Да ну не за что. Правописание выражения "не за что": слитно или раздельно, когда через "ни", примеры, перевод

В стрессовой ситуации, от накопившейся усталости или раздражения, да и просто ни с того ни с сего даже самые воспитанные сотрудники порой отпускают на работе фразы, способные взбесить окружающих. Обыкновенные выражения, которые вы даже не берете в голову, могут загубить вашу карьеру и испортить отношения с коллегами.

На основе книги-бестселлера гуру переговоров и бизнес-тренера Дарлин Прайс «Хорошо сказано! Презентации и разговоры, которые приносят плоды», «Умный журнал» выбрал фразы, которые тормозят профессиональный рост и вредят имиджу.

1. «Ой, да не вопрос»

Вы с улыбкой и присказкой «ой, да не вопрос» беретесь сделать коллеге одолжение, но и не думаете довести дело до конца? Не сомневайтесь, после такой «подставы» репутация ненадежного человека прилипнет к вам навеки.
Если вы знаете заранее, что не сможете выполнить обещанное, будьте честны и скажите об этом прямо и сразу. Коллега на вас рассчитывал и невыполненная просьба может выбить его работу из колеи.

2. «У меня нет на это времени»

Список текущих дел не становится короче, а руководитель снова пристает со своими личными просьбами? Плачевная ситуация. Скажем прямо, категоричный отказ от поручения просто сожжет между вами мосты и плохо скажется на деловой репутации.
Попробуйте привлечь начальника на свою сторону: перечислите, какие важные дела у вас на повестке, чтобы он расставил приоритеты. Предложите другое время, в которое сможете помочь.

3. «Это не входит в мои обязанности»

Если коллега подходит с просьбой — вероятно, на то есть причины. Может, помощь ему и не входит в ваши прямые обязанности, не спешите отказывать. Как минимум, вы покажете себя ценным игроком в команде, который решает проблемы. Плюс, это вклад в вашу личную офисную карму: никогда не знаешь, когда пригодится ответная помощь коллег.

4. «Да кто угодно может работать, как он»

Вы остры на язык и готовы высмеивать решения и действия начальника? Берегитесь! Руководитель услышит все, что было сказано в офисе. Некорректная фраза дойдет до него и через офисные сплетни.
В следующий раз, когда захотите за глаза покритиковать шефа или коллегу, спросите себя: «Что мне важнее: выплеснуть свой негатив или в будущем получить повышение?» Вероятно, второй вариант устроит вас куда больше.

5. «Не рассказывай это никому, но…»

Допустим, вы узнали, сколько зарабатывает ваш начальник, или что кого-то вот-вот уволят, — значит, вы получили кредит доверия. И не стоит бежать всем об этом рассказывать. Если это на самом деле секрет – держите его при себе. В противном случае не ждите, что другой офисный сплетник станет держать рот на замке, когда дело дойдет до ваших секретов.

6. «У меня не было повышения зарплаты четыре года»

Опытные начальники не считают, что долгое время работы – повод для повышения зарплаты сотруднику. Единственное оправдание прибавки – высокая эффективность.
Просьба о повышении оплаты труда потому, что его давно не было, говорит директору лишь о том, что вы хотите больше денег, а не о том, что вы их заслуживаете. Вместо причитаний назовите и подчеркните результаты, которых достигли за эти годы. Так вы докажете, что ваши услуги стоят увеличения зарплаты.

7. «Если еще когда-нибудь…»

Требования в ультимативной форме редко приводят к успеху. Так вы только наживете врагов и репутацию, что с вами трудно сработаться. Если ваши настойчивые просьбы не действуют, и единственный способ добиться результата – это угрозы, вам стоит пересмотреть свое рабочее окружение.

8. «Как же я напился вчера вечером…»

Вероятно, вы не единственный в офисе, кто позволил себе выпить накануне. Но почему-то только вы ноете на этот счет. Хотя ночная попойка вас не убила, и вы героически явились на работу, эта фраза закрепит за вами репутацию ненадежного человека.

9. «Буду с тобой откровенен..»

Во-первых, когда вы начинаете с этого предложение, собеседник испытывает напряжение и чувствует, что речь пойдет о негативе.
Кроме того, в этой фразе содержится посыл, что обычно вы не так уж честны и откровенны. И коллегам не стоит вам доверять, когда вы не используете это выражение. Избегайте этой фразы, начните разговор прямолинейно.

10. «Вообще-то, это не я виноват..»

Вы будете выглядеть хуже в глазах окружающих, если станете перекладывать ответственность на коллег.
Когда начальник говорит о том, что была допущена ошибка, не стоит увиливать, юлить и говорить, что виноват кто-то еще. Возможно, проблема возникла не из-за вас, но офис — не зал суда и никто не ищет виновника прямо сейчас. Все, что нужно, — это помочь ликвидировать ошибку и не допускать ее повторения.

11. «Мы так всегда делали»

Весьма распространенная фраза, которая говорит о работнике как о человеке, который не желает меняться. Сейчас в компаниях особенно ценятся мобильные сотрудники, способные быстро обучаться и идти в ногу со временем. Тот, кто застревает в прошлом, вряд ли добьется карьерного роста.

12. «Может, это глупая идея»

Подобные выражения снижают доверие к вам. А вы точно справитесь? А вы точно компетентны? Если вы и сами не уверены, то вряд ли кто-то решит прислушаться к вашему предложению.

13. «Это займет всего минуту»

Такая фраза вызовет у собеседника чувство, что вы делаете работу поверхностно, а в ваших навыках нет ничего особенного. Также ваши слова не должны обманывать, что работа будет выполнена быстрее, чем это возможно на самом деле.

14. «Не за что»

Когда коллега благодарит вас за помощь, не стоит говорить ему «не за что». Вы же помогли! Не обесценивайте свой труд. Слово «пожалуйста» лишь подчеркнет, что вам было приятно помочь.

«Не за что» – это устойчивое сочетание, которое пишется в три слова.

Распространенные ошибки

«Не за что», – привыкли мы говорить в ответ на благодарность. И если сделать это устно не составляет никакого труда, то с письменным вариантом, как правило, возникают проблемы: тут уже нужно включить не только вежливость, но и грамотность.

Какие ошибки допускаются при написании данного сочетания чаще всего:

  • Незачто;
  • Ни за что (*в некоторых случаях сочетание корректно, подробности ниже);
  • Низачто;
  • Не-за-что;
  • Ни-за-что.

Есть еще много фантастических вариаций на тему, но мы, пожалуй, не станем углубляться в безграмотные дебри, поскольку выбраться из них потом будет довольно непросто.

Почему не слитно?

Чем обосновано раздельное правописание? Чтобы понять это, произведем разбор данного сочетания по частям речи:

  1. «Не» – это частица, вносящая отрицание. Она-то может писаться со словами как слитно, так и раздельно. Но в данном конкретном случае и слово «за», и слово «что» употребляются без «не», поэтому писать следует раздельно.
  2. «За» – это предлог, а, как известно, данная часть речи пишется раздельно с другими словами.
  3. «Что» – местоимение, вполне себе полноценное слово, его можно употреблять без предлогов и частиц. Потому в данном сочетании его также следует написать раздельно.

Писать с ошибками – ни за что!

Кто-то наверняка удивленно вскинет брови: что в списке ошибок делает сочетание «ни за что»? И справедливо вскинет, надо сказать, ведь это выражение существует в русском языке и довольно часто используется в речи, причем в устной ее форме никаких колебаний не возникает. Зато стоит только вооружиться ручкой, как многие вместо «не за что» тут же старательно выводят «ни за что».

Это совершенно неправильно, ведь выражение «ни за что» имеет абсолютно другой смысл. Частица «ни» усиливает отрицание и, таким образом, данное сочетание означает полный отказ человека от совершения каких-либо действий. Например: «Я НИ за что не выйду сегодня на улицу – там страшная жара».

Почему же в устной речи все так легко и просто? Да потому, что два этих выражения различаются интонационно. Например, в сочетании «не за что» под ударением произносится «не», а в «ни за что» – «что». Ну так почему бы не руководствоваться этим на письме?

Если мы обратимся к правилам великого и могучего, а именно к правилу о том, как пишутся частицы «не» и «ни», то поймем, что «не» следует писать раздельно в тех случаях, когда частица не отделена от местоимения предлогом. Например: не у кого, не к чему, не с кем. А вот если предлога нет, тогда правильным будет слитное написание. Например: некто, нечего, некого. Выходит, правильно следует писать именно «не за что».

Значение выражения

Сочетание имеет три основных значения:

  • Вежливый ответ на благодарность.

Спасибо, ты оказал мне огромную услугу. – Да не за что, обращайся.

Тебе не за что благодарить меня, это было совсем не трудно.

  • Отсутствие причины или повода для чего-либо.

Она снова на меня обиделась, хотя, по-моему, совершенно не за что.

Тебе не за что извиняться, я не держу зла.

  • Отсутствие выдающейся части, за которую можно было бы схватиться.

Где перила у этой лестницы? Совершенно не за что держаться!

Синонимы и антонимы

Подберем ряд синонимов к исследуемому нами сочетанию.

В первом значении это будет:

  1. Пожалуйста;
  2. На здоровье;
  3. Не стоит благодарности.

Во втором значении можно также сказать «нет причины». Антоним во втором и третьем значении будет звучать как «есть за что».

А как у них?

А вот интересно, как будет звучать это выражение по-английски? Несмотря на то что в русском языке «не за что» часто служит синонимом слова «пожалуйста», англичане никогда не используют слово «please» в качестве ответа на благодарность. Вот как ответить правильно:

  • Not at all
  • Don’t mention it
  • My pleasure
  • You are welcome
  • That’s all right
  • No thanks at all
  • The pleasure is/was mine
  • It was a pleasure
  • No problem
  • That`s O’K
  • Any time
  • Think nothing of it!
  • Forget it!
  • You bet!

Надеемся, нам удалось прояснить ситуацию с написанием выражения «не за что». Ничего сложного, правда? Поэтому, думается, теперь вы ни за что не допустите в нем ошибку.