчество.

Принципы обучения : 1. Обучение детей добру и заботе об окружающем их мире. 2. Умение создать проблему или проблемную ситуацию и научиться правильно выйти из неё.

Методы воспитания : 1. Игра, поручения, ситуация свободного выбора.

2. Художественное слово, исследование, просмотр презентации»Дикие животные», создание ситуации успеха, игровые ситуации.

Методы обучения :1. Словесные, наглядные, практические, игровые, творческие, художественное слово : загадки, мимика, жесты.

2. Метод взаимной проверки, временная работа в группах, создание ситуации совместных переживаний.

Форма организации : Путешествие в лес . Дидактические средства : картинки о зиме, о диких животных, атрибуты : презентация на тему : , письмо, схема-карта передвижения по лесу. Материал для занятия творчеством : кисти №8, №5. Краски : гуашь, акварель, цветные карандаши, альбомный лист бумаги.

Связь с другими образовательными областями : речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, чтение художественной литературы, социализация, музыка, художественное творчество.

Предварительная работа : Беседа с детьми о жизни диких животных родного края, рассматривание картин с изображением диких животных. Дидактические игры : «Чей детеныш?» , «Подбери словечко» , «Чей хвост, чья голова?» , отгадывание загадок о диких животных, чтение русских народных сказок о диких животных.

Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и весёлые глаза. Я хочу подарить, вам свою улыбку, подарите свою улыбку соседу слева, справа, а сейчас улыбнитесь мне. Вы любите путешествовать (ответы детей) .

Воспитатель : А, вы, знаете, нам с вами пришло письмо. Хотите посмотреть, что в нем? (ответы детей) .

Воспитатель открывает конверт и достает письмо. В нем задания для детей.

Воспитатель : Читает письмо. Показывает детям задания.

Воспитатель : Нас приглашает в свой зимний лес лисичка . Вот прислала нам маршрут как до леса добраться.

Воспитатель : Вы хотите совершить путешествие в зимний лес ? А как вы думаете, почему лисичка называет его зимним лесом ? (ответы детей) .

Воспитатель : А какие приметы зимы, вы знаете? Что бывает зимой? (ответы детей)

Воспитатель : Какими словами можно сказать о зиме, какая она?

(холодная, снежная, морозная, метельная, вьюжная, красивая, сверкающая) .

Воспитатель : Посмотрите, пожалуйста, нам лисичка принесла вот здесь что-то.

Как вы думаете, что это?

Дети : снег

Воспитатель : Какой снег зимой?

Дети : белый, пушистый, серебристый, скрипучий, липкий, холодный.

Воспитатель : Когда идём по снегу, что с ним происходит?

Дети : Скрипит.

Воспитатель : Почему скрипит?

Дети : много снежинок и они скрипят, когда на них ступают.

Воспитатель : А как вы думаете из чего состоит снег? (из воды)

Воспитатель : А кто расскажет нам, стихотворение, про снег?

Дети читают стихотворение

Воспитатель : Мы с вами оставим снег в группе, а сами отправимся в путешествие , а когда вернемся, то посмотрим, что будет с нашим снегом.

Согласны? (ответы детей)

Воспитатель : Дети нам пора в гости к лисичке в зимний лес . Но в лесу холодно, нам нужно одеться.

Дети имитируют одевание и называют по порядку название одежды, которую они надевают для путешествия .

Воспитатель : Дети, а в лесу снега много на чем мы поедем в лес? Выбирайте, на чем удобнее, на лыжах или на санках.

Дети : на лыжах

Воспитатель : надеваем лыжи и идем в лес.

Физкультминутка : Ходьба на лыжах.

Звучит музыка, под музыку дети идут как бы на лыжах.

Воспитатель : Вот мы и пришли в зимний лес . Посмотрите на красивые деревья в лесу, они покрыты все снегом.

Воспитатель : Что происходит с деревьями зимой?

Дети : Они отдыхают, спят, укрывшись снегом.

Воспитатель : Покажите где здесь березка, елка, сосна, осина. ?

Дети показывают и называют.

Воспитатель : Дети, а в лесу живут звери, но какие вы угадайте и читает загадку : Сердитый недотрога живет в глуши лесной;

Очень много, а нитки ни одной.» (Ёж)

Воспитатель : А теперь Витя найди, пожалуйста, ёжика, покажи нам.

Ребёнок рассказывает про ежа.

Воспитатель : читает следующую загадку : Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её? Лиса.

Воспитатель : Найдет нам лисичку Лиза. Ребенок находит картинку лисы и рассказывает о ней.

Воспитатель : Читает загадку :Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (белка)

Воспитатель : Миша найди нам белочку. Ребенок рассказывает про белку.

Воспитатель : А кто знает загадку про медведя и загадает нам.

Загадывают загадку про медведя. Рита найди нам медведя и расскажи.

Ребенок рассказывает про медведя. Воспитатель : про зайчика знаете загадку?

Дети загадывают загадку про зайчика. Воспитатель : Саша покажи нам зайчика.

Ребенок рассказывает про зайчика.

Воспитатель : Дети, по сколько лап у каждого из этих зверей (по четыре)

А что есть на лапах у зверей? (Когти)

Воспитатель : Каких зверей мы с вами еще не назвали?

(лось, олень) . Найдите их и покажите нам. Воспитатель : Вы знаете, я, что-то забыла, а у лося лапы или ноги?

Дети : ноги и у них копыта на ногах.

Воспитатель : А как вы думаете, дети, какие это животные?

Ответы детей : дикие.

Воспитатель : А почему вы так думаете, что они дикие?

Ответы детей : они живут в лесу, сами добывают себе пищу и готовят себе жильё. У лисы есть нора, у медведя берлога, ёжик спит под корягами, зайчик забирается в снег или под кустиками.

Воспитатель : А сейчас мы немного передохнем и продолжим своё путешествие .

Воспитатель показывает презентацию на тему : «Дикие животные и их детеныши» .

Воспитатель : показ слайдов.

Воспитатель : Вы знаете, вот здесь в письмо, лежит какая- то схема движения. Лисичка нам нарисовала маршрут. Что мы должны идти по дорожке и найти жилище животного, где оно спит всю зиму. А какое животное мы узнаем, когда пройдем по данной схеме. Давайте будем думать и вместе искать. Ой, смотрите, здесь нам положили следы этого зверя.

Интересно , чьи это следы?

Дети отгадывают и называют : Медведя.

Воспитатель : Мы сейчас с вами проверим, мишка там спит или ёжик.

Выстраиваемся от входной двери в группу и идем налево, и затем идем прямо, выкладывая следы на каждый шаг ребенка. Доходим до двери спальной комнаты и ищем животного, которое спряталось в берлоге.

Дети рады, что дошли правильно и называют животное. Это медведь и следы медведя.

Воспитатель : лисичка еще одно задание нам придумала.

Посмотрите, вот это чьи следы?

Ответы детей : Заячьи. Воспитатель : Теперь нам нужно встать снова у входной двери в группу и пойти направо и идти прямо по дорожке до окна. Там мы увидим, кто же прячется в своей норке. Дети также на каждый шаг выкладывают следы зайца и доходят до окна. В кустике спрятался зайчика.

Воспитатель : Вот мы выполнили все задания лисички и нам пора возвращаться в нашу любимую группу. Звучит музыка и дети, имитируя ходьбу на лыжах, возвращаются на место, откуда начали своё путешествие .

Воспитатель : Дети, а вам понравилось путешествовать .

Ответы детей.

Воспитатель : Мне тоже понравилось, а какие интересные задания придумала нам лисичка. Вы хотите еще отправиться путешествовать в лес .

Дети : Да

Воспитатель : В лесу очень красиво и интересно . На следующем занятии мы снова узнаем что- то новое и интересное . А сейчас посмотрим, что стало с нашим снегом, который прислала лисичка.

Ответы детей : растаял, получилась вода.

Итог : Снег состоит из разных снежинок, а когда тепло они превращаются в воду. А сейчас холодно поэтому капельки воды превращаются в разные формы снежинок. Подарить вырезанные снежинки детям.

Конспект НОД в младшей группе на тему "Путешествие в зимний лес"


Иванова Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №34" г.Иваново
Описание: Данный конспект будет интересен воспитателям ДОУ и родителям. Предназначен для проведения в младшей группе. Может использоваться в цикле занятий о зиме как итоговое.
Цель: Уточнение представлений детей о сезонных изменениях в жизни леса зимой.
Задачи:
Педагогический блок:
1. Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с этим периодом.
2. Развивать умение понимать смысл образных выражений загадки.
3. Закрепить эталоны цвета и формы.
4. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности, организованности, активного внимания, развитие способности коллективно трудиться.
Психологический блок:
Развитие у детей эмоционального восприятия, создать у детей радостное настроение, вызвать желание участвовать в игре, радоваться зиме, зимним играм.
Оздоровительный блок:
1. Обучить приемам дыхательной гимнастики.
2. Развитие мелкой моторики рук.
3. Через двигательную активность формировать эмоционально-положительное состояние.

Оборудование: подушки (по количеству детей), красивое легкое покрывало, костюм Снегурочки на взрослого, любая репродукция картины о зиме, детские варежки (разного цвета, с геометрическими фигурами), бельевые прищепки, веточки деревьев, ваза с водой, игрушка – медведь, ватные шарики, игрушка Лесовичок, избушка Лесовичка, большая шишка, корм для птиц (семечки, хлеб, зернышки, ягоды и т. д.), снежный ком (по типу папье-маше), маленькие снежки, аудиозапись песен «Кабы не было зимы»(слова: Ю. Энтина, музыка: Е. Крылатова), «Веселая зима»(Т.Бокова).

Ход занятия.

Дети с воспитателем сидят на подушках вокруг покрывала.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку, но загадку не простую. Она о том времени года, которое вы все очень любите. Слушайте внимательно:
Кто угадай-ка?
Седая хозяйка:
Тряхнет перинки –
Над миром пушинки!
Кто эта хозяйка? О каком времени года идет речь?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Что это за пушинки, которые летят над миром?
Дети: Снежинки.
Звенит колокольчик. Помощник передает посылку.

Воспитатель: Что это такое, ребята? Давайте посмотрим!
Открывают посылку, в ней репродукция картины.
Какое время года здесь изображено? По каким приметам можно узнать, что наступила зима?
Дети: Идет снег, солнце светит редко и не греет, ночь длиннее дня, холодно.
Воспитатель: Вы любите зиму?
Дети: Да.
Воспитатель: А хотите отправиться на прогулку в сказочный зимний лес вместе со Снегурочкой?
Дети: Да.
Воспитатель: Только где же нам взять Снегурочку? Как вы думаете? (ответы) . А может, мы придумаем ее сами?
Давайте дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Почувствовали, какие мы сильные, смелые, дружные?
А теперь возьмитесь за краешек покрывала и давайте скажем волшебные слова:
Раз, два, три,
В сказку двери отвори!
(говорят)
Теперь поднимайте волшебное покрывало!
(поднимают, под ним одежда Снегурочки).
Кому подойдет этот наряд? Тебе? Тебе? А можно я буду Снегурочкой?
Дети: Да.
Под песню «Кабы не было зимы» надеть костюм Снегурочки (шубку и шапку)
Воспитатель: Ну, вот мы и готовы к путешествию в зимний лес. Только зимой холодно, мороз нас заморозит. Сейчас проверю, как вы готовы к зимним холодам. Поиграем в любимую игру моего дедушки, дедушки Мороза.
Игра «Заморожу».
Замерзли наши ручки, нужно их погреть. Давайте подышим на них теплым воздухом: носиком глубоко вдохнули, ротиком выдохнули.
А как мы должны правильно одеться на прогулку? Что надевают зимой?
Дети: Шапки (делают вид, что надевают) , валенки, шубки, варежки.
Воспитатель: Ребята, а у меня есть сюрприз! Загляните под свою подушечку. (заглядывают, там одна рукавичка, надевают ее).
А вторая варежка сушится после прогулки. Найдите вторую, точно такую же варежку.
Подходят к веревочке с варежками, находят «свою», снимают.
Воспитатель: У меня варежка голубого цвета, а у тебя? А у тебя?.. Какая геометрическая фигура у тебя на варежке? Какого она цвета?
Все в варежках? Молодцы! Идем в лес! А наши подушки вдруг превратились в сугробы.
Идут вокруг подушек.
Дети:
Мы пошли, пошли, пошли,
Все сугробы обошли.
По дорожке пробежали,
Вот и в лес мы все попали!
Воспитатель: Как красиво зимой в лесу! Снег искрится, хрустит под ногами. Деревья укутаны снежком. А вот эти веточки голые. Почему на них нет листиков?
Дети: Потому что зима, зимой листьев на деревьях не бывает.
Воспитатель: А где они?
Дети: Осенью опали, лежат под снегом.
Воспитатель: Ребятки, а зимой деревья живые?
Дети: (ответы) .
Воспитатель: А как вы узнали? Почему вы так думаете?
Дети: (ответы) .
Воспитатель: Зимой деревья живые, но они засыпают, отдыхают, набираются сил, чтобы весной вновь расцвести. А хотите проверить действительно ли это так?
Дети: Да.
Воспитатель: Я предлагаю вам поставить веточки в вазу с водой и через некоторое время посмотреть, появятся ли на них почки. Скажите, пожалуйста, а можно ли ломать ветки с деревьев?
Дети: (ответы).
Воспитатель : Ветки с деревьев ломать нельзя. Мы с вами взяли совсем немного веточек, чтобы посмотреть, что с ними будет. Берите веточки и давайте поставим их в воду. (ставят) У нас получился целый букет из веточек!
Воспитатель: Что-то холодно в зимнем лесу! Давайте погреемся, чтобы совсем не замерзнуть (встали в круг) .
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головами. Да! Да! Да!
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
(берутся за руки)
И бегаем кругом!
Согрелись? Идем дальше!
Подходят к столу, на котором лежит игрушка медведь.
Воспитатель: Посмотрите, здесь кто-то есть! Кто это?
Дети: Медведь.
Воспитатель : Ребята, а что делает медведь зимой?
Дети: Медведь зимой спит.
Воспитатель: А где спит медведь?
Дети: Медведь спит в берлоге.
Воспитатель : Правильно, а когда снежок укроет берлогу, мишке становится тепло, так он и спит всю зиму до весны. Только вот этому медвежонку не очень тепло, снежок его не укрыл. Давайте ему поможем, закутаем его.
Вот перед вами снежинки – пушинки. Подуйте на них тихонечко, чтобы они улетели к медвежонку и укрыли его.
Дуют.
Вместе с детьми тихим голосом:
Как на горке – снег, снег,
И под горкой – снег, снег.
И на елке – снег, снег,
И под елкой – снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише, не шуметь!..
И. Токмакова
Пойдемте потихоньку.
Подходят к домику Лесовичка.
Воспитатель : Ой, чей-то домик. Кто здесь живет? (достать Лесовичка)
Да это же Лесовичок! Давайте с ним поздороваемся. (здороваются)
Почему ты такой грустный?
Лесовичок (обыгрывает воспитатель) : Всем зимой хорошо, кроме птичек. Как им тяжело! Трудно найти корм. Не могли бы вы помочь мне, сделать кормушку для птиц?
Воспитатель: можем помочь?
Дети: Да.
Лесовичок: Напомните, пожалуйста, что едят птицы зимой. Чем мы можем их покормить?
Дети: Они едят хлебные крошки, зернышки, ягодки, семечки.
Лесовичок: У меня все это есть! Только из чего же мы сделаем кормушку?
Воспитатель: А мы возьмем большую шишку и вставим в нее и зернышки, и ягодки, и семечки! (вставляют) Вот какая кормушка получилась!
Лесовичок: Спасибо, повесьте, пожалуйста, ее на дерево, пусть птички поклюют, порадуются.
Понравилось вам в моем сказочном лесу? Что вы здесь делали?
Ответы детей.
Я хочу вас отблагодарить за помощь. (выкатывает большой ком)
Скажите волшебные слова, он и откроется!
«Комок, комок,
Открывай свой бок».
До свидания!
Дети говорят слова, комок открывается в нем снежки.
Воспитатель: Какая же зима без снежков! Поиграем в снежки!(высыпать) .
Если вам смешинка в рот
Вдруг случайно попадет,
Не сердитесь, не ворчите,
Хохочите, хохочите!
Кидаются снежками под песню «Веселая зима».
Воспитатель: Пора нам в сад возвращаться.
Мы пошли, пошли, пошли.
Все сугробы обошли.
По дорожке пробежали,
В детский сад опять попали.
Мне, Снегурочке, пора в сказку. А вы расскажите другим ребяткам, где вы были и что видели. До свидания!

Данилина Юлия Владимировна

воспитатель

МБДОУ детский сад№ 136 « Радуга» г. Брянска

Конспект НОД на тему: « Путешествие в зимний лес»

(средняя группа)

Программное содержание:

    Закреплять представления о сезонных изменениях в природе.

    Уточнить и расширить представления детей о жизни в природных условиях диких животных: как приспосабливаются к жизни в зимних условиях.

    Дать начальное представление о свойствах и качествах льда.

    Развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук, речь детей: стимулировать в активной речи слова: «холодные», «мокрые», « скользкие», « ледяные».

    Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Материал:

Макеты деревьев(береза, рябина, елки); картинки с изображением птиц; кормушка; игрушки: заяц, лиса, белка; шапочки зайцев; бусы ледяные; бусинки, веревочка для бус; корзинка.

Предварительная работа:

Чтение художественных произведений.

Наблюдения во время прогулок.

Загадывание загадок.

Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.

Дидактические игры.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, смотрите, что я нашла…. Письмо….

Читает письмо: « Дорогие ребята, все лесные жители просят у вас помощи. Дело в том, что у нас рос удивительно красивый и богатый лес. Этот лес охранял маленький Лесовичок. Все было хорошо, пока не пришли в лес дети, которые стали шуметь, разорять гнездовья птиц, пугать лесных жителей, мусорить и ломать ветви деревьев. Все лесные жители пришли к Лесовичку и стали просить у него помощи. Рассердился на людей лесной сторож и решил убрать с этого леса всех лесных жителей…Вот такая история, дети.

Мы, лесные жители, соскучились по своему лесу, и хотели бы вернуться обратно, но Лесовичок им не разрешает, потому что не верит, что есть на свете добрые дети, которые знают, как правильно вести себя в природе.

Ну, что докажем лесному сторожу, что есть дети, которые любят природу и заботливо к ней относятся?

Да!

Только как нам добраться до этого леса?

А вот поможет нам попасть в лес я, кажется, знаю кто…..

Есть такой веселый, озорной ветерок…..

Осторожно ветер из калитки вышел,

Постучал в окошко, пробежал по крыше,

И, расправив бодро молодые крылья,

Полетел к ребятам в детский сад для игр.

(звучит музыка-запись ветра).

Ребята, смотрите, ветерок уже нас переносит в лес, закрывайте скорее глазки(легкие наклоны).

А теперь смотрите, ветерок стал превращаться в ветер….Ой, какой он сильный, закружил нас, закружил….

(музыка останавливается и дети открывают глаза)

Куда же занес нас озорной ветерок?

. И, ой, что я нашла…бусы…..

Какие красивые, блестящие….Потрогайте их, какие они на ощупь?

Дети: холодные, мокрые.

Воспитатель: почему они такие? Из чего наши бусы?

Дети отвечают.

Воспитатель:

— Правильно-изо льда. Если они изо-льда, как мы можем про них сказать, какие они? (Ледяные)

Кто же потерял такие красивые бусы? Давайте пойдем в лес и поищем хозяина или хозяйку такой красоты, а их пока положим вот сюда, чтобы не потерять. Хорошо?

Дети, смотрите, куда мы попали…Что мы видим? (Деревья, сугробы…..)

Как вы думаете, какое время года?(Зима)

Ребята, что-то мне не нравится это место, тихо как-то, никого нет…А вот еще и корзинка стоит, а в ней записка….

Вы же помните, зачем мы оправились в лес? Правильно помочь лесным жителям вернуться в свой лес, и нам в этом поможет вот эта корзинка

И, если мы будем правильно отвечать, то лесные жители опять будут возвращаться на свои места. За дело?

Для начала давайте посмотрим, какие деревья растут в нашем лесу?

Как называется это дерево?(Береза)

Как вы догадались?

А это дерево с красными ягодками?(Рябина).

Правильно ли растут деревья в этом лесу, посмотрите, какие они скучные стоят, нет на них ни одного листочка? Давайте, к ним приделаем листочки и будут наши деревья красивые…

Почему нет?

Да, все верно-на улице — зима, а зимой деревья стоят раздетые, они спят.

А почему же тогда это дерево стоит зеленое? (Елка и зимой, и летом зеленого цвета)

Молодцы! А кто же еще должен жить в лесу? (Птицы, животные).

Раз у нас есть деревья, то мы должны поселить на них….Кого поселим? (Птиц!)

А какие птицы живут зимой в лесу?(Дятел, зяблик, синица, воробей, сорока)

Правильно, смотрите сколько в моей волшебной корзинке птиц. Только их здесь много, давайте выберем только тех птиц, которые нам нужны.(Выбирают зимующих птиц)

А, вот эту птичку почему не берете, посмотрите, какая она красивая?(показывает на ласточку). Правильно, ласточка — перелетная птица, она зимой улетает в теплые края.

А зимующим птицам очень плохо зимой, холодно, голодно и мы, люди, должны им помогать. Раз мы попали в лес, то как можем помочь птицам?(ответы детей)

Воспитатель обращает внимание на кормушку, которая находится в корзинке и предлагает насыпать в нее корма и оставить в лесу для птиц.

Молодцы! А, сейчас скажите мне, кто кроме птиц живет в лесу?(Звери). Какие животные живут в лесу? Вот такое животное мы могли бы встретить в лесу?

Полем идет, травку жует,

Мычит «Муууууу», А, кто, не пойму.

Поселим это животное к нам в лес? Почему нет?(Это домашнее животное и оно не может жить в лесу, за ним ухаживает хозяин и т.д.)

Ну, а тогда, какие животные живут в лесу? (Дикие)

Почему они так называются?(Сами о себе заботятся, строят жилище, сами добывают корм)

А вот это животное дикое?

Летом серый, а зимой белый? (Заяц)

Можем его поселить в наш лес?(Да!)

Воспитатель достает из корзинки зайца.

А, вы, знаете, ребята, что зайчик несмотря на то, что он трусишка, он очень хитренький. Ведь, когда он убегает от врагов, он очень ловко петляет свои следы-побежит то в одну сторону, то в другую и так запутывает свои следы, что волк с лисой долго ищут зайца в лесу.

Ваня, спроси, пожалуйста, у зайчика, не он ли потерял красивые бусы? Нет, ребята, зайчик говорит, что не он.

Посмотрите, зайчику скучно одному, давайте с ним поиграем? Сейчас я достану из корзинки шапочки зайчиков, надену на вас и вы превратитесь в зайчат(проводится игра « Зайцы скачут, скок-скок-скок).

Вот как зайчик развеселился. А, чтобы ему совсем не было скучно, мы ему вот такую подружку найдем: Сама рыжеватая, мордочка плутоватая

Ей не нужно пирожка, ей бы скушать петушка!

Кто это?(Лиса) Живет это животное в лесу?(Да!)

Ребята, лисичка тоже по-хитрому спасается от врагов-она заметает свои следы пушистым хвостиком.

Покажите, как лиса это делает.

Давайте посадим лисичку и зайчишку рядышком?(Нет, она съест зайца)

Кто же еще живет в лесу из животных?(Волк, медведь, белочка)

Ребята, что-то мне страшно встретить волка в лесу, давайте представим, как будто волки далеко-далеко, их мы не видим, а только может слышать. Как волки воют?(У-у-у)

А медведя мы можем встретить в лесу зимой? Почему?(Медведи спят зимой в берлоге)

Великан в бору живет,

Он-сладкоежка, любит мед.

Когда испортится погода,

Ложится спать, да на полгода!

Кого же мы забыли поселить еще в лесу?(Белочку)

— Да, правильно….а вот белочку мы посадим… Куда мы посадим белочку? (На дерево) А как называется жилище белочки? (Дупло).

Но, смотрите, белочка почему -то плачет? А плачет она потому что именно она потеряла эти самые бусы.

Не плачь, белочка, мы нашли твои бусы и принесли их тебе. Вот они…. Только, где же бусы? Почему их нет? Все понятно, ребята-дело в том, что в комнате тепло, а наши бусы какие были, вспоминайте.(Ледяные) Да, ледяные, а в тепле лед что делает?(Тает)

Как же нам белочку успокоить? Я, кажется, знаю. А давайте сделаем ей новые бусы. Вот у меня есть веревочка и бусинки. Вы можете взять по одной бусинке и нанизать на вот эту веревочку. Вот и готовы наши бусы. Возьми, белочка, подарок от нас!

(Белочка благодарит и угощает детей орешками)

А, сейчас нам пора возвращаться домой, в детский сад, давайте позовем ветерок….. Ветерок закружил нас, закружил, закружил….(Играет музыка)

Вот мы и дома! Смотрите, нас здесь ждет еще одно письмо. Что же написано в нем? Дети, это письмо от Лесовичка: « Я сегодня все слышал и видел, и мне понравилось, что вы вспомнили, какие деревья растут в лесу, какие птицы, животные живут в нем, что животные бывают дикими и домашними, а еще вы узнали, что лед в тепле тает, ведь бусы-то растаяли. А самое главное, что вы доказали мне, что есть добрые дети, которые готовы всегда прийти на помощь!

Организация: МБДОУ Детский сад №65 «Незабудка» г.Йошкар-Олы

Населенный пункт: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

конспект занятия по познавательному и художественно-эстетическому развитию.

Дети заходят в зал, оформленный по тематике занятия.

Воспитатель:

- Давайте, ребята поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть: он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое (Алина, я рада тебя видеть)

А теперь давайте все повернемся к нашим гостям и поздороваемся с ними. «Здравствуйте, мы рады вас видеть!»

Воспитатель:

Ребята, сегодня утром я получила письмо. Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята! Я, хозяин волшебной тропинки Старичок – лесовичок. Приглашаю вас в гости в зимний лес и предлагаю вам отгадать загадки – задания. В конце путешествия вас ждёт сюрприз! Желаю вам удачи и успехов!»

Воспитатель:

Ребята, вы любите путешествовать?

Воспитатель:

Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес. Хотите?

Для наших друзей, лесных зверей, я приготовила угощение, вдруг мы там их встретим. А сейчас возьмитесь за руки:

Поднялись, опустились

В зимнем лесу очутились.

Давайте погуляем по лесу.

Воспитатель:

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали (ходьба друг за другом),

Вот березка стоит, на ребят она глядит (ходьба на носках, руки вверх),

Через сугробы мы шагаем, выше ноги поднимаем (ходьба с высоким подниманием колен),

Дети в сугробе тропку протоптали (ходьба приставным шагом вправо, влево),

Я зимы не боюсь, очень быстро пробегусь (бег в колонне друг за другом),

Мы на лыжи дружно встали, и быстрее побежали (имитация ходьбы на лыжах),

По дороге зимней, гладкой побежали, как лошадки (бег с высоким подниманием бедра),

Вот мы шли, шли, шли - далеко в лес забрели (ходьба друг за другом). Воспитатель приглашает детей встать в небольшой круг.

Воспитатель:

Для того чтобы больше узнать о жизни леса зимой мне поможет волшебный «снежок». Я буду бросать « снежок», и задавать вопросы, а вы – отвечать, хорошо подумав.

Настоящие ли шубы и шапки зима одела на деревья?

Зачем зима это делает?

Все ли деревья в лесу стоят голые?

Какие деревья зимой зелёные?

Какие животные живут в лесу?

Это дикие или домашние животные?

Как нужно вести себя в лесу?

Воспитатель:

Я вижу, вы много знаете о лесе, о зиме, животных.

Воспитатель:

- Ребята здесь чей- то дом, интересно кто же здесь живёт? Отгадайте:

Кто же в шубе меховой

Спит холодною зимой.

Он большой, но вот беда

Лапу он сосёт всегда (медведь)

Кто это?

Что любит, есть медведь? (жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав.)

Почему медведя называют косолапым? (при ходьбе у него носки смотрят внутрь, а пятки наружу)

Что медведь делает зимой?

Как зовут детёнышей медведицы?

Ребята, медведь зимой крепко спит в своей берлоге. Давайте оставим ему угощение и тихо – тихо пойдем дальше, чтобы не разбудить его.

На носочки дружно встали

И тихонько зашагали (ходьба на носочках).

Ребята, под берёзкой кто-то сидит. Кто же это?

Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, грызёт морковку? (заяц)

Что любит, есть заяц? (траву, морковку, капусту)

Как заяц готовится к зиме?

Для чего он меняет шубку?

Почему зайца называют трусишкой? (врагов у зайца много: и лиса, и волк, и рысь)

Как заяц бегает? (он быстро бегает и путает следы)

Скажите, чем питается заяц зимой? (тонкие веточки, кору, сухую траву)

Всё про зайчика рассказали – давайте его угостим. Артём, найди у меня в корзинке любимую еду зайчика. Давайте оставим морковку на пеньке и пойдем дальше.

Воспитатель:

Путь у нас длинный, давайте сделаем привал и немножко отдохнём. Садитесь за столы.

У вас на столе лежат карточки. Вам нужно собрать картинку и вы узнаете, кто живёт в вашем домике.

Кто живёт в твоем домике?

Как называется домик лисы?

Как называется дом медведя?

Где живёт заяц?

Где домик белки?

Воспитатель:

Что это? (на снегу разбросаны ореховые скорлупки)

Как вы думаете, кто их набросал? (белка)

Но белочки не видно, где ж она? (спряталась в дупле, на дереве)

Кто знает, как белка готовиться к зиме?

Куда прячет белка свои припасы? (в дупло).

Какого цвета у неё шубка летом? А зимой?

(меняет рыжую шубку, на тёплую серую; готовит запасы: сушит грибы, ягоды, собирает шишки, делает тёплую постель из листьев)

Как вы думаете, легко ли живётся белке зимой? (холодно, голодно, запасы кончаются)

Давайте оставим белочке угощение – орехи.

Посмотрите, чей это хвост торчит из-за ёлки? (лисий, хвост лисы)

Давайте, вспомним добрые, ласковые, интересные слова о лисе.

(лисонька, лисичка, рыжая, плутовка, хитренькая, кумушка, сестричка, пушистая, рыженькая)

Давайте присядем с вами на полянке и отдохнём.

Воспитатель:

Тише послушайте. Слышите, кто-то в лесу разговаривает? (грам. запись голоса птиц). Кто это? (птицы)

Воспитатель:

А какие птицы зимуют в наших краях, вы знаете? Давайте посмотрим.

Слайды с изображением зимующих птиц (голуби, вороны, синицы, воробьи, снегири).

Воспитатель:

А вызнаете, что они говорят? Жалуются на то, как им тяжело живётся в наших краях зимой. А почему им тяжело жить?

Воспитатель:

Правильно. Зимы у нас суровые, птицам холодно, но ещё больше они боятся голода. В городе птицам помогают люди, а как? Чем питаются птицы? (зерна, ягоды, крошки хлеба)

Чем же мы можем помочь птицам, чтобы они не голодали?

Я предлагаю вам сделать любимое угощение для снегирей.

Дети делают поделку «Ветка рябины» с использованием техники аппликации из салфеток методом скручивания.

А сейчас мы отнесём наши работы на кормушку (слайд с изображением снегирей на ветке рябины)

Воспитатель:

Вот мы и выручили наших птиц, они вам говорят спасибо. А теперь нам пора возвращаться из нашего путешествия.

(Музыкальное сопровождение для перемещения)

Воспитатель:

Ребята, где мы с вами побывали? (в зимнем лесу).

Понравилось вам в лесу?

Кого мы там повстречали?

Ребята посмотрите, а вот письмо и подарок от Старичка – лесовичка.

«Спасибо, вам ребята за то что, вы так много знаете про диких животных, соблюдаете лесные правила и не забываете подкармливать зверей и птиц. Жду вас в следующий раз. А для вас я приготовил подарок»

Ребята, (тряся коробочку) а как вы думаете, что лежит в коробочке? Что же это может быть? (Цель: развитие эмпатии). Да это же конфеты! Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что-то хорошее, от чего они смогут стать радостными и счастливыми. Давайте подумаем, что можно пожелать нашим гостям?

– пусть они никогда не болеют,

– пусть все хорошо живут,

– пусть все будут счастливыми.

И я хочу пожелать вам, чтобы вы росли здоровыми, сильными, слушались своих родителей.

Огромное всем спасибо!