Конспекты занятий по сенсорному развитию для детей раннего возраста. Конспект занятия по сенсорному развитию в младшей группе детского сада

Ольга Суменко
Конспект занятия по сенсорному развитию «Вместе весело играть»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6»

х. Песчаный

Конспект занятия

по сенсорному воспитанию для детей

старшей группы

«Вместе весело играть » .

Составила воспитатель :

Суменко Ольга Викторовна

х. Песчаный, 2011

«Вместе весело играть » .

Программное содержание. Упражнять детей в различении круга, квадрата, треугольника, находить модели этих фигур, несмотря на различия в их цвете и размере; развивать зрительное , слуховое восприятие, воображение.

Закрепить умение выделять предметы из группы и объединять их в группу; употреблять слова много, один, ни одного, учить согласовывать числительное один с существительным в роде, числе; продолжать формирование практических знаний о цвете предметов, величине (большой, маленький) .

Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, желание играть вместе .

Демонстрационный материал. Игрушка-белка, «волшебный мешочек» , машина, салфетка.

Раздаточный материал. Корзина, 5 флажков разного цвета, «номера» машин на каждого ребенка.

Оборудование. «Гаражи» - стульчики (на них модели геометрических фигур : круга, квадрата, треугольника большого размера).

Ход занятия.

Дети сидят на стульчиках. На ковре в центре под салфеткой спрятан медвежонок.

Воспитатель : Дети, к нам в гости кто-то пришел и спрятался, отгадайте (загадывает загадку) :

Не мышь, не птица,

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт. Кто это?

Дети : Белка.

Воспитатель : Правильно, это белка. Посмотрите, какого она цвета?

Дети : Коричневого.

Воспитатель : Потрогайте, погладьте, белку. Какая она?

Дети : Мягкая. Пушистая.

Воспитатель : Белка пришла поиграть с нами и принесла флажки. Давайте встанем вокруг белки, возьмемся за руки (дети встают в круг) .

Воспитатель : Дети, какая фигура у нас получилась?

Дети : Круг! Кружок!

Воспитатель : Правильно, у нас получился круг. Дети, а какой у нас круг?

Дети : Большой. Круглый.

Воспитатель : Верно, у нас получился большой круг, красивый, ровный. Что нужно сделать, чтобы круг стал маленьким?

Дети : Подойти поближе. Сделать поменьше.

Воспитатель : Давайте подойдем поближе к белке (дети подходят к центру) .

Воспитатель : Какой у нас круг?

Дети : Маленький, тесный.

Воспитатель : Правильно, у нас получился маленький круг. Как снова сделать круг большим?

Дети : Отойти назад. Расширить.

Воспитатель : Сделайте большой круг (дети отходят назад, делают большой круг) .

Воспитатель : Вот какой у нас большой круг. Дети, наш кружок может катиться. Давайте покатим наш круг.

Игра «Кружок» (дети идут по кругу) :

Ой, кружок, кружок, кружок

Покатился наш кружок.

Он катился, он катился,

Вдруг кружок остановился.

Выходите, девочки, в кружок,

Полина, возьми желтый флажок,

Арина– красный флажок,

Алла – синий флажок,

Даша – зеленый флажок,

Саша– белый флажок.

Воспитатель : Вот какая красота, правильно нашли цвета! Девочки, сколько флажков осталось в корзине?

Дети : Ни одного. Нет флажков, ни сколько.

Воспитатель : Правильно, в корзине не осталось ни одного флажка. Саша, сколько у тебя флажков? Алла, сколько у тебя? (отвечают все девочки) .

Дети : Один. Один флажок.

Воспитатель

Дети

Воспитатель : Поставьте (дети ставят флажки)

Воспитатель : Сколько стало флажков в корзине?

Дети : Много.

Воспитатель : Правильно, молодцы! Девочки, вставайте снова в круг, и он покатится еще раз.

Ой, кружок, кружок, кружок,

Покатился наш кружок.

Он катился, он катился,

Вдруг кружок остановился.

Выходите, мальчики, в кружок,

Ваня, возьми желтый флажок,

Кирилл – зеленый флажок,

Егор– красный флажок,

Артем – синий флажок,

Никита – белый флажок.

(дети берут флажки)

Воспитатель : Вот какая красота, правильно нашли цвета! Мальчики, сколько флажков осталось в корзине?

Дети : Ни одного. Ни сколько, нет флажков.

Воспитатель : Правильно, в корзине не осталось ни одного флажка. Кирилл, сколько у тебя флажков? А у тебя, Никита? И т. д.

Дети : Один флажок. Один.

Воспитатель : Правильно, у вас по одному флажку. Что надо сделать, чтобы в корзине опять стало много флажков?

Дети : Поставить флажки в корзину. Положить в корзину.

Воспитатель : Поставьте (дети ставят) . Сколько стало флажков в корзине?

Дети : Много.

Воспитатель : Правильно, молодцы! Мальчики, вставайте в круг. Белка, ты запомнила, какая фигура получилась у нас, когда все взялись за руки? (воспитатель обращается к белке)

Белка : Квадрат.

Воспитатель : Квадрат?

Белка : Да, это квадрат.

Воспитатель : Дети, правильно белка сказала?

Дети : Нет! Не правильно!

Воспитатель : А какая фигура получилась, когда все взялись за руки?

Дети : Круг.

Воспитатель : Дети, объясните белке, чем круг отличается от квадрата?

Дети : У квадрата углы, у круга – нет углов. Круг может катиться, квадрат не может.

Воспитатель : Правильно, молодцы, ребятки! Садитесь на стульчики (дети садятся на стульчики) .

Воспитатель : Дети, посмотрите какой красивый у белки мешочек! Просто чудесный! Что он нам принес? Хотите узнать?

Дети : Да! Хотим!

Воспитатель : Отгадайте загадку :

Пьет бензин, как молоко

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней?

Дети : Машина!

Воспитатель : Правильно, это машина, (достает из мешочка машину, показывает) . Какая машина? Какого цвета?

Дети : Большая. Легковая. Красная.

Воспитатель : Правильно, дети, молодцы! Давайте поиграем в превращалки , а мишка пусть посмотрит. Глазки закрывайте, в машинки превращайтесь. Раз, два, три – машина загуди! Вот теперь, вы – машины, а я – полицейский.

У каждой машины бывает свой номер. Вот номера, у белки в мешочке. Возьмите сами из мешочка (дети берут номера в виде руля, в середине с изображением геометрических фигур).

Воспитатель : Машина Юля, какой у тебя номер? (дети называют свой номер) .

Дети : Красный треугольник. Синий круг.

Воспитатель : Машины, выезжайте из своих гаражей. Поехали! (дети ездят) . Ночь наступает! Поезжайте в свой гараж! Внимательно посмотрите на номер гаража. Фигура в гараже должна быть такой же, как и фигура на номере машины.

После того, как машины заедут в гараж, воспитатель спрашивает :

Машина -Арина, почему заехала в этот гараж?

Дети : Потому что здесь желтый круг и у меня желтый круг. Потому что здесь красный квадрат и у меня красный квадрат (отвечают все дети) .

Воспитатель : Правильно, номер машины такой же, как и номер гаража – одинаковый. Поиграем еще раз ! (машины едут под музыкальное сопровождение, воспитатель меняет местами гаражи).

Воспитатель : Молодцы, машины! Правильно заняли свои гаражи . Пора нам в ребяток превращаться! Глазки закрывайте, в ребяток превращайтесь. Раз, два, три! На меня посмотри! Ой, вот она Катя! Вот Наташа, Даша и т. д. Нет больше машин.

Воспитатель обращается к белке : «Белка, тебе понравились наши игры?»

Мишка : Да, понравились, молодцы ребята, цвета знают, флажки не путают, фигуры – круг, квадрат, треугольник тоже запомнили, и дружно играли . Мне такие ребята нравятся, буду с вами жить.

Используемая литература :

Сотникова В. журнал «Самые маленькие в детском саду» «Линка-Пресс» , 2005 г.

Новикова В. П. «Математика в детском саду» - М., «Мозаика-Синтез» , 2005г.

Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» - М., «Мозаика-Синтез» , 2005 г.

Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада» - М., «Учитель» , 2004 г.

Волшебная вода.

Задачи:

  1. Развитие тактильного восприятия: понятия холодный – теплый – горячий.
  2. Соотнесение понятия (температура) с сюжетной картинкой.
  3. Развитие слухового восприятия: различение неречевых звуков.
  4. Соотнесение действия и символического изображения (пиктограммы).
  5. Развитие умения выполнять действия по образцу.

Оборудование:

Ванна для игр с песком и водой, три бутылочки с холодной, теплой и горячей водой, картинки: зима, прорубь, ведро с водой; лето: речка, светит яркое солнышко; газовая плита с горящей конфоркой и на ней кипящий чайник, схематичные картинки – пиктограммы: чашка, кран с льющейся водой, душ, пловец в воде, мытье посуды и т.д. (Могут быть разные варианты пиктограмм).

Продолжительность:

15-20-25 минут.

Условия проведения:

Занятие может быть предварительно разбито на три части:

Работа с пиктограммами,

Знакомство с понятиями: холодный, теплый, горячий,

Различение неречевых звуков.

Каждая часть может быть самостоятельным занятием продолжительностью 10-15 мин.

Ход занятия:

Педагог сообщает ребенку о том, что они сегодня будут играть с водой. Спрашивает, любит ли ребенок играть с водой. Если ребенок не речевой, можно использовать формулировки: «Я знаю, ты любишь играть с водой», «Хочешь ли ты поиграть с водой?». Педагог спрашивает ребенка, где еще, кроме игр мы встречаемся (используем) воду?

Если ребенок говорит, то он отвечает и показывает соответствующую картинку. Если ребенок неречевой, он находит картинку, педагог называет изображение.

- «Воду мы пьем» - чашка,

- «Водой мы моем руки, лицо» - кран с водой,

- «Водой мы моемся, принимаем душ» - картинка с изображением душа,

- «В воде мы плаваем» - пловец и так далее (количество и набор картинок зависит от возможностей ребенка.

Бутылочка с холодной водой – холодно, ручки замерзли, неприятно.

Бутылочка с теплой водой – тепло, приятно рукам, можно поднести к щечкам и т.д.

Бутылочка с горячей водой – горячо, отдергиваем руку, опасно.

После того, как бутылочки обследованы, педагог просит ребенка выбрать и показать бутылочку с холодной водой, затем с теплой и горячей водой (идет закрепление понятий).

Педагог говорит, что он набрал эту воду в разных местах, только забыл, откуда какая вода. Ребенку предлагается рассмотреть картинки и соотнести температуру воды с сюжетом картинки.

Прорубь – холодная вода,

Лето, речка – теплая вода,

Чайник – горячая вода.

Ребенок рассматривает картинки, ребенком или педагогом проговаривается сюжет картинки, делаются выводы и расставляются бутылочки с водой к соответствующим картинкам. Еще раз закрепляются понятия: холодный, теплый, горячий.

Затем педагог говорит, что играть приятнее всего в теплой воде.

(Для более сохранных детей можно провести небольшой эксперимент: смешать холодную и горячую воду, чтобы получить теплую).

Педагог предлагает ребенку подойти к ванне с водой, опустить в нее руки. Опять уточняется температура воды (какая вода теплая, холодная или горячая, закрепляются понятия).

Педагог рассказывает ребенку, что вода может издавать разные звуки:

Вода капает – руки опускаются в воду, затем поднимаются и с них стекают капельки – кап – кап,

Вода журчит – из бутылки с водой выливается вода тонкой струйкой, журчит, как ручеек,

Вода плещется – в ванне с водой проводятся интенсивные движения руками, получаются волны,

Вода булькает – опускаем пустую бутылку в ванну, и набираем в нее воду, буль–буль и т.д.

Педагог показывает каждое действие ребенку, если ребенок не сможет сам повторить, то педагог ему помогает, возможна работа «рука в руку».

Предварительный просмотр:

День и ночь.

Задачи:

  1. Стимуляция всей сенсорной сферы:

Развитие зрительного восприятия, зрительного сосредоточения, закрепление сенсорных эталонов цвета, величины;

Развитие слухового восприятия, слухового сосредоточения,

Развитие тактильно-двигательных, тактильно-вибрационных ощущений.

2. Развитие общей и мелкой моторики.

3. Развитие пространственных представлений.

Оборудование:

Пузырьковая колонна с рыбками (далее – аквариум), панно «Звездное небо», люминесцентные лампы, «сухой душ» (можно использовать разные по цвету (например: зеленые – весна, лето или желтые, красные – осень) полоски ткани или различные по тактильным ощущениям), аудиозапись «Дыхание весны» или «Волшебство леса».

Продолжительность занятия:

15-20-25 минут.

Условия проведения:

Для маленьких детей и детей со сложной сочетанной патологией можно разбить занятие на две части: предварительно провести игру - занятие с аквариумом и отдельно с панно «Звездное небо», затем на последующем занятии соединить две части.

Ход занятия:

В «темной» комнате светло (подняты римские шторы или включен свет). Включена музыка.

Педагог предлагает ребенку пойти на прогулку в «волшебную» комнату. Обращает внимание ребенка, что в комнате светло. Они проходят через «волшебный лес» («сухой душ», проговариваются тактильные ощущения) и подходят к пузырьковой колонне с рыбками.

Педагог обращает внимание ребенка на колонну и говорит о том, что в «волшебной комнате» есть аквариум, а нем живут рыбки.

Аквариум выключен – рыбки отдыхают, спят. Педагог предлагает ребенку потрогать аквариум руками, говорит, что он холодный.

Педагог включает аквариум и обращает внимание ребенка на рыбок (они проснулись, плавают).

Внимание ребенка привлекается к рыбкам. Какие они? Большие и маленькие!

Покажи большую рыбу, покажи маленькую рыбку!

Какого цвета рыбки (желтые, синие, зеленые и т.д.)

Покажи рыбку желтого цвета (синего, зеленого и т.д.)

Найди и покажи маленькую желтую рыбку!

Найди и покажи большую зеленую рыбу! И т. д.

При работе с аквариумом можно закреплять сенсорные эталоны цвета и величины. Обратить внимание ребенка на изменяющийся цвет воды.

Какого цвета вода сейчас (красная, зеленая, желтая и т.д.)

Для маленьких детей и детей со множественными нарушениями возможно такое задание:

Поймай рыбку (ребенок проводит рукой по аквариуму вслед за движением рыбки). Это дает прекрасные тактильно-вибрационные ощущения, координирует работу глаз-рука.

В комнате постепенно выключается освещение или опускаются римские шторы.

Педагог обращает внимание ребенка, что пока они играли, стало совсем темно и нужно возвращаться домой. Педагог держит ребенка за руку или прижимает к себе, говорит, что дорогу домой они найдут по звездам.

Включается панно «Звездное небо». Педагог обращает внимание ребенка на звезды, говорит о том, что на небе много маленьких звездочек. Они разного цвета: белые и голубые.

Покажи белую звездочку;

Покажи голубую звездочку.

Педагог предлагает ребенку провести рукой по звездам (тактильные ощущение).

Посмотри, звездочка спряталась, ее нет (звезда закрывается рукой). Вот она появилась! (убираем руку). Предлагаем ребенку спрятать звездочку.

Включаются люминесцентные лампы и на потолке начинают светиться звезды. Комната преображается, приобретая «волшебство».

Педагог обращает внимание ребенка на то, что на небе загорелись большие звезды. Они освещают «волшебную» комнату и помогут найти путь домой.

Педагог и ребенок выходят из «темной» комнаты и делятся впечатлениями.

Предварительный просмотр:

Прогулка по волшебному лесу.

Задачи:

  1. Развитие перцептивных действий.
  2. Развитие общей и мелкой моторики.
  3. Развитие представлений о форме предмета.
  4. Развитие слухового восприятия, слухового сосредоточения.
  5. Развитие зрительного восприятия.
  6. Формирование бережного отношение к игрушкам, заботы о близких.

Оборудование:

Сенсорная тропа, игрушка Ежик, «Сухой душ», муляж яблока и гриба, шишки сосновая и еловая, игрушка «Шум дождя» или аудиозапись с шумом дождя, вентилятор.

Условия проведения:

Сенсорная комната (темная комната). Оборудование размещено с учетом последовательности проведения занятия.

Для ребенка с тяжелыми множественными нарушениями занятие может быть разбито на более мелкие части. Например:

1ч. – прохождение по сенсорной тропе (самостоятельно, со значительной поддержкой взрослого, проговаривая тактильные ощущения);

2ч. – прогулка по лесу тихому и в ветряную погоду, может быть вариант на коляске,

3ч. – встреча с ежиком (знакомство, обследование) и т.д.

Время занятия:

15-20 - 30 минут. (зависит от степени тяжести диагноза ребенка, его включенности, для «тяжелых» детей желательно индивидуально, для более сохранных - групповое.

Ход занятия:

В комнате светло.

Педагог предлагает ребенку пойти на прогулку в волшебный лес. Но чтобы туда попасть, нужно пройти по узкой дорожке. (Педагог обращает внимание ребенка на дорожку «Сенсорную тропу», объясняет, что дорожка узкая и нужно идти осторожно).

По уз-кой до-рож-ке

Топ-топ, топ-топ,

Ша-га-ют на-ши нож-ки

Топ-топ, топ-топ.

Ну-ка ве-се-ле-е

Топ-топ, топ-топ,

Вот как мы у-ме-ем,

Топ-топ, топ-топ.

(педагог, ведя ребенка за руку, медленно проговаривает четверостишие, останавливаясь на каждом элементе «Сенсорной тропы»)

По ровной дорожке

Побежали наши ножки.

(ребенок пробегает по ковролину). Можно пройти дорожку 2-3 раза, уже без поддержки воспитателя. При движении следовать ритму голоса.

Педагог обращает внимание на подвешенный к потолку «Сухой душ». Говорит, что это волшебный лес. Обращает внимание ребенка на ласково склонившиеся «ветви» деревьев, предлагает их потрогать руками, Обращает внимание на то, что они гладкие, шелковистые, приятные на ощупь. Ребенок проводит обследовательские действия самостоятельно или совместно с педагогом.

Затем, предлагается прогуляться по лесу (ребенок совместно с педагогом / или, повторяя действия педагога / или следуя инструкции, проходит несколько раз через «Сухой душ».

Педагог проговаривает свои ощущения / ребенок проговаривает свои ощущения.

Педагог начинает понемногу раскачивать «сухой душ», говорит о том, что в лесу дует ветер, он раскачивает деревья. Деревья раскачиваются сильнее и сильнее, проходить сквозь них становится все сложнее. (Можно на «сухой душ» направить вентилятор). Постепенно ветер стихает ….

Педагог и ребенок выходят из лесу на «полянку».

Педагог обращает внимание ребенка на игрушку – ежика, говорит, что ежик живет в лесу. Далее ребенок рассматривает игрушку, трогает ее, обращается внимание на колючую спинку ежа.

Педагог говорит, что ежик в лесу собрал угощение. Ребенку предлагается рассмотреть, что же в лесу нашел еж (яблоко, гриб, шишки). Педагог предлагает ребенку потрогать предметы, проводятся обследовательские действия, проговариваются тактильные ощущения, форма предметов. Например: яблоко круглое, гладкое; шишка овальная колючая и т.д.

В комнате становится темно на короткое время, слышится сначала тихий, затем более громкий шум дождя (используется игрушка «Шум дождя» или аудиозапись. (Педагог прижимает ребенка к себе, говорит, что бы он не боялся, что лес волшебный, он поможет спрятаться от дождя).

Включаются люминесцентные лампы, комната преображается, начинает светиться волшебный лес.

Педагог предлагает ребенку спрятаться от дождя в волшебном лесу. Напоминает о том, что ежику тоже холодно под дождиком и его нужно взять с собой под деревья.

Некоторое время педагог и ребенок пережидают дождь в волшебном лесу.

Затем звуки дождя стихают. В комнате зажигается свет.

Педагог / или ребенок рассказывает, что он видел, слышал и чувствовал на прогулке.

Педагог говорит, что прогулка по волшебному лесу закончилась, и пора возвращаться домой.

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Детский дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1» Комитета по социальной политике

КОНСПЕКТ УРОКА (ЗАНЯТИЯ)

ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ

ТЕМА: «Путешествие к морю

(с элементами релаксации)»

Учитель-дефектолог: Алексеева Т.А.

г. Петродворец

Цели:

  1. Стимуляция тактильного и тактильно-двигательного восприятия.
  2. Коррекция общей и моторики.
  3. Снятие мышечного и психо - эмоционального напряжения.

Оборудование : «Сенсорная тропа», проектор РОМПА с колесом «Подводный мир», пособие «Шум океана», водная кровать, аудиозапись «Шум прибоя».

Продолжительность занятия : 15-20 минут.

Ход занятия :

Педагог рассказывает ребенку о том, что сегодня им предстоит путешествие к морю. Море очень большое, в нем плавает много красивых рыбок. «Чтобы добраться до воды, нам нужно пройти по дорожке», - (используется пособие «Сенсорная тропа», элементы с поролоном, шариками и крупой).

Элемент с поролоном – наши ноги ступили на травку, ногам приятно, мягко.

Элемент с шариками – на нашем пути галька, это мелкие гладкие камушки. Они твердые, неровные, немного колют ноги. Будь осторожен, держи равновесие, не упади.

Элемент с крупой – вот мы и дошли до песка, он приятно покалывает наши ноги, греет их, ногам приятно (на каждом элементе задерживаемся на непродолжительное время, проговариваем ощущения).

«Здесь на песке мы можем посидеть и отдохнуть».

Педагог показывает ребенку пособие «Шум океана» и предлагает рассмотреть подводный мир: «Посмотри, какие красивые рыбы, их много. Они разного цвета и размера. Покажи мне красную (желтую и т.д.) рыбку. Покажи мне самую большую (маленькую) рыбку. Наши рыбки плавают в море. Когда на море ветер, вода бьется о песчаный берег и шумит. Послушай, как шумят волны!» (используется пособие «шум океана», имитирующее шум волн, звуки то тихие, то более громкие).

«А сейчас, ты сам можешь покачаться на волнах. Устраивайся поудобнее (ребенок ложится на водную кровать, можно включить негромко аудиозапись «Шум прибоя»). «Потрогай кровать руками, она теплая, это вода нагрела ее. Почувствуй тепло всем телом» (педагог плавно покачивает ребенка на кровати).

«Как приятно качаться на волнах. Водичка теплая и ласковая. Набегающая волна плавно поднимает тебя вверх и опускает вниз. Тебе тепло и спокойно. Твое тело расслаблено и отдыхает … Качаясь на волнах, мы можем понаблюдать за жителями подводного мира (включается проектор). Мимо тебя проплывают красивые рыбы, медузы, вот спрятался маленький краб. А это морская звезда. Как приятно лежать, покачиваясь на волнах…»

Ребенок отдыхает, слушает музыку…

«Ты хорошо отдохнул, послушал шум волн, звуки моря, а сейчас нам пора возвращаться домой» (педагог помогает ребенку подняться с кровати, спрашивает о его впечатлениях, благодарит за участие в игре).

Предварительный просмотр:

«По кочкам» (с элементами релаксации)

Цели:

  1. Развитие тактильных ощущений.
  2. Развитие общей моторики.
  3. Развитие чувства равновесия.
  4. Развитие координации движений.

Оборудование:

«Сенсорная тропа», пуф «Мягкий остров», массажная тропа, мягкая игрушка – заяц, аудиозапись «Звуки леса».

Продолжительность занятия : 10-15 минут.

Ход занятия :

Педагог рассказывает ребенку о том, что зайка убегал от злого волка, заблудился в лесу и попал на небольшой остров. «Выбраться с острова зайка сам не может, давай поможем ему найти дорогу домой. Да вот беда, остров окружает опасное болото. Попасть на остров можно только, прыгая по кочкам (элементы «сенсорной тропы» расположены в произвольном порядке на небольшом расстоянии друг от друга). Нужно быть очень осторожным и аккуратным и прыгать только с кочки на кочку, а иначе можно промочить ноги и испачкаться в болоте».

Педагог показывает ребенку, как можно добраться до острова. Далее ребенок самостоятельно или с помощью педагога перепрыгивает с одного элемента на другой и добирается до островка. «А вот и наш зайчик. Он без нас скучал. Погладь его, скажи: не грусти, зайка, я тебе помогу». «Но прежде чем мы пойдем в обратный путь, нам нужно немного отдохнуть. Путь через болото был трудным. Полежи немного на нашем островке, отдохни, послушай, как поют птицы (включается аудиозапись «Звуки леса»). Ветер шелестит листвой деревьев…. Как приятно отдыхать в лесу… Наш островок мягкий и удобный …..»

«Вот мы и отдохнули, пора и в обратный путь собираться. Посмотри, от нашего островка ведет узенькая тропинка (массажная дорожка), мы можем по ней перейти через болото. Держи крепче зайчика и осторожно иди по тропинке. Она узкая, скользкая, внимательно следи за дорожкой, держи равновесие. Вот мы и выбрались из леса и зайку спасли. Какой ты молодец!» Педагог расспрашивает ребенка о его впечатлениях, не страшно ли было переходить болото, какой добрый поступок он совершил….


Занятие по сенсорному развитию

Для детей дошкольного возраста (4 этап обучения)

С умственной отсталостью.

Тема: Задания, направленные на изучение восприятия формы предмета.

Цель: Выявление способности воспринимать форму предметов и знание их названий.

Задачи:

  1. Формировать умение совершать действия направленные на выявление формы предмета.
  2. Выбирать предмет по образцу из двух предложенных, группировать предметы по образцу.
  3. Накопление сенсорного опыта.

Материал для исследования : Картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов круглой формы, конверт, кубик, деревянные шарики зеленого и красного цвета, тарелочки по цвету шариков, шарики и кубики,мисочки, карандаши, листы бумаги, мягкая игрушка Чебурашка, коробка с различными мячиками - поролоновыми, резиновыми, пластмассовыми, деревянными, тканевыми, с шипами, .

Ход занятия:

Организационный момент:

В гости приходит Чебурашка.

Обыгрывание: Здравствуйте, дети!(Чебурашка здоровается с детьми).

  1. Посмотрите, кто к нам пришел? (ответ детей-Чебурашка).
  2. Правильно! Давайте поздороваемся с ним.
  3. Здравствуй, Чебурашка!(Дети поочередно здороваются с ним).
  4. Молодцы ребята, давайте пройдем и сядем все за столы.
  5. Ребята, а Чебурашка мне по секрету сказал, что он пришел к нам в гости чтобы посмотреть, послушать и поиграть с нами на занятии.

Дети, у меня есть конверт в котором лежат картинки. Посмотрите внимательно и назовите, что на них нарисовано. (Дети называют: мяч, апельсин, яблоко и т.д.).

  1. Молодцы, ребята! А скажите пожалуйста все эти предметы какой формы?

(Ответ детей: круглые.)

  1. Правильно! Посмотрите, ребята сколько у меня картинок с изображением круга. (Воспитатель показывает картинки с изображением разных кругов больших и маленьких, разного цвета и закрепляет размер и цвет).
  2. А еще ребята у меня есть необычные, «волшебные» круги. Давайте, определим на ощупь какие они...(Показывает и дает потрогать круги из бархатной бумаги, меха, гладкой пленки. Вместе с детьми называет -гладкий, шершавый, пушистый, мягкий).
  3. Ребята, Чебурашка очень хочет поиграть с вами в игру «Разложи по цвету». Вам нужно разложить шарики в тарелочки по цвету. Красные шарики в красную тарелочку, а зеленые в зеленую тарелочку. (Дети выполняют задание).
  4. Молодцы, ребята! У меня есть красивая, большая коробка в которой лежит много разных мячиков. Посмотрите какие они разноцветные, но они разные не только по цвету но и на ощупь. Давайте мы с вами определим какие они мягкие или твердые.(Дети поочередно берут мячи и называют свойство),
  5. Ребята, у всех предметов круглой формы есть свойство -они катятся. Посмотрите.(Воспитатель прокатывает мяч). Мяч катится, а сейчас я попробую прокатить кубик.(Демонстрирует). А кубик катится?(Ответ детей: нет). Почему? Потому что мяч круглый, кубик нет!
  6. Запомните-круглое катится.
  7. Ребята, а давайте Чебуращке на память подарим наши рисунки. Нарисуем мячики большие и маленькие, разного цвета. (Воспитатель раздает листочки и цветные карандаши. Малыши рисуют. По окончании работы педагог предлагает подарить рисунки Чебурашке).
  8. Итог занятия: Молодцы, ребята! Сегодня на занятии все очень хорошо занимались и я думаю, что Чебуращке у нас понравилось и он еще придет к нам в гости.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сенсорному развитию в первой младшей группе

Закрепление названий некоторых фруктов, обучение детей тому, как выделять их характерные свойства: цвет, форму, путём зрительного и осязательного обследования; использовать в речи описательн...

Занятие по сенсорному развитию с детьми первой младшей группы Занятие: «Разноцветные пирамидки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Нуринерский детский сад» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан Занятие по сенсо...

Игровое занятие с включением проблемной ситуации. Цель: продолжать учить детей различать предметы по величине и правильно ориентироваться в понятиях "большой" и "маленький"....

Марина Макарова
«Желтый цвет». Конспект занятия по сенсорному развитию для детей раннего возраста

Тема : «Желтый цвет » .

Цель : формировать представления о желтом цвете , развивать зрительное восприятие и мелкую моторику, сравнить вкусовые качества фруктов (банан и лимон, упражнять детей в нахождении предметов заданного цвета , поддержать положительный эмоциональный настрой в ходе занятия .

Оборудование : кукла Катя в желтом платье и платочке , желтые шарики , цветочек , бабочки, желтые колечки , игрушки, банан, лимон, тарелочки, салфетки, солнышко из картона, желтая краска , зеркало.

Ход занятия : 3-4 детей усаживают полукругом вокруг стола напротив воспитателя.

Дети, сегодня у нас гости, посмотрите вокруг, как у нас красиво, висят желтые шарики . Смотрите, как их много. Солнышко желтое нам светит .

1. Дыхательные упражнения.

Детки, посмотрите, что у меня есть? Цветочек ! Красивый, желтый цветочек . Как приятно он пахнет. Смотрите, как я нюхаю цветочек (воспитатель показывает) .

А теперь понюхайте вы, молодцы.

Ой, а к нам летят бабочки. Посмотрите, какие они красивые, желтые бабочки . Давайте мы на них подуем, чтобы они полетели. Посмотрите, как я буду это делать. Вдыхаем носиком и выдыхаем (показывает) .

А сейчас попробуете вы, я вам раздам бабочки и мы все вместе подуем на них, чтобы они полетели. Молодцы.

2. Игра «Кто в гости к нам пришел?»

Воспитатель стучит под столом.

Ай, детки, кто-то к нам стучится – тук-тук!

Давайте спросим, кто там? (дети повторяют) .

Молодцы. А к нам в гости пришла кукла Катя, в желтом платье и в желтом платочке , бантик у нее тоже желтый .

Здравствуйте, дети!

Здравствуй, кукла Катя! Дети, поздоровайтесь с куклой Катей! (можно поздороваться за ручку) .

Кукла Катя, посмотри на наших деток, какие они красивые, в желтых футболках , как и твое платье.

Детки, кукла Катя хочет с нами поиграть. Ой, она нам что-то принесла.

3. Сравнение вкусовых качеств банана и лимона.

Ну-ка, посмотрим. Ой, что это? Банан желтый и лимон , тоже желтого цвета , как бантик у куклы.

Детки, банан у нас сладкий фрукт, а лимон – кислый. Давайте попробуем (воспитатель на тарелочке дает детям кусочек банана) .

Ой, как сладко, вкусно! (Затем дает лимон на пробу) .

Ой, как кисло! Детки, банан сладкий, а лимон кислый.

Вот, возьмите салфетки, они у нас тоже желтые . Давайте вытрем ротик салфеткой.

4. Нанизывание колечек

Ребятки, кукла Катя нам еще что-то принесла. Давайте посмотрим.

Ай, колечки, желтые , как платье куклы, как шарики. Сейчас кукла Катя посмотрит, как вы будете нанизывать колечки (воспитатель раздает стержни для колечек) .

Давайте вместе нанизывать колечки (если дети затрудняются воспитатель подходит к детям и помогает) .

Молодцы, все правильно собрали колечки.

5. Игра «Найди такой же» .

Перед занятием в разных местах разложены игрушки желтого цвета .

Дети, мы устали, давайте погуляем по комнате. Кукла Катя хочет, чтобы вы в комнате поискали игрушки, такого же цвета , как ее платье, как этот шарик, желтые .

Айаал, найди мне такого же цвета игрушку , как этот шарик, желтый .

(все вместе начинают искать желтые игрушки по комнате ) .

Ай, какие молодцы. Кукла Катя, мы собрали все желтые игрушки . Видишь, какие у нас дети умницы, молодцы.

6. Игра «Нарисуй веснушки» .

Кукла Катя, ты такая красивая, у тебя такие веснушки. Ребятки, посмотрите, какие у нее веснушки. А давайте я вам нарисую такие же веснушки. У меня есть желтая краска , сейчас я вам нарисую веснушки, такие как у куклы Кати (воспитатель рисует детям веснушки) .

Ой, какие вы красивые, посмотритесь в зеркало и у вас есть веснушки (дети смотрятся в зеркало) .

Мама тоже хочет, чтобы у нее были веснушки. Нарисуйте мне тоже веснушки. Пальчики намочите в желтую краску и нарисуйте маме веснушки. Вот так, молодцы.

Ой, какая я красивая, с веснушками (смотрится в зеркало) .

Потом воспитатель с детьми поворачиваются к гостям.

Гости дорогие, похлопайте нам, посмотрите, какие мы все красивые : и мама, и Олег, и Элан, и Айаал. У нас такие же веснушки, как у куклы Кати. Понравились вам наши детки, какие они умницы и молодцы. Спасибо всем!

Публикации по теме:

Дорогие коллеги! Представляю Вам дидактическую игру по сенсорному развитию детей раннего возраста "Цветные кружочки". Данную игру я изготовила.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей.

Конспект игры-занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста (с 2–3) «Разноцветные шарики» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №3 «Аленушка» Конспект игры-занятия по сенсорному воспитанию.

Конспект образовательной ситуации по сенсорному развитию для детей раннего возраста Цель для взрослых: Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в игре. Учить узнавать и называть домашних животных. Закрепить.

Конспект занятия по сенсорному развитию «Путешествие в лес» для детей раннего возраста КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕС" ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Цели: образовательные: - учить группировать разнородные.

Программное содержание.

Оборудование и материалы.

Демонстрационный.

Раздаточный.

Предварительная работа. Чтение и заучивание стихов А. Барто, дидактические игры по различению цвета, величины.

Методические приёмы.

Ход занятия.

1. Дети входят в группу.

Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся.

Организационный момент

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг, и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(Раздается плач)

Ой, ребята, кто это плачет?

Спрашиваю детей.

Зайчика, забыла хозяйка. Давайте зайчика утешим, пожалеем. (Дети вместе с воспитателем гладят зайчика).

2. (

У солнышко нет лучиков.

Ребята, подарим солнышко лучики.

(Показываю детям лучики).

Сколько у меня лучиков?

Ответ детей - Много.

Ответ ребенка. - Много.

Юля сколько у меня лучиков?

Ответ ребенка - Много.

Ответ ребенка. - Один.

3.Физминутка.

Солнце вышло из-за тучки Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх). Руки в стороны потом Мы по шире разведём. (Потягивания — руки в стороны). Мы закончили разминку. Отдохнули ножки, спинки.

4. Дети садятся на стульчики

В - ль.

Ответ ребенка. - Красный.

В-ль.- Ксюша, какого цвета шарик?

Ответ ребенка. - Желтый. (Спросит 4 детей).

Если шарик накачать, Будет он тогда летать. Надо нитку привязать, Чтобы шарик удержать. Созданы для детворы Разноцветные шары.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по Сенсорному развитию»

Конспект занятия по сенсорному развитию в 1 младшей группе.

Программное содержание.

1.Продолжать учить детей различать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый).

2.Учить согласовывать числительные «один» и «много» с существительными.

3.Формировать представление о величине: большой, маленький.

4.Побуждать детей отвечать на вопросы.

5.Развивать произвольное внимание, воображение, память.

6.Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.

Оборудование и материалы.

Демонстрационный.

Иллюстрации (солнце, воздушные шарики); игрушка (зайчик, грибы).

Раздаточный.

Солнечные лучи (полоски желтого цвета); игрушки (зайчики), разноцветные ленточки, воздушные шары.

Предварительная работа.
Чтение и заучивание стихов А. Барто, дидактические игры по различению цвета, величины.

Методические приёмы.

Наглядность, самостоятельность, вопросы, объяснение, сюрпризный момент, словесное сопровождение.

Ход занятия.

1. Дети входят в группу.

–Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся.

(Дети говорят «Здравствуйте!»)

Организационный момент

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(Раздается плач)

Ой, ребята, кто это плачет?

Обращаю внимание детей на зайчика. Беру зайчика в руки.

Спрашиваю детей.

Как вы думаете, почему зайчик плачет? (Если дети затрудняются ответить, сообщаю.)

– Зайчика, забыла хозяйка. Давайте зайчика утешим, пожалеем. (Дети вместе с воспитателем гладят зайчика).

Ребята, мы знаем про зайчика стихотворение А.Барто «Зайчик».

Предлагаю одному ребенку рассказать стих.

Зайке, понравилось у ребят в гостях, он позвал своих друзей.

(Больших и маленьких зайчиков). Раскладываю перед детьми зайчиков разных размеров.

Ребята, покажите больших зайчиков? (Хоровые и индивидуальные ответы).

Покажите меленьких зайчиков? (Индивидуально попросить 2 - 3 детей показать большого, маленького зайчика).

Побуждать детей проговаривать слова «Большой», «Маленький».

Ребята, рядом ходит лиса, она хочет поймать зайчиков.

Давайте спрячем зайчиков на полянке под грибочками. (Показываю два гриба.)

Под большим грибочком спрячем больших зайчиков, а под маленьким - маленьких зайчиков.

(Дети прячут зайчиков, воспитатель с игрушкой - лисой ищет зайчат).

Молодцы, ребята помогли зайчикам спрятаться от лисы.

Предлагаю детям сесть на стульчики.

2. (Обращаю внимание детей на фланелеграф).

Ребята посмотрите, к нам в группу заглянуло, солнышко, только оно почему - то грустное. (Предлагаю детям сказать, почему солнце грустное).

У солнышко нет лучиков.

– Ребята, подарим солнышко лучики.

(Показываю детям лучики).

Сколько у меня лучиков?

Ответ детей - Много.

Саша, сколько у меня лучиков?

Ответ ребенка. – Много.

Юля сколько у меня лучиков?

Ответ ребенка - Много.

Полина, возьми один лучик и подари солнышко. Ребенок берет лучик.

Спрашиваю: - Полина, сколько у тебя лучиков?

Ответ ребенка. - Один.

Ребенок прикладывает лучик к солнышку.

(Спросить 2 - 3 ребенка, затем все дети берут по лучику и прикладывают к солнцу).

Меняю ротик, солнышко. Смотрите, солнышко улыбается, радуется.

Предлагаем посмотреть мультфильм про то как радуется солнышко.

3.Физминутка.

Солнце вышло из-за тучки
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания - руки вверх).
Руки в стороны потом
Мы по шире разведём. (Потягивания - руки в стороны).
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.

4. Дети садятся на стульчики

В – ль. - Ребята, вы любите играть с воздушными шариками? (7 шариков красный, желтый, синий, зеленый)

Посмотрите, какие у меня красивые шарики.

Федя, какого цвета этот шарик?

Ответ ребенка. – Красный.

В–ль.- Ксюша, какого цвета шарик?

Ответ ребенка. – Желтый. (Спросит 4 детей).

Предлагаю к каждому шарику привязать ленточку, которая соответствует цвету шарика.

Дети поочередно выполняют задание. По ходу спрашиваю, какого цвета ленточка?

Молодцы, вот какие красивые шарики.

Ребята, вы хотите поиграть с шариками? Выношу детям шарики и дарю.

Если шарик накачать,
Будет он тогда летать.
Надо нитку привязать,
Чтобы шарик удержать.
Созданы для детворы
Разноцветные шары.

Занятие закончено. Дети прощаются с гостями.