Воспитание щенка спаниеля. Подольская секция русского охотничьего спаниеля

Айрапетьянц А. Э.
Кандидат биологических наук.

Охота с собакой в высшей степени спортивна, красива и ув­лекательна, но ей предшествует длительный, трудоемкий, отнюдь не безоблачный период, порой полный огорчений, хотя и не ли­шенный радости - период выращивания и воспитания щенка, будущего спутника и помощника. Для того, чтобы вырастить здоровую, полноценную, выносливую собаку, надо приложить не­мало усилий, терпения, быть добрым и строгим, ласковым и тре­бовательным с первого дня появления в доме длинноухого пи­томца, с которым связано столько надежд.

Щенок должен быть желанным для всех членов семьи, ибо всем достанет хлопот и забот. Первое, что следует сделать еще до его появления - приготовить место в наиболее спокойном участке квартиры, не на сквозняке и вдали от источников отоп­ления. Ложем может служить ватный или волосяной матрасик со снимающимся чехлом (лучше всего брезентовым), лежанка на ножках высотой 10-15 см с мягкой подстилкой, коврик, по­ловичок и тому подобное. В первые ночи, чтобы щенок не ску­лил, оказавшись без братьев и сестер и тепла материнского те­ла, ему можно подкладывать под наволочку грелку или класть на матрасик меховую подстилку. Малыш быстро привыкает к своему месту и, наигравшись и набегавшись, сам отправляется отдыхать туда. Укладывая его на подстилку, нужно приговари­вать «место, место», при этом слегка поглаживая и слегка при­жимая к матрасику. При попытке щенка уйти с отведенного ме­ста, его следует настойчиво возвращать к повторять команду «место!». Самое главное (и самое трудное) - удержаться и не взять в первую же ночь скулящего малыша к себе в постель.

Щенка лучше всего брать утром выходного дня, чтобы за день он освоился с помещением, своим новым положением, но­выми людьми. В этот же день его можно вымыть теплой водой с детским мылом или детским шампунем. Мыть нужно обязатель­но днем, затем насухо вытереть полотенцем или простыней и дать возможность побегать, подвигаться. В дальнейшем эту про­цедуру следует повторять не чаще одного раза в два месяца.

Вместе с тем надо с момента первой прогулки приучить пи­томца к вытиранию лап и живота или споласкиванию их теплой водой без мыла. В противном случае вся уличная грязь, особен­но в сезон дождей, неизбежно окажется в квартире. Щенки не боятся холода, но очень чувствительны к сквознякам.

Однако самой главной опасностью для молодых собак явля­ется так называемая «чумка» или чума плотоядных - вирусное заболевание, легко передающееся от больных животных как прямым, так и косвенным путем. В связи с этим не следует за­ходить в комнату, где содержится еще не привитый против чумы щенок в уличной обуви, приводить к нему «поиграть» собак и вообще нужно избегать контактов с собаками и кошками по крайней мере до 2,5 - 3 месяцев. Именно в этом возрасте не­обходимо сделать первую прививку против чумы, второй раз ее повторяют через б-10 месяцев. Противочумную прививку надо делать до того, как начнут меняться молочные зубы на постоян­ные, чтобы не было кариеса, пожелтения эмали резцов и клы­ков и других дефектов зубной системы. Кстати, собаки, не имею­щие в ветеринарном свидетельстве отметки о противочумной вакцинации, на выставку не допускаются.

Безоблачное детство будущего охотника проходит в чередо­вании сна, еды и игр. Здоровый щенок весел и постоянно ищет себе развлечения. Задача хозяина - обеспечить его игрушками, чтобы отвлечь от обуви, мебели, книг, занавесок и других до­ступных его зубам предметов. Прежде всего следует поднять как можно выше электропровода, концы скатертей, занавесок. Хоро­шими игрушками служат крупные сырые кости (бедренные, пле­чевые, позвонки крупных копытных), резиновые спринцовки, тен­нисные и «арабские» мячики, морковка, пищащие резиновые иг­рушки. Деревяшек и изделий из пластмассы лучше избегать. Ни в коем случае не должны служить игрушками крылья птиц, что­бы не приучать щенка рвать перья, мять дичь, когда дело дойдет до натаски и охоты. Можно подвесить какую-нибудь игрушку на веревочке на высоте 10-15 см от пола или прибить одним кон­цом к полу, в данном случае игра сопровождается движением, активной «охотой» и больше занимает малыша.

Обилие игрушек ни в коем случае не заменит собаке обще­ния с людьми. С щенком нужно возиться, играть, ласкать, разго­варивать и исподволь, потихоньку, уже в игре обучать азам веж­ливости, послушания, элементарным командам, а с двух месяцев следует добиваться выполнения команд «место», «фу» или «нель­зя», «ко мне». Несмотря на игру, даже первые команды должны произноситься четко и без лишних слов. Совершенно нелепо вы­глядит обращение к собаке (когда требуется немедленное пови­новение), состоящее из потока слов, в которых сама команда те­ряется: «Стой, я кому говорю, ах, ты, негодник, ну-ка, подойди сюда, что же ты не слушаешься?». Порой эти бессмысленные ти­рады могут стоить питомцу жизни, особенно, если щенок выска­кивает на проезжую часть дороги.

Занимаясь, играя со щенком, нужно следить за тем, чтобы не повредить ему еще не окрепшие конечности, не испортить при­кус. Нельзя, поднимая малыша, брать его под мышки, разводя таким образом локотки в стороны. Не следует с силой тянуть изо рта щенка предметы, которые он захватил резцами. До четырех месяцев лучше не давать щенку спускаться по лестнице, а выно­сить на прогулку на руках, чтобы не искривить кости предпле­чья (неокрепший костяк может не справиться с тяжестью тела собаки, опирающегося при спуске на передние конечности).

Ни в коем случае нельзя держать щенка на привязи в течение целого дня, хотя приучать его не рваться, не лаять и не скулить на привязи в ожидании хозяина следует с детства. С трех меся­цев щенка надо приучать к ошейнику и поводку, а позднее и к наморднику, чтобы не было лишних нареканий в транспорте и

на людных улицах.

С самых первых прогулок очень полезно приучить малыша к рюкзаку, вынося в нем на улицу. Рюкзак прочно соединяется в сознании собаки с прогулкой, беготней на свободе и она сама будет забираться в него. В дальнейшем это качество окажется буквально неоценимым при поездках на всех видах транспорта, от метрополитена до мотоцикла. Ошейник должен быть из мяг­кой кожи, достаточно свободным, чтобы не очень беспокоить щенка; пусть собака сперва привыкнет к нему, поймет, что про­гулка без ошейника и поводка невозможна. Позднее она сама будет нетерпеливо засовывать голову в ошейник, предвкушая вы­ход на улицу. То же самое произойдет и с намордником, хотя, сперва протест будет бурным.

После того, как будет сделана прививка против чумки, с собакой нужно гулять как можно дольше, знакомя ее с окружа­ющим миром, шумом и грохотом городской жизни, транспортом, кошками, собаками, голубями, к которым она должна относиться достаточно терпимо. С этого же времени следует вывозить щен­ка и за город, не увлекаясь слишком дальними маршрутами, не утомляя своего питомца. Здесь также хорошую службу сослу­жит рюкзак, в который можно на некоторое время посадить уто­мившегося и ошеломленного впечатлениями щенка. Свежий воз­дух и солнце - необходимое условие для выращивания полно­ценного спутника на охоте. В любом случае прогулка" должна быть активной, проходить в движении, играх со сверстниками, хозяином, детьми.

В возрасте трех месяцев у щенков формируется ориентиро­вочная реакция, оборонительное поведение. Сложная незнакомая обстановка, новые предметы удивляют и пугают его. Нужно ос­торожно подвести его к незнакомому предмету, самому потрогать рукой, дать понюхать малышу, показать, что опасности нет, бо­яться нечего. Постепенно щенок станет на все правильно и спо­койно реагировать, не жаться к ногам, не будет попусту лаять.. Именно во время прогулок необходимо лишний раз отработать команды «ко мне!», «стой!», «нельзя».

С 3-х - 4-х месяцев следует учить своего питомца и хожде­нию рядом. Удобнее всего приучать щенка ходить «около ноги», идя с ним вдоль стенки и помахивая перед его носом прутиком, чтобы остановить поползновения высунуться вперед. Каждая по­пытка рвануться вперед пресекается командой «рядом!» и по­следующим (именно последующим) рывком поводка и легким ударом хлыстика. Освоив эту команду во время хождения на поводке, собака довольно легко приучается ходить рядом с хозяином и без поводка. Как бы хорошо ни была обучена собака ходить рядом без поводка, в городе не стоит рисковать и лучше водить ее на поводке. Кошка, выскочившая из-за угла, пробегаю­щая собака, неожиданный треск или грохот могут взбудоражить или испугать щенка, что слишком часто приводит к гибели под колесами городского транспорта.

С самого раннего возраста следует приучать своего питомца спокойно показывать зубы, чтобы осмотр на выводке или вы­ставке не стал для него неожиданностью, а для экспертов и вла­дельца настоящим мучением. Усадив собаку между ног или ря­дом с собой, нужно спокойно приподнять верхнюю губу и оття­нуть книзу нижнюю, обнажив таким образом зубы при плотно сжатых челюстях. При этом можно говорить: «Покажи зубы» или просто «зубы». Такая тренировка очень полезна и позволяет избежать нежелательных осложнений на выставке.

В первые месяцы жизни щенка многочисленные лужицы, и «кучки» неизбежны, собака еще не может подолгу терпеть, а частые кормежки заставляют кишечник и чаще работать. И все-таки можно хотя бы немного облегчить себе труд по уборке всех этих «визитных карточек». В городской квартире можно поста­вить большой кювет с опилками или листами бумаги, куда от­носить проснувшегося щенка и стараться удержать там до тех пор, пока он сделает свои дела, потом его похвалить, погладить и выпустить из этого импровизированного туалета. Так повторять всякий раз, когда собака начинает поскуливать, крутиться, явно собираясь присесть. Постепенно щенок привыкает справлять свои нужды именно там и сам бежит, в случае необходимости, в свою уборную. В том случае, если есть возможность, малыша можно выносить на улицу при первых же признаках беспокойства. При правильном режиме кормежки и выработанном стремлении про­ситься на улицу или в уборную собака перестанет пачкать в квартире уже в возрасте 4,5 - 6 месяцев, причем сучки приуча­ются проситься, как правило, раньше кобельков.

Достаточно густая с уборкой псовиной шерсть спаниеля нуждается в расчесывании и чистке. Особенного внимания тре­бует длинная шерсть, покрывающая уши. После расчесывания можно провести по шерсти влажной резиновой губкой, чтобы убрать перхоть, пыль, отмершие линные волосы. Комочки сва­лявшейся шерсти следует выстригать.

Правильно организованное кормление имеет большое зна­чение для нормального роста и развития щенка, выносливости и работоспособности взрослой собаки. Питание должно быть сба­лансировано, корм - богат белком и витаминами. Режим корм­ления зависит от возраста собаки и надо стараться соблюдать его. Ничто так не вредит собаке, как беспорядочное подкармли­вание ее лакомыми кусочками в течение целого дня. Надо всег­да помнить, что почти все спаниели склонны к ожирению при недостатке движения и беспорядочном питании. А сбросить лиш­ний вес всегда очень трудно и не всегда удается привести собаку в форму к сезону охоты, выставке, вязке. Месячного щенка сле­дует кормить 5-6 раз в день с обязательным перерывом в ноч­ное время. По мере роста собаки число кормежек сокращается и доходит до двух во взрослом состоянии, соответственно воз­расту увеличивается и разовая норма пищи. В рационе и щенка, и взрослой собаки обязательно должно присутствовать мясо, крупы в виде каш, овощи и фрукты, молоко и молочные продук­ты, яйца, минеральные вещества.

Таблица

Примерный рацион кормления спаниеля в возрасте от одного месяца до года

Вид корма

Возраст в месяцах

8 и старше

Молоко, л

Не обязательно

Рыба вместо мяса, г

Костная мука, г

1 вместо мяса

Объем корма в сутки

Приведенные в таблице нормы весьма приблизительны и да­ются для ориентировки. Половину суточной нормы мяса щенок обязательно должен получать сырым; лучше всего усваивается говядина и нежирная баранина, обязательно надо давать говя­жьи и свиные почки - вареные или слегка отваренные, взрос­лым собакам - и сырые. Очень полезны сердце, печень и мозги, они богаты витаминами группы В, а также А, Е.

В творог, вермишель можно добавлять яйцо в сыром и варе­ном виде, яйцом же можно заменять одну мясную кормежку. Яйцо можно давать через день.

Из круп для приготовления каш лучше всего использовать пшенную, гречневую, кукурузную, пшеничку, овсяные хлопья. Каши должны быть консистенции жидкой сметаны. Для щенков в возрасте 1-2 месяцев можно рекомендовать манную и греч­невую каши для детского и диетического питания, с добавлени­ем сливочного масла.

Овощи следует давать тертыми с добавлением растительно­го или сливочного масла, лучше в сыром виде, к вареным ово­щам хорошо добавить немного мяса. Щенки и взрослые собаки охотно едят фрукты. Раз в день очень полезно давать щенкам по чайной ложке морковного пли яблочного сока, сироп шипов­ника.

Совершенно необходимым компонентом пищи щенка явля­ются дрожжи. Собаки едят их охотно и давать их стоит раза 3-4 в неделю регулярно, начиная с порции, равной изюминке, молодым собакам (6-10 мес.) разовую порцию можно утро­ить. Зимой, ранней весной можно выращивать дома овес и и скармливать щенку как проростки (богатые витамином Е), так и саму зелень.

Для предотвращения рахита щенки должны получать гли­церофосфат, витамин Д на масле, первого - по чайной ложке в день, второго - от 1-2 до 3-4 капель.

Потребность соли у собаки невелика, пища собаки на наш вкус должна быть пресноватой. Совершенно исключены из ра­циона охотничьей собаки всякого рода специи и приправы - пе­рец, лавровый лист, хрен, горчица и тому подобное. Пища долж­на быть теплой, но ни в коем случае не горячей. Мисочка с кор­мом выставляется перед щенком только во время кормежки, в том случае, если порция сразу не съедается, ее надо убрать и предложить снова через некоторое время, но не оставлять в миске. Молоко щенкам до 4-х - 5-месячного возраста дается ежедневно, причем суточную норму следует разделить на 3-4 кормежки.

Пища всегда должна быть свежей и доброкачественной, что­бы не вызвать расстройства желудка или отравления. Ни в ко­ем случае нельзя давать трубчатые кости птиц, кроликов, нут­рий, острые осколки которых могут поранить пищеварительный тракт. Крупные кости копытных, которые щенок долго скоблит, но не может разгрызть, лучше давать сырыми, так как от варе­ных может быть запор. Вообще кости давать собаке лучше тог­да, когда она получает возможность много двигаться.

Самый ответственный период в процессе роста и развития собаки - это первые 6-7 месяцев и просчеты в кормлении шенка в этот отрезок его жизни незамедлительно скажутся в дальнейшем. Ниже приводятся -сведения о заболеваниях и де­фектах, связанных с нехваткой тех или иных витаминов, а так­же основные естественные продукты, содержащие эти витамины.

Рахит вызывается недостатком витамина Д, преобладанием к организме кальция над фосфором - соотношение кальция и фосфора, равное 1:3, способствует развитию рахита. Признаками рахита служат утолщения на ребрах, на запястьях, размет и искривление предплечья. Предотвратить Д-авитаминоз и соот­ветственно рахит у осенних и зимних щенков можно, облучая корм и их самих (защитив глаза) ультрафиолетовыми лучами. Витамином Д богата печень копытных, китов и рыб. Рыбокостная мука, рыба, глицерофосфат, скармливаемые щенкам, помо­гут сбалансировать в организме соотношение фосфора и кальция.

Задержка роста, тусклая шерсть, кожный зуд, заболевания глаз вызываются недостатком витамина А. Витамином А богаты морковь, свекла, томаты, тыква, печень рыб, скота, сливочное масло, желтки.

Шершавость кожи, выпадение шерсти, облысение, задержка в росте связаны с недостатком витамином группы В (Bi, Вз, Вб, Bi=). Витамины этой группы содержатся в молоке (особенно лет­нем), яйцах, печени, почках, сердце, в дрожжах, проростках и листьях злаков, листьях салата, шпината.

Судороги и параличи могут быть связаны с недостатком ви­таминов Bi, Be. Эти витамины содержатся в корнеплодах, фрук­тах, орехах, проростках и зелени злаков, печени, почках, сердце скота.

Раннее поселение может быть вызвано недостатком витами­на Вз. Восполнить его недостаток в организме можно, добавляя в корм морковь, капусту, картофель, дрожжи, желтки, печень скота, рис,

Исхудание, анемия, увеличение печени, вялость, задержка в росте вызывается витаминами Bi2. Его вводят внутримышечно, особенно хорошо его действие на организм собак, перенесших чуму. Он содержится в молоке, яйцах, говяжьей печени и почках.

Шелушение, шершавость кожи, колиты могут быть вызваны

недостатком никотиновой кислоты - витамина PP. Никотиновой кислотой богаты дрожжи, зеленые листья салата, шпината, овса.

Вялость, слабость и кровотечение десен вызывается недо­статком витамина С. Витамином С богаты сырые овощи, фрук­ты, ягоды, хвоя, молоко, печень, хрусталики глаз.

Половая неактивность и кобелей, и сук, задержка сперматогенеза, течки, бесплодие, резорбция эмбрионов могут быть ре­зультатом недостатка витамина Е. Им богаты печень, мозги, растительные жиры, проростки злаков (особенно пшеницы).

Все витаминосодержащие препараты продаются в аптеках, их можно давать собакам, но передозировка витаминов чревата последствиями, вызывая гиповитаминоз, то есть избыток вита­минов или подавление одним витамином синтеза пли деятельно­сти другого. В связи с этим собаке лучше давать больше естест­венных кормов, содержащих те или иные группы витаминов.

Пища щенка должна быть достаточно разнообразной и ра­зовая порция включать несколько компонентов.

К семи - восьмимесячному возрасту щенок должен быть при­вит против бешенства, зарегистрирован в районной ветлечебни­це, поставлен на учет в секторе спаниелей ЛОООиР или BOO ЛснВО. В возрасте восьми месяцев собака может быть выстав­лена на полевые испытания, а с десятимесячного возраста уча­ствовать в выставках и выводках. В секторе спаниелей соответ­ствующих охотничьих обществ регулярно проводятся лекции, консультации по вопросам собаководства. Все справки по спа­ниелям можно получить в секции спаниелей в клубе кровного охотни­чьего собаководства МОО ЛООиР по четвергам с 18 до 20 часов на Набережной реки Пряжка д.32, третий этаж.

Книга Н.А.Валова «На охоте со спаниелем»

Дрессировка

Перед тем как начать разговор о дрессировке (обучении) спаниеля, поговорим немного о ее теоретических основах - без них практически невозможно правильно обучить собаку.
Дрессировать животное - значит вырабатывать у него определенные, нужные человеку навыки и действия в результате образования условных рефлексов. Основы Дрессировки заложены в учении И. П. Павлова о высшей нервной деятельности животных.
Чтобы перейти к рассказу о типах высшей нервной деятельности животных, методах дрессировки и непосредственно дрессировке вашего щенка, нельзя не сказать нескольких слов об условных и безусловных рефлексах: условные рефлексы возникают под влиянием окружающей среды, а безусловные - это инстинктивные формы поведения животных. На базе безусловных рефлексов возникают условные, а они, в свою очередь, участвуют в осуществлении сложнейших безусловных, то есть, как видите, рефлексы находятся в постоянной взаимосвязи.
Рассмотрим такой пример. Вы хотите, чтобы собака села по команде «Сидеть!». Сидение вообще - это врожденный безусловный рефлекс. Но для того чтобы он «сработал», вы должны выработать у собаки условный рефлекс на команду «Сидеть!». Эта команда должна сопровождаться таким раздражителем, который вызвал бы у собаки безусловный рефлекс посадки. Дальше я объясню, как это делается на практике, а сейчас важно, чтобы вы поняли, что условные рефлексы возникают на базе безусловных, а иногда и на основе ранее выработанных условных рефлексов. Учтите к тому же, что они могут возникать, но могут и исчезать, то есть однажды выработанный условный рефлекс, если его не отрабатывать в дальнейшем, постепенно угаснет.
А вот какие условия способствуют образованию условных рефлексов: наличие двух раздражителей, один из которых условный (команда), а другой безусловный (принуждение), например нажатие на круп при усаживании собаки; применение обоих раздражителей должно совпадать по времени. Необходимо, чтобы команда, на которую вырабатывается условный рефлекс, звучала на 1-2 секунды раньше безусловного раздражителя; многократное повторение условного раздражителя (команды) с воздействием безусловного (нажатие на круп); отсутствие посторонних раздражителей, отвлекающих собаку; на основе сильных безусловных рефлексов вырабатываются сильные условные; бодрость и здоровье собаки как нельзя лучше способствуют образованию условных рефлексов.
А теперь расскажу немного о методах дрессировки. Они основаны прежде всего на индивидуальном подходе к каждой собаке. Известны четыре типа высшей нервной
деятельности (к одному из них и может относится ваш питомец):

1. Холерик (возбудимый тип) - безудержный, агрессивный. У него крайне сильно выражен процесс возбуждения, преобладающий над торможением.

2. Сангвиник (подвижный тип) - в основном характеризуется тем, что у животных этого типа возбуждение и торможение легко и быстро сменяют друг друга.

3. Флегматик (инертный тип) - нервные процессы у таких животных сильные, уравновешенные, но условные рефлексы вырабатываются у них медленно, хотя и усваиваются надолго.

4. Меланхолик (слабый тип). Если первые три типа нервной деятельности являются сильными, то этот последний - слабый. Условные рефлексы вырабатываются с трудом и не являются стойкими.

Для большинства пород охотничьих собак, и в том числе спаниелей, крайне желателен подвижный (уравновешенный) тип нервной деятельности. Он позволяет, например, в наиболее короткий срок затормозить ненужную погонку спаниеля за взлетевшей дичью. К сожалению, надо сказать, что сейчас часть спаниелей можно отнести к возбудимому (безудержному) типу, а это отрицательно влияет на обучение их послушанию во время охоты. Вероятно, сказывается то, что спаниели у наспорода молодая, и энтузиасты при ее становлении уделяли основное внимание экстерьеру, а не типу нервной деятельности, что, в общем, в какой-то мере и оправдано. Но настало время, когда и этому вопросу надо уделить самое пристальное внимание для того, чтобы путем селекционной работы с породой дать охотникам-любителям собак с более подвижными нервными процессами,у которых возбуждение не преобладало бы над торможением. Но, надо оговориться, что спаниели-флегматики, а тем более меланхолики еще менее пригодны для охоты.
В соответствии с типом нервной деятельности собаки владелец и применяет те или иные методы ее дрессировки. Этих методов известно четыре: механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный.

Механический метод. Заключается он в том, что условный раздражитель, например команда «Сидеть!», сопровождается нажатием руки обучающего на круп собаки, а иногда и натягиванием поводка. Короче говоря, механический метод вызывает у нее определенные болевые ощущения.

Вкусопоощрительный метод. Его принцип заложен в поощрении животного лакомством при отработке желаемого условного рефлекса. Так, команда «Ко мне!» быстро и хорошо усваивается собакой, если ей во время обучения после подачи команды покажут кусочек мяса, а при подходе отдадут его.

Контрастный метод. Сочетает в себе два способа воздействия на собаку принуждение и поощрение. Например, (при обучении хождению рядом с охотником у его левой ноги) ученика берут на укороченный поводок и одновременно с командой «Рядом!» рывком за поводок (принуждение) осаживают назад высовывающегося вперед спаниеля, а когда он начнет идти рядом, не натягивая поводок, говорят «Хорошо!» (поощрение). Контрастный метод дает наиболее лучшие результаты дрессировки.

Подражательный метод. Основан он на врожденной способности собаки подражать действиям другой. Пользоваться им нужно весьма осторожно, так как почти каждый спаниель имеет в своей работе какие-то недостатки и, подражая ему, ваша собака вместе с положительными качествами усвоит и отрицательные.

Ответить однозначно, какой тип высшей нервной деятельности у щенка, неопытному человеку очень трудно, так как по единожды наблюдаемым внешним действиям сделать это правильно редко удается. У вас же малыш все время перед глазами, и по поведению на улице и дома только вы и можете с определенной точностью определить тип собаки, учитывая его в дальнейшем при дрессировке. Определенную помощь в племенной работе по отбору производителей с желаемым типом нервной деятельности бесспорно могут оказать и эксперты в поле, которые при соответствующем опыте работы с собаками довольно точно определяют их тип.
Особенность дрессировки спаниеля возбудимого типа состоит в том, что тормозной процесс нужно отрабатывать не спеша, осторожно и последовательно, очень постепенно вырабатывая выдержку. Такие спаниели легко выдерживают сильные механические раздражители, проявляя большую работоспособность. Возбудимую собаку трудно дрессировать, но отдача от нее на охоте хорошая. Очень часто у чрезмерно возбудимых спаниелей можно наблюдать, как они недостаточно прилежно обрабатывают след дичи, стараясь в пылу азарта поднять ее на крыло бросками из стороны в сторону. Дрессировка этих собак только вкусопоощрительным методом, как правило, ничего не дает; здесь должен преобладать механический метод.
Нет никакой особенности при дрессировке собак подвижного типа. Контрастный метод для них наилучший.
Собаки инертного типа медленно переключаются из возбужденного состояния в тормозное, и наоборот. Прибегать к механическому методу дрессировки таких учеников надо очень осторожно, так как излишнее принуждение может вконец испортить собаку. При отработке различных приемов у нее необходимо следить, чтобы интервалы между подаваемыми командами были достаточными для усвоения их животным.
Можно, конечно, дрессировать и собак слабого типа нервной деятельности, но тут нужно очень большое терпение. Хорошо, если сам владелец энергичен и всем своим поведением побуждает к этому и своего питомца. По понятной причине на первых порах обучения щенка нельзя применять никаких мер принуждения, а тем более болевого воздействия на него.
Дрессировать собаку - значит, учитывая ее индивидуальные особенности и подчинив своей воле, обучить выполнять необходимые команды и тем самым подготовить к натаске в поле, то есть к специальной дрессировке.
Различным приемам спаниеля обучают по-разному, о чем мы поговорим чуть дальше. Но есть основные правила дрессировки, которые являются как бы ее азбукой и обязательны при обучении собаки любой породы. Вот некоторые из них.
Даже в том случае, когда щенок не слушается вас, оставайтесь всегда спокойными, ровными, не проявляйте ненужной нервозности. Не обучайте своего питомца в раздраженном состоянии - лучше отложить или перенести урок. Как я уже отмечал во время разговора о приучении щенка к чистоплотности, не наказывайте ученика спустя некоторое время после совершения им нежелательного поступка - не поймет он, за что с него спрашивают. Наказывайте собаку только в самом крайнем случае и специально предназначенной для этого плоской плеткой, а не рукой, ногой, поводком или каким-нибудь другим твердым предметом.
Интонация голоса при отдаче команды - требовательная и даже слегка угрожающая. Все команды голосом, свистком или жестом должны быть возможно краткими, четкими, постоянными, легко запоминающимися и не меняющиеся от урока к уроку. Так, например, команду «Сидеть!» нельзя заменять на «Сиди!» или «Сядь!», «Лежать!» - на «Лечь!», «Ко мне!» - на «Иди сюда!» и т. п.
Лучше всего начинать дрессировку на привычном для щенка месте, где его никто и ничто не отвлекает, и только после того, как он хорошо выгуляется.
Чтобы лакомый кусочек - поощрение за правильно исполненную команду - имел действие, обучайте малыша не на сытый желудок. Не разрешайте посторонним оглаживать, ласкать или играть с вашим спаниелем, а тем более угощать или кормить его. Возьмите себе за правило: каждая единожды поданная вами команда должна быть обязательно выполнена щенком, так как невыполнение ее хотя бы один раз быстро перейдет в систему и ученик вскоре выйдет из повиновения. Если видите, что по каким-то причинам он не выполнит команду, лучше воздержитесь ее отдавать.
Все, что будет нежелательно в действиях взрослой собаки, необходимо приглушить со щенячьего возраста.
Тот или иной прием можно считать хорошо усвоенным учеником, если тот четко выполняет его и в присутствии сильных внешних раздражителей (другая собака, кошка, голуби и т. п.), но и после этого ежедневно повторяйте урок, чтобы выработанный условный рефлекс не притупился.
Не очеловечивайте собаку, но и не овеществляйте ее: не лишайте удовольствия послушать ваш разговор, посидеть у ваших ног, приласкаться.
Чтобы лакомство (кусочки сушек, сухарей, мяса и т. п.), предназначенное для поощрения ученика, не загрязнилось скапливающимися в карманах пылью и крошками табака, храните лакомство в чистом полиэтиленовом мешочке.
И последнее: как бы трудно ни было, как бы, казалось, ни мало знаний у вас, не отдавайте щенка дрессировать и натаскивать в чужие руки - полевой диплом он, возможно, и получит, но будет ли он настоящей рабочей собакой и вашим другом - трудно сказать.

А теперь давайте поговорим непосредственно о домашней дрессировке.
Итак, щенку в доме отвели определенное место. К нему он привыкнет очень скоро, если наигравшегося и укладывающегося спать малыша вы возьмете на руки (пока мал) и отнесете на предназначенное для него место, повторяя при этом строго: «Место, место!». Щенок прекрасно усвоит эту команду, если ему не позволяют спать где попало, а тем более забираться на кровать, кресла, стулья (отучить от которых будет не так-то просто).
Так же быстро щенок привыкает и к своей кличке, для чего надо во время кормления ласково повторять ее, оглаживая спаниельку рукой. Как только собака хорошо усвоит кличку, обучите ее команде «Ко мне!» Для этого вначале произнесите кличку, а затем сразу же эту команду и подбежавшему ученику дайте лакомый кусочек. Повторяя урок несколько раз в день, вскоре вы добьетесь того, что щенок уже будет подбегать, услышав только слова «Ко мне!» Но на первых порах не забывайте про угощение. При подзыве собаки (особенно на улице и в присутствии посторонних людей) пользуйтесь лишь этой командой, а не кличкой, которая для четвероногого друга должна звучать как своеобразная ласка, поощрение и которую вовсе не обязательно знать жителям вашего дома, двора, улицы.
Главное в дрессировке спаниеля - не опоздать с ее началом. Не думайте, что, пока малыш мал, не стоит его перегружать различными командами. Это мнение крайне ошибочное и вредное. С первых дней появления у вас щенка приступайте к дрессировке, и тогда не придется прибегать к помощи строгого ошейника и затрачивать неизмеримо больше усилий во время натаски в поле. Но в то же время нельзя и дрессировать бесконечно, не давая отдыха нервной системе малыша.
«Нельзя!» - команда запрещающая. Насколько хорошо она будет усвоена щенком, настолько легко вы сможете пресекать все нежелательные действия взрослой собаки. Начинайте обучать этому приему во время кормления. Поставив на пол еду, придерживая щенка рукой, строго произнесите команду «Нельзя!». Не подпуская малыша к еде примерно 5-10 секунд в начале обучения, дайте потом команду «Взять!» и отпустите к миске с кормом. Постепенно (!) доведите выдержку до 3 минут. Не огорчайтесь, если на первых порах проголодавшийся после сна малыш будет непослушным - «терпение и труд - все перетрут». Убедившись, что щенок не трогает еду без разрешения рядом с вами, переходите к отработке этого приема на расстоянии, а затем и на разных предметах, которые хочет схватить ученик. Окончательная отработка и проверка правильности выполнения приема - на улице.
Свободно надетый на 2-месячного щенка ошейник обычно не доставляет ему неудобств; если же собачка начнет проявлять беспокойство, поиграйте с ней, приласкайте, и малыш вскоре забудет об ошейнике.
Помните, когда мы были на выставке, то почти все собаки шли на нее в намордниках. Настало время приучить к нему и вашего питомца, а то без намордника ведь и на улицу выйти нельзя. Правда, некоторые собаководы, нарушая правила содержания и выгуливания собак, выводят их на прогулку без намордников, даже бравируют этим. Не понимают такие горе-собаководы, что своим поведением они только разжигают страсти собаконенавистников. А ведь намордник, если приучить к нему собаку, абсолютно ей не помеха. Больше того, намордник не даст ей схватить что-либо с земли, а это очень важно - нередко после таких находок животные травятся и погибают.
Наиболее удобный намордник - глухой, из одного куска кожи с отверстиями для воздуха (металлический сетчатый очень хорош для лета). В глухом наморднике собака чувствует себя более спокойно, так как может открыть рот. Приучать щенка к наморднику (надевая его) нужно перед самым выходом на улицу, когда собаку не останавливают никакие помехи. При попытке сбросить этот предмет одерните щенка командой «Нельзя!» и отвлеките чем-нибудь. Постепенно время нахождения щенка в наморднике увеличивается - это может очень пригодиться, если придется куда-то ехать на поезде.
Одновременно с изучением приема «нельзя» щенка обучают приемам «сидеть» или «лежать», а можно тому и другому. Рекомендую обучить приему «сидеть», поскольку спаниель - собака не крупная и зачем, спрашивается, укладывать ее в высокой траве на охоте, тем самым лишая возможности видеть, где упала дичь. Как известно, спаниель склонен к преследованию взлетевшей птицы, что иногда затрудняет, а порой делает невозможным выстрел по ней. Кроме того, собака, не выполняющая команды «Сидеть!» на охоте по боровой дичи, будет просто разгонять тетеревиные выводки вне выстрела.
Вот почему лучше обучить только одной команде, но добиться абсолютно четкого выполнения приема в любой обстановке и ситуации. Запомните: безукоризненное выполнение собакой команды «Сидеть!» прямо пропорционально вашим успехам на охоте.
Часто во время обучения щенка приему «Нельзя» на время выдержки он произвольно садится. Этим и нужно воспользоваться для начала обучения команде «Сидеть!».
Как только малыш сел около миски, погладьте его, сказав «Сидеть!» и не давая вставать. Хорошее исполнение команды поощрите лакомым кусочком. Если же щенок сам не садится, поднимите над его головой кусочек мяса и медленно заведите чуть-чуть назад. Малышу, чтобы удобнее было смотреть за лакомством, а затем и получить его, придется сесть одновременно с вашей командой «Сидеть!». Можно в это же время другой рукой нажать на круп щенка, чтобы он сел наверняка.
Как только команда будет усвоена и щенок сидит около вас, приступайте к следующему этапу - развитию выдержки: ведь на охоте надо будет усаживать собаку на расстоянии двадцати, а то и более метров. Поиграв с малышом, усадите его возле себя, а затем отойдите на 2-3 шага, сказав строгим голосом «Сидеть!». Потом быстро подойдите к нему и, погладив, угостите. Вначале такие выдержки по времени и расстоянию должны быть небольшими, но постепенно от одного занятия к другому они увеличиваются. Часто, если дрессировка начата с первых дней появления щенка в доме, к 3 месяцам собака безукоризненно садится на любом расстоянии: главное, повторяю, не опоздать с началом. Окончательно эту команду отрабатывайте при выгуливании щенка, доведя его сидение до 3-5 минут на расстоянии примерно 20 м от вас. Конечно, в период обучения нельзя усаживать ученика в неподходящем месте, скажем в грязь.
Добившись того, что при вашем отходе щенок сидит спокойно, переходите к его усаживанию (той же командой «Сидеть!») во время движения. Сперва это делайте, когда он пробегает или, еще лучше, идет недалеко от вас, а затем понемногу расстояние до ученика увеличивайте и доведите его опять же до 20 м. Может так случиться, что ученик очень хорошо выполняет команду «Сидеть!» рядом с вами, а на расстоянии делается непослушным. Тогда к поводку привяжите длинный капроновый шнур и, как только щенок отбежит на всю его длину, скомандуйте «Сидеть!», после чего сразу же резко
дерните за шнур. Когда собака сядет, подойдите к ней и угостите лакомством. Иногда этот вариант - единственный, дающий положительный результат. Но, применяя его, следите, чтобы шнур не захлестнул ногу неслуха и при рывке не повредил ему кожу или сухожилия. К такому варианту обучения, усиленному строгим ошейником, прибегайте и в том случае, когда время начала дрессировки упущено и приучение щенка или взрослой собаки к команде «Сидеть!» началось слишком поздно, одна из основных ошибок начинающих собаководов - любителей спаниелей. Обучение команде можно считать успешно законченным, если даже возбужденный щенок, несмотря на различные внешние раздражители, беспрекословно садится на любом от вас расстоянии. Но и добившись нужной реакции, изо дня в день закрепляйте ее, так как, повторяю еще раз, от этого будет зависеть успех питомца на полевых испытаниях, а ваш - на охоте.
Может быть, вы все-таки захотите обучить собаку лежать - что ж, пожалуйста, расскажу и об этом. Безусловно, вначале ученик должен хорошо усвоить урок «сидеть». Итак, усадив малыша хорошо знакомой ему командой «Сидеть!», повремените немного и, строго сказав «Лежать!», опустите правую руку с лакомством перед мордой малыша почти до самого пола. Ученик потянется за ним и ляжет. Слово «лежать» теперь повторите ему ласковым голосом, а левой рукой придерживайте за ошейник, не давая щенку подняться. Отдайте лакомство. Вот примерно и все обучение.

К тому, что я уже говорил об обучении щенка хождению рядом, добавлю: начинайте учебу с первых прогулок на улицу, но обязательно во время возвращения домой, а не тогда, когда щенок только выбежал во двор и все его мысли заняты другим. Учить хождению без поводка нужно лишь после того, как собака перестанет «тянуть» на поводке. Метод обучения тот же, как и на поводке. Положительного результата вы, пожалуй, добьетесь быстрее, если примените маленькую хитрость. Отстегнув поводок от ошейника, не прячьте его сразу же в карман, а держите над щенком свободно свисающий конец поводка так, чтобы он слегка касался шеи, то есть имитируйте, что поводок пристегнут. Если ученик без поводка выходит из повиновения, немедленно возьмите щенка на поводок и начинайте все с самого начала. Очень приятно видеть собаку, идущую рядом с охотником без поводка, но словно привязанную к его левой ноге. Кроме того, спаниель, плохо идущий рядом с ведущим, получит меньшее число баллов за послушание на полевых испытаниях. А главное, умение собаки идти спокойно рядом с хозяином на охоте при переходе из одного места в другое сбережет вам нервы, а спаниелю силы.
Вы уже знаете, что эта собака склонна к подаче отстрелянной дичи и ловле подранков. Большинство спаниелей начинают хорошо подавать уже в раннем возрасте. не требуя дополнительной дрессировки; некоторые же вначале отказываются от подачи (особенно свежеотстрелянной и крупной дичи), но при умении и настойчивости хозяина начинают активно подавать.
В чем же заключаются основы обучения щенка подаче? Подача палок, резиновых и прочих игрушек вовсе не означает, что с таким же успехом ваш питомец станет подавать и дичь. Учтите, перья подаваемой птицы оставляют во рту у некоторых собак неприятное ощущение, которое и надо с помощью дрессировки заглушить. Лучшая «игрушка» для щенка на подачу на первых порах крыло птицы. Привяжите его за прочную нитку или бечевку и, имитируя полет птицы, размахивайте этим крылом перед мордашкой щенка. Он попытается схватить предмет. Как только малыш сделает это, одной рукой сразу же беритесь за крыло, скомандовав «Дай!», а другой дайте лакомство. Хватая лакомый кусочек, щенок обязательно откроет рот и отдаст «игрушку». На этом этапе обучения очень важно дать понять ученику, что угощение он получит не ранее, чем отдаст крыло, и обязательно вам в руки. Игру-дрессировку повторяйте до тех пор, пока щенок не научится хорошо хватать крыло и отдавать его, а потом прекратите, так как в дальнейшем хватание порхающего крыла может привести к нежелательной погонке за взлетевшей птицей на охоте.
Гораздо проще обучить собаку подаче, если она (хотя бы рядом с вами) послушно выполняет команду «Сидеть!» В этом случае схватившего крыло ученика усаживайте знакомой ему командой «Сидеть!», а потом по команде «Дай!» отбирайте поноску, угощая лакомством. Повторяйте эти занятия два-три раза в день (но не более трех-четырех раз за урок, чтобы они не надоели щенку).

После твердого усвоения щенком команды «Дай!» переходите к обучению созвучной, но не однозначной ей команде «Подай!». Для этого усадите малыша рядом. придержите его левой рукой, а правой бросьте привязанное к бечевке крыло на 1,5-2 м в сторону. Помедлите несколько секунд (в конце обучения выдержка доводится до 1-2 минут) и, скомандовав «Подай!», укажите рукой на крыло и отпустите щенка. Он бросится к крылу и либо схватит его, либо нет. В первом случае подайте ученику знакомую команду «Ко мне!» (по мере усвоения урока остается одна команда «Подай!») и, усадив подбежавшего щенка около себя, отберите крыло по команде «Дай!», не забыв дать угощение. Во втором случае слегка подергайте за бечевку, то есть пошевелите крыло, вызывая у щенка уже выработавшийся рефлекс схватить его. Лишь только он это сделает, проделайте все, как и в первом случае.
Может случиться, что малыш схватит крыло-поноску, но по пути к вам бросит его. Чтобы отучить от этого, попробуйте сделать так. После того, как щенок схватит крыло, сразу же скомандуйте «Сидеть!», быстро подойдите к собаке и по команде «Дай!» отберите поноску. Отработав этот прием, можете перейти и к обучению, чтобы ученик приносил крыло вам в руки.
Крайне важно, чтобы собака брала на охоте отстрелянную дичь, а тем более подранков не за одно-два перышка, а всей пастью. Для обучения этому приему опять же понадобится бечевка. Как только щенок схватит крыло, едва прикусив перья, дерните за бечевку, и оно выскользнет у собаки изо рта; после этого она схватит крыло уже основательно, так как знает, что если не донесет его до вас, то не получит лакомства. А для того чтобы ученик пошире открывал рот, иногда вместо крыла используйте для подачи предметы, примерно равные размеру открытого рта вашего малыша. Очень полезно для развития шейной мускулатуры давать щенку для поноски мешочек с песком, постепенно увеличивая его вес (взрослая собака должна подавать поноску весом до 5 кг).
Бывает, что, несмотря на все ухищрения, щенок упорно не желает подавать даже резиновые и другие игрушки, попросту играя с ними. Единственным, но действующим наверняка вашим помощником в этом случае будет легкий голод. Да-да, не покормите своего питомца денек-другой, поощряя подачу лакомством, и ученик быстро поймет, что к чему, - начнет хорошо подавать. Думаю, вы поняли, что увлекаться голодовкой, конечно, не стоит, но средство это проверенное.
Если команды «Подай!» и «Дай!» выполняются уверенно и без бечевки, купите в магазине неощипанную охотничью птицу (еще лучше отстрелять дикого голубя) и бросьте ее для подачи. В случае отказа щенка от подачи попробуйте вызвать реакцию хватки, привязав птицу к бечевке подобно крылу и подергав веревку. Если и это - не даст желаемого результата, наденьте на тушку птицы старый женский чулок (в три-четыре слоя) и начинайте все сначала. Как только щенок станет хорошо подавать завернутую птицу (до этого он ведь подавал различные предметы и крыло), снимите один слой чулка и продолжайте отрабатывать подачу. Затем снимите предпоследний слой и, наконец, последний. На уроках подачи больше чем когда-либо нужно терпение: на щенка не должно быть ни малейшего нажима. Форсировать события, а тем более наказывать собаку за отказ от подачи очень опасно.
Если подававшая до этого собака вдруг почему-то (без повода со стороны дрессировщика такого почти не бывает) перестает подавать, вычеркните из обихода команды «Подай!» и «Дай!» на 2-3 месяца и лишь после этого срока начинайте все обучение заново, словно перед вами никогда не подававшая собака.

А теперь поговорим об обучении щенка подаче с воды. Но для того, чтобы собака могла достать утку из озера, она должна уметь хорошо плавать.
Приучайте щенка не бояться воды, а затем и плавать, исподволь - с первых купаний дома. Моя его, наливайте в ванну или корыто вначале столько воды, чтобы мокрыми были только концы лап; затем долейте воду, а перед тем, как закончить купание, добавьте еще, дав малышу поплавать (если можно назвать плаванием эти первые беспорядочные шлепки лапами по воде). Проводя водные процедуры, следите, чтобы щенок не начал тонуть и не испугался, иначе охоту плавать у него можно отбить надолго. Лучше, поддерживая под животик, дайте собаке немного побарахтаться в воде, а затем выньте из ванны, слегка вытрите и, постелив на пол старую чистую сухую простыню, дайте щенку возможность самому обсушиться. Еще лучше такие купания проводить где-нибудь за городом в чистом пруду с пологим дном. Зайдите в воду сами и позовите к себе вашего питомца - вот и все обучение. Только не увлекайтесь на первых порах глубиной и расстоянием - все придет в свое время. Мыть с мылом малыша (да и взрослую собаку), как я уже говорил, рекомендуется не чаще одного раза в 3 месяца, за исключением тех случаев, когда он вне всяких графиков где-то испачкается. А вот купания на открытом воздухе, да еще в жаркую погоду, следует практиковать ежедневно, а то и два-три раза в день - все зависит от ваших возможностей, погоды и желаний щенка. Помните: только и только принуждение - один из худших методов дрессировки, оно, во-первых, не поможет вырастить из малыша отличного пловца и, во-вторых, может даже отбить у молодой собаки желание идти в воду.
А теперь о подаче с воды. Поноску надо бросать обязательно против ветра, чтобы собака, отыскивая ее, могла пользоваться чутьем. Поскольку крыло птицы забросить против ветра далеко на воду трудно, лучше взять небольшую палку или нетонущую резиновую игрушку. По мере роста щенка поноску нужно увеличивать. Вначале забрасывайте ее недалеко от берега, а затем (постепенно) подальше. Посылая собаку в воду, командуйте «Подай!», а хорошее исполнение приема поощряйте лакомством. Случайно попавшие под руку предметы для подачи не годятся: палки всегда грязные, с сучками или даже гвоздями, они могут стать причиной заражения собаки или, поранив ей рот, послужить поводом для отказа подавать. Захватите с собой привычную для собаки поноску - она занимает не так уж много места. Это условие очень важно, если вы бросаете поноску в заросли, - оставшийся на ней запах ваших рук позволит щенку, пользуясь чутьем, быстрее ее отыскивать, а не хватать первые попавшиеся листья, прутья и т. п.
Когда спаниель начнет хорошо подавать с воды, можете перейти к следующему этапу - обучению нырять. Некоторые собаки ныряют сами, без какой-либо специальной дрессировки; с иными же надо пройти упражнения, помогающие выработать этот навык. Возьмите гладко, до белизны, оструганную палочку и, подойдя к водоему, заставьте собаку подать ее с воды раза два-три. Затем привяжите к палочке груз (полоску свинца, камешек) и бросайте ее у самого берега в прозрачную воду, чтобы собака видела поноску на дне и могла ее взять, слегка окунув морду. Постепенно (!) увеличивайте дальность заброса, не забывая при этом, что палочка должна обязательно оставаться светлой, так как на глубине ее будет видно все хуже. Этим способом достигают того, что собака перестает бояться глубины.
Правда, насчет белизны палочки есть и другие мнения. Известны случаи, когда охотник бросал в воду камешек с отметиной, посылал за ним собаку, и она каким-то пока непостижимым для нас образом на глубине находила именно его, хотя на дне водоема были и другие почти точно такие же камешки. Но рекомендую все же упражнение для ныряния собаки проводить вначале со светлой палочкой.
Посылая собаку в воду, не забывайте снимать ошейник: плавая и ныряя, она может зацепиться им за корневище осоки, корягу и захлебнуться. Хочу предупредить вас, что нельзя обучать щенка подаче в присутствии другой собаки, которая может покусать ученика, не научив, а отучив его подавать.
Можно попробовать обучить спаниеля докладывать о найденной дичи. Это очень пригодится при охоте в лесу, когда не видно, нашла собака дичь или нет. Но, прежде чем приучать питомца к докладу в охотничьих угодьях, нужно предварительно подрессоривать щенка в домашних условиях.

Прежде всего он должен как можно лучше усвоить, что брать пищу без вашего разрешения он не может. Вначале упражнение о докладе отрабатывайте в квартире, а потом занятия переносите во двор, на улицу. Спрячьте где-нибудь, скажем, кусочек сыра (хорошо пахнет!) и командой «Ищи!» пошлите щенка разыскивать его. Как правило, лакомство малыш находит быстро и, если приучен не трогать еду без команды, начинает нетерпеливо поскуливать. А вы в это время отвернитесь (во время дрессировки уходите в другую комнату), как будто не обращаете внимания на происходящее. Нетерпеливому, но дисциплинированному щенку не останется ничего другого, как подбежать к вам и всем своим видом показать, что он нашел кусочек и просит разрешения взять его. Вот тут-то и надо сказать «Взять!». Повторяя эту игру-дрессировку несколько раз в день, можно добиться того, что собака обязательно будет докладывать о найденном лакомстве.
Это азы обучения щенка - делать анонс о найденном предмете, а более подробно об обучении собаки докладывать охотнику о найденной дичи мы поговорим немного позже, когда пойдет речь о натаске.

А еще вот что я вам посоветую: приучите своего питомца спокойно сидеть в рюкзаке. На первых порах просто расстелите развязанный рюкзак на матрасике, положите на него засыпающего щенка и не тревожьте его. Привыкнув к новой для него подстилке, малыш оченьскоро перестанет обращать на рюкзак внимание. Теперь можно и прикрыть его одной из сторон вещмешка. Для собаки опять же сплошные удобства - тепло и уютно.
Через некоторое время можно будет пригласить щенков рюкзак во время игры, удерживая собаку в нем и угощая лакомыми кусочками. Постепенно верх рюкзака затягивайте все плотнее и плотнее, а в это время поглаживайте сидящего внутри ученика, ласково разговаривая с ним. Только не забудьте в полотне рюкзака по бокам проделать побольше дырочек, чтобы собаке вполне хватало воздуха. Окончательно она подружится с рюкзаком. когда поймет, что он связан с поездкой в поле на охоту или натаску. Несколько таких поездок - и сметливый спаниель будет сам забираться в рюкзак. У меня было два спаниеля, и когда я снимал рюкзак с полки и расстилал его на полу, то собаки лаяли друг на друга, оспаривая право залезть в него, - чего не вытерпишь и не перенесешь ради охоты! На первый взгляд приучение спаниеля к рюкзаку может показаться излишним баловством, циркачеством. Ничего подобного. Приучив собаку спокойно сидеть в этом мешке, вы не один раз помянете меня добрым словом, когда придется ехать из одного конца города в другой, например, в троллейбусе, автобусе или даже в метро.

Последние советы. Отрабатывая приемы, не обязательно их впоследствии отдавать только голосом, можно приказывать и свистком или жестами. Но, прежде чем перейти к командам сигналами, надо вначале голосом обучить щенка выполнять тот или иной прием, а затем уже переходить к свистку или жестам. Каждый охотник может сам выбрать жесты и сочетание длинных и коротких звуков свистка. Важно, чтобы они были четкими и легко запоминающимися. Например, для усаживания собаки на расстоянии можете поднять руку вверх или коротко свистнуть один раз в свисток; для подзыва к себе (команда «Ко мне!») руку поднимите в сторону на уровне плеча или дайте ряд коротких свистков и т. п. Приучая собаку садиться по жесту, подайте команду «Сидеть!» и тут же поднимите руку вверх. Постепенно, по мере усвоения того или иного сигнала, переходите только на него и лишь в том случае, если собака не среагировала на свисток или жест, не мешкая, подкрепите сигнал голосом, да построже.
Дома приучать щенка к звуку выстрела не нужно. Это лучше всего сделать на охоте или во время натаски, когда спаниель будет увлечен запахом дичи и может даже не обратить внимания на выстрел. Бывает, что молодые собаководы по неопытности берут на охоту маленького щенка, усаживают его в лодку, и над головой малыша начинают звучать громоподобные выстрелы. Таким образом можно навсегда испортить собаку, сделать ее непригодной для охоты, так как она будет поджимать хвост и убегать даже при одном виде ружья.к списку литературы

Английский спаниель на редкость азартная, исполнительная и умная собака. Вы получите массу позитивных эмоций, обучая щенка различным командам и радуясь его успехам.

Конечно, залогом хорошей дрессуры является грамотное применение правила «кнута и пряника», а также последовательности. Щенок обязательно постарается вам угодить, но только в том случае, если действительно поймет команду.

В целом спаниели отлично поддаются дрессировке, но чтобы воспитание Кокер-спаниеля английского дало наилучшие результаты, соблюдайте следующие правила:

Грамотное поведение и терпимость человека – залог успешной дрессуры. Но в случае неудачи или невозможности обучать пса целесообразно обратиться за помощью к профессиональному кинологу.

Классический план дрессировки Английского спаниеля

Теория дрессировки Английского кокер-спаниеля утверждает, что самая первая команда собаки – «кличка», в этом он похож на . (В этой статье читайте . Именно она заставляет кокера насторожиться и быть готовым к выполнению других команд. С помощью клички вы быстрее привлечете внимание игривого и рассеянного щенка. Сложностей данная команда не вызывает – называйте питомца по имени во время кормления и игры.

Вторая важная команда для кокера – это «место». Организуйте комфортную лежанку в укромном месте подальше от прохода, прямых солнечных лучей, сквозняка и, конечно, других животных. Когда уставший после игры или прогулок щенок побредет в конуру (лежанку), то погладьте его и похвалите, произнося слово «место». Каждый раз, укладывая собаку, не забывайте повторять команду и похлопывать по подстилке. Через время попытайтесь отправить щенка на место одним лишь словом (также можно указать направление движения рукой).

Если при нажатии на круп щенок вертится и не хочется принудительно садиться, можно использовать хитрость. Заведите угощение за голову собаки – отслеживая его взглядом, щенок с большой вероятностью присядет. И второй вариант – дрессируйте питомца на поводке, слегка потягивая его назад для принятия псом нужного положения.

Указанная команда применяется для успокоения разыгравшегося или встревоженного щенка, а также для ожидания хозяина во время охоты, рыбалки или прогулки. Помните, что команда больше запрещающая, поэтому не используйте ее перед игрой.

Вы не задумывались, почему Английский кокер-спаниель рвет постельное белье? Причина в какой-то степени даже умилительна. Он настолько любит своего хозяина, что постоянно пытается его найти. А где искать? Конечно там, где все буквально пропитано его запахом, на кровати. Да, конечно, можно понять мотив собаки, но и дорогостоящие вещи терять не хочется. Лучше сразу же отучить его от этой привычки. Читайте далее и вы узнаете, как это сделать.

Еще одна запрещающая команда «фу» или «нельзя» также важна в быту. Она применяется во многих случаях: Английский кокер грызет обувь, рвет постельное белье, подбирает объедки с пола или земли, лает, кусает за руку, прудит лужицы в неположенном месте и т.д. Для отработки необходимо застать щенка за «шкодой», громко и грозно выкрикнуть команду. Когда испуганный щенок оглянется, еще раз более убедительной интонацией повторите команду.

В скором времени питомец привыкнет к тому, что «грозный голос» слышно только в случае нежелательного поведения. Если ваш любимец тяжело приучается к команде – используйте более жесткий метод. Посадите щенка на поводок и насыпьте корм в миску. Когда он ринется к еде, удержите на натянутом поводке и скомандуйте «нельзя». Удерживайте поводок, пока спаниель не успокоится. После этого скомандуйте «Кушать» и отпустите собаку с поводка. Таким образом вы сможете обучить питомца даже двум командам.

Собака способна запоминать конкретные произносимые звуки (слова) и интонацию хозяина. Выберите только одну запрещающую команду («фу», «нельзя», «тубо» и т.д.) и во время дрессуры используйте только ее.

«Ко мне» также является важной базовой командой, которая позволяет быстро находить питомца на расстоянии, кормить его в удобное время или же начинать дрессировку. Отработать команду достаточно легко – окликните щенка перед кормлением и произнесите: «ко мне».

Увидев лакомство в руке, животное среагирует и прибежит, за что его необходимо похвалить и обязательно вручить вкусненькое. Как правило, с этой командой у владельцев не возникает никаких проблем. Одновременно можно приучить собаку и к свистку.

Команде «лежать» легче научить уже сидящего щенка. Возьмите лакомство и покажите питомцу. Затем отчетливо произнесите «лежать» и положите еду строго между лап, практически на уровне груди. В большинстве случаев спаниель непроизвольно ложится, после чего необходимо похвалить. Если собака отказывает выполнять команду, то можно слегка надавить на лопатки и аккуратно вытягивать передние лапы питомца, пока он не ляжет. В этом случае хвалите щенка особенно бурно, чтобы он понял, насколько вам угодил этим положением. Как и все другие команды, «лежать» требует регулярного закрепления.

Как воспитывать Кокер-спаниеля английского

Для каждого хозяина важно, чтобы его любимец было послушным, воспитанным и чистоплотным. Именно поэтому приучайте щенка к поводку, купанию и туалету уже с первых месяцев.

Для начала обучите собаку перемещению с поводком и ошейником. Длина поводка должна составлять порядка 1,2-1,6 метров. Оптимально познакомить спаниеля с ошейником и поводком во время игры или кормления, когда щенок отвлечен и не воспринимает этот жест как наказание. Не давайте питомцу снять ошейник. На выгуле контролируйте перемещение пса. Если он начинает бежать или тянет поводок, резко остановитесь и дождитесь, пока животное поравняется с вами.

Далее скомандуйте: «сидеть», поощрите лакомством. После этого можно продолжать прогулку. Чередуйте остановки и продолжение движения в зависимости от поведения Английского кокера. Не отпускайте собаку с поводка, если она начнет активно принюхиваться, гнаться за котом или искать место для туалета. Дисциплина должна быть на протяжении всей прогулки.

Спаниель является по природе охотником, как и , или , поэтому вполне позитивно относится к водным процедурам. Желательно приучать щенка к купанию в теплое время года (лето). Можно аккуратно бросить его в водоем за полметра или метр от берега, либо кинуть на это расстояние палку (мяч) вместе с командой «апорт». В игровой форме пес не акцентирует внимание на условиях тренировки, а именно воде. Обязательно поощряйте своего любимца. После игр на природе можете смело приучать собаку к теплому душу, награждая лакомством после процедуры.

Не забывайте делать приятный массаж с шампунем, чесать животик и грудь, чтобы у щенка отложилось приятное воспоминание о купании.

Приучение к туалету

должен быть правильным и одним из основных аспектов является гигиена. Приучение к туалету – болезненная тема для многих владельцев собак. Есть основные правила для приучения спаниеля к чистоплотности.

  1. Оборудуйте для щенка просторный вольер или клетку, в котором будете его кормить, а также играть. Молодому спаниелю инстинктивно не захочется справлять нужду там, где он спит и питается.
  2. Сразу начните выводить собаку на улицу, учитывая его индивидуальный метаболизм. В среднем щенку Английского кокера необходимо 5 выгулов, чтобы обеспечить потребности организма. Именно поэтому в период приучения к туалету желательно взять 1-2 недельный отпуск.
  3. Во время выгула ослабьте поводок, чтобы ваш питомец смог комфортно «устроиться» в выбранном месте. Как правило, щенки предпочитают мягкую траву или открытую почву. Похвалите собаку сразу после справления нужды, дайте лакомство.
  4. Для закрепления результата в начале каждого выгула отводите спаниеля в выбранное им место и обеспечьте спокойствие на несколько минут. Для вашего комфорта можете приучить щенка к команде «туалет».
  5. В период приучения не водите щенка по местам, где осуществлять туалет нежелательно (детская площадка, газон, асфальт и т.д.).
  6. Когда кокер находится дома, постарайтесь не допустить «лужиц». Ругайте щенка, подловив «на горячем», то есть сразу после справления нужды. Не тыкайте щенка мордочкой в кучи и не бейте, иначе он вовсе при вас побоится ходить в туалет. Если питомец мостится (собирается присесть или задрать лапу), отвлеките его громким вскриком, хлопком в ладоши, бросанием игрушки и т.д. После этого незамедлительно выведите в положенное место на улице. Не забывайте соблюдать график выгула – маленький щенок не может долго сдерживать природный инстинкт. Также выгуливайте питомца в определенное время, что позволит сформировать привычку организма.

Подросший спаниель может пытаться сообщить хозяину, что хочет в туалет. Если собака будит вас раньше времени, скулит, тревожно лает или мечется, то постарайтесь как можно быстрее вывести его на улицу.

Под дрессировкой собак русских спаниелей понимается приучение их выполнять или прекращать какие-либо определенные действия по сигналам дрессировщика.
Научной основой методики дрессировки собак является учение академика И.П. Павлова о высшей нервной деятельности (поведении) животных.
В свете этого учения дрессировка русского спаниеля представляет собой процесс выработки условных рефлексов или установление временных связей в коре больших полушарий головного мозга собаки.

Все действия собаки представляют сложные безусловные и условные рефлексы.
Безусловные рефлексы , иначе называемые инстинктами, являются врожденными. К ним у собаки относятся: ориентировочный, пищевой, оборонительный, половой и родительский инстинкты.
Условные рефлексы также представляют собой сложные действия собаки, но в отличие от безусловных рефлексов они являются не врожденными, а приобретенными, т.е. выработанными собакой в процессе ее жизни.
Действия собаки, выработанные в процессе ее жизни и закрепленные многократными повторениями, называются навыками.
У собаки навыки могут вырабатываться самостоятельно, без участия человека и с его участием.
Навык, выработанный у собаки в процессе дрессировки, принято называть приемом.
Следовательно, дрессировка представляет собой выработку у собаки навыков или приемов.

Рефлексы проявляются у собаки при наличии соответствующих раздражителей.
Раздражителями называются любые воздействия внешней и внутренней среды организма, которые вызывают ответное действие.
Раздражители подразделяются на безусловные и условные .
Безусловные раздражители своим воздействием вызывают у собаки проявление безусловных рефлексов или инстинктов. Так, например, каждый новый для собаки раздражитель - звук, запах или вид предмета - вызывает у нее проявление ориентировочного рефлекса в виде прислушивания, принюхивания или всматривания.
Раздражитель, физически воздействующий на организм собаки и приводящий к болевому ощущению, вызывает у нее проявление оборонительного рефлекса, т.е. действий, направленных к самозащите в активной форме в виде нападения или в пассивной - в спасании бегством.
Раздражитель внутренней сферы организма, например кровь, лишенная питательных веществ (голод), воздействуя на организм собаки, вызывает у нее проявление пищевого рефлекса.
Гормон, выделяемый половыми железами, вызывает у нее проявление полового инстинкта и т.д.
Условные раздражители своим воздействием вызывают у собаки проявление условных рефлексов (навыков), выработанных собакой в процессе ее жизни.
Условными раздражителями в процессе дрессировки будут являться различные сигналы дрессировщика, на которые у собаки вырабатывается навык.
Чтобы выработать у собаки какой-либо навык (прием), необходимо сначала подать сигнал (условный раздражитель), затем - безусловный раздражитель, который вызывает у собаки требуемое действие. Путем повторений у собаки вырабатывается сложный условный рефлекс - производить требуемое действие по одному сигналу (условному раздражителю).
Следовательно, дрессировка основана на образовании у собаки условных рефлексов.
Быстрота образования условных рефлексов у собаки зависит от ряда причин, главным образом от типа нервной системы, возраста, условий содержания собаки и др.
В молодом возрасте, примерно от 6 месяцев до 2 лет, образование необходимых навыков у собаки проходит быстрее, чем в старшем возрасте.
Выработка навыков у собаки ускоряется, когда она содержится около, человека, близко и часто общается с ним.
Методы отработки приемов
В дрессировке собак русского спаниеля применяются четыре различных способа выработки навыков или отработки отдельных приемов: вкусопоощрительный , механический , контрастный и подражательный . Каждый из этих способов имеет свои положительные и свои отрицательные стороны.
Выбор того или другого способа при дрессировке собаки зависит от ряда обстоятельств, как, например, от индивидуальных особенностей дрессируемой собаки, от приема, отрабатываемого у собаки, и пр.
Вкусопоощрительный способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик при отработке какого-либо приема использует только пищевые раздражители.
Например, дрессировщик должен выработать у собаки способом вкусопоощрения навык - подходить к нему по команде. Для этого он производит следующие действия: сначала подает сигнал-команду «ко мне» (условный раздражитель), затем показывает собаке пищу (условный пищевой раздражитель), чем побуждает собаку подойти к нему, и после ее подхода отдает ей показываемую ранее пищу, подкрепляя этим безусловным раздражителем желаемое действие. После нескольких повторений у собаки вырабатывается навык подходить к дрессировщику по одному его сигналу-команде «ко мне».
Способ вкусопоощрения широко применяется при отработке различных приемов у молодых и взрослых собак русских спаниелей. Механический способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик при отработке какого-либо приема у собаки условный раздражитель сопровождает безусловным механическим или болевым раздражителем.
Например, дрессировщик должен выработать у собаки механическим способом навык - садиться по сигналу. Для этого он производит следующие действия: вначале подает сигнал-команду «сидеть» (условный раздражитель), затем производит давление рукой на круп собаки (безусловный механический раздражитель), побуждая этим собаку сесть; давление на круп прекращает после посадки собаки.
Путем повторений вырабатывается и закрепляется навык, в результате чего собака по одной команде, не сопровождаемой давлением руки, начинает садиться.
Механический способ имеет ограниченное применение в дрессировке собак. У спаниелей этим способом отрабатывается только команда «нельзя».
Контрастный способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик условный раздражитель сопровождает безусловным механическим раздражителем, побуждая собаку совершить требуемое действие, после чего применяет безусловный пищевой раздражитель как средство поощрения собаки за выполнение сигнала.
Например, дрессировщик должен выработать у собаки контрастным способом навык - подход по команде. Для этого он подает команду «ко мне» (условный раздражитель), одновременно подтягивая собаку за поводок (безусловный механический раздражитель), побуждая этим собаку подойти к нему. После подхода собака поощряется кусочком пищи (безусловный пищевой раздражитель). После нескольких таких повторений у собаки вырабатывается прочный навык подходить к дрессировщику по одной команде «ко мне», без подтягивания за поводок. При настоящем способе факторами, побуждающими собаку к выполнению какого-либо приема, являются два контрастных, противоположных по своему значению, раздражителя: механический (болевой) и пищевой.

В результате воздействия двух различных по своему действию безусловных раздражителей у собаки спаниеля быстро вырабатывается необходимый навык. Выработанный этим способом навык является наиболее прочным.
Контрастный способ - лучший из всех способов для отработки у собак целого ряда приемов, поэтому этот способ широко применяется при дрессировке охотничьих собак, в частности спаниелей.
Подражательный способ. В поведении собак можно наблюдать инстинкт подражания, который проявляется в форме целого комплекса различных действий, сходных с действиями другой собаки, производящей их на виду у первой.
Так, например, если одна собака с лаем набрасывается на человека, то и вторая собака, находящаяся невдалеке от первой, присоединяется к ней, подражая ее действиям.
Это свойство одной собаки подражать в своих действиях другой широко используется в натаске, нагонке и притравке охотничьих собак, в том числе и спаниелей.
Раздражители, применяемые в дрессировке собак
Все раздражители, применяемые в дрессировке собак, подразделяются на условные и безусловные.
Условными раздражителями являются все сигналы, подаваемые дрессировщиком при дрессировке собаки, а также во время охоты с нею.
Сигналы являются основным средством для управления подготовленной собакой. Сигналы подразделяются на: команды, подаваемые голосом, жесты, подаваемые движением правой руки, и звуки, производимые свистком.
Любой сигнал, подаваемый дрессировщиком собаке, превращается в условный раздражитель с момента начала выработки у нее на этот сигнал соответствующего навыка.
Все сигналы должны быть неизменяемыми. Измененный сигнал для собаки является новым или безразличным раздражителем и не вызовет у нее нужного действия.
Команды - это отдельные слова. Каждая команда состоит из строго определенного сочетания звуков и произносится всегда с четко выраженной интонацией.
В дрессировке собак русского спаниеля применяются: интонация ласки, интонация приказания и интонация угрозы.
Интонация ласки применяется для поощрения собаки после выполнения ею какой-либо команды. Для поощрения собаки служит восклицание «хорошо», которое всегда должно произноситься громко, протяжно и обязательно с интонацией ласки.
Интонация приказания применяется в командах, требующих от собаки какого-либо действия. Такие команды, как, например, ко «мне», «сидеть», «лежать», «подать», «дай», «место», должны подаваться коротко, четко, не громко и обязательно с интонацией приказания.
Интонация угрозы применяется в запрещающей команде «нельзя», а также в повторных командах.
Безусловные раздражители применяются в дрессировке при начальной обработке приема.
В дрессировке применяются безусловные раздражители двух видов: механические и пищевые. К механическим раздражителям относятся: давление руки дрессировщика на крестец или холку собаки, рывок за поводок и удар прутиком. Сила физического раздражителя должна всегда соответствовать росту, возрасту и характеру собаки.
К щенку, молодой и взрослой робкой собаке применяются физические раздражители слабой силы. По отношению к взрослой, крупной и в особенности к злобной и упрямой собаке сила физического раздражителя должна увеличиваться.
Во всех случаях излишне сильный физический раздражитель может вызвать у собаки торможение вырабатываемого действия или проявление оборонительного инстинкта.
Пищевой раздражитель - «лакомство» - пища, более охотно поедаемая собакой. Хорошим «лакомством» являются мясо или баранки, порезанные небольшими кусочками.
Чтобы пищевой раздражитель более сильно воздействовал на собаку, ее дрессировку всегда необходимо проводить до кормления или спустя полтора-два часа после кормления.
Средства воздействия дрессировщика на собаку
При воспитании щенка, при дрессировке, натаске и использовании взрослой собаки на охоте дрессировщик в зависимости от различных обстоятельств применяет различные средства воздействия. К таким средствам относятся: поощрение, принуждение и запрещение.
Поощрение. Применяется как средство воздействия на собаку за выполнение ею сигнала дрессировщика.
Поощрением для собаки, в зависимости от обстоятельств, может служить восклицание «хорошо», оглаживание рукой или дача кусочка «лакомства». Для того, чтобы восклицание «хорошо» и оглаживание собаки превратить в условный раздражитель, необходимо восклицание и оглаживание подкреплять кусочком «лакомства». После этого одно восклицание «хорошо» или оглаживание будет воздействовать на собаку так же, как и «лакомство».
Если собака действительно четко выполнила сигнал дрессировщика, надо поощрять ее щедро, не скупясь.
При правильном поощрении у собаки усиливаются привязанность и доверчивость к дрессировщику, что облегчает ее воспитание, дрессировку, натаску и использование на охоте.
Принуждение. Применяется как средство воздействия на собаку, когда она не выполняет сигнала дрессировщика, хотя на этот сигнал у нее имеется выработанный соответствующий навык. В зависимости от обстановки принуждением может быть рывок поводком или удар прутиком. Как правило, принуждение всегда применяется после повторной команды, поданной с угрожающей интонацией, в результате чего в последующем одна команда, поданная с угрожающей интонацией, будет воздействовать на собаку так же, как и непосредственное принуждение.
В применении принуждения необходимо соблюдать осторожность. Излишне сильное принуждение воспитывает у собаки боязнь к дрессировщику и одновременно ослабляет ее привязанность к нему. Наоборот, уклонение дрессировщика от принуждения, а также слишком слабая сила принуждения воспитывают недисциплинированную, непослушную собаку.
Запрещение. Применяется как средство воздействия на собаку для прекращения любого ее действия, нежелательного для дрессировщика. Для этого применяется команда «нельзя». Вначале эта команда сопровождается болевым раздражителем. В дальнейшем одна команда «нельзя», без подкрепления, будет воздействовать на собаку так же, как и рывок за поводок или удар прутиком, в зависимости от того, чем подкреплялась эта команда раньше. Четкое выполнение команды «нельзя» - один из признаков дисциплинированности собаки.
Наиболее часто встречаемые ошибки в дрессировке собак русского спаниеля
Ошибки дрессировщика - это неправильные его действия при дрессировке собаки, из-за чего у собаки не вырабатывается нужный навык, а, наоборот, вырабатывается ненужный, нежелательный.
К ошибкам дрессировщика нужно отнести:

  • неправильное понятие о том, что собака способна понимать человеческую речь.
    В результате дрессировщик часто изменяет команды, на которые вырабатывает
    у собаки тот или иной новый навык.
    Так, например, команду «лежать» в одном случае он подает «лежать», в другом - «ложись». Для собаки каждая измененная команда является новым звуковым раздражителем. Поэтому затрудняется выработка нужного навыка, а если он уже был выработан, то в таких случаях не проявляется;
  • нарушение основного правила в выработке условных рефлексов. Ошибка
    заключается в том, что условный раздражитель не предшествует безусловному
    раздражителю, а следует после него.
    Например, дрессировщик сначала дает собаке рывок поводком, а затем команду «нельзя», в результате чего у собаки не вырабатывается навык прекращать свои действия по команде, которая при данном условии не может превратиться в условный раздражитель;
  • запаздывание с применением безусловного раздражителя. Эта ошибка состоит в
    том, что дрессировщик, отрабатывая у собаки какой-либо прием, вводит
    безусловный раздражитель спустя некоторое время после сигнала, в результате
    чего у собаки вырабатывается запаздывающий условный рефлекс.
    Например, дрессировщик, приучая собаку садиться по команде, долго медлит с
    подкреплением ее безусловным раздражителем - давлением руки на круп
    собаки. В результате этого у собаки долго не вырабатывается нужный прием, а
    когда он будет выработан, то получается запаздывающим;
  • грубое обращение с собакой задерживает у нее выработку требуемых навыков и
    воспитывает у нее недоверчивость и боязнь к дрессировщику;
  • чрезмерная ласка и постоянная игра с собакой резко снижают послушание
    собаки дома и на охоте.
    Все вышеуказанные ошибки являются главными методическими ошибками, наиболее часто встречающимися у молодых дрессировщиков. Каждый охотник-дрессировщик должен помнить, что терпение, настойчивость и ласка при дрессировке собаки обеспечат ему хорошего помощника на охоте.

Инвентарь для дрессировки
Для дрессировки спаниеля требуется следующий инвентарь удлиненный веревочный поводок длиною 15-20 м, толщиной 8 мм с карабином на одном конце и тремя узлами на другом, завязанными на расстоянии 0,5 м один от другого. Карабин служит для прикрепления поводка к ошейнику. Узлы на конце поводка предохраняют его от растрепывания, а также мешают его скольжению, когда дрессировщик наступает на него Удлиненный поводок используется для воздействия на собаку на расстоянии с целью закрепить команды «нельзя», «ко мне», «рядом» и «лежать», а также отучить собаку от гоньбы птицы после ее подъема.