Занятия по теме семья в средней группе. Открытое занятие «Моя семья» для детей средней группы

Цель : формирование эмоционально-положительного отношения к близким людям.

Задачи:

— формировать элементарные представления о членах семьи как о людях разного пола и возраста, объединенных родственным началом;

— обогащать первоначальные представления о функциях людей разного пола и возраста в семье;

— воспитывать чувство сопричастности к общим делам своей семьи;

— обучать способам проявления заботы по отношению к членам семьи.

Оборудование : игрушка мишка, настольно-печатная игра «Семейные обязанности», фотостенд с фотографиями на тему «Моя семья»; четыре картинки, на одной из которых изображена Мишкина семья (Мишка, его мама, папа, бабушка, дедушка), на второй — один Мишка, на третьей — Мишка со своей мамой, на четвертой — его папа, мольберт, иллюстрации с изображением мальчика, девочки, того, как они выполняют домашние дела.

Воспитатель обращает внимание детей на мишку, который держит в лапках красивую коробку.

Воспитатель . Миша, что это у тебя?

Мишка. Мне подарили новую игру, которая называется «Семейные обязанности», но я не знаю, как правильно разложить картинки.

Воспитатель . Мишенька, какую замечательную игру тебе подарили! Она поможет тебе хорошо запомнить мужские и женские обязанности в семье.

Мишка. А что такое семья?

Воспитатель. Мишутка, наши ребята сначала расскажут тебе все, что они знают о семье, а потом мы тебя обязательно научим играть в эту игру. Посмотри на этот стенд, здесь находятся семейные фотографии детей нашей группы.

Мишка стоит у стенда с семейными фотографиями и внимательно их рассматривает.

Мишка. Ребята, почему на этих фотографиях все улыбаются и сидят близко друг к другу?

Дети. В семье все любят друг друга, заботятся, всем хорошо вместе.

Мишка. Я тоже принес с собой фотографии.

Мишка показывает детям картинку со своим изображением.

Это моя фотография. Я здесь улыбаюсь.

Показывает детям рисунок, на котором изображены он и его мама.

На этой фотографии мы с мамой улыбаемся и сидим близко Друг к другу.

Показывает детям рисунок с изображением своего папы.

Это — мой папа.

Показывает детям фотографию с изображением своей семьи.

А на этой фотографии мы все вместе: я, мама, папа, дедушка, бабушка. Ребята, я не знаю, какую из моих фотографий можно считать семейной: здесь везде улыбающиеся лица и все сидят близко друг к другу.

Дети помогают Мишке выбрать фотографию с изображением семьи и помещают ее на стенд.

Воспитатель . Ребята, почему вы выбрали именно эту фотографию? Можно ли сказать, что это семья?

Дети отвечают.

Почему это семья?

Дети. Потому что есть папа, мама, сын, бабушка, дедушка; все любят друг друга; заботятся друг о друге.

Воспитатель . Мишутка, расскажи нашим детям о своих родственниках.

Мишка . Ребята, а кто такие родственники?

Дети. В семье есть много родственников: папа, мама, сестры, братья, дяди, тети, бабушки, дедушки.

Мишка. И они живут вместе?

Дети . Тети, дяди, бабушки, дедушки могут жить в других домах, городах, на других улицах.

Мишка . В моей семье живут медведи разного возраста: я — ребенок, папа и мама — взрослые, бабушка и дедушка — пожилые медведи.

Воспитатель . Ребята, расскажите о том, кто живет в вашей семье.

Дети отвечают.

Молодцы, вы правильно рассказали Мишке о том, кто живет в вашей семье.

Пальчиковая игра «Веселая семья»

Дети сжимают левую руку в кулак, а правой постепенно разгибают каждый палец левой руки. Движения сопровождаются текстом:

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папа,

Этот пальчик — мама,

Этот пальчик — я!

Вот и вся моя семья!

Мишка. Ребята, вы не могли бы мне рассказать о том, кто чем занимается в вашей семье?

Дети рассказывают.

Воспитатель . Молодцы, дети, вы правильно рассказали Мишке о том, что в семье каждый занимается своим делом: дети ходят в детский сад, учатся в школе, а взрослые — работают, пожилые люди отдыхают, занимаются домашними делами. Мишенька, наши дети знают пословицы и поговорки о семье, послушай их.

Дети . Вся семья вместе — так и душа на месте; в недружной семье добра не бывает; коли в семье лад, не нужен и клад.

Мишка. Спасибо, ребята, за интересные рассказы, пословицы и поговорки. Теперь я знаю, что такое семья! А сейчас научите меня, пожалуйста, играть в игру «Семейные обязанности».

Игра «Семейные обязанности»

Дети справа расставляют на мольберте картинки с изображением работы, которую выполняют женщины дома, а слева — картинки с изображением мужских обязанностей в семье.

Воспитатель. В семье все заботятся друг о друге, каждый выполняет свои обязанности. Кто в доме следит за порядком, чистотой и красотой?

Дети . Женщины и девочки.

По просьбе воспитателя дети ставят на мольберт картинки с изображением женских обязанностей в семье.

Воспитатель. Кто в доме выполняет тяжелую работу (покупает продукты, приносит домой тяжелые сумки) и ту, с которой трудно справиться (ремонтирует квартиру, передвигает мебель, строит дом)?

Дети . Мужчины и мальчики.

По просьбе воспитателя дети ставят на мольберт картинки с изображением мужских обязанностей в семье.

Воспитатель. Молодцы! Понравилась вам игра? А чтобы вы лучше запомнили мужские и женские обязанности в семье, предлагаю вам поиграть в игру.

Игра «Где бывали — мы не скажем, а что видели — покажем»

Если водящий, стоящий в центре круга, — мальчик, он изображает мужские обязанности, а если девочка — женские обязанности. Дети, стоящие в кругу, точно копируют показываемое движение и отгадывают, что задумал водящий.

Воспитатель. Ребята, расскажите о том, какие обязанности в семье есть у вас.

Дети . Помогаем убирать посуду после еды, подметаем пол, выносим мусор и т.д.

Физкультминутка «Мамам дружно помогаем»

Мамам дружно помогаем:

Сами в тазике стираем. Дети наклоняются вперед, двигают руками, имитирующие полоскание.

И рубашки, и носочки

Для сыночка и для дочки.

Через двор растянем ловко

Для одежды три веревки. Потягиваются —руки в стороны.

Светит солнышко-ромашка,

Скоро высохнут рубашки. Потягиваются — руки вверх.

Дидактическая игра «Как я помогаю дома?»

На одной из карточек изображен мальчик, на другой — девочка. К карточке, изображающей мальчика (девочку), нужно подобрать маленькие карточки, изображающие то, как мальчики (девочки) помогают по дому.

Воспитатель . Почему нужно помогать маме и папе по дому?

Дети. Чтобы маме и папе хватало времени на отдых, чтобы успели поиграть с нами, посмотреть телевизор, погулять во дворе.

Мишка . Ребята, благодарю за интересные рассказы о семье, за то, что вы научили меня играть в замечательную игру. До свидания!

Татьяна Пупышева

Непосредственная образовательная деятельность по социально-коммуникативному направлению

в средней группе по теме «Моя семья » .

Воспитатель : Пупышева Татьяна Ивановна

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация» , «Художественное творчество» .

Виды детской деятельности : коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная.

Цель : формирование представлений детей о семье , ее членах и родственных отношениях.

Задачи :

1. Образовательные.

Способствовать формированию правильного представления о семье , роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата.

Способствовать совершенствованию диалогической речи : умение участвовать в беседе;

2. Развивающие.

Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов, уменьшительно ласкательных существительных;

Закреплять умение составлять предложение с опорой на вопрос и действие.

3. Воспитательные. - Воспитывать положительные взаимоотношения в семье , чувство взаимовыручки, любовь и уважение ко всем членам семьи .

Предварительная работа : Оформление и рассматривание семейных фотографий и фотоальбомов, газет, чтение и разучивание стихов, изготовление подарков для родных, семейные праздники, совместная проектная деятельность с родителями и детьми по теме «Моя семья » .

Материалы :

Фотоальбомы и фотографии семьи воспитанников ; атрибуты к игре «Свет мой зеркальце, скажи» . Белая и желтая бумага, клей, ножницы.

Оборудование : ноутбук, экран, мультимедийный проектор,

1. Организационный момент.

Воспитатель с цветком в руках : Семицветик нас встречает, на занятие приглашает ! Раз, два, три, четыре, пять! Нужно нам в кружочек встать! Ребята есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем.

Солнцу красному… - привет!

Небу ясному…- привет!

Люди взрослые и малыши…- вам привет от всей души!

А чтобы у нас было хорошее настроение улыбнитесь друг другу и нашим гостям, И садитесь по местам!

дети садятся на стульчики

Воспитатель : Хочу, чтобы вы отгадали мою загадку :

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная. (семья ) .

Воспитатель : Правильно. И вы, конечно, догадались, что мы будем беседовать … семье )

Звучит «Песенка Мамонтенка» с показом клипа

Воспитатель : Кто это к нам приплыл? Вы узнали нашего гостя?

2. Вступительная беседа.

Мамонтенок : Здравствуйте ребята!

Мне очень захотелось побывать у вас в гостях, когда я узнал, что вы будете беседовать о семье . А моя семья моя мамочка и я ! Но я потерял свою маму и очень хочу ее найти.

Воспитатель : Не огорчайся мамонтенок, твоя мама обязательно найдется. Давай лучше поиграем в игру.

Проводится игра «Свет мой зеркальце, скажи скорее покажи,

кто живет в нашей семье

3. Беседа «Моя семья » .

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, что такое семья ?

Дети : Семья - это мама , папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.

Воспитатель : Да, действительно, самые близкие, самые любимые и любящие. Самые родные люди – мама и папа, бабушка, дедушка, братья, сестры – ваша семья . Как хорошо, что у вас у всех есть семья ! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга , весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир , дружба, уважение, любовь друг к другу.

- Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, (как у Мамонтенка) но если они любят друг друга – это настоящая семья .

Хорошо, если семья большая . Родители и много детей. Как такую семью по-другому назвать . (многодетная)

Воспитатель : В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?

Дети при помощи воспитателя образовывают слова

Дочь - доченька, дочурка

Сын – сынок, сыночек

Папа – папочка, папенька

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – бабуленька, бабулечка

Сестра – сестрёнка, сестричка

Внук – внучок

Внучка – внученька

Брат – братишка

Уточнение воспитателя, проведённое после беседы с детьми по картине на экране.

На картине мы видим женщину и мужчину – это мама и папа. Бабушка - это мамина мама, дедушка - это мамин папа. А вот эти бабушка и дедушка родители папы - его мама и папа. Мы видим на этой картине мальчика - это сын для мамы и папы, и внук для бабушки и дедушки. Девочка-это дочь для мамы и папы и внучка для бабушки и дедушки. Мальчик и девочка родные брат и сестра. Все эти люди родственники - это семья .

Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Делают вместе поделки и учат стихи.

Очень трудно самому

Жить на свете одному

Вместе с мамой жить и папой

Хочется всегда ребята

Стихотворение Натали Самоний «Семья всего дороже »

читает ребенок

Воспитатель : Раз, два, три, четыре, пять! Приглашаю вас играть!

4. Физминутка «Кто живет у нас в квартире»

Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)

Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)

Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

И конечно я! (Повороты туловища вправо-влево.)

5. Фотовыставка «Моя семья »

Мамонтенок : Дети, а я вижу красивые альбомы на столе. Это рисунки?

Это фотографии вашей семьи , покажите и расскажите о своих близких.

Дети рассматривают семейные фотографии, и желающие рассказывают о своей семье .

Мамонтенок : Молодцы ребята. Какие крепкие, любящие и дружные у вас семьи . И я, обязательно, найду свою маму, и мы с ней тоже сфотографируемся! Потому что это здорово когда есть семейные фотографии и альбомы.

В России летом 8 июля празднуется День семьи , любви и верности. Символом этого праздника стал цветочек с белыми лепестками и желтой серединкой… это ромашка. Такую ромашку мы сделаем с вами вместе. (Делают большую ромашку) .

Молодцы, какие красивые ромашки у нас получились!

А теперь ребята давайте поиграем в Игру «Мы с тобой одна семья » . Ведь наша группа это тоже семья .

Мы с тобой одна семья : вы, мы, ты и я. Обними соседа справа, обними соседа слева, Мы с тобой – друзья!

Воспитатель : Ребята, пока мы играли с вами, нашего Мамонтенка нашла мама. Он прощается с нами и ему очень понравилось у нас.

Мамонтенок : Ребята, я очень многому у вас научился, мне очень понравилось с вами играть, но пора прощаться. Спасибо вам за помощь. До свидания ребята!

6. Рефлексия.

Ребята, кто к нам приходил в гости?

Ребята, как одним словом можно назвать родных людей?

Какой цветок – символ семьи ?

Когда празднуют в России День семь





Познавательное занятие в средней группе.

Тема: Моя семья.

Цель: Формирование представлений о семье.

1. Учить отвечать на вопросы предложением.

2. Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательной формы существительных.

3. Воспитывать уважение и заботливое отношение к своей семье.

4. Формировать адекватную оценку принадлежности предмета ролевой игры с акцентом на половое различие.

Оборудование: семейные фотографии детей, планшет, предметы для ролевой игры «Семья»(пылесос, кастрюля, клубок, молоток, дрель, книга, сумка и др.), эмблемы с изображением бабушки, дедушки, брата, мамы, папы, сестры, клей, кисти, салфетки, клеёнки, цветные заготовки рамок фото.

Предварительная работа: Рассматривание сюжетной картины «Семья», дидактическая игра «Мамины и папины дела», рисование портрета семьи (задание для родителей), рассматривание семейных альбомов.

Словарная работа: семья, внученька, дедушка, заботиться, старший, младший, обязанности.

Ход занятия.

Организационный момент.

Шёл по крыше воробей,

Собирал своих друзей.

Много, много, много нас.

Выйдут девочки сейчас.

Воспитатель вместе с девочками зовёт мальчиков.

Дети садятся на стульчики. У детей в руках семейные фотографии. Фотографии вставляют в планшет.

1часть. Беседа о семье детей группы.

Воспитатель: Сегодня вы принесли фотографию своей семьи из вашего фотоальбома. Расскажите, кто живёт в вашей семье?

Дети: В моей семье живёт папа, мама, брат.

Воспитатель: Настя, расскажи, кто живёт с тобой? (мама, бабушка)

У вас большая семья?

Никита, с кем ты живёшь? (папа, мама, кот, брат).

Воспитатель: Семья может быть большая, как у Никиты, или маленькая как у Насти. В одной семье могут жить люди разного возраста. Есть семьи, где у родителей один ребёнок. В таких семьях есть брат или сестра. (Даша и Маша рассказывают о сёстрах) : Есть у тебя сестра или брат?

Кто из вас старший, а кто младший?

Чем вы занимаетесь вместе?

Сейчас Илья расскажет нам стихотворение о папе и маме.

Книжки мне читает мама,

И котлеты жарит мама.

Поёт песни перед сном,

Убирает целый дом!

Папе моему везёт –

На работу он идёт.

Итог: Ребята, вы меня поразили своими рассказами о семье. Так здорово, что вы знаете всё о своей семье.

2 часть. Игра «Скажи ласково»

Воспитатель: В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?

Дети: доченька, дочурка

Таким образом, дети изменяют слова.

Сын – сынок, сыночек

Папа – папочка, папенька

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – бабулечка

Сестра – сестрёнка

Внук – внучок

Внучка – внученька

Брат – братишка

Итог: Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько человек живёт у вас в квартире.

Физкультминутка: «Кто живёт у нас в квартире? »

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)

Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)

Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)

3часть. Игра «Семья»

Воспитатель: приглашаю вас в нашу квартиру. Я заметила, что вам нравится играть в дочки-матери. Сейчас мы поиграем.

Воспитатель с помощью эмблемы даёт роль ребёнку (бабушка, сын, внук, внучка, папа, мама, дочка) и спрашивает: Тимофей, кто ты? (Я - папа)

Воспитатель. Выберите предмет. Подумайте, что можно делать этим предметом дома?

Воспитатель даёт пример ответа: «Я, как мама, выбираю книгу, сегодня вечером я буду читать своей дочке сказку»

Какой предмет выбрал дедушка?

Чем занялась бы дочка?

Зачем папе молоток?

Дети обговаривают, кто, что взял, для чего это нужно.

Итог: Дети, я приятно удивлена, что вы так много знаете о том, кто и чем любит заниматься в вашей семье каждый вечер и в выходной день. Вы знаете обязанности своих пап, мам, братьев и сестёр, свои. Из ваших ответов я поняла, что у вас дружные семьи.

4 часть. Изготовление подарка.

Воспитатель: Сделаем рамку для вашей семейной фотографии. Это будет подарок -сюрприз.

Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая» (народная потешка)

Как у нас семья большая да весёлая.

Два у лавки стоят,

Два учиться хотят,

Два Степана у сметаны объедаются.

Две Дашки у кашки питаются.

Две Ульки в люльке качаются.

Индивидуальный подход во время наклеивания рамок.

Итог: Сегодня мы узнали многое о ваших семьях. Увидели, какой дедушка заботливый у Серёжи и у Жени, бабушка - у Сони умеет вязать. Каждая семья особенная. Что вам больше запомнилось?

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В

СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:

«МОЯ СЕМЬЯ»

Подготовила воспитатель

I квалификационной категории

Черевань Н.В.

Программные задачи:

Образовательные:

Формировать у детей понятие о семье, как о людях, которые живут вместе;

Закреплять знания детей о своей семье: умение называть имена членов семьи, фамилию, профессию родителей;

Закрепить умения определять наименование родственных отношений между ближними членами семьи;

Учить отвечать на вопросы полными предложениями;

Учить детей пользоваться нетрадиционным способом рисования – ладошкой.

Развивающие:

Развивать умение составлять короткие описательные рассказы о своей семье используя фотографии членов семьи;

Совершенствовать навыки связного высказывания, навыки связной речи;

Обогащать словарный запас детей;

Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции.

Воспитательные:

Воспитывать любовь, уважение, чувство гордости за свою семью;

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи средствами художественной литературы;

Воспитывать желание радовать своих родных результатами своего труда.

Материал и оборудование: семейные фотографии, ватман с изображением круга для солнца, краска жёлтого цвета, влажные салфетки, корзинка

Содержание организованной деятельности детей

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, у нас гости. Давайте поприветствуем их глазами, губами, головой, руками.

А сейчас отгадайте загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья).

Правильно. Вы угадали - это семья. (Дети присаживаются на стулья).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое семья (Семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.)

Воспитатель: Да, действительно, самые близкие, самые любимые и любящие, самые родные люди - мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры – ваша семья. Вы – самые счастливые дети на свете, потому что у вас есть семья! Семья может быть маленькой – например, мама и ребенок и большой - папа, мама, сын, дочь. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

Чтение стихотворения о семье.

Послушайте стихотворение и отгадайте, о чём в нем говорится.

Семья – это мама, папа, и дед,

Бабуля готовит нам вкусный обед.

В семье еще братья и сестры бывают,

Семья – это я! И меня называют

Котенок и лапочка, заинька, птичка;

Мне кто-то – братишка, а кто-то – сестричка.

Семья – где все любят меня и ласкают

И лучше семьи ничего не бывает.

О чём это стихотворение? (о семье)

Посмотрите сколько дружных семей в нашей группе.

Фотовыставка «Наша дружная семья»

Кто хочет рассказать о своей семье? Как зовут ваших родителей?

Где они работают? Назовите фамилию вашей семьи.

Дети рассматривают семейные фотографии и каждый рассказывает о своей семье.

Молодцы ребята. Какие крепкие, любящие и дружные у вас семьи. - А теперь давайте поиграем.

Физкультминутка «Кто живёт у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)

Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)

Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

Воспитатель: Ребята, а кто в вашей семье больше всех занимается домашними делами? (мама)

А что делает по дому мама?

Как вы обычно называете свою маму? (мамочка, мамуля)

Мама какая? (добрая, ласковая, улыбчивая)

Кто вы для мамы?

А что делает папа?

А как, вы называете своего папу? (папочка, папуля)

Какой папа? (сильный, строгий, смелый)

Кто вы для папы?

Чем занимаются бабушка и дедушка?

Кто вы для бабушки и дедушки?

Как вас ласково называют дома?

Какие заботы по дому есть у вас? (ответ детей)

Воспитатель: Кто подруга, кто нам друг, становись скорее в круг!

Подвижная игра «Радостно – грустно».

Ребята, я назову поступок, который может произойти в каждой семье; если это хороший поступок, то вы прыгайте и хлопайте в ладоши, а если плохой поступок, то шагайте на месте, опустив голову вниз. Договорились?

Вы помогли маме вымыть посуду?

На прогулке испачкали куртку?

Убрали за собой игрушки?

Позаботились о бабушке, она заболела?

Подрались с другом?

Помогли папе в хозяйственных делах?

Забыли покормить своего котенка?

Поздравили дедушку с днем рождения?

Ребята, мы иногда огорчаем своих родных, но нужно стараться больше радовать всех хорошими поступками. Давайте вспомним, как вы помогаете дома, какие добрые дела делаете.

Игра «Наши добрые дела»

Дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч детям с вопросом какие добрые дела они делают дома: мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать. (Во время игры звучит спокойная музыка.)

Воспитатель: Я рада, что у каждого из вас есть семья, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Ребята, семья, как солнышко, согревает всех своим теплом, и от её тепла и света становится уютно и тепло.

Посмотрите, солнышко выглянуло, а лучиков нет. (На доске прикрепляется солнышко). Давайте вместе с вами подарим солнышку лучики. Скажем много хороших слов о своей семье и нарисуем ладошкой лучик. А начнем мы так: «Я люблю свою семью потому, что… » (хорошая, заботливая, трудолюбивая, здоровая, дружная, приветливая, веселая, счастливая, большая, спортивная, гостеприимная…).

Сначала нам нужно подготовить пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я,

Вот и вся семья.

Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение.

Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? Правильно о семье.Давайте полюбуемся вашими лучиками, вот сколько добрых, ласковых слов вы сказали о своей семье. Я хочу пожелать, чтобы солнышко принесло в каждую вашу семью много тепла и ласки. А сейчас подойдите к своим родителям и пригласите на танец.

Открытое занятие
Образовательная область: интегрирование - познание (ребенок и окружающий мир)/ коммуникация (развитие речи)
«Моя семья»
для детей средней группы

Программное содержание:

Цель: расширение словарного запаса ребенка, по средствам выполнения упражнений в игровой форме в лексической тетради.

Задачи: закрепление обобщающих понятий по теме «Семья». Развитие словообразовательных навыков, фразовой и связной речи. Развитие внимательности, памяти, восприятия.

Оборудование, материалы: демонстрационный материал - картинки предметы домашней техники, картинки с изображением домашних помещений (кухня, прихожая, ванная комната, гостиная/спальня). Макет деревянного домика, листок с запиской. Раздаточный материал: лексические тетради Е.М. Косинова «Человек и его мир», цветной карандаш.

Ход занятия:

Рядом с доской стоит фланелеграф. На доске размещены картинки с изображением домашних помещений, на фланелеграфе картинки с изображением предметов бытовой техники. На столах лежат открытые тетради и карандаши. На дидактическом столе стоит деревянный домик, в нем лежит записка.

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знакомы со словом «семья». У каждого из нас есть семьи. Хотелось бы узнать, а кто является вашей семьей? (На вопрос отвечают несколько детей). Хорошо, я думаю, ваши семьи очень дружные, все друг друга любят и уважают.

Смотрите, ребята, рядом со мной стоит домик! Давайте заглянем в него, может в нем кто-то живет! Я вижу листочек бумаги, а на нем записка! Читаю:

«Это письмо от ваших родителей,

О семьях своих рассказать не хотите-ли?

Мы о себе рассказать поспешим -

Детками нашими мы дорожим!

Вместе всегда мы в беде и печали,

Дружбы такой вы нигде не встречали!

Здесь уважается каждое «я»,

И потому носим имя «семья»!

Вот такое послание оставили нам в домике! Давайте и мы попробуем разобраться в этом понятии «семья». А теперь мы посмотрим на доску, и на картинках найдем всех членов семьи!

Дети называют всех членов семьи, затем называют помещения и действия людей. (Папа с дочкой в прихожей. Они раздеваются с прогулки. Рядом сидит собачка).

Молодцы, никого не забыли! А теперь проверим вашу внимательность! Посмотрите на фланелеграф! Я называю вам предмет, а вы подумайте, в каком помещении в нашем доме он пригодится! (чайник-кухня, стиральная машина - ванная комната). Все это называется «бытовые приборы». Вспомните, какими бытовыми приборами пользуются в вашей семье?

А теперь мы немного разомнемся, и заниматься вновь вернемся!

Дети встают на коврик.

Воспитатель: Предлагаю всем поиграть в игру «Оркестр»!

Дети повторяют за воспитателем движения по смыслу текста.

Папа и мама ушли к дяде Косте, (маршируем)

У Саши и Вали - гости. (хлопки в ладоши)

И придумали Саша с сестрою: (ручки на голову)

- Давайте устроим оркестр. (разводим руками)

И устроили:

Валя - на рояле, (пальчики побежали)

Юля - на кастрюле, (стучим кулачком)

Лешка - на ложках, (хлопки двумя прямыми ладонями)

Саша - на трубе… (дуем в ладоши)

Представляете себе? (разводим руками)

И по всем по этажам -

Страшный шум, страшный гам; (топаем ногами)

Кричат на втором:

- Рушится дом! (разводим скрещенными руками)

А на первом говорят:

- Без сомнения -

Наводнение… (делаем руками плавные движения в стороны)

А дворник дал

Пожарный сигнал, (Бом-бом!)

И по этому сигналу

Бригада целая примчалась! (бег на месте)

- Где горит? Что горит?- (разводим руками в стороны)

А начальник говорит:

- Нет пожара здесь, поверьте,- (машем пальчиком)

Все несчастье тут - в концерте! (ручки вперед).

Воспитатель: Молодцы! А теперь садитесь за столы, и мы продолжим говорить о семье!

Далее работа в лексической тетради. Вопросы детям задаются в соответствии с заданием. Дети отвечают на вопросы, стараясь давать четкий, полный ответ. (Например, кто для мамы девочка? Кто для папы мальчик? Кто старше папа или бабушка?). Так же, дети должны объяснить свой ответ. Карандашом дети обводят в кружок то, что нужно найти на картинке (бытовой прибор, котенка).

Воспитатель: Какие вы молодцы! Теперь я знаю, какие вы внимательные, какие у вас дружные семьи!

А наш домик не простой, он волшебный! Он хорошим добрым деткам всегда дает подарочки! Но его надо ласково, по-доброму попросить!

Домик, пожалуйста, на удивленье,

Приготовь большое угощение!

А мы обещаем всем добрыми быть,

Семью уважать, родных всех любить!

Воспитатель отрывает домик, достает ребятам угощение. Дети благодарят домик, хлопают в ладоши.