Семейные ценности: понятие, классификация. Ценность семьи

Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.

Классификация и виды понятия семейных ценностей

Принято выделять две основные классификации – классическую или традиционную, и прогрессивную или современную. Давайте остановимся на каждой из этих моделей подробнее.

Традиционные ценности: что к ним относится

  • Патриархальный уклад жизни. Браки, в которых мужчина – главный, он основной добытчик и за ним остается последнее слово – далеко не редкость. Слово отца, его мнение не подвергается сомнению, его уважают и ему подчиняются. Обратная сторона этой модели – это единоличная ответственность за своих родных и близких. Глава семейства взваливает на свои плечи решение всех проблем и сложных ситуаций. Женщина здесь, в первую очередь, жена и мать. Она самореализуется посредством рождения и воспитания детей, создания уютной и доверительной атмосферы, берет на себя все домашние хлопоты.
  • Многодетность, или по крайней мере наличие двух детей. Появление каждого ребенка в таких союзах – это продолжение рода, счастье и радость.
  • Культивирование и воспитание ценностей, неполный список которых включает в себя любовь, доброту по отношению друг к другу, уважение ко всем членам рода.
  • Традиция сватовства, когда родители молодых подбирают жениха или невесту, а дети обязательно просят благословения у старших.

Ценности современной ячейки общества

В основе по-прежнему лежат любовь, доверие и взаимопомощь. Однако времена меняются, каждая эпоха несет с собой что-то новое, прогрессивное. Наше общество стало более свободным и открытым. Эти факторы оказывают влияние на формирование мировоззрения наших граждан.

Некоторые изменения коснулись и брачных устоев.

  • Женщина теперь выполняет не только роль матери и хозяйки дома. Она успешно реализует себя в профессии, строит карьеру, зарабатывает деньги наравне с мужем. А домашние обязанности часто делятся поровну, по взаимному согласию.
  • Практичные люди стали заключать брачные контракты или просто сожительствовать без официального оформления отношений.
  • Вступать в брак начали позже – темп жизни изменился. Молодым людям хочется все успеть – получить высшее образование, поработать, получить какой-то опыт, встать на ноги. Только добившись всего намеченного, они всерьез начинают задумываться об образовании новой ячейки общества.

Все эти явления присутствуют сегодня в нашем обществе и это нормально. Здесь главное не переусердствовать в своих стремлениях, знать меру и помнить о заветах наших предков. Все должно быть в свое время – любовь, свадьба, дети и внуки.

Виды семейных ценностей: что они значат для каждого

Примеров семейных ценностей можно привести много – это довольно обширная тема для социологических исследований. Но мы остановимся только на основных.

Любовь

Главная семейная ценность – это любовь. Она проявляется в нежности по отношению к любимым, желанием о них заботиться, защищать, быть постоянно рядом. Союзы, основанные на любви – счастливые и благополучные. Они представляют собой крепкий оплот, тихую гавань, в которую всегда можно вернуться, получить поддержку и утешение.

Доверие

Важно научиться доверять друг другу и приучить к этому своих детей. С каждой проблемой, неудачей, любыми переживаниями вы должны делиться со своими родными. Доверие сложно купить за какие-то деньги, его можно только заслужить, и часто на это уходят многие года.

Доброта

Это желание помочь слабому, беззащитному, оказать ему поддержку, потребность быть полезным. Такие отношения делают семью более гармоничной.

Верность

Еще один залог крепости любовных уз. Готовность быть с любимым человеком и в горе и в радости, несмотря ни на какие соблазны. Это качество формирует в человеке с раннего детства такие качества, как верность своему слову, делу, преданность в дружбе.

Взаимопонимание

Важно понимать друг друга с полуслова, уважать интересы и стремления своей второй половинки и детей. Чувствуя поддержку, человек развивается не только духовно, но и поднимается ввысь в спорте, карьере, достигает больших успехов.

Уважение

Оно выражается в уважении к индивидуальности каждого члена фамилии, недопустимости «переламывания» одного супруга под интересы и потребности другого, невмешательства в дела молодых со стороны родителей.

Какие бывают семейные ценности и как их воспитать: несколько полезных примеров

Все хорошее и плохое закладывается человеку с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим. Поэтому воспитывать детей, прививать им правила нужно с самого раннего возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить.

  • Совместные чаепития с тортом, сладостями, вкусной домашней выпечкой. Полезно один или несколько раз в месяц собираться за одним столом всей большим кругом близких. В уютной обстановке можно приятно обсудить повседневные дела, интересные новости, сообщить о достижениях внуков. Эта традиция будет способствует развитию таких ценностей, как уважение к старшим, любви и доброты.
  • Совместный вечерний досуг – настольные игры, такие как домино, лото или мафия, партия в шахматы. Вполне вероятно, что эту традицию ребенок перенесет позже и в свою собственную ячейку.
  • Регулярные экскурсии в ближайшие города, по памятным местам, музеям, паркам, зоопаркам.
  • Здоровый образ жизни тоже может стать традицией. Каждые выходные, в зависимости от времени года, можно выезжать в парк покататься на велосипедах, роликах, коньках, санках. Детям это приносит огромное удовольствие и массу впечатлений. Такие воспоминания остаются на всю жизнь.
  • Совместные путешествия. Это не обязательно должна быть поездка на море. Многим нравится выезжать в лес, к реке, с палатками, котелками, спать в спальных мешках, ловить рыбу, готовить уху на костре, петь вечером песни под гитару. Для детей это необыкновенное приключение, а родителям такой отдых позволит отвлечься от повседневных будней, освежить свои чувства и просто насладиться природой.

В последние несколько лет к процессу воспитания семейных традиций подключились и образовательные учреждения.

В детских садах проводятся:

  • Общие субботы – для родителей и детей готовятся познавательные квесты на разные тематики. Дети делятся на команды, ходят по станциям и выполняют задания вместе с мамами и папами.
  • Совместный досуг – ребята готовят небольшую концертную программу, разыгрывают спектакли, приглашают родителей принять участие в соревнованиях.

В школах для старшеклассников ввели факультатив по психологии, который ведет профессиональный психолог. На них обсуждают актуальные вопросы, касающиеся отношений полов, часто разбирают спорные ситуации.

Значение семейных ценностей

Они формируют у маленького человека понимание роли семьи, ее значимости и уникальности. Именно в окружении близких дети учатся правильно выражать свои чувства, доброту и щедрость, уважение и ответственности за свои поступки, любовь, доверие и честность.

Родителям же стоит особое внимание обратить на свое поведение, поступки, манеру общения. Потому что именно они представляют для ребенка «живой» пример взаимоотношений внутри союза.

Сохранение семейных ценностей: что является основной задачей нашего поколения

90-е годы, отмеченные в нашей истории такими явлениями как свобода, независимость, вседозволенность, неуважительное отношение к взрослым и их мнению, остались позади. Люди поняли значимость своей личной историей, стали больше интересоваться прошлым своего рода, происхождением и этимологией своей фамилии. Во многих домах и квартирах можно увидеть большие фотопортреты своих родственников. Возродился интерес к забытому обычаю – составлению альбома.

Люди выбирают фотографии, которые изображают самые значимые для них события и эмоции – свадьба, рождение детей, их первые шаги и достижения, празднования важных дат. Когда дети подрастут, можно и их привлекать к созданию альбома – придумывать интересные подписи и комментарии к каждой фотографии и писать их на специальной бумаге, выбирать понравившееся фото.

Одним из ярких проявлений уважения к своей истории является акция «Бессмертный полк», которая проводится во многих городах России 9 мая в честь Дня Победы. Маленькие дети, несущие фотографию своих родственников, отлично знают, кто это, где воевали, как они погибли, храбро защищая свою родину.

Все больший интерес вызывает изучение прошлого, истории предков – как они выглядели, жили, кем были, чем занимались, откуда вообще пошел род, кто его основатель. Это очень трудная и кропотливая работа. Чтобы узнать хоть что-то, нужно поднимать архивы, изучать документы. Многие просто не знают, с чего начать и в каком направлении двигаться. Помочь в этом нелегком, но таком увлекательном деле предлагает «Российским Дом Родословия».

В чем уникальность нашей методики?

  • Мы разработали подробную семейную книгу-инструкцию . Составление генеалогического древа стало доступным даже для простого человека, никак не связанного с наукой, нужно только следовать рекомендациям.
  • Мы помогаем нашим клиентам понять, какие бывают архивы, как получить туда доступ, как работать с документами, каким образом писать туда письма.
  • Мы ведем бесплатное консультационное сопровождение наших клиентов – помогаем им в самостоятельном оформлении своей родословной.

Создание семьи и воспитание ценностей – тяжелая задача. Она требует большой самоотдачи и кропотливого многолетнего труда. Именно в браке закладываются такие качества, как верность своим идеалам, друзьям и родственникам, преданность своему отечеству, любовь и вера, доброта и щедрость, ответственность и взаимопомощь, уважительное отношение не только к старшим, но и ко всем окружающим. Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество. Они проявляются в поведении человека в садике, школе, институте, на работе и в общественном месте. Родовые ценности формируют культуру человека, делают общество более гуманным.

Идеальная семья немыслима без любви. Любовь - это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы, то что подвигает человека к безрассудно- героическим поступкам. "Я люблю, и значит, я живу…" (В.Высоцкий)

Не раз философы и социологи ставили вопрос о кризисе института семьи, предсказывали даже ее исчезновение в будущем. Изменилась структура семьи как малой социальной группы: семьи уменьшились, появилось немало семей, сформировавшихся после повторного брака, матерей-одиночек. Но брак по-прежнему имеет высокий престиж, люди не хотят жить в одиночестве. Важной остается воспитательная функция семьи, однако большая роль отводится государству и обществу: дети воспитываются в яслях, детских садах, школе, немалое воздействие оказывают и средства массовой информации. Важной является и рекреационная функция семьи, т.е. взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха и досуга. В современном мире с его высоким социальным темпом семья превращается в отдушину, где человек восстанавливает свои психические и физические силы. Не меняется одна из основных функций семьи репродуктивная, т.е. функция продолжения рода. Таким образом, ничто и никто не может заменить функций семьи.

В нашей стране уделяется большое внимание семье. “Семья находится под защитой государства”. Современныебрачно-семейные отношения требуют того, чтобы у мужа и жены был высокий уровень нравственно-этической и психолого-педагогической культуры брака. Важно помочь подрастающему поколению в успешном развитии личностных качеств, умения разбираться в собственных качествах и качествах других людей. Вот поэтому подготовке подрастающего поколения к семейной жизни надо уделять самое пристальное внимание. Такая подготовка содержит следующие аспекты: общесоциальный, этический, правовой, психологический, педагогический, эстетический, хозяйственно-экономический.

Семья – очень важное, ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение. И цель нашего общества – счастье людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое поколение. Следовательно, государство должно ещё больше внимания уделять заботе о семье: повышение реальных доходов, социальных пособий и льгот, жилищная обеспеченность и т.д.

Итак, семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в повседневной жизни, начиная ещё с родительской семьи.

Если супруги любят друг друга, чувствуют глубокую симпатию, но не могут найти общий язык, они испытывают большие затруднения. Любовь сближает; но семья - минимум два разных человека со своими отношениями к различным сторонам жизни. В семье неизбежны столкновения мнений, представлений, интересов, потребностей. Полное согласие не всегда возможно даже при желании. Кому-то из супругов при такой ориентации пришлось бы отказываться от своих стремлений, интересов и т.д. Чем лучше отношения между супругами, тем легче им воспитывать детей. Родительское воспитание - прежде всего большая работа по построению постоянного и прочного психологического контакта с ребенком в любом возрасте.

Семья - продукт общественной системы, она меняется с изменением этой системы. Но не смотря на это острой общественной проблемой являются разводы.

Развод - это эмоциональное сильнейшее и психическое потрясение, которое не проходит для супругов бесследно. Как массовое явление разводы играют преимущественно негативную роль и в изменении рождаемости, и в воспитании детей.

Развод оценивается, как благо лишь в том случае, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на психику ребенка супружеских конфликтов. Семья может жить, если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций, кроме родительской. Семья умирает, если она перестает делать то, во имя чего она создается - воспитание детей.

1.Ценности семьи

Являясь ячейкой общества, семья отражает его идейно-политические и нравственные устои. В ряду духовных ценностей семьи важнейшее место занимают именно ценности идейные.

Семья – важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морально-политического становления личности.

Активная общественная направленность деятельности отца и матери находят отражение в образе жизни семьи. У таких родителей вырастают идейно убеждённые дети.

Огромную роль в передаче идейного опыта старших поколений младшим играют традиции (начало и окончание учебного года детей; дни совершеннолетия; получения паспорта и т.д.)

К идейным ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них – свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям – источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.

2.Нравственные основы семьи

Мораль формируется в конкретных исторических условиях и соответственно, само её содержание меняется в зависимости от этих условий.

Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живёт семья: “Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей”. Но и другие принципы напрямую касаются семьи – так, например, разве не нужен в семье добросовестный труд? Или принцип “один за всех, все за одного “ – разве он касается лишь общественной жизни? А где, как не в семье, учимся мы гуманному отношению к людям, честности и правдивости, простоте и скромности, непримиримости к несправедливости?

Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей.

Так, понятие “семейный долг” шире, чем “супружеский долг”: оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг – непреходящая нравственная ценность людей. И любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга. Так, дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива.

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.

Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Начинающие такие отношения семьи отличает взаимная тактичность, вежливость, выдержка, умение уступать, вовремя выйти из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.

С первых дней существования, молодая семья, опираясь на всё то лучшее, унаследованное от родителей, должна стремиться создать свой стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей создать прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Взаимное уважение и понимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.

3.Статусные диспозиции в семье.

Предлагаются следующие составляющие элементы данного критерия: авторитет, власть, демократизм отношений, контроль, доверие и т.п. Как видно из приведенного перечня элементов, составляющих этот критерий, анализу подлежит не только ценностная направленность семьи на уровне отношений «родители-дети», но и весь спектр внутрисемейных субординаций. Имеются в виду отношения между поколениями также на уровне старших родителей (дедушек, бабушек). Сюда же включается определение стиля межсупружеских коммуникаций и корпоративности связей между детьми в семье.

Степень и качество проявления статусных диспозиций в семье измеряется с помощью следующих показателей:

1) отношение детей к проявлениям родительской власти;

3) доверительность отношений «родители-дети» – по взаимных оценкам;

4) качество родительского контроля по отношению к детям (требовательность, категоричность, последовательность);

5) сплоченность и иерархия отношений между детьми в семье;

6) распределение домашних обязанностей;

8) интенсивность и качество коммуникационных связей с представителями третьего поколения (старшими родителями): общение и поддержка.

4.Система правил поведения в семье.

С точки зрения влияния на процесс воспитания, этот ценностный критерий выполняет в семье функцию, близкую к родительскому контролю, однако в ряде случаев его действие выходит за рамки отношений «воспитатель-воспитуемый» и распространяется на всех членов семейной группы. Таким образом, правила поведения, принимаемые всеми без исключения представителями семьи, определяют нравственную идеологию данной конкретной семьи с несовершеннолетними детьми. Воспитательная роль этого критерия в наибольшей степени проявляется в процессе формирования в детях нравственных ценностей и правил жизни, поскольку одобряемые семьей поступки и действия ребенка напрямую связаны с усвоением им нравственных норм общества.

Эффективность усвоения ребенком воспитательных усилий родителей по передаче системы правил поведения в семье измеряется посредством следующих показателей:

1) обязательность соблюдения в семье установленного порядка. Эмпирическими индикаторами в этом случае могут выступать: обязательность возвращения членов семьи домой не позже определенного времени, извещение в случае непредвиденной задержки; непреложное выполнение членами семьи своих домашних обязанностей и т.п. Качественный уровень данного показателя замеряется методом оценочной шкалы: «высокая обязательность - скорее высокая - когда как - скорее низкая - очень низкая»;

2) толерантность к проявлениям отклоняющегося поведения как внутри семьи, так и вне ее. Индикатором может служить уровень нетерпимости в семье к проявлениям алкоголизма, наркомании, хулиганства, насилия, национализма, терроризма и т.п. Для измерения уровня толерантности используется аналогичная оценочная шкала;

3) последовательность воспитательных действий со стороны родителей. Эмпирические индикаторы данной воспитательной идеологии семьи следующие: соответствие слова и дела в действиях родителей; отсутствие в семье двойной морали; адекватная реакция родителей на поведение детей и т.п. Оценочная шкала включает следующие позиции: «высокая последовательность – чаще последовательны – когда как – изредка проявляют последовательность – как правило, не соблюдают последовательность»;

4) предъявление требований детям с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Эмпирические индикаторы данного показателя основываются на учете факторов физического и психического здоровья детей, уровня их социальной и правовой подготовленности и т.п. Шкала оценок предусматривает следующие качественные характеристики: «всегда учитывают – чаще учитывают – когда как, по обстоятельствам – чаще не учитывают – обычно не учитывают».

Рассматриваемый критерий позволяет составить через систему показателей представление о самооценках и самоидентификации ребенка как члена семьи, а также о позиции родителей в вопросе формирования самостоятельности его суждений и действий в мировоззренческой сфере. Известно, что индивид может обособиться, только ощущая себя в обществе других подобных ему индивидов. Представляется чрезвычайно важным наличие у ребенка свободного выбора между возможностью общения с другими людьми и обособления для самоанализа и совершенствования, развития своих личностных качеств. Индекс индивидуализма ребенка дает представление о воспитательной ответственности родителей, сознательно формирующих такие качества личности ребенка, которые позволяют ему достигнуть чувства внутренней свободы и раскрепощенности в процессе взросления и социализации. В работе с данным критерием используется ряд сложных показателей, которые в дальнейшем могут быть представлены в дробном виде на уровне простых индикаторов:

1) соотношение принципов общения и обособления в практике воспитания родителями индивидуальности как качества ребенка;

2) допускаемая родителями степень независимости ребенка в семье:

материальная (собственный заработок ребенка через труд);

физическая (обретение навыков самообслуживания, личная забота о своем здоровье);

психологическая (уважение к личности ребенка, умеренная критика);

интеллектуальная (уважение к мнению ребенка, создание условий для развития познавательных установок).

3) личностная ответственность ребенка, отношение к правам и обязанностям;

4) личностная автономия ребенка:

пространственная (наличие свей комнаты, спального места и т.п.);

эмоциональная (возможность уединения, чувство «социального одиночества»);

материальная (личный заработок как карманные деньги или как часть бюджета семьи);

5) самоидентификация ребенка: ориентация на индивидуальность или социальную систему («я» - как часть семейной группы);

6) самостоятельность ребенка в принятии решений, независимость от референтной группы (в том числе семейной);

7) оценка ребенком своих достижений как личных успехов или как коллективных усилий семьи.

Термин «маскулинность» используется при анализе воспитательных методов семьи в ситуации дифференцированного подхода к детям противоположного пола. Этим же термином определяются действия членов семьи по оказанию взаимной поддержки, защиты и помощи, т.е. определяется уровень корпоративности семейной группы.

В то же время, индекс маскулинности позволяет выявить частоту использования супругами силовых методов решения внутрисемейных проблем. Как известно, эффективность семейного воспитания предполагает прежде всего наглядный пример собственного поведения родителей в тех или иных жизненных обстоятельствах. Практика показывает, что примеры насильственного поведения, заимствованные детьми из родительской семьи, становятся естественным продолжением традиции супружеского и родительского насилия в следующем поколении.

Из сказанного выше следует, что показатели, используемые для определения индекса маскулинности, должны давать возможность оценки супругов-родителей в качестве субъектов как позитивных (поддержка), так и негативных (насилие) действий в семье. Предлагается следующий набор показателей:

– гендерный подход к воспитанию детей; дифференцированные воспитательные меры матери и отца к детям разного пола;

– допустимость жестокого обращения с детьми (применение различных форм насильственных действий);

– интенсивность оказываемой детям поддержки со стороны родителей (родитель как защитник, семья как «убежище»);

– проявление эмпатии и ее адресаты в семье и вне ее;

– допустимость межсупружеского насилия.

Другой методологический подход к проблеме классификации ценностной системы семьи был апробирован в рамках мониторинга, проводимого группой исследователей под руководством автора. Предлагаемая ниже классификация основана на характеристиках семьи, отражающих ее жизнедеятельность. Исследователи руководствовались гипотезой о более высокой эффективности воспитательного воздействия в семьях, отличающихся стабильностью внутрисемейных отношений. С другой стороны, стабильность семьи обусловлена наличием в ней устойчивой системы ценностей, создающей ситуацию социального равновесия и успешного сопротивления негативным внешним факторам. Воспитательные ценности семьи по существу являются отражением ее ценностных ориентаций. Известно, что воспитательные меры реализуются родителями не столько путем дидактического воздействия на ребенка, сколько через демонстрацию личного поведения, направленность интересов и потребностей, а также через создание определенного психологического климата в семье. Опираясь на такую основу, определяем воспитательную стратегию семьи через ее ценностную систему. Исходя из этой теоретической посылки, в классификацию семейных ценностей были включены следующие основные элементы:

1) ценности супружества;

2) ценности, связанные с демократизацией отношений в семье;

3) ценности родительства, воспитания детей;

4) ценности родственных связей;

5) ценности, связанные с саморазвитием;

6) ценности внесемейных коммуникаций;

7) ценности профессиональной занятости.

Конечной целью исследования было определение механизмов преемственности ценностной системы в рамках семьи: от родителей – детям. При этом выявлялась удовлетворенность подростков наличием и характером проявления каждой ценности в его семье. Удовлетворенность конкретной ценностью отождествлялась с готовностью подростка принять ее как элемент идеологической концепции собственной будущей семьи.

В результате анализа полученных эмпирических данных был выстроен следующий динамический ряд, характеризующий готовность детей принять те или иные ценности родительской семьи для их реализации в собственной семье (табл. 1).

Таблица 1

Преемственность семейных ценностей в динамике лет


Ценности семьи

Готовы принять,

подростки (%)


Не готовы принять,

подростки (%)



1995 г.

1997 г.

1999 г.

1995 г.

1997 г.

1999 г.


Супружеские отношения

16

13

22

38

26

35

Демократизация отношений в семье

34

42

35

30

23

33

Родительство, воспитание детей

51

44

44

16

21

24

Родственные связи

67

73

69

7

3

11

Саморазвитие

11

21

18

43

30

46

Внесемейные коммуникации

46

62

46

16

7

20

Профессиональная занятость родителей

72

64

50

15

7

20

Анализируя данные табл. 1, можно утверждать, что в наибольшей мере подростки готовы заимствовать из родительской системы ценностей модель родственных связей, прежде всего, в отношениях с собственными старшими родителями (готовы принять в среднем по годам мониторинга 70% подростков, не готовы – 7%). Достаточно высок также рейтинг такой семейной ценности, как профессиональные интересы, отношение к работе (готовы следовать такой родительской модели поведения в среднем 62%, отвергают ее 14% подростков). Следующая семейная ценность, принимаемая детьми в качестве образца поведения – внесемейное общение, и прежде всего – отношения с друзьями (принимают 51% подростков, отвергают – 14%). Несколько меньше половины подростков (46%) одобряют систему воспитания, принятую в родительской семье (в сравнении с 20% не одобряющих методов воспитания своих родителей). Достаточно сопоставимо число подростков, одобряющих стиль отношений в семье (демократический) и отвергающих существующие в семье отношения (соответственно 37% и 29%). Не пользуются поддержкой детей эмоциональные взаимоотношения между родителями: положительно оценивают их лишь 17% подростков при 33% негативных оценок. Наконец, совсем не одобряют подростки формы проведения родителями своего свободного времени, отсутствие возможностей для саморазвития в этой сфере. Готовы заимствовать родительский пример лишь 16% детей при 40% не желающих.

Подводя итог проведенному анализу значимости семейных ценностей в структуре воспитательных ресурсов родителей, можно сделать ряд выводов.

Во-первых, ценностная система семьи обладает мощным потенциалом воспитательного воздействия на молодое поколение в плане его личностного развития.

Во-вторых, в условиях глобальных изменений российского общества и возникшей на этом фоне неопределенности целей в деятельности ряда социальных институтов, наличие в семье устойчивой системы ценностей может служить противовесом негативных воздействий и гарантией адекватного воспитания молодого поколения. Этот тезис представляется весомым аргументом при разработке государственной политики поддержки семьи как института воспитания детей.

В-третьих, трансформация российского общества привела к нивелированию многих социальных ценностей старого ряда (эпохи социализма), но еще не сформирована отчетливая система ценностей новой эпохи. В этом состоит главная трудность осуществления воспитательного процесса в условиях меняющегося общества: нет устойчивых ориентиров будущего развития, не определена перспективная стратегия социальных приоритетов. Определение социальных ориентиров развития российского общества, представленное населению страны в концептуальной форме, могло бы в значительной степени облегчить проблемы семьи и других социальных институтов при выборе и разработке принципов воспитательного воздействия на детей в новых условиях функционирования.

В условиях меняющегося общества традиционные ценности семьи зачастую становятся тормозом при усвоении новых жизненных реалий. В такой ситуации процесс трансформации семейных ценностей, их приспособление к новым условиям жизни часто происходит при активном участии младшего поколения в семье. Такой социальный феномен имеет место сегодня в российском обществе: наблюдается нетипичная ситуация признания родителями высокой компетентности детей в ряде вопросов, связанных с реальными ценностями нового социума. Таким образом, в переходном российском обществе следует говорить не столько о традиционной передаче семейных ценностей от родителей детям, сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе. На межпоколенном уровне наряду с усвоением детьми базовых ценностей происходит трансформация ценностной системы родителей.

Российские реформы последних двух десятилетий коренным образом изменили идеологию приоритетов ценностей общества. Постулируемая при социализме первичность интересов общества над личностью сменилась на противоположную: отныне интересы личности рассматриваются как первичные, преобладающие над коллективными, групповыми. Изменились и другие нравственные ориентиры общества: вошли в постоянный обиход с положительным знаком до того мало известные термины из чужой жизни: «предприимчивость», «личная инициатива», «лидерство», «конкурентоспособность» и т.п. Приобрели сугубо негативное значение в прошлом положительные характеристики ценностного ряда: «скромность», «альтруизм», «коллективизм» и т.п. Такие радикальные нравственные оценки, характерные для общества переходного этапа, со временем, несомненно, приобретут менее категоричную форму, уравновешивая друг друга. Однако тенденции сегодняшнего дня свидетельствуют о нивелировке традиционных российских ценностей под давлением привнесенных извне ценностей других сообществ. В свете сказанного, сегодня необходима инициатива официальных органов власти для определения места традиционных ценностей старого ряда в новой ценностной структуре общества с целью сохранения национальной индивидуальности России.

Семья – это дом, уют в котором зависит от присутствия в нём родных людей. Как ни странно, но это соотношение личностей родственных связей, имеет разные нравы, как и люди в отдельности. Бывают семьи весёлые, неполные, консервативные или строгие. Почему так бывает? Да всё потому, что каждый союз строит свой жизненный фундамент, основанный на семейных ценностях. Семья и её ценности – это своего рода тыл, который оберегает и поддерживает человека в течение всей его жизни.

Притчи о семье и семейных ценностях

  1. Притча о полноценной семье.

В университете преподаватель философии показывал пример полной семьи на основании камней, песка и банки.

Итак, взяв банку, профессор стал наполнять её камнями размером в три сантиметра. После чего поинтересовался у студентов: заполнена ли банка. На что они ответили положительно.

Однако, преподаватель всыпал еще и песок в банку. Песок окончательно заполнил все незанятые места. И в этот раз учащиеся сказали, что банка заполнена.

На этом профессор не остановился и влил в банку две банки пива. Соответственно жидкость утрамбовала песок.

И тут преподаватель объяснил, что банка служила примером вашей жизни. Камни – это те ценности (здоровье, дети, друзья, семья), без каких жизнь не будет полноценной. Горошек – это необходимые лично для каждого человека вещи – автомобиль, недвижимость, работа. Песок – это прочие мелочи.

К примеру, если банку изначально заполнить песком, то соответственно для камней не будет незанятого места. Так и в жизни, растрачивая время на мелочи, для более важных вещей места просто нет. Подобная параллель говорит нам о том, что в жизни необходимо уделять время тому, что приносит нам радость – это прогулки с детьми, встреча с друзьями и близкими людьми. А на уборку, ремонт и работу время останется всегда. Уделяйте внимание важным вещам в жизни.

После этого одна студентка задала вопрос преподавателю: какую же роль играет пиво? Преподаватель улыбнулся и дал объяснение, что пиво лишний раз доказывает, что как бы вы заняты не были всегда останется время на то, чтобы выпить эту пару банок.

  1. Булочка.

Эта притча о семейной паре и о её единстве на примере булочки.

Одна семейная пара прожила совместно тридцать лет. И в день своей годовщины, жена спекла булочку, которую она готовила ежедневно – это было их традицией. Нижнюю половинку булки она забирала себе, а муж съедал верхушку.

В этот день жена захотела взять верхушку булочки. Она уговаривала себя, что на протяжении всех лет была образцовой женой, матерью и любовницей и тоже заслуживает эту половинку булочки.

И вот, отрезав булочку пополам, она протягивает нижнюю половинку мужу дрожащими руками. Ведь это нарушение тридцатилетней традиции – как на этакие перемены отреагирует муж, что он подумает. Однако, муж, взяв эту часть, сказал: это бесценный подарок с твоей стороны милая, так как я считал, что нижняя половинка всегда по праву была твоей. Вывод: делитесь со своими близкими не только пищей, но и своими переживаниями, проблемами и радостями.

Классный час: семья и семейные ценности

Цель: осмысление ценностей семьи.

  1. Довести участникам смысл понятия «семья».
  2. Создать условия для размышления на тему: «семейные ценности и традиции».
  3. Выявить влияние семьи на нравственность и гуманизм обучающихся.
  4. Сначала ведущий почитает стихи о семье. После предложит каждому участнику привести ассоциации, связанные с пониманием семьи:

Семья – музыка…

Семья – цвет…

Семья – наименование фильма…

Семья – фигура геометрии…

Семья – настрой…

Семья – построение…

  1. Далее приведёт пример семейных ценностей на основании видео: «плохая семья», «счастливая семья».

После чего проведёт опрос среди участников:

  • Какой ролик больше понравился и почему?
  • Какой бы фундамент вы заложили в основу вашей семьи?
  1. Ведущий покажет видеоролик «Что представляется собой семья»

Предложит вырезать лепестки ромашки, и на каждом охарактеризовать понятие «семья».

После чего представить, что каждый лепесток несёт в себе теплоту и радость, и передать их друг другу со словами: «Дарю тебе маленький кусочек счастья».

Храните традиции и ценности в своей семье и передавайте их через поколения.

Традиционные семейные ценности

Ценности и создают тот фундамент, без которого не может развиваться семья.

К примеру, брак должен основываться на любви. Любовь – это некое предрасположение к другому человеку, которое сложно объяснить словами. Такое единение людей считается важнейшей ценностью среди всех философских понятий и гуманистических религий в истории.

Близость у людей появляется, когда они начинаются заботиться и поддерживать друг друга в любой ситуации. Человек в своей жизни не раз сталкивается с различными проблемами, которые приносят ему переживания и обрушивают его надежды. Одному очень сложно переживать такие потрясения. Поэтому дом, наполненный близкими людьми, является некой пристанью, где человека всегда поддержат и поймут.

Не один союз не может формироваться без взаимного уважения и понимания. Отношения выходят на высшую степень развития как между супругами, детьми или родителями только тогда, когда каждый будет уважать цели и чувства другого человека. При этом насильно пытаться добиваться каких-либо перемен другой личности не допустимо.

Залогом чистоты в отношениях является честность и открытость. Подобное качество относится ко всем союзам. При своей яркой выраженности они являются основой доверия. Как известно, доверие упустить можно легко, а вот заполучить его обратно почти невозможно.

Перечень семейных ценностей можно продолжать бесконечно: вера, святость материнства, брак, верность… Необходимо понять главное – смысл всех этих качеств и применение их в реальной жизни. Ведь этим традиционным ценностям в семьях противоречат какие-либо перемены в жизни – к примеру, развод.

Was last modified: Январь 9th, 2016 by Елена Погодаева

С емья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни, так или иначе, связаны с семьей, она - естественная часть этой жизни, при этом развитие семьи и изменение ее функций постепенно меняют ценностное отношение к ней людей. Поэтому, изучая различные аспекты семейной жизни, мы не можем пройти мимо этих изменений, как в фактическом состоянии семьи, так и в его оценках населением.

Семью можно представить как некий организм с жизненно важными органами, где каждый орган выполняет свою функцию. Так, например отец отвечает за безопасность семьи, за связь с внешним миром, на его плечи ложится материальное обеспечение. Жена - хранительница домашнего очага, от нее зависит обстановка в доме, на ее плечи ложится воспитание детей, забота о муже. Если в семье есть бабушки и дедушки, то они являются носителями культуры и традиций, на примере общения родителей с ними, дети учатся уважительно относиться к старшим, также и наличие детей в семье играет свою роль – у родителей появляется ответственность, семья становиться более сплоченной, более дружной.

Хочу еще отметить, что мужу и жене Господь даровал разные таланты, а сейчас очень часто звучит тема равенства мужчин и женщин, активно действуют феминистские организации, которые борются за права женщин. Но не надо забывать, что различия между полами проистекают из устройства семьи, и любой удар по этим различиям будет ударом по семье.

К сожалению, в последнее время все яснее стали проявляться признаки трансформации семьи, такие, как уменьшение численности браков, их "старение", увеличение числа нерегистрируемых браков (т.е. гражданских), падение рождаемости и ее "старение" (рождение первенцев откладывается на более поздний возраст), преобладание малодетных семей, увеличение числа внебрачных детей и распространение добровольной бездетности.

На уменьшение числа заключаемых браков и, как следствие, снижение рождаемости оказывают непосредственное влияние такие факторы, как трудности с обеспечением жильем, работой, а также социальные потрясения и др. По данным социологических исследований видно, что физиологическое и психологическое здоровье семьи зависит от наличия собственного жилья. Это подтверждается и тем, что большинство юношей и девушек считают, что молодая семья должна жить порознь с родителями.

Вышесказанное свидетельствует о признаках семейной дезорганизации среди современной молодежи. А это ведет к ослаблению чувств семейного долга, семейных традиций и установок супружеской и семейной верности.

Констатируя, что на сегодняшний день молодые, вступающие в брак, в большинстве случаев являются не подготовленными к сложностям самостоятельной семейной жизни, следует подчеркнуть необходимость организации специальной подготовки их к сложностям семейной жизни. Современная молодежь не отказывается от брака в общепринятом понимании этого понятия, но отказывается своевременно и официально регистрировать свой брак. Для решения всех этих проблем молодежи в деятельности социального педагога важно пропагандировать ценности брака, семьи, детей, организовывать социально-педагогическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождения и воспитания детей и т.д. Повысить уровень брачности, рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодежи - значить получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны.

Семья - это не только брачная группа, но и социальный институт. То есть в семье сосредоточивается система связей, система отношений не только супругов, но и детей, а также родственников.

Для каждого человека существует две семьи. Та, из которой он вышел, и та, которую он создал и в которой он живет сейчас.

Семья - это единица общества, которая требует постоянного внимания, если мы желаем нормального развития общества.

Одним из условий существования семьи являются взаимоотношения в семье. Как рождаются и воспитываются дети, как ведется хозяйство, как удовлетворяются интересы всех ее членов. Взаимопонимание, уважение, поддержка, понимание определяют взаимоотношения. Каково здоровье родственников, их характер и поступки.

Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи. Рассматривая типы семей, можно обратиться к самой распространенной современной семье - семье, состоящей из многих поколений. В этой семье живут вместе и дети, и дедушки, и бабушки по отцовской и по материнской линии. Но сейчас дети чаще живут отдельно, сохраняя родственные отношения одной семьи, отношения ответственности и солидарности.

Дарина Катаева

Семья дает человеку истинное состояние спокойствия и умиротворения. Она делает нас сплоченными и устойчивы к трудностям. Формирование личности ребенка начинается в семье, поэтому обстановка, которая царит в его доме в детстве, оказывает сильное влияние на его будущую жизнь. Но что такое ? Какие существуют традиции в некоторых семьях? И как определить свои семейные ценности?

Что такое семейные ценности?

Семейные ценности и традиции – это фундамент, который определяет наше отношение к жизни. Даже за пределами дома человек будет поступать согласно установленным в его сердце ценностями. В реальности они могут быть не только положительными, так как далеко не в каждой семье царит достойная атмосфера. Поэтому важно каждому родителю создать обстановку любви и добра для воспитания социально активной и зрелой личности.

Хотя семья и семейные ценности – это два разных понятия, они не могут существовать друг без друга. Без фундамента и основы единства в браке влюбленные люди не смогут достичь, поэтому семья без установленных принципов просто не может существовать. Они позволяют сохранить духовное единство и целостность. Даже серьезные проблемы не разрушают крепких и теплых взаимоотношений.

5 традиционных семейных ценностей

Для точного понимания, что такое семейные ценности, необходимо рассмотреть некоторые из них более обстоятельно. К главным относится:

Это качество – основное в семейных отношениях. Его проявление отражается и на развитии других качеств. Существует много , и в семье находят яркое проявление родственная любовь и агапе. Они позволяют проявлять это качество, несмотря на что! Дети чувствуют проявление любви по отношению к ним, и недостаток может сильно отражаться на их будущей жизни и становлении в обществе. Между супругами должно царить единство, и важно, чтобы ребенок это видел и понимал свое место в семье.

Порядочность.

В вашей семейной конституции должное место должны занимать честность и доверие. Ни в коем случае не обсуждайте в негативном свете других людей при ребенке. Он отлично все запоминает, перенимает и даже повторяет. Поэтому поведение малыша – это зеркальное отражение поступков и слов родителей. Не стремитесь построить собственное счастье на чужом несчастье. Знайте границы дозволенного и не переступайте их.

Главенство.

У каждого члена семьи своя роль, поэтому важно ее знать и соблюдать. – это мужчина. Вы, как мудрая женщина, принимайте его положение даже в тех случаях, когда позиция супруга вам не совсем понятна. Это . Видя , ребенок будет понимать серьезность подобных поступков. У женщины тоже есть своя роль, не менее почетная. Она является хранительницей домашнего очага, следит за уютом в доме и воспитывает ребенка. Хотя дети занимают важное место в жизни родителей, нужно дать им понять, что они не являются королями в семье.

Счастье и удовлетворение от жизни напрямую зависит от состояния здоровья. Уделите достаточное внимание режиму сна, отдыху, питанию и занятиям спортом. Благодаря правильному распорядку вы будете испытывать радость, станете более энергичным и избавитесь от .

Уважение.

Взаимное уважение – это основа брака и семьи. Проявляя это качество к престарелым родителям, вы заметите кардинальные перемены в поведении ребенка. Он с легкостью впитает такое же отношение и к вам. Важно, чтобы проявление уважения было не от случая к случаю, а постоянным.

Как определить свои семейные ценности?

Чтобы контролировать процесс установки положительных семейных ценностей и воспитания на них детей, делайте регулярную самопроверку. Она поможет здравым взглядом посмотреть на отношения в браке, вы увидите основные проблемы и слабые места.

Проанализируйте поведение каждого члена семьи.

Оценивать поведение следует и любимого человека, и ребенка. Родители устанавливаются фундамент, поэтому им стоит быть внимательным по отношению к себе. Оценивайте не только отношения между собой, но и в принципе в обществе. То, что дети рассказывают или делают в садике, это показатель всей семьи и наличия у нее определенных ценностей.

Интересуйтесь личным мнением.

Учите детей высказывать мнение по любому поводу, однако обращать пристальное внимание следует на то, каким образом они это делают. Если в манере разговора видна категоричность, это не является хорошим показателем. Видно, что и родители высказывают необоснованные точки зрения, не принимая ничего во внимание и не учитывая взгляды других.

Обратите внимание, как каждый член семьи относится к окружающим.

Оценивая отношение супруга к родителям, можно с полной уверенностью судить о том, как он будет относиться к своей жене. По дружбе детей видно, какие семейные ценности были привиты им с детства. Оценивайте каждый поступок членов своей семьи, чтобы затем видеть, в чем вам стоит улучшиться.

Если в детстве закладывается фундамент семейных ценностей, в дальнейшей жизни они находят яркое отражение во время обучения и . Подумайте, что стоило бы изменить.

Предпринимайте меры по изменению порядков в семье.

Проведя личностную самопроверку и оценив истинное поведение детей и любимого человека, вы получите яркое представление о том, что следовало бы изменить, а на что стоит обратить свое внимание. Если ребенок обманывает родителей, подделывает подписи в дневнике, значит в семье не хватает честности и открытости.

Семейные традиции

В каждой семье есть ценности и традиции, просто мы можем не сосредотачиваться на их наличии и даже не задумываться над их существованием. Если вы, как родители, видите, что есть , постарайтесь найти причину и сделайте решение приятным для каждого.

Отличный вариант – это установка семейных традиций, которые представляют собой принятые в семье нормы, порядки и обычаи. Некоторые даже передаются из поколения в поколение. Они формируют в сердце детей и взрослых ощущение стабильности и гармонии, ведь независимо ни от каких других обстоятельств запланированное мероприятие состоится. Благодаря традициям у детей остаются яркие воспоминания о детстве и прошлом.

В каждой семье родители устанавливают разные традиции. Влияют на их формирование прошлое самих родителей и порядки, которые были в их детстве. Некоторые ориентируются на замеченные проблемы и думают об их исправлении.

Семейные традиции: примеры

Кушать ежедневно всей семьей. Кажется, что это элементарная традиция, но, на самом деле, она оказывает сильное влияние на каждого члена семьи. Во время регулярного ужина возникает обмен мыслями, мы рассказываем друг другу о прошедшем дне, можем понимать состояние сердца и жизнь детей и любимого человека. Если вы введете в свою семью такую традицию, вы будете сплоченными, едиными и небезразличными друг к другу. Для начала можно ввести хотя бы раз в день встречаться во время приема пищи.
Раз в неделю или в месяц посещать своих пожилых родителей и устраивать совместный ужин. Необязательно, чтобы был какой-то повод для организации такого мероприятия. Видя ваше глубокое уважение к родителям, дети будут заряжаться подобным настроем и проявлять должное уважение и к вам.
Просмотр семейного альбома. Думаете, печатные фотографии бесследно ушли в прошлое? На самом деле, это не так. Только вспомните, сколько приятных воспоминаний осталось в вашем сердце с детства, когда вы вместе просматривали фотографии родителей, наблюдали за их прошлым и вместе радовались пережитым мгновениям. Не лишайте своих детей такой же радости и удовлетворения, которое вы испытывали в детстве.

Играйте! Знаменитая увлекательная игра «Лото» стала неотъемлемой частью традиций многих семей. Несмотря на длительное время существования, она не теряет своей популярности и актуальности. Если вас не привлекает «Лото», организуйте проведение другой, более современной игры, такой как «Alias» или «Пойми меня». Настольные игры располагают к открытому общению и веселому времяпрепровождению.
Поделки. Мастерить что-то своими руками – полезное и увлекательное занятие. Это даже может стать . Приобщайте детей к подобным занятиям, с помощью даже элементарных поделок у детей разовьется положительное отношение к труду и работе. Готовую поделку подарите своим знакомым или друзьям. Это дополнительный фактор в установке таких семейных ценностей: любовь, доброта, дружелюбие, щедрость.

Помните, формирование семейных ценностей происходит даже в игре. Дети и не заподозрят, что вашей целью является их воспитание, они просто будут проводить с вами время и наслаждаться счастливым и беззаботным временем!

Как изменились семейные ценности?

Средства массовой информации навязывают нам взгляды и вещи, которые в действительности могут негативно отразиться на нашей жизни. До сих пор рекламодатели пользуются системой 12-го кадра, о чем мы, просматривая телепередачи и современные фильмы, и не задумываемся.

Меняются и нормы в обществе. Если раньше брак и семья стояли на первом месте в жизни всех людей, то сейчас девочкам с детства прививают любовь к карьере, власти и высокому положению в обществе. Особенно заметными стали изменения, которые начали происходить с 1990 года. Это было началом сексуальной и феминисткой революции. Молодежь думает о свободе и и браке. Внебрачные сожительства считаются нормой, а однополые браки даже официально допустимые.

28 марта 2014