Развитие ребенка 10 месяцев мальчик комаровский. Развитие ребенка в десять месяцев: что должен уметь

Как утверждают специалисты, перечень того, что должен уметь ребенок в 10 месяцев, довольно внушителен. Помимо заметного прогресса в физическом плане становятся очевидны изменения в поведении малыша. На первом году жизни дети впитывают в себя информацию, как губки, поэтому количество их навыков и знаний неуклонно растет. Педиатры рекомендуют отслеживать поведение новорожденных (лучше всего завести журнал), это позволит установить, не происходит ли каких-то задержек в физическом или умственном развитии.

Физические показатели десятимесячного малыша

К десятому месяцу жизни рост ребенка постепенно замедляется, если сравнивать с более ранними этапами. Вес набирается уже не так активно. Средние показатели находятся в области 9,5 кг веса и 76 см роста. Данные могут несущественно отличаться от указанных, все дети развиваются индивидуально. Существует один момент, на который необходимо обратить внимание, – малыш должен расти по определенному графику. Если данные менялись резкими скачками, а потом стояли на месте, это может говорить о каких-то скрытых внутренних патологиях. В этом случае необходимо незамедлительно обратиться к врачу.

Еще один важный показатель нормального физического развития – полноценный и здоровый сон. Теперь по ночам малыш спит почти не просыпаясь, до 12 часов подряд. Обязателен дневной сон, минимум два раза по два часа. Без полноценного отдыха новорожденный не будет равномерно расти и правильно набирать вес. Если придерживаться указанного графика до полутора лет, это позволит укрепить природный иммунитет организма, повысит его сопротивляемость инфекциям.


Моторные навыки и принципы общения новорожденного в 10 месяцев

Десятимесячный возраст – важный период для становления моторных навыков малыша. Любые отклонения могут стать показателем неправильного развития, недостатка определенных витаминов или питательных веществ, недостаточного развития мускулатуры.

В 10 месяцев ребенок должен выполнять следующие действия.

  1. Уверенно ползать на руках и коленях, не уставая при этом и не капризничая.
  2. Сидеть с упором на ручки или с небольшой помощью взрослых.
  3. Вставать из положения сидя – как с опорой, так и самостоятельно.
  4. Ходить, опираясь на предметы, и даже подниматься и опускаться по невысокой лестнице.
  5. Пользоваться ложкой, чашкой и поильником.
  6. Нормально реагировать на использование горшка. Процедура не должна доставлять ему эмоциональных или физических неудобств.

Помимо этого новорожденный уже адекватно реагирует на просьбы и указания родителей, выполняет простые действия без предварительной демонстрации взрослых. Он может повторять жесты, увиденные всего один раз не менее недели назад.

Играет ребенок уже самостоятельно, он постоянно проявляет интерес к окружающему миру, изучает новые вещи. Благодаря развитию памяти малыш запоминает расположение важных объектов, мебели, места хранения игрушек, может отличать свою одежду.

Благодаря развитию социальных навыков десятимесячные дети начинают общаться с окружающими. Запоминая увиденные жесты, малыши уже начинают сами применять их по назначению.

Речь становится более внятной. Теперь кроха может использовать целые слова, хоть и смазанные и не всегда понятные. Рекомендуется поощрять такие попытки, это позволит ускорить развитие речевых навыков. Если малыш проявляет интерес к телевизору, смотреть он может только детские программы, в противном случае его будет невозможно отучить от некоторых услышанных слов.


Варианты проявления эмоций у малыша и восприятие окружающего мира

Самым интересным, по мнению родителей, становится проявление ребенком адекватных эмоций, соответствующих создавшимся ситуациям. Обоснованные капризы в ответ на отобранную игрушку, проявление страха при внезапном шуме, улыбка при виде родных и близких – все это указывает на то, что ребенок правильно оценивает окружающую обстановку.

В 10 месяцев карапуз пытается вести себя как «большой». Овладев движениями рук и пальцев, он точно повторяет увиденные жесты (отучить его от них практически невозможно). Восторгу малыша не будет предела, если ему позволят посмотреть телевизор или «поговорить» с кем-то по телефону.

Нельзя ругать детей в этот период за сломанные игрушки. Они не ломают, а изучают вещи, пытаясь понять, как они работают. Даже в таком нежном возрасте малыши начинают использовать законы физики. Они прекрасно знают, за что нужно потянуть, чтобы чашка упала со стола, какой длины нужно взять палку, чтобы достать далекий предмет.

Если суммировать все перечисленное, то навыки десятимесячного ребенка должны сводиться к следующему:

  • внимание к звукам и особенно речи окружающих, попытка подражания услышанному;
  • адекватная реакция на настроение окружающих и происходящие вокруг события;
  • проявление эмоций, соответствующих ситуации;
  • интерес к мелким предметам, попытки разобраться в строении крупных и сложных конструкций;
  • высокое развитие моторных навыков, которое позволяет ребенку ползать, сидеть, ходить и стоять с поддержкой, пользоваться бытовыми предметами;
  • жевание мелкой пищи, спокойный отказ от груди;
  • спокойная реакция на попытки усадить его на горшок;
  • активный интерес к другим детям.

Помимо указанных навыков отдельные дети могут удивлять индивидуальными достижениями. Все, что перечислено, относится к обязательной программе того, что должны уметь десятимесячные дети. Если же заниматься с новорожденным индивидуально и целенаправленно, то можно добиться поразительных результатов.


Действия родителей, если ребенок развивается в замедленном темпе

Если родителям кажется, что их малыш развивается с небольшим отставанием от сверстников или его навыки не соответствуют заявленным данным, не стоит поддаваться панике. Прежде всего необходимо проконсультироваться с педиатром. Врач проведет необходимые тесты, оценит данные малыша исходя из его индивидуальных особенностей и точно скажет, есть ли повод для волнений.

Зачастую недоношенным детям требуется чуть больше времени на освоение окружающей среды и набор всех перечисленных умений. Если хочется приблизить этот момент, нужно просто дополнительно заниматься с ребенком. Сегодня разработано немало развивающих игр, которые не только принесут пользу, но и доставят новорожденному огромное удовольствие.

Еще один важный момент – с детьми необходимо разговаривать. И это не должен быть поток бессмысленных слов. Лучший вариант – комментирование своих и его действий. Одевая ребенка можно перечислять все используемые вещи, нужно описывать их цвет, форму и назначение. Если во время прогулки описывать окружающую природу и события, это не уйдет бесследно, малыш все запомнит и однажды удивит всех своими знаниями.

Если же врач поставил неутешительный диагноз, необходимо незамедлительно обращаться в детские центры, повышающие социализацию детей. Слегка замедленное развитие можно исправить, если вовремя на это отреагировать и принять соответствующие меры. Основа успеха – регулярность занятий, не стоит надеяться на специалистов, нужно заниматься с ребенком и самостоятельно.

Главное – помнить, что успехи малыша, в первую очередь, зависят от внимания к нему родителей, достаточного количества специализированных игрушек. Если ребенок развивается самостоятельно и не получает достаточного ухода, не стоит удивляться некоторому отставанию в освоении им базовых навыков.

Для каждого возраста новорожденного характерны свои особенности развития и новые навыки и умения, причем у каждого малыша они проявляются по-своему, и незначительное отклонение от общепринятых норм считается нормальным явлением. Для 10 месяцев характерны быстрое развитие двигательного аппарата и разговорного навыка, а также яркое проявление таких черт характера, как упрямство, самостоятельность.

Физиологическое развитие ребенка в 10 месяцев

Ускорение роста и набор веса малыша к 10 месяцу несколько уменьшается, пропорции тела уже полностью сформированы, а прибавление дополнительных см и кг происходит пропорционально, так что вы особо не замечаете никаких внешних изменений.

Средний рост десятимесячного крохи составляет 70-80 см, при весе от 7 до 11 кг. Данные показатели зависят от начального роста и веса при рождении, немалое влияние оказывают также параметры родителей, т. е. если мама и папа низкие и худые, не стоит ожидать, что малыш будет великаном, и наоборот.

В 10 месяцев практически завершается формирование двигательного аппарата – кроха уверенно сидит, способен самостоятельно подниматься из лежачего положения на ножки, сам усаживается и сидит довольно продолжительное время. В этот момент важно следить за осанкой ребенка, если вы научите его держать спинку прямо уже сейчас, в будущем, скорее всего, проблема сколиоза и остеохондроза его не побеспокоит.

Для многих деток 10 месяцев – это переломный момент, в это время они могут сделать свои первые самостоятельные шаги. Уже несколько месяцев, как ребенок передвигается вдоль опоры или за руку, но мало кто раньше 10 месяцев хочет ходить без посторонней помощи. Родители могут стимулировать малыша к проявлению самостоятельности, однако слишком усердствовать не стоит, поскольку можно вообще отбить охоту ходить и процесс затянется надолго. Если же кроха уже начинает ходить, стоит обеспечить его удобной обувью, чтобы защитить маленькие ножки от холода и мелких предметов.

В 10 месяцев меняется режим сна и питания – теперь кроха будет спать днем всего один раз, поэтому готовиться к ночному отдыху следует несколько ранее обычного, просыпаться утром детки также начинают раньше. Придерживаясь такого режима с 10 месяцев, вам будет несложно приучить свое чадо к режиму детского сада.

Что касается грудных кормлений, то можно постепенно , оставив только завтрак и кормление перед сном. Это позволит перевести ребенка на взрослую еду без лишних капризов, этому будет способствовать также разнообразие детского меню, поскольку в данном возрасте ребенку уже можно предложить мясные изыски, рыбку и любые виды фруктов и овощей.


Психологические изменения, характерные для 10 месяца жизни

Ближе к году ребенок активно начинает разговаривать, некоторые уже произносят целые словосочетания, а может, и полные слова, а иные крошки лепечут по-своему, однако в любом случае малыш стремится активно общаться. Задачей взрослых в это время считается помочь ребенку разговориться, для этого старайтесь чаще вовлекать его в диалог, задавайте вопросы, много читайте и рассказывайте, посещайте людные места и обязательно способствуйте контакту малыша с другими детками.

В 10 месяцев проявляется полезный навык – умение сжимать и разжимать пальчики по собственной инициативе. Развитие мелкой моторики еще не завершено, однако теперь кроха может брать и отдавать предметы, игрушки, способен цепко хвататься за опору, что поможет удержаться в устойчивом положении. Хватательный рефлекс проявился у ребенка еще на первых месяцах жизни, однако отобрать то, что зафиксировано в маленьких пальчиках, раньше было непросто, теперь малыш сам отдаст вам все, что вы попросите. Этот факт поможет также научить кроху важным словам: «спасибо», «пожалуйста» и т.д.

Четвертый триместр первого года считается началом самостоятельной деятельности малыша, поскольку в это время кроха интересуется всеми новыми вещами и явлениями. Детки, начавшие ходить, пытаются залезать на возвышения и преодолевать преграды в виде подушек, стульев и крупных игрушек. Особо важным считается обеспечить «безопасную квартиру», т.е. оградить ребенка от возможных травм, укрепив выдвижные ящики, изолировав электрические шнуры и спрятав иные опасные предметы.


Чем заниматься с ребенком в 10 месяцев?

Для возраста 10 месяцев подходят практически все виды занятий, как активные, так и спокойные развивающие. Если вы хотите освободить некоторое время для занятий собственными делами, попробуйте увлечь ребенка одной из полезных забав:

  • рисование – подойдут пальчиковые краски; приобретите для крохи детский столик, он пригодится и для иных занятий, к примеру, создания аппликаций и пр.;
  • мультфильмы – выбирайте развивающие ролики, они помогут малышу научиться разговаривать, покажут новые места и ответят на многие детские вопросы;
  • движущиеся игрушки – машинки, которые катаются на веревочке, заводные куклы и всевозможные наборы – железная дорога, автотрек, гараж и пр. – обязательно заинтересуют и мальчиков, и девочек;
  • музыкальные предметы – подойдут детский телефон, плакаты и музыкальные инструменты, нажимая на кнопочки, малыш будет слушать песенки, учить буквы и узнавать, какие звуки издают животные;
  • яркие книжки – модели из картона вполне подходят для этого возраста, яркие картинки завлекут ребенка, а плотность бумаги не позволит разорвать их;
  • мягкие кубики и иные детали конструктора также пригодятся в 10 месяцев, ребенок сможет строить различные комбинации и научится различать формы и структуру разных предметов.

Любое из этих занятий освободит вам 15-20 минут свободного времени, а регулярное применение таких 20- минуток постепенно приучит кроху играться некоторое время самостоятельно.

2 850 0

В возрасте 10 месяцев малыш начинает многое понимать и уже показывает свои способности. Проявляет характер, самостоятельно активно двигается и возмущается, если его что-то не устраивает. Пытается во всем подражать вам, настойчиво идет к своим целям.

В статье вы узнаете, как развивается десятимесячный малыш, и какими навыками должен обладать.

Физическое развитие

Ребенок в 10-месячном возрасте настолько активен, что прибавка в весе не столь заметна.

В сравнении с предыдущим месяцем, вес прибавляется до 300-500 г, а рост – на 1-1,5 см. Отклонение в 10% нормально. Если более 20%, это может свидетельствовать о нарушении обмена веществ или сбое работы гормональной системы. Держать этот вопрос под контролем на протяжении всего периода развития чада поможет .

Психоэмоциональное

  • Малыш понимает, что вы говорите. Может повторять за вами звуки и слова, показывать на предметы, которые вы называете.
  • Весело реагирует на шутки. Смеется в ответ на смех взрослого.
  • Пытается подражать взрослым: подносит телефон к уху, повторяет за вами несложные движения.
  • Машет на прощание, протягивает ручки, обнимает.
  • Проявляет интерес к другим детям.
  • Выполняет несложные задачи родителей.
  • Понимает, когда его хвалят, а когда что-то запрещают.
  • Сознательно разбрасывает окружающие предметы.
  • Находит ранее спрятанный предмет, знает, где лежат его игрушки.
  • Хорошо сжимает и разжимает пальчики. Если вы просите что-нибудь отдать, он протягивает вам этот предмет.
  • Продолжает развиваться мелкая моторика. Ребенок уверенно держится за кровать, когда хочет подняться. Легко разжимает ручку, когда бросает игрушку. В этот период родителям уже нужно знать, .

Сон и питание

Спит от 10 до 12 часов. 2 раза в сутки по 1,5-2 часа – дневной сон.

В 10 месяцев малыша уже надо переводить на обычные продукты. Грудное молоко и смесь ребенок должен получать после и перед сном. 30-50 г вместо воды или сока после кормлений.

Дневная норма молочных продуктов десятимесячного малыша – 600-700 г.

В первое и последнее кормление ребенку достаточно грудного молока или смеси. За одно кормление он съедает от 200 до 250 мл.

Родители должны создать ребенку правильный режим сна и питания, чтобы он не переутомлялся и имел хороший аппетит.

Режим дня

  • 6.00 Пробуждение
  • 6.00-6.30 Туалет, кормление
  • 6.00-8.00 Бодрствование
  • 8.00-10.00 Первый сон
  • 10.00 Кормление
  • 10.00-12.00 Бодрствование
  • 12.00-14.00 Второй сон (на свеж. возд.)
  • 14.00-16.00 Бодрствование
  • 16.00-18.00 Третий сон
  • 18.00 Кормление
  • 18.00-20.00 Бодрствование
  • 19.30 Купание, гигиена
  • 20.00-6.00 Ночной сон
  • 22.00 (или 1.00-2.00) Кормление

Навыки

  1. Малыш стоит без опоры. Если держать его за руку, он старается передвигаться вперед;
  2. Спокойно садится из стоячего положения;
  3. Крепко хватает и держит предметы обеими руками. Чашку держит двумя руками, а ложку одной;
  4. Хорошо ползает на четвереньках;
  5. Повторяет движения за взрослыми;
  6. Высовывает и засовывает ящики комода или шкафа;
  7. Передвигает мячик в то место, на которое вы показываете;
  8. Подпрыгивает и приседает в кроватке, держась за перила;
  9. Может одним предметом достать другой (лопаткой спихнуть игрушку со стола).

Как развивать малыша

Носите на руках

Раз в день берите ребенка на руки и на протяжение часа носите с собой везде, разговаривая с ним. Сажайте к себе на колени, улыбайтесь, глядя ему в глаза. Обнимайте и говорите, как сильно любите, целуйте. Напевайте веселый песни и пытайтесь танцевать вместе.

Говорите

Делайте это так, будто он вас понимает. Используйте короткие словосочетания: “это мячик на столе”, “мячик синего цвета”. Разговаривайте медленно и уверенно.

Развивайте чувство юмора

Дети в этом возрасте уже понимают шутки и отлично реагируют на вашу мимику. Шутите, руками старайтесь описать шутку.

Сделайте пространство для ползания

Уберите все лишние предметы с пути малыша, обезопасьте его место пребывания. На примерах показывайте, что есть опасные предметы, которые могут навредить, их нельзя трогать (в розетке ток, в чайнике горячая вода и др).

Научите показывать части тела

Присядьте напротив ребенка и показывайте на себе части тела, чтобы он повторял за вами. Говорите: “Это носик”, “Вот это ручки”, “Это глазки”.

Позволяйте кидать игрушку

Поставьте перед малышом коробку или ящик, в которую он может бросать игрушки. При этом меняйте расположение коробки.

Читайте сказки

Купите ребенку несколько книжек, в которых он сам сможет переворачивать странички. Читайте короткие сказки с интонацией, например “Курочка Ряба”, “Колобок”, “Теремок”. Сделайте малышу полочку с книжками, чтобы он сам мог к ним дотянутся.

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Узнаем предметы на ощупь

Игра 1. «Ищем клад»

Игра направлена на совершенствование тактильного восприятия ребёнка. Узнавание предметов на ощупь является важным источником информации об окружающем мире и основой тонких движений. Благодаря ему действия ребёнка в ближайшем будущем станут более точными, и часть из них он сможет выполнять без зрительного контроля. Это необходимо для самостоятельного одевания, выполнения гигиенических процедур, игры на музыкальных инструментах и др.

Вам понадобятся

Глубокая миска или небольшой таз диаметром не менее 30 см, 4 небольших резиновых игрушки для купания, 1 кг гречневой крупы.

План игры

1. Высыпьте гречку в миску и распределите её равномерным слоем по дну. 2. Покажите малышу две игрушки и на его глазах закопайте их в гречку. 3. Выразите удивление из-за исчезновения игрушек. Спросите у ребёнка, куда они спрятались? 3. Начните искать игрушки в гречке вместе с малышом, а затем предоставьте ему возможность сделать это самостоятельно. 4. Когда ребёнок найдёт игрушки, порадуйтесь вместе с ним. 5. Повторите игру с другой парой игрушек.

Родителям на заметку

1. Вместо таза или миски можно взять прямоугольную коробку, однако малышу будет трудно найти игрушки, если они окажутся в углу. 2. Игрушки могут быть не из резины, однако они должны иметь обтекаемую форму, чтобы гречке было некуда забиться. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Обучение и общение:: наблюдаем за малышом

В этом возрасте мальчики весят 8,2-10,2 кг при росте 71,0-75,6 см, соответствующие показатели для девочек: 7,5-9,5 кг и 69,0-73,9 см*.

Многие дети уже умеют стоять и очень гордятся своим новым навыком. Нередко, утром кроха приветствует родителей, стоя в кроватке: держась за бортик, он громко лопочет, приглашая маму и папу разделить с ним радость победы. Другие дети не стремятся начать ходить как можно быстрее, а вместо этого совершенствуют свои «ползунковые» способности, ведь уверенно ползающий малыш перемещается по комнате быстрее ровесника, который делает первые шаги.

Прямой зависимости между умственными способностями и двигательными навыками у детей нет. Малыш, который пошел раньше, не обязательно научится читать или решать примеры быстрее своих ровесников. Не торопите события, каждый ребенок научится ходить, когда будет к этому готов.

Новое достижение малыша - умение рвать бумагу. Вам придется убрать подальше все ценные книги и фотоальбомы. Подарите ребенку для «тренировки» несколько разноцветных журналов. Следите за тем, чтобы он не поранился о края журнальных листов.

Детям этого возраста нравится не только опустошать всевозможные емкости, но и складывать в них разные предметы. Убрать несколько игрушек в ящик не составляет для ребенка него особого труда, то попытка положить одну формочку в другую может закончиться неудачей. Крохе пока трудно понять, что из двух похожих предметов нужно выбрать меньший по размеру и поместить его в более крупный.

Многие малыши уже умеют складывать башни из кубиков, но разрушать их им по-прежнему нравится больше, чем строить.

Десятимесячный ребенок различает по голосу всех, с кем часто общается, и замечает изменения в настроении окружающих людей по интонации, с которой они разговаривают. В этом возрасте уже можно учить ребенка сопереживать эмоциям другого человека: например, пожалеть маму, если она устала, погладив ее по голове или обняв за шею.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Обучение и общение:: понимаем малыша

В этом возрасте дети иногда настолько поглощены своими занятиями, что практически не замечают присутствия зрителей. Улыбки, ласковые прикосновения и слова поддержки со стороны родителей по-прежнему важны для малыша, но не в такой степени, как раньше.

Детские игры постепенно усложняются. Еще недавно ребенку нравились занятия, которые были основаны на общении, а теперь на первое место выходят игры с разнообразными предметами. Малыш может самостоятельно достать игрушку из ящика и принести ее, инициируя игру. При этом он приглашает родителей и гостей играть по определенным правилам, например, передавать какой-нибудь предмет из рук в руки или перекатывать его по полу.

Десятимесячный малыш обычно дружелюбен и общителен, особенно на «своей» территории. Он с удовольствием «поговорит» с новым человеком, правда, используя свой собственный малопонятный язык. Зато общаясь с близкими людьми, малыш может будет стараться произносить «настоящие» слова, значение которых он уже знает.

Если раньше передвижение крохи полностью зависело от родителей, то теперь он может самостоятельно решать, куда ему отправиться. Малыш смело покидает маму и исследует новые места. В качестве «гаранта безопасности» ребенок возьмет с собой любимую игрушку, особенно если цель экспедиции - другая комната или место, откуда мамы не видно.

За пределами своего дома не все дети так решительны и готовы продолжать исследовать мир вокруг. Поначалу ребенок будет чувствовать себя относительно безопасно только около родителей. Если малыш все же решится отойти подальше, то будет искать маму и папу глазами и периодически звать их, чтобы убедиться, что они рядом. Некоторые дети предпочитают вообще не расставаться с родителями в незнакомой обстановке. Если в комнату зайдет кто-нибудь чужой, они будут тесно прижиматься к маме или папе, пока незнакомец не выйдет.

Питание

В этом возрасте ребенку ежедневно необходимо 400-500 г материнского молока (или адаптированной молочной смеси в случае невозможности грудного вскармливания).

Если ваш врач одобрил введение прикорма, то в десять месяцев малыша уже можно знакомить с самыми разными продуктами, в основном, в виде пюре. Еда вызывает живой интерес у детей не только с точки зрения вкуса. Любые продукты им нужно пощупать, размазать, раскрошить и посмотреть, как они будут выглядеть на разных поверхностях. Это вполне естественный процесс, так дети изучают свойства разных предметов. Будьте терпеливы, не ругайте кроху за его «исследования» и запаситесь клеенкой, бумажными полотенцами и специальным фартучком для малыша.

Примерный вариант сочетания грудного вскармливания и прикорма для десятимесячного ребенка может выглядеть следующим образом: первый завтрак – грудное молоко (200 г); второй завтрак - каша (180 г), половина яичного желтка и фруктовый сок (30 мл); обед – мясное пюре (70 г), овощное пюре (130 г), фруктовый сок (40 мл); полдник – печенье (5 г); ужин – фруктовое пюре (130 г), творог (50 г) и материнское молоко как докорм; поздний ужин – материнское молоко (200 г).

Добавьте в кашу кусочки фруктов или ягоды, например, банан, яблоко, землянику или чернику. Также в кашу можно добавить половинку яичного желтка, в котором содержатся минеральные вещества и витамины, необходимые для здоровья малыша. Детям, склонным к запорам, можно приготовить пюре из чернослива на ужин и добавить чернослив в утреннюю кашку.

Помните, что детей в возрасте до двенадцати месяцев не зря называют «грудными»: в первый год жизни главная и самая полезная еда для малыша – материнское молоко.

Примечание:

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Десятимесячные дети активно двигаются и проводят много времени, играя на полу. Поэтому купать ребенка можно чаще – не только перед вечерним сном, но и перед дневным. Днем можно ополоснуть ребенка под душем. Температура воды для купания должна быть приближена к температуре тела малыша – 33-34°С.

Для укрепления иммунитета можно проводить закаливающие процедуры: воздушные ванны при температуре воздуха 18-20°С длительностью около 30 минут; влажные обтирания или, если малыш любит купаться, обливания.

Обливая малыша с помощью душа, держите лейку на расстоянии 20-30 см от ребенка. Начальная температура воды должна быть не более 36°С, каждую неделю постепенно понижайте температуру на один градус и доведите ее до 28°С. Именно эта температура оптимальна для закаливания ребенка в возрасте до одного года. Начинайте обливание со спины, затем полейте животик и грудь, затем левое и правое плечо. Голову малыша поливать не нужно. После обливания обязательно вытрите кроху насухо.

Обливания можно проводить через 20-25 минут после зарядки или массажа, сразу после сна или через 30-40 минут после кормления.

Свежий воздух необходим ребенку круглый год. Отправляясь на улицу, одевайте малыша по погоде. Детская одежда для активных занятий должна быть удобной и не сковывать движений.

Если десятимесячный ребенок во время ежедневной прогулки предпочитает сладко спать в своей коляске, проследите за тем, чтобы ему было комфортно. Теплая погода часто бывает обманчива: летом захватите на прогулку запасное одеяльце на случай холодного ветра. В холодное время года укутайте малыша потеплее и не допускайте резких перепадов температуры. Если вам придется какое-то время провести в теплом помещении (например, в магазине), снимите с ребенка хотя бы один слой одежды. Не забывайте, что перегрев и переохлаждение могут быть одинаково опасны.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Поход в супермаркет, поездка к бабушке или прогулка в парке не только разнообразят жизнь мамы и малыша интересными впечатлениями, и но и помогут приобрести новые навыки.

В хорошую погоду повозитесь с малышом на земле или в песочнице. Соберите коллекцию камней или рассортируйте по кучкам листья и прутики. Покажите ребенку, что камушки или листики могут быть не только разной формы, но и разного цвета.

Формочки или стаканчики, которые можно вставлять друг в друга, помогут малышу понять, что такое размер и количество. Положите перед крохой игрушки и покажите, как формочка поменьше помещается в формочку побольше. Начните с двух формочек и постепенно увеличивайте их количество.

Чтобы познакомить ребенка с понятием формы, сыграйте с ним в игру «найди угощение». Для этого возьмите три коробочки - две квадратной формы и одну круглую, на глазах у ребенка положите печенье в круглую коробку, затем закройте все коробочки крышками и поставьте их перед малышом. Возможно, сначала малышу потребуется подсказка, но скоро он научится отличать предметы по форме и запоминать, в какую именно банку вы положили лакомство.

Привяжите тесемку к любимой игрушке малыша и закрепите другой конец тесемки на ручке детского стульчика. Крохе понравится дергать за веревочку, чтобы достать игрушку. Чуть позже ребенок научится возить машинку, держа веревочку в руке, и это станет одной из любимых его игр.

Малыш уже хорошо знает близких родственников в лицо, и ему нравится узнавать их на фотографиях. Листайте вместе семейные альбомы, попросите ребенка показать на разных фотографиях бабушку или дедушку, маму или папу.

Дети обожают музыку и начинают двигаться, когда слышат ритмичную мелодию. Танцуйте с малышом, используйте бубен или маракасы, чтобы малыш мог лучше почувствовать ритм.

Помогите крохе развить координацию движений разных групп мышц в новом для него вертикальном положении. Малыш с удовольствием будет доставать игрушку из недр большой пустой коробки, наклоняясь за ней через ее край. Можно положить любимые детские игрушки повыше - на столик или диван: чтобы достать их, ребенку придется встать на цыпочки и потянуться за игрушкой обеими руками.

Сон

В этом возрасте дети спят обычно 13 часов в сутки*. Некоторые малыши упорно пытаются отказаться от дообеденного сна или сократить его до 20 минут. Большинству мам пока удается сохранить привычный режим дня: долгий ночной сон и два перерыва на сон днем.

Даже самостоятельному и независимому малышу, который не требовал много внимания в течение дня, перед сном необходимо присутствие родителей. Иногда кроха отказывается закрывать глаза, боясь потерять маму из вида, или просыпается среди ночи и начинает плакать и кричать без видимой причины.

В той или иной степени, через стадию «страха разлуки» с родителями проходят все дети. Наберитесь терпения и помогите малышу перерасти свои страхи. Если ребенок расплакался – обязательно приласкайте его. Если малыш обычно спит в своей кроватке, помогите ему успокоиться и заснуть, взяв на руки.

Малыш чувствует себя гораздо увереннее, если придерживаться определенной последовательности событий, поэтому режим занимает важное место в его «правильной» картине мира. Старайтесь не нарушать ритуалы, связанные со сном, которые сложились в вашей семье.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Родителям десятимесячных первооткрывателей нелегко соблюдать баланс между «полезным» и «безопасным».

Для развития мелкой моторики и органов осязания малышам полезно возиться в песке, земле, играть с камушками и прутиками. Будьте готовы к тому, что ребенок испачкается, не мешайте ему раскапывать и пересыпать песок и подбирать с земли разнообразные предметы, но при этом внимательно наблюдайте за тем, чтобы в рот малыша не попало ничего вредного.

Ручки малыша после таких игр необходимо сразу обтереть влажной салфеткой или помыть, так как кроха может потянуть их в рот или потереть кулачками глазки по пути домой. Не забывайте промывать ребенку глаза перед сном: после активных прогулок и игр на улице в них могут попасть пыль или песок.

У любой мамы в сумке всегда найдется пачка влажных салфеток и бутылка воды.

Умение рвать бумагу на кусочки - важная веха в развитии ребенка, но в типографской краске могут содержаться вредные вещества, а края бумаги могут поранить нежную кожу. Все эксперименты с бумагой, фольгой, газетами и журналами можно проводить только под строгим контролем взрослых.

Так как малыш ни минуты не сидит спокойно, падения и мелкие ссадины неизбежны. Обязательно включите в список вещей первой необходимости пластырь. Чтобы скорее успокоить кроху, если он поранится, выбирайте пластырь ярких веселых расцветок и обязательно расскажите ребенку, что волшебные котики, мишки, рыбки, зайки и т.п., нарисованные на пластыре, помогут пальчику, ладошке или коленке скорее выздороветь.

10 месяц жизни ребенка - это интересный период как в жизни малыша, так и в жизни его родителей, наполненный неповторимой романтикой познания окружающего мира.

В этом возрасте в развитии ребенка по всем ведущим линиям – сенсорной, социальной, речевой, моторной – наблюдаются качественные изменения. По-прежнему ведущей остается предметная деятельность (ознакомительная игра), в которой намечается новое:

ребенок начинает интересоваться не только самим предметом, но, в большей мере, тем, что с ним можно делать;
в действиях младенца появляется тенденция к созиданию.

В возрасте 10 месяцев внимание ребенка привлекает игра взрослого с кубиками, пирамидками, шариками, кольцами. И чем чаще крохе показывают различные вариации с давно знакомыми ребенку предметами, тем больше он получает сенсорной информации об их свойствах: шарик катится, а кубик стоит, конус можно поставить на основание, но нельзя удержать на вершине и т.д.

Если раньше, находясь на руках родителя, малыш смотрел на его лицо, то теперь, обретя некоторую автономность, сидя на ковре или стоя у опоры, ребенок наблюдает , прежде всего, за руками взрослого: как тот действует с теми или иными игрушками.

Постепенно ребенок отходит от беспорядочного манипулирования. Все чаще и чаще вы видите такую картину: вот он поставил кубик на кубик, шарики прикатил к дырочке, колечко положил рядом с другим и т.п.

Строим пирамидки

Если раньше малыш только разрушал то, что складывала для него мама, то на 10-м месяце кроха улавливает созидательный смысл ее действий и начинает повторять их так, чтобы и у него что-то получилось. Такая созидательная направленность, начавшаяся в конце 9-го и на 10-м месяце жизни, будет становиться все более выраженной.

Это необходимо для развития мышления и речи , ведь перед ребенком появляется продукт его усилий, который имеет название – башенка, пирамидка, лесенка, дорожка и т.п.

Игра с предметами

Другой важный аспект – понимание речи. Ребенок начинает понимать фразу из двух слов: название предмета и действия с ним. Например: «Дай ручку!», «Помаши ручкой. Пока!», «Покажи, где собачка?», «Пей молочко», «Ешь кашку», «Собери шарики» и т.п.

Для овладения пониманием речи ребенку необходимо образование связи между предметом и словом, обозначающим его. Вот почему предметная деятельность приобретает особое значение для речевого развития ребенка , являясь по содержанию ориентировочно-исследовательской, а по форме – ознакомительной игрой. В процессе этой игры ребенок усваивает названия предметов и действий с ними.

При игре с игрушками также появляются новации – показы сюжетов развернутых действий: куколка нарядилась и спела песенку; петушок походил, поклевал зернышки, прокукарекал; собачка танцевала на задних лапках, потом легла и т.п. Все эти показы эмоциональны и сопровождаются краткими речевыми пассажами: «Ляля топ-топ! Ля-ля-ля!», «Собачка ав-ав!» и др.

Вы замечаете, что ребенок с интересом наблюдает за действиями домашних: бабушка шьет, дедушка стучит молотком, сестренка поет – все что-то делают. Их действия взрослый обозначает словом, и малыш внимательно вглядывается в происходящее. У 10-месячного ребенка интенсивно формируется понимание, но и в развитии активной речи происходят значительные позитивные изменения.


К 10–11 месяцам жизни у ребенка наблюдается более сформированная способность к речевому подражанию. Теперь кроха вслед за взрослым сходу повторяет фонемы родного языка, звукоподражания и даже наиболее легкие лепетные слова-обозначения, например, «ав-ав» (собачка), «га-га» (уточка), «ку-ка» (петушок) и т.п.

Однако далеко не все звуки речи одинаково хорошо удаются крохе. И вы замечаете, что во время переклички малыш легко произносит те звуки, которые еще раньше появились в лепете: «м», «б», «в», «п» (губно-губные). Их звучание связано со смыканием и размыканием губ на выдохе, что на первых порах возникает спонтанно.

Ребенок издает звуки , близкие к правильно артикулируемым – по-другому он пока не может. Но важно, что в этот момент включается физиологический фактор: малыш слышит себя, подражает сам себе. В процессе этих повторений происходит коррекция произношения. Следовательно, отрабатываются алгоритмы тех фонем, которые ребенок слышит и неоднократно повторяет. Их артикуляция удается малышу быстрее.

Как правило, к 9 месяцам ребенок уже правильно произносит губно-губные «м», «п», «б», «в», а к 10–11 месяцам – губно-зубные «т», «д»; сонорные «н», «л». И вы слышите примерно такие речевые рулады: «ба-ба-ба», «а-ля-ля», «нэ-нэ», «дя-дя-дя», «та-та», «та-ка», «ав-ава» и т.п.

Но еще не скоро появятся в детской речи звуки «р», «ш», «ч», «з», «ц», «щ», потому что они требуют более сложного произношения. Как отмечают специалисты, для большинства трудных фонем должна образоваться своя система обратных связей на более высоком уровне развития речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Становится понятным, почему 1 год жизни ребенка называют подготовительным этапом речевого развития: нужно время, чтобы даже легкие речевые звуки (фонемы) малыш начал артикулировать. Ведь фонемы – единицы речи, из которых формируются слова!

Общее развитие ребенка

Задачи общего развития малыша, которые стоят перед родителями, направлены на правильную организацию его жизни:

  • обеспечьте ребенку достаточную двигательную активность: возможность перемещаться в пространстве (ползание) и вставать на ножки у опоры (у кресла, у дивана и др.), двигаться приставным шагом вдоль опоры;
  • обогащайте предметные игры малыша введением разнообразных действий с одним и тем же пособием («шароброс», пирамидка, матрешка, кубики и т.п.);
  • развивайте у вашего чада устойчивость и целенаправленность действий с предметами;
  • уделяйте особое внимание созидательным действиям ребенка, в результате которых появляется «продукт» – башенка, каталка из колечек, деревянная матрешка и др.;
  • обогащайте игровое общение малыша не только с мамой, но и с близкими, разыгрывая ситуации с использованием предметов домашнего обихода, игрушками и др.;
  • продолжайте совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
  • поддерживайте в малютке интерес к другим детям, учите ребенка играть рядом с другими малышами.

Развитие речи ребенка

Задачи развития речи ребенка следует выделить особо:

  • наполняйте жизнь ребенка яркими впечатлениями при знакомстве с окружающим миром – природой и социумом (теплое солнышко, зеленая травка, воркующие голуби, поливальная машина, праздничные флаги, клумба осенних цветов и т.п.);
  • называйте все предметы, явления, события, попадающие в поле зрения малыша;
  • говорите эмоционально, но не многословно, не торопясь; стройте предложения из двух слов – подлежащее, сказуемое (предмет и действие с ним). Употребляйте простые обороты речи, понятные ребенку;
  • продолжайте развивать речевые навыки в процессе расширяющихся социальных контактов малыша со взрослыми и детьми;
  • расширяйте понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого (его пассивный словарь);
  • в процессе развития действий с предметами и на специальных речевых занятиях формируйте активный словарь малыша (т.е. самостоятельное употребление им слов);
  • побуждайте ребенка подражать взрослому, повторять за ним новые слоги, которых нет в лепете малыша;
  • поощряйте кроху к произношению первых лепетных слов: «ма-ма», «ба-ба», «пa-пa» и т.п.

Малышу интересны не только электронные игрушки с меняющимися модулями света, цвета, звука, но и самые простые хозяйственные предметы: бидончик, в который малыш набирает шарики; дуршлаг, в котором много дырочек и др. Эти предметы отличаются от игрушек, но не менее интересны для малютки, потому что действия с ними доступны и зрительно (визуально) просты.


Развивающая игра «Кто что делает?»

Задачи игры

  1. Продолжать обогащать социальный опыт ребенка, организуя познавательные и речевые контакты со взрослыми из его ближайшего окружения (отец, бабушка, сестра и др.), повышать интерес к ним.
  2. По договоренности с домашними разыграть ситуации действий с предметами домашнего обихода.
  3. Практиковать понимание фраз из 2 слов: название предмета и действия с ним («Что делаешь?» – «Варю кашку», «Чиню машинку» и др.).

Материал для игры

Предметы домашнего обихода (ситечко, корзиночка, деревянные ложки, расписанные под хохлому, дуршлаг, бидончик и др.), пирамидка, предметные картинки (3–4 шт.): кукла, машинка, мишка, зайчик, петушок и др.

Мама вместе с ребенком идет к бабушке на кухню. Бабушка ласково встречает малыша, называет по имени. Мама, держа ребенка на руках, глядя на бабушку, медленно и выразительно спрашивает: «Что ты делаешь?» Бабушка отвечает: «Я варю кашку. Кашку для Сашеньки (имя ребенка)».

Бабушка показывает бидончик, дуршлаг, корзиночку. Дарит ребенку корзиночку, в которую он будет собирать шарики. Мама предлагает малышу помахать бабушке ручкой: «До свидания! Пока! (разученное действие) Мы идем к дедушке!»

Дедушка ласково встречает ребенка. Ему задается тот же вопрос: «Что ты делаешь, дедушка?» Дедушка отвечает, что собирает пирамидку для Сашеньки. Мама опускает малыша на ножки около стула, на котором разложены колечки. Мама и ребенок наблюдают за действиями дедушки. Малыш расстается с дедушкой, мама предлагает помахать ручкой: «До свидания! Пока!» (разученное действие) и, взяв каталку, они идут посмотреть, что делает сестренка (тетя, брат). Вся сцeнкa повторяется. Сестра рассматривает картинки и показывает их малышу, называет изображения. В конце игры-занятия мама и малыш играют на ковре. Собирают шарики в корзиночку, возят каталочку, подбирают игрушки к картинкам (кукла, мишка, петушок). Мама озвучивает действия ребенка: «Сашенька складывает шарики», «Сашенька катает каталочку», «Сашенька смотрит на картинки» и т.д.

Речевое общение с домашними следует повторять с разными аксессуарами, находя новые игровые поводы.

Развивающая игра «Собачка»

Задачи игры

  1. Использовать прогулку с малышом для ознакомления с животными, живущими рядом с человеком, в частности, с собакой. Обратить внимание ребенка на внешние признаки, повадки, голосовые реакции. Ввести звукоподражание («ав-ав»).
  2. Продемонстрировать эмоционально-доброе отношение к животному, но не допускать приближения ребенка к нему (наблюдение проводить с расстояния 3–4 м, младенец находится на руках взрослого).

Взрослый обращает внимание ребенка на собачку: «Соба-а-ачка! Ав-ав!» и, держа ребенка на руках, следует за животным, обходит вокруг, давая возможность обозревать собачку с разных сторон: «Вот какая соба-а-ачка, ав-ав!» Далее мама описывает животное: «У собачки хвост, лапы, ушки. Как собачка лает?» – Отвечает: «Ав-ав! Ав-ав!» Обращается к ребенку: «Скажи: ав-ав! ав-ав!»

В заключение читает стихотворение Н. Комиссаровой «Собачка»:

К нам пришла собачка,
Добрая собачка,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
Ав-ав! Ав-ав!

Пальчиковая игра «Но-но! Нельзя»

Задачи игры

  1. Разучить с ребенком условное «запрещающее» движение пальцем руки (погрозить), соединив его с пониманием фразы: «Но-но! Нельзя!»
  2. Ввести это запрещающее движение в игровой показ с сюжетными игрушками. Использовать фольклор для маленьких.

Материал для игры

Сюжетные игрушки среднего размера (30–40 см): собачка, зайка, киска, поросенок Хрюша.

Мама удобно устраивает малыша на стульчике за детским столиком. Садится напротив ребенка. Под столиком располагает игрушки. Вначале мама старается привлечь внимание ребенка: называет по имени, ласково гладит его ручки, улыбается.

Затем читает:

К нам пришла Жучка,
Хвостик закорючкой,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
(Л. Н. Павлова)

С этими словами взрослый выводит на столик собачку. Собачка крутится, бегает по поверхности столика и начинает лаять на взрослого, потом на ребенка (звукоподражание «ав-ав!» выполняет взрослый).

Мама строго говорит: «Но-но!» (грозит указательным пальцем собачке). «Не лай! Нельзя!» Затем подходит к ребенку и выполняет это действие его пальчиком (пассивное движение).

Несколько раз повторяет фразу: «Но-но! Нельзя!», сопровождая ее запрещающим жестом ручкой малыша.
Затем то же игровое действие выполняет с киской, запрещая собачке лаять на кошечку. При этом взрослый ручкой ребенка повторяет запрещение со словами: «Но-но! Нельзя!»:

Ты, собачка, не лай!
Нашу киску не пугай!
(по мотивам русского фольклора)

Затем приходит зайка. Сценка повторяется. Мама старается перевести в активное движение уже понятый ребенком запрещающий жест с междометием «Ho-но!» Взрослый дополняет «Нельзя!»

Ты собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Нельзя! Не лай!
Зайку, зайку не пугай!

Ты, собачка, не лай!
Хрюшу (Тепу, Мышку, Лиску и др.) не пугай!

В конце игры-занятия все зверушки собираются перед ребенком, мама пересаживает их в тележку и вывозит на ковер.

Развивающая игра «Кукла танцует»

Задачи игры

  1. Продолжать практику речевой переклички на основе разученных слогов «ла», «ля». Связать лепетное слово «ляля» с демонстрацией куклы: ляля (кукла) танцует («ля-ля-ля!»).
  2. В ходе занятия постараться, чтобы малыш понял смысл фразы «кукла танцует» («Ляля ля-ля-ля!»).

Мама сажает ребенка напротив себя так, чтобы он хорошо видел ее артикуляцию. Затем произносит: «Ля-ля-ля». Замолкает. Дает возможность ребенку откликнуться, повторяет звукосочетание еще раз. Если малыш откликнулся, мама подхватывает: «Ля-ля-ля!» Если ребенок молчит, она повторяет еще и еще этот речевой пассаж. Как правило, малыш откликается, вступает в перекличку, повторяя за мамой: «Ля-ля-ля!» Она показывает куколку, которая начинает танцевать: «Ляля (кукла) ля-ля-ля!» (танцует). Эту сценку мама эмоционально обыгрывает, несколько раз повторяет, что «Ляля танцует».

Развивающая игра «Озорные колечки»

Задачи игры

Развивать мелкую моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действиях с предметами: простейшее соотношение части с целым. Понимать фразу из двух слов: «Сними колечко!», «Дай колечко!»

Материал для игры

Кольца одного размера и цвета (4–5 шт.), нанизанные до конца стержня.

Взрослый располагает перед ребенком стержень горизонтально, держа за один кончик. Наклоняет стержень к ребенку.

Малыш сидит за столом или на ковре. Ему предлагается снять колечко. Первое снимает взрослый, показывая, как выполнить это действие, и объясняет: «Колечко! Сняли колечко!» Затем ребенок начинает снимать одно колечко за другим, а взрослый облегчает ему эту задачу, наклоняя стержень к его рукам.

Когда малыш снимет все колечки, мама эмоционально говорит: «Нет колечек!» (разводит руки). Ребенок может повторить этот жест и даже произнести: «Не-е-ту!»