Если ребенок плохо запоминает. Чем можно помочь, если ребенок плохо запоминает

Большинству родителей до боли знакома ситуация. Ребёнок учил, старался, занимался, а в дневнике - тройка. Спрашиваешь: "Почему?". А в ответ: "Я всё забыл...". В чём же дело, ведь кто-то раз прочитал и тут же запомнил.

Оказывается, этому есть очень простое объяснение. Учитель из Новой Зеландии Нейл Флеминг в 1987 году придумал систему определения типов учеников Vark, исходя из особенностей восприятия ими информации.

Как определить тип ученика?

На официальном сайте системы Vark можно пройти даже тест, чтобы выяснить, к какому типу ученика относится ребёнок (аудиал, визуал или кинестетик). Правда тест этот на английском языке. И если вы не владеете им на нужном уровне, то просто обратите внимание на то, как ваш ребёнок принимает решения, ищет информацию и выбирает что-то.

Например, он очень хочет гироскутер и уже "прожужжал вам уши" этой темой:) Поинтересуйтесь, откуда он узнал о нём, почему хочет его. Так, если ребёнок долго смотрел различные видео с трюками на гироскутерах, наблюдал как катаются остальные - это скорее визуал. Если он сразу ответил, что он уже несколько раз просил кататься у друзей и детально описывает свои ощущения - то скорее это кинестетик. А если он начал свой рассказ с того, что об этой штуке говорят все в школе, то вероятно он аудиал. Это очень условный пример, но смысл вы, конечно поняли.

Ребёнок-визуал. Как понятно из определения, дети-визуалы лучше запоминают то, что видят. Это значит, что любая информация, имеющая хоть какие-нибудь визуальные компоненты быстрее откладывается в их памяти. Эти компоненты:картинки, фото, графики, схемы, цветовые выделения текста, видео и т.д. Им легче общаться с учителями, которые не только используют все эти компоненты во время объяснения материала, но и если сам учитель – харизматичен, много жестикулирует, делает, в том числе, и интонационные акценты во время лекции.

Как помочь ребенку-визуалу учиться легко и приятно:

Обеспечьте ученика всем, что позволит ему делать красочные заметки: блокноты, стикеры разного цвета и формы, скрепки, карандашей, маркеров, закладок и т.п.
- купите или сделайте сами каталоги для хранения информации на карточках (карточки для учебы с рисунками-ассоциациями – лучший способ изучения чего-либо для вашего ребенка).
-разрешайте ему обклеивать стены комнаты учебными плакатами и файлами. Отлично работает это для запоминания новой лексики при изучении иностранных языков.
-покажите ребенку интерактивные онлайн-ресурсы и игры для учебы

При выборе репетитора для ребёнка отдавайте предпочтение тому, кто использует слайды, яркие примеры и в целом, ведёт уроки живо и интересно.

Ребенок – аудиал. У этих детей, в отличие от всех остальных, все, что в одно ухо влетает, в другое не вылетает, а задерживается в голове, хорошенько перерабатывается и выдается потоком выводов и гипотез. Они усидчивы и внимательны, любят и послушать, и поговорить. Аудиалам проще заниматься в небольших группах, когда учитель может уделить достаточно времени каждому ученику. Истина рождается в обсуждении, потому аудиалы могут быть весьма настойчивы и даже чуточку надоедливы: приходя со школы, они рассказывают в деталях, что произошло родителям, или, садясь делать домашнее задание, падают на телефон с одноклассником, обсуждая решение задачи в процессе ее же решения.

Как помочь ребенку-аудиалу учиться легко и приятно:

Создайте ребенку спокойную атмосферу для учебы, старайтесь не ругать его, если слышите, что он то и дело громко проговаривает одно и то же битый час или же смотрит какое-то обучающее видео на полную громкость;
- просите ребенка объяснять вам вслух то, что он понял или выучил (не насильно, а по причине вашего искреннего любопытства:)
- купите ребенку самый простой в использовании плеер с функцией записи голоса, он пригодится не только в школе, но и в ВУЗе;

Выбирая репетиторов, ищите того, кто любит вести с ребёнку активную беседу, вызывать его на диалог, это даст наилучший эффект в уроках.

Ребёнок – кинестетик. Дети-кинестетики уверены, что нужно действовать, иначе неизвестно – получится или нет. Поэтому, они постоянно проверяют на прочность себя, мир и терпение родителей. Им нравятся истории из жизни и они легко их запоминают, занимаются активным собирательством, куда бы ни попали (ракушки, камушки, жучки и т.п.). Дети-кинестетики любят бывать на природе, ходить в музеи и на выставки. Таким детям, чтобы понять строение жабы, лучше увидеть ее в разрезе в формальдегиде, а понять строение солнечной системы им помогут наглядные примеры на картонных шариках в сделанной самостоятельно модели. Также, им очень важен опыт, который уже был у их родителей или забавные факты из жизни, которыми учитель разбавляет скучные лекции.

Как помочь ребенку-кинестетику учится легко и приятно:

Купите ребенку хорошие, объемистые и иллюстрирование энциклопедии, толковые словари и книги типа «100 самых интересных фактов о марсианах».
-скачивайте ребенку документальные фильмы, давайте доступ к познавательным телепрограммам
- ходите вместе на всякие интересные выставки

Запишите на занятия по робототехнике или чему-то подобному. Из таких людей получаются отличные инженеры.

Безусловно, вы можете словить себя на мысли, что ребёнок ведёт себя так, что к нему можно приписать каждый из этих типов. И это нормально, ведь нельзя же сказать, что если аудиалу показать картинку - он тут же ее забудет. Просто какой-то тип восприятия будет преобладать, поэтому постарайтесь заметить, что для вашего ребёнка работает лучше и результаты в учёбе не заставят себя ждать!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Часто родители маленького школьника жалуются, что их ребенок плохо запоминает объяснения учителя, забывает записывать домашние задания, не может выучить стихи или пересказать короткий рассказ. “Что делать-то с ним, не пойму!” – горестно делится одна мама своей проблемой в разговоре с подружкой. – “И сидим подолгу, и учим, и повторяем, а результата – ноль.”

Бывает, что память, на которую сетуют озабоченные родители и учителя, вовсе не плохая. Ребенок, к примеру, отлично помнит о своих желаниях и намерениях. С удовольствием рассказывает вам о своих впечатлениях, делится новостями в школе. Значит, есть что-то другое, что мешает успешной учебе… Вот что именно?

Чтобы разобраться в причинах плохого усваивания и запоминания, достаточно провести ряд несложных тестов, которые помогут определить источник проблемы.

Детьми они воспринимаются как игра, а вот взрослым дадут информацию к размышлению.

Проверяем общую память:

Попробуйте в непринужденной обстановке поинтересоваться у своего ребенка, что он делал сегодня утром? Вчера днем? Куда ездил отдыхать прошлым летом? Т.е. расспрашиваете его о минувших событиях, о которых знает не только он, но и вы (чтобы проконтролировать правильность ответов).

Довольно редко дети не отвечают на подобные вопросы. У тех, кто не может вспомнить события прошлого из своей жизни (чистый лист, провал памяти), вероятна недостаточность корковой активности мозга или дисфункция его глубинных структур.

Зрительно-предметная память:

Предложите ребенку (6-9 лет) несколько карточек с изображением разных предметов, например, машина, кошка, тетрадь, стул, карандаш, поезд, чемодан и т.п. Всего их должно быть 5-6 штук. Пусть он посмотрит на них и постарается запомнить. Затем он закрывает глаза, а вы переворачиваете одну из этих картинок или совсем убираете. Ребенок должен вспомнить “исчезнувший” предмет. Если он тест выполнил с 1-2 попытки – с зрительно-предметной памятью все нормально.

Усложняем задание. Ребенка просят запомнить порядок расположения карточек. Он снова закрывает глаза. Теперь к этим картинкам добавляем еще 3 – 4 предмета, перемешиваем и оставляем в произвольном порядке. Теперь просим его открыть глаза, отобрать карточки, которые лежали до добавления остальных трех – четырех и разложить в прежнем порядке.

Обычно дети младшего школьного возраста (6-9 лет) с нормальным уровнем развития памяти в спокойной обстановке легко выполняют тест.

Ошибки и затруднения в результате этого теста могут говорить о:

  • недостаточной памяти
  • низком уровне внимания как произвольного, так и непроизвольного

Слухо-речевая память:

1. Ребенку зачитываются три слова: луч, рама, гриб . Просят повторить один раз, затем еще раз. Потом читают еще три слова: книга, хвост, рама . Эти слова он также повторяет.

Затем просят вспомнить первые три слова (луч, рама, гриб)…, вторые три слова (книга, хвост, рама).

2. Читаете ребенку коротенький рассказ:

Умная ворона

Хотела ворона пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне. Вороне нельзя было достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки и столько побросала, что вода стала выше и можно было пить.

После прочтения попросите его пересказать своими словами. Если справился – замечательно. Ошибки или трудности воспроизведения могут указывать на:

  • недостаточную память
  • низкий уровень произвольного внимания
  • слабость фонематического слуха (наиболее частая причина плохого усвоения информации)
  • недостаточное развитие образного мышления
  • низкий уровень речевого развития

Если вы видите, что тесты на общую и зрительно-предметную память выполнены успешно, а тест по слухо-речевой памяти имеет ошибки, скорее всего проблема заключается в восприятии на слух материала (проверьте фонематический слух и уточните, все ли звуки он выговаривает) или в низком уровне внимания, образного мышления.

В следующих постах я расскажу о том, какие упражнения помогут школьнику в развитии памяти.

анонимно , Женщина, 37 лет

Здравствуйте, доктор. Сыну 4 года и 3 месяца. Живет в двуязычной среде (русский и болгарский), нормально разговаривает на двух языках. Начал говорить очень рано. С этим проблем никогда не было. В сад почти не ходим (у сына астма). После многократного повторения одной и той же информации - не помнит. Трудности вызывает даже счет до пяти. Например, один раз считает правильно, а потом несколько раз (один, два, четыре, шесть, восемь). Пытаюсь научить узнавать цифры. Показала очень много раз цифры от 1 до 5. Ребенок запомнил четверку. Остальные, сколько ни повторяли, запомнить не может. С трудом выучили алфавит, на это понадобилось несколько недель. Сейчас легко узнает почти все буквы. Учить не хочет, приходится манипулировать и проявлять много терпения. Не могу понять, как после 30-ти а то и 50-ти повторений цифры, например, 2, он так и не помнит эту цифру. У нас проблема или ребенок просто рассеянный. Как это определить? Что делать? Заранее спасибо.

Здравствуйте. Я не врач, а с педагогической точки зрения попробуем разобраться. При подобных обстоятельствах, описанных Вами, рекомендуется посетить невролога. Перед визитом рекомендуется сделать УЗИ головного мозга и , самостоятельно лечение не назначается. Ведь проблема может заключаться в неврозе. При данном заболевании страдают нервная система и головной мозг ребенка. Не слишком опасное явление, оно распространено среди детей и взрослых. Но вот на памяти сказывается нервоз не лучшим образом. Ребенку трудно дается понимание происходящего, с запоминанием тоже возникают некоторые сложности. Если дело в неврозе, то невропатолог обязательно назначит комплекс упражнений и даже может прописать таблетки для повышения внимательности и умственного развития. В случае с маленькими детьми обычно можно обойтись только первой методикой лечения. А вот ребятам старшего возраста медикаментозное лечение назначается часто. В любом случае сначала придется найти причину невроза и вылечить заболевание. Уйдет оно - память придет в норму. Но тренировать ее все равно придется. Следующей причиной, причем весьма распространенной, является не самая лучшая наследственность. Ни для кого не секрет, что интеллектуальные возможности передаются от родителей к детям. И поэтому, если у мамы или папы в детстве или уже во взрослом возрасте были проблемы с памятью, то и у малыша тоже они могут проявляться. Иногда причина нарушения развития памяти заключается в обычном недосыпании. У малышей встречается редко, больше актуальна для детей школьного возраста. Следующая причина распространена среди детей дошкольного и школьного возраста. При условии, что малыш высыпается, можно предположить, что у него попросту возник синдром гиперактивности. Это, как уже было сказано, распространенное заболевание ЦНС. Без проблем диагностируется хорошими . Если в области неврологии все в полном порядке, с наследственностью и режимом сна - тоже, тогда требуется обратить внимание на то, насколько часто у малыша происходит тренировка ума. Это крайне важно.Если мозг не подвергается постоянной тренировке, то он утрачивает свое развитие. Точнее, оно останавливается. Вследствие этого происходит нарушение памяти и внимательности. Причем в любом возрасте. Исправить ситуацию не так уж и трудно. Достаточно регулярно тренировать мозг на внимательность и сообразительность. Упражнения разрабатываются в зависимости от возраста малыша. Как правило, детям достаточно ходить в разнообразные кружки развития. Иногда бывает и так - родители думают, что у ребенка проблемы с умственным развитием. Но при этом врачи говорят об обратном. И какую-то конкретную, казалось бы, не самую интересную информацию, малыш запоминает. А то, что требуют родители - нет.И если пытаться вложить в малыша знания, которые не свойственный той или иной возрастной категории, получаемые данные будут заноситься в кратковременную память. Мозгу просто не требуется та или иная информация. И если есть подозрения на то, что у малыша плохая память, требуется в первую очередь убедиться, что подаваемый материал соответствует возрасту ребенка. Уже было неоднократно сказано, что ребенку требуется постоянно тренировать мозг. Для детей хороши следующие упражнения: часто повторять фразы и слова, писать их с ребенком на бумажке; использовать прописи для совершенствования письма; много читать ребенку, акцентировать внимание на ключевых моментах рассказа; говорить нужно короткими фразами; больше рассматривать с малышом картинки, осуждать их. Также можно применить методику "Коробочка". Это игра. Имеется коробочка, поделенная на несколько отделений. На глазах у ребенка игрушку помещают в ту или иную ячейку. Далее коробка закрывается. Малышу предлагается найти помещенный предмет, вспомнив, в каком отделении он находится. Игра актуальна для детей с 2-х до 6 лет. Изначально рекомендуется начинать с коробочки, поделенной на 2 части, с возрастом увеличивая количество отделов. К школе их количество может достигать 12 штук. Тренировка памяти – процесс трудоемкий и длительный, поэтому не стоит ждать слишком быстрых результатов.