Статьи по воспитанию трудных детей в семье. Как достучаться до сознания трудного ребенка

Очень часто родители испытывают чувство стыда за своих чад: в детских садах, на лице, в магазине, потом в школе. Потому что, мало ли что подумают окружающие, увидев орущего, рыдающего и дерущегося ребенка. Тут поднимается один из сильнейших родительских страхов - все подумают, что я плохая мама (реже плохой папа. папы обычно менее тревожны и им не так важны социальные правила, папы чаще разрешают детям быть естественными).

Сталкиваясь с этим чувством стыда, родители начинают активно доказывать окружающим, что они социально адекватная семья в обществе. В итоге дети получают подзатыльники, шлепки по попе, рассказы о том, как должен вести себя хороший мальчик/хорошая девочка, также возникает много запретов.

Все эти действия формируют невротические реакции у детей: они либо становятся менее «живыми» - телесно зажатые, правильные и послушные; либо абсолютно неуправляемые - непослушание, делание наоборот, агрессия.

Что при этом происходит с детьми.

  1. Ощущение, что ребенка не принимают целиком, а только частично - если он хороший. И тогда нужно родителей либо вызывать постоянно на провокацию, пока они наконец-то не полюбят его «нехорошую» часть, либо запретить себе испытывать некоторые чувства, чтобы заслужить родительскую любовь. Поведение ребенка протестное или покорное формируется исходя из структуры семьи, темперамента ребенка и характера значимых взрослых - родителей.
  2. Формируется заниженная самооценка - я не хороший, меня нельзя любить. И на протяжении всей жизни такой ребенок пытается заслужить родительскую любовь разными способами, зачастую перенося эти отношения в другие сферы и с другими людьми. ()
  3. У таких детей, как правило проблемы с границами. Либо он при взаимодействии с другими людьми не уважает и нападает на чужие границы, либо постоянно пододвигается в своих, не умея отстаивать себя и свои личностные границы.

Я думаю, что каждому родителю важно, чтобы его ребенок вырос здоровым физически и психически и счастливым. А так же, чтобы контакт с ребенком был позитивным и доверительным.

Для этого, когда вы сталкиваетесь с социальными нормами и рамками, важно осознавать, что происходит с вами, как с родителями. Осознавать свой стыд и страх «я плохой родитель». Хорошо бы понять, какие вы при этом испытываете эмоции и чувства.

Я вам открою тайну: Вы самый лучший родитель для вашего ребенка, потому что именно вы генетически являетесь его мамой/папой. И только вы можете защитить своего ребенка и дать ему все то, что ему необходимо для того, чтобы выжить в этом мире и стать личностью.

Если вы сталкиваетесь с истерикой ребенка и слезами. То важно не останавливать его в этом процессе. А побыть рядом. Да, да, как бы сложно вам не было, у вас же при виде плачущего и орущего ребенка поднимаются свои детские чувства и свои страхи, что вы не знаете, как себя вести и что делать.

В этот момент важно разрешить ребенку истерировать, плакать и кричать. Можно сказать: «Плач» или «Кричи» и т.д., «Я буду рядом. Если захочешь, то можешь подойти ко мне, я тебя обниму (поглажу по голове)», «Я тебя люблю». В этот момент ребенок точно будет знать, что он принят и любим родителем, он проревется, и счастливый и довольный побежит дальше по своим делам. Также, он почувствует себя защищенным, и он точно может доверять своему родителю, зная, что он не на стороне тех других, а на его стороне.

Помните, что ребенку очень трудно защищать себя, предъявлять себя. Он делает это как умеет, и только от родителей зависит, научится ли он защищаться, отстаивать себя, взаимодействовать с людьми, научите ли вы его другим способам контакта с миром. Для этого сначала придется учиться самим делать что-то по-другому.

Если вы чувствуете, что вы с чем-то в воспитании не очень справляетесь, то можно обратиться за помощью к профессиональному психологу.

Проблема воспитания трудных детей , на сегодняшний день, является одной из наиболее актуальных. Потому что с каждым годом численность «трудных детей» увеличивается в несколько раз. Они воруют, употребляют наркотики и алкоголь, убегают из дома, или же не выходят из дома, проводя многие часы перед компьютерами или телевизорами. Раньше большую часть «трудных детей» составляли подростки, сейчас в их состав входят и дети в возрасте 7-10 лет.

Кого можно считать «трудным ребенком»?

«Трудный ребёнок» - это чаще всего человек, лишённый родительской любви, ласки, поддержки, в результате чего, психологическое состояние ребёнка ослабевает, не формируется нормальным образом. В душе таких детей появляется чувство беззащитности, отверженности, ненужности, что приводит к развитию «комплекса неполноценности». В такой ситуации непроизвольно срабатывает самозащита, формируется потребность в самоутверждении, в большинстве случаев неправильными способами. А ведь этим детям никто не объяснил, как надо поступать в тех или иных ситуация, как надо бороться с трудностями и решать проблемы. Основная мотивация деятельности «трудных детей» - привлечь к себе внимание, добиться любви, поддержки, понимания, сострадания. Американский психолог Р.Дрейкус так интерпретировал цели этого поведения, к которым, не осознавая того, стремятся дети:

  • требование внимания или комфорта;
  • желание показать свою власть или демонстративное неповиновение;
  • месть, возмездие;
  • подтверждение своей несостоятельности и неполноценности (кроме достижения вышеперечисленных целей, деструктивное переживание собственной "никчемности" само по себе может являться целью плохого поведения).

Такие дети склонны к эгоцентризму, раздвоению личности, повышенной обидчивости, неправильной восприимчивости. Добиться своей цели они пытаются различными способами: грубостью, неординарным внешним видом, нестандартными поступками, которые пугают и шокируют родителей, учителей, воспитателей и т.д. У взрослых возникает страх того, что они не справятся с такими детьми, покажутся им смешными или беспомощными.

«Трудные дети » в большинстве случаев являются эгоистами, что приводит к его душевной катастрофе. Такой ребёнок не готов к общению с обществом, он замыкается в себе, не давая себе возможности развиваться и формироваться. Такие дети не замечают разрушающих последствий своего поведения, они не слышат советов, рекомендаций, наставлений, они не различают, что является «плохим», что является «хорошим», не принимают помощи взрослых.

Каковы основные жалобы родителей?

Примерно 95% родителей обычно жалуются на то, что они перестали понимать своих детей, появились постоянные конфликты, их школьные учителя стали жаловаться ни повышенную агрессивность или просто им не нравится круг общения их детей. У родителей появляется страх из-за частой перемены настроения детей, их психологического непостоянства. Они боятся потерять над ними контроль.

Как помочь «Трудным детям»?

Для того, чтобы помочь «трудным» детям, существует особый педагогический подход, который называется «жизнедеятельностным». Воспитателями в этом методе являются не только школьные учителя, или родители ребёнка, а особые люди, способные к сочуствию, переживанию, терпимости к проблемам детей, доброму отношению к ребенку. Воспитатель должен войти в его жизнь в роли Друга, человека, которому он сможет во всём доверять, которому он сможет полностью открыться, рассказать о своих проблемах и переживаниях. Не случайно Святитель Василий Великий говорил: "Если хочешь воспитывать других, - воспитай сначала самого себя в Боге". Личный опыт преодоления трудностей, самосовершенствования, становления на правильный жизненный путь, помогут восстановить истощенную душу ребёнка. Поставленная цель будет достигаться не педагогическим давлением, а любовью.

Воспитатель должен вникнуться в проблему ребёнка, разобраться в его душевном конфликте, и без всяких насмешек, дать ему совет, наставление. Ребёнок, в своем общении с воспитателем, должен чувствовать комфортно, в результате чего он решится стать на тяжелый восстановительный путь, опираясь на помощь своего верного «Друга». У «трудного» ребёнка должен появиться «манипулятор», побуждающий его к самосовершенствованию

Ребенок в семье - это всегда огромная радость для родителей. Однако процесс воспитания детей не всегда проходит гладко и просто. Чудесный, крошечный малыш вдруг начинает постоянно плакать и впадать в истерику по малейшему поводу, перестает слушаться родителей и не дает им спать по ночам. Если не начать вовремя действовать и пустить все на самотек, то со временем это приведет еще к большим проблемам. Ребенок может вырасти и остаться с "тяжелым характером" или обрести всевозможные комплексы. Семья же, не выдержав свалившихся трудностей и не придя к общему согласию при выборе методики воспитания ребенка, может распасться. Чтобы этого не произошло, все родители должны знать основные принципы и подходы к "особому" малышу и понимать, что воспитание трудных детей не столь тяжело и безвыходно, как может показаться на первый взгляд.

Воспитание трудных детей:

  1. Почему дети становятся "трудными".

Почему дети становятся "трудными"

Почему дети становятся "трудными"

У каждого человека свой характер, каждый является индивидуальной личностью и требует особого отношения к себе. Ребенок - это маленький человек, в котором уже заложена частичка его характера при рождении. Взрослея, уже будучи индивидуальностью, ребенок формирует оставшуюся часть своего характера. Осуществляется это в процессе познания окружающего мира. Одним детям это дается легко и быстро, другим же для этого нужно больше времени и помощь родителей. Если же этой помощи они не получают - дети начинают капризничать и становятся непослушными.

Воспитание трудных детей становится легче, когда родители понимают причину, которая поспособствовала возникновению этой ситуации.

Чтобы ребенок рос здоровым и послушным он с маленького возраста должен непрерывно чувствовать любовь родителей. Любить послушного ребенка легко, но когда ребенок меняет свое поведение и становится "трудным" - вместо привычного количества любви он начинает слышать больше криков, получать больше наказаний и даже воздействий физической силы. В результате ребенок может вырасти неуверенным в себе, агрессивным, застенчивым. Чтобы этого избежать, не стоит наказывать ребенка при каждой представившейся возможности.

Сначала нужно спокойно поговорить с малышом, понять причину его поступка и постараться объяснить, почему так делать нельзя и какие плохие последствия могут возникнуть. Будьте готовы, что это не даст ежеминутного результата. Ребенку может понадобиться время, чтоб это осознать, и ваше терпение, чтобы услышать разъяснение еще несколько раз.


Введите в вашей семье несколько правил, которые ни в коем случае нельзя нарушать. Расскажите о них ребенку, объясните, почему так важно их придерживаться. Постепенно можете пополнять количество правил.


Важный момент: малыш должен понимать, что если его и ругают - то только за плохое поведение или плохой поступок, а не потому что он сам плохой.

Когда в семье есть "трудный" ребенок - не стоит видеть в этом только негатив. При своевременном и правильном воспитании с этого можно извлечь пользу для ребенка в будущем. Известно, что "особенные" малыши имеют в себе очень много негативной энергии, которую и выплескивают в крики, драки, плачь и всевозможное непослушание. Но это не единственное место, куда можно выплеснуть чрезмерное количество энергии.

Более подходящим и, что особенно важно, полезным будут занятия спортом или танцами, пением или просто игры на свежем воздухе, можете даже побегать с ребенком или покататься с ним на велосипеде. Таким образом, вы проведете незабываемое время с вашим чадом и получите море позитивных эмоций, а ребенок выплеснет скопившуюся в нем энергию и почувствует свою значимость для вас. А такие регулярные занятия запросто могут развить новые таланты вашего малыша.
И кто знает, может именно это сыграет немаловажную роль в его потрясающем будущем!

Тема: «Трудности при воспитании детей в школах-интернатах».

Каждый ребенок несет в душе образ собственного «Я». У одного это совершенно реальный образ, у другого он может быть далек от истинного положения дел. При воспитании детей в школе-интернате задача педагога состоит в том, что возникает необходимость в поддержании и дальнейшем развития личности ребенка или мягкой коррекции его характера и привычек. Необходимость нахождения индивидуального подхода к каждому воспитаннику – это основа нашей работы. Многие педагоги скажут, что этот подход приемлем в воспитании в любом образовательном школьном или дошкольном учреждении, и я полностью с ними согласна. Но именно в школе-интернате этот вопрос стоит острее всего. В связи, с чем возникает этот вопрос очень остро? Могу предположить, что на развитие личности ребенка в школе-интернате влияют несколько основных факторов.

Первый и основной фактор: это то, что дети в данные учреждения приходят из неблагополучных семей, где воспитание ребенка, как маленького человека - не происходит. Родители в данных семья не уделяют должного внимания и заботы своим детям. Дети буквально лишены родительской ласки и тепла. В таких семьях дети очень рано, буквально к семи годам становятся не по-детски взрослыми, они в точности копируют поступки своих родителей, их манеру выражения эмоций и речи. А это не всегда положительные качества в характере и поведении детей. Поэтому задача педагога, воспитателя наверстать то упущенное время родителями и подкорректировать поведение ребенка, прививая ему положительные качества в его характере, умении общаться с другими людьми, выражении собственных эмоций.

Второй фактор состоит в том, что данную проблему легче решить с одним трудным ребенком, предположим: если его оградить от влияния и подражания плохому и привитию хорошего. А когда таких детей сто и более человек в учреждении, и все они разного возраста, со своими особенностями в развитии, привычками, то это уже становиться проблематично. Поэтому педагогам школ-интернатов приходится вкладывать титанические усилия в своих воспитанников, для того, чтобы держать их воспитание и сам воспитательный процесс под контролем. Вы спросите: «В чем заключается данная проблема? Ребенок находится под защитой государства, получает качественное образование, хорошее воспитание и питание, ограждён от негативного влияния». Но не стоит забывать, что влияние негативных факторов не уменьшается в связи с тем, что дети младшего школьного возраста видят плохие поступки или речевые выражения от старших школьников и с удовольствием подражают им. Это происходит не потому, что маленькому школьнику педагоги плохо объяснили: «Что такое хорошо и. что такое плохо», а потому, что ребенку привычнее эти поступки и такие слова с раннего детства, он их знает и любит, а так же в связи с их возрастными особенностями. Как говорится: «Привычное, сильнее приобретенного».

Третий фактор состоит в том, что связь ребенком с родителями поддерживается. На один или два дня ребенок все равно приезжает в семью, где снова сталкивается с вышеперечисленными, влияющими факторами, сказывающимися на личностном развитии. А порой дети в семье видят хамство или агрессивное поведение взрослых, по отношению к самому ребенку и, возвращаясь в школу, вымещают свои негативные эмоции и обиды на одноклассниках, а иногда бывает так, что и на педагогах.

Пятый фактор заключается в том, что в школах- интернатах есть расписание и режим, по которым должны жить дети данных учреждений. И это вроде бы хорошо с одной стороны. Но если посмотреть глубже, то могу предположить, что когда ребенок привыкает к тому, что всё за него решают взрослые: то есть когда спать или пробуждаться, принимать пищу, делать домашнее задание, гулять или в какую игру играть; куда ходить на экскурсию или на другое развлекательное мероприятие его поведут и т.д. По моему мнению - это лишает детей к самостоятельному выбору, лишает логического мышления, самостоятельного и свободного выбора, что так же негативно влияет на его психическом здоровье. Обосную почему: когда ребенка ведут на экскурсию, он осознает: «Что так нужно, все идут и меня ведут». То есть у ребенка отсутствует право собственного выбора: нет его собственной цели в экскурсии, нет того чего бы именно он, ребенок хотел от этой прогулки, узнать нового, чему именно он хотел бы научиться, получить какие то навыки и т.д..

Возможно предположить, что эти дети сами перестают ставить перед собой цели и стремится ее достигнуть, и привыкают к тому, что всё и все за них должны принимать решения, делать и преподносить на «золотом блюдечке», постоянно подталкивать к выполнению каких-либо задач. А во взрослой жизни таким детям просто тяжело, ведь рядом нет того, кто принимает за него решения.

Поэтому считаю, что в школах-интернатах педагогам просто необходимо: вовремя выявлять и развивать интеллектуальные и творческие способности у детей. Прививать трудолюбие, научить получать удовольствие от полученных результатов своего труда. Научить ребенка самому принимать решения, делать правильный выбор, ставить перед собой цели и достигать поставленного, а так же не останавливаться на достигнутом результате. Необходимо ребенка научить нести ответственность за себя и свои поступки. Приучить к тому, что во взрослой жизни ему самому придется себя обеспечивать. Объяснять, что сейчас ему лишь помогают потому, что он маленький и беззащитный. В общем: помочь ребенку вырасти достойным гражданином и сильной самостоятельной личностью. В своей работе с детьми я стараюсь придерживаться данного правила и при планировании ежедневной воспитательной работы предлагаю детям варианты мероприятий (согласно, общешкольного воспитательного плана), которые мы вместе обсуждаем и выбираем наиболее понравившейся вариант. Так же дети ставят перед собой цели и задачи данного мероприятия, а по завершению мы анализируем наши результаты.

При обучении и воспитании детей в школах-интернатах, перед педагогом возникают трудности: «разбудить» в ребенке такие психические процессы как память, восприятие, дистантные ощущения, речь и мировоззрение. Для этого просто необходимо выявить такие свойства интеллекта ребенка как:

    Арифметический фактор (способность совершать основные операции с числовым материалом),

    Беглость речи (способность легко формулировать),

    Вербальное мышление (понимание речевых сообщений)

    Память (запечатление, сохранение и воспроизведение информации),

    Рассудочность – сообразительность (способность комплексно решать проблемы с использованием прошлого опыта),

    Пространственное восприятие (способность адекватно воспринимать пространственные отношения),

    Готовность к перцепции (способность распознавать и дифференцировать актуально действующие импульсы),

    Комплексность (способность увидеть в проблеме внутреннюю организацию),

    Связанность (способность перейти от одного содержания к другому),

    Целостность (способность понимания целого, взаимосвязей),

    Пластичность (способность упорядочивать отдельные составляющие проблемы и решение ее новым способом).

Для успешного достижения поставленных задач нужна профессиональная команда – это педагоги- предметники, социальные педагоги, медицинские работники, педагоги -психологи, воспитатели, логопеды и т.д., работающие в едином направлении по развитию и воспитанию детей в закрытых общеобразовательных учреждениях. Потому что одному педагогу не под силу подкорректировать то, что было заложено в ребенке годами в семье. Можно сказать с уверенностью, что педагоги школ-интернатов, несут большую ответственность за своих подопечных, и порой мы выполняем не только роль учителя- наставника, но и роль родителя, старшего товарища для наших воспитанников. Это ежедневный и тяжелый труд, в котором желаю всем удачи и терпения.

Воспитатель Лютова Е.Н.