Порядок расходования средств пенсионного фонда рф. Порядок управления, формирования и расходования средств пфр

МОСКВА, 26 окт — РИА Новости. Расходы Пенсионного фонда России на пенсионное обеспечение россиян в 2018 году вырастут на 279 миллиардов рублей и составят 7,15 триллиона рублей, сообщила пресс-служба фонда со ссылкой на проект бюджета ПФР.

"В соответствии с проектом бюджета Пенсионного фонда России на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, в 2018 году расходы Пенсионного фонда на пенсионное обеспечение россиян вырастут на 279 миллиардов рублей и составят 7,15 триллиона рублей. Расходы на социальные выплаты вырастут на 11,8 миллиарда рублей и составят 981 миллиард рублей", — говорится в сообщении.

Как пояснили в фонде, проект бюджета ПФР предусматривает увеличение страховых пенсий с учетом временного изменения порядка индексации страховых пенсий. Индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные пенсии, будет проведена в соответствии с действующим пенсионным законодательством с учетом индекса роста прожиточного минимума пенсионера за 2017 год.

Пенсии

"Основным видом пенсий в России в 2018 году по-прежнему будет страховая пенсия. Численность ее получателей составит более 40 миллионов человек. Еще почти 3,7 миллиона человек - получатели пенсий по государственному пенсионному обеспечению", — отметили в ПФР.

В пресс-службе фонда напомнили, что страховые пенсии неработающих пенсионеров, включая фиксированную выплату, с 1 января 2018 года будут увеличены на 3,7%, что выше показателя прогнозной инфляции на 0,5%. Размер фиксированной выплаты после индексации составит 4 982,9 рубля в месяц, стоимость пенсионного балла - 81,49 рубля. В 2017 году размер пенсионного балла составлял 78,58 рубля. Среднегодовой размер страховой пенсии по старости вырастет до 14 075 рублей, что составит 161,3% к прожиточному минимуму пенсионера (ПМП).

По данным ПФР, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, с 1 апреля 2018 года будут повышены работающим и неработающим пенсионерам на 4,1%. В итоге среднегодовой размер социальной пенсии вырастет до 9 045 рублей — 103,7% к ПМП. Средний размер социальной пенсии детей-инвалидов и инвалидов с детства первой группы составит 13 699 рублей.

Кроме того, всем неработающим пенсионерам будет производиться социальная доплата к пенсии до уровня ПМП. При этом в условиях возможного снижения ПМП в регионе предусмотрено сохранение общего размера материального обеспечения неработающих получателей федеральной социальной доплаты на уровне не ниже 31 декабря 2017 года. На эти цели в бюджете ПФР заложено 94,5 миллиардов рублей.

Другие выплаты

На выплату материнского капитала в 2018 году в бюджете ПФР предусмотрено 341,4 миллиарда рублей. Размер материнского капитала в следующем году не изменится и составит 453 026 рублей.

Россияне, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, продолжат получать компенсационные выплаты в размере 1,2 тысячи рублей в месяц, при этом неработающим родителям детей-инвалидов и инвалидов с детства Пенсионный фонд осуществляет ежемесячные выплаты в размере 5,5 тысяч рублей. Расходы на эти выплаты в 2018 году запланированы на уровне 73,2 миллиарда рублей.

Также в 2018 году ПФР продолжит выделять субъектам РФ субсидии на строительство, реконструкцию и ремонт социальных учреждений для граждан старшего поколения и инвалидов, развитие их материально-технической базы, а также на обучение пенсионеров компьютерной грамотности.

Субсидии Пенсионный фонд выделяет на условиях софинансирования расходов на реализацию соцпрограмм субъектами РФ. На эти цели в бюджете ПФР на 2018 год предусмотрен 1 миллиард рублей.

Доходы и расходы

Как отметили в фонде, бюджет ПФР на 2018 год сбалансирован по доходам и расходам. Общий объем доходов бюджета ПФР в 2018 году запланирован в размере 8,3 триллиона рублей, расходов — 8,4 триллиона рублей.

В части, не связанной с формированием пенсионных накоплений, доходы и расходы ПФР запланированы в размере 8,2 триллиона рублей. В части, связанной с формированием пенсионных накоплений, расходы бюджета превышают доходы на 106,6 миллиарда рублей, что объясняется переводом пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды.

Покрытие этих средств будет обеспечено за счет пенсионных накоплений, находящихся в государственной и частных управляющих компаниях, размер которых оценивается по состоянию на 1 января 2018 года в 1,1 триллиона рублей.

В пятницу правительство России обсудит законопроект, который обяжет Пенсионный фонд информировать граждан о размере материнского капитала в электронной форме.

"Законопроектом предлагается дополнить федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" нормой, в соответствии с которой Пенсионный фонд будет обязан информировать граждан по их запросам о размере материнского капитала либо о размере его оставшейся части, в том числе в электронной форме в соответствии с федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", — сообщает кабинет.

Подать заявление и получить информацию в электронной форме можно будет через Единый портал государственных и муниципальных услуг или через личный кабинет застрахованного лица на сайте ПФР.

Законопроект был одобрен 16 октября на заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности.

Пенсии и иные социальные выплаты финансируются из государственного бюджета, который утверждается заранее. В сентябре 2018 года был утверждён и подписан бюджет Пенсионного фонда на трехлетний период: 2019-2021 гг. Рассмотрим, какие расходы запланированы правительством на содержание пенсионеров, и будет ли дефицит денежных средств.

Что нужно знать о бюджете ПФР

Начнем с азов. Пенсионный фонд России - это социально значимая структура, появившаяся в стране в 1990 году. По своей форме, фонд является государственной внебюджетной структурой, предназначенной для соблюдения и учёта законных прав россиян по получению пенсионных выплат.

Общие положения

Бюджет ПФР утверждается Государственной думой с учётом сбалансированного оборота денежных средств и финансовой отчетностью. Основные характеристики бюджета ПФР на трехлетний срок утверждены ст.1 Федерального закона № -ФЗ, который регулирует оборот бюджетных средств фонда на запланированный финансовый период.

Здесь указываются прогнозируемые поступления, запланированные расходы и возможный дефицит денежных средств.

Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Запланировано ли увеличение пенсионных выплат


Это одна из основных статей расходов Пенсионного фонда. В частности, в бюджет заложены расходы на ежегодное увеличение пенсионных выплат за счёт проводимой индексации. В частности, запланированное ежегодное повышение пенсий составляет порядка 1 000 рублей. Таким образом, правительство предполагает установить пенсионные выплаты на уровне 20 000 рублей в месяц уже к 2024 году. Эти бюджетные расходы утверждены.

Что ожидает материнский капитал

Также будет увеличиваться с учётом индекса роста потребительских цен на отдельные категории товаров. Приведём процесс прогнозируемого повышения размера маткапитала в конкретных цифрах:

  • 2019 год - 453 023 руб;
  • 2020 год - 470 241 руб;
  • 2021 год - 489 051 руб.

Отсюда следует, что индексация средств материнского капитала запланирована и утверждена правительством.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Характеристики бюджета ПФР 2019-2021 гг.

Учитывая запланированную реформу и повышение возраста выхода на пенсию, бюджет Пенсионного фонда спланирован с учётом внесённых изменений в действующее законодательство. Рассмотрим, как это будет происходить на практике.

Будет ли дефицит бюджета


Да, будет. По предварительной оценке, дефицит бюджетных средств составляет порядка 23 миллиардов рублей. Отметим, что дефицит ожидаемый, и вызван направлением части денежных средств для финансирования накопительной части пенсии.

С учётом этих особенностей, профицита бюджета ПФР в утверждённом трехлетнем периоде не ожидается.

Соблюден ли баланс по части доходов и расходов

В общих чертах, баланс в распределительной части соблюден. Предполагаемые поступления на счета фонда составляют 8.6 триллионов рублей, что на 104.2% больше, чем в 2018 году. Запланированные расходы - 8.6 триллионов рублей, средства освоены в полном объёме, и расходы не превышают прогнозируемых финансовых поступлений.

Страховые взносы


Поступление взносов обязательного пенсионного страхования прогнозируется с учётом актуального тарифа в 22%, который отчисляют работодатели в отношении своих сотрудников. Кроме этого, учитывается 10-процентная надбавка за превышение установленной величины страховой базы.

Материальное обеспечение социальных выплат

Эта категория выплат финансируется из средств Федерального бюджета, и на 2019 году, размер поступлений составит 3.3 триллиона рублей. Отметим, что в эту сумму входит и 1.9 триллиона рублей, которые пойдут на выплаты страховых пенсий.

Индексация страховых пенсий

Уточним, что индексация страховых пенсий произойдёт уже в январе 2019 года, и увеличение выплат произойдёт на 7.05%. Именно за счёт этого повышения предполагается ежегодное повышение пенсионных выплат на 1 000 рублей. Нужно отметить, что тенденция к повышению сохранится в течение всего 3-летнего периода. В частности, в 2020 году, пенсия вырастет ещё на 6.6%, а в 2021 - на 6.3%.

В проекте бюджета заложена и индексация социальных пенсий. Такие выплаты получают неработающие пенсионеры, которым не хватило стажа или пенсионных баллов. Повышение произойдёт в апреле 2019 года, и соцпенсии вырастут на 2.4%.

Будут ли приняты предложения президента

Для смягчения проводимой пенсионной реформы, президентом страны было внесено ряд поправок, которые были учтены при формировании бюджета в полном объёме. Сюда можно отнести ряд социальных гарантий для предпенсионеров и возможность оформления пенсии на полгода раньше.

Обеспечение социальных гарантий


Все предусмотренные законодательством выплаты и пособия будут производиться в полном объёме без каких-либо изменений. Сюда можно отнести социальную доплату пенсионерам, которые получают пенсию в размере ниже прожиточного минимума, установленного в отдельно взятом регионе. Кроме этого, можно отметить повышение пенсий работающим пенсионерам за счёт увеличения стоимости индивидуальных пенсионных коэффициентов.

Кроме этого, из бюджета будет выделено 26 200 000 рублей для единовременной выплаты пенсионерам. Размер ЕДВ составит 5 000 рублей, и рассчитывать на её получение могут граждане:

  • получающие пенсию по возрасту;
  • пенсионеры из числа военнослужащих и сотрудников МВД;
  • потерявшие кормильца семьи;
  • инвалиды.

Попытался найти отчетность пенсионного фонда России…
Официально есть красивая презентация, из которой приведённые далее картинки (вот ссылочка, кому интересно):

Даже если вы рассмотрите эту картинку, то можете поверить автору, что в данных вы не разберетесь - разные шкалы и разные цифры, вы только в них запутаетесь.


А вот данные поинтересней - размещение средств пенсионных накоплений в 2017 году. При этом сумма в данном случае составляет почти 2 трлн.рублей. Возникает логичный вопрос о том откуда вообще взялись данные средства? То есть за сколько лет именно данная цифра накоплений, простите за тавтологию, копилась? И пошли ли эти суммы после реализации данных средств на выплаты пенсий? Поверьте автору - вы в этом не разберетесь и ответы на вопросы на найдёте.

После прочтения отчетности складывается достаточно простое понимание сути Пенсионного Фонда России - в нынешних условиях это кубышка, куда скидываются отчисления по пенсиям и тут же из этой кубышки пенсии выплачиваются. То есть фонда, где средства пенсионеров бы хранились просто нет...

По сути, согласно отчетности, есть квазиорганизация, куда скидываются деньги, а потом эти деньги тут же распределяются. Никаким образом пенсионные деньги на российскую экономику не работают и не размещаются ни в каких инфраструктурных проектах.

Сбережений, проценты с которых бы шли на пенсию нет.

Впрочем, об использовании денег ПФ мы еще поговорим, а пока вот такая вот картинка:


Возникает логичный вопрос - вот до 2014 года доходы ПФ стабильно превышали Расходы. Куда уходила разница, которая каждый год получалась от того, что люди откладывали на пенсию больше, чем выплачивалось пенсионерам?


Если кто-то думает, что руководство пенсионного фонда озабочено эффективностью использования пенсий, то эти люди ошибаются. В отчетности пенсионного фонда событием года называется открытие пилотных сайтов и образовательных проектов для... школьников!

Впрочем, речь идет о красивой презентации, которая есть на сайте для солидности, но никак для соответствия законодательству. В соответствии с законодательством ПФ должен отчитываться по формам открытых данных, которые я и попытался отыскать...

То есть, объясняю - картинки из презентации это просто картинки, и чиновники публикуют такие презентации для солидности, реальные цифры, отражающие хозяйственную деятельность там редко публикуются. Можете сами изучить подобные презентации какой-нибудь ОАК или УВЗ.

Что же до открытых данных пенсионного фонда, то тут дело оказалось не так просто…

На официальном сайте информация закодирована, поэтому через Exel выгружаются кривые строки.

Подсчитал вручную данные после перекодировки. Вот что получилось:

Доходы бюджета (такой вот странный показатель есть в отчетности пенсионного фонда) – 8 260,1 млрд.
Поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 4 481,9 млрд.
Расходы бюджета, всего – 8 319,5 млрд.
Расходы на выплату пенсий – 7 167,2 млрд.
Расходы на социальные выплаты – 488 млрд.
Расходы по программе материнского (семейного капитала) – 311,8 млрд.

Из расходов бюджета всего вычитаем суммы пенсий, соц.выплат и материнского капитала – получаем еще 352,5 млрд. Предположительно во столько обходится содержание пенсионного фонда. В то же самое, в красивой презентации было указано, что на содержание и Фонда идет около 111 млрд.рублей, что тоже, согласитесь, немало.

Другая интересная вещь – полное отсутствие данных по содержанию отдельных строк. Куда и как тратятся пенсионные накопления вы в открытых данных нигде не найдете.

То есть, в сухом остатке:

*не ясно куда делись пенсионные накопления за прошлые года
*не ясно сколько на самом деле тратит пенсионный фонд (сумма не менее 111 млрд.рублей в год)
*не ясно кто является основным оператором и реципиентов пенсионных денег (около 2 трлн.рублей)

Но что точно ясно, так это то, что повышение пенсионного возраста приведёт только к тому, что количество выплачиваемых сумм по страховой части пенсии станет значительно меньше, что и позволит закрыть народившийся в пенсионном фонде дефицит.

При этом суммы, которые люди всю жизнь откладывали на пенсионные отчисления ушли неизвестно куда.

Коробка из под ксерокса
10.07.2018

Страсти вокруг пенсионной темы не утихают: народ выходит на пикеты и собирает подписи против реформ в Интернете, власть ангажирует телеведущих и блогеров, а журналюги разрываются между выбором: рубли или слава...

И жить у нас можно до 200 лет (по словам Макса Топилина, министра труда), и спонсировать будущих стариков за счёт нынешних, и здоровье на работе укрепляется (в свою очередь уверена Верочка Скворцова, министр здравоохранения) – не жизнь, а песня!

Я же предлагаю в очередной раз послать к чёртовой бабушке всех провластных лжецов и взглянуть на первоисточник проблемы и посмотреть, сколько же зарабатывают на народных деньгах те, кто избран или назначен банально их считать и заботиться о кошельках своих граждан. Как же шикуют основные функционеры ПФР за присваиваемые деньги?

Председатель ПФР Антон Дроздов: личный доход за год – 3,94 млн; в личной собственности – 3 земельных участка, 2 жилых дома. На жене – Mercedes и Lexus премиум-класса; в пользовании семьи из 3 человек (включая несовершеннолетнего) – семикомнатная квартира 335 кв.м. и дача.

Заместитель председателя ПФР Николай Козлов: личный годовой доход – 9,24 млн, доход жены – 16,35 млн; в личной собственности – 3 квартиры; в собственности жены – еще 1 квартира, Lexus и Toyota RAV4; в совместной собственности 1 дача на Кипре метражом в 198 кв.м.

Начальник административно-хозяйственного Департамента ПФР Илья Елисеев: личный доход за 2017 год – 2,6 млн; в личной собственности – INFINITI QX56, мотоцикл Honda GL 1800, гидроцикл Sea-Doo, Mercedes C-200.

Заместитель начальника Департамента капитального строительства и имущественных отношений ПФР Михаил Бородин: личный доход за год – 1,1 млн; в личной собственности – морская моторная яхта DELPHIA 1350 (габариты 13 на 4) размером с двухкомнатную квартиру эконом-класса.

Все свои социально значимые функции ПФР выполняет за счет использования денежных средств, имеющихся в бюджете организации. В связи с этим процедуры его формирования и расходования являются наиболее важной частью работы фонда.

Как происходит принятие бюджета? Каким образом он пополняется и на что тратится? Какие меры предпринимаются в том случае, если доходная часть превышает расходную и наоборот? Рассмотрим эти вопросы в данной статье.

Порядок рассмотрения и принятия бюджета

Бюджет пенсионного фонда России проходит согласование в высших законодательных органах власти государства. Используется следующий порядок:

  1. Предварительный проект бюджета направляется в Госдуму Федерального Собрания РФ;
  2. Дума рассматривает его и в случае принятия издает отдельный закон «О бюджете ПФР на …» (он состоит из основных статей и приложений);
  3. Закон подлежит рассмотрению Совета Федерации (Верхняя палата Парламента России), который должен его одобрить, для того чтобы документ вступил в силу.

Тексты всех утвержденных таким образом законов размещаются в открытом доступе, как на сайте самого Пенсионного фонда, так и на сайте Государственной Думы, и впоследствии любой желающий может ознакомиться с их содержанием.

Если после того как бюджет уже был принят, требуется внести в него какие-то изменения (такое случается довольно часто, например, ввиду экономических обстоятельств и т.п.), в Госдуму отправляется проект планируемых изменений. Затем они вносятся аналогичным способом, подобно тому, как описано выше (издается закон, запускается голосование по принятию и т.д.).

Доходы

Бюджет ПФР, утвержденный на 2017 год, составил 8 трлн 363,5 млрд рублей, в 2016 году он был равен 7,625 трлн рублей. Это практически на 500 миллиардов (или 7%) больше, чем в 2015 году. В таблице ниже представлена динамика доходов Пенсионного фонда начиная с 2010 года:

Таблица 1. Структура доходов Пенсионного Фонда России в 2010-2017 гг.

Год
Бюджет (трлн рублей)
2010
4,6
2011
5,25
2012
5,89
2013
6,39
2014
6,16
2015
7,1
2016
7,6
2017
8,36

Источник: данные ПФ РФ, расчет Страхового Портала

Как можно заметить, суммарные доходы постепенно повышались, но при этом не очень значительно, что вполне естественно с учетом инфляции. В 2014 году был небольшой спад, связанный с проведением основных подготовительных мероприятий пенсионной реформы (изменился принцип расчета страховой пенсии на основе новой формулы, ввели т.н. пенсионный коэффициент и т.д.), но в дальнейшем снова наступила стадия роста.

Бюджет пенсионного фонда пополняется благодаря нескольким основным источникам:

  • Доходы от перевода страховых взносов работодателями – 4,13 триллиона рублей (54,2% в общем объеме всех доходов);
  • Передача ПФР денежных средств из федерального бюджета государства:
    • на повышение размера страховых пенсий (за счет их валоризации и индексации) и финансирование льготных пенсий (в частности речь идет о досрочном пенсионном обеспечении) – 2,06 триллиона рублей (27,1%);
    • для покрытия расходов на оказание социальной помощи гражданам: пособия по инвалидности, доплаты к пенсиям, материнский капитал и т.п. – 1,27 триллиона рублей (16,7%);
  • Доходы, связанные с самостоятельным созданием пенсионных накоплений гражданами (через использование управляющих компаний, Центробанка, НПФ и добровольных взносов) – 131,2 миллиарда рублей (1,7%).

Классификация доходов по периодам

Размеры страховых взносов в бюджет ПФР в период с 2010 по 2017 отражены в таблице ниже:

Год
Бюджет (трлн рублей)
2010
1,9
2011
2,8
2012
3,0
2013
3,46
2014
3,69
2015
3,86
2016
4,13
2017
4,42

В данной статистической выкладке можно отметить чрезвычайно низкий сбор страховых взносов в 2010 году (всего 41% от общего бюджета). Все дело в том, что до 2010 года включительно действовал старый тариф страховых взносов от работодателей, установленный на уровне в 20%. Собираемых таким образом средств явно не хватало, что вылилось в дефицит бюджета ПФР (превышение расходов над доходами) почти в 1,3 триллиона рублей. Из-за этого упомянутый тариф в 2011 году подняли до 26%.

Объемы бюджетных средств в период с 2010 по 2017 представлены в таблице ниже:

Год
Бюджет (трлн рублей)
2010
2,64
2011
2,4
2012
2,8
2013
2,84
2014
2,41
2015
3,1
2016
3,33
2017
3,34

Линейного роста доходов, как в таблице выше, здесь нет, поскольку размер бюджетных дотаций в каждом из периодов целиком зависел от общего состояния экономики в государстве. Если удавалось найти средства для повышения пенсий, то проводилась их валоризация (переоценка) и индексация, и размер отчислений в бюджет ПФР соответственно увеличивался. В противном же случае сумма вливаний оставалась на прежнем уровне (как в 2013 и в 2017) либо вовсе уменьшалась (2011, 2014).

Объемы самостоятельных накоплений граждан в период с 2010 по 2016 представлены в таблице:

Год
Бюджет (трлн рублей)
2010
60*
2011
50*
2012
90*
2013
90*
2014
60*
2015
167,3
2016
131,2

Данные за 2010-2014 года помечены звездочкой, так как являются результатом приблизительного расчета (в официальных годовых отчетах за эти периоды указаны только прямые добровольные взносы граждан, без учета средств переведенных управляющими компаниями, Центробанком, НПФ и т.д.). В целом такая нестабильная динамика и малый объем (всего 1,7%) рассматриваемой статьи доходов объясняется весьма просто – какого-то серьезного доверия к сторонним организациям, занимающимся формированием накопительной пенсии, у граждан России нет, поэтому нести туда свои сбережения никто не торопится. Серьезный рост отчислений в 2015 году связан в большей степени с пенсионной реформой, и, как можно заметить, уже к 2016 году интерес граждан к таким компаниям снова упал.

Расходы

Общее число суммарных расходов ПФР в 2016 увеличилось почти на 160 миллиардов рублей (2,1%) и составило цифру в 7,83 трлн рублей. На 2017 год утвержден бюджет расходов, равный 8,1 трлн рублей. График расходов с 2010 года выглядит следующим образом:

Год
Расходы (трлн рублей)
2010
4,25
2011
4,92
2012
5,45
2013
6,38
2014
6,19
2015
7,67
2016
7,83
2017
8,1

Здесь все довольно стандартно – ожидаемое ежегодное увеличение трат связано с индексацией и повышением размера пенсий и других социальных выплат. Снижение расходов в 2014 году объясняется все той же пенсионной реформой, на финансирование которой средства расходовались еще в декабре 2013 и поэтому вошли в отчетный период прошлого года.

Основными статьями расходов пенсионного фонда в 2016 году стали:

  • Выплата страховых пенсий – 6,01 триллиона рублей (76,9%);
  • Социальные выплаты (речь идет о надбавках и доплатах льготникам, пособиях по уходу за инвалидами и нетрудоспособными гражданами, компенсациях жителям Крайнего Севера, финансировании различных региональных программ и т.п.) – 572 миллиарда рублей (7,3%);
  • Выполнение иных функций ПФР и операции, связанные с перемещением пенсионных накоплений (со счетов фонда на балансы НПФ, управляющих компаний и т.п.) – 406 миллиардов рублей (5,8 %);
  • Выплата государственных пенсий (выплаты некоторым категориям граждан за выслугу лет – чиновникам, военным, космонавтам, летчикам-испытателям; компенсация вреда, причиненного здоровью человека во время прохождения военной службы) – 413 миллиардов рублей (5,3%);
  • Расходование средств по программе «Материнский капитал» - 365 миллиардов рублей (4,7%).

Классификация расходов по периодам

Выплата страховых (трудовых*) пенсий в период с 2010 по 2017 составила:

Год
Расходы (млрд рублей)
2010
3,7
2011
4,1
2012
4,5
2013
4,8
2014
4,97
2015
5,79
2016
6,01

*До проведения пенсионной реформы в 2015 году основном видом пенсии были трудовые и, соответственно, данный пункт расходов именовался также.

В целом, несмотря на обстоятельства и различные финансовые трудности ПФР с каждым годом увеличивал количество средств, перечисляемых на основную статью расходов организации.

Выплата государственных пенсий в период с 2010 по 2017 составила:

Год
Расходы (млрд рублей)
2010
286
2011
278
2012
291
2013
315
2014
344
2015
512
2016
413

С 2010 по 2014 года показатели по этому пункту трат варьировались примерно в одном диапазоне и составляли весьма незначительную часть от общего объема расходов. Последовавшее после резкое увеличение, а затем снижение финансирования связано с принятием различных законодательных актов, изначально расширивших льготные списки граждан по этой графе, а затем снова их сокративших.

Социальные выплаты в период с 2010 по 2016 составили:

Год
Расходы (млрд рублей)
2010
336
2011
311,9
2012
325,4
2013
401
2014
426
2015
512
2016
572

Высокие (относительно последующих годов) расходы 2010 года были связаны с празднованием 65-летия Победы в ВОВ, к которой ПФР приурочил выплату единовременных денежных пособий ветеранам. Кроме того, в этом же году были досрочно выданы пенсии за январь 2011 из-за наложения большого количества праздничных дней. Впоследствии расходы по данной статье росли линейно, увеличиваясь с каждым отчетным периодом.

Размеры материнского капитала в период с 2010 по 2016 составили:

Год
Расходы (млрд рублей)
2010
98,5
2011
171,3
2012
212,4
2013
237,4
2014
270
2015
329
2016
365

Российских семей, удовлетворяющих критериям, необходимым для оформления сертификата на такую меру господдержки, с каждым годом становилось все больше и больше, и поэтому поднимались расходы на осуществление выплат.

Соотношение доходов и расходов ПФР

График отчетливо показывает, что ведомство старается жить по средствам и не выходить за рамки вверенного ей бюджета. Финансовый дефицит, пик которого пришелся на 2015 год, по сути, является чисто техническим и не свидетельствует о каких-либо проблемах в ведомстве. Связан он главным образом с переводом гражданами своих пенсионных накоплений из ПФР в негосударственные фонды (НПФ). При этом данный перевод по факту осуществляется не из бюджета ПФР, а со счетов управляющих компаний, которым Фонд передает право на распоряжение некоторой частью поступающих взносов на накопительную пенсию.

Итого, пенсионные накопления на сумму около 2 триллионов рублей, находящиеся во временном пользовании управляющих компаний, не отображаются в доходной части бюджета ПФР, однако те средства, что передаются от них в НПФ, вносятся как расходы. В результате образовывается чисто технический дефицит, никак не влияющий на платежеспособность Пенсионного фонда.

Дефициты и профициты бюджета

Как уже было сказано выше, ПФР старается рационально расходовать свой бюджет и не допускать дефицита средств. Если таковой все же случается (например, в 2016 году без учета технических операций по переводу накоплений недостача составила 37,5 миллиардов рублей), то покрытие задолженности обеспечивается за счет переходящих средств бюджета. Это деньги, которые откладывает фонд в те периоды, когда его доходы превышают расходы и, соответственно, остаются излишки средств.

Если образовавшийся дефицит достигает внушительных цифр (как было в 2010, когда он превысил цифру в 1,3 триллиона рублей), ПФР вынужден обращаться к правительству для получения дополнительных средств из государственного бюджета. Однако рассматривая ту же ситуацию 2010 года, можно заметить, что уже в следующем году Пенсионный фонд самостоятельно решил все финансовые проблемы, проведя реструктуризацию доходов и увеличив тариф страховых взносов на 6%.

ПФР наделен широкими правами по контролю за документаци­ей, необходимой при назначении, перерасчете и выплате пенсий обязательного страхового обеспечения. Кроме того, он осуществля­ет управление средствами бюджета Фонда и контроль за их расходо­ванием в соответствии с Федеральным законом «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхова­ния) в Российской Федерации». Порядок формирования и расходо­вания средств обязательного пенсионного страхования определяется законом об обязательном пенсионном страховании.

В деятельности системы обязательного пенсионного страхова­ния огромную роль играет разработка формирования бюджета ПФР. Доходы бюджета Фонда формируются за счет:

· страховых взносов, которые представляют собой индивидуально возмездные обязательные платежи, дающие право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию;

· средств федерального бюджета, которые согласно п. 2 ст. 17 Закона об обязательном пенсионном страховании состоят из средств на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», вклю­чая, в частности, средства на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им воз­раста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном законом, а также средст­ва, образовавшиеся за счет превышения сумм поступления единого социального налога в части, зачисляемой в федераль­ный бюджет, над расходами на финансирование выплаты ба­зовой части трудовой пенсии.

Доходными статьями бюджета ПФР считаются суммы пеней и иных финансовых санкций, а также средства от размещения (инве­стирования) временно свободных средств обязательного пенсионно­го страхования и добровольных взносов юридических и физических лиц, уплачиваемых помимо обязательных платежей. Возможны и иные поступления, не запрещенные законодательством.

С точки зрения правового регулирования расходования средств ПФР они делятся на две части. Одну из них составляют средства бюджета Фонда, имеющие строго целевое использование. Распре­деление средств другой части регламентируется особым порядком в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страхова­нии. Это связано с тем, что средства, пополняющие доходы ПФР за счет отмеченных выше источников, не предсказуемы, во мно­гом случайны, а поэтому неустойчивы и закреплять их в роли ис­точников финансирования устойчивых потребностей было бы не­целесообразно.

Статья 18 Закона об обязательном пенсионном страхованиии включает в качестве устойчивых направлений расходования средств ПФР выплату трудовых пенсий и социальных пособий на погребе­ние умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; средства на доставку пенсии, выплачиваемых за счет средств бюджета Фонда; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей дея­тельности страховщика; средства на иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании. В нем также подчеркивается второстепенность другой группы воз­можных доходов ПФР. Расходы по этой группе разрешены лишь после того, как профинансированы основные обязательства по вы­плате трудовых и социальных пенсий и пособий, а также осуществ­лены расходы, связанные с выплатами пенсий и пособий. Расходы, не предусмотренные бюджетом ПФР на соответствующий год, мо­гут быть профинансированы только после внесения в законодатель­ном порядке изменений в указанный бюджет.