Конус из бумаги своими руками. Как сделать развертку – выкройку для конуса или усеченного конуса заданных размеров
Как определить размер подшипника?
Информация о посадочных размерах подшипника пригодится, когда нужно будет заменить устаревшую деталь на новую. Справиться с этой задачей поможет маркировка.
1. Первые две цифра справа содержат информацию о диаметре отверстия внутри детали. Если диаметр не превышает 2 см, то цифры обозначают: 00 – O 10 мм; 01 – O 12 мм; 02 – O 15 мм и 03 – O 17 мм.
2. Когда значение диаметра отверстия находится в диапазоне от 2 см до 49,5 см две цифры справа необходимо помножить на 5. Полученный результат и есть посадочный размер подшипника.
3. Третья и седьмая цифры содержат информацию о серии подшипников качения. Третья – по наружному диаметру, седьмая – по ширине или высоте.
4. Четвертая цифра указывает на тип рассматриваемой детали: роликовая или шариковая, двухрядная или однорядная, радиальная или упорная.
5. Пятая и шестая цифры указывают на конструкцию, в которой выполнен подшипник.
6. В левой части также содержится информация о том, к какому классу точности можно отнести деталь.
Внимание! На удовлетворительный класс точности указывают цифры от 0 до 5. Лучший вариант при соотношении цены и качества – 6 класс точности. Цифры 7 и 8 обозначают, что вы держите в руках фактически отходы производства.
Как определить диаметр отверстия?
Чтобы определить диаметр отверстия понадобится линейка, нутрометр, микрометрический нутрометр и штангенциркуль.
1. Если измерения не должны быть восокоточными, можно обойтись обычной линейкой. Такой способ, чаще всего, используется в быту. Измеритель нужно приложить к отверстию подшипника на уровне диаметра и сосчитать количество делений, которые вмещаются в диаметре.
2. Чтобы определить размер неточных отверстий, используйте нутрометр. Инстурмент необходимо ввести в отверстие, прижать дужку к стенке отверстия и закрепить нутрометр так, чтобы вторая дужка соприкасалась со стенкой отверстия. Измерить величину раствора нутрометра можно также с помощью обычной линейки.
Внимание! Неточность полученного результата составит от 0,2 до 0,5 мм.
3. Измерить диаметр отверстий больше 10 мм с высокой точностью можно с помощью штангенциркуля. Прибор нужно поместить в отверстие и развести его губки так, чтобы они уперлись в края. Диаметр отобразится на шкале с точностью до десятых долей миллиметра. Этот способ подходит только для измерения диаметра отверстия возле торца подшипника.
4. Справиться с задачей поможет и микрометрический нутрометр. Главное, чтобы инструмент находился перпендикулярно оси отверстия. Для этого нужно, чтобы один конец уперся в поверхность отверстия, а второй – перемещался в диаметральной плоскости.
Использование в механизмах подшипников качения дает возможность производить машины более высокого класса точности. Машины на этих конструктивных элементах более надежны и имеют больший срок службы. Кроме того, их применение делает ниже эксплуатационные расходы.
Возможности узла, в котором применен подшипник качения, определяется тем, насколько точно установлена эта деталь. Расстояние от базы до оси вращения и от базы до торца вала, а также радиальное и торцовое биение должны быть в определенных пределах точности.
В процессе сборки необходимо стремиться, чтобы обоймы подшипников не деформировались. Форма посадочных мест в корпусе подшипника и на валу должна по форме и шероховатости удовлетворять техническим требованиям, без царапин и заусенцев.
Отличия от подшипников скольжения
В механизмах встречаются два вида подвижных деталей: опоры, основанные на трении скольжения, и опоры, базирующиеся на трении качения.
При использовании первых рабочие поверхности корпуса и вала взаимно перемещаются и взаимодействуют, разделяясь чаще всего смазочными материалами и вкладышем скольжения. Опора работает, когда в деталях, пришедших в соприкосновение, имеет место чистое скольжение.
При втором варианте опор в промежуток между поверхностями, которые взаимно перемещаются, помещаются тела качения (это могут быть ролики или шарики). При этом опоры работают с использованием трения качения. В таких случаях вместо бронзовых, баббитовых или пластиковых вкладышей в опорах, где применяется трение качения, задействованы шариковые или роликовые подшипники из стали.
В соответствии с характером нагрузки опор вращения они бывают радиальные, когда на опору действуют радиальная нагрузка, упорные, когда опора подвергается лишь осевым нагрузкам, и радиально-упорные, когда на опору действуют оба вида нагрузок вместе.
Для каждого типа опоры характерен свой размер, конструкция, технические условия на производство, монтаж и обслуживание.
У подшипников качения и подшипников скольжения различный механизм сопротивления движению и определения изнашивания деталей подвижных опор. Вид необходимого узла определяется на основании оценки порядка эксплуатации механизма или его отдельных узлов.
Преимущества и недостатки
Подшипники качения и скольжения имеют как плюсы, так и минусы. Подшипникам качения можно отдать предпочтение перед подшипниками скольжения благодаря меньшему уровню трения на малых скоростях и при старте с места. Также подшипники качения размеры по осям имеют меньше, что позволяет проще компоновать конструкции самоустанавливающихся опор, не требуя длительного времени на трудную индивидуальную подгонку вкладышей и их приработку. Это особенно важно для цапф, имеющих большие диаметры, работающих под большими нагрузками, с высокими скоростями вращения и температурами.
Когда использован подшипник качения, улучшается качество смазки деталей и узлов машин, качество их обслуживания, продляется срок жизни посадочных поверхностей шеек цилиндров и валов. Таким образом, для подавляющего большинства опор оборудования они подходят наилучшим образом.
Правда, кроме преимуществ, подшипники качения имеют и ряд минусов.
Например, крупные габариты. Такие конструктивные элементы широко представлены в машиностроительном оборудовании, производятся малыми сериями и очень дорого стоят. Подшипник качения уступает конкурентам по таким параметрам как радиальные размеры, вес и жёсткость.
Очень сложно правильно их подобрать, когда высокие скорости вращения сочетаются действием высоких нагрузок. Общеизвестно, что при увеличении нагрузки и скорости вращения узла снижается его долговечность. Допустим, если нагрузку увеличить на четверть по сравнению с прежней, то срок службы уменьшается в два раза, а при увеличении нагрузки в два раза, долговечность становится меньше в 10 раз.
Маркировка и размеры по ГОСТу
Требования к узлам и деталям формулируетГОСТ. Подшипники каченияописывает ГОСТ 520-2002.
В основу условных обозначений легли следующие их параметры:
- диаметр, который имеет отверстие подшипников;
- серии ширин (или высот) и серии диаметров;
- типы подшипников;
- техническая реализация.
Как правильно по маркировке определить размеры подшипников качения? Таблица обозначений поможет справиться с этой задачей.
Все приведенные выше параметры обозначаются знаками (или цифрами). То, из каких цифр состоит маркировка подшипника, зависит от занимаемых ими мест в его условном обозначении, если читать слева направо:
Размеры
Узнать, как зависят размеры подшипников от их серий, позволяет таблица размеров подшипников. Она позволяет увязать серию с внешним и внутренним диаметром и шириной.
Размеры подшипников качения. Таблица 1.
Ширина | Внешний диаметр | Внутренний диаметр | |
Это таблица подшипников качения, одна из многих таблиц, описывающих данный вид конструктивных элементов.
Классификация
Одним из признаков, по которому происходит классификация подшипников качения, является форма тел качения. В соответствии с ней подшипники могут быть шариковые и роликовые. Шариковые тела качения, как следует из названия, имеют исключительно шарообразную форму. Роликовые тела качения могут быть цилиндрическими, а также иметь форму бочек или форму конусов.
Следующий признак классификации - направление нагрузки, воспринимаемое подшипником качения. По данному признаку различают подшипники:
- радиальные, которые воспринимают лишь радиальные или в основном радиальные нагрузки;
- радиально-упорные, могущие воспринимать и радиальные, и осевые нагрузки.
Следует отметить, что, регулируемые подшипники не в состоянии функционировать без нагрузки на ось. Упорные способны воспринимать лишь осевые силы. Упорно-радиального типа работают как при осевых, так и при небольших радиальных нагрузках.
Существует также классификация подшипников качения в зависимости от того, из какого количества рядов тел качения они состоят. Они бывают однорядные и двухрядные.
В соответствии с такой характеристикой, как чувствительность к перекосам, выделяют самоустанавливающиеся подшипники. Они способны нормально функционировать даже при возникновении перекоса до 3°.
Система допусков и посадок
Подшипники качения получили широкое распространение. Они производятся на специальных заводах и имеют полную взаимозаменяемость по поверхностям, которые определяются диаметрами колец: D - внешним диаметром внешнего кольца и d - внутренним диаметром внутреннего кольца.
Взаимозаменяемость подшипников качения зависит от требований к точности:
- точность ширины кольца В;
- точность диаметров колец d, D;
- точность поверхностей колец;
- радиальное и осевое биение дорожек качения, определяющее точность вращения;
- точность зазора, который образуется при рабочих параметрах между дорожками качения и телами качения.
Точность сборочных единиц задает ГОСТ. Подшипники качения должны соответствовать требованиям к точности ГОСТ 520-89, согласно которому имеется 5 классов их точности: 0; 6; 5; 4; 2. Большая часть механизмов использует узлы класса точности 0. Узлы классов точности выше нуля используют на высоких скоростях вращения и в ситуациях, требующих высокой точности вращения вала (например, в прецизионных станках). Класс точности указывается перед маркировкой через тире.
Чтобы сохранить взаимозаменяемость подшипников качения, средняя конусность и овальность отверстия и поверхности колец не должны быть больше половины допуска на средние диаметры Dc, dc. Эти параметры вычисляют как среднее арифметическое от максимального и минимального диаметров, которые замерены в 2 крайних сечениях кольца.
Поэтому допуски подшипников качения назначаются на размеры:
- D и d;
- Dc и dc;
Допуски колец определяются лишь классом точности подшипника и его размерами, независимо от свойств соединения с валом и корпусом. Так достигается уменьшение номенклатуры подшипников. Параметры соединения колец с валом и корпусом определяются путем изменения полей допуска вала и отверстия.
Посадки подшипников качения нужно определять таким образом, чтобы кольцо, которое вращается, сидело с натягом, который исключал бы обкатку и проскальзывание кольца вдоль посадочной поверхности в ходе работы в нагруженном режиме.
Посадки зависят от таких факторов:
- класс точности;
- тип и размер нагрузок;
- вид нагружения.
Нагружение может быть местным, циркуляционным и колебательным.
В случае местного нагружения работает только радиальная нагрузка постоянной величины и направления в единственной точке посадочной поверхности подшипника, передающаяся единственной точке поверхности корпуса или вала.
Кольцо, нагруженное таким образом, нужно устанавливать, чтобы был зазор, а затем постепенно проворачивать кольцо, избегая местной выработки кольца, вала и корпуса.
Если имеет место циркуляционное нагружение, воздействие оказывает только радиальная нагрузка, передаваемая всей окружности дорожки подшипника, и она воспринимается последовательно поверхностью корпуса или вала. Кольцо, которое испытывает циркуляционное нагружение, устанавливают на корпус или вал с натягом.
Когда происходит колебательное нагружение, в действие вступают две различные радиальные нагрузки. Одна из них имеет постоянную величину и направление, а другая - вращающаяся. На ограниченный участок беговых дорожек колец влияет равнодействующая этих нагрузок, передаваясь некоторой части на посадочной поверхности корпуса или вала.
Расчет
Расчет подшипников качения на долговечность производится по методу усталостного выкрашивания и на предупреждение пластических деформаций.
Для постоянного режима эти конструктивные элементы рассчитываются по эквивалентной динамической нагрузке с учетом характера и направления сил, действующих на узел. Эквивалентная нагрузка принимается такой, которая обеспечивает тот же срок службы, что и в условиях реальных нагрузок.
Грузоподъемность подшипников характеризуют такие параметры, как базовая динамическая грузоподъемность С и базовая статическая грузоподъемность С0.
Первая - радиальная или осевая нагрузка, выдерживаемая при сроке службы в 1 миллион оборотов. Базовая долговечность - долговечность в условиях надежности 90%.
Расчетную долговечность можно определить как число оборотов в миллионах или часы работы, если в результате на поверхностях 90% деталей партии нет свидетельств усталости металла в виде отслаивания или выкрашивания.
Шарикоподшипники радиальные однорядные
Самая популярная разновидность подшипников качения. Часто используются в конструкциях самой разнообразной аппаратуры. В ее числе валики картонных машин, редукторы, электромоторы. Используются для противодействия радиальным нагрузкам, но могут быть готовы также к восприятию двусторонних осевых нагрузок. Часто их используют исключительно для осевых нагрузок, в особенности если число оборотов вала велико и упорные подшип-ники использовать нельзя. Если радиальный зазор увеличивается, то возможности осевой грузоподъемности подшипника также становятся больше, поскольку в этой ситуации подшипники обретают характеристики радиально-упорных. Возможна работа подшипников, в случае если относительный перекос внутреннего и наружного колец не больше 20°.
Что касается корпуса подшипников качения, то выполняется он чаще всего из серого чугуна. Материалом для сепараторов подшипников однорядных является стальная штамповка или антифрикционные материалы типа текстолита, латуни, бронзы, дюралюминия. В последние время для производства сепараторов используют полиамидные смолы. Если подшипники имеют высокий класс точности и массивные точеные сепараторы, центровка которых происходит по наружному кольцу при использовании эффективных режимов смазки, тогда возможна их работа даже на скоростях вращения, которые превосходят предельные, описанные в справочниках.
Конструктивные виды радиальных подшипников однорядных:
- имеющие одну защитную шайбу;
- имеющие две защитных шайбы;
- имеющие канавку на наружном кольце и уста-новочное кольцо;
- имеющие установочное кольцо и защитную шайбу;
- имеющие одностороннее и двустороннее уплотнение;
- имеющие канавку для ввода шариков без сепаратора.
Шарикоподшипники с одной защитной шайбой
Производятся исключительно с сепараторами, выполненными методом штамповки. Их использование на высоких скоростях нежелательно. При работе с такими подшипниками используются консистентные смазки. Защитная шайба из металла, которая запрессована в канавку на наружном кольце, может удерживать смазку только с од-ной стороны. С обратной стороны смазка, которая заложена в подшипник, ограничена крышкой или уплотнением в узле. Появляющееся пространство отчасти заполняют смазками, выбранными для особых условий работы. Такой вариант конструкции детали всегда дает возможность осмотреть ее (в месте крышки или уплотнения) и по ходу работы провести добавочную смазку.
Шарикоподшипники с двумя защитными шайбами
Обладают такими же сепараторами и скоро-стными параметрами, что и предыдущая деталь, но рабочая смазка подшипников качения, закладывается между шайбами в процессе сборки на заводе. Применяется этот вид сборочного узла в ситуациях, когда невозможно сделать уплотнение в узле. Так конструкция становится проще и уменьшается общий вес узла. Внутренние детали такого подшипника осмотру в ходе работы не поддаются.
Шарикоподшипники с канавкой на наружном кольце
Посредством разрезного установочного кольца, входящего в канавку на кольце с наружной стороны, имеется возможность фиксации подшипника внутри корпуса, не требующего упора наружного кольца, в заплечики корпуса для опоры. Однако их способность к восприятию радиальных нагрузок значительно больше, чем для осевых. Использование установоч-ных колец делает конструкцию проще, уменьшает размеры узлов и дает возможность сквозной расточки отверстий корпусов.
Шарикоподшипники с уплотнением
Широко используются подшипники, имеющие двустороннее уплот-нение. Оно представляет собой резиновую мембра-ну. Узлы, где применено это уплотнение, характеризуются неплохой герметичностью. Как следствие, заводская смазка не вытекает и исключается попадание в нее сторонних частиц. Сепараторы таких шарикоподшипников обычно точеные текстолитовые или бронзовые. Хотя уплотнение их и контактного типа, они имеют возможность работы на повышенных скоро-стях вращения.
Шарикоподшипники с уплотнением часто используются в опорах электродвигателей. В этих узлах щеточная пыль выделяется настолько интенсивно, что способна быстро приводить к поломке шарикоподшипников других типов.
Шарикоподшипники с канавкой для ввода шариков без сепаратора
Их отличие от прочих подшип-ников классической конструкции в наличии профрезерованных канавок в бортах колец. Через эти канавки происходит вставка шариков. Поскольку шариков такой подшипник качения имеет больше, чем сепараторный, это дает выигрыш в грузоподъемности. Их назначение - работа на небольших скоростях вращения из-за чрезмерного трения соприкасающихся тел качения. Там, где имеются осе-вые нагрузки, лучше отказаться от их применения, поскольку под их действием шарики часто смещаются по отношению косям дорожек качения.
Как конструктивный вариант таких шарикоподшипников встречаются узлы, где есть и канавка для вставки шари-ков, и защитные шайбы.
Данные узлы используются без применения смазки в сушильных камерах и узлах, применяющих качательное движение.
Иногда происходят ситуации, при которых необходимо срочно узнать номер подшипника. Но как это сделать, если подшипник рабочий, вынимать его из устройства не очень удобно. В данном случае есть 3 способа, которые помогут найти ответ на вопрос, как определить номер подшипника.
Узнаем номер подшипника
Определите размеры шарика. Для этого узнайте такие характеристики подшипника, как d, D и В = 5. Как только вы определите эти данные, обратитесь к специалистам с просьбой помочь узнать номер подшипника.
Существуют определенные ГОСТы, в которых прописаны все виды и типы подшипников с номерами и размерами. Откройте ГОСТ, найдите подшипник с такими же размерами, как и у вас и посмотрите, какой номер подшипника соответствует размерам, которые характерны для вашего подшипника.
Воспользуйтесь программой, которая содержит в себе данные о всех подшипниках. Например справочник по подшипникам «AllBearings». В данной программе находится более 47 000 записей, поэтому найти нужный вам подшипник не составит труда.
Введите в поле «фильтр по размерам» те размеры подшипника, которые вам известны. Совсем не обязательно заполнять все поля, однако, чем больше характеристики у вас будет заполнено, тем быстрее вы сможете найти подшипник и узнать свой номер. В том случае, если вы не знаете размеры подшипника, проводите поиск подшипника по марке. В поле 2 – «designation» – введите марку подшипника и дождитесь, пока программа выполнит отбор подшипников данной марки.
Эта программа содержит режим «stictly» — это режим строгого поиска. Воспользуйтесь им, если точно уверены в правильности написания марки подшипника. Данный режим отсортирует все подшипники по имени и предложит вам именно ту марку, которую вы вводили при поиске.
Полезные советы по определению номера подшипника:
Каким бы способом вы ни воспользовались, возьмите себе за правило при покупке какого-либо оборудования или просто подшипника сразу записывать его номер. Так вы будете точно уверены в том, что в случае необходимости приобретете именно ту модель подшипника, которая вам нужна. Либо берите с собой старый подшипник, чтобы купить точно такой же, если не знаете, как определить номер подшипника.
Hyundai Sonata 6 обзор и цена авто
Сузуки Гранд Витара обзор, видео тест и фото салона